Содержание
ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ • Большая российская энциклопедия
ЛЕОНА́РДО ДА ВИ́НЧИ (Leonardo da Vinci) (15.4.1452, Анкиано, близ Винчи, Тоскана – 2.5.1519, замок Кло-Люсе, Амбуаз, Франция), итал. живописец, график, скульптор, писатель, учёный и изобретатель.
Леонардо да Винчи. Автопортрет. Красный мел. Ок. 1513. Королевская библиотека (Турин).
Л. да В. был незаконнорождённым сыном нотариуса Пьеро да Винчи и крестьянки Катарины; сведения о его жизни до нач. 1470-х гг. крайне скудны; в 1469 он переехал с отцом во Флоренцию. Становление Л. да В. как художника происходило в мастерской А. дель Верроккьо, где он провёл б. ч. 1-го флорентийского периода (1472 – ок. 1482). Верроккьо помог молодому ученику развить его аналитич. способности и послужил для него образцом универсализма, ставшего в дальнейшем отличит. чертой творчества Л. да В. В числе др. ассистентов Верроккьо художник принимал участие в работе над алтарным образом «Крещение Христа» [кон. 1460-х гг. (?) – ок. 1476, галерея Уффици, Флоренция], в котором Дж. Вазари приписывает ему фигуру левого ангела и частично пейзаж (см. илл. к ст. Верроккьо).
Леонардо да Винчи. Портрет Джиневры деи Бенчи. Ок. 1476. Национальная галерея искусств (Вашингтон).
В ранних работах Л. да В. намечаются характерные черты его творч. метода, прежде всего преимущественный интерес к стадии разработки замысла, вследствие чего многие его произведения оставались незаконченными. «Поклонение волхвов» для ц. Сан-Донато-а-Скопето было не завершено, заказ передан Филиппино Липпи (1481–82, начатая Л. да В. работа – в галерее Уффици). На стадии перехода от рисунка к живописи был оставлен и «Святой Иероним» (ок. 1481–82, Пинакотека, Ватикан). В целом работы этого времени отмечены стилистикой кватроченто и несут на себе следы влияния учителя: «Мадонна с Младенцем» (ок. 1474–76, Старая пинакотека, Мюнхен), «Мадонна с цветком» («Мадонна Бенуа»; 1470-е гг.; см. илл. к ст. Возрождение), «Мадонна Литта» (ок. 1480–85, обе – Эрмитаж, С.-Петербург), «Портрет Джиневры деи Бенчи» (ок. 1476, Нац. галерея иск-в, Вашингтон) и приписываемое Л. да В. «Благовещение» (1473, галерея Уффици). В них заметен преобладающий интерес к скульптурному объёму, к световым эффектам, к эмоциональным характеристикам персонажей. В период пребывания в мастерской Верроккьо Л. да В. занимался скульптурой и, подобно др. ученикам мастера, создавал терракотовые рельефы и бюсты, однако безусловно принадлежащих ему скульптурных работ не сохранилось.
Леонардо да Винчи. «Гротескные головы». Рисунок. Ок. 1490. Королевская библиотека (Виндзор).
Уже в этот период рисунок становится для Л. да В. универсальным инструментом как в художественной, так и в научной сфере. Л. да В. – первый мастер, в чьём творчестве рисунок (прежде имевший в осн. вспомогат. значение) занял ключевое место, заметно потеснив др. виды изобразит. иск-ва. Дошедшие листы демонстрируют как совершенство владения разл. техниками рисунка, так и разнообразие способов его использования. Наряду с подготовит. этюдами («Этюд драпировки», ок. 1477, Нац. галерея, Рим; «Наброски профилей», Королевская б-ка, Виндзор) и эскизами для живописных произведений (эскиз заднего плана «Поклонения волхвов», 1481, галерея Уффици), Л. да В. создаёт автономные рисунки: «Портрет воина в фантастических доспехах» (между 1478 и 1480, Британский музей, Лондон), где посредством серебряного карандаша с ювелирной точностью воссоздаёт множество мелких деталей; «Тосканский пейзаж» (1473, галерея Уффици) – первый натурный пейзажный рисунок в европ. искусстве.
Поступление Л. да В. на службу к миланскому герцогу Лодовико Сфорца открывает 1-й миланский период его творчества (ок. 1482–99). В письме к герцогу Л. да В. описывает разнообразие своих возможностей, делая акцент на способностях воен. инженера. При дворе он выступал устроителем и оформителем празднеств, создавал эскизы костюмов для турниров. По описаниям современников и рисункам Л. да В. известны механизмы и декорации для представлений «Рай» (1490) и «Даная» (1496). Архит. и инж. идеи Л. да В. нашли отражение в его рисунках: проекты фонаря над средокрестием миланского собора, проект идеального устройства г. Виджевано с подземной канализацией и др. Существенный вклад в развитие проблемы центрально-купольного сооружения внесли его эскизы центрич. церквей (Б-ка Ин-та Франции, Париж; Нац. б-ка, Мадрид). Науч. знания были необходимы и для разработки проекта конного монумента Франческо Сфорца (1490), который был доведён до стадии полномасштабной глиняной модели, продемонстрированной в 1494 на бракосочетании Бьянки Марии Сфорца и имп. Максимилиана I Габсбурга. О разрушенной модели можно судить по рисункам, оставленным Л. да В. описаниям предполагаемой технологии отливки и бронзовой статуэтке, созданной по модели художника (Музей изобразит. искусств, Будапешт).
Леонардо да Винчи. «Мадонна в скалах» («Мадонна в гроте»). Между 1495 и 1508. Национальная галерея (Лондон).
В живописных произведениях этого периода закладываются основы стиля Высокого Возрождения. В этом отношении особенно важна «Мадонна в скалах» («Мадонна в гроте», 1483–86, Лувр), заказанная братством Непорочного Зачатия как центр. часть полиптиха для капеллы в ц. Сан-Франческо-Гранде (между 1495 и 1508 Л. да В. исполнил повторение этой картины – Нац. галерея, Лондон): пирамидальная композиция, в которую вписаны фигуры, подчёркнута взаимодействием жестов и взглядов; тональный строй, созданный посредством сфумато, преобладает над колористическим; ландшафты написаны на основе геологич. и ботанич. зарисовок художника.
Леонардо да Винчи. «Тайная вечеря». Фреска рефектория монастыря Санта-Мария-делле-Грацие в Милане. 1495–97.
Во фреске «Тайная вечеря» в рефектории миланского мон. Санта-Мария-делле-Грацие (1495–97) Л. да В., тщательно разрабатывая позы, жесты и выражения лиц персонажей, добивается театрализов. драматизма всей сцены, вписанной в математически рассчитанное перспективное пространство, точка схода которого является одновременно точкой схода реального пространства трапезной. Эксперименты художника по применению масляной живописи в стенописи обусловили плохое состояние фрески уже во время её создания; впоследствии роспись сильно пострадала при обстреле Милана наполеоновскими войсками.
Участие Л. да В. в работе всё больше ограничивается созданием замысла (в многочисл. подготовит. рисунках сангиной и итал. карандашом он разрабатывал образы отд. персонажей и схемы их взаимодействия), живописное осуществление которого во многом препоручалось помощникам. В это время науч. изыскания Л. да В. начинают всё сильнее влиять на характер его худож. произведений. Оптика, ботаника, геология, геометрия, анатомия, которые изучал мастер, находят прямое отражение в его живописных работах. Зала делле-Ассе в миланском Кастелло-Сфорцеско была расписана (1498) в виде перголы, образованной переплетёнными ветвями деревьев: стволы, кроны и почва, из которой они произрастают, написаны с научной достоверностью. В то же время его исследовательские рисунки всегда отличаются высочайшим худож. качеством («Сборка пушки», ок. 1487; зарисовки растений и скал, рисунок черепа и мн. др.; все – Королевская б-ка, Виндзор). Об интересе Л. да В. к передаче человеческих эмоций и состояния души свидетельствуют физиогномич. штудии, в т. ч. карикатуры (лист из Галереи Академии, Венеция, 1490-е гг.). Созданные им портреты («Дама с горностаем» – портрет Чечилии Галлерани, ок. 1490–1491, Нац. музей, Краков; «Музыкант» и «Женский портрет в профиль», оба – Б-ка Амброзиана, Милан) также отличает более пристальное, чем в предшествующей традиции, внимание к характеристикам моделей.
Леонардо да Винчи. «Портрет Лизы Герардини, жены Франческо дель Джокондо» («Мона Лиза», или «Джоконда»). Между 1503 и 1506. Лувр (Париж).
В 1499 Л. да В. покинул Милан и, после краткого пребывания в Мантуе (где был создан рисованный портрет Изабеллы Д’Эсте, Лувр) и Венеции, в апр. 1500 вернулся во Флоренцию. Ключевым для 2-го флорентийского периода (1500 – сер. 1508) стал заказ на сцену «Битва при Ангиари» (1504–05) для Зала Большого совета в Палаццо делла-Синьория (Палаццо Веккьо; на противоположной стене должна была размещаться «Битва при Кашине» Микеланджело). Оба мастера исполнили картоны, ныне утраченные. Центр. сцена картона Л. да В. («Битва за знамя») известна по копиям (наиболее эффектная из них принадлежит П. П. Рубенсу, 1603, Лувр; см. илл. к ст. Копия) и подготовит. рисункам («Голова кричащего человека», Музей изобразит. искусств, Будапешт), которые демонстрируют натуралистически переданную экспрессию. Незавершённая роспись, испорченная неудачной техникой, была разрушена (или скрыта) позднейшими записями (1560). Вторым монументальным рисунком этого периода является картон «Мадонна с Младенцем, св. Анной и маленьким Иоанном Крестителем» (ок. 1499–1500 или ок. 1508, Нац. галерея, Лондон). Выполненный углём и чёрным мелом, он отличается живописностью и завершённостью самостоят. произведения (см. илл. к ст. Графика). В самой знаменитой из своих работ – «Портрете Лизы Герардини, жены Франческо дель Джокондо» («Мона Лиза», или «Джоконда», между 1503 и 1506, Лувр) Л. да В. перерабатывает известную как в нидерландском, так и в итал. иск-ве схему поясного портрета в трёхчетвертном развороте, в архит. окружении на фоне пейзажа, наделив её ранее не встречавшейся монументальностью, эмоциональной связью между пейзажем и человеком и придав модели неуловимое выражение лица (знаменитая «улыбка Джоконды»), отражающее изменчивость её душевного состояния.
Находясь с 1502 на службе Чезаре Борджиа (см. Борджиа) в качестве архитектора и инженера, Л. да В. посетил Урбино и др. города Ср. Италии, создавая географич. карты («Карта Имолы», ок. 1502, «Вид Ареццо и долины Кьяна с высоты птичьего полёта», 1502, обе – Королевская б-ка, Виндзор). Во Флоренции Л. да В. создал также ряд утраченных впоследствии живописных произведений, известных по его рисункам и повторениям др. художников: «Мадонна с веретеном», «Леда и лебедь», «Благовествующий Ангел».
2-й миланский период (сер. 1508–13) Л. да В. провёл на службе у франц. правителя города Шарля д’Амбуаза, по заказам которого занимался оформлением театрализов. действ, создал ряд архит. проектов (дворец д’Амбуаза, известный по многочисл. рисункам и описаниям самого Л. да В.), а также проект конного памятника Джан Джакомо Тривульцио (серия перовых рисунков, Королевская б-ка, Виндзор). Живописные работы этого времени («Св. Иоанн Креститель», ок. 1509, «Мадонна с Младенцем, св. Анной и агнцем», ок. 1515, обе – Лувр) своими мягкими контурами, преувеличенным сфумато и характерными выражениями лиц предвосхищают приёмы маньеризма.
После двухлетнего пребывания в Риме Л. да В. по приглашению франц. короля Франциска I между авг. 1516 и маем 1517 отбыл во Францию. Несмотря на то, что в последние годы жизни мастер работал мало, его произведения оказали существенное влияние на франц. иск-во: неосуществлённый проект королевской виллы в Роморантене, задуманной как идеальный город с геометрически правильной планировкой, – на развитие архитектуры, а привезённые из Италии его картины – на франц. живопись. Наиболее значительными из поздних работ Л. да В. представляются рисунки природных катаклизмов (Королевская б-ка, Виндзор).
В Милане вокруг Л. сложился широкий круг последователей и подражателей: А. Соларио, Б. Луини, М. д’Оджоне, Дж. А. Больтраффио, Дж. Амброджо де Предис, Чезаре да Сесто, Ф. Мельци, Дж. Дж. Капротти, впоследствии получившие назв. «леонардесков». В разное время и по-разному сотрудничавшие с мастером, они распространяли его живописные и графич. идеи. Л. да В., один из основоположников стиля Высокого Возрождения, оказался в числе наиболее влиятельных художников в истории иск-ва. Его многогранная личность, соединяющая в себе черты учёного и художника, стала символом культуры Возрождения.
Объём рукописного наследия Л. да В., полностью опубликованного лишь в 19 в. (ок. 7 тыс. листов в записных книжках, получивших назв. «кодексы»: «Атлантический», «Тривульциев», «Арундельский», «Фостеровский», «Хаммеровский», «Мадридский» и др.), значительно превосходит объём его живописных и графич. работ. Для рукописей Л. да В. характерны калейдоскопичность, неожиданная смена тем и регистров; эскизность, неоконченность. В составе рукописей выделяется неск. собственно лит. сочинений: басни, фацеции и пророчества, а также «Бестиарий» (условное назв.). Пророчества Л. да В. чрезвычайно разнородны и часто представляют собой попросту загадки. Басня становится у Л. да В. способом постижения законов природы и их использования для оптимальной организации человеческого бытия. «Бестиарий» (скорее всего, он должен был служить подготовит. материалом для рисунков Л. да В., а также «Дамы с горностаем») перекликается с широко распространённым в культуре Возрождения жанром книги эмблем (вполне полноценные эмблемы, сочетающие энигматич. рисунок с лаконичным текстом, встречаются в разл. рукописях Л. да В.). Источниками «Бестиария» послужили анонимный трактат «Цвет добродетели», поэма «L’Acerba» Чекко д’Асколи, «Сокровище» Брунетто Латини, «Естественная история» Плиния Старшего в переводе Кристофоро Ландино (1476), а также очень популярная в эпоху Возрождения «Иероглифика» Гораполлона (опубл. в 1505).
Для мн. фрагментов Л. да В., включая знаменитый, уникальный по своей ритмич. организации реестр из 64 терминов, относящихся к движению воды, характерно сочетание поэтичности с инженерной и науч. точностью. К наиболее поэтичным фрагментам Л. да В. относится также фрагмент о буре, где возникает и мотив Пещеры, перекликающийся с известным образом Платона, но трактованный на новый лад, как символ загадочной и в то же время бесконечно притягательной Природы.
В записках Л. да В. рассеяны многочисл. рассуждения о живописи и др. изобразит. искусствах. После смерти художника они были объединены (предположительно Ф. Мельци) в «Трактат о живописи», состоящий из тематич. разделов, посвящённых т. н. спору искусств (сравнению живописи со скульптурой, музыкой и поэзией), проблемам перспективы, светотени и цвета, изображению человека и природы, обучению живописца и др.
Пирамидальный парашют Леонардо да Винчи: а – эскиз; б – макет.
Как учёный и изобретатель Л. да В. признавал единственным критерием истины опыт; он противопоставлял «книжной учёности» основанное на эксперименте естествознание. Интересы Л.-учёного охватывали математику, механику, гидравлику, анатомию и физиологию человека и животных, ботанику, геологию и др. «Раем» математич. наук он называл механику и широко пользовался математич. аппаратом в экспериментально-исследовательской деятельности (работы по определению коэф. трения и скольжения, центров тяжести фигур и тел, по законам рычага и др.). В области гидравлики Л. да В. впервые описал равновесие жидкости в сообщающихся сосудах, вплотную приблизившись к открытому только в 17 в. закону Паскаля. В заметках Л. да В. содержатся попытки объяснения природы бинокулярного зрения как условия объёмного восприятия пространства. На протяжении всей жизни Л. да В. занимался анатомией человека и животных. Он обобщил результаты своих анатомич. исследований в серии детализиров. рисунков, заложив основы совр. науч. иллюстрации; впервые описал ряд костей и нервов; занимался вопросами эмбриологии и сравнит. анатомии. Первым исследовал законы филлотаксии (о расположении листьев на стебле растений), гелиотропизма и геотропизма (соответственно о влиянии солнца и гравитации на растения), предложил способ определения возраста деревьев по годичным кольцам. Интересны его работы в области геологии: он описал осадочные породы и объяснил происхождение морских отложений в горах Италии.
Леонардо да Винчи. Эскиз моста (а). Пешеходный мост, построенный по эскизам Леонардо да Винчи. Норвегия. 2001. Архитектор В. Санн (б).
Изобретения и конструктивные догадки Л. да В. намного опередили эпоху. Единственным изобретением, получившим признание при его жизни, был колесцовый замок для пистолета – устройство для воспламенения порохового заряда (применялся до 19 в.). Уникальны исследования Л. да В. в области конструирования ЛА. В результате тщательного изучения полёта и планирования птиц, строения их крыльев он создал модель т. н. орнитоптера – ЛА с машущими крыльями. В его записках есть схема ЛА с возд. винтом – прототип совр. вертолёта. Поскольку попытки Л. да В. воспроизвести крыло, созданное природой, не привели к успеху, он разработал конструкцию планёра – предтечу дельтаплана (воссоздан по чертежам в 2002 в Великобритании, совершил испытат. полёт). В 1483 Л. да В. сделал чертёж пирамидального парашюта (испытан в 2000 англ. парашютистом А. Николасом в прыжке с высоты 3000 м). В Кодексах Л. да В. есть проекты водолазного костюма, спасательного круга, перепончатых перчаток (прототип ласт), велосипеда, металлич. повозки для перевозки солдат (прототип танка), катапульты, прожектора, лёгких переносных мостов для армии, вращающегося подъёмного крана, разл. станков (для изготовления иголок, верёвок, зеркал), дистиллятора с водяным охлаждением, механич. одометра (устройства для измерения пройденного расстояния), машины для резки бумаги, гигрометра, возд. вентилятора и др.
В 1502 Л. да В. по заказу османского султана Баязида II создал проект каменного моста с пролётом 240 м (общая длина 346 м, макс. выс. 40 м) через зал. Золотой Рог. По замыслу автора, мостовое полотно должны были поддерживать 3 очень пологие арки, основания которых напоминали бы хвост летящей птицы. Проект казался настолько фантастическим (на то время самый большой пролёт имел мост через р. Адда в Треццо – 72 м с выс. 21 м), что султан не решился на его осуществление. Пешеходный мост (меньшего размера, с пролётом 100 м) по эскизам Л. да В. был построен в Норвегии в 2001 (арх. В. Санн). В замке Кло-Люсе (Франция) ныне – музей, где хранятся модели разл. изобретений, воссозданных по проектам Леонардо да Винчи.
Мастер иллюзий: как Леонардо да Винчи обгонял свое время | Статьи
570 лет назад, 15 апреля 1452 года, в селении Анкиано в окрестностях городка Винчи, что неподалеку от Флоренции, у нотариуса Пьеро ди Бартоломео и его возлюбленной крестьянки Катерины родился первенец. Леонардо, сын господина Пьеро из Винчи, или просто Леонардо да Винчи, как он известен всему миру уже несколько веков, продолжает удивлять своими творениями и сегодняшнее человечество. «Известия» вспоминают жизнь одного из главных титанов Ренессанса — и, возможно, самого смелого изобретателя и ученого в истории человечества.
Ученик Вероккьо
Будущий автор «Джоконды» воспитывался поначалу в доме матери (рожден он был вне брака), а потом — в более состоятельной семье отца, который, судя по всему, был изрядным ловеласом. По крайней мере у Леонардо трижды сменялись мачехи.
Мастер иллюзий_9
Дом в Анкиано, в котором жил Леонардо в детстве
Фото: commons.wikimedia.org
Семейство жило в достатке, Леонардо получил хорошее домашнее образование, рано проявил художественные способности и в 14 лет поступил учеником в мастерскую Андреа Вероккьо — знаменитого скульптора и живописца, который, несомненно, обладал и педагогическими талантами.
Эпоха Возрождения, с ее внимательным отношением к земному пути человека, с ее бунтом против средневековых устоев, формировалась именно в таких флорентийских мастерских. Там кроме искусств изучали металлургию, химию и математику. Есть легенда, что учитель однажды поручил Леонардо написать двух ангелов для картины «Крещение Христа» — и, пораженный мастерством ученика, навсегда оставил кисти, посвятив себя исключительно ваянию.
Взыскательный художник
В 20 лет Леонардо из учеников стал мастером и вступил в гильдию Святого Луки. Его ценили главным образом как портретиста, который умеет находить неожиданную деталь, раскрывающую глубины характера. Но где игра ума — там и движения души, там и эмоции. «Изображенная фигура имеет ценность только в том случае, если ее движение передает состояние души», — писал Леонардо. И его кисть рождала не просто самоуверенных или кротких красавиц, а людей, испытывающих и ревность, и усталость, и двуличие, глядящих на мир то умиротворенно, то тревожно, то иронически.
Писать он любил медленно, как будто переселялся в своих героев — как медиум. Иногда мастер часами в застывшей позе сидел возле неоконченной картины или фрески и ждал, пока ему откроется необходимый штрих, самый точный, возможно, неожиданный и непонятный с первого взгляда. О мастере ходили даже слухи, что он погружается в транс, что ему помогает нечистая сила. К Леонардо, как ни к кому другому, подходит определение Пушкина — «взыскательный художник». Поэтому его живописное наследие не столь огромно, зато случайных, проходных портретов, написанных только ради гонорара, у великого мастера не было.
Фото: commons.wikimedia.org
Картина Леонардо да Винчи «Дама с горностаем» в Национальном музее в Кракове
Ходили пересуды о невероятной силе художника. Будучи правшой, он левой рукой сминал подкову. И даже формула отдыха у него была своя собственная, повторить которую вряд ли кто-то сможет: он спал по 15 минут каждые четыре часа, после чего пробуждался бодрым и работал, работал, работал, не зная усталости.
Мастер иллюзий_5
«Портрет музыканта» Леонардо да Винчи в миланской Пинакотеке Амброзиана
Фото: Global Look Press/i15
Современники находили у Леонардо лишь единственный недостаток: он нередко не заканчивал своих работ: в нем кипели новые замыслы. Мастер не любил расставаться со своими картинами, ускользал от заказчиков, никогда не ставил творчество «на поток». «Работа художника никогда не может быть закончена, а может быть только заброшена» — это слова человека, который осознанно стремился к совершенству и ставить финальную точку не любил. На склоне лет, приводя в порядок ворох своих замыслов и эскизов, Леонардо написал в дневнике: «О, читатель, не проклинай меня за то, что невозможно удержать в памяти сразу столько предметов».
Разгадать природу мысли
Живопись — как и инженерное творчество — стала для него не украшением жизни, а способом познать все измерения мира и человека. И потому его манера таинственна и многозначна, потому каждая картина мастера вызывает к жизни множество трактовок — самых фантастических. «Впереди планеты всей», конечно, сокровище Лувра — портрет супруги торговца шелком Франческо дель Джокондо Лизы Герардини. Почти всю жизнь Леонардо возил с собой этот портрет и думал о нем.
Впрочем, над загадкой этой женщины размышляли тысячи искусствоведов, философов, писателей, художников. А сколько противоположных трактовок порождает полуулыбка Джоконды! Она и «лукавая», и «мудрая», и «демоническая», и «чистая», и «болезненная». .. Есть даже версия, что Мона Лиза вообще не улыбается, а тщательно скрывает раздражение.
Мастер иллюзий_7
«Мона Лиза» в экспозиции Лувра
Фото: Global Look Press/Ringo Chiu
Некоторые считали, что модель Леонардо была беременна. По другой гипотезе это вообще зашифрованный автопортрет Леонардо, любившего «запутывать следы».
Ближе всех, на мой взгляд, подошел к тайне великого портрета профессор Московского университета Борис Виппер: «Чудо Моны Лизы заключается именно в том, что она мыслит. Мы ощущаем присутствие существа, наделенного разумом, с которым можно говорить и от которого можно ждать ответа». Для Леонардо это был образ жизни — мыслить, творить. Он пытался разгадать природу мысли — и очень вероятно, что портрет Моны Лизы связан именно с этим — главным — направлением его творчества.
Дуэль не состоялась
Не меньше легенд связано и с противостоянием двух гениев — Леонардо и его младшего современника Микеланджело. Когда им обоим заказали оформление зала Большого совета в палаццо Веккьо — вся Флоренция ждала этого соревнования. Их картины должны были располагаться на противоположных сторонах зала. Оба обратились к батальным сюжетам флорентийских побед. Да Винчи выбрал эпизод схватки двоих всадников за знамя в битве при Ангиари. Микеланджело собирался изобразить эпизоды битвы флорентийцев с пизанцами в битве при Кашине. Леонардо изображал жаркую схватку, а его молодой соперник — купание воинов, которых неожиданно призывают на бой.
Мастер иллюзий_4
Зал Большого совета в палаццо Веккьо во Флоренции
Фото: commons.wikimedia.org
По большому счету дуэль не состоялась. Микеланджело не окончил свою работу: папа Юлий II вызвал его в Рим. А у Леонардо во время работы смешались невысохшие краски, испортив часть композиции. В результате оба забросили этот заказ, а об их замыслах мы знаем по сохранившимся эскизам и копиям. Леонардо удалось передать ярость боя — как будто он сам сражался при Ангиари.
Фото: commons.wikimedia.org
Эскиз фрески «Битва при Ангиари» Леонардо да Винчи
Как писал о нем современник, «его искусная рука, более всякой другой, умела располагать для утехи глаз тени и краски. Он обладал тайною воспроизводить тела людей и даже воздушные образы богов. Его кисть давала жизнь и лошадям».
Миланский кудесник
К 30 годам Леонардо с двумя учениками переехал в Милан. В этом зажиточном городе он надеялся блеснуть инженерными талантами, поправить финансовое положение, конструируя военные машины, чтобы заниматься искусством без оглядки на заказы. В герцогстве правил Лодовико Сфорца, прозванный Моро: по одной версии, за темный цвет лица (как у мавра), по другой — за благоразумие, символом которого считалось тутовое дерево — morus. Мастер подарил «мавру» серебряную лиру (разумеется, собственного изготовления) и предложил свои услуги военного инженера.
Герцог сразу высоко оценил не только художественные и изобретательские таланты Леонардо, но и его музыкальность. В Милане ценили умение петь, которое входило в длинный список талантов да Винчи. При дворе Сфорца Леонардо блистал своими «фатециями» — короткими рассказами, которые можно назвать и загадками, и притчами, и пророчествами, и анекдотами. Он часто развлекал друзей и меценатов интеллектуальными загадками, в которых рассказывал о будущем. Предвидения Леонардо, как правило, звучат загадочно: «люди будут ходить и не будут двигаться; будут говорить с тем, кого нет, будут слышать того, кто не говорит».
Фото: commons.wikimedia.org
Монументальная роспись «Тайная вечеря» работы Леонардо да Винчи в доминиканском монастыре Санта-Мария-делле-Грацие в Милане
Но, пожалуй, главной его миланской работой стала «Тайная вечеря» — роспись в трапезной церкви Санта-Мария-делле-Грацие. Его интерпретация известного евангельского сюжета стала классической, столько в ней темперамента и подтекста одновременно. Есть легенда, что моделью для Христа и Иуды послужил для Леонардо один человек, только с разницей в три года. За это время он сумел превратиться из одухотворенного певчего в опустившегося нищего. Художник не узнал его, когда решил, что с этого человека можно писать Искариота. Пожалуй, это слишком красиво, чтобы быть правдой.
Кто знает всё, тот может всё
Вглядимся в знаменитый автопортрет Леонардо, на котором он выглядит то немощным старцем, то полным сил изобретателем, то сосредоточенным праведником, то лукавцем, который уже несколько веков посмеивается над человечеством. Многое можно рассмотреть в его чертах — в зависимости от ракурса и нашего настроения.
Мастер иллюзий_2
Эскиз вертолета Леонардо да Винчи
Фото: commons.wikimedia.org
Столь же разнообразны и его таланты. «Кто знает всё, тот может всё», — выводил он на странице дневника своим странным, вывернутым почерком принцип, которому следовал неуклонно. Вся его жизнь состояла из смелых идей, рисунков и чертежей.
Мастер иллюзий_3
Танк да Винчи с броней и без нее
Фото: commons. wikimedia.org
Список открытий Леонардо фантастичен. Великий мечтатель разработал прообраз современного вертолета. А еще — скафандра, механической повозки, прожектора, спасательного круга и велосипеда. Кроме того, в его записях можно разглядеть схемы пулемета, субмарины и танка — с применением интересных инженерных идей, о которых в XVI веке никто и не помышлял.
На чужбине
На склоне лет он нашел нового покровителя — французского короля Франциска I. Великому старцу присвоили титул «первый художник, инженер и архитектор короля» и отвели для него поместье Ле-Клу, которое часто посещал монарх, любивший жить по соседству, в Амбуазе. Это считалось великой честью: не Леонардо появлялся при дворе, а его величество посещал мастера.
Пенсия в 700 золотых экю позволяла не думать о хлебе насущном. Для молодого Франциска он стал образцом идеальной личности. Говорят, король даже копировал бороду Леонардо и его манеру одеваться. Но главное — он считал да Винчи великим художником и стремился учиться у него. В то время великого живописца уже не так увлекало искусство. Он проектировал систему каналов, предлагал новые конструкции крепостей и радовал монарха механическими львами.
Привечали его во Франции с истинно королевским размахом, но силы да Винчи иссякали. Свои лучшие работы он, без сомнения, создал на родине, в Италии. Но похоронили Леонардо, по его завещанию, в Амбуазе, в галерее церкви Сен-Флорантен, с такой эпитафией: «В стенах этого монастыря покоится прах Леонардо да Винчи, величайшего художника, инженера и зодчего Французского королевства». Биографы художника (и прежде всего Джорджо Вазари) утверждали, что Леонардо в последние годы жизни стал набожен, смирил свою гордыню. Возможно, они пытались приукрасить его образ в духе тогдашней «политкорректности». Леонардо никогда не бунтовал против церкви, но верил на свой лад, считая мыслящего человека почти всесильным.
Мастер иллюзий_1
Могила Леонардо да Винчи в замке Амбуаз
Фото: commons. wikimedia.org
Увы, обитель, в которой он нашел упокоение, разграбили во время гугенотских войн, а в начале XIX века снесли и церковь с могилой Леонардо. Вечной оказалась только слава великого флорентийца, который стал символом всего, чем может гордиться Старый Свет. И утонченная культура, и взлет инженерной мысли, и вера в прогресс, и парадоксализм — это всё Леонардо. Гений, для которого, кажется, не существовало невозможного.
Леонардо в России
До нашего времени сохранилось около 15 картин Леонардо — не считая более многочисленных фресок и рисунков. Пять из них хранятся в парижском Лувре, две — в петербургском Эрмитаже, еще в нескольких музеях мира — по одной. Знаменитую «Мадонну Литта» в 1864 году продал директору Эрмитажа Степану Гедеонову герцог Антонио Литта.
Мастер иллюзий_8
Турист у картины Леонардо да Винчи «Мадонна Литта» в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге
Фото: РИА Новости/Евгений Биятов
У второй эрмитажной «Мадонны» Леонардо более интересная история. Ее в конце XVIII века купил в Италии генерал Алексей Корсаков, директор Артиллерийского корпуса и большой ценитель классического искусства. Скорее всего, это изображение Мадонны с цветком было одной из первых самостоятельных работ Леонардо. В конце XIX века шедевр оказался в коллекции купца Александра Сапожникова. Его дочь Мария вышла замуж за придворного архитектора Леонтия Бенуа — и супруги решили продать картину императорскому Эрмитажу. Последние платежи за картину они получили уже после революции. Это наше достояние — как, впрочем, и всё, чем восхищает мир Леонардо. И всё, чему он учит нас через века.
Автор — заместитель главного редактора журнала «Историк»
Леонардо да Винчи | Биография, искусство, картины, Мона Лиза, рисунки, изобретения, достижения и факты
Леонардо да Винчи: автопортрет
Смотреть все медиа
- Дата рождения:
- 15 апреля 1452 г.
Италия
- Умер:
- 2 мая 1519 г. (67 лет)
Франция
- Известные работы:
- «Битва при Ангиари»
«Последний ужин»
«Леда»
«Мона Лиза»
«Портрет Джиневры де Бенчи»
«Св. Джером”
«Мадонна Бенуа»
«Дева скал»
«Трактат о живописи»
«Богоматерь с младенцем и святой Анной»
- Механизм/стиль:
- Раннее Возрождение
эпоха Возрождения
- Предметы изучения:
- перспектива
пропорция
анатомия
космология
механика
Просмотреть весь связанный контент →
Популярные вопросы
Чем известен Леонардо да Винчи?
Леонардо да Винчи был художником и инженером, наиболее известным своими картинами, особенно Мона Лиза (ок. 1503–1519) и Тайная вечеря (1495–1498). Его рисунок Витрувианского человека (ок. 1490 г.) также стал культурной иконой. Леонардо иногда считают изобретателем танка, вертолета, парашюта и летательного аппарата, среди других транспортных средств и устройств, но более поздние ученые оспаривают такие утверждения. Тем не менее, записные книжки Леонардо свидетельствуют об остром уме, и его вклад в искусство, включая методы изображения пространства, трехмерных объектов и человеческой фигуры, невозможно переоценить.
Подробнее читайте ниже:
Искусство и достижения: Леонардо как художник-ученый
Мона Лиза
Узнайте больше о знаменитом портрете Леонардо да Винчи, Мона Лиза .
Тайная вечеря
Узнайте больше о знаменитой настенной живописи Леонардо да Винчи, Тайная вечеря .
Сколько существует картин Леонардо да Винчи?
Общий объем работ Леонардо да Винчи в живописи действительно довольно невелик; сохранилось менее 20 картин, которые можно определенно отнести к нему, и некоторые из них незакончены. Две из его самых важных работ — Battle of Anghiari и Leda , ни один из них не завершен, они сохранились только в копиях.
Подробнее ниже:
Искусство и достижения: Живопись и рисунок
10 известных произведений Леонардо да Винчи
Узнайте, какие из сохранившихся произведений Леонардо да Винчи являются самыми известными.
Каким был Леонардо да Винчи?
Леонардо да Винчи был описан как человек с добрым, но сдержанным характером и элегантной осанкой. Он был известен своей привередливостью в уходе за собой, аккуратной и подстриженной бородой в более позднем возрасте и одевался в яркую одежду в стиле, отвергающем современные обычаи. Писатель 16-го века Джорджо Вазари указывал, что Леонардо мало заботился о деньгах, но был очень щедр по отношению к своим друзьям и помощникам. У него был чрезвычайно пытливый ум, и он прилагал огромные усилия, чтобы стать эрудированным в языках, естественных науках, математике, философии и истории, среди других предметов. Записи в его записных книжках предполагают, что он мог быть вегетарианцем, а также есть предположения, что он мог быть гомосексуалистом.
Подробнее читайте ниже:
Искусство и достижения: Леонардо как художник-ученый
Джорджио Вазари
Узнайте больше о Джорджио Вазари, авторе 16-го века, который написал серию биографий о художниках эпохи Возрождения, включая Леонардо да Винчи.
Какой была семья Леонардо да Винчи?
Родители Леонардо да Винчи не были женаты на момент его рождения недалеко от небольшой деревни Винчи в регионе Тоскана. Его отец, сер Пьеро, был флорентийским нотариусом и землевладельцем, а мать, Катерина, была молодой крестьянкой, которая вскоре после этого вышла замуж за ремесленника. Леонардо вырос в поместье семьи своего отца, где к нему относились как к «законнорожденному» сыну и он получил обычное для того времени начальное образование: чтение, письмо и арифметику. Леонардо никогда не был женат, но у него было много близких отношений с другими художниками и интеллектуалами, а также со своими помощниками.
Подробнее читайте ниже:
Жизнь и творчество
Тоскана
Узнайте больше о Тоскане, регионе, где родился и вырос Леонардо да Винчи.
У кого учился Леонардо?
Когда Леонардо было около 15 лет, его отец, пользовавшийся высокой репутацией во флорентийском обществе, отдал его в ученики к художнику Андреа дель Верроккьо. В знаменитой мастерской Верроккьо Леонардо получил многогранное образование, включавшее живопись и скульптуру, а также технические и механические искусства. Он также работал в соседней мастерской художника Антонио Поллайуоло, скульптора, художника, гравера и ювелира, который часто работал со своим братом Пьеро. В 1472 г. Леонардо был принят в гильдию живописцев Флоренции, но оставался в мастерской своего учителя еще пять лет, после чего работал во Флоренции самостоятельно до 1481 г.
Подробнее читайте ниже:
Жизнь и творчество
Андреа дель Верроккьо
Узнайте больше о художнике эпохи Возрождения Андреа дель Верроккьо, в мастерской которого Леонардо учился.
Братья Поллайоло
Узнайте больше о художнике эпохи Возрождения Антонио Поллайоло и его брате Пьеро, в мастерской которого Леонардо да Винчи работал молодым подмастерьем.
Сводка
Прочтите краткий обзор этой темы
Леонардо да Винчи , (итал. «Леонардо из Винчи») (род. 15 апреля 1452 г., Анкиано, недалеко от Винчи, Флорентийская республика [Италия] — умер 2 мая 1519 г., Cloux [теперь Clos-Lucé], Франция), итальянский художник, рисовальщик, скульптор, архитектор и инженер, чье мастерство и интеллект, возможно, больше, чем у любого другого деятеля, олицетворяли гуманистический идеал эпохи Возрождения. Его Тайная вечеря (1495–1498) и Мона Лиза (ок. 1503–1519) являются одними из самых популярных и влиятельных картин эпохи Возрождения. Его записные книжки раскрывают дух научного поиска и механическую изобретательность, опередившие свое время на столетия.
Исследуйте жизнь итальянского художника, архитектора, инженера и гуманиста Леонардо да Винчи.
Посмотрите все видео к этой статье. во многом на его безграничном стремлении к знаниям, которое руководило всем его мышлением и поведением. Художник по характеру и способностям, он считал свои глаза главным путем к познанию; Для Леонардо зрение было высшим чувством человека, потому что оно одно сообщало факты опыта немедленно, правильно и достоверно. Отсюда каждое воспринятое явление становилось предметом познания, и saper vedere («умение видеть») стало главной темой его исследований. Он применял свое творчество во всех областях, где используется графическое изображение: он был художником, скульптором, архитектором и инженером. Но он пошел даже дальше этого. Он использовал свой превосходный интеллект, необычайную наблюдательность и мастерство в искусстве рисования для изучения самой природы, направление исследований, которое позволило ему процветать в двойном стремлении к искусству и науке.
Жизнь и творчество
Ранний период: Флоренция
Родители Леонардо не были женаты на момент его рождения. Его отец, сер Пьеро, был флорентийским нотариусом и землевладельцем, а мать, Катерина, была молодой крестьянкой, которая вскоре после этого вышла замуж за ремесленника. Леонардо вырос в поместье семьи своего отца, где к нему относились как к «законнорожденному» сыну, и он получил обычное для того времени начальное образование: чтение, письмо и арифметику. Леонардо серьезно не изучал латынь, ключевой язык традиционного обучения, до тех пор, пока намного позже не приобрел практические знания о нем самостоятельно. Он также не занимался высшей математикой — высшей геометрией и арифметикой — до 30 лет, когда начал изучать ее с прилежным упорством.
Художественные наклонности Леонардо, должно быть, проявились рано. Когда ему было около 15 лет, его отец, пользовавшийся высокой репутацией во флорентийском обществе, отдал его в ученики к художнику Андреа дель Верроккьо. В знаменитой мастерской Верроккьо Леонардо получил многогранное образование, включавшее живопись и скульптуру, а также технические и механические искусства. Он также работал в соседней мастерской художника Антонио Поллайуоло. В 1472 году Леонардо был принят в гильдию художников Флоренции, но оставался в мастерской своего учителя еще пять лет, после чего работал во Флоренции самостоятельно до 1481 года. Сохранилось великое множество великолепных рисунков пером и карандашом того периода. , в том числе множество технических зарисовок, например, насосов, боевого оружия, механических устройств, которые свидетельствуют о интересе Леонардо к техническим вопросам и его знании даже в начале его карьеры.
Первый миланский период (1482–1499)
В 1482 году Леонардо переехал в Милан, чтобы работать на службе у городского герцога — неожиданный шаг, если учесть, что 30-летний художник только что получил свои первые крупные заказы от его родной город Флоренция: незаконченное панно «Поклонение волхвов» для монастыря Сан-Донато-а-Скопето и алтарная картина для капеллы св. Бернара в Палаццо делла Синьория, которая так и не была начата. То, что он отказался от обоих проектов, кажется, указывает на то, что у него были более серьезные причины покинуть Флоренцию. Может быть, довольно утонченный дух неоплатонизма, царивший во Флоренции Медичи, шел вразрез с ориентированным на опыт умом Леонардо и привлекала его более строгая, академическая атмосфера Милана. Более того, его, несомненно, привлекал блестящий двор герцога Людовико Сфорца и ожидавшие его там важные проекты.
Леонардо провел 17 лет в Милане, до падения Людовико от власти в 1499 году. Он числился в реестре королевского двора как pictor et ingeniarius ducalis («художник и инженер герцога»). Изящный, но сдержанный характер Леонардо и элегантная осанка были хорошо приняты в придворных кругах. Пользуясь большим уважением, он был постоянно занят как живописец и скульптор, а также как оформитель придворных празднеств. С ним также часто консультировались в качестве технического советника в области архитектуры, укреплений и военных вопросов, и он работал инженером-гидравликом и механиком. Как и на протяжении всей своей жизни, Леонардо ставил перед собой безграничные цели; если проследить контуры его творчества за этот период или за его жизнь в целом, то так и хочется назвать это грандиозной «неоконченной симфонией».
Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту.
Подписаться сейчас
Как художник Леонардо выполнил шесть работ за 17 лет в Милане. (Согласно современным источникам, Леонардо было поручено создать еще три картины, но эти работы с тех пор исчезли или так и не были выполнены.) Примерно с 1483 по 1486 год он работал над алтарной картиной «Мадонна в скалах» , проектом, который привело к 10-летнему судебному разбирательству между Братством Непорочного Зачатия, которое заказало его, и Леонардо; по неопределенным причинам этот юридический спор побудил Леонардо создать еще одну версию работы примерно в 1508 году. В этот первый миланский период он также создал одну из своих самых известных работ — монументальную настенную роспись 9.0045 Тайная вечеря (1495–98) в трапезной монастыря Санта-Мария-делле-Грацие (для более подробного анализа этого произведения см. ниже Тайная вечеря ). Также следует отметить декоративную роспись потолка (1498 г.), которую он сделал для Зала делле Ассэ в миланском замке Сфорцеско.
В этот период Леонардо работал над грандиозным скульптурным проектом, который, видимо, и был причиной его приглашения в Милан: монументальная конная статуя из бронзы, воздвигнутая в честь Франческо Сфорца, основателя династии Сфорца. Леонардо посвятил этой задаче 12 лет — с перерывами. В 1493 глиняная модель лошади была выставлена на всеобщее обозрение по случаю бракосочетания императора Максимилиана с Бьянкой Марией Сфорца, и были сделаны приготовления для отливки колоссальной фигуры, которая должна была быть 16 футов (5 метров) в высоту. Но из-за неминуемой опасности войны металл, готовый к заливке, вместо этого использовали для изготовления пушек, в результате чего проект был остановлен. Падение Людовико в 1499 году решило судьбу этого неудавшегося предприятия, которое, возможно, было самой грандиозной концепцией памятника в 15 веке. Последовавшая война превратила глиняную модель в груду руин.
Как мастер-художник, Леонардо содержал обширную мастерскую в Милане, нанимая учеников и студентов. Среди учеников Леонардо в это время были Джованни Антонио Больтраффио, Амброджо де Предис, Бернардино де Конти, Франческо Наполетано, Андреа Солари, Марко д’Оджионо и Салаи. Роль большинства этих соратников неясна, что приводит к вопросу о так называемых апокрифических произведениях Леонардо, над которыми мастер сотрудничал со своими помощниками. Ученые не смогли прийти к единому мнению об атрибуции этих работ.
Леонардо да Винчи — ASME
Леонардо да Винчи (1452-1519) наиболее известен как художник, создавший «Мону Лизу» и «Тайную вечерю», но он также был инженером-самоучкой. Этот непредубежденный, любознательный, безграничный, практичный мечтатель был склонен к учебе и обладал беспокойным умом.
Да Винчи прожил в Италии 67 лет в середине 1400-х годов. Во времена, далекие от электричества, когда в качестве энергии использовалась вода, и за 100 лет до того, как Галилей изобрел измерение времени, да Винчи был инженером и искусным изобретателем как рабочих, так и теоретических изобретений. Его художественные таланты позволили ему записывать свои механические идеи с достаточной ясностью, чтобы можно было создавать чертежи рабочих моделей, позволяя человечеству продолжать отмечать его достижения в наши дни.
Да Винчи хотел создать новые машины для нового мира. Он хотел создать лучшие условия как для людей, так и для животных. Он применил свои навыки рисования и перспективы в карьере, которая принесла ему более высокую заработную плату, чем художник, много лет проработав инженером.
В 1480-х годах в Милане была потребность в инженерах для проектирования военных укреплений, потому что регион находился в состоянии войны, поэтому да Винчи написал герцогу Сфорца предложение, которое теперь можно смело считать лучшим в мире сопроводительным письмом, в котором подробно описывались его возможности и запрашивалась инженерная должность.
«В случае осады я знаю, как высушить воду из рвов и как построить бесконечное количество мостов, крытых ходов, подъемных лестниц и других механизмов для такого рода предприятий», — писал он около 600 лет назад. .
Инженерный эскиз Леонардо да Винчи.
Он получил работу.
В 30 лет он впервые проявил свои инженерные таланты и 17 лет проработал военным инженером в Милане. Он изучал и проектировал военные инструменты, такие как танки, катапульты, подводные лодки, пулеметы и другое оружие. Он также занимался механикой рычагов, шестерен, кранов, гидравлики, шарикоподшипников, велосипедов и летательных аппаратов. Он также проявил таланты в области гражданского строительства, изучая геометрию и архитектурные проекты купольных церквей, крепостей и каналов. Среди многих других проектов, в 1495 он детализировал планы трехколесного, заводного, самоходного «автомобиля», который также считается первым «роботом».
Да Винчи был первым «системным инженером», создавшим новое отношение к пониманию того, как работают машины. По словам кураторов Бостонского музея науки, «он рассудил, что, понимая, как работает каждая отдельная часть машины, он может модифицировать их и комбинировать по-разному, чтобы улучшить существующие машины или создать изобретения, которых раньше никто не видел». Он написал первые систематические объяснения того, как работают машины и как можно комбинировать элементы машин.
Он ежедневно писал в своих блокнотах по-итальянски, используя зеркальное письмо «торговым шрифтом», справа налево, не предназначенное для других. Он писал не линейно, законченными мыслями или логическими последовательностями, а наблюдательно. Его дневники содержат рисунки и слова, описывающие понятия, идеи, функции, связи.
Он написал тысячи страниц, в том числе 30 научных журналов. Самый важный теперь называется Кодексом Лестера, его единственное известное непрерывное и завершенное сочинение, охватывающее природу воды, ее движение, законы течений и то, как они связаны с воздухом, движением и звездами.
Codex Leicester также является последней общедоступной записной книжкой Da Vinci, в настоящее время принадлежащей Биллу Гейтсу, который купил ее за 30 миллионов долларов. Он был оцифрован для всеобщего обозрения, а настоящий блокнот выставлен в Художественном музее Сиэтла с компьютерными программами, которые отображают перевернутое зеркальное письмо и объясняют, как соединяется текст на страницах. Все остальные записные книжки принадлежат и выставлены в библиотеках и музеях по всему миру.
Самый маленький из всех блокнотов с тремя листами заметок по геометрии, весам, механике и гидравлическим машинам — Кодекс Лесника, датируемый 149 г.