Элон маск ракета: Ракета-носитель SpaceX загорелась в ходе испытаний

«Старшип» Илона Маска впервые взлетел, совершил посадку — и при этом не взорвался

Подпишитесь на нашу рассылку ”Контекст”: она поможет вам разобраться в событиях.

Для просмотра этого контента вам надо включить JavaScript или использовать другой браузер

Подпись к видео,

«Старшип» приземлился. Первый удачный испытательный полет сверхтяжелой ракеты Илона Маска

Американская компания SpaceX во главе с Илоном Маском сделала важный шаг в разработке своего корабля, предназначенного для дальних космических полетов, в том числе на Луну и Марс. Прототип корабля «Старшип» SN15 впервые совершил успешный полет: он сначала поднялся на высоту 10 километров, а затем совершил посадку на космодроме в Техасе.

Четыре предыдущие попытки испытать «Старшип» по разным причинам закончились неудачей: корабль взрывался при посадке, либо еще в воздухе. Один из прототипов сумел успешно приземлиться, но вскоре после этого взорвался из-за возникшего пожара.

Но полет SN15 прошел практически без проблем.

Корабль поднялся на заданную высоту при помощи трех работающих на метане двигателях «Раптор». Затем двигатели отключились, аппарат перешел в горизонтальное положение и начал снижаться, контролируя положение в пространстве при помощи закрылков. По плану SpaceX, в будущем космические корабли будут возвращаться на Землю из космоса именно таким образом.

Автор фото, SpaceX

Подпись к фото,

«Старшип» опустился на космодром при помощи двух двигателей «Раптор»

Последняя стадия полета — переворот ракеты в горизонтальное положение и посадка также прошли согласно плану. Единственным поводом для беспокойства стал небольшой пожар, возникший у основания корабля после приземления. Однако огонь достаточно быстро потушили.

  • НАСА выбрало ракету Илона Маска для отправки американцев на Луну
  • «Старшип» Илона Маска снова взорвался при посадке. Каким должен стать корабль для полета к Марсу?
  • Илон Маск стал самым богатым человеком в мире. Вот шесть принципов его успеха

Первый успешный полет «Старшип» прошел в день, когда исполнилось ровно 60 лет со дня первого в истории полета американского астронавта в космос. В 1961 году Алан Шепард в течение 15 минут находился на околоземной орбите на борту корабля НАСА «Меркурий-Редстоун-3».

Большие надежды на «Старшип»

Маск приветствовал успех в своем «Твиттере», написав: «Посадка «Старшип» прошла нормально!»

Американское космическое агентство НАСА проявляет большой интерес к проекту «Старшип», поскольку именно SpaceX получила право разрабатывать корабли для доставки астронавтов на Луну, что планируется осуществить уже до конца нынешнего десятилетия.

В будущем компания Илона Маска также намерена отправлять миссии на Марс и надеется, что «Старшип» сможет взять на борт для межпланетных перелетов до 100 человек.

Автор фото, NASA

Подпись к фото,

Графика: так может выглядеть посадка человека на Луну

SpaceX возлагает на «Старшип» большие надежды и планирует, что такие аппараты в будущем заменят испытанные ракеты «Фалкон», которые сейчас применяются для отправки астронавтов на МКС и спутников на околоземную орбиту.

Помимо SN15, компания Илона Маска работает еще с несколькими прототипами «Старшип», экспериментируя с устройством корабля и двигателей.

Как это будет работать?

Предполагается, что «Старшип» будет устанавливаться на ракету-носитель Super Heavy, при этом высота всей конструкции составит 120 метров.

70-метровая Super Heavy будет заправляться 3400 тоннами металокса — смесью жидких метана и кислорода, питающей 28 двигателей «Раптор» (в процессе конструирования их количество несколько раз менялось).

Совокупная тяга составит 72 меганьютона. Этого достаточно для выведения на низкую околоземную орбиту груза в 100 или, возможно, даже 150 тонн.

Super Heavy вдвое превышает мощностью самый тяжелый на данный момент носитель «Сатурн-5», отправлявший в полет «Аполлоны» во время лунных миссий 1960-х и 1970-х годов.

Космос: Наука и техника: Lenta.ru

В августе американская компания SpaceX в местности Бока-Чика (Техас) завершила установку 29 двигателей Raptor на прототип ракетного ускорителя Super Heavy, который позднее в том же месяце на короткое время был интегрирован с прототипом космического корабля Starship. Многоразовая двухступенчатая транспортная система, ранее известная как Big Falcon Rocket (BFR), создается для выведения массивной полезной нагрузки на околоземную орбиту, а также полетов в дальний космос, прежде всего на Луну и Марс. О разрабатываемой компанией бизнесмена и инженера Илона Маска связке из сверхтяжелой ракеты и космического корабля, также получившей название Starship, рассказывает «Лента.ру».

Материалы по теме:

О необходимости создания многоразовой транспортной системы, предназначенной для колонизации Марса, Маск начал говорить достаточно давно — почти 20 лет назад. Однако приступили к конкретной реализации заявленных планов в SpaceX только около пяти лет назад, когда компании, во-первых, удалось совершить успешную посадку первой ступени среднего (тогда еще) носителя Falcon 9 и, во-вторых, начать разработку нового ракетного двигателя Raptor.

За последние годы концепция многоразовой транспортной системы претерпела несколько изменений, в частности, по заявляемой грузоподъемности, числу используемых двигателей и конструкционных материалов ракеты. Если SpaceX доведет задуманное до конца, связка из Super Heavy и Starship станет самой крупной, мощной и грузоподъемной ракетной системой, когда-либо созданной человечеством, обойдя такие сверхтяжелые носители, как Saturn V, «Энергия» и Falcon Heavy. В частности, в многоразовом режиме Starship, как ожидается, будет способна выводить на низкую околоземную орбиту до 150 тонн полезной нагрузки, а в одноразовом — до 250. Несмотря на трудности, с которыми сталкиваются инженеры SpaceX, работающие над многоразовой транспортной системой, данная задача, стоящая перед ними, уже сегодня выглядит решаемой.

Новый курс

В настоящее время Starship отличает использование нескольких технических решений, которые определят наиболее прогрессивные ракетостроительные тенденции ближайших десятилетий.

Во-первых, двигатели Raptor, используемые на ускорителе Super Heavy и собственно космическом корабле Starship, работают на жидких метане и кислороде. В отличие от топливных пар керосин-кислород и водород-кислород, использование метана и кислорода в многоразовом силовом агрегате почти не дает нагара, что облегчает его сохранность и послепусковое обслуживание. В SpaceX заявляют, что Raptor отличает самая большая тяговооруженность (отношение развиваемой двигателем тяги к его весу) среди силовых агрегатов любых типов, когда-либо произведенных в мире.

Во-вторых, многоразовая транспортная система, вероятно, получила чрезвычайно эффективную систему управления, позволяющую Starship не только маневрировать в воздухе, но и использовать сразу около трех десятков двигателей Raptor. В данном обстоятельстве признается сам Маск, согласно которому именно отсутствие адекватной системы управления стало причиной провала советской сверхтяжелой ракеты Н-1 с 30 двигателями НК-15 на первой ступени.

Маневрирование прототипа космического корабля Starship

Фото: Official SpaceX Photos

В-третьих, для вертикальной посадки Super Heavy, как и первая ступень тяжелой ракеты Falcon 9, получила специальные механизмы, прежде всего — посадочные опоры и решетчатые стабилизаторы. Пока не понятно, будут ли решетчатые стабилизаторы у Super Heavy складываться так же, как и у первой ступени Falcon 9. В развернутом положении решетчатые стабилизаторы увеличивают аэродинамическое сопротивление при пуске ракеты, поэтому можно допустить, что в перспективе они у Super Heavy все же будут складываться.

И в-четвертых, создание Starship, как и Falcon 9, отличает итеративный подход, в рамках которого используемые при конструировании ракеты инженерные решения непосредственно проверяются проведением физического испытания прототипа проектируемого изделия. Такой способ разработки предполагает наличие множества экспериментальных неудач, позволяющих за относительно небольшой промежуток времени получить максимум ценной информации, которая в разумные сроки не добывается посредством моделирования на суперкомпьютере.

Именно использование итеративного подхода выгодно отличает SpaceX от ее ближайших и менее успешных американских конкурентов — компаний Blue Origin, United Launch Alliance (ULA) и Northrop Grumman и сближает ее с немецкими, советскими и американскими ракетостроителями 1940-1960-х годов, у которых разработка принципиально новых изделий всегда сопровождалась последовательностью неудачных испытаний.

Новое семейство

В перспективе Starship обещает получить несколько модификаций. Одна из них, Starship Human Landing System (HLS), представляет собой лунный посадочный модуль, финансирование которого поддержало НАСА. Стоимость соответствующего контракта, включающего разработку и производство Starship HLS, а также по одному полету на Луну без экипажа и с ним, составляет 2,9 миллиарда долларов. Согласно Маску, первые лунные посадочные модули будут одноразовыми и останутся на поверхности естественного спутника Земли в качестве посещаемых астронавтами баз.

Другая модификация Starship, над проектом которой работают в SpaceX, создается в интересах Военно-воздушных сил (ВВС) США. В рамках программы Rocket Cargo американские военные планируют использовать многоразовую транспортную систему для скоростной доставки грузов по всей Земле. За один пуск планируется доставлять 80 тонн военной техники и оборудования, что сопоставимо с возможностями стратегического военно-транспортного самолета C-17 Globemaster III. По проекту Rocket Cargo партнером SpaceX выступает компания Exploration Architecture Corporation (XArc), специализирующая на строительстве объектов ракетно-космической инфраструктуры. Специально для Rocket Cargo планируется построить два морских космодрома, которые в честь естественных спутников Марса уже получили названия Phobos и Deimos.

Идея использования Starship для межконтинентальных перелетов на Земле рассматривается в SpaceX и в контексте доставки людей — по словам президента и операционного директора компании Гвинн Шотвелл, стоимость билета на такой рейс будет дороже эконом-, но дешевле бизнес-класса для трансатлантических авиаперелетов (несколько тысяч долларов). За один пуск многоразовая транспортная система в пределах планеты сможет перенести около ста пассажиров.

Испытания прототипа космического корабля Starship

Фото: Official SpaceX Photos

Новая статистика

Первый орбитальный полет связка из ускорителя и космического корабля Starship может совершить уже в текущем году, для чего SpaceX потребуется разрешение Федерального управления гражданской авиации США. Неудачное испытание станет очередным полезным уроком для американской компании и еще одним поводом для насмешек и обвинений недоброжелателей. Если же полет пройдет успешно, то в дальнейшем SpaceX при помощи Starship попробует запустить спутники глобальной системы Starlink.

Пока в космос отправлено менее двух тысяч таких аппаратов, тогда как всего планируется запустить минимум 12 тысяч. Можно не сомневаться, что использование возможностей Starship позволит SpaceX не только завершить развертывание Starlink в сжатые сроки, но и наработать статистику успешных стартов многоразовой транспортной системы.

SpaceX Илона Маска нанята для запусков ракет в Европе после войны с Россией

  • Ракеты SpaceX Falcon 9 будут использоваться в двух запусках Европейского космического агентства.
  • ЕКА ранее использовало российские ракеты, но после вторжения в Украину прекратило сотрудничество.
  • Начальник агентства ранее предупреждал, что остальные мировые космические технологии отстают от SpaceX.

LoadingЧто-то загружается.

Спасибо за регистрацию!

Получайте доступ к своим любимым темам в персонализированной ленте, пока вы в пути.

SpaceX Илона Маска запустит две ракеты для Европейского космического агентства после того, как конфликт на Украине привел к разрыву связей организации с Россией.

Генеральный директор ЕКА Йозеф Ашбахер подтвердил в четверг, что оно будет использовать ракеты SpaceX Falcon 9 для запуска двух космических кораблей, Euclid и Hera, в 2023 и 2024 годах соответственно, сообщает Reuters.

Космический телескоп Euclid, который, как надеются, позволит людям лучше понять темную материю и будет находиться на орбите рядом с телескопом НАСА имени Джеймса Уэбба, должен был запуститься в этом году с европейского космодрома во Французской Гвиане.

Но после того, как в феврале ЕКА разорвало связи с Россией, московская космическая программа Роскосмос отозвала своих сотрудников из проекта, что создало большую головную боль для ЕКА.

«В ответ на санкции ЕС в отношении наших предприятий Роскосмос приостанавливает сотрудничество с европейскими партнерами по организации космических запусков», — заявили тогда.

Гера, которую планируется запустить в 2024 году, исследует последствия миссии НАСА DART, которой удалось отклонить астероид от курса в прошлом месяце.

Хотя у ЕКА есть собственная ракета Ariane 5 для тяжелых грузов, ранее оно зависело от российской системы «Союз» для запусков средних размеров, таких как Hera и Euclid. Однако из-за того, что Роскосмос отказался от сотрудничества, космическое агентство было вынуждено искать в другом месте.

Задержки с запуском нового поколения Ariane 6, который должен был составить конкуренцию SpaceX и сохранить независимость Европы в космосе, также нарушили планы ЕКА.

В августе агентство Reuters сообщило, что начались переговоры со SpaceX, но в то время также рассматривались японские и индийские ракеты.

Ашбахер сказал Рейтер: «Конечно, мы должны убедиться, что они подходят. Это не то же самое, что прыгать в автобусе».

В прошлогоднем интервью Financial Times Ашбахер предупредил, что Европа и остальной мир недостаточно быстро реагируют на прогресс, достигнутый такими компаниями, как SpaceX, добавив, что Маск «устанавливает правила» в космосе.

ЕКА выбрало ракеты SpaceX вскоре после спора об оплате услуги Маска Starlink в Украине, которая обеспечивала ключевой доступ в Интернет во время войны, когда нормальная инфраструктура была отключена.

На прошлой неделе CNN сообщил, что миллиардер попросил Пентагон оплатить счет за Starlink, который уже превышает 200 миллионов долларов. После этого Маск заявил, что отозвал запрос.

Российские санкции также задержали ранее совместную миссию по поиску признаков жизни на Марсе, первоначально запланированную на сентябрь, но теперь перенесенную на 2028 год9.0011

SpaceX не сразу ответила на запрос Insider о комментариях по поводу использования ЕКА ракет Falcon 9.

Илон Маск: Испытательный взрыв ракеты «на самом деле не годится»


Нью-Йорк
Си-Эн-Эн Бизнес

Взрыв на стартовой площадке во время испытаний массивного прототипа ракеты SpaceX был «на самом деле нехорошим», и компания оценивает ущерб, сообщил в Twitter генеральный директор компании Илон Маск.

Ракета, ранняя версия транспортного средства, которое SpaceX называет Starship, можно было увидеть с включенными двигателями, когда она оставалась на якоре на своей стартовой площадке в Южном Техасе, на кадрах, снятых в понедельник NASA Spaceflight, СМИ, не имеющим отношения к космическому агентству. Затем из двигателей вырвалось пламя, за которым последовали клубы серого дыма. После того, как дым рассеялся, в прямой трансляции NASA Spaceflight не было видно никаких видимых признаков внешних повреждений.

Маск давно описывал Starship как опору для заявленной цели SpaceX по доставке первых людей на Марс. Он много лет говорил о транспортном средстве и изложил планы SpaceX по его разработке в ходе нескольких публичных выступлений за последнее десятилетие.

В прошлом году SpaceX также выиграла контракт НАСА на 3 миллиарда долларов на использование Starship для планов космического агентства по возвращению астронавтов на поверхность Луны впервые за пять десятилетий.

Маск объяснил, что, по его мнению, пошло не так во время испытаний двигателя в твиттере в понедельник.

«Криогенное топливо — это дополнительная проблема», — сказал Маск, имея в виду топливо, которое SpaceX планирует использовать для звездолетов, которые должны храниться при чрезвычайно низких температурах, «поскольку оно испаряется, создавая риск взрыва топлива и воздуха в частично кислородной атмосфере, такой как Земля… Подробнее позже.

По сути, топливо, выбранное для ракеты, имеет более высокий риск возгорания, когда оно смешивается с газами, уже находящимися в окружающем воздухе.

Starship состоит из двух частей: большого космического корабля в форме пули, предназначенного для размещения десятков людей или больших спутников, который находится наверху, и возвышающегося ракетного ускорителя, предназначенного для вывода космического корабля на орбиту.

Это был ракетный ускоритель, который должен иметь более 30 ракетных двигателей и развивать большую тягу, чем любая ракета, которую когда-либо запускали люди. Для сравнения, «Сатурн-5», который более 50 лет назад доставил миссии НАСА «Аполлон» на Луну, использовал на своей первой ступени пять основных двигателей большего размера.

Космические энтузиасты смотрят на прототип космического корабля SpaceX Starship на космодроме компании в Техасе 28 сентября 2019 года в Бока-Чика недалеко от Браунсвилля, штат Техас. Космический корабль Starship — это массивное транспортное средство, предназначенное для доставки людей на Луну, Марс и дальше. (Фото Лорен Эллиотт/Getty Images)

Лорен Эллиотт/Getty Images

SpaceX получает ключевое экологическое одобрение для ракеты Mars — если она соответствует некоторым условиям

SpaceX готовилась к запуску ракеты-носителя Starship и космического корабля на орбиту впервые в этом году после примерно дюжины испытательных полетов, которые компания выполнила только в части космического корабля Starship за последние несколько лет. Испытания космического корабля прошли путь от прыжков на несколько футов над землей до высоты более 30 000 футов. Несколько высотных испытаний закончились взрывами, когда испытательные ракеты врезались в землю. Но его последний испытательный полет космического корабля Starship в мае 2021 года удалось приземлиться вертикально.

SpaceX не сразу ответила на запрос о комментариях, в частности, о том, задержит ли последний инцидент график полетов компании.

SpaceX и Маск неоднократно заявляли, что они рассматривают неудачные испытания ракеты как положительный момент, давая инженерам возможность быстро строить, тестировать и изменять конструкцию ракеты по мере необходимости, а не использовать более медленный подход, который может гарантировать меньшее количество неудачных испытаний.

В прошлом месяце, после более чем года ожидания, Федеральное авиационное управление, которое лицензирует коммерческие запуски ракет, предоставило SpaceX экологическое разрешение на запуск Starship на орбиту из Южного Техаса. Но FAA все еще рассматривает заявку компании на получение общей лицензии на запуск.

«Приложение SpaceX должно соответствовать требованиям FAA по безопасности, рискам и финансовой ответственности», — говорится в заявлении FAA по этому поводу в прошлом месяце. «FAA примет решение о лицензии только после того, как SpaceX предоставит всю оставшуюся информацию, и агентство сможет полностью ее проанализировать».