Космический корабль "Буран" - советский прорыв. Буран космос


Орбитальный корабль многоразового использования "Буран"

"Буран" — первый орбитальный корабль многоразового использования, который был создан в СССР. Разработка орбитального коробля "Буран". продолжалась более 10 лет.

"Буран" — первый орбитальный корабль многоразового использования, который был создан в СССР. Он был предназначен для решения ряда оборонных задач, выведения на орбиту вокруг Земли различных космических объектов и их обслуживания, доставки модулей и персонала для сборки на орбите крупногабаритных сооружений и межпланетных комплексов, возврата на Землю неисправных или выработавших свой ресурс спутников, освоения оборудования и технологий космического производства и доставки продукции на Землю, выполнения других грузопассажирских перевозок по маршруту Земля — космос — Земля.

Работы над многоразовым орбитальным кораблем были начаты в 1974 году. В 1976 году вышло постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР о создании многоразовой космической системы, не уступающая по основным характеристикам американской системе "Спейс-Шаттл". Впоследствии она получила наименование "Энергия" — "Буран". Головным разработчиком стало НПО "Энергия" (ныне Ракетно-космическая корпорация "Энергия" имени С. П. Королёва).

Многоразовая космическая система "Энергия" — "Буран" включала в себя универсальную сверхтяжелую ракету-носитель "Энергия", орбитальный корабль (ОК) "Буран", а также средства наземной космической инфраструктуры ракеты-носителя и орбитального корабля.

Академик Каблов: кварц для "Бурана" везли из БразилииДля создания планера орбитального корабля "Буран" на базе трех конструкторских бюро (КБ "Молния", КБ "Буревестник" и Экспериментальный машиностроительный завод во главе с генеральным конструктором Владимиром Мясищевым) было образовано специализированное предприятие — научно-производственное объединение "Молния". В качестве основной производственной базы был выбран Тушинский машиностроительный завод. Новое объединение возглавил Глеб Лозино-Лозинский, который еще в 1960-е годы работал над проектом многоразовой авиационно-космической системы "Спираль".

Разработка ОК "Буран" продолжалась более 10 лет. Первому запуску предшествовал большой объем научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по созданию ОК и его систем. Многоразовый орбитальный корабль "Буран" по своей конструкции и характеристикам существенно отличался от всех ранее созданных в нашей стране космических кораблей. Он представлял собой крылатый летательный аппарат самолетной конфигурации, выполненный по схеме "бесхвостка" со свободно несущим и низкорасположенным треугольным крылом двойной стреловидности. Крыло позволяло "Бурану" планировать и совершать безмоторную посадку на аэродромную полосу после возвращения его из космоса.

Ваш браузер не поддерживает данный формат видео.

Вконтакте

Facebook

Одноклассники

Twitter

Whatsapp

Viber

Telegram

Первый и единственный полет: судьба "Бурана" в "Хрониках Рацимора"

Посадку на аэродром обеспечивало трехопорное (с носовым колесом) выпускающееся шасси. "Буран" был рассчитан на 100 полетов, которые мог выполнять как в пилотируемом, так и в беспилотном (автоматическом) режиме.

В носовой части корпуса ОК находилась герметичная вставная кабина общим объемом 73 кубических метра, в которой располагался экипаж и основная часть аппаратуры. Максимальный экипаж "Бурана" — 10 человек, при этом основной экипаж — четыре человека и космонавты-исследователи — шесть человек.

Среднюю часть ОК занимал негерметичный грузовой отсек, под ним были расположены агрегаты систем энергоснабжения и обеспечения температурного режима. В хвостовом отсеке были установлены агрегаты двигательной установки, топливные баки, агрегаты гидросистемы.

В конструкции "Бурана" использовались алюминиевые сплавы, титан, сталь и другие материалы. Чтобы противостоять аэродинамическому нагреванию при спуске с орбиты, внешняя поверхность ОК имела теплозащитное покрытие, рассчитанное на многоразовое использование.

Покрытие использовалось двух типов в зависимости от места установки: в виде плиток на основе супертонкого кварцевого волокна и гибких элементов высокотемпературных органических волокон. Для наиболее теплонапряженных участков корпуса, таких, как кромки крыла и носовой кок, использовался конструкционный материал на основе углерода. Всего на наружную поверхность "Бурана" было нанесено свыше 39 тысяч плиток.

Объединенная двигательная установка (ОДУ) состояла из двух двигателей орбитального маневрирования, работающих на углеводородном горючем и жидком кислороде, и 46 двигателей газодинамического управления, сгруппированных в три блока (один носовой блок и два хвостовых). Более 50 бортовых систем, включающих радиотехнические, телевизионные и телеметрические комплексы, системы жизнеобеспечения, терморегулирования, навигации, энергоснабжения и другие, были объединены на основе ЭВМ в единый бортовой комплекс, который обеспечивал продолжительность пребывания "Бурана" на орбите до 30 суток. Теплота, выделяемая бортовым оборудованием, с помощью теплоносителя подводилась к радиационным теплообменникам, установленным на внутренней стороне створок грузового отсека, и излучалась в окружающее пространство (в полете на орбите створки открыты).

Длина "Бурана" составляла 36,4 метра, высота 16,5 метров (при выпущенном шасси), размах крыла около 24 метров. При стартовой массе около 105 тонн ОК "Буран" мог выводить на рабочую орбиту до 30 тонн полезного груза и возвращать с неё на Землю до 20 тонн. Максимальный запас топлива до 14 тонн. Отсек полезного груза на корабле был длиной 18,3 метра, диаметром 4,7 метра и общим объемом около 350 кубических метров.

ОК имел диапазон высот рабочих орбит от 200 до 1000 километров и мог совершать боковой маневр в атмосфере до двух тысяч километров.

Запуск "Бурана" осуществлялся с помощью универсальной двухступенчатой ракеты-носителя "Энергия", к центральному блоку которой орбитальный корабль крепился пирозамками. В полете после отделения ОК от второй ступени ракеты-носителя осуществлялся двукратный запуск его двигателей, что обеспечило необходимый прирост скорости до достижения первой космической и выход на опорную круговую орбиту.

После выполнения космических операций двигатель ОК давал тормозной импульс, и "Буран" сходил с орбиты, совершал планирующий полет в атмосфере и горизонтальную посадку на специально подготовленную полосу космодрома.

Большие габаритные размеры "Бурана" затрудняли использование наземных средств транспортировки, поэтому на космодром он (так же, как и блоки ракеты-носителя) доставлялся по воздуху модифицированным для этих целей самолетом ВМ-Т Экспериментального машиностроительного завода им. В.М.Мясищева (при этом с "Бурана" снимались киль и масса доводилась до 50 тонн) или многоцелевым транспортным самолетом Ан-225 в полностью собранном виде.

В создании комплекса "Энергия-Буран" участвовало 1206 предприятий и организаций, почти 100 министерств и ведомств, были задействованы крупнейшие научные и производственные центры России, Украины, Белоруссии и других республик СССР.

Первый полет "Бурана" был намечен на 29 октября 1988 года, но по техническим причинам за 51 секунду до старта был отменен. Следующий старт был назначен на 15 ноября 1988 года. Из соображений безопасности первый испытательный полет был определен как беспилотный.15 ноября, несмотря на штормовое предупреждение, старт прошел успешно.

Продолжительность полёта составила 205 минут, "Буран" совершил два витка вокруг Земли, после чего произвёл посадку на аэродроме "Юбилейный" на Байконуре. Полёт прошёл в автоматическом режиме с использованием бортового компьютера и бортового программного обеспечения. Данный факт — полёт космического аппарата в космос и спуск его на Землю в автоматическом режиме под управлением бортового компьютера — вошёл в книгу рекордов Гиннеса.

В 1990-1992 годах планировался запуск еще одной ракеты "Энергия" со вторым орбитальным кораблем "Буран", однако из-за сокращения финансирования в эти годы запуск осуществить так и не удалось. В 1990 году работы по программе "Энергия" — "Буран" были приостановлены, а в 1993 году программа окончательно закрыта.

Всего по программе "Энергия" — "Буран" было построено три летных корабля (третий не достроен), заложены еще два (задел по которым после закрытия программы был уничтожен), и созданы девять технологических макетов в различной комплектации для проведения различных испытаний.

Россия может вернуться к созданию космических кораблей типа "Бурана"

В настоящее время сохранилось несколько макетов и летных экземпляров.

Летавший корабль "Буран" был законсервирован и оставлен в монтажно-испытательном корпусе на космодроме Байконур (Казахстан). В 2002 году корабль был полностью уничтожен рухнувшей на него крышей корпуса.

Второй корабль, который должен был совершить полёт в автоматическом режиме со стыковкой с пилотируемой станцией "Мир", остался на Байконуре. В апреле 2007 года он был установлен в экспозиции музея космодрома Байконур. Является собственностью Казахстана.

Третий корабль (степень готовности корабля на момент прекращения работ составляла 30-50 %) до 2004 года находился в цехах Тушинского машиностроительного завода, в октябре 2004 года перевезён на причал Химкинского водохранилища для временного хранения. В июне 2011 года он был перевезён речным транспортом на аэродром в город Жуковский для реставрации и последующего показа на Международном авиационно-космическом салоне (МАКС-2011).

После авиасалона макет космического корабля находится в одном из павильонов аэродрома Раменское (Жуковский).

Один из макетов "Бурана" — "Буран БТС-002" после закрытия в 1993 году программы НПО "Молния" демонстрировало на аэрошоу Международного авиационно-космического салона. В 1999 году макет передали в лизинг австралийской фирме для показа на Олимпийских играх в Сиднее, а затем — сингапурской фирме, которая отвезла его в Бахрейн. В 2003 году НПО "Молния" продало "Буран БТС-002" частному Техническому музею в городе Шпайере (Германия), куда он прибыл 12 апреля 2008 года. В настоящее время он установлен в техническом музее Шпайера как экспонат.

Еще один полноразмерный макет "Бурана" ("БТС-001"), который использовался для отработки воздушной транспортировки орбитального комплекса, в 1993 году был передан в лизинг обществу "Космос-Земля". "Буран" был установлен в Москве на Пушкинской набережной Москвы-реки в Центральном парке культуры и отдыха имени Горького, в нём был организован научно-познавательный аттракцион. Сейчас он является одной из достопримечательностей парка.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

ria.ru

Буран - космический корабль (35 фото) | Екабу.ру

Работа по программе «Энергия»—«Буран» началась в 1976.

86 министерств и ведомств и 1286 предприятий всего СССР (всего около 2,5 млн человек) принимали участие в создании этой системы.

Головным разработчиком корабля было специально созданное НПО «Молния». Производство осуществлялось на Тушинском машиностроительном заводе с 1980 г.; к 1984 г. был готов первый полномасштабный экземпляр. С завода корабли доставлялись водным транспортом в город Жуковский, а оттуда (с аэродрома Раменское) — воздушным транспортом (на специальном самолёте-транспортировщике ВМ-Т) — на космодром Байконур.

Свой первый и единственный космический полёт «Буран» совершил 15 ноября 1988 г. Космический корабль был запущен c космодрома Байконур при помощи ракеты-носителя «Энергия» и после облёта Земли произвёл посадку на специально оборудованном аэродроме «Юбилейный» на Байконуре. Полёт прошёл без экипажа, полностью в автоматическом режиме, в отличии от «шатла», который может совершать посадку только на ручном управлении.

В 1990 работы по программе «Энергия»—«Буран» были приостановлены, а в 1993 программа окончательно закрыта. Единственный летавший в космос (1988) «Буран» был уничтожен в 2002 году обрушившейся крышей ангара монтажно-испытательного корпуса на Байконуре.

В ходе работы над проектом «Буран» было изготовлено несколько макетных образцов для динамических, электрических, аэродромных и прочих испытаний. После закрытия программы эти изделия остались на балансе различных НИИ и производственных объединений. Известно, например, о наличии макетных образцов у Ракетно-космической корпорации «Энергия» и у НПО «Молния».

Длина «Бурана» — 36,4 м, размах крыльев — около 24 м, высота корабля, когда он стоит на шасси, — более 16 м, стартовая масса — более 100 т. Грузовой отсек вмещает полезный груз массой до 30 т. В носовой отсек вставлена герметичная цельносварная кабина для экипажа и людей для проведения работ на орбите (до 10 человек) и большей части аппаратуры для обеспечения полета в составе ракетно-космического комплекса, автономного полета на орбите, спуска и посадки. Объём кабины составляет свыше семидесяти кубометров.

Имеет треугольное крыло с переменной стреловидностью, а также аэродинамические органы управления, работающие при посадке после возвращения в плотные слои атмосферы — руль направления, элевоны и аэродинамический щиток.

«Байкал» — название советского многоразового транспортного космического корабля созданного в рамках программы «Энергия-Буран». Запуск состоялся 4 февраля 1992. В программу полёта входило семидневное пребывание в космосе и стыковка со станцией «Мир». К сожалению, в самом начале полёта произошла нештатная ситуация и «Байкал» совершил аварийную посадку. Это послужило основанием для сворачивания русской программы по созданию кораблей многоразового использования.

В действительности надпись «Байкал» (красным цветом прямым шрифтом наподобие «Arial») украшала борт первого лётного экземпляра МТКК «Буран» практически в течение всего времени наземных испытаний. Однако, незадолго перед запуском на борт МТКК чёрным наклонным шрифтом было нанесено имя «Буран», под которым он отправился в полет и стал известен всему миру. Название корабля и всей программы — «Буран» — было известно всем, кто имел к ним хоть какое-то отношение (в том числе и за пределами СССР) с самого начала разработки программы. Однако, ввиду всеохватывающей секретности это слово не рекомендовалось использовать открыто, в связи с чем родился «Байкал» (а позднее было пущено в оборот открытое название ракеты-носителя «Энергия», известной специалистам как изделие 11К25).

Рассказ о полёте космического корабля «Байкал» — это первоапрельская шутка (2000), созданная администратором интернет-сайта www.buran.ru Вадимом Лукашевичем. Шутка исполнена на высочайшем профессиональном уровне, и, если бы не специальные намёки на то, что это шутка (фон статьи выполнен в виде низкоконтрастного повторяющегося рисунка, состоявшего из силуэта корабля и надписи «С первым апреля»), даже специалистам в области космонавтики было бы сложно объяснить, что это — розыгрыш.

Всего в первую группу 12 июля 1977 г. было зачислено 6 человек:Волк, Игорь ПетровичКононенко, Олег ГригорьевичЛевченко, Анатолий СемёновичСадовников, Николай ФёдоровичСтанкявичюс, Римантас АнтанасЩукин, Александр Владимирович

ekabu.ru

Буран - космический корабль (35 фото)

Познавательная страничка. --

Работа по программе «Энергия»—«Буран» началась в 1976.

86 министерств и ведомств и 1286 предприятий всего СССР (всего около 2,5 млн человек) принимали участие в создании этой системы.

Головным разработчиком корабля было специально созданное НПО «Молния». Производство осуществлялось на Тушинском машиностроительном заводе с 1980 г.; к 1984 г. был готов первый полномасштабный экземпляр. С завода корабли доставлялись водным транспортом в город Жуковский, а оттуда (с аэродрома Раменское) — воздушным транспортом (на специальном самолёте-транспортировщике ВМ-Т) — на космодром Байконур.

Свой первый и единственный космический полёт «Буран» совершил 15 ноября 1988 г. Космический корабль был запущен c космодрома Байконур при помощи ракеты-носителя «Энергия» и после облёта Земли произвёл посадку на специально оборудованном аэродроме «Юбилейный» на Байконуре. Полёт прошёл без экипажа, полностью в автоматическом режиме, в отличии от «шатла», который может совершать посадку только на ручном управлении.

В 1990 работы по программе «Энергия»—«Буран» были приостановлены, а в 1993 программа окончательно закрыта. Единственный летавший в космос (1988) «Буран» был уничтожен в 2002 году обрушившейся крышей ангара монтажно-испытательного корпуса на Байконуре.

В ходе работы над проектом «Буран» было изготовлено несколько макетных образцов для динамических, электрических, аэродромных и прочих испытаний. После закрытия программы эти изделия остались на балансе различных НИИ и производственных объединений. Известно, например, о наличии макетных образцов у Ракетно-космической корпорации «Энергия» и у НПО «Молния».

Длина «Бурана» — 36,4 м, размах крыльев — около 24 м, высота корабля, когда он стоит на шасси, — более 16 м, стартовая масса — более 100 т. Грузовой отсек вмещает полезный груз массой до 30 т. В носовой отсек вставлена герметичная цельносварная кабина для экипажа и людей для проведения работ на орбите (до 10 человек) и большей части аппаратуры для обеспечения полета в составе ракетно-космического комплекса, автономного полета на орбите, спуска и посадки. Объём кабины составляет свыше семидесяти кубометров.

Имеет треугольное крыло с переменной стреловидностью, а также аэродинамические органы управления, работающие при посадке после возвращения в плотные слои атмосферы — руль направления, элевоны и аэродинамический щиток.

«Байкал» — название советского многоразового транспортного космического корабля созданного в рамках программы «Энергия-Буран». Запуск состоялся 4 февраля 1992. В программу полёта входило семидневное пребывание в космосе и стыковка со станцией «Мир». К сожалению, в самом начале полёта произошла нештатная ситуация и «Байкал» совершил аварийную посадку. Это послужило основанием для сворачивания русской программы по созданию кораблей многоразового использования.

В действительности надпись «Байкал» (красным цветом прямым шрифтом наподобие «Arial») украшала борт первого лётного экземпляра МТКК «Буран» практически в течение всего времени наземных испытаний. Однако, незадолго перед запуском на борт МТКК чёрным наклонным шрифтом было нанесено имя «Буран», под которым он отправился в полет и стал известен всему миру. Название корабля и всей программы — «Буран» — было известно всем, кто имел к ним хоть какое-то отношение (в том числе и за пределами СССР) с самого начала разработки программы. Однако, ввиду всеохватывающей секретности это слово не рекомендовалось использовать открыто, в связи с чем родился «Байкал» (а позднее было пущено в оборот открытое название ракеты-носителя «Энергия», известной специалистам как изделие 11К25).

Рассказ о полёте космического корабля «Байкал» — это первоапрельская шутка (2000), созданная администратором интернет-сайта www.buran.ru Вадимом Лукашевичем. Шутка исполнена на высочайшем профессиональном уровне, и, если бы не специальные намёки на то, что это шутка (фон статьи выполнен в виде низкоконтрастного повторяющегося рисунка, состоявшего из силуэта корабля и надписи «С первым апреля»), даже специалистам в области космонавтики было бы сложно объяснить, что это — розыгрыш.

Всего в первую группу 12 июля 1977 г. было зачислено 6 человек: Волк, Игорь Петрович Кононенко, Олег Григорьевич Левченко, Анатолий Семёнович Садовников, Николай Фёдорович Станкявичюс, Римантас Антанас Щукин, Александр Владимирович

www.webpark.ru

БУРАН - триумфальный полёт | С Днём космонавтики!

 

 

 

Космический корабль "Буран"

 

15 ноября 1988 года в Советском Союзе были проведены успешные испытания космического корабля "Буран" – корабля многоразового использования. После старта универсальной ракетно-космической транспортной системы "Энергия", орбитальный космический корабль "Буран" вышел на расчетную орбиту, совершил двухвитковый полет вокруг Земли и вернулся обратно, приземшись в автоматическом режиме на посадочной полосе космодрома Байконур.

 

Космический корабль «Буран» был построен по схеме самолета типа «бесхвостка» с треугольным крылом переменной стреловидности, имеет аэродинамические органы управления, работающие при посадке после возвращения в плотные слои атмосферы, – руль направления и элевоны. Он способен совершать управляемый спуск в атмосфере с боковым маневром до 2000 километров. Длина Космического корабля Бурана 36.4 метра, размах крыла около 24 метров, высота корабля, когда он стоит на шасси, более 16 метров. Стартовая масса корабля более 100 тонн, из которых 14 тонн приходится на топливо. В его обширном грузовом отсеке может размещаться полезный груз массой до 30 тонн. В носовой отсек вставлена герметичная цельносварная кабина для экипажа и большей части аппаратуры для обеспечения полета в составе ракетно-космического комплекса, автономного полета на орбите, спуска и посадки. Объем кабины более 70 кубических метров.

 

Очень важной особенностью космического корабля "Буран" является его мощная тепловая защита, обеспечивающая нормальные тепловые условия для конструкции корабля при прохождении плотных слоев атмосферы во время посадки. Теплозащитное покрытие состоит из большого числа (около 38 тысяч) плиток, изготовленных с высокой точностью из специальных материалов (кварцевое волокно, высокотемпературные органические волокна, частично материал на основе углерода) по программам, учитывающим место установки каждой плитки на корпусе. В хвостовой части корабля расположена основная двигательная установка, две группы двигателей для маневрирования размещены в конце хвостового отсека и передней части корпуса. Бортовой комплекс управления состоит более чем из пятидесяти систем, которые управляются автоматически по программам, заложенным в бортовую вычислительную машину.

 

Первый полет космического корабля "Буран" продолжался 205 минут и завершился успешной посадкой на специальную посадочную полосу длиной около 5 километров и шириной 80 метров, созданную в районе космодрома Байконур. Это была первая и по сей день единственная в истории космонавтики автоматическая посадка космического корабля многоразового использования. Это событие стало выдающимся вкладом в освоение космоса, советская наука и техника тогда одержали блестящую победу.

 

источник: kosmos19.narod.ru

 

 

И «Буран» распилят?!...

 

Из Парка Горького хотят убрать «Буран» – как крупный аттракцион, не вписывающийся в новую концепцию этого места. Официальное распоряжение уже есть, но нет ясности: как вывозить гигантский корпус космического корабля и куда вывозить. Есть риск, что этот символ отечественных технических достижений попросту распилят.

 

«Буран» , который изгоняют сейчас с набережной Парка Горького, – макет космического корабля «Буран БТС-001». В своё время его собрали из некондиционных запчастей на НПО «Молния» в Тушино и доставили сюда баржей в 1993 году. В космосе он не был, но внешне полностью повторяет оригинал, совершивший беспилотный полёт «к звёздам» и вернувшийся на землю. Эта машина – памятник великой стране, Советскому Союзу.

 

Один из последних, Буран демонстрирует наши достижения в науке и технике, не в пример нынешним, – уверен Валерий Рашкин, депутат Государственной думы от фракции КПРФ. – Мы – страна, которая первой вышла в космическое пространство. Нынешняя власть пытается стереть из памяти людей всё, что связано с СССР. Между тем американцы до сих пор не смогли создать беспилотник наподобие нашего. А прошло, между прочим, уже около 30 лет.

 

Я 17 лет проработал на саратовском заводе «Корпус», который выполнял заказы советской космической программы, и могу с уверенностью сказать – мы лидировали в космической гонке. В 1980-е годы СССР в пять раз опережал США по числу космических запусков и общей массе выводимой полезной нагрузки, в четыре раза – по объёму работы космонавтов на орбите. Наши ракеты-носители были вдвое надёжнее американских и намного дешевле в производстве. А чем мы можем гордиться сейчас? Очевидно, тем, что затопили орбитальную станцию «Мир», провалили несколько запусков ракет и не можем связаться, впервые за 15 лет, с межпланетной научной станцией «Фобос-грунт».

 

Макет из Парка Горького ценен ещё и тем, что оригинал, слетавший в космос, погиб. При развале СССР он отошёл Казахстану и стоял на одном из складов «Байконура». Однажды зимой после сильного снегопада в помещении обрушилась крыша, бетонная плита упала на топливный бак, и взрыв уничтожил космический корабль.

 

Ещё один корабль, полностью сделанный, но в космосе не бывавший, находится в экспозиции Музея космодрома «Байконур». Третью действующую модель в Тушино не успели собрать до конца, как кончились советские времена и самая затратная из космических программ была свёрнута. Недоделанный аппарат отвезли ржаветь на один из причалов Химкинского водохранилища. Недавно с большим трудом его удалось перевезти на барже в Жуковский: планируется, что космический корабль-челнок отремонтируют и покажут на авиасалоне МАКС-2013.

 

Ну а самая счастливая судьба выпала кораблю, сделанному для испытаний в атмосфере. За 10 млн. евро его продали Германии. Сейчас немцы заканчивают его реставрацию... «Буран», вставший на прикол в центре Москвы, – конечно, всего лишь макет. Но он стал одним из символов Парка Горького. В нём долгое время находился научно-познавательный аттракцион. Посетители могли посмотреть фильм о достижениях отечественной космонавтики, а сиденья для зрителей и имитировали состояние невесомости.

 

«Новая метла» – против

Но, согласно новой политике руководства парка, все крупные аттракционы с Пушкинской набережной нужно убрать. «А зачем? – спрашивает Валерий Рашкин. – Я согласен, там много нарушений, многие постройки незаконны. Так сносите их, но при чём тут аттракционы? Посещаемость парка резко снизилась, это признают сами работники. Дирекция говорит, что аттракционы изношены, но при этом отмечается, что после демонтажа они будут перевезены в другие города…

 

Не вижу логики. Если они и правда не в лучшем состоянии, переезд им ничем не поможет. Зачем всё это было сделано, я думаю, скоро все узнают. Есть разная информация – и о том, что там построят гигантское, крупнейшее в мире колесо обозрения, которое легко может изуродовать облик столицы, а заодно возведут и огромный торговый центр – творчество очередного олигарха».«Из-за того, что парк теперь принадлежит товарищу Абрамовичу, борьба за «Буран» идёт не на жизнь, а на смерть, – рассказывает космонавт Игорь Волк. – В крайнем случае место для него можно найти в Жуковском. Я хочу, чтобы у нас появился национальный музей авиации и космонавтики страны. Желательно бы эту задачу передать в руки общественной организации, в данном случае Клубу Героев Советского Союза города Жуковский».

 

Действительно, места у них хватит – целых 12 гектаров. Проблема в том, как его перевезти. В своё время этот летательный аппарат транспортировали с предприятия «Молния» по реке. Везли на специальных плотах, и то с большими проблемами. А потом уже специальными кранами поднимали.

Убрать его из Парка Горького можно аналогичным способом. Вертолётом это невозможно. Везти по дорогам? Невероятно. А самое простое – оставить «Буран» там, где он стоял, и передать какой-нибудь организации. Если перевозка слишком затянется, его распилят, и всё.

 

Нет пути назад?

Сейчас собственником звездолёта является самый крупный в Парке Горького арендатор – ООО «Чудо- град». Теоретически именно эта компания должна изыскать средства, чтобы освободить набережную от модели космического корабля. Но вряд ли они у неё найдутся. Слишком это дорого. Если везти «Буран» сухопутным путём, по Ленинскому проспекту, то предстоит перекрывать движение, а кроме того, убирать троллейбусные провода, а кое-где разбирать мосты... Предпочтительнее водный путь, но для этого нужны баржа и спонсор, который её оплатит, а также судоходное время года. В этом, 2011-м, уже явно не успеть, и «Буран», скорее всего, простоит на набережной до весны.

 

За это время, может быть, появятся другие варианты, куда перемещать макет космического корабля, поближе, чем Жуковский. «Сейчас хотят возрождать ВДНХ. Выгонять торговцев, начинать реконструкцию. Можно было бы «Буран» там поставить, – предлагает полковник ВВС Александр Брусницын. – Это же достижение, да ещё какое, именно нашего народного хозяйства».

 

«Мы нашли возможность отремонтировать планетарий, сделать какие-то другие добрые вещи. А почему не можем разобраться с «Бураном»? – недоумевает депутат МГД Сергей Гончаров. – Неужели мы не в силах найти ему нормальное место, для примера, каких успехов мы достигли в космонавтике? Я думаю, что команда мэра всё же изыщет возможность найти более достойное место для этого символа нашей космической победы. Или спонсоры отыщутся для этого...»

 

Мэр мог бы помочь

Не слишком полагается на спонсоров и меценатов гендиректор РОСНИИТа, в прошлом советник генерального директора НПО «Молния» Александр Золотов. Он готов возглавить это движение за сохранение великой истории и великого космического проекта. «В нашем бесконечном нефтегазовом бюджете есть деньги на Олимпиаду, на бесконечные чемпионаты мира по фигурному катанию, по хоккею, футболу, по борьбе нанайских мальчиков. У нас есть деньги на строительство горнолыжных трасс. Но вот позаботиться об истории великой страны, преемником которой является Российская Федерация, – на это денег нет».

 

«Буран» – это не просто кусок металла! – подчёркивает Николай Безбородов, генерал-майор авиации, депутат ГД четырёх созывов. – Не просто некое изделие, а способ воспитания патриотизма, гордости за свою страну, любви к ней, и сплочения нации. Ему надо найти где-то место, и желательно в центре!»

 

В данном случае, для того чтобы принять решение, не обязательно апеллировать к президенту или премьеру. Достаточно полномочий мэра, чтобы выбрать для «Бурана» новое доступное для людей место, оплатить транспортировку. Или, что заметно дешевле, оставить макет космического корабля стоять там, где он стоял...

 

Валерий БУЛДАКОВ

источник  -  Аргументы.ру http://www.argumenti.ru/

7 декабря 2011

Буран - триумфальный полёт.

 

 

06.07.2014

Космический корабль «Буран» переехал из парка Горького на ВДНХ Макет космического корабля «Буран», находившегося более 20 лет в парке имени Горького, переехал на ВДНХ. Об этом сообщает ИТАР-ТАСС.Космический экспонат весом 50 тонн перевозили в течение пяти часов. Корабль вместе с экипажем ДПС преодолел расстояние в 15 километров. Для транспортировки макет был разобран на несколько частей.Для транспортировки космического корабля была задействована специальная техника, обслуживающая космодромы, а именно — 8 машин, перевозящих крупногабаритные грузы, платформы и самоходные краны грузоподъемностью до 100 тонн.Проследовав через главный вход на территорию ВДНХ, автоколонна отвезла «Буран» на площадь Промышленности, где теперь рядом с самолетом Як-42 и ракетой-носителем «Восток» будет «обитать» космический корабль.

www.znakomoeo.ru

Буран (космический корабль) — Традиция

Материал из свободной русской энциклопедии «Традиция»

«Буран» — советский многоразовый транспортный космический корабль.

По словам заместителя главного конструктора многоразовой космической системы (МКС) «Буран» Вячеслава Михайловича Филина, «Необходимость создания отечественной многоразовой космической системы как средства сдерживания потенциального противника была выявлена в ходе аналитических исследований, проведенных Институтом прикладной математики АН СССР и НПО „Энергия“ в период 1971—1975 гг. Было показано, что США, введя в эксплуатацию свою многоразовую систему Space Shuttle, смогут получить решающее военное преимущество в плане нанесения превентивного (то есть упреждающего) ракетно-ядерного удара».

Новое объединение возглавил Глеб Евгеньевич Лозино-Лозинский, уже в 1960-е годы работавший над проектом многоразовой авиационно-космической системы «Спираль».

Работа по программе «Энергия»—«Буран» началась в 1976.

86 министерств и ведомств и 1286 предприятий всего СССР (всего около 2,5 млн человек) принимали участие в создании этой системы.[Источник?]

Головным разработчиком корабля было специально созданное НПО «Молния». Производство осуществлялось на Тушинском машиностроительном заводе с 1980 г.; к 1984 г. был готов первый полномасштабный экземпляр. С завода корабли доставлялись водным транспортом в город Жуковский, а оттуда (с аэродрома Раменское) — воздушным транспортом (на специальном самолёте-транспортировщике ВМ-Т) — на космодром Байконур.

Технические характеристики[править]

Длина «Бурана» — 36,4 м, размах крыльев — около 24 м, высота корабля, когда он стоит на шасси, — более 16 м, стартовая масса — более 100 т. Грузовой отсек вмещает полезный груз массой до 30 т. В носовой отсек вставлена герметичная цельносварная кабина для экипажа и людей для проведения работ на орбите (до 10 человек) и большей части аппаратуры для обеспечения полета в составе ракетно-космического комплекса, автономного полета на орбите, спуска и посадки. Объем кабины составляет свыше семидесяти кубометров.

Имеет треугольное крыло с переменной стреловидностью, а также аэродинамические органы управления, работающие при посадке после возвращения в плотные слои атмосферы — руль направления и элероны.

Две группы двигателей для маневрирования размещены в конце хвостового отсека и передней части корпуса. Выполняется маневр возврата или выхода на одновитковую траекторию.

Впервые в практике двигателестроения была создана объединенная двигательная установка, включающая топливные баки окислителя и горючего со средствами заправки, термостатирования, наддува, забора жидкости в невесомости, аппаратурой системы управления и т. д. Бортовой комплекс управления состоит примерно из пятидесяти систем. При разработке программного обеспечения для космического корабля и наземных систем использовался язык универсальной ЭВМ, что позволило в короткие сроки разработать программные комплексы объемом около 100 Мб. В случае отказов ракетных блоков первой и второй ступеней ракеты-носителя система управления орбитального корабля обеспечивает в автоматических режимах его аварийное возвращение.

Опередивший время[править]

Свой первый и единственный космический полёт «Буран» совершил 15 ноября 1988 г. Космический корабль был запущен c космодрома Байконур при помощи ракеты-носителя «Энергия» и после облёта Земли произвёл посадку на специально оборудованном аэродроме «Юбилейный» на Байконуре. Полёт прошёл без экипажа, полностью в автоматическом режиме, в отличии от «шатла», который до сих пор может совершать посадку только на ручном управлении. Это стало большим успехом советских инженеров.[Источник?]

Уникальные наработки, полученные при создании «Бурана», до сих пор используются в отечественной ракетно-космической технике.[Источник?]

При внешнем сходстве с американским «шаттлом», орбитальный корабль «Буран» является принципиально более совершенным космическим аппаратом, превосходящим «шаттл» по многим параметрам. «Буран» опередил своё время, но его полёт совпал с периодом к власти М. С. Горбачева и уже наступающим в стране кризисом.[Источник?]

В 1990 работы по программе «Энергия»—«Буран» были приостановлены, а в 1993 программа окончательно закрыта. Единственный летавший в космос (1988) «Буран» был уничтожен в 2002 году обрушившейся крышей ангара монтажно-испытательного корпуса на Байконуре.

Сейчас ведётся разработка нового проекта МАКС теперь уже на принципах самоокупаемости, так что передовые разработки, полученные при создании «Бурана», не пропали даром.[Источник?]

В ходе работы над проектом «Буран» было изготовлено несколько макетных образцов для динамических, электрических, аэродромных и прочих испытаний. После закрытия программы эти изделия остались на балансе различных НИИ и производственных объединений. Известно, например, о наличии макетных образцов у Ракетно-космической корпорации «Энергия» и у НПО «Молния».

Полноразмерный аналог «Бурана», имевший обозначение БТС-002, был изготовлен для лётных испытаний в атмосфере Земли. В его хвостовой части стояли четыре турбореактивных двигателя, позволявшие ему взлетать с обычного аэродрома. В 1985—1988 гг. его использовали в ЛИИ им. М. М. Громова (город Жуковский, Московская область) для подготовки лётчиков-испытателей перед полётами в космос.

Первый набор[править]

Группа лётчиков-испытателей для участия в проекте «Буран» начала формироваться в 1977 г. при ЛИИ им. Громова, первоначально в неё планировалось зачислить 8 человек. Ещё до сформирования группы двое кандидатов погибли: Виктор Иванович Букреев умер 22 мая 1977 г. от ожогов, полученых 17 мая при аварии МиГ-25ПУ, а Александр Иванович Лысенко погиб 3 июня 1977 г. при выполнении испытательного полёта на Миг-23УБ.

Всего в первую группу 12 июля 1977 г. было зачислено 6 человек:

Николай Садовников в конце 1977 г. перешёл из ЛИИ на работу в КБ Сухого. В конце 1978 г. командиром отряда лётчиков-испытателей № 1 комплекса «А», готовившегося к полётам на «Буране», был назначен Игорь Волк. Отряд космонавтов-испытателей проекта «Буран» был официально создан 10 августа 1981 г., его командиром был также назначен И. П. Волк. Во многом благодаря незаурядным талантам этого человека, отряд полностью отработал сложнейшие задачи пилотирования уникальной машины. Как считает И. П. Волк, проект «Буран» погубили межведомственные раздоры, в результате которых аппарат был назван самолётом, а не космическим кораблём, и непримиримая вражда в верхних эшелонах советских министерств и ведомств.[Источник?]

По непроверенным сведениям, в ходе испытаний погибла половина лётчиков из отряда, готовившегося к полётам на «Буране». [1]

Отчасти это верно, однако, эти трагические события были связаны с другими программами.

  • Олег Григорьевич Кононенко погиб 8 сентября 1980 г. при испытаниях палубного истребителя ЯК-38.
  • Анатолий Семёнович Левченко умер 6 августа 1988 г. от опухоли головного мозга, развившейся вследствие жёсткой посадки спускаемого аппарата «Союз ТМ-3».
  • Римантас Антанас-Антано Станкявичус погиб 9 сентября 1990 г. в катастрофе СУ-27 во время показательного выступления на авиасалоне в Сальгареда в Италия.
  • Александр Владимирович Щукин погиб 18 августа 1988 г. в испытательном полёте на спортивном самолёте СУ-26М.

Набор 1982—1985[править]

В этот период наиболее интенсивной подготовки по проекту «Буран» кандидатами в отряд космонавтов-испытателей ЛИИ им. Громова были зачислены:

25 апреля 1983 г.

12 июня 1984 г.

2 января 1986 г.

5 июня 1987 г. решением Межведомственной квалификационной комиссии (МВКК) всем им была присвоена квалификация «космонавт-испытатель».

Набор 1988[править]

В 1988 году на медицинское обследование был направлен летчик-испытатель ЛИИ Приходько Юрий Викторович.

22 марта 1989 года он был назначен кандидатом в отряд космонавтов. В 1989 году он приступил к общекосмической подготовке (ОКП) в ЦПК им. Ю. А. Гагарина, а после ее окончания в 1990 году был назначен на должность космонавта-испытателя ЛИИ.

Роспуск отряда космонавтов[править]

В 1995 г. Государственная межведомственная комиссия (ГМВК) рекомендовала ЛИИ рассмотреть целесообразность сохранения специального отряда космонавтов, в котором на тот момент оставалось пять человек, но руководство ЛИИ и члены отряда сохраняли надежду на продолжение работы.[Источник?]

Официально Отряд космонавтов ЛИИ прекратил своё существование в 2002 году, надолго пережив официально закрытую в 1993 году программу «Буран». Из всех отобранных и прошедших подготовку космонавтов отряда в космосе были лишь двое — Игорь Волк и Анатолий Левченко.

После приземления летавший корабль был законсервирован и оставлен в монтажно-испытательном корпусе МИК 112 на космодроме Байконур.

После закрытия в 1993 г. программы «Буран» НПО «Молния» демонстрировало макет БТС-002 на аэрошоу Международного авиационно-космического салона. В 1999 г. его передали в лизинг австралийской фирме для показа на Олимпийских играх в Сиднее, а затем — сингапурской фирме, которая отвезла его в Бахрейн, где его случайно обнаружили немецкие киносъёмщики.[Источник?] Сейчас им заинтересовался музей техники в Зинсхайме (Германия). Он приобрёл макет для своей экспозиции. Стоимость сделки, по оценкам экспертов, могла составить 250 тыс. евро.[Источник?]

Экземпляр «Бурана», летавший в космос, был разрушен в Казахстане в том же корпусе, где провёл почти полтора десятка лет, в результате обрушения крыши МИКа весной 2002 г.

Макет «Бурана» в парке Горького в Москве

Макет «Бурана» ОК-М, использовавшийся для прочностных испытаний, НПО «Молния» продало в 1995 г. АО «Космос-Земля» — теперь он установлен в Центральном парке культуры и отдыха им. Горького в Москве, где используется в качестве аттракциона.

Перечень изделий[править]

К моменту закрытия программы (начало 1990-х гг.) было построено или велось строительство пяти лётных экземпляров корабля «Буран»:

  • изделие 1.01 — корабль совершил космический полёт в автоматическом режиме. Находился в монтажно-испытательном корпусе на 112-й площадке космодрома, полностью уничтожен 12 мая 2002 г. по попустительству властей Казахстана, в результате которого на корабль обрушилась крыша ангара. Был захвачен Казахстаном; по некоторым сведениям, был заложен им в кредит.
  • изделие 1.02 (в разных источниках именуемый по-разному, чаще «Буря», «Птичка») — должен был совершить второй полёт в автоматическом режиме со стыковкой с пилотируемой станцией «Мир». Находится на космодроме Байконур и также захвачен Казахстаном, что создаёт угрозы существованию аппарата. В апреле 2007 года этот экземляр установлен в экспозиции музея космодрома Байконур (площадка 2). Готовность составляла около 95-97%.
  • изделие 2.01 — степень готовности корабля на момент прекращения работ составляла 30-50%. До 2004 года находился в цехах Тушинского машиностроительного завода, в октябре 2004 г. перевезён на причал Химкинского водохранилища для временного хранения.
  • изделие 2.02 — был готов на 10-15%. Разобран на стапелях Тушинского машиностроительного завода.
  • изделие 2.03 — задел уничтожен в цехах Тушинского машиностроительного завода.

Кроме этого, были сооружены несколько макетов корабля, предназначенные для проведения с ними различных испытаний.[2]

traditio.wiki

Буран — космический корабль | Великий СССР

Работа по программе «Энергия»—«Буран» началась в 1976. 86 министерств и ведомств и 1286 предприятий всего СССР (всего около 2,5 млн человек) принимали участие в создании этой системы.

Головным разработчиком корабля было специально созданное НПО «Молния». Производство осуществлялось на Тушинском машиностроительном заводе с 1980 г.; к 1984 г. был готов первый полномасштабный экземпляр. С завода корабли доставлялись водным транспортом в город Жуковский, а оттуда (с аэродрома Раменское) — воздушным транспортом (на специальном самолёте-транспортировщике ВМ-Т) — на космодром Байконур.

Свой первый и единственный космический полёт «Буран» совершил 15 ноября 1988 г. Космический корабль был запущен c космодрома Байконур при помощи ракеты-носителя «Энергия» и после облёта Земли произвёл посадку на специально оборудованном аэродроме «Юбилейный» на Байконуре. Полёт прошёл без экипажа, полностью в автоматическом режиме, в отличии от «шатла», который может совершать посадку только на ручном управлении.

В 1990 работы по программе «Энергия»—«Буран» были приостановлены, а в 1993 программа окончательно закрыта. Единственный летавший в космос (1988) «Буран» был уничтожен в 2002 году обрушившейся крышей ангара монтажно-испытательного корпуса на Байконуре.

В ходе работы над проектом «Буран» было изготовлено несколько макетных образцов для динамических, электрических, аэродромных и прочих испытаний. После закрытия программы эти изделия остались на балансе различных НИИ и производственных объединений. Известно, например, о наличии макетных образцов у Ракетно-космической корпорации «Энергия» и у НПО «Молния».

Длина «Бурана» — 36,4 м, размах крыльев — около 24 м, высота корабля, когда он стоит на шасси, — более 16 м, стартовая масса — более 100 т. Грузовой отсек вмещает полезный груз массой до 30 т. В носовой отсек вставлена герметичная цельносварная кабина для экипажа и людей для проведения работ на орбите (до 10 человек) и большей части аппаратуры для обеспечения полета в составе ракетно-космического комплекса, автономного полета на орбите, спуска и посадки. Объём кабины составляет свыше семидесяти кубометров.

Имеет треугольное крыло с переменной стреловидностью, а также аэродинамические органы управления, работающие при посадке после возвращения в плотные слои атмосферы — руль направления, элевоны и аэродинамический щиток.

«Байкал» — название советского многоразового транспортного космического корабля созданного в рамках программы «Энергия-Буран». Запуск состоялся 4 февраля 1992. В программу полёта входило семидневное пребывание в космосе и стыковка со станцией «Мир». К сожалению, в самом начале полёта произошла нештатная ситуация и «Байкал» совершил аварийную посадку. Это послужило основанием для сворачивания русской программы по созданию кораблей многоразового использования.

В действительности надпись «Байкал» (красным цветом прямым шрифтом наподобие «Arial») украшала борт первого лётного экземпляра МТКК «Буран» практически в течение всего времени наземных испытаний. Однако, незадолго перед запуском на борт МТКК чёрным наклонным шрифтом было нанесено имя «Буран», под которым он отправился в полет и стал известен всему миру. Название корабля и всей программы — «Буран» — было известно всем, кто имел к ним хоть какое-то отношение (в том числе и за пределами СССР) с самого начала разработки программы. Однако, ввиду всеохватывающей секретности это слово не рекомендовалось использовать открыто, в связи с чем родился «Байкал» (а позднее было пущено в оборот открытое название ракеты-носителя «Энергия», известной специалистам как изделие 11К25).

Всего в первую группу 12 июля 1977 г. было зачислено 6 человек:Волк, Игорь ПетровичКононенко, Олег ГригорьевичЛевченко, Анатолий СемёновичСадовников, Николай ФёдоровичСтанкявичюс, Римантас АнтанасЩукин, Александр Владимирович

Проект Буран

 

back-in-ussr.info

Космический корабль "Буран" - советский прорыв.

ТТХ: Внутренняя компоновка, конструкция

В носовой части "Бурана" расположены герметичная вставная кабина объемом 73 кубических метров для экипажа (2 - 4 чел.) и пассажиров (до 6 чел.), отсеки бортового оборудования и носовой Схема приведения ОК "Буран" из стартово-посадочной конфигурации в орбитальную и обратноблок двигателей управления. Среднюю часть занимает грузовой отсек с открывающимися вверх створками, в котором размещаются манипуляторы для выполнения погрузочно-разгрузочных и монтажно-сборочных работ и различных операций по обслуживанию космических объектов. Под грузовым отсеком расположены агрегаты систем энергоснабжения и обеспечения температурного режима. В хвостовом отсеке (рис. справа) установлены агрегаты двигательной установки, топливные баки, агрегаты гидросистемы. В конструкции "Бурана" использованы алюминиевые сплавы, титан, сталь и другие материалы. Чтобы противостоять аэродинамическому нагреванию при спуске с орбиты, внешняя поверхность ОК имеет теплозащитное покрытие, рассчитанное на многоразовое использование. На менее подверженную нагреву верхнюю поверхность устанавливается гибкая теплозащита, а другие поверхности покрыты теплозащитными плитками, изготовленными на основе волокон кварца и выдерживающими температуру до 1300ºС. В особо теплонапряженных зонах (в носках фюзеляжа и крыла, где температура достигает 1500º - 1600ºС) применен композиционный материал типа углерод-углерод. Этап наиболее интенсивного нагревания ОК сопровождается образованием вокруг него слоя воздушной плазмы, однако конструкция ОК не прогревается к концу полета более чем до 160ºС. Каждая из 38600 плиток имеет конкретное место установки, обусловленное теоретическими обводами корпуса ОК. Для снижения тепловых нагрузок выбраны также большие значения радиусов затупления носков крыла и фюзеляжа. Расчетный ресурс конструкции - 100 орбитальных полетов.

Читать целиком >>>

moikompas.ru


Читайте также
  • Гиперскоростная звезда – более 1.000.000 миль в час
    Гиперскоростная звезда – более 1.000.000 миль в час
  • Астрономы обнаружили самую большую спиральную галактику
    Астрономы обнаружили самую большую спиральную галактику
  • Млечный путь содержит десятки миллиардов планет, схожих с Землей
    Млечный путь содержит десятки миллиардов планет, схожих с Землей
  • Млечный путь разорвал своего спутника на четыре отдельных хвоста
    Млечный путь разорвал своего спутника на четыре отдельных хвоста
  • Найден источник водородных газов для нашей Галактики
    Найден источник водородных газов для нашей Галактики