Будущего скафандр: совершенная одежда и снаряжение для космонавтов

Содержание

совершенная одежда и снаряжение для космонавтов

Высокие технологии, История, Космос, Познавательное

Оставить комментарий

В последнее время всё чаще поднимается вопрос о будущем межпланетных путешествий. Илон Маск и SpaceX уже не первый год заявляют о намерениях отправить на Марс первых людей. Глава Amazon Джефф Безос обещает устроить регулярные туристические рейсы на орбиту Земли и на Луну, а NASA не терпится начать изучение глубокого космоса. Если всем этим смелым планам суждено сбыться, возникает закономерный вопрос: достаточно ли совершенны существующие скафандры?

NASA

NASA

Одежда космонавтов – существенная деталь подготовки к амбициозному освоению космоса. Без подходящего снаряжения организм межпланетного путешественника подвержен совершенно непредсказуемым рискам, которые могут не только нарушить ход миссии, но и нанести непоправимый вред здоровью человека. В одной из лабораторий NASA созданием нового поколения скафандров занимается Эми Росс, которая уже около двадцати лет является ведущим специалистом в сфере космического снаряжения. Несмотря на значительную эволюцию костюмов для выхода в открытый космос, главной проблемой как старых, так и более современных скафандров является ограниченная мобильность.

NASA

Росс утверждает, что первоочерёдная цель её команды в процессе совершенствования космических костюмов – убедиться, что скафандры не мешают и не ограничивают движения астронавта. Новейшие прототипы костюмов серии «Z» находятся на ранних стадиях тестирования. Их внешний вид мало чем отличается от предшественников – новые скафандры всё такие-же белоснежные и плотные, однако для их изготовления будут использовать более лёгкие и прочные композитные материалы.

NASA

Не менее значительным элементом снаряжения космонавта является портативная система жизнеобеспечения: скафандры серии «Z» будут оборудованы новым поколением таких систем. Используемая система Extravehicular Mobility Unit была представлена в 1981 году и уже прилично устарела. Важную роль в новом прототипе NGLS играют усовершенствованные механизмы регулятора давления кислорода и углекислого нейтрализатора. Для сравнения в старой системе имеется всего два варианта настройки уровня давления кислорода, а в новом механизме представлено более 80 вариаций, которые можно подстроить под условия окружающей среды. Кроме того, в NGLS доступна функция рекомпрессии для лечения декомпрессионной болезни прямо внутри костюма.

NASA/ портативная ранцевая система жизнеобеспечения

Не остался без внимания и механизм углекислого нейтрализатора. В старых системах очистка воздуха осуществляется при помощи гидроксида лития или пероксидов активных металлов, которые поглощают углекислый газ и выделяют кислород. Дело в том, что использованные картриджи занимают много места, а их повторное применение либо вовсе невозможно (в случае с гидроксидом лития), либо возможно только после дополнительной обработки, на которую уходит немало ресурсов: электричества, времени и усилий экипажа и т. д. Новая система углекислого нейтрализатора состоит из двух секций, которые работают в режимах поглощения и регенерации. В режиме поглощения углекислый газ и излишняя влага впитывается абсорбентом на основе аминов вроде моноэтаноламина или метилдиэтаноламина. В режиме регенерации сорбент отторгает углекислоту и воду в газообразном состоянии, которые откачиваются из системы при помощи вакуумного насоса. Подобная система гораздо легче прежней, благодаря чему космонавт получает большую свободу движений.

Virgin Galactic

Virgin Galactic/Under Armour 2019

Возможно, скафандры NASA не выглядят как футуристические костюмы космических путешественников из нашумевшего научно-фантастического фильма, но их разработчики делают акцент на функциональности и удобстве скафандров для работы как в открытом космосе, так и на поверхности различных небесных тел. Для коммерческих компаний вроде Virgin Galactic Ричарда Брэнсона эстетическая составляющая скафандров играет гораздо более важную роль. Космические туристы, которые платят немалые деньги за краткосрочные путешествия, ожидают приятного времяпрепровождения в комфортной одежде. Для суборбитальных полётов массивные герметичные скафандры с тяжёлой ранцевой системой жизнеобеспечения совершенно ненужны, так как пассажиры не будут выходить за пределы корабля.

Virgin Galactic/Under Armour 2019

Компания Virgin Galactic Ричарда Брэнсона обратилась за помощью к Under Armour – американскому производителю спортивной одежды и экипировки. Вместе они разрабатывают стильные костюмы, которые сделают отдых на скорости, в три раза превышающую скорость звука, максимально комфортным. Дизайн лёгких скафандров собираются представить публике в конце 2019 года.

SpaceX

SpaceXSpaceXSpaceX

Разработкой собственных скафандров занимается и компания SpaceX, которая в скором времени планирует начать перевозку астронавтов на Международную космическую станцию. Для полёта на орбиту на скорости 30 Махов скафандры должны быть герметичными и обладать системой жизнеобеспечения, однако дополнительные меры безопасности не помешали SpaceX сохранить баланс эстетичности и функциональности. Их скафандры отдалённо напоминают костюмы штурмовиков Джона Молло, художника по костюмам к кинофраншизе «Звёздные войны». Вероятнее всего скафандры SpaceX не подойдут для работы в открытом космосе, их главным предназначением является поддержание жизни людей в случае разгерметизации космического судна.

BioSuit

Jose-Luis Olivares/MIT

Руку к созданию скафандра будущего приложили и в Массачусетском Технологическом Институте. Под руководством профессора аэронавтики и инженерных систем Давы Ньюман уже несколько лет продолжаются работы над инновационным костюмом под названием BioSuit. В отличие от большинства традиционных скафандров, BioSuit состоит всего из двух слоёв спандекса и нейлона, а внутренняя поверхность покрыта специальным термогелем, который регулирует температуру внутри скафандра в зависимости от внешних условий. Главное отличие BioSuit состоит в его концепции: вместо внешней системы регуляции давления эти скафандры используют эластичные шнуры, которые обжимают тело космонавта и не мешают комфортному передвижению. Давление обжима регулируется специальной системой, которая адаптируется под условия в окружающей среде. Так как необходимость в сложной и массивной системе регуляции давления отсутствует, значительно уменьшается вес портативной системы жизнеобеспечения.

Jose-Luis Olivares/MITTedTalks

Каждый скафандр BioSuit изготавливается с применением 3D моделирования под индивидуальные пропорции космонавтов. Ключевым недостатком таких скафандров является невозможность использования обуви и перчаток, изготовленных по схожей технологии, потому пока что пробные экземпляры оснащают стандартными «надувными» элементами снаряжения. Профессор Ньюман уверена, что к моменту готовности миссии по покорению Марса им удастся придумать достойную альтернативу надувным ботинкам и перчаткам, так как преимущества обжимного скафандра перед традиционным нельзя недооценивать. Например, при попадании микрометеорита в стандартный скафандр космонавту придётся немедленно возвращаться внутрь корабля, чтобы избежать полной разгерметизации. В случае с BioSuit небольшие повреждения можно исправить на месте с помощью специальных заплаток.

Поделиться в соцсетях

BioSuitкосмосскафандр

Найти:

Скафандр будущего станет… кожей космонавта (фото)

Я выросту и стану космонавтом, — твердит любой мальчишка в коротеньких штанишках.  Но, если еще каких-то несколько десятков лет полет в космос могли осуществить только избранные земляне, то уже сегодня — в век современных технологий, можно не только захотеть и к звездам улететь. Это уже новый вид туризма — космический.

Учитывая растущие темпы коммерческих перелетов и принимая во внимание запланированные миссии, космонавты регулярно выходят в открытый космос, который, к слову, по-прежнему остается крайне враждебной средой. Как бы не развивались технологии, но если вы случайно окажетесь в безвоздушном пространстве, вам едва ли удастся спастись. И дабы защититься от всех этих негативных факторов, космонавты используют защитные костюмы – скафандры. Костюм современного космонавта смотрится со стороны прекрасно, но надевать и носить его неудобно.

Решить эту проблему взялись инженеры из Массачусетского технологического института, и разработали концепцию скафандра будущего. Вместо громоздкого костюма астронавты и космические туристы будут облачены в гибкие обтекаемые одежды, которые защитят от опасностей космоса не хуже современных аналогов. Все это будет реально, если новая концепция исследователей дойдет до стадии коммерческого продукта.

Согласно идее разработчиков, легкая эластичная ткань костюма будет выложена по всей площади крошечными катушками. Подключенный к источнику питания на космическом корабле скафандр заставит катушки сократиться и обтянуть тело космонавта плотным коконом. В таком защитном облачении люди смогут с лёгкостью передвигаться по поверхности других планет, а если скафандр вдруг понадобится снять, для этого потребуется лишь небольшое физическое усилие.

Разработка концепции принадлежит команде, работающей под руководством Давы Ньюман, профессора аэронавтики, астронавтики и инженерных систем. Учёные уже изготовили прототип ткани «второй кожи», усеянной пружинообразными катушками, которые сокращаются, реагируя на тепло. Катушки изготовлены из сплава с памятью формы: если однажды ткань примет определённую форму, материал её повторит при нагревании.

Инженеры также вживили катушки в жгутообразные манжеты и подали электрический ток для создания тепла. При определенной температуре катушки «вспоминали» свою прежнюю форму и сжимали ткань вокруг тела человека. В ходе последующих испытаний группа обнаружила, что давление, генерируемое катушками, равно требуемой величине для полной поддержки астронавта в космосе.

 

Профессор аэронавтики отмечает: «Надевая обычный скафандр, человек оказывается в воздушном шаре газа, который обеспечивает необходимое для жизни давление в одну треть атмосферного. Мы хотим достичь той же степени, но посредством механического противодавления, прикладывая силу непосредственно к коже и избегая применения газа. В нашей концепции мы объединяем пассивые эластичные ткани и активные материалы, создавая удобный костюм для передвижения по другим планетам и в открытом космосе».

Чтобы найти активный материал, который был бы наиболее пригоден для использования в космосе, учёные протестировали 14 видов изменяющих форму материалов, начиная от диэлектрических эластомеров и заканчивая полимерами с памятью формы. Так они подобрали никель-титановые сплавы с памятью формы.

Из этого материала были изготовлены пружины-катушки малого диаметра, которые смогли производить значительное количество силы при нагреве. Весь материал при этом обладал небольшой массой.

Технологию создания катушкообразных волокон для ткани Ньюман и её команда позаимствовали у коллег-робототехников, также работающих в MIT. Сплавы с памятью формы можно «научить» возвращаться к первоначальной форме в ответ на определённую температуру.

Для «обучения» материала учёные сначала плотно смотали никель-титановые волокна в пружины с миллиметровым диаметром, после чего нагрели их до 450 градусов по Цельсию. При комнатной температуре, катушки могут быть растянуты или согнуты, словно скрепки, но перевалив за порог в 60 градусов по Цельсию, система начнёт меняться, и волокна вновь плотно свернутся в пружины.

Собрав из катушек и эластичного материала манжет, Ньюман и её коллеги успешно протестировали систему. При нагреве от 60 до 160°С катушки тянули на себя волокна и манжет затягивался, плотно облегая любое жёсткое тело.

«Как только космонавт наденет костюм, ему просто нужно будет подключить его к источнику питания, и он сам плотно прильнёт к телу», – отмечает Ньюман в пресс-релизе.

Теперь учёным предстоит найти способ зафиксировать материал в облегающем тело состоянии. Первый способ — это поддерживать постоянную высокую температуру, что невозможно, учитывая что это может быть болезненным для астронавта и слишком затратным по электроэнергии. Второй способ более реален: нужно будет понять, как можно заблокировать катушки от расслабления при снижении температур, пишут Вести.ru. Разработчики отмечают, что такой костюм может быть полезен далеко не только в космосе. Его могут носить солдаты, спасатели или спортсмены. Более того, система сжатия при повышении температур может мгновенно реагировать на возникшее огнестрельное ранение и затянуть рану покрепче, предотвратив чрезмерную потерю крови.


Современные скафандры

Растущий интерес коммерческих компаний к космосу повлек за собой пересмотр подходов к дизайну космических скафандров. На протяжении ХХ столетия инженеры, занимающиеся разработкой скафандров, больше всего заботились о безопасности и функциональности. На новом, коммерческом этапе освоения космоса, когда решающую роль приобрели мнение общества и его стремление вкладывать деньги в отрасль, конкуренция между дизайнерами и между фирмами-производителями привела к тому, что все больше внимания стали уделять эстетической стороне. Рассказываем об этом подробнее совместно с платформой «Теории и практики».

Редакция сайта

Коммерческие компании, организующие полеты в космос, рассматривают разработку дизайна скафандров и летных комбинезонов как важную часть подготовки к отправке туристов в космос и как возможность продвижения своего бренда на рынке, где конкуренция постоянно растет. Продумывая дизайн костюмов для экипажа и для пассажиров, коммерческие компании, несомненно, стремятся включить фирменный летный костюм в пакет услуг, которые предоставляются каждому, кто приобрел билет на космический рейс, и тот же Илон Маск прекрасно понимает, что клиенты, выбравшие в качестве туроператора SpaceX, отчасти могут руководствоваться желанием выглядеть «стильно».

В эпоху массового космического туризма дизайн одежды в той форме, в какой мы привыкли к нему на Земле, будет, скорее всего, сосуществовать с технологиями, применяемыми при изготовлении скафандров. Инженеры, занимающиеся разработкой дизайна скафандров для коммерческих компаний, уже пробуют себя в роли модельеров — вслед за модными домами они выпускают коллекции готовой одежды и создают на заказ изделия откутюр. Коммерческие космические туроператоры, такие как Virgin Galactic, SpaceX и Spaceport Sweden, предпринимают попытки пригласить модельеров и художников по костюмам, чтобы те разработали дизайн одежды для их будущих пассажиров и экипажа. Инженеры, работающие в частных дизайнерских компаниях, например Final Frontier Design в Бруклине, между тем своевременно предложили свои услуги по изготовлению космической одежды и скафандров на заказ или для продажи, как для конкретных клиентов, так и для покупателей в целом. Перед всеми этими дизайнерами встала непростая задача — совместить практичность и эстетику.

Одежду, которую носят в космосе, можно разделить на две основных категории: скафандры, предназначенные для защиты тела от опасностей открытого космоса, и повседневная одежда, которую носят на борту космического корабля. Требования, которыми руководствуются инженеры, работающие над производством скафандров, в корне отличаются от тех, которые предъявляют к одежде дизайнеры или фирмы, создающие или выбирающие одежду для повседневной жизни на космическом корабле (см. четвертую главу). Инженеры стремятся защитить тело от воздействия радиации, давления, слишком низких или слишком высоких температур, но внутри кабины пассажиры не подвергаются этим опасностям и могут носить обычную, повседневную одежду

Однако, учитывая, что инженеры, конструирующие скафандры, стали уделять больше внимания эстетической стороне, а модельеры начинают снабжать одежду носимыми устройствами, можно предположить, что интересы этих двух отраслей вскоре совпадут. Коммерческие компании заинтересованы в разработке дизайна костюмов как для пребывания внутри космического корабля, так и для выхода в открытый космос, и инженеры-специалисты совершенствуют технологии, позволяющие защитить тело от космического вакуума, в то время как модельеры, сотрудничающие с такими коммерческими космическими агентствами, как Virgin Galactic, разрабатывают одежду для туристов, которые не будут покидать космический корабль.

Коммерческие космические агентства ставят своей целью прежде всего разработку высотно-компенсирующих костюмов и летных костюмов, которые туристы будут носить на борту космического корабля

Ношение высотно-компенсирующих костюмов, защищающих тело на случай внезапной разгерметизации корабля, — мера предосторожности, которую государственные организации соблюдают при запуске космических кораблей и их возвращении в плотные слои атмосферы. Пока неизвестно, будут ли приняты какие-то законы, в соответствии с которыми коммерческие космические агентства обязаны будут одевать пассажиров в высотно-компенсирующие костюмы, так что коммерческие компании сами выбирают, на разработке какой одежды им лучше сосредоточиться — высотно-компенсирующих костюмов или летных комбинезонов без противодавления. Чтобы определить, что именно может понадобиться будущим космическим туристам, дизайнерам космической одежды стоит обратить внимание на все виды одежды и снаряжения, которые входят в арсенал астронавтов НАСА: скафандры для выхода в открытый космос, высотно-компенсирующие костюмы, летные комбинезоны и одежда из обычных магазинов для ношения на борту. Сам факт, что НАСА использует готовую одежду, которую можно найти в продаже, например рубашки поло и шорты, указывает на то, что на будущем рынке космической одежды должны быть представлены и повседневные вещи, которые удобно носить в условиях невесомости.

При выборе одежды для полетов в космос принято руководствоваться соображениями практичности. Разработкой скафандров всегда занимались инженеры, а не дизайнеры, и основная функция такого костюма заключается в том, что он помогает космонавту выжить в открытом космосе. Еще одним из ключевых требований к скафандру, помимо того что он сохраняет космонавту жизнь, является его удобство для выполнения всех операций и видов работ, которые космонавтам приходится осуществлять в скафандре. Чтобы космонавт смог выполнить эти операции, скафандры оснащают карманами и различными дополнениями. У скафандра есть и дополнительная функция — он служит поверхностью, на которой можно закрепить все необходимые инструменты так, чтобы их было легко достать. Различные предметы — от камер, установленных в области грудной клетки, до контрольных листов, которые у астронавтов «Аполлона-11» были пришиты к перчаткам на запястье, — цепляют, крепят ремнями и привязывают к поверхности костюма.

Чтобы космонавты могли дотянуться до этих инструментов и выполнить необходимые действия, надо, чтобы у них была возможность сгибать руки и ноги в суставах

Разрабатывая скафандры, инженеры попытались добиться пластичности без ущерба для безопасности, но космонавты при этом все равно испытывают неудобства, им трудно согнуть руку или ногу. Как отмечает Марк Тимминс, скафандры — «механизмы, предназначенные не для жизни, а лишь для того, чтобы приспособиться к определенным условиям, и присутствие человека они разве что терпят».  Скафандры стесняют движения. У жесткого корпуса скафандра, облекающего верхнюю часть тела, твердая оболочка, но даже мягкий корпус остается мягким только при надевании, а при герметизации затвердевает. Мягкие части скафандра, закрывающие руки и ноги, при герметизации теряют гибкость, и, чтобы в них можно было двигаться, требуются гофрированные шарниры и вращающиеся подшипники.

Один астронавт сравнил ощущение, возникающее при герметизации костюма, с погружением в цементный раствор, который застывает в процессе герметизации. Из-за громоздкости скафандров, обусловленной необходимостью приспособить их к крайне опас- ным условиям, функциональности уделяли больше внимания, чем форме.В ХХ веке дизайн скафандров строился на модернистских, утилитарных принципах. Как отмечают Адамс и Джонс, модернизм и в особенности модульный принцип оказали наибольшее влияние на космическую архитектуру. Когда шла подготовка к созданию Международной космической станции (МКС), «лучшие умы НАСА. .. пришли к выводу, что ничто не принесет американской космической станции такого успеха, как умелое применение модульного принципа в дизайне и работе станции. Модульное строение позволило в последующие годы достраивать и расширять МКС, присоединяя к ней «неизвестные или неопределенные части», которые еще не были разработаны к моменту запуска МКС. В последние годы у коммерческих космических агентств появились планы, воспользовавшись ее модульным строением, расширить ее в коммерческих целях, в том числе присоединив к ней экспериментальный развертываемый жилой модуль Bigelow Aerospace, BA330, задуманный как «космический отель». На модульном принципе основан и дизайн скафандров, которые обычно собираются из множества взаимосвязанных элементов. Скафандры с жесткими поясами, такие как Shuttle EMU (скафандр для выхода в открытый космос), состоят из двух частей, верхней и нижней, которые соединяются на поясе с помощью специального герметичного устройства.

Из-за модульной структуры скафандры для внекорабельной деятельности (EMU) обладают некоторыми преимуществами перед цельными скафандрами. Во-первых, они дают больше свободы в использовании: отдельные части можно заменить в соответствии с параметрами нового владельца или поставленной задачей. Во-вторых, их можно надевать и снимать в невесомости, что при другой конструкции сделать намного труднее.

Способ соединения отдельных элементов определяет форму и степень жесткости этих элементов и одновременно зависит от них. Форма и жесткость, в свою очередь, обусловлены способом надевания скафандра. В зависимости от типа конструкции скафандры надевают и снимают или с пояса, или со спины, или с помощью застежки-молнии. В первом случае две части, верхняя и нижняя, надеваются одна за другой. Для удобства надевания и снимания их делают широкими в талии. Скафандры, надеваемые со спины, такие как российский «Орлан», обычно оснащены сзади дверцей на шарнирах и ранцем. У таких скафандров больше нагрузка на спину и плечи: через отверстие в спине должно пройти все тело космонавта.«Возможность быстро и безопасно надеть скафандр играет важнейшую роль в обеспечении максимально продуктивной внекорабельной деятельности», но, поскольку легкость надевания при этом зависит от величины отверстия, приходится делать скафандр еще более громоздким и неповоротливым, чтобы его легче было надеть и снять.

Процесс надевания скафандра имеет мало общего с повседневным одеванием, к которому мы привыкли на Земле, и, как и многие другие действия в условиях микрогравитации, требует тренировки, которая определяется типом скафандра (см. ил. 3.1). На Земле, надевая или снимая с себя одежду, человек совершает движения в вертикальной плоскости, потому что ему приходится противостоять силе тяжести, натягивая одежду на себя, а ткань под действием силы тяжести, наоборот, прилегает к телу или падает на пол. У одежды, которую носят на Земле, отверстия обычно расположены сверху и снизу (сверху — ворот, снизу — края, в промежутке между которыми вертикально располагается тело), а когда человек совершает движения, необходимые, чтобы надеть или снять одежду, у него, как правило, есть точка опоры — он стоит или сидит. Скафандры с отверстием на спине устроены так, что надеть их можно, не упираясь в пол одной или обеими ногами, в том числе и в условиях невесомости. Скафандры с отверстием на спине — чтобы их надеть, космонавтам приходится сгруппироваться так, что сначала в отверстие пролезают голова и ноги, а в последнюю очередь ягодицы, — решают проблему громоздких жестких поясов, которыми соединяются части скафандра с отверстиями в области талии. Астронавт Крис Хэдфилд характеризует неприглядный процесс снимания скафандра с отверстием на спине, в ходе которого человек вынужден «пятиться задом», как «не самое приятное зрелище». Дизайнеры космической одежды в будущем могут с учетом разных способов надевания и снимания скафандра поместить нужные для этого отверстия в другие места, но при этом необязательно так, чтобы потребовалось расширять или делать эластичными ворот, отверстия для рук и ног или края скафандра у пояса.

Как и на Земле, процесс одевания и раздевания можно упростить за счет модульного принципа, отдельно присоединяя перчатки и ботинки

Однако, хотя в некоторых отношениях модульная конструкция может сделать процесс одевания более простым, есть риск, что он при этом усложнится из-за невозможности контролировать разрозненные элементы. Хэдфилд вспоминает, что «труднее всего в невесомости надевать ботинки», потому что они «летают по всей кабине».

Хотя важно, чтобы будущая космическая одежда отвечала всем требованиям безопасности, есть основания предполагать, что эстетические соображения выходят на первый план. По мере того как широкая публика получает все больше информации о дизайне скафандров и проявляет к этому растущий интерес, акцент смещается с функции на форму.

В 2014 году НАСА, стремясь привлечь население к работе над дизайном скафандра нового поколения, Z-2, устроило опрос. На своем сайте НАСА разместило предложенные варианты дизайна и пригласило интернет-пользователей принять участие в голосовании, чтобы по его итогам выбрать скафандр, в котором астронавты НАСА затем отправятся на Марс, чтобы, выйдя в открытый космос, исследовать поверхность планеты (см. ил. 3.2). Функциональные аспекты скафандра Z-2 были проработаны еще в процессе создания предшествовавшей ему модели скафандра, Z-1, которую журнал Time назвал одним из лучших изобретений 2012 года, поскольку в процессе изготовления противоударных частей использовалась инновационная технология 3D-печати. Этот дизайн получил высокую оценку в первую очередь из-за своей функциональности. В дизайне нового скафандра, Z-2, присутствуют все эти технологии, и, что было важно для участников голо- сования, он еще и стильно выглядит.

Решение устроить публичный опрос побудило НАСА тщательнее продумать дизайн с учетом современных модных тенденций, в частности моды на яркие цвета и спортивный стиль, сочетая их с представлениями об одежде будущего, позаимствованными из научно-фантастических фильмов. На сайте можно было выбрать из трех костюмов, дизайн которых строился на принципах биомимикрии и тенденциях в области носимых устройств. Один из скафандров, который носит название «Биомимикрия», оснащен электролюминесцентным проводом — техническое и дизайнерское решение, навеянное глубоководными формами жизни, — который расцвечивает костюм в условиях слабой освещенности.

Скафандр «Тенденции в обществе», прошитый нитями контрастного цвета и за счет этого наиболее эстетически эффектный из представленных вариантов дизайна, показывает, как может выглядеть повседневная одежда в не таком уж далеком будущем, и включает в себя элементы спортивного стиля. Скафандр «Технологии», набравший по результатам опроса наибольшее число голосов, украшен подсвечивающейся эмблемой на груди.

Рядовые граждане выбирали дизайн Z-2 для астронавтов, а не для себя. Поэтому их внимание неизбежно было сосредоточено на внешнем виде скафандра, а не на его подвижности, удобстве или практичности в целом. В том, что касается общей конструкции и функциональности, три представленных на сайте варианта дизайна были тождественны — все различия между ними сводились к поверхностным наружным особенностям. Поэтому публике предоставляли решить вопрос не о конструкции скафандра, а о его эстетической привлекательности. Незначительность этого решения свидетельствует и о некомпетентности широкой публики (в отличие от инженера — специалиста по производству скафандров), и о важной роли, какую эстетический аспект играет в этой отрасли, все больше сближающейся с коммерческой сферой.

Логично предположить, что большинство участников голосования никогда не летали на космическом корабле и не обладают такими знаниями, как у экспертов НАСА, чтобы вынести квалифицированное суждение о функциональности того или иного скафандра. Вот почему, чтобы доверить голосующим словно бы важное решение, их участие следует ограничить поверхностными вопросами стиля. Исторически сложившиеся представления о благородстве зрения привели к тому, что внешним особенностям костюма привыкли придавать чрезмерное значение, поэтому, преувеличивая роль дизайнерских элементов, участники голосования могут полагать, что вносят существенный вклад в будущее освоение космоса. Устроенное НАСА голосование мало что значит для астронавтов, которым предстоит носить эти скафандры, но важно, чтобы аудитория почувствовала, что к ней обращаются. В условиях все более явного проникновения в отрасль коммерческих отношений НАСА должно лидировать с точки зрения не только новейших технологий, но и публичного имиджа.

На этом примере видно, как велика разница между косвенным участием общества в будущем освоении космоса и непосредственной вовлеченностью публики в будущий космический туризм. Дизайнеры скафандров и космической одежды в коммерческих компаниях понимают, как заманчиво быть похожим на космонавта, даже если опыт космического путешествия этим и ограничится. Формируется новая индустрия, рассчитанная на клиентов, которые хотят прикоснуться к культуре космических полетов, переодевшись космонавтами, но не отправляясь при этом в космос.

Сознавая, как публике интересны даже действия, служащие лишь преддверием космического полета, независимая дизайнерская компания Final Frontier Design (FFD), занимающаяся производством скафандров, предлагает частным клиентам «опыт пребывания в скафандре» (Space Suit Experience). Во время этого двухчасового сеанса человек надевает скафандр, а затем участвует в испытаниях, проверяющих степень свободы и амплитуду движений, чтобы «почувствовать, что значит находиться внутри загерметизированного скафандра». Благодаря такому сеансу желающие могут приобщиться к космическим полетам в более продвинутой и уникальной форме, чем это позволяют сделать большинство общедоступных музеев и космических центров.

Поддержка, которую продукции и деятельности FFD оказывает общество, свидетельствует об интересе к космическим полетам рядовых граждан, которые, не имея пока возможности полететь в космос, стремятся косвенным образом поучаствовать в частном космическом путешествии. Своей целевой аудиторией FFD называет «любителей космоса», которые не могут себе позволить (или не хотят ждать, пока представится возможность) покупку билета на космический корабль.

Переодевание в скафандр можно сравнить с косплеем, «ритуалом идентификации», в ходе которого участники на протяжении некоторого времени вживаются в роль своего героя (или героини) — космонавта. Заказчики FFD могли переживать опыт космических приключений в своем воображении, например в детстве, играя в лунную миссию, но, в отличие от детской игры, предлагаемый FFD «опыт пребывания в скафандре» подчеркнуто реалистичен. Клиенты надевают полностью рабочий, сертифицированный НАСА герметичный скафандр, дизайн которого разработан FFD.

Реалистичен не только сам скафандр, но и все испытываемые участником ощущения

Заказчики переживают «погружение» в действие, позволяющее им почувствовать себя космонавтами. После того как с них снимут мерку, как ее снимают и с настоящих космонавтов, участники ждут, пока подгонят их скафандры. Затем они проходят через опыт пребывания в тесном скафандре в процессе его герметизации, сначала стоя, а потом в модели запускаемой ракеты.

Компания завоевала себе репутацию, будучи поставщиком перчаток для НАСА, а также успешно производя полноценные летные костюмы для будущих космических туристов. В рамках этих направлений своей деятельности она также смогла воспользоваться стремлением публики косвенно приобщиться к космическому туризму. Фирма выпустила небольшую коллекцию «одежды для будущих космических полетов», в том числе костюмы для пребывания на космическом корабле, рассчитанные на коммерческий рынок, и является одним из немногочисленных производителей, которые «позволяют рядовым гражданам прикоснуться к космосу»; компания существует частично за счет пожертвований. FFD удалось организовать успешный сбор средств на выпуск скафандра третьего поколения — проект поддержали 386 человек, а размер одного пожертвования колебался в диапазоне от трех до десяти тысяч долларов.

Любого из этих пожертвований в отдельности было бы недостаточно, чтобы участвовать в космическом полете, но вместе они составляют солидную сумму, которую можно назвать существенным вкладом в развитие будущего космического туризма. Внеся незначительные средства, жертвователи могут считать себя частью космического сообщества, которое способствует становлению коммерческой космической отрасли. Успех этой кампании свидетельствует о том, что люди стремятся внести свой вклад в освоение космоса скорее ради общего блага, чем только для того, чтобы принимать непосредственное участие в полетах. Как и в первую космическую эру, когда, выступая в поддержку исследований космоса, люди чувствовали, что не просто НАСА, а все человечество совершило гигантский прыжок в будущее, рядовые граждане могут сейчас и финансово, и морально поддержать коммерческое освоение космоса, участвуя в «общественных» инициативах, таких как кампания FFD.

Скафандры FFD считаются «последним словом высокой моды по индивидуальному заказу» (Fernholz 2015)

Это уже не просто форма одежды астронавтов, а обязательный элемент гардероба для потребителей, которые хотят оставаться в авангарде моды. FFD стремится в первую очередь предвосхитить потребности будущих космических туристов и обозначило для себя сегмент аудитории, запросы которого другие производители одежды на сегодняшний день не удовлетворяют. Фернхольц неслучайно сравнивает скафандры FFD с высокой модой: деятельность молодых компаний, специализирующихся на производстве скафандров, схожа с работой элитных модных брендов, которые тоже обслуживают нишевую аудиторию, предлагая ей прогрессивные дизайнерские решения. Из-за огромных затрат на производство скафандров цены на них получаются заоблачными, отчасти и потому, что требуется подгонять их по фигуре каждого из немногочисленных, но обладающих особыми привилегиями заказчиков. Чтобы финансировать производство, FFD выпускает более бюджетные копии, которые выставляют в музеях или приобретают для частных коллекций. В этом отношении бизнес-модель компании сопоставима с моделью модных брендов, выпускающих коллекции от-кутюр, которые являются «символическим капиталом» и для создания которых нужен «экономический капитал» — коллекции готовой одежды.

FFD и ее конкуренты, в частности компания Orbital Outfitters, выпустившая костюм для «космических погружений», который одновременно предназначен для парашютистов, прыгающих с больших высот, и для космических туристов как «страховочный костюм на случай чрезвычайных происшествий», составляют лишь малую часть рынка коммерческих производителей скафандров, где преобладают более известные компании, такие как ILC Dover, David Clark и Boeing. Государственные организации обычно сотрудничают именно с этими компаниями, поэтому требования к скафандрам в них определяет НАСА. Сейчас государственные организации в сфере космической промышленности по-прежнему контролируют все космические полеты с участием людей, и без поддержки и разрешения правительственных организаций возможности независимых предприятий ограничены. Поэтому в интересах этих организаций наладить контакты с НАСА или другими государственными учреждениями. Конечно, эти контакты выгодны и НАСА, потому что оно может воспользоваться разработками частных компаний. Благодаря сотрудничеству с частными компаниями присутствие модных тенденций в дизайне скафандров стало заметнее.

Например, когда компания Boeing заключила с НАСА договор о перевозке экипажа НАСА на МКС, она создала для членов экипажа скафандр «синий Boeing» (см. ил. 3.3). Скафандры Boeing «легче и лучше сидят на фигуре», чем те, которые обычно предоставляет астронавтам НАСА. Налицо сходство со спортивной одеждой: дизайн похожих на кеды ботинок, которые в самой компании Boeing сравнивают с кроссовками, разработан Reebok. Boeing позиционирует дизайн этого скафандра как специально созданный для корабля Starliner, говоря именно о дизайне, а не об инженерной конструкции и за счет этого подчеркивая эстетическое своеобразие скафандра. Дизайн такого типа — предвестник скафандров, которые в будущем, возможно, будут надевать космические туристы, отправляясь в непродолжительные космические полеты, организованные Boeing или другими подобными компаниями.Материал предоставлен платформой «Теории и практики»

НАСА выбирает 2 компании для создания скафандров следующего поколения для Луны

Впечатление художника от двух астронавтов в скафандрах, работающих на Луне.
(Изображение предоставлено НАСА)

НАСА выбрало две компании для изготовления скафандров для лунной программы «Артемида» и будущих миссий Международной космической станции (МКС).

Команды под руководством Axiom Space и Collins Aerospace (с ILC Dover в качестве основного спонсора) получили доступ к контракту на общую сумму до 3,5 миллиардов долларов на поставку скафандров для будущих миссий НАСА до 2034 года, объявили представители агентства сегодня (1 июня). .

Как и у частных компаний, которые отправляют грузы и астронавтов на Международную космическую станцию, у Axiom и Collins пока нет гарантированных заказов по контракту. (Команда Collins-ILC Dover имеет многолетний опыт поставок скафандров для НАСА, в то время как Axiom — новичок.)

Но у них будет возможность побороться за заказы для миссий уже в 2025 году, включая демонстрационную миссию за пределами МКС. и дебютная посадка на Луну Artemis во время миссии Artemis 3, которая намечена на 2025 или 2026 год, заявили официальные лица НАСА во время сегодняшней пресс-конференции.

По мере того, как в компаниях продолжается разработка скафандров, «НАСА будет проводить сертификацию, чтобы убедиться, что они готовы к приему наших астронавтов», — заявила Ванесса Вич, директор Космического центра НАСА имени Джонсона в Хьюстоне, во время сегодняшней прямой трансляции. «Тогда, как только костюмы будут готовы, их можно будет использовать».

Связанный: Эволюция скафандра в фотографиях

Обе компании заявили, что такая работа согласуется с их собственными планами по предоставлению скафандров для клиентов за пределами НАСА, поскольку коммерческие возможности космоса множатся в отрасли.

«У нас есть ряд клиентов, которые уже хотели бы совершить выход в открытый космос», — заявил сегодня журналистам Майкл Саффредини, бывший высокопоставленный сотрудник НАСА, а ныне президент и главный исполнительный директор Axiom Space. «Мы планировали построить костюм как часть нашей программы».

Axiom Space стремится установить модуль на МКС к 2024 году в качестве ядра новой независимой космической станции. Компания уже провела одну частную миссию с экипажем на МКС — Ax-1, которая была запущена и приземлилась в апреле, — и другие находятся в разработке.

Проекты скафандров все еще находятся на ранней стадии, хотя компании подчеркивают, что их блоки будут несколько модульными, максимально легкими и гибкими, и будут учитывать отзывы астронавтов и летного сообщества при оценке наилучшего пути для завершения.

«Это не должно быть похоже на космический корабль», — сказал сегодня журналистам Дэн Бербанк, старший технический сотрудник Collins Aerospace и бывший астронавт НАСА, говоря о том, как должен работать скафандр.

Астронавт Европейского космического агентства Матиас Маурер, вид с камеры на шлеме, который астронавт НАСА Раджа Чари носил во время выхода в открытый космос 23 марта 2022 года. Маурер и Чари использовали скафандры для выхода в открытый космос. (Изображение предоставлено NASA TV)

Бербанк, который провел семь часов в открытом космосе во время полета шаттла STS-115 в сентябре 2006 года, сказал, что отзывы сообщества являются ключевыми.

«Мы хотим иметь возможность создать иммерсивную среду, которая дает члену экипажа максимальную мобильность», — сказал он.

Например, официальные лица НАСА заявили, что следующее поколение скафандров будет иметь более гибкую посадку для более широкого круга типов телосложения, отвечая на критику скафандров, которые астронавты агентства используют в настоящее время. На сегодняшний день НАСА совершило только один выход в открытый космос с участием только женщин в 2019 году, в основном из-за сложности замены частей скафандра нужного размера на орбите.

Новые костюмы заменят внекорабельные транспортные средства агентства (EMU), два поколения которых выпускаются с 1983 для обслуживания космических челноков и миссий на МКС. Обе версии электропоезда были произведены командой под руководством ILC Dover и Collins Aerospace.

Сегодня НАСА заявило, что электропоезда «стареют». Пример: в настоящее время астронавты не могут использовать электропоезда на космической станции для обычных выходов в открытый космос из-за утечки воды в скафандре в марте, которая все еще расследуется. (Для определения причины потребуется время, так как поврежденный блок необходимо отправить на Землю для анализа; это самый серьезный инцидент такого типа после решения проблемы с утечкой в ​​2013 году.)

Кристин Дэвис, инженер по скафандру в Космическом центре Джонсона НАСА, носит наземный прототип исследовательского модуля внекорабельной мобильности (xEMU) агентства, 15 октября 2019 года в штаб-квартире НАСА в Вашингтоне. (Изображение предоставлено НАСА/Джоэл Ковски)

НАСА работает над собственными комплектами скафандров нового поколения уже около 15 лет в рамках нескольких программ. Последний, предназначенный для поддержки программы Artemis, например, назывался Exploration Extravehicular Mobility Unit (xEMU). Но отчет Управления генерального инспектора НАСА за август 2021 года показал, что неудачи в разработке xEMU, вероятно, задержат первую посадку Artemis по крайней мере на год с 2024 года, среди прочего.

Прошлые отчеты таких изданий, как Ars Technica , предполагают, что нынешнее стремление НАСА закупать скафандры у промышленности, а не производить их самостоятельно, направлено на снижение затрат и сложности.

Поскольку разработка xEMU продолжалась, в апреле 2021 года агентство выразило заинтересованность в привлечении коммерческих партнеров к разработке, созданию и обслуживанию технологий скафандров для выхода в открытый космос, которые также называются выходами в открытый космос.

Это было источником запроса контракта на услуги по исследованию внекорабельной деятельности в сентябре 2021 года (xEVAS ), что привело к сегодняшнему объявлению. Запрос требовал, чтобы все участники (включая выбранных Collins Aerospace и Axiom Space) потратили собственные деньги на разработку своих систем скафандров.

Связанные истории:

Обе выбранные компании заявили сегодня, что их системы уже находятся на довольно продвинутом этапе разработки, и что они будут продолжать заимствовать из банка информации, касающейся разработки xEMU и других систем в техническом отделе NASA EVA. Библиотека (откроется в новой вкладке).

Предположительно, уроки будут извлечены из миссий «Аполлон», в ходе которых было разработано несколько типов лунных скафандров, использовавшихся на лунной поверхности в конце 1960-х — начале 1970-е годы. Это единственные скафандры, которые когда-либо действовали в другом мире.

Хотя ожидается, что новые скафандры будут работать в различных условиях (микрогравитация и лунная поверхность), НАСА заявило, что требования не должны сильно отличаться, за исключением давления и необходимости ходить, а не захватывать.

На сегодняшней пресс-конференции предложенные проекты подробно не обсуждались. Бербанк Коллинза предположил, что смена скафандра между плаванием и ходьбой может быть просто вопросом замены нижней части туловища. Но проекты обеих команд будут усовершенствованы в ближайшие годы, чтобы убедиться, что они отвечают потребностям НАСА в массе, совместимости с системами космического корабля и безопасности, среди прочих факторов.

Подпишитесь на Элизабет Хауэлл в Твиттере  @howellspace (открывается в новой вкладке) . Следите за нами в Твиттере @Spacedotcom (открывается в новой вкладке) и на Facebook (открывается в новой вкладке) .

Присоединяйтесь к нашим космическим форумам, чтобы продолжать обсуждать последние миссии, ночное небо и многое другое! А если у вас есть новость, исправление или комментарий, сообщите нам об этом по адресу: [email protected].

Элизабет Хауэлл, доктор философии, является штатным корреспондентом на канале космических полетов с 2022 года. Она была автором статей для Space.com (открывается в новой вкладке) в течение 10 лет до этого, с 2012 года. Как гордый Trekkie и канадец, она также занимается такими темами, как разнообразие, научная фантастика, астрономия и игры, чтобы помочь другим исследовать вселенную. Репортажи Элизабет с места событий включают в себя два запуска пилотируемых космических кораблей из Казахстана, три миссии шаттлов во Флориде и встроенные репортажи с моделируемой миссии на Марс в Юте. Она имеет докторскую степень. и магистр наук. получил степень бакалавра космических исследований в Университете Северной Дакоты и степень бакалавра журналистики в Карлтонском университете в Канаде. Элизабет также является инструктором по коммуникациям и науке после окончания средней школы с 2015 года. Ее последняя книга «Моменты лидерства от НАСА» написана в соавторстве с астронавтом Дэйвом Уильямсом. Элизабет впервые заинтересовалась космосом после просмотра фильма «Аполлон-13» в 19 лет.96, и все еще хочет когда-нибудь стать космонавтом.

НАСА представляет будущие лунные скафандры, которые должны быть готовы к 2024 году

Перейти к основному содержанию

The VergeЛоготип Verge.

Домашняя страница The Verge

The VergeЛоготип Verge.

  • Science /
  • Space /
  • NASA

/

Есть еще много работы, чтобы выполнить

от Loren Grush / @lorengrush

|

Поделиться этой историей

Фото Лорен Груш / The Verge

Сегодня НАСА представило свои проекты будущих скафандров, которые астронавты будут носить во время полетов на лунную поверхность. Костюмы все еще находятся в разработке, но НАСА утверждает, что они будут готовы оставить астронавтов в космосе к 2024 году — сроку, установленному космическим агентством для возвращения людей на Луну.

Этот скафандр следующего поколения, известный как xEMU, основан на дизайне скафандров, которые уже носили астронавты на Международной космической станции. Эти новые комплекты модернизированы, чтобы носящие их астронавты могли жить и работать на Луне. Во время демонстрации в штаб-квартире НАСА во вторник инженер по скафандру продемонстрировал гибкость скафандра, доказав, что он может скручиваться и сгибаться в талии, в отличие от скафандров прошлого. Ноги костюма также гибкие, что позволяет владельцам ходить по другому миру — возможность, которая в настоящее время не нужна астронавтам на околоземной орбите.

эти скафандры гораздо более гибкие, чем их предшественники

НАСА утверждает, что xEMU также подходит для космонавтов разного роста. «Мы можем разместиться где угодно, от первого процентиля женского пола до 99-го процентиля мужского пола», — сказала во время демонстрации Эми Росс, дизайнер скафандра НАСА. Это была борьба с текущим дизайном скафандра, который имеет только несколько различных вариантов размеров. Такие ограничения по размеру ограничивают круг лиц, которые могут выходить в открытый космос на МКС. С этой проблемой НАСА столкнулось в марте, когда ему пришлось отложить свой первый полностью женский выход в открытый космос из-за размеров и доступности скафандров. НАСА говорит, что xEMU будет состоять из множества деталей разных размеров, а также с регулируемой функцией на плече, которая облегчит ношение костюма разным людям.

Фото Лорен Груш / The Verge

Конструкция xEMU основана на уроках, извлеченных во время полетов Аполлона на Луну. Во-первых, он создан, чтобы противостоять лунной пыли, которая невероятно хороша и оказалась серьезной проблемой для луноходов Аполлона — прилипать ко всему и проникать в оборудование. Чтобы не допустить попадания пыли, xEMU не имеет застежек-молний или кабелей, а его основные компоненты герметичны. НАСА утверждает, что скафандр также может выдерживать экстремальные температуры лунной поверхности, работающие от 250 до минус 250 градусов по Фаренгейту.

1/26

Photo by Loren Grush / The Verge

Хотя прототип xEMU на сцене в штаб-квартире НАСА выглядел впечатляюще, еще предстоит проделать немало работы, прежде чем эти скафандры будут готовы к использованию. настоящие лунные прогулки. У НАСА есть еще один крупный обзор конструкции скафандра, запланированный на 2021 год. После этого xEMU пройдет ряд испытаний, включая его размещение в вакуумной камере для имитации среды Луны.

Если все пойдет хорошо, пришло время отправить xEMU в космос. НАСА планирует запустить один из этих скафандров на Международную космическую станцию ​​в течение следующих двух лет, где астронавт наденет ансамбль для выхода в открытый космос. Однако, если НАСА по какой-то причине пропустит этот космический тест, это не значит, что они не могут отправить xEMU на Луну.

Фото Лорен Груш / The Verge

«Мы постараемся как можно быстрее доставить скафандр на борт космической станции, чтобы получить данные до того, как мы спустимся на Луну, но это не обязательно», — Крис. Хансен, главный инженер Международной космической станции НАСА, сказал во время пресс-конференции, посвященной скафандрам. «Мы достаточно довольны дизайном, поэтому, если по какой-то причине одно из этих расписаний сорвется, нам не нужно отправляться на космическую станцию».

НАСА сообщает, что строит два костюма xEMU для первого запланированного полета на Луну в 2024 году. После этого агентство хочет передать производство костюма коммерческой космической отрасли. Космическое агентство недавно направило коммерческим компаниям запрос информации о том, как лучше всего передать костюм будущему подрядчику. «Мы не хотим заниматься производством костюмов, — сказал Хансен. «Это гораздо лучше оставить промышленности. Мы хотим, чтобы они внедряли инновации. Мы хотим, чтобы они узнали, как сделать наши костюмы дешевле, быстрее и предоставить эти костюмы коммерческим организациям».

«Мы не хотим заниматься производством костюмов».

Прежде чем все это может произойти, НАСА должно получить деньги, необходимые для его амбициозной лунной миссии. Администрация Трампа запросила у НАСА дополнительные 1,6 миллиарда долларов на следующий год для ускорения планов по возвращению людей на Луну, но неясно, выделит ли Конгресс эти средства для агентства. В предлагаемых законопроектах о финансировании на следующий год эти деньги не включены. Одна из причин, по которой финансирование так важно, заключается в том, что конструкция скафандра также зависит от типа посадочного модуля, который НАСА выбирает для отправки людей на лунную поверхность; если у НАСА не будет денег, чтобы предоставить компаниям постройку спускаемых аппаратов, то график производства скафандров может стать непростым.

«На самом деле все сводится к тому, когда придет время заключать контракты на [посадочные аппараты]… тогда действительно нужно будет предоставить большую часть денег», — Маршалл Смит, директор программ исследования Луны людьми. Об этом в НАСА заявили во время пресс-конференции. «Это произойдет ближе к концу года, прежде чем мы столкнемся с проблемой бюджета, если мы не получим финансирование на том уровне, который, по нашему мнению, нам нужен».

Самый популярный

  1. Google обновляет приложение Home в рамках подготовки к Matter


  2. Вот почему вы ничего не видели на Доме Дракона


  3. Вот когда Overwatch 2 выйдет в вашем регионе робототехника 101


  4. Илон Маск говорит, что снова купит Twitter по цене 54,20 доллара за акцию, снова


  • 0187

  • Ракета Firefly Alpha впервые вышла на орбиту

  • Набор для изнасилования ДНК защищен новым законом штата Калифорния Давний поставщик и новичок

    НАСА заключило сделки с двумя коммерческими командами на поставку скафандров, предназначенных для использования, когда астронавты вернутся на Луну уже к 2025 году — и есть дополнительный поворот, который мог показаться чуждым луноходам Аполлона наполовину. век назад. На этот раз НАСА не будет владеть костюмами.

    В соответствии с условиями контрактов, выданных на услуги по исследованию внекорабельной деятельности, или xEVAS, Collins Aerospace и Axiom Space будут владеть скафандрами. Они также смогут свободно изучать коммерческие приложения данных и технологий, которые они разрабатывают в сотрудничестве с НАСА, за пределами НАСА.

    НАСА закупит услуги у Collins and Axiom, чтобы удовлетворить потребности космического агентства в выходе в открытый космос (и выходе на Луну) до 2034 года. Суммарная максимальная потенциальная стоимость контрактов составляет 3,5 миллиарда долларов, при этом фактическая выплата для каждой компании определяется тем, как НАСА распределяет свои приказы о задачах.

    Модель основана на прецедентах, созданных коммерциализацией НАСА транспортных услуг для экипажа и доставки грузов для космической станции. Аналогичная модель использовалась в прошлом году, когда НАСА заключило контракт со SpaceX на 2,9 миллиарда долларов на лунный посадочный модуль программы Artemis.

    «Благодаря этим наградам НАСА и наши партнеры будут разрабатывать передовые, надежные скафандры, которые позволят людям исследовать космос, как никогда раньше», — заявила сегодня в пресс-релизе Ванесса Вич, директор Космического центра НАСА имени Джонсона в Хьюстоне. «Сотрудничая с промышленностью, мы эффективно продвигаем необходимые технологии, чтобы держать американцев на пути успешных открытий на Международной космической станции и по мере того, как мы нацеливаемся на исследование лунной поверхности».

    Широкий круг компаний, в том числе SpaceX Илона Маска и Blue Origin Джеффа Безоса, заявили о своей заинтересованности в участии в программе НАСА по созданию скафандров, которая претерпела ряд задержек в разработке. Команды, которые победили, отражают существенно разный опыт.

    Axiom Space даже не мелькнула в глазах НАСА в эпоху Аполлона. Техасская компания была основана всего шесть лет назад, но уже успела стать серьезным игроком в коммерческой космической гонке. В апреле компания отправила трех клиентов на Международную космическую станцию ​​и строит жилой модуль, который должен быть прикреплен к космической станции в 2024 году.

    Для проекта скафандра Axiom сотрудничала с аэрокосмическими стойкими приверженцами, включая KBR, Air-Lock, компанию Дэвида Кларка, Paragon Space Development Corp., Sophic Synergistics и A-P-T Research. «Наш инновационный подход к скафандрам xEVAS предоставляет НАСА развиваемую конструкцию, которая обеспечивает рентабельную разработку, тестирование, обучение, развертывание и операции в режиме реального времени для удовлетворения различных потребностей в открытом космосе и операционных сценариев для ряда клиентов, включая НАСА». Об этом сегодня в пресс-релизе заявил Майкл Саффредини, президент и главный исполнительный директор Axiom Space.

    Axiom Space дразнит своим дизайном скафандра. (Иллюстрация Axiom)

    Другая команда xEVAS имеет долгую историю в бизнесе скафандров. Collins Aerospace, дочерняя компания Raytheon Technologies, ведет свою родословную от Hamilton Standard, производителя системы жизнеобеспечения скафандра Apollo.

    «Коллинз был там, когда первый человек ступил на Луну, и мы будем там, когда человечество вернется», — сказал Фил Джаспер, президент компании по системам миссии, в пресс-релизе.

    В команде Коллинза есть еще один известный производитель скафандров. ILC Dover, базирующаяся в Делавэре, строит герметичные скафандры для НАСА с самого начала эры Аполлона.

    «Мы рады вернуться на Луну и продолжить наше 50-летнее наследие поставок скафандров для выхода в открытый космос для НАСА, от программы «Аполлон» до сегодняшнего дня на Международной космической станции», — сказала Пэтти Столл, президент ILC Dover по космическим системам. «Мы с нетерпением ждем партнерства с НАСА в качестве их поставщика лунных скафандров и вдохновения следующего поколения через Артемиду, поскольку мы работаем над отправкой первой женщины и следующего мужчины на Луну».

    Еще одним партнером команды Collins Aerospace является компания Oceaneering International, которая в 2009 году выиграла у НАСА контракт на 148 миллионов долларов на разработку скафандра нового поколения.