Дрон беспилотник: История развития дронов

Содержание

Являются ли синонимами термины дрон, БПЛА и квадрокоптер

В средствах массовой информации на профильных сайтах или просто в разговоре можно нередко встретить такие термины, как «БПЛА» (жаргонное: беспилотник), «дрон», «квадрокоптер«. Причем, часто эти слова используются как синонимы.

Можно ли использовать эти термины в качестве синонимов? Чем похожи БПЛА, квадролеты и дроны? Этот ликбез поможет ответить на данные вопросы.

Краткие определения для нетерпеливых:

  • Дрон — любой беспилотный аппарат. То есть аппарат без экипажа на борту. Дрон не обязательно летает. Например, танк без экипажа тоже будет называться дроном.
  • БПЛА — это то же самое, что и дрон, но аппарат обязательно летательный. На это указывает расшифровка аббревиатуры — беспилотный летательный аппарат.
  • Квадрокоптер — это, грубо говоря, вертолет с четырьмя точками крепления воздушных винтов. Его можно назвать одновременно и дроном, и БПЛА, и радиоуправляемой моделью. Но если мультикоптер пилотируемый, использовать другие термины из заголовка статьи для его описания нельзя.

Содержание

  1. БПЛА и дрон
  2. Дрон и квадрокоптер
  3. Квадрокоптер и мультикоптер
  4. Выводы

БПЛА и дрон

В современном мире термины «дрон» и «БПЛА» стали синонимами. Словом дрон можно назвать любой БПЛА (но не наоборот), но к радиоуправляемым летательным аппаратам он неприменим. История радиоуправляемых моделей началась тогда, когда БПЛА и дронов не было. Причем, от радиоуправляемых самолетов и вертолетов они отличаются кардинально.

«Дрон» — просто красивый термин, используемый в сводках новостей, и подразумеваться под ним может и БПЛА, и мультикоптер. Люди, чья деятельность или хобби связаны с БПЛА, сильно зажмуриваются, когда слышат слово «дрон».

Чтобы написанная выше информация стала более понятной, нужно привести несколько примеров. Есть дроны, которые используются военными для обучения. Например, самолет самостоятельно взлетает и продолжает движение, пока команда, тренируемая поражению целей, не собьет его. Вместо самолета может использоваться корабль или подводная лодка.

Беспилотный автомобиль, разрабатываемый командой Google X, тоже можно назвать дроном. Термин «дрон» также применим в отношении роботов-саперов или роботов-разведчиков. Хотя разработчики подобной техники предпочитают название «робототехнический комплекс».

На БПЛА устанавливаются сложные системы датчиков, комплексы автопилотирования, управления, наблюдения и контроля. Разведку или наблюдение с их помощью вести намного проще, чем с пилотируемых самолетов. При этом некоторые образцы БПЛА могут оснащаться вооружением.

Резюмируя: термины «дрон» и «БПЛА» сегодня применяются для описания одних и тех же аппаратов, но их не всегда можно использовать в качестве синонимов.

Дрон и квадрокоптер

Квадрокоптер (или квадролет) – это вертолет с четырьмя несущими роторами. Сегодня такие аппараты очень популярны из-за своих небольших габаритов и массы. В отличие от вертолетов той же грузоподъемностью на обучение управлению мультикоптером требуется намного меньше времени. Эта информация в равной мере относится и к пилотируемым аппаратам, и к беспилотным.

Конечно, специалисты заметят, что определение нужно дополнить, и сказать, что квадрокоптер представляет собой мультикоптер именно с четырьмя роторами. Мультикоптер же может оснащаться четырьмя, тремя, шестью, восемью и более моторами.

Для правильного употребления терминов важно знать, что квадролет и дрон — это не разные вещи. Дрон — робот, используемый в военных целях, спасательных операциях, исследований. Квадрокоптер — просто конструкция. В качестве аналогии можно привести родственные слова «автомобиль» и «седан», или «самолет» и «истребитель».

Квадрокоптер и мультикоптер

Мультикоптер — понятие менее конкретное, чем квадролет. Трикоптеры, гексакоптеры, октокоптеры — это тоже мультикоптеры. Единственная разница — в количестве воздушных винтов. В большинстве случаев в СМИ под мультикоптером подразумевают квадрокоптер.

Квадрокоптер поднимают в воздух четыре ротора — два вращаются в одну сторону, два — в другую. Винты, как правило, параллельны земле. Поток воздуха движется сверху вниз. Больше ничем квадрокоптер от дрона и БПЛА не отличается. Использование всех этих устройств одинаково: спасательные операции, фото и видеосъемка, научные и метеорологические исследования, разведка местности, мониторинг трафика.

Но чтобы определить, какой термин применим к конкретному аппарату, нужно задать вопросы: «Робот ли он? Кто управляет машиной: человек при помощи радиосвязи или программные алгоритмы?»

БПЛА может выполнять большинство действий самостоятельно: взлетать, садиться, перемещаться в воздухе. Оператору остается только следить за действиями аппарата. Управление на себя он берет только в непредвиденной ситуации, и управляет БПЛА удаленно. Говоря проще, БПЛА — машина, летающая самостоятельно. Если квадрокоптер удовлетворяет этому требованию, значит, он БПЛА.

На современные мультикоптеры установлено множество интеллектуальных систем. Благодаря им обучение пилотированию можно выполнять самостоятельно, и это не займет много времени. Главное — заранее прочитать инструкцию.

Если же отключить основные системы: движение при помощи навигации по GPS, телеметрию, передачу видео в реальном времени, — квадролет перестанет быть дроном или БПЛА и станет радиоуправляемой авиамоделью (но останется квадрокоптером), управлять которой на дальности, превышающей остроту зрения пилота, станет невозможно.

Поэтому принятый недавно закон об обязательной регистрации беспилотных воздушных судов массой более 0,25кг не имеет особого смысла. Однако под его действие попадают почти все любительские авиамодели и квадрокоптеры (ставшие в последнее время популярными).

Выводы

В современном мире термины «квадрокоптер», «БПЛА» и «дрон» зачастую используются неправильно. Слова «дрон» и «беспилотник» определяют в первую очередь такое свойство аппаратов, как отсутствие экипажа на борту. Название же «квадрокоптер» указывает исключительно на конструкцию воздушного судна.

регистрация БПЛА, где можно запускать и что можно снимать, как летать в городе, где беспилотники запрещены, ответственность за нарушение законов о дронах

Дмитрий Сергеев

майор полиции в отставке

Профиль автора

По данным на 2020 год, в России поставили на учет почти 19 000 беспилотных летательных аппаратов.

Сколько их на самом деле на руках у граждан — сказать очень сложно. Многие покупают их, но не регистрируют в Росавиации, даже если беспилотник подходит под требования. Например, если дрон весит больше 250 граммов.

Беспилотные летательные аппараты привыкли использовать для фото- и видеосъемки. И если с порядком регистрации законодатели уже определились, то с тем, что можно с них снимать, а что нельзя — разобраться не так просто. И закон там нарушить довольно легко, можно даже стать фигурантом уголовного дела.

Расскажу, как это работает и как правильно снимать, чтобы не привлекли к ответственности.

Что вы узнаете

  • Что такое БПЛА
  • Какие нормативные акты регламентируют их использование
  • Как происходит регистрация БПЛА
  • Что нужно знать владельцу беспилотника до начала полетов
  • Где можно летать без разрешения
  • Как получить разрешение на полет
  • Как летать в городе
  • Как летать возле границы РФ
  • В каких местах летать нельзя
  • Как снимать различные объекты
  • Что нужно знать владельцу беспилотника о правилах съемки
  • А что с секретными объектами и государственной тайной?
  • Ответственность для владельцев беспилотников

Что такое БПЛА

Беспилотные летательные аппараты — термин бытовой. Так называют аппараты, выполняющие полет без пилота и экипажа. Иногда полет выполняется в полностью автоматическом режиме, без участия человека, а иногда пилот все же есть — просто управляет летательным аппаратом не напрямую, а с земли, с использованием каналов связи. Также в быту используют различные сокращения: БЛА, БПЛА, «дрон», «беспилотник».

В законах таких терминов нет — в Воздушном кодексе РФ упоминаются беспилотные воздушные суда — то есть управляемые и контролируемые в полете пилотом, находящимся вне борта такого воздушного судна.

п. 5 ст. 32 Воздушного кодекса РФ

Однако термин «беспилотник», БПЛА и прочие производные от них прижились, поэтому мы будем использовать их в статье.

Какие нормативные акты регламентируют использование беспилотников

Полеты беспилотных воздушных судов, порядок их регистрации прописан в следующих нормативных актах:

  1. Воздушный кодекс РФ — это один из основных документов, который устанавливает правовые основы использования воздушного пространства РФ и деятельности в области авиации.
  2. Федеральные правила использования воздушного пространства РФ — в них прописан порядок использования воздушного пространства страны для всех летательных аппаратов, включая беспилотные. Указаны основные правила безопасности при использовании воздушного пространства.
  3. Правила учета беспилотных гражданских воздушных судов — регламентируют учет государством беспилотников с максимальной взлетной массой от 250 граммов до 30 килограммов, которые ввозятся в РФ или производятся на ее территории.
  4. Федеральные авиационные правила «Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации» — устанавливают правила подготовки воздушного судна и его экипажа к полету и обязательны для исполнения всеми, кто владеет воздушными судами и эксплуатирует их в стране.
  5. Статья 11.4 КоАП РФ — предусматривает ответственность за нарушение правил использования воздушного пространства.

Как происходит регистрация БПЛА

Чтобы летать законно и ничего не нарушать, нужно начать с регистрации беспилотника. О том, как это сделать, мы подробно рассказывали в статье «Регистрация беспилотников: закон, правила постановки на учет».

С 27 сентября 2019 года по 29 марта 2022 года государственному учету подлежали только БПЛА, масса которых превышала 250 граммов. 19 марта правила изменились — минимальная масса беспилотника, подлежащего учету, составляет 150 граммов.

ПП РФ от 19.03.2022 № 415

Зарегистрировать БПЛА можно с помощью портала госуслуг или Портала учета беспилотных воздушных судов. Для постановки беспилотника на учет его владелец должен предоставить заявление с приложением фотографии этого БПЛА.

Владельцы беспилотников, не подлежавших учету ранее, обязаны пройти процедуру регистрации в течение 60 дней с 29 марта 2022 года. Если БПЛА приобрели после 19 марта, то у владельца есть 10 дней для его регистрации.

Росавиация имеет право отказать — но в этом случае ей придется объяснить причины. В случае успешной регистрации беспилотнику присвоят учетный номер — владелец должен самостоятельно нанести его на БПЛА до начала полетов.

При утере беспилотника, его краже, продаже или дарении нужно заявить об этом в Росавиацию. К заявлению придется приложить договор купли-продажи, дарения или справку из полиции о возбуждении уголовного дела.

/list/oops-baby/

Когда за поступки детей пришлось отвечать родителям: 5 историй из суда

Новый собственник также должен зарегистрировать беспилотник на свое имя.

Если у владельца сменился собственник — прежний владелец обязан уведомить об этом Росавиацию в десятидневный срок, а при утере, краже или изменении характеристик — за два дня.

За управление беспилотником, не поставленным на учет, предусмотрен штраф от 2000 до 2500 Р.

ч. 5 ст. 11.5 КоАП РФ

По данным судебной статистики, в 2021 году за нарушения безопасности полетов в России подвергли наказанию всего 100 человек. В эту статистику вошли не только те, кто управлял незарегистрированным беспилотником, но и другие нарушители: пилоты полноценных самолетов и даже воздушные хулиганы.

Что нужно знать владельцу беспилотника до начала полетов

Владелец БПЛА должен понимать, что беспилотник — это источник повышенной опасности. Четкого определения источников повышенной опасности в законе нет, но к ним могут отнести все, что создает повышенную вероятность причинения вреда из-за невозможности полного контроля за ней со стороны человека.

ст. 1079 ГК РФ

п. 18 Постановления Пленума ВС РФ от 26.01.2010 № 1

Как это работает — проще всего объяснить на примере.

Дроны не всегда летят туда, куда их направила программа или оператор. Вот пример — первый беспилотник Почты России, который должен был доставлять посылки, разбился, врезавшись в стену дома. Этому беспилотнику повезло — он ударился об стену как раз между окнами. Метр вправо или влево — и владельцам квартир как минимум пришлось бы менять окна.

Неаккуратное пилотирование угрожает не только окнам — БПЛА может столкнуться с другим летательным аппаратом и стать причиной его крушения. А еще он может упасть на автомобиль или на голову случайному прохожему, либо столкнуться с линией электропередач и оборвать провода.

Упавший с большой высоты дрон даже весом 250 граммов может нанести серьезный ущерб имуществу или здоровью человека.

В такой ситуации владельцу дрона придется возмещать ущерб, причиненный его падением — стоимость разбитого окна, поврежденной машины или дорогостоящего лечения, если пострадает человек.

То, что дрон — беспилотный, управляли им машинные алгоритмы, а владелец летательного аппарата просто нажал на кнопку и не сделал ничего, что привело к столкновению — не оправдание. Возмещать ущерб все равно придется владельцу.

Причем владелец — это не обязательно собственник. Например, если человек взял беспилотник в аренду или попросил у друга, чтобы что-то снять — он уже считается владельцем этого аппарата и несет всю ответственность за причиненный им вред. А вот если пилот БПЛА работает по найму, он владельцем не считается. Поэтому ущерб сначала возместит владелец, а только потом сможет потребовать с работника возместить ущерб уже ему — в размере выплаченного потерпевшему возмещения.

п. 1 ст. 1081 ГК РФ

После того как владелец возместит ущерб, он может попытаться доказать, что во всем виноваты неправильные алгоритмы управления беспилотником, и выдвинуть иск к изготовителю. Но на момент написания статьи не удалось найти информацию о подобных исках.

Единственный законный способ уклониться от возмещения ущерба — это доказать, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего, либо доказать, что беспилотник выбыл из обладания в результате противоправных действий других лиц.

Объясню на примере. Допустим, у владельца похитили БПЛА, попробовали его запустить и в результате разбили витрину магазина. В такой ситуации владелец ущерб возмещать не будет — но ему придется подтвердить, что беспилотник похитили. Поэтому в такой ситуации лучше сразу обратиться в полицию и написать заявление о похищении. Как это сделать, мы писали в статье «Как обратиться в полицию».

Другой пример — владелец запустил беспилотник вдали от людей, но налетел ураган — и ветром БПЛА отнесло на машину. Управлять беспилотником владелец может, а ураганом — нет. Это форс-мажор — обстоятельства непреодолимой силы, которые от человека не зависят, а значит, и отвечать за причиненный ущерб он не обязан.

Но форс-мажор не начинает действовать автоматически, просто по заявлению. Человеку придется доказать, что ураган действительно был — например, справкой из гидрометцентра, в которой будет указана сила ветра в этот день.

/pandemic-contract/

Как использовать форс-мажор в свою пользу

Еще один пример — прохожему не нравится, что БПЛА пролетает у него над головой, и он пытается сбить его камнем. В результате беспилотник падает ему на голову, и прохожий оказывается в больнице. В такой ситуации владельцу беспилотника тоже не придется отвечать — правда, для этого придется доказать связь действий прохожего с падением аппарата. Для этого можно использовать, например, видеозапись с камеры БПЛА.

Где можно летать без разрешения

Помимо регистрации владельцу беспилотника может понадобиться еще и разрешение на полет в определенных зонах. Впрочем, оно не требуется при соблюдении следующих условий:

  1. Максимальная взлетная масса беспилотника — до 30 кг.
  2. Полет должен выполняться в пределах прямой видимости и в светлое время суток.
  3. Высота полета должна быть не более 150 метров от земли или воды.
  4. Полет должен проходить вне диспетчерских зон аэродромов гражданской авиации, районов аэродромов, вертодромов государственной и экспериментальной авиации, запретных зон, зон ограничения полетов, специальных зон.
  5. Полет должен проходить за пределами воздушного пространства над местами проведения публичных мероприятий, официальных спортивных соревнований.
  6. Полет должен проходить за пределами воздушных зон над местами проведения охранных мероприятий, проводимых в соответствии с Федеральным законом «О государственной охране». Объекты государственной охраны перечислены в законе — так что над иностранными представительствами, дачами депутатов госдумы или домами лиц, замещающих государственные должности РФ, без разрешения летать нельзя.
  7. Полет должен проходить на удалении более 5 километров от контрольных точек неконтролируемых аэродромов и посадочных площадок.

п. 52(1) Федеральных правил использования воздушного пространства РФ

ст. 1 ФЗ «О государственной охране»

Информация о границах диспетчерских зон аэродромов публикуется в Сборнике аэронавигационной информации.

/guide/izmena/

Какие действия могут счесть государственной изменой

Но в некоторых местах разрешение на полет все же потребуется.

Так выглядит карта посадочной площадки аэродрома Диксон. Она находится в открытом доступе, и владелец беспилотника может по ней понять, требуется ли разрешение на полет рядом с ней

Как получить разрешение на полет и в каких случаях оно обязательно

В России установлен разрешительный порядок использования воздушного пространства. Работает он следующим образом:

Разрешение понадобится в случае, если оператор не будет видеть беспилотник либо полет будет проходить в диспетчерских зонах аэродромов, вертодромов, запретных зонах, зонах ограничения полетов, специальных зонах воздушного пространства над местами проведения публичных мероприятий и официальных спортивных соревнований, а также охранных мероприятий, проводимых ФСО.

п. 52.1, п. 109 Федеральных правил использования воздушного пространства РФ

Еще разрешение понадобится в случае, если полет проходит на удалении менее 5 километров от контрольных точек аэродромов и посадочных площадок.

Если беспилотник прошел регистрацию. Владелец беспилотника направляет в центр Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации план полета беспилотника. Сделать это можно на сайте Системы представления планов полетов.

Если беспилотник не проходил регистрацию. План полета можно предоставить в местный орган Единой системы организации воздушного движения по телефону. Контактная информация для сообщения размещена на сайтах Системы предоставления планов полетов и Госкорпорации по организации воздушного движения.

В полетном плане указываются опознавательный индекс беспилотника, аэродром, маршрут, аэродром назначения, время вылета и время полета, а также другая информация, необходимая органам воздушного движения.

Приказ Министерства транспорта РФ от 24.01.2013 № 13

Росавиация в зависимости от плана полета имеет право разрешить полет, запретить его или установить ограничения по времени или по месту полета беспилотника. В случае запрета его придется исполнять.

Как летать в городе

У кого получать разрешение. Если летать планируется над населенным пунктом, владельцу беспилотника необходимо получить разрешение органа местного самоуправления. Если полет происходит в Москве, Санкт-Петербурге или Севастополе — понадобятся разрешения органов исполнительной власти этих городов.

п. 49 Федеральных правил использования воздушного пространства РФ

Порядок получения разрешения. Кто именно выдает разрешение — зависит от региона, где будет проходить полет. Например, в Москве разрешение выдает Департамент региональной безопасности и противодействия коррупции города Москвы, а в Севастополе — Департамент общественной безопасности города Севастополя. Через сайт госуслуг получить такое разрешение не удастся — придется обратиться лично либо воспользоваться услугами почты.

Как летать возле границы РФ

Вдоль государственной границы устанавливается приграничная полоса — это воздушное пространство, примыкающее к государственной границе Российской Федерации, шириной 25 км с особым режимом его использования.

п. 43—47(1) Федеральных правил использования воздушного пространства РФ

Эта полоса, как правило, находится на большом удалении от аэропортов, но летать там без полетного плана нельзя. А еще в обязательном порядке придется организовать радиосвязь с Росавиацией и получить разрешение на полет в ФСБ.

В каких местах летать нельзя

Минтранс вправе устанавливать запретные зоны, где летать вообще нельзя, и зоны ограничения полетов, где летать можно только по согласованию с человеком или организацией, в интересах которых установлены ограничения на полеты.

п. 40 Федеральных правил использования воздушного пространства РФ

Зоны, запретные для полетов

Если запретная зона установлена в интересах Федеральной службы охраны — согласовывать полет придется с ФСО.

Так зоны, запрещенные для полетов, обозначены на карте

Как снимать различные объекты

Сейчас БПЛА чаще всего используют для фото- и видеосъемки. Возможно, когда-нибудь они будут перевозить грузы или даже пассажиров — но в ближайшие пару лет этого, скорее всего, не произойдет.

Чтобы правильно снимать с БПЛА и потом пользоваться результатами этой съемки, нужно знать определенные правила и соблюдать их.

Как обычному фотографу зарабатывать при помощи дронов

В первую очередь нужно понимать, что любая съемка с воздуха — это авиационные работы. И чтобы законно их проводить, владелец должен получить сертификат эксплуатанта — документ, который выдает территориальное подразделение Минтранса. Действует этот документ три года, потом его нужно продлевать.

Сертификат выдадут только в том случае, если беспилотник зарегистрирован и в наличии все разрешения — если они нужны. Срок рассмотрения заявления — 10 дней при первом оформлении и пять — при продлении. Плату за выдачу не берут.

Получать сертификат обязан любой владелец беспилотника, который планирует использовать его для съемки. Цель съемки значения не играет — владелец дрона может снимать свадьбу друга или пастбище в поисках заблудившихся коров — сертификат ему понадобится в любом случае. Минтранс, в свою очередь, может такой сертификат приостановить или аннулировать — например, в случае нарушения обладателем сертификата воздушного законодательства РФ.

/wedding-photo/

Сколько зарабатывает свадебный фотограф

Что нужно знать владельцу беспилотника о правилах съемки

Видеокамера беспилотника — это не то же самое, что камера в смартфоне или камера системы видеонаблюдения на подъезде. У аэрофотосъемки есть свои особенности и правила.

Двор, где висит видеокамера, — это общественное место. Достаточно повесить табличку о том, что ведется видеозапись, и у прохожих появляется право выбора — идти через двор или искать обходной путь.

С беспилотниками все немного сложнее — не каждый прохожий может его увидеть или понять, что снимают именно его. Как это работает в случае с беспилотниками — проще всего объяснить на примере.

Допустим, владелец беспилотника снимает городские улицы. Улица — общественное место, а значит, у каждого прохожего разрешение на съемку получать не требуется. Если лица на видео невозможно разобрать — то и разрешение на использование такой видеозаписи ни у кого получать не нужно. Владелец беспилотника может использовать такую видеозапись по своему усмотрению, монтировать как угодно, выкладывать в соцсетях — отвечать ему не придется.

Что делать? 15.01.20

Обнаружил, что мое фото и имя используют в рекламе во «Вконтакте»

Другой вариант — на видеозаписи видно лица, но конкретно выделить главного героя на ней нельзя — камера снимала толпу или зрителей на общественном мероприятии, концерте, причем ни один из них не был главным объектом съемки. В этом случае разрешения у тех, кто попал на видео, не потребуется.

А вот отслеживать в толпе или на улице конкретного человека с помощью беспилотника нельзя. Технически дрон может следовать за конкретным человеком или автомобилем. Но такая ситуация регулируется Федеральным законом о персональных данных. Перемещения человека — это его частная жизнь. И следить за этой жизнью по собственному желанию нельзя, нужно его согласие.

ст. 24 Конституции РФ

ст. 152.2 ГК РФ

То же самое — и с наблюдением за окнами квартир. Снимать их издалека, с расстояния, на котором не видно, что за окнами происходит — можно. А вот заглянуть в окно без разрешения хозяина квартиры уже нельзя. В данном случае не важно, затянуто окно шторами или нет. Даже распахнутая дверь балкона и полное отсутствие штор — это еще не приглашение для любителей подглядывать.

Осторожно, вас снимает скрытый дрон: за казанцами подглядывают неизвестные

В Москве жители верхних этажей жалуются, что за ними через окна подглядывает дрон с видеокамерой

Если человек нарушает закон — его можно фотографировать, делать видеозаписи и выкладывать их в общем доступе без разрешения нарушителя. Раз нарушены публичные интересы или изображение необходимо для защиты правопорядка и безопасности — ФЗ «О персональных данных» на такую ситуацию не распространяется.

п. 1 ст. 152.1 ГК РФ

п. 25 постановления Пленума ВС РФ от 15.06.2010 № 16

А понятие публичных интересов в законе трактуется широко — это, например, потребность обнаруживать и раскрывать различные угрозы: демократическому правовому государству и гражданскому обществу, общественной безопасности, окружающей среде.

п. 44 постановления Пленума ВС РФ от 23.06.2015 № 25

Но и здесь не все просто.

Например, владелец квадрокоптера снимает на видео, как условный гражданин Петров берет взятку или разбивает чужое окно. В этом случае владелец квадрокоптера имеет полное право выложить эту запись на всеобщее обозрение, и отвечать ему за это не придется. В данном случае не важно, совершает ли Петров уголовное преступление или административное правонарушение. Раз нарушены публичные интересы — и съемка, и размещение видеозаписей закон не нарушают.

Но вот другая ситуация — владелец БПЛА ведет видеосъемку шикарной дачи Иванова, а потом размещает ее в соцсетях — мол, смотрите, честные люди так жить не могут. Но построить дачу и жить в ней — не преступление. Брать взятки и тратить полученные деньги — преступление. Ответственность за взятку предусмотрена в уголовном кодексе, за такое можно лишиться свободы на срок до трех лет.

А вот проживание на шикарных дачах — ненаказуемо, пока не доказано, что имущество приобретено на деньги, нажитые преступным путем. Так что для съемки такой дачи нужно будет либо беспилотник повыше поднимать, либо разрешение у владельца получать на общих основаниях.

За нарушение неприкосновенности частной жизни можно самому стать фигурантом уголовного дела. Суд за нарушение неприкосновенности частной жизни может оштрафовать на сумму до 200 000 Р либо лишить свободы на срок до двух лет по статье 137 УК РФ.

А что с секретными объектами и государственной тайной?

Один из страхов владельца беспилотника — случайно снять какой-нибудь секретный объект и потом стать фигурантом уголовного дела за разглашение государственной тайны. Но так не бывает.

Государство имеет полное право защищать свои интересы и засекречивать информацию, разглашение которой может нанести ущерб безопасности РФ. Например, есть на территории города какая-нибудь секретная организация, а за городом — секретный военный космодром.

/guide/gosudarevy-sekrety/

Что такое государственная тайна

Знать адреса всех космодромов и секретных организаций обычный владелец беспилотника не может, да и не обязан. Поэтому по умолчанию считается, что если он получил разрешение, когда оно требуется, на полет по определенному маршруту над определенной территорией — ничего секретного там нет, и вести съемку можно без проблем.

Случайно узнать и разгласить гостайну невозможно — к ней сначала нужно получить допуск. А если на видеозапись попало что-то секретное — это проблема не владельца беспилотника, а того человека, который ему маршрут согласовал.

Для любительских запусков беспилотников разрешения и сертификаты оформляют редко — и зря. Наличие такого разрешения может избавить от лишних вопросов со стороны правоохранительных органов. Даже если в кадр попало то, что другим видеть не следует, владелец БПЛА всегда может в объяснении написать: разрешение получил официально, маршрут согласовал, ничего не нарушил. Что там внизу находилось — не имею ни малейшего представления. Все вопросы — к человеку, который согласовал полет.

В ситуации, когда разрешение на полет не нужно, никаких секретов по маршруту не может быть по определению.

Ответственность для владельцев беспилотников

Если владелец беспилотника не соблюдает правила использования воздушного пространства, его могут привлечь к административной ответственности.

ст. 11.4 КоАП РФ. Нарушение правил использования воздушного пространства

Размер штрафа для физических лиц составит от 20 000 до 50 000 Р, для должностных лиц — от 50 000 до 150 000 Р, для организаций — от 250 000 до 500 000 Р.

За нарушение права на неприкосновенность частной жизни ответственность уголовная. Санкция — от штрафа в размере до 200 000 Р до лишения свободы на срок до двух лет. А еще потерпевший имеет право потребовать возместить убытки и моральный вред, если они возникли из-за распространения видео.

ст. 137 УК РФ

ст. 15, 151 ГК РФ

Если при полете не было оформлено разрешение, но оно требовалось, и в результате беспилотник причинил человеку тяжкий вред или человек погиб — по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью или смерть человека — ответственность будет уголовной. Санкция — до пяти лет лишения свободы, если пострадал один человек. Если погибли два или более лиц — свободы можно лишиться на срок до семи лет.

Запомнить

  1. Правила использования беспилотников устанавливает правительство, Росавиация регистрирует БПЛА.
  2. Перед полетами владелец должен зарегистрировать беспилотник весом больше 250 граммов.
  3. БПЛА — это источник повышенной опасности. Если беспилотник причинит ущерб окружающим, возмещать его будет владелец.
  4. На полеты в городах, вблизи аэродромов, вблизи госграницы и во многих других местах нужно получить разрешение.
  5. При съемке с беспилотника нельзя снимать ничего, что касается неприкосновенности частной жизни. Подглядывать в окна — нельзя.
  6. Знать, какой объект съемки является секретным, владелец беспилотника не обязан. Охрана государственной тайны — это проблема тех, кто имеет к ней доступ, а не владельца БПЛА.
  7. За нарушение правил использования воздушного пространства предусмотрены штрафы. А за нарушение права на неприкосновенность частной жизни можно лишиться свободы.

Беспилотник

11 октября 2022

На южном направлении украинский беспилотный летательный аппарат уничтожил российский зенитно-ракетный комплекс «Оса».

10 октября 2022

За семь часов сборов украинцы перечислили на дроны-камикадзе более 206 млн грн. Сбор средств открыли председатель благотворительного фонда Сергей Притула и волонтер Сергей Стерненко.

Вечером 10 октября над Черкасской областью Силы противовоздушной обороны Украины сбили два беспилотника и ракету.

Хакеры ведут мощные DDoS-атаки на ссылку на сбор средств в monobank на закупку дронов-камикадзе от волонтера Сергея Притулы, активиста Сергея Стерненко и блогера Игоря Лаченкова.

На Ривненщине ПВО сбила 2 ракеты и 1 беспилотник, попаданий по объектам во время крайней воздушной тревоги не зафиксировано.

Военные Вооруженных сил Украины сбили еще один иранский дрон над Черным морем.

Силы противовоздушной обороны Украины сбили 9 из 12 дронов-камикадзе во время утренней атаки на Украину.

09 октября 2022

Силы специальных операций сегодня, 9 октября, днем ​​уничтожили на Харьковщине российский беспилотник «Тахион».

08 октября 2022

Вооруженные силы Украины сегодня сбили российский беспилотный летательный аппарат.

В Белгороде-Днестровском районе Одесской области сегодня украинские зенитчики сбили российский беспилотник.

07 октября 2022

Крупная канадская продовольственная розничная сеть Loblaws начала беспилотную доставку продуктов со складов в свои магазины.

06 октября 2022

российская федерация в четверг нанесла удары по украинским городам иранскими беспилотниками, которые применяет ежедневно, и ракетами.

В Николаевской области сегодня сбили два беспилотника Shahed-136 и один Mohajer-6.

05 октября 2022

На юге ракетно-артиллерийские подразделения Вооруженных сил Украины выполнили 190 огневых задач по позициям врага, авиация нанесла два удара по пунктам развертывания российских зенитно-ракетных комплексов.

Активизация сотрудничества рф и Ирана в вопросе закупки иранских беспилотников связана с намерениями россии экономить на использовании высокоточных ракет, которые стоят миллионы долларов.

Над морем возле города Очаков Николаевской области украинские зенитчики сбили вражеский беспилотник оперативно-тактического уровня.

04 октября 2022

Вблизи датского газового месторождения Роар в Северном море отмечена активность беспилотников.

Министерство цифровой трансформации совместно с Генштабом и Госспецсвязи за три месяца проекта «Армия дронов» договорились о закупке 986 беспилотников за 1,9 млрд. грн. для Вооруженных сил Украины.

В Украине военным удалось «приземлить» иранский ударный беспилотник «Мохаджер-6», которым захватчики пытались атаковать Одессу.

03 октября 2022

Гуманитарный хаб «Житомир» передал военнослужащим 95-й отдельной десантно-штурмовой бригады беспилотный авиационный комплекс «Валькирия».

01 октября 2022

В Бериславском районе Херсонской области украинские зенитчики уничтожили российский беспилотник «Орлан-10».

За минувшие сутки, 30 сентября, зенитчики Воздушных сил Вооруженных сил Украины уничтожили российский вертолет Ка-52 и три вражеских беспилотника.

Беспилотные летательные аппараты, которые Иран поставил в рф, потерпели многочисленные неудачи в боевых действиях в Украине и не стали ожидаемым технологическим прорывом для российских сил на поле боя.

29 сентября 2022

На Сумщине украинские военные сбили из стрелкового оружия российский беспилотник Орлан-10.

27 сентября 2022

Не стоит драматизировать факт появления иранских дронов-камикадзе на фронте, ведь Воздушные силы ВСУ успешно их сбивают.

Бойцы 128-й отдельной горно-штурмовой Закарпатской бригады с помощью корректировки БПЛА «Лелека» уничтожили реактивную систему залпового огня «Град», два «Урагана», пушки «Гиацинт-Б» и другую вражескую технику.

Вооруженные силы Украины сегодня сбили российский беспилотный летательный аппарат.

Противовоздушная оборона Военно-морских сил сегодня уничтожила три беспилотника-камикадзе Shahed-136.

24 сентября 2022

Представитель Министерства иностранных дел Украины Олег Николенко опроверг слова своего иранского коллеги Насера ​​Канаани о якобы попытках третьих сторон поссорить Украину с Ираном и подчеркнул, что всю ответственность за разрушение отношений между государствами несет Тегеран.

23 сентября 2022

Украинские военные сегодня сбили шесть дронов-камикадзе Shahed-136 и уничтожили российский штурмовик Су-25.

Предположительно взорвавшийся украинский морской беспилотник изготовлен из частей прогулочных судов

Главная » Бюджетная отрасль » Предполагаемый украинский взрывоопасный морской беспилотник, сделанный из частей прогулочного судна



Автор: H I Sutton

11 октября 2022 г. 15:44 • Обновлено:

H I Sutton Изображение использовано с разрешения

Небольшой беспилотный катер неизвестного происхождения выбросило из Черного моря на берег Крыма недалеко от российской военно-морской базы в Севастополе в конце прошлого месяца.

На фотографиях, размещенных в российских социальных сетях, изображен небольшой новый надводный беспилотник, сделанный из частей коммерческих судов, нагруженных взрывчаткой, что может объяснить недавние тенденции ВМФ России держать свои военные корабли в порту в течение последних трех недель.

Беспилотный надводный аппарат не был идентифицирован по национальной маркировке, но характер БКА и реакция России на уничтожение плавсредства позволяют предположить, что дрон был украинского происхождения.

Фотографии, опубликованные в социальных сетях, показывают ключевые компоненты USV, которые дают лучшее представление о его функциях.

Изображение подозреваемого украинского USV, циркулирующее в российских соцсетях. Изображение из Naval News

Анализ фотографий судна показывает, что оно приводится в движение водометом для отдыха. Водомет был специально идентифицирован как полностью соответствующий дизайну Sea-Doo, вплоть до
Наклейка «No Step» на корпусе. Линии реверсора тяги показывают, что это относительно недавняя модель, судя по изображениям, возможно, модель GTX или Fish Pro.

Sea-Doo — канадский производитель гидроциклов. Компания продает свою продукцию по всему миру, ориентированную в основном на гражданский рынок. Это означает, что найти Sea-Doo будет относительно легко.

Внешние улики не давали сильных указаний на электростанцию. Но некоторые модели Sea-Doo оснащены высокопроизводительными трехцилиндровыми бензиновыми двигателями от Rotax, которые могут развивать скорость до 70 миль в час. Некоторые прогулочные гидроциклы могут быть дизельными или электрическими, но, по-видимому, наиболее совместимым с водометом Sea-Doo является бензин.

Еще одной ключевой особенностью USV является вероятный способ подрыва дрона. На носу два выступа были предварительно идентифицированы как ударные взрыватели. По внешнему виду они похожи на взрыватели на авиационных бомбах, таких как семейство советских времен ФАБ-500, которые широко используются и сегодня.

Взрыватели, вероятно, будут соединены кабелем с детонатором и боеголовкой. Размер и расположение боеголовки неясны, но, скорее всего, она будет загружена в передней части корабля.

В то время как гидроциклы обычно изготавливаются из стекловолокна или подобных материалов, судя по фотографиям в социальных сетях, взрывоопасный USV изготовлен из алюминия.

В прошлом месяце представитель Пентагона не подтвердил, что USV — это неопознанные USV береговой обороны, которые Соединенные Штаты предоставили Украине в начале этого года.

Не первый взрывоопасный USV

Другие группировки, в частности Движение хуситов в Йемене и Аль-Каида, в последние годы использовали USV в качестве взрывоопасных лодок. Ранее USNI News сообщал, что военно-морской флот Корпуса стражей исламской революции, возможно, помогал хуситам в разработке и использовании USV.

В 2017 году два моряка на борту фрегата Королевских ВМС Саудовской Аравии Al Madinah (702) были убиты в результате атаки беспилотного катера, ответственность за которую возлагается на хуситов, подтвердил 5-й флот США в то время.

Но предыдущие взрывоопасные лодки-дроны были адаптацией лодок с экипажем и сохраняли позицию пилота для более длительных переходов. Из-за своих размеров и отсутствия лоцманской станции предполагаемый украинский корабль выделяется тем, что полностью лишен экипажа. Меньший размер представляет собой более низкий профиль, что затрудняет обнаружение и противодействие.

H I Sutton Изображение использовано с разрешения

Обнаружение нового взрывного устройства USV может объяснить отсутствие операций ВМФ России вблизи Севастополя и вокруг Крыма. С тех пор, как в конце сентября был обнаружен загадочный USV, русские отступили в защищенную гавань Севастополя, сократили количество военных кораблей, скрывающихся у входа в порт, и чаще использовали стрелу через устье гавани для контроля доступа. по словам корабельных корректировщиков.

ВМФ России начал активное патрулирование в Черном море из Севастополя только после атаки моста через Керченский пролив 8 октября.

Ключевые слова статьи: Черное море, ВМФ России, Севастополь, Украина, УСВ

Категории: Бюджетная промышленность, Иностранные силы, Новости и анализ, Россия, Надводные силы

 

Производство дронов-камикадзе Switchblade

увеличится после того, как Украина начнет использовать

ВАШИНГТОН — AeroVironment, производитель барражирующих боеприпасов Switchblade, которые Украина использовала против России в последние месяцы, планирует нарастить производство более мощной версии.

Украина добилась неоднократных успехов на поле боя с Switchblade 300 с тех пор, как Соединенные Штаты поставили ей 400 легких барражирующих боеприпасов в начале этого года, сказал Чарли Дин, вице-президент AeroVironment по продажам и развитию бизнеса, в интервью Defense News на Конференция Ассоциации армии США в понедельник.

В связи с тем, что в Украину направляется более крупный и мощный Switchblade 600 — Дин сказал, что первая партия из 10 экземпляров, скорее всего, будет в стране в ближайшие несколько недель, — а также растущей известности и интереса к этому оружию, AeroVironment готовится к производить больше.

Дин сказал, что Украина «значительно заинтересована» в получении и использовании Switchblade 600. Сегодня AeroVironment может производить более 2000 систем Switchblade 600 в год; По его словам, в течение нескольких месяцев компания надеется примерно утроить это число до примерно 6000 человек.

Для этого, добавил он, компания работает над получением дополнительных материалов для создания версии 600, а также над созданием новых линий, предназначенных для более тяжелых барражирующих боеприпасов.

Сейчас, объяснил он, AeroVironment имеет только одну смену, которая строит 600 систем, но при необходимости может добавить вторую смену.

AeroVironment продемонстрировала несколько систем, используемых Украиной, в том числе Switchblade 300, во время конференции AUSA 2022. (Stephen Losey/Staff)

Барражирующие боеприпасы Switchblade представляют собой комбинацию разведывательного дрона и управляемой ракеты.

Меньший Switchblade 300 настолько мал, что солдат может носить несколько в рюкзаке, устанавливать пусковую трубу в течение нескольких минут и стрелять из него со сложенными крыльями, выхватывающими его, как его одноименный нож.

Затем солдат запускал 5,5-фунтовый Switchblade 300 на расстояние до 10 километров или около 6 миль, осматривая местность камерой боеприпаса и выискивая цель.

Как только цель обнаружена, сказал Дин, Switchblade может слоняться без дела, пока оператор вычисляет лучшее место для удара. Он добавил, что операторы Switchblade могут даже точно настроить угол атаки, чтобы нанести наибольший урон.

До сих пор, по его словам, Switchblade 300 использовались для уничтожения «мягких» российских целей — бензовозов, бронетранспортеров, пулеметных гнезд, окопов и пешей пехоты.

Но когда Switchblade 600 выйдет на поле боя, сказал Дин, он может оказаться еще более разрушительным оружием — «истребителем танков» с боеголовкой такой же мощной, как у Javelin, но управляемой и способной преодолевать большие расстояния. больший диапазон.

В прошлом месяце Пентагон заключил с AeroVironment контракт на 2,2 миллиона долларов на 10 Switchblade 600, предназначенных для Украины, и ожидается, что за ними последуют другие. Switchblade 600 весит 120 фунтов и может летать до 90 километров, сказал Дин.

Ожидается, что в ближайшее время в Украину поступят первые 10 более тяжелых Switchblade 600, способных поражать танки и другие бронированные цели. (Стивен Лоузи/сотрудники)

И поскольку Switchblade — это высокоточное оружие, сказал Дин, более вероятно, что Украине понадобится только один выстрел, чтобы поразить намеченную цель, а не несколько выстрелов, как может потребоваться в артиллерийском бою.

Повышение внимания к войне в Украине — видеоролики с оружием в действии регулярно появляются в социальных сетях и публикуются правительством Украины — вызвало больший интерес со стороны других стран. В июне Франция объявила о своем плане быстро купить Switchblades, чтобы восполнить пробел в возможностях своей армии. Дин сказал, что другие страны также проявили интерес, хотя он отказался назвать их.

Перед началом войны, когда российские угрозы Украине усилились, по словам Дина, AeroVironment создала в своей компании команду для рассмотрения способов помощи Украине.

Это была личная миссия генерального директора фирмы Вахида Наваби, сказал Дин. Наваби вырос в Афганистане и бежал с членами семьи после вторжения Советского Союза, добавил Дин.

«Мы очень сосредоточены на том, чтобы помочь Украине добиться победы», — сказал Дин.

О Стивене Лоузи

Стивен Лоузи — репортер Defense News о воздушных боях. Ранее он освещал вопросы руководства и персонала в Air Force Times и Пентагон, специальные операции и боевые действия в воздухе на сайте Military. com. Он ездил на Ближний Восток, чтобы освещать операции ВВС США.

Поделиться:
Подробнее В AUSA
Сенаторы уверены, что работа над оборонным бюджетом завершится в этом году
Ожидается, что обязательный законопроект об обороне будет завершен где-то в декабре.
Цифровая инженерия делает замену Bradley лучше, говорят руководители армии
«Я считаю, что мы можем придумать более элегантные и продуманные конструкции на раннем этапе с использованием цифровой инженерии, чем мы могли бы иначе».
Армия США возиться с воздушной сетью, чтобы связать тихоокеанских солдат
Воздушная сеть расширяет возможности подключения за счет использования бортовых средств, таких как дроны, для преодоления больших расстояний или обхода препятствий, препятствующих приему сигнала.
Армия готовится к рассредоточенной войне с большими потерями
Пространство, на котором русские ведут боевые действия, примерно в 150 раз больше Национального учебного центра.

Новая стратегия по ускорению развития технологий в условиях цифровой трансформации
Одним из показателей реализации стратегии будет объем современных методов разработки программного обеспечения, включенных в запросы предложений, сказал представитель армии.

ВМС США планируют загрузить свои авианосцы дронами

  • ВМС США вкладывают значительные средства в беспилотные летательные аппараты для работы на борту своих авианосцев.
  • Чиновники ВМС теперь заявляют, что они надеются, что беспилотные самолеты составят 60% их авианосных крыльев.
  • Восемьдесят лет назад ВМС впервые попытались использовать дроны на своих авианосцах.

LoadingЧто-то загружается.

Спасибо за регистрацию!

Получайте доступ к своим любимым темам в персонализированной ленте, пока вы в пути.

ВМС США усердно работают над включением беспилотных летательных аппаратов в свой авиапарк. Чиновники службы теперь говорят, что они стремятся к тому, чтобы дроны составляли 60% их авианосных крыльев, что значительно больше, чем цель 40%, о которой говорилось в прошлом.

Лидирует в этих усилиях Boeing MQ-25 Stingray и беспилотный дрон-дозаправщик, который, по словам официальных лиц ВМС, может в конечном итоге взять на себя новые функции, такие как сбор разведданных.

Ожидается, что MQ-25 достигнет первоначальной эксплуатационной готовности к сентябрю 2025 г. и будет развернут на борту авианосца в 2026 г.

первый дрон, которым ВМС США управляли с плоской вершины.

Эта награда принадлежит ТДН-1 военно-морского авиационного завода, который 10 августа 1943 года стал первым беспилотником ВМС США, взлетевшим с авианосца.

Первый дрон-носитель

Беспилотник TDN-1 во время своего первого пилотируемого полета над Траверс-Сити в Мичигане, 19 мая 1943 года.

ВМС США

Беспилотные автомобили не были новой концепцией в 1940с.

ВМС США уже более десяти лет используют радиоуправляемые корабли-мишени для артиллерийских стрельб и бомбардировок. С развитием радио- и телевизионных технологий беспилотные летательные аппараты также становились реальностью.

ТДН-1 был разработан Заводом морской авиации (NAF), принадлежащим ВМФ предприятием, созданным во время Первой мировой войны и производившим самолеты исключительно для ВМФ.

В январе 1942 года, вскоре после того, как США официально вступили во Вторую мировую войну, перед NAF была поставлена ​​задача создать беспилотный летательный аппарат, который мог бы нести бомбы и торпеды и размещаться на авианосцах.

Через месяц прототип NAF был одобрен для производства.

Беспилотник TDN-1 на борту учебного авианосца ВМС США USS Sable недалеко от Траверс-Сити, 10 августа 1943 года.

ВМС США

Прототип имел длину около 37 футов и размах крыльев 48 футов. Им можно было управлять с наземной станции или с другого самолета, летевшего поблизости. (Сопровождающий самолет мог управлять сразу несколькими ТДН-1.) У него также была кабина, если требовался пилот-человек.

Он был в основном сделан из дерева, имел камеру на носу и радиоуправление в отсеке фюзеляжа за кабиной. Вместо этого он мог нести одну 2000-фунтовую бомбу или торпеду или две бомбы меньшего размера.

900:02 ВМС США заказали 100 TDN-1, которые были обозначены как «штурмовые беспилотники», в марте 1942 года. 10 августа три TDN-1 вошли в историю, взлетев с учебного авианосца USS Sable в озере Мичиган.

Первый ТДН-1 поднялся в воздух после более крутого, чем обычно, взлета. Второй ТДН-1 имел еще более крутой угол взлета, из-за чего он свалился и врезался в воду. Взлет третьего ТБН-1 прошел вполне успешно.

Первый и третий дроны смогли приземлиться на ближайшей базе.

Беспилотник TDN-1 запускается с авианосца USS Sable недалеко от Траверс-Сити 10 августа 1943 года.

ВМС США

31 октября 1944 года шесть ТДН-1 из состава специальной воздушной оперативной группы снова вошли в историю, когда они были запущены в полет с эскортного авианосца USS Charger.

В итоге TDN-1 так и не был развернут. Технология оказалась слишком сложной и дорогой для массового производства, и проект был закрыт. Многие из оставшихся ТНД-1 позже использовались в качестве дронов-мишеней.

Тем не менее, TDN-1 послужил основой для разработки межгосударственного штурмового беспилотника TDR-1, который до окончания войны имел ограниченное применение в Тихоокеанском флоте.

Скат

Моряки посылают указания MQ-25 с помощью пультов управления на борту авианосца «Джордж Буш-старший». Буша в декабре 2021 года.

ВМС США/MCS3 Брэндон Роберсон

Восемь десятилетий спустя военно-морской флот снова пытается интегрировать беспилотники с неподвижным крылом в свои воздушные крылья.

MQ-25 рассчитан на перевозку 15 000 фунтов топлива на расстояние около 500 морских миль, что позволяет увеличить дальность полета F/A-18 примерно на 300 миль и освобождает место для других самолетов, обычно F/A-18. , на которые обычно возлагаются обязанности по дозаправке в воздухе.

Беспилотный летательный аппарат продемонстрировал свою способность дозаправлять дружественные самолеты, провел пилотные и беспилотные испытания, а также прошел испытания на управление палубой в море на борту авианосца USS George H.W. Буша, хотя он еще не приземлился и не взлетел с авианосца.

Испытательный самолет MQ-25 (слева) заправляет F-35 над Иллинойсом в сентябре 2021 года.

ВМС США/Боинг

В сентябре Boeing объявил, что MQ-25 и его наземная станция управления продемонстрировали способность работать с истребителем F/A-18, морским патрульным самолетом P-8A и самолетом командования и управления E-2D.