Буран космический шаттл: Космос: Наука и техника: Lenta.ru

The National Interest (США): печальная история попытки России построить космический шаттл

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ

Читать inosmi.ru в

Это была достаточно успешная попытка, которая оказалась сорванной из-за крайне неудачного выбора времени, указывает автор. В Советском Союзе уже начался серьезный и в конечном счете фатальный экономический кризис, и шаттл «Буран» так больше и не взлетел после тестового полета в ноябре 1988 года. НПО «Энергия» не пережила распад СССР, и три оставшихся шаттла бросили.

Кайл Мизоками

Главное: программа «Буран», над которой некогда усиленно трудилось столько талантливых людей, и на которую было потрачено столько средств из советской казны, теперь превратилась в примечание в истории освоения космоса.

Жесткое соперничество между США и Советским Союзом заставляло эти две страны соревноваться друг с другом не только на земле, но и по всей Солнечной системе. Хорошие идеи или, если точнее, хорошие для того времени идеи часто перенимались, если они позволяли повышать престиж Вашингтона и Москвы. Из всех идей, которые были скопированы в период космической гонки, самой любопытной — и самой дерзкой — была идея создания советского космического шаттла.

Целью американской программы «Спейс шаттл» (Space Shuttle) было создание космического корабля, который служил бы недорогим челноком многоразового использования между Землей и низкой околоземной орбитой. Такой шаттл мог доставлять военные и гражданские грузы в космос, выполнять функции лаборатории для проведения научных экспериментов и переправлять экипажи и посетителей на орбитальные космические станции и обратно. Этот проект, в рамках которого шаттлы совершили десятки полетов за период их срока эксплуатации, стал настоящей гордостью для американцев и ярким примером «мягкой силы».

Соблазн для СССР был настолько велик, что было решено создать свой собственный шаттл, и работа над ним началась уже в середине 1970-х годов — еще того, как американский шаттл совершил свой первый полет. У Москвы была веская причина для того, чтобы построить собственный космический челнок многоразового использования: советские космические станции «Салют», а позже и космическая станция «Мир» могли бы пользоваться всеми преимуществами такого относительно недорогого космического транспорта, который помог бы Советскому Союзу расширить его полупостоянное присутствие в космосе.

Москва уже несколько лет знала, что Вашингтон ведет работу над собственной программой создания космического корабля многоразового использования. Такие проекты, как X-20 Dyna-Soar, раскрыли намерения Америки. Проект «Спейс шаттл» был одобрен в 1969 году, чему способствовал успех НАСА в отправке миссии «Аполлон» к поверхности Луны. Тот факт, что СССР не принялся немедленно за разработку своего проекта, достаточно любопытен. Возможно, советские власти сомневались в технической осуществимости проекта по созданию космического корабля многоразового использования.

К 1976 году американцы уже активно строили два шаттла — прототип шаттла «Энтерпрайз» и уже полностью пригодный к эксплуатации «Коламбия». Тогда, вполне возможно, вдохновленное уверенностью американцев в успехе, советское руководство запустило свою программу «Буран», — это случилось в феврале 1976 года. Программа «Буран» включала в себя две части: создание космического корабля «Буран», а также новой ракеты-носителя «Энергия», которая должна была доставлять его в космос. Разработкой ракеты-носителя занималось научно-производственное объединение «Энергия», и она должна была выполнять функции тяжелого транспортного самолета и доставлять космический шаттл на орбиту.

«Энергия» представляла собой двухступенчатую ракету: первая ступень должна была состоять из четырех стартовых двигателей РД-170, а центральный ракетный блок — из четырех двигателей РД-0120. Общая масса этой ракеты составляла 2400 тонн, и она могла доставить на околоземную орбиту до 110 тонн. Во время своего первого полета, который состоялся 15 марта 1987 года, «Энергия» должна была доставить в космос экспериментальное лазерное оружие «Полюс-Скиф». Хотя сам запуск прошел успешно, «Полюс-Скиф» самопроизвольно изменил траекторию полета и рухнул в Тихий океан.

Между тем инженеры продолжали работу над советским шаттлом. Советский и американский шаттлы были очень похожи внешне, как по размерам, так и по форме основных частей. У «Бурана» было такое же дельтовидное крыло, размещенное под таким же углом, носовая часть такой же формы, такие же орбитальные ускорители, расположенные в носовой и других частях шаттла. В рамках советской программы разработчики воспользовались чертежами американского шаттла, добытыми КГБ. На пике реализации этого проекта над созданием «Бурана» работали более 150 тысяч инженеров, ученых и других сотрудников.

Однако между американским и советским шаттлами было одно ключевое различие. У шаттла, созданного в США, было три главных двигателя, обеспечивавших тягу при взлете, в то время как у «Бурана» их не было вообще. Американский шаттл использовал эти три двигателя и пару твердотопливных ракетных ускорителей, чтобы достичь орбиты. Между тем у «Бурана» эти функции должны были выполнять двигатели «Энергии». То есть фактически «Буран» представлял собой бездвигательный планер, который был оснащен только небольшими рулевыми двигателями, позволявшими корректировать направление движения в космосе.

Другое отличие заключалось в том, что во время возвращения в атмосферу Земли американским шаттлом должен был управлять астронавт, а советский челнок мог возвращаться домой на автопилоте.

Первый запуск «Бурана» был назначен на 29 октября 1988 года. Поскольку это был тестовый полет, на его борту не было космонавтов. Пусковой стол и башня обслуживания не отделились вовремя, в результате чего бортовой компьютер отменил запуск. Вторая попытка, предпринятая 15 ноября, оказалась успешной, и, проведя час на орбите, челнок успешно приземлился в Советском Союзе — на одну секунду позже, чем планировалось.

Программу «Буран» признали успешной, и, вполне возможно, работа над ней продолжилась бы, если бы холодная война длилась и дальше. К сожалению, момент оказался чрезвычайно неудачным. В Советском Союзе уже начался серьезный и в конечном счете фатальный экономический кризис, и «Буран» так больше и не взлетел. НПО «Энергия» не пережила распад Советского Союза, и три оставшихся шаттла бросили. Сам «Буран» был уничтожен в 2002 году, когда на космодроме «Байконур» обвалился ангар. Другой шаттл до сих пор находится на «Байконуре», а третий — на авиабазе в Жуковском. Программа «Буран», над которой некогда усиленно трудилось столько талантливых людей, и на которую было потрачено столько средств из советской казны, теперь превратилась в примечание в истории освоения космоса.

Кайл Мизоками — специалист в области обороны и национальной безопасности. Живет и работает в Сан-Франциско, а его статьи публикуют такие издания как Diplomat, Foreign Policy, War is Boring и Daily Beast. В 2009 году он стал одним из создателей блога Japan Security Watch.

ТЕПЛОВАЯ ЗАЩИТА «БУРАНА» НАЧАЛАСЬ С ЛИСТА КАЛЬКИ

Многоразовый космический корабль «Буран» в «шубе» из керамической плитки, созданной в ВИАМе.

«Историческая» калька с планировкой участка по производству теплозащитной плитки.

Наука и жизнь // Иллюстрации

Открыть в полном размере

В ВИАМе уже велись разработки теплоизолирующих плит из нитевидных кристаллов тугоплавких соединений: карбида и нитрида кремния, оксида алюминия и других, — когда в НПО «Энергия» приступили к созданию космического корабля многоразового использования «Буран». О разработанной в институте высокотемпературной керамике в «Энергии» знали, поскольку там занимались не только носителем, но и самой «птичкой», как в то время называли отечественный космический челнок. Но поскольку у «птички» были крылья, то «наверху» решили передать разработку челнока авиастроителям. 12 апреля 1977 года в ВИАМе был издан приказ о создании теплозащиты для «Бурана», а к декабрю того же года И. С. Силаев, в то время заместитель министра авиационной промышленности, поставил перед институтом задачу выпустить первые сто плиток.


В лаборатории решили взять за основу не нитевидные кристаллы (очень интересные монокристаллические структуры с удельной прочностью, близкой к теоретической, но это требует отдельного подробного рассказа), а аморфные кварцевые волокна. Причина была в том, что в ощутимых объемах мы умели получать нитевидные кристаллы только оксида цинка и карбида кремния. Но главное, почему выбор пал на кварцевое волокно, — очень низкий коэффициент термического расширения: 5·10-7 1/град. Это на порядок меньше, чем у нитевидных кристаллов.


Своего производства волокна страна не имела, и первую партию закупили во Франции, где его изготовляли из бразильского сырья. И ровно через девять месяцев мы «родили» первую сотню изделий. (Позже на Урале было открыто Кыштымское месторождение жильного кварца, и из него в НПО «Стеклопластик» наладили выпуск аморфного кварцевого волокна.)


За период работы над плиткой произошло много интересного, но особенно запомнился эпизод, случившийся в самом начале. Тогда во главе новой лаборатории тугоплавких волокон и теплозащитных материалов стоял Владимир Николаевич Грибков, только что защитивший докторскую диссертацию. В один из первых дней существования лаборатории мы собрались с утра обсудить, с чего начать, какое потребуется оборудование, другие насущные проблемы. Вдруг раздается телефонный звонок. Исполняющий обязанности начальника Главного технического управления просит позвать Грибкова. Через несколько секунд побледневший начальник лаборатории положил трубку и говорит, что в четырнадцать ноль-ноль Строганов ждет нас с планировкой производственного участка получения теплозащитной плитки.


Планировка — это серьезная работа. Нужно учесть массу требований по санитарным нормам, противопожарной безопасности, электробезопасности, освещенности и т. д. Конечно, какие-то представления о том, как должен выглядеть производственный участок, у нас были, но считать себя специалистами в промышленном проектировании мы не могли.


Что делать? Беру два стула, ставлю их спинками друг к другу, снимаю со стола лист оргстекла и кладу на спинки, а внизу ставлю лампу. Спрашиваю коллег: «А какое помещение нам выделяют?» — «Да вроде соседнюю лабораторию хотят передать, но еще не решили». Ну и ладно. Кладу на оргстекло синьку с планом помещения, а сверху — кальку. Обвел контуры.


И начали импровизировать. Производство у нас чистое, значит, надо нарисовать шлюз. Там сотрудники, перед тем как войти, будут надевать халаты, специальную обувь, мыть руки. «Дальше, — советует Грибков, — нарисуй здесь квадрат, будет комната для сотрудников. Здесь — большой круг, пусть он обозначает камеру формования плитки. (Плитку формуют так же, как бумагу, из водной пульпы, удаляя влагу под вакуумом. — Прим. авт.) Тут поставим два бокса для взвешивания плитки». Вспомнили еще о дистилляторах, сушильных шкафах, печах, другом оборудовании.


Время к двенадцати. Грибков подписывает наш «проект». Но надо еще получить визы
руководства. Начальник в командировке, главного инженера нет на месте. В тот момент
за начальника в институте был его заместитель Николай Митрофанович Скляров. Объясняем
ему, что так, мол, и так, в четырнадцать должны быть в главке с проектом планировки.
«А что это за помещение?» — спрашивает. «Да вот там, через коридор». — «Ну, ладно,
— говорит, — давайте. Все равно там будут менять тематику. Пусть ваше будет».
К Строганову успели вовремя. Он внимательно изучил нашу кальку, расспросил о технологии
получения плитки. Ответами остался доволен (по крайней мере, нам так показалось)
и утвердил планировку.


Конечно, это была в значительной степени авантюра, даже эдакая наглость. План потом исправляли и дорабатывали, хотя основа его осталась неизменной, а «Буран» прошел испытания и слетал в космос защищенный нашей плиткой.



См. в номере на ту же тему


Е. КАБЛОВ — ВИАМ — национальное достояние.


А. ЖИРНОВ — Крылатые металлы и сплавы.


И. ДЕМОНИС — Во все лопатки.


М. БРОНФИН — Испытатели — исследователи и контролеры.


Академики дают разрешение на беспосадочный перелет Н. С. Хрущева в Нью-Йорк на сверхдальнем самолете ТУ-114.


И. ФРИДЛЯНДЕР — Старение — не всегда плохо.



С. МУБОЯДЖЯН — Плазма против пара: победа за явным преимуществом .


БЮРО НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ.


Э. КОНДРАШОВ — Без неметаллических деталей самолеты не летают.


И. КОВАЛЕВ — В науку — со школьной скамьи .


С. КАРИМОВА — Коррозия — главный враг авиацииc.


А. ПЕТРОВА — Посадить на клей.

Буран: Советский ответ космическому шаттлу НАСА

 

15 ноября 1988 года на территории современного Казахстана был запущен первый советский многоразовый космический корабль «Буран». В этой малоизвестной главе космической гонки холодной войны Советы построили собственную версию космического корабля НАСА, чтобы бросить вызов США за превосходство в космосе. «Буран», что по-русски означает «метель», когда-то был будущим советской космонавтики. Но его первый полет оказался и последним. Через год после его запуска пала Берлинская стена и распался СССР. Программа космических челноков была приостановлена. В 1993, его вообще отменили.

Когда холодная война оттаяла, космическая гонка все еще была раскаленной докрасна. Советский Союз объявил программу «Буран» в ответ на американскую программу «Спейс шаттл». Цель состояла в том, чтобы создать многоразовый космический корабль, который можно было бы запустить на орбиту, как ракету, а затем приземлиться на взлетно-посадочную полосу, как самолет. «Конструкторы и менеджеры считали, что такой корабль в конечном итоге обеспечит более надежный и эффективный доступ в космос, чем одноразовые ракеты». Буран побудил Соединенные Штаты ускорить свою собственную программу и вложить больше средств в шпионаж и разведку для сбора информации о своих советских коллегах.

Как и у космического челнока, у «Бурана» были двигатели, расположенные сзади, и два крыла для управляемой посадки на Землю. Сходство внешнего вида с космическими челноками НАСА не было случайным. Некоторые американские ученые предположили, что за этим стоит шпионаж. «Советские космические чиновники, признавая сходство, утверждают, что оно неизбежно, потому что оба шаттла были разработаны для выполнения практически одной и той же функции: доставлять людей и грузы на низкую околоземную орбиту, а затем возвращаться на взлетно-посадочную полосу».

«Буран» прошел всесторонние испытания в атмосфере Земли летчиками-испытателями, в том числе Германом Титовым, вторым человеком, вышедшим на орбиту Земли. Титов оставил карьеру космонавта, чтобы стать летчиком-испытателем программы. Первый и единственный орбитальный запуск был осуществлен без экипажа. Беспилотная миссия развернула, а затем подняла спутник и дважды облетела Землю, прежде чем приземлиться на взлетно-посадочной полосе на Байконуре. Миссия была признана успешной.

Программа «Буран» была одним из самых дорогих проектов, когда-либо предпринятых Советским Союзом, и многими рассматривалась как пустая трата ресурсов и отвлечение внимания от более важных проектов, таких как космическая станция «Мир» и ракета «Энергия».

Сегодня уцелели только два космических челнока «Буран». Полномасштабный тестовый образец выставлен в музее космодрома Байконур. В 2002 году крыша ангара, в котором находился еще один шаттл «Буран», рухнула после землетрясения, в результате которого погибли восемь человек и был уничтожен второй космический шаттл. Последний шаттл гниет в заброшенном ангаре в другой части Байконура. Довольно бесцеремонный конец для этих заброшенных икон советской космонавтики. Теперь они привлекают городских исследователей, которые тайно проходят 35 км по пустыне, чтобы сфотографировать вчерашнюю гонку по отправке людей в космос.

Узнайте больше о космической гонке здесь, Экраноплане, колоссальном советском водном самолете или купите наши плакаты на космическую тематику ниже.

Буран (шаттл) | Бета-версия памяти, неканоническая Star Trek Wiki

в:
Статьи Memory Beta взяты из журналов, Статьи Memory Beta взяты из романов, Статьи Memory Beta взяты из справочников,

и
еще 6

Просмотреть источник

Чтобы узнать о других значениях, см. Буран.

Флаг Советского Союза.

Буран [1] («Метель» по-русски [1] ) — космический корабль 20-го века [2] «Земля», российский космический корабль «Шаттл» [1] на службе Союз Советских Социалистических Республик в 1980-е годы. ( The Official Starships Collection Issue 114: « Challenger Class»)

Содержимое

  • 1 Наследие
  • 2 Приложения
    • 2.1 Соединения
    • 2.2 Внешний вид и ссылки
      • 2.2.1 Внешний вид
      • 2.2.2 Ссылки
    • 2.3 Внешняя ссылка

Наследие

В десятилетие 2160-х Звездный Флот Федерации построил новые звездолеты класса Columbia . Сюда входил USS ​​ Buran (NCC-08), запущенный в 2165 году. Это был первый звездолет класса Columbia , построенный с нуля, и восьмой корабль в серии класса NX в целом. ( ENT Rise of the Federation Роман: Жить по Кодексу )

Challenger класса USS Buran в 2367 году.

Таким образом, Buran продолжил тенденцию называть звездолеты класса NX в честь первых космических кораблей Земли с экипажем. ( ENT Ромуланская война роман: Под крылом ящера )

Запущенный в 24 веке звездолет Challenger класса USS Буран (NCC-57580) был назван в честь российского космического корабля многоразового использования Буран . Он был активен в 2360-х годах до 2367 года. ( The Official Starships Collection Issue 114: « Challenger Class»)

Приложения

Соединения

Космические челноки США
Enterprise (OV-101) • Columbia (OV-102) • Challenger (OV-099) • Discovery (OV-103) • Atlantis (OV-104) • Endeavour (OV-105) • Icarus (прототип) • Renaissance (OV-165, 2-го поколения)
Корабли с именем Буран
Союз Советских Социалистических Республик Буран (шаттл)
Федерация, Звездный Флот USS Буран ( Columbia -класс) • USS Буран (NCC-1422, Cardenas -класс) • USS Буран (NCC-57580, Challenger -класс) • USS Buran 96400, Буран () • см.

© 2021 Scientific World — научно-информационный журнал