Содержание
10 мифов об Альберте Эйнштейне, в которые вы верите абсолютно зря
28 апреля
Образование
Пора выяснить, правда ли, что все открытия сделала за него жена, и узнать о его связях с вегетарианством и атомными бомбами.
Миф 1. Эйнштейн был левшой
Эйнштейн пишет на доске. Изображение: Public Domain
В массовом сознании укоренилось убеждение, что левши намного более творческие и одарённые люди, чем правши. В подкрепление этого «факта» обычно приводят в пример Эйнштейна. А уж человека более талантливого, чем Альберт, сложно представить. Всё сходится!
Но на самом деле на большинстве фотографий Альберт пишет мелом и даже удерживает смычок во время игры на скрипке именно правой рукой. И очевидно, что именно она была для него ведущей.
Миф 2. Эйнштейн плохо учился
Аттестат Эйнштейна. Изображение: Wikimedia Commons
Ещё один миф об Альберте — якобы он был таким плохим учеником, что постоянно заваливал экзамены по всем предметам, даже по математике. Но это не помешало ему стать великим физиком и создать теорию относительности!
Особенно любят эту историю родители тех детей, которые не успевают в школе. Не надо переживать об учёбе — Эйнштейн, вон, тоже с двойками ходил, и ничего.
Главное — мыслить нестандартно, остальное приложится!
Но сказки о гениальном физике, который математику выучить не мог, несостоятельны. Чтобы это понять, достаточно посмотреть на аттестат Эйнштейна из его школы в швейцарском кантоне Арау.
Он имел блестящие оценки по всем точным наукам, включая математику и геометрию, а также очень хорошие баллы по латыни и греческому. Единственная дисциплина, в которой у него были средние (но неплохие) отметки, — французский.
Когда Эйнштейн проходил экзамен в престижную Политехническую Академию в Цюрихе, именно из-за недостаточного знания этого языка ему не хватило баллов. Он подтянул французский, пересдал и в следующий раз успешно поступил.
Скорее всего, миф о двоечнике-Эйнштейне появился из-за смены системы отметок в школе, где он учился. Сначала 6 была самой высокой оценкой, а 1 — самой низкой. Затем шкалу перевернули, и 1 стала высшим баллом.
Миф 3. У Эйнштейна были дислексия и синдром Аспергера
Фрагмент рукописи Эйнштейна, описывающей теорию относительности. Изображение: Wikimedia Commons
Некоторые пишут в интернете, что Альберт не особо умел читать до девяти лет и был неспособен даже толком выражать свои мысли — но это неправда.
По воспоминаниям его матери, до 2–3 лет будущий физик почти не говорил, зато потом начал сыпать целыми предложениями. В школу он пошёл в шесть и получал там хорошие оценки, а уже в тринадцать читал «Критику чистого разума» Канта.
Да и писать Эйнштейн умел отлично, учитывая, какое количество бумаг после него осталось.
Аутизмом Эйнштейн тоже, очевидно, не страдал. Он был довольно замкнутым человеком и ценил уединённую жизнь, но у него было немало друзей в научном сообществе. Среди них — профессиональные психиатры. И никто из них не подозревал Альберта в каких-либо психических расстройствах.
Миф 4. Все открытия Эйнштейна на самом деле совершила его первая жена
Альберт Эйнштейн и Милева Марич, 1912 год. Изображение: Wikimedia Commons
В переписках с первой женой, физиком Милевой Марич, Альберт в отдельных местах употреблял конструкции «наша работа» или «наша теория». Из этого некоторые биографы сделали вывод, что она внесла значимый вклад в теорию относительности. А Эйнштейн мало того, что не указал её в соавторах, так ещё и ушёл к другой женщине, своей двоюродной сестре Эльзе. Как неблагодарны эти мужчины!
Но в действительности нет убедительных доказательств того, что Марич как-то была связана с работами Эйнштейна. Теорией относительности она вообще не занималась, но, как утверждали знакомые семьи физиков, несколько раз говорила с Альбертом за столом об экспериментальных исследованиях теплопроводности, что входило в её специальность. Тем не менее, дальше обсуждений дело, видимо, не заходило.
Старший сын Эйнштейна Ганс утверждал, что после замужества его мать оставила науку и не опубликовала никаких работ ни во время брака с Альбертом, ни позже. Кроме того, ни в одном из своих писем Марич не утверждала, что как-то помогала мужу.
Так что байка о том, что все открытия за Эйнштейна делала жена, не соответствует действительности.
Миф 5. Эйнштейн был убеждённым веганом
Эйнштейн читает лекцию в Вене, 1921 год. Изображение: Wikimedia Commons
Иногда в интернете разным деятелям науки или искусства приписывают веганство, утверждая, что именно благодаря этой диете они и стали такими умными и знаменитыми. Не стал исключением и Эйнштейн.
Вообще, предположение, что Альберт был веганом, имеет некоторые основания. Дело в том, что он обладал множеством хронических проблем со здоровьем, в частности — с пищеварением.
За свою жизнь Эйнштейн страдал от язвы желудка, воспаления желчного пузыря, желтухи, острых кишечных болей и не только. И в какой-то момент врачи посоветовали ему попробовать вегетарианство. Эйнштейн начал воздерживаться от мяса, и его желудку стало легче. Вот только сделал это он лишь в 51 год.
Кроме того, Эйнштейн всё равно изредка ел мясо, а также никогда не отказывался от яиц и молочных продуктов.
Только в 74 года, за пару лет до смерти, он написал в письме своему давнему товарищу Хансу Мюсаму, что решил исключить жирную пищу, мясо и рыбу. Но, видимо, Альберт не вкладывал в свою диету какую-то философию, а просто ел то, что лучше подходило его чувствительному желудку.
Миф 6. Эйнштейн создал атомную бомбу
Взрыв однофазной ядерной бомбы мощностью 23 кт. Полигон в Неваде (1953 год). Изображение: Wikimedia Commons
Альберта Эйнштейна иногда называют изобретателем ядерного оружия. Но это тоже неправда. Он не занимался его созданием и не состоял в знаменитом Манхэттенском проекте. Работы там вёл американский физик Роберт Оппенгеймер, и именно его можно назвать «отцом атомной бомбы».
Эйнштейн не рвался создавать орудия убийства. Кроме того, армия США просто не дала бы ему допуск в Манхэттенский проект из-за подозрений в связях с СССР.
Единственное, в чём поучаствовал Эйнштейн, так это в написании обращения к президенту Франклину Рузвельту. В нём он призвал его сделать всё возможное, чтобы именно Америка создала ядерное оружие первой. Он сделал это сразу после того, как в 1939 году узнал, что учёные нацистской Германии смогли расщепить атом урана. Физик мгновенно понял, что нужно их во что бы то ни стало опередить.
Впрочем, после войны Эйнштейн был потрясён атаками на Хиросиму и Нагасаки, и вместе с другим учёным, Бертраном Расселом, подписал так называемый манифест Рассела — Эйнштейна, в котором потребовал всемирного ядерного разоружения.
Миф 7. Эйнштейн сказал: «Есть две бесконечные вещи — Вселенная и глупость»
Фрагмент наблюдаемой Вселенной около созвездия Печь. Изображение: NASA / European Space Agency
Альберт Эйнштейн, без сомнения, один их самых популярных учёных-физиков. Состязаться с ним могут разве что Ньютон и Хокинг. И в соцсетях ему приписывается огромное количество цитат, которые нередко даже не связаны с наукой. Одна из самых популярных звучит как-то так:
Есть только две бесконечные вещи: Вселенная и человеческая глупость. Впрочем, насчёт Вселенной я не уверен.
Так вот, Эйнштейн такого не произносил, потому что он, как бы это помягче сказать, не считал Вселенную бесконечной. В своих расчётах он вычислял её объём и пришёл к выводу, что он составляет 10⁷ кубических световых лет.
Эйнштейн недооценил размерчики мироздания — в реальности только объём видимой нам части Вселенной равен 4,212 × 10³² кубических световых лет. Что ж, даже такие таланты могут иногда ошибаться.
На самом деле цитату про размеры Вселенной и глупости Альберту в 1940-х годах приписал гештальт-терапевт Фредерик Перлз. Видимо, он просто придумал её. И в итоге в своих книгах о самопознании нередко повторял эти слова в самых разных вариациях, делая автором то Эйнштейна, то анонимного «великого астронома».
Миф 8. Эйнштейн опасался, что новые технологии создадут «поколение идиотов»
Эйнштейн в 1947 году, смотрит на вас бесконечно мудрыми и добрыми глазами, веря, что вас не свели с ума технологии. Изображение: Wikimedia Commons
Другая цитата, которую приписывают Эйнштейну, звучит так: «Я боюсь, однажды настанет тот день, когда технологии превзойдут простое человеческое общение. И мы получим поколение идиотов».
Обычно это высказывание используют, чтобы показать, как интернет и мобильная связь воздействуют на детей. А вот в старые добрые времена, когда все говорили ртом, а не через мессенджеры, жилось куда лучше, правда?
Только и эта цитата — миф. Её приписали Эйнштейну сценаристы фильма 1995 года «Пудра». В реальности же Альберт ничего подобного не говорил.
Миф 9. Теорию относительности мог понять только сам Эйнштейн и ещё 2–3 человека
Эйнштейн и Чаплин. Последнего не узнать без усов. Изображение: Public Domain
По Сети гуляет много историй, иллюстрирующих, насколько сложна теория относительности Эйнштейна. И по крайней мере две из них произошли в реальности.
Например, как-то астрофизика Артура Эддингтона его соперник Людвик Зильберштейн спросил: правда ли, что тот один из трёх человек в мире, которые понимают теорию относительности? А Эддингтон задумался и ответил: «А кто этот третий?», намекая на то, что Зильберштейн в это число не входит.
Второй случай. Когда в 1931 году Эйнштейн встретился с Чарли Чаплином, то сказал ему — «Меня восхищает ваше искусство — вы не говорите ни слова, а весь мир вас понимает». Чаплин ответил: «А вами восхищается весь мир, хотя никто не может понять ни единого слова из того, что вы говорите».
Но в обеих историях герои преувеличивали. Сам Эйнштейн неоднократно говорил, что его теория прекрасно понятна заинтересованным людям и уж тем более всем, кто имеет образование физика. В интервью журналу Chicago Daily Tribune от 1921 года на вопрос «Правда ли, что ваши работы такие сложные, что их никто постичь не может?» Альберт рассмеялся и ответил:
Куда бы я ни пошел, кто-нибудь задаст мне этот вопрос. Это абсурд. Любой, кто имеет достаточную научную подготовку, может легко понять эту теорию. В ней нет ничего удивительного или загадочного.
Так что непостижимость теории несколько преувеличена.
Миф 10. Эйнштейн был глубоко верующим человеком
Альберт Эйнштейн в своей квартире в Нью-Джерси со скрипачом Брониславом Хуберманом, март 1937 года. Изображение: Wikimedia Commons
Ещё одна история, которая якобы произошла с Эйнштейном, — о том, как он в молодости доказывал университетскому профессору-атеисту существование Бога.
В ответ на утверждение учёного мужа «Можно ли увидеть или ощупать Бога?» молодой Альберт «остроумно» ответил что-то вроде: «А мозг в черепной коробке профессора мы видели когда-нибудь? Нет? Значит, его там нет, вот». Срезал так срезал.
Полностью прочитать эту басню можно, загуглив известный мем «этим студентом был Альберт Эйнштейн».
На самом деле байка является чистым вымыслом. Эйнштейн не был истово верующим, но и атеистом себя не называл. Он характеризовал свои взгляды как пантеистические, то есть считал, что мир и Вселенная и есть Бог.
Как-то раз, 25 апреля 1929 года, на вопрос известного американского раввина Герберта Гольдштейна о вере Эйнштейн ответил: «Я верю в бога Спинозы, который проявляет себя в закономерной гармонии бытия, но вовсе не в бога, который хлопочет о судьбах и делах людей».
О христианском всевышнем же Альберт в письме к Беатриче Флохлич говорил так: «Идея персонифицированного бога совершенно чужда мне и кажется даже наивной».
Читайте также 🧐
- 10 фильмов про выдающихся учёных и науку
- 8 мифов о великих учёных, в которые мы привыкли верить
- 5 интересных фактов, которые доказывают, что великие учёные тоже люди
Ботан или двоечник: биография Альберта Эйнштейна
Содержание
- Детство Эйнштейна
- Альберт Эйнштейн в молодости и зрелом возрасте
- Личная жизнь гения
- Дети Альберта Эйнштейна
- Причина смерти
- Что изобрёл Альберт Эйнштейн
- Интересные факты об учёном
- Цитаты и афоризмы изобретателя
Даже гуманитарии, которые не любят точные науки, знакомы с именем Альберта Эйнштейна — человека, чьё имя является символом невероятных умственных способностей. Автор теории относительности, основатель современной физики в жизни был неординарной фигурой.
Детство Эйнштейна
Альберт Эйнштейн родился в небольшом немецком городе Ульм 14-го марта 1847-го года в небогатой семье Германа и Паулины Эйнштейн. Родители будущего гения по национальности были евреями. Отец был предпринимателем, мать — домохозяйкой.
Герман Эйнштейн и Паулина Эйнштейн
Вскоре после рождения Альберта семья переехала в Мюнхен, где прошло детство будущего учёного. Мать Эйнштейна считала его неполноценным: до семи лет он не разговаривал и был очень медлительным. Как позже признавался сам физик, он начал говорить так поздно потому, что не хотел ни с кем общаться. И уже взрослым предпочитал одиночество любой компании.
С детства Эйнштейн ненавидел войну, даже в солдатики не играл, считая это кровопролитием. Антимилитаристское отношение он сохранил на всю жизнь. Также его интересовала религия, но с 12 лет из-за изучения наук его религиозные убеждения канули в лету.
Любовь к точным наукам маленькому Альберту привил его дядя. Они вместе читали учебники по математике, и маленький гений запросто решал сложные задачи. Однако это увлечение не нравилось матери.
Эйнштейн в 14 лет
Эйнштейн ненавидел школьную модель учёбы: зубрёжку, казарменные методы обучения, ходьбу по струнке, удары по рукам за малейшие оплошности. Он изучал только те предметы, которые ему нравились, остальные же игнорировал. Эйнштейн часто становился мишенью для издёвок в связи с тем, что в Германии росли антисемитские настроения.
Часто можно услышать о том, что в школе будущий гений плохо учился, не вылезал из единиц и двоек, а математика вообще давалась ему крайне плохо, что он не был вундеркиндом, скорее — умственно отсталым. Сам учёный смеялся, что никогда и не был математиком, а предмет этот ему давался очень легко: уже в 14 лет он умел вычислять интегралы и дифференциалы (в те времена дети только в 15 лет начинали считать).
Миф о том, что Эйнштейн был закоренелым двоечником, берёт истоки из системы школьного образования, по которой учился в младшей и средней школе будущий гений. Тогда единица и двойка считались самыми высокими оценками, в то время как шесть приравнивалась к «неуду».
В 1896 году, когда Эйнштейн оканчивал школу, шестёрка стала самой высокой оценкой. Очевидно, кто-то впоследствии заглянул в ведомость и ужаснулся, не учитывая того, что шкала оценок раньше была другой. Так что оценки — не главное.
Аттестат Эйнштейна (оценки по шестибалльной шкале)
Ещё один миф о том, что великий гений, став известным учёным, не знал математику, основан на том, что Альберт Эйнштейн давал на проверку другим математикам свои работы по теории относительности на наличие ошибок. Так что вполне естественно привлекать для проверки формул других людей, ведь глаз «замыливается» и можно самому не заметить недочёты.
А вот что действительно было правдой, так это то, что великого физика не любили учителя и преподаватели в Университете: он был молчалив, замкнут, но не прочь поспорить. Сам Эйнштейн считал учителей выскочками, которые ничего не знают.
Альберт Эйнштейн в молодости и зрелом возрасте
В конце 19-го столетия семья Эйнштейнов переезжает в Италию. Не окончив мюнхенскую гимназию, Альберт собирается поступать в Политехникум Цюриха, однако проваливает вступительные экзамены. И только после обучения в школе Аарау ему удаётся стать студентом Цюрихского Политехникума.
Эйнштейн окончил ВУЗ блестяще, но из-за неуживчивого характера продолжить научную деятельность ему не разрешили. Долгое время он не мог найти работу, пока его приятель не помог устроиться в 1902-м году в Бернское Бюро патентования изобретений. Работа в Бюро позволила Эйнштейну ознакомиться с интересными патентными заявками, что впоследствии повлияло и на его собственные разработки.
Эйнштейн в патентном бюро
В 1905-м году Альберт Эйнштейн опубликовал первые работы, которые стали фундаментом его будущей Теории относительности. Тогда же он вывел свою знаменитую формулу Е=mc2, за что был впервые выдвинут на Нобелевскую премию.
Впоследствии он много раз был номинирован, но члены комитета были непреклонны в связи с отсутствием экспериментального подтверждения справедливости этой формулы.
Мировое признание к Эйнштейну пришло в 1919-м, когда исследователи нашли подтверждение постулатов спорной теории относительности во время солнечного затмения.
В 1922-м он получил Нобелевскую премию, но за другое его открытие — фотоэффекта.
В 30-х годах прошлого столетия из-за антисемитских настроений в Европе он вынужден был перебраться в США, где и прожил до конца жизни.
Личная жизнь гения
С первой женой Милевой Марич Эйнштейн познакомился в 1896-м году во время учёбы. Милеве был 21 год, Альберту – 17. Из-за разницы в возрасте и непривлекательной внешности (у Милевы была хромота) родители Эйнштейна были против их брака, и только на смертном одре отец физика дал согласие на их брак, хотя мать так и не приняла невестку. Милева стала не только верной женой, но и соратником Альберта на долгие годы.
Эйнштейн и Милева Марич
Первый брак Эйнштейна распался в 1914-м году из-за его многочисленных измен и сложного характера. Учёный обещал бывшей жене, что выплатит ей алименты, как только получит Нобелевскую премию. Так и случилось: в 1922-м году он получил заветную премию и отдал все 32 тысячи долларов (огромная сумма по тем временам) бывшей супруге.
Милева тяжело переживала развод, долгое время находилась в депрессии. Умерла она в 1948-м году в возрасте 73-х лет. Чувство вины перед первой женой тяготило Эйнштейна до самой смерти.
Второй женой гения стала его двоюродная сестра Эльза Ловенталь. Они с детства были дружны и сблизились, когда в 1917-м году Эйнштейн тяжело заболел. Эльза обожала ухаживать за своим знаменитым братом. Как только первая жена дала развод, Альберт и Эльза поженились, Эйнштейн удочерил детей Эльзы и был с ними в прекрасных отношениях. Эльза умерла в 1936-м году после тяжёлой болезни.
Эйнштейн и Эльза Ловенталь
Эйнштейн любил женщин, а женщины любили его. Однако, несмотря на вереницу внебрачных связей, он был не таким уж плохим отцом и мужем, как принято считать.
Дети Альберта Эйнштейна
Первый сын Эйнштейна и Милевы Марич, Ганс Альберт, родившийся в 1904-м году, стал единственным продолжателем рода. С отцом отношения у него не сложились.
Второе сын, Эдуард Эйнштейн, рождённый в 1910-м году, с детства страдал от психического расстройства, доставшегося от сестры по линии матери. В 20 лет ему поставили диагноз «шизофрения», после чего поместили в психиатрическую лечебницу, где он провёл большую часть жизни, пережив своего отца лишь на десять лет. Эйнштейн писал ему редкие, но очень душевные письма, однако Эдуард не умел читать — их зачитывали ему медики.
Причина смерти
В начале апреля 1955-го года учёный во время прогулки с одним из приятелей и спора о жизни и смерти высказал мысль, что смерть есть облегчение.
13 апреля ему резко стало плохо. Врачи диагностировали аневризму аорты, его доставили в госпиталь. Там ему предложили провести операцию, которая могла спасти жизнь, однако учёный отказался.
18 апреля он умер от кровоизлияния в полость живота. Перед смертью гениальный учёный произнёс слова, которые так и остались тайной: с ним рядом была англоязычная сиделка, Эйнштейн же говорил на немецком.
Что изобрёл Альберт Эйнштейн
Главным изобретением Эйнштейна является теория относительности, радикально поменявшая представления о физике. Теория состоит из двух частей: Специальной и Общей теории относительности.
Специальная теория, опубликованная в 1905-м году, была неоднозначно воспринята научной общественностью. До её изобретения было принято считать, что время всегда и везде протекает с одинаковой скоростью.
Однако Эйнштейн считал, что время непостоянно и меняется в зависимости от скорости движения объекта. Настоящая же неизменная величина, по его утверждению, — это скорость света.
Свет течёт с постоянной скоростью, а время — в зависимости от скорости объекта. Для тех объектов, которые движутся быстро, время замедляется.
Вторая часть теории относительности дала ответ на вопрос: как работает гравитация. В 17-м веке Ньютон, которому упало яблоко на голову, определил, что гравитация существует, но он не мог объяснить истоки её воздействия.
Эйнштейн утверждал: поскольку пространство и время непостоянны, то их могут искривлять массивные объекты. Например, шар для боулинга, который лежит посредине батута, тяжёлый, поэтому искривляет ткань и все объекты по краям батута, стягивая её в центр.
Аналогично происходит и с Землёй: поскольку она являет собой массивный объект, она искривляет «ткань» пространства и притягивает к себе материю, время и свет.
Теорию относительности не так-то легко доказать, но все собранные за 100 лет после её открытия сведения подтверждают идеи Эйнштейна. Она имела колоссальное значение для науки и техники в дальнейшем, помогла глубже изучить устройство Вселенной, чёрные дыры, способствовала разработке ускорителей частиц.
Среди других значимых теорий великого учёного:
- Квантовая теория фотоэффекта и теплоёмкости;
- статистическая теория броуновского движения;
- теория индуцированного излучения;
- теория рассеяния света на термодинамических флуктуациях в среде.
Помимо выдающихся изобретений в области физики, в багаже учёного есть и ряд нестандартных находок. Так, вместе с коллегой-физиком Лео Сцилардом он изобрёл необычный холодильник, не использующий электричество. Пища охлаждалась при помощи абсорбции, благодаря давлению между газами и жидкостями.
Эйнштейн также изобрёл блузку с двумя параллельными рядами кнопок, которая подходила и худым, и полным.
Интересные факты об учёном
- За свою жизнь гений написал более 300 работ по физике и полторы сотни трудов в других сферах.
- Незадолго до смерти учёный практически завершил научный труд, который считал самым главным в своей жизни, однако сжёг рукописи.
- Эйнштейн неоднократно номинировался на Нобелевскую премию, но получил её не за теорию относительности, а за теорию фотоэффекта: Нобелевский комитет долго колебался вручать ли премию за столь революционные идеи.
- Учёный не любил спорт, предпочитая тренировать мозги, а не мышцы.
- Эйнштейн обожал ходить под парусом.
- Великий физик не был опрятным в быту и в одежде и даже не носил носки. «Когда я был молодым, я узнал, что большой палец всегда заканчивается дыркой в носке. Так что я перестал носить носки», — говорил он.
- Учёный долгое время не чистил зубы, считая, что щетина может просверлить алмаз. Приучила его к чистоте первая жена Милева Марич.
- Он научился играть на скрипке в возрасте шести лет, и с тех пор не расставался с ней. Если какая-то проблема не давалась ему, Эйнштейн призывал озарение игрой на скрипке.
- У Эйнштейна был особый способ мышления. Он выделял по своим эстетическим критериям идеи, которые казались ему негармоничными, на основании этого провозглашал общий принцип восстановления гармонии и делал прогнозы. Такая методика действительно давала потрясающие результаты.
- Любимым композитором учёного был Моцарт.
- Самая знаменитая фотография Эйнштейна — та, где он высовывает язык — появилась назло приставучим журналистам, когда те попросили его улыбнуться.
- В юности Эйнштейн работал электриком.
- В 12 лет учёный познакомился с воззрениями Иммануила Канта, поменявшим его представления о религии, с тех пор он стал его любимым философом.
- За автограф Эйнштейн просил доллар. Потом эти деньги отдавал на благотворительность.
- Учёный обожал курить трубку и даже был пожизненным членом Монреальского клуба курильщиков трубки.
- Физик терпеть не мог научную фантастику, потому что, по его словам, она меняет взгляд на мир.
- По неизвестной причине Эйнштейн приходил в бешенство, когда в его присутствии употребляли местоимение «мы».
- ФБР считало Эйнштейна советским шпионом, за ним велась слежка и телефоны прослушивались.
- Учёный дал согласие на исследование своего мозга после смерти, т.к. считал, что только настоящий маньяк, одержимый одной мыслью, может получить такие впечатляющие результаты. Буквально через семь часов после смерти великого физика его мозг был украден патологоанатомом Томасом Харви. 40 лет он высылал кусочки мозга для исследования различным неврологам. В результате выяснилось, что серое вещество у гения было выше нормы. Нейронные клетки и области, ответственные за обработку информации, у него увеличены, а части, ответственные за речь, наоборот, уменьшены.
- Эйнштейн придумал интересную логическую загадку для оценки умственных способностей. Считается, что только 2% людей могут решить её без ручки и бумаги. Попробуйте и вы:
- На улице стоят пять домов.
- Англичанин живёт в красном доме.
- У испанца есть собака.
- В зелёном доме пьют кофе.
- Украинец пьёт чай.
- Зелёный дом стоит сразу справа от белого дома.
- Тот, кто курит Old Gold, разводит улиток.
- В жёлтом доме курят Kool.
- В центральном доме пьют молоко.
- Норвежец живёт в первом доме.
- Сосед того, кто курит Chesterfield, держит лису.
- В доме по соседству с тем, в котором держат лошадь, курят Kool.
- Тот, кто курит Lucky Strike, пьёт апельсиновый сок.
- Японец курит Parliament.
- Норвежец живёт рядом с синим домом.
- Кто пьёт воду? Кто держит зебру?
Показать ответ
Норвежец проживает в доме №1 (10). (10) и (15) говорят о том, что дом №2 – синего цвета. Так какого цвета дом №1? Он не может быть ни зелёным, ни белым, т.к. они должны быть рядом, исходя из цвета дома №2 и (6). Также дом №1 и не красный, т.к. в красном проживает англичанин. Соответственно, дом №1 – жёлтого цвета.
Далее следует, что в доме №1 курят сигареты «Kool» (8), а в доме №2 есть лошадь (12). Норвежец из жёлтого дома №1, курящий «Kool», не пьёт чай (5), не пьёт кофе (4), не пьёт молоко (9) и не пьёт апельсиновый сок (13). Получается, что норвежец и есть тот, кто пьёт воду.
Какие сигареты курят в синем доме №2, где есть лошадь?
«Kool» курят в доме №1 (8). «Old Gold» курит тот, у кого в доме улитки (7). Если, например, предположить, что в доме №2 курят «Lucky Strike», то получится, что там предпочитают и апельсиновый сок (13). Значит, кто может жить в доме №2? Не норвежец (10), не англичанин (2), не испанец (3), не украинец (5) и не японец (14). Но такой ситуации быть не может, а значит, это не «Lucky Strike».
Если предположить, что это «Parliament», то получится, что в доме №2 живёт японец (14). Но что он пьёт? Не чай (5), не кофе (4), не молоко (9) и не сок (13). Такого вариант тоже быть не может, а значит, это не «Parliament». Вывод остаётся один: в доме №2 курят «Chesterfield».
Кто живёт в синем доме №2, курит «Chesterfield» и у кого есть лошадь? Он не может быть норвежцем (10), англичанином (2), испанцем (3) и японцем (14). Соответственно, это украинец, который пьёт чай (5).
Учитывая, что «Chesterfield» курят в доме №2, то из (11) становится ясно, что лиса находится либо в доме №1, либо в доме №3. Но в каком?
Для начала, допустим, что лиса в доме №3. Тогда, что пьёт человек, курящий «Old Gold» и разводящий улиток? Т.к. вода и чай уже исключены на первых двух шагах и это не может быть сок (13) и молоко (9), то остаётся кофе, который пьёт житель зелёного дома (4). Следовательно, если лиса в доме №3, то в доме зелёного цвета живёт человек, курящий «Old Gold», разводящий улиток и пьющий кофе. Кто он? Это не норвежец (10), не украинец (5), не англичанин (2), не японец (14) и не испанец (3). Такого вариант быть не может, а значит, лиса находится в доме №1.
Исходя из всех предыдущих размышлений, получается, что апельсиновый сок и кофе пьют в оставшихся домах №5 и №4. Не важно, в каком – что. Поэтому, назовём их просто «дом с соком» и «дом с кофе».
Где живёт человек, курящий «Old Gold» и разводящий улиток? Не в доме с соком, т.к. там живёт тот, кто курит «Lucky Strike» (13). Допустим, что он живёт в доме с кофе. Получается, что человек, курящий «Old Gold», разводящий улиток и пьющий кофе, живёт в зелёном доме (4). А этого, опять же, быть не может (руководствуемся рассуждениями из шага №3). Выходит, что человек, курящий «Old Gold» и разводящий улиток, живёт в доме №3.
Из всего это следует, что человек, курящий «Parliament», живёт в доме зелёного цвета, где любят кофе. А это – японец (14). Далее получается, что испанцем является человек, курящий «Lucky Strike», пьющий апельсиновый сок и держащий собаку. Размышляя таким же способом, получаем, что англичанин должен проживать в доме №3, который должен быть красного цвета. Исключая всё остальное, приходим к выводу, что испанец живёт в доме белого цвета.
Очевидно, что зебра находится в доме у японца.
Цитаты и афоризмы изобретателя
Эйнштейн обладал великолепным чувством юмора. Свою авторучку он называл собственной лабораторией. Самые известные и по-настоящему гениальные афоризмы учёного:
- Есть только две бесконечные вещи: Вселенная и глупость. Хотя насчёт Вселенной я не уверен.
- Только дурак нуждается в порядке — гений господствует над хаосом.
- Теория — это когда всё известно, но ничего не работает. Практика — это когда всё работает, но никто не знает, почему. Мы же объединяем теорию и практику: ничего не работает… и никто не знает, почему!
- Есть только два способа прожить жизнь. Первый — будто чудес не существует. Второй — будто кругом одни чудеса.
- Образование — это то, что остаётся после того, как забывается всё выученное в школе.
- Я не знаю, каким оружием будет вестись третья мировая война, но четвёртая — палками и камнями.
- Это просто безумство — делать то же самое и ждать других результатов.
- Воображение важнее, чем знания. Знания ограничены, тогда как воображение охватывает целый мир.
- Ты никогда не решишь проблему, если будешь думать так же, как те, кто её создал.
- Тот, кто хочет видеть результаты своего труда немедленно, должен идти в сапожники.
- Жизнь — как езда на велосипеде. Чтобы сохранять равновесие, ты должен двигаться.
- Все знают, что это невозможно. Но вот приходит невежда, которому это неизвестно, он-то и делает открытие.
- Разум, однажды расширивший свои границы, никогда не вернётся в прежние.
- Если вы хотите вести счастливую жизнь, вы должны быть привязаны к цели, а не к людям или к вещам.
- Стремись не к тому, чтобы добиться успеха, а к тому, чтобы твоя жизнь имела смысл.
- При помощи совпадений Бог сохраняет анонимность.
- Единственное, что мешает мне учиться, — это полученное мной образование.
- Человек, никогда не совершавший ошибок, никогда не пробовал ничего нового.
- Все люди лгут, но это не страшно, никто друг друга не слушает.
- Если вы не можете объяснить это своей бабушке, вы сами этого не понимаете.
Образ мышления Эйнштейна. Некоторое время мне было любопытно… | by Ameet Ranadive
Некоторое время мне было любопытно узнать об Эйнштейне, человеке — Каковы были его убеждения? Как он подходил к науке? Как он думал? Итак, я прочитал биографию Уолтера Айзекса «Эйнштейн: его жизнь и вселенная ». Двумя наиболее важными чертами личности Эйнштейна, которые я выделил, были его любознательность и нонконформистское мышление.
Эйнштейн был очень любознательным, и эта часть его личности проявилась очень рано в детстве. Когда ему было 4 или 5 лет, есть история, связанная с магнитным компасом.
«Однажды он [Эйнштейн] был болен в постели, и его отец принес ему компас. Позже он вспоминал, что был так взволнован, изучая его таинственные силы, что задрожал и похолодел. Тот факт, что магнитная стрелка вела себя так, как будто на нее воздействовало какое-то скрытое силовое поле, а не более знакомый механический метод, включающий прикосновение или контакт, вызывал чувство удивления, которое мотивировало его на протяжении всей его жизни. «Я до сих пор помню — или, по крайней мере, я думаю, что помню, — что этот опыт произвел на меня глубокое и неизгладимое впечатление», — писал он в одном из многочисленных случаев, когда он рассказывал об этом происшествии.
«После того, как Эйнштейн загипнотизировал верность стрелки компаса невидимому полю, он на всю жизнь увлекся теориями поля как способом описания природы».
Эйнштейна привлекали великие тайны науки, жизни и Вселенной. Позже Эйнштейн писал другу:
«Такие люди, как мы с тобой, никогда не стареют. Мы никогда не перестаем стоять, как любопытные дети, перед великой тайной, в которой мы родились».
Он был убежден, что вселенная полна загадок, которые необходимо разгадать. И именно это разожгло в нем сильное любопытство. Эйнштейн однажды написал:
«Вон там был этот огромный мир, который существует независимо от нас, людей, и стоит перед нами как великая вечная загадка».
В результате Эйнштейн замечал и исследовал то, что другие упускали из виду. Он занимался глубокими «мысленными экспериментами», чтобы разгадать эти тайны. Как писал Исааксон:
«Каково это мчаться рядом с лучом света? Если бы мы двигались по искривленному пространству, как жук движется по искривленному листу, как бы мы это заметили? Что значит сказать, что два события происходят одновременно? Любопытство в случае Эйнштейна возникло не только из желания подвергнуть сомнению таинственное. Что еще более важно, оно исходило из детского чувства чуда, которое побуждало его подвергать сомнению знакомое, те понятия, которые, как он однажды сказал, «обычный взрослый никогда не беспокоится» 9.0005
Сам Эйнштейн выразился лучше всего, когда сказал:
«У меня нет особых талантов, я просто страстно любопытен»
Помимо любопытства, готовность Эйнштейна быть нонконформистом была важной частью его личности. Его способность подвергать сомнению общепринятые взгляды дала творческую искру, которая в конечном итоге привела ко многим его научным прорывам. Как писал Исааксон:
«Скептицизм и сопротивление полученной мудрости стали отличительной чертой его жизни. Как он [Эйнштейн] провозгласил в письме отцовскому другу в 1901, ‘ Глупая вера в авторитет – злейший враг истины’. Как писал Банеш Хоффман, соратник Эйнштейна в последние годы его жизни:
«Его раннее подозрение к власти, которое никогда полностью не покидало его, должно было иметь решающее значение… Без него он не смог бы развить мощное независимость ума, которая дала ему смелость бросить вызов устоявшимся научным убеждениям и тем самым произвести революцию в физике».
Это нонконформистское, независимое мышление в конечном итоге привело его к открытию специальной теории относительности в 1905 году. Другие ученые, прежде всего Лоренц и Пуанкаре, были близки в своих исследованиях и также могли открыть эту теорию. Но им не хватало нонконформистского мышления.
«Стоит спросить, почему Эйнштейн открыл новую теорию, а его современники — нет. И Лоренц, и Пуанкаре уже разработали многие компоненты теории Эйнштейна. Пуанкаре даже поставил под сомнение абсолютную природу времени.
«Но ни Лоренц, ни Пуанкаре не сделали полного скачка: что нет необходимости постулировать эфир, что нет абсолютного покоя, что время относительно в зависимости от движения наблюдателя, как и пространство. Оба человека, как говорит физик Кип Торн, «наощупь шли к тому же пересмотру наших представлений о пространстве и времени, что и Эйнштейн, но они пробирались сквозь туман неправильных представлений, навязанных им ньютоновской физикой». , смог отбросить ньютоновские заблуждения. Его убежденность в том, что Вселенная любит упрощение и красоту, и его готовность руководствоваться этим убеждением, даже если это означало бы разрушение основ ньютоновской физики, привели его с ясностью мысли, с которой другие не могли сравниться, к его новому описанию. пространства и времени».
Или, как писал физик Фриман Дайсон:
«Существенная разница между Пуанкаре и Эйнштейном заключалась в том, что Пуанкаре был по темпераменту консерватором, а Эйнштейн — революционером».
Эйнштейн сам сформулировал это лучше всего в предисловии, которое он написал в конце своей жизни к новому изданию Галилея: по авторитету».
Эта страсть к нонконформистскому, независимому мышлению сформировала его личные и политические убеждения в дополнение к его подходу к науке. Он выступал против милитаризма и национализма, а также любых политических движений, ограничивающих свободу слова или свободу мысли. По этой причине в 1920-х и 1930-х годах он выступал против нацистского движения. Позже, когда он иммигрировал в Соединенные Штаты, по той же причине он выступал против маккартизма 1950-х годов и сопровождавшего его стремления к конформистскому мышлению.
Как писал Исааксон:
«Существовал простой набор формул, которые определяли мировоззрение Эйнштейна. Творчество требовало готовности не подчиняться. Это требовало взращивания свободных умов и свободного духа, что, в свою очередь, требовало «духа терпимости». А основой терпимости было смирение — вера в то, что никто не имеет права навязывать идеи и убеждения другим».
Любознательность Эйнштейна и его нонконформистский характер работали вместе, чтобы произвести инновационные прорывы.
- Любопытство и детское удивление Эйнштейна привели его к исследованию проблем и концепций, которые большинство других людей не замечали или не интересовали.
- Когда он начал исследовать эти концепции, его нонконформистское мышление позволило ему подвергнуть сомнению фундаментальные и широко распространенные предположения, что в конечном итоге привело к драматическим открытиям.
Я был приятно удивлен, увидев, что образ мышления Эйнштейна очень похож на образ мышления лауреата Нобелевской премии по физике Ричарда Фейнмана. Две характеристики любопытства и нонконформистского мышления также привели Фейнмана к его новаторским прорывам.
Любознательность Фейнмана проявилась в юном возрасте из его сильной концентрации на решении головоломок («Как только я соберусь за головоломку, я не смогу сойти с нее», — писал он). Будучи аспирантом и даже профессором, Фейнман оставался чрезвычайно любопытным — однажды он создал «муравьиный паром», чтобы изучать поведение муравьев, забравшихся в его дом недалеко от Калифорнийского технологического института.
Фейнман также был независимым мыслителем и использовал метод первых принципов, чтобы подвергать сомнению «экспертов» и фундаментальные предположения. Он рассказал историю о том, как он определил закон бета-распада, выйдя за рамки так называемых экспертов и решив проблему полностью самостоятельно, с нуля, не полагаясь на предшествующую работу.
Итак, что мы можем извлечь из всего этого? Мы не можем все быть такими же талантливыми, как Эйнштейн. Но мы можем учиться на его примере и воспитывать в себе качества любознательности и нонконформистского мышления. Если мы сможем достичь хотя бы доли того уровня, на котором был Эйнштейн с точки зрения любознательности и независимого мышления, мы будем намного лучше подготовлены к открытию фундаментальных, новаторских идей.
И давайте обязательно поощрять эти качества в наших детях. Общество внушает детям, что любопытство может быть пустой тратой времени и что лучше подчиняться существующим законам, правилам и убеждениям. Урок Эйнштейна состоит в том, что мы должны помочь нашим детям сохранить их любознательность и поощрять их стать независимыми и критически мыслить.
Уникальный подход Эйнштейна к мышлению | Evernote
«Я никогда не приходил к своим открытиям в процессе рационального мышления». — Альберт Эйнштейн
На арене научных достижений и поиска гениальности Альберт Эйнштейн стоит особняком. Он остается очень важной фигурой, проделавшей выдающуюся, новаторскую работу, которая не только сформировала столпы современной физики , но и оказала большое влияние на философию науки.
В буквальном смысле Эйнштейн изменил то, как мы видим и путешествуем по миру и космосу. Он был ответственен за самое известное уравнение в мире и за открытие теории относительности, которая считается самым высоким интеллектуальным открытием человечества.
Эйнштейн занимался своей работой уникальным образом. От визуализации до мечтаний и даже капельки музыкального вдохновения — творческие прозрения Эйнштейна и философские точки зрения помогают направлять работу, которой мы занимаемся сегодня.
Сила игры
«Новая идея приходит внезапно и довольно интуитивно. Но интуиция есть не что иное, как результат предыдущего интеллектуального опыта». — Альберт Эйнштейн
Эйнштейн делал перерывы в работе, чтобы играть на скрипке. Бетховен предпочитал «долгие энергичные прогулки», во время которых он брал с собой карандаш и чистые ноты. Малер, Сати и Чайковский верили в силу регулярных полуденных прогулок.
Для некоторых это прогулки и перерывы в дневное время. Для других это применение времени для глубокого интереса к областям, которые полностью отличаются от их профессиональной деятельности. От музыки до живописи стремление к творчеству может помочь нам обнаружить и связать то, что мы знаем, с тем, что мы стремимся узнать.
Он считал музыкальные перерывы важной частью своего творческого процесса. Помимо музыки, он был сторонником «комбинаторной игры» — взятия, казалось бы, несвязанных между собой вещей за пределы сферы науки (искусство, идеи, музыка, мысли) и их смешивания для создания новых идей. Именно так он придумал свое самое известное уравнение E=mc 2 .
«Комбинационная игра кажется существенной чертой продуктивного мышления», — писал Эйнштейн в письме (часть которого выделена курсивом ниже) Жаку С. Адамару, изучавшему мыслительный процесс математиков.
«…Слова или язык, как они пишутся или произносятся, похоже, не играют никакой роли в моем мыслительном механизме. Психические сущности, которые, по-видимому, служат элементами мысли, представляют собой определенные знаки и более или менее ясные образы, которые могут «произвольно» воспроизводиться и комбинироваться… но с психологической точки зрения эта комбинаторная игра представляется существенной чертой продуктивного мышления — до того, как возникнет какая-либо связь с логическим построением слов или других видов знаков, которые могут быть сообщены другим». — Альберт Эйнштейн
Творчеству нельзя научить, но его можно обуздать и принять. Ничто так не разжигает пламя наших творческих желаний, как мысль о мгновенном творческом вдохновении — молнии или упавшем с неба яблоке. На самом деле творчество расцветает, когда вы подпитываете его, как огонь, жаждущий новых поленьев. И творческий потенциал достигает своего максимального потенциала, когда он подпитывается в сочетании со знаниями, идеями и навыками, которые вы приобрели на протяжении всей жизни. Вот почему кинематографисты ищут вдохновение в художественных музеях, а композиторы находят ноты в повседневной музыке повседневной жизни.
Идеи и интермедии
Как пишет Мария Попова, автор Brainpickings, органический синтез идей происходит, когда мы отступаем и рассматриваем закономерности. Не путайте эти моменты с прославленной и часто обсуждаемой молнией вдохновения, даже если они могут случиться, когда мы гуляем, принимаем душ или даже медитируем. Думайте о них как о важных моментах, которые являются частью последовательного творческого процесса, происходящего, пока мы работаем и играем. Думайте о работе как о взгляде через линзу микроскопа в лаборатории, и творчество начинает просачиваться, когда вы делаете перерыв в лаборатории, берете в руки инструмент или идете на прогулку.
Эти интерлюдии помогли Эйнштейну соединить точки своих экспериментов в подходящие моменты, когда он взял в руки скрипку. «Я влюбился в Альберта, потому что он так красиво играл Моцарта на скрипке», — вспоминала его вторая жена Эльза. «Он также играет на фортепиано. Музыка помогает ему, когда он думает о своих теориях. Он идет в свой кабинет, возвращается, берет несколько аккордов на фортепиано, что-то записывает, возвращается в свой кабинет».
Красота в науке
«В этом виде умственной игры используется как бессознательное, так и сознательное мышление: сканирование различных стимулов и информации, восприятие закономерностей и явных или скрытых сходств между вещами или идеями, а также игра с их взаимосвязями, отношениями и связями», — отмечает исследователь Виктория Стивенс, которая изучал неврологию творчества в «Думать, не думая» .
Стивенс отмечает, что связь между тем, кто решает проблемы, и творческим мыслителем очень важна. «Комбинационная игра обеспечивает благодатную почву для нейроэстетического исследования прямой связи между игрой, воображением, творчеством и эмпатией», — пишет она.
В то время как эта творческая комбинаторная игра была неотъемлемой частью продуктивного мышления Эйнштейна, такой же тип мышления и игровая природа необходимы для всех художественных творений.
«Лично я испытываю величайшее удовольствие от соприкосновения с произведениями искусства», — сказал Эйнштейн. «Они снабжают меня счастливым чувством интенсивности, которое я не могу получить из других источников».
Работа Эйнштейна находилась под сильным влиянием искусства и, в свою очередь, повлияла на художников.
Сюрреалистические работы Сальвадора Дали уходят корнями в мельчайшие научные элементы работ Эйнштейна. Дали проявлял большой интерес к квантовой механике и ядерной физике, и эти атомные частицы легли в основу его картины Постоянство памяти , которую некоторые считают изображением искривления времени.
Мечты FTW
Ранние академические и учебные трудности Эйнштейна часто обсуждаются.
В 15 лет бросил школу. Эйнштейн бросил школу, потому что его учителя не одобряли использование визуального воображения для обучения, навыки, которые стали основой его мышления. «Воображение важнее знания», — сказал бы Эйнштейн.
Не случайно примерно в то же время Эйнштейн начал проводить мысленные эксперименты, которые изменили его представление о будущих экспериментах. В первый раз, в возрасте 16 лет, он увидел, как он гоняется за световым лучом, который поможет начать его открытие специальной теории относительности.
Его врожденная способность концептуализировать сложные научные детали стала отличительной чертой его исследований. На его работу над гравитацией повлияло воображение езды на свободно падающем лифте. Этот полет фантазии в конце концов привел его к пониманию того, что гравитация и ускорение, по сути, одно и то же.
С помощью этих простых мысленных экспериментов Эйнштейн смог понять, что время и пространство формируются материей — основа общей теории относительности. Удивительно, что этот мысленный эксперимент изменил все, что, как нам казалось, мы знали о Вселенной. Представления Ньютона о Вселенной были одномерными, но Эйнштейн предположил, что наша Вселенная имеет четыре измерения, где звезды, планеты и небесные тела образуют «ткань», на которую динамически влияют изгибы и изгибы гравитационного притяжения.
Только недавно человечество получило возможность исследовать многое из того, что предлагала его теория — сверхновые звезды, черные дыры и эволюцию нашей Солнечной системы.
Непреходящее наследие
Почти столетие спустя наследие Эйнштейна остается сильным как никогда. Его теории гравитации, пространства и времени продолжают оказывать влияние на новое поколение ученых. По мере того, как Эйнштейн продолжал свою работу, он сохранял естественное понимание мира, а также сострадание и доброту к окружающим его людям.
Вполне уместно, что он очень хорошо осознавал невероятно короткое время, которое у нас есть на этой планете, и в то же время понимал, что вся работа, которую он проделал, была напрямую связана с теми, кто был до него. Приятно знать, что он понял, что его работа будет полезна для всех тех, кто еще не прибыл.
» Как странно у нас, смертных! Каждый из нас находится здесь ненадолго; для чего он не знает, хотя иногда ему кажется, что он это чувствует. Но без более глубокого размышления из обыденной жизни знаешь, что существуешь для других людей… Каждый день сто раз напоминаю себе, что моя внутренняя и внешняя жизнь основана на трудах других людей, живых и мертвых, и что я должен напрягаться в чтобы давать в той же мере, в какой я получил и продолжаю получать» 9.