Содержание
Россия вновь планирует возобновить строительство экранопланов
Армия
close
100%
До 2027 года в России планируют создать опытный образец экраноплана «Орлан» с ракетным вооружением. По словам вице-премьера РФ Юрия Борисова, машина будет использоваться для обороны Северного морского пути и внутренних морей — Каспийского и Черного. Кроме того, «Орлан» может быть использован для спасения терпящих бедствие экипажей.
Российское Министерство обороны планирует построить опытный образец экраноплана «Орлан», вооруженного ракетами, к 2027 году. Об этом журналистам сообщил вице-премьер России по вопросам вооружений Юрий Борисов. Он подчеркнул, что
в Государственной программе вооружения 2018-2027 годов есть проект экраноплана. «Орлан» будет использоваться для охраны коммуникаций Северного морского пути в районах со слаборазвитой инфраструктурой.
Кроме того, барражирующий (то есть летящий со скоростью, обеспечивающей максимально длительный полет — «Газета. Ru») экраноплан способен будет прикрывать и внутренние моря – Каспийское и Черное. Вице-премьер отметил, что перспективный экраноплан может использоваться для патрулирования акваторий и спасения терпящих бедствие морских экипажей.
В случае морского или речного ЧП, самолет может сбросить спасательный груз на воду, вертолеты обладают недостаточно большой вместительностью, а водные суда могут не успеть к месту кораблекрушения. Спасательный экраноплан может приводняться, а его вместительность позволяет вмещать в себя не только терпящих бедствие людей, но и спасателей с медиками.
Экраноплан представляет собой судно, использующее в полете экранный эффект над водной или любой другой поверхностью без постоянного с ней контакта. Машина поддерживается в воздухе с помощью аэродинамической подъемной силы, которую генерирует воздушное крыло, корпус и дополнительные аэродинамические части. Расход топлива при этом становится минимальным, что и позволяет барражировать.
Экранопланы способны передвигаться со скоростью, превышающей скорость кораблей, однако при этом летят на высоте, меньшей, чем высота полета самолетов.
Еще в 2015 году глава Морской авиации Военно-морского флота России Игорь Кожин сообщил, что ВМФ планирует получить универсальную платформу экранопланного типа, способную поднимать до 300 тонн груза. Сейчас проект находится на стадии эскизного планирования. Основным разработчиком подобной техники в России традиционно является Центральное конструкторское бюро имени Алексеева, расположенное в Нижнем Новгороде.
Разговоры о строительстве экранопланов ведутся уже давно. Еще летом 2010 года в ЦКБ им. Алексеева сообщали о намерении властей построить военные экранопланы, не предназначенные для гражданского использования.
Разработки экранопланов начались еще в СССР в конце 1940-х годов под руководством Ростислава Алексеева. На Горьковском водохранилище была построена специальная испытательная станция ИС-2 с комплексом уникальных сооружений, многие были специально созданы для исследований особенностей экранного эффекта.
Всего с 1951 по 1991 годы было построено немногим более 30 экранопланов различных конструкций. Одним из наиболее примечательных проектов стал ВВА-14, гидросамолет-экраноплан, способный взлетать вертикально. Его разработал советских инженер итальянского происхождения Роберто Бартини, был построен физический прототип, но после смерти инженера работы были остановлены. Кроме того, упоминания заслуживает проект «Лунь», ударный экраноплан-ракетоносец, совершивший первый полет в 1987 году. Он был вооружен шестью управляемыми противокорабельными ракетами «3М-80 Москит».
После успешного окончания государственных испытаний «Лунь» была в 1990 году передана в опытное использование. Однако распад Советского Союза привел к прекращению работ по этому направлению и расформированию 11-й авиагруппы экранопланов Черноморского флота.
После 1991 года работы по созданию экранопланов продолжались, и было построено несколько экспериментальных машин, часть из которых поставлялась в виде технологий и чертежей в Китай. Государственных программ строительства экранопланов не было из-за нерентабельности этих разработок и отсутствия финансирования.
В 2010 году вновь возникли слухи о возобновлении строительства экранопланов: генеральный директор ЦКБ по судам на подводных крыльях имени Алексеева Сергей Платонов сообщил, что серийное производство военных и гражданских экранопланов может начаться после 2015 года.
Он отметил, что в случае одобрения этой концепции, речь будет идти о линейке экранопланов водоизмещением 50, 100 и 600 тонн. «Это ближайшая перспектива, через четыре — пять лет мы сможем выйти на головные образцы. До 2020 года мы планируем перейти к строительству экранопланов водоизмещением в 2–3 тысячи тонн», — заявил глава ЦКБ им. Алексеева.
Подписывайтесь на «Газету.Ru» в Новостях, Дзен и Telegram.
Чтобы сообщить об ошибке, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Новости
Дзен
Telegram
Картина дня
Военная операция РФ на Украине. День 314-й
Онлайн-трансляция специальной военной операции на Украине — 314-й день
«Чудо-девайс за $2-3 тыс. » Чего ожидать россиянам от Apple в 2023 году
IT-эксперт Бевза объяснил, почему система Apple Pay не вернется в Россию в 2023 году
«Волоколамское шоссе»: как Фидель Кастро и Че Гевара стали фанатами книги Александра Бека
120 лет назад родился писатель Александр Бек
Президент Путин подписал указ о дополнительных социальных гарантиях военнослужащим
В Белгородской области часовой ранил местного жителя, не остановившегося на предупреждение
Семья Газманова покинула ОАЭ после просьбы поддержать Украину на концерте в Дубае
Командующий КСИР: Иран не отменял решения о возмездии США за убийство генерала Сулеймани
Новости и материалы
Роналду был сильно растроган встречей с саудовцами, которые подарили ему цветы
Лавров обсудил с новым главой МИД Израиля Коэном укрепление сотрудничества двух стран
Путин поручил представить льготы участникам спецоперации в режиме «одного окна»
Путин поручил МО РФ оказать содействие в съемках кино героизме участников СВО
Биологи научили живую клетку «запоминать» события, происходящие с ней
Партнер Роналду по сборной заявил, что его не шокировало непопадание игрока в стартовый состав на ЧМ
Лавров и новый министр иностранных дел Израиля Коэн обсудили ситуацию на Украине
Число погибших в результате аварии на Алтае увеличилось до шести человек
Канчельскис: за воровство правильно отрубать руки, я посетил прилюдную казнь, было интересно посмотреть
Путин исполнил мечту девочки с «Елки желаний»
В России призвали не дискриминировать уехавших IT-специалистов
В Липецке жильцы дома обнаружили в подъезде мужчину с ножевым ранением
Гастроэнтеролог Яременко объяснила, почему медикаменты бесполезны при переедании
Тренер Минеева анонсировал скорое завершение карьеры бойца
Месси продлит контракт с «ПСЖ» до 2024 года в течение недели
Джеймс Ганн и Марк Руффало поддержали Джереми Реннера, попавшего в больницу
Bloomberg: Германия готова использовать замороженные активы РФ для помощи Украине
Алексей Чадов поздравил деда с 94-летием
Все новости
Какие изменения ждут автомобилистов в новом году
В России в 2023 году изменят правила ПДД и введут новые штрафы
Тест: угадайте, что пропало из кадров новогодних советских сказок и фильмов
Сможете ли вы узнать, что спрятано на знаменитом кинокадре
Положите оторванный палец в пакет: что делать при самых «новогодних» травмах
Врачи рассказали, как оказать первую помощь при ожогах от петарды и ударе пробкой в глаз
Тест: на какую оценку вы бы сдали экзамен по новогодней грамотности
Ответьте на шесть вопросов по русскому языку по теме «Новый год», в которых все вечно путаются
«Одни из нас», «Задача трех тел», «Кумир» и еще 12 сериалов, которые мы ждем в 2023 году
Самые ожидаемые сериалы 2023 года: выбор «Газеты. Ru»
Мы нашли фейковые AirPods Pro 2. Отличить их от настоящих очень сложно
Обзор-сравнение подделки и настоящих AirPods Pro 2
15 лет без Абдулова. Редкие фото «принца советского кино»
Сколько можно выпить, чтобы утром сесть за руль
Врач-нарколог Болонкин рассчитал скорость вывода алкогольных напитков из организма
«Запасы многих редкоземельных металлов близки к исчерпанию»: нужна ли человечеству лунная база?
Астроном Владислав Шевченко объяснил, какие полезные ископаемые можно добывать на Луне
Военная операция на Украине. День 313-й
Онлайн-трансляция специальной военной операции ВС РФ на Украине — день 313
Тест: угадайте, из какого советского мультфильма этот кот
Вспомните советский мультфильм по кадру с символом наступившего года
Имбирь от похмелья и отказ от десертов. Как пережить новогодние праздники
Врачи назвали способы провести новогодние застолья без вреда для организма
«Дюна 2», «Оппенгеймер», «Индиана Джонс 5» и еще 12 фильмов, которые мы ждем в 2023 году
Самые ожидаемые фильмы 2023 года: выбор «Газеты.Ru»
Российская армия получит ударный экраноплан
К 2027 году ВМФ России получит опытный образец экраноплана «Орлан». Об этом заявил вице-премьер Юрий Борисов. Отличительной особенностью летательного аппарата станет наличие ракетного вооружения. Экраноплан будет использоваться для охраны Северного морского пути и патрулирования Чёрного и Каспийского морей. По мнению экспертов, «Орлан» станет эффективным современным оружием, невидимым для радаров противника, сообщает ИА «Хабаровский край сегодня» со ссылкой на
RT
.
Вице-премьер России Юрий Борисов сообщил журналистам, что Госпрограмма вооружения на 2018—2027 годы предусматривает разработку опытного образца экраноплана «Орлан». По его словам, новейший летательный аппарат сможет нести ракетное вооружение.
Как рассказал Борисов, «Орланы» будут использоваться для охраны Северного морского пути (СМП) и «внутренних морей» РФ. Также летательный аппарат будет участвовать в поисково-спасательных операциях.
«Основной функционал у него — Севморпуть, где у нас инфраструктура не очень развита, он может барражировать, закрывать эти районы. Внутренние моря тоже: Каспий, Чёрное море», — заявил вице-премьер.
«Экранный эффект»
Экраноплан — многоцелевое судно на динамической воздушной подушке. Как правило, аппарат летит на высоте около метра от водной поверхности со скоростью до 500 км/ч. Такой режим создаёт «экранный эффект», при котором сжатие воздуха увеличивает подъёмную силу.
Используя энергию набегающего потока, экраноплан способен преодолевать расстояния без существенных затрат топлива, оказываясь более экономичным средством передвижения, чем самолёт и вертолёт. Кроме того, полёт на столь малой высоте делает судно практически незаметным для радиолокационной аппаратуры противника.
«Экраноплан — это нечто среднее между самолётом и кораблём. Аппарат передвигается намного быстрее любого судна, максимальная скорость которого редко превышает 30 узлов (55 км/ч). При этом он даже визуально менее заметен, чем самый современный самолёт», — отметил в беседе с RT обозреватель журнала «Арсенал Отечества» Дмитрий Дрозденко.
Экономика
Россия построит «арктического монстра»
Для снабжения заполярных гарнизонов и спасательных операций построят гигантский экраноплан
30 октября 2017, 10:30 0
Как пояснил эксперт, в ВМФ экраноплан может использоваться для нанесения неожиданных ударов по авианосным группировкам или для доставки десанта. Возможности судна позволяют ему скрытно подобраться к противнику и после пуска боеприпасов намного быстрее корабля покинуть огневую позицию и зону поражения.
К недостаткам экранопланов относят ограничения, связанные с волнением на море, и недостаточную манёвренность. Распространённой проблемой экранопланов является продольная неустойчивость. Она выражается в том, что при смене высоты центр приложения подъёмной силы смещается. Нос судна ведёт себя нестабильно и может задеть водную поверхность или, наоборот, слишком резко подняться вверх.
«Экраноплан имеет ограничения по массе вооружения, которое он может взять на борт. Очевидно, что на подобный аппарат невозможно разместить, например, комплекс «Калибр». Однако современная промышленность в состоянии создать для него лёгкое и достаточно мощное оружие», — рассказал Дрозденко.
«Орлёнок» и «Каспийский монстр»
Работы над экранопланами начались в Советском Союзе в 1950-е годы. Флагманом конструкторской мысли было ЦКБ им. Алексеева (Нижний Новгород). Более 65 лет предприятие создаёт суда на воздушных подушках и подводных крыльях.
В 1979 году на вооружение ВМФ был принят десантный корабль-экраноплан проекта 904 «Орлёнок». В общей сложности было построено четыре судна. Минобороны СССР рассчитывал вооружить флот 120 «Орлятами», но позже эти планы были пересмотрены.
16 июля 1986 года был спущен на воду опытный образец ракетного корабля-экраноплана проекта 903 «Лунь». Судно проходило испытания в Каспийском море, за что получило прозвище «Каспийский монстр». Восьмимоторный аппарат мог разгоняться до 500 км/ч и действовать в шестибалльный шторм.
«Лунь» был совершенно не похож ни на один из видов воздушной и морской техники. Судно поражало причудливыми очертаниями и размерами (длина — 73 м, высота — 19 м). Для нанесения ударов по противнику экраноплан оснащался управляемыми противокорабельными ракетами ЗМ-80 «Москит» дальностью 120—250 км.
В 1990 году ВМФ начал опытную эксплуатацию «Луня», однако пополнить состав флота уникальными самолётами-кораблями не удалось. Необычная машина, как и любая новейшая техника, нуждалась в устранении «детских болезней» (военные жаловались на слабую надёжность) и в дополнительных испытаниях.
«После распада СССР Военно-морской флот вступил в полосу сокращения. Россия отказывалась от крупных надводных кораблей, и средств на доработку ударного экраноплана, естественно, не было. Однако «Лунь» мог принести пользу обороноспособности страны. В США не скрывали радости от закрытия проекта «Каспийского монстра», — констатировал Дрозденко.
На страже Арктики
Дискуссии о возрождении в составе ВМФ экраноплана продолжаются последние четыре года. Одним из первых о необходимости восстановить его производство для военных нужд заявил первый заместитель председателя комитета Госдумы по промышленности Владимир Гутенев в августе 2014 года.
В июле 2017-го вице-президент Объединённой судостроительной корпорации (ОСК) по военному кораблестроению Игорь Пономарёв сообщил о готовности отечественной промышленности начать разработку экраноплана для ВМФ.
Как полагает Дрозденко, ЦКБ им. Алексеева сохранило научный и технологический потенциал для создания ударного экраноплана. По его словам, нижегородским инженерам под силу удовлетворить требования Минобороны к проекту оснащённого ракетным вооружением «Орлана».
«С учётом современных технологических возможностей рискну предположить, что российский экраноплан по габаритам будет уступать советскому собрату и однозначно превосходить его по боевой мощи. На вооружении «Орлана» могут быть гиперзвуковые ракеты «Циркон». Судно станет грозой американских ВМС и послужит России прежде всего в деле защиты арктических пространств», — отметил Дрозденко.
«Экраноплан», летающие корабли Советского Союза
Русские мечты о гигантских экранопланах пошли прахом.
История современного транспорта усеяна транспортными средствами, которые должны были изменить правила игры, но неизменно становились еще одним осадком на свалке истории. Поезда на маглеве, монорельсовые дороги, супердирижабли, сегвеи, реактивные ранцы, суда на воздушной подушке, суда на подводных крыльях, скайциклы, летающие автомобили… список можно продолжить. Одним из самых странных был советский полусамолет-полукорабль, который назывался экраноплан — по-русски «самолет с экранным эффектом». (Прошедшее время преднамеренно; хотя до сих пор есть небольшие экранопланы, строящиеся предпринимателями и энтузиастами, и вечные предложения по экранопланам размером с Покипси, которые никогда не доходят дальше страниц Popular Science , концепция по существу, скажем так, мертва в воде.)
Экранопланы — также называемые экранопланами, для крыла с эффектом земли — были именно такими: самолетами, которые летали на эффекте земли. Ну может не совсем так. Кто-то скажет, что экранопланы — это не самолеты, а корабли, парящие над морем. Возможно, показательно то, что многие фотографии крейсерских экранопланов показывают, что они не дальше от воды, чем безграничный гидроплан-гонщик на своей опоре. Как и любая хорошо развитая бюрократия, Советы тратили много времени на споры о том, должны ли они разрабатываться верфями или авиационными компаниями, пилотироваться пилотами или управляться моряками, или подчиняться авиационным или морским правилам.
Хотя финский инженер управлял двухмоторным экранопланом в 1935 году, а Советы начали серьезно разрабатывать эту концепцию в начале 1960-х годов, первый в мире большой экрано был на самом деле американским: печально известная восьмимоторная летающая лодка Говарда Хьюза «Еловый гусь», которая летали только на эффекте земли, как и экранопланы в конечном итоге. Если бы это было намерением Хьюза, H-4 Hercules мог бы стать успешным скиммером волн, совершая регулярные рейсы в Гонолулу, а не в Edsel среди самолетов.
Многие конструкторы экранопланов ошибались в том, почему их квазисамолеты летали. До недавнего времени поколения инструкторов коммерческих и военных наземных школ говорили своим ученикам, что эффект земли создается «воздушной подушкой» под крыльями самолета, когда он летит близко к земле или воде на расстоянии, обычно равном половине его размаха крыла. , и разработчики экранопланов не знали лучшего. Некоторые до сих пор нет. Было логично, что крыло, расположенное близко к земле, каким-то образом улавливало вихрь воздуха, поддерживая самолет, но это был миф.
Безобидный. По словам авиаконструктора, строителя и писателя Питера Гаррисона: «Как и мифы о сотворении мира, они предлагали простой, легко запоминающийся способ заставить людей перестать задавать вопросы, на которые нет ответов». Эффект земли — сложное, трудно объяснимое явление, которое лучше всего оставить для учебников. И, как и мифы о сотворении мира, его лучше всего принимать на веру. Достаточно сказать, что самолет, летящий очень близко к воде (или ровной поверхности, например взлетно-посадочной полосе), испытывает меньшее индуктивное сопротивление. Угол струи вниз уменьшается, и это поворачивает вектор подъемной силы вперед, что позволяет самолету оставаться в воздухе, используя меньшую мощность и меньше топлива (или, другими словами, неся больший вес, чем он мог бы поднять без влияния земли).
Экранопланы конечно сработали, в некотором роде. Советский Союз был благословлен несколькими огромными водоемами, как озерами, так и морями — прежде всего Каспийским, Черным, Балтийским и Баренцевым морями и озером Байкал, — которые служили либо испытательными полигонами, либо потенциальными операционными зонами для огромных грузовых, пассажирских или экранолеты для перевозки войск.
И они были огромными. Советы сразу перешли от создания небольших экспериментальных транспортных средств к невероятно огромным морским скиммерам. Это было так, как если бы Боинг (который сам ненадолго развлекался с концептом огромного экраноплана-тяжеловеса под названием «Пеликан») посмотрел на Piper Cherokee и сказал: «Ребята, я думаю, мы могли бы увеличить масштаб, поставить на него кучу турбовентиляторов. , двухэтажный и перевозить 1000 пассажиров».
Советы всегда питали слабость к моему большему, чем ваш, воздушному гигантизму. Игоря Сикорского «Илья Муромец » 1913 года был настолько большим, что члены экипажа прогуливались по фюзеляжу в полете. Огромный Туполев АНТ-20 Максим Горький, ужасно разбитый каскадерским истребителем над Москвой в 1935 году, был самым большим сухопутным самолетом своего времени. Сегодняшний шестимоторный Антонов Ан-225, весящий 1 323 000 фунтов, является самым тяжелым самолетом, когда-либо летавшим, в полусреднем весе по сравнению с Lockheed C-5 и двухэтажными Airbus A380.
Поэтому неудивительно, что Советы, а сегодня и русские, были привлечены возможностями, предлагаемыми летающими кораблями. Бериева, компания, спроектировавшая и изготовившая самые совершенные в мире летающие лодки и амфибии, начала экспериментировать с экранопланами в начале 1960-х годов. Однако его единственный полноразмерный пилотируемый экраноплан — одноместный турбореактивный двигатель, который был разработан для использования подводных крыльев для подъема во взлетное положение — так и не смог достичь полета с эффектом земли.
Однако это не помешало Бериеву предложить такие большие экранопланы, что они заставили бы Боинг покраснеть. Грузоподъемник Бе-2500 с 12 турбовентиляторными двигателями, макет которого был представлен на авиационной выставке в сентябре 2000 года, будет весить 2500 метрических тонн (2750 тонн США). Но подождите, это еще не все: предлагаемый Бе-5000 — да, 5000 метрических тонн — будет иметь 23 двигателя и весить более чем в восемь раз больше, чем Ан-225.
На самом деле Советы построили очень мало настоящих экранопланов — около 30, включая небольшие прототипы и экспериментальные машины. Самым впечатляющим был 10-реактивный, 550-тонный КМ, так называемый «Каспийское чудовище», которое, по легенде, надуло ЦРУ, когда спутниковое наблюдение показало приземистокрылого, ни рыбу, ни птицу гиганта строятся в середине 1960-е годы. Сегодня «Монстр» стоит заброшенным в своем доке в Каспийском море. Амфибия «Орленок » (по-русски «Орленок») с колесами для штурма берегов была высокоскоростным транспортным средством с огромным турбовинтовым двигателем, вращающимся в противоположных направлениях, на Т-образном хвостовом оперении; только четыре когда-либо летали, и только один выжил за пределами московского музея. Страшнее всего был 400-тонный «Лунь » («Харриер»), несший на спине шесть больших ПКР в пусковых установках; был построен только один, и он тоже находится «на складе», по сути заброшенный под открытым небом.
В любой коллекции фотографий и иллюстраций экранопланов в подписях чаще всего встречаются две фразы: «впечатление художника» и «компьютерное изображение». Лихорадочные мечты и богатое воображение подняли гораздо больше экранов, чем граунд-эффект. На многих из этих фотографий изображены причудливые масштабные модели, выставленные на авиашоу. Иногда используются модели существующих экранопланов, поскольку одна из проблем с экранопланами заключается в том, что, если они построены на озере или внутреннем море, они в значительной степени застревают там навсегда, за исключением существенной разборки для перевозки баржей или грузовиками на новое место. Представьте, что вы строите ракетный крейсер на озере Озарк, а затем он нужен для действий в Персидском заливе.
Технически экранопланы могут летать на эффекте земли как над землей, так и над водой, но на скорости 250 или 300 миль в час вам не захочется летать над чем-либо, кроме огромной пустыни или бездорожной прерии. И чтобы сделать концепцию еще более запутанной, Советы решили разработать три категории экранов: Тип А, который мог летать только на чистом экранном эффекте; Тип B, который мог поддерживать полет без влияния земли на высоте около 500 футов; и Type C, который предположительно мог летать на высоте тысяч футов над уровнем земли, как обычный самолет. (Типы C были только предложены, но никогда не строились.)
На любой высоте экранопланы делают паршивые самолеты. Относительно устойчивые в продольном направлении при полете очень близко к воде, но менее устойчивые по крену, они превратились в барахтающихся чудовищ, по словам, по крайней мере, некоторых опытных советских летчиков-испытателей, достаточно смелых, чтобы высказывать свое мнение, когда не было эффекта земли.
Очевидно, для таких ситуаций нужен был сложный, специально предназначенный для экранопланов автопилот. Поэтому разработчики экранопланов, официально входившие в состав отдела проектирования судов на подводных крыльях ВМФ, обратились за помощью к авиационным коллегам. «Ерунда», — сказали бюрократы-мухи. «Советские авиационные правила запрещают использование автопилота на любой высоте ниже 500 метров [около 1600 футов], поэтому нет смысла заниматься такой разработкой».
Создатели огромных коммерческих экранопланов в конце концов, похоже, поняли, что да, они относительно быстры, но у них действительно не такая большая полезная нагрузка на единицу лошадиных сил, особенно по сравнению с надводными кораблями. Сторонники военных экранопланов, которые будут незаметно пересекать океаны, чтобы запускать ракеты или высаживать десант, должно быть, решили, что радар — это 1970-е годы, и что спутниковое наблюдение отстрелит огромные флотилии экранопланов, как только они оторвутся от причала. Тактически экранопланы были бы бесполезны, способные, как корабль, маневрировать только в одном измерении, да еще тяжеловесно. P-51 могли их сбить.
В конечном счете, проблема Советов заключалась в их увлечении гигантизмом — их стремлении создавать монстров вместо того, чтобы разрабатывать меньшие, более эффективные и более утилитарные экрано, подходящие для нужд их морской, озерной и речной торговли. Вместо этого они похоронили то, что, возможно, стоило усилий, под тем, что временами казалось стремлением экраноплана к мировому господству. Сегодня, несмотря на бормотание о возобновлении программы КМ, все, что у россиян осталось, это несколько проржавевших корпусов и мечты о том, что могло бы быть.
Первоначально опубликовано в выпуске Aviation History за ноябрь 2011 года . Чтобы подписаться, нажмите здесь.
Экраноплан: гибрид самолета и корабля — TT CONSULTANTS
- 14 июня 2022
перед западными странами, объявив, что у его страны есть корабли, которые могут прыгать через мосты.
В то время русские инженеры под руководством Ростислава Алексеева разрабатывали гибридную версию самолета и корабля, использующую «Эффект земли» в качестве основного принципа работы. Этот гибридный автомобиль получил название «Экраноплан» (что примерно переводится как «экранный самолет» или «низколетящий самолет»). Эти типы транспортных средств также известны как наземные транспортные средства (GEV), экранопланы с экранным эффектом (WIG), экранопланы, экранопланы и крылатые корабли и т. д.
Ground Effect — явление, при котором воздух сжимается из-за близости крыла к земле, что приводит к созданию воздушной подушки под крыльями. Это приводит к уменьшению лобового сопротивления самолета и в то же время создает дополнительную подъемную силу. Для достижения этого эффекта российские инженеры разработали тип подводных крыльев и разместили их на верхней части кораблей.
Экранопланы концептуально представляли собой усовершенствование существовавших тогда судов на подводных крыльях, в которых подводные крылья были сняты и закреплены на верхней части корабля. Когда Экраноплан был создан для движения с достаточной скоростью, эти крылья приводят к тому, что машина поднимается над водой из-за эффекта земли. Эта конструкция, в свою очередь, не только привела к уменьшению трения, вызываемого водой на кораблях, но и позволила этому гибридному транспортному средству зависнуть над водой.
Оглавление
Технология, стоящая за машиной
- Первый в истории Экраноплан, а именно Корабль Макет (КМ), был испытан Советским Союзом в Каспийском море во время Холодной войны в 1966 году. Экраноплан КМ был широко известен как «Каспийское чудовище». Во время его производства его фюзеляж, крылья и другие детали транспортировались отдельно в течение одного месяца на полигон для испытаний. Автомобиль был собран, но этот собранный автомобиль оказался неудачной попыткой, так как он не мог летать. Тем не менее, он стал первым в истории прототипом Экраноплана для будущих экранопланов.
Рис. 1 Корабл Макет
·
В 1972 году был выпущен «Орленок», он же А-90.
представленный Ростиславом Алексеевым, представлял собой амфибийную версию наземного
автомобиль с эффектом. Он был способен охватить Каспийское море от одного конца до другого.
примерно за 1 час и мог вместить 200 полностью вооруженных морских пехотинцев вместе с двумя
плавающие танки (БТР, БМП) и их экипажи на борту. Он имел возможность парить
около 200 метров над поверхностью воды.
Рис. 2 А-90 Орленок
- С развитием технологий в 1975 был представлен первый в истории экраноплан с ракетным вооружением. Он получил название «Лунь» (он же проект 903) и был разработан Ростиславом Евгеньевичем Алексеевым с помощью авиаконструктора Николая Кузнецова.
Этот чудовищный автомобиль мог развивать скорость около 500 км/ч и имел запас хода около 2000 км. Максимальная взлетная масса «Луня» составляла 380 тонн, он был оснащен восемью газотурбинными двигателями НК-87, которые помогали ему летать. Лунь также был оснащен шестью советскими противокорабельными ракетами «Москит» (самыми современными и передовыми ракетами в мире на тот момент).
Хоть их и называли Москитами, но они были достаточно быстрыми и могли передвигаться со сверхзвуковой скоростью (2500 км в час). Эти ракеты могли перемещаться довольно близко к поверхности моря (около 5-7 метров над поверхностью моря). Его способность перемещаться близко к поверхности моря затрудняла их обнаружение и перехват противоракетными установками. Когда-либо был разработан только один Лунь, и хотя это было чудовищное изобретение для боевых боев, он был спущен на воду только один раз 16 июля 19 года.86, и с тех пор лежал на берегу Каспийского моря.
Рис. 3 Экраноплан класса «Лун»
- Выпущен еще один ГЭМ «Спасатель», аналог «Луня». Он имел конфигурацию, аналогичную «Луню», но имел усиленный хребт и смотровую площадку, установленную возле хвоста. В каком-то смысле это было улучшение по сравнению с Лунем. Первоначально он был построен для боевых целей, но позже был перепрофилирован в машину скорой помощи. Он мог летать на высоте около 500 метров над водой и имел дальность полета около 3000 км. Он мог перевозить до 500 пассажиров, а также мог служить местом временного содержания около 800 человек на срок до 5 дней в ожидании спасения. Он имел возможность госпитализировать и лечить сразу 80 человек.
Рис. 4 Спасатель
- Чайка А-050, современный экраноплан, разрабатывается в России, находится на стадии испытаний и, как ожидается, будет запущен в 2022 году. Он сможет развивать максимальную скорость до 450 км/ч. над водой, льдом и любой другой плоской поверхностью. Он будет иметь дальность полета около 5000 км и сможет вместить около 100 истребителей. Он будет развернут для патрулирования Северного морского пути, Черного и Каспийского морей. Он будет нести ракеты и сможет оснащаться зарубежной техникой. «У Индии есть крылатые ракеты BrahMos, и наши GEV могут быть оснащены ими», — сказал представитель российского правительства.
Рис. 5 Чайка А-050
Различные этапы производства Экранопланов по всему миру можно увидеть ниже на временной шкале: глобальная атмосфера. С распадом СССР проект был окончательно заморожен, так как теперь он считался дорогим и ненужным.
Типы конфигураций крыла
Работа Экраноплана основана на конфигурации крыла и его размещении. Экранопланы могут оснащаться крыльями разного типа, имеющими разную конфигурацию. Вот некоторые из них:
Крылья барана
Крылья этого типа соприкасаются с землей задней кромкой. Воздух забивается в закрытую полость крыльев и увеличивает давление. Эти типы крыльев имеют малый размах крыла малого удлинения. Крылья этих типов обычно прямые нулевой конусности, а хвост большой площади. Хвост служит для стабилизации корабля на разной высоте над землей.
Крылья с перевернутым треугольником
Крылья Reverse-Delta были разработаны Александром Липпишем. Эти типы крыльев сконфигурированы таким образом, что платформа корабля имеет крылья с малым удлинением, а крылья имеют угловую форму и переднюю стреловидность. Его хвост имеет меньшую площадь по сравнению с бараньими крыльями. Эти крылья обеспечивают стабильный полет с эффектом земли за счет самостабилизации.
Тандемные крылья
Тандемные крылья имеют два крыла, одно из которых расположено позади другого. Катера с такими типами крыльев имели ограниченную остойчивость, низкую мореходность и высокие взлетные скорости. Tandem Wings может иметь три типа конфигураций: —
- Тип биплана: Тип биплана имеет установленное на плече основное подъемное крыло и установленные на днище спонсоны, аналогичные тем, что установлены на боевых и транспортных вертолетах.
- Тип «утка»: Конфигурация этого типа включает горизонтальное крыло среднего размера в носовой части летательного аппарата, благодаря чему воздушный поток проходит под аэродинамическим профилем несущей способности и, в свою очередь, снижается сопротивление воды.
- Два коротких крыла: В этом типе конфигурации два коротких и толстых крыла разработаны таким образом, что конструкция приводит к самостабилизирующемуся судну в продольном направлении. Эта конфигурация произведена Günther Jörg в Германии на лодке с тандемным аэродинамическим профилем.
Преимущества экранопланов:
- Экранопланы могут оставаться незамеченными для радаров противника из-за малой высоты над водой.
- Перевозить военные грузы и грузы через океаны легко и быстро.
- Высокая скорость бега.
- Оснащен ракетами для боевых действий.
- Ракеты, установленные на Экраноплане, могут быть запущены с большого расстояния.
- Можно избежать подводных торпед и морских мин.
- Полезно для морского патрулирования.
- Низкая вероятность смертельного повреждения в случае отказа двигателя, так как автомобиль находится близко к воде.
- Эффективен для использования на мелководье.
- GEV могут преодолевать большие расстояния.
- Он может путешествовать по льду, земле, песку и т. д. в режиме зависания.
- Может действовать как санитарная машина над водоемами.
Ограничения экранопланов:
- Ограничения по высоте полета.
- Трудно приземлиться обратно в воду из-за нестабильности воды.
- Экранопланы трудно эксплуатировать в суровых погодных условиях и при морских волнах.
- Из-за малой высоты трудно избежать внезапных препятствий.
- Шум двигателя облегчает обнаружение.
- При обнаружении может быть легко атакован вражеской техникой.
- Высокие затраты на обслуживание.
Причины остановки производства Экранопланов:
Экранопланы были введены Советским Союзом в 19 году66 и использовались до начала 1990-х годов. За этот период были внесены некоторые доработки и усовершенствования для внедрения новых моделей экранопланов. Однако их использование и производство было остановлено Правительством России из-за непригодности к использованию в то время. Вот некоторые из причин того же:
Последние события:
- В Дербенте, в Российской Республике Дагестан, строится парк патриотов. В нем будет военный музей и тематический парк, и он будет использоваться для демонстрации различной советской и российской военной техники, использовавшейся во время холодной войны и других боевых действий. Ожидается, что Лунь будет перемещен в парк для демонстрации в парке.
- Компания RDC Aqualines объявила о выпуске Экраноплана под названием « AQUAS». Aquas будет судном, работающим на экологически чистой энергии, и будет полностью электрическим и водородным гибридным транспортным средством. Ожидается, что он будет двигаться на высокой скорости и перевозить 14 человек (12 пассажиров и 2 члена экипажа) из одной точки в другую. Ожидается, что он будет запущен в эксплуатацию в 2024 году для путешествий на высоких скоростях с повышенной безопасностью и комфортом.
Рис. 6 RDC Aquas
- В 2020 г. Иран закупил у России 6 экранопланов Orion-20. Он развивает максимальную скорость 180 км/ч, может перевозить до одной тонны груза и вмещает 12 пассажиров вместе с грузом.
Рис. 7 Орион-20
- Компания Aquila Global Inc. разрабатывает экранопланы под названием AQUILA GLOBAL AG12, которые будут развивать максимальную скорость 250 км/ч и смогут преодолевать около 1200 миль за 5 часов.