Содержание
Часть 4. Человек в вакууме
Часть 1. My god, it’s full of stars!
Часть 2. Можно ли выжить в космосе без скафандра?
Часть 3. Ещё про сферического человека в вакууме. Книги и фильмы
Чтобы полностью закрыть вопрос о том, что произойдёт с человеком, оказавшимся в вакууме без скафандра, я сделал перевод статьи Джефри Лэндиса «Воздействие вакуума на человека». Некоторые обороты речи я упростил, а также исключил несколько абзацев в конце статьи, описывающих математические расчёты, как представляющие узкоспециальный интерес.
Статья большая, поэтому убираю под кат.
Human Exposure to Vacuum
Насколько реалистичен эпизод из фильма «Космическая Одиссея 2001 года», в котором астронавт Боумэн перемещается в космическом пространстве без шлема? Как долго человек может находиться в вакууме? Взорвётся ли он? Выживет? Сколько времени он будет находиться в сознании?
Если кратко: Артур Кларк описал всё правильно в романе «Космическая Одиссея 2001 года». Человек может находиться в вакууме примерно девяносто секунд, он не взорвётся и будет оставаться в сознании около десяти секунд.
Можно ли выжить?
Самая интересная информация была обнаружена в “Bioastronautics Data Book” (Second edition, NASA SP-3006), в главе о последствиях барометрического давления. В этой главе рассматриваются опыты на животных при декомпрессии до состояния вакуума. В ней не приводятся никакие данные об опытах на людях.
стр. 5, (после общего обсуждения низких давлений и эбуллизма (эбуллизм, образование пузырьков в жидкостях тела при резком снижении внешнего давления)), автор приводит описание предполагаемых результатов вследствие воздействия вакуума:
«Некоторые уровень сознания, возможно, будет сохраняться в течение 9–11 секунд (см. главу 2 в Hypoxia). Вскоре после этого наступает паралич, сменяемый общими судорогами и затем снова наступает паралич. В это же время происходит быстрое образование водяного пара в мягких тканях и несколько медленнее — в венозной крови. Образование водяного пара будет отмечаться как распухание организма, возможно, в два раза по сравнению с нормальными объемами, если не предотвратить это с помощью противоперегрузочного костюма (pressure suit). (Было опытным путём установлено, что точно подогнанная эластичная одежда может полностью предотвратить эбуллизм при снижении давления до 15 мм ртутного столба [Webb, 1969, 1970].)
Сердечная деятельность сначала может увеличиться, но затем быстро снижается. Артериальное кровяное давление также падает в течение 30–60 секунд, а венозное давление повышается вследствие распирания венозной системы газом и паром. Венозное давление достигнет или превысит артериальное давление в течение одной минуты. Практически прекращается эффективная циркуляция крови. После первоначального истечения газа из легких во время декомпрессии, газ и водяной пар будут продолжать выходить через дыхательные пути. Это постоянное испарение воды будет охлаждать рот и нос почти до температуры замораживания; остальные части тела также будут охлаждаться, но более медленно.
«Кук и Банкрофт (Cook and Bancroft, 1966) сообщили о случаях гибели животных вследствие фибрилляции сердца в течение первых минут в околовакуумных условиях. Однако, животные, как правило, выживали, если рекомпрессии (восстановление давления) происходило в течение примерно 90 секунд. … После остановки сердца необратимо наступала смерть, несмотря на попытки реанимации …
[после рекомпрессии] «дыхания обычно начинается спонтанно… Обычным явлением являются неврологические проблемы, включая слепоту и другие дефекты зрения (см. проблемы, связанные с изменением газа), но, как правило, они довольно быстро исчезают.
«Маловероятно, чтобы человек, оказавшийся внезапно в условиях вакуума, смог спастись самостоятельно в течение 5–10 секунд. Но если срочная помощь поспеет, то, несмотря на серьёзные внешние и внутренние повреждения, разумно предположить, что рекомпрессия до допустимого давления (200 мм ртутного столба, 3,8 psia) в течение 60–90 секунд может привести к выживанию, и, возможно, к довольно быстрому восстановлению основных функций».
Заметим, что в этом рассуждении рассматриваются только эффекты, связанные с воздействием вакуума. Декомпрессия сама по себе может иметь катастрофические последствия, если лицо, находящееся в условиях декомпрессии, сделает ошибку, попытавшись задержать дыхание. Это приведет к разрыву легких и почти неминуемой гибели. Именно поэтому такая декомпрессия называется «взрывной».
Сколь долго можно оставаться в сознании?
“Bioastronautics Data Book” так отвечает на этот вопрос: «Некоторые уровень сознания, возможно, будет сохраняться в течение 9–11 секунд. Но маловероятно, чтобы человек, оказавшийся внезапно в условиях вакуума, смог спастись самостоятельно в течение 5–10 секунд.
В авиационной медицине имеется большой объём информации о том, сколь долго человек может оставаться в сознании. В авиационной медицине есть определение «срока полезного сознания» (“time of useful consciousness”), т.е. того периода времени после декомпрессии, в течение которого пилот будет в состоянии предпринимать активные меры для спасения своей жизни. На высоте более 50000 футов (15 км), время полезного сознания составляет от 9 до 12 секунд, как цитируется в [Далее идут отсылки к графикам, см. оригинальную статью на англ. языке. — ОЗ]. График 2-3 показывает время 12 секунд полезного сознания на высотах выше 60000 футов (18 км) — есть предположение, что этот, более длительный, срок получается вследствие того, что летчики ВВС больше натренированы для высотных полётов, и благодаря этому имеют возможность использовать свое время более эффективно.
Линда Пендлтон добавляет к этому: «взрывная или быстрая декомпрессия сокращает это время в два раза в связи с испугом, а выброс адреналина ускоряет темп сжигания кислорода». Циркуляр 61-107 сообщает, что время полезного сознания на высоте свыше 50000 футов уменьшается от 9–12 секунд до 5 секунд в случае быстрой декомпрессии (предположительно в результате фактора испуга, как описано у Л. Пендлтон).
Ричард Хардинг в своей книге «Выживание в космосе» (Survival in Space by Richard Harding), перекликается с этим выводом: «На высотах более 45000 футов (13716 м), бессознательное состояние наступает течение 15–20 секунд, а смерть наступает через четыре минуты или позднее». И далее: «обезьяны и собаки успешно оправилась от кратких (до двух минут) периодов, будучи незащищенными от воздействия…»
Закипит ли кровь?
Нет
Кровь внутри организма находится под более высоким давлением, чем во внешней среде. Обычно кровяное давление составляет 75/120. «75» означает, что между ударами сердца, кровь находится под давлением 75 Torr (примерно 100 мбар) выше внешнего давления. Если внешнее давление падает до нуля, при кровяном давлении 75 Torr температура кипения воды составляет 46°С (115°F). Это значительно выше температуры тела 37°С (98,6°F). Кровь не закипит, потому что эластичное давление стенок кровеносных сосудах удержит давления достаточно высоким, так что температура тела будет ниже температуры кипения — по крайней мере, до тех пор, пока сердце не прекратит биться (а в этот момент вам придётся беспокоиться совсем о других вещах!). (Если быть совсем точными, кровяное давление изменяется в зависимости от того, в каком месте организма она измеряется, поэтому вышеприведенное заявление следует понимать как обобщение. Однако, в силу возникновения небольших очагов локализовавшегося пара давление там повышается. В тех местах, где кровяное давление ниже, давление пара будет расти до тех пор, пока не будет достигнуто равновесие. В результате общее давление будет одинаковым.)
Тело заморозится?
Нет.
В нескольких последних голливудских фильмах показано как люди, оказавшись в вакууме, мгновенно замораживаются. В одном из них, персонаж-ученый отмечает, что температура равна «минус 273 градуса» — то есть равна абсолютному нулю.
Но в практическом смысле, в космосе нет температуры — нельзя измерить температуру вакуума, потому что там её нет. Остаточных молекул вещества, находящихся в вакууме, недостаточно, чтобы проявился эффект температуры. Космос — не «холодный» и не «горячий», он «никакой».
Зато космос очень хороший изолятор. (По сути, вакуум — это то, что находится между стенками термоса). У космонавтов, как правило, возникает больше проблем с перегревом, чем с поддержанием необходимой температуры.
Если вы окажетесь в космосе без скафандра, ваша кожа ощутит лёгкую прохладу — вследствие того, что вода будет испаряться с поверхности кожи. Но вы не заморозитесь до твердого состояния!
Выжил ли кто-нибудь после воздействия вакуума?
Случаи с участием человека описан Ротом (Roth), в техническом докладе НАСА «Аварийные ситуации, связанные с быстрой (взрывной) декомпрессией с участием субъектов в скафандрах» (“Rapid (Explosive) Decompression Emergencies in Pressure-Suited Subjects”). Основное внимание в докладе уделяется декомпрессии, а собственно воздействию вакуума, но тем не менее в документе есть много полезной информации, включая результаты случаев декомпрессии с участием людей.
Зафиксировано несколько случаев пребывания людей в вакууме без видимых последствий. В 1966 техник НАСА в Хьюстоне подвергся декомпрессии до состояния космического вакуума при аварии во время испытания скафандра. Этот случай упоминает Рот (см. ссылку выше). Техник потерял сознание через 12–15 секунд. Когда давление было восстановлено примерно через 30 секунд, он пришёл в сознание, без явного ущерба для организма.
Более подробные сведения приведены здесь (англ.).
Прежде чем сделать вывод, что пребывание в космосе безвредно, следует отметить, что в том же докладе Рот приводит отчёт о вскрытии жертвы взрывной декомпрессии: «Сразу после быстрой декомпрессии, было отмечено, что у него начался умеренный кашель. Вскоре после этого было замечено, что он начал терять сознание, дежурные врачи описывали, что пациент стал совершенно вялым, малоподвижным и не реагировал на раздражители в течение 2–3 минут [требовавшихся для восстановления в камере атмосферного давления].
…Немедленно была начата процедура искусственного дыхания… Пациент вдохнул спонтанно, при достижении атмосферного давления он сделал несколько вдохов. Они были крайне нерегулярны, в количестве двух или трёх…
В отчёте [о вскрытии] сообщается следующее: Основные патологические изменения, как указано выше, связаны с удушьем. Считается, что основной причиной смерти в этом случае может быть острая сердечно-сосудистая и дыхательная недостаточность, вторичной причиной — двусторонний пневмоторакс…»
В авиационной литературе отмечены многие другие случаи смерти вследствие декомпрессии, в том числе один космический инцидент вследствие декомпрессии капсулы спускаемого корабля «Союз-11» в 1971 году. Анализ этой аварии можно найти в книге D.J. Shayler “Disasters and Accidents in Manned Spaceflight”.
Что касается воздействия вакуума на части тела — здесь материалов значительно меньше. В 1960 году во время высотного парашютного прыжка с воздушного шара-зонда имел место инцидент с воздействием вакуума на часть тела, когда у Джо Киттингера (Joe Kittinger, Jr.) упало давление в правой перчатке во время подъема на 103000 футов (19,5 миль или 31,4 км) в негерметизированной гондоле. Несмотря на потерю давления, он продолжил полёт, хотя в руке появилась сильная боль и она потеряла подвижность. После того, как он вернулся на землю, состояние его руки нормализовалось.
Киттингер писал в National Geographic (ноябрь 1960 г.): «На высоте 43000 футов (13,1 км) я понял, что не так. Моя правая рука ведёт себя неправильно. Я проверил давление в перчатке; воздушного пузыря в ней не было. Перспектива подвернуть кисть руки почти полному вакууму на пике подъёма вызвала у меня определенное беспокойство. Из своего предыдущего опыта я знал, что рука будет раздуваться, тв ней почти прекратится кровообращение, возникнет сильнейшая боль… Я решил продолжить подъём, и не стал сообщать наземному управлению о моих трудностях».
На высоте 103000 футов (31,4 км) он пишет: «Кровообращение почти прекратилось в моей разгерметизированной правой руке, она стала жёсткой и болезненной».
И во время посадки: «Дик смотрит на мою распухшую руку с беспокойством. Тремя часами позже опухоль спала, не оставив никаких последствий».
Случай декомпрессии, происшедший с Киттингером, рассматривается в книге Шейлера «Бедствиях и авариях во время пилотируемых космических полётов» (Disasters and Accidents in Manned Spaceflight):
[Когда Киттингер достиг пика подъёма] «его правая рука в два раза превышала нормальный размер… Он пытался отключить некоторое оборудование ещё до посадки, но не смог, так как правая рука причиняла ужасную боль. Он приземлился в 13 мин 45. сек. покинув “Excelsior”. Через три часа после посадки его распухшая рука и кровообращение в ней вернулись в нормальное состояние».
См. также статью Леонарда Гордона в “Aviation Week” от 13 февраля 1996 года (Leonard Gordon, Aviation Week, February 13th 1996.)
Наконец, в конференции sci.space, Грегори Беннетт описывает реальный космический инцидент: «У нас был один случай с проколом в скафандре во время полетов «шаттлов». На STS-37, во время одного из моих летных экспериментов, одно из рёбер жёсткости на ладони перчатки одного из астронавтов разболталось в креплении, сместилось внутри перчатки и прокололо её между большим и и указательным пальцем. Не было взрывной декомпрессии, просто маленькое отверстие длиной 1/8 дюйма (около 3 мм), но это было весьма интересно, поскольку она была первой травмой, когда-либо произошедшей вследствие повреждения скафандра. Как ни удивительно, но астронавт даже не знал, что произошёл прокол! Он был настолько взвинчен адреналином, что только по возвращении из полёта заметил болезненный красный след на руке. Он думал, что перчатка просто натёрла ему руку и не беспокоился об этом… Что же случилось: когда металлическая пластина проколола перчатку, кожа руки астронавта частично запечатала отверстие. Он закровоточил в космос, и тут же его свернувшаяся кровь запечатала отверстие так, что осталась внутри дыры».
Взрывная декомпрессия
Обсуждение в этой статье сосредоточено исключительно на воздействии вакуума на человека. Однако в общем случае воздействие вакуума будет также включать в себя и быструю декомпрессию. Это событие обычно называют «взрывной декомпрессией», и, в отличие от простого воздействия вакуума на тело, явление взрывной декомпрессии само по себе весьма опасно. Как уже отмечалось, взрывная декомпрессия будет проявляться ещё сильнее, если субъект, подвергшийся декомпрессии, попытается задержать дыхание во время декомпрессии.
В «Справочнике лётного врача ВВС США» (“The USAF Flight Surgeon’s Guide”) Фишер перечисляет следующие последствия, вызванные расширением газов во время декомпрессии.
1. Желудочно-кишечный тракт во время быстрой декомпрессии
Одной из наиболее вероятных проблем в ходе быстрой декомпрессии является расширение газов в полостях тела. Расстройство брюшной полости во время быстрой декомпрессии, как правило, не сильно отличаются от тех, которые могут произойти во время медленной декомпрессии. Тем не менее, расстройство в брюшной полости может повлечь за собой существенные последствия. Из-за расширяющегося газа, находящегося в желудке, диафрагма перемещается вверх что может воспрепятствовать дыхательным движениям. Расстройства органов брюшной полости также могут воздействовать на отростки блуждающего нерва, что может послужить причиной сердечно-сосудистой депрессии, а в самых серьёзных случаях — вызывать снижение артериального давления, потерю сознания и шок. Обычно, внутрибрюшное расстройство после быстрой декомпрессии исчезает как только выходит наружу избыточный газ.
2. Лёгкие в ходе быстрой декомпрессии
Из-за того, что в лёгких, как правило, содержится относительно большой объем воздуха и из-за деликатной структуры лёгочной ткани и наличия сложной альвеолярной системы для прохождения воздуха считается, что легкие являются потенциально наиболее уязвимой частью тела во время быстрого декомпрессии. При быстрой декомпрессии избыточное давление нарастает быстрее, чем легкие могут его компенсировать, вследствие чего давление в лёгких будет нарастать. Если пути выхода воздуха из легких заблокированы полностью или частично, то в случае внезапного падения давления в кабине существует опасность возникновения высокого давления, что может привести к чрезмерному раздутию лёгких и грудной клетки.
Если дыхательные пути открыты, никаких серьезных травм в результате быстрого декомпрессии не происходит, даже если надета кислородная маска, но последствия будут катастрофическим, вплоть до смертельного исхода, если легочного проходы заблокированы — например, если пилот постарается задержать дыхание с легкими, полными воздуха. В этом случае воздух в легких во время декомпрессии не может выйти наружу, поэтому легкие и грудная клетка сильно расширяются из-за чрезмерно высокого внутрилёгочного давления, что приводит к разрыву легочных тканей и капилляров. Находящийся внутри воздух, разрывая легкие, проникает в грудную клетку и через разрывы в стенках кровеносных сосудов попадает в систему кровообращения. Воздушные пузырьки в больших количествах разносятся по всему организму и оказываются в таких жизненно важные органах, как сердце и мозг.
Движение этих воздушных пузырьков похоже на воздушную эмболию, возникающую у аквалангистов и при аварийном спасении с подводной лодки, когда человек поднимается с глубины с задержкой дыхания. Человеческие лёгкие устроены таким образом, что кратковременная задержка дыхания (например, глотание или зевание) не создаёт в легких давления, превышающего их предела прочности на растяжение.
3. Декомпрессионная болезнь (кессонная болезнь)
Учитывая скорость подъёма на сравнительно большие высоты, увеличивается вероятность декомпрессионной болезни.
4. Гипоксия (Hypoxia, кислородное голодание)
После разгерметизации кабины находящиеся в ней сразу же подвергаются механическому воздействию быстрой декомпрессии, а угроза последующей гипоксии становится всё более серьёзной с увеличением высоты. Время до потери сознания после падения давления в кабине снижается из-за того, что кислород переходит из венозной крови в легкие. Гипоксия является самой большой проблемой после декомпрессии.
Наблюдаемые признаки быстрой декомпрессии
…
а) Резкий, «взрывоподобный» шум. При столкновении двух различных воздушных масс возникает громкий шум. Именно из-за этого взрывоподобного шума часто используется термин «взрывная декомпрессия» для описания быстрой декомпрессии.
б) Летающий мусор. Быстрое истечение воздуха из кабины самолёта во время декомпрессии столь велико, что незакреплённые предметы, находящиеся в кабине, силой давления будут затягиваться в образовавшееся отверстие. Например, карты, графики, полётный журнал и прочие подобные предметы будут вылетать наружу через отверстие. Грязь и пыль на несколько секунд ухудшают видимость.
в) Туман. Воздуха при любой температуре и давлении имеет способность удерживать некоторое количество водяного пара. Резкое изменение температуры или давления изменяют способность воздуха удерживать водяной пар. При быстрой декомпрессии температура и давление снижаются, при этом снижается и количество удерживаемого воздухом водяного пара. Водяной пар, не удерживаемый воздухом, становится заметен в виде тумана. Это туман быстро рассеивается (например, в кабине истребителя). Если это салон более крупного самолета, туман рассеивается медленнее.
г) Температура. Обычно во время полёта температура в кабине поддерживается на уровне комфортности, однако при подъёме температура за бортом снижается. В случае декомпрессии температура в салоне быстро падает. Если у пилота нет соответствующего защитного костюма, может произойти переохлаждение и обморожение.
д) Давление.
От чего зависит скорость декомпрессии?
Время декомпрессии зависит от размера пробоины. Для скорости оценки можно предположить, что воздух выходит через отверстие со скоростью звука. Так как давление падает по мере истечения воздуха через отверстие, скорость истечения воздуха составляет примерно 60% от скорости звука, или около 200 метров в секунду при комнатной температуре воздуха (см. уравнение Хиггинса):
P = Po exp[-(A/V)t*(200m/s)]
Это позволяет вывести очень простое (и весьма приблизительное) правило: в объёме в один кубический метр отверстие площадью в один квадратный сантиметр вызовет снижение давление в десять раз примерно за сто секунд.
Это очень приблизительный подсчёт. Время прямопорционально объёму и обратнопропорционально размеру отверстия. Например, в объёме три тысячи кубометров через отверстие в десять квадратных сантиметров давление снизится от 1 атмосферы до 0,01 атмосферы за 60 тысяч секунд, или семнадцать часов (при более точном расчёте обнаружим, что это будет 19 часов).
Исчерпывающей работой по этому вопросу является труд Деметриадеса (Demetriades, 1954) “On the Decompression of a Punctured Pressurized Cabin in Vacuum Flight”.
Справочно. Когда давление снижается примерно до 50% атмосферного человек оказывается в области «критической гипоксии», а когда давление падает примерно до 15% атмосферного, оставшееся время полезного сознания сокращается до 9–12 секунд в зависимости от свойств вакуума.
Upd. 20.10.2009
Полезная ссылка на научно-популярную брошюру из серии «Космонавтика, астрономия»:
Нусинов М. Д. Космический вакуум и надежность космической техники. — М.: Знание, 1986. — 64 с.
Tags: инфо, космос, перевод
Интересно, проводились ли какие-нибудь исследования на этот счет? Каждый раз, когда в sci-fi фильмах кто-нибудь попадает в открытый космос без скафндра и просто замерзает, у меня встает вопрос, почему так? Почему разность давлений не разорвет его? Цитата: Что будет, если оказаться в космосе без скафандра? 1. Начнется стремительное потоотделение. Вся влага будет быстро покидать ваше тело. Газы будут выходить через все отверстия. Несмотря на это, первые 12-17 секунд вы будете в сознании. 2. Так как газы стремительно спешат покинуть ваше тело, будучи еще в сознании, вы испытаете сильный приступ тошноты и рвоты. Стоит ли предупреждать, что перед выходом в открытый космос, газированные напитки и острую пищу употреблять не рекомендуется. 3. Если перед выходом в открытый космос ваши ушные каналы были забиты серой, возникнут проблемы и болезненные ощущения во внутреннем ухе. Если каналы были чистые, таких проблем не будет. 4. Так как в организме образуются газы, венозное давление будет неуклонно расти. Однако артериальное давление и биение сердца возрастут только вначале, потом быстро будут падать. 5. Если на вас не будет одет прочный обтягивающий костюм, то размер вашего тела начнет увеличиваться. Если этому увеличению не будет мешать одежда, увеличится ваше тело практически вдвое. 6. А вот цифры, если вам интересно. Нормальное давление, которое человек испытывает на Земле — 760 торр (миллиметры ртутного столба). К примеру, на Луне оно равняется 10 торр. Уже при 47 торр у человека начинает вскипать кровь. Кипением это не совсем можно назвать — вся жидкость в вашем организме начнет превращаться в газ. Именно благодаря такому агрегатному переходу и начнет тело вздуваться как шарик. Если вы переживаете по поводу того, что вас может разорвать, успокою вас — этого не будет. Кожа человека достаточно эластична и крепка, чтобы выдержать такое раздутие. 7. Вы начнете испытывать стремительно нарастающее чувство холода в тот момент, когда газы через рот и нос будут покидать ваше тело. 8. Да, человеческому телу без защиты в открытом космосе не позавидуешь. «Что может быть хуже», — подумаете вы. Оказывается, может. Если вы в этот момент окажетесь на солнечной стороне, то к вашему «неудобству» добавятся сильнейшие солнечные ожоги. На Земле от вреда солнечных лучей защищает озоновый слой. В открытом космосе вы будете лишены этой защиты. 9. Цвет вашей кожи будет голубовато–пурпурным. Связано это с полным отсутствием кислорода. Такой эффект называется цианоз. 10. Несмотря на все это, ваше сердце будет в относительном порядке еще секунд 60 до тех пор, пока давление не упадет до 47 торр и не начнет закипать кровь. С мозгом дела обстоят еще лучше. Он будет в относительном порядке целых 90 секунд. По истечению этого времени вам уже ни что не сможет помочь. 11. Организм человека достаточно выносливый и, если в течении 90 секунд восстановить давление до нормального, человек через некоторое время восстановится. Правда, зрение и способность передвигаться вернутся к вам только через несколько дней. Еще несколько дней вы не будете чувствовать вкус еды. Но разве это важно по сравнению с жизнью? 12. А вот вам по-настоящему дельный совет: если вас угораздит попасть в открытый космос, ни в коем случае не пытайтесь задержать дыхание и препятствовать выходу воздуха через естественные отверстия. Задержание воздуха приведет к тому, что внутри легочное давление будет настолько велико, что приведет просто к внутреннему разрыву легких и кровеносных капилляров. Через разорванный кровоток воздух начнет заполнять ваше тело. В этом случае вас уже через 20 секунд ничто не спасет. например пункты 4 и 5. «Если вы переживаете по поводу того, что вас может разорвать, успокою вас — этого не будет. Кожа человека достаточно эластична и крепка, чтобы выдержать такое раздутие. » Действительно, это же такой очевидный факт… Есть еще кое что. Цитата: Во множестве научно-фантастических историй неудачливые космические путешественники оказываются в ледяном вакууме открытого космоса без всякой защиты. Их неотвратимую гибель сопровождают мучительные крики, придушенное дыхание и спазмы. Вены раздуваются, увеличиваются глазные яблоки − и на этом путешествие заканчивается. Впрочем, как это нередко случается, представления популярной культуры далеко не точно отражают реальные последствия, какие может иметь пребывание человека в открытом космосе. На самом деле, с начала космической эры несколько живых существ оказывались − иногда умышленно, иногда не очень − в подобной кошмарной ситуации. Не для всех из них это заканчивалось гибелью, да и вообще серьезным вредом здоровью. Но благодаря этим случаям мы вполне можем себе представить, как бы выглядел в действительности полет человека без защищающего скафандра − в ледяном, безвоздушном, почти пустом пространстве открытого космоса. Подобная проблема встала перед учеными еще в 1960-е, вместе с первыми пилотируемыми космическими полетами. Специалистов живо интересовало, насколько опасными могут быть всевозможные неполадки, ведущие к нарушению целостности оболочки космического корабля или скафандра − и насколько долго космонавты протянут в такой ситуации. Для изучения этого вопроса в NASA даже использовали специальные высотные камеры, в которых имитировались опасные факторы, существующие на различных высотах над землей, включая разреженный воздух, пониженное давление, низкую температуру и радиацию. Испытаниям в подобных установках подвергались животные, а в некоторых случаях − и отважные (или безумные − кому как больше нравится) добровольцы. Полученные данные позволили ученым еще тогда в общих чертах представить возможные реакции человеческого организма на изменения условий в случае разгерметизации космического корабля или скафандра. Несколько неприятных ЧП, случившихся в те же годы, подтвердили справедливость этих представлений. В 1965 году в ходе одного из испытаний в такой высотной камере скафандр одного из добровольцев не смог удерживать приемлемое давление, и на некоторое время человек оказался практически в безвоздушном пространстве. 14 секунд − столько он продержался, пока не потерял сознание. По счастью, обошлось без смертельного исхода: камеру быстро накачали воздухом, и доброволец пришел в себя, отделавшись легким (или не очень − история не сохранила) испугом. В другом случае неполадки случились уже в самой камере, и человек снова оказался в условиях резко пониженного давления. Он также потерял сознание и уже начал синеть − возможно, скоро наступила бы окончательная кома и смерть, если б один сообразительный инженер не разбил иллюминатор камеры, позволив воздуху быстро заполнить ее. Трагические и поучительные ЧП случались и по нашу сторону Железного занавеса. В 1971 году трое космонавтов, возвращавшихся на Землю в спускаемой капсуле корабля «Союз-11», погибли из-за ее разгерметизации. Проблемы начались еще с момента отделения спускаемого модуля, на высоте 168 км. Из-за преждевременного срабатывания пиропатрона вентиляционный клапан открылся слишком рано, и разгерметизация случилась значительно раньше положенного срока. Инженер Виктор Пацаев моментально обратил внимание на опасность и отстегнулся от своего кресла, пытаясь закрыть клапан − но времени ему не хватило. Атмосферное давление упало практически до нулевого за какие-то 30 секунд, а на ручное закрытие клапана требовалось около минуты. В стесненном пространстве капсулы его товарищи − Георгий Добровольский и Владислав Волков − не смогли помочь Пацаеву. В остальном спуск прошел без осложнений, но когда спускаемый модуль оказался на Земле и спасатели открыли его, они нашли лишь три бездыханных тела. Что же случилось с героями? Давайте посмотрим, чем грозит незащищенному человеку внезапная встреча с безжалостным космическим пространством. Вопреки распространенному мнению, холод здесь − далеко не первый враг. Некоторые проблемы появятся практически сразу же, сперва не слишком серьезные, но усиливающиеся очень быстро и опасно − а в конце концов и летально. Первым можно назвать быстрое расширение газов, заполняющих легкие и пищеварительный тракт − из-за отсутствия нормального внешнего давления. Это легко может привести к гибели из-за разрывов легких и попадания пузырьков воздуха в кровеносную систему. Кстати, немного увеличить шансы на спасение можно, максимально выдохнув и освободив легкие (если вы умеете выпускать газы из кишечника по желанию − это тоже лишним не будет), вопреки естественному стремлению постараться сохранить хоть какой-нибудь запас воздуха в организме. Отсутствие давления имеет и другие последствия: вода на слизистых поверхностях и на роговице глаза быстро закипит и испарится. Аналогичным образом, кстати, поведет себя и вода в мускулах и других мягких тканях, из-за чего они резко раздуются. Это легко может привести к многочисленным разрывам капилляров и микрогематомам, хотя человек вряд ли в действительности «лопнет» от такого испарения: давления пара будет недостаточно, чтобы разорвать кожу. В считанные секунды начнет испаряться и азот, растворенный в крови, образуя газовые пузырьки и все болезненные проблемы, которые у водолазов зовутся кессонной болезнью (или декомпрессионным заболеванием). Впрочем, отсутствие нормального давления − лишь один из смертельно опасных факторов открытого космоса. Добавим сюда жесткую ультрафиолетовую радиацию Солнца, которая быстро оставит ожоги на незащищенной коже. К слову, отсутствие воздуха или другой теплопередающей среды вокруг не позволит телу быстро остывать. Исключение составляют разве что глаза, а также ротовая и носовая полости, которые испаряющаяся вода может охладить почти моментально и окончательно. Но в целом смерть от переохлаждения в ледяном пространстве космоса не так вероятна, как от проблем из-за того же отсутствия давления. Из-за него нарушится и нормальный кислородный обмен в легких, и более того, он пойдет в обратную сторону: из крови в альвеолы, быстро снижая насыщенность крови этим газом. Быстро разовьется гипоксия. Скорее всего, секунд десять человек еще будет жить и оставаться в сознании. Иногда этого времени может оказаться достаточным для спасения − но если в этот срок не уложиться, то шансов практически не останется. Вскоре начнутся симптомы, вызванные гипоксией: потеря зрения, нарушение координации движений. В считанные секунды за этим последует потеря сознания и конвульсии, кожа станет синюшной… В общем-то, на этом можно ставить точку: жертва, распухшая, посиневшая, впадает в окончательный ступор, хотя мозг ее еще некоторое время продолжает функционировать, и даже сердце может продолжать биться. Впрочем, если тут на помощь подоспеют достаточно экипированные и подкованные товарищи, они еще имеют некоторые шансы спасти друга. Если тот в течение первых 90 секунд будет возвращен на борт и будет накачиваться кислородом под давлением, он даже может почти полностью восстановиться после пережитого кошмара, хотя слепота может держаться достаточно долго. Если друзья на помощь не успеют − шансы падают практически до нуля. К этому моменту кровяное давление падает настолько, что сама кровь начинает закипать, и сердце, не справляясь, останавливается. На всё про всё уйдет меньше двух минут. Боюсь, что первый источник был собран по кускам из второго и дополнен для красоты. |
люди в космическом вакууме / Хабр
Взорвётесь вы, замёрзнете или вскипите? Советы по продлению жизни в вакууме.
Rammstein, 2004. Простите, не удержался!
Вакуум гораздо лучше, чем та чертовщина, которой природа его заменяет.
— Теннесси Уильямс
На Земле множество вещей мы воспринимаем, как само собой разумеющееся, и одна из них – наша атмосфера. Она не только обеспечивает нас необходимым для выживания кислородом, но и простирается вверх примерно на 100 км, удерживаемая гравитацией Земли, обеспечивая 100 000 паскалей давления на наши тела. Кроме того, она обеспечивает теплообмен путём огромного количества столкновений молекул воздуха и молекул наших тел.
Что же случится, если всё это исчезнет? На этой неделе я получил большое количество ваших вопросов, и выделялся из них вопрос Керри Пинкни, которая хочет знать:
Взорвётся ли человек в вакууме? Я считаю, что в вакууме вода вскипает, а затем замерзает, другие говорят что-то в стиле «попробовали на собаке, и она выжила». В фильме «Гравитация» чувак поднял свой шлем и мгновенно замёрз… Как же это работает, Итан?
Возможностей много, и все они оправданы.
Может, вы взорвётесь, как Ричард Брэнсон, когда Майк Тайсон снимает его шлем в сериале Mike Tyson Mysteries, в эпизоде «Heavyweight Champion of the Moon». Логика тут сходна с интуицией Керри: с падением давления мы знаем, что вода в космосе вскипит (а затем замёрзнет), и возможно, тот факт, что тело на 70% состоит из воды, приведёт к смерти от взрыва.
Есть ещё вариант из х/ф «Вспомнить всё»: возможно, падение давления снаружи – вместе с нормальным давлением внутри – приведёт к тому, что ваши внутренности будут выпихнуты наружу?
Или, возможно, как в упомянутой «Гравитации» или «Миссии на Марс» вы мгновенно замёрзнете, поскольку из-за вакуума ваши внешние слои замёрзнут, и холод проникнет в глубину тела?
Возможно даже, что сработают другие физические законы, недостаточно освещённые в развлекательных программах? Влияние космического вакуума – особенно быстрый переход из среды с нормальным давлением к почти абсолютному вакууму – будет очень сильно отличаться от наших обычных ощущений на Земле. Давайте узнаем, что наука говорит об этом!
Первое, что нужно учесть, это то, что лёгкие похожи на шарик, и вспомнить один из простейших законов химии: закон Бойля — Мариотта. Он говорит, что при прочих равных (температура и масса), при падении в системе давления её объём повышается. Если давление падает в два раза, объём в два раза увеличивается; если оно падает в десять раз, объём увеличивается в десять раз.
Поэтому, если у вас в лёгких будет воздух, и вы уменьшите внешнее давление, допустим, в триллион раз, объём ваших лёгких попытается в триллион раз увеличиться. Это очень плохо! Если перейти от обычного давления к вакууму меньше, чем за 0,5 секунды, воздуху не хватит времени, чтобы плавно уйти из лёгких. Выглядеть это будет так, будто в ваших лёгких взорвалась бомба – взрывная декомпрессия. Очень высок риск травмы лёгких, и смерть будет быстрой и болезненной. Для наблюдателя она не будет зрелищной, но для человека, испытывающего её – катастрофической.
Допустим, что вы прошли декомпрессию лёгких медленно – например, выдохнули во время разгерметизации – или вам повезло, и травма оказалась не смертельной. Чего следует опасаться далее?
Возможно, что, подобно метеорологическому зонду, поднявшемуся слишком высоко (и испытывающему очень низкое давление снаружи), тело не сможет противостоять вакууму космоса. Но, хотя вы можете пострадать от разрывов тканей, если слишком быстро перейдёте от больших давлений – таких, как подводные – к вакууму, в случае падения давления всего на одну атмосферу ничего, кроме небольших вздутий, не произойдёт. Так что варианты «Ричарда Брэнсона» или «Вспомнить всё» вам не грозят. Кожа человека гораздо прочнее, чем метеорологический шар.
Относительно других вариантов – хотя, в конце концов, вы и замёрзнете, это займёт очень много времени. Вещи на Земле замерзают быстро, если привести их в соприкосновение с какой-либо средой. В вакууме космоса тело сможет избавляться от тепла лишь посредством излучения. В то же время, вы активно разогреваете своё тело изнутри. В воде температурой на 22 °C ниже вашего тела вы замёрзнете до смерти гораздо быстрее, чем в космическом вакууме!
Поэтому, Керри, и друзья ваши, и фильмы — все неправы. Если ваши лёгкие не порвутся от декомпрессии, от чего вы погибнете? Это очень неприятно, и после получения настоящего описания вы поймёте, почему выходы в космос всегда делают попарно.
Без кислорода (или чего угодно) в лёгких – а он вам нужен для выживания – тело человека очень быстро начинает страдать от гипоксии. Без надлежащего доступа кислорода к тканям, у вас будет от 10 до 14 секунд до потери сознания. У вас останется энергия на работу мускулов и выполнение каких-то задач, но этого обычно недостаточно для восстановления подачи воздуха и для того, чтобы перебраться в обеспеченную давлением и кислородом среду.
Ваше тело в это время начнёт расширяться, но более серьёзным симптомом будет остановка циркуляции, которая происходит примерно через 30 секунд после декомпрессии, и периферический паралич, при котором мускулы теряют способность сокращаться. С этого момента у вас ещё останется секунд 60 на то, чтобы кто-то перетащил ваше тело в среду с кислородом и нормальным давлением. Если это произойдёт, то все симптомы останутся обратимыми, а если нет – повреждения клеток и смерть будут неотвратимы.
Как ни странно, самый первый фильм, где была освещена эта проблема, «Космическая одиссея 2001» Кубрика, ближе других подошёл к реальности, показав смерть Фрэнка Пула.
В реальной жизни был лишь один случай, когда исследователи космоса погибли таким образом, во время происшествия с Союзом-11 в 1971 году. В результате погибло трое советских космонавтов: Георгий Добровольский, Владислав Волков, Виктор Пацаев.
Если ваше тело найдут, оно будет мягким, дряблым, разбухшим примерно вдвое и синим. А спустя несколько часов, ещё и замёрзшим.
Существует возможность восстановления после более длительного воздействия вакуума. С собаками всегда срабатывал интервал в 90 секунд, опухание и временная слепота проходили, а способность ходить возвращалась через 10-15 минут. Собаки, подвергнутые воздействию вакуума в течение 120 секунд, почти всегда погибали. Шимпанзе в экспериментах 1965-1967 года могли выжить в вакууме до 210 секунд, хотя у одного после 3 минут необратимо пострадал мозг, а у другого случился сердечный приступ.
В 1965 году техник в Космическом центре имени Линдона Джонсона случайно подвергся декомпрессии. В журнале Scientific American так описан этот случай:
Техник в вакуумной камере в Космическом центре имени Линдона Джонсона случайно подверг декомпрессии свой скафандр, повредив шланг. После 12-15 секунд он потерял сознание, а затем пришёл в себя через 27 секунд, после того, как давление восстановилось до половины атмосферы. Он сообщил, что последним воспоминанием до того, как он отключился, было закипание слюны на языке и потеря ощущения вкуса, которая оставалась с ним в течение четырёх дней после происшествия. В остальном он не пострадал.
В такой ситуации очень страшно оказаться, и ключевой момент для вас – это выдохнуть весь воздух и провести последние 10 секунд в сознании, принимая такое положение, чтобы вас могли спасти. Если до вас доберутся достаточно быстро и восстановят давление, вы можете выжить. Иначе кислородное голодание возьмёт своё и – сходным с отравлением угарным газом образом – смерть придёт к вам быстро.
Спасибо за прекрасный вопрос, и надеюсь, что объяснение было сделано понятно для вас и для остальных. Присылайте мне ваши вопросы и предложения для следующих статей.
MAN Ассенизаторы для продажи — б/у и новые
Активные фильтры:
Сортировать по:
Сортировать по
Стандарт
Сортировать по
Цена (низкая-высокая)
Сортировать по
Цена (максимум-минимум)
Сортировать по
Пробег (в км) (низкий-высокий)
Сортировать по
Пробег (в км) (высокий-низкий)
Сортировать по
Дата создания (Старая-Новая)
Сортировать по
Дата создания (новая-старая)
Сортировать по
Часы работы (низкий-высокий)
Сортировать по
Часы работы (высокая-низкая)
Сортировать по
Год постройки (Старый-Новый)
Сортировать по
Год постройки (Новый-Старый)
70 результатов
21
MAN 33 343 6×4 Комби
Ассенизатор
Цена по запросу
Девентер, Нидерланды
1997
177 013 км
6×4
MAN 33 343 6×4 Комби
Ассенизатор
1997
177 013 км
6×4
Девентер, Нидерланды
Цена по запросу
22
ЧЕЛОВЕК 25. 272 (БОЛЬШОЙ МОСТ/СТАЛЬНАЯ ПОДВЕСКА/16000L/РУЧНОЙ НАСОС)
Ассенизатор
15 500 €
Бри, Бельгия
1991
879 000 км
6х4
Евро 0
MAN 25.272 (БОЛЬШОЙ МОСТ / СТАЛЬНАЯ ПОДВЕСКА / 16000L / РУЧНОЙ НАСОС)
Ассенизатор
1991
879,000 км
6х4
Евро 0
Бри, Бельгия
15 500 евро
5
МАН ТГС 35.440 Асманн 13,0/229PWRG3
Ассенизатор
Цена по запросу
Косфельд, Германия
2009
146 650 км
Евро 4
MAN TGS 35. 440 Assmann 13,0/229PWRG3
Ассенизатор
2009
146 650 км
Евро 4
Косфельд, Германия
Цена по запросу
19
MAN TGS 35.480 Saug/Druck/Spül Wasseraufbereitung
Ассенизатор
€97 900
Венцендорф, Германия
2009
209 000 км
Евро 4
MAN TGS 35.480 Saug/Druck/Spül Wasseraufbereitung
Ассенизатор
2009
209 000 км
Евро 4
Венцендорф, Германия
97 900 евро
27
ЧЕЛОВЕК 19. 293 **ВАКУУМНЫЙ ГРУЗОВИК-ГИДРОКУРАТОР-ФРАНЦУЗСКИЙ ГРУЗОВИК**
Ассенизатор
Цена по запросу
Кессель, Бельгия
1997
416 416 км
4×2
MAN 19.293 **ВАКУУМНЫЙ ГРУЗОВИК-ГИДРОКУРАТОР-ФРАНЦУЗСКИЙ ГРУЗОВИК**
Ассенизатор
1997
416 416 км
4×2
Кессель, Бельгия
Цена по запросу
27
MAN TGS 33.480 6X4 MTS SAUGBAGGER/ВСАСЫВАЮЩИЙ ЭКСКАВАТОР/GRONDZUIGER
Ассенизатор
Цена по запросу
Анделст, Нидерланды
13 912 км
Евро 6
MAN TGS 33. 480 6X4 MTS SAUGBAGGER/ВСАСЫВАЮЩИЙ ЭКСКАВАТОР/GRONDZUIGER
Ассенизатор
13 912 км
Евро 6
Андельст, Нидерланды
Цена по запросу
26
MAN MTS SAUGBAGGER/ВСАСЫВАЮЩИЙ ЭКСКАВАТОР/GRONDZUIGER
Ассенизатор
Цена по запросу
Анделст, Нидерланды
12 922 км
Евро 6
MAN MTS SAUGBAGGER/ВСАСЫВАЮЩИЙ ЭКСКАВАТОР/GRONDZUIGER
Ассенизатор
12 922 км
Евро 6
Андельст, Нидерланды
Цена по запросу
30
MAN TGS 35. 440 10X4-6 BL TRIDEM RSP SAUGBAGGER/SUCTIONEXAVATOR/GRONDZUIGER
Ассенизатор
Цена по запросу
Анделст, Нидерланды
2011
112 871 км
10×4
евро 5
MAN TGS 35.440 10X4-6 BL TRIDEM RSP SAUGBAGGER/SUCTIONEXAVATOR/GRONDZUIGER
Ассенизатор
2011
112 871 км
10×4
Евро 5
Андельст, Нидерланды
Цена по запросу
24
MAN TGA 33. 400 8X4 РУЧНОЙ ПОЛНОСТЬЮ СТАЛЬ + ПЫЛЕСОС — 14.400 ЛИТР
Ассенизатор
45 950 €
Мееркерк, Нидерланды
2007
374 703 км
8х4
Евро 4
MAN TGA 33.400 8X4 MANUAL FULL STEEL + ПЫЛЕСОС — 14.400 ЛИТР
Ассенизатор
2007
374 703 км
8х4
Евро 4
Мееркерк, Нидерланды
45 950 евро
14
MAN 26.272, Вакуумный туалет, 6×2, 13 000 л
Ассенизатор
9 000 €
Зельм, Германия
1994
431 000 км
MAN 26. 272, Вакуумный туалет, 6×2, 13 000 л
Ассенизатор
1994
431 000 км
Зельм, Германия
9 000 евро
22
MAN TGS 35.400 8×4-4 BL FFG Zuig/Spoelcombi с водным транспортом
Ассенизатор
Цена по запросу
Heteren, Нидерланды
2010
261 000 км
8х4
Евро 5
MAN TGS 35.400 8×4-4 BL FFG Zuig/Spoelcombi с защитой от воды
Ассенизатор
2010
261 000 км
8х4
Евро 5
Хетерен, Нидерланды
Цена по запросу
15
MAN 25. 322 (РУЧНОЙ НАСОС / 15000 Л / 6X2 / ЕВРО 2)
Ассенизатор
€11 500
Бри, Бельгия
1994
873 000 км
6×2
Евро 2
MAN 25.322 (РУЧНОЙ НАСОС / 15000 Л / 6X2 / ЕВРО 2)
Ассенизатор
1994
873 000 км
6×2
Евро 2
Бри, Бельгия
11 500 евро
30
MAN 26-464 Kanalreiniger Super 2000 — Wiedemann
Ассенизатор
34 900 €
Уберхеррн, Германия
2001
360 203 км
MAN 26-464 Kanalreiniger Super 2000 — Wiedemann
Ассенизатор
2001
360 203 км
Юберхеррн, Германия
34 900 €
7
MAN TGS 26. 440 FG Wiedemann Super 2000 8,0/6,0/1,0
Ассенизатор
Цена по запросу
Косфельд, Германия
2009
90 216 км
Евро 5
MAN TGS 26.440 FG Wiedemann Super 2000 8,0/6,0/1,0
Ассенизатор
2009
90 216 км
Евро 5
Косфельд, Германия
Цена по запросу
7
MAN TGS 18.320 Мюллер Каналмастер F90
Ассенизатор
Цена по запросу
Косфельд, Германия
2008
209 846 км
Евро 4
MAN TGS 18. 320 Müller Canalmaster F90
Ассенизатор
2008 г.
209 846 км
Евро 4
Косфельд, Германия
Цена по запросу
26
MAN TGS 35.480 MTS 2016 2 турбины Saugbagger
Ассенизатор
Цена по запросу
Staphorst, Нидерланды
2016
67 000 км
8х4
Евро 6
MAN TGS 35.480 MTS 2016 2 турбины Saugbagger
Ассенизатор
2016
67 000 км
8х4
Евро 6
Стафорст, Нидерланды
Цена по запросу
30
MAN TGS 35. 480 RSP 2016 Saugbagger
Ассенизатор
Цена по запросу
Staphorst, Нидерланды
2016
106 500 км
Евро 6
MAN TGS 35.480 RSP 2016 Saugbagger
Ассенизатор
2016
106 500 км
Евро 6
Стафорст, Нидерланды
Цена по запросу
4
MAN TGS 28.320 6×4 Вакуум EURO6
Ассенизатор
Цена по запросу
Барендрехт, Нидерланды
2016
37 240 км
6х4
Евро 6
MAN TGS 28. 320 6×4 Вакуумный EURO6
Ассенизатор
2016
37 240 км
6х4
Евро 6
Барендрехт, Нидерланды
Цена по запросу
21
MAN F2000 18.264 (ПОЛНОСТЬЮ СТАЛЬНАЯ ПОДВЕСКА / 8000 Л / РУЧНАЯ КОРОБКА ПЕРЕДАЧ)
Ассенизатор
8 500 €
Бри, Бельгия
1997
646 000 км
4×2
Евро 2
MAN F2000 18.264 (ПОЛНОСТЬЮ СТАЛЬНАЯ ПОДВЕСКА / 8000 Л / РУЧНАЯ КОРОБКА ПЕРЕДАЧ)
Ассенизатор
1997
646 000 км
4×2
Евро 2
Бри, Бельгия
8 500 евро
9
MAN 26. 360 Kroll Вакуумный грузовик 6×4
Ассенизатор
Цена по запросу
Winterswijk, Нидерланды
2004
227 355 км
MAN 26.360 Kroll Ассенизатор 6×4
Ассенизатор
2004
227 355 км
Winterswijk, Нидерланды
Цена по запросу
10
MAN 35.410 Kroll Вакуумный грузовик
Ассенизатор
Цена по запросу
Winterswijk, Нидерланды
2004
235 330 км
MAN 35.410 Kroll Вакуумный грузовик
Ассенизатор
2004
235 330 км
Winterswijk, Нидерланды
Цена по запросу
11
ЧЕЛОВЕК 41. 464 Кайзер Ураган
Ассенизатор
Цена по запросу
Winterswijk, Нидерланды
2002
510 000 км
MAN 41.464 Кайзер Ураган
Ассенизатор
2002
510 000 км
Winterswijk, Нидерланды
Цена по запросу
22
MAN TGS 35.540 8×4 MTS Drogestoffenzuiger Всего 79.249 км!
Ассенизатор
Цена по запросу
Андельст, Нидерланды
2013
79 249 км
8х4
Евро 5
MAN TGS 35. 540 8×4 MTS Drogestoffenzuiger Всего 79.249 км!
Ассенизатор
2013
79 249 км
8х4
евро 5
Андельст, Нидерланды
Цена по запросу
15
ЧЕЛОВЕК ТГС 26.480
Ассенизатор
130 900 €
Бранде, Дания
2013
441 000 км
евро 5
ЧЕЛОВЕК ТГС 26.480
Ассенизатор
2013
441 000 км
Евро 5
Бранде, Дания
130 900 евро
27
MAN TGS 33. 360 SAUGBAGGER — DRUCK UND SAUG — MANUAL — TOP TRUCK
Ассенизатор
79 500 €
Ойстервейк, Нидерланды
2012
175 424 км
6х4
Евро 5
MAN TGS 33.360 SAUGBAGGER — DRUCK UND SAUG — MANUAL — TOP TRUCK
Ассенизатор
2012
175 424 км
6х4
евро 5
Ойстервейк, Нидерланды
79 500 евро
20
MAN 27.464 6×4 Müller 14,5 м³ WRG Kombi-Wasserrückgewinner ADR/GGVS
Ассенизатор
Цена по запросу
Билефельд, Германия
1999
275 000 км
евро 1
MAN 27. 464 6×4 Müller 14,5 м³ WRG Kombi-Wasserrückgewinner ADR/GGVS
Ассенизатор
1999
275 000 км
Евро 1
Билефельд, Германия
Цена по запросу
29
MAN TGA 26.350 6×2/Евро 4/Funk/10000 л
Ассенизатор
37 990 €
Гревенбройх, Германия
2006
267 354 км
6×2
Евро 4
MAN TGA 26.350 6×2/Евро 4/Фанк/10000 л
Ассенизатор
2006
267 354 км
6×2
Евро 4
Гревенбройх, Германия
37 990 евро
3
MAN TGS 33. 480 MTS 2016 Saugbagger
Ассенизатор
Цена по запросу
Staphorst, Нидерланды
2016
94 000 км
6х4
Евро 6
MAN TGS 33.480 MTS 2016 Saugbagger
Ассенизатор
2016
94 000 км
6х4
Евро 6
Стафорст, Нидерланды
Цена по запросу
24
Вакуумный бак MAN TGS 26.440 6X2 RHD
Ассенизатор
€92 000
Hoogerheide, Нидерланды
2008
290 100 км
6×2
Евро 4
Вакуумный бак MAN TGS 26. 440 6X2 RHD
Ассенизатор
2008 г.
290 100 км
6×2
Евро 4
Хугерхайде, Нидерланды
92 000 евро
11
ЧЕЛОВЕК 33 .360
Ассенизатор
24 900 €
Маарсен, Нидерланды
2002
390 597 км
Евро 3
MAN 33 .360
Ассенизатор
2002
390,597 км
Евро 3
Маарсен, Нидерланды
24 900 евро
19
MAN TGS 41. 400 8×4 Euro 6 Naaktgeboren RVS Droge stoffenopbouw
Ассенизатор
Цена по запросу
Анделст, Нидерланды
2016
64 493 км
8х4
Евро 6
MAN TGS 41.400 8×4 Евро 6 Naaktgeboren RVS Droge stoffenopbouw
Ассенизатор
2016
64 493 км
8х4
Евро 6
Андельст, Нидерланды
Цена по запросу
12
Масло MAN TGA 26. 360 vet-olien/huile-graise
Ассенизатор
47 200 €
Бри, Бельгия
2006
309 900 км
Евро 3
MAN TGA 26.360 vet-olien/huile-graise oil
Ассенизатор
2006
309 900 км
Euro 3
Бри, Бельгия
47 200 €
Забавный человек с пылесосом Фотографии и фотографии премиум-класса в высоком разрешении
- CREATIVE
- 0
- 0
- 0
- 0
- 0
- 0
- 0 91030
- Видео
- Лучший матч
- Старейший
- Наиболее популярные
Любое дата, 24 часа, 48 часов, 72 часа, 7 Dayslast 30 Dayslast 12 месяцев.
Выбрать бесплатные коллекции >Выбрать редакционные коллекции >
Встраиваемые изображения
Просмотреть 101
смешной человечек с пылесосом 9Доступно 1072 стоковых фотографий и изображений или начните новый поиск, чтобы просмотреть больше стоковых фотографий и изображений.
супер домохозяйка — забавный мужчина с пылесосом: стоковые фотографии, лицензионные фото и изображения стоковые картинки, фотографии без лицензионных платежей и изображения довела его до такого настроения! — смешной мужчина с пылесосом Стоковые фотографии, лицензионные изображения и изображения1950-е годы работа по дому — забавный мужчина с пылесосом стоковые картинки, фотографии без лицензионных платежей и изображения мужчина делает позу кунг-фу с пылесосом Фотографии и изображения без лицензионных платежей1950-е домохозяин — забавный мужчина с пылесосом стоковые картинки, фотографии без лицензионных платежей и изображения картинки, фотографии без лицензионных платежей и изображения женщина на диване и мужчина притворяется, что играет на гитаре с пылесосом — смешной мужчина с пылесосом стоковые фотографии, фотографии и изображения без лицензионных платежейпапа делает работу по дому. — забавный мужчина с пылесосом: стоковые фотографии, фотографии и изображения без уплаты лицензионных платежейвы пропустили момент! — смешной мужчина с пылесосом: стоковые фотографии, фото и изображения без уплаты роялти — мужчина с наушниками, держащий пылесос, притворяющийся, что играет на гитаредомохозяйка 50-х годов — смешной мужчина с пылесосом: стоковые фотографии, фотографии и изображения без лицензионных платежей смешной пожилой деловой человек с пылесосом — смешной мужчина с пылесосом стоковые картинки, фотографии и изображения без уплаты роялти — забавный мужчина с пылесосом стоковые картинки, фотографии и изображения без лицензионных платежейvoluptuous женщина сидит на диване и ест клубнику, мужчина пылесосит — забавный мужчина с пылесосом стоковые картинки, фотографии и изображения без уплаты роялти -бесплатные фото и изображениямолодая пара делает работу по дому — забавный мужчина с пылесосом стоковые картинки, лицензионные фото и изображениябодибилдер пылесосит — забавный мужчина с пылесосом стоковые картинки, лицензионные фото и изображениямать и сын танцуют во время уборки дома — смешной мужчина с пылесосом: картинки, фотографии и изображения без уплаты роялти гитарист — забавный мужчина с пылесосом стоковые фотографии, фото и изображения без уплаты роялти й пылесос стоковые картинки, фотографии без лицензионных платежей и изображениябизнесмен убирает свой дом перед работой из дома — забавный человек с пылесосом фото и изображения без лицензионных платежейсмешной пожилой деловой человек с пылесосом — забавный мужчина с пылесосом стоковые картинки, лицензионные фото и изображения — забавный мужчина с пылесосом: стоковые картинки, фото и изображения без уплаты роялти, вакуумный подарок — забавный мужчина, с пылесосом изображениямолодые мужчины делают работу по дому — смешной мужчина с пылесосом стоковые картинки, фото без уплаты роялти и изображениязабавный пожилой деловой человек с пылесосом — смешной человек пылесос: стоковые картинки, фотографии без лицензионных платежей и изображения мужчина предлагает цветок сладострастной женщине, сидящей на диване с пуделем30-е годы 1940-х годов ПРОДАВЕЦ В КОСТЮМЕ, ПОКАЗЫВАЮЩИЙ ПЫЛЕСОС ЖЕНЩИНЕ В ПЛАТЬЕ С ПРИНТОМ, СТОЯЩЕЙ У ОКНА В ГОСТИНОЙ, Фотографии и изображения без лицензионных отчислений костюм с пылесосом — смешной мужчина с пылесосом Стоковые фотографии, лицензионные изображения и изображения1950s househusband — забавный мужчина с пылесосом пылесос: стоковые картинки, лицензионные фото и изображенияпылесос, высасывающий деньги — забавный мужчина с пылесосом стоковые картинки, лицензионные фото и изображения Забавный мужчина с пылесосом — забавный мужчина с пылесосом стоковые картинки, фото и изображения без уплаты роялтисовременная система для мытья волос с помощью пылесоса — забавный мужчина с пылесосом стоковые картинки, лицензионные фото и изображения мужчина с пылесосом стоковые фотографии, лицензионные фото и изображениямужчина пылесосит — забавный мужчина с пылесосом фото и изображения без лицензионных платежеймолодая гей-пара разговаривает на кухне — забавный мужчина с пылесосом: стоковые картинки, фотографии без лицензионных платежей и изображения уборка дома с пылесосом танцует как гитарист — смешной мужчина с пылесосом стоковые фотографии, фотографии и изображения без уплаты роялти уборщик стоковые иллюстрациишомосексуальная пара готовит и пылесосит на кухне, улыбается — забавный мужчина с пылесосом стоковые фотографии, фотографии и изображения без уплаты роялти
исс — Был ли Александр Герст первым человеком, который выставил голую кожу в космическом вакууме и остался жив?
Спросил
Изменено
1 год, 1 месяц назад
Просмотрено
2к раз
$\begingroup$
30 августа 2018 года в орбитальном модуле «Союз» на МКС обнаружена дыра. Астронавт Александр Герст сначала заткнул его большим пальцем, то есть часть его голой кожи коснулась космоса. Я не могу найти других случаев, когда кто-то касался космического вакуума голой кожей, кроме погибшего экипажа «Союза-11». Был ли Александр Герст первым, кто коснулся космоса голой кожей и остался жив?
- МКС
- космонавты
- запись
- первые космические полеты
- утечка
$\endgroup$
10
$\begingroup$
Нет. Это произошло ранее на STS-37 в 1991 году. Во время выхода в открытый космос была проколота перчатка; рука космонавта почти сразу же заделала дыру. Они не замечали (как бы примечательно это ни звучало) до самого полета; есть краткое упоминание об этом на странице PearsonArtPhoto, на которую ссылаются в комментариях:
«… ограничитель ладони в одной из перчаток астронавта ослаб и сместился, пока не пробил дыру в напорном пузыре между его большим и указательным пальцами. Это не была взрывная декомпрессия, всего лишь небольшая 1/8 дюйма [3 мм] но здесь, в болоте, это было захватывающе, потому что это была первая травма, которую мы когда-либо получили в результате инцидента со скафандром. Удивительно, но астронавт, о котором идет речь, даже не знал, что произошел прокол; он был так прыгал на адреналине, что только после того, как он вернулся, он даже заметил болезненную красную отметину на своей руке.Он понял, что его перчатка натирает, и не беспокоился об этом…. Что произошло: когда металлический стержень проколол перчатку , кожа руки космонавта частично закрыла отверстие. Он истек кровью в космос, и в то же время его свернувшаяся кровь закрыла отверстие настолько, что стержень остался внутри отверстия».
Отчет о миссии:
Член экипажа EV2 сообщил во время послеполетного разбора полетов, что после второго выхода в открытый космос и после снятия перчаток на указательном пальце правой руки была ссадина примерно на 3/4 дюйма [2 см] позади пястного сустава. Послеполетный осмотр правой перчатки показал, что планка для ладони проникала через ограничитель и перчаточный мешок в перчатку со стороны указательного пальца примерно на [5?]/8 дюймов [1,6 см] (полетная задача STS-37-V). -19). Скорость утечки через перчатку с ладонным стержнем в нерабочем положении составила 3,8 см3/мин воздуха по сравнению с нормой 8,0 см3/мин. Если бы ладонь вышла из отверстия во время выхода в открытый космос, скорость утечки не была бы достаточно большой, чтобы активировать вторичный кислородный баллон. Первичная кислородная система поддерживала бы удовлетворительное давление в скафандре, а также отображала бы индикацию высокого расхода кислорода.
$\endgroup$
1
$\begingroup$
Этот дополнительный ответ касается того, насколько опасным может быть «прикосновение к пространству» в контексте маленькой дыры.