Добыча лития: Добыча лития для аккумуляторов

Содержание

Добыча лития для аккумуляторов


Литий — мягкий, пластичный металл серебристо-белого цвета, открытый в 1817 году шведским химиком минералогом
Иоганном Арфведсоном. Новый металл стали использовать в производстве фарфора и стекла, а позднее в атомной
энергетике и металлургии. В XXI веке с развитием электроники и электротранспорта спрос на литий резко вырос. Больше
половины добываемого в мире лития уходит на производство аккумуляторов. Только на изготовление одной батареи для
электромобиля требуется 63 кг лития.


Существует два способа добычи лития: рудный и гидроминеральный. В первом случае металл добывают в шахтах или
карьерах из пегматитовых минералов, во-втором — из подземных рассолов. Большая часть лития добывается из глин
солончаков. Из подземных месторождений богатую литием воду выкачивают с помощью мощных насосов и пропускают через
очистительные бассейны для повышения содержания металла в рассоле. Для этого требуется много воды и солнечного
света. Чем дольше соляной раствор простоит на солнце, тем концентрированней он становится. Площадь одного такого
бассейна можно сравнить с площадью двадцати футбольных полей вместе взятых. Рассольный способ добычи лития дешевле
рудного, так как концентрат залегает на глубине не более двух метров. Сам процесс выпаривания долгий и обычно
занимает до восемнадцати месяцев. После выпаривания на солнце раствор хлорида лития перевозится в цистернах на
перерабатывающий завод. Там литий отделяется в виде мелкой белой муки, затем прессуется в брикеты и отправляется
заказчикам.

Как добыча лития влияет на природу и жизнь людей


Большая часть месторождений лития находится в засушливых высокогорьях на границах Боливии, Чили и Аргентины.
Литиевая добыча уже нанесла вред экосистеме этих мест, а особенно пустыне Атакама, расположенной на севере Чили. Для
добычи материала требуется огромное количество воды. Например, чтобы добыть одну тонну металла, необходимо
израсходовать около двух миллионов литров. Происходит истощение водных запасов для населения. Из-за нехватки влаги
территории лишаются пастбищной травы, что создает угрозу существования фермерских хозяйств. Еще одной серьезной
проблемой является химические стоки, загрязняющие реки и водоемы. Отравленная химикатами вода убивает все живое. Все
чаще местные жители задаются вопросом: — Неужели добыча лития важнее уникальной окружающей среды и древнего образа
жизни, который процветает в ней?

Как обстоят дела с добычей лития в России


Россия импортирует литий, хотя и обладает собственными запасами этого металла, находящимися на Кольском полуострове,
в республике Тыва, в Иркутской области. Все это рудные месторождения. Выпаривать на солнце минералы из соленых озер
в нашей стране не позволяет климат, да и внутреннее потребление не достаточно развито. Дешевле покупать сырье за
рубежом, чем добывать самостоятельно. “Но чтобы не зависеть от иностранных поставщиков лития и скачков цен на рынке,
было бы разумно создать собственное производство полного цикла”, ‒ сказал главный геолог Красноярского
химико-металлургического завода Николай Ворогушин.

Где и как добывают литий для аккумуляторов

Река Амур, российско-китайская граница

Matja? Krivic

Когда в 2015 году китайское правительство в своем пятилетнем плане сделало ставку на электромобили, а вскоре Илон Маск заявил, что рассчитывает продавать по полмиллиона Tesla в год, в мире началась литиевая лихорадка. За следующие три года цены на этот металл выросли в пять раз. По прогнозам, уже к 2027 году объемы добычи лития восьмикратно увеличатся. И для планеты это плохие прогнозы: все больше территорий будут напоминать этот тестовый полигон для электромашин на реке Амур.

«Литиевый треугольник», Латинская Америка

Более половины мировых запасов лития приходится на Аргентину, Боливию и Чили. Из подземных месторождений богатую литием воду перекачивают в искусственные водоемы, где она под палящим солнцем испаряется от полугода до полутора лет. Цвет водоемов меняется в зависимости от содержания лития – чем дольше соляной раствор простоит на солнцепеке, тем концентрированнее он становится. Площадь каждого из этих бассейнов – несколько футбольных полей. Местное население жалуется на то, что рядом с такими предприятиями пропадает питьевая вода, гибнет рыба, а животные слепнут от ядовитой пыли. По мере роста цен на литий их ждет новая проблема: как только для ускорения добычи воду станет рентабельно нагревать, регионы столкнутся с энергетическим кризисом.


С 2040 года Франция и Великобритания планируют отказаться от неэлектрических автомобилей. Новые машины с ДВС нельзя будет купить. Мир хочет начать историю автотранс­порта с чистого лис­та, и этот лист перед вами. Расположенный на высоте 3650 метров над уровнем моря солончак Уюни – самое крупное соляное озеро планеты. Десять тысяч квадратных километров белой, идеально ровной поверхности. Представьте, что территорию, равную пяти Люксембургам, засыпали белым порошком – именно так выглядит главная достопримечательность Боливии. В последние годы она же стала основной надеждой этой страны на экономический ренессанс. Под высохшим озером – богатейшие запасы лития на Земле. Именно этот самый легкий из металлов и должен дать миру материал для акку­муляторов, в которых нуждается все больше техники: смартфоны, дроны, электровелосипеды, электромобили. В 2019 году в одном только Китае­ продали 1,2 млн ­машин с электромоторами. Делает ставку на электричество и Россия. Впрочем, у нас снова свой путь.

Двадцать пятого августа 2020 года Москва закончила переход с одного электрического транспорта на другой: навсегда ушел в парк последний из более чем 1600 столичных троллейбусов (остался лишь один туристический маршрут до музея транспорта). Операция «Чистое небо» – освобождение от проводов, закрывавших похорошевший город, – завершена. Теперь по улицам колесят электробусы, без торчащих токоприемников, но с тяжким грузом батарей, технологии переработки которых пока не существует. Куда мы все приедем на этом транспорте будущего, пока не знает никто.


Солончак Уюни, Боливия

Как добыча лития способствует революции электромобилей

Статья (10 страниц)

Несмотря на ожидания того, что спрос на литий вырастет примерно с 500 000 метрических тонн в эквиваленте карбоната лития (LCE) в 2021 году до примерно трех-четырех миллионов метрических тонн в 2030 году, мы считаем, что литиевая промышленность сможет обеспечить достаточное количество продукции для снабжают быстро развивающуюся индустрию литий-ионных аккумуляторов. Наряду с увеличением традиционных поставок лития, которые, как ожидается, вырастут более чем на 300 процентов в период с 2021 по 2030 год, прямое извлечение лития (DLE) и прямое получение лития в продукт (DLP) могут стать движущей силой способности отрасли быстрее реагировать на резкий рост требование. Хотя технологии DLE и DLP все еще находятся в зачаточном состоянии и подвержены волатильности, учитывая «хоккейную клюшку» отрасли.
1

1.

Прогрессия, характеризующаяся резким увеличением после относительно ровного и спокойного периода.

роста спроса и сроков поставки, они обещают значительное увеличение предложения, сокращение воздействия отрасли на окружающую среду, социальную сферу и управление (ESG) и снижение затрат, при этом уже объявленная мощность составляет около 10 процентов от предложения лития в 2030 году, а также к другим менее продвинутым проектам в стадии разработки.

  1. Женщины на рабочем месте 2022

  2. Как поколение Z видит свое место в мире труда? С трепетом

  3. Упущенный из виду вклад и скрытые проблемы американцев азиатского происхождения

  4. Решающий момент: как руководители европейских компаний могут повысить устойчивость, чтобы расти в сегодняшнем экономическом водовороте

  5. Цифровые двойники: основа корпоративной метавселенной

Однако удовлетворить спрос на литий будет нетривиальной задачей. Несмотря на влияние COVID-19 на автомобильный сектор, продажи электромобилей (EV) выросли примерно на 50 процентов в 2020 году и удвоились примерно до семи миллионов единиц в 2021 году. В то же время растущий спрос на электромобили привел к резкому росту цен на литий примерно на 550 процентов. в год: к началу марта 2022 года цена на карбонат лития превысила 75 000 долларов за метрическую тонну, а цены на гидроксид лития превысили 65 000 долларов за метрическую тонну (по сравнению со средним пятилетним показателем около 14 500 долларов за метрическую тонну).

Литий

необходим для производства практически всех тяговых аккумуляторов, используемых в настоящее время в электромобилях, а также в бытовой электронике. Литий-ионные (Li-ion) батареи также широко используются во многих других областях, от хранения энергии до авиационной мобильности. Поскольку содержание аккумуляторов варьируется в зависимости от состава активных материалов, а также с выходом на рынок новых аккумуляторных технологий, существует много неопределенностей относительно того, как рынок аккумуляторов повлияет на будущий спрос на литий. Например, литий-металлический анод, который повышает плотность энергии в батареях, требует почти вдвое больше лития на киловатт-час по сравнению с широко используемыми в настоящее время смесями, включающими графитовый анод.

Прямая добыча лития и прямое получение лития в продукт предлагают значительные перспективы увеличения поставок лития, снижения воздействия отрасли на окружающую среду, социальную сферу и управление, а также снижения затрат.

Так хватит ли лития, чтобы покрыть потребности нового электрифицированного мира? Как обсуждалось в нашей недавней статье «Вызов сырья: как металлургический и горнодобывающий секторы будут играть ключевую роль в обеспечении энергетического перехода», получение взвешенного ответа и понимание всего контекста спроса и предложения будут иметь решающее значение.
для каждого участника цепочки создания стоимости — горнодобывающих компаний, нефтеперерабатывающих заводов, производителей аккумуляторов и OEM-производителей автомобилей.

Факторы спроса на литий

В течение следующего десятилетия McKinsey прогнозирует дальнейший рост литий-ионных аккумуляторов с годовой совокупной скоростью примерно 30 процентов. К 2030 году электромобили, наряду с системами хранения энергии, электронными велосипедами, электрификацией инструментов и другими приложениями с интенсивным использованием аккумуляторов, могут составлять от 4000 до 4500 гигаватт-часов спроса на литий-ионные аккумуляторы (Иллюстрация 1).

Экспонат 1

Мы стремимся предоставить людям с ограниченными возможностями равный доступ к нашему веб-сайту. Если вам нужна информация об этом контенте, мы будем рады работать с вами. Пожалуйста, напишите нам по адресу: [email protected]

Не так давно, в 2015 году, менее 30 процентов спроса на литий приходилось на аккумуляторы; основная часть спроса была разделена между керамикой и стеклом (35 процентов) и смазками, металлургическими порошками, полимерами и другими видами промышленного применения (более 35 процентов). Ожидается, что к 2030 году на долю аккумуляторов будет приходиться 95 процентов спроса на литий, а общие потребности будут ежегодно расти на 25–26 процентов и достигнут от 3,3 до 3,8 миллионов метрических тонн LCE в зависимости от сценариев, изложенных в Приложении 2.

Экспонат 2

Мы стремимся предоставить людям с ограниченными возможностями равный доступ к нашему веб-сайту. Если вам нужна информация об этом контенте, мы будем рады работать с вами. Пожалуйста, напишите нам по адресу: [email protected]

Будущие поставки лития

При таком растущем спросе должен ли мир беспокоиться о будущем предложении лития? В 2020 году было произведено чуть более 0,41 миллиона метрических тонн LCE; в 2021 году производство превысило 0,54 млн метрических тонн (увеличение на 32% по сравнению с прошлым годом). Наш текущий базовый анализ показывает, что спрос на литий составляет 3,3 миллиона метрических тонн, или совокупный темп роста составляет 25 процентов. Из-за коротких сроков выполнения заказов, связанных с новым производством лития, в 2030 году у нас есть только 2,7 миллиона метрических тонн лития; мы ожидаем, что оставшаяся часть спроса будет удовлетворена за счет недавно объявленного расширения новых и существующих месторождений.

В настоящее время почти вся добыча лития приходится на Австралию, Латинскую Америку и Китай (на долю которых приходится 98 процентов производства в 2020 году). Объявленный список проектов, вероятно, представит новых игроков и географические регионы на карте добычи лития, включая Западную и Восточную Европу, Россию и другие члены Содружества Независимых Государств (СНГ). Этой заявленной базы мощностей должно быть достаточно для роста предложения на 20 процентов в год, чтобы к 2030 году достичь более 2,7 миллионов метрических тонн LCE (Иллюстрация 3).

Экспонат 3

Мы стремимся предоставить людям с ограниченными возможностями равный доступ к нашему веб-сайту. Если вам нужна информация об этом контенте, мы будем рады работать с вами. Пожалуйста, напишите нам по адресу: [email protected]

Хотя прогнозируемый спрос и предложение указывают на сбалансированность отрасли в краткосрочной перспективе, существует потенциальная потребность в создании новых мощностей к 2030 году. Прогнозируется, что дополнительные источники лития, необходимые для преодоления разрыва в поставках, поступят из проектов по добыче традиционных полезных ископаемых и рассолов на ранней стадии, еще неизвестные ресурсы и нетрадиционные рассолы, такие как геотермальные или нефтяные рассолы. Между тем ожидается, что новые технологии, такие как DLE и DLP, повысят извлечение и емкость. Кроме того, использование прямой доставки руды (DSO) может помочь снизить краткосрочный риск дефицита предложения, как это было в 2018 году (рис. 4).

Экспонат 4

Мы стремимся предоставить людям с ограниченными возможностями равный доступ к нашему веб-сайту. Если вам нужна информация об этом контенте, мы будем рады работать с вами. Пожалуйста, напишите нам по адресу: [email protected]

Обычные активы на ранней стадии

Из хорошо зарекомендовавших себя стран-производителей лития, таких как Австралия, Чили, Китай и Аргентина, в страны с недавно нанесенными на карту ресурсами и запасами, такие как Мексика, Канада, Боливия, США и Украина, в места, обычно не связанные с литием, такие как как и в Сибири, Таиланде, Соединенном Королевстве и Перу, разведка традиционных месторождений «белого золота» ведется по всему миру. Мы ожидаем объявлений о новых потенциальных мощностях в 2022 году, когда некоторые из этих проектов на ранней стадии станут осуществимыми. Этот новый потенциал включает в себя традиционные рассолы с концентрацией от 200 до 2000 частей на миллион (ppm), а также твердые породы, где
Обычно используется от 0,4 до 1,0% лития (Иллюстрация 5).

Экспонат 5

Мы стремимся предоставить людям с ограниченными возможностями равный доступ к нашему веб-сайту. Если вам нужна информация об этом контенте, мы будем рады работать с вами. Пожалуйста, напишите нам по адресу: [email protected]

Нетрадиционные рассолы (геотермальные, нефтепромысловые)

Дополнительный потенциал связан с нетрадиционными месторождениями: геотермальными и нефтепромысловыми рассолами с содержанием от 100 до 200 ppm. Первый вариант направлен на обеспечение как чистой геотермальной энергии, так и поставок лития. Хотя еще ничего не доказано в коммерческом масштабе, уже есть финансово подтвержденные проекты в Европе и Северной Америке с некоторыми активами на ранней стадии разработки. Мы ожидаем, что с развитием технологий и проверкой концепций на глобальной карте появится больше геотермальных операций с литий-рассолом, а некоторые OEM-производители и автомобильные компании уже поддерживают еще менее продвинутые активы. Примеры включают Renault Group, Stellantis и General Motors, подписывающие соглашения о стратегическом партнерстве и закупках с проектами геотермального лития в Европе и Северной Америке.

Кроме того, проекты в Северной Америке направлены на извлечение лития из сточных вод нефтяных месторождений. Хотя, как правило, низкокачественные, они могут стать дополнительной ресурсной базой, если появятся подходящие технологии.

Прямая экстракция лития

Чтобы геотермальные или нефтяные рассолы могли успешно использоваться в качестве источника поставок лития, потребуется проверенный процесс для DLE. Существует ряд компаний, тестирующих различные подходы DLE. Хотя их идеи различаются, концепция остается прежней: пропускание рассола через литий-связующий материал с использованием процессов адсорбции, ионного обмена, мембранного разделения или экстракции растворителем, после чего следует полирующий раствор для получения карбоната лития или гидроксида лития. .

Перспективная технология DLE в настоящее время рассматривается не только нетрадиционными игроками, но и компаниями, традиционно разрабатывающими «типичные» соляные активы. DLE имеет несколько потенциальных преимуществ, в том числе:

  • устранение/уменьшение площади прудов-испарителей
  • сокращение времени производства по сравнению с обычным рассолом
  • увеличение извлечения примерно с 40 процентов до более чем 80 процентов
  • меньшее потребление пресной воды, что может стать одним из решающих факторов при подаче заявки на концессию на добычу полезных ископаемых в регионе с ограниченными водными ресурсами
  • меньшее использование реагентов и повышенная чистота продукта (с точки зрения содержания магния, кальция и бора) по сравнению с традиционными операциями с рассолом

До настоящего времени в промышленных масштабах в Аргентине и Китае использовался только адсорбционный ДЛЭ. Если DLE можно будет масштабировать и распространить на соляные активы, это повысит существующие мощности за счет увеличения извлечения и снижения эксплуатационных расходов, в то время как
также улучшение аспектов устойчивости операций (Иллюстрация 6).

Экспонат 6

Мы стремимся предоставить людям с ограниченными возможностями равный доступ к нашему веб-сайту. Если вам нужна информация об этом контенте, мы будем рады работать с вами. Пожалуйста, напишите нам по адресу: [email protected]

Прямой литий в продукт

Подобно DLE, технология DLP предполагает, что в полимере содержится только металлический литий, а затем литий удаляется в трубку электролизера и превращается в конечный литиевый продукт. В случае успеха этот потенциальный процесс производства лития может оказать значительное влияние на предложение.

Прямая доставка руды

Другим вариантом покрытия риска краткосрочного дефицита предложения в случае задержки развертывания новых мощностей является поставка DSO на рынок. Этот концентрат сподумена с низким содержанием может быть доставлен на рынок в очень короткие сроки (менее года для проекта на старых месторождениях), в результате чего продажи будут способствовать строительству полномасштабного завода по переработке сподумена. Уточнение DSO является более дорогостоящим и сложным, но 2018 год стал примером того, как это можно сделать. В условиях высоких цен и нехватки предложения на рынке китайские нефтеперерабатывающие заводы импортировали из Австралии концентраты сподумена с содержанием оксида лития менее 1,5% (0,7% лития) для удовлетворения потребностей рынка.

Повторное использование и переработка

Часто задают вопрос, можно ли утилизировать L-ion аккумуляторы. Ожидаемый срок службы аккумуляторов для легковых автомобилей составляет от 10 до 15 лет, а также возможность продления срока службы аккумуляторов электромобилей за счет использования в секторе накопления энергии. Ожидается, что переработка аккумуляторов увеличится в текущем десятилетии, но не до революционных уровней. В зависимости от используемого процесса переработки можно восстановить от нуля до 80 процентов лития, содержащегося в батареях с истекшим сроком службы. Ожидается, что к 2030 году такие вторичные поставки будут составлять немногим более 6 процентов от общего объема производства лития (Иллюстрация 7).

Экспонат 7

Мы стремимся предоставить людям с ограниченными возможностями равный доступ к нашему веб-сайту. Если вам нужна информация об этом контенте, мы будем рады работать с вами. Пожалуйста, напишите нам по адресу: [email protected]

Риск замены

Возникает еще один вопрос: можно ли заменить литий. Большинство приложений для хранения данных в сети имеют очередь более или менее развитых технологий, которые могли бы выполнить эту задачу: поток окислительно-восстановительного потенциала ванадия, воздух цинка, сера натрия, никель натрия и так далее. Однако в настоящее время нет замены литию для удовлетворения потребностей сектора мобильности. Единственной потенциальной альтернативой является ион натрия, который, когда он будет полностью готов к использованию, сможет справиться только с низкопроизводительными приложениями. Учитывая вышеизложенное, риск снижения спроса на литий к 2030 г. невелик9.0005

Что дальше?

Будет ли в мире достаточно лития для грядущей революции электромобилей? Мы верим, что так и будет, но необходимо предпринять конкретные действия на каждом уровне цепочки создания стоимости лития:

  • Финансирование новых технологий. Например, DLE может увеличить производство лития из обычных соляных растворов за счет повышения уровня извлечения. Это также может обеспечить производство лития из активов, где литий в настоящее время «заблокирован», таких как геотермальные или нефтяные рассолы.
  • Поиск новых проектов. В 2021 году почти 90 процентов добычи лития приходилось всего на три страны (Австралия, Чили, Китай). Выход на новые источники лития в другие регионы может способствовать развитию новой ресурсной базы для добычи полезных ископаемых.
  • Раннее предупреждение о требованиях производителей. В зависимости от того, как будут развиваться аккумуляторные технологии, отрасли потребуется больше карбоната лития или гидроксида лития. Соответственно, конечные пользователи, такие как OEM-производители и лица, занимающиеся автоматизированным производством, могут помочь, заранее сообщив спецификации продукта и требуемые объемы лития. Объявление о таких потребностях заблаговременно даст добытчикам лития достаточно времени для адаптации.

На снимках: «литиевые поля» в Южной Америке раскрывают темную сторону нашего электрического будущего

Аэрофотосъемка полей добычи лития в Южной Америке в потрясающем высоком разрешении.

Но хотя изображения могут захватывать дух, они представляют темную сторону нашего стремительно наэлектризованного мира.

Литий представляет собой путь избавления от зависимости от добычи ископаемого топлива. Как самый легкий известный металл на планете, он теперь широко используется в электрических устройствах от мобильных телефонов и ноутбуков до автомобилей и самолетов.

Литий-ионные аккумуляторы наиболее известны для питания электромобилей, на которые к 2030 году будет приходиться до 60% продаж новых автомобилей. Например, в аккумуляторе Tesla Model S используется около 12 кг лития.

Эти батареи являются ключом к легкому перезаряжаемому источнику питания. В нынешнем виде спрос на литий беспрецедентен, и многие говорят, что он имеет решающее значение для перехода на возобновляемые источники энергии.

Однако это не бесплатно — добыча химического элемента может нанести вред окружающей среде.

Немецкий аэрофотосъемщик Том Хеген специализируется на документировании следов, которые мы оставляем на поверхности земли. Его работа представляет собой обзор мест, где мы добываем, очищаем и потребляем ресурсы, с его последней серией, раскрывающей «Литиевый треугольник».

Литий представляет собой путь избавления от зависимости от ископаемого топлива — он наиболее известен тем, что используется для питания электромобилей.

Этот богатый природными месторождениями регион находится там, где сходятся границы Чили, Аргентины и Боливии. И примерно четверть хранится в солончаках Салар-де-Атакама на севере Чили.

«Литиевые поля» в солончаках Салар-де-Атакама на севере Чили. Том Хеген

Хеген рассказал нам о проекте.

«Поскольку большая часть моей работы связана с добычей, переработкой и использованием ресурсов, меня заинтересовало, как выглядел переход сектора мобильности к электромобилям», — начинает он.

«Литий является одним из ключевых компонентов строительных (автомобильных) аккумуляторов, и я хотел сфотографировать крупнейшие в мире примеры мест испарения лития в литиевом треугольнике Чили, Боливии и Аргентины».

Так как же он это сделал?

«Чтобы поместить в кадр масштабные операции по добыче полезных ископаемых, я зафрахтовал небольшой самолет и пролетел высоко над ними, — объясняет Хеген.

Его изображения литиевого рудника Soquimich в пустыне Атакама, которым управляет ведущий горнодобывающий оператор Sociedad Química y Minera (SQM), являются частью его нового проекта The Lithium Series I .

Почему поля такие разноцветные?

Яркие оттенки литиевых полей или прудов обусловлены различной концентрацией карбоната лития. Их цвета могут варьироваться от розовато-белого до бирюзового и до высококонцентрированного канареечно-желтого.

Статья в New Scientist за 2015 год описала поля как «сюрреалистических ландшафтов, где рождаются батареи» .

Новостной фотопроект Тома Хегена, серия «Литий» I. Том Хеген

Почему добыча лития вредна для окружающей среды?

Любая добыча ресурсов вредна для планеты. Это связано с тем, что удаление этого сырья может привести к деградации почвы, нехватке воды, утрате биоразнообразия, нарушению функций экосистемы и увеличению глобального потепления.

Но когда мы думаем о добыче, мы думаем об ископаемом топливе, таком как уголь и газ. К сожалению, литий также подпадает под ту же категорию, несмотря на то, что прокладывает путь к электрическому будущему. Литий можно охарактеризовать как невозобновляемый минерал, который делает возможным использование возобновляемых источников энергии — его часто рекламируют как следующую нефть.

Извлечение лития неизбежно наносит вред почве и вызывает загрязнение воздуха.

Согласно отчету организации Friends of the Earth (FoE), добыча лития неизбежно наносит вред почве и вызывает загрязнение воздуха. По мере роста спроса воздействие добычи полезных ископаемых «все больше затрагивает сообщества, где происходит эта вредная добыча, ставя под угрозу их доступ к воде», — говорится в отчете.

Два изображения из серии «Литий» Тома Хегена I. Том Хеген

Солончаки в Южной Америке, где обнаружен литий, расположены на засушливых территориях. В этих местах доступ к воде имеет ключевое значение для местных сообществ и их средств к существованию , а также для местной флоры и фауны.

На солончаках Атакама в Чили горнодобывающая промышленность потребляет, загрязняет и отвлекает скудные водные ресурсы от местных сообществ.

Приблизительно 2,2 миллиона литров воды необходимо для производства одной тонны лития.

Для производства лития в прудах-испарителях требуется много воды – около 21 миллиона литров в день. Для производства одной тонны лития требуется примерно 2,2 миллиона литров воды.

«Добыча лития вызвала конфликты, связанные с водой, с различными общинами, такими как община Токонао на севере Чили», — уточняется в отчете FoE.

Фотопроект Хегена «Литиевая серия» I. Том Хеген

Где в мире есть другие горячие точки лития?

Растущий интерес к литию привел к значительному увеличению крупнейших в мире известных запасов. По данным Геологической службы США (USGS), по состоянию на 2019 год в мире насчитывается около 80 миллионов тонн выявленных запасов.

После Южной Америки (в основном Боливия, Чили и Аргентина) следующей крупнейшей страной-производителем лития являются Соединенные Штаты, за которыми следуют Австралия и Китай.

Сообщается, что в 2019 году экспорт лития из Австралии составил почти 1,6 миллиарда долларов (1,3 миллиарда евро).

Подобно историческим состязаниям и войнам за золото и нефть, правительства борются за господство над полезными ископаемыми, такими как литий, поскольку это может помочь им достичь экономического и технологического превосходства на десятилетия вперед.

Другими странами с меньшими запасами являются Зимбабве, Бразилия и единственная европейская страна Португалия.

В последнее время добыча лития в Португалии вызвала особые споры, поскольку муниципалитет Пинхель в настоящее время готовится подать судебный запрет на прекращение разведки . Жители Португалии постоянно протестуют против добычи редкого металла, ссылаясь на огромные экологические последствия. Но правительство дало добро на добычу «белого золота» в шести разных регионах.

95 процентов местного населения отвергли эти планы, несмотря на обещания горнодобывающей компании, что разработка руды создаст около 800 рабочих мест для местных жителей.

Так мы должны прекратить извлекать литий для батарей?

Аналог 9Отчет 0007, опубликованный в 2021 году некоммерческой организацией BePe (Bienaventuradors de Pobres), также определяет воду как главную проблему при добыче лития.

В нем утверждается, что было проведено недостаточно исследований потенциального загрязнения воды, и «деятельность должна быть остановлена ​​до тех пор, пока не будут доступны исследования для надежного определения величины ущерба».

Глеб Юшин, профессор Школы материалов и инженерии при Технологическом институте Джорджии, США, утверждает, что необходимо разрабатывать новые аккумуляторные технологии с использованием более распространенных, экологически чистых материалов. Его бумага опубликован в журнале Nature в соавторстве с Константином Турченюком.

Поскольку запасы лития и кобальта не удовлетворят будущий спрос, предлагаемые элементы, на которых следует сосредоточиться, — это железо и кремний.

Такие исследователи, как Юшин, работают над новыми альтернативными батареями, которые заменят литий и кобальт (еще один вредный металл) менее токсичными и более доступными материалами. Поскольку запасы лития и кобальта не удовлетворят будущий спрос, предлагаемые элементы, на которых следует сосредоточиться, — это железо и кремний.