Содержание
Оружие: Наука и техника: Lenta.ru
Программа JSF (Joint Strike Fighter), предполагающая замену истребителей четвертого поколения США и их союзников на истребители пятого поколения Lockheed Martin F-35 Lightning II, считается самой дорогой и массовой в истории вооружений. Ее прогнозируемая стоимость приближается к 1,5 триллиона долларов, из которых только 406 миллиардов пойдут собственно на производство самолетов, тогда как остальные средства — на производственные и эксплуатационные расходы. «Лента.ру» выяснила, что не так с одним из самых дорогих истребителей в мире и при чем здесь Су-57.
Материалы по теме:
Согласно заявленным планам, F-35 Lightning II должны стать основными истребителями первой половины XXI века как минимум в двенадцати странах мира — США, Великобритании, Австралии, Турции, Италии, Канаде, Норвегии, Нидерландах и Дании, Израиле, Японии и Южной Корее. В дальнейшем к программе могут подключиться Бельгия и Финляндия.
Ведущая роль в разработке истребителя принадлежит первым двум государствам (более 50 процентов комплектующих производят США, 15 процентов — в Великобритании). С третьей по девятую страны в списке участвуют в производстве компонентов сразу для всех F-35 Lightning II. Сборка большинства истребителей будет проходить в США, но такую же возможность получили Италия и Япония. Создаются F-35 Lightning II в трех основных вариантах — для военно-воздушных сил (A), с укороченным взлетом и вертикальной посадкой (B) и палубном (C). Унификация по комплектующим трех вариантов достигает 70-90 процентов.
С заявленными перспективами и финансовыми вливаниями в F-35 Lightning II могут конкурировать только регулярные отставания в графике реализации JSF, фактически не позволяющие Lockheed Martin запустить полноценное серийное производство новых истребителей. По этой причине крупнейший в мире поставщик военной техники отправляет военным США и стран-партнеров не полнофункциональные истребители, а самолеты, компоненты и программное обеспечение которых в дальнейшем подлежат замене или обновлению. Насколько F-35 Lightning II можно считать успешным или провальным?
Материалы по теме:
От «Хищника» к «Молнии»
В 1990-х годах для ВВС США под руководством Lockheed Martin (до 1995 года — только Lockheed) создавался первый в мире стоящий на вооружении истребитель пятого поколения F-22 Raptor. Именно этот самолет стал стандартом для истребителей пятого поколения, фактически до сих пор оставаясь лучшим (или одним из лучших) по скорости, маневренности и незаметности. Между тем F-22 Raptor был недостаточно хорошо приспособлен для поражения наземных целей, оказался слишком сложен в обслуживании и чрезвычайно дорогим. Кроме ВВС США, в новом самолете нуждались ВМС и КМП. Все это не позволяло Пентагону заменить на F-22 Raptor все стоящие на вооружении истребители четвертого поколения.
Именно поэтому появилась программа JSF, предусматривающая постепенную замену McDonnell Douglas F-15 Eagle, General Dynamics F-16 Fighting Falcon, McDonnell Douglas F/A-18 Hornet и штурмовика McDonnell Douglas AV-8B Harrier II на один истребитель-бомбардировщик пятого поколения. Первоначально в тендере JSF участвовали McDonnell Douglas, Northrop Grumman (изначально в лице Northrop), Lockheed Martin и Boeing. Финансирование Пентагона, предполагающее создание прототипа нового самолета, получили две последние компании. По итогам испытаний Lockheed Martin Х-35 показался военным лучше Boeing X-32.
Одна из причин этого — требование КМП США к новому истребителю, который должен включать вариант СВВП (самолета вертикального взлета и посадки), к которым относятся AV-8B Harrier II. Lockheed Martin реализовало систему вертикального взлета и посадки лучше, чем Boeing, в том числе по причине частичного заимствования технологий у советского Як-141 разработки «Яковлева». Хотя F-35 Lightning II по ряду характеристик уступает некоторым истребителям четвертого поколения, Пентагон, не желая тратить время на создание более продвинутой модели, решил остановиться на предложении Lockheed Martin. В итоге F-35 Lightning II оказался компромиссом, необходимость в котором пока не столь очевидна.
Ставка на малозаметность
F-35 Lightning II способен развивать максимальную скорость 1,6 числа Маха, тогда как F-15 Eagle — 2,5 числа Маха, а F-16 Fighting Falcon — 2 числа Маха. Кроме того, истребитель пятого поколения рассчитан на полет на высоте до 15 километров, тогда как четвертого — до 18. Испытания, проведенные в 2015 году, показали, что по маневренности F-35 Lightning II уступает F-16 Fighting Falcon.
Материалы по теме:
В Пентагоне не скрывают, что F-35 Lightning II не предназначен для ведения воздушного боя с другим истребителем в условиях видимости. Именно так военные отреагировали на испытания с участием F-16 Fighting Falcon. В Минобороны заявляют, что стелс-технологии, реализованные в F-35 Lightning II, позволяют ему использовать малозаметность как главное преимущество над противником. Следуя такой логике, новый самолет, находясь на достаточном удалении от вражеского истребителя и оставаясь при этом невидимым, способен первым нанести удар, например, американской управляемой ракетой класса «воздух — воздух» средней дальности AIM-120 AMRAAM (Advanced Medium-Range Air-to-Air Missile) или аналогичной британской ракетой большой дальности Meteor.
В Lockheed Martin полагают, что для воздушного боя в условиях прямой видимости подходит F-22 Raptor, но не F-35 Lightning II. Однако реализация такого сценария в реальных условиях считается маловероятной. Хотя в ходе учений на 15 случаев ликвидации F-35 Lightning II более маневренных истребителей четвертого поколения приходился всего один случай уничтожения F-35 Lightning II истребителем четвертого поколения, вероятность попадания запущенной с F-35 Lightning II ракеты класса «воздух — воздух» в цель с дальнего расстояния составляет, по самой оптимистичной оценке, около 50 процентов.
F-22 Raptor
Фото: Wolfgang Rattay / Reuters
Не такой идеальной оказывается и реализация стелс-технологий в F-35 Lightning II. Американский истребитель малозаметен на дальних расстояниях в диапазоне сверхвысоких частот (сантиметровых длин волн), на которых работают большинство радаров. Между тем гораздо проще обнаружить F-35 Lightning II в инфракрасном диапазоне, где он остается уязвимым для современных инфракрасных систем поиска и сопровождения. Вероятно, прямой перехват F-35 Lightning II возможен зенитными ракетными комплексами с длинноволновыми радарами — такие системы не позволяют с высокой точностью определить положение на дальних расстояниях небольших целей, но подходят для отслеживания с коротких дистанций крупных и медленных объектов. Частично по этой причине советскому зенитно-ракетному комплексу малого радиуса действия С-125М «Печора» в Югославии удалось уничтожить американский малозаметный ударный самолет Lockheed F-117 Nighthawk.
В сухом остатке
В отличие от F-35 Lightning II, перспективный российский истребитель пятого поколения Су-57 не отличается выдающейся малозаметностью, однако обещает большую маневренность в условиях воздушного боя. Американские военные признают, что Су-57 способен при помощи резкого маневра уклониться от ракетного удара, однако полагают, что после этого российский истребитель резко потеряет в скорости и станет легкой мишенью для повторной атаки. Взвешенную оценку Су-57 дал в мае 2018 года автор The War Zone Тайлер Рогуэй, который назвал его «неправильно понятым самолетом». Россия, в отличие от США, в настоящее время не располагает передовыми технологиями для создания малозаметных самолетов, однако использованный в Су-57 подход позволил, по-крайней мере частично, сократить разрыв с F-35 Lightning II.
Су-57
Фото: Сергей Бобылев / ТАСС
По-видимому, одной из серьезнейших проблем F-35 Lightning II является высокая унификация. В Пентагоне, решив сэкономить, отказались от разработки нескольких моделей истребителей. Получившийся в итоге F-35 Lightning II оказался компромиссным вариантом, не лишенным недостатков. Отдельный вопрос у экспертов вызывает ставка Минобороны на стелс-технологии в ущерб маневренности, которая в условиях потенциальной войны может оказаться ошибкой. С другой стороны, соперников у F-35 Lightning II сегодня фактически нет. Российские Су-57 можно пересчитать по пальцам, число китайских Chengdu J-20 пока также невелико (еще один китайский истребитель — Shenyang J-31 — находится в разработке). А с учетом того, что США и их союзники должны получить более четырех тысяч F-35 Lightning II, отрыв будет только расти.
Больше важных новостей в Telegram-канале «Лента дня». Подписывайтесь!
Истребитель-бомбардировщик Lockheed Martin F-35 Lightning II
28 сентября 2018, 18:41
ТАСС-ДОСЬЕ. 28 сентября 2018 года новейший многофункциональный истребитель-бомбардировщик F-35B Корпуса морской пехоты (КМП) США потерпел крушение близ базы морской пехоты Бьюфорт в штате Южная Каролина. По предварительным данным, пилот успешно катапультировался. Это первое крушение самолета данного типа.
Lockheed Martin F-35 Lightning II — семейство одноместных однодвигательных сверхзвуковых всепогодных малозаметных многофункциональных истребителей-бомбардировщиков пятого поколения. Разработано американской компанией Lockheed Martin в 2000-х годах для замены устаревающих типов самолетов, состоящих на вооружении военно-воздушных сил (ВВС), военно-морских сил (ВМС) и Корпуса морской пехоты США, а также ряда стран — союзников США. Самолет стал вторым в истории серийным истребителем пятого поколения после Lockheed Martin F-22 Raptor.
По состоянию на 2018 год различные модификации F-35 поставляются вооруженным силам США, Великобритании, Австралии, Израиля, Италии, Японии, Нидерландов, Норвегии, Южной Кореи, Турции. Планируется, что самолеты F-35 также закажет и Дания.
Истребитель может быть носителем атомного оружия. Ожидается, что к 2024 году F-35 ВВС США получат возможность нести модернизированные ядерные авиабомбы B-61 (мощность до 50 килотонн в тротиловом эквиваленте).
История проекта
В 1980-х — 1990-х годах американское военное ведомство инициировало целый ряд программ по созданию перспективных самолетов для замены палубного штурмовика Grumman A-6 Intruder, истребителя-бомбардировщика вертикального взлета и посадки Harrier, истребителя F-16 Fighting Falcon, штурмовика Fairchild Republic A-10 Thunderbolt II, истребителя-бомбардировщика и штурмовика McDonnell Douglas F/A-18 Hornet.
После распада СССР сокращение оборонных бюджетов США потребовало пересмотра этих программ с целью сокращения расходов. В результате было принято решение создать «единый ударный истребитель» (Joint Strike Fighter, JSF), модификации которого были бы унифицированы между собой на 70-90% и позволяли бы заменить названные самолеты.
В 1997 году на конкурс по программе JSF компания Lockheed Martin заявила экспериментальный самолет X-35, ее конкурентом стала компания Boeing с самолетом X-32 (третий участник конкурса, компания McDonnell Douglas, отказалась от участия в нем еще в 1996 году).
Первый полет X-35A состоялся 24 октября 2000 года в Палмдейле (штат Калифорния, США). 23 июня 2001 года впервые поднялась в воздух модификация X-35B. 26 октября того же года заявка Lockheed Martin победила в конкурсе JSF. Одним из преимуществ X-35 стал метод создания вертикальной тяги с помощью отдельного вентилятора (на Boeing Х-32 применялось изменение направления тяги основных двигателей, приводившее к перегреву силовой установки).
В консорциум во главе с Lockheed Martin вошли компании Northrop Grumman, Pratt & Whitney, Rolls-Royce, Allison и British Aerospace. На старте программы предполагалось, что проектирование, испытания и развертывание серийного производства займут пять лет, однако сроки реализации проекта многократно сдвигались.
20 февраля 2006 года состоялась выкатка предсерийного экземпляра самолета для ВВС США — F-35А, 15 декабря он успешно выполнил первый полет. В том же году самолет получил наименование Lightning II (с англ. «Молния-2»), в честь американского тяжелого истребителя Второй мировой войны Lockheed P-38 Lightning. В июне 2008 года состоялся первый полет предсерийного самолета для морской пехоты F-35B, а в июне 2010 года — палубного варианта F-35C. Серийное производство было развернуто на заводе в Форт-Уэрте (штат Техас).
В июле 2011 года палубный самолет впервые взлетел при помощи катапульты, в октябре того же года F-35B впервые вертикально приземлился на палубу корабля (специально переоборудованного под базирование F-35 универсального десантного корабля ВМС США USS Wasp).
С 2012 года F-35B получает Великобритания. В этой стране самолет носит название F-35 Lightning (без цифры II), так как британские ВВС в разное время использовали две разных «Молнии» — Lockheed P-38 и English Electric Lightning.
В сентябре 2015 года взлетел первый F-35, собранный за пределами США: линия окончательной сборки истребителей заработала на совместном предприятии Lockheed Martin и итальянского министерства обороны в Камери (регион Пьемонт, Италия). С 2015 года сборка F-35 также ведется на заводе корпорации Mitsubishi Heavy Industries в городе Нагоя.
С декабря 2016 года специальную версию F-35A получает Израиль, где самолет получил армейское наименование «Адир» (с ивр. «могучий»).
21 июня 2018 года в Форт-Уэрте состоялась передача турецким вооруженным силам первых F-35A, заказанных этой страной. По словам главы МИД Турции Мевлюта Чавушоглу, в Турцию самолеты будут доставлены в 2020 году, по окончании периода обучения в США пилотов и технического персонала. Передача состоялась несмотря на возражения Конгресса США: американские законодатели требовали отменить поставки Турции современного вооружения, в том числе F-35, из-за покупки этой страной российских зенитных ракетных систем С-400.
Промежуточные итоги программы, оценка стоимости
В конце февраля 2018 года вице-адмирал Мэт Уинтер, директор отдела минобороны США по реализации программы разработки и закупки F-35, сообщил журналистам, что из поставленных американским ВВС и странам-партнерам 280 самолетов только 51% могут совершать полеты. Уинтер отметил, что на многих машинах выявились проблемы с двигателями, системами жизнеобеспечения пилотов и с программным обеспечением. Напряженной оставалась и ситуация с запасными деталями, которые производитель поставлял с задержками.
11 июня 2018 года Lockheed Martin отчиталась о поставке 300-го экземпляра F-35 (в 2017 году были поставлены 66 единиц — на 40% больше, чем в 2016 году). Из общего числа поставленных самолетов на вариант F-35A пришлось 197 единиц, 75 единиц — на вариант F-35B, 28 единиц — вариант F-35С. По данным производителя, суммарный налет этого флота превысил 140 тыс. летных часов. Всего за 2018 год производитель планирует передать заказчику 91 самолет (таким образом, общее число поставленных машин составит 357).
Вооруженные силы США намерены приобрести в общей сложности 2 тыс. 443 экземпляра F-35. Всего на разработку самолета было затрачено свыше $46 млрд, а в целом, согласно прогнозам, реализация программы обойдется США в более чем в $1,5 трлн: $406,5 млрд пойдут на закупку самолетов и еще около $1,1 трлн — на эксплуатацию, техобслуживание, модернизацию и ремонт. Эксперты называют F-35 самой дорогостоящей системой вооружений в истории.
Закупочная стоимость единицы F-35A в 2018 году составляет около $100 млн. К 2020 году ее планируется снизить до $80 млн. В 2023 году Lockheed Martin намерена нарастить выпуск до 160 самолетов в год.
Ожидается, что истребители-бомбардировщики этого типа будут состоять на вооружении по крайней мере до 2070 года.
Конструкция и оснащение
Самолет построен по нормальной аэродинамической схеме моноплана с высокорасположенным трапециевидным крылом, двигателем в хвостовой части и хвостовым оперением, включающим два незначительно наклоненных наружу киля. Модификация F-35B имеет за кабиной пилота подъемный вентилятор вертикальной тяги, соединенный валом с двигателем в хвостовой части машины; двигатель этого варианта самолета оснащен поворотным соплом. Место вентилятора на других вариантах истребителя занимают дополнительные топливные баки.
Турбореактивный двухконтурный двигатель F-135 разработки Pratt & Whitney имеет бесфорсажную тягу 13 тыс. кгс, в режиме форсажа — 19 тыс. 500 кгс. (в варианте для F-35B — 12 тыс. 250 кгс и 18 тыс. 600 кгс в режиме форсажа). Подъемный вентилятор для F-35B спроектирован и производится компанией Rolls-Royce. Сверхзвуковой режим полета обеспечивается только в режиме форсажа. Выпускающееся шасси трехопорное, с носовым колесом.
Истребитель сконструирован в соответствии с критериями технологии stealth, с применением решений, ранее отработанных на F-22 Raptor. Малую радиолокационную заметность обеспечивают малоотражающие формы планера, поверхности которого ориентированы в нескольких строго ограниченных направлениях. Применены радиопоглощающие материалы и покрытия.
Вооружение размещается в двух бортовых грузовых отсеках в нижней части центральной секции фюзеляжа (до 2 тыс. 590 кг) и на шести узлах внешней подвески (до 6 тыс. 800 кг).
Модификации
Боевое применение
- F-35A — ударный истребитель с обычным взлетом и посадкой, базовый заказчик — ВВС США.
- F-35B — ударный истребитель с коротким взлетом и вертикальной посадкой, базовый заказчик — КМП США.
- F-35C — ударный палубный истребитель с катапультным взлетом и посадкой с помощью аэрофинишеров, базовый заказчик — ВМС США. Площадь крыла увеличена по сравнению с другими вариантами.
- F-35I Adir — модификация F-35A для ВВС Израиля.
- CF-35 — спроектированная модификация F-35A для ВВС Канады (не выпускалась).
Первой страной мира, применившей F-35 в боевых миссиях, стал Израиль. 22 мая 2018 года командующий ВВС еврейского государства Амикам Норкин написал в Twitter, что самолеты «Адир» уже поставлены на вооружение и «принимают участие в боевых действиях». Военачальник не уточнил, в каких именно миссиях были задействованы истребители.
27 сентября 2018 года F-25B КМП США был впервые применен в Афганистане для удара по позициям запрещенного в РФ радикального движения «Талибан». В Пентагоне вылет назвали «успешным».
Летно-технические характеристики F-35B
- Длина самолета — 15,6 м;
- высота — 4,36 м;
- размах крыла — 10,7 м;
- площадь поверхности крыла — 42,7 кв. м;
- масса пустого самолета — 14 тыс. тыс. 650 кг;
- снаряженная масса — 22 тыс. 240 кг;
- максимальная взлетная масса — 27 тыс. 215 кг;
- масса топлива — 6 тыс. 125 кг;
- максимальная скорость — 1 тыс. 930 км/ч (свыше 1,6 Маха)
- крейсерская скорость — 850 км/ч;
- боевая нагрузка — 6 тыс. 800 кг;
- радиус действия — 1 тыс. 667 км;
- боевой радиус — 833 км.
Двигатель — F135-PW-600. Стандартное вооружение — две ракеты AIM-120C/D категории «воздух-воздух», две корректируемые авиабомбы GBU-32 JDAM массой 453 кг каждая.
Теги:
США
Lockheed Martin F-35 Lightning II | Из Википедии, бесплатной…
Из Википедии, бесплатной энциклопедии
Lockheed Martin F-35 Lightning II — семейство одноместных, одномоторных, всепогодных, малозаметных, пятого поколения, многоцелевых боевых самолетов. Самолет, предназначенный для нанесения ударов по наземным целям и завоевания господства в воздухе. Он построен Lockheed Martin и многими субподрядчиками, включая Northrop Grumman, Pratt & Whitney и BAE Systems.
F-35 имеет три основные модели: F-35A с обычным взлетом и посадкой (CTOL), F-35B с укороченным взлетом и вертикальной посадкой (STOVL) и взлет с помощью катапульты, но задержано восстановление палубного F-35C (CATOBAR). F-35 происходит от Lockheed Martin X-35, дизайн которого был отмечен программой Joint Strike Fighter (JSF) вместо конкурирующего Boeing X-32. Официальное название Lightning II оказалось крайне непопулярным, и вместо этого пилоты ВВС США прозвали его Пантерой.
Соединенные Штаты в основном финансируют разработку F-35 при дополнительном финансировании со стороны других членов НАТО и близких союзников США, включая Великобританию, Италию, Австралию, Канаду, Норвегию, Данию, Нидерланды и ранее Турцию. Эти спонсоры обычно получают субподряды на производство компонентов для самолетов; например, Турция была единственным поставщиком нескольких деталей F-35 до ее исключения из программы в июле 2019 года. Несколько других стран заказали или рассматривают возможность заказа этого самолета.
Будучи крупнейшей и самой дорогостоящей военной программой, F-35 стал предметом пристального внимания и критики в США и других странах. В 2013 и 2014 годах критики утверждали, что самолет «изобилует конструктивными недостатками», при этом многие обвиняли процесс закупок, в котором Lockheed было разрешено «проектировать, испытывать и производить F-35 одновременно», а не выявление и устранение «дефектов до запуска производственной линии». К 2014 году программа «превышала бюджет на 163 миллиарда долларов [и] отставала от графика на семь лет». Критики также утверждают, что высокие невозвратные затраты и политический импульс программы делают ее «слишком большой, чтобы ее можно было убить».
Первый полет F-35 состоялся 15 декабря 2006 г. В июле 2015 г. морские пехотинцы США объявили свою первую эскадрилью истребителей F-35B готовой к развертыванию. Однако испытания на долговечность, проведенные Министерством обороны США, показали, что срок службы самолетов F-35B раннего производства намного меньше ожидаемых 8000 летных часов и может составлять всего 2100 летных часов. Лот 9 и более поздние самолеты включают конструктивные изменения, но испытания на срок службы еще не проводились. ВВС США объявили о готовности своей первой эскадрильи F-35A к развертыванию в августе 2016 года. ВМС США объявили о готовности своих первых F-35C в феврале 2019 года.. В 2018 году F-35 совершил боевой дебют в ВВС Израиля.
Заявленный план США состоит в закупке 2663 F-35, которые обеспечат основную часть тактической авиации с экипажем для ВВС, ВМС и Корпуса морской пехоты в ближайшие десятилетия. Поставки F-35 для вооруженных сил США запланированы до 2037 г. с прогнозируемым сроком службы до 2070 г. Программа должна была завершиться к 2018 году. Первый полет X-35 состоялся 24 октября 2000 г., а F-35A — 15 декабря 2006 г.
F-35 был разработан для замены большинства истребителей США вариантами единой конструкции, общей для всех родов войск. Он был разработан в сотрудничестве с рядом иностранных партнеров и, в отличие от F-22 Raptor, предназначался для экспорта. Были разработаны три варианта: F-35A (CTOL), F-35B (STOVL) и F-35C (CATOBAR). Несмотря на то, что для снижения затрат и улучшения логистики технического обслуживания предполагалось использовать общие части, к 2017 году эффективная унификация составила всего 20%. Программа подверглась серьезной критике за перерасход средств во время разработки и за общую прогнозируемую стоимость программы в течение всего срока службы самолетов.
Ожидается, что к 2017 году программа будет стоить 406,5 миллиардов долларов в течение всего срока ее действия (т. е. до 2070 года) на приобретение самолетов и дополнительно 1,1 триллиона долларов на эксплуатацию и техническое обслуживание. Утверждалось, что есть ряд конструктивных недостатков, таких как: небольшая внутренняя полезная нагрузка; характеристики уступают заменяемому самолету, особенно F-16; отсутствие безопасности при использовании одного двигателя; и недостатки, такие как уязвимость топливного бака к огню и склонность к околозвуковому скатыванию (сбрасывание крыла). Критике подверглось и возможное устаревание стелс-технологий.
Дизайн
Обзор
Хотя с 1960-х гг. . Одномоторный F-35 напоминает более крупный двухмоторный Lockheed Martin F-22 Raptor, черпая из него элементы дизайна. Дизайн выхлопного канала был вдохновлен General Dynamics Model 200, предложенной для 1972 сверхзвуковых истребителя вертикального взлета и посадки требуется для корабля управления морем.
Компания Lockheed Martin предположила, что F-35 может заменить истребители ВВС США F-15C/D в роли истребителя превосходства в воздухе и F-15E Strike Eagle в роли штурмовика. Он также заявил, что F-35 предназначен для ближнего и дальнего действия в воздухе, уступая только F-22 Raptor, и что F-35 имеет преимущество перед F-22 в гибкость базирования и обладает «передовыми датчиками и слиянием информации».
Давая показания перед Комитетом по ассигнованиям палаты представителей 25 марта 2009 г., заместитель помощника министра ВВС генерал-лейтенант Марк Д. «Шак» Шакелфорд заявил, что F-35 разработан, чтобы стать «американским лучший истребитель ракет класса «земля-воздух» и обладает уникальным оборудованием для выполнения этой миссии, включая передовые вычислительные мощности, методы интеграции радаров с синтезированной апертурой и усовершенствованное распознавание целей».
Улучшения
Явные улучшения по сравнению с истребителями прошлого поколения включают:
Надежная, не требующая особого ухода технология малозаметности, использующая мат из конструкционного волокна вместо требовательных к обслуживанию покрытий старых платформ-невидимок осведомленность и улучшение идентификации целей и доставки оружия, а также для быстрой передачи информации на другие узлы управления и контроля (C2)
Высокоскоростная сеть передачи данных, включая IEEE 1394b и Fibre Channel (Fibre Channel также используется в Boeing Super Hornet.
Autonomic Logistics Global Sustainment, Autonomic Logistics Information System (ALIS) и компьютеризированная система управления техническим обслуживанием, помогающая гарантировать, что самолет может оставаться в рабочем состоянии с минимальными затратами на техническое обслуживание Пентагон перешел к открытию конкурентных торгов с другими компаниями. Это произошло после того, как Lockheed Martin заявила, что вместо того, чтобы стоить на 20% меньше, чем F-16 за час полета, F-35 фактически будет стоить на 12% больше. Чтобы снизить затраты на техническое обслуживание, компания не согласна с включением стоимости этой системы в расчеты владения самолетом. Морская пехота США внедрила обходной путь для кибер-уязвимости в системе. В настоящее время для работы системы ALIS требуется нагрузка на серверы, превышающие транспортный контейнер, но Lockheed работает над более портативной версией для поддержки экспедиционных операций морской пехоты.0003
Электрогидростатические приводы, управляемые системой управления полетом с питанием по проводам
Современный и обновленный авиасимулятор, который можно использовать для большей части обучения пилотов, чтобы сократить дорогостоящие часы полета реального самолета
Легкие, мощные литий-ионные аккумуляторы для обеспечения питания рулевых поверхностей в аварийной ситуации
Конструкционные композиты в F-35 составляют 35% от веса планера (по сравнению с 25% в F-22). Большинство из них представляют собой бисмалеимидные и композиционные эпоксидные материалы. F-35 станет первым серийным самолетом, который будет включать конструкционные нанокомпозиты, а именно эпоксидную смолу, армированную углеродными нанотрубками. Опыт проблем F-22 с коррозией привел к тому, что F-35 использовал заполнитель зазоров, который вызывает меньшую гальваническую коррозию обшивки планера, спроектирован с меньшим количеством зазоров, требующих заполнителя, и обеспечивает лучший дренаж. Относительно короткий 35-футовый размах крыльев вариантов A и B обусловлен требованием F-35B поместиться внутри нынешней стоянки и лифтов десантных кораблей ВМФ; более длинное крыло F-35C считается более экономичным.
Затраты
Исследование ВМС США показало, что стоимость обслуживания F-35 будет на 30-40% выше, чем у современных реактивных истребителей, без учета инфляции в течение всего срока службы F-35. Исследование Пентагона показало, что расходы на техническое обслуживание всего парка в течение всего срока его службы составляют 1 триллион долларов без учета инфляции. Офис программы F-35 обнаружил, что по состоянию на январь 2014 года затраты на парк F-35 за 53-летний жизненный цикл составили 857 миллиардов долларов. Затраты на истребитель снижаются и составляют 22-процентное сокращение жизненного цикла с 2010 года. Lockheed заявила, что к 2019 году, цена на самолет пятого поколения будет меньше, чем на истребители четвертого поколения. Ожидается, что F-35A в 2019 году будет стоить 85 миллионов долларов за единицу с двигателями и полным набором систем для миссии, инфляция скорректирована с 75 миллионов долларов в декабре 2013 года. F-35, приписанный к 356-й истребительной эскадрилье, взлетает для участия в динамичном бою… [+] сценарий применения на базе ВВС Андерсен, Гуам, во время учений Cope North 21.
Фото ВВС США старшего летчика Дункана С. Бевана
Высокопоставленный офицер ВВС США хочет, чтобы служба разработала доступный и легкий истребитель, который заменит сотни F-16 времен холодной войны и дополнит небольшой парк современных… но дорогие и ненадежные — истребители-невидимки.
В результате получится сочетание дорогих F-22 и F-35 «пятого поколения» и недорогих самолетов «пятого поколения минус», пояснил начальник штаба ВВС генерал Чарльз Браун-младший.
Если этот план звучит знакомо, то это потому, что ВВС поколение назад начали разработку доступного, легкого истребителя, чтобы заменить сотни F-16 времен холодной войны и дополнить небольшой будущий парк сложных, но дорогостоящих и ненадежных — истребители-невидимки.
Но за 20 лет исследований и разработок этот легкий истребитель на замену стал тяжелее и дороже, поскольку ВВС и главный подрядчик Lockheed MartinLMT
наполнял его все новыми и новыми технологиями.
Да, мы говорим о F-35. 25-тонный боевой самолет-невидимка стал той самой проблемой, которую он должен был решить. И теперь Америке нужен новый истребитель , чтобы решить эту проблему F-35, заявили официальные лица.
ЕЩЕ ОТ FROMFORBES ADVISOR
При ориентировочной цене около 100 миллионов долларов за самолет, включая двигатель, F-35 стоит дорого. Несмотря на то, что он незаметен и наполнен высокотехнологичными датчиками, он также требует интенсивного обслуживания, содержит ошибки и ненадежен. «F-35 — это не дешевый и легкий истребитель, — сказал Дэн Уорд, бывший менеджер программы ВВС и автор популярных книг по бизнесу, в том числе Цикл простоты .
F-35 — это Ferrari, заявил Браун журналистам в прошлую среду. «Вы не ездите на своем Ferrari на работу каждый день, вы ездите на нем только по воскресеньям. Это наш «высококлассный» [истребитель], мы хотим быть уверены, что не используем все это для низкоуровневого боя».
«Я хочу уточнить, насколько часто мы используем эти самолеты», — сказал Браун.
Отсюда потребность в новом бюджетном истребителе, который восполнит слабину в повседневных операциях. Сегодня около 1000 самолетов F-16 ВВС удовлетворяют эту потребность. Но летная ветка не покупала новых F-16 у Lockheed с 2001 года. F-16 — старый .
В своем последнем интервью перед уходом со своего поста в январе Уилл Роупер, главный чиновник ВВС по закупкам, выдвинул идею новых заказов на F-16. Но Браун отверг эту идею, заявив, что ему больше не нужны классические самолеты.
17-тонный незаметный F-16 слишком сложно модернизировать с помощью новейшего программного обеспечения, объяснил Браун. По его словам, вместо того, чтобы заказывать новые F-16, ВВС должны инициировать «чистый проект» нового бюджетного истребителя.
Комментарии Брауна являются молчаливым признанием того, что F-35 потерпел неудачу. По замыслу в 1990-х годах программа должна была произвести тысячи истребителей, чтобы вытеснить почти все существующие тактические боевые самолеты, находящиеся на вооружении ВВС, ВМС и Корпуса морской пехоты.
Одни только ВВС хотели иметь около 1800 F-35 для замены устаревших F-16 и A-10 и составлять младшую часть списка истребителей низкого и высокого уровня, а 180 двухмоторных F-22 составляли верхнюю часть.
Но ВВС и Lockheed заложили провал в саму концепцию F-35. «Они пытались заставить F-35 делать слишком много», — сказал Дэн Грейзер, аналитик Проекта государственного надзора в Вашингтоне, округ Колумбия.0003
Существует версия с малым крылом для наземных операций, версия с большим крылом для оснащенных катапультами авианосцев ВМФ, а для малопалубных десантных кораблей, на которых ездят морские пехотинцы, модель с вертикальной посадкой и наклоном вниз. подрывной двигатель.
Добавленная стоимость сложности. Рост затрат привел к задержкам. Задержки дали разработчикам больше времени, чтобы еще больше усложнить дизайн. Эти дополнения увеличили стоимость. Эти расходы привели к большему количеству задержек. Так далее и тому подобное.
Спустя пятнадцать лет после первого полета F-35 в ВВС осталось всего 250 самолетов. Сейчас служба сигнализирует о возможных сокращениях программы. Недаром Браун начал характеризовать F-35 как элитный истребитель высшего класса в классе F-22. ВВС прекратили производство F-22, выпустив всего 195 экземпляров.
— F-35 приближается к перекрестку, — сказал Грейзер.
Руководители Пентагона намекнули, что в рамках смещения акцента вооруженных сил США на равноправные угрозы, то есть на Россию и Китай, военно-морской флот и военно-воздушные силы могут получить большую долю годового бюджета вооруженных сил США, составляющего примерно 700 миллиардов долларов. Все за счет армии.
«Если мы собираемся запустить новый истребитель, сейчас самое время, — сказал Грациер. ВВС могут прекратить производство F-35 всего после нескольких сотен экземпляров и перенаправить десятки миллиардов долларов на программу создания новых истребителей.
Но остается открытым вопрос, удастся ли когда-нибудь ВВС разработать легкий и дешевый истребитель. Новый бюджетный реактивный самолет может постичь та же участь, что и последний бюджетный реактивный самолет — F-35 — и постепенно увеличивать вес, сложность и стоимость, пока не станет, ну, ну, девяткой.