Содержание
Воздушные компрессоры в открытом космосе
Воздушные компрессоры в космосе являются незаметными участниками каждой миссии. Расскажем немного о том, как космические агентства используют сжатый воздух в космическом пространстве.
Если бы Вы хотели полететь на Луну, Вы бы, вероятно, много думали о жидком топливе в гигантских баках и о большом количестве тяги. Но, если Вы забудете добавить сжатый воздух, то никуда не доберетесь ни безопасно, ни эффективно. Воздушные компрессоры в космосе обеспечивают всех космонавтов воздухом для дыхания от подъема космического корабля,в течение всего пути и до посадки.
Воздушные компрессоры в системах космических кораблей играют важную роль в будущем путешествий, поскольку они позволяют системам быть умнее, эффективнее и легче. В то время как в космической индустрии постоянно внедряются новые технологии, применение сжатого воздуха остается стабильным.
Безмасляные компрессоры в настоящее время используются системой тепловых насосов Международной космической станции, так как они нечувствительны к гравитации. Применением таких компрессоров решается проблема утечек масла, а также проблемы иного характера, присущие маслозаполненным компрессорам.
Космонавты используют сжатый воздух в космическом пространстве для управления подачей воздуха, проведения экспериментов, обеспечения эффективной работы ускорителей, чтобы транспортные средства и космические станции оставались на орбите и поддерживали комфортную температуру для всех находящихся на борту.
Например, жидкости, которые обычно смешиваются и легко сочетаются на Земле, в космосе разбиваются на отдельные шарики жидкости каждого вида. Без гравитации Земли разделение этих жидкостей может представлять опасность и вызывать сбои в работе традиционного теплового насоса или зависящих от жидкости воздушных компрессоров в космосе. Достижения в области технологий тепловых насосов привели к созданию блоков с низким энергопотреблением и чрезвычайно высокой эффективностью, что делает их идеальными для различных систем космических станций.
Воздушные и газовые компрессоры нашли свое применение в космосе, потому что они предлагают долгий срок службы и надежное использование в течение многих лет, особенно по сравнению с тепловыми насосами, которым требуется жидкость для охлаждения. Системы на основе жидкостей имеют такие проблемы, как кавитация, но их использование в космосе представляет большой риск в космосе.
Использование сжатого воздуха в ракетных двигателях
Сжатый воздух играет большую роль в том, чтобы ракеты исправно достигали скоростей не менее 8 км/сек для преодоления силы земного притяжения и вывода космических аппаратов на орбиту Земли.
Сегодня турбинные двигатели приводят в действие подавляющее большинство самолетов военного и частного назначения. В каждой турбине есть воздушный компрессор, который увеличивает давление воздуха, прежде чем он попадет в камеру сгорания. Чем лучше работает воздушный компрессор, тем выше производительность двигателя, особенно в момент сгорания топлива. В двигателях ракет в качестве насосов применяются центробежные компрессоры. Многие двигатели, от турбореактивных до форсажных, будут использовать сжатый воздух, чтобы качественно воспламенить топливо.
Ракетные двигатели и сжатый воздух
В топливных баках ракет хранится значительное количество жидкого водорода и кислорода. С помощью системы насосов и клапанов обе эти сжатые жидкости выталкиваются в камеру сгорания, где смесь воспламеняется и служит для приведения ракеты в движение.
По сути, воздушный компрессор является незаметным компонентом, который обеспечивает смешивание топлива с правильной скоростью и его перемещение в камеру сгорания, поэтому ракетный двигатель создает тягу, необходимую для выхода в космическое пространство.
Двигатели шаттла NASA
Космические челноки NASA используют три главных двигателя вместе с твердотопливным ракетным ускорителем для создания ускорения, необходимого для вывода космического челнока и других транспортных средств в космическое пространство. Основные двигатели космического челнока сгорают во время старта и могут работать до 8,5 минут после запуска, что является типичной продолжительностью полета для космического челнока.
Для всех челночных двигателей требуются мощные воздушные компрессоры — центробежные компрессоры — для подачи сжатого воздуха в жидкое топливо с целью зажигания и контролируемого ускорения.
Когда челнок взлетает, он ускоряется, сжигая жидкий водород, который хранится при температуре минус 252,8 градуса по Цельсию, а также жидкий кислород. Воздушные компрессоры необходимы для бесперебойной работы. В гигантском оранжевом баке содержится примерно 2 миллиона литров этих жидкостей. Температура в камере сгорания основного двигателя поднимется до более чем 3315,6 градусов по Цельсию.
Шаттл будет сжигать жидкого топлива, количество которого достаточно, чтобы наполнить стандартный бассейн за 25 секунд. Во время этого ускорения турбины вращаются примерно в 13 раз быстрее, чем в Вашем автомобиле при езде по шоссе. Это означает, что центробежные компрессоры должны работать сверхэффективно, чтобы все работало надежно. Обеспечение ракеты сжатым воздухом сводится не только к тому, чтобы оторваться от земли, но и к поддержке систем жизнеобеспечения при подъеме в космос.
Центробежные компрессоры
Центробежные компрессоры используются во многих отраслях промышленности, в том числе в аэрокосмической отрасли, поскольку они имеют меньше частей, которые соприкасаются друг с другом, а также обеспечивают высокую энергоэффективность и значительно больший поток воздуха по сравнению с другими компрессорами того же размера.
Центробежные компрессоры работают, втягивая воздух в центр через вращающееся рабочее колесо. Радиальные лопасти вращаются и подают воздух, используя центробежную силу, повышая давление, а также создают кинетическую энергию. Как правило, эти типы воздушных компрессоров будут работать со сверхскоростными электродвигателями, которые приводят в движение рабочие колеса. Компрессору такого типа не потребуется много места или системы смазки на масляной основе.
Воздух для дыхания в космосе
Для дыхания в космосе, независимо от того, находитесь ли Вы на космической станции или в транспортном средстве, таком как челнок, требуется сжатый воздух различных типов и составов.
Атмосфера Земли состоит из 78% азота, 21% кислорода и 1% других газов при давлении в одну атмосферу. Космические аппараты перевозят жидкий кислород и жидкий азот в резервуарах под давлением, которое регулируется воздушным компрессором. Компрессоры также могут помочь поддерживать откачку этих газов из их резервуаров. На орбите космический челнок будет использовать только одну кислородно-азотную систему. Тем не менее, при взлете обе системы будут использоваться для поддержания максимальной работоспособности всех компонентов на борту.
Воздух, который циркулирует по космической станции, будет иметь несколько элементов, которые распространены в воздушных компрессорах и промышленных решениях для воздуха — особенно в системах очистки воздуха, которые мы часто видим в сочетании с компрессорами, используемыми при очистке сточных вод. Эти элементы включают в себя:
- Теплообменники, которые распространены из-за экстремальных колебаний температуры на космических аппаратах. Они также являются основным элементом, используемым для сбора воды из воздуха, после чего воздух рециркулирует и вода поступает в специальный контейнер. В космосе при выдохе образуются пары воды, которые необходимо собирать, чтобы избежать повреждения оборудования!
- Баллоны с диоксидом углерода, которые удаляют углекислый газ из воздуха. Они работают, позволяя воздуху взаимодействовать с гидроксидом лития. Компрессионные системы могут использоваться для перемещения этого воздуха через гидроксид лития в чрезвычайных ситуациях, когда существуют проблемы с качеством воздуха или когда определенные части станции отключены для ремонта.
- Фильтры и канистры с активированным углем, которые используются для удаления запахов и мелких твердых частиц, а также для очистки воздуха после экспериментов. Это особенно важно при работе с летучими химическими веществами и при дегазации.
Что дальше?
В конце 2014 года NASA спроектировала новый тип баллона для сжатого воздуха и газов, который обеспечит высококачественный воздух для космонавтов на Международной космической станции.
Новая система представляет собой систему перезарядки азота и кислорода с резервуарами, которые предлагают взаимозаменяемое использование на космической станции. Резервуары и их приспособления предназначены для работы с существующей сетью подачи воздуха на МКС, но при необходимости могут использоваться и в специальных индивидуальных условиях.
Первоначально эти резервуары будут использоваться для замены и пополнения существующего воздуха. Работая с первоклассным воздушным компрессором, эти новые резервуары могут хранить воздух под давлением до 400 бар, что более чем вдвое превышает нагрузку предыдущего набора резервуаров. Это означает, что в каждом танке доступно намного больше воздуха, что сокращает количество случаев, когда грузовые корабли должны подавать воздух для пополнения запасов воздуха МКС. Одна интересная вещь заключается в том, что эти резервуары становятся чрезвычайно горячими при их заправке на Земле, и их нужно оставить на стенде на целый день, чтобы дать им остыть. Новые резервуары будут использоваться в системе охлаждения на основе аммиака МКС, а также в ряде других экспериментальных космических систем.
Возможно, в ближайшее время Вы не отправитесь в космос, но мы уверены, что и для Вас воздушные компрессоры могут сделать много полезных вещей. Мы поможем вам определить области, в которых Вы могли бы сэкономить время и деньги с помощью воздушного компрессора, подобрать винтовой компрессор, который Вам нужен, расскажем, как безопасно эксплуатировать Ваш воздушный компрессор.
Мечты инженеров. Архитектура в космосе
Прежде всего что такое архитектура? Это отнюдь не украшение фасадов и не выдумывание эстетически выразительной формы здания. Задача архитектуры — в широком и правильном смысле этого слова — создание искусственной пространственной среды для деятельности человека, материальная организация пространства. До сегодняшнего дня проблема освоения космического пространства еще не требовала от архитекторов решения каких-либо конкретных практических вопросов. Кабины космических кораблей, на которых совершены первые полеты в космос, мало отличаются от кабины современного самолета. Но ведь сегодня человек сделал лишь первый шаг в космос. Следующий же шаг потребует роста размеров космических объектов и дифференциации внутренних помещений их: выделятся спальные места, санитарные узлы, кухня, рабочие и вспомогательные помещения и т. д. Решение этого вопроса — задача архитекторов.
На рисунке изображены отдельные элементы, из которых будут собираться лунные поселения.
Здесь изображено несколько схем космических станций, в разное время предложенных конструкторами. Первая из схем — «бублик» — имеет самые простые связи между отсеками. Однако, по медико-биологическим соображениям, это не лучшая из схем.
Возможно, что именно в такой последовательности из отдельных элементов, доставляемых на временную орбиту, будет собираться космическая станция. Количество «ветвей», отходящих от центрального ствола, будет постепенно увеличиваться.
Лестница в «бублике», ведущая к оси станции, имеет вид спирали. Но это не должно смущать космонавта: сила тяжести на каждой ступеньке направлена вниз. Космонавт, поднимающийся по лестнице, будет чувствовать себя на ней вполне устойчиво.
Впрочем, у лестницы, ведущей к оси вращения, — и в «бублике» и в «рамке» — есть одна любопытная особенность. Искусственная сила тяжести на ней уменьшается с каждой ступенькой. Чем выше поднимается космонавт, тем легче ему идти.
Поверхность пола в «бублике» на взгляд криволинейна. Но это только на взгляд. Сила искусственной тяжести в любой точке поверхности пола нормальна к поверхности и одинакова по величине. Кривой пол «бублика» эквивалентен плоскому полу вашей комнаты.
Иная картина в многограннике. В каждой секции его пол прямолинеен. Однако прямолинеен он лишь для глаза, но не для ног. От угла к углу многогранника величина силы искусственной тяжести непрерывно меняется и во всех точках поверхности, кроме одной.
На Луне сила тяжести в шесть раз меньше земной. Там нет атмосферы, а следовательно, не бывает ветров.
Конечно же, стенками этих помещений будет не пористый лунный грунт, а плотная, воздухонепроницаемая оболочка. Изнутри ее распирает давление воздуха. А снаружи конструкция разгружается сопротивлением грунта.
Чтобы развернуть работы по строительству лунного поселка, нужно обеспечить условия для жизни первых строителей. Очевидно, в этом случае поможет оболочка, прикрепленная к грунту и поддерживаемая изнутри давлением воздуха.
Внутреннее давление создает очень большие усилия. Даже при небольших пролетах они велики и опасны: и прочность самой оболочки и прочность удерживающего его грунта могут быть недостаточны. Поэтому усилия следует равномерно распределить.
Под такой оболочкой можно будет построить многоэтажное — уходящее этажами под грунт — сооружение.
Наверное, на Луне можно будет наладить производство бетона из местных материалов. Вот предполагаемая конструкция сооружения из бетонных блоков. Как это ни странно на первый взгляд, но и их вес несравним с величиной внутреннего давления.
Впрочем, при сводчатой конструкции, изображенной вверху, мы не полностью используем прочностные свойства материалов: ведь своды у нас работают «по-земному» — на сжатие. Очевидно, лучшей будет такая вот конструкция — из многослойных оболочек.
‹
›
Открыть в полном размере
Конечно же, в космосе архитекторов подстерегают многие неожиданности. Специфика пространства, в котором нет атмосферы, нет тяжести, поставит перед ними много новых проблем, в том числе и таких, которые сегодня даже невозможно предвидеть. Но остановимся на предвидимом. Попробуем представить себе, как будут решаться ближайшие задачи завтрашнего дня: архитектура околоземных космических и исследовательских лабораторий на Луне.
«Дом» в невесомости
Первые полеты в космос подтвердили, что человек может жить и работать в условиях невесомости. Но это относится пока к сроку меньше недели. О периоде в несколько месяцев ничего определенного сказать нельзя.
Но как бы то ни было, при длительном пребывании человека в космосе желательно создать для него привычную, похожую на земную обстановку, мир, в котором есть и верх и низ. И не случайно, что идея создания искусственной тяжести зародилась почти одновременно с самыми первыми трудами об освоении космоса.
Силу земного притяжения может заменить центробежная сила, ибо по биологическому действию инерциальные и гравитационные силы не отличаются друг от друга.
Величина центробежной силы зависит от скорости вращения и радиуса. Исходя из этого, можно подумать, что идеальной формой для космического объекта было бы тело, имеющее форму тора — «бублика».
Если космическая станция такой формы вращается вокруг собственной оси тора, то все ее помещения находятся в зоне, где искусственная сила тяжести имеет наибольшую величину.
Однако при более тщательном рассмотрении оказывается, что «бублик» весьма далек от идеала. Прежде всего при относительно небольших размерах космической станции нагрузка на различные части тела космонавта будет неодинаковой. Известно, что центробежная сила, имитирующая в нашем случае силу тяжести, зависит от радиуса вращения. Пусть, например, внешний радиус тора (радиус «пола», на котором стоят ноги космонавта) равен 10 метрам. Пусть достигнута определенная скорость вращения станции, при которой ноги будут испытывать центробежное ускорение, равное 0,5 земного ускорения силы тяжести. При этом голова — а она во вращательном движении расположена на окружности с меньшим радиусом: 10 метров минус рост человека — испытывает ускорение, равное лишь 0,42 земного. Разница между весом ног и головы существенна —17 процентов! Когда космонавт нагнется, присядет или ляжет в постель, например, голова становится тяжелее… Не приведет ли это к каким-то вредным последствиям?
Впрочем, та же самая неприятность ожидает и обитателей космических станций при почти любой другой конструкции. У «бублика» же есть специфическая особенность. Искусственная сила тяжести на нашей станции получена путем вращения. Но при вращении на космонавта будет действовать не только центробежное ускорение, но и так называемое кориолисово проявляющееся при любом перемещении внутри станции. Причем далеко не безразлично направление, в котором совершается это перемещение. Аппарат равновесия и координации движений человека — вестибулярный аппарат — приспособлен к определенному направлению силы тяжести и постоянной величине ее. Если космонавт движется параллельно оси вращения, постоянство направления и величины искусственной силы тяжести не нарушается — никаких неприятностей не происходит. Хуже, если космонавт перемещается в направлении вращения или против него. В первом случае искусственная сила тяжести — центробежная сила — будет возрастать, во втором — убывать. Самое же неприятное — передвижение в радиальном направлении. В этом случае сила тяжести будет непрерывно убывать до 0, а затем, после того как человек минует центр вращения, начнет возрастать в противоположном направлении.
Можно строить космическую станцию из отдельных цилиндрической формы помещений, собирая их в рамы, крестовины или иной формы сооружения. Такая конструкция хуже, чем «бублик». В этом случае не все помещения находятся в зоне максимальной величины искусственной силы тяжести. Зато в каждой «перекладине» рамки, например, человек сможет перемещаться в параллельном оси вращения направлении, В этом случае вестибулярные нарушения будут наименьшими. Но связь между жилыми отсеками должна осуществляться по самому неприятному направлению — радиальному.
Вообще пространство, в котором создана искусственная сила тяжести, таит много непривычных и неожиданных сюрпризов для проектировщиков. Посмотрите, например, на рисунок, где изображена лестница, ведущая к центру станции-«бублика». Она имеет вид спирали. Но это лишь для глаза. Вестибулярный аппарат человека, идущего по этой лестнице, не чувствует ее спиральной формы; ведь плоскость каждой ступени перпендикулярна силе тяжести, и вестибулярные ощущения остаются такими же, как и при ходьбе по обыкновенной «земной» лестнице, исключая разве уменьшение силы тяжести по мере поднятия по ступенькам. Однако зрительные ощущения у находящихся на лестнице будут довольно-таки непривычными: ведь два человека, одинаково твердо стоящие на ее верхних и нижних ступенях, обращены друг к другу головами. Каждый из них видит товарища, висящего над ним вверх ногами.
Кстати, а какие ступени должна иметь лестница? Обычная ступенька «земной» лестницы имеет размер 15X30 см. Если мы хотим, чтобы человек мог подниматься по лестнице с меньшей затратой сил, мы увеличиваем ширину ступени и уменьшаем высоту. Конструируя всякого рода вспомогательные лестницы, мы обычно поступаем наоборот.
Соотношение ширины и высоты ступени для любой лестницы определяется обычно по эмпирической формуле, которая учитывает такие факторы, как средний размер стопы, усилия, человека при подъеме на определенную высоту, ширина шага, координация движений.
Но если величина искусственной тяжести не такая, как на Земле, а, например, втрое меньшая?
Размер стопы, понятно, не изменится. А три остальных фактора — как отразится на них уменьшение силы тяжести? Во всяком случае, длина лестничного марша наверняка может быть большей.
А какие ступени будут лучше, когда сила тяжести по мере подъема по лестнице убывает, — одинаковые или разные?
Надо подумать и над тем, устроят ли человека привычные, «земные» габариты помещений в условиях необычной силы тяжести,
Всемирно известный французский архитектор Шарль ле Корбюзье, исходя из анализа пропорций человеческого тела, утверждал, что минимальный размер помещения, в котором может нормально чувствовать себя человек,— куб размером 2,28X2,28X2,28 м. Но сохранятся ли размеры этого куба при изменившейся силе тяжести? Например, если эта сила втрое меньше земной? Ведь характер движений человека изменится. Привычный толчок ноги, необходимый для того, чтобы сделать шаг по Земле, окажется достаточным для прыжка.
Работая на Земле, архитекторы привыкли компоновать здания и помещения в плане. Отсюда и произошло понятие «планировка». Космическая станция не имеет плана. Компоновка помещений должна вестись в непривычной проекции — в развертке криволинейных поверхностей в плоскость, перпендикулярную направлению искусственной силы тяжести.
С точки зрения изготовления и монтажа отдельных элементов «бублик» удобнее делать не кругом, а многогранником. Но вот ведь какой казус: в таком «бублике» человек будет ходить словно бы по кривому полу! (См. рисунок.) По-видимому, психологически это обстоятельство будет не очень приятным. Так же, как и обратное, когда кривой пол будет казаться горизонтальным, И перед архитектором встанет очень сложная и деликатная задача: смягчить эти неприятности, зрительно успокоить человека. Это можно сделать, если выбрать форму помещений так, чтобы не подчеркивались неправильные углы и отражения. Понадобится использовать для этой цели физические свойства материалов, различные приемы освещения.
Свои требования к форме и конструкции космических станций предъявляет и механика вращения. Предположим, человек внутри «бублика» перешел из одного отсека в другой. Последний стал тяжелее, и в его сторону сместился центр тяжести. Это, в свою очередь, изменяет положение центра тяжести всей станции. В станции-«рамке» перемещения человека, движущегося параллельно оси вращения, приводят к некоторому наклону оси в пространстве. Каждое такое изменение сказывается на характере движения станции. Поэтому с точки зрения механики выгодно, чтобы основная масса была вблизи оси вращения, то есть там, где центробежная сила близка к нулю. Помещение для людей, напротив, следует размещать по периферии, там, где сила максимальна. Архитектор, компонуя помещения станции, должен учитывать и то и другое требование: размещать людей у наружного края, а тяжелое оборудование — в центре.
Все помещения станции должны иметь удобную взаимосвязь. Наиболее просто решается эта задача в «бублике»: здесь можно попасть в любое помещение самым простым путем, хотя при этом и будут возникать некоторые неприятные ощущения, о которых говорилось выше. А вот, к примеру, в крестовине (см. рисунок) связь и усложнена и очень неудобна, так как проходит через центр вращения — точку невесомости.
Поселок на луне
Наверное, совсем не за горами время, когда на Луне возникнут поселки исследовательских экспедиций, подобные, например, антарктическому «Мирному».
- 1
- 2
- Следующая страница
Кондиционирование в космосе
Для поддержания жизнедеятельности человека в космосе разработана и постоянно совершенствуется система жизнеобеспечения (СЖО). Это сложный многокомпонентный комплекс, состоящий из ряда самостоятельных, но взаимосвязанных систем. Собственно, за кондиционирование в нашем земном понимании отвечают две из них – система обеспечения газового состава и система обеспечения теплового режима.
Для жизни человека в космосе необходимо прежде всего поддерживать определенное давление и состав окружающей газовой среды, постоянно пополнять количество кислорода и удалять углекислый газ. Кроме того, в газовой среде и на стенках кабин и отсеков КА постепенно накапливается вода, выделяемая космонавтами при дыхании и в виде пота. Ее тоже нужно удалять. И, наконец, еще одна задача, которую нужно решить при кондиционировании в космосе, – это очистка воздуха от мельчайших пылинок, крошек, мусора. В космосе это еще важнее, чем на Земле. Дело в том, что в невесомости пыль и мусор не сядут на пол – там нет ни силы тяжести, ни пола. Со всем этим и должен справиться «космический кондиционер».
Решения разработчиков этой системы в СССР и США отличаются друг от друга. В американских кораблях «Меркурий», «Джемини», «Аполлон» (кроме «Шаттлов») применена чисто кислородная атмосфера с давлением 260-280 мм ртутного столба. Такое решение упрощает задачи конструкторов, поскольку снижает требования к прочности элементов конструкции корабля и позволяет уменьшить его вес. А каждый килограмм на орбите пока еще дороже золота. Но кислородный состав «воздуха» вынуждает астронавтов перед стартом около двух часов дышать в корабле чистым кислородом, а при выведении аппарата на орбиту стравливать давление из кабины. Запасы кислорода на американских кораблях находятся в баллонах высокого давления.
Наши специалисты решили создать внутри корабля атмосферу, подобную земной. С точки зрения комфорта это наилучшее решение. Но при наддуве скафандров (а это необходимо в случае нарушения герметичности космического корабля и, как следствие, резкого падения давления в кабине) создается большой перепад давления: внутри скафандра примерно 760 мм ртутного столба, снаружи – ноль. В этих условиях космонавт становится практически обездвижен. Выход есть: снизить давление и перейти на дыхание чистым кислородом, что технически очень непросто. Но это, пожалуй, единственная проблема. Вторая очевидная проблема – увеличение веса корабля – имеет обратную сторону, которая означает значительный плюс для экипажа, – радиационная защита в кораблях с земной атмосферой значительно лучше за счет увеличения толщины оболочки корабля.
В длительных полетах это имеет решающее значение. Поэтому в современных космических кораблях – как в российских, так и в американских – создается земная атмосфера. Отвечает за ее воспроизведение система, которая по терминологии отечественной космонавтики называется СОГС – система обеспечения газового состава.
СОГС предусматривает в качестве основного источника кислорода регенерационную установку, в которой кислород восстанавливается из воды. Интересна история создания первой подобной установки. Специалистам ОКБ-124 под руководством Г. И. Воронина в конце 50-х годов прошлого века было поручено решить вопрос об обеспечении кислородом космонавтов на космическом корабле «Восток». Решение было выбрано в пользу применения регенерационной установки, но в авиации опыта конструирования и применения регенераторов не было. Тогда с помощью предприятий-разработчиков регенерационных установок для подводных лодок был подобран ее тип и материал, который при прохождении через него влажного воздуха выделял кислород с образованием щелочи. Щелочь вступала в реакцию с углекислым газом и связывала его, превращая в твердое вещество. Ресурс установки – 12 суток, что ораздо больше ресурса системы подачи кислорода первого пилотируемого КА США «Меркурий» (36 часов).
Повышенный ресурс СОГС КА «Восток» имел большое значение для спасения космонавтов при отказе тормозного двигателя. В этом случае КА все равно бы оказался на Земле за счет естественного торможения, поскольку остатки атмосферы на высотах орбитального полета еще имеются. Ожидаемое время нахождения КА на орбите без выдачи тормозного импульса – около недели, космонавт на «Востоке» мог относительно спокойно дождаться приземления, правда, это могло случиться практически в любой точке траектории, например в Тихом океане или в горах Южной Америки. Малый ресурс системы подачи кислорода «Меркурия» требовал повышенной надежности работы тормозного двигателя. Его отказ приравнивался к гибели астронавта, так как корабль остался бы на орбите значительно дольше заданных 36 часов.
Одно необходимое замечание о работе СОГС. Важную роль на борту КА в условиях невесомости – там нет конвекции – играют вентиляторы и воздуховоды. Они установлены в отсеках так, чтобы не возникало застойных зон и обеспечивалось равномерное перемешивание газовой среды. В противном случае возможна ситуация, когда космонавт (или астронавт), неподвижно выполняя какой-то длительный эксперимент или во время сна, «выдышит» кислород в пространстве рядом с собой и почувствует себя плохо от избытка углекислого газа.
Каждое новое поколение КА имело на борту усовершенствованные системы СОГС. Так, в составе СОГС транспортного корабля «Союз» используются регенератор и поглотитель углекислого газа с газоанализатором, блоком вентиляторов и фильтрами для поглощения вредных газов и пыли. При изменении парциального давления кислорода газоанализатор выдает сигнал на привод исполнительного устройства, который, распределяя газовую смесь между регенератором и поглотителем, регулирует скорость реакции в регенераторе и скорость поглощения углекислого газа и вредных примесей в поглотителе.
На первой долговременной орбитальной станции «Салют» принцип работы СОГС не изменился. Были добавлены дополнительные блоки поглощения углекислого газа. С учетом значительного увеличения объема кабины были установлены воздуховоды и циркуляционные вентиляторы. Дополнительный фильтр вредных примесей был способен поглощать выделения материалов станции и продуктов жизнедеятельности экипажа (аммиак, окись углерода, сероводород, ацетон, жирные кислоты, углеводороды и др.). В схему обеспечения Международной космической станции воздухом, пригодным для дыхания, включены сложные многокомпонентные устройства, которые взаимодействуют друг с другом.
Основной системой подачи кислорода в гермообъемы МКС является российская система «Электрон», которая работает по принципу разложения воды на кислород и водород (водород удаляется за борт станции). Все системы обеспечения жизнедеятельности МКС дублируются на случай отказов. Дублирующей для «Электрона» системой является твердотопливный генератор кислорода (ТГК). Кислород в генераторе получают из шашек, в которых находится кислородсодержащее вещество в твердом виде. Шашки «поджигают» (конечно, речь идет не об открытом пламени), и в процессе горения выделяется кислород. Температура внутри шашки достигает +450°С. Для одного человека необходимо около 600 литров кислорода в сутки. В зависимости от типа шашки при ее сгорании выделяется от 420 до 600 литров кислорода.
Кроме того, кислород доставляется на МКС грузовыми кораблями «Прогресс» в баллонах в газообразном виде под высоким давлением. Как мы уже говорили, для нормальной жизнедеятельности на станции нужно очищать атмосферу от углекислого газа.
Заметим, что превышение содержания углекислого газа в атмосфере гораздо опаснее, чем снижение количества кислорода. Это к вопросу о том, что некоторые производители бытовых кондиционеров пытаются выдать как свое преимущество «доставку кислорода» в комнату.
Не надо этим заниматься. Лучше бы боролись с углекислотой. Основным средством для очистки атмосферы от углекислого газа на борту МКС является система «Воздух». Принцип работы этой системы состоит в адсорбции (поглощении) углекислого газа с последующей вакуумной регенерацией поглотительных патронов.
Блок очистки атмосферы от микропримесей (БМП) очищает воздух от всевозможных вредных газообразных примесей в атмосфере станции. Это тоже система регенерационного типа, ее патроны работают в режиме очистки 18-19 суток с последующей регенерацией. Ресурс ее главных функциональных элементов – патронов очистки атмосферы – составляет три года, но даже за десять лет работы системы необходимость их замены не возникла: газоанализаторы показывают отличное состояние атмосферы.
Кроме того, нормальный состав атмосферы поддерживают дублирующие системы: одноразовые поглотительные патроны, фильтры удаления вредных примесей и очистки от дыма, а также устройство обеззараживания воздуха «Поток», которое автоматически включается каждые сутки на шесть часов и обеззараживает атмосферу МКС.
Теперь рассмотрим работу систем терморегулирования. Ее задача – поддержание температуры КА и газовой среды (атмосферы) в его герметичных обитаемых отсеках. Для сравнения – у поверхности Земли привычный для нас в быту кондиционер должен использоваться при температуре наружного воздуха в среднем от -15 до +40°C, при этом окружающая среда – воздух за окном – либо холодный, либо теплый. На орбите условия работы космического кондиционера совсем другие. Определяющими тепловыми воздействиями в ходе орбитального полета являются солнечное излучение и тепловыделение от работающей на борту аппаратуры.
На солнечной стороне орбиты идет интенсивный нагрев поверхности КА, обращенной к Солнцу (противоположная сторона при этом остается холодной). На теневой части орбиты КА охлаждается. Температура поверхности КА при этом может меняться в очень широких пределах – от +200 до -200°C. Тепловыделение внутренних источников – приборов, агрегатов, самого экипажа – достигает значительных величин и постоянно увеличивается по мере усложнения стоящих перед экипажами задач. Если на американском космическом корабле «Джемини», например, тепловыделение бортовой аппаратуры составляло порядка 500-600 ккал/ч, тепловыделение самих астронавтов – 230 ккал/ч (то есть в сумме примерно 1 кВт), то на современной Международной космической станции речь идет уже о 70-80 кВт (!). Подчеркнем – здесь и далее речь идет только об орбитальном участке полета. Участки выведения на орбиту и особенно спуска с нее требуют своих решений.
Таким образом, конструктор космических аппаратов (КА) – транспортных кораблей и станций – вынужден решать две прямо противоположные задачи: одновременно предохранять космический аппарат от переохлаждения и от перегрева. Для их решения используется система, в отечественной космонавтике называемая СОТР – система обеспечения теплового режима. Это вторая главная часть космического кондиционера. СОТР представляет собой совокупность различных средств и устройств, регулирующих внешний и внутренний теплообмен КА. В состав СОТР входят средства пассивного терморегулирования (СПТР) и комплекс средств активного регулирования тепловых процессов, называемый системой терморегулирования (СТР). СПТР – это набор конструктивных элементов, обеспечивающих заданные параметры теплообмена с помощью излучения и теплопроводности (терморегулирующие покрытия, тепловая изоляция и термозащита, термомосты и термосопротивления), а СТР – это вентиляционные устройства, жидкостной контур с теплообменными устройствами и средствами регулирования тепловых потоков, активные средства регулирования лучистого теплообмена и т.д.
Главное в СПТР – это термозащита, своего рода космическая «шуба». Только в космосе она служит не столько для согрева, сколько для термоизоляции конструкции корабля. Роль такой «шубы» выполняет так называемая экранно-вакуумная теплоизоляция (ЭВТИ) – она многослойная, требует тщательного подбора материалов. «Пошив» и «надевание» «шубы» на космический корабль – это трудоемкая технологическая операция.
Но одной изоляции мало. Прежде всего она не решает задачи отвода избытка тепла. Для этого и предназначена система терморегулирования – СТР. Принцип ее построения наглядно раскрывается на примере космических кораблей «Восток» и «Восход». В ее состав входили основной и резервный вентиляторы, теплообменник и система автоматического регулирования температуры. Приводимый в движение вентилятором (а как иначе, без вентилятора никак) воздух снимал тепло, исходившее от приборов гермоотсека и от космонавта (на «Восходе» – от космонавтов), и далее он направлялся в теплообменник. Космонавт устанавливал необходимую температуру, поддерживавшуюся потом автоматически. Чувствительный элемент в соответствии с заданной температурой вырабатывал управляющий сигнал, который влиял на положение специальной шторки, определявшей расход воздуха в теплообменнике. С помощью шестеренчатого гидронасоса через трубы теплообменника прокачивался хладагент, отбиравший тепло от воздуха и переносивший его (тепло) на радиационную поверхность. Циркулируя по трубопроводам, расположенным на этой поверхности, хладагент отдавал ей свое тепло, излучавшееся далее в космос. Такая система весьма эффективно поддерживала заданную температуру с точностью ±1,5°С.
Следующее поколение СТР было реализовано в конструкции корабля «Союз» и долговременной орбитальной станции (ДОС) «Салют». Весьма большие размеры гермоотсека ДОС «Салют», значительные тепловые мощности, выделяемые ее аппаратурой и экипажем, заставили найти новые подходы к решению проблемы обеспечения теплового режима, хотя основные элементы СТР этих КА похожи друг на друга. Прежде всего это два основных жидкостных контура: внутренний, предназначенный для терморегулирования жилых отсеков, и внешний, служащий для отвода избыточного тепла от гермоотсека в космосе. Тепло снималось из внутреннего объема КА с помощью двигавшегося под напором вентиляторов воздуха и передавалось в газожидкостном теплообменнике жидкости, прогонявшейся с помощью гидронасосов по гидромагистрали.
Далее оно передавалось в жидкостно-жидкостном теплообменнике внешнему контуру и сбрасывалось в космос с радиационной поверхности (радиатора) наружного теплообменника. Для решения задачи удаления влаги из атмосферы станции служили специальные холодильно-сушильные аппараты. Влага оседала на охлаждавшихся до температуры порядка +5°С поверхностях этих аппаратов, собиралась в емкости, а затем подавалась в систему, регенерировавшую из конденсата воду.
Температура жидкости внутреннего контура регулировалась с помощью автоматики и регуляторов. Это позволяло поддерживать на необходимом уровне температуру стенок холодильно-сушильного агрегата, а значит, и уровень влажности воздуха в отсеках. Температура воздуха также регулировалась автоматически. Так как при изменении температуры жидкости изменяется и занимаемый ею объем, то есть меняется давление в охлаждающих трактах, в системе терморегулирования был предусмотрен компенсатор объема.
Когда на станции нет экипажа и ее аппаратура выделяет мало тепла, температура воздуха в гермоотсеке понижается. Для того чтобы она не опустилась ниже допустимого предела, в составе системы терморегулирования был предусмотрен электрообогреватель. В ходе многолетней эксплуатации таких орбитальных станций и космических кораблей, как «Салют» и «Союз», было установлено, что использовать в целях обеспечения комфортного климата сушильно-холодильные системы не самый лучший вариант. Таких систем попросту недостаточно для того, чтобы поддерживать требуемую обработку искусственной атмосферы и оптимальный уровень влажности. Поэтому при переходе к эксплуатации орбитального многоблочного комплекса «Мир» перед разработчиками встал вопрос о создании инновационных кондиционирующих установок. Впервые за всю историю мирового космического машиностроения был разработан и введен в постоянную эксплуатацию высокоэффективный и компактный комплекс автономного типа, основанный на парокомпрессионном цикле. Данная система кондиционирования работала с так называемыми компрессорами «сухого типа», наряду с уникальным воздухоохладительным модулем нового поколения.
Надежность компрессорного оборудования в условиях орбитального функционирования обеспечивал сварной каркас на основе алюминиевых сплавов. Внутренняя часть, а именно холодильный контур, по которому циркулировал фреон, был изготовлен с использованием исключительно нержавеющих металлов.
Дальнейшее развитие получила система терморегулирования Международной космической станции. Радиаторы современной МКС работают на аммиаке. Испаряясь при комнатной температуре (при давлении в 10 атмосфер), аммиак хорошо работает в холодильном цикле, охлаждая МКС, нагревающуюся на солнце и за счет своих внутренних процессов. Внутренний контур МКС использует для охлаждения обычную воду, которая охлаждается испарением аммиака из внешнего контура. На сегодня штурные радиаторы позволяют МКС скидывать в окружающее пространство около 70 кВт тепловой мощности с возможностью увеличения теплового сброса еще на 14 кВт.
Сегодня на Международной космической станции площадь радиаторов для сброса тепла уже сравнима с площадью солнечных батарей (рис. 2). Бортовые системы МКС на дневной стороне непрерывно подворачивают панели солнечных батарей и радиаторов, ориентируя первые на максимальный прием солнечного света, а вторые на минимальный. Минимизировать солнечный нагрев самих радиаторов должен и их белый цвет – эстетика здесь ни при чем. На теневой же стороне станция ориентирует панели батарей и радиаторов к плоскости орбиты, подобно крыльям и килям летящего самолета. Здесь первостепенной задачей на 45 темных минут становится минимизировать сопротивление остатков атмосферы, которые на высоте 400 км все же есть и тормозящий эффект которых виток за витком постепенно сказывается, что приводит к замедлению и снижению высоты орбиты. Станция как бы шевелит «крыльями» – медленно и непрерывно. Со стороны очень красиво…
Перед разработчиками было поставлено достаточно много технических и конструкционных задач, которые удалось решить в ходе многочисленных наземных испытаний. Конструкция орбитальных кондиционеров непрерывно совершенствуется и обновляется. Это, в свою очередь, позволяет добиваться более значимых успехов для космонавтов в создании более комфортных условий пребывания на орбите.
Текст: Михаил Николаев
Источник: Журнал «ON» (http://on-m.ru/2017/12/18/konditsionirovanie-v-kosmose)
Спросите Доктора Вселенная: Почему мы не можем дышать в космосе?
Новости >
Семья
7 октября 2021 г.
Обновлено вс, 10 октября 2021 г., 14:42.
Астронавт НАСА Энн Макклейн из Спокана работает в лабораторном модуле Кибо 30 января 2019 года, спроектированном и построенном Японским агентством аэрокосмических исследований. Макклейн работает над установкой NanoRacks CubeSat Deployer в шлюзе Кибо. (НАСА)
- Твиттер
- Электронная почта
- Реддит
- СМС
Университет штата Вашингтон
Университет штата Вашингтон
Привет, Доктор Вселенная!
У нас вопрос… почему мы не можем дышать в космосе?
Спасибо!
От, Миссис Барнс, 5-й класс
Уважаемый Миссис Барнс, 5-й класс,
На Земле у людей есть кислород для дыхания. Но в космосе очень мало кислорода для дыхания.
Космос на самом деле представляет собой своего рода вакуум, а это означает, что между планетами и звездами не так уж много материи или чего-то еще.
Для землян, таких как вы и я, кислород является неотъемлемой частью жизни. Хотя 21% атмосферы Земли состоит из кислорода, мой друг Имо Лю напомнил мне, что так было не всегда.
Как профессор биологии в Университете штата Вашингтон, она очень интересуется жизнью на нашей планете, которой 4,6 миллиарда лет.
Она сказала, что миллиарды лет назад крошечные живые существа, называемые цианобактериями, начали производить кислород. Цианобактерии вырабатывают кислород посредством фотосинтеза — процесса, в котором они используют энергию солнца для приготовления пищи.
Пока эти маленькие цианобактерии производили кислород, молекулы кислорода накапливались в атмосфере Земли.
«После того, как у нас появится первый кислород, начнут развиваться другие организмы, которым нужен кислород», — сказал Лю.
Разные организмы по-разному получают кислород, необходимый им для выживания. Рыбы дышат кислородом через жабры. Некоторые земноводные поглощают кислород кожей. При этом мы вдыхаем его через легкие.
Когда кислород вступает в реакцию с некоторыми молекулами, составляющими части вашей пищи, это также позволяет вашему телу вырабатывать энергию. Все живые организмы нуждаются в энергии, чтобы расти, двигаться и выживать.
В космосе не хватает пригодного для дыхания кислорода, чтобы происходили эти процессы. Кроме того, в среде с низким давлением, такой как космос, даже если бы у кого-то был воздух в легких, вполне вероятно, что воздух быстро расширится, и их легкие лопнут. Вот почему астронавтам нужны скафандры, чтобы обеспечить их кислородом и давлением воздуха.
В то время как люди не могут дышать в космосе, ученые и инженеры разработали безопасное и инновационное место, где люди со всего мира могут исследовать последний рубеж: Международная космическая станция.
Астронавты на борту МКС тоже должны думать о поиске источника кислорода. Им часто доставляют кислородные баллоны с Земли. Вода — еще один важный ресурс, который они могут использовать для создания кислорода.
Точно так же, как атомы подобны строительным блокам, из которых состоит все, иногда мы можем разбивать эти блоки на части. Вода состоит из атомов водорода и кислорода.
Ученые выяснили, как с помощью электричества расщеплять молекулы воды. Благодаря этому процессу мы можем расщепить молекулы воды, чтобы получить водород и кислород.
Знаете, кислород — это всего лишь один из многих газов, из которых состоит воздух, которым мы дышим. Возможно, вы сможете провести собственное исследование, чтобы узнать больше об атмосферах в нашей галактике. Посмотрим, сможешь ли ты узнать, из каких газов состоят атмосферы других планет.
Или узнайте, из каких еще молекул состоит воздух на Земле и что каждая из них может сделать для вас и других живых существ на нашей планете.
С уважением,
Доктор Вселенная
Вы хотите помочь поддержать научное образование и получить потрясающую маску, вдохновленную STEM? Узнайте, как это сделать, по адресу askdruniverse. wsu.edu/masks .
The Spokesman-Review Newspaper
Местная журналистика необходима.
Пожертвуйте прямо в серию форумов сообщества The Spokesman-Review’s Northwest Passages, которая помогает компенсировать расходы на несколько должностей репортеров и редакторов в газете, используя простые варианты, указанные ниже. Подарки, обработанные в этой системе, не облагаются налогом, но в основном используются для удовлетворения местных финансовых потребностей, необходимых для получения национальных фондов долевых грантов.
Подпишитесь сейчас, чтобы получать оповещения о последних новостях на свой почтовый ящик
Получайте последние новости, доставляемые на ваш почтовый ящик, как только они появляются.
Зарегистрироваться
Главные новости в семье
Функции
The Full Suburban: В исключительный момент иногда все, что мы можем сделать, это молиться…
Спросите у врачей 9/17…
Автор «Неугасимого» уже давно помогает детям обрести голос…
От верблюжьих бегов до биографий пожилых людей видеооператор-любитель задокументировал жизнь…
Самые читаемые истории
Starbucks, «окно в Америку», закрывается в районе Спокан, известном своими проблемами
Руководство Bloomsday потрясено уходом директора и двух членов совета директоров
Чевела увольняет начальника полиции
Подозреваемый в нанесении смертельного ножевого ранения сотруднику Manito Tap House заявляет о самообороне
SponsoredContent
Уход за сердцем на всю жизнь
Промерзнуть до костей во время рыбалки в январе — приемлемый компромисс для занятия любимым делом.
Что происходит с кислородом в космосе?
В космосе никто не услышит ваш крик, и, как известно каждому ученику начальной школы, это потому, что нет воздуха, который распространял бы звуковые волны. Примерно с 350 г. до н.э. мы подозревали — и совсем недавно подтвердили — что космос — это вакуум. Но что происходит с кислородом в космосе?
Хотя НАСА и другие космические агентства были хорошо подготовлены со скафандрами перед отправкой астронавтов в космос, определение того, что происходит с кислородом в космосе, было менее ясным. Однако изучение атмосферы — или, вернее, отсутствия атмосферы — в космосе недавно показало, что молекулярный кислород там действительно существует, но пока только в двух местах.
Очевидно, что, несмотря на то, что это третий по распространенности элемент во Вселенной, кислорода для дыхания будет крайне мало, когда вы покинете нашу планету. Но есть ли последствия этого? И что мы можем извлечь из этого факта?
Ранние исследования атмосферы предсказали космическую пустоту
То, что происходит с кислородом в космосе, сначала не могло быть подтверждено прямым наблюдением, поскольку пилотируемые космические полеты не проводились до второй половины 20-го века. Вместо этого нехватку кислорода в космосе изначально предсказывали дедукцией, наблюдениями и большим количеством восхождений.
Наша планета окружена атмосферной оболочкой. Слои воздуха, содержащие азот, углекислый газ и другие газы, такие как кислород, поддерживают жизнь на планете. Университетская корпорация атмосферных исследований (UCAR) описывает, как ранние ученые измеряли изменение атмосферы по мере удаления от поверхности Земли.
В 1648 году двое ученых, Блез Паскаль и его шурин Флорин Перье, подняли на вершину горы метровый стеклянный столб ртути. Этот ранний барометр Торричелли показал им, что давление воздуха уменьшается с высотой. В 1787 году дальнейшие исследования, проведенные другим исследователем, который рисковал высотной болезнью на Монблане, самой высокой горе Европы, показали, что вместе с падением атмосферного давления снизилась и температура.
Эти данные свидетельствовали о том, что наша атмосфера освобождалась от гравитации и исчезала в космическом вакууме, что было дополнительно подтверждено дерзкими полетами воздушных шаров все выше и выше в атмосферу. Рискуя смертью, ранние ученые продемонстрировали не только то, что атмосферное давление было ниже на больших высотах, но и то, что уровень кислорода в четырех милях от атмосферы был настолько снижен, что был почти несовместим с жизнью.
Дальнейшее изучение атмосферы на большей высоте, проведенное с помощью неуправляемых метеозондов, подтвердило, что в верхних слоях нашей атмосферы меньше кислорода и там ниже атмосферное давление.
Откуда берется кислород?
Кислород — третий по распространенности элемент во Вселенной, поэтому теоретически космос должен быть заполнен им. Однако пространство между планетами, звездами и другими небесными телами лишь незначительно заселено пылью, газом и радиацией. Несмотря на десятилетия астрономии, молекулярный кислород (вещество, которым можно дышать, состоящее из двух атомов, O 2 , соединенные вместе) почти не существует. Как отмечает Science.org, в космосе количество молекул водорода H 2 превосходит O 2 в соотношении миллион к одному.
На Земле O 2 в изобилии. Он образуется растениями, водорослями и фитопланктоном в процессе фотосинтеза, когда они поглощают CO 2 и преобразуют его в энергию. Кислород, пригодный для дыхания, составляет около 20% атмосферы, и гравитация удерживает его тесно связанным с планетой, но в верхних слоях притяжение не так сильно, и космический вакуум поглощает его. Кислород, улетающий в космос на высоте, — вот почему большинству альпинистов необходимо брать с собой резервы для восхождения на Эверест.
Кислород действительно существует в космосе, хотя Центр космических полетов Годдарда отмечает, что он не образовался во время Большого взрыва. Вместо этого он прибыл из-за реакций ядерного синтеза во вновь образовавшихся звездах. Когда звезды потребляли водород и гелий, они создавали углерод и кислород. В конце жизни звезды эти элементы — строительные блоки углеродной жизни — выбрасываются в космос.
Итак, да, мы произошли из звездной пыли, но это также звездная пыль, которая накапливает молекулы кислорода в космосе.
Что происходит с кислородом в космосе?
Кислород был открыт в 1770-х годах, но астрономы только недавно обнаружили, где его найти в космосе. И причина его неуловимости — звездная пыль.
В 2015 году НАСА сообщило, что инфракрасные детекторы в обсерватории Гершеля Европейского космического агентства обнаружили молекулярный кислород только в двух местах во Вселенной: в туманности Ориона и в облаке Ро Змееносца. Причиной этого дефицита может быть то, что кислород намного более липкий, чем считалось раньше.
Недавнее исследование, в котором моделировались условия облака космической пыли здесь, на Земле, показало, что энергия связи для элементарного кислорода примерно в два раза сильнее, чем ожидалось. В облаках звездной пыли эта сильная связь означает, что сами атомы кислорода не могут свободно объединяться и образовывать пригодный для дыхания O 2 . Когда они прочно связаны с частицами космической пыли, вместо этого они соединяются с водородом, образуя H 2 O, или воду, которая затем замерзает.
Хотя отдельные атомы кислорода распространены вокруг звезд, которые их создают, звездная пыль быстро собирает их и не может легко отпустить. Когда вы смотрите на звезды ночью, помните об этом факте, и это может дать вам некоторое утешение, если вы узнаете немного больше о том, как устроена наша Вселенная и что происходит с кислородом там, наверху.
Интересуетесь всем, что связано с космосом и исследованиями? Мы тоже. Взгляните на Northrop Grumman и подумайте о присоединении к нашей команде .
Легкое дыхание на космической станции
Послушайте эту историю (требуется RealPlayer)
13 ноября 2000 г. — Многие из нас, застрявших на Земле, мечтают присоединиться (хотя бы временно) к экипажу Экспедиции 1 на борту Международной космической станции (МКС). Легко паря от модуля к модулю, глядя на Землю с захватывающей дух высоты в 350 километров… Это сбывшаяся мечта бесчисленных любителей космоса.
Справа: Художественная визуализация МКС в ее текущем виде.
Но будь осторожен со своими желаниями! Жизнь на космической станции — это еще и тяжелая работа, тесные помещения и… что это за запах? Наверное, больше от газов из-за научного эксперимента или, что еще хуже, от члена экипажа.
В связи с тем, что от 3 до 7 человек делят небольшой замкнутый объем на все еще растущей космической станции, управление воздухом имеет решающее значение.
Системы жизнеобеспечения на МКС должны не только снабжать кислородом и удалять из атмосферы кабины углекислый газ, но и препятствовать накоплению таких газов, как аммиак и ацетон, которые люди выделяют в малых количествах. Парообразные химические вещества из научных экспериментов также представляют потенциальную опасность, если они непредвиденным образом сочетаются с другими элементами в подаче воздуха.
Итак, хотя воздух в космосе бесспорно редок, управление им — непростая задача для инженеров жизнеобеспечения МКС.
Во второй статье из серии о практических проблемах жизни в космосе Science@NASA исследует, как МКС обеспечит своих жителей дыханием жизни.
Получение кислорода из воды
Большинство людей могут прожить без кислорода всего пару минут, а низкие концентрации кислорода могут вызвать усталость и потерю сознания.
Для обеспечения безопасности экипажа на МКС будут избыточные запасы этого необходимого газа.
«Основным источником кислорода будет электролиз воды, за которым следует O 2 в резервуаре под давлением», — сказал Джей Перри, аэрокосмический инженер Центра космических полетов имени Маршалла НАСА, работающий над E nvironmental E nvironmental C control и . L ife S поддержка S систем (ECLSS) проекта. Инженеры ECLSS в Маршалле, в Космическом центре Джонсона и в других местах разрабатывают, улучшают и тестируют основные системы жизнеобеспечения для МКС.
Большая часть кислорода на станции будет поступать в результате процесса, называемого «электролиз», при котором электричество от солнечных панелей МКС используется для разделения воды на газообразный водород и газообразный кислород.
Слева: Первый экипаж МКС — Билл Шеперд, Сергей Крикалев и Юрий Гидзенко — на борту космической станции. Во время своего четырехмесячного пребывания экипаж будет полагаться на аппаратное обеспечение станции для обеспечения пригодного для дыхания воздуха.
Каждая молекула воды содержит два атома водорода и один атом кислорода. Пропускание тока через воду заставляет эти атомы разделяться и рекомбинировать в виде газообразного водорода (H 2 ) и кислород (O 2 ).
Кислород, которым дышат люди на Земле, также образуется при расщеплении воды, но это не механический процесс. Растения, водоросли, цианобактерии и фитопланктон расщепляют молекулы воды в ходе фотосинтеза — процесса, который превращает солнечный свет, углекислый газ и воду в сахара для пищи. Водород используется для производства сахаров, а кислород выбрасывается в атмосферу.
«В конце концов, было бы здорово, если бы мы могли использовать растения для (производства кислорода) для нас», — сказал Монси Роман, главный микробиолог проекта ECLSS в MSFC. «Побочным продуктом того, что растения делают для нас, является пища».
Однако «химико-механические системы гораздо более компактны, менее трудоемки и более надежны, чем системы на основе растений», — отметил Перри. «Проект системы жизнеобеспечения на основе растений в настоящее время находится на стадии фундаментальных исследований и демонстрации зрелости, и существует множество проблем, которые необходимо преодолеть, чтобы сделать ее жизнеспособной».
Водород, оставшийся после расщепления воды, будет выброшен в космос, по крайней мере, на первых порах. Инженеры НАСА оставили место в аппаратных стеллажах ECLSS для машины, которая объединяет водород с избытком углекислого газа из воздуха в химической реакции, в результате которой образуется вода и метан. Вода поможет заменить воду, используемую для производства кислорода, а метан будет выброшен в космос.
Справа: Кислород, которым люди и животные дышат на Земле, производится растениями и другими фотосинтезирующими организмами, такими как водоросли.
«Мы хотим полностью закрыть цикл, где все будет (повторно) использоваться», — сказал Роман. Рассматриваются различные варианты использования метана, в том числе его выброс для обеспечения тяги, необходимой для поддержания орбиты космической станции.
В настоящее время «вся вентиляция, которая выходит за борт, спроектирована так, чтобы не двигаться вперед», — сказал Перри.
На МКС также будут установлены большие баллоны со сжатым кислородом, установленные снаружи модуля шлюза. Эти баллоны будут основным источником кислорода для американского сегмента МКС до тех пор, пока в 2005 году не прибудут основные системы жизнеобеспечения с Node 3 . После этого баллоны будут служить в качестве резервного источника кислорода.
Подпишитесь на доставку EXPRESS SCIENCE NEWS |
На прошлой неделе, пока бригада ожидала включения электролизера воды на служебном модуле «Звезда», они дышали кислородом от «перхлоратных свечей», которые производят O 2 в результате химических реакций внутри металлического контейнера.
«У вас есть металлическая канистра с этим материалом (перхлоратом) внутри», — объяснил Перри. «Они засовывают эту канистру в реактор, а затем вытаскивают запальный штифт. Как только начинается реакция, она продолжает гореть, пока не будет использована вся». Каждая канистра выделяет достаточно кислорода для одного человека в течение одного дня.
«Это действительно та же технология, которая используется в коммерческих самолетах», — продолжил он. «Когда кислородная маска падает, они говорят, что нужно дернуть за нее, что приводит в действие штифт воспламенителя. Вот почему вы должны дернуть ее, чтобы начать подачу кислорода».
Поддержание «чистоты» воздуха
В настоящее время углекислый газ удаляется из воздуха с помощью машины на служебном модуле «Звезда» на основе материала под названием «цеолит», который, по словам Джима Нокса, действует как молекулярное сито. , специалист по контролю углекислого газа в MSFC.
Удаленный CO 2 будет выброшен в космос. Инженеры также думают о способах переработки газа.
Помимо выдыхаемого CO 2 , люди также выделяют небольшое количество других газов. Метан и углекислый газ образуются в кишечнике, а аммиак образуется при распаде мочевины с потом. Люди также выделяют ацетон, метиловый спирт и окись углерода, которые являются побочными продуктами метаболизма, с мочой и дыханием.
Фильтры с активированным углем являются основным методом удаления этих химических веществ из воздуха.
Выше : На этой диаграмме показан поток перерабатываемых («регенеративных») ресурсов в системе экологического контроля и жизнеобеспечения космической станции (ECLSS).
Поддержание здоровой атмосферы становится еще сложнее из-за десятков химических веществ, которые будут использоваться в научных экспериментах на борту МКС.
«В течение 30 лет на борту может быть любое количество различных типов экспериментальных установок, которые могут иметь любое количество химических реагентов», — сказал Перри.
Некоторые из этих химикатов могут быть опасными, особенно если им позволить непредвиденные соединения, сказал Перри. Не допускать попадания этих химикатов в воздух будет жизненно важно для здоровья экипажа.
Когда космическая станция только проектировалась, инженеры НАСА предусмотрели централизованную систему обработки химических веществ, которая будет управлять всеми химическими веществами, используемыми для экспериментов, и содержать их. Но такая система оказалась слишком сложной.
«Способность станции обеспечить общие возможности мониторинга, чтобы попытаться охватить широкий спектр химических веществ, которые потребуются 15 с лишним лет фундаментальных исследований — очевидно, это не то, что может предоставить сама станция», — сказал Перри.
«Действительно имело гораздо больший смысл, что каждый экспериментальный объект на борту лабораторного модуля будет обеспечивать собственную изоляцию своих (химикатов), по сути, сохраняя ответственность за химические вещества от колыбели до могилы», — сказал Перри.
Слева: Иллюстрация, показывающая расположение узла 3, где будет размещено оборудование жизнеобеспечения ECLSS. Обратите внимание, что на этом изображении компоненты станции, находящиеся на линии прямой видимости к узлу 3, прозрачны.
Проверка безопасности для каждого предлагаемого эксперимента определит уровень содержания, который должны обеспечить смонтированные в стойке экспериментальные помещения. В случае выброса экипаж изолирует зараженный модуль, а затем, если возможно, выполняет процедуры очистки.
Но тщательное планирование и хорошо спроектированное оборудование должны свести к минимуму риск такого сценария, позволяя экипажу космической станции вздохнуть спокойно.
Веб-ссылки
Международная космическая станция — веб-страница НАСА, посвященная Международной космической станции
Анатомия космической станции — PDF-файл с помеченным изображением Международной космической станции в разобранном виде
Wheels in the Sky — Science@NASA статья о мечтах человечества о космической станции от фантастических фантазий девятнадцатого века до каталитического видения Вернера фон Брауна в 1950-х годах
Веб-страница Advanced Life Support — из Центра космических полетов Джонсона0005
Системы контроля окружающей среды и жизнеобеспечения — описывает системы жизнеобеспечения, разрабатываемые в Центре космических полетов им.