Буран ракета: «Буран»: первый и единственный

«Энергия-Буран»: tov_tob — LiveJournal

Сегодня исполнился 21 год с момента первого и последнего полета советского космического челнока «Буран».
Несмотря на такую недолгую историю полетов, это событие — высшая точка развития отечественной космонавтики (а может и вообще мировой, т.к. по ряду параметров за прошедшие два десятка лет в мире не появилось систем, равных нашей).

Вообще, эра космических челноков имеет две… нет, даже три стороны:

1. Как и многое, что было создано в ракето-космической области во времена Холодной войны, проект «Space Shuttle» предназначался не только для решения задач, представляющих научных интерес, но и для задач военного характера. Этот факт очень сильно повлиял на конструкцию челнока у американцев, его функциональность и, конечно же, стоимость проекта. Это же стало причиной создания в СССР аналогичного проекта. В качестве итога — колоссальные средства были использованы фактически в никуда. Ко всему прочему, даже для выполнения мирных задач экономическая целесообразность челноков у США до сих пор очень сомнительна.

2. За годы существования программы «Space Shuttle» погибло 14 человек (7 во время старта «Челленджера» в 1986-м году и еще 7 при вхождении «Колумбии» в атмосферу в 2003-м). Безопасность наших одноразовых «Союзов» на порядок выше.

3. Создание челноков стало первым и достаточно весомым шагом к разработке космических систем многоразового использования. Ряд новых технических решений для челноков используются теперь и в других системах, а сами челноки и сопутствующие им системы позволили установить ряд мировых рекордов и по праву могут считаться достижением человечества.

Первые две стороны — это отдельная тема, о которой я,возможно, еще напишу в тот день, когда NASA закроет программу «Space Shuttle» (это должно произойти в 2010-м году). Сегодня же мне хочется рассказать о том, что является гордостью отечественной космонавтики.
К сожалению, так сложилось, что мы привыкли помнить преимущественно о негативных «достижениях» советской эпохи, на фоне которых забываются наши рекорды и завоевания, достойные того, чтобы ими гордиться. Многие о них просто не знают и не слышали вообще (убеждался неоднократно). Или же часто на слуху достижения западных ученых и инженеров, а про наши информации крайне мало.
Что ж, надеюсь, сегодняшний пост поможет немного усилить чувство гордости за нас 😉

Небольшая предыстория
После 6-ти высадок американцев на Луну, NASA свернуло лунную программу и приняло решение развивать новое направление многоразовых космических систем. Так появилась программа «Space Shuttle». Создание и испытание первых шаттлов происходило в течение 70-х, а первый «чистовой» запуск в космос был произведен в 1981 году. Наблюдая за активностью американцев и понимая дополнительные военные возможности, которые даст челнок для США, а также после неудачных испытаний ракеты Н-1, которая должна была доставить наших космонавтов на Луну, в СССР приняли решение создать аналогичный проект.

Тем не менее, наши не просто скопировали функционал шаттла и его конструкцию. При внешней схожести проектов наш функционал был намного шире, универсальней и надежней. Вот основные отличия:

1. Для доставки отечественного челнока на орбиту используется отдельная ракета «Энергия». Это означает, что ракета может выводить на орбиту не только челнок, но и другие космические аппараты. Американский комплекс заточен для вывода на орбиту челнока и только челнока.

2. Сама по себе ракета «Энергия» может являться универсальным средством доставки грузов и людей как на орбиту Земли, так и на Луну и даже на Марс (!). Обеспечивается это наращиванием вокруг ракеты так называемых «пара-блоков». Для того, чтобы понять о чем идет речь, достаточно посмотреть на первую фотографию поста: с каждой стороны основной части ракеты прикреплены ускорители, которые в конфигурации с «Бураном» служат первой ступенью. Предполагалось, что вместо «Бурана» можно прикрепить дополнительные ускорители и тем самым получить больший запас тяги и топлива. Ни о каком наращивании у американских шаттлов не может быть и речи.

3. «Буран» мог управляться как вручную, так и полностью автоматически, включая посадку (!). Шаттлы на полностью автоматический режим не рассчитаны.

4. Безопасность для космонтов в «Буране» была построена намного лучше, чем на шаттлах. В частности, была предусмотрена система экстренного спасения экипажа.

5. Для транспортировки «Бурана» и его крупных деталей был создан специальный самолет АН-225 «Мрія». Американцы же используют грузовой вариант Боинга-747, что ограничивает некоторые возможности транспортировки.

6. Предполагалось даже, что АН-225 будет использоваться как первая ступень челнока (т.е. будет осуществляться воздушный старт космической системы). Этим планам, увы, не суждено было сбыться.

Работы по созданию новой системы начались в 1976 г. За последующие годы предстояло буквально с нуля спроектировать и создать новую ракету, космический челнок, огромный самолет, построить новый комплекс на Байконуре (включающий два стартовых стола, ЦУП, монтажно-испытательный комплекс, различные стенды для испытаний и т.д.), провести тысячи различных испытаний и много чего другого.

К работе по созданию новой системы были привлечены десятки тысяч людей по всему Союзу. В отличие от лунной ракеты Н-1, все работы выполнялись максимально тщательно. Исправлялись любые самые мелкие ошибки; все испытания отрабатывались много раз. Всё было подчинено одной цели — создать надежнейшую систему, успешный полет которой — не удача, а закономерность. Это один из немногих примеров в нашей истории, когда работа выполнялась настолько тщательно. И результат превзошел ожидания.

К 1987 г. ракета «Энергия» была готова. Т.к. «Буран» задерживался, было принято решение провести пробный запуск с экспериментальным спутником «Полюс».
Запуск был совершен 15 мая 1987 г. Ракета успешно стартовала, хотя комплекс на орбиту так и не был выведен (из-за ошибки в самом «Полюсе»). Во время старта ракета совершила «кивок» в сторону. Благодаря самокоррективке траектории ракета выровнялась, но в результате был незначительно поврежден стартовый стол. Впрочем, первый запуск — он на то и первый, чтобы выявить недоработки.

В 1988 г. был готов и «Буран». В сочетании с ракетой он представлял собой захватывающее зрелище на фоне остальных сооружений Байконура, транспортивочных теплозов и людей:

Ракета «Энергия» с «Бураном» на установщике:

Памятное фото создателей системы:

Ракету с челноком устанавливают на стартовый стол:

Свой первый полет «Буран» должен был совершить в автоматическом режиме без космонавтов. Таковы требования запуска новых космических систем. Американцы отошли от этой «традиции» и свой первый шаттл запускали сразу с людьми (а по-другому и нельзя было — ведь шаттлы не умеют летать сами).
Старт был назначен на конец октября, однако менее чем за минуту до запуска двигателей произошел отказ площадки прицеливания, и она не отвелась в сторону от ракеты. В результате, старт был перенесен на 15 ноября. Опять сотни рассчетов, проверок, испытаний…
Наступил день нового старта. В 6:00 по московскому времени ракета оторвалась от стартового стола и через несколько секунд растворилась в низкой облачности.

Через какое-то время она вышла из облаков и устремилась в космос. Все прошло гладко. Слишком гладко. Не верилось, что это происходит наяву (ведь отказы в первых полетах новой системы — обычное дело).
Ракетчики с трудом скрывая свою радость, уже пожимали под столом друг другу руки. «Корабелы» (так называли создателей «Бурана») были гораздо осторожней в эмоциях — ведь еще нужно вернуть «Буран» на «Байконур».
Через 10 минут после старта ракета завершила вывод «Бурана» на орбиту. Обернувшись два раза вокруг Земли, «Буран» совершил тормозной маневр и начал снижаться, взяв курс на «Байконур».

Через три с лишним часа после начала полета он уже приближался к космодрому. Люди в ЦУПе с замиранием сердца следили затем, как машина самостоятельно заходит на посадку (а ведь посадка, как известно, самый сложный процесс в авиации). По расчетам специалистов «Буран» должен был пройти справа от влетно-посадочной полосы и за ней развернуться влево, чтобы выйти к так называемой «ключевой точке». Однако, ЭВМ «Бурана» посчитала совершенно иначе и решила, что ей нужен дополнительный вираж для сброса скорости. В результате «Буран» резко повернул влево, пронесся над взлетно-посадочной полосой и уже затем развернулся вправо, выйдя на ключевую точку:

Наблюдавшие за происходящим пришли в ступор. Неужели на последней минуте полета произошел непредвиденный сбой в ЭВМ и весь труд пойдет коту под хвост? Но через считанные секунды специалисты доложили, что все в порядке и «Буран» счел такую траекторию более оптимальной для снижения.

Наконец из-за облаков показался и сам «Буран». Борясь с сильным боковым ветром, он уверенно приближался к взлето-посадочной полосе:

Мягкое касание задних шасси поверхности полосы — и люди, наблюдавшие за происходящим на большом мониторе в ЦУПе, уже не смогли сдерживать своих эмоций. Рукопожатия, приветствия, объятия, слезы от счастья… 12 лет кропотливой и напряженной работы завершились невероятным триумфом. При посадке «Буран» отклонился от оси полосы лишь на полметра. Эта посадка была занесена в Книгу рекордов Гинесса как первый (и пока последний) полет многоразовой космической системы с полностью автоматизированным полетом и посадкой.

Рядом с «Бураном» пролетает самолет слежения, который был послан для наблюдения за челноком во время его посадки:

Сразу после посадки к «Буран» проходит первоочередное обслуживание:

Затем наступил самый сложный перестроечный период СССР. Потом исчезла и сама страна. Второй полет «Бурана», который должен был произойти в 1993-м г., так и не состоялся. Из-за дороговизны системы она оказалась невостребованной.
Сборка новых ракет и челноков была остановлена, а ряд технических решений из системы «Энергия-Буран» постепенно были применены на других системах (в том числе американских).
Сам же «Буран» с новой ракетой на долгие годы стал на прикол в 112-м монтажно-испытательном комплексе «Байконура»:

По прошествии десятка лет стало ясно, что «Энергия-Буран» больше никогда не совершит даже второго полета: площадки и стенды «Байконура», которые предназначались для «Энергии», пришли в полный упадок. Заросли травы, проржавевшее из-за отсутствия обслуживания оборудование, разобранные рельсы для установщика..

В конце концов время и бесхозяйственность похоронили и самое главное — ракету с «Бураном». Из-за врожденных недоработок конструкции и отсутствия надлежащего обслуживания 12 мая 2002 г. рухнула крыша монтажно-испытательного комплекса, в котором находились «Буран» с «Энергией». Разрушения были настольки сильными, что прибывшие специалисты сначала не смогли понять, куда исчез «Буран»:

В результате от былого достижения отечественной космонавтики остался только самый большой самолет в мире — АН-225 «Мрія».

В свой первый полет «Мрія» отправилась в декабре 1988 г. В мае 1989 г. она прилетела на «Байконур» для проведения испытательных полетов вместе с «Бураном» и доставки его на всемирную авиакосмическую выставку в Ле-Бурже.
В 1991 г. на 30-летие полета Ю. Гагарина «Мрія» вновь поднялась в воздух вместе с «Бураном». На этом ее участие в этой программе завершилось. Сейчас самолет используется для транспортировки тяжелых и крупногабаритных грузов и в свою очередь успел установить несколько мировых рекордов в авации.

«Буран» закрепляют на «Мрії» с помощью специального перегрузчика:

Хотел бы я присоединиться к тем фотографам 🙂

Обратите внимание на размеры людей и самолета:

Использованы фотоматериалы сайта http://www.buran.ru
Кстати, этот же ресурс категорически рекомендуется к самостоятельному изучению сабжа как наиболее полный и интересный сборник информации по проекту.
Также можно посмотреть отличную подборку видео на тему «Бурана»:
http://art-aka-primus.livejournal.com/85519.html

Космическая система «Энергия-Буран» | izi.TRAVEL

Update Required To play the media you will need to either update your browser to a recent version or update your Flash plugin.

«Энергия-Буран»
Перед вами макет советского многоразового ракетно-космического комплекса «Энергия-Буран».
15 ноября 1988 года с космодрома «Байконур» был осуществлен запуск комплекса «Энергия-Буран», состоящего из ракеты-носителя «Энергия» и орбитального корабля «Буран». «Энергия» вывела на заданную круговую орбиту выше 400 км космический корабль в виде самолета. Сделав два витка вокруг Земли, «Буран» впервые в мире совершил автоматическую беспилотную посадку в заданный район. Продолжительность полёта 205 минут. Данный факт — полёт космического аппарата в космос и спуск на Землю в автоматическом режиме с использованием советского бортового компьютера и бортового программного обеспечения — вошёл в книгу рекордов Гиннеса. Это событие стало победой коллективов более 1200 предприятий России, Украины, Белоруссии и других республик СССР.
В отличие от американской системы «Спейс Шаттл», ответом на которую стала «Энергия-Буран», наша ракета могла летать и без корабля, с грузовым контейнером. Она имела стартовую массу 2400 тонн и предназначалась для запуска в космос тяжелых грузов как мирного, так и военного назначения, а также для обеспечения пилотируемых и автоматических экспедиций на Луну и Марс. Первый полет должен был повлечь за собой пилотируемые запуски, но этого не произошло. Кабина «Бурана» с установленной аварийной системой спасения могла вместить до 8 космонавтов, ее объем 72 м3. С распадом СССР в 1991-ом году в стране начались экономические трудности, у руководства государства появились сомнения в целесообразности развития проекта. В итоге не только космонавтам не удалось полетать на самой мощной ракете, аналогов которой в мировом ракетостроении нет и сегодня, но и сам носитель сразу после триумфального полета стал историей.
Головным предприятием по созданию многоразовой транспортной космической системы «Энергия-Буран» было НПО «Энергия» им. Королева, проектированием руководил генеральный конструктор Валентин Глушко. Главный конструктор орбитального корабля «Буран» — Глеб Лозинский. В качестве теплозащитного покрытия для «Бурана» использовалась плитка из чистого кварца, обладающего низкой теплопроводностью. В общей сложности более 30 000 плиток обеспечили теплозащиту «Бурана». Кварцевый песок с Урала был использован при изготовлении этих плиток, одну из них вы можете видеть на экспозиции.
В реализации уникального проекта непосредственное участие принимали самарские предприятия. Конструкторскую документацию и общую сборку ракеты-носителя разработал и сопровождал в производстве коллектив конструкторов Волжского филиала НПО «Энергия» под руководством Бориса Пензина. Заводу «Прогресс» было поручено изготовление центрального блока «Ц» II-ой ступени, стартово-стыковочного блока «Я», а также сборка ракеты-носителя «Энергия» и стыковка ракеты с орбитальным кораблем «Буран». Было создано более 50 новых сплавов, 70 новых материалов.
В нашем музее помимо макета системы «Энергия-Буран» вниманию посетителей представлена видеозапись воспоминаний непосредственных участников событий, в режиме слайд-шоу демонстрируются фотографии, отражающие историю создания и полета «Энергии-Бурана».

Купить Предметы Rocket League Snowstorm (Global) и Best RL Snowstorm (Global) Торговые цены

Snowstorm (Global)

11. 39 EUR

 

Limited

1025 1310

Snowstorm (Global)

11.76 EUR

 

Limited

1058 1352

Snowstorm (Global)

8.09 EUR

 

Limited

728 930

Rocket League Снежная буря (глобальная) — это наклейка, которая продается в рамках нашей коллекции предметов Rocket League , а ее торговая цена «Снежная буря (глобальная)» на четырех платформах составляет 11,76 евро на PS, 9.0014 11,39 евро на ПК в Steam, 8,09 евро на Xbox.

Добро пожаловать в купить Rocket League Snowstorm (Global) на AOEAH.COM , у нас есть более 3 Snowstorm (Global) для продажи из категории RL Decals. Вы можете легко купить различные цветовые варианты RL Snowstorm (Global) у нас по лучшим ценам Snowstorm (Global) прямо сейчас, быстрая доставка и безопасная сделка всегда обещаются.

Также для справки мы приводим торговые цены Rocket League Snowstorm (Global) в кредитах для всех цветовых вариантов. Таким образом, вы можете видеть, что самая дешевая цена Snowstorm (Global) составляет 8,09 евро , а самый дорогой вариант Snowstorm (Global) с 11,76 евро !

Warner Bros. будет распространять новую физическую версию Rocket League

Warner Bros Interactive Entertainment и Psyonix, разработчик и независимый издатель видеоигр, сегодня объявили о глобальном соглашении о распространении Rocket League.

Открыта регистрация в США на Универсальную открытую ракетную лигу

Как вы думаете, у вас есть все необходимое, чтобы стать чемпионом Rocket League? У игроков всех уровней навыков будет шанс доказать это этим летом и зарегистрироваться для участия в Universal Open Rocket League, совершенно новом турнире 2V2 Rocket League, организованном в сотрудничестве с Nbc и Faceit.

Топ-5 лучших механик Rocket League для начинающих и игроков с низким рейтингом

На начальном этапе или на низком уровне ранга в Rocket League вам не нужно изучать все причудливые механики для улучшения, и здесь мы рассмотрим 5 лучших механик, которые вы должны изучить в первую очередь, чтобы начать с ранжирования.

Новый ящик Velocity прибывает в Rocket League 4 декабря

Подготовьте элементы управления и укажите дату 4 декабря, когда в игре появится ящик Rocket League Velocity.

Продавайте предметы Heatwave и Rocket League за деньги / ключи к Aoeah.Com — зарабатывайте больше всего, Visa оплачивается мгновенно, лучшая торговля Rocket League!

Где лучше всего продавать предметы Rocket League за наличные/ключи или обменивать предметы Rl легко, быстро и безопасно? Aoeah.Com может быть вашим лучшим торговым рынком Rocket League для продажи ящиков и предметов Rl!

Rocket League Руководство по мероприятию Nike FC Cup — дата выхода, предметы, награды и многое другое о RL World Cup

В этом путеводителе по Rocket League World Cup 2022 мы рассказываем о дате выхода Nike FC Cup, предметах, наградах, новой карте и другом контенте.

Крайний срок уплаты налогов для предприятий, пострадавших от зимнего шторма

Расширение для подачи налоговых деклараций IRS изначально применялось к налогоплательщикам, проживающим в любом месте штата Техас. Кроме того, расширение доступно для всех, кто находится за пределами Техаса в районе, где было аналогичное федеральное объявление о стихийном бедствии FEMA. На странице помощи при стихийных бедствиях IRS перечислены все текущие области, которые теперь включают частных лиц и предприятия, расположенные во всех 77 округах Оклахомы и во всех 64 округах Луизианы.

Продление срока подачи налоговых деклараций также доступно для благотворительных, благотворительных или государственных служащих, работающих в зоне покрытия, а также для любого лица, посетившего зону действия во время урагана и погибшего или раненого в результате.

Если ваш дом или основное место работы пострадали от зимнего шторма, но вы не проживаете в зоне действия страховки, вы все равно можете иметь право на продление, если документы, необходимые для соблюдения срока подачи налоговой декларации, находятся в зоне стихийного бедствия. . Чтобы запросить налоговые льготы от IRS в этих обстоятельствах, налогоплательщики должны позвонить по телефону 866-562-5227.

Какой новый срок уплаты налога для пострадавших от зимнего шторма?

Вместо первоначального срока подачи налоговых деклараций и уплаты налогов для физических лиц и предприятий за год, заканчивающийся 31 декабря 2020 г., лица, подающие налоговую декларацию в связи с зимним штормом, теперь должны до 15 июня 2021 г. подать декларации и выплатить все, что причитается IRS. Это продление распространяется на крайние сроки уплаты налогов, которые первоначально приходились на период с 8 февраля 2021 г. по 15 июня 2021 г., включая подоходный налог с физических лиц, обычно подлежащий уплате 15 апреля, декларации о доходах, подлежащие уплате 15 марта, а также квартальные декларации по заработной плате и акцизному налогу.

Срок уплаты расчетных налоговых платежей за первый квартал для самозанятых физических лиц, включая расчетный подоходный налог и налог на самозанятость, также продлен до 15 июня 2021 года.

Является ли продление срока подачи налоговой декларации в связи с зимним штормом 2021 года для физических и юридических лиц?

Да! Продление налогового срока IRS распространяется на физических лиц, проживающих в зоне стихийного бедствия, а также на любую компанию, основное место деятельности которой находится в зоне стихийного бедствия. Жителям Техаса, Оклахомы или Луизианы или компаниям, расположенным в этих штатах, не обязательно запрашивать это продление; IRS автоматически идентифицирует индивидуальных и юридических налогоплательщиков в этих областях и применяет освобождение.

Доступны ли налоговые льготы для жертв суровой зимней бури в феврале?

В дополнение к продлению крайнего срока для подачи и уплаты налогов, физические лица в охваченных стихийными бедствиями районах также должны до 15 июня 2021 года внести взносы в IRA 2020 года, что может помочь снизить их общие налоговые счета.

Штрафы, которые обычно применялись бы к депозитам, подлежащим уплате в период с 8 по 23 февраля 2021 г. , также смягчаются, если эти депозиты в конечном итоге были внесены до 23 февраля 2021 г. И налогоплательщики в пострадавших районах, которым нужны копии ранее поданных налоговых деклараций, могут получить их без уплаты обычных сборов.

Наконец, физические и юридические лица, понесшие связанные со стихийным бедствием убытки, которые они не были застрахованы или возмещены, могут заявить об этих убытках в своих налоговых декларациях за 2020 год со ссылкой на номер декларации FEMA, а не ждать, чтобы заявить об убытках в своих налоговых декларациях за 2021 год.

Продление налоговых сроков и связанные с ними налоговые льготы, описанные выше, относятся только к федеральным налогам. Если вы или ваша компания обязаны подавать и платить государственные или местные налоги, уточните в этих налоговых органах, не продлили ли они применимые сроки или предлагают налоговые льготы. Если вам нужны рекомендации или помощь в подаче налоговых деклараций по индивидуальному или коммерческому подоходному налогу, обратитесь к дежурному юристу Rocket по номеру 9.