Emdrive geektimes: и всё-таки он работает / Хабр

и всё-таки он работает / Хабр

SLY_G

Научно-популярное Физика Научная фантастика

Захватывающая в своей странности ситуация с «невозможным» двигателем EmDrive на электромагнитных волнах получила развитие после очередного теста НАСА, вновь принесшего положительные результаты. Инженеры агентства уверяют, что провели работу над ошибками и устранили все недочёты, которые могли повлиять на полученный результат в прошлый раз. Тем не менее, работающий на непонятном принципе двигатель продолжает выдавать тягу.

На форуме НАСА инженер Пол Марч [Paul March] 31 октября рассказал о достигнутом на сегодняшний день. Инженеры, в частности, установили в тестовой камере дополнительную электромагнитную изоляцию, по меньшей мере на порядок уменьшившую влияние паразитных магнитных полей, и тем самым исключили возможное влияние на двигатель силы Лоренца. Также было усовершенствовано заземление крутильного маятника, и проведены другие работы над улучшением тестовой установки.

Тем не менее, при мощности излучателя в 80 Вт в установке всё ещё присутствует тяга порядка 100 мкН — как выразился Марч, наблюдаются «аномальные признаки тяги». Инженеры готовят новые тесты и новые усовершенствования – в частности, для компенсации теплового расширения, которое в условиях вакуума достаточно сильно влияет на опытную установку.


Исаак Исаакович Ньютон выражает своё недовольство тем, что отражающиеся внутри конусовидной металлической камеры электромагнитные волны создают тягу безо всяких реактивных компонентов. Но если, в конце концов, работоспособность двигателя будет неопровержимо подтверждена, то станет возможным делать космические корабли по схеме «солнечные панели + аккумуляторы + магнетрон + эм-камера», или заменить солнечную энергию ядерной. При наличии источника энергии такой двигатель сможет работать неограниченно долго, постоянно придавая аппарату ускорение.

Придумал EmDrive британский инженер Роджер Шойер. В 2001 году он основал компанию Satellite Propulsion Research Ltd специально для разработки электромагнитного двигателя собственной конструкции. В 2003 году об их работе стало известно общественности, а первое стороннее подтверждение пришло в 2008 году от наших китайских товарищей. Правда, тогда им ещё никто не верил.

Энтузиасты со всего мира строили свои версии двигателя и подтверждали наличие тяги, но настоящая популярность пришла к нему только после того, как в прошлом году инженеры уважаемого агентства НАСА подтвердили эти выводы в своих тестах. В их выводах было указано, что двигатель производит тягу, которую «нельзя связать с классическими эффектами электромагнитных явлений» – иными словами, неизвестного происхождения. Этим летом немецкие физики также независимо подтвердили работоспособность EmDrive.

Теги:

  • наса
  • emdrive
  • магнетрон
  • невозможный двигатель
  • ньютон

Хабы:

  • Научно-популярное
  • Физика
  • Научная фантастика

Всего голосов 70: ↑65 и ↓5 +60

Просмотры

62K

Комментарии
167

Вячеслав Голованов
@SLY_G

Научпоп. Проповедую в храме науки.

Сайт

Сайт

Сайт

Twitter

ВКонтакте

Комментарии
Комментарии 167

О ДВИЖИТЕЛЯХ БЕЗ ВЫБРОСА МАССЫ В «ПУСТОМ» КОСМИЧЕСКОМ ПРОСТРАН-СТВЕ

В.А. Лопота
Д.т.н., Центральный научно-исследовательский и опытно-конструкторский институт робототехники и технической кибернетики (ЦНИИ РТК), профессор, чл.-корр. РАН, научный руководитель-генеральный конструктор, 194064, Санкт-Петербург, Тихорецкий пр., д. 21, тел.: +7(812)552-01-10, +7(812)552-01-30, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

В.П. Глушко
Физико-техническая лаборатория Глушко РК, инженер, 050007, г. Алма-Ата, ул. Коперника, д. 2, тел.: +7(727)384-98-06, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

В.В. Глушко
Физико-техническая лаборатория Глушко РК, инженер, 050007, г. Алма-Ата, ул. Коперника, д. 2, тел.: +7(727)384-98-06, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.


Материал поступил в редакцию 25 марта 2018 года.

Аннотация
В последние десятилетия экспериментально обнаруженная тяга у движителей, возникающая без выброса массы (подтверждена независимыми авторитетными научными центрами разных стран) – значительный скачок в познании и прогрессе космических технологий, масштабность которого оценить сейчас не представляется возможным. Он связан с созданием способов передвижения в космическом пространстве без выброса массы, которые позволят Человечеству освоить не только планеты Солнечной системы, но и осуществлять экспедиции к далёким звёздам нашей Галактики. В настоящей статье рассмотрена гипотеза, объясняющая тягу движителей, в основании которой находится идея силового электродинамического взаимодействия с физическим вакуумом, как с материальным телом.
Факт установления тяги без выброса массы важен не только для практической космонавтики, но и для всей земной науки, базирующейся на физике. Наличие тяги у таких движителей ставит под сомнение истинность четырехсотлетнего принципа относительности, который современной теоретической физикой отождествлён с одним из основных законов природы. По своей физической сути, принцип отрицает субстанциональность «пустого» космического пространства (физического вакуума). Но в настоящее время только с позиции материальности космического пространства возможно объяснить тягу без выброса массы у этих электрических машин.
Для физической науки факт наличия этой тяги – природное явление, доказывающее реальность силового взаимодействия с физическим вакуумом и, как следствие, материальность космического пространства. Его признание расширит область применения теоретической физики и должно перестроить многие инженерно-конструкторские направления, связанные с созданием устройств, обслуживающих жизнедеятельность человека.

Ключевые слова
Ракетный двигатель, тяга двигателя, принцип относительности, токи Фуко, EmDrive.

Индекс УДК 
629. 7.03

Библиографическое описание 
Лопота В.А. О движителях без выброса массы в «пустом» космическом пространстве / В.А. Лопота, В.П. Глушко, В.В. Глушко // Робототехника и техническая кибернетика. – №2(19). – Санкт-Петербург : ЦНИИ РТК. – 2018. – С. 66-76.

Литература

  1. EmDrive: Работа от НАСА Eagleworks прошла независимую экспертизу [Электронный ресурс] // Geektimes: [сайт]. – Режим доступа: https://geektimes.ru/post/280032/ (дата обращения: 08.04.2018).
  2. The EmDrive. A New Concept in Spacecraft Propulsion [Electronic resource] // SPR Ltd.: [site]. – URL: http://www.emdrive.com/ (дата обращения: 08.04.2018).
  3. Британская гравицапа [Электронный ресурс] // Независимый Бостонский Альманах «Лебедь»: [сайт]. – Режим доступа: http://lebed.com/2014/art6559.htm (дата обращения: 08.04.2018).
  4. Ученый из РАН развеял слухи о «нарушениях всех законов физики» уникальным китайским двигателем EmDrive [Электронный ресурс] // Reactor: [сайт]. – Режим доступа: https://inforeactor.ru/101506-uchenyi-iz-ran-razveyal-sluhi-o-narusheniyah-vseh-zakonov-fiziki-unikalnym-kitaiskim-dvigatelem-emdrive (дата обращения: 08.04.2018).
  5. Невообразимая тяга. Объяснена работа нарушающего законы физики двигателя [Электронный ресурс] // Lenta.ru: [сайт]. – Режим доступа: https://lenta.ru/articles/2016/06/20/emdrive/ (дата обращения: 08.04.2018).
  6. Авдеев В. Страсти по «невозможному»: двигатель EmDrive [Электронный ресурс] / Вячеслав Авдеев // Naked Science: [сайт]. – 2018. – Режим доступа: https://naked-science.ru/article/nakedscience/strasti-po-nevozmozhnomu (дата обращения: 19.05.2018).
  7. Размыслович К. К звездам на микроволновке: загадочная история EmDrive [Электронный ресурс] // Livejournal: [сайт]. – Режим доступа: http://kiri2ll.livejournal.com/611923.html (дата обращения: 16.03.2018).
  8. Галилео Галилей. Диалог о двух системах мира. – Москва. – Ленинград: ГИТТЛ. – 1948. – С. 147.
  9. Глушко В. П. Верификация принципа относительности [Электронный ресурс] / Вл.П. Глушко, Вл.Вл. Глушко, Вит.Вл. Глушко // SciTecLibrary: [сайт]. – Режим доступа: http://www.sciteclibrary.ru/rus/catalog/pages/12123.html (дата обращения: 08.04.2018).
  10. Миражи современной физики / Глушко В. П. [и др.]. – Алматы. – 2015.
  11. Measurement of Impulsive Thrust from a Closed Radio Frequence Cavity in Vacuum [Electronic resource] / Harold White [et al]. – URL: https://drive.google.com/file/d/0B7kgKijo-p0ibm94VUY0TVktQlU/view (дата обращения: 08.04.2018).
  12. By Mary-Ann Russon. EmDrive: NASA Eagleworks’ paper has finally passed peer review, says scientist in the know [Electronic resource] / By Mary-Ann Russon // Technology. In-novation: [site]. – URL: http://www.ibtimes.co.uk/emdrive-nasa-eagleworks-paper-has-finally-passed-peer-review-says-scientist-know-1578716 (дата обращения: 08.04.2018).
  13. Фантастическая тяга. EmDrive и другие невозможные двигатели [Электронный ресурс] // Лента. Ру: [сайт]. – Режим доступа: https://lenta.ru/articles/2015/08/08/emdrive/ (дата обращения: 08.04.2018).
  14. Новый, противоречащий законам физики безтопливный двигатель работает, но ни-кто знает, почему [Электронный ресурс] / Пер. Сергея Лукавского // GearMix: [сайт]. – Ре-жим доступа: http://gearmix.ru/archives/28829 (дата обращения: 08.04.2018).
  15. Глушко В.П. Явление электродинамического взаимодействия электротоков с физическим вакуумом / В.П. Глушко // Тезисы докладов 3-ей научно-технической сессии по проблеме энергетической инверсии (ЭНИН). – Москва. – 1975.
  16. Опубликован отчёт НАСА об успешных испытаниях EmDrive // Habr: [сайт]. – Режим доступа: https://geektimes.com/post/282304/ (дата обращения: 08.04.2018).
  17. Антиматерия: проблема производства // Экстремальная механика: [сайт]. – Режим доступа: http://extremal-mechanics.org/archives/709 (дата обращения: 16.03.2018).
  18. Невозможный двигатель [Электронный ресурс] // Политехнический музей: [сайт]. – Режим доступа: https://polymus.ru/ru/pop-science/news/nevozmozhniy-dvigatel/ (дата обращения: 08.04.2018).
  19. Медведев Ю. НАСА копает под Ньютона. Американские ученые опровергают законы физики [Электронный ресурс] / Юрий Медведев // ФГБУ «Редакция «Российской газеты»: [сайт]. – Режим доступа: http://www.rg.ru/2014/08/06/dvigatel-site.html (дата обращения: 08.04.2018).

Полный текст статьи (pdf)

EmDrive дает тягу из-за плохой экранировки / Хабр Его неоднократно испытывали, как обычные энтузиасты, так и ученые из НАСА. Каждый раз оказывалось, что двигатель хоть и очень малой тяги, но выдает. И это каждый раз вызывало удивление и непонимание специалистов.

На днях стало известно о результатах испытаний «невозможных» двигателей (не только EmDrive) учеными из Дрезденского технического университета. Результаты неутешительны для тех, кто уже собирался лететь на EmDrive к звездам. Ученые, проводившие эксперименты, уверены, что тяга обусловлена ​​плохой защитой двигателя.

EmDrive был представлен широкой публике в 1999 году Роджером Шоером. На Geektimes это неоднократно описывалось. В частности, было сказано, что конструкция двигателя представляет собой несколько элементов, в том числе несимметричный резонатор и магнетрон. Последний направляет в резонатор электромагнитное излучение, провоцируя появление стоячих электромагнитных волн. Из-за того, что конструкция несимметрична, волны создают разное давление на стенки двигателя и дают тягу.

Ранее утверждалось, что работа двигателя нарушает закон сохранения импульса. Два года назад НАСА опубликовало результаты исследования двигателя. Затем ученые выяснили, что при суммировании электрической мощности в 60 Вт двигатель дает тягу около 80 микроньютонов. После того, как такая авторитетная организация опубликовала такие результаты, с ними уже мало кто хотел спорить, хотя до этого момента большое количество ученых ставило под сомнение существование тяги.

Сравнительно недавно к хору голосов, пропагандирующих «двигатель нового типа», присоединились китайцы, заявившие, что EmDrive работает. Таким образом, они подтвердили результаты экспериментов своих коллег из НАСА. Сообщалось даже, что ученые из Китая решили испытать двигатель на околоземной орбите.

Теперь двигатель решили изучить специалисты под руководством Мартина Таймара из Дрезденского университета. Раньше измеряли тяги двигателей с помощью специализированной установки, которая была разработана более четырех лет назад и с тех пор постоянно совершенствуется. Это разновидность крутильных весов, которые были изобретены в конце XVIII века, с их помощью проверяли и измеряли законы Кулона и Ньютона. Однако если в обычных торсионных весах использовалась резьба, то в разработке немцев для удержания камеры с двигателем были установлены чувствительные торсионные пружины. Смещение камеры измеряется с помощью лазерного интерферометра.

Точность прибора настолько высока, что позволяет фиксировать силу тяги в несколько микроньютонов. Чтобы обеспечить чистоту экспериментов, ученые решили свести к минимуму влияние факторов, которые могли дать лишнюю тягу. Для этого двигатель разместили в почти полном вакууме, установили систему контроля микроклимата установки и защитили двигатель от помех дополнительными экранами.

Несмотря на все предпринятые меры предосторожности, двигатель продолжал работать, его тяга составляла около 4 микроньютонов. Это даже немного больше, чем результаты нескольких других экспериментов. Но проблема в том, что камера была зафиксирована и смещена. Хуже всего для целостной теории «невозможного двигателя» то, что тяга сохранялась даже при подавлении электромагнитных колебаний внутри.

По мнению специалистов, все это потому, что неучтенной тяги нет, а проблема во внешних факторах, пусть и ненавязчивых. Одним из факторов является магнитное поле Земли. Выше уже упоминалось, что, несмотря на дополнительную защиту двигателя экранами, тяга все же появилась. Поэтому был сделан вывод об ударе как о проявлении магнитного поля Земли.

Кроме EmDrive испытывались и другие двигатели, в том числе двигатель Маха, предложенный Джеймсом Вудвордом в 1990. Здесь для работы используется принцип, что инертная масса тела возникает только за счет гравитационного взаимодействия со всеми телами Вселенной. Взаимодействие изменяется при колебании отдельных частей тела, что делает возможным колебание массы тела. Если подобрать изменения, установив определенный порядок, можно добиться тяги. Тяга оказалась маловата — что-то около 1,2 микроньютона. Но как оказалось, величина тяги зависела от угла поворота двигателя, что говорит о наличии внешних факторов, как и в случае с EmDrive.

Пока доказательства «неработоспособности» двигателей только косвенные, но ученые работают над тем, чтобы ознакомить других коллег со своей работой. Многие ученые ранее высказывались по отношению к работе EmDrive в том духе, что, несмотря на то, что внешний фактор, обеспечивающий «лишнюю» тягу, до сих пор не найден, вся конструкция не может нарушать законы физики. Это либо ошибка, либо тот неучтенный фактор. Единорогов — не существует, как бы нам этого не хотелось.

НА ПРИВОДЫ БЕЗ ВЫБРОСА МАССЫ В «ПУСТОЙ» КОСМИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО

В.А. Лопота
Профессор Российского государственного научного центра робототехники и технической кибернетики (РГНЦ), академик РАН, научный руководитель и главный конструктор, 194064, Санкт-Петербург, Тихорецкий пр., д. 21, тел.: + 7(812)552-01-10, +7(812)552-01-30, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

В.П. Глушко
Физико-техническая лаборатория Инженер Глушко, 050007, г. Алматы, ул. Коперника, 2, тел.: +7(727)384-98-06, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

В.В. Глушко
Физико-техническая лаборатория Глушко, инженер, 050007, г. Алматы, ул. Коперника, 2, тел.: +7(727)384-98-06, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.


Поступила в редакцию 25 марта 2018 г.

Abstract
Экспериментально обнаруженная в последние десятилетия двигательная тяга, возникающая без массового выброса (подтверждена независимыми авторитетными научными центрами), является значительным шагом в изучении космических технологий и их прогрессе, масштабы которого оценить сейчас, кажется, невозможно. Этот шаг связан с созданием режимов движения в космическом пространстве без выброса масс, которые позволят Человечеству исследовать не только планеты Солнечной системы, но и совершать экспедиции к далеким звездам нашей Галактики. В статье рассматривается гипотеза, объясняющая импульсную тягу, основанная на представлении о силовом электродинамическом взаимодействии с идеальным вакуумом как с материальным телом.
Факт установления тяги без выброса массы важен не только для практической космонавтики, но и для всей науки о Земле, основанной на физике. Наличие тяги в таких драйвах ставит под сомнение четырехсотлетний принцип относительности, который современная теоретическая физика идентифицировала как один из фундаментальных законов природы. Принцип по своей физической сути отрицает субстанциональность «пустого» космического пространства (совершенного вакуума). Но в настоящее время объяснить тягу без массового выброса этих электрических машин можно только с точки зрения материальности космического пространства.
Для физической науки существование этой тяги является закономерным явлением, доказывающим реальность силового взаимодействия с идеальным вакуумом и, как следствие, вещественность космического пространства. Ее признание расширит область применения теоретической физики и должно перестроить многие конструкторско-технические направления, связанные с созданием устройств для поддержания жизни и деятельности человека.

Ключевые слова
Ракетный двигатель, тяга двигателя, принцип относительности, токи Фуко, EmDrive.

Библиографическое описание
Лопота В., Глушко В. и Глушко В. (2018). О приводах без выброса массы в «пустое» космическое пространство. Робототехника и техническая кибернетика , 2(19), стр. 66-76.

Идентификатор УДК:
629.7.03

Ссылки

  1. Geektimes.ru. (2016). EmDrive: Работа от NASA Eagleworks прошла независимую экспертизу [EmDrive: Работа от NASA Eagleworks прошла независимую экспертизу] . [онлайн] Режим доступа: https://geektimes.ru/post/280032/ [Проверено 8 апреля 2018 г.].
  2. SPR Ltd. (без даты). ЭмДрайв. Новая концепция движения космических аппаратов . [онлайн] Доступно по адресу: http://www.emdrive.com/ [По состоянию на 8 апреля 2018 г.].
  3. Лебедев В. (2014). Британская гравицапа [британская «гравицапа»]. [онлайн] Независимый Бостонский Альманах «Лебедь». Доступно по адресу: http://lebed.com/2014/art6559.htm [По состоянию на 8 апреля 2018 г.].
  4. iReactor. (2017). Ученый из РАН развеял слухи о «нарушениях всех законов физики» уникальным китайским двигателем EmDrive . [онлайн] Доступно по адресу: https://inforeactor.ru/101506-uchenyi-iz-ran-razveyal-sluhi-o-narusheniyah-vseh-zakonov-fiziki-unikalnym-kitaiskim-dvigatelem-emdrive [Проверено 8 апреля 2018 г. ] .
  5. Борисов, А. (2016). Невообразимая тяга. Объяснена работа нарушающего законы физики двигателя.0063 . [онлайн] Лента.ру. Режим доступа: https://lenta.ru/articles/2016/06/20/emdrive/ [Проверено 8 апреля 2018 г.].
  6. Авдеев В. (2018). Страсти по «невозможному»: двигатель EmDrive [Страсть к невозможному: EmDrive] . [онлайн] Naked-science.ru. Режим доступа: https://naked-science.ru/article/nakedscience/strasti-po-nevozmozhnomu [Проверено 19 мая 2018 г.].
  7. Размыслович, К. (2016). К звездам на микроволновке: загадочная история EmDrive [Astra by микроволновой печи: загадочная история] . [онлайн] Kiri2ll.livejournal.com. Доступно по адресу: http://kiri2ll.livejournal.com/611923.html [Проверено 16 марта 2018 г.].
  8. Галилей, Г. (1948). Диалог о двух Главных Мировых Системах . Москва — Ленинград: ГИТТЛ, 147 с.
  9. Глушко В., Глушко В. и Глушко В. (2012). Проверка принципа относительности . [онлайн] SciTecLibrary. Режим доступа: http://www.sciteclibrary.ru/rus/catalog/pages/12123.html [Проверено 8 апреля 2018 г.].
  10. Глушко В. и соавт. (2015). Миражи современной физики . Алматы, Казахстан.
  11. White, H. and et al. (2015). Измерение импульсной тяги от закрытого радиочастотного резонатора в вакууме . [онлайн] Документы Google. Доступно по ссылке: https://drive.google.com/file/d/0B7kgKijop0ibm94VUY0TVktQlU/view [По состоянию на 8 апреля 2018 г.].
  12. Рассон, М. (2017). EmDrive: статья NASA Eagleworks наконец-то прошла экспертную оценку, говорит знающий ученый . [онлайн] International Business Times UK. Доступно по адресу: http://www.ibtimes.co.uk/emdrive-nasa-eagleworks-paper-has-finally-passed-peer-review-says-scientist-know-1578716 [Проверено 8 апреля 2018 г.].
  13. Березин А. (2015). Фантастическая тяга. EmDrive и другие невозможные двигатели. EmDrive и другие невозможные приводы] . [онлайн] Лента.ру. Режим доступа: https://lenta. ru/articles/2015/08/08/emdrive/ [Проверено 8 апреля 2018 г.].
  14. Шестерня. (2016). Новый, противоречащий законам физики безтопливный двигатель работает, но никто не знает, почему. [онлайн] Режим доступа: http://gearmix.ru/archives/28829 [Проверено 8 апреля 2018 г.].
  15. Глушко, В. (1975). Явление электродинамического взаимодействия электротоков с физическим вакуумом. В: Тезисы докладов 3-ей научно-технической сессии по проблеме энергетической инверсии (ЭНИН) [Тезисы 3-й научно-технической сессии по обращению энергии] .
  16. Ализар, А. (2016). Опубликован отчет NASA об успешных испытаниях EmDrive [Опубликован отчет NASA об успешных испытаниях EmDrive] . [онлайн] Geektimes.com. Доступно по ссылке: https://geektimes.com/post/282304/ [По состоянию на 8 апреля 2018 г.].
  17. Extremal-mechanics.org. (2012). Антиматерия: проблема производства [Антиматерия: проблема производства] . [онлайн] Доступно по адресу: http://extremal-mechanics.