Содержание
Армагеддон близко: зачем мы любим пугать себя концом света
В издательстве Individuum выходит книга писателя Адама Робертса «Вот и всё.», представляющую анализ наших представлений о гибели человечества, в которых отражаются состояние общества, психология индивида и масс, их заветные чаяния и страхи. Forbes Life публикует главу из книги с незначительными сокращениями
Конец света не выходит у нас из головы. Как мы видим, вся популярная культура озабочена предсказаниями и картинами гибели человечества — от религиозных мифов до видеоигр, от журналистики до научной фантастики. Наше увлечение концом времен породило множество ярких апокалиптических поджанров, то зловещих, то несущих странное ощущение свободы: восстание машин, нашествие полчищ зомби, истребление человечества пришельцами. Каждая подобная история по-своему поучительна, но все вместе они рассказывают нам о человечестве нечто гораздо более важное.
Закончили чтение тут
Иногда их посыл довольно прямолинеен: реальный конец света нас пугает. Весьма вероятно, что изменение климата сделает нашу планету непригодной для проживания или из космоса на нашу погибель примчится огромный астероид. Не так уж неразумно бояться таких сценариев. Я начал писать эту книгу, анализируя расчеты байесовской вероятности, согласно которым светопреставление наступит намного раньше, чем нам кажется. Часы Судного дня, созданные в 1947 году, показывают, насколько близко мы можем подойти к последней черте — количество минут до полуночи (то есть окончательной катастрофы) символизирует уровень опасности. Когда их только завели, стрелки показывали 23:53, а теперь вследствие растущей угрозы изменения климата и ядерного конфликта нас отделяет от конца всего лишь сто секунд. Похоже, мы действительно живем в интересные времена.
Материал по теме
Но такой ли конец света человечество имеет в виду в своих историях? На самом деле, большинство сценариев армагеддона вряд ли могут реализоваться в обозримом будущем: боги, похоже, не хотят или не могут уничтожить свое творение, у Солнца еще есть в запасе пара миллиардов «топливолет», а эпидемия может оказаться смертоносной (в разгар пандемии COVID-19 мы очень хорошо это понимаем), но все-таки не апокалиптической. Вероятность уничтожения всей жизни в рамках одного драматического события представляется ничтожной. Вариант нашего медленного вырождения больше похож на правду, но в этом случае что-нибудь обязательно займет наше место. Мы умираем, а другие люди остаются жить, и ровно так же вместо нас в ходе эволюции могут возникнуть другие биологические виды, а другие планеты продолжат существовать, когда Земли не станет. Совсем как в концепции вечного возвращения: конец наступает — конец никогда не наступит. Возможно, на самом деле конец света не близок. А возможно, он никогда и не случится.
Что касается апокалипсиса, то в действительности мы озабочены вовсе не концом света. Мы озабочены концом нашего света. Мысль о личной смертности пронизывает всю апокалиптическую беллетристику — мы уже убедились в том, что переносим наш страх перед собственным уходом из жизни на весь мир. Выше я анализировал картины возможной гибели человечества, нарисованные Гербертом Уэллсом: сокрушительный удар с небес в «Войне миров» и всеобщий энтропический ужас тепловой смерти Вселенной в «Машине времени». Его последняя книга, которую он написал десятилетия спустя, будучи уже старым и немощным, называется «Разум на краю своей натянутой узды» (1945) и опять предлагает нам новый сценарий. Это скорее не книга, а памфлет — восемь коротких глав на тридцати четырех страницах. Написанный умирающим человеком и изданный уже после его кончины, он представляет собой бесконечно пессимистическое предсказание неминуемого заката человечества.
Это, безусловно, самое странное произведение Уэллса. Уже на пороге собственной смерти он делится с читателями внезапно пришедшей к нему мыслью о том, что конец всего и вся наступит «в течение периода, который исчисляется скорее неделями и месяцами, нежели вечностью». В космосе произошла какая-то неожиданная и глубочайшая перемена: «с самого момента зарождения жизни не только людей, но и всех других обладающих самосознанием существ в ней совершается некое фундаментальное преобразование». Если эта мысль «разумна», говорит Уэллс, «то этот мир находится на краю своей натянутой узды. Конец всего, что мы называем жизнью, совсем близок и неизбежен». Homo sapiens выдохся: «звезды в своем полете обратились против него, и поэтому ему нужно уступить место другим животным». Книга «Разум на краю своей натянутой узды» не предлагает неопровержимых доказательств странного предчувствия Уэллса о близящемся конце мира, она лишь настойчиво повторяет идею рокового финала, который несет нам безымянное нечто. Разумеется, в мире самого Уэллса происходила перемена — он осознавал неотвратимость своей собственной смерти.
Это и есть то, чем мы занимаемся по сей день — снова и снова воображаем себе конец в непреодолимой петле стереотипных катастроф и продолжаем сообща бороться с мыслями о неминуемой смерти. И в некотором смысле это и есть конец мира, ведь с нашей личной точки зрения он существует только потому, что в нем живем мы. В противном случае мир погибнет, когда погибнем мы.
Материал по теме
И тем не менее мы фантазируем, чтобы наполнить смыслом и структурировать наш опыт, и придуманные нами истории основываются на линейной логике повествования: у них есть начало, середина и конец. Чтобы понять историю, нам нужно знать, как она закончится. Например, многие люди читают Библию как линейное повествование о мире в целом — имеющем начало (Бытие), середину (время, в котором живем мы сами) и конец (Откровение). И именно так мы склонны понимать наши личные истории: рождение, жизнь и смерть. Знание конца нашей истории может дать нам шанс поразмышлять о собственных жизни и смерти, осознать свое место во времени и понять, что же именно для нас имеет значение. Итак, истории о конце повествуют не о конкретном событии, хотя и считается, что это так. Они рассказывают о том, как все мы живем, независимо от конкретного времени. Конец — это всего лишь граница нашей жизни, но принципиально важно ее наполнение: взаимосвязи, смысл и, как ни странно, жизнь как таковая.
Одна из наиболее плодотворных идей, которую литературный критик Фрэнк Кермоуд выдвигает во влиятельной книге «Предчувствие конца», — это различение двух типов времени. Первый тип он называет chronos — обычное время, текущее со скоростью одна секунда в секунду, а другой — кairos, и это более трансцендентный и непостижимый его тип. Chronos включает все те обыденные моменты, что наполняют нашу повседневную жизнь, но не имеют существенного значения. Это рутинные события, которые не дают правдивой картины жизненного опыта человека. А kairos — это мгновения, наполненные важным содержанием, дающим нам понимание того, кто мы есть. Это яркие и переломные моменты нашего существования, заряженные смыслом.
Мы имеем дело одновременно и с chronos, и с kairos, но должны жить в chronos — нормальном течении времени. Это, возможно, и хорошо, когда мы ведем обычную жизнь, но когда-нибудь мы можем вдруг ощутить, что заперты в невыносимом однообразии повседневности. С другой стороны, нас влечет kairos — правильное время, необычное и волшебное, но жить в нем 24 часа в сутки семь дней в неделю просто невозможно. Хуже того, нам бывает трудно даже разглядеть по-настоящему важное. Как и в любой истории, значение этих мгновений становится понятным только тогда, когда мы узнаем, чем все закончится.
Концы света
Новый год, а особенно круглая дата — отличное время для конца света. Со сменой цифр в календаре связано множество эсхатологических ожиданий у многих культур, как древних, так и современных. Буддисты верят, что существование мира циклично и он сгорает в огне, когда заканчивается Большая Кальпа (так в буддийской космологии называют эпохи), а затем разворачивается вновь. Мусульмане верят, что однажды наступит судный день (дата которого не известна даже пророкам, ее знает только Аллах) и все люди получат воздаяние за свои дела. Христиане тоже живут в ожидании конца света; среди многих пророков Иоахим Флорский, например, предсказывал, что в 1260 году мир в привычном виде перестанет существовать и наступит царство Святого духа; множество опасений вызывал и 1492 год, потому что он был 7000-м от сотворения мира. Свидетели Иеговы ожидали конца света еще в 1914 году, затем верили, что он настанет при жизни родившегося в этом году поколения; и сейчас они ждут Армагеддона со дня на день. Мир не раз готовился к смерти и в последние 20 лет. Мы составили для вас подборку концов света на любой вкус.
2000 год: засобирались заранее
В 2000 году впервые в истории начало нового тысячелетия праздновало практически все человечество, и немало пророков, сект и культов назначили апокалипсис именно на эту круглую дату.
Некоторые начали готовиться за несколько десятилетий — например, заблаговременно совершать самоубийства. Первым подобным случаем можно считать массовую гибель прихожан «Храма народов» в американском Джонстауне, произошедшую в 1978 году. За ним последовали жертвоприношение членов секты «Ветвь Давидова» в Уэйко (США) в 1993-м.
Между 1994 и 1997 годом совершали ритуальные убийства и коллективные самоубийства члены «Ордена солнечного храма» в Швейцарии и Канаде — они считали, что Земля будет уничтожена техногенными катаклизмами, поэтому нужно покончить с собой путем сожжения. Те, кто сгорит, переселятся на Сириус и продолжат жить там.
Сюда же добавим массовое самоубийство членов секты «Небесные врата», веривших в свое инопланетное происхождение. Они ожидали, что вместе с кометой Хейла — Боппа (C/1995 O1) прилетит космический корабль и заберет их домой. Чтобы освободить свои души и сесть на этот корабль, 39 членов секты покончили с собой в 1997 году.
Ошибка 2yk, или Проблема 2000 года
В 2000 году ожидали и «чисто техногенный» конец света — опасались, что смена тысячелетия приведет к появлению ошибок в работе множества программ, которые (ради экономии памяти первых ЭВМ) хранили и обрабатывали даты в формате ДД.ММ.ГГ. То есть в этом формате год описывался всего двумя цифрами, без указания столетия и тысячелетия. К началу 2000 года компьютеры успели проникнуть буквально во все сферы человеческой жизни, поэтому опасения были нешуточными: масштабный сбой хотя бы некоторой части инфраструктуры теоретически мог привести к реальным катастрофам и случаям массовой гибели людей.
Поэтому правительства многих стран мира заранее стали принимать меры для предотвращения рукотворного апокалипсиса. Значительные средства были вложены в обновление ПО, а ядерные сверхдержавы, Россия и США, организовали совместный Центр стратегической стабильности, чтобы предотвратить случаи ложного срабатывания систем оповещения о ракетном ударе. В декабре 1999 года российские военные отправились на трехнедельное дежурство на американскую базу Петерсен, чтобы вместе с американскими коллегами предотвратить негативные последствия случайного пуска, спровоцированного «ошибкой-2000».
Опасения оказались напрасны (подробнее о том, как ПО по всему миру пережило первое января 2000 года, можно прочитать здесь). Небольшие сбои действительно наблюдались: где-то перестали работать семафоры и вышли из строя банкоматы. В Гамбии на некоторое время выключилось электричество. Но ядерные реакторы и космические спутники перешагнули рубеж тысячелетия без потерь.
Впрочем, в 2000 году разработчики программного обеспечения не впервые столкнулись с подобной проблемой: опасения, например, вызывало и 9 сентября 1999 года, потому что оно могло быть записано как 9. 9.99, а число 9999 использовалось для обозначения неизвестной даты.
Путаницы боялись и в 2010 году, потому что число 10 по-разному кодируется в шестнадцатиричной системе счисления и двоично-десятичном коде (при том, что числа от 0 до 9 кодируются одинаково). К примеру, SMS-протокол использует двоично-десятичный код, поэтому некоторые программы для мобильных телефонов (особенно от этого пострадала система Windows mobile) меняли даты входящих сообщений, посланных в 2010 году, на 2016-й.
Наиболее заметно этот баг отразился на немецкой банковской системе, где непригодными к использованию стали более 20 миллионов банковских карт.
А в 2038 году миру предстоит столкнуться со сбоями в работе ПО 19 января. «Проблема 2038» может возникнуть у программ и систем, использующих UNIX-время, представляющее собой количество секунд, отсчитывающихся с полуночи 1 января 1970 года. Самая поздняя дата, которая может быть представлена в таком формате в стандарте POSIX, — это 03:14:07, вторник, 19 января 2038 года.
«Аум Синрикё» и ядерная война
Члены секты «Аум Синрикё», секты, знаменитой, прежде всего, терактом в токийском метро, верили, что между 1999 и 2003 годом мир перестанет существовать, потому что его сотрет с лица Земли ядерная война, которую Япония развяжет против США.
Лидер секты Сёко Асахара, провозглашавший себя воплощением Христа, готовил своих последователей к апокалипсису, за которым последует перерождение и новая эра для избранных.
В подготовку входило «снижение потребления кислорода», которое, по мнению Асахары, свидетельствовало о том, что человек укротил свои плотские желания и сможет вернуться в сознание после смерти.
Комета «Армагеддон» и пензенские затворники
В октябре 2007 года 35 членов группы «Горний Иерусалим», возглавляемой Петром Кузнецовым, поселились в подземелье, которое предварительно выкопали возле села Никольское в Пензенской области.
По их мнению, в мае 2008 года (первоначально называли 2012 год) Земля должна была погибнуть из-за столкновения с кометой «Армагеддон». Лишь 16 мая 2008 года отшельники поднялись на поверхность (за исключением двух умерших в подземелье).
Сходная история произошла неподалеку от деревни Рёйнерволд в нидерландской провинции Дренте. В октябре 2019 года выяснилось, что отец семейства на протяжении девяти лет держал в подвале фермы пятерых детей, мотивируя это тем, что там они смогут спастись от конца света.
Большой адронный коллайдер и черная дыра
В 2001 году в ЦЕРНе начали строительство Большого адронного коллайдера, который впервые был запущен в 2008 году. К моменту запуска ускорителя заряженных частиц в СМИ его называли не иначе как «Машина Судного дня».
Считалось, например, что в коллайдере могут образоваться небольшие черные дыры, которые поглотят Землю, или сгустки странной материи, способные преобразовать в такую же материю весь существующий мир. Более того, 21 марта 2008 года два гражданина США подали иск против ЦЕРНа, обвиняя ученых в попытке приблизить конец света. Иск, впрочем, был отклонен.
Некоторые физики действительно предсказывали, что в ходе столкновений частиц высоких энергий в коллайдере могут рождаться микроскопические черные дыры. Это допускают теории, предполагающие существование дополнительных «свернутых» измерений, проявляющих себя только на масштабах порядка планковской длины. Гравитация может проникать в эти свернутые измерения. Но условия там таковы, что для гравитационного коллапса может оказаться достаточно массы элементарных частиц.
Впрочем, эти же теории предсказывают, что, родившись, эти микроскопические черные дыры должны почти мгновенно испариться за счет излучения Хокинга. Физики вели поиски таких черных дыр, но пока ничего не нашли.
Еще в 2003 году ЦЕРН создал независимую группу исследователей, занятых проработкой сценариев, при которых коллайдер может выйти из-под контроля. Группа неоднократно приходила к выводу, что ускорение и столкновение частиц в коллайдере не представляет никакой угрозы.
Комета Еленина
Приблизительно в августе — октябре 2011 года комета Еленина (C/2010 X1) должна была пролететь между Землей и Солнцем, и многие опасались, что это повлияет на земную кору, вызвав землетрясения и цунами.
Некоторые уфологи утверждали даже, что комета Еленина врежется в Землю 16 октября. В конце августа ядро кометы разрушилось, а ее яркость значительно уменьшилась. 10 сентября 2011 года комета Еленина прошла перигелий (ближайшую к Солнцу точку орбиты Земли), а 16 октября приблизилась к Земле на минимальное расстояние — 34,9 миллиона километров (0,23 астрономической единицы).
Разоблачение страхов можно прочитать здесь.
Взрыв Бетельгейзе
Красный сверхгигант Бетельгейзе — звезда, чья масса в 20 раз превышает массу Солнца, а возраст составляет около 8 миллионов лет. Ученые ожидают, что ее эволюция завершится взрывом сверхновой, в случае чего яркость звезды увеличится в 10 000 раз, а сияние продлится несколько месяцев. При этом интенсивность ее свечения в пиковые моменты будет ниже, чем яркость полной Луны.
В 2009 году были опубликованы данные о том, что яркость Бетельгейзе упала на 15 процентов, что вызвало поток встревоженных новостей в СМИ, пугавших обывателей скорым взрывом звезды и появлением «второго солнца». Начали распространяться тревожные слухи, что при взрыве Бетельгейзе произойдет гамма-всплеск и на Землю будет направлен поток гамма-лучей, рентгеновских лучей и ультрафиолетового излучения.
Астрономы считают, что взрыв может произойти в течение ближайших 10 000 лет. Подробнее об этой звезде и ее относительно близком будущем вы можете прочитать в нашем материале «Часики-то тикают».
2012 год и предсказания майя
Кажется, о конце света, предсказанном майя, слышали все. Якобы 21 (или 23) декабря 2012 года — последняя дата в 5125-годичном цикле мезоамериканского календаря, построенном на основе длинного счета.
Популярные медиа утверждали, что в этот день, согласно пророчествам майя, должен был случиться глобальный катаклизм или произойти фундаментальная трансформация мира.
Причина широкого общественного внимания к этим пророчествам заключается в популярности на Западе эзотерического и оккультного движения нью-эйдж («новая эра»). Участники этого движения верят в особую мудрость и тайные знания майя.
Намеченный срок пришел, но ничего не произошло, потому что и не должно было произойти — на самом деле календари майя ни о каком конце света не говорят и никаких 5125-годичных циклов не знают. Просто столько лет длилось существование предыдущего — третьего по счету — мира, созданного богами.
Но затем боги создали четвертый мир — и нашли его настолько хорошим, что поселили в него людей. И нигде не сказано, что срок его жизни должен совпадать со сроком жизни предыдущего. Напротив, в наиболее древних календарных записях майя, найденных как раз в 2012 году в городище Шультун в Гватемале, приводятся расчеты времени, намного превосходящие пресловутые 5125 лет.
Рагнарёк в феврале
На 22 февраля 2014 года был назначен Рагнарёк, или конец света, упоминаемый в скандинавской мифологии. Одно из ярких описаний гибели богов и людей дает, например, «Прорицание вёльвы» — поэтическое сказание в составе «Старшей Эдды», памятника древнеисландской словесности, записанного, вероятно, в XIII веке.
Железный волк Фенрир, порождение бога Локи и ведьмы, вырвется из пут, которыми его связали другие боги, и начнется великая битва между богами и великанами. В ней погибнут все, включая людей, рухнут сами основы мира:
Солнце померкло,
земля тонет в море,
срываются с неба
светлые звезды,
пламя бушует
питателя жизни,
жар нестерпимый
до неба доходит.
Пер. А. Корсуна
Теоретически, после глобальной катастрофы, согласно взглядам древних исландцев, снова возникнут море и суша и история богов и людей начнется вновь.
Идею о близком наступлении рагнарёка растиражировали англоязычные медиа в конце 2013 года, писавшие о «конце света по календарю викингов». Возможно, идея была заимствована ими по аналогии с «концом света по календарю майя».
Между тем никакого «календаря викингов» не существовало. Источником этого предсказания был Йорвик — музей викингов в Йорке; представители музея рассчитывали таким образом привлечь внимание к своему фестивалю, который они традиционно проводят в феврале.
Пророчество кровавой Луны
Американские проповедники Джон Хаги и Марк Билтц выступили с серией пророчеств о том, что в апреле 2014 года случится лунное затмение, за которым последует конец света, описанный в Деяниях апостолов («Солнце превратится во тьму, и луна — в кровь, прежде нежели наступит день Господень, великий и славный») и в Откровении Иоанна Богослова («И когда Он снял шестую печать, я взглянул, и вот, произошло великое землетрясение, и солнце стало мрачно как власяница, и луна сделалась как кровь»).
15 апреля 2014 года действительно случилось полное лунное затмение, первое из четырех следовавших друг за другом затмений (тетрады). Луна, что во время затмения совершенно обычно, приобретала красноватый оттенок, вызываемый рэлеевским рассеянием солнечного света в земной атмосфере.
Хаги и Билтц называли ее кровавой и утверждали, что это предзнаменование конца света. Пользуясь случаем, Джон Хаги написал книгу «Четыре кровавых луны» (Four Blood Moons), которая почти полгода была бестселлером на Amazon.
Критику идей Хаги и Билтца можно найти, например, в этом подкасте.
Светлана Яцык
Литература
Layton D.
Leleu Ch.
McCarthy D. P.
Восхищение, апокалипсис и конец света охватывают христианские книги, связанные с Трампом.
Фотоиллюстрация Slate. Фотографии предоставлены Shangwei Fang Photography/Moment, SilverV/iStock/Getty Images Plus и ChristianChan/iStock/Getty Images Plus.
Если вы просмотрите список последних выпусков христианских изданий, вы поймете, что «последние времена» наступили. Этим летом были выпущены руководства по выживанию, книги о текущих событиях и молитвенные пособия, ориентированные на вознесение, второе пришествие Христа или иное катастрофическое событие от рук Божьих. (Субтитры включены 12 мегаподсказок о том, что возвращение Иисуса ближе, чем когда-либо ; Руководство по выживанию последних времен ; Указывают ли текущие события на антихриста и его всемирную империю ? ; и Молитвенные стратегии, открывающие Божий арсенал последнего времени . )
Согласно Publishers Weekly, этот поток книг последнего времени печатается для удовлетворения спроса. Этого хотят читатели. (По крайней мере, некоторые из них; редакторы издательства Harvest Prophecy, которое было основано в прошлом году, рассказали Publishers Weekly, что видели «сильный всплеск интереса, потому что в сегодняшнем мире происходит так много того, что соответствует знамениям Конца Времен, данным в Библия»).
Нельзя отрицать, что апокалипсис в настоящее время переживает момент, культурный и политический. Частично это может быть вызвано пандемией и опасениями по поводу изменения климата. Это настоящие, пугающие апокалиптические бедствия. Война в России также стала тревожным звоночком для некоторых евангелистов, поскольку существовала традиция времен холодной войны отождествлять страну, по-разному, с Гогом или Магогом.
Но это кажется странным временем для апокалипсиса судного дня, учитывая господство религиозных правых в американской политике и нынешний состав Верховного суда. Почему в этот момент, когда правые христиане должны чувствовать себя более сильными, конец света стал таким модным?
Томми Айс, профессор теологии на пенсии и исполнительный директор Исследовательского центра Pre-Trib, проводит ежегодную конференцию, посвященную вознесению до трибунала, которое относится к восхищению или исчезновению верующих, событию, которое, по его мнению, происходят с до семилетнего периода адских событий на земле. Айс является евангелистом и лично верит в грядущее вознесение, но он не так стремится, как многие другие христиане, увидеть признаки его работы в движении. Айс верит, что мы живем в нечестивые времена, и с нетерпением ждет Второго пришествия. Мы живем в последние дни «века церкви», считает он, но еще не во время скорби. Другие, однако, очень хотят верить, что библейские пророчества уже исполняются. Как человек, который проводит большую ежегодную конференцию по обсуждению этих апокалиптических пророчеств, он понимает их точку зрения. По его мнению, это темное время. Но он сказал, что пандемия не имеет ничего общего с этими убеждениями.
«Причина, по которой это происходит, — тоталитаризм в Соединенных Штатах», — сказал он о растущем интересе к последним временам. «С нашей точки зрения, это из-за, казалось бы, внезапного упадка Америки. Это огромный сдвиг, кража выборов. Когда это когда-либо случалось в Соединенных Штатах?»
Для него «украденные президентские выборы» — наряду с, как он считает, украденными выборами на двух сенатских выборах 2020 года в Джорджии — прояснили глубину вырождения нации. (Все утверждения о фальсификации выборов, которые Айс назвал признаками тоталитаризма, были полностью опровергнуты.) Это, по его словам, «соответствовало тому, что будет после вознесения церкви, когда придет антихрист». из Европы, который станет мировым правителем».
Айс, как и многие евангелисты (и пятидесятники), разделяет веру в то, что после набора предсказанных знамений и семилетнего периода кошмарных бедствий Христос вернется, чтобы править на земле в течение 1000 лет. Этот конкретный взгляд, известный как «премилленаристская диспенсационалистская» интерпретация событий Откровения, Иезекииля и Даниила, не популярен среди католиков или основных протестантов, которые считают ссылки в Библии на тысячелетнее правление Иисуса в значительной степени метафорическими. . (Действительно, многие христиане рассматривают наше настоящее время как время правления Христа, благословленного Его жертвой. )
Существуют вариации эсхатологических верований в зависимости от секты и индивидуальной веры. Некоторые верят, что восхищение произойдет до скорби, некоторые после, а некоторые вообще не произойдут. Многие думают, что антихрист появится; некоторые нет. Некоторые более конкретно считают, что силы зла попытаются собрать страны в одно мировое правительство или, альтернативно, в одну мировую экономику, а затем уступят власть человечества Антихристу. Но в целом большинство евангелистов верят в общую идею о том, что по мере восхождения зла приближаются последние времена.
По мнению Айса, Святой Дух обитает в каждом верующем христианине и действует как «ограничитель», который не дает «злу достичь верхних пределов», которые, достигнув которых, вызовут начальные события последних времен. Так что растущий секуляризм мира, по его мнению, разрушает этот защитный барьер.
Он описал США как «единственную страну, которая была основана на определенных христианских, протестантских принципах», и отметил, что это была основная оставшаяся нация, которая была «крупным христианским центром», распространяющим веру. «Даже до середины 1800-х годов почти всем управляли христиане-протестанты, — сказал он. «Конституции многих штатов до 1830-х годов — вы должны были верить в Троицу, чтобы баллотироваться. Христианство в этом смысле мертво в этой стране».
Секуляризм в правительстве и в общественной жизни, по его словам, привел к анархии, и «украденные» выборы 2020 года тому доказательство.
Мэтью Эйвери Саттон, профессор истории Вашингтонского государственного университета и автор книги «Американский апокалипсис », отметил, что Дональд Трамп, сознательно или нет, подключился к векам верований в последние времена, поссорившись с НАТО и критикуя ФБР и « глубокое состояние». В серии книг Left Behind , опубликованной в 90-х гг.0-х и начале 2000-х и оказавший огромное влияние на то, как многие христиане осмысляют апокалипсис, Антихрист оказывается политически подкованным генеральным секретарем Организации Объединенных Наций, которая затем превращается в единое мировое правительство. Трамп не представлял свою изоляционистскую политику «Америка прежде всего» или свои разглагольствования против ФБР как борьбу с антихристом, но его недоверие к европейским правительствам и его собственной разведке и службам безопасности накладывается на эти культурные тропы и другие давние евангельские подозрения в отношении угроза сатанинских сил. «Все дело в борьбе с одним мировым правительством и грядущим господством антихриста, чтобы мы могли противостоять злу», — сказал Саттон.
Когда Трамп говорил о выборах, сфальсифицированных могущественным и злым «глубинным государством», он, возможно, не знал, насколько его евангелическая аудитория настроена поверить в могущественную, организованную и сатанинскую оппозицию. Для тех, кто глубоко верит в коварные силы Антихриста, кража выборов выглядит простым первым шагом в еще более масштабном плане.
Несколько ученых, изучающих апокалиптическое мышление, согласились с тем, что аудитория книг о «пророчествах» последнего времени выросла больше из-за партийной политики, чем из-за чего-либо, связанного с COVID или изменением климата. (Термин «пророчество» в этом контексте относится к событиям, описанным в библейских книгах Откровения, Иезекииля и Даниила, которые некоторые христиане читают как проводники к будущему апокалипсису. «Пророчество» как категория в этом смысле не включают предсказания вне Библии, например, сделанные большим количеством современных христианских пророков, которые с радостью предсказывают возвращение Трампа к власти.)
Белые евангелисты, демографическая группа, наиболее заинтересованная в контенте Восторга, в подавляющем большинстве являются сторонниками Трампа. И их позиционирование Дональда Трампа как мессианской фигуры усилило некоторые формулировки вокруг духовного — и земного — конфликта.
«Вся эта динамика все чаще изображается как битва между светом и тьмой», — сказал Зак Хант, христианский писатель-публицист и автор книги Unraptured : How End Times Gets Theology Wrong о политике MAGA. «Это всегда было контекстом богословия последнего времени: Иисус вернется, чтобы победить зло раз и навсегда. Так что с 4 ноября 2020 года эта битва усилилась. Язык, который вы слышите из правых СМИ, — это 9.0003 это битва добра со злом . Это созревшая и плодородная почва для богословия последнего времени».
Трудно игнорировать, насколько эта формулировка согласуется с теориями заговора QAnon, которые ставят Трампа и добрых христиан в противоречие с правящей страной элитой, пьющей кровь, торгующей детьми и поклоняющейся сатане. Теории QAnon часто демонстрируют мессианскую фигуру (Трамп), собирающую армию храбрых христианских последователей, чтобы сразиться с коварными демоническими силами и в конечном итоге победить в одной великой триумфальной битве («Буря»). Эти теории подобны премилленаристским диспенсационалистским верованиям, которые предвещают, что Иисус столкнется лицом к лицу с силами сатаны в последней битве. (Одна из книг, выходящих в октябре, представляет собой обновленное издание Как это было во дни Ноя: Предупреждения из библейского пророчества о грядущем глобальном шторме от 2014 года.) По словам Пола Джупе, политолога из Университета Денисона, евангелисты были готовы поверить в теории QAnon, потому что они опирались на шаблон богословия последнего времени, к которому они привыкли. Однако эта повествовательная традиция оказала культурное влияние не только на евангелистов. Даже за пределами евангелического мира, одержимого чтением апокалиптических знамений, господствующие белые христиане стали искать в текущих событиях признаки зла.
Это чувство обреченности по-прежнему преобладает среди представителей правых религий, несмотря на их многочисленные недавние победы. Восхищение и Второе пришествие кажутся пугающими понятиями для неверующих, но для многих евангелистов и пятидесятников они представляют собой позитивную возможность и дают уверенность в том, что темные времена — это просто часть Божьего плана. Все более испорченный мир просто приближает нас к раю на земле. Как и грядущий «Буря» QAnon, апокалипсис предлагает обещание справедливости и быть на правильной и, в конечном счете, победной стороне вещей. Не то, чтобы все смотрели вперед на конец света, точно. Многие видят свою работу как христианина в том, чтобы отсрочить суд, отчасти для того, чтобы спасти больше душ. (Такая позиция позволяет христианским националистам сглаживать диссонанс между их политическими амбициями и их апокалиптическими верованиями. )
Идеи последнего времени часто возникают тогда, когда евангелисты чувствуют себя беспомощными и обеспокоенными.
После Доббса решения Верховного суда, которое отменило Роу , Хант сказал, что наблюдал кратковременную эйфорию, но не оказал существенного влияния на тревогу последних дней. «Если вы находитесь в мире консервативных, фундаменталистских евангелистов, то все становится все хуже», — сказал он. «Если у вас есть убеждение, что мир становится хуже, но происходит что-то хорошее, это создает неловкое напряжение, потому что это не совсем совпадает с картой. Так что я не думаю, что это снимает напряжение. Это приятное отклонение от плана. Это здорово, они взволнованы, но еще есть над чем работать, и мы все еще живем в конце времен».
Ответ Айса подкреплял это объяснение: Когда его спросили, помогло ли Верховному суду поддержать права христиан в отношении запрета абортов, молитвы в государственных школах и государственного финансирования христианского образования, чтобы смягчить этот страх, Айс ответил, что нет. По его словам, все еще были те, кто будет бороться, чтобы заблокировать эти победы на местном и государственном уровне.
Несколько недавних и предстоящих книг пророчеств соответствуют пессимизму Айс в отношении человечества. В Foreshadows , опубликованном Harvest House в мае, некоторыми признаками неминуемости апокалипсиса являются «тенденции к единому мировому правительству», распространение технологий наблюдения, «скатывание к моральному и духовному разложению» и «посягательство на истину». ». Другой, Глобальная перезагрузка обещает «открыть глаза читателям и предупредить их о том, как мировые лидеры используют программу «Великой перезагрузки» для борьбы с пандемиями, стихийными бедствиями и катастрофами, гражданскими беспорядками, политическими беспорядками и другими текущими событиями, чтобы изменить каждый аспект. жизни — все указывает на вселенскую экономику и безбожное глобальное правительство Антихриста».
Но некоторые эксперты утверждали, что растущая популярность болтовни об апокалипсисе свидетельствует о другом: об одержимости последними временами. По словам Джупе, старый стиль составления сложных богословских аргументов из отдельных ссылок в Писании становится все менее популярным. Вместо этого многие евангелисты чаще рисуют на темы. Они запретят вашу Библию, лишат вас свободы вероисповедания , — сказал он. «Теологическая специфика, кажется, исчезает. Им не нужно копать глубоко и находить определенные проходы».
Это не первый раз, когда апокалиптический пыл охватывает американских покупателей книг. Предыдущие пророческие бестселлеры включают The Late Great Planet Earth, книгу 1970 года, в которой текущие события сопоставляются с библейскими пророчествами и предсказывается, что 1980-е принесут Антихриста и вознесение христиан. К 1990 было продано 28 миллионов копий; New York Times объявила ее самой продаваемой документальной книгой 1970-х годов. Его гештальт немного отличался от сегодняшних книг пророчеств; он был очень сосредоточен на эзотерических сигналах и секретных сообщениях. Это вызвало увлечение взломом библейских кодов и сформировало мышление целого поколения евангелистов.
Затем в категории художественной литературы был Left Behind , мегахитовая серия из 16 романов, первый из которых был опубликован в 1995 году. 0003 Left Behind представляет собой динамичную версию библейского апокалипсиса в стиле Тома Клэнси, в которой «Отряд Скорби» сражается с агентами Антихриста. (Вспомните, что в книгах это генеральный секретарь ООН.) Оставленный позади выбился из ограничений евангелистской аудитории; Николас Кейдж снялся в одной из нескольких неудачных попыток вывести его на большой экран.
«Они хотят поймать молнию в бутылке», — сказал Брюс Форбс, бывший профессор и соредактор книги о 9Серия 0003 Left Behind современного издательства. «Они снова пытаются сделать Left Behind ».
Forbes сомневался, что такая игра сработает. Но его скептицизм не был основан на сомнениях относительно времени. «Я думаю, что учитывая все сегодняшнее — пандемию, изменение климата, Украину, Ближний Восток, поляризацию в США, так что каждая сторона думает, что конец света произойдет, если другая сторона возьмет верх, общий пессимизм в отношении будущего… это было бы созрело для прорыва снова. И я этого не вижу. Я думаю, что есть удар. Разве вы не догадались, что будет больше , чем шишка?»
Это правда, что нет ни одного прорыва, но издательство Weekly сообщило, что книги пророчеств часто входят в число бестселлеров в христианских чартах. Для этого есть сильная аудитория. Около 37 процентов американцев верят в пророчества, включая огромную часть белых евангелистов, которые привели Трампа к власти.
Почему комитет 6 января позволил Джинни и Кларенсу Томасу сойти с крючка
Пришло время развенчать теории заговора Хантера Байдена вашей семьи
Не обращайте внимания на мертвую королеву и исчезающих премьер-министров. Теперь Великобритания действительно разваливается.
Чего ожидать от зимнего шторма Эллиота
Здесь есть еще одно соображение: если предположить, что этот поток книг пророчеств был задуман пару лет назад, авторы начали бы писать после выборов 2020 года, погрузившись в тревогу того времени, и все еще были бы год с лишним от срока Верховного суда, принесшего правым христианам столько побед. Так что, возможно, это скорее скачок, вызванный предложением, чем чисто органическим спросом.
«Суть богословия последнего времени в том, что это дар, который продолжает приносить тем, кто торгует им как способом заработать деньги», — сказал Хант, автор Unratured .
com/_components/slate-paragraph/instances/cl8vtblfe002i356t75pca8u3@published»> Хант сказал, что он видел постоянное количество энтузиазма и веры в последние времена, но меньше прилежного нумерологического типа, который был популярен в 1970-х годах. «Если вы посмотрите на ваш общий евангелизм, вы увидите людей, которые утверждают, что верят во Второе пришествие, в восхищение, но меньше тех, кто определил бы конкретные знамения времени», — сказал он. «Рынок созрел, даже если вы не верите в детали. К этому приводит скорее культурная смесь разжигания страха».Кампания 2020
Книги
Дональд Трамп
евангелисты
Религия
QАнон
Это конец света? – Чикаго Марун
Грей Сити встречается с учеными Часов Судного дня и исследователями апокалипсиса, чтобы обсудить недавний всплеск апокалиптического мышления.
Лаура Герсони и Милутин Гьяджа
1 февраля 2021 г.
В первые дни 2020 года по всему миру начал распространяться смертельный респираторный вирус. Летом многие в Соединенных Штатах видели туманные закаты, когда западное побережье охватило пламя. А сезон ураганов в Атлантике в рекордно короткие сроки пронесся по алфавиту имен.
Неудивительно, что в прошлом году произошел всплеск предсказаний апокалипсиса — еще до того, как стаи саранчи библейских масштабов обрушились на Восточную Африку, то есть. Питер Турчин из Университета Коннектикута привлек внимание национальных СМИ к своему исследованию подъема и падения цивилизаций, предсказав в 2010 году, что нация переживет период социальных потрясений в следующем десятилетии. И идея 2020 года как конца света настолько заполнила коллективное сознание, что «бинго-карты апокалипсиса 2020 года» были представлены в социальных сетях без контекста с такими вставками, как «Крушение Организации Объединенных Наций» и «Метеорит падает на Землю».
Так что, возможно, неудивительно, что 27 января 2021 года Часы Судного дня — инсталляция, размещенная в Школе государственной политики им. Харриса Калифорнийского университета в Чикаго, и один из самых узнаваемых символов надвигающегося апокалипсиса — остались настроены на самое близкое время к метафорической кончине. человечества, «100 секунд до полуночи».
Но одно прочтение истории часов 74-летней давности дает осторожный оптимистичный урок: настоящий момент — далеко не первый раз, когда человечество задумывается об апокалипсисе.
Часы Судного дня были созданы вскоре после Второй мировой войны Бюллетенем ученых-атомщиков , группой физиков Чикагского университета, обеспокоенных потенциальным опустошением, которое может быть нанесено человечеству ядерным оружием.
«Фундаментальной идеей…, которая привела к идее, что мы должны думать о вещах в [апокалиптических] терминах, было испытание атомной бомбы», — сказал профессор Роберт Рознер, председатель Совета по науке и безопасности Bulletin , в отчете. интервью с Бордовый . «В отличие от всех других видов оружия, которые когда-либо придумывали люди, это было первое оружие, способное уничтожить всю цивилизацию».
Что касается выбора метафоры, часы Судного дня были выбраны по счастливой случайности. Мартил Лангсдорф, художник-пейзажист и жена Александра Лангсдорфа, работавшего над Манхэттенским проектом, разработала его для обложки журнала Bulletin’s. Иллюстрация вызвала отклик у команды, и стрелки изначально были установлены на семь минут до полуночи, потому что, по словам художника, «это выглядело хорошо».
В настоящее время, чтобы установить время, специалисты в различных областях, включая военные, науку и государственную политику, собираются в группы в течение года, чтобы проанализировать текущие угрозы человечеству. Затем они представляют свои выводы Совету по науке и безопасности, который затем принимает «основанное на консенсусе» решение о том, какое время должно быть.
Интересно, что центральный вопрос, на который комитет пытается ответить, является не абсолютным, а дифференцированным: стал ли мир лучше или хуже с момента последнего обновления часов?
«Полночь символизирует катастрофу, судный день, если хотите, и вопрос в том, приближаемся мы или удаляемся?» сказал профессор Дэниел Хольц, член Совета по науке и безопасности. «Время на часах совершенно произвольное».
В прошлом часы часто следовали схеме эскалации и разрядки. Прошлые моменты крайнего стресса включали открытие водородной бомбы в 1953 году, когда время на часах сократилось до двух минут до полуночи, и разгар холодной войны в 19 году.84, когда он был установлен на три минуты. Но для обоих событий вскоре после этого произошло ослабление напряженности, и часы вернулись к 12 и 17 минутам соответственно с подписанием ядерных договоров в 1963 году и окончанием холодной войны в 1991 году.
Однако недавно это это не так. С 2010 года время до полуночи постепенно сокращается: с пяти минут до нижней отметки в 100 секунд до полуночи в 2020 и 2021 годах.
Хольц и Рознер дали ряд объяснений этой тревожной тенденции.
Несмотря на то, что ядерная угроза стала менее заметной в общественной сфере, чем в 20-м веке, она по-прежнему находится в центре внимания Совета. «Сегодня об этом почти никто не говорит, — сказал Рознер. В результате политика ослабла до такой степени, что физик назвал нынешнюю эпоху «повторением 1950-х годов», когда была создана водородная бомба, с точки зрения угрозы ядерной войны.
Улучшения в технологии ядерных запусков также сократили время, необходимое для подготовки (и, следовательно, время, доступное для реагирования) ядерной атаки, увеличивая риск импульсивно спровоцированной катастрофы.
«Время, в течение которого вы должны ответить, больше не составляет 20 или 30 минут», — пояснил Рознер. «Это минуты. У вас есть минуты. С кем ты собираешься консультироваться через несколько минут?
Хольц также противопоставил угрозу ядерного уничтожения, которую можно уменьшить с помощью риторики и договоров, угрозе изменения климата, из-за которой последствия наших действий часто откладываются.
«CO2 [из прошлых десятилетий] все еще находится в атмосфере», — сказал он. «В ближайшие 20 или 30 лет мы облажаемся, что бы мы ни делали, потому что ущерб уже нанесен».
Изменение климата и ядерный армагеддон – не единственные угрозы, рассматриваемые в Бюллетене . На самом деле, когда речь идет о полном уничтожении человечества, у его членов нет недостатка в идеях: биологическое оружие, наноботы, искусственный интеллект — что угодно.
«У каждого есть свой любимый сценарий конца света», — сказал Хольц. — Мы бы не хотели удивляться.
Но в последние годы одна опасность стала важнее других, что, несомненно, усилилось из-за недавней пандемии и политической напряженности, приведшей к выборам. Это, конечно, распространение ложной информации.
«Я думаю, что нас больше всего беспокоили последние несколько лет, и я должен сказать, что последние несколько месяцев действительно подтвердили эти опасения, так это дезинформация и исправление информации», — сказал Хольц. «Если вы не можете согласиться с очень простыми фактами… вам действительно трудно с ними справиться».
Рознер согласился. «Эта способность распространять дезинформацию сделала все то, о чем мы традиционно говорили как о проблемах, еще более проблематичными», — сказал он.
Это было подтверждено, когда в объявлении Часов судного дня 2021 года дезинформация была названа «множителем угрозы», усиливающим риск, связанный с другими опасностями, такими как ядерное уничтожение и изменение климата.
Что касается назначения Часов судного дня, Хольц подчеркнул роль ученых, таких как те, что указаны в Бюллетене , в спасении мира от катаклизма. Но он также подчеркнул, что они не могут решить мировые проблемы в одиночку.
«Многие проблемы и угрозы, с которыми мы сталкиваемся, по своей сути являются научными или технологическими… и ученые должны сыграть в них определенную роль», — пояснил Хольц. «При этом … многие вопросы сейчас носят социологический, политический, политический характер, тип международных договоров… и они чрезвычайно важны и актуальны для обсуждения».
В конце концов, Рознер описывает Часы Судного дня как «призыв к оружию».
«Я думаю, что для значительной части американцев мы словно лунатики переживаем нынешний период и хотим, чтобы он был другим», — сказал он. «Я думаю, что у нас есть технические возможности для решения тех проблем, с которыми мы сталкиваемся, и единственный вопрос: «Сделаем ли мы это?» И это, к сожалению, не вопрос для науки».
Если наука предлагает инструменты для предотвращения апокалипсиса, то гуманитарные науки предлагают возможность разобраться в этом. Апокалипсис давно стал благодатной темой для произведений литературы, искусства и философии. Возможно, никто не знает этого лучше, чем Марк Миллер, профессор английского факультета Калифорнийского университета в Чикаго, который преподает долгую историю апокалиптической литературы. В курсе под названием «Некоторые версии Апокалипсиса» изучаются тексты, начиная от Книги Откровения и заканчивая романами о зомби-апокалипсисе 2010-х годов.
Один из главных уроков Миллера состоит в том, что во многих произведениях очарование «конца времен» не просто фаталистическое.
«Это не совсем травматично; есть и желание, — сказал он. «Очарование заключается в фантазии о навигации во враждебной среде… Есть страх, но это также проявление желания иметь этот мир «одиночного выживания», успешно спроецировать себя в него».
Читая апокалиптическую литературу, Миллер ищет в тексте «ядро фантазии» или тот аспект текста, который читатели находят привлекательным. В сериале про зомби-апокалипсис « Ходячие мертвецы », например, он видит в этом ядре белонационалистическую фантазию о правах на оружие; В сериале рассказывается о мире, в котором граждане должны бороться за свое выживание против физических атак зомби, тем самым оправдывая владение оружием.
Тема индивидуальной готовности также присутствует в романе Макса Брукса о зомби-апокалипсисе Война миров Z . Брукс сказал в интервью , что то, что привлекает американцев к фантастике о выживании, такой как его работы, – это их убежденность в том, что «с правильными инструментами и талантом… мы можем выжить в любой ситуации».
Итак, что же такое «зерно фантазии» можно найти в наши дни? Миллер сказал, что это зависит от того, кого вы спросите.
«Часть того, что делает 2020 год таким подходящим для апокалиптического значения или фантазии, заключается в том, что на этот вопрос нет однозначного ответа», — сказал он. «Я не думаю, что у всех есть одно и то же ядро страха или желания… Есть так много вещей, которые пересекаются одновременно».
Еще одним уроком о ситуациях конца света, который выдвинул Миллер, была идея известного писателя-фантаста Н. К. Джемисина о том, что «конец света всегда является концом чьего-то мира».
«Исторически говоря, конца света никогда не было… Итак, вы должны спросить, чей мир заканчивается? Что значит называть это «миром»? он сказал. «Если бы я посмотрел на листы бинго апокалипсиса [2020] и внимательно прочитал их, я бы задал себе вопрос: что на самом деле подходит к концу, и почему эта вещь кому-то кажется целым миром?»
Он отметил, что способность человечества полностью уничтожить себя с помощью ядерной войны или изменения климата добавляет оговорку к цитате Джемисина (хотя, конечно, объясняет он, эти сценарии не означают конец света для многих нечеловеческих видов Земли) . Тем не менее Миллер считает, что идея Джемисин обеспечивает полезную основу для земных сценариев.
«Когда люди смотрят на протесты против Джорджа Флойда — давайте назовем их беспорядками, просто чтобы понять точку зрения, с которой некоторые люди смотрят на них, — когда это выглядит как конец света, для какого мира этот конец?» он сказал. «Это конец мира, в котором люди, которым не приходится сталкиваться с жестокостью полиции как рутинной частью своей жизни, начинают думать, что это не реально… Это очень специфический мир, который там заканчивается».
Точно так же Миллер обсуждал, почему начало президентского срока Дональда Трампа казалось исключительно вредным и знаменующим конец света, в отличие, например, от президентства Джорджа Буша-младшего.
«Часть того, почему трампизм казался концом Америки, в отличие от Буша, заключается в том, что большая часть ущерба, нанесенного Джорджем Бушем, произошла далеко отсюда. Это случилось с людьми, живущими в Афганистане и Ираке; это произошло с отправленными туда американскими военными, которых я не знаю», — сказал он. «Итак, мое привилегированное, изолированное отношение к этому страданию также приводило к тому, что я очень пристрастно читал настоящий момент. Нам необходимо выяснить, почему мы реагируем именно так, а не иначе, почему определенные вещи кажутся нам апокалиптическими».
Одним из лиц, участвовавших в этом точном акте допроса, является Уильям Швейкер, профессор теологической этики в Чикагской школе богословия. Как и Миллер, Швейкер является исследователем апокалиптического мышления, анализируя его с исторической и духовной точки зрения, а не с литературной. И там, где Миллер видит фантастику в апокалипсисе, Швейкер видит нечто иное: жажду человеческого духа.
«Апокалиптическое мышление склонно заниматься суждением. То есть то, что было обижено, будет просто неправильным, а то, что хорошо, будет восстановлено, искуплено или улучшено», — сказал он. «В глубине нашей жизни, поскольку вы видите этот жанр [апокалиптической литературы] в большинстве культур, лежит эта жажда справедливости. Эта жажда, чтобы все было уравновешено, чтобы зло не торжествовало».
Швейкер сказал, что одной общей нитью среди всех крупных катаклизмов истории является человеческое стремление осмыслить кажущийся жестоким и безжалостным мир: поставить перед собой ужасающий вопрос: «Что означают мои страдания?»
Он проиллюстрировал это на примере семьи, пережившей смерть ребенка.
«Сразу возникает вопрос: как я это понимаю? Как мне это интерпретировать? Как мне понять это?» Потому что, если я не смогу понять это, я сойду с ума от отчаяния», — сказал он. «То же самое происходит с катастрофическими событиями: они пробуждают человеческую потребность в осмыслении… Мы существа, которым приходится интерпретировать свою жизнь».
Связи между концепцией апокалипсиса и осмыслением очень глубоки. Этимологические корни слова происходят от греческого слова apocalyptein , означающего «раскрытие» — этимология, от которой также можно проследить название апокалиптической Книги Откровения из христианской Библии. В соответствии с этой темой «раскрытия» или «разоблачения», сказал Швейкер, многие исторические катастрофы интерпретировались как раскрытие структуры реальности. Например, лиссабонское землетрясение 1755 года вдохновило на важные открытия в области теодицеи — области богословия, изучающей, почему любящий и могущественный Бог допускает трагедии.
Таким образом, возникает вопрос, который Швейкер задал в статье, опубликованной в журнале Divinity School, Sightings , когда пандемия обострилась в апреле прошлого года: «Что нам открыл наш Апокалипсис?»
Его ответ на этот вопрос многообразен.