Содержание
Леонардо да Винчи и его работы в Италии > WowItaly
Пошлите друзьям лучик света из солнечной Италии 🙂
Леонардо да Винчи – один из трех титанов эпохи Возрождения наряду с Микеланджело Буонаротти и Рафаэлем Санти. Его сверхъестественная одаренность в самых различных искусствах и областях знания (от физики и математики до военного дела и строительства) сделало его имя легендарным. Многие идеи Леонардо намного опередили свое время и нашли свою реализацию спустя столетия.
Леонардо воплотил в себе идеальный образ всесторонне развитой личности эпохи Возрождения, которая через науки и искусства постигает мир и ведет диалог с Богом. Однако в таком большом количестве интересов крылся и свой недостаток. Леонардо без малейших колебаний мог оставить текущую работу в пользу нового проекта или захватывающей идеи, поэтому многие его произведения так и не были реализованы или закончены.
Автопортрет Леонардо да Винчи
Из всех титанов эпохи Возрождения Леонардо тот, чьи значимые работы можно увидеть, скорее, за границей, а не в родной Италии (например, «Мона Лиза», «Мадонна в скалах», «Иоанн Креститель», – экспонаты Лувра, «Дама с горностаем» – музея Черторыйских в Кракове, «Мадонна Литта» – Эрмитажа и т. д.). Но и в родной Италии тоже можно увидеть бесценные шедевры Леонардо.
Содержание статьи:
1. Леонардо да Винчи в Тоскане
- Музей Леонардиано в городке Винчи
- Палаццо Веккьо
- Галерея Уффици
2. Леонардо да Винчи в Милане
- Фреска Тайная Вечеря в трапезной монастыря Санта-Мария-делле-Грацие
- Амброзианская библиотека
- Замок Сфорца
3. Леонардо да Винчи в Венеции
- Галерея Академии
3. Леонардо да Винчи в Риме
- Музеи Ватикана
Леонардо да Винчи в Тоскане
Леонардо да Винчи родился 15 апреля 1452 года в небольшом тосканском городке Винчи в 30 км от Флоренции, у подножия Монте Альбано. Согласно некоторым свидетельствам, он родился на ферме в деревеньке Анкиано на выезде из Винчи, в живописном окружении оливковых деревьев, виноградников и маковых полей.
Анкиано – место, где родился Леонардо да Винчи
Он был внебрачным сыном молодого нотариуса Пьетро да Винчи и простолюдинки Катерины (по одним источникам она была крестьянкой, по другим – прислугой в таверне). Сведений о матери Леонардо почти не сохранилось, а вот об отце известно, что он сделал блестящую юридическую карьеру, был 4 раза женат и произвел на свет 12 детей.
Винчи – родной город Леонардо да Винчи
С самого детства Леонардо демонстрировал выдающиеся интеллектуальные способности (хотя и не получил высокого школьного образования), был силен в математике и музыке, показал большие способности в рисовании. В возрасте 15 лет он был послан отцом в мастерскую прославленного живописца и скульптора Андреа дель Верроккьо, который также обучал Сандро Ботичелли и Пьетро Перуджино.
✅
Музей Леонардиано в городке Винчи / Museo Leonardiano in Vinci (официальный сайт)
Музей Леонардо да Винчи находится в его родном городке Винчи в средневековом замке, специально отреставрированном для этих целей. В музее представлены модели различных машин и механизмов в натуральную величину, воссозданные по чертежам Да Винчи и демонстрирующие его интересы в самых различных сферах – от военного дела и приспособлений для полетов до строительства и производства текстиля.
Музей Леонардо да Винчи в Винчи
Экспозиция дополнена цифровой анимацией и интерактивными экранами с описаниями. А рядом с замком находится церковь Санта-Кроче, где, согласно преданию, крестили будущего гения.
✅Палаццо Веккьо
В 1499 г. Леонардо пришлось вернуться из Милана, занятого французскими войсками, во Флоренцию. Именно в этот «флорентийский» период Леонардо пишет свою самую знаменитую картину «Джоконда» и получает большой заказ от властей Флоренции на роспись одной из стен зала палаццо Веккьо.
Зал пятисот палаццо Веккьо, для которого была заказана фреска
Темой фрески была победа, одержанная флорентийцами при Ангиари в 1434 г. Как и для «Тайной вечери», Леонардо вновь использует технику аль секко (роспись по сухой штукатурке), из-за чего фреска вскоре осыпалась, так и не будучи завершенной. В XVI в. незаконченную композицию покрыли слоем новой росписи. По предположениям исследователей, этой новой росписью стала «Битва при Марчиано» Джорджо Вазари. Якобы Вазари даже оставил знак, где искать произведение его предшественника – на фреске изображена группа солдат, несущих вымпел со словами «Cerca Trova» («Ищите и обрящете»).
Так или иначе, «Битва при Ангиари», в отличие от «Тайной вечери», была утрачена. До наших дней сохранились лишь наброски, а также копия Рубенса (находится в собрании Лувра). Одновременно вместе с Леонардо заказ получил Микеланджело на роспись противоположной стены зала, его фреска тоже так и не была закончена.
«Битва при Ангиари», копия Питера Пауля Рубенса
✅Галерея Уффици / Galleria degli Uffizi
В галерее Уффици в Кабинете рисунков и гравюр находятся рисунки, сделанные рукой Леонардо да Винчи. Художник оставил после себя многочисленные наброски и эскизы, на которых зафиксированы основные этапы работы над картинами и статуями.
Рисунок для Леонардо подобен букве, слову, предложению: вместо того, чтобы выражаться словами, он «говорит» линией карандаша, угля или пера.
Адольфо Вентури
Звезда Вифлеема и другие растения, ок. 1505-1507 гг.
В галерее Уффици находится отдельная комната, посвященная работам молодого Леонардо да Винчи. Это картины, написанные до того, как он переехал в Милан в 1482 г.
Комната Леонардо да Винчи в галерее Уффици, «Поклонение волхвов»
На левой стене комнаты находится картина «Крещение Христа», написанная Андреа Вероккьо совместно с тогда еще учеником Леонардо да Винчи для церкви Сан-Сальви во Флоренции примерно в 1475 году.
На противоположной стене – «Благовещение», одна из самых известных и значительных картин молодого Леонардо. Манера исполнения говорит о том, что это юношеское произведение художника, возможно, исполненное в 1472 г., когда он только получил звание мастера живописи.
Благовещение, ок. 1472 г.
В центре находится недавно отреставрированная картина «Поклонение волхвов», заказанная августинцами для их церкви Сан-Донато в Скопето. Произведение так и осталось незавершенным в связи с переездом Леонардо в Милан.
Леонардо да Винчи в Милане
В 1482 г. в возрасте 30 лет Леонардо переезжает из Флоренции в Милан по приглашению местного правителя герцога Лодовико Сфорца. При пышном дворе Сфорца Леонардо мог реализовать свои разнообразные замыслы и стать гармонично и всесторонне развитой личностью (uomo universale) в соответствии с идеалами эпохи Возрождения.
Портрет Лодовико Сфорца (миниатюра из латинской грамматики). Автор Джованни Амброджо де Предис, один из представителей леонардесков – ломбардских художников, испытавших стилистическое влияние да Винчи
Лодовико Сфорца стал могущественным покровителем для Леонардо, как Папа Юлий II для Микеланджело и Рафаэля. Будучи придворным художником, Леонардо выступал не только как живописец и скульптор, но и посвящал себя военно-инженерным и архитектурным проектам. В те времена было привычным, что человек, преуспевающий в отливке бронзовых статуй, мог отлить и пушку.
Я умею делать мосты, щиты для прикрытия атак, делать бомбарды, мортиры и огнеметные приборы. <…> Также я могу выполнять скульптурные работы из мрамора, бронзы и гипса, а также как живописец могу не хуже всякого другого выполнить какой угодно заказ.
Из письма Леонардо да Винчи Лодовико Сфорца
Однако ни один из военных проектов Леонардо так и не был реализован. Они сильно опережали технические возможности своего времени, а Лодовико Сфорца не горел желанием вкладывать деньги в сомнительные мероприятия.
Сфорца предпочитал использовать талант Леонардо в художественно-оформительских целях: ему поручали изготовление эскизов к декорациям для театральных постановок, украшение праздников и свадебных торжеств. Об этой стороне таланта Леонардо нам известно мало.
Гораздо больше информации о двух крупных проектах, которые были поручены мастеру в Милане. Первый проект – создание конного монумента, посвященного отцу Лодовико Сфорца. Монумент Сфорца так и не был отлит, хотя источники сообщают о том, что формы для него были изготовлены. Вторым же крупным и значимым заказом стала фреска в трапезной монастыря Санта-Мария-делле-Грацие.
✅Фреска «Тайная вечеря» в трапезной монастыря Санта-Мария-делле-Грацие
В Милане находится одна из самых прославленных работ Леонардо да Винчи – фреска «Тайная вечеря». Величие фрески стало понятно сразу же: с нее делались копии, ее восхваляли в письменных источниках. Это самая масштабная и значительная фресковая живопись Леонардо, сохранившаяся до наших дней.
Фреска была заказана для трапезной монастыря доминиканского ордена Санта-Мария-делле-Грацие, где ее можно увидеть и сегодня.
Санта-Мария-делле-Грацие — главная церковь доминиканского монастыря
Сюжет, выбранный для настенной росписи, был достаточно распространен в живописи того времени, но Леонардо смог найти свое прочтение. Он изобразил апостолов, пораженных словами Христа.
Он сказал им: уверяю вас: один из вас предаст Меня. И в большой печали они стали спрашивать Его, каждый в отдельности: не я ли, Господи?
Евангелие от Матфея, 26 глава
Святой Иаков Старший (второй от Христа) разводит в удивлении руки. Рядом с ним Святой Филипп прижимает руки к груди, выражая свою верность перед Богом. Святой Петр наклоняется вперед, в то время как Иуда Искариот отворачивается от Христа, пытаясь скрыть свою причастность к предательству.
Центральная фигура всей композиции – Иисус Христос. Его поза и выражение лица (в противовес взволнованным апостолам) говорят о кротости и небесном смирении.
«Тайная вечеря», трапезная монастыря Санта-Мария-делле-Грацие, 1495-1498 гг.
Леонардо создал эту роспись в технике al secco («на сухую»), так как ему не нравилось, что фресковая живопись по влажной штукатурке не допускала внесение изменений в процессе создания. Он выработал собственную технику, нанося на сухую штукатурку смесь темперы и масла, поэтому в техническом смысле «Тайная вечеря» фреской не является. Однако из-за сырости в помещении сразу после того, как роспись была завершена, она начала осыпаться. Джорджо Вазари уже описывал ее как бледное смешение пятен.
Тайная вечеря (фрагмент)
К тому же в 1943 г. во время воздушного налета в трапезную монастыря попала бомба, которая разрушила потолок и стену до фундамента (спасти шедевр удалось благодаря тому, что он был защищен мешками с песком). По всем этим причинам фреска неоднократно реставрировалась, и работы по ее восстановлению и сохранению не прекращаются.
Чтобы сохранить сокровище и поддерживать в комнате подходящую для этого температуру, в трапезную пускают только по 25 человек единовременно. Билет можно купить строго на определенные дату и время. Начиная с 1 ноября 2018 года требуется предъявление удостоверения личности. Стоимость билета: 10 евро взрослый (+2 евро сбор за бронирование), бесплатно детям до 18 лет (+2 евро сбор за бронирование). Официальный сайт для бронирования билетов для просмотра «Тайной вечери». Внимание! Билеты необходимо бронировать за несколько месяцев до вашей поездки, их число ограничено, и они быстро заканчиваются.
✅Амброзианская библиотека / Biblioteca Ambrosiana
Амброзианская библиотека названа в честь Святого Амвросия Медиоланского, покровителя Милана. Библиотека основана в 1609 г. кардиналом Федерико Борромео, который в поисках ценных рукописей и книг посылал своих агентов по всей Европе. Одно из самых ценных приобретений библиотеки – 12 томов рукописей Леонардо да Винчи, объединенных в «Атлантический кодекс» (манускрипт из свыше 1100 листов, содержащий чертежи и записи Леонардо на различные темы).
В Пинакотеке библиотеки находится одна из незавершенных картин да Винчи – «Портрет музыканта». Голландский иллюстратор Зигфрид Вольдек утверждал, что портрет музыканта – один из трех автопортретов Леонардо.
Портрет музыканта, 1485 г.
✅Замок Сфорца / Castello Sforzesco
Замок Сфорца являлся резиденцией Лодовико Сфорца, правителя Милана и покровителя Леонардо да Винчи. Леонардо находился при дворе в качестве строителя, военного инженера и художника. Художественное свидетельство пребывания да Винчи в замке Сфорца – роспись потолка в Дощатом зале (Sala delle Asse).
Замок Сфорца, Дощатый зал, роспись 1498 г.
Ветви и кроны деревьев на росписи тесно переплетаются вокруг герба семейства Сфорца. Леонардо изобразил шелковицу (тутовое дерево), что имеет глубокий символизм. Людовико Сфорца также был известен как «il Moro» – прозвище, данное ему, как некоторые считали, за темный цвет лица. На самом деле это прозвище досталось Лодовико от отца. На латыни Morus означает «тутовое дерево», которое считалось символом благоразумия и добродетели. Тутовые деревья издавна культивировались в Средней Ломбардии и являлись важным экономическим ресурсом для Миланского герцогства.
Леонардо да Винчи в Венеции
Когда в 1499 г. Милан заняли французские войска, Леонардо да Винчи вынужден был покинуть город. Художник посещал Мантую и Венецию, но долго ни в одном из этих городов не жил. Но именно в Венеции находится один из самых известных рисунков в истории человечества – «Витрувианский человек».
✅Галерея Академии / Gallerie dell ‘Accademia
В венецианской Галерее Академии можно увидеть оригинал самого знаменитого рисунка, созданного Леонардо да Винчи в качестве иллюстрации для книги, посвященной трудам античного римского архитектора Витрувия. До 1784 года работа принадлежала миланскому кардиналу Чезаре Монти, затем ее выкупило австрийское правительство у коллекционера Джузеппе Босси и передало в 1818 г. Академии изящных искусств в Венеции (город стал частью Ломбардо-Венецианского королевства, принадлежавшего Австрии).
Это небольшой рисунок, выполненный пером, чернилами и акварелью, иллюстрирует мысль о соотношении идеальных пропорций человеческого тела и их связи с геометрическими формами. Образ стал настолько узнаваемым в современной культуре, что его даже воспроизвели на монете в 1 евро.
Витрувианский человек, 1490 г.
К сожалению, в целях сохранения реликвии «Витрувианский человек» экспонируется в довольно редких случаях.
Леонардо да Винчи в Риме
В 1513 г. Леонардо отправился в Рим в надежде обрести нового заказчика и покровителя в лице Папы Льва X (Милан снова захватили французские войска). Умерший к тому моменту Юлий II являлся крупнейшим меценатом и был сменен не менее увлеченным покровителем искусств Львом X, сыном Лоренцо Великолепного.
К тому моменту Леонардо исполнилось уже 60 лет. К тому же, он «славился» тем, что не доводил свои работы до конца. Серьезную конкуренцию ему составили бывшие в зените славы Микеланджело и Рафаэль, которых отличала скорость и более последовательное отношение к работе. Приняв Леонардо с большими почестями, Лев X так и не поручил ему ни единого заказа.
Папа Лев X с двумя кардиналами, автор Рафаэль Санти
Проведя в Вечном городе 3 года, Леонардо вынужден был уехать, так как работы для него здесь не нашлось. Поэтому в Риме произведений Леонардо практически нет, за исключением музеев Ватикана, где можно увидеть одну из его ранних работ.
✅
Музеи Ватикана / Musei Vaticani
В музеях Ватикана (Пинакотеке) находится одна неоконченная картина Леонардо да Винчи «Святой Иероним» – работа «флорентийского» периода Леонардо, написанная маслом по дереву. На картине изображен Святой Иероним во время пребывания в сирийской пустыне, где он жил жизнью отшельника.
Произведение было написано, когда Леонардо работал в мастерской Андреа Верроккьо. Оно осталось незавершенным по причине отъезда художника в Милан.
Святой Иероним, 1480-1482 гг.
Несмотря на неудачу в Риме, Леонардо да Винчи при жизни стал легендой, что могло обеспечить двор любого монарха дополнительным престижем и почетом. Именно по этой причине французский король Франциск I пригласил художника в качестве своего почетного гостя. Леонардо прожил свои последние дни во Франции в усадьбе Клу близ королевского замка Амбуаз, где скончался 2 мая 1519 года в возрасте 67 лет.
Смерть Леонардо да Винчи, автор Жан Огюст Доминик Энгр
Квесты в Италии
Экскурсии в Италии
Мастер-классы с итальянцами
Трансферы в Италии
Больше интересных статей об Италии:
Пошлите друзьям лучик света из солнечной Италии 🙂
11 мифов о Леонардо да Винчи, в которые вы верите совершенно зря
1.
Да Винчи — это фамилия
Панорама Винчи в Тоскане, Италия. Иллюстрация: Axel41 / Wikimedia Commons
Начнём с самого простого, но и самого распространённого заблуждения. Когда большинство слышит имя художника, то считает, что да Винчи — это фамилия. Однако на самом деле это значит «из Винчи» — есть такой итальянский город в Тоскане, в окрестностях Флоренции. Он до сих пор существует, а в доме, где родился Леонардо, находится его музей.
Полное имя художника — Леонардо ди сер Пьеро да Винчи, то есть «Леонардо, сын господина Пьеро из Винчи».
Забавный факт: у него в истории имелся полный тёзка — Леонардо Винчи. По роду деятельности композитор, прославился своими операми. Закончил Винчи тем, что после неудачной интрижки с одной девицей был отравлен её мужем. Вот про кого Пушкину следовало трагедии писать, а не плодить фейки про Моцарта с Сальери.
2. Леонардо был вегетарианцем
Фрагмент фрески «Тайная вечеря». Иллюстрация: Public Domain
Очень часто фанаты вегетарианской диеты утверждают, что Леонардо тоже её придерживался. Он якобы никогда не ел мяса, и его убеждениям претило убийство животных ради пищи. Некоторые видят в том, что да Винчи достиг таких высот, знак, что вегетарианская диета положительно сказывается на интеллекте.
Художнику даже приписывают такую цитату: «Воистину человек — царь зверей, потому что его жестокость превосходит их. Мы живём смертью других. Мы — ходячие кладбища! Я с ранних лет отказался от мяса, и придёт время, когда люди будут смотреть на убийство животных так, как они смотрят на убийство человека».
Звучит круто, конечно, вот только старик Лео такого не говорил. Это выдержка из романа русского писателя Дмитрия Мережковского «Воскресшие боги. Леонардо да Винчи». И видимо, миф о том, что Леонардо был вегетарианцем, появился именно благодаря этой книжке.
Проект мясорубки на конной тяге. Иллюстрация: Public Domain
Убедительные доказательства тому, что да Винчи не ел мяса, отсутствуют. Он увлекался кулинарией, проработал 13 лет распорядителем придворных пиров в Милане и создал собственный рецепт «от Леонардо» — тонко нарезанное тушёное мясо с уложенными сверху овощами. Блюдо пользовалось большой популярностью.
Вдобавок Леонардо придумал несколько кулинарных приспособлений, облегчающих труд поваров, в том числе автоматически поворачивающийся вертел. А среди бумаг да Винчи сохранились списки покупок, в которых упоминались вино, мясо и сыр.
Так что идея, что Леонардо изобрёл вегетарианство ещё в эпоху Ренессанса, несостоятельна.
3. Дневники Леонардо тщательно зашифрованы
Набросок головы статуи коня для Лодовико Сфорца. Иллюстрация: Web Gallery of Art / Public Domain
Да Винчи оставил после себя большое количество записей и дневников — на сегодняшний день насчитывается примерно 13 000 страниц рукописного текста с рисунками.
Любители альтернативной истории утверждают, что в них сокрыты все тайны мироздания, которые великий художник и мыслитель постиг на столетия раньше официальной науки. Вот только прочитать эти бесценные заметки — задача ещё та. Ведь Леонардо, не желавший, чтобы сокровища его мудрости попали не в те руки, тщательно их зашифровал.
По сей день учёные бьются над расшифровкой «кода да Винчи» и разгадали только малую часть…
Так вот, это абсолютная глупость. Да Винчи не использовал никаких кодов и шифров. Его странный почерк не шифр, а зеркальное письмо. Это вполне реальное, хотя и нераспространённое явление. Чаще всего писать и читать отражённые буквы получается у левшей. Согласно одному исследованию, 15% из них так умеют.
Кроме того, иногда писать зеркально людей заставляют травмы мозга или неврологические заболевания, такие как эссенциальный тремор, болезнь Паркинсона или спинно‑мозжечковая дегенерация.
Да Винчи был амбидекстром, но писал левой рукой, зеркальным текстом справа налево — видимо, просто потому, что ему так было удобнее. Кроме того, так он не размазывал уголь и чернила по бумаге.
Никакой расшифровки его писанине не требуется: достаточно поднести к странице зеркало. Или сфотографировать, загнать в Paint и клацнуть кнопку «Отразить по вертикали».
Фрагмент резюме для герцога Сфорца. Иллюстрация: Public Domain
Но при желании Лео писал нормально — например, так он настрочил письмо своему нанимателю, герцогу Лодовико Сфорца. В нём он заявил, что может строить «пушки, миномёты, катапульты, суда, которые будут противостоять огню всех самых тяжёлых пушек, средства сжигания и уничтожения мостов врага, крытые железом повозки с пушками, а также бесконечное количество мостов, подъёмных лестниц и других инструментов».
И присовокупил: «Кроме того, я умею ваять скульптуры из мрамора, бронзы и глины; мне подвластна также и живопись, в каковой труды мои способны выдержать сравнение с творениями любого другого мастера, кто бы он ни был».
Как видите, от ложной скромности Леонардо не страдал. Правда, обещанных миномётов, танков и бронированных линкоров он герцогу так и не построил. Так что позже владения Сфорца захватил король Людовик XII — и побеждённому герцогу пришлось провести остаток жизни в заточении во Франции, в замке Лош. Вот и верь этим свободным художникам.
4. Леонардо не читал книг…
Леонардо тоже вёл списки книг «на почитать». Иллюстрация: Museo Galileo / Istituto e Museo di Storia della Scienza
Есть мнение, что да Винчи не любил книги, предпочитая изучать всё на собственном опыте. Он называл себя omo sanza lettere — «человек без букв». И утверждал, что лучше изучать природу, а не заплесневелые тома.
Леонардо да Винчи
Тот, у кого есть доступ к фонтану, не ходит к горшку с водой.
Из этого утверждения некоторые противники системы образования делают вывод, что книжки читать необязательно. Вот да Винчи сам говорит, что не читает ничего, однако ж великим интеллектуалом и эрудитом стал. А значит, ну их, эти книги, не в них правда.
Однако на самом деле это очередная байка из разряда «Эйнштейн был двоечником». Среди заметок Леонардо был обнаружен список его литературы, хранимой в его доме в Милане, — 116 томов. К тому же он часто одалживал книги в библиотеках и у друзей.
Да Винчи читал не только научные фолианты, но и рыцарские романы, и басни Эзопа. Среди его любимых авторов — Платон, Аристотель, Страбон, Архимед, Фронтино, Альберто Маньо, Альберто Саксонский, а также Данте Алигьери, Ристоро д’Ареццо и Чекко д’Асколи.
А то, что Леонардо звал себя omo sanza lettere, означает лишь, что он не читал по‑латыни, которую следовало знать всем уважающим себя учёным того времени. Да Винчи вёл свои записи на родном итальянском.
Впрочем, уже во взрослом возрасте, в 30 лет, Лео самостоятельно освоил латынь, а также впервые занялся математикой и геометрией, изучая их с завидным упорством. Вряд ли бы он смог это сделать, принципиально не открывая книг. Так что нелюбовь к чтению явно не признак «второго да Винчи».
5. …однако умудрился придумать собственное доказательство теоремы Пифагора
Зачем доказывать теорему Пифагора, если можно нарисовать этот прекрасный подсвечник? «Арунделский кодекс». Иллюстрация: The British Library / Public Domain
Скорее всего, у вас со школьной скамьи в памяти отложилось, что сумма квадратов длин катетов равна квадрату длины гипотенузы. Это теорема Пифагора, используемая для вычисления сторон прямоугольных треугольников. Существует несколько математических обоснований этой теоремы, одно из которых называется доказательством Леонардо да Винчи. Если интересуетесь, можете найти его тут.
Вот ведь разносторонний человек, да? Ещё и в геометрии преуспел.
Правда, есть одно маленькое но. Лео действительно занимался доказательством теоремы Пифагора в своём манускрипте под названием «Арунделский кодекс». Он попытался проиллюстрировать её — причём не в двухмерной, а в трёхмерной проекции. Вот только у него ничего толкового не вышло, и он забросил поиски решения, оставшуюся часть листа пустив под рисунки подсвечников.
«Доказательство Леонардо да Винчи» на самом деле принадлежит Иоганну Тобиасу Майеру, немецкому физику, астроному и математику. Он открыл его в 1772 году.
Почему доказательство приписали Лео? Наверное, потому что да Винчи знают все, а Майера — только немецкие студенты, готовившиеся к экзаменам по его учебникам.
6. «Мона Лиза» — это портрет самого Леонардо. Или его любовника. Или Иисуса Христа, причём с высоким уровнем холестерина
Нездоровый цвет лица у флорентийки. «Мона Лиза». Иллюстрация: Louvre / Public Domain
«Мона Лиза», или «Джоконда», — самая известная картина да Винчи. Долгое время искусствоведы были не вполне уверены в том, кого, собственно, Леонардо на этом портрете запечатлел. Выдвигались предположения, что это Катерина Сфорца, незаконная дочь миланского герцога, Изабелла Арагонская, герцогиня Миланская, Пачифика Брандано (любовница Джулиано Медичи) или какая‑то другая знатная дама.
Люди с развитой фантазией утверждали, что на картине Лео изобразил самого себя — просто изобрёл меняющие пол фильтры до появления FaceApp. Другие считают, что это портрет переодетого Джана Джакомо Капротти да Орено по прозвищу Салаи — ученика и, возможно, любовника да Винчи (да, есть версия, что маэстро предпочитал кудрявых мальчиков, хотя точных доказательств нет).
Особо преисполнившиеся в познании вообще доказывают, что это портрет Иисуса Христа (которого Леонардо, конечно, знал в лицо) или самого Яхве. Достаточно прислонить к левой половине «Моны Лизы» зеркало — и вы‑де узрите лик Господа.
Из более мелких находок: американский художник и дизайнер Рон Пиччирилло перевернул «Мону Лизу» набок и нашёл там головы льва, обезьяны и буйвола в очертаниях облаков на заднем плане. А врач Вито Франко из Университета Палермо даже умудрился по портрету поставить модели Леонардо, кем бы он или она ни были, диагноз: ксантелазма. То есть подкожное скопление холестерина, в данном случае — рядом с левым глазом.
Заметка Агостино Веспуччи, Болонья, 1477 год. Иллюстрация: University Library of Heidelberg / Public Domain
Что ж, насчёт личности модели все споры, по крайней мере среди серьёзных учёных, закончились в 2005 году, когда были обнаружены заметки художника Агостино Веспуччи, помощника Никколо Макиавелли, с которым дружил Леонардо. Тот написал: «Сейчас да Винчи работает над тремя картинами, одна из которых — портрет Лизы Герардини».
Лиза Герардини, или Лиза дель Джокондо, — жена торговца тканями Франческо ди Бартоломео ди Дзаноби дель Джокондо. Он заказал портрет супруги ей в подарок в честь рождения их второго сына Андреа.
И да, был ли у Лизы повышенный уровень холестерина — мы вряд ли узнаем. Однако не факт, что диагноз доктора Франко верен. В конце концов, за пять столетий эта картина претерпела несколько не совсем удачных реставраций, так что её точность, наверное, уступает рентгеновским снимкам. Что касается зеркальных отражений и переворачиваний — парейдолия свойственна большинству людей, и она формирует самые разные образы.
7. «Джоконда» написана на холсте
Фрагмент фильма «Эквилибриум»
Вот, кстати, ещё кое‑что интересное о самой известной картине в мире. «Мону Лизу» за её популярность очень любят различные писатели, киноделы и прочие люди искусства, постоянно помещающие её в свои произведения.
Например, именно «Мону Лизу» рвут на части в рассказе Рэя Брэдбери «Улыбка».
Рэй Брэдбери
«Улыбка»
Слепо подражая остальным, он вытянул руку, схватил клочок лоснящегося холста, дернул и упал, а толчки и пинки вышибли его из толпы на волю. Весь в ссадинах, одежда разорвана, он смотрел, как старухи жевали куски холста, как мужчины разламывали раму, поддавали ногой жёсткие лоскуты, рвали их в мелкие‑мелкие клочья…
…Только теперь его рука ослабила хватку. Тихо, осторожно, прислушиваясь к движениям спящих, Том поднял её. Он помедлил, глубоко‑глубоко вздохнул, потом, весь ожидание, разжал пальцы и разгладил клочок закрашенного холста. Мир спал, освещённый луной. А на его ладони лежала Улыбка.
В качестве отсылки к этому рассказу и другому произведению Брэдбери — «451 градус по Фаренгейту» — «Джоконду» уничтожают, на сей раз с помощью огнемёта, и в фильме‑антиутопии «Эквилибриум». А ещё в романе Чака Паланика «Бойцовский клуб»:
Чак Паланик
«Бойцовский клуб»
Мне хотелось сжечь Лувр. Раскрошить молотком на мелкие кусочки греческую коллекцию в Британском музее и подтереться «Моной Лизой». Отныне этот мир принадлежит мне!
Просто забавный факт: картину Лео написал на доске из тополя. Вряд ли у вас получится разорвать её на части и тем более использовать вместо туалетной бумаги.
8. Леонардо изобрёл велосипед
Тот самый велосипед в Codex Atlanticus. Иллюстрация: Public Domain
Да Винчи придумал и зарисовал много всяких прогрессивных для его времени штуковин, в том числе танк, подводную лодку, вертолёт, орнитоптер и парашют. Правда, при жизни Леонардо в металле воплотили всего одно его изобретение: колесцовый замок для пистолета. Остальное так и осталось на бумаге. Да и тут есть сомнения: возможно, замок спроектировал не Лео, а какой‑то неизвестный немец.
Но среди всех придумок да Винчи больше всего выделяется его… велосипед! Взгляните на танк или вертолёт авторства Леонардо: они совершенно не похожи на современные аналоги, угадан лишь принцип действия. А вот велосипед как настоящий.
Историк Ханс Эрхард Лессинг провёл исследование этого наброска и выяснил, что велосипед пририсовал в «Атлантический кодекс» Леонардо некий монах из монастыря Гроттаферрата, где хранилась рукопись. Причём он почти что наш современник — картинка появилась в период с 1966 по 1969 год.
Зачем священнослужитель полез добавлять в сочинения да Винчи отсебятину? Видимо, пошутить хотел. Или дать соотечественникам повод для гордости. Как сказал писатель и режиссёр Курцио Малапарте: «В Италии велосипед принадлежит национальному художественному наследию точно так же, как «Мона Лиза» Леонардо, купол Святого Петра или «Божественная комедия». Удивительно, что его изобрели не Боттичелли, Микеланджело или Рафаэль».
Но тут итальянцев немцы обошли: первое подобие велосипеда создал не да Винчи, а немецкий профессор — барон Карл фон Дрез — в 1817 году.
9. Леонардо изобразил Христа на Туринской плащанице
Вот это точно Леонардо написал. «Спаситель мира». Иллюстрация: VCG Wilson / Corbis via Getty Images / Public Domain
Туринская плащаница — это кусок материи, на котором изображено лицо и тело мужчины. Многие христиане считают её святыней. Якобы в неё завернули тело Спасителя после распятия, и на ней запечатлелся образ Божий.
Пара писателей, Линн Пикнетт и Клайв Принс, выдвинули гипотезу, что на самом деле плащаница — это очередной шедевр Леонардо. И даже целую книгу об этом накатали.
Однако радиоуглеродный анализ плащаницы расстроит и истово верующих, и сторонников причастия Леонардо. Документальные упоминания об этом артефакте впервые появились в 1353 году во Франции, за полтора века до рождения да Винчи. А ткань плащаницы была выткана в XIII или XIV веке.
Так что либо да Винчи непричастен к созданию плащаницы, либо он создал ещё одно незадокументированное изобретение: машину времени.
10. Леонардо предсказывал будущее, как Нострадамус
Штука для дыхания под водой — Леонардо придумал акваланг. Иллюстрация: The British Library / Public Domain
В своих дневниках Лео оставил немало весьма своеобразных фраз, которые некоторые его поклонники толкуют как пророчества. Утверждается, что да Винчи предсказал:
- Изобретение телефона: «Люди будут разговаривать друг с другом из самых отдалённых стран и друг другу отвечать».
- Появление банковских карт: «Невидимые монеты дадут восторжествовать тем, кто их тратит».
- Добычу нефти и войны за чёрное золото: «Будут погублены бесчисленные жизни, и в земле будут сделаны бесчисленные дыры».
- Изобретение авиации: «Перья поднимут людей, как птиц, к небесам».
- Последовавшие за этим многочисленные авиакатастрофы: «Многих можно будет видеть несущимися на больших животных в быстром беге на погибель собственной жизни и на скорейшую смерть. По воздуху и по земле будут видны животные разного цвета, несущие людей к уничтожению их жизни».
- Многочисленные человеческие жертвы вследствие грядущих ужасных эпидемий: «О сколько будет таких, которые после своей смерти будут гнить в собственных домах, наполняя округу зловонным запахом».
- И, как подобает любому уважающему себя предсказателю, Лео напророчил ещё и Апокалипсис с гибелью рода человеческого: «Людям будет казаться, что они на небе видят новые бедствия; им будет казаться, что они взлетают на небо и, в страхе покидая его, спасаются от огней, из него извергающихся; они услышат, как звери всякого рода говорят на человеческом языке; они будут собственной особой мгновенно разбегаться по разным частям мира, не двигаясь с места; они увидят во мраке величайшее сияние. О чудо человеческой природы! Что за безумство так тебя увлекает? Ты будешь говорить с животными любой породы, и они с тобою на человеческом языке. Ты увидишь себя падающим с великих высот без всякого вреда для тебя. Водопады будут тебя сопровождать…»
Прониклись атмосферой? Вот только на самом деле это не пророчества, а загадки. Ответы даны сразу же, в заметках Леонардо:
- «О писании писем из одной страны в другую».
- «О монахах, которые, тратя слова, получают великие богатства и дарят рай».
- «О покосе травы».
- «То есть письменами, созданными этими перьями».
- «О солдатах на конях».
- «О ракушках и улитках, отвергнутых морем и гниющих в своих раковинах».
- «О сне».
Эти загадки Лео сочинял, видимо, для использования в салонных играх при дворе Лодовико Сфорца. С полным списком можно ознакомиться, например, вот здесь. Ни в какие предсказания автор не верил и о магии, алхимии и прочей некромантии отзывался с насмешкой.
Леонардо да Винчи
Те, кто хотят разбогатеть в один день, долгое время живут в великой бедности, как бывает и будет вовеки с алхимиками, ищущими делать золото и серебро, и с инженерами, которые хотят, чтобы стоячая вода из самой себя давала движущую жизнь путём постоянного движения, и с некромантами и заклинателями, стоящими на вершине глупости.
11. Да Винчи — икона продуктивности
Лучше, чем бронзовый конь, — рисунок бронзового коня. Иллюстрация: Web Gallery of Art / Public Domain
Многие коучи по продуктивности, мотивации и личной ответственности ставят Леонардо своим подопечным в пример. Посудите сами: он‑де придумал полифазный сон, только чтобы больше времени бодрствовать и заниматься полезными вещами! У такого определённо есть чему поучиться, не правда ли?
Однако на самом деле Лео был тем ещё лентяем. Простой пример. Герцог Лодовико Сфорца взял да Винчи под своё покровительство, чтобы тот построил Gran Cavallo — самую большую конную скульптуру в мире, высотой больше 7 метров. Она должна была стать памятником отцу герцога, Франческо Сфорца. Леонардо с энтузиазмом взялся за заказ.
Леонардо да Винчи
Сверх того, я готов взяться за работу по отливке бронзовой лошади, которая долженствует увековечить блаженную память о Вашем августейшем батюшке и воспеть в потомстве нетленную славу великого рода Сфорца.
Позже энтузиазм немножко поугас. Леонардо сделал несколько набросков этого проклятого коня, попутно решив не ставить его на дыбы, как задумывалось, а установить на четыре конечности. Потом да Винчи написал целый трактат, озаглавленный «О весе», посвящённый бронзовому литью. Затем сделал глиняную модель статуи.
На всё это ушло, на минуточку, 10 лет, в течение которых да Винчи сидел на шее герцога. В какой‑то момент Лодовико рассудил, что статуя статуей, а наседающие тем временем на Милан французы сами себя не убьют. И пустил бронзу, припасённую для изготовления Gran Cavallo, на пушки. Толку от них было больше, чем от гипотетического коня, и французы отступили.
Создание статуи снова отложили на неопределённый срок. По этому поводу над да Винчи даже смеялся Микеланджело, его конкурент.
Десятилетняя эпопея с конём закончилась тем, что в 1499 году французы вторглись в Милан, Сфорца взяли в плен и заточили в замок Лош во Франции, а глиняную модель Gran Cavallo использовали в качестве мишени для тренировок стрельбы из лука.
Шахматистка Изабелла д’Эсте, по совместительству маркиза. Портрет Тициана, от да Винчи портрета так и не дождалась, хотя набросок он сделал. Иллюстрация: Kunsthistorisches Museum Wien, Bilddatenbank / Wikimedia Commons
Леонардо, увидев, как обращаются с его творением, бежал из Милана в Мантую, к Изабелле д’Эсте — сестре жены своего бывшего покровителя Сфорца. Ей он, по крайней мере, написал трактат о шахматах.
Как видите, Леонардо точно был не из тех, кто соблюдает дедлайны.
Читайте также 🧐
- 9 заблуждений о Древнем Риме, в которые мы верим совершенно зря
- 12 заблуждений о мире вокруг, в которые все почему-то верят
- 12 заблуждений о Средневековье, в которые все верят совершенно зря
Что сделало Леонардо да Винчи гением?
Леонардо да Винчи был кем угодно: художником, архитектором, инженером, театральным режиссером, а также геем, незаконнорожденным и чрезвычайно популярным в Италии эпохи Возрождения.
Фотография DeAgostini, Getty
Пожалуйста, соблюдайте авторские права. Несанкционированное использование запрещено.
Картина Леонардо да Винчи продана на Christie’s за 450,3 миллиона долларов, что является самой высокой ценой для любого произведения искусства, проданного на аукционе, и свидетельствует о том высоком месте, которое великий итальянский художник занимает в нашем воображении.
Сегодня термин «гений» используется для описания поп-звезд, стендап-комиков и даже футболистов. Но Леонардо да Винчи заслужил это описание, объясняет Уолтер Айзексон в своей богато иллюстрированной новой биографии. От культовых картин — «Мона Лиза» и «Тайная вечеря» — до эскизов летательных аппаратов и новаторских исследований в области оптики и перспективы, Леонардо объединил науку и искусство для создания произведений, которые стали частью истории человечества. [Узнайте, что наука говорит нам о гениях.]
Предоставлено Simon & Schuster
Пожалуйста, соблюдайте авторские права. Несанкционированное использование запрещено.
Когда National Geographic связался с Исааксоном по телефону в его доме в Вашингтоне, округ Колумбия, он объяснил, почему улыбка Моны Лизы является кульминацией исследований всей его жизни; как Микеланджело и Леонардо терпеть не могли друг друга; и почему любопытство было определяющей чертой Леонардо.
Начнем с самой известной улыбки в мире. Откуда «
Мона Лиза » вписалась в жизнь и творчество Леонардо — и как ей удалось очаровать нас за 500 лет?
Улыбка Моны Лизы — это кульминация жизни, посвященной изучению искусства, науки, оптики и всех других возможных областей, в которых он мог бы применить свое любопытство, включая понимание Вселенной и того, как мы вписываемся в нее.
Леонардо провел много страниц в своей записной книжке, анализируя человеческое лицо, чтобы выяснить каждый мускул и нерв, которые касаются губ. На одной из этих страниц вы видите слабый набросок в начале начала улыбки Моны Лизы. Леонардо хранил эту картину с 1503 года, когда он начал ее, до своей смерти в 1519 году., пытаясь получить точное соответствие каждому аспекту слой за слоем. В этот период он препарировал человеческий глаз на трупах и смог понять, что центр сетчатки видит детали, а края лучше видят тени и формы. Если смотреть прямо на улыбку Моны Лизы, уголки губ слегка опущены, но тени и свет создают впечатление, что она повернута вверх. Когда вы проводите глазами по ее лицу, улыбка то появляется, то исчезает.
Он носил с собой блокнот, когда шел по Флоренции или Милану, и всегда зарисовывал выражения лиц и эмоции людей и пытался связать это с их внутренними чувствами. Вы видите это наиболее явно в «Тайной вечере».
«Мона Лиза» Леонардо да Винчи
Фотография VCG Wilson, Corbis/Getty
Пожалуйста, соблюдайте авторские права. Несанкционированное использование запрещено.
Но «Мона Лиза» — это кульминация, потому что эмоции, которые она выражает, как и ее улыбка, немного неуловимы. Каждый раз, когда вы смотрите на нее, она кажется немного другой. В отличие от других портретов того времени, это не просто плоское поверхностное изображение. Он пытается изобразить внутренние эмоции.
Другой его самый известный шедевр — «
Тайная вечеря », которую вы называете «самой завораживающей повествовательной картиной в истории». Познакомьте нас с его творением и объясните, почему это такое высшее произведение искусства.
Герцог Миланский попросил его нарисовать его на стене столовой монастыря. В отличие от других изображений «Тайной вечери», которых в то время было сотни, Леонардо не просто запечатлел момент. Он понимает, что нет такой вещи, как разрозненный момент времени. Он пишет, что в каждое мгновение воплотилось то, что было до него и после него, потому что оно находится в движении.
Итак, он делает «Тайную вечерю» драматическим повествованием. Когда вы входите в дверь, вы видите руку Христа, поднимающуюся вверх по руке, и вы смотрите на Его лицо. Он говорит: «Один из вас предаст Меня». Когда ваши глаза двигаются по картинке, вы видите, как звук почти распространяется наружу, когда реагирует каждая из групп апостолов.
«Тайная вечеря» Леонардо да Винчи
Фотография из Universal History Archive, Getty
Пожалуйста, соблюдайте авторские права. Несанкционированное использование запрещено.
Ближайшие к нему уже говорят: «Это я, Господи?» Те, кто дальше, только начали это слышать. По мере того, как драма распространяется от центра к краям, кажется, что она приходит в норму, когда Христос тянется к хлебу и вину, что станет началом того, что будет установлением Евхаристии.
Несмотря на эти достижения, в свое время Леонардо был известен прежде всего не как художник, а как архитектор — и даже то, что мы сегодня назвали бы специалистом по спецэффектам. Расплетите эти разные нити своей жизни.
В основном, несмотря на то, что иногда хотел, он был художником. Ему нравилось думать о себе как об инженере и архитекторе, что он и делал с большой страстью. Но его первая работа была театральным продюсером.
Отсюда он научился делать трюки с перспективой, потому что сцена в театре отдаляется быстрее и выглядит глубже, чем она есть на самом деле. Даже стол на сцене будет слегка наклонен, чтобы вы могли его видеть, что мы видим и в «Тайной вечере». Точно так же на сцене преувеличены театральные жесты персонажей, что вы также видите в «Тайной вечере 9».0061 . »
Леонардо да Винчи заполнил свои тетради эскизами изобретений, в том числе летательных аппаратов.
Фотография Leemage, Corbis/Getty
Пожалуйста, соблюдайте авторские права. Несанкционированное использование запрещено.
Его театральная постановка привела его к механическому реквизиту, такому как летательные аппараты и вертолетный винт, которые были разработаны, чтобы спускать ангелов со стропил в некоторых спектаклях. Затем Леонардо стер грань между фантазией и реальностью, когда попытался создать настоящие летательных аппарата, которые были чудом инженерной мысли! Итак, то, что он усвоил в театре, он привнес и в свое искусство, и в реальную инженерию.
А Леонардо, мужчина? Он был вегетарианцем и открытым геем в эпоху, когда содомия считалась преступлением, и настоящим денди. Раскройте эти различные аспекты его характера.
Он был геем, незаконнорожденным, левшой, немного еретиком, но Флоренция была хороша тем, что в 1470-х годах это был очень терпимый город. Леонардо ходил по городу в коротких пурпурно-розовых нарядах, что несколько удивляло жителей Флоренции, но он был очень популярен. У него было огромное количество друзей как во Флоренции, так и в Милане. Он записывает множество обедов с близкими друзьями, которые были самой разной группой: математиками, архитекторами, драматургами, инженерами и поэтами. Это разнообразие помогло ему сформироваться.
Наконец, он был очень красивым парнем. Если вы посмотрите на «Витрувианского человека», парня, стоящего обнаженным в круге и квадрате, то это в значительной степени автопортрет Леонардо с его струящимися кудрями и стройным телом.
Между Леонардо и Микеланджело существовала общеизвестная взаимная неприязнь.
Объясните враждебность — и подготовьте сцену для того, что между ними стало своего рода живописным «полуднем».
Леонардо и Микеланджело были очень разными. Леонардо был популярен, общителен и спокойно относился ко всем своим странностям, в том числе к тому, что он был геем. Микеланджело тоже был геем, но глубоко переживал агонию и экстаз своей идентичности. Он также был очень большим отшельником. У него не было очень близких друзей, он носил темную одежду, поэтому они были полярными противоположностями по внешнему виду, стилю и характеру.
Они также сильно различались по стилю рисования. Микеланджело рисовал так, как если бы он был скульптором, используя очень четкие линии. Леонардо верил в sfumato , размытие линий, потому что он чувствовал, что именно так мы на самом деле видим реальность.
Правители Флоренции объявили соревнование между ними по рисованию батальных сцен в Зале Совета. К тому моменту соперничество обострилось.
Леонардо проголосовал за то, чтобы статую Микеланджело Давида спрятали в каком-нибудь пассаже, а не поставили посреди площади. Микеланджело был публично груб с Леонардо. Все это вызвало некое электричество, поэтому правители Флоренции натравили их друг на друга, чтобы сделать эти два боевых рисунка.
В конце концов они оба вздрогнули и ушли, не закончив картины. Затем Леонардо вернулся в Милан, а Микеланджело переехал в Рим, чтобы работать над Сикстинской капеллой.
Леонардо никогда не подписывал свои картины, что иногда вызывало недоумение. Расскажите нам удивительную историю «Прекрасной принцессы» и расследование в стиле Шерлока Холмса, чтобы установить ее подлинность.
«Прекрасная принцесса» — рисунок мелом, появившийся на аукционе несколько десятилетий назад. Никогда не думали, что это Леонардо, и продавали очень дешево, потому что думали, что это немецкая копия флорентийского художника.
Но один коллекционер был убежден, что это подлинный Леонардо. Он купил его и возил по всему миру экспертам, чтобы определить, действительно ли это был Леонардо. Это в значительной степени подтвердилось, когда они нашли отпечатки пальцев, потому что Леонардо часто пачкал свою работу большим пальцем.
Затем выяснилось, что парень, который сделал это заявление, был немного ненадежным и, возможно, даже мошенником, поэтому заявление было отозвано. Наконец, с помощью Мартина Кемпа, великого оксфордского исследователя Леонардо, они обнаружили, что это был рисунок, сделанный Леонардо, который был обложкой книги, которая находилась в библиотеке в Польше, где кто-то ее вырезал.
Совсем недавно у нас появилась история о Спасителе мира, прекрасной картине, которая поступит в продажу 15 ноября на Christies. Долгое время мы тоже думали, что это копия, но за последние десять лет ее подлинность подтвердилась. Он был продан десять лет назад примерно за 100 долларов. В ноябре он, вероятно, будет стоить более 100 миллионов долларов. [Она была продана за 450,3 миллиона долларов.]
Это будет большое событие, потому что это единственная картина Леонардо, находящаяся в частных руках. Вероятно, никто никогда больше не сможет купить картину Леонардо.
Одним из природных элементов, который больше всего очаровал Леонардо и к которому он вернулся в конце жизни, была
вода. Что он в ней увидел?
Он был самоучкой. Он не ходил в школу, потому что родился вне брака, и среди вещей, которые он любил, был поток ручьев, впадающих в реку Арно. Он изучал их и с детства до смертного одра все еще рисовал спиральные формы и пытался вычислить стоящие за ними математические расчеты.
Это переводится как в науку, так и в его искусство. Ему нравилось, как воздушные потоки образовывали небольшие вихри, когда они проходили над изогнутыми крыльями птиц, и понял, что они помогают удерживать птицу в воздухе, что мы теперь знаем о самолетах.
В любом из его шедевров, в том числе и в «Моне Лизе», вы видите извилистую реку, которая как бы соединяется с кровеносными венами человека на портрете, как связь человека с землей.
Как вы думаете, что является определяющей чертой гениальности Леонардо? И чему он может нас научить?
В последней главе я пытаюсь ответить на этот вопрос с помощью 25 уроков Леонардо, которые также содержат уроки из предыдущих книг, которые я написал о Стиве Джобсе или Альберте Эйнштейне. Во всех этих книгах я заметил, что творчество происходит от соединения искусства с наукой. Чтобы быть по-настоящему творческим, вы должны интересоваться самыми разными дисциплинами, а не быть специалистом.
Ярким примером этого является Леонардо да Винчи, который интересуется всем, что можно знать о Вселенной, включая то, как мы вписываемся в нее. Это сделало его радостным персонажем, чтобы писать о нем.
В его блокнотах мы видим такие вопросы, как, опишите язык дятла. Почему люди зевают? Почему небо голубое? Он страстно интересуется повседневным явлением, которое большинство из нас перестают задавать вопросы, как только мы выходим из наших чудесных лет и становимся немного пресыщенными.
Интересоваться всем и любопытствовать просто ради любопытства, а не просто потому, что это полезно, — определяющая черта Леонардо. Так он подтолкнул себя и научил себя быть гением. Мы никогда не сможем подражать математическим способностям Эйнштейна. Но мы все можем попытаться извлечь уроки из любопытства Леонардо и скопировать его.
Это интервью было отредактировано для большей ясности.
Саймон Уорролл курирует Book Talk . Следуйте за ним на Twitter или на simonworrallauthor.com .
Читать дальше
Как избежать смены часовых поясов? Эксперты взвешивают
- Путешествия
Как избежать смены часовых поясов? Эксперты взвешивают
Пропуск часовых поясов может нарушить работу внутренних часов вашего тела. Но с правильным снаряжением и планированием вы можете приспособиться в кратчайшие сроки.
Эти 5 древних городов когда-то правили Северной Америкой
- Журнал истории
Эти 5 древних городов когда-то правили Северной Америкой . Археология медленно раскрывает их великолепное прошлое.
Извержение вулкана Тонга было даже более мощным, чем мы думали
- Наука
Извержение вулкана Тонга было даже более мощным, чем мы думали
Свирепый взрыв 2021 года вырвал 2,3 кубических мили горной породы, выпустив шлейф высотой 35 миль и глобальное цунами, которое заставило ученых спешить, чтобы понять причину взрыва. Теперь они, наконец, собираются воедино.
Эксклюзивный контент для подписчиков
Почему люди так одержимы Марсом?
Как вирусы формируют наш мир
Эпоха собачьих бегов в США подходит к концу
Посмотрите, как люди представляли себе жизнь на Марсе на протяжении всей истории
Посмотрите, как новый марсоход НАСА будет исследовать красную планету
Почему люди так одержимы Марсом?
Как вирусы формируют наш мир
Эпоха собачьих бегов в США подходит к концу будет исследовать красную планету
Почему люди так одержимы Марсом?
Как вирусы формируют наш мир
Эпоха собачьих бегов в США подходит к концу будем исследовать красную планету
Подробнее
Кем был Леонардо да Винчи и чему мы можем у него научиться? | Леонардо да Винчи
Кем был Леонардо да Винчи?
Леонардо родился в 1452 году, очевидно, в тосканской деревне под названием Анкиано, недалеко от Винчи, и умер во Франции в 1519 году. Возможно, он наиболее известен как художник, но он также был инженером, мыслителем и изобретателем.
Леонардо да Винчи восстановил Тайную вечерю в соборе Санта-Мария-делле-Грацие в Милане. Фотография: EPA
«Даже говорить о Леонардо как художнике и Леонардо как инженере не имеет большого смысла, если мы пытаемся мыслить как человек эпохи Возрождения, потому что в то время все было так тесно связано», — говорит Клаудио Джорджоне, куратор Леонардо да Национальный музей науки и техники Винчи в Милане.
К самым известным картинам Леонардо относятся «Мона Лиза» и «Тайная вечеря», а его рисунки, такие как «Витрувианский человек», демонстрирующие пропорции человеческого тела, стали мгновенно узнаваемыми.
По мере того, как копии заметок и журналов Леонардо, таких как удивительный 12-томный Атлантический кодекс, стали широко распространяться, признание его наблюдений, теорий и зарисовок анатомии и приспособлений также стало известным. Среди них были идеи, которые станут реальностью только сотни лет спустя, например, летательные аппараты, хотя Джорджоне предостерегает от того, чтобы оглядываться назад и рассматривать Леонардо как провидца.
Знаменитый рисунок Витрувианского человека Леонардо показывает пропорции человеческого тела. Фотография: Alamy
Возможно, Леонардо неожиданно написал свои дневники в зеркальном отражении обычного письма, хотя почему именно это остается загадкой.
Где он резал зубы?
Будучи внебрачным сыном состоятельного и восходящего нотариуса, занимавшегося составлением и заверением юридических документов, Леонардо не смог пойти по стопам отца, но художественные таланты мальчика были замечены, и ученичество было искали во Флоренции.
В подростковом возрасте Леонардо обучался в мастерской известного художника эпохи Возрождения Андреа дель Верроккьо, где он занимался всевозможными видами деятельности: от рисунка и живописи до скульптуры и работы по металлу, включая изготовление доспехов. Считается, что, еще тренируясь с Верроккьо, Леонардо мог участвовать в изготовлении огромного позолоченного медного шара, установленного на вершине собора Санта-Мария-дель-Фьоре. сделаны эскизы используемых грузоподъемных устройств.
Купол Санта-Мария-дель-Фьоре во Флоренции с изображением позолоченного медного шара. Фотография: NickolayV/Getty Images/iStockphoto
«Художник-инженер — известная фигура в Италии эпохи Возрождения», — говорит профессор Мартин Кемп, ведущий мировой эксперт по Леонардо из Оксфордского университета. В 1472 году Леонардо был официально зарегистрирован как живописец, хотя продолжал сотрудничать с Веррокьо.
Видел ли Леонардо себя художником или инженером?
Немного того и другого. Он определенно хорошо владел кистью: среди его заказов в конце 1470-х годов Леонардо попросили нарисовать запрестольный образ для гражданского дворца, а позже группа монахов поручила ему нарисовать сцену Поклонения волхвов.
Но он умел видеть возможности. Надеясь работать на Людовико Сфорца, герцога Милана, в начале 1480-х годов Леонардо переехал в Милан и написал письмо, в котором хвастался своей доблестью военного инженера, в том числе такие строки, как «Если возникнет необходимость, я сделаю пушки, минометы и легкие артиллерийские снаряды очень красивого и функционального дизайна, которые совершенно неординарны». Его способности как художника находятся в самом низу буквы в абсурдной строке. «Он определенно представлял себя инженером, — говорит Кемп. Хотя неясно, повлияло ли письмо на него, Леонардо позже оказался работающим при дворе герцога.
Было ли сочетание художника и ученого уникальным?
Конечно, нет — многие художники также были бы архитекторами или инженерами. Но Леонардо был необычен тем, что был не просто мастером на все руки, но мастером сразу нескольких. «Универсальность как таковая не была бы совершенно неожиданной», — говорит Кемп. «[Но] я думаю, что диапазон и мастерство по всем направлениям чрезвычайно удивили бы людей, и у него было много достижений, в том числе как музыканта».
И его таланты и исследования пошли дальше в математику, латынь и не только. «Он также занялся тем, что мы сейчас назвали бы наукой, то есть более теоретическими, более экспериментальными, более исследовательскими областями», — говорит Кемп. И в то время как другие художники, возможно, исследовали некоторые аспекты анатомии — мышцы, кости, сухожилия — Леонардо вывел исследование на новый уровень.
Анатомический анализ Леонардо да Винчи движений плеча и шеи. Фотография: Hulton Archive/Getty Images
«В какой-то момент он рисует сеть нервов в плече и верхней части туловища, называемую плечевым сплетением, и говорит на одной из своих диаграмм, что это так же необходимо для хорошего рисовальщика, как спряжение латинского слова для хорошего грамматика».
Но, как отмечает Джорджоне, несметное число талантов Леонардо основывалось на высочайшем мастерстве: его рисовании. «Леонардо был не единственным, кто рисовал машины и делал научные чертежи, это делали многие другие инженеры, и очень часто объект изображения один и тот же, но что Леонардо сделал лучше других, так это совершил революцию в техническом черчении. ,» он говорит.
Так какова была его цель?
«К концу 1480-х годов его целью было понять, как работает природа — что было довольно большой задачей — но он изучал фундаментальный набор математических законов, включая оптику и включая действия человеческого тела — и он рассматривал это как единое предприятие», — говорит Кемп.
Это могло бы объяснить, почему многие из его идей о машинах были укоренены в природе — например, его представление о летательных аппаратах изменилось со временем, когда он начал смотреть на то, как летают птицы, подход, который мы сейчас называем биомимикрией.
Дизайн Леонардо для летательного аппарата с человеком-оператором. Фотография: Granger Historical Picture Archive/Alamy
«Если он смотрел на растения, он смотрел на ветвление и вырабатывал закон ветвления растений, который затем приравнивал к ветвлению рек и ветвлению кровеносных сосудов», — говорит Кемп. «Таким образом, это непрерывный спектр аналогичных вещей, которые он наблюдал в природе». Джорджоне добавляет, что Леонардо надеялся объединить живопись, архитектуру и инженерию с мышлением и письмом.
«Но это было нелегко, потому что мир механических искусств и мир свободных искусств, то есть искусства мышления, в то время были разделены», — говорит он.
Он когда-нибудь превращал свои рисунки в инструменты и машины?
Это были не просто бумажные размышления. «Есть свидетельства того, что он тестировал крылья своего летательного аппарата, чтобы увидеть, какую подъемную силу он может получить», — говорит Кемп, добавляя, что в сборнике сочинений Леонардо, известном как Лестерский кодекс, принадлежащем Биллу Гейтсу и собирающемся продолжить шоу в Британской библиотеке — есть свидетельства того, что он специально сконструировал резервуары, чтобы исследовать различные аспекты гидродинамики.
Модель летательного аппарата Леонардо да Винчи в Музее науки и техники в Милане. Фото: Виктор Гладков/Alamy Stock Photo/Alamy
Он также изготовил стеклянную модель части сердца, чтобы изучить его функцию. Кемп добавляет, что использование экспериментальной аппаратуры в такое время просто экстраординарно. «Он все время подчеркивал, что вы должны полагаться на опыт, а не только на книжные знания, вам нужны практические экспериментальные знания», — говорит Кемп.
Всегда ли он был прав в своих новых научных теориях?
Временами его мысли были точными: не в последнюю очередь он отверг идею о том, что окаменелости, обнаруженные в горах, были результатом великого библейского потопа. Он также сделал открытия о том, как кровь движется по кровеносным сосудам и о роли клапанов. Но он не понимал, что кровь циркулирует. «Он не всегда был прав, и это хорошо, потому что это делает его человеком, а не сверхчеловеком», — говорит Джорджоне.
Разработка Леонардо военной машины для стрельбы из арбалета. Фотография: Фотоархив North Wind/Alamy Stock Photo/Alamy
У Галилея возникли проблемы с властями – у Леонардо были такие трудности?
Не совсем так. В 1476 году его обвинили в гомосексуализме, но отсутствие улик означало, что из анонимных обвинений ничего не вышло. Что касается его работы, то он, казалось, также избегал неприятностей — не в последнюю очередь потому, что на самом деле он не публиковал свои заметки, а, как указывает Джорджоне, подробные наблюдения за миром, такие как наблюдения Леонардо, являются лишь частью того, что позже станет научным методом.
Кемп добавляет, что, когда Леонардо в возрасте 50 лет работал в Риме над вогнутыми зеркалами для разжигания огня, он поссорился со своими немецкими мастерами зеркал, которые осудили его за его работу по анатомии, что привело к некоторым разочарованиям в его работе по анатомии.
Что такое наследие Леонардо ?
Вопрос о наследии Леонардо, по словам Кемпа, является чем-то вроде отвлекающего маневра. «Это все равно что спрашивать, что римляне сделали для нас, это, по сути, эгоцентричный вопрос», — говорит он. «Вы можете оценить огромное качество того, что он сделал, не обязательно говоря: «На это стоит смотреть только в том случае, если он оказал влияние».
Исследование Леонардо пропорций человеческой головы, показывающее зеркальное письмо, которое он использовал в своих дневниках. Фотография: Alamy
Однако Кемп говорит, что идея о том, что Леонардо был известен только своими картинами, является упрощением, поскольку его письма и рисунки были расшифрованы и доступны ученым, хотя и небольшому числу, на протяжении веков, предполагая, что они могли вдохновить других. Джорджоне соглашается, отмечая устройство, нарисованное Леонардо для вращения мяса на вертеле с помощью воздушных потоков и небольшой турбины — спустя десятилетия после того, как он набросал свою идею, довольно похожее устройство появляется на иллюстрации машин другого итальянского инженера, Витторио Зонка. .
Почему его вообще называют просто Леонардо, не правда ли, это немного знакомо?
Есть несколько причин, по которым мы становимся дружелюбными, когда говорим о Лео. Как указывает Джорджоне, отчасти причина в том, что мы склонны говорить о культурных иконах по имени — например, итальянского поэта Данте Алигьери, чье полное имя было Дуранте ди Алигьеро дельи Алигьери, обычно называют просто Данте. Галилео Галилей также известен под своим именем. Но есть и другая причина — у Леонардо нет «правильной» фамилии в современном понимании, поскольку она просто относится к местности, откуда он и его семья родом. «По-итальянски не получится сказать «да Винчи», — говорит Джорджоне.
Что дальше?
Если вы хотите узнать больше о Леонардо, почему бы не посетить одну из многочисленных выставок, которые проходят в этом пятисотлетнем году?
7 июня – 8 сентября : Леонардо да Винчи: Разум в движении в Британской библиотеке, Лондон.