Челнок буран: «Буран»: первый и единственный

Казахстан намерен вернуть космический челнок «Буран» в госсобственность

18 ноября 2020, 11:19

НУР-СУЛТАН, 18 ноября. /Корр. ТАСС Юлия Нитченко/. Власти Казахстана планируют вернуть второй летный образец советского космического челнока «Буран» в государственную собственность, для чего подан иск в суд. Сейчас «Буран» находится в собственности казахстанского акционерного общества «Ракетно-космическая компания «Байконур». Об этом ТАСС сообщили в среду в пресс-службе Министерства цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Казахстана.

Читайте также

Почему «Буран» летал всего один раз и никогда не стоял в Парке Горького

«Изделия серии «Буран» в данный момент находятся в собственности акционерного общества «Ракетно-космическая компания «Байконур» (первоначальное наименование: акционерное общество закрытого типа «Казахстанско-российское инновационное совместное предприятие «Аэлита» (АОЗТ «КРИСП «Аэлита»), генеральным директором которого является Даурен Муса», — рассказали в пресс-службе.

АОЗТ «КРИСП «Аэлита» зарегистрировано в качестве юридического лица Казахстана 13 марта 1997 года. «Уставный капитал общества формировался имущественными вкладами от каждой из сторон, в том числе передачей в уставной капитал второго летного экземпляра орбитального многоразового космического корабля «Буран». В результате отчуждения акций общества владельцем 80% акций общества стало частное лицо — Даурен Муса, 20% акций осталось за республиканским государственным предприятием «Инфракос», — уточнили в министерстве.

По данным ведомства, в июне 2019 года комитетом государственного имущества и приватизации Министерства финансов Казахстана был подан иск о ликвидации акционерного общества «Ракетно-космическая компания «Байконур» и возврате имущества, внесенного в качестве вклада в уставный капитал общества, включая экземпляр орбитального многоразового космического корабля «Буран». «Очередное заседание назначено в специализированном межрайонном экономическом суде города Алма-Аты на 10 декабря этого года», — уточнили в министерстве.

17 ноября гендиректор госкорпорации «Роскосмос» Дмитрий Рогозин сообщил журналистам, что второй летный образец советского космического челнока «Буран», его макет и ракета «Энергия» могут быть переданы в государственный или частный музей, если Роскосмос найдет их владельца и договорится с ним. Позже Даурен Муса на своей странице в Twitter проинформировал, что «Буран» и его макет принадлежат «Ракетно-космической компании «Байконур». По его словам, компания приложила много усилий для того, чтобы предприятие и «Бураны» остались целыми. В свою очередь, Рогозин выразил тревогу из-за условий хранения второго летного образца космического челнока «Буран» и его макета, предложив владельцу обсудить дальнейшую судьбу кораблей с представителями Роскосмоса.

«Буран» был частью многоразовой космической системы «Энергия — Буран». Помимо орбитального корабля, в нее входила сверхтяжелая ракета-носитель «Энергия», а также средства наземной космической инфраструктуры. «Буран» был способен совершать длительные (до 30 суток) полеты, орбитальное маневрирование, управляемый спуск и самолетную посадку на специально оборудованный аэродром.

На территории Музея истории космодрома Байконур находится второй построенный «Буран». Первый образец после полета в космос 15 ноября 1988 года в полностью автоматическом режиме без экипажа находился в монтажно-испытательном комплексе на Байконуре. В мае 2002 года корабль был погребен под обрушившейся крышей здания. 

Теги:

Рогозин, Дмитрий ОлеговичКазахстанРоссия

Полёт советского космического корабля «Буран»: история проекта и отличие от американских разработок | 74.ru

«Буран» c ракетой-носителем «Энергия»

Поделиться

15 ноября 1988 года состоялся первый и последний полёт советского многоразового космического корабля «Буран». Это была вершина советской космической программы, один из самых сложных когда-либо построенных космических аппаратов, во многом опередивший своё время. Отчасти это его и погубило. О том, как этот проект появился, чем отличался от американского аналога и почему его постигла такая судьба, рассказал наш коллега с радио «Серебряный Дождь — Екатеринбург» Дмитрий Горчаков в рубрике «Радиолаборатория». Запись эфира по теме можно послушать по ссылке.

Сейчас перспективы многоразовых кораблей, наверное, уже ни у кого не вызывают сомнений. Ракеты Илона Маска летают и возвращаются, многоразовые грузовые космические корабли летают к Международной космической станции, развиваются проекты космического туризма, и даже проектируемый новый российский корабль «Федерация» тоже будет многоразовым. Но в конце 60-х одноразовые ракеты для нечастых пусков всех устраивали. Тогда, в самый разгар холодной войны, две сверхдержавы продолжали соревноваться в космосе. Проиграв лунную гонку, СССР сосредоточился на создании орбитальных станций длительного пребывания космонавтов. А в США после высадки на Луну искали еще более масштабный и вдохновляющий проект.

Рассматривались варианты создания огромной орбитальной станции, станций на Луне и — уже тогда — полет на Марс. И все эти проекты предлагалось реализовывать с помощью новой системы полета в космос — многоразовых кораблей. Но урезание бюджета в итоге привело к сокращению планов, от которых остались лишь сами корабли — шаттлы. Они должны были существенно снизить стоимость выведения грузов на орбиту при условии частых запусков каждые две недели. Забегая вперед, скажем, что эти ожидания не оправдались.

Идея космического челнока проста: это корабль, который взлетает как ракета, а садится как самолет. При этом у него на борту есть кабина для экипажа до 8 человек и грузовой отсек, в котором он может увезли в космос до 25 т груза. Это позволяло выводить и ремонтировать в космосе спутники и модули орбитальных станций. При этом аппарат мог использоваться и в военных целях — кроме выведения военных спутников технически ничто не мешало загружать в него и «бомбы» для сброса из космоса. А самое главное — и это уникальная возможность, которая появляется именно у многоразового корабля, — в грузовом отсеке он может еще и спускать с орбиты грузы — спутники или станции (например, планировалось, что на шаттле вернут на землю телескоп «Хаббл» и разместят его в музее). И не только свои, но и потенциального противника…

Появление таких возможностей у США не могло не обеспокоить советское руководство и привело к запуску аналогичной программы. Отчасти эта ситуация напоминает историю с атомными проектами, где СССР догонял США с отставанием в несколько лет, пытаясь лишить их монополии на новое оружие. Первый полет шаттла состоялся 12 апреля 1981 года, ровно через 20 лет после полета Гагарина. «Буран» полетел через 7 лет — 15 ноября 1988-го.

Старт шаттла «Атлантис», первого из космических челноков

Поделиться

У нас были свои разработки по многоразовым системам (например, проект «Спираль»), но политическое руководство поставило задачу идти проверенным путем за американцами — повторить конфигурацию грузового отсека и обеспечить выведение не меньшей массы груза. Из самой постановки задачи вытекало то, что корабли буду очень похожи. И неопытный взгляд действительно с трудом найдет 10 отличий на фотографиях «Бурана» и шаттла. Но сам возвращаемый космический ракетоплан — это лишь часть многоразового комплекса. Вторая важная составляющая — это системы его запуска в космос. И наибольшие отличия двух программ видны именно в них. «Спейс Шаттл» взлетает на самом деле не на ракете, а на собственных двигателях, топливо для которых подается из огромного внешнего рыжего бака, и на двух боковых ускорителях, то есть вся эта система без шаттла не взлетит.

Советская многоразовая система называется «Энергия-Буран» именно потому, что это связка челнока и сверхмощной ракеты «Энергия». Она может самостоятельно вывести на низкую орбиту около 100 т груза (масса «Бурана»), это в 5 раз больше, чем позволяют наши современные ракеты «Протон». Поэтому при взлете «Буран» свои двигатели не использует, а включает их лишь на последней стадии полета уже в космосе. А ракета может применяться и для других задач. И до полета «Бурана» она успела вывести в космос военную станцию «Скиф» массой около 80 тонн. Но на этом отличия не заканчиваются.

«Буран» на стартовой площадке

Поделиться

15 ноября 1988 года «Буран» дважды облетел Землю за 205 минут. На его борту не было людей. Он летел в полностью автоматическом режиме. В отличие от шаттлов, которые садились под управлением астронавтов-пилотов. Даже самый первый полет шаттла в 1981 году был пилотируемым, хотя, конечно, это было очень опасно. Кстати, на нем летел Джон Янг, легендарный астронавт, к тому времени уже 4 раза летавший в космос и ходивший по Луне. К моменту первого полета на шаттле «Колумбия» (с пилотом Робертом Криппеном) он как раз руководил отрядом астронавтов НАСА.

Так вот, в отличие от шаттлов, «Буран» садился полностью автоматически. Он взлетел ранним ноябрьским утром в не самую хорошую погоду. Причем это была вторая попытка старта, первая была за пару недель до того, но была прервана за 51 секунду до старта. А в первый полет был ветер, дождь и низкая облачность. Это не страшно для старта, но, как и для всех самолетов, опасно при посадке. Не случайно у «Бурана» было несколько запасных аэродромов для посадки (в Симферополе, Приморье, на Кубе) помимо аэродрома Юбилейного на Байконуре. И точно так же, как и у американского шаттла, была резервная посадочная база в Испании.

Момент посадки «Бурана»

Поделиться

Важно отметить, что посадку в атмосфере и «Буран», и шаттл осуществляют без двигателей, как планер. Начиная снижаться с 200-километровой высоты практически на другой стороне планеты, за десятки тысяч километров от аэродрома посадки, орбитальный самолет имеет всего одну попытку попасть на посадочную полосу длиной 4,5 км и шириной 80 метров. При этом для снижения огромной скорости, многократно превосходящей скорость звука, планер маневрирует в атмосфере по S-образной траектории, как сноубордист на склоне, отклоняясь на сотни километров. И права на ошибку у него нет.

И вот уже на высоте около 20 км, получив обновленные метеорологические данные, цифровой мозг «Бурана» принимает самостоятельное решение, и планер делает резкий маневр и уходит влево. Это стало неприятным сюрпризом для руководителей полета. Драматизма добавило то, что в это же время планер теряют службы наземного слежения, так как он попал в слепую зону прямо над ними. Руководство даже рассматривало вариант дистанционного подрыва и уничтожения «Бурана», опасаясь, что он окончательно потерял управление. Но терпение было вознаграждено. Просто автоматика корабля решила, что при существующем направлении ветра безопаснее будет садиться с другой стороны полосы! Почти с ювелирной точностью «Буран» приземлился на полосу, отклонившись от ее центра менее чем на метр. Это был триумф строителей, конструкторов, программистов.

Всего по программе «Буран» планировали построить 5 челноков, как и в США. К 1988 году, кроме полетевшего экземпляра, был почти на 95% готов второй и наполовину — третий.

Второй полет планировался лишь через 3 года, в 1991-м. Он тоже должен был быть беспилотным. И лишь четвертый полет в 1994 году должен был стать пилотируемым. Все эти полеты планировались как испытательные, поскольку совершенно новую технику предстояло интегрировать в существующую космическую инфраструктуру — отработать стыковку со станцией «Мир», поработать автономно (срок автономного полета десяти космонавтов на «Буране» мог продолжаться до 30 суток, в отличие от двух недель для 7–8 человек на шаттле), провести переход космонавтов из челнока через «Мир» в корабль «Союз» для запасного варианта спуска. Но ничего из этого не было реализовано. Первый полет стал и последним. А к станции «Мир» в итоге пристыковался «Спейс Шаттл». И строительство МКС в итоге проводилось с участием американских челноков, а не российских.

Шаттл «Атлантис» готовится к стыковке со станцией «Мир». 1995 год 

Поделиться

От программы «Энергия-Буран», кроме воспоминаний, нам остались сотни технологий, большая часть из которых, к сожалению, скорее всего, тоже утеряна. Летавший планер вместе с ракетой «Энергия» символично погиб в 2002 году при обрушении крыши монтажно-испытательного комплекса на космодроме «Байконур», где он хранился. Из нескольких массо-габаритных макетов «Бурана», которые были построены для полетов и транспортировки в атмосфере, в настоящее время сделаны доступные для посещения музейные экспонаты — на ВДНХ в Москве, у центра «Сириус» в Сочи, в техническом музее в Шпайере (Германия) и на Байконуре.

Буран в музее в Шпайере, Германия

Поделиться

Кроме того, летает и успешно возит крупногабаритные грузы по всему миру единственный, ныне украинский, самолет Ан-225 «Мрия», созданный именно для транспортировки «Бурана».

Ан-225 и «Буран» на авиасалоне в Ле Бурже в 1989 году

Поделиться

Программа «Энергия-Буран» официально не закрыта до сих пор, но понятно, что ни страны, ни производственной кооперации, способной тянуть такой проект, уже нет. Как нет и необходимости в именно таком корабле. Опыт США показал, что даже они не смогли тянуть такую экономически неэффективную программу, как «Спейс Шаттл». А две аварии челноков показали, что обеспечение безопасности полетов при отсутствии систем спасения для всего экипажа не представляется возможным. Нужны другие корабли и ракеты, и они обязательно появятся — более эффективные, более мощные, более безопасные. И у нас в стране, я надеюсь, тоже.

Кстати, в 2025 году российская компания планирует отправить в космос первых туристов. Сейчас такое путешествие стоит около 250 тысяч долларов, но российские конструкторы не исключают, что у них получится сделать это дешевле.

потрясающих снимков забытой российской космической программы

Жуткие фотографии забытой главы космической гонки России. Изображения показывают внутри заброшенного советского сборочно-заправочного комплекса недалеко от космодрома Байконур в Казахстане.

ZUMAPRESS.com

Две летные единицы советско-российской программы многоразового космического корабля «Буран» лежали брошенными среди полуразрушенного ангара. Они должны были составить конкуренцию орбитальным кораблям НАСА «Спейс шаттл».

ZUMAPRESS.com

15 ноября 1988 года космический корабль «Буран» совершил два круга вокруг Земли и приземлился на аэродроме «Юбилейный» космодрома Байконур. На снимке показаны разбитые космические окна шаттла.

ZUMAPRESS.com

После всего лишь одного испытательного полета в 1988 году основной шаттл «Буран» и родственные ему корабли были списаны. На снимке показаны разбитые космические окна шаттла.

ZUMAPRESS.com

На снимке показаны разбитые космические окна шаттла.

ZUMAPRESS.com

Летный модуль советско-российского многоразового космического корабля «Буран».

ZUMAPRESS.com

Макет ракеты-носителя «Энергия», которая вывела на орбиту советско-российский многоразовый космический корабль «Буран».

ZUMAPRESS.com

Установочные платформы советско-российского многоразового космического корабля «Буран».

ZUMAPRESS.com

Летный модуль советско-российского многоразового космического корабля «Буран».

ZUMAPRESS.com

Летный модуль советско-российского многоразового космического корабля «Буран».

ZUMAPRESS.com

Летный модуль советско-российского многоразового космического корабля «Буран».

ZUMAPRESS.com

Летный модуль советско-российского многоразового космического корабля «Буран».

ZUMAPRESS.com

Летный модуль советско-российского многоразового космического корабля «Буран».

ZUMAPRESS.com

Летный модуль советско-российского многоразового космического корабля «Буран».

ZUMAPRESS.com

Операционное и кассовое оборудование.

ZUMAPRESS.com

Летный модуль советско-российского многоразового космического корабля «Буран».

ZUMAPRESS.com

Стартовый комплекс системы «Энергия-Буран» советско-российского многоразового космического корабля «Буран» на космодроме Байконур.

ZUMAPRESS.com

Макет советско-российского многоразового космического корабля «Буран» выставлен в Музее истории космодрома Байконур.

ZUMAPRESS.com

Кабина макета советско-российского многоразового космического корабля «Буран» в Музее истории космодрома Байконур.

ZUMAPRESS.com

Стартовый комплекс системы «Энергия-Буран» советско-российского многоразового космического корабля «Буран» на космодроме Байконур.

ZUMAPRESS.com

Стартовый комплекс системы «Энергия-Буран» советско-российского многоразового космического корабля «Буран» на космодроме Байконур.

ZUMAPRESS.com

Как Советы украли космический шаттл

Когда американские космические шаттлы начали соединение с российской космической станцией «Мир» в 1995, обе стороны были в небольшом долгу перед старой советской тайной полицией, КГБ. Согласно документам, полученным NBC News, именно КГБ успешно украл конструкцию американского шаттла в 70-х и 80-х годах.

Эта кража позволила Советскому Союзу построить собственную точную копию американской системы под названием «Буран», тем самым непреднамеренно заложив основу для совместимости между американской и российской системами.

Хотя советский шаттл поднялся в воздух только один раз в 1990 году, он частично планировался как космический паром для связи с «Миром». Эта общесоветская связь так и не состоялась, и в 1919 году от советского шаттла окончательно отказались. 94. Но поскольку советский корабль был очень похож на американскую версию, разработка соединения «Мир» для шаттлов «Атлантис» и других американских шаттлов оказалась простой и эффективной. Фактически, первая связь между «Миром» и шаттлом «Атлантис» в 1995 году использовала ту самую систему, которую русские разработали для своего собственного шаттла.

История советского шаттла — это на самом деле история соперничества между двумя великими космическими державами в микромире, с интригами и паранойей холодной войны, соперничеством зеркального отображения и всевозможными шпионами, как человеческими, так и электронными. Это также может быть первым зарегистрированным примером онлайн-шпионажа.

Паранойя Брежнева
История начинается в 1974 году с секретной встречи в Кремле. Владимир Смирнов, глава могущественной Военно-промышленной комиссии Советского Союза, или ВПК, излагал советскому лидеру Леониду Брежневу приоритеты на следующий год. ВПК был органом, который руководил не только военными проектами, но и разрабатывал стратегии получения технологий.

Для ВПК, как и для ее частных американских коллег, было очень выгодно преувеличивать любую угрозу со стороны США. И это, согласно сообщениям, появившимся спустя годы, именно то, что сделал Смирнов.

«Смирнов из ВПК в своем очередном отчете Брежневу упомянул в конце своего доклада: американцы интенсивно работают над крылатым космическим аппаратом», согласно истории программы 1991 года, напечатанной в «Курантах», журнал Москва. «Такое транспортное средство похоже на самолет. Он способен боковым маневром изменить свою орбиту таким образом, чтобы в нужный момент оказаться прямо над Москвой, возможно, с опасным грузом. Это известие очень обеспокоило Леонида Ильича [Брежнева]. Он напряженно обдумывал это, а затем сказал: «Мы здесь не деревенские деревенщины. Давайте приложим усилия и найдем деньги».

План также поддержал человек в сердце советской армии, маршал Дмитрий Устинов, воин холодной войны, не имеющий себе равных в старом Советском Союзе. Человек, который руководил советской военной промышленностью во время Второй мировой войны, теперь он был членом Президиума, отвечающим за оборону страны, и человеком, который мог легко понять ценность «космического бомбардировщика» — несмотря на тот факт, что Советский Союз и США собирались подписать договор о запрещении ядерного оружия в космосе.

По некоторым сведениям, среди советских руководителей не было единодушия. Маршал Георгий Гречко, министр обороны, был одним из тех, кто был против чудовищных денежных затрат, но ВПК и другие военачальники напугали Брежнева, которому тогда было под 70.

«Челноком стали пугать Леонида Ильича Брежнева и объяснили ему, что проклятый шаттл может в любую минуту налететь на Москву, разбомбить ее вдребезги и улететь», — писал зимой 19-го года один российский журналист.91, незадолго до распада Советского Союза. «Брежнев понял, да, конечно, нужно альтернативное оружие».

Проект санкционирован тайно
В феврале 1976 года в ЦК Коммунистической партии и Совете Министров СССР было наконец тайно подписано постановление, санкционирующее проект. Два других указа о военном использовании шаттла были подписаны позже, в мае 1977 и декабре 1981 года. В конечном итоге командование разработкой шаттла было поручено генералу Александру Максимову, высокопоставленному чиновнику Минобороны, руководившему военными космическими и ракетными программами.

После того, как потребность была установлена, а спонсорство твердо установлено, в конструкторские бюро масштабной советской космической программы было отправлено известие. Никто в этих офисах не сомневался в том, кто главный.

«Ни для кого в нашем секторе не секрет… что систему «Энергия-Буран» заказали у нас военные», — заявил разработчик ракеты-носителя «Энергия» Юрий Семенов. «На совещаниях на разных уровнях говорилось, что американские шаттлы даже на первом витке могут совершить боковой маневр и развернуться над Москвой, возможно, с опасным грузом. Нужен паритет, нужна была однотипная ракетно-космическая система».

Выбор дизайна
Однако на тот момент дизайн еще не был определен. Советы разработали, как и Соединенные Штаты, пилотную программу в 1960-х годах, направленную на создание многоразового космического самолета. Названный «Спираль», он был очень похож на американский «Dyna-Soar» — небольшую, но эффективную конструкцию, которая, как надеялись ее разработчики, могла улететь в космос и вернуться на землю. Многие в советской космонавтике думали, что «Спираль» можно реанимировать как модель, на которой будет построен «Буран»… но этого не произошло.

«Когда принималось решение о разработке советской авиационно-космической системы, НПО «Молния», которое возглавляет Лозино-Ложинский и которому поручили проект, предложило использовать свой «древний» (утеряны 13 лет ) Спиральная конструкция», — писал советский военный историк в «Красной Звезде», ведущем военном журнале страны. «Однако оно было отклонено с довольно странным объяснением: «Это совсем не то, чем занимаются американцы». а потом решение выбрать американский дизайн многое говорило о советской власти.

«Спираль была очень хорошим проектом, но это была еще одна ошибка нашего правительства. Они сказали, что у американцев не было шаттла [тогда], и у нас тоже не должно быть, и он был уничтожен. Затем, после того, как вы сделали свой космический шаттл, они немедленно потребовали космический шаттл. … Это было очень безумно для нашего правительства».

И все же советская космическая программа в 1976 году определенно нуждалась в новых испытаниях. В том же году Советы незаметно завершили свою программу пилотируемой посадки на Луну, и успешное за год до этого соединение Аполлон-Союз также было завершено. Огромные сооружения и стартовые площадки, построенные для лунных ракет Н-1, стояли заброшенными на космодроме Байконур в Казахстане. Нужно было что-то, чтобы встать на их место.

Получение товара
Нужен был еще кое-что — короткий путь, чтобы помочь Советам догнать США. Контракт на первые два американских шаттла был заключен четырьмя годами ранее, в 1972 году, и «Энтерпрайз», полномасштабная модель, которая должна была проверить характер шаттла в атмосферных испытаниях, была почти завершена. Итак, на этот раз ВПК была запущена для сбора необходимых технологий и материалов.

У Советов было два больших преимущества: их собственная космическая программа была мирового класса, с десятками тысяч ведущих ученых и инженеров, которых можно было привлечь к работе над программой; и, к большому удивлению Советов, Соединенные Штаты решили не засекречивать свою программу. Все технологии, которые войдут в шаттл, будут несекретными, то есть открытыми для всего мира. Единственной проблемой была проблема управления: Соединенные Штаты выпускали огромное количество материалов как в печатном виде, так и в форме базы данных. ВПК было поручено управлять им.

В США давно знали, что ВПК занимается передачей технологий. Секретный анализ советских разведывательных служб в 1974 году предупреждал об использовании ими агентов военной разведки КГБ и ГРУ для сбора важных частей военных и даже коммерческих проектов на Западе. В 1960-х годах ему удалось собрать данные, критически важные для другого неудачного аэрокосмического проекта — сверхзвукового транспортного самолета Ту-144, разработке которого способствовала слежка за британо-французским «Конкордом» и Boeing 2707 SST.

Но чего Соединенные Штаты не знали в то время — и не знали до 1981 года — так это размаха операций ВПК и огромных сумм денег, которые она тратила на шпионаж. В отчете ЦРУ за 1985 год отмечалось: «Программа ВПК… включает в себя шпионаж со стороны враждебных офицеров разведки, открытый сбор со стороны должностных лиц Восточного блока, приобретение участниками программы научного обмена и незаконную торговую деятельность».

Интернет-шпионаж
Ключевым моментом программы челноков был «открытый сбор» и, в частности, использование коммерческих баз данных. По сути, масштабные усилия, направленные на американскую программу космических челноков, были одним из первых случаев интернет-шпионажа, если не первым случаем. Со всеми важными документами в Интернете ВПК под эгидой КГБ было предоставлено возможность собрать все это, а затем распространить среди тех, кто в космической программе нуждался.

В анализе ЦРУ 1985 года «Приобретение Советским Союзом западных технологий, имеющих военное значение», проект шаттла описан как лучший пример использования КГБ правительственных баз данных США:

«С середины 1970-х до начала Исследования, финансируемые подрядчиками, предоставили Советам самый важный источник несекретных материалов в аэрокосмической области. Советские интересы в деятельности НАСА были сосредоточены практически на всех аспектах космических челноков. Полученные документы касались конструкции планера (включая компьютерные программы для анализа конструкции), материалов, бортовых компьютерных систем и силовых установок. Эта информация позволила советской военной промышленности сэкономить годы научных исследований и время испытаний, а также миллионы рублей, поскольку они разработали свой собственный очень похожий космический шаттл».

ЦРУ отметило, что «отдельные выдержки или ссылки в правительственных и коммерческих базах данных не являются секретными, но некоторая информация, взятая в совокупности, может раскрывать конфиденциальную информацию».

Кроме того, как сообщило ЦРУ, ВПК изложила «общее руководство для коллекционеров по сбору избранной информации о… космических шаттлах США». Что касается приоритета, то в отчете отмечалось, что «документы по системам и теплозащите космического челнока США» были главной потребностью ВПК в области «космического и противоспутникового оружия». ЦРУ также подробно рассказало, какой бюджет КГБ выделил на несколько проектов, связанных с шаттлами, и какие академические институты стали мишенью советских шаттлов.

Полмиллиона рублей — тогда это примерно 140 000 долларов — было заложено в бюджете на «документы по системе управления американскими шаттлами», — отметили в ЦРУ. Исследовательские проекты, связанные с шаттлами, в Калифорнийском технологическом институте, Массачусетском технологическом институте, Бруклинском Поли, Принстоне, Стэнфорде, Канзасе, штате Пенсильвания и штате Огайо также были внесены в список целей КГБ.

Онлайн-сбор был настолько тщательным, что Агентство национальной безопасности узнало, что Советы использовали два исследовательских центра Восток-Запад в Вене и Хельсинки в качестве прикрытия для переброски информации в Москву, где принтеры работали «почти постоянно». Администрация Рейгана отрезала Советы от прямых закупок отчетов через Национальную службу технической информации Министерства торговли и Службу технической информации Пентагона.

«До этого они просто ходили от советского посольства на 16-й улице в Правительственную типографию на улицах Северный Капитолий и Х, сообщали в Генеральную прокуратуру название и номер документа, который они взяли из базы данных, платили деньги и отвез документы обратно в посольство», — сказал один из сотрудников разведки.

Компьютерный центр, через который в то время проходила большая часть разведывательных данных, согласно другому отчету ЦРУ, располагался в Советской торгово-промышленной палате в Москве, которая, как было установлено, имела прочные «связи» с КГБ. В отчете отмечается, что «разумно предположить», что компьютерный центр палаты подключен к западным информационным онлайн-сервисам.

Информационное богатство
Программа челноков предоставила КГБ онлайн-золото. К моменту запуска Колумбии в 1981 году в Интернете было 3473 документа, связанных с шаттлом в целом, 364 об испытаниях в аэродинамической трубе шаттла, 103 о ракетах-носителях шаттла, 124 о термостойкой плитке, 605 о компьютерах шаттла. и даже 10 по его военному применению.

Представители разведки сообщили NBC News, что Советы сэкономили «миллиарды» на своей программе шаттлов с помощью онлайн-шпионажа. «Им не нужно было подвергать свой орбитальный аппарат всем испытаниям в аэродинамической трубе и компьютерному моделированию, которые мы проводили, потому что наши данные испытаний были им доступны», — сказал Эдвард Олдридж, министр ВВС при администрации Рейгана.