Что взорвалось при приземлении спускаемой капсулы: Система аварийного спасения экипажа на космических кораблях «Союз»

Система аварийного спасения экипажа на космических кораблях «Союз»

11 октября 2018, 13:23

Авария при запуске «Союза МС-10»

ТАСС-ДОСЬЕ. 11 октября 2018 года во время запуска с космодрома Байконур пилотируемого корабля «Союз МС-10» произошла авария ракеты-носителя «Союз-ФГ». После срабатывания системы аварийного спасения (САС) спускаемый аппарат совершил посадку в 25 км к востоку от г. Жезказгана (Карагандинская область Казахстана). Состояние экипажа удовлетворительное.

САС позволяет сохранить жизни экипажу космического корабля в случае возникновения аварийной ситуации на ракете-носителе. В состав САС на российских кораблях «Союз» входят блоки автоматики, питания, гироприборы, двигательная установка, двигатели головного обтекателя, а также механизмы и агрегаты, которые размещаются на головном обтекателе (решетчатые стабилизаторы, верхние опоры, ложементы для спускаемого аппарата, механизмы аварийного стыка, противопожарная система, средства отделения блистера оптического визира и др. ).

Читайте также

Неудачи при запусках российских ракет-носителей

Двигательная установка САС установлена над головным обтекателем «Союза» на штанге («башенка» на самой верхушке ракеты с кораблем). Двигатели приводятся в готовность за 15 минут до намеченного старта ракеты-носителя. В случае аварии система активируется вручную из командного пункта двумя дежурными, одновременно нажимающими две кнопки по команде наблюдающего за пуском (как правило, таким сигналом выступает короткое слово, название города или реки). С помощью пирозамков САС отстреливает спускаемый аппарат с экипажем от аварийной ракеты, уводит его в сторону и обеспечивает мягкую посадку с помощью парашютной системы.

В безаварийном полете при штатном наборе ракетой-носителем достаточной высоты штанга САС отстреливается от головного обтекателя.

За время эксплуатации «Союзов» система неоднократно модернизировалась. Технические характеристики САС с двигательной установкой 11Д855М разработки АО «Машиностроительное конструкторское бюро «Искра» им. И. И. Картукова» (входит в состав АО «Корпорация тактическое ракетное вооружение»):

  • масса САС — 2,8 тыс. кг;
  • масса отделяемого головного блока — 8 тыс. 340 кг;
  • время увода головного блока за пределы опасной зоны — 4 секунды;
  • высота увода головного блока при аварии на старте — 1 тыс. 200 м;
  • номинальное удаление места посадки спускаемого аппарата от старта при аварии на старте — от 500 до 1 тыс. 800 м.

14 декабря 1966 года после отмены пуска беспилотного орбитального космического корабля «Союз 7К-ОК» была ошибочно выдана команда на срабатывание САС на старте. Система отработала штатно, но отделение корабля привело к пожару и взрыву ракеты-носителя «Союз». В результате погиб один из офицеров стартовой команды — инженер-майор Коростылёв, отравившийся продуктами горения.

Читайте также

Хронология аварий и катастроф советских и российских пилотируемых кораблей

27 сентября 1967 года после старта беспилотного «Союза 7Л- Л1» (автоматическая межпланетная станция «Зонд», программа облета Луны) произошла авария ракеты-носителя «Протон-К». В результате срабатывания САС спускаемый аппарат приземлился без повреждений. Погибших и пострадавших из-за падения ракеты не было.

22 ноября 1967 года через 4 секунды после запуска второй ступени носителя «Протон-К» произошла потеря управления ракетой. После срабатывания САС беспилотный спускаемый аппарат корабля «Союз 7К-Л1» (также предназначался для облета Луны) приземлился без повреждений. Погибших и пострадавших при падении ракеты не было.

20 января 1969 года при запуске космического корабля «Союз 7К-Л1» в беспилотном режиме ракета-носитель «Протон-К» взорвалась на 510-й секунде полета. Благодаря работе САС спускаемый аппарат успешно приземлился на территории Монголии. Жертв и пострадавших не было.

3 июля 1969 года после старта ракеты-носителя Н-1 с беспилотным кораблем 11Ф92 «Зонд-М» (прототип лунного орбитального корабля) и макетом лунного посадочного корабля 11Ф94 из-за ненормальной работы одного из двигателей автоматика последовательно отключила почти все двигатели первой ступени, когда ракета находилась на высоте около 200 м. На 15-й секунде полета сработали двигатели САС, спускаемый аппарат успешно покинул зону падения ракеты. Погибших и пострадавших не было.

Читайте также

Хронология аварий при запусках ракет-носителей семейства «Союз» с 2000 года

5 апреля 1975 года после старта пилотируемого корабля «Союз-18-1», который должен был доставить на орбитальную станцию «Салют-4» космонавтов Василия Лазарева и Олега Макарова, произошел отказ третьей ступени ракеты-носителя «Союз» на высоте 192 км.

Штанга с двигателями САС и головной обтекатель к тому моменту уже были сброшены. Сработала автоматическая система отделения спускаемого аппарата от аварийной ракеты. После отстрела капсулы и до раскрытия парашютной системы космонавты испытали перегрузки, по разным данным, в 20 или даже 26 g. Аппарат с экипажем приземлился на склон горы юго-западнее Горно-Алтайска, космонавтов обнаружили геологи и эвакуировали военные.

26 сентября 1983 года на Байконуре за 48 секунд до старта произошло возгорание ракеты-носителя «Союз-У» с пилотируемым кораблем «Союз Т-10-1». Сработавшая САС увела из опасной зоны спускаемый аппарат с космонавтами Владимиром Титовым и Геннадием Стрекаловым, которые испытали перегрузки от 14 до 18 g. Приземление прошло в 4 км от места аварии. Погибших и пострадавших в результате падения обломков ракеты-носителя не было. Причиной происшествия стала неисправность в системе смазки газогенераторов первой ступени ракеты. Корабль должен был доставить третью основную экспедицию на орбитальную станцию «Салют-7».

  

Теги:

РоссияАвария при запуске «Союза МС-10»

При возвращении «Союза» произошла нештатная ситуация

Нештатная ситуация произошла в самом начале спуска корабля «Союз МС-11», на котором на Землю вернулись космонавт Олег Кононенко, а также астронавты Давид Сен-Жак и Энн Макклейн. О ней сообщили американские коллеги Роскосмоса, в котором позднее опровергли эту информацию.

Утром во вторник в казахстанской степи совершил приземление пилотируемый космический корабль «Союз МС-11», на борту которого на Землю с Международной космической станции вернулись космонавт Олег Кононенко, а также астронавты Давид Сен-Жак и Энн Макклейн.

Приземление корабля состоялось в 148 км юго-восточнее города Жезказган в Казахстане в 05:48 мск.

Ранее минувшей ночью в расчетное время корабль «Союз МС-11» отчалил от модуля «Поиск». При этом на МКС остались россиянин Алексей Овчинин и американцы Ник Хейг и Кристина Кук.

На высоте примерно ста километров корабль вошел в плотные слои атмосферы, в 5.33 корабль вышел на связь, Олег Кононенко доложил, что перегрузка составила 4,4 единиц. «Самочувствие хорошее», — добавил он.

Все три члена экипажа сообщили о нормальном самочувствии, лучше всех выглядела астронавт Энн Макклейн, которая улыбалась и приветливо жестикулировала, оказавшись вне капсулы спускаемого аппарата. После проверки физического состояния и коротких интервью членов экипажа унесли в палатки для подготовки к отправке с места приземления.

Корабль, как это бывает чаще всего, приземлился вертикально, не завалившись на бок, что упрощает процесс извлечения экипажа.

«Мое третье приземление, опять вертикальное, погода как всегда радует», — сказал Кононенко.

Трансляцию приземления вела телестудия Роскосмоса, в эфире посадку комментировала представитель госкорпорации и опытные космонавты. При этом неоднократно повторялось, что посадка проходит штатно. Однако уже не впервые о некоторых замечаниях сообщили не в Роскосмосе, а американские коллеги из NASA.

Так, выяснилось, что нештатная ситуация произошла с двигательной установкой пилотируемого корабля «Союз МС-11», передает РИА «Новости» со ссылкой на NASA.

В ходе трансляции, которая велась на сайте NASA, комментатор сообщил,

что после выполнения манёвра для схода корабля «Союз МС-11» с орбиты произошел отказ основного коллектора

(комплект топливных баков с магистралями и клапанами) двигательной установки корабля. При этом автоматика успешно перешла на резервный коллектор. Однако этот отказ не повлиял на спуск «Союза МС-11» с орбиты.

Позднее в Роскосмосе опровергли сообщения о том, что при спуске пилотируемого корабля «Союз МС-11» возникла нештатная ситуация.

«По результатам анализа телеметрической информации при проведении посадки экипажа транспортного пилотируемого корабля все бортовые системы и агрегаты «Союза МС-11» (в том числе комбинированная двигательная установка) отработали в штатном режиме, в строгом соответствии с программой полёта. Замечаний нет, — говорится в сообщении. — После полного выполнения задач посадки был подготовлен к использованию (в случае возможного возникновения необходимости) резервный коллектор (контур пневмогидросистемы КДУ).».

Кононенко, Сен-Жак и Макклейн прилетели на МКС в декабре 2018 года. Во время их полета на станции были приняты беспилотный корабль Crew Dragon, грузовые корабли «Прогресс МС-11», Cygnus и Dragon. За это время были выполнены пять выходов в открытый космос: два по российской программе и три по американской. С борта МКС с помощью манипулятора запускались малые спутники, а с использованием двигателей грузовых кораблей «Прогресс» поднималась орбита станции.

Для командира корабля Олега Кононенко это был четвертый полет на околоземную орбиту. На данный момент он является рекордсменом по продолжительности пребывания на Международной космической станции — 737 суток. Космонавт Роскосмоса провел свыше полусотни экспериментов и исследований по российской научной программе.

В частности, Кононенко установил на борту МКС «умную полку», которая позволит облегчить в будущем работу экипажей, и провел уникальный эксперимент по печати живых тканей на 3D-биопринтере.

Проект «Магнитный 3-D биопринтер», в реализации которого участвуют госкорпорация Роскосмос с частными компаниями, начал свою работу в 2016 году. В рамках проекта был создан биопринтер для печати живых тканей и органных конструктов в условиях отсутствия гравитации.

Аналогичный биопринтер находился на борту «Союза МС-10» 11 октября,

когда произошла нештатная ситуация, по причине аварии носителя эксперимент не состоялся.

В этой экспедиции Олег Кононенко совершил два выхода в открытый космос. Первый выход состоялся 11-12 декабря 2018 года — вместе с космонавтом Сергеем Прокопьевым продолжительностью 7 часов 45 минут. Основной задачей было обследование внешней поверхности МКС и бытового отсека корабля «Союз МС-09». Это была уникальная и сложная работа, которая, несомненно, войдет в историю мировой космонавтики. Тогда российские космонавты занимались обследованием загадочного отверстия, которое появилось в обшивке корабля «Союз» и стало причиной утечки воздуха и серьезного разбирательства в Роскосмосе. К слову, разбирательство это не завершено, ответы о причинах появления отверстия госкорпорацией не даны.

Второй выход состоялся 29-30 мая 2019 года — вместе с космонавтом Алексеем Овчининым продолжительностью 6 часов 1 минута. В рамках эксперимента «Тест» они демонтировали устройства экспонирования и взяли пробы для оценки возможных микроповреждений оболочки станции, изменили ориентацию блока контроля давления и осаждений, а также демонтировали неиспользуемые кабели и измерительные блоки.

Приземлившийся экипаж в твитере поздравил глава Роскосмоса Дмитрий Рогозин, который сообщил точное время посадки — 05. 47.50 мск — и напомнил про аварию корабля «МС-10», после которой запускалась эта команда астронавтов.

«Помню колоссальное напряжение всех коллег на старте 3 декабря. Экипаж выполнил свою задачу полностью, ребята достойны уважения», — написал Рогозин в твитере.

Глава 5: Вечность нисхождения

Вода была мутной, закрученной поверхностными ветрами, из-за чего дайверы Терри Бейли и Майк Макаллистер не могли видеть дальше, чем на расстоянии вытянутой руки. Они ныряли несколько дней, поднимая обломки «Челленджера», и теперь, во время этого погружения, в их баках оставалось всего шесть минут.

Они были на глубине около 100 футов, двигаясь по морскому дну, когда чуть не наткнулись на то, что сначала показалось клубком проволоки и металла. Ничего такого необычного, ничего такого, чего они не видели во многих предыдущих погружениях.

Потом они это увидели. Скафандр, полный воздуха, ноги парят над поверхностью. В этом кто-то есть, подумал Терри Бейли.

Нет, это неправильно, увещевал он себя. Астронавты шаттлов не носят герметичные скафандры во время полета с двигателем. Они носят комбинезоны. Они несут с собой два скафандра, если они понадобятся для ремонтного выхода в открытый космос.

Он повернулся к своему напарнику, Майку Макалистеру. Они просто посмотрели друг на друга и подумали: «Джекпот». Это то, что мы искали. Кабина экипажа.

На низком уровне воздуха два дайвера быстро осмотрели место, отметили место буем и вернулись на свою лодку, чтобы сообщить о находке.

Неповрежденная каюта
Рано утром следующего дня спасательный корабль USS Preserver вышел в море. Водолазы приступили к своей мрачной работе по извлечению изрезанных и искривленных останков кабины экипажа «Челленджера» и останков семи ее пассажиров.

При первом осмотре было очевидно, что корабль экипажа шаттла «Челленджер» пережил взрыв во время всплытия. Было начато двухлетнее расследование того, как уцелела кабина экипажа и, возможно, ее обитатели.

Ветераны-астронавты Роберт Криппен и Боб Овермайер вместе с другими ведущими экспертами просеивали каждый бит данных слежения. Они изучили все системы кабины экипажа — даже самые маленькие, самые незначительные обломки. Они узнали, что в момент воспламенения основного топливного бака, когда за окном пилота Майка Смита пронеслась полоса пламени, не могло быть никаких сомнений, что Смит знал — даже в этот единственный момент — что их поглотила катастрофа. Что-то ужасное, чего никогда прежде не случалось с шаттлом, накинулось на них, как огромный зверь.

Майк Смит произнес свои последние слова в истории, записанные на бортовом самописце экипажа.

«О-о-о!»

Абсолютная эпитафия.

Сразу после этого вся связь между шаттлом и землей была потеряна. Поначалу многие люди, наблюдавшие за взрывом, и другие в центре управления полетом считали, что астронавты погибли мгновенно — само по себе благословение.

Но они ошибались.

Интенсивные и тщательные исследования НАСА каждого аспекта этого взрыва, сравнение того, что произошло с другими взрывами самолетов и космических кораблей, а также знание силы взрыва и превосходной формы и конструкции кабины экипажа, наконец, привели некоторых исследователей к умопомрачительный вывод.

Они были живы на всем пути вниз.

Взлет и падение
Взрывной выброс топлива, расчленивший крылья и другие части шаттла, не был настолько сильным, чтобы вызвать немедленную смерть или даже серьезное ранение экипажа. «Челленджер» был спроектирован так, чтобы выдерживать нагрузку на крыло в 3 g (в три раза больше гравитации) с еще одним встроенным запасом прочности в 1,5 g. того же момента, имело место. Через мгновение из большого бака вытекло все топливо.

Компьютеры продолжали работать и, точно по плану, исправно отмечали нехватку топлива и выключали двигатели. Это было в высшей степени бесполезным занятием, потому что к тому времени «Челленджер» уже не был космическим кораблем.

Один твердый ускоритель вырвался на свободу, его огромное пламя прорезало Челленджер, отделив крыло. Огромные перегрузки вырвали другое крыло. «Челленджер» развалился, но кабина экипажа осталась практически нетронутой и смогла выдержать своих пассажиров.

Взрывная сила разрезала металлические конструкции, но это была почти та сила, которая была необходима, чтобы отделить все еще неповрежденный боевой отсек от расширяющегося облака пылающих обломков и дыма. Лучшие данные говорят экспертам о том, что «Челленджер» разбился на высоте 48 000 футов над Атлантикой. Неповрежденное боевое отделение, движимое уже достигнутой скоростью, взлетело на максимальную высоту в 65 000 футов, прежде чем начать движение по дуге к земле.

Кабина экипажа, усиленная алюминием, оставалась прочной, двигаясь с собственной скоростью по огромной изгибающейся баллистической дуге, достигла вершины своей кривой, а затем начала пикировать в сторону океана.

И только когда отсек врезался, как летящая пуля, в поверхность моря, пробив впадину от поверхности до дна океана, он рухнул в запутанную массу.

К счастью, без сознания?
Но даже если бы кабина экипажа осталась нетронутой, разве резкое раскачивание кабины при ее спуске к океану не создало бы перегрузок, настолько сильных, что астронавты потеряли бы сознание?

Возможно, когда-то в это верили. Но это было до того, как расследование обнаружило ключевую улику, которая привела к неизбежному выводу, что они живы: во время спуска зарезервированные кислородные баллоны командира и пилота были включены астронавтом Джуди Резник, сидевшей прямо за ними. Кроме того, изображения, на которых кабина движется с собственной скоростью по баллистической дуге, не поддерживают беспорядочное вращательное движение. И даже если были перегрузки, командир Дик Скоби был опытным летчиком-испытателем, привыкшим к ним.

Эксперты пришли к выводу, что семеро астронавтов выжили. Они отчаянно работали, чтобы спастись через падающую дугу, на которую у них ушло 2 минуты 45 секунд, чтобы врезаться в океан.

Вот когда они умерли — после вечности спуска.

Взвешивание тайны
Некоторые оспаривают этот вывод, и правда в том, что невозможно точно узнать, в какой момент Семерка Челленджеров потеряла свою жизнь. Но здравый смысл и рациональный обзор свидетельств говорят тем, у кого большой опыт полетов, что семь астронавтов жили на всем пути вниз.

Вопреки таким экспертным убеждениям, НАСА, наконец, сделало это официальное признание: «Силы на Орбитальном корабле (шаттле) при разрушении были, вероятно, слишком малы, чтобы вызвать смерть или серьезные травмы экипажа, но были достаточными, чтобы отделить боевой отсек от носовая часть фюзеляжа, грузовой отсек, носовой обтекатель и передний отсек управления реакцией».

В официальном отчете сделан вывод: «Причина смерти астронавтов «Челленджера» не может быть определена однозначно».

«Вероятно, мы никогда этого не узнаем», — говорит представитель НАСА.

Но в уме одного из ведущих сыщиков мы знаем. Ближе всех к Скоби был трехкратный командир космического корабля Роберт Овермайер, который сам погиб в авиакатастрофе в 1996 году. Нет никаких сомнений в том, что астронавты пережили взрыв, говорит он.

«Я не только летал с Диком Скоби, мы вместе владели самолетом, и я знаю, что Скоб сделал все возможное, чтобы спасти свою команду», — сказал он после расследования.

Сначала, признался Овермайер, он подумал, что взрыв мгновенно убил его друзей. Но он печально сказал: «Это не так».

Было видно, как трудно ему было искать среди останков своих коллег, как эта душераздирающая обязанность принесла ему бессонные ночи, «похоронный звон» по членству этого крутого морпеха в отряде космонавтов.

«Скоб боролся за каждое преимущество, чтобы выжить. Он летел на этом корабле без крыльев до самого дна.

Стоя в своем кондоминиуме на берегу океана, Овермайер отвернулся, чтобы посмотреть на то место, где его друзья на огромной скорости рухнули в море. — Они были живы, — мягко сказал он. «Они были живы».

Корреспондент NBC News Джей Барбри более 40 лет освещал космические полеты Америки с мыса Канаверал. Это обновленная версия серии, впервые опубликованной на MSNBC.com в январе 1997 года.
Здравствуй, Аполлон! —

«Мне казалось, что я нахожусь за камерой, внутри лунного модуля.»

Эрик Бергер

Увеличить / Сравнение поврежденного служебного модуля Аполлона-13. Слева знакомое изображение. В центре: стопка из восьми кадров 16-мм пленки. Справа — скан исходного диапозитива в высоком разрешении.

Энди Сондерс/Стивен Слейтер

Знаменитая миссия НАСА «Аполлон-13» стартовала 50 лет назад, и 14 апреля взорвался кислородный баллон на его служебном модуле. Как вы, несомненно, знаете, высадка миссии на Луну была отменена после взрыва, из-за чего трое астронавтов вступили в безумную схватку с Центром управления полетами, чтобы спасти свои жизни. Аполлон-13 вдохновил на создание отмеченного наградами одноименного фильма в 1995 с Томом Хэнксом в роли командира Джима Ловелла.

В Ars мы подробно описали аспекты миссии, поместив их в более широкий контекст программы «Аполлон», а также подробно изучив, что именно произошло во время миссии. Для этой истории у нас есть специальное угощение — недавно обновленные изображения, взятые из 70-миллиметровых фотографий Hasselblad и сложенные кадры из 16-миллиметровой пленки.

Эти изображения были обработаны и переданы Ars Энди Сондерсом, застройщиком и полупрофессиональным фотографом из северной Англии, который является энтузиастом программы «Аполлон». В последние годы он проводил все больше и больше времени в архиве Аполлона, чтобы откопать новые детали из изображений и фильмов. (Увеличенную версию поврежденного служебного модуля Аполлона-13 можно увидеть здесь.)

Художник Энди

В детстве Сондерс полюбил Луну благодаря подарку телескопа. Глядя на серого компаньона, он задавался вопросом, каково было бы побывать там. Узнав о программе «Аполлон», он погрузился в изучение астронавтов, ракет и космических кораблей. В более позднем возрасте (сейчас ему 45 лет) Сондерс подумал, что, возможно, есть способ вернуть программу «Аполлон» к жизни.

В частности, он хотел найти больше изображений Нила Армстронга на Луне. (У Армстронга была камера, поэтому на большинстве изображений изображен Базз Олдрин). Когда Сондерс просматривал нечеткие 16-миллиметровые кадры, записанные Олдрином внутри лунного модуля, на которых видно, как Армстронг выходит на Луну, он обнаружил, что на трех изображениях было видно лицо Армстронга. Он сложил три изображения, чтобы создать фотографию, на которой изображено лицо Армстронга в исторический момент.

«Для меня это было почти как быть там, на самом деле, и вернуться в прошлое, чтобы присоединиться к ним», — сказал Сондерс. «Особенно когда появляются более четкие изображения. С изображением Армстронга мне почти казалось, что я нахожусь за камерой, внутри лунного модуля. В тот момент только я и Базз Олдрин действительно видели это». Сондерс попался на крючок.

  • В этой галерее представлены изображения, сделанные из стопки 16-мм пленки. Здесь Фред Хейз дремлет, на изображении до и после.

    Энди Сондерс/Стивен Слейтер

  • arstechnica.net/wp-content/uploads/2020/04/Swigert-Lovell-Food-1-150×150.jpg» data-src=»https://cdn.arstechnica.net/wp-content/uploads/2020/04/Swigert-Lovell-Food-1.jpg» data-responsive=»https://cdn.arstechnica.net/wp-content/uploads/2020/04/Swigert-Lovell-Food-1-980×687.jpg 1080, https://cdn.arstechnica.net/wp-content/uploads/2020/04/Swigert-Lovell-Food-1.jpg 2560″ data-sub-html=»#caption-1667883″>

    Обед во время трансземного побережья. Пища на борту была в основном сублимированной, требующей смешивания с горячей водой. Однако из-за того, что большая часть LM была отключена для экономии энергии, единственная доступная вода была почти ледяной. Джек Свигерт (справа), кажется, терпит такой вариант, в то время как Фред Хейз обходился несколькими арахисом, мини-кубиками печенья и кубиками хлеба. Джим Ловелл (слева) очень мало ел на обратном пути; застывшие хот-доги определенно не понравились. Фактически, он потерял 14 фунтов за все время путешествия.

    Энди Сондерс/Стивен Слейтер

  • На этом изображении довольно подробно показан темный, холодный, выключенный командный модуль «Одиссей» до того, как экипаж снова заселил поврежденный космический корабль для заключительной критической части миссии. Поскольку вскоре после взрыва питание было отключено, была определена подробная процедура запуска, чтобы сохранить небольшую энергию, оставшуюся в батареях CM. На изображении хорошо заметен большой стыковочный люк, а вокруг окна видны детали панели управления приборами.

    Энди Сондерс/Стивен Слейтер

  • Что поразительно в 16-миллиметровых кадрах, так это то, насколько спокойными выглядят члены экипажа, учитывая серьезность ситуации, условия и предстоящие важные задачи миссии. Возможно, это противоречит истинным чувствам астронавтов, поскольку мы знаем, что на самом деле экипаж сомневался, вернутся ли они домой живыми. Эта удивительно четкая панорама показывает попытку коммандера Джима Ловелла стать нормальным, выбирая музыку на портативном магнитофоне, когда Джек Свигерт дремлет в складском помещении (справа).

    Энди Сондерс/Стивен Слейтер

  • На этом изображении Ловелл (слева), Свигерт (в центре) и Хейз (вверху справа) вместе готовятся к входу в атмосферу. Ловелл потирает руки, чтобы согреться в почти морозных условиях, пока они обсуждают детали «Контрольного списка для входа в космический корабль «Аполлон-13», который содержит процедуры, необходимые для повторного входа командного модуля в атмосферу Земли.

    Энди Сондерс/Стивен Слейтер

Астронавты сделали около 20 000 изображений на камеры Hasselblad во время программы «Аполлон», и они хранятся в хранилище в Космическом центре Джонсона. Периодически космическое агентство будет повторно сканировать этот фильм и выпускать новые версии изображений. Недавно, по словам Сондерса, космическое агентство выпустило новые необработанные версии каждого изображения размером 1,3 ГБ, что является обновлением по сравнению с предыдущими версиями JPEG размером 10 МБ. Используя инструменты для редактирования фотографий, Сондерс смог усложнить обработку этих изображений, чтобы выявить больше деталей на снимках, которые ранее считались слишком размытыми или неинтересными.

Реклама

Наложение изображений

Второй метод включает наложение изображений с 16-миллиметровой видеопленки, часто снятой астронавтами, плавающими в командном модуле с помощью портативной камеры. По словам Сондерс, в каждом кадре есть сигнал и шум. Шум совершенно случайный, поэтому от одного кадра к другому он будет разбросан. Но сигнал в каждом кадре будет более-менее одинаковым. Поэтому в медленно движущемся видео есть несколько кадров, показывающих одну и ту же сцену. При «складывании» этих кадров сигнал проходит, а шум может быть усреднен. Это увеличение отношения сигнал/шум дает более четкую и детализированную сцену.

Сондерс иногда делает это вручную, а иногда использует бесплатное программное обеспечение, используемое фотографами-астрономами. Чем больше кадров, тем лучше изображения. Сондерс сказал, что он обработал изображения Аполлона из целых 300 сложенных кадров. «Это трудоемкая и сложная работа, — сказал Сондерс. «Но это такой важный фильм. Если это позволит широкой публике увидеть больше, это стоит затраченных усилий».

  • arstechnica.net/wp-content/uploads/2020/04/LM-Instrument-Panel_HandwritingSmll-2.jpg» data-responsive=»https://cdn.arstechnica.net/wp-content/uploads/2020/04/LM-Instrument-Panel_HandwritingSmll-2-980×980.jpg 1080, https://cdn.arstechnica.net/wp-content/uploads/2020/04/LM-Instrument-Panel_HandwritingSmll-2-1440×1440.jpg 2560″ data-sub-html=»#caption-1667887″>

    В этой галерее представлены обработанные изображения Hasselblad. На этой фотографии, сделанной при недоэкспонированном сканировании с высоким разрешением, показан темный LM, большинство систем которого отключены. Над «восьмеркой» есть несколько рукописных заметок, напоминающих о том, что теперь они управляли LM совсем по-другому, чем они тренировались на протяжении многих лет.

    Энди Сондерс/Стивен Слейтер

  • jpg» data-src=»https://cdn.arstechnica.net/wp-content/uploads/2020/04/LM-Instrument-Panel_raw-scan.jpg» data-responsive=»https://cdn.arstechnica.net/wp-content/uploads/2020/04/LM-Instrument-Panel_raw-scan-980×985.jpg 1080, https://cdn.arstechnica.net/wp-content/uploads/2020/04/LM-Instrument-Panel_raw-scan.jpg 2560″ data-sub-html=»#caption-1667888″>

    Вот необработанная версия предыдущего изображения, показывающая приборную панель. Вместо того, чтобы использовать спускаемый двигатель для посадки на Луну, экипаж использовал его, чтобы доставить их — и командный модуль — домой. По словам Джима Ловелла, летать на этой «стопке» LM и CSM было «все равно что летать со слоном на спине».

    Энди Сондерс/Стивен Слейтер

  • net/wp-content/uploads/2020/04/AS13-60-8635smlER.jpg» data-responsive=»https://cdn.arstechnica.net/wp-content/uploads/2020/04/AS13-60-8635smlER-980×988.jpg 1080, https://cdn.arstechnica.net/wp-content/uploads/2020/04/AS13-60-8635smlER-1440×1452.jpg 2560″ data-sub-html=»#caption-1667889″>

    Отличное изображение Луны, сделанное экипажем во время обхода обратной стороны.

    Энди Сондерс/Стивен Слейтер

  • Вид на Луну через иллюминатор LM.