Экраноплан чайка а 050: Американское СМИ рассказало о новом российском экраноплане А-050

Что представляет собой экраноплан «Чайка» А-050? | МЧС России | Общество

Арина Забгаева

Примерное время чтения: 3 минуты

4460

Категория: 
Военная промышленность

В России разрабатывают аварийно-спасательный экраноплан нового поколения «Чайка» А-050. Американское развлекательное издание We Are the Mighty назвало новое судно настоящим «морским монстром». 

«Чайка» А-050. Кадр youtube.com

Издание сообщает, что способное развивать скорость до 450 км/ч и весящее 50 тонн судно, на борту которого смогут находиться сотня военных или девять тонн груза, планируют ввести в эксплуатацию в 2020 году. Предположительно, «Чайка» станет развитием экспериментального «Каспийского монстра», на базе которого был создан советский экраноплан-ракетоносец «Лунь». Это судно было малозаметно для радаров, способно развивать скорость до 500 км/ч и вооружено противокорабельными ракетами.  

Что такое экраноплан?

Экраноплан — это высокоскоростное транспортное средство. Согласно официальной советской классификации, это судно на динамической воздушной подушке. Экранопланы могут лететь в пределах аэродинамического экрана, то есть на относительно небольшой высоте — до нескольких метров — от поверхности. Согласно классификации Международной морской организации, экранопланы относятся к морским судам.

Экранопланы используют на разных маршрутах, в том числе там, где не могут пройти обычные суда. Помимо водной поверхности, экранопланы могут «парить» над землей, снегом, льдом и базироваться на суше.

Когда начали разрабатывать А-050?

На данный момент в России разрабатывают несколько экранопланов нового типа, в том числе и А-050-742D «Чайка-2». Как сообщает РИА Новости со ссылкой на пресс-службу Центрального конструкторского бюро по судам на подводных крыльях имени Р. Е. Алексеева, над проектом «Чайка-2» бюро работает совместно с НПП «Радар ММС». В рамках проекта ЦКБ отвечает за разработку основных элементов, а «Радар ММС» создает комплекс бортового оборудования.

Работа над экранопланом началась около десяти лет назад. Материалы по разработке А-050 впервые представили в 2011 году. Конструкторы тогда утверждали, что при наличии заказа первый образец судна можно построить к середине 2010-х годов. Модификацию А-050-742D представили в 2017 году, тогда же появилась информация о том, что строительство «Чайки-2» можно будет выполнить в 2019-2020 годах.

В чем особенности экраноплана А-050?

На официальном сайте бюро говорится, что основная задача А-050 — перевоз пассажиров и грузов в морских прибрежных районах и решение специализированных задач МЧС. Также экраноплан может использоваться как служебно-разъездное и санитарное транспортное средство и для проверки экологического состояния внутренних водных акваторий. Базироваться «Чайка-2» может на воде и на аэродроме второго класса. 

В грузовом отсеке экраноплан способен нести спасательный катер, который можно спускать на воду при аварийно-спасательных и досмотровых работах, после чего грузить обратно на судно и улетать. Также «Чайка» будет оснащена системой синтетического зрения. С ее помощью бортовой компьютер получает возможность распознавать объекты в радиусе нескольких километров, сканировать их, анализировать погоду и другие условия и предлагать, как лучше всего обойти препятствие. Как отмечают разработчики, возможности аппарата делают его универсальным судном, поэтому есть вероятность, что «Чайку» придется сертифицировать сразу в двух регистрах: и в морском, и в авиационном.

Длина судна составляет 34,8 м, ширина — 25,35 м, высота — 7,85 м. Полное водоизмещение — 54 т. При полете в режиме экрана (когда экраноплан «парит» на небольшой высоте над водой за счет повышенного давления под крылом) судно способно развивать скорость 360-400 км/ч, а во внеэкранном режиме — до 450 км/ч. Максимальная дальность полета в режиме экрана — 3 000 км, вне экрана — 1 900 км. Для обслуживания «Чайки-2» необходим экипаж из четырех человек.

экраноплан

Следующий материал

Новости СМИ2

Американское СМИ назвало «морским монстром» российский экраноплан А-050 — РБК

adv. rbc.ru

adv.rbc.ru

adv.rbc.ru

Скрыть баннеры

Ваше местоположение ?

ДаВыбрать другое

Рубрики

adv.rbc.ru

Вклад «Стабильный»

Ваш доход

0 ₽

Ставка

0%

Подробнее

БАНК ВТБ (ПАО). Реклама. 0+

Экраноплан А-050


(Фото: АО «ЦКБ по СПК им. Р.Е.Алексеева»)

Создаваемый в России тяжелый аварийно-спасательный экраноплан «Чайка» А-050 станет настоящим «морским монстром». Об этом сообщает американское издание We Are the Mighty, специализирующееся на развлекательном контенте.

В материале отмечается, что судно на динамической воздушной подушке планируется ввести в эксплуатацию в 2020 году. Большое значение экранопланам за их универсальное сочетание функций самолетов и кораблей придавал СССР, отмечает издание. А-050 станет развитием экспериментального «Каспийского монстра», который послужил основой для советского экраноплана-ракетоносца «Лунь». Он был малозаметен для радаров, однако мог разгоняться до 500 км/ч и нести на вооружении противокорабельные ракеты.

На сегодняшний день ведется разработка экраноплана нового поколения из новейших материалов. В публикации говорится, что А-050 будет весить около 50 т и сможет принять на борт сотню военных или 9 т груза. Благодаря авиадвигателям судно может перемещаться со скоростью до 450 км/ч по воде, по ледяной поверхности и ровной степи.

В сентябре 2018 года глава Минпромторга Денис Мантуров сообщил, что в рамках госпрограммы вооружений–2027 (ГПВ-2027) Минобороны России разрабатывает экраноплан, на борту которого будут размещены ракеты. При этом министр не уточнил, о каких ракетах идет речь.

Как говорил Мантуров, экраноплан планируют использовать для патрулирования Черного и Каспийского морей, а также для охраны Северного морского пути.

Экраноплан — высокоскоростное транспортное средство, которое передвигается за счет действия аэродинамического экрана, то есть благодаря нагнетанию набегающих потоков воздуха. Согласно международной классификации экраноплан относится к морским судам.

экраноплан

Вклад «Стабильный»

Ваш доход

0 ₽

Ставка

0%

Подробнее

БАНК ВТБ (ПАО). Реклама. 0+

ЛЕТАЮЩИЕ КОРАБЛИ – ЭКРАНОПЛАНЫ

Экраноплан представляет собой гибридную версию самолетов и кораблей и недавно стал известен, когда русские начали переделывать свой старый Экраноплан (2017). Этот тип транспортного средства использует «эффект земли», который создает аэродинамическое взаимодействие между крыльями и поверхностью для достижения быстрого, стабильного полета на малой высоте. Транспортное средство называется Экраноплан, Экраноплан (GEV), Экраноплан (Экран), Экраноплан, Экраноплан и Крыло.

Экраноплан впервые появился в 1960-х годах. Один из лидеров Советского Союза — Никита Хрущев — сообщил, что их страна строит корабль, который может перепрыгивать через мосты. Это заявление застало всех врасплох, так как он раскрыл один из секретных проектов, над которым работал Советский Союз. Эти транспортные средства предназначены для использования «эффекта земли» на уровне поверхности — в основном на морях, озерах, замерзших озерах или плоских равнинах. До появления экранопланов самыми быстрыми лодками в мире были суда на подводных крыльях. Скорость подводных крыльев невелика по сравнению с ними, и они удерживаются явлением, называемым кавитацией, которое нарушает подъемную силу, создаваемую крыльями подводных крыльев.

Рис. 1.2. Выставка художников «Каспийское чудовище»
Рис. 1.3. А-90 «Орленок»

Содержание

Экраноплан – новая концепция, представленная миру

Ростислав Евгеньевич Алексеев, директор и главный конструктор «Центрального бюро по судам на подводных крыльях» представил новая и уникальная концепция. Убрав из воды крылья подводных крыльев и позволив им ускорить транспортное средство, создается подъемная сила, которая будет перемещать новообразованное транспортное средство под названием «Экраноплан» для движения с более высокой скоростью. Транспортное средство представляет собой гибридную версию самолета и корабля, но они не летают, как самолеты, и не двигаются по поверхности воды. Это транспортное средство, которое движется над воздушной подушкой прямо над поверхностью, и это явление дополнительной подъемной силы называется «эффектом земли». Ростислав начал создавать небольшие модели и прототипы и предложил свою идею Советскому Союзу, чтобы получить финансирование для ее создания в больших масштабах.

Рис. 1.4: Каспийское морское чудовище

Есть несколько известных экранопланов, которые все еще находятся в центре внимания, но потеряли свое присутствие с развитием технологий. Некоторые из них раскрыты ниже:

Модели экранопланов (хронология)

Преимущества экранопланов

Экранопланы обладают рядом преимуществ, которые заключаются в следующем:

  1. Они работают на очень высокой скорости.
  2. Очень трудно быть отслеженным радаром и гидролокатором.
  3. Военный поиск и патрулирование можно легко осуществить.
  4. Морских мин можно избежать, так как они могут проходить над ними.
  5. Эффективное транспортное средство для мелководья (что является проблемой для больших кораблей).
  6. Конструкция и дизайн просты.
  7. Может быстро перевозить военные товары и грузы на большие океанские расстояния.
  8. Это потенциальная боевая платформа в зоне боевых действий.
  9. Стабильность и эффективность могут быть достигнуты.
  10. Угроза от торпеды, выпущенной подводной лодкой, устранена.
  11. Может быстро исчезнуть и запустить ракету в цель с большого расстояния.
  12. Менее опасен при авариях и отказе двигателя из-за малой высоты.

Недостатки экранопланов

Экранопланы имеют различные недостатки, а именно:

  1. В экстремальных погодных условиях, таких как приливы, они не могут выполнять свою функцию. Подходит только для нормальных погодных условий.
  2. Хотя им легко маневрировать в воздухе, им трудно управлять при посадке.
  3. После обнаружения становится легкой целью для кораблей, самолетов и ракет.
  4. Создает звук, который слышен на расстоянии.
  5. Эти машины большие по размеру, дорогие и требуют большего обслуживания (соленая морская вода является проблемой для основного материала экраноплана).
  6. Низкая высота дает пилоту очень мало возможностей избежать столкновения.

Причины, по которым его производство было остановлено

Существуют различные причины, по которым производство этого автомобиля было остановлено, особенно в больших масштабах:  

  1. Нападений противника на Россию со стороны близлежащих стран практически не было. У них не было врага, который мог бы атаковать с гладкого моря.
  2. Полный диапазон для таких больших инвестиций в строительство невелик по сравнению с самолетами.
  3. После мировой войны финансирование военной техники было низким.
  4. Ограниченная полезность снизила уровень производства, так как трудно амортизировать затраты и конкурировать с самолетами.
  5. Во время чрезвычайной ситуации эвакуация затруднена. (Это связано с меньшим количеством точек выхода).
  6. Модернизация и доработка для достижения требуемых результатов в кратчайшие сроки увеличивают затраты на проектирование и потери драгоценных материалов.

Рис. 1.5: Рисунок, показывающий различные экранопланы модели

Типы крыльев

Экранопланы имеют различную конфигурацию крыльев:

  • Прямое крыло : Это самая старая конструкция крыла самолета. Прямые крылья короче по сравнению с высокорасположенным хвостовым оперением и горизонтальным оперением, что способствует сохранению устойчивости Экраноплана.
  • Реверсивное треугольное крыло: Реверсивное треугольное крыло обеспечивает стабильный полет в условиях эффекта земли за счет самостабилизации.
  • Тандемные крылья: Тандемные крылья состоят из двух крыльев: одно расположено в переднем, другое в заднем положении. Далее они подразделяются на следующие конфигурации:
  • Тип биплана: Тип биплана имеет основное подъемное крыло, установленное на плече, и спонсоны, установленные на днище.
  • Тип «утка»: у этого типа есть крыло среднего размера возле носа, которое помогает направлять воздушный поток под аэродинамическим профилем основной подъемной силы.
  • Два коротких крыла: два коротких крыла в лодке с тандемным аэродинамическим профилем, спроектированной Гюнтером Йоргом, были сформированы путем самостабилизации в продольном направлении.

Рис. 1.6 Конфигурация экраноплана-крыла

Россия начала перепроектирование (Экраноплан A050 Чика 2)

Россия сообщила о перепроектировании Чайки А50. Проект А-050-742Д «Чайка-2″ начал испытания и будет готов к эксплуатации в 2022 году. Он будет вооружен ракетами и будет патрулировать Северный морской путь, Черное и Каспийское моря. Он весит 50 тонн и развивает скорость до 450 км/ч над водой, льдом и плоской равниной. Версия имеет дальность полета 5000 км и может нести около 100 истребителей. Транспортное средство может использоваться для – пассажирских перевозок, чрезвычайных ситуаций (кораблекрушения, авиакатастрофы, аварии на нефтяной вышке и т.д.), наблюдения и перевозки грузов, а также развертывания войск. Русские выразили заинтересованность в обмене своими технологиями с Индией, заявив: «У Индии есть крылатые ракеты BrahMos, и наши GEV могут быть оснащены ими».

Рис. 1.7: А-050 «Чайка»

Почему его переделывают?

  1. Россия хочет вернуть экранопланы с ракетным вооружением для защиты своих притязаний в Арктике.
  2. Россия хочет патрулировать Северный морской путь, Черное и Каспийское моря.
  3. НАСА в 2014 году утверждает, что использование GEV для пассажирских перевозок приведет к удешевлению полетов, повышению доступности и уменьшению загрязнения.
  4. Русские начали делиться технологиями после того, как заняли хорошее экономическое положение. Они проявили интерес к продаже этого в разные страны, включая Индию.

Рис. 1.8: Запуск ракеты с Экраноплана

Заключительные мысли

Внезапный бум переделки Экраноплана в России привлек внимание всего мира. Разработка Экраноплана — насущная необходимость. Основное внимание уделяется обмену технологиями (монетизация) и простоте анализа такого большого транспортного средства, чтобы уменьшить или устранить его отрицательный аспект без дополнительных затрат. Второстепенные причины – безопасность границы, более быстрое спасение и транспортировка грузов для страны, окруженной или связанной водными путями. Страны выразили заинтересованность в обладании такой машиной, которая отклоняет радиолокационные и гидроакустические системы противника и может эффективно работать в зоне боевых действий.

Следите за новостями об интеллектуальной собственности, связанной с Экранопланом. Вскоре мы опубликуем еще одну статью, в которой обсуждается IP-ландшафт Экраноплана.

-Аюш Бора, Партек Саксена (инженер) и редакция

Возрожденный экраноплан направляется в Арктику • Регистр

Россия разместила фотографии нового экраноплана, или экраноплана. Новый дизайн скромнее, чем «Каспийское чудовище», которое так тревожило западную разведку во время холодной войны, и его можно увидеть только на рулении.

Экранопланы были изобретены русскими инженерами и используют преимущества увеличенной подъемной силы, создаваемой при полете близко к фиксированной плоской поверхности; Экранопланы проектировались для оптимальной работы на высоте 3-6 м над уровнем моря. Это исключало использование на многих территориях, но с обширными территориями Черного и Каспийского морей у Советского Союза была веская причина для инвестиций. В результате были разработаны огромные экранопланы.

Покойный Лестер Хейнс рассказал здесь историю экраноплана.

Гигантские машины озадачили и встревожили экспертов западной разведки, которые заметили характерный дизайн по разведывательным фотографиям и пришли к выводу, что аппарат, хотя и движется со скоростью обычного самолета, на самом деле не может «летать». Развили ли Советы какой-то новый прорыв в двигателестроении?

Вообще-то, аппарат мог «летать», только не очень высоко. Экраноплан типа ЛУН, разработанный в 1970-х ощетинился вооружением, что делало его грозной машиной для внезапной береговой атаки. Только два когда-либо работали. Меньшая конструкция, А-90 («Орленок»), разработанная Центральным конструкторским бюро по судам на подводных крыльях, также предназначалась для атаки и была приспособлена для использования в качестве амфибии.

YouTube видео

После окончания холодной войны в частном порядке разрабатывались экранопланы меньшего размера. В 2002 году Boeing предложил амбициозный проект с размахом крыла 500 футов, Pelican ULTRA (сверхбольшой транспортный самолет), но проект так и не вышел за рамки концепции.

Добро пожаловать в мир завтрашнего дня. Полевые испытания экраноплана в России. pic.twitter.com/bGCWdnJ3uE

— Посольство России, Великобритания (@RussianEmbassy) 31 марта 2017 г.

Новое транспортное средство, рекламируемое на прошлой неделе, представляет собой двухтурбинную конструкцию среднего размера, работающую на замерзшей поверхности. Российское информационное агентство ТАСС цитирует советника президента Александра Бедрицкого, объясняющего ценность экранопланов в Арктике:

Экранопланы, если они будут выпущены, идеально подходят для Севера.