Буран проект: «Буран»: первый и единственный

Содержание

Альтернативная история проекта «Энергия-Буран» / / Независимая газета

Тэги: космос, космонавтика, технологии, экономика, политика, космическая система, буран, энергия, история науки






Советское ядерно-космическое направление было свернуто в России в числе первых вместе с проектом «Энергия-Буран». Фото с сайта www.roscosmos.org


33 года назад,15 ноября 1988-го, состоялся первый и успешный пуск сверхтяжелой космической системы «Энергия-Буран». Но никто тогда не мог представить себе, что первый полет станет и последним.


С интеллектуальной досадой в эти дни читал комментарии экспертов и популяризаторов космоса про «Энергию-Буран». Их общий вывод был однозначен и суров: да, это большое космическое достижение СССР, но система излишне дорога и экономически неэффективна. (Кстати, Роскосмос, твердящий о популяризации нашего космоса, дату просто не заметил, видимо, приоритеты теперь иные: готовятся к «Оскару». )


Досада моя от того, что именно под тезисом «экономической неэффективности» проект приостановили (а по факту закрыли) еще в СССР, в 1989-м. Решение в корне неверное, но историческим моментом хотя бы объяснимое. Растерянное, безвольное, утратившее стратегический стержень руководство СССР лихорадочно резало госрасходы в обреченной на поражение политике залатать бюджетные дыры. А их уже тогда нескрываемо прозападные советники вместе с «демократической интеллигенцией» обеспечивали обоснование и прикрытие такой антинациональной политики под лозунгом: «Все беды СССР от раздутых ОПК, армии и космоса».


Но как понять нынешних экспертов, которые слепо повторяют ультралиберальный тезис 30-летней давности, хотя история мира и развитие технологий давно все расставили по местам и было достаточно времени подумать своим умом?!


Большой космический проект – это не только про новое качество национальной безопасности, не только про демонстрацию вовне национальной мощи, не только про весомые и наглядные поводы гордиться своей страной и верить в ее будущее. Но это еще и мощный рычаг для прорыва страны на новую высоту – в промышленности, технологиях, науке, образовании. Большой космический проект и есть все перечисленное. По определению. Если с умом. Если в сердцевину проекта вложить именно то, что в конкретный исторический период на острие технологического прогресса и национальных приоритетов.


В истории СССР есть хрестоматийный пример большого космического проекта. Сначала ракетный, позднее ставший космическим, проект имени академика Королева. Вместе с атомным проектом имени академика Курчатова они обеспечили СССР и обладание «абсолютным оружием», и на три десятилетия статус сверхдержавы, и гордость народов СССР за свою великую страну, и веру, что «в космосе и балете мы впереди планеты всей». Но это не все.


Эти проекты стали еще и двумя моторами второй индустриализации страны. Которая, что важно, прошла без таких жертв, как первая, да еще и принесла политическую оттепель. Ибо именно космический и атомный проекты в режиме 24/365 формировали новые научные и технологические вызовы, самые высокие для страны требования к квалификации и дисциплине инженеров и рабочих, технологическому уровню промышленности. Далее все это естественным образом растекалось по всей экономике, поднимая все отрасли на «космическую» высоту.


Такой вытягивающий эффект стал возможным, поскольку и сами атомная и ракетно-космическая отрасли были в центре 4-го (тогдашнего) технологического уклада. А кроме того, именно они выступали интеграторами, а значит, «квалифицированными заказчиками» для других приоритетных в рамках 4-го уклада отраслей: нефтехимии, металлургии сплавов, электроники, приборостроения, вычислительной техники.


Вывод прост. Да, руководство СССР вкладывало невероятно большие средства и усилия точечно – в космос и атом. Но благодаря этой стратегической концентрации за 15 лет СССР стал качественно другой страной по уровню промышленности, науки, образования и, конечно, обороны. Да, оба проекта были для бюджета «золотыми» и требующими постоянного внимания руководителей страны, но кто в здравом уме сможет назвать их экономически неэффективными для СССР?!


Через 30 лет история успеха могла повториться. Проект «Энергия-Буран» имел многое из того, чтобы стать для страны новым большим космическим проектом, обеспечив впавшему тогда в застой по всем стратегическим фронтам СССР прорыв на новый технологический уровень в промышленности, науке, управлении, обороне.


Водородные технологии. В 1960-е годы СССР не смог создать мощный водородно-кислородный ракетный двигатель: общий уровень советской промышленности не позволил работать с температурами минус 260 градусов по Цельсию. А вот американцы тогда же сделали 100-тонный, да еще и с повторным включением водородный двигатель J-2 для носителя Saturn-V. Это и стало одним из решающих факторов победы США в «лунной гонке».


Только через 20 лет советская космическая отрасль вышла на требуемый уровень, позволивший создать 200-тонный водородный двигатель РД-0120 для ракеты «Энергия». Если бы эту высокую планку страна удержала, то неизбежно и вся бы национальная промышленность технологически обогатилась и подтянулась, как и в 1950-х. Кстати, сейчас даже небольшой водородный двигатель повторить не можем, что нагляднее всех графиков и цифр говорит о нынешнем уровне российской промышленности.


Сегодня – на этапе «зеленого перехода» – не надо и доказывать высочайшую ценность национального владения водородными технологиями. И если бы проект «Энергия-Буран» не сбили на взлете, то наша промышленность была бы не только уже готова к производству и использованию жидкого водорода, но и, возможно, в мировых лидерах. Да у нас бы уже все «Лады» на «зеленом» водороде ездили, а то бы и летали. И это «экономически неэффективно»?!


Беспилотная посадка 100-тонного корабля «Буран». Развивая эти технологические заделы и конструкторские школы, разве мы не смогли бы через 30 лет создать линейку дронов с массой от 10 кг до 10 тонн и более?! И для «Почты России», и для «Газпромнефти», и для Минобороны и МЧС?! И это «экономически неэффективно»?!


Управление национальными проектами с участием сотен компаний разных отраслей. В кооперации проекта «Энергия-Буран» было почти 1000 предприятий со всей страны. Как бы сейчас сказали, экосистема национального масштаба. Опыт, развивая и масштабируя который мы вышли бы на другой уровень стратегического и проектного управления развитием страны, да еще соединив его с растущими вычислительными мощностями, а теперь и цифровыми платформами. Кроме того, высокотехнологичная кооперация – то редкое, что неразрывно скрепляет людей, компании… и страну. Что не под силу никаким референдумам. И это «экономически неэффективно»?!


И еще. Закономерно или нет, но именно то предприятие, которое было головным по всему проекту «Энергия-Буран», одновременно было головным в развитии ядерной энергетики в космосе, включая сейчас широко известный проект многоразового космического буксира с ядерной энергодвигательной установкой. Для выведения изделия использовались бы или сверхтяжелая ракета «Энергия», или грузовой отсек «Бурана», в котором можно было разместить геометрически большие, но относительно легкие конструкции.


Даже сейчас, по прошествии 30 лет, это уровень проекта национального прорыва в технологиях и промышленности, в науке и обороне, в освоении Сибири и Арктики и, конечно, в космосе. Без мощных, безопасных, компактных источников ядерной энергии различной мощности для использования в космосе невозможно освоение ближнего, а тем более дальнего космоса – Луны, Марса etc… Ни выноса «грязной» промышленности в космос, ни эффективной транспортной космической системы, ни околоземных городов Джефа Безоса, ни марсианских поселений Илона Маска. Ключ ко всему этому – а значит, всему лидерству России в космосе – здесь! И это «экономически неэффективно»?!


Удивительно или нет, но это советское ядерно-космическое направление было свернуто в России в числе первых вместе с проектом «Энергия-Буран» как тоже «экономически неэффективное».


Уверен, что есть еще аргументы в пользу проекта «Энергия-Буран». Но по-моему, и этого достаточно, чтобы думающему понять: если не считать узко, по-бухгалтерски – в масштабе и поквартально, а мыслить национальными интересами, видеть всю страну и иметь горизонт 10–20–30, а лучше 50 лет, то проект «Энергия-Буран» – сверхэффективный для страны.


И это была бы история про совсем другую страну. 

Проект «Энергия-Буран» как мост в будущее орбитальной космонавтики

В пресс-конференции, состоявшейся в кинозале Музея Космонавтики, приняли участие представители Национального университета МАИ, ФГУП «ЦАГИ» и ФГУП «Российский научный центр «Прикладная химия» (ГИПХ), ветераны разработчики и испытатели. Два последних предприятия были в числе ключевых участников программы «Энергия-Буран».

Модератором обсуждений был директор фонда «Наше Небо» Алексей Юрьевич Николаев, который разработал и предложил в широкой кооперации молодёжную программу выведения университетских спутников используя самолёт в качестве первой ступени. Перспективная возможность экономно выводить полезную нагрузку на орбиты является основным трендом развития рынков космических услуг особенно для низких орбит. Пресс-конференцию открыло выступление заведующего кафедрой «Теория воздушно-ракетных двигателей» МАИ, доктора технических наук Алексея Борисовича Агульника, который в свое время работал под прямым руководством Генерального конструктора и директора НПО «Молния» Глеба Евгеньевича Лозино-Лозинского, являвшегося руководителем разработки многоразового орбитального крылатого корабля «Буран» для РН «Энергии» и Авиационно-космической системы «МАКС». Алексей Борисович рассказал о долгой совместной работе МАИ и НПО Молния с блестящим конструктором и организатором поисковых исследований для двухсредных летательных аппаратов. Он сообщило новейших тенденциях в разработках гиперзвуковых технологий в моторостроении, которые начинались в крылатом проекте «Буран». Этот прорывной опыт активно развиваются и сегодня. И станет надёжным базисом при проектировании воздушно-орбитального самолёта.

Мероприятие продолжил профессор АВН, советник генерального директора ФГУП «ЦАГИ» и внештатный советник директора Департамента авиационной промышленности Минпромторга Алексей Иванович Ляшенко. Он сказал о богатой истории ЦАГИ, которое в эти дни отмечает свое столетие. Затем рассказал подробности проведенных институтом исследований, в частности по отделению «Бурана» от второй ступени ракеты-носителя «Энергия», испытаний в аэродинамических трубах.По его словам, специалисты ЦАГИ тестировали Буран, в режиме не только автоматического, но и ручного управления на пилотажных стендах и задавали алгоритмы управления с элементами искусственного интеллекта. Он рассказал об уникальных испытаниях прочности, теплозащитных элементов системы, а также продемонстрировал ранее малоизвестные рабочие кадры посадки «Бурана». Алексей Иванович отметил, что научно-технические заделы программы «Энергия-Буран» сохранены, продолжаются и развиваются, а на новом витке научно-технического развития позволят создать новый аппарат.

Заметное оживление вызвало выступление участника программы «Энергия-Буран», представителя ФГУП «РНЦ «Прикладная химия» (ГИПХ) Николая Сергеевича Прохорова, отвечавшего за разработку ракетного топлива. Он рассказал об особенностях проектирования многоразовых двигателей орбитального самолёта «Буран» и ракеты-носителя «Энергия» и о разработке ракетного топлива для проекта. Николай Сергеевич сообщил, что ГИПХ занимался разработкой реакторной части и катализатора, предприятием были изготовлены специальные стенды для этапной отработки. Затем Николай Сергеевич перешел к сегодняшнему дню, рассказав, что РНЦ «Прикладная химия» ведет исследования ракетных топлив нового поколения, состоящих из экологически чистых компонентов. Ожидается, что уже в ближайшие годы на это «зеленое» топливо перейдет главная отечественная ракета-носитель «Протон». В завершение Николай Сергеевич пригласил собравшихся принять участие в праздновании столетнего юбилея ГИПХ в следующем году и ему как участнику испытательных пусков РН «Энергия» было бы важно передать тот задор в испытаниях и доводках, который он сохранил упорно работая перед эпохальным стартом 15 ноября 1988 года.

В ходе конференции состоялась презентация специального проекта ТАСС «Буран. Разбор полета», ставшего частью экспозиции Музея космонавтики. Проект был представлен летчиком-космонавтом Александром Ивановичем Лавейкиным, ставшим главным консультантом, а также редактором группы специальных проектов tass.ru Кристиной Недковой, арт-директором Студии инфографики ТАСС Антоном Мизиновым и заместителем директора Музея космонавтики по научной работе Вячеславом Львовичем Климентовым. Под занавес общения с журналистами на правах ведущего директор фонда «Наше Небо» Алексей Юрьевич Николаев предложил сделать полноразмерный тренажёр-демонстратор крылатого орбитального корабля «Буран». Именно так как это замышляли проектировщики и их заказчики на рубеже 1989-1992 годов. Подключив к этой технологической реконструкции молодых специалистов разных корпораций, институтов и таким образом попытаться воссоздать масштабную кооперацию в рамках единого проекта. Такая школа поможет молодым специалистам пройти инженерную подготовку и найти особые подходы при проектировании перспективных образцов будущей авиационно-ракетной техники.

Юбилейная конференция оставила положительные эмоции у гостей и участников. Онане свелась к ностальгическим воспоминаниям о былых успехах, а обозначила современныеуникальные разработки российских предприятий, которые уже в ближайшее время станут основой для прорывов в воздушно-космическое будущее.

Мероприятие было организовано фондом «НАШЕ НЕБО» и Музеем космонавтики при содействии ТАСС, журнала «Крылья Родины» и ФГУП «ЦАГИ».

Фото Дмитрия Сушко, Владимира Демкина

история, реальность, перспективы — презентация на Slide-Share.ru


1


Первый слайд презентации: ПРОЕКТ «ЭНЕРГИЯ-Буран»: история, реальность, перспективы

МБУДО «Дом юных техников»,г. о.Королев Московской области
Номинация: Фотографии, видео,презентации
Климов Сергей, 9лет
Объединение «Астрономия и космос»
Педагог: Плюснина М.Н.

Изображение слайда


2


Слайд 2: Цель проектной работы

Изучение на примере МКС «Буран» нового направления в развитии отечественной космической техники и транспортных космических систем
изучение возможности использования научно-технического задела, созданного при разработке «Буран» в настоящем и в перспективе
изготовление макета «Буран»
Актуальность:
Со времени полета орбитального корабля «Буран» прошло 30 лет. За это время многое изменилось в нашей стране, претерпели изменения и тенденции развития космической техники. Но технические решения, найденные в ходе создания многоразовой системы «Энергия»-«Буран», сохраняют свою значимость и могут быть полезны ученым, инженерам, организаторам производства, создателям новых больших систем в космической и других отраслях науки и техники.

Изображение слайда


3


Слайд 3: Буран» — новое направление в развитии отечественной космической техники и транспортных космических систем

решение   оборонных задач, выведение на орбиту вокруг Земли  различных космических объектов  и их обслуживание;
доставка модулей и персонала для сборки на орбите крупногабаритных сооружений и межпланетных комплексов ;
возврат на Землю неисправных или выработавших свой ресурс спутников ;
освоение оборудования и технологий космического производства и доставка продукции на Землю;
выполнение других грузопассажирских перевозок по маршруту Земля-космос-Земля. (до 30 т туда и до 20 т обратно)
Многоразовый орбитальный корабль «Буран» — это принципиально новый космический аппарат, объединяющий в себе весь накопленный ранее опыт ракетно-космической и авиационной техники.
При его разработке учитывались военные аспекты и проблемы мирного освоения космоса, необходимость создания задела для будущих крупных космических проектов (развитые орбитальные комплексы, базы на Луне, межпланетные перелеты, создание НПО «Энергия» мощной ракеты-носителя будущего и т. п.)

Изображение слайда


4


Слайд 4: История создания

Разработка проекта «Буран» началась в 1974-1975 годах на основе «Комплексной ракетно-космической программы». Первые проекты были практически идентичны американским шаттлам. После многочисленных доработок «Буран» стал таким, каким его запомнил весь мир.
Это самая масштабная программа в истории отечественной космонавтики. В создании МКС «Энергия-Буран» принимали участие крупнейшие научные и производственные центры страны. Головными разработчиками МКС в целом и ОК Буран были НПО «Энергия» и «ЦНИИ маш » г.Королев.
.

Изображение слайда


5


Слайд 5: Первый, единственный и полностью успешный полёт «Бурана» 15 ноября 1988 года

Запуск на орбиту МКС «Энергия-Буран» осуществился с космодрома Байконур в 6. 00 утра.
Это был полностью автономный полёт, не управляемый с Земли.
Полёт длился 206 минут, в течение которых корабль стартовал, вышел на земную орбиту, облетел два раза вокруг Земли, благополучно вернулся и сел на аэродроме
Успешный пуск  орбитального корабля «Буран» — это новый этап в отечественной космонавтике, поднявший на более высокий уровень все направления разработки и создания космических аппаратов, начиная от проектирования и кончая подготовкой к пуску и управлением полётом.

Изображение слайда


6


Слайд 6: Устройство корабля

Фюзеляж корабля условно разделяется на 3 отсека: носовой (для экипажа), средний (для полезного груза) и хвостовой.
В носовой части «Бурана» расположены  герметичная вставная кабина   для   экипажа  (2 — 4 чел.) и пассажиров (до 6 чел.), отсеки  бортового оборудования и носовой блок двигателей управления.
Среднюю часть занимает грузовой отсек  с открывающимися вверх створками, в котором размещаются  манипуляторы  для выполнения погрузочно-разгрузочных и монтажно-сборочных работ и различных операций по обслуживанию космических объектов. Под грузовым отсеком расположены агрегаты систем энергоснабжения и обеспечения температурного режима.
В хвостовом отсеке установлены агрегаты  двигательной установки, топливные баки, агрегаты  гидросистемы.

Изображение слайда


7


Слайд 7: Сравнительный анализ космических систем «Буран» и «ШАТТЛ»

Совершенная система автоматического управления « Бурана»
Разработана система экстренного спасения экипажа при чрезвычайных ситуациях.
Впервые в ракетостроении на космическом аппарате использована система диагностики всех систем корабля для подключения резервных комплектов оборудования в случае неисправностей
Аппарат рассчитан на 100 полётов как в пилотируемом, так и в беспилотном режимах.
Максимальный  экипаж  10 человек, при этом основной экипаж четыре человека и космонавты-исследователи — шесть человек.
При проектной стартовой массе около 105 т ОК «Буран» может выводить на рабочую орбиту до 30 т полезного груза и возвращать с неё на Землю до 20 т (система » Спейс шаттл » может доставить в космос только свою орбитальную ступень с полезным грузом в грузовом отсеке)
Наша машина гораздо манёвреннее, сложнее, «умнее» своих американских предшественников и могла автоматически выполнять более широкий спектр функций.

Изображение слайда


8


Слайд 8: Судьба проекта «БУРАН»

В 1992 году из-за резкого сокращения финансирования Российским космическим агентством было принято решение о прекращении работ и консервации созданного задела. К этому времени был полностью собран второй экземпляр орбитального корабля и  завершалась сборка третьего с улучшенными техническими характеристиками.
Именно этот корабль, совершивший «самостоятельный» триумфальный полёт, в 2002 году был погребён под обломками обрушившейся крыши ангара.

Изображение слайда


9


Слайд 9: Возможности использования научно-технического задела, созданного при разработке корабля «БУРАН»

Технические решения
Система контроля и диагностики ОК «Буран»
для повышения надежности и безопасности работы атомных электростанций
Материалы
Углерод- углеродный материал в медицине
для изготовления искусственных суставов в технике протезирования.
Технологии
Автоматическая сварка с помощью специальных сварочных головок
в пищевой промышленности для сварки трубопроводов
В основу конструкции и бортовых систем корабля «Буран» заложены технические решения, не имеющие аналогов в мировой практике: это новые системы,  конструкционные материалы, оборудование, теплозащитные покрытия  и новые технологические процессы. Многое из этого может и должно быть внедрено в народное хозяйство.

Изображение слайда


10


Последний слайд презентации: ПРОЕКТ «ЭНЕРГИЯ-Буран»: история, реальность, перспективы: В БУДУЩЕЕ! Возможные перспективы

Проект «Энергия-Буран» намного опередил своё время. Я верю, его время ещё придёт, когда освоение космоса станет более активным, когда на орбиту и обратно потребуется часто доставлять грузы и грузы и пассажиров; когда конструкторы доработают программу сохранения и возвращения на землю ступеней ракеты-носителя, сделают многоразовой систему «Энергия-Буран» в целом. Будущее – в создании новой космической техники. Наукоград Королев с его мощным интеллектуальным потенциалом может внести весомый вклад в строительство космической державы России. Я надеюсь, что этот потенциал будет востребован в будущем для решения с помощью космических средств таких глобальных проблем, как восстановление озонового слоя, освещение полярных районов, утилизация ядерных отходов и многие другие.

Изображение слайда

Буран: Советский космический корабль

Конструкция космического челнока «Буран» была похожа на американские космические челноки.
(Изображение предоставлено РКК «Энергия»)

Космический корабль «Буран» был разработан Советским Союзом в ответ на программу космических челноков НАСА. Буран, что в переводе с русского означает «метель», летал один раз.

Космический челнок НАСА представляет собой новую форму развития космических аппаратов. Вплоть до 1982 года космические аппараты — даже те, на которых находились люди, — запускались только для одной миссии за раз, за ​​исключением некоторых программ военных испытаний. С другой стороны, шаттл можно использовать несколько раз и снизить стоимость исследования космоса.

В то время как космический шаттл был в основном гражданской программой, в 1980-х годах американские военные время от времени использовали его для запуска спутников и выполнения других секретных операций. Космический шаттл НАСА был разработан специально для военных; например, его отсек для полезной нагрузки был создан достаточно большим для спутников Министерства обороны. (Эта практика в основном прекратилась после взрыва челнока «Челленджер» в 1986 году, после чего военные перешли на одноразовые ракеты.)

НАСА сосредоточилось на снижении космических затрат, в то время как Советский Союз рассматривал космический шаттл как потенциальную военную угрозу, писал Анатолий Зак. на своем сайте RussianSpaceWeb.com.

«В СССР «Шаттл» рассматривался в первую очередь как носитель ядерного оружия», — писал Зак в статье о «Буране». «В 1976 году, несмотря на явный скептицизм в космической отрасли, советское правительство решило ответить на «шаттл-угрозу» аналогичным космическим кораблем».

Всего один полет

Научно-производственная корпорация «Молния», разработавшая корпус «Бурана», заявила, что цель — отправить 30 тонн в космос и вернуть 20 тонн на Землю.

Буран должен был вмещать до шести пассажиров в своей кабине экипажа. Отдельный грузовой отсек позволит размещать спутники длиной до 17 метров (56 футов) и диаметром 4,5 метра (15 футов). В грузовом отсеке могли разместиться дополнительные члены экипажа.

Подобно космическому челноку НАСА, на поверхности Бурана должны быть различные виды термических материалов для защиты от стрессов при входе в атмосферу. «Буран» совершил 24 испытательных полета на Земле (в том числе 15 полностью автоматических) в рамках подготовки к испытательному космическому полету, сообщает «Молния».

Буран запускался в космос только один раз, 15 ноября 1988 года, и, по данным НАСА, снова вошел в атмосферу после двух витков. Космический корабль стартовал на борту российской ракеты-носителя «Энергия» и успешно приземлился в автоматическом режиме, на что космический шаттл НАСА не был рассчитан.

Буран запущен в трудное для Советского Союза время. Всего несколько лет спустя, в 1991 году, коммунистическое правительство пало, и нация распалась на несколько стран. Сама программа была заморожена, потому что «советское министерство обороны полностью осознало бесцельность системы по сравнению с ее огромной стоимостью», — писал Зак.

К 1993 году глава НПО «Энергия» (Юрий Семенов) заявил, что проект закрыт. «Молния» рассматривала другой вариант, который был бы немного меньше, но эта идея так и не была реализована из-за отсутствия интереса инвесторов, добавил Зак.

Всего девять лет спустя единственный использовавшийся в космосе «Буран» был уничтожен после того, как обрушилась крыша его хранилища на космодроме Байконур в Казахстане.

Дополнительные ресурсы

  • Российский космический веб -сайт: Буран многоразовый шаттл
  • Molniya Research Industrial Corporation: Buran
  • Лист данных НАСА на Buran

Узнайте о пространстве США : 9003

  • 1313131313131313131teavor: NASTEST : 9003
    • 1313131313131313131313131313131313131teavor. Атлантида: Запуск последнего шаттла
    • «Дискавери»: самый загруженный шаттл НАСА
    • «Челленджер»: катастрофа шаттла, изменившая НАСА
    • «Колумбия»: первый шаттл в космосе
    • «Энтерпрайз»: испытательный шаттл
    • Космический шаттл открывает новую эру в исследованиях
    • Где увидеть величайшие космические корабли Америки (инфографика)

    Присоединяйтесь к нашим космическим форумам, чтобы продолжать обсуждать последние миссии, ночное небо и многое другое! А если у вас есть новость, исправление или комментарий, сообщите нам об этом по адресу: community@space. com.

    Элизабет Хауэлл, доктор философии, является штатным корреспондентом на канале космических полетов с 2022 года. Она была автором статей для Space.com (открывается в новой вкладке) в течение 10 лет до этого, с 2012 года. Как гордый Trekkie и канадец, она также занимается такими темами, как разнообразие, научная фантастика, астрономия и игры, чтобы помочь другим исследовать вселенную. Репортажи Элизабет с места событий включают в себя два запуска пилотируемых космических кораблей из Казахстана, три миссии шаттлов во Флориде и встроенные репортажи с моделируемой миссии на Марс в Юте. Она имеет докторскую степень. и магистр наук. получил степень бакалавра космических исследований в Университете Северной Дакоты и степень бакалавра журналистики в Карлтонском университете в Канаде. Элизабет также является инструктором по коммуникациям и науке после окончания средней школы с 2015 года. Ее последняя книга «Моменты лидерства от НАСА» написана в соавторстве с астронавтом Дэйвом Уильямсом. Элизабет впервые заинтересовалась космосом после просмотра фильма «Аполлон-13» в 19 лет.96, и все еще хочет когда-нибудь стать космонавтом.

    «Буран» — советский космический шаттл

    Это история о космических путешествиях, шпионаже времен холодной войны и советском шаттле, очень похожем на то, что создавало НАСА. Может быть, это было просто необыкновенное совпадение, а может быть, Советский Союз был глубоко неправильно понятым социалистическим государством, которое глубоко заботилось о своем народе и не стало причиной миллионов смертей за свою 69-летнюю историю. Мы не собираемся говорить вам, во что верить, но в этой истории гораздо больше, чем кажется на первый взгляд.

    Советский космический корабль «Буран», единственный многоразовый космический корабль, появившийся за пределами Советского Союза, выглядел настолько идентичным космическому шаттлу НАСА, насколько это вообще возможно. Оба они имели одинаковый дизайн, оба были черно-белыми, и оба имели примерно одинаковый профиль миссии — доставлять вещи в космос и снова приземлять их. Поместите их рядом, и вы заметите незначительные различия, но при слепой дегустации — или, если хотите, в слепой игре по выбору челнока — наверняка только самые сообразительные смогут отличить одно от другого.

    Так был ли космический корабль «Буран» гигантской советской плагиатом? Ну и какой бы это был мегапроектный ролик, если бы мы не оставляли вас на тендерах хотя бы до поры до времени. Возможно, у вас уже есть позиция по этому вопросу, если вы знаете предысторию, но она вполне может быть окрашена политической и национальной идеологией. «Буран», что в переводе с русского означает «снежная буря» или «метель», прибыл как раз в тот момент, когда Советский Союз начал распадаться, и сопровождался обилием пропаганды с обеих сторон. Так насколько уникален и хорош был этот советский космический корабль? Давайте взглянем.

    Упадок СССР

    Если распад Советского Союза не является вашей сильной стороной, к счастью для вас, мы недавно сняли видео о подготовке и распаде СССР, так что если это видео взбодрит вас интерес, почему бы не проверить это видео после.

    Если в двух словах, то попытки Советского Союза не отставать от США в период с середины 1960-х по середину 1980-х создавали СССР всевозможные проблемы. В то время как программа ядерного оружия и космическая программа получали щедрые бюджеты, уровень жизни в штате стагнировал, а затем начал снижаться. В безнадежно оторванных от реальности словах Марии-Антуанетты — «пусть едят пирожные» — или, как, вероятно, было бы в Советском Союзе, «пусть едят черноморскую икру».

    В то время как в Советском Союзе начали расти очереди за товарами первой необходимости, его лидеры знали, что им нужно не отставать от Джонсов или, по крайней мере, быть в состоянии не отставать от США во всем, что они делают. Проблема заключалась в том, что экономика США процветала и выросла в два раза по сравнению с их соперниками-супердержавами. Американцы разбрасывались деньгами, как будто завтра не наступит, но, по крайней мере, они могли себе это позволить.

    Космическая гонка

    В 1981 году космическая гонка ускорилась с появлением космического челнока НАСА — еще одна тема, которую мы уже освещали здесь, в Megaprojects, если вам интересно. 12 апреля 1981 января мир наблюдал за тем, как космический корабль «Колумбия» стартовал с космодрома Кеннеди, чтобы стать первым многоразовым космическим кораблем в космосе.

    Хотя это, безусловно, было историческим событием, я готов поспорить, что советские власти не разделили этого знаменательного события. По правде говоря, советская космическая программа все больше и больше отставала от американцев с тех самых пор, как со времен «Спутника» и Юрия Гагарина.

    Когда информация об американской программе «Спейс Шаттл» дошла до советского руководства либо через СМИ, либо через КГБ, она была встречена с раздражением и множеством подозрений. Что именно американцы собирались делать с многоразовым космическим кораблем, который мог бы доставлять в космос 30 тонн оборудования со скоростью 50 раз в год? Я знаю, что космические шаттлы никогда не приближались к такой частоте, но это был первоначальный план, или, по крайней мере, то, что всем говорили московские параноидальные попугаи.

    Социальные проблемы разрастались по всему Советскому Союзу, и его лидеры решили, что лучше накормить своих граждан, прежде чем раздувать космическую гонку до такого уровня, на который они не надеялись удержаться. Просто шучу. К чёрту людей — в СССР был реализован самый масштабный и дорогостоящий проект в истории советского освоения космоса, которым стала программа «Буран».

    Развитие 

    Начнем с того, что советские власти представляли в программе «Буран». Как я только что упомянул, это было начато как способ не отставать от американцев и их космических кораблей, которые, как был уверен СССР, рано или поздно будут использованы для доставки ядерного оружия в космос, а затем уничтожения СССР сверху. Просто для ясности: насколько нам известно, космические челноки НАСА никогда не предназначались для перевозки оружия и никогда не предназначались для этого, но Советский Союз был ничем иным, как параноидальным, неуверенным в себе ребенком, полностью убежденным в том, что дядя Сэм всегда стремился к получить его.

    Имея это в виду, хотя программа «Буран» была смутно замаскирована под гражданское транспортное средство, ее дальние цели почти наверняка были военными. Российский космонавт Олег Котов, как позже рассказал журналу New Scientist,

    У нас не было гражданских задач для «Бурана», а военные уже не были нужны. Изначально он разрабатывался как военная система доставки оружия, возможно, даже ядерного оружия.

    Разработка программы «Буран» началась в 1970-х годах — параллельно, а точнее, лишь немного отставая от американского космического корабля «Шаттл». Это было трудное время в Советском Союзе, и справедливо будет сказать, что не все считали, что огромные денежные затраты были лучшим для СССР. Но, похоже, бескомпромиссным военным удалось убедить советского лидера Леонида Брежнева в том, что после того, как американские шаттлы будут закончены, нападение на Москву станет лишь вопросом времени. 19 февраля76 года был подписан секретный указ, и программа «Буран» вместе с ракетами «Энергия», которые должны были их поднять, официально вступили в силу.

    Конструкция       

    Это подводит нас к удивительно похожей конструкции космического корабля «Буран» со своим соперником-янки. Осуществил ли КГБ один из величайших грабежей 20-го века? Ну да и нет. Как я покажу позже в видео, различий между «Бураном» и «Спейс шаттлом», безусловно, достаточно, но большинство из них внутри. Так что насчет внешнего дизайна?

    Советский Союз почти наверняка располагал подробными планами разработки космических челноков — я имею в виду, что это была холодная война, — но в чем они, безусловно, были заинтересованы, так это во взломе внутренних баз данных в университетах и ​​учреждениях по всему миру. США, которые исследовали потенциальные конструкции космических челноков. К ним относятся Калифорнийский технологический институт, Массачусетский технологический институт, Бруклинский поли, Принстон, Стэнфорд, Канзас, штат Пенсильвания и штат Огайо.

    Советская военно-промышленная комиссия (ВПК) в основном собрала всю предварительную работу, которую американцы проделали при подготовке к окончательному проекту космического корабля «Шаттл» — дело закрыто, я слышу, как вы плачете. Однако между 1974 и 1980, советские ученые и инженеры изложили эти идеи, которые начали проводить собственные испытания и после обширных испытаний в аэродинамической трубе обнаружили, что американцы действительно разработали оптимальную форму многоразового космического корабля. Говорят, что ведущим инженерам не нравилась идея построить «Буран» с такой же конструкцией, как у космического корабля «Шаттл», но у них не было выбора. Либо вы использовали тот же внешний дизайн, либо построили что-то худшее.

    Строительство прототипа «Бурана» официально началось в 1980, а спустя четыре года наконец появился первый советский космический корабль.

    «Буран»

    Итак, как мы уже установили, «Буран» имеет много общих внешних характеристик с американским космическим кораблем «Шаттл», но, безусловно, обладает достаточной уникальностью, чтобы сделать его самостоятельным космическим кораблем. При длине 36,37 м (119,3 фута) он был на 20 метров (65 футов) короче космического корабля «Шаттл». Оба имели треугольное крыло, но «Буран» снова был меньше «Шаттла» с размахом крыла 23,9.2 м (78,5 футов), что чуть более чем на 10 метров (32 фута) меньше, чем у аппарата НАСА.

    С точки зрения веса, Спейс Шаттл был значительно тяжелее — 82,5 тонны, по сравнению с 62 тоннами «Бурана». Теперь это заметная сумма, которая прекрасно подводит нас к одному из основных различий между двумя многоразовыми космическими кораблями. В то время как три двигателя космического челнока были расположены внутри самого шаттла, четыре двигателя «Бурана» можно было найти на отдельной ступени ракеты — ракеты «Энергия», которую «Буран» оседлал во время взлета. Эта секция не была многоразовой, что означало, что ракета «Энергия» отделялась после взлета, но включала собственную систему наведения, навигации и управления.

    В то время как космический шаттл использовал два ускорителя на твердом топливе, ракета «Энергия» имела четыре жидкостных ускорителя, и это единственная область, в которой советский корабль обычно считался лучше. Ракета «Энергия» не имела таких сегментов и уплотнительных колец, которые стали причиной катастрофы «Челленджера», и не использовала пену, которая частично послужила причиной катастрофы «Колумбии». Теперь, поскольку программа «Буран» не продвинулась очень далеко, нельзя с уверенностью сказать, что у нее не было бы своих проблем, но таковы факты, которые у нас есть.

    Внешний вид «Бурана» был покрыт 38 600 теплозащитными плитками, рассчитанными на 100 повторных входов в атмосферу, подобно тому, что было на «Шаттле». Внутри рубка состояла из трех палуб. В командном модуле, расположенном на верхней палубе, находилось рабочее место экипажа и служили места командира, пилота, инженера и специалиста по полету. Ниже этого на средней палубе находились средства жизнеобеспечения, вспомогательное оборудование и достаточно места для размещения шести членов экипажа во время запуска и входа в атмосферу. Наконец, на нижней палубе располагались энергосистемы.

    «Буран» имел стыковочную систему со сферическим отсеком диаметром 2,67 м (8,8 фута) и цилиндрический туннель, ведущий к андрогинному периферийному стыковочному блоку — аналогичный стыковочному блоку «Шаттла», но с возможностью расширения по сравнению с американской версией. И «Буран», и «Шаттлы» использовали водородные топливные элементы для производства электроэнергии и сжигали гидразин для питания бортовых гидравлических систем.

    Еще одно ключевое различие между ними, которое дало «Бурану» определенное преимущество, заключалось в том, что он был разработан как для пилотируемого, так и для полностью автономного полета, в то время как «Шаттл» нужно было постоянно пилотировать. Позже космический шаттл был оснащен системой автоматической посадки, но это произошло спустя много времени после того, как «Буран» канул в безвестность.

    Итак, да, эти два многоразовых космических корабля выглядят удивительно похожими снаружи, но у них было так много различий, что невозможно просто назвать «Буран» подделкой НАСА.

    Первый (и единственный) полет

    Оглядываясь назад, мы знаем, что «Буран» полетел в космос только один раз, но в то время все участники наверняка думали, что это был первый из многих. В период с ноября 1985 г. по апрель 1988 г. полномасштабный макет «Бурана» с четырьмя ТРДД принял участие не менее чем в 24 атмосферных полетах по ходу испытаний.

    Насколько мы можем судить, все шло относительно гладко, и по мере приближения конца 1988 года Советы готовились к первому полету «Бурана» в космос. Это будет беспилотный полет с космодрома Байконур на территории современного Казахстана.

    15 декабря 1988 года, после прерванного взлета из-за механической неисправности, заработали двигатели ракеты «Энергия». Если при подготовке и были проблемы, то сам полет прошел полностью по плану: мощная ракета отделилась вскоре после старта, прежде чем «Буран» дважды облетел Землю, преодолев 83 707 километров (52 013 миль) за 3 часа 25 минут. .

    После успешного повторного входа в атмосферу «Буран» совершил первую посадку, так как сильный боковой ветер начал бить по космическому кораблю. Без сомнения, те, кто находился на земле, затаили дыхание, когда новый космический корабль столкнулся с первой серьезной проблемой. Но опять же, он работал именно так, как было задумано. Бортовая автоматизированная система рассчитала риск и быстро прервала посадку, прежде чем развернуть «Буран» для второй попытки, в результате которой космический корабль приземлился всего в 10 метрах (32 фута) от намеченной целевой точки приземления. Он стал первым космическим кораблем, совершившим беспилотный полет с посадкой в ​​полностью автоматическом режиме.

    Эпоха Бурана

    Первый полет «Бурана» прошел с огромным успехом, и вскоре были запланированы дальнейшие полеты. Миссия «Птичка 1.02» должна была состояться где-то в 1991 году, а вторая — в том же году. Первый пилотируемый полет был запланирован на 1994 год, а еще четыре запланированы на 1994 и 1995 годы. Казалось, что все готово для начала Эпохи Бурана, но, как мы теперь знаем, грядут важные перемены.

    После распада Советского Союза кажется, что последнее, о чем кто-либо думает, была дорогостоящая космическая программа, и, к сожалению, «Буран» больше никогда не летал. В то время как программа была только официально приостановлена, во-первых, экономический спад, последовавший за распадом СССР в конце 1991 был ударом молота, и в 1993 году президент России Борис Ельцин официально отменил программу «Буран». Огромный проект, длившийся чуть меньше 20 лет, обошелся Советскому Союзу примерно в 20 миллиардов рублей (тогда это обошлось примерно в 34 миллиарда долларов, а сегодня примерно в 76 миллиардов долларов), что делает этот единственный полет не только самым дорогим за все время, но и трудно когда-либо снова увидеть эту фигуру затмеваемой.

    Ситуация для «Бурана» стала еще хуже, когда в 2003 году на космодроме Байконур обрушилась крыша ангара, в котором он находился, погибло 8 человек внутри и был уничтожен тот самый «Буран», когда-то покинувший нашу планету. История злополучного и несвоевременного космического корабля, построенного для конкуренции с космическим челноком, наконец-то подошла к своему трагическому концу.

    Обман или лучший космический корабль?

    По сравнению со звездной – во всяком случае, в основном – карьерой американских космических челноков, у «Бурана» была самая неблагоприятная жизнь и печальная смерть. Его наследие сложное. Некоторые яростно называют это вопиющим грабежом, и, безусловно, есть много подтверждений этому утверждению, но нам нужно установить некоторые границы для этих обвинений. Да, Советы взломали базы данных США и собрали технические данные почти на уровне WikiLeaks, что, без сомнения, сэкономило им миллиарды в процессе, но вы не можете основывать свое суждение о шаттле «Буран» только на этом.

    Космический корабль «Шаттл» и «Буран» выглядят почти одинаково, потому что они были разработаны, чтобы делать одно и то же. С точки зрения аэродинамики это проект для многоразового космического корабля. Если бы Советы не собрали все американские исследования и на самом деле сами не проделали тяжелую работу, проекты, вероятно, получились бы довольно похожими.

    Теперь тем людям, которые не могут пройти мимо внешнего сходства, вероятно, не понравится то, что я скажу дальше, потому что есть веские аргументы в пользу того, что некоторые аспекты «Бурана» на самом деле превосходили «Спейс шаттл» — не в последнюю очередь его автоматизированная система. и бустеры. Как я уже говорил ранее, невозможно полностью сравнить их, потому что космические шаттлы совершили 135 полетов, а «Буран» — только один, но слепо называть это плагиатом — значит оказывать медвежью услугу превосходному образцу инженерной мысли, который, к сожалению, родился именно в то время. не то время.

    Энергия (astronautix.com)

    Космический шаттл — Википедия

    Буран (космический корабль) — Википедия

    ракеты — Какой самый большой полезный груз из одного объекта когда-либо поднимался в космос? – Space Exploration Stack Overflow на русском (popularmechanics.com)

    Буран (космический корабль) — SPACETV.NET

    Перейти к содержимому

    FacebookTwitterGoogle+RedditLinkedIn

       Советский самолет Ан-225 «Мечта», на борту которого находится космический корабль «Буран».

    Похожие каналы: КОСМИЧЕСКИЕ САМОЛЕТЫ, КОСМОНАВТЫ, ЮРИЙ ГАГАРИН, КОСМИЧЕСКАЯ СТАНЦИЯ МИР, СПУТНИК 1, РОСКОСМОС, КОСМИЧЕСКАЯ ГОНКА, ПРОГРАММА АПОЛЛОНА
    https://www. patreon.com/simplehistory
    «Буран», что в переводе с русского означает «метель», был ответом Советского Союза на программу НАСА по запуску космических челноков.
    Авторское право: ЗАПРЕЩАЕТСЯ повторно загружать наш контент на Youtube или в другие социальные сети без явного разрешения.
    ПРОСТАЯ ИСТОРИЯ ТОВАРОВ
    Получите книги по истории SIMple на Amazon:

    Футболки
    https://www.zazzle.com/simplehistory/gifts?cg=196817456987349853
    Простая история дает вам факты, просто!
    Коллекцию книг смотрите здесь:
    Амазонка США
    http://www.amazon.com/Daniel-Turner/e/B00H5TYLAE/ Amazon UK

    http://www.simplehistory.co.uk/
    https://www.facebook.com/Simple-History-549437675141192/
    https://twitter.com/simple_guides Кредит:
    Создано Дэниелом Тернером
    Рассказчик:
    Майк Джозеф Музыка Кредит
    Опыт космической станции от Unicorn Heads

    Буран-Энергия: советский космический корабль 2.0 на лунной ракете

    Если вы думали, что Буран, советский космический шаттл, был просто копией американского, то подумайте еще раз. Хотя он выглядел очень похожим, под капотом он был совсем другим и во многих отношениях лучше американского оригинала. Здесь мы увидим некоторые из причин, по которым Буран был космическим челноком 2.0.
    Патреон: https://www.patreon.com/curiousdroid
    Paypal.me: https://www.paypal.me/curiousdroid
    Спонсоры: Саймон Хамер, Флориан Гессе, Бернт-Олов Хеллстрем,
    Тайар Джунди, Йохан Ромбо, Тобиас Петтерссон, Кевин Хиннен,
    Митчел Дж. Маллин II, Люциус Квок, Хантер Швизов, Пилорик,
    Себ Стадли, Питер Кот, Коди Белический, Могоряну Даниэль,
    Дуглас Густафсон, Маркус Шиадо, Йорн Магнус Карлсен.
    Представлено Полом Шиллито
    Написано и исследовано Энди Мунцером
    Дополнительный материал Пола Шиллито
    Видеоматериалы и изображения: buran-energia.com, НАСА, Ральф Миребс, arminschieb.com, Тед Томпсон/KSP
    Музыка: Response Data от PC III распространяется по лицензии Attribution License.
    На основе работы на www.pipechoir.com
    Источник: http://freemusicarchive.org/music/P_C_III/Response_Data_19.45/Response_Data

    Построили ли Советы лучший космический корабль? История Бурана

    Посмотрите это видео без рекламы на Nebula: https://nebula. tv/videos/mustard-did-the-soviets-build-a-better-space-shuttle-the-buran-story
    Поддержите Горчицу на Патреоне: https://www.patreon.com/MustardChannel
    Товары с горчицей: https://www.teespring.com/stores/mustard-store
    Инстаграм: https://www.instagram.com/mustardchannel/
    ТикТок: https://www.tiktok.com/@mustardchannel
    Фейсбук: https://www.facebook.com/Горчица-109952378202335
    Твиттер: https://twitter.com/MustardVideos
    Сайт: https://www.mustardchannel.com/
    15 ноября 1988 года мир узнал, что у Советского Союза тоже есть свой космический шаттл. Он тайно разрабатывался более десяти лет, и его строительство обошлось Советам в миллиарды долларов. Несколько космических кораблей находились на разных стадиях строительства. Но советский шаттл, названный «Буран», запускался только один раз. Его разработка в значительной степени была обусловлена ​​необходимостью реагировать на предполагаемый военный потенциал космического корабля НАСА.
    Когда «Буран» был впервые запущен, мир предполагал, что он будет использоваться для строительства советских космических станций или даже для сборки космических кораблей для пилотируемой миссии на Марс. Но когда Советский Союз начал разваливаться, финансирование программы «Буран» было ограничено и в конечном итоге прекращено.
    Нельзя отрицать, что «Буран» очень похож на космический шаттл. Но во многих отношениях «Буран» сильно отличался от космического корабля НАСА. Орбитальный корабль «Буран» не имел встроенных главных двигателей. Почти всю ее подъемную силу обеспечивала отдельная сверхтяжелая ракета «Энергия», состоявшая из основной ступени и четырех ускорителей на жидком топливе. В отличие от космического корабля «Шаттл», который представлял собой единую систему, орбитальный аппарат «Буран» и его подъемные ракеты фактически представляли собой две отдельные системы.
    Хотя «Шаттл» с его встроенными двигателями был более многоразовым, на практике он требовал интенсивного обслуживания между запусками, что во многом сводило на нет это преимущество. Но в космосе встроенные двигатели космического челнока больше не служили цели. Таким образом, на протяжении большей части миссии «Шаттлу» приходилось перевозить около тысячи фунтов мертвого груза. Без встроенных двигателей «Буран» мог нести немного большую полезную нагрузку, чем американский космический шаттл. Но ракета «Энергия» могла стартовать сама по себе, без прикрепленного к ней «Бурана». Это означало, что он мог нести внешние полезные нагрузки в космос и мог запускать поразительные 100 тонн. С самого начала «Буран» также был способен к полностью автоматизированному полету, то есть его можно было запускать, выводить на орбиту и возвращать обратно на Землю без экипажа на борту.
    В последние дни существования Советского Союза, когда стало ясно, что у американского шаттла нет значимого военного потенциала, советские военные больше не хотели иметь ничего общего с «Бураном». Советскому космическому сообществу остался космический корабль, который был дорогим, сложным и во многом бесцельным. #Буран #КосмическаяГонка #Космические Корабли #СоветскаяКосмическаяПрограмма
    Дальнейшие исследования:
    Мы настоятельно рекомендуем книгу Барта Хендрикса и Берта Виса «Энергия-Буран: советский космический корабль». Книга была чрезвычайно полезным ресурсом в исследовании этого видео. Вы не найдете более подробного или всестороннего обзора программы «Буран», охватывающего все, от концепции программы до ее наследия:
    http://www.springer.com/gp/book/9780387698489
    Музыка (воспроизведена по лицензии):
    Вступление: «Это эпичность»: https://audiojungle.net/item/this-is-epicness/21135351
    Главная «Приди к Моему Слову»: https://audiojungle.net/item/come-to-my-world/19602126
    Дополнительно: «80s Retrowave Uplifting & Commercial»: https://audiojungle.net/item/80s-retrowave-uplifting-commercial/20275353
    Спасибо за просмотр! Пожалуйста, лайкайте, комментируйте и подписывайтесь!

    Заброшенный в пустыне — Потерянный советский космический корабль Буран

    Новый канал Dark5! Подпишитесь на DarkDocs: http://bit.ly/DarkDocs
    Представляем заброшенный российский «Буран»: потерянный советский космический корабль
    DarkDocs — это новое документальное видео от Dark5, в котором подробно рассматриваются некоторые из самых загадочных историй на Земле. На этой неделе: Почему Россия бросила космический корабль в пустыне? Некоторые эксперты считают, что Россия, возможно, построила самый совершенный космический самолет, который когда-либо летал, но он долгие годы оставался потерянным в пустыне после всего лишь одного запуска. Как этот клон советского космического корабля превзошел своего американского аналога НАСА и почему он больше никогда не летал со своей ракетой «Энергия»?
    — Поскольку изображения и кадры реальных событий не всегда доступны, Dark Docs иногда использует аналогичные исторические изображения и кадры для драматического эффекта. Весь контент Dark Docs исследуется, создается и представляется в историческом контексте в образовательных целях. —

    УРБЕКС | Заброшенные советские космические шаттлы (Буран) на Байконуре

    💥Ознакомьтесь с нашими книгами, более 800 фотографий лучших заброшенных мест мира, сделанных в 70 странах, с информацией и историей: https://exploringtheunbeatenpath.myonline.store/ 💥
    Наше самое эпическое и захватывающее исследование за 15 лет!
    сабы NL и ENG!
    Извините, что некоторое время не загружал, 30% отснятого здесь материала были повреждены. Потребовалось много времени, чтобы собрать часть материала.
    Наше самое сумасшедшее и самое опасное приключение на урбексе на заброшенных советских космических челноках на Байконуре! Проект «Буран» стал самым дорогим космическим проектом в истории России. Проект остановился в 1993 в связи с падением Советского Союза.
    Если вам нравятся наши видео и вы хотите увидеть эксклюзивные места или поддержать нас, посетите:
    https://www.patreon.com/exploringtheunbeatenpath Чтобы посмотреть фотографии самых крутых заброшенных мест мира, проверьте:
    http://www.bobthissen.com/photosets
    Или следуйте
    http://www.facebook.com/exploringtheunbeatenpath
    http://www.instagram.com/exploringtheunbeatenpath Distant Tension Кевина Маклауда получено по лицензии Creative Commons Attribution-licentie (https://creativecommons.org/licenses/by/4.0/)
    Брон: http://incompetech.com/music/royalty-free/index.html?keywords=Distant+Tension&page=0
    Самый артистичный: http://incompetech.com/
    У подножия Сфинкса и Тема Героя от Twin Musicom лицензируется под лицензией Creative Commons Attribution (https://creativecommons.