Буран шаттл: Космос: Наука и техника: Lenta.ru

Буран против Шаттла | История противостояния России и США в космической отрасли

 

В последнее время внимание мировой прессы и общественности приковано к новым различным разработкам нашей Отечественной космической и военной техники. Конечно в первую очередь это связано как с геополитической обстановкой в мире, так и с нашими холодными отношениями с ведущими странами мира.

 

Но на самом деле и по своей сути, такое подобное пристальное внимание, как многие из нас предполагали, не совсем связано с событиями на Украине. Просто за последние 25 лет мир привык к тому, что Россия никого и ни чем не может удивить. Но это далеко не так. Несмотря ни на что, наша страна никогда не прекращала разработку новейшей техники и шла к своей заветной цели восстановить утраченные силы и паритет на мировой арене в космической технике и в той же военной промышленности.

 

И судя по всему мы наконец-то начинаем восстанавливать свой военный и космический потенциалы. Дорогие друзья, уважаемые читатели, наше интернет-издание всегда старается и старалось быть вне всякой политики, но в условиях создавшейся обстановки мы все-же решились немного отвлечься и рассказать сегодня Вам не про автомобильную технику как обычно, а про космическую супер технику, которая напрямую и всегда была связана с политикой.

 

В этой области наша страна традиционно и успешно конкурирует с США. В последние годы ведется много разных разговоров, что наша Россия добилась определенных успехов в Космической отрасли только лишь за счет копирования новых технологий у самих Американцев. Но мы в сегодняшней статье решили доказать своим читателям, что это совсем не так, а примером этому будут два потрясающих космических корабля, а именно: Российский «Буран» и Американский «Шаттл».

 

Российская программа космических челноков возникла как ответ, той-же Американской программе- «Space Shuttle». Дело тут в том, что руководство нашей страны в тот самый момент видело в Американской космической программе конкретную угрозу нашей национальной безопасности. В то время оно полагало, что новые Американские космические корабли были специально разработаны для доставки через космос ядерных зарядов в любую точку мира.

 

В результате чего Космическая программа СССР носила также военный характер и результате этого нашими разработчиками инженерами были разработаны удивительные и потрясающие идеи, начиная от создания в космосе тех же военных баз, и заканчивая созданием там специальных станций для запуска ядерных ракет.

 

К глубокому сожалению, многие из тех, кто мало знаком с историей создания «Бурана», ошибочно полагают, что наш Отечественный космический челнок на самом деле копия того же «Шаттла».

 

Почему именно такой вывод делают многие граждане во всем мире? Все очень просто. Они руководствуются внешним видом двух космических челноков, поскольку оба корабля очень похожи друг на друга. Но их схожесть на самом деле связана с конкретной особенностью самих аэродинамических характеристик, которые должны быть применены или применяться в таких видах кораблей.

 

По тому же самому принципу создаются и самолеты, и подводные лодки ну и другой различный транспорт, все они также похожи друг на друга. А дело все в законах той же физики и никто не может заставить их действовать иначе и по-другому. Именно из-за этой аэродинамики инженеры и разработчики не могут придать совершенно индивидуальный вид и стиль своим различным новейшим разработкам.

 

Скорее всего, для разработки самого «Бурана» нашим инженерам разработчикам по-любому пришлось использовать внешние параметра того-же «Шаттла», но вот внутри наш Российский космический корабль был совершенно другой, и все из-за своей совершенно иной технологии.  

 

Чтобы понять для себя, какой космический челнок лучше, необходимо начать сравнивать не только их внешний вид, но и конкретные детали конструкции кораблей. Вот именно в этот самый момент ко многим из граждан и приходит то понимание, что наш Российский «Буран» превосходит их Западный челнок. 

 

Для начала уважаемые друзья давайте вместе сравним задние части «Шаттла» и «Бурана»:

 

Вы заметили разницу? В Американском «Шаттле» вы видите пять его двигателей. Два двигателя для орбитального маневрирования (OMS) и три больших силовых установки, которые используются конкретно для запуска. «Буран» же в отличии от «американца» имеет всего два двигателя для орбитального маневрирования и множество мелких двигателей для управления ориентацией.

 

Итак, в чем же их разница? Ответ- в их видах ракетоносителей. «Шаттл» запускается с земли с помощью трех мощных двигателей, которые и выводят корабль на космическую орбиту. Чтобы до космического пространства питать эти прожорливые двигатели, в Американском корабле используется огромный топливный бак, который крепится с боку «Шаттла» (на фото, оранжевый огромный баллон).  

 

Но для того чтобы поднять тяжелый «Шаттл» в космос этих трех двигателей как оказалось, было не достаточно, так как сам вес корабля + топливо создают слишком большую нагрузку на силовые агрегаты корабля.

 

И для того, чтобы помочь этим трем основным двигателям челнока Американские разработчики добавили ему для его запуска еще два мощных твердотопливных ракетных ускорителя (SRBs), которые и помогают основным двигателям преодолеть гравитацию. В итоге конструкция для вывода «Шаттла» в космос получилась очень сложная, тяжелая и дорогостоящая.

 

После того, как челнок «Шаттл» выходил в открытый космос, для дальнейшего маневрирования использовались только двигатели OMS. В итоге получалось, что огромный топливный бак и две ракетных установки в космосе не использовались и создавали тем самым бесполезный балласт кораблю. А что в итоге,- эта бесполезная масса в последующем возвращалась назад на землю прямо вместе с челноком (кораблем). Согласитесь друзья с нами, не самое лучшее решение.

 

Для многих не посвещённых может показаться, что другого такого оптимального способа больше нет и не предвидется, чтобы вывести подобный корабль в космическое пространство. Но на самом деле для умных голов в мире нет ничего невозможного. Наши Отечественные разработчики учли такую неэффективность «Шаттла» и разработали свою уникальную технологию по выводу «Бурана» в космос. 

 

Чтобы решить проблему с бесполезным балластом корабля наши инженеры и ученые разработали для челнока (корабля) специальную ракету, которая работала на жидком топливе. Именно она и исполняла ту главную роль вывода нашего челнока на орбиту в космос.

 

Ракета называлась- «Энергия». В конечном итоге она и стала основным кораблем для вывода «Бурана» в космическое пространство. То есть, наш корабль стал полезным грузом для самой «Энергии», а не основным кораблем. Подобное решение позволило нашим разработчикам отказаться от использования трех двигателей, которые используются на том же «Шаттле» и выводят корабль в космическое пространство. Тем самым это позволило снизить вес Отечественного корабля на целых 8 тонн. 

 

Таким образом, благодаря низкому весу грузоподъемность «Бурана» значительно превосходила Американский «Шаттл». К примеру, «Шаттл» мог взять на борт максимум до 25 тонн груза (при полете с земли в космос) и до 15 тонн груза при спуске уже на землю.

 

Наш же Российский «Буран» при взлете мог брать на борт груз весом в 30 тонн, а при спуске из космоса на землю мог перевозить до 20 тонн груза. Как видите друзья разница в грузоподъемности кораблей колоссальная.

 

Но самое главное и важное преимущество Российской программы космических челноков это то, что при разработке «Бурана» наши специалисты по своей сути разработали сразу два космических корабля. Например, тажа ракета «Энергия» могла использоваться не только в целях вывода «Бурана» на орбиту, но и по другому назначению.

 

Ракета «Энергия» без «Бурана» может доставлять на орбиту до 95 тонн груза. Самое потрясающее то, что в самих Штатах до сих пор нет аналога подобной ракеты. Только недавно НАСА начала разработку собственной ракеты, которая будет создана на примере «Энергии».

 

Помимо той же ракеты «Энергия» разработчики на основе данного корабля также создали еще один удивительный корабль «Полюс», который представлял из себя конкретно военный корабль и оснащался лазером мощностью в 1 мегаватт. Эта ракеты была конкретна создана и предназначена для уничтожения спутников, на случай нападения на нашу страну внешнего врага.

 

К большому сожалению, во время тестовых испытаний при маневрировании наш «Полюс» потерпел крушение. В итоге опытный образец ракеты сгорел в атмосфере. Технологии Советских ученых того времени впечатляют. 

 

А знаете уважаемые друзья, еще об одном преимуществе ракетоносителя «Бурана»? В отличие от того же «Шаттла», который доставляется с помощью ракеты работающей на твердом топливе, наша ракета «Энергия» при необходимости может быть просто отключена от тяги.

 

Это стало возможным благодаря применению в ракете жидкого топлива. Например, ракетоноситель «Шаттла» не может быть при необходимости отключен от тяги. Это самый главный недостаток всех ракет работающих на твердом топливе.

 

НАСА это поняла после катастрофы космического корабля ««Челленджер». В настоящий момент Американцы разрабатывают свои собственные космические ракеты на основе жидкого топлива, но тем не менее, корабль «Союз» до сих пор и по-прежнему впереди планеты всей, за счет применения в нем жидкого топлива, которое считается более безопасным в сравнении от твердого.

 

Помимо безопасности как мы уже выше сказали, «Буран» имел более лучшую грузоподъемность, хотя и это еще не все. Вот еще одно очередное и тоже главное преимущество Российского космического корабля.

 

Когда в 1981 году Американцы начали первое испытание «Шаттла», то весь мир быстро узнал о том, что новый космический корабль вмещает в себя всего двоих астронавтов. 

 

Но когда в 1988 году Наша страна начала проводить испытание «Бурана», то мировая общественность была полностью потрясена технологиями нашей Космической отрасли. Дело вот в чем, этот «Буран» был способен пилотироваться без участия космонавтов. Для того времени это бала какая-то фантастика.

 

Нет, чтовы друзья, конечно же «Буран» имел такую возможность вмещать в себя космонавтов, но возможность автономной работы без участия самих людей поражает экспертов даже и в наши сегодняшние дни. Так что теперь должно быть многим понятно, по сравнению с Американским челноком наш «Буран» выглядит заметно выигрышнее.

 

 

Мощность ракетоносителя «Энергия» составляет 170.000.000 млн. л.с. 

 

Во время первого опытного тестового полета корабль «Буран» был выведен в космос, вышел на орбиту, а затем самостоятельно в автоматическом режиме сел на землю на взлетно-посадочную полосу, одним словом приземлился как обычный самолет. О таком корабле Американцы не могли конечно и мечтать.

Такая особенность работы «Бурана» давала возможность отправить в космос корабль без пассажиров. Например, для того-же спасения космонавтов, которые терпят бедствие в космосе. Летчики-космонавты могли легко пересесть на «Буран» и спуститься на землю. Корабль «Шаттл» такой возможности не предоставлял, и все из-за своего ограничения по вместимости космонавтов и невозможности автономного полета.

 

Подводя итог мы хотели бы здесь сразу отметить, что наша Российская программа «Энергия-Буран» добилась намного большего с технологической стороны дела, если сравнивать ее с программой НАСА. И это несмотря на то, что Американцы начали развивать программу «Шаттл» намного раньше нашей страны.

 

К глубокому сожалению в наши дни обе программы России и США свернуты. Но в идеальном мире обе страны могли бы продолжить сотрудничество в космической отрасли и обмениваться технологиями, и возможно могли бы ускорить тем самым экспедицию на Марс.

 

Но до этого еще далеко, хотя наша страна несмотря на разногласия во многих вопросах по-прежнему продолжает сотрудничать с США в космической области.

 

Но наш мир устроен не так, как нам бы хотелось. Увы…

Сравнение космических систем «Шаттл» и «Буран»

Главная » Книги по истории авиации » Сравнение космических систем «Шаттл» и «Буран»

в Избранноев Избранномиз Избранного 1








К сожалению, я выяснил, что ряд форумчан не понимает разницы между кораблями «Шаттл» и «Буран», сравнивая их на том основании, что они внешне очень похожи. При этом часто объявляется, что «Буран лучше, ведь на нем была автоматическая система управления!»

На самом деле, «Шаттл» и «Буран» — две принципиально разные схемы. И если «шаттл» следует считать неудачной попыткой в рамках правильной теории (виной чему стала экономия на разработке), то «Буран» иначе как ошибкой, закрывшей дорогу гораздо лучшим системам, назвать нельзя.

Космическая система «Шаттл» представляет собой революционный подход к космонавтике. Впервые в истории маршевые двигатели, системы управления и т.д. были смонтированы на самом орбитальном корабле, а не на ракете-носителе.

Единственным полностью одноразовым элементом системы «Шаттл» является недорогой (около 30 миллионов) топливный бак. В процессе взлета, горючее из него поступает в двигатели орбитального корабля. Три многоразовых двигателя SSME тягой в 222 т/с выводят корабль на орбиту И ВОЗВРАЩАЮТСЯ ВМЕСТЕ С НИМ НА ЗЕМЛЮ.

Общая цена одного запуска «Шаттла» — 450 миллионов долларов, из которых лишь 30 миллионов — стоимость бака.

«Буран» — конструкция намного более ПРОСТАЯ (что бы ни говорили) и НАМНОГО менее экономичная.

Главное отличие от шаттла у «Бурана» в том, что маршевые двигатели системы смонтированы не на орбитальном корабле. По сути дела, орбитальный корабль — это чистый «планер», способный лишь к маневрированию на орбите и управляемому спуску.

На орбиту его «вытягивает» сверхтяжелая ракета-носитель «Энергия» — и маршевые двигатели смонтированы на САМОЙ РАКЕТЕ. Ракета НЕСПАСАЕМАЯ — т.е. все четыре РД-1021 сгорают!

По своей концепции, «Буран» — это, в общем-то раскормленный «Дина-Соар». Это попросту орбитальный планер, способный управляемо сойти с орбиты и приземлиться на аэродроме. Ни о какой эффективности вывода им чего бы то ни было (я говорю именно о «Буране», а не о сверхтяжелом носителе «Энергия», имеющем другую нишу применения) и речи не идет!

Достаточно сказать, что цена одной ракеты «Энергия» — 750 миллионов долларов. Очевидно, что техобслуживание «Бурана» после каждого полета тоже стоило бы немало — одна теплозащита чего стоит! Принимая во внимание применение на «Буране» более капризных жидкотопливных двигателей в роли ускорителей (обусловлено меньшей выгодностью Байконура в сравнении с Канавералом), стоимость техобслуживания «Бурана» была бы ничуть не меньше стоимости техобслуживания «Шаттла», т. е. — все те же 450 миллионов долларов! Вместе с ценой ракеты, это дает астрономические 1200 миллионов долларов за пуск! Вывод чего-либо «бураном» был бы экономически бесполезен — одна «Энергия» справилась бы с этим гораздо лучше. Гонять же корабль стоимостью в миллиард только ради мягкого спуска людей с орбиты — явно слишком дорого, при наличии дешевого «Союза»

Часто упоминают систему автопилота «Бурана» как некое преимущество. Оно бы было преимуществом, если бы «Буран» МОГ ЭКОНОМИЧНО ВЫВОДИТЬ ГРУЗЫ. Но как показано выше — он мог катать разве что людей, т.е. необходимость в автопилоте просто исчезала. Доставка груза на орбиту «Бураном» вылетела бы в сумасшедшую цену. Существенно дешевле было запустить тот же груз одной «Энергией» — без корабля!

При этом в угоду «Бурану» был закрыт проект «Спираль» — великолепная, на порядок более перспективная концепция! Маленький самолет-космоплан, разгоняемый гиперзвуковым разгонником, с полностью многоразовыми элементами мог быть ДЕЙСТВИТЕЛЬНО полезной машиной!

Советский шаттл «Буран»: один полет, долгая история

В этом месяце исполняется двадцать пять лет со дня первого запуска советского космического корабля «Буран». Идея многоразового космического самолета существовала среди энтузиастов космоса на протяжении десятилетий и предшествовала идее ракеты, доставляющей людей на околоземную орбиту. Руководитель советской космической программы эпохи космических гонок Сергей Королев изучал возможную конфигурацию одного из них в студенческие годы в 1930-х годах. Вторая мировая война и успешная разработка немцами Фау-2 на некоторое время отвлекли как советских, так и американских инженеров от концепции космического самолета.

Памятная медаль советского челнока «Буран» в собрании Музея.

 

Официальный советский интерес к многоразовому космическому самолету возродился в 1950-х годах. В течение 30 лет несколько программ совпадали. Конструкторы и менеджеры считали, что такой корабль в конечном итоге обеспечит более надежный и эффективный доступ в космос, чем одноразовые ракеты. Их первая попытка, известная как «Буря», , была разработана инженерами авиаконструкторского завода им. Микояна Гуревича. На этом корабле, также известном как МиГ-105, использовался прямоточный воздушно-реактивный двигатель, который требовал вспомогательного запуска для выхода на орбиту. После рассвета космической эры советские конструкторы ракет и космонавты продолжили работу над космическим самолетом, который тогда назывался 9.0007 Спираль , 1960-е годы. Среди летчиков-испытателей был второй человек, вышедший на орбиту Земли, Герман Титов, который оставил карьеру космонавта, чтобы стать летчиком-испытателем программы. Во время первых запусков американских космических шаттлов советское министерство обороны вновь проявило интерес к проекту и начало испытания беспилотной масштабной модели «Буран », получившей название «Бор ». Это была серия моделей планируемых космических кораблей в масштабе 1:3 и 1:2. Хотя программа была секретной, австралийские рыбаки увидели советский корабль, вытаскивающий из океана модель небольшого масштаба. Эти сообщения положили начало предположениям о том, что Советский Союз пытался построить шаттл, аналогичный американскому. На фоне многочисленных международных спекуляций и после многих задержек Советский Союз запустил 9-й0007 Буран (Метель), его первый полномасштабный многоразовый космический шаттл, 15 ноября 1988 года. Хотя «Буран» всесторонне испытывали в атмосфере Земли с подготовленными пилотами, первый и единственный орбитальный запуск был произведен без экипажа. «Буран », запущенный на ракете-носителе «Энергия», самой большой среди советских ракет-носителей. Он очень сильно напоминал американский шаттл — и не случайно. Благодаря шпионажу Советы получили технические характеристики американского шаттла.

Макет корабля «Буран» и его ракеты-носителя «Энергия», подаренных музею президентом России Борисом Ельциным.

 

Запуск «Бурана» произошел в критический период советской истории. Страна изо всех сил пыталась оправиться от мрачного наследия двух десятилетий брежневского режима, который ставил международный престиж и военные расходы выше комфорта своих граждан. Политика Михаила Горбачева перестройка призвала к более жесткому учету государственных расходов. Его политика гласности , или открытости, допускала публичное обсуждение политики. Это позволило выступить с более открытыми и громкими возражениями на публичной арене. Реакция советского аэрокосмического сообщества на программу «Буран » была немедленной и резко отрицательной. Инженеры, такие как Константин Феоктистов, спроектировавший космический корабль «Восток», написали советскому лидеру Михаилу Горбачеву 19-страничный критический анализ программы. В своем письме он указал, что расходы на многоразовый шаттл истощат бюджет существующих программ. Ученый-планетолог Роальд Сагдеев, который также руководил энергичными советскими исследованиями Венеры, также выразил неодобрение этой программе, поскольку она подорвет расходы СССР на космические науки. После первого рейса «Бурана» полетов не было. После нескольких незавершенных дизайн-проектов в 19В 1970-х годах Советы возродили усилия по созданию «Буран » в 1980-х годах. Начато производство еще двух готовых к полету космических кораблей, но ни один из них не был завершен. Советы начали строительство двух других, но так и не завершили строительство планера. Правительство официально отменило программу после распада СССР. Борис Николаевич Ельцин, первый демократически избранный президент России, представил макеты советских космических кораблей «Буран», и «Энергия-9».Ракета-носитель 0008 в Смитсоновский институт в июне 1992 года во время саммита в Вашингтоне с президентом США Джорджем Бушем-старшим. Эти модели посвящены первым запускам ракеты-носителя «Энергия» в мае 1987 года и шаттла «Буран» в ноябре 1988 года. В мае 2002 года советский «Буран» снова появился в новостях. Ангар, в котором размещался последний оставшийся полномасштабный испытательный образец «Бурана» на российском космодроме в Байконуре, Казахстан, рухнул. Первоначально здание было построено как сборочный цех для «Бурана» и советской ракеты-носителя большой грузоподъемности 9. 0007 Энергия . В результате обрушения здания погибли восемь человек.

Космический журналист Роберт Перлман стоит у советского шаттла «Буран» в его сборочном цеху всего за две недели до того, как здание рухнуло. Предоставлено Робертом Перлманом, Collectspace.com.

 

 

Похожие темыКосмосХолодная войнаЛюди

TwitterКомментарии? Свяжитесь с нами

Вам также может понравиться
Размышления о проблемах международного космического сотрудничества после окончания холодной войны

23 мая 2010 г.

Как два выхода в открытый космос времен холодной войны пришли к общему технологическому решению

18 марта 2015 г.
Похожие объектыМодель, Модель «Буран-Энергия»
Объект

Буран: как Советы украли космический шаттл

Хотя американский космический шаттл не был бюджетной платформой, как предполагалось, программа оказалась настолько успешной, что Советский Союз решил построить свой собственный. Без ведома большинства, они на самом деле сделали , и он даже полетел в космос.

12 апреля 1981 года космический челнок НАСА «Колумбия» впервые с ревом ожил. Когда три мощных главных двигателя шаттла загорелись, они сжигали топлива на сумму, равную плавательному бассейну, каждые 25 секунд, подбрасывая шаттл весом 4,4 миллиона фунтов в небо с поразительной скоростью 37 миллионов лошадиных сил. Всего за восемь с половиной минут шаттл израсходует все топливо в своем массивном оранжевом топливном баке и прогорит два твердотопливных ракетных двигателя.

(NASA)

Если бы вы начали ситком 80-х, когда в тот день стартовала «Колумбия», космический шаттл разогнался бы с нуля до 17 500 миль в час до первой рекламной паузы .

Успех первой миссии «Колумбии» был захватывающим моментом для Соединенных Штатов, но на другом конце земного шара он оставил Москву в кислом настроении. Советы наблюдали за развитием американской программы космических челноков благодаря более дружественному к СМИ подходу Америки к космическим путешествиям. На самом деле, к моменту первого запуска «Колумбии» Советы уже начали разработку свой собственный космический шаттл , который поразительно напоминал новую жемчужину НАСА.

Использование холодной войны в качестве ракетного топлива

Встреча Ричарда Никсона с Леонидом Брежневым 19 июня 1973 года во время визита советского лидера в США (Wikimedia Commons) но сама концепция не была представлена ​​публике до 1972 года. Два года спустя, когда усилия НАСА начали обретать форму, в Кремле состоялась секретная встреча между главой Военно-промышленной комиссии СССР Владимиром Смирновым, и тогдашний советский лидер Леонид Брежнев.

В то время как американцы всегда хорошо маскировали свою космическую деятельность как не более чем стремление к науке и национальной гордости, военное применение такого корабля было очевидным. Американский космический шаттл позволит запускать более крупные и сложные спутники-шпионы, позволит экипажам летать на орбиту для проведения технического обслуживания или ремонта и, что наиболее важно, позволит повторно использовать сам корабль, что теоретически снизит цену на орбитальные операции. В Советском Союзе также существовали опасения, что этот новый космический корабль может быть использован в качестве своего рода орбитального бомбардировщика.

Строящийся космический челнок НАСА «Энтерпрайз» в 1976 году (НАСА)

«Такое транспортное средство похоже на самолет. Он способен боковым маневром изменить свою орбиту таким образом, чтобы в нужный момент оказаться прямо над Москвой, возможно, с опасным грузом», — пояснил Смирнов на совещании.

Точно так же, как чиновники министерства обороны в Соединенных Штатах могли переоценить (или намеренно преувеличить) угрозу, исходящую от различных военных и технологических программ Советского Союза, Смирнов и его сторонники знали, что в их интересах действительно продать мысль о том, что американский шаттл представляет серьезную угрозу советским интересам.

«Шаттлом начали пугать Леонида Ильича Брежнева и объяснили ему, что проклятый шаттл может в любую минуту налететь на Москву, разбомбить ее вдребезги и улететь», — писал российский журналист в 1991 году, незадолго до Советский Союз пал.

«Брежнев понял, да, конечно, нужно альтернативное оружие».

Холодная война созрела для такого рода военного превосходства, как средства получения военного преимущества, так и общественного средства проверки соответствующих экономических моделей каждой страны. Каждый американский успех, с которым не могли сравниться Советы, рассматривался московскими лидерами как фактический аргумент в пользу капитализма.

По сути, признание того, что они не могут построить свой собственный шаттл, означало бы признание того, что советская система не соответствовала научным, инженерным и материальным возможностям американской модели правительства. Этот идеологический конфликт был краеугольным камнем холодной войны, и всего за десять лет до того, как Советский Союз рухнул под тяжестью собственного краха, все уже начинало выглядеть безрадостно. Советскому Союзу нужна была победа, и Смирнов смог убедить Брежнева, что именно такой может быть советский космический челнок.

Начало секретной советской программы «Спейс шаттл»

Советский космический шаттл «Буран» (WikiMedia Commons)

К началу 1976 года Центральный комитет Коммунистической партии и Совет министров СССР одобрили планы по разработке нового шаттла. Руководил секретными усилиями генерал-полковник Александр Максимов, военный чиновник, которому было поручено управлять существующими советскими военно-космическими программами. Двум ученым, В. П. Глушко и Глебу Лозино-Лозинскому, также было поручено возглавить работу, но среди участников не было сомнений в том, что новая программа шаттлов, получившая название «Буран», будет явно военным предприятием.

«Ни для кого в нашем секторе не секрет… что система «Энергия-Буран» была заказана у нас военными», — сказал разработчик ракеты-носителя «Энергия» Юрий Семенов. «На совещаниях на разных уровнях говорилось, что американские шаттлы даже на первом обороте могут совершить боковой маневр и развернуться над Москвой, возможно, с опасным грузом. Нужен паритет, нужна была однотипная ракетно-космическая система».

Первоначально Советы рассматривали возможность перезапуска предыдущей программы космических самолетов под названием «Спираль». Однако разработка концепции небольшого космического самолета была прекращена более десяти лет назад, и советские официальные лица отметили, что предполагаемое использование «Спирали» не даст ничего близкого по возможностям, предлагаемым будущими американскими шаттлами.

Угон космического челнока

(НАСА)

Поскольку к концу 1970-х годов американцы добились устойчивого прогресса в своей собственной программе космических челноков, советское руководство осознало, насколько они отстали. Если они собирались идти в ногу с НАСА, им нужно было найти способ ускорить процесс проектирования, не возвращаясь к отмененной программе Spiral. Хотя решение об отказе от Spiral было принято на основании его ограниченных возможностей, многие в Советском Союзе были разочарованы кажущимся шизофреническим подходом к разработке орбитальных платформ.

«Спираль была очень хорошим проектом, но это была еще одна ошибка нашего правительства. Они сказали, что у американцев не было шаттла [тогда], и у нас тоже не должно быть, и он был уничтожен. Затем, после того, как вы сделали свой космический шаттл, они немедленно потребовали космический шаттл. … Это было очень безумно для нашего правительства».

-Георгий Гречко, космонавт СССР

Несмотря на разочарование участников и надвигающийся распад Советского Союза, в то время советская космическая программа оставалась одной из лучших в мире. Его ученые и инженеры одерживали победу за победой в первых раундах космической гонки времен холодной войны, выводя на орбиту первый спутник, животное и человека раньше американцев. НАСА, возможно, нанесло нокаутирующий удар высадкой на Луну в 1969, но Советы были далеко не в счет. Если Америка могла спроектировать космический шаттл, вполне вероятно, что и Советы тоже могли. Единственный вопрос был: смогут ли они сделать это достаточно быстро , чтобы идти в ногу с НАСА?

«Шаттл НАСА» и «Буран» сравнили

Без посторонней помощи ответ, казалось бы, был решительным «нет», но Советы не были новичками в обратном проектировании американских технологий. Например, в конце 1950-х годов Советы получили в свои руки одну из самых мощных американских ракет класса «воздух-воздух» — AIM-9.Сайдвиндер, благодаря сделке, заключенной при посредничестве Китая (и невероятному везению одного пилота). Советы смогли собрать много информации о ракетных технологиях из одной приобретенной ими ракеты и быстро запустить в производство советские варианты ракеты. Однако космический шаттл украсть было бы гораздо сложнее… но, как оказалось, в этом и не было необходимости.

Американское национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства, или НАСА, было гражданским агентством, которое было четко отделено от американских военных. Хотя это разделение, возможно, было связано скорее с эстетикой, чем с функциональностью (почти все космические проекты имели военное значение), НАСА вообще не относилось к своей программе шаттлов как к разработке системы вооружения. В итоге документация да еще и 9Все планы 0055 для шаттла считались несекретными и легко доступными для общественности. Фактически, большая часть материалов, необходимых Советскому Союзу, хранилась в коммерческих базах данных, что сделало усилия по сбору этих документов одним из первых (если не , то первых) случаев цифрового шпионажа.

(WikiMedia Commons)

«Приобретенные документы касались конструкций планера (включая компьютерные программы для анализа конструкции), материалов, бортовых компьютерных систем и силовых установок. Эта информация позволила советской военной промышленности сэкономить годы научных исследований и время испытаний, а также миллионы рублей, поскольку они разработали свой собственный очень похожий космический шаттл».

— Анализ ЦРУ 1985 г. «Приобретение Советским Союзом западных технологий, имеющих военное значение»

Выход на орбиту

(Wikimedia Commons)

Со всей необходимой технической информацией строительство «Бурана» началось в 1980 г., и всего за четыре года, Советы смогли представить свой поразительно знакомый космический челнок . Однако, несмотря на явное эстетическое сходство, «Буран» действительно отличался от американского дизайна по ряду важных аспектов.

Прежде всего, вместо того, чтобы размещать главные двигатели шаттла внутри самого космического корабля, Советы решили просто прикрепить свой шаттл к своей сверхтяжелой ракете-носителю «Энергия». Он также был спроектирован и построен для автономной работы, что позволяет ему выполнять орбитальные миссии без экипажа на борту. Возможно, наиболее значительным отличием от американского шаттла были четыре реактивных двигателя, установленных в задней части самолета, которые обеспечивали полет с приводом от транспортного средства. Однако, несмотря на то, что на «Буране» были изображения этих реактивных двигателей, их не было, поскольку корабль готовился к своему первому орбитальному полету.

15 ноября 1988 года, через семь с половиной лет после старта космического корабля «Колумбия» из Космического центра Кеннеди, с космодрома Байконур в Казахстане стартовал «Буран». На борту советского космического челнока не было экипажа, что могло быть расценено как соответствующая мера предосторожности. Менее чем за 20 лет до этого трое космонавтов погибли после разгерметизации космического корабля «Союз-11» в космосе. За четыре года до этого космонавт Владимир Комаров погиб при первом в истории запуске космического корабля «Союз». Хотя безопасность экипажа, вероятно, была соображением, к 19В 88 году Советский Союз уже был охвачен политическими потрясениями. Убийство другого экипажа при запуске космического корабля не помогло бы ситуации.

Советский космический шаттл «Буран» (Wikimedia Commons)

«Буран» впервые вышел на низкую околоземную орбиту на своей массивной ракете «Энергия». Оттуда он поднялся на немного более высокую орбиту, прежде чем дважды облететь планету и начать вход в атмосферу. Без своих реактивных двигателей советский космический шаттл должен был бы планировать обратно на свою взлетно-посадочную полосу на космодроме Байконур, как американский шаттл.