Буран космический челнок: Космос: Наука и техника: Lenta.ru

Буран. Космический корабль, который был заброшен

Главная страница / Техника / Буран. Космический корабль, который был заброшен

В Техника

464 Просмотры

В 1988 году первый космический челнок Советского Союза Буран стартовал с космодрома Байконур. После развала СССР программа была приостановлена, а затем, в 1993 году, и вовсе отменена Ельциным за ненадобностью.

 

Французский фотограф Jonk пробрался в космодром Байконур в Казахстане, чтобы сделать эти снимки шаттла «Буран».

Изделие 1.02 «Буря» — — второй лётный экземпляр первой серии орбитального корабля, созданный в рамках советской космической программы «Буран»… Находится на космодроме Байконур. В апреле 2007 года массово-габаритный макет изделия, ранее бесхозно валявшийся под открытым небом, установлен в экспозиции музея космодрома Байконур (площадка 2). Само изделие 1.02 вместе с макетом ОК-МТ находится в монтажно-заправочном корпусе, и к нему свободного доступа не имеется.

«Бураны» были рассчитан на 100 полётов в космос, но слетал он туда один раз15 ноября 1988 года в автоматическом режиме и без экипажа на борту. Полёт длился 205 минут, за это время корабль совершил два витка вокруг Земли, после чего произвёл посадку на аэродроме «Юбилейный» космодрома Байконур.

В 2002 году единственный летавший в космос «Буран» (изделие 1.01) был разрушен при обрушении крыши монтажно-испытательного корпуса на Байконуре, в котором он хранился вместе с готовыми экземплярами ракеты-носителя «Энергия».

При внешнем сходстве с американским «Шаттлом» орбитальный корабль «Буран» имел принципиальное отличие — он мог совершать посадку полностью в автоматическом режиме с использованием бортового компьютера и наземного Комплекса радиотехнических систем навигации, посадки, контроля траектории и управления воздушным движением «Вымпел».

В этом единственном полёте у «Бурана» была лишь одна попытка для захода на посадку. При посадке скорость составляла 300 км/ч, во время входа в атмосферу доходила до 25 скоростей звука (почти 30 тысяч км/ч).

Мы же бродим вместе с фотографом Jonk по заброшенным цехам, где стоит Буран 1.02.

Второй Буран 1.02 был практически подготовлен к космическому полёту в 1992 году. Должен был совершить второй полёт в автоматическом режиме со стыковкой с пилотируемой станцией «Мир», с посещением экипажа на орбите и последующей автоматической посадкой на аэродром Юбилейный.

Для корабля предназначалось название «Буря», в зарубежной литературе носил также наименование «Птичка».

Но СССР развалили, денег не было, и «Птичка» стала никому не нужна…

В отличие от уничтоженного в 2002 году при обрушении кровли ангара «Бурана», второй корабль не пострадал, так как хранился в особо прочном здании, специально рассчитанном на то, чтобы выдержать сильный взрыв — помещении монтажно-заправочного корпуса (площадка 112А), где многоразовые космические корабли должны были заправляться горючим, сжиженными газами и прочими взрывоопасными веществами перед полётом.

К моменту закрытия программы (начало 1990-х годов) было построено или велось строительство пяти лётных экземпляров корабля «Буран». Первый погиб при обрушении комплекса, как говорилось выше, второй мы смотрим.

Третий — изделие 2.01 «Байкал» — степень готовности корабля на момент прекращения работ составляла 30—50 %. 22—23 июня 2011 года перевезён речным транспортом на аэродром в Жуковский, для реставрации и последующего показа на авиасалоне МАКС.

Четвертый — 2.02 — был готов на 10—20 %. Разобран (частично) на стапелях Тушинского машиностроительного завода. Пятый был уничтожен в цехах Тушинского машиностроительного завода.

На этом и закончилась история Буранов. И новые «бураны» вряд ли появятся в ближайшее время.

Буран 1.02 в заброшенном цеху Космодрома Байконур:

Байконур, буран, космос, призраки, ракета

Эта высота div, необходимых для включения липкой боковой панели

Казахстан намерен вернуть космический челнок «Буран» в госсобственность

18 ноября 2020, 11:19

НУР-СУЛТАН, 18 ноября. /Корр. ТАСС Юлия Нитченко/. Власти Казахстана планируют вернуть второй летный образец советского космического челнока «Буран» в государственную собственность, для чего подан иск в суд. Сейчас «Буран» находится в собственности казахстанского акционерного общества «Ракетно-космическая компания «Байконур». Об этом ТАСС сообщили в среду в пресс-службе Министерства цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Казахстана.

Читайте также

Почему «Буран» летал всего один раз и никогда не стоял в Парке Горького

«Изделия серии «Буран» в данный момент находятся в собственности акционерного общества «Ракетно-космическая компания «Байконур» (первоначальное наименование: акционерное общество закрытого типа «Казахстанско-российское инновационное совместное предприятие «Аэлита» (АОЗТ «КРИСП «Аэлита»), генеральным директором которого является Даурен Муса», — рассказали в пресс-службе.

АОЗТ «КРИСП «Аэлита» зарегистрировано в качестве юридического лица Казахстана 13 марта 1997 года. «Уставный капитал общества формировался имущественными вкладами от каждой из сторон, в том числе передачей в уставной капитал второго летного экземпляра орбитального многоразового космического корабля «Буран». В результате отчуждения акций общества владельцем 80% акций общества стало частное лицо — Даурен Муса, 20% акций осталось за республиканским государственным предприятием «Инфракос», — уточнили в министерстве.

По данным ведомства, в июне 2019 года комитетом государственного имущества и приватизации Министерства финансов Казахстана был подан иск о ликвидации акционерного общества «Ракетно-космическая компания «Байконур» и возврате имущества, внесенного в качестве вклада в уставный капитал общества, включая экземпляр орбитального многоразового космического корабля «Буран». «Очередное заседание назначено в специализированном межрайонном экономическом суде города Алма-Аты на 10 декабря этого года», — уточнили в министерстве.

17 ноября гендиректор госкорпорации «Роскосмос» Дмитрий Рогозин сообщил журналистам, что второй летный образец советского космического челнока «Буран», его макет и ракета «Энергия» могут быть переданы в государственный или частный музей, если Роскосмос найдет их владельца и договорится с ним. Позже Даурен Муса на своей странице в Twitter проинформировал, что «Буран» и его макет принадлежат «Ракетно-космической компании «Байконур». По его словам, компания приложила много усилий для того, чтобы предприятие и «Бураны» остались целыми. В свою очередь, Рогозин выразил тревогу из-за условий хранения второго летного образца космического челнока «Буран» и его макета, предложив владельцу обсудить дальнейшую судьбу кораблей с представителями Роскосмоса.

«Буран» был частью многоразовой космической системы «Энергия — Буран». Помимо орбитального корабля, в нее входила сверхтяжелая ракета-носитель «Энергия», а также средства наземной космической инфраструктуры. «Буран» был способен совершать длительные (до 30 суток) полеты, орбитальное маневрирование, управляемый спуск и самолетную посадку на специально оборудованный аэродром.

На территории Музея истории космодрома Байконур находится второй построенный «Буран». Первый образец после полета в космос 15 ноября 1988 года в полностью автоматическом режиме без экипажа находился в монтажно-испытательном комплексе на Байконуре. В мае 2002 года корабль был погребен под обрушившейся крышей здания. 

Теги:

Рогозин, Дмитрий ОлеговичКазахстанРоссия

Советский космический шаттл, покрытый граффити

(CNN) — В течение многих лет он простоял заброшенным в полуразрушенном ангаре в Казахстане, и его посещали только бесстрашные городские исследователи, стремящиеся сфотографировать захватывающую, хотя и нелюбимую часть космической истории.

Но после того, как граффити недавно было нанесено баллончиком на борт советского космического челнока, что вызвало возмущение в сети, вскоре его может постичь другая судьба.

По крайней мере, один многоразовый космический корабль «Буран», созданный по образцу американского космического корабля «Шаттл», в настоящее время находится на хранении на космодроме Байконур, удаленном действующем космодроме примерно в 1500 милях к юго-востоку от Москвы.

Только одна миссия «Бурана» была завершена в 1988 году, за год до падения Берлинской стены. Когда Советский Союз в конечном итоге распался, космическая программа была приостановлена ​​и в конечном итоге отменена.

В то время как один полномасштабный тестовый образец в настоящее время находится в музее на Байконуре, а один был разрушен в результате обрушения крыши, по крайней мере еще один хранится в заброшенном ангаре. Именно на это, по всей видимости, нанесли граффити.

Российское государственное информационное агентство ТАСС на этой неделе процитировало данные российского космического агентства «Роскосмос» о том, что «группа неизвестных проникла на космодром Байконур» перед украшением борта корабля «Буран».

Изображения очевидных граффити были затем размещены в Instagram и затем широко распространены, в том числе многими, расстроенными инцидентом. Оригинальные сообщения больше не могут быть найдены в Интернете.

По данным ТАСС, на граффити были надписи «Юра, мы прибыли» — явная отсылка к советскому космонавту Юрию Гагарину и «Прежде чем подняться к звездам, человек должен научиться жить на Земле».

‘Отвратительный финал’

На этом архивном фото 2010 года видно, что он заброшенный ангар, где хранится шаттл.

Ральф Миребс/Exclusivepix Media/Zuma

Лана Сатор, российский фотограф и урбанист, чьи снимки пользуются популярностью во всем мире, ранее уже посещала ангар для шаттлов на Байконуре. Она была среди тех, кто осудил тех, кто стоит за граффити.

«Они запятнали крутой заброшенный участок», — сказала она CNN. «Я был там года два назад. До меня их были сотни, и после меня сотни, и никому из них не было дела до этого, потому что само место почти священно».

Сатор сказал, что, несмотря на то, что местонахождение объекта Байконур находится в относительной удаленности и требует 35-километрового перехода ночью, добраться до места расположения шаттла было легко. Она сказала, что охранники на месте были дружелюбны.

Она добавила: «Понятно, что у любого заброшенного места есть срок жизни, но жаль, что это место ждет такой отвратительный финал».

В то время как многие сетовали на то, что они считали актом осквернения части советской космической истории, этот инцидент на самом деле может помочь усилиям по сохранению космического корабля.

В Роскосмосе заявили, что вопрос о возможном перемещении шаттлов будет поднят на ближайшем совещании представителей правительств России и Казахстана.

«Госкорпорация «Роскосмос» считает необходимым оперативно принять решение о передаче уникальных объектов в один из музеев космонавтики», — говорится в сообщении. «Роскосмос готов обсудить условия такого решения»

Сатор сказала, что предпочла бы сохранение корабля на месте. «Я думаю, что шаттлы не надо никуда убирать, но они могли бы превратить все здание, где они хранятся, в музей».

В поисках фотографий первого советского космического корабля «Шаттл»

15 ноября 1988 года с космодрома Байконур в современном Казахстане стартовал первый советский космический корабль «Буран». Благодаря поразительному сходству конструкции с американскими космическими челноками, что вызвало предположения о том, что советские ученые украли или скопировали американские планы, «Буран» (по-русски «метель») задумывался как будущее советской космической программы. Вместо этого его первый полет оказался последним. Через год пала Берлинская стена, а в последующие годы последовал распад СССР. Программа космических челноков была приостановлена, а затем, в 1993, отмененный Борисом Ельциным, первым постсоветским президентом России.

На сегодняшний день сохранились три версии «Бурана». Один из них, полномасштабный тестовый образец, выставлен в музее космодрома Байконур. Два других, в том числе шаттл, который должен был отправиться во вторую миссию, гниют в заброшенном ангаре в другой части обширного комплекса Байконур. На протяжении многих лет местные мусорщики пробирались в ангар, чтобы собрать ценные металлы и электронику. Сайт также стал мишенью для международных авантюристов, желающих заглянуть в советскую космическую историю. Среди них — французский фотограф Йонк, которому удалось проникнуть в ангар в апреле 2018 года9.0005

Йонк — опытный городской исследователь, или «урбексер», по его оценкам, он сфотографировал около 1500 заброшенных мест по всему миру. Но немногие места были более труднодоступными, чем ангар «Бурана». Во-первых, Байконур по-прежнему является действующим космодромом: российская космическая программа арендует этот участок у Казахстана примерно за 115 миллионов долларов в год и использует его для запуска в космос своих и иностранных астронавтов. (С тех пор, как НАСА закрыло свою программу шаттлов в 2011 году, американские астронавты отправились в космос вместе с русскими.)

Расположение Байконура посреди бескрайней казахской степи представляло собой еще одну проблему. Чтобы добраться туда, Джонк и трое друзей прилетели в близлежащий город Кызылорду и совершили четырехчасовую поездку на автобусе до небольшого городка Торетам. Оттуда они нашли местного жителя, который с наступлением темноты высадил их на обочине шоссе, примерно в 20 километрах от Байконура. Используя устройство GPS, запрограммированное на координаты ангара, они семь часов шли пешком по каменистой степи, надев налобные фонари, чтобы видеть дорогу.

Йонк и компания прибыли в ангар около 2 часов ночи и обнаружили, что он не охраняется. Забравшись через незапертое окно, они начали искать шаттлы в пещерообразном, темном как смоль здании. «Когда я наконец провел фонариком над шаттлом, это было потрясающе, — вспоминает он. «Увидеть, как его бросили в темноте, я никогда не забуду». Проведя несколько часов в спальных мешках в ангаре, Джонк и его команда из трех человек провели следующие два дня, исследуя и фотографируя два шаттла. Несмотря на ужасные условия хранения, они обнаружили, что шаттлы находятся в лучшем состоянии, чем ожидалось. «Из всех заброшенных мест, которые я исследовал, это было самым впечатляющим», — говорит он. Они также пробрались в ближайший ангар, в котором находился прототип старой ракеты «Энергия-М», использовавшейся для запуска «Бурана» в космос. Чтобы избежать патрулей службы безопасности, они по очереди несли караульную службу на крыше ангара. В двух случаях, когда сотрудник службы безопасности останавливался, чтобы проверить ангары, сторож использовал рацию, чтобы предупредить остальных, чтобы они молчали.