Чем отличается авианосец от авианесущего крейсера: …В чем разница между авианесущим крейсером и авианосцем? | Вопрос-Ответ

…В чем разница между авианесущим крейсером и авианосцем? | Вопрос-Ответ

Алена Кухарь

Примерное время чтения: 4 минуты

32548

Категория: 
Армия

Специалисты утверждают: знак равенства между советскими авианесущими крейсерами и классическими американскими авианосцами поставить нельзя.

Авианесущий крейсер, по определению, – это разнородная по своим характеристикам группа кораблей, которая сочетает элементы крейсерского вооружения (артиллерия, противолодочные, зенитные, противокорабельные ракетные комплексы) и авиационное вооружение.   

                                                               



Для справки
Тяжелый авианесущий крейсер (ТАВКР) «Адмирал флота Советского Союза Горшков» (до 1990 года — «Баку») был заложен 26 декабря 1978 года на Черноморском заводе в городе Николаев (Украина). Вступил в строй 11 декабря 1987 года. Представляет собой дальнейшее развитие серии крейсеров типа «Киев». В 1988 году совершил свою первую боевую службу в составе Средиземноморской эскадры, в декабре этого же года вошел в состав Северного флота. В 1989-1990 годах выходил в Баренцево море на боевые дежурства и учения. Крейсер «прикрывал» ракетные подводные лодки стратегического назначения своей авиацией – в частности, истребителями вертикального взлета и посадки Як-141 и Як-38. Но с развалом СССР самолеты сняли с вооружения, а крейсер «Адмирал Горшков» был поставлен к причальной стенке.

 

А вот авианосец — класс военных кораблей, основной ударной силой которых является палубная авиация. Авианосцам, действующим в составе корабельной ударной группы, свое ударное оружие ни к чему.

В боевой обстановке после поднятия авиакрыла в воздух авианосец формально перестает быть мишенью, ибо он выполнил свою задачу. В отличие от американского авианосца, располагающего только конструктивной защитой корпуса и средствами обороны ближнего рубежа, крейсер типа «Киев» (к которым принадлежит и «Адмирал Горшков») способен постоять за себя и в одиночку.

По одной из легенд, адмирал Сергей Горшков, которого считают родоначальником советского военно-морского флота, не хотел хоть в чем-нибудь уподоблять советские корабли американским. Авианосцы в то время считались не иначе как «орудием мирового империализма». Если бы проектировщики назвали в те годы тяжелый авианесущий крейсер «авианосцем», партийное руководство могло бы сгоряча лишить проект финансирования. Допустить этого адмирал не мог.

Как вспоминают его сослуживцы, Горшков личным решением ввел новый для отечественного военно-морского флота класс кораблей – «авианесущий крейсер». Получив двойное название, он обрел и двойные функции: был и взлетной площадкой, и одновременно кораблем сопровождения для авиакрыла.

 …Как крейсер стал авианосцем?

«Адмирал Горшков» был модернизирован Россией для передачи индийским ВМС. Изначально он был приспособлен для базирования самолетов вертикального взлета и посадки. Чтобы превратить авианесущий крейсер в авианосец, способный обеспечивать базирование сверхзвуковых истребителей горизонтального взлета и посадки, значительным изменениям необходимо было подвергнуть его верхнюю палубу. За время ремонта и модернизации корабля на «Севмаше» была расширена полетная палуба, сформирован трамплин с углом 14 градусов и тремя аэрофинишерами, силовая установка переведена с использования мазута на дизельное топливо, заменены 2,4 тысячи километров кабеля, было проделано 500 вырезов в корпусе авианосца для выгрузки старых конструкций.

  • Сравнительная характеристика «Тополь-М» и «Минитмен-3». Инфографика →
  • Что представляет собой новейший фрегат «Адмирал Горшков»? →
  • Многоцелевой атомный авианосец «Шторм». Инфографика →

Следующий материал

Также вам может быть интересно

  • Тактический ракетный комплекс «Точка-У». Инфографика

  • Состав Тихоокеанского флота России. Инфографика

  • Сможет ли Россия первой создать гиперзвуковую ракету?

  • Многофункциональный истребитель Су-35. Инфографика

  • Что представляет собой новая авиаракета С-80ФП?

Новости СМИ2

Как сложилась судьба советских авианосцев: столкновение с истрией

В семидесятые годы прошлого века советский военно-морской флот стал одним из сильнейших в мире, получив первые авианесущие корабли.

Александр Плеханов

Строить авианосцы в СССР хотели еще до Великой Отечественной, но дальше пары-тройки чертежей дело тогда не продвинулось. Предпочтение было отдано строительству линкоров типа «Советский Союз» и крейсерам. В результате раздела немецкого флота СССР получил недостроенный авианосец «Граф Цеппелин», однако этому подарку военно-морское командование было не особо радо. Во-первых, авианосец требовалось достроить, во-вторых, палубных самолетов у СССР на тот момент не было. Советские адмиралы не придумали ничего умнее, чем использовать корабль в качестве мишени. В августе 1947 года он был потоплен авиабомбами и торпедами, после чего тема авианосцев была закрыта почти на двадцать лет.

В середине 1960-х флот СССР становится по-настоящему океанским, и вопрос о создании авианесущих кораблей снова стал актуален. Флоту требовались не вертолетоносцы с противолодочными вертолетами, а корабли вооруженные самолетами. В отличие от США, Англии и Франции, в СССР было принято решение строить не классические судна, действующие в составе авианосной группы, а тяжелые авианесущие крейсера с сильным ракетным вооружением. Самолеты у них являлись лишь средством дополнительного усиления боевых возможностей, своего рода «длинной рукой», способной дотянуться до противника на таком расстоянии, на котором его не могли достать ракеты. Именно такие корабли проекта 1143 начали строить в 1970 году в Николаеве на заводе имени Носенко.

Параллельно со строительством авианесущего крейсера «Киев» – первого корабля серии из четырех авианосцев – ОКБ Яковлева с 1968 года разрабатывало самолет вертикального взлета и посадки Як-36М, впоследствии получивший имя Як-38. Забегая вперед, стоит сказать, что первый «вертикальный блин» вышел комом: машина получилась неудачная, с небольшой бомбовой нагрузкой и малым радиусом действия. В случае военных действий ее боевая ценность оказалась бы едва ли не нулевой. Як-38 полностью проигрывал своему английскому оппоненту «Харриеру». Тем не менее, появление у СССР авианесущих кораблей с самолетами вертикального взлета значительно укрепило имидж страны.

«Киев» вступил в строй в 1975 году, второй корабль такого типа — «Минск» — в 1978-м, третий «Новороссийск» — в 1982-м, а четвертый «Баку», впоследствии переименованный в «Адмирал флота Советского Союза Горшков», в 1986 году. Полное водоизмещение достигало 40 тысяч тонн, длина – 273 метра, ширина 47 метров. Судна оснащались четырьмя паровыми турбинами мощностью 200 000 л.с. и могли развивать скорость 31 узел. Дальность плавания с крейсерской скоростью 18 узлов составляла 21 720 километров. Авиационное вооружение авианесущих крейсеров состояло из 12 самолетов Як-38 и 12 вертолетов Ка-27, также имелись противокорабельные ракеты «Базальт», зенитные ракеты «Шторм», противоторпедный реактивный бомбомет РБУ-6000 и два 533-мм торпедных аппарата.

Стоит отметить, что в проект 1143 постоянно вносились изменения, поэтому корабли немного отличались друг от друга вооружением, размерами и водоизмещением. Как «чистые» авианосцы советские авианесущие крейсера уступали не только американским, но и французским образцам, зато превосходили их по ракетному вооружению. Если американские «Нимитц» и французские «Фош» без кораблей сопровождения были практически беззащитны, то советские тяжелые авианесущие крейсера могли постоять за себя.

«Киев» и «Адмирал Горшков» несли свою службу на Северном флоте, базируясь в Мурманске, а «Минск» и «Новороссийск» вошли в состав Тихоокеанского флота. Для своего времени это были вполне неплохие корабли, главным минусом которых было слабое авиационное вооружение. Но в этом виноваты не их разработчики, а ОКБ Яковлева, создавшее крайне аварийный Як-38. Из 231 выпущенного самолета в результате различных происшествий разбились 48 машин и погибли восемь летчиков. Исправить ситуацию мог бы перспективный сверхзвуковой самолет вертикального взлета Як-141, совершивший первый полет в 1987 году, но из-за распада СССР этот истребитель так и не успел поступить на вооружение.

В начале 1990-х российским руководством было принято решение о выводе из состава флота всех четырех кораблей проекта 1143. Если в случае с «Киевом» и «Минском» такое решение было отчасти оправданным в связи с износом механизмов и требовавшимся дорогостоящим ремонтом, то «Новороссийск» и «Адмирал Горшков» сложно было причислить к устаревшим кораблям. В результате «Киев» и «Минск» за копейки были продан в Китай, где из первого сделали плавучий отель, а из второго корабль-музей.

«Новороссийск» в 1994 году за 4,3 миллиона долларов купила южнокорейская фирма Yang Distribution и корабль был пущен на слом. Больше всех повезло «Адмиралу Горшкову», которым заинтересовалась Индия. После капитальной перестройки северодвинским ПО «Севмаш» в 2013 году корабль под именем «Викрамадитья» был передан индийским ВМС. В отличие от «Адмирала Горшкова», «Викрамадитья» стал полноценным авианосцем, рассчитанным на базирование авиакрыла палубных истребителей МиГ-29К и по своим характеристикам больше соответствующий «Адмиралу Кузнецову», чем кораблям проекта 1143.

Первые советские авианосцы были во многом кораблями компромиссными. Но именно благодаря полученному опыту при их разработке и постройке впоследствии удалось построить корабли следующего поколения: «Адмирал Кузнецов» и «Варяг». Более того, в конце восьмидесятых годов СССР обладал уже таким опытом в создании авианесущих кораблей, что готовился начать строительство атомных авианосцев класса «Ульяновск». Эти корабли уже ни в чем не уступали американским авианосцам, и в чем-то превосходили их. Такие компетенции никогда не были бы достигнуты, если бы не разработка и строительство первых советских авианосцев проекта 1143.

Авиационный крейсер | Military Wiki

HSwMS Gotland

Авианосный крейсер проекта или крейсер-авианосец изначально был экспериментальной концепцией 1930-х годов по созданию универсального боевого корабля, пытавшейся объединить все хорошие черты авианосца и тяжелого крейсера . Ранние авиационные крейсера обычно были вооружены относительно тяжелой артиллерией, минами и несколькими самолетами, оснащенными поплавками (что делало корабль своего рода тендером на гидросамолет).

Ранний авиационный крейсер оказался неудачной конструкцией. Быстрое развитие морской авиации в 1930-х годах быстро сделало корабли устаревшими, и они были перестроены, например. как зенитные крейсера.

Более современная производная от авиационного крейсера — вертолетный крейсер. Также можно рассмотреть авианосцы Invincible класса Королевского флота; Первоначально они были классифицированы как крейсеры из-за их первоначальной роли в качестве платформ управления и контроля, а также противолодочных кораблей, взяв на себя эти роли после переоборудования крейсеров класса RN «Тигр»).

В ВМФ России «Авиационным крейсером» обозначаются корабли пр. «Киев» пр. и «Кузнецов» пр. . Они представляют собой нечто среднее между крейсером и авианосцем и делятся на два класса: авиационные крейсера и тяжелые авиационные крейсера.

Содержимое

  • 1 Ранние типы
  • 2 вертолетных крейсера
  • 3 советских и российских авиационных крейсера
  • 4 Авиакрейсера
    • 4. 1 Ранние типы
    • 4.2 Более поздние модели
    • 4.3 Непостроенный
  • 5 Каталожные номера
  • 6 См. также

Ранние типы

Один американский проект крейсера с кабиной экипажа от 1930 года, [1] был описан как « Brooklyn — легкий крейсер вперед [и] половина авианосца Wasp класса корма». [2] Подобные корабли, хотя и не строились, создавались во время и после Второй мировой войны в виде реконструкций, а затем и с поднятого киля. Во время Второй мировой войны, отчасти для того, чтобы компенсировать потери авианосцев на Мидуэе, Япония восстановила свои 9 авианосцев.0003 Линкоры класса Ise в качестве гибридных авианосцев с орудиями в носовой и средней части, а также полетной палубой и ангаром на корме.

Вертолетные крейсеры

Послевоенное Соединенное Королевство реконструировало крейсера класса Tiger , HMS Blake и HMS Tiger в вертолетные крейсеры, сохранив их орудия впереди, но убрав кормовые орудия для установки ангара. и вертолетная площадка для эксплуатации четырех вертолетов Sea King.

Итальянские крейсера Andrea Doria класса и Vittorio Veneto , французские Jeanne d’Arc и советские Moskva класса вертолетоносцы были построены от киля вверх как ракетные крейсеры управляемых ракет вперед и вертолетоносцы на корме.

Советские и российские авиационные крейсера

Первый класс представлен классом Киев , а второй класс представлен классом Кузнецов . Класс Киев может нести самолеты вертикального взлета и посадки и вертолеты, Кузнецов класса может нести вертолеты и обычные самолеты, такие как Су-33 или Микоян МиГ-29К. Авиационные крейсеры не оснащены катапультами, но крейсеры тяжелой авиации имеют рампу («трамплин») для взлета.

Авиационные крейсера имеют разнообразное тяжелое вооружение для борьбы со всеми типами кораблей, подводных лодок и самолетов. Кроме того, у этих кораблей есть системы вооружения ближнего боя для защиты от ракет.

Авиационные крейсера

Тяжелый авианесущий крейсер Киев , СССР, 1985 г.

Ранние типы

  • Могами
  • HSwMS Готланд

Более поздние типы

  • Киев класс
  • Admiral Kuznetsov

Unbuilt

  • Советский авиаперевозчик Ulyanovsk

Список литературы

Примечания

19142

Примечания

9142

Примечания

19142

..
  • ↑ Боннер 1997, стр. 150.
  • Библиография
    • Боннер, Кермит (1997). Последние путешествия . Падука, Кентукки: Издательство Тернер. ISBN 978-1-56311-289-8. http://books.google.com/books?id=BxrEb42veVEC&pg=PA150. Проверено 8 декабря 2010 г. .
    • Фридман, Норман (1983). Авианосцы США: иллюстрированная история конструкции . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института США. ISBN 978-0-87021-739-5. http://books.google.com/books?id=-UT7MDTeKj8C&pg=PA179. Проверено 8 декабря 2010 г. .

    См. также

    • Тендер для гидросамолетов
    • Вертолетоносец

    На этой странице используется лицензированный Creative Commons контент из Википедии (просмотр авторов).

    Авиационный крейсер | Military Wiki

    HSwMS Gotland

    Авианосный крейсер проекта или крейсер-авианосец изначально был экспериментальной концепцией 1930-х годов по созданию универсального боевого корабля, пытавшейся объединить все хорошие черты авианосца и тяжелого крейсера . Ранние авиационные крейсера обычно были вооружены относительно тяжелой артиллерией, минами и несколькими самолетами, оснащенными поплавками (что делало корабль своего рода тендером на гидросамолет).

    Ранний авиационный крейсер оказался неудачной конструкцией. Быстрое развитие морской авиации в 1930-х годах быстро сделало корабли устаревшими, и они были перестроены, например. как зенитные крейсера.

    Более современная производная от авиационного крейсера — вертолетный крейсер. Также можно рассмотреть авианосцы Invincible класса Королевского флота; Первоначально они были классифицированы как крейсеры из-за их первоначальной роли в качестве платформ управления и контроля, а также противолодочных кораблей, взяв на себя эти роли после переоборудования крейсеров класса RN «Тигр»).

    В ВМФ России «Авиационным крейсером» обозначаются корабли пр. «Киев» пр. и «Кузнецов» пр. . Они представляют собой нечто среднее между крейсером и авианосцем и делятся на два класса: авиационные крейсера и тяжелые авиационные крейсера.

    Содержимое

    • 1 Ранние типы
    • 2 вертолетных крейсера
    • 3 советских и российских авиационных крейсера
    • 4 Авиакрейсера
      • 4. 1 Ранние типы
      • 4.2 Более поздние модели
      • 4.3 Непостроенный
    • 5 Каталожные номера
    • 6 См. также

    Ранние типы

    Один американский проект крейсера с кабиной экипажа от 1930 года, [1] был описан как « Brooklyn — легкий крейсер вперед [и] половина авианосца Wasp класса корма». [2] Подобные корабли, хотя и не строились, создавались во время и после Второй мировой войны в виде реконструкций, а затем и с поднятого киля. Во время Второй мировой войны, отчасти для того, чтобы компенсировать потери авианосцев на Мидуэе, Япония восстановила свои 9 авианосцев.0003 Линкоры класса Ise в качестве гибридных авианосцев с орудиями в носовой и средней части, а также полетной палубой и ангаром на корме.

    Вертолетные крейсеры

    Послевоенное Соединенное Королевство реконструировало крейсера класса Tiger , HMS Blake и HMS Tiger в вертолетные крейсеры, сохранив их орудия впереди, но убрав кормовые орудия для установки ангара. и вертолетная площадка для эксплуатации четырех вертолетов Sea King.

    Итальянские крейсера Andrea Doria класса и Vittorio Veneto , французские Jeanne d’Arc и советские Moskva класса вертолетоносцы были построены от киля вверх как ракетные крейсеры управляемых ракет вперед и вертолетоносцы на корме.

    Советские и российские авиационные крейсера

    Первый класс представлен классом Киев , а второй класс представлен классом Кузнецов . Класс Киев может нести самолеты вертикального взлета и посадки и вертолеты, Кузнецов класса может нести вертолеты и обычные самолеты, такие как Су-33 или Микоян МиГ-29К. Авиационные крейсеры не оснащены катапультами, но крейсеры тяжелой авиации имеют рампу («трамплин») для взлета.

    Авиационные крейсера имеют разнообразное тяжелое вооружение для борьбы со всеми типами кораблей, подводных лодок и самолетов. Кроме того, у этих кораблей есть системы вооружения ближнего боя для защиты от ракет.

    Авиационные крейсера

    Тяжелый авианесущий крейсер Киев , СССР, 1985 г.

    Ранние типы

    • Могами
    • HSwMS Готланд

    Более поздние типы

    • Киев класс
    • Admiral Kuznetsov

    Unbuilt

    • Советский авиаперевозчик Ulyanovsk

    Список литературы

    Примечания

    19142

    Примечания

    9142

    Примечания

    19142

    ..
  • ↑ Боннер 1997, стр. 150.
  • Библиография
    • Боннер, Кермит (1997). Последние путешествия . Падука, Кентукки: Издательство Тернер. ISBN 978-1-56311-289-8. http://books.google.com/books?id=BxrEb42veVEC&pg=PA150. Проверено 8 декабря 2010 г. .
    • Фридман, Норман (1983). Авианосцы США: иллюстрированная история конструкции . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института США.