Содержание
…В чем разница между авианесущим крейсером и авианосцем? | Вопрос-Ответ
Алена Кухарь
Примерное время чтения: 4 минуты
32062
Категория:
Армия
Специалисты утверждают: знак равенства между советскими авианесущими крейсерами и классическими американскими авианосцами поставить нельзя.
Авианесущий крейсер, по определению, – это разнородная по своим характеристикам группа кораблей, которая сочетает элементы крейсерского вооружения (артиллерия, противолодочные, зенитные, противокорабельные ракетные комплексы) и авиационное вооружение.
Для справки | |
---|---|
Тяжелый авианесущий крейсер (ТАВКР) «Адмирал флота Советского Союза Горшков» (до 1990 года — «Баку») был заложен 26 декабря 1978 года на Черноморском заводе в городе Николаев (Украина). Вступил в строй 11 декабря 1987 года. Представляет собой дальнейшее развитие серии крейсеров типа «Киев». В 1988 году совершил свою первую боевую службу в составе Средиземноморской эскадры, в декабре этого же года вошел в состав Северного флота. В 1989-1990 годах выходил в Баренцево море на боевые дежурства и учения. Крейсер «прикрывал» ракетные подводные лодки стратегического назначения своей авиацией – в частности, истребителями вертикального взлета и посадки Як-141 и Як-38. Но с развалом СССР самолеты сняли с вооружения, а крейсер «Адмирал Горшков» был поставлен к причальной стенке. |
А вот авианосец — класс военных кораблей, основной ударной силой которых является палубная авиация. Авианосцам, действующим в составе корабельной ударной группы, свое ударное оружие ни к чему.
В боевой обстановке после поднятия авиакрыла в воздух авианосец формально перестает быть мишенью, ибо он выполнил свою задачу. В отличие от американского авианосца, располагающего только конструктивной защитой корпуса и средствами обороны ближнего рубежа, крейсер типа «Киев» (к которым принадлежит и «Адмирал Горшков») способен постоять за себя и в одиночку.
По одной из легенд, адмирал Сергей Горшков, которого считают родоначальником советского военно-морского флота, не хотел хоть в чем-нибудь уподоблять советские корабли американским. Авианосцы в то время считались не иначе как «орудием мирового империализма». Если бы проектировщики назвали в те годы тяжелый авианесущий крейсер «авианосцем», партийное руководство могло бы сгоряча лишить проект финансирования. Допустить этого адмирал не мог.
Как вспоминают его сослуживцы, Горшков личным решением ввел новый для отечественного военно-морского флота класс кораблей – «авианесущий крейсер». Получив двойное название, он обрел и двойные функции: был и взлетной площадкой, и одновременно кораблем сопровождения для авиакрыла.
…Как крейсер стал авианосцем?
«Адмирал Горшков» был модернизирован Россией для передачи индийским ВМС. Изначально он был приспособлен для базирования самолетов вертикального взлета и посадки. Чтобы превратить авианесущий крейсер в авианосец, способный обеспечивать базирование сверхзвуковых истребителей горизонтального взлета и посадки, значительным изменениям необходимо было подвергнуть его верхнюю палубу. За время ремонта и модернизации корабля на «Севмаше» была расширена полетная палуба, сформирован трамплин с углом 14 градусов и тремя аэрофинишерами, силовая установка переведена с использования мазута на дизельное топливо, заменены 2,4 тысячи километров кабеля, было проделано 500 вырезов в корпусе авианосца для выгрузки старых конструкций.
- Сравнительная характеристика «Тополь-М» и «Минитмен-3». Инфографика →
- Что представляет собой новейший фрегат «Адмирал Горшков»? →
- Многоцелевой атомный авианосец «Шторм». Инфографика →
Следующий материал
Также вам может быть интересно
Тактический ракетный комплекс «Точка-У». Инфографика
Состав Тихоокеанского флота России. Инфографика
Сможет ли Россия первой создать гиперзвуковую ракету?
Многофункциональный истребитель Су-35. Инфографика
Что представляет собой новая авиаракета С-80ФП?
Новости СМИ2
Советские авианосцы
В семидесятые годы прошлого века советский военно-морской флот стал одним из сильнейших в мире, получив первые авианесущие корабли.
Александр Плеханов
Строить авианосцы в СССР хотели еще до Великой Отечественной, но дальше пары-тройки чертежей дело тогда не продвинулось. Предпочтение было отдано строительству линкоров типа «Советский Союз» и крейсерам. В результате раздела немецкого флота СССР получил недостроенный авианосец «Граф Цеппелин», однако этому подарку военно-морское командование было не особо радо. Во-первых, авианосец требовалось достроить, во-вторых, палубных самолетов у СССР на тот момент не было. Советские адмиралы не придумали ничего умнее, чем использовать корабль в качестве мишени. В августе 1947 года он был потоплен авиабомбами и торпедами, после чего тема авианосцев была закрыта почти на двадцать лет.
В середине 1960-х флот СССР становится по-настоящему океанским, и вопрос о создании авианесущих кораблей снова стал актуален. Флоту требовались не вертолетоносцы с противолодочными вертолетами, а корабли вооруженные самолетами. В отличие от США, Англии и Франции, в СССР было принято решение строить не классические судна, действующие в составе авианосной группы, а тяжелые авианесущие крейсера с сильным ракетным вооружением. Самолеты у них являлись лишь средством дополнительного усиления боевых возможностей, своего рода «длинной рукой», способной дотянуться до противника на таком расстоянии, на котором его не могли достать ракеты. Именно такие корабли проекта 1143 начали строить в 1970 году в Николаеве на заводе имени Носенко.
Параллельно со строительством авианесущего крейсера «Киев» – первого корабля серии из четырех авианосцев – ОКБ Яковлева с 1968 года разрабатывало самолет вертикального взлета и посадки Як-36М, впоследствии получивший имя Як-38. Забегая вперед, стоит сказать, что первый «вертикальный блин» вышел комом: машина получилась неудачная, с небольшой бомбовой нагрузкой и малым радиусом действия. В случае военных действий ее боевая ценность оказалась бы едва ли не нулевой. Як-38 полностью проигрывал своему английскому оппоненту «Харриеру». Тем не менее, появление у СССР авианесущих кораблей с самолетами вертикального взлета значительно укрепило имидж страны.
«Киев» вступил в строй в 1975 году, второй корабль такого типа — «Минск» — в 1978-м, третий «Новороссийск» — в 1982-м, а четвертый «Баку», впоследствии переименованный в «Адмирал флота Советского Союза Горшков», в 1986 году. Полное водоизмещение достигало 40 тысяч тонн, длина – 273 метра, ширина 47 метров. Судна оснащались четырьмя паровыми турбинами мощностью 200 000 л.с. и могли развивать скорость 31 узел. Дальность плавания с крейсерской скоростью 18 узлов составляла 21 720 километров. Авиационное вооружение авианесущих крейсеров состояло из 12 самолетов Як-38 и 12 вертолетов Ка-27, также имелись противокорабельные ракеты «Базальт», зенитные ракеты «Шторм», противоторпедный реактивный бомбомет РБУ-6000 и два 533-мм торпедных аппарата.
Стоит отметить, что в проект 1143 постоянно вносились изменения, поэтому корабли немного отличались друг от друга вооружением, размерами и водоизмещением. Как «чистые» авианосцы советские авианесущие крейсера уступали не только американским, но и французским образцам, зато превосходили их по ракетному вооружению. Если американские «Нимитц» и французские «Фош» без кораблей сопровождения были практически беззащитны, то советские тяжелые авианесущие крейсера могли постоять за себя.
«Киев» и «Адмирал Горшков» несли свою службу на Северном флоте, базируясь в Мурманске, а «Минск» и «Новороссийск» вошли в состав Тихоокеанского флота. Для своего времени это были вполне неплохие корабли, главным минусом которых было слабое авиационное вооружение. Но в этом виноваты не их разработчики, а ОКБ Яковлева, создавшее крайне аварийный Як-38. Из 231 выпущенного самолета в результате различных происшествий разбились 48 машин и погибли восемь летчиков. Исправить ситуацию мог бы перспективный сверхзвуковой самолет вертикального взлета Як-141, совершивший первый полет в 1987 году, но из-за распада СССР этот истребитель так и не успел поступить на вооружение.
В начале 1990-х российским руководством было принято решение о выводе из состава флота всех четырех кораблей проекта 1143. Если в случае с «Киевом» и «Минском» такое решение было отчасти оправданным в связи с износом механизмов и требовавшимся дорогостоящим ремонтом, то «Новороссийск» и «Адмирал Горшков» сложно было причислить к устаревшим кораблям. В результате «Киев» и «Минск» за копейки были продан в Китай, где из первого сделали плавучий отель, а из второго корабль-музей.
«Новороссийск» в 1994 году за 4,3 миллиона долларов купила южнокорейская фирма Yang Distribution и корабль был пущен на слом. Больше всех повезло «Адмиралу Горшкову», которым заинтересовалась Индия. После капитальной перестройки северодвинским ПО «Севмаш» в 2013 году корабль под именем «Викрамадитья» был передан индийским ВМС. В отличие от «Адмирала Горшкова», «Викрамадитья» стал полноценным авианосцем, рассчитанным на базирование авиакрыла палубных истребителей МиГ-29К и по своим характеристикам больше соответствующий «Адмиралу Кузнецову», чем кораблям проекта 1143.
Первые советские авианосцы были во многом кораблями компромиссными. Но именно благодаря полученному опыту при их разработке и постройке впоследствии удалось построить корабли следующего поколения: «Адмирал Кузнецов» и «Варяг». Более того, в конце восьмидесятых годов СССР обладал уже таким опытом в создании авианесущих кораблей, что готовился начать строительство атомных авианосцев класса «Ульяновск». Эти корабли уже ни в чем не уступали американским авианосцам, и в чем-то превосходили их. Такие компетенции никогда не были бы достигнуты, если бы не разработка и строительство первых советских авианосцев проекта 1143.
Aerospaceweb.org | Спросите нас — Обозначения авианосцев
Обозначения авианосцев
- На днях я посетил USS Lexington, CV-16. Мне было интересно, что означает буква V. я нашел
ответ на сайте, в котором говорится, что «V» указывает на неподвижное крыло (крылья, вращающиеся вице-президентом, как на вертолетах)». я
понимают неподвижную часть крыла, но что они подразумевают под вращающимися крыльями?
— вопрос от Клэр МакКалла
Ранее мы описывали множество различных систем обозначений, используемых вооруженными силами Соединенных Штатов,
в том числе для самолетов и
ракеты. ВМС США также разработали собственное сопоставимое обозначение.
система для кораблей, восходящая к 1890-м годам. Система претерпела значительные изменения за эти годы, но
обычно состоял из двух-четырехбуквенного кода, определяющего тип судна, за которым следовали тире и номер корпуса.
Номера обычно присваиваются последовательно новым кораблям того же типа.
USS Ronald Reagan (CVN-76), новейший авианосец ВМС США
Линкоры, например, начались с USS Indiana , введенного в строй в 1895 году. Первоначально этот корабль
обозначен как линкор № 1, который позже был сокращен до BB-1. Последующие линкоры включали USS.
Arizona (BB-39) потоплен в Перл-Харборе, а также USS Missouri (BB-63), где Япония подписала
формальная капитуляция, положившая конец Второй мировой войне.
Аналогичные обозначения имеют и другие основные типы военно-морских кораблей, в том числе эсминцы (DD-#) и подводные лодки (SS-#).
Также тип корабля, такой как эсминец, часто делится на подварианты с разными, но связанными друг с другом.
обозначения, такие как эсминец сопровождения (DE-#) или эсминец с управляемыми ракетами (DDG-#). Крейсера, например,
традиционно классифицировались как легкие крейсера (CL-#) или тяжелые крейсера (CA-#), а в последнее время — как управляемые ракеты.
крейсера (CG-#) или атомные ракетные крейсера (CGN-#).
Авианосец появился как новый тип военно-морского корабля после Первой мировой войны.
для обозначения этого нового корабля ВМС США выбрали буквы «CV» в качестве аббревиатуры от «авианосец». Хотя это
может показаться более логичным использовать буквы «AC» для «авианосец», обозначение корабля, начинающееся с
буква А обычно предназначалась для вспомогательных судов, таких как грузовые суда, тендеры, госпитальные суда, нефтяники, ремонтные
корабли и другие транспортные средства. Сам код AC уже применялся к угольщикам, типу кораблей, спроектированных
перевозить уголь и заправлять другие суда в море.
Кроме того, авианосец часто рассматривался как судно, похожее на крейсер, поскольку многие ранние авианосцы вокруг
мира были переделаны из крейсеров. Поскольку обозначения крейсеров начинались с буквы C, было логично использовать одинаковые
письмо для авианосца. Однако прямое сокращение «авианосная авиация» было невозможно, поскольку
обозначение «СА» уже использовалось для тяжелых крейсеров. Вместо этого ВМС решили использовать вторую букву в авиации.
для создания обозначения «CV», которое мы знаем сегодня.
USS Langley (CV-1), первый американский авианосец
Первым кораблем, получившим это новое обозначение, был USS Langley (CV-1), введенный в строй в 1922 году.
Langley изначально был угольщиком, известным как USS Jupiter (AC-3). Корабль прошел
обширная двухлетняя реконструкция, прежде чем появилась плоская деревянная палуба для эксплуатации самолетов.
самолеты. Langley рассматривался как экспериментальный корабль, и вскоре за ним последовало несколько более крупных и крупных кораблей.
боеспособных авианосцев в 1930-х годах. Среди этих новых кораблей были суда, которые прославились во времена
Вторая мировая война, включая USS Saratoga (CV-3) и USS Enterprise (CV-6).
Авианосец продолжал развиваться быстрыми темпами во время Второй мировой войны. Учитывая необходимость такого количества кораблей для
поддержки разного рода миссий через Атлантический и Тихий океаны, также стали появляться новые типы авианосцев.
появляться. Традиционный авианосец стал известен как авианосец флота (CV-#), представленный 24 кораблями.
из Эссекс (CV-9) класс. К авианосцам присоединились корабли меньшего размера, такие как легкий авианосец (CVL-#).
на примере девяти экземпляров класса Independence (CVL-22) и эскортного авианосца (CVE-#), из которых 86
были построены для защиты конвоев. К концу войны новый тип очень крупных авианосцев находился в стадии разработки.
конструкция, известная как класс Midway . Поскольку три корабля этого класса были намного больше, чем их
предшественников, ВМФ первоначально дал им новое обозначение «CVB» для «большой авианосец».
Военный корабль США Midway , теперь выставленный на авианосце в Сан-Диего.
Museum, стал CVB-41, хотя позже от этого обозначения отказались.
Дальнейшая диверсификация обозначений авианосцев продолжалась и после войны. Новое поколение «супер
авианосцы» был открыт в 1950-х годах с завершением класса Forrestal . USS
Forrestal первоначально был известен как CVA-59, обозначающий ударный авианосец. Новая революция на корабле
дизайн также пришел с введением USS Предприятие , обозначенное как CVAN-65 для ядерных двигателей.
ударный авианосец. В тот же период многие из старых кораблей класса Essex были модифицированы как
специализированные противолодочные корабли и переименованные CVS в малые или противолодочные авианосцы. Пример — USS.
Йорктаун (CV-10, CVS-10), расположенный у Патриота.
Морской музей Пойнт в Чарльстоне, Южная Каролина. Другие старые авианосцы были уволены с передовой.
и переведен в статус вспомогательного корабля. Эти суда были переименованы в «AVT» и использовались для вспомогательных функций, таких как
авиаперевозки или обучение. Военный корабль США Lexington (CV-16, AVT-16), упомянутый в вопросе, является примером
такого корабля и выставлен в Музее залива в
Корпус-Кристи, Техас.
Другие старые авианосцы были преобразованы в корабли нового типа, предназначенные для перевозки морских пехотинцев в боевые действия.
Эти корабли, получившие название десантных вертолетоносцев (LPH), были похожи на традиционные авианосцы.
но приспособлен для перевозки вертолетов и наземных морских пехотинцев на берег. Пример — USS 9.0009 Принстон (CV-37, LPH-5).
К этим вертолетоносцам также присоединились недавно построенные суда, такие как Tarawa (LHA-1) и Wasp .
(LHD-1), построенные специально как десантные корабли, но с улучшенными характеристиками по сравнению со старыми
преобразования.
Десантный корабль USS Boxer (LHD-4)
По мере развития 1960-х большое разнообразие обозначений, доступных для авианосцев, становилось чрезмерным.
сложный и запутанный. В ВМФ решили упростить схему в 1975, вернувшись к исходному обозначению
«CV» для обычных авианосцев и «CVN» для атомных авианосцев. «В» в
обозначение было дополнительно уточнено как относящееся к самолетам с неподвижным крылом. Хотя этот тип носителя часто
несет в своем составе от четырех до восьми вертолетов, его основная задача —
использовать самолеты с неподвижным крылом, такие как F-18 Hornet и
Е-2 Соколиный Глаз.
Современные десантные корабли используют обозначения «LHA» или «LHD», где буква «H» относится к вертолетам.
садились на такие суда. Эти корабли также могут нести самолеты с неподвижным крылом, такие как
AV-8B Harrier, но их основная задача — управлять транспортом
вертолеты, такие как CH-46 Sea Knight и CH-53 Super Stallion.
Я считаю, что цель утверждения, которое вы нашли о фиксированных и вращающихся крыльях, состоит в том, чтобы провести различие между
самолеты с неподвижным крылом, обычно перевозимые на борту авианосцев, и вертолеты, которые доминируют на палубах
десантные корабли. Вертолеты также иногда называют винтокрылыми машинами, поскольку они
в воздухе благодаря подъемной силе, создаваемой вращающимися лопастями.
— ответ Молли Суонсон , 1 мая 2005 г.
Читать больше статей:
- Актуальный вопрос недели
- Архив прошлых вопросов
- Самые популярные вопросы
- Поиск в архиве
- Отправить вопрос
Самолет | | ||
О нас | | ||
Музей Форда — Покорение морей
Изображения предоставлены Стэнли Стоуксом и коллекцией произведений искусства военно-морского флота, Вашингтонская военно-морская верфь .
Класс Лэнгли
В 1920 году ВМС США переоборудовали угольщик (корабль, используемый для перевозки угля) в американский
самый первый авианосец — USS Лэнгли (CV 1). Это был единственный корабль своего класса.
и стал экспериментальной площадкой для пионеров морской авиации. По прозвищу «Крытый вагон».
из-за того, что ее летная палуба была установлена на стальном каркасе, USS Langley служил военно-морскому флоту в
множество ролей, пока не был потоплен японцами в 1942 году.
Лексингтон Класс
USS Lexington (CV 2) и USS Saratoga (CV 3) весили около 36 000 тонн каждый. А
массивная куча сразу за островом была их отличительной чертой. Оба корабля служили
доблестно на Тихоокеанском театре военных действий во время Второй мировой войны, хотя только один пережил войну.
Класс рейнджеров
Как единственный корабль в своем классе, USS Ranger (CV 4) стал в 1934 году первым в Америке специально построенным кораблем.
авианосец. Неопытность в дизайне привела к тому, что носитель меньшего размера имел небольшую общую ценность для
военно-морской флот. Из-за своей медленной скорости она видела только второстепенную службу в Атлантическом театре во время войны.
Второй мировой войны и вскоре после этого был списан.
Йорктаун Класс
В 1930-е годы ВМС США ввели в строй три авианосца проекта Yorktown-, за которыми последовал один авианосец.
четвертая сокращенная версия, известная как USS Wasp (CV 7). Полноразмерные Йорктауны на 20 000
тонн несли внушительное авиакрыло из 96 самолетов в каждом. Из четырех только знаменитые
USS Enterprise (CV-6) пережил Вторую мировую войну, участвуя в новых боях против Империи.
Японии, чем любой другой военный корабль США.
Эссекс Класс
Во время Второй мировой войны Америка приступила к более агрессивной авианосной программе и
Авианосцы класса Essex- стали основными авианосцами того периода. Продукт
почти два десятилетия проектирования и развертывания авианосцев, класс Essex вытеснил примерно
30 000 тонн и мог вместить авиакрыло до 100 самолетов. Двадцать четыре были
построенных во время войны, и многие из них оставались в эксплуатации в течение десятилетий благодаря структурным
обновления и модернизации.
Класс независимости
ВМС США нуждались в дополнительных авианосцах в начале Второй мировой войны.
Легкие авианосцы проекта «Индепенденс» типа строились на корпусах крейсеров проекта «Кливленд» проекта и имели
достаточной скорости, чтобы не отставать от флота. ВМС США ввели в строй девять таких CVL.
на протяжении 1943 года. Все они несли жизненно важную службу на Тихом океане. Несколько найденных операционных ниш
на флоте после войны, а другие были списаны.
Класс сопровождения
Во время Второй мировой войны американская промышленность произвела ошеломляющие 122 эскортных авианосца за шесть лет.
разные классы. В то время как некоторые «детские плоскодонки» были построены на корпусах торговых судов или танкеров,
другие были построены с киля вверх как носители. Самыми многочисленными были
Casablanca — авианосцы класса, выпускаемые промышленником Генри Кайзером. Хотя
корабли оказались медленными по морским меркам, они действительно помогли переломить ситуацию против немецких
Подводные лодки в Атлантике и помогли ввести больше самолетов США в боевые действия в Тихом океане.
Мидуэй Класс
ВМС США представили массивные авианосцы класса Midway сразу после окончания войны.
Второй мировой войны. Будучи самыми большими кораблями своего времени, водоизмещением 45 000 тонн, они были последними
прямопалубной конструкции американских авианосцев. Их огромные размеры сыграли важную роль
для размещения более крупных самолетов эпохи холодной войны, которые впоследствии поступили на вооружение. С
модификации, тройка Midway 9Авианосцы типа 0159 служили в войне и мире до 1990-х годов.
Форрестол Класс
Ввод в строй авианосца USS Forrestal (CV 59) в 1955 году открыл первый в Америке класс авиалайнеров.
супер перевозчики. Восемь кораблей, построенных в 1950-х и 1960-х годах, были обозначены как
Форрестол или «улучшенный» Корабли класса Форрестол . Хотя они всего на 100 футов длиннее, чем Midway класса , их водоизмещение на 25% больше, и они стали первыми американскими авианосцами,
имеют современную угловую палубу. Форрестолы показали нецелесообразность построения
все, что меньше 50 000 тонн. Они были последними из ВМС США.
авианосцы с обычным двигателем.
Корпоративный класс
USS Enterprise (CVAN 65), находящийся на вооружении с 1962 года, был первым кораблем, использовавшим
ядерная тяга. Ошеломляющие восемь ядерных реакторов приводили в движение этот экспериментальный корабль.
Он также обладал многими конструктивными особенностями кораблей класса Forrestal : паровой
катапульты, наклонная палуба и глубокий корпус. «Энтерпрайз» функционировал как единственный корабль
из своего класса, но служила с отличием до 2013 года, проработав 51 год непрерывной службы.
Класс Нимица
Суперавианосцы класса Nimitz составляют весь текущий парк авианосцев Америки.
десять кораблей этого класса начали поступать в строй в 1970-х годах. Развитие A4W
реакторы позволили ВМС США снабдить этот класс двумя реакторами, а не
восемь требуется для предприятия. Очень успешная платформа Nimitz класса имеет
включает в себя множество модернизаций за последние несколько десятилетий. Он продолжает служить
Интересы Америки за рубежом и будут на десятилетия вперед.
Форд Класс
Недавнее крещение USS Gerald R. Ford (CVN 78) представило новое поколение супер
перевозчик. Она является первой из трех запланированных для нового Ford -класса. Это все новый редизайн
включает в себя новый ядерный реактор A1B, который вырабатывает в три раза больше энергии, чем Nimitz класса A4W.