Тайны подземной Москвы (5 фото). Город под землей в москве


Подземный город под Москвой: mawgli

«Впервые про кремлёвский эвакуационный метротоннель, идущий далеко за пределы Москвы, я услышал в 81—82 годах от своего дяди — электронщика, работавшего тогда в одном из «ящиков», связанных с ЭВМ для армии. Информация отпечаталась в мозгу и стала одной из причин моей любви к шастанью по подземельям», - пишет эксперт по вопросам «закрытого» метро Юрий Зайцев (на сайте Московское Метро Артемия Лебедева он ведёт целый раздел, посвящённый этой теме).

    Метро-2 — неофициальное название засекреченной подземки. Как утверждает Зайцев, изначально секретное метро Москвы именовалось в правительственных документах Д-6. Протяженность ее, по приведенным им данным, составляет более 150 км, включая 60-километрову линию до Чехова, в аэропорты Внуково и Домодедово.

    Рыть секретное метро Москвы якобы начали еще до войны: сначала построили станцию «Советская», находившуюся между нынешними станциями метро «Театральная» и «Маяковская», но потом ее перепрофилировали в подземный пункт управления Московского штаба ГО.

    В предисловии к своему роману «Преисподняя» (в нём впервые были раскрыты многие тайны закрытых подземных объектов Москвы), писатель Владимир Гоник рассказывает об одном историческом факте, связанном со станцией метро «Маяковская», который, собственно, и заставил его вплотную заняться этой опасной темой.

    «6 ноября 1941 года, - пишет Гоник, - когда немецкие войска подошли к Москве, в нижнем вестибюле станции метро «Маяковская» состоялся торжественный праздничный митинг, на котором с речью выступил Сталин. Очевидцы сообщили мне, что до митинга Сталин находился в своем городском доме на Мясницкой, роскошном купеческом особняке (до революции он принадлежал, кажется, известному богачу, купцу первой гильдии Солдатенкову), где с началом войны располагалась Ставка Верховного Главнокомандования. Как выяснилось, Сталин в тот день никуда не выезжал: не было ни кортежа машин, ни сопровождения, и даже наружное наблюдение, выставляемое на улицах по маршруту следования, в тот день отсутствовало. Один из очевидцев рассказал мне, что Сталин прибыл на станцию по тоннелю метро. Между тем особняк Ставки находится в стороне от веток метро, и я сделал вывод, что Сталин воспользовался каким-то ходом или тоннелем, соединявшим особняк с тоннелем метрополитена. Знатоки из военных и гражданских специалистов подтвердили наличие ходов, а спустя время мне и самому удалось побывать в знаменитом особняке. Выяснилось, что его подвальный этаж соединен под землей с бункером соседнего штаба противовоздушной обороны (ПВО). Система ходов, соединяющих на большой глубине бункер с тоннелем метро и выходящих под платформу одной из станций, существует и поныне и даже находится под охраной. Правда, не так давно выход в тоннель заложили. Удостоверившись воочию, что полученные сведения соответствуют действительности, я расширил круг поисков, и постепенно из отдельных разрозненных фактов сложилась общая картина: под землей Москва причудлива и обширна не меньше, чем наверху».

    Кстати, считается, что именно автор «Преисподней» в начале 90-х годов придумал и сам термин «Метро-2».

   Есть, правда, люди, для которых тайн ниже уровня асфальта, практически не существует – это диггеры. И вот один из них, руководитель отряда «Диггер-Спас» Вадим Михайлов как-то говорил, что не раз выходил с коллегами на отрезок «сталинской» линии, проходящей под Арбатом, где якобы до сих пор стоит бронированный поезд «вождя народов».

    Тот же Михайлов рассказывал в одном из интервью, что тоннели, пробитые в сталинские времена, во многих местах уже пришли в негодность и требуют ремонта или замены: «Износ этих сооружений составляет 40-50%. Сейчас они выводятся из состава действующих объектов, а им на смену запускают новые отрезки, иначе система не сможет выполнить свою основную задачу».

    Более поздними ветками, которые находятся в лучшем состоянии, по его словам, «иногда, но редко пользуется президент РФ, чтобы миновать забитый пробками город».

    Между тем, тот же Владимир Гоник призывает осторожнее относиться к откровениям диггеров:

    - Само диггерское движение возникло, что называется, на запятках моего романа. В свое время люди, которые прочитали его 20 лет назад, стали буквально с книгой в руках ходить по Москве, выискивать всякие отверстия, ну, и сравнивать, насколько это соответствует тексту романа.

    «СП»: - Простой вопрос: «Метро-2» (говорят, что как раз с вашей легкой руки появился этот термин) – это миф или реальность?

    - Да, название придумал я. И «Метро-2» - реальность.

    «СП»: - На чем вы основываетесь, утверждая это?

    - Я просто там был. Но все, что я хотел рассказать об это, я уже рассказал, в романе. Поймите, я литератор и кинематографист, а не инженер, не специалист. Если вас интересуют какие-то технические подробности, то надо обращаться к людям, которые этим занимаются. Я писал не документальное произведение, я писал роман, произведение художественное, которое строится как на вымысле, так и на реальности. Но мой принцип – создание эффекта присутствия, т.е. все должно быть абсолютно точно. Эту тему, к слову, я изучал 25 лет, прежде чем приступить к написанию романа.

    «СП»: - Но тема-то – опасная. Не опасались, что могут быть последствия?

    - А как вы думаете? Если собирать материал я начал еще в 73-м году. На встречах с читателями меня, кстати, постоянно «потрошили» этим вопросом. Я сначала рассказывал, с чего все началось. Потом издатель, заметив интерес публики к этим рассказам, предложил написать предисловие, где я все подробно и объяснил на 70 страницах. Но еще до этого сам роман, могу сказать, имел для меня серьезные последствия.

    «СП»: - Поясните, пожалуйста.

    - В частности, когда был штурм Белого дома меня привлекали в качестве эксперта военные. Их интересовало, во-первых, как туда можно проникнуть, а другой стороны, как могут уходить те, кто там находился. Я потом об этом писал. Не буду повторяться.

    «СП»: - Что собой сейчас представляет «Метро-2»? В каком оно состоянии?

    - Думаю, что все в том же состоянии, что и 20 лет назад. Ничего не изменилось.

    «СП»: - Вы не знаете, новые спецлинии строят?

- Нет. Думаю, не строят, слишком всё это затратно. Это даже безумно дорого. Делалось-то всё на случай ядерной войны…

    «СП»: - Владимир Семенович, на ваш взгляд, можно использовать закрытые ветки в мирных целях?

    - Знаете, несколько лет назад я дал развернутое интервью «Известиям» и там как раз высказал свои суждения по этому поводу. Не вижу необходимости повторяться. Скажу лишь, что это интервью комментировали потом люди, которые имели к проекту «Метро-2» непосредственное отношение, - члены правительства. И они указывали на то, что все описанное в моем романе – правда.

    «СП»: - А откуда взялась идея – заглянуть в московские подземелья?

    - По своей первой профессии я военный врач и имел некоторое отношение в данной теме, когда работал в особом подразделении Министерства обороны.

    Тогда подопечными Гоника, как вспоминает он, были «офицеры из разных родов войск - летчики, подводники, личный состав ГРУ (Главное разведывательное управление) и прочие, кто в процессе напряженной и сложной работы нуждался в помощи врача. В мои служебные обязанности входило разобраться в состоянии пациентов, снять последствия различных нагрузок, провести профилактику новых стрессов и разнообразных воздействий, связанных с риском, опасностью и необычайно сложной работой. Изредка ко мне поступали офицеры, чья служба проходила преимущественно под землей. Я узнавал их с порога: бледные пастозные лица, еле заметная скованность в движениях, чуть угасший взгляд, некоторая замкнутость и оцепенелость... Кое-кто из них отличался разной степенью агорафобии (боязнь открытого пространства) и нуждался в коррекции, а иные страдали клаустрофобией (боязнь замкнутого пространства), и их приходилось переводить на поверхность или вообще увольнять из армии. Поначалу информация накапливалась сама собой, произвольно, лишь значительно позже я повел направленный поиск и отбор». Решающую роль сыграла как раз упомянутая выше история со Сталиным.

Косвенные подтверждения существования системы Д-6

В 1991 году минобороны США опубликовало отчет под названием Military forces in transition (Военные силы в переходный период), несколько страниц которого посвящено секретному правительственному метро в Москве. Цитату из этого доклада приводит Википедия:

    «Советское правительство построило командные посты глубоко под землей, как в Москве, так и за её пределами. Эти объекты связаны сетью специальных глубоких линий метро, которые предоставляют быстрый и безопасный способ эвакуации для лидеров страны. ... Существуют глубокие командные посты на территории Москвы. Один из них находится под Кремлём. Советская пресса подтвердила существование огромного подземного правительственного бункера рядом с Московским Государственным Университетом. Эти объекты предназначены для национального командования во время войны. Они находятся на глубине предположительно 200-300 метров и рассчитаны, по оценкам, на 10000 человек. Специальная линия метро проходит между некоторыми точками Москвы и, возможно, VIP-терминалом во Внуковском аэропорту».

    В 2004 году руководитель протокола президента СССР Михаила Горбачева и первого президента России Бориса Ельцина Владимир Шевченко первым из бывших высших государственных чиновников фактически подтвердил наличие в Москве секретного метро:

    «Сведения о числе подземных коммуникаций сильно преувеличены. При Сталине, который очень боялся покушений на свою жизнь, в самом деле работала одноколейная ветка подземного метро от Кремля до так называемой ближней дачи в Волынском. Сегодня ни дачей, ни веткой метро не пользуются. Кроме того, существовали подземные транспортные коммуникации между Генеральным штабом и несколькими другими правительственными объектами»

    В 2008 году Шевченко вновь коснулся этой темы:

    «В настоящее время кремлевское метро никак нельзя назвать транспортной артерией, и, насколько мне известно, для ее дальнейшей эксплуатации требуется капитальный ремонт: ведь помимо прочего там проходит множество подземных коммуникаций, которые со временем ветшают».

    Вице-премьер и министр в правительстве Бориса Ельцина в начале 1990-х годов Михаил Полторанин рассказывает о «Метро-2»:

    «…это и разветвлённая сеть тоннелей, и запасной командный пункт на случай войны, откуда можно командовать ядерными силами страны. Там может укрыться большое количество человек - это было необходимо для его обслуживания. Знаю, что в «Метро-2» есть ветки, которые уходят в Подмосковье, чтобы командование могло переместиться подальше от эпицентра ядерного удара».

    Бывший префект ЦАО Александр Музыкантский во время одного из интервью обронил такую фразу:

    «...это транспортные подземные коммуникации, связывающие Кремль с командными пунктами, которые предназначены для обеспечения устойчивой работы высшего военного и политического руководства страны в период вооружнного, в том числе ядерного конфликта. Это гигантская система. Она строилась 40 лет. В неё вбухано огромное количество денег. До 91 года само существование, само наличие этой системы было высшей государственной тайной...»

mawgli.livejournal.com

Подземный город под Москвой на случай ядерной войны : Однажды это случится

    Сегодня иностранные туристы по-прежнему открывают рты, рассматривая искусную отделку потолка и стен центральных станций московского метрополитена, однако былое величие подземки эпохи развитого социализма заметно поблекло. Приходится признать: столичное метро уже не самое большое, не самое быстрое, не самое чистое и не самое безопасное. Хотя одна отличительная особенность у этого «подземного царства» все же есть и сейчас – оно остается, пожалуй, самым загадочным в мире.    Сведения о том, что под российской столицей располагается целая сеть засекреченных бункеров и соединяющих их метротоннелей, до сих пор относятся к разряду государственных тайн. Никакой официальной информации об этой сети секретного метро Москвы, месторасположении её линий и станций нет. Как нет и каких-либо достоверных фото- и видеодоказательств её существования. Но в открытых источниках можно найти такие любопытные детали и подробности, что абсолютно невозможное кажется вполне вероятным.

    То, что так называемое "секретное метро Москвы", или «Метро-2» (о происхождении этого названия поговорим ниже) – не миф, а реальность, доказывает и случайно услышанный недавно рассказ одного знакомого военного. По его словам, во внутреннем дворе всем известного здания Минобороны, что на Арбате, от глаз посторонних скрыт вход на одноименную станцию, где круглосуточно «под парами» стоят две электрички, готовые в случае ядерной атаки умчать руководство военного ведомства и Генерального штаба в безопасное место за пределами Москвы.

    Но это, по утверждению исследователей столичных недр, лишь малая часть гигантской подземной транспортной системы, соединяющей Московский Кремль и другие государственные учреждения с правительственными и военными бункерами, многие из которых находятся в дальнем Подмосковье. Создавалась эта система в первую очередь для эвакуации высшего военного и гражданского руководства страны в случае ядерной войны.

    «Впервые про кремлёвский эвакуационный метротоннель, идущий далеко за пределы Москвы, я услышал в 81—82 годах от своего дяди — электронщика, работавшего тогда в одном из «ящиков», связанных с ЭВМ для армии. Информация отпечаталась в мозгу и стала одной из причин моей любви к шастанью по подземельям», - пишет эксперт по вопросам «закрытого» метро Юрий Зайцев (на сайте Московское Метро Артемия Лебедева он ведёт целый раздел, посвящённый этой теме).

    Метро-2 — неофициальное название засекреченной подземки. Как утверждает Зайцев, изначально секретное метро Москвы именовалось в правительственных документах Д-6. Протяженность ее, по приведенным им данным, составляет более 150 км, включая 60-километрову линию до Чехова, в аэропорты Внуково и Домодедово.

    Рыть секретное метро Москвы якобы начали еще до войны: сначала построили станцию «Советская», находившуюся между нынешними станциями метро «Театральная» и «Маяковская», но потом ее перепрофилировали в подземный пункт управления Московского штаба ГО.

    В предисловии к своему роману «Преисподняя» (в нём впервые были раскрыты многие тайны закрытых подземных объектов Москвы), писатель Владимир Гоник рассказывает об одном историческом факте, связанном со станцией метро «Маяковская», который, собственно, и заставил его вплотную заняться этой опасной темой.

    «6 ноября 1941 года, - пишет Гоник, - когда немецкие войска подошли к Москве, в нижнем вестибюле станции метро «Маяковская» состоялся торжественный праздничный митинг, на котором с речью выступил Сталин. Очевидцы сообщили мне, что до митинга Сталин находился в своем городском доме на Мясницкой, роскошном купеческом особняке (до революции он принадлежал, кажется, известному богачу, купцу первой гильдии Солдатенкову), где с началом войны располагалась Ставка Верховного Главнокомандования. Как выяснилось, Сталин в тот день никуда не выезжал: не было ни кортежа машин, ни сопровождения, и даже наружное наблюдение, выставляемое на улицах по маршруту следования, в тот день отсутствовало. Один из очевидцев рассказал мне, что Сталин прибыл на станцию по тоннелю метро. Между тем особняк Ставки находится в стороне от веток метро, и я сделал вывод, что Сталин воспользовался каким-то ходом или тоннелем, соединявшим особняк с тоннелем метрополитена. Знатоки из военных и гражданских специалистов подтвердили наличие ходов, а спустя время мне и самому удалось побывать в знаменитом особняке. Выяснилось, что его подвальный этаж соединен под землей с бункером соседнего штаба противовоздушной обороны (ПВО). Система ходов, соединяющих на большой глубине бункер с тоннелем метро и выходящих под платформу одной из станций, существует и поныне и даже находится под охраной. Правда, не так давно выход в тоннель заложили. Удостоверившись воочию, что полученные сведения соответствуют действительности, я расширил круг поисков, и постепенно из отдельных разрозненных фактов сложилась общая картина: под землей Москва причудлива и обширна не меньше, чем наверху».

    Кстати, считается, что именно автор «Преисподней» в начале 90-х годов придумал и сам термин «Метро-2».

    Первая линия этой секретной подземки, как, в свою очередь, утверждает Юрий Зайцев, появилась в 47-и году, когда в мире заговорили об угрозе новой мировой войны - атомной. Индивидуальную узкоколейку проложили для Иосифа Сталина от Кремля до его ближайшей дачи в Матвеевском. К началу 50-х паутина Д-6 значительно расширилась, но довести до конца строительство первой системы при жизни вождя не успели.

    Завершили его в начале 60-х, уже при Хрущёве: пути спецметро к этому времени пролегали между Генштабом, Минобороны, высоткой МИДа, бункером Минсвязи, аэропортом «Внуково-2» и подземным городом в Раменках.

    Стоит, наверное, сказать, что наличие под землёй такого города долгое время также оставалось тайной. Но в начале 90-х, эта тема стала активно обсуждать в СМИ. Сегодня из различных источников можно узнать следующее. Город построен на месте бывшей деревни Раменки (район нынешнего проспекта Вернадского) и оснащен всем необходимым на случай войны: он имеет собственную систему электропитания, подачи воздуха, канализацию и даже запасы продовольствия. Расположен объект на глубине в 100-200 метров и способен вместить до 15 тысяч человек. Есть сведения, что по «правительственной» ветке Метро-2 в подземный город могли эвакуировать даже читателей Ленинской библиотеки. Он также якобы соединён с комплексом МГУ тоннелем, через который лучшие умы страны должны были перебираться в убежище в случае ядерной атаки.

    Во времена правления Брежнева появился перегон от Раменок до станции Востряково – к Академии генштаба и линия из центра к ВДНХ. Но самый главный и уникальный по протяженности 60-километровый (неофициальный мировой рекорд по метролиниям) тоннель был сдан при Горбачеве в 1987 году. По нему якобы можно добраться от Кремля до подземного комплекса в Алачково (Чехов-2) – к западному центральному пункту управления войсками Минобороны. И, говорят, что на сегодняшний день это единственная действующая ветка. Впрочем, проверить это не представляется никакой возможности, как нет способа удостовериться и в том, что «кремлевская» ветка вообще когда-либо эксплуатировалась.

    Есть, правда, люди, для которых тайн ниже уровня асфальта, практически не существует – это диггеры. И вот один из них, руководитель отряда «Диггер-Спас» Вадим Михайлов как-то говорил, что не раз выходил с коллегами на отрезок «сталинской» линии, проходящей под Арбатом, где якобы до сих пор стоит бронированный поезд «вождя народов».

    Тот же Михайлов рассказывал в одном из интервью, что тоннели, пробитые в сталинские времена, во многих местах уже пришли в негодность и требуют ремонта или замены: «Износ этих сооружений составляет 40-50%. Сейчас они выводятся из состава действующих объектов, а им на смену запускают новые отрезки, иначе система не сможет выполнить свою основную задачу».

    Более поздними ветками, которые находятся в лучшем состоянии, по его словам, «иногда, но редко пользуется президент РФ, чтобы миновать забитый пробками город».

    Между тем, тот же Владимир Гоник призывает осторожнее относиться к откровениям диггеров:

    - Само диггерское движение возникло, что называется, на запятках моего романа. В свое время люди, которые прочитали его 20 лет назад, стали буквально с книгой в руках ходить по Москве, выискивать всякие отверстия, ну, и сравнивать, насколько это соответствует тексту романа.

    «СП»: - Простой вопрос: «Метро-2» (говорят, что как раз с вашей легкой руки появился этот термин) – это миф или реальность?

    - Да, название придумал я. И «Метро-2» - реальность.

    «СП»: - На чем вы основываетесь, утверждая это?

    - Я просто там был. Но все, что я хотел рассказать об это, я уже рассказал, в романе. Поймите, я литератор и кинематографист, а не инженер, не специалист. Если вас интересуют какие-то технические подробности, то надо обращаться к людям, которые этим занимаются. Я писал не документальное произведение, я писал роман, произведение художественное, которое строится как на вымысле, так и на реальности. Но мой принцип – создание эффекта присутствия, т.е. все должно быть абсолютно точно. Эту тему, к слову, я изучал 25 лет, прежде чем приступить к написанию романа.

    «СП»: - Но тема-то – опасная. Не опасались, что могут быть последствия?

    - А как вы думаете? Если собирать материал я начал еще в 73-м году. На встречах с читателями меня, кстати, постоянно «потрошили» этим вопросом. Я сначала рассказывал, с чего все началось. Потом издатель, заметив интерес публики к этим рассказам, предложил написать предисловие, где я все подробно и объяснил на 70 страницах. Но еще до этого сам роман, могу сказать, имел для меня серьезные последствия.

    «СП»: - Поясните, пожалуйста.

    - В частности, когда был штурм Белого дома меня привлекали в качестве эксперта военные. Их интересовало, во-первых, как туда можно проникнуть, а другой стороны, как могут уходить те, кто там находился. Я потом об этом писал. Не буду повторяться.

    «СП»: - Что собой сейчас представляет «Метро-2»? В каком оно состоянии?

    - Думаю, что все в том же состоянии, что и 20 лет назад. Ничего не изменилось.

    «СП»: - Вы не знаете, новые спецлинии строят?

- Нет. Думаю, не строят, слишком всё это затратно. Это даже безумно дорого. Делалось-то всё на случай ядерной войны…

    «СП»: - Владимир Семенович, на ваш взгляд, можно использовать закрытые ветки в мирных целях?

    - Знаете, несколько лет назад я дал развернутое интервью «Известиям» и там как раз высказал свои суждения по этому поводу. Не вижу необходимости повторяться. Скажу лишь, что это интервью комментировали потом люди, которые имели к проекту «Метро-2» непосредственное отношение, - члены правительства. И они указывали на то, что все описанное в моем романе – правда.

    «СП»: - А откуда взялась идея – заглянуть в московские подземелья?

    - По своей первой профессии я военный врач и имел некоторое отношение в данной теме, когда работал в особом подразделении Министерства обороны.

    Тогда подопечными Гоника, как вспоминает он, были «офицеры из разных родов войск - летчики, подводники, личный состав ГРУ (Главное разведывательное управление) и прочие, кто в процессе напряженной и сложной работы нуждался в помощи врача. В мои служебные обязанности входило разобраться в состоянии пациентов, снять последствия различных нагрузок, провести профилактику новых стрессов и разнообразных воздействий, связанных с риском, опасностью и необычайно сложной работой. Изредка ко мне поступали офицеры, чья служба проходила преимущественно под землей. Я узнавал их с порога: бледные пастозные лица, еле заметная скованность в движениях, чуть угасший взгляд, некоторая замкнутость и оцепенелость... Кое-кто из них отличался разной степенью агорафобии (боязнь открытого пространства) и нуждался в коррекции, а иные страдали клаустрофобией (боязнь замкнутого пространства), и их приходилось переводить на поверхность или вообще увольнять из армии. Поначалу информация накапливалась сама собой, произвольно, лишь значительно позже я повел направленный поиск и отбор». Решающую роль сыграла как раз упомянутая выше история со Сталиным.

    Сегодня «Метро-2» может вполне получить новую жизнь, считает наш собеседник. В условиях, когда перегруженность столичной подземки стала пиковой, снять напряженность помогли бы секретные линии, которые, по мнению Гоника, для этого не просто «можно», а «даже нужно» использовать.

    «Внешне эти тоннели совершенно одинаковые. Тот же диаметр, та же инфраструктура, - говорит он. - Разве что рельсы на линиях «Метро-2» не выступают, а утоплены в пол, дабы по тоннелю мог передвигаться автотранспорт. Да чего скрывать, в Москве уже открыли некоторые секретные ветки. К примеру, подземную часть Филёвской ветки. Изначально она должна была вести на ближнюю дачу Сталина. Ее частично построили, но потом по какой-то причине стройка остановилась. К тому же на благо города можно использовать не только тоннели. Существуют станции, которые так и не были открыты. Между «Маяковской» и «Театральной», еще до появления «Тверской», началось строительство «Советской», которая располагается напротив столичной мэрии. Станция эта есть. Но она, сами понимаете, не действует. Ее перестроили. Ныне там находится закрытый объект - пункт гражданской обороны».

Косвенные подтверждения существования системы Д-6

    В 1991 году минобороны США опубликовало отчет под названием Military forces in transition (Военные силы в переходный период), несколько страниц которого посвящено секретному правительственному метро в Москве. Цитату из этого доклада приводит Википедия:

    «Советское правительство построило командные посты глубоко под землей, как в Москве, так и за её пределами. Эти объекты связаны сетью специальных глубоких линий метро, которые предоставляют быстрый и безопасный способ эвакуации для лидеров страны. ... Существуют глубокие командные посты на территории Москвы. Один из них находится под Кремлём. Советская пресса подтвердила существование огромного подземного правительственного бункера рядом с Московским Государственным Университетом. Эти объекты предназначены для национального командования во время войны. Они находятся на глубине предположительно 200-300 метров и рассчитаны, по оценкам, на 10000 человек. Специальная линия метро проходит между некоторыми точками Москвы и, возможно, VIP-терминалом во Внуковском аэропорту».

    В 2004 году руководитель протокола президента СССР Михаила Горбачева и первого президента России Бориса Ельцина Владимир Шевченко первым из бывших высших государственных чиновников фактически подтвердил наличие в Москве секретного метро:

    «Сведения о числе подземных коммуникаций сильно преувеличены. При Сталине, который очень боялся покушений на свою жизнь, в самом деле работала одноколейная ветка подземного метро от Кремля до так называемой ближней дачи в Волынском. Сегодня ни дачей, ни веткой метро не пользуются. Кроме того, существовали подземные транспортные коммуникации между Генеральным штабом и несколькими другими правительственными объектами»

    В 2008 году Шевченко вновь коснулся этой темы:

    «В настоящее время кремлевское метро никак нельзя назвать транспортной артерией, и, насколько мне известно, для ее дальнейшей эксплуатации требуется капитальный ремонт: ведь помимо прочего там проходит множество подземных коммуникаций, которые со временем ветшают».

    Вице-премьер и министр в правительстве Бориса Ельцина в начале 1990-х годов Михаил Полторанин рассказывает о «Метро-2»:

    «…это и разветвлённая сеть тоннелей, и запасной командный пункт на случай войны, откуда можно командовать ядерными силами страны. Там может укрыться большое количество человек - это было необходимо для его обслуживания. Знаю, что в «Метро-2» есть ветки, которые уходят в Подмосковье, чтобы командование могло переместиться подальше от эпицентра ядерного удара».

    Бывший префект ЦАО Александр Музыкантский во время одного из интервью обронил такую фразу:

    «...это транспортные подземные коммуникации, связывающие Кремль с командными пунктами, которые предназначены для обеспечения устойчивой работы высшего военного и политического руководства страны в период вооружнного, в том числе ядерного конфликта. Это гигантская система. Она строилась 40 лет. В неё вбухано огромное количество денег. До 91 года само существование, само наличие этой системы было высшей государственной тайной...»

Автор: Светлана Гомзикова

Кое-что по теме:    • Атомные подземелья вождей    • Подземный город в горах Швейцарии    • ЗКП Таганский    • Тайна Ямантау    • В ожидании конца света

www.odnagdy.com

Подземелья Москвы - Экстремальные экскурсии

Данная статья является ИНФОРМАЦИОННОЙ. Все экскурсии представлены по данной ссылке.

Мало кто знает, что Москва это не только наземный город, но и подземный. Такое обилие подземных сооружений просто шокирует. Если Вы когда-нибудь гуляли по центру Москвы, то однозначно наступали на подземные сооружения.  Подземелья Москвы это и подземные коллекторы и бомбоубежища и бункеры, различные подземные ходы, склады, библиотеки, и, конечно же, метро. Целый город находится под Москвой.

Подземелья Москвы строились в основном при Сталине. Сейчас многие объекты находятся в запустении, они никому не принадлежат, и за них никто не отвечает. Большое количество объектов гниет под землей, затапливается, сгорает и просто разрушается.

Огромное количество темных, сырых бомбоубежищ с разбросанными повсюду противогазами, спецодеждой, аптечками и прочим барахлом. Бомбоубежища чаще всего состоят из нескольких комнат, там есть туалет, комната с фильтрующей установкой и аварийные выходы. В комнатах часто располагаются двухъярусные деревянные кровати. Большое количество деревянных ящиков с фильтрами и противогазами. Реже встречаются гнилые консервные банки, сапоги, дозиметры, спас пакеты, радио, химзащита, защитные костюмы, документы.

В центре особенно много старинных библиотек. Например, есть одна библиотека, в которую можно попасть прямо из подвала дома, там давно никого не было, все книги были в паутине. Книги были старые и на немецком языке. Существует еще масса подземных ходов, например, ход между Новоспасским монастырем и тюрьмой, по нему заключенных водили в баню, мыться. Но такие ходы сейчас достаточно опасны, так как они обрушаются.

Так же полно больших бункеров, в некоторые из них теперь можно сходить на официальную экскурсию.

Но самым крупным подземным сооружением под Москвой является подземный город Раменки. Он состоит из нескольких этажей вниз и находится под целым жилым районом. Но сейчас рассказывать много об этом сооружении запрещено, так как сейчас оно функционирует и является секретным. Попасть туда практически невозможно, если только не официально.

Подземная Москва хранит в себе много тайн и секретов, но будьте очень осторожны в их раскрытии…

pzzzd.ru

Правда ли, что в Москве под землей находится целый город (помимо метро)?

Ответ

Еще при Иване Грозном была создана целая паутина подземные ходов которые распространялись от Кремля вплоть до нынешней Мясницкой улицы. Объяснялось это его маниакальной подозрительностью ко всем и всему окружающему. Кстати, там в подземелье спрятана знаменитая библиотека царя. Освоение подземной составляющей столицы активизировалось в XX веке. Пленум ЦК ВКП(б) (1931 г) вынес постановление о начале строительства московского метро. Уже к 1935 г. было создано более 60 км подземных «дорог». Специальный указ 1947 г. запрещает неофициальное посещение подземных объектов как созданных руками человека, так и природного происхождения: очевидной стала возможность применения подземного «мира» для создания скрытых бункеров, секретных объектов. О «метро-II» напоминает средняя ветка на станции метро «Измайловский парк» или, например, закрытый щитами, ведущий «в никуда» переход на ст. «Третьяковская». Вообще действительно существуют «закрытые правительственные» ветки метро составляющие целую систему (правда, она не единая, а лишь набор разрозненных веток), но вся информация по данной теме остается закрытой. На кунцевской даче Сталина прямо под домом был построен бункер на глубине 15 м, со специальной малозаметной лестницей, для спуска, рядом с домом и спецлифтом для Сталина. От приемной Минобороны, через кремль, идет подземная автомобильная дорога. Военные специалисты выражают мнение, что бункер и до сих пор способен выдержать прямое поражение авиабомбой большой мощности. В преддверии Великой Отечественной войны был создан подземный ход для перемещения саркофага с телом Ленина. Куда он ведет, его протяженность - такой информации в открытых источниках нет. В 1960 - 1970-е годы под микрорайоном Раменки был создан огромный подземный город способный вместить порядка 15 тысяч человек, который благополучно существует и по сей день. Со своей автономной систему электропитания, подачей воздуха, канализацией, запасами продовольствия. Вход в этот город замаскирован под маленький непримечательный одноэтажный домик, с расположенным внутри лифтом. Будущее городов немыслимо без освоения подземного пространства под ними. Ведь если убрать туда хотя бы транспорт - улучшится состояние окружающей среды, значительные площади можно будет отвести под жилье, парки, места отдыха и досуга. В то же время специалисты отмечают, что развитие подземного строительства сдерживается повышенным риском при сооружении подобных объектов и дороговизной. Тем не менее, в соответствии с амбициозными планами московского Правительства Москва в ближайшем будущем станет одним из мировых лидеров в освоении подземного пространства.

ОСОБЕННОСТИ РАБОТ ПОД ЗЕМЛЕЙ

Слова «подземелье», «подземный» сразу навевают представление о чем-то темном, скользком и даже опасном...Условия, в которых строителям приходится работать под землей, кардинально отличаются от условий «обычного», наземного строительства.Начать с того, что если здание, сооружение возводится на земле - перед строителями лежит детальная карта местности, где все вымерено, заранее просчитано; можно представить и общий план строительства, и особенности работы на любом отдельном участке. При подземных работах такой карты нет. Сама необходимость предварительных геолого-изыскательских работ стала очевидной сравнительно недавно. Сложность в том, что подземный рельеф меняется гораздо динамичнее, чем наземный. Появление карстовой воронки там, где лет двадцать назад ее не было, - вещь вполне вероятная.Специалисты отмечают, что из-за протечек водопроводов и нарушения естественного пути стока вод значительная часть территории Москвы находится в состоянии «подтопления». Из-за летнего полива улиц и таяния снега вокруг тепломагистралей зимой питание грунтовых вод в городе в два-три раза интенсивнее, чем за его пределами. Это может вызвать подтопление различных районов города, повлечь за собой аварии.Как оценивают специалисты, суммарная площадь участков, потенциально опасных для строительства, может достигать 15 кв. км. Правда, среди спецов нет единодушия.Москва, конечно, сложный с геологической точки зрения город. Но сегодня проектирование зданий находится на высоком уровне, появились сверхпрочные материалы. Так что строить можно почти на любых грунтах. Однако это не значит, что на геологию не стоит обращать внимания. Даже малозаметные внешне подземные процессы, которые могут привести к неприятным последствиям.Аналогичная точка зрения высказана и на официальном сайте департамента градостроительства. На вопрос: «Правда ли, что под Москвой есть какие-то пустоты и некоторые районы города могут провалиться под землю?» - представитель пресс-центра департамента отвечает: «Неправда. Ни районы города, ни отдельные здания под землю не провалятся. Тем не менее городские власти решили провести инвентаризацию уже имеющейся системы контроля за подземными явлениями и создать дополнительные пункты наблюдения. Уже в ближайшее время запланировано обследовать 1300 зданий и 62 участка почвы. В дальнейшем предусмотрено составление специальной карты карстовых и оползневых явлений».Но даже и на разведанных участках подземное строительство постоянно ставит новые задачи, решать которые приходится зачастую впервые.

www.moscow-faq.ru

Тайны подземной Москвы (5 фото)

Тайны подземной Москвы (5 фото)

Никому из москвичей никогда не приходилось видеть, каким путем руководители страны попадали на трибуны Мавзолея во время парадов и демонстраций. И это неудивительно. Ведь путь туда лежит по комфортабельному тоннелю, соединяющему Кремль с усыпальницей Ленина и многими другими городскими объектами. По сути, подземная Москва похожа на «дырявый» голландский сыр — вся изрезана потайными ходами…

Историческая справка: Осваивать Москву подземную начала еще бабка Ивана Грозного,, знаменитая византийская принцесса Софья Палеолог. Выйдя замуж за российского царя, она привезла с собой в приданое двуглавого орла — герб Византии, который с тех самых пор стал государственным гербом России, и свою личную библиотеку. А чтобы сохранить бесценные свитки, выписала из Европы Аристотеля Фиораванти, крупнейшего специалиста по подземным сооружениям, и велела ему построить под Москвой трехъярусный белокаменный «сейф».

Иван Грозный, под стать бабке, стал большим поклонником подземной романтики. При нем работала уже целая армия землекопов. От Кремля потянулась паутина ходов в сторону будущего Земляного вала, в отдаленную лесную чащу — ныне Красные ворота, к будущей Мясницкой улице…

Позже от этой галереи была проложена целая сеть ответвлений под башню Меншикова, под «масонские дома», под целую россыпь строений в треугольнике Хохловка — Солянка — Воронцове поле, под бывший дом князя Пожарского, под бывший дом Тайной канцелярии…

Один из выходов подземного лабиринта времен Ивана Грозного существует и сегодня и находится в подвале дома на углу улицы Герцена и площади Восстания.

Первое наше столкновение с проблемой существования подземного московского царства произошло совершенно случайно.

В озере одного из столичных парков внезапно погибла вся рыба. В дирекции парка возмущенно сообщили: «Опять хулиганит подземный завод, расположенный под парком. От его аварийных выбросов не то что рыба, скоро вообще пол-Москвы загнется…»

Тайны подземной Москвы (5 фото)

Второй подобный объект всплыл тоже неожиданно. На вопрос, почему при острой нехватке места под жилье огромный пустырь застраивался металлическими гаражами, архитекторы пояснили: «Там нельзя строить ничего массивного — провалится в подземный цех…»

И тогда возникла естественная задача: узнать, что же скрывается под столичными мостовыми, кроме знаменитого на весь мир Московского метро? В поисках информации мы познакомились со сталкерами — группой молодых кладоискателей, которые на свой страх и риск прочесывают московские подземелья в надежде найти старинные монеты, иконы, книги…

Именно от них мы и узнали много интересных фактов о тайном чреве Москвы.

Эти совсем еще молодые ребята считают себя последователями малоизвестного в России ученого историка и археолога Стеллецкого и используют в своих поисках его разработки. Более сорока лет своей жизни отдал Игнатий Яковлевич Стеллецкий поиску «библиотеки Софьи Палеолог», или, как ее чаще называют, «библиотеки Ивана Грозного». 

Еще в начале века он обследовал многие подземные ходы Кремля. А после революции обратился в ГПУ за разрешением на поиск новых подземелий. Такое разрешение ему было предоставлено, но при условии, что он нигде и никогда не огласит результаты своих исследований без особого на то разрешения. Стеллецкий согласился на этот кабальный договор.

Он работал вместе со строителями метрополитена, изучая все подземные коридоры, попадавшиеся на пути прокладки трасс метро. И все его записи и дневники неизменно ложились в сейф службы госбезопасности… Ведь при советской власти подземное царство Ивана Грозного было взято под опеку Бункерным управлением КГБ.

По крупицам собирали сталкеры сведения, касающиеся старинных потайных ходов. Попутно узнавали и о так называемых «новостройках».  Сотрудники Большого театра рассказали им о широком тоннеле, ведущем к Кремлю.

Как известно, Сталин любил проводить в Большом театре партконференции. Во время этих мероприятий весь реквизит (стенды, лозунги и прочее) доставлялся в театр на грузовике по подземному ходу. Прикинув, где примерно должен пролегать этот путь, сталкеры и попытались проникнуть в него из коммуникационных тоннелей. Но не сумели, так как их остановили наглухо задраенные металлические двери.

Зато в подземный гараж здания бывшего СЭВа они проникли с легкостью. Помогла «маленькая хитрость»: отжимаешь контактный ролик сигнализации, фиксируешь его чем-нибудь — и проходи через любую дверь. В принципе тот, кто не боится сойти в «мир подземелья», может попасть по канализационным, кабельным и прочим ходам в подвал практически любого здания Москвы.

Но надо сказать, что это весьма небезопасно. Сталкеры рассказывают:

«Заселено чрево Москвы достаточно густо. Во-первых, его облюбовали бомжи. Во-вторых, там любят устраивать склады для нелегальной продукции мафиозные группировки. И, не дай бог, попасться им на глаза! В-третьих, в тоннелях обитают одичавшие собаки, которые охотятся на крыс, друг на друга и вообще на все живое, что встречается на их пути. Ну и в-четвертых, если ненароком попасть в «закрытую зону» подземелья, то есть риск нарваться на пулю охранника. Ведь там, под землей, чего-чего, а «секретных объектов» хватает».

…Неприметный люк на дне фонтана, прямо за спиной памятника в самом центре столицы, скрывает одну из главнейших тайн страны. Удивительно, но этот вход никем не охраняется. Наверное, потому, что далеко не каждый, смельчак рискнет спуститься в кромешную темноту тридцатиэтажной бездны по осклизлым и ржавым скобам узенькой металлической лестницы.

И все же такие люди нашлись. Они и рассказали, что там скрывается вход в загадочную систему «Метро-2», линии которого не обозначены ни на одной схеме. Откуда и куда идут составы с притушенными огнями — можно только догадываться.

Тайны подземной Москвы (5 фото)

Владимир Гоник, шесть лет проработавший врачом в системе Министерства обороны, утверждает, что эти ветки обслуживают грандиозный по величине правительственный бункер, сооруженный на случай ядерной войны.

Как он узнал об этом? Дело в том, что его пациентами были люди, выполнявшие особые задания, подвергавшиеся повышенным физическим и психическим нагрузкам, — летчики, подводники, нелегалы, работавшие за границей…

Время от времени к нему попадали люди с удивительно бледной кожей, словно бы годами не видевшие солнца. По крохам собиралась им из их отдельных фраз и коротких ответов информация, которая в конечном итоге сложилась в достаточно целостную картину.

Если верить словам Тоника, то на юге столицы глубоко под землей сокрыто циклопическое сооружение, способное на долгие годы дать прибежище десяти тысячам человек. Специальная охрана и обслуживающий персонал в идеальном порядке содержат там подземные «улицы», «дома», кинотеатры, спортзалы с бассейнами…

В одной из московских газет писали, что Борис Ельцин был просто потрясен, посетив некий подземный город, расположенный под огромным пустырем около проспекта Вернадского. Этот рассказ удивительным образом совпадает не только с информацией Тоника, но и с картой, опубликованной в ежегодном издании министерства обороны США «Советские Вооруженные Силы. 1991 год». 

Там изображены три специальные линии метро, связывающие подземный пункт под Кремлем е загородными и городскими бункерами. Юго-западная подземная ветка проходит мимо проспекта Вернадского и ведет к правительственному аэродрому Внуково (27 километров от Москвы), южная линия заканчивается в 60 километрах от города в убежище Генерального штаба и руководства страны, восточная подземка тянется на 25 километров к комплексу командования ПВО.

Тайны подземной Москвы (5 фото)

А в американском сборнике «Советские Вооруженные Силы» за 1988 год приводится даже схема этажей и помещений подземного бункера для советского руководства.

Но бункерное управление госбезопасности тщательно хранит секреты подземелий от своих соотечественников. И вот тому доказательство. После провала путча бывший первый секретарь Московского горкома партии Прокофьев скрылся из здания ЦК КПСС через один из таких потайных ходов, и его не смогли задержать, так как даже те, кому это было поручено, не знали секретов Бункерного управления.

Впрочем, в последнее время занавес тайны, скрывавший московские подземелья, под ветром перемен начал приоткрываться. По данным, просочившимся в печать, уже можно судить, что в Москве сегодня действует не менее пятнадцати крупных подземных заводов, соединенных между собой многокилометровыми тоннелями.

Журналистов уже допустили в бункер штаба управления пожарной охраны под Смоленской площадью, подземное здание ИТАР — ТАСС под одним из вокзалов, бункер штаба гражданской обороны под улицей Тверской…

Тайны подземной Москвы (5 фото)

С неохотой распахнулись и створки тяжелых дверей сооружений типа «А». Огромные противоядерные бомбоубежища для гражданского населения, начали появляться сравнительно недавно — с 1984 года. Сейчас их насчитывается около сотни, и, что естественно в наше время, они не простаивают в ожидании неведомой войны, а исправно служат бизнесу. 

«В одних устроены подземные стоянки для машин, — рассказывает начальник инженерно-технического отдела штаба гражданской обороны Москвы В. Лукшин, — в других разместились спортзалы, магазины, склады… Без работы не остался ни один квадратный метр. И даже есть очередь на использование еще строящихся объектов».

Здесь подземной жизни не скроешь — все на виду. Но «подземный город для правительства» по-прежнему остается тайной за семью печатями. И это понятно: если подземное царство существует, то служить оно может десяти тысячам «избранных» только при условии, что о нем не будут знать миллионы «рядовых»!

Другие статьи:

nlo-mir.ru

Интересные места Москвы: подземный город

Интересные места Москвы подземный город

Интересные места Москвы подземный город

Список обязательных для посещения мест Москвы изучен вдоль и поперек. Кажется, в столице России все изучено, а новые интересные места Москвы отыскать невозможно. Но мало кто знает, что неизвестное скрыто на расстоянии вытянутой руки. Подземелья. Они пронизывают весь город, плотно переплетаясь с линиями метро и городскими коммуникациями.

Интересные места Москвы подземный город

Интересные места Москвы подземный город

Неведомые, но интересные места Москвы

Стоит сделать шаг в сторону, чтобы погрузиться в прохладный мрак заброшенных тоннелей. Паутина тайных ходов создавалась постепенно, некоторые тоннели расположены друг под другом, каменные стены сменяются бетонными блоками, наглухо заваренные двери – завалами. То и дело свет фонаря выхватывает в темноте небесных рыбок – скайфиш. Им то, как раз все равно, где летать...

Интересные места Москвы подземный город

Интересные места Москвы подземный город

Где-то рядом в толще земли проезжает поезд метро, а над головой гуляют ни о чем не подозревающие туристы, гудят знаменитые «пробки», предлагают товар бесчисленные бутики. О них мало кто знает – но это не делает подземные интересные места Москвы скучнее.

Интересные места Москвы подземный город

Интересные места Москвы подземный город

К сожалению, множество подземных ходов безвозвратно утрачено в советские годы. В те времена подземный мир находился под покровительством легендарных НКВД и КГБ. Именно сотрудники этих спецслужб появлялись в тоннелях при обнаружении нового хода. Подземелья тщательно исследовались, а затем – исчезали навсегда. Несмотря на это, подземный древний город идеален для тех, кому скучно ходить по общеизвестным достопримечательностям и он предпочитает экстремальный туризм.

Интересные места Москвы подземный город

Интересные места Москвы подземный город

Экскурсия в прошлое

В запутанных переходах найдется зрелище на любой вкус. Под Москвой протекает около 150 небольших рек, загнанных под землю еще несколько столетий назад. Их русла любовно выложены гранитом, белым камнем и кирпичом, словно царские палаты. Эти тоннели датируются XVI-XVIII веками и, кроме речушек, скрывают в толще земли немало тайников. Под землей находят и старые погреба (на случай пожара), и тайные лаборатории фальшивомонетчиков и алхимиков, и подземные колодезные срубы. Самые известные загадочные места – подвалы Сухаревской башни, подземелья под станцией «Белорусская», под больницами Боткина и Склифософского, в водостоке Филевского парка.

Интересные места Москвы подземный город

Интересные места Москвы подземный город

Есть и более современные и просто удивительные местечки. Под Большой Пироговской, к примеру, есть целая лаборатория. Там висят костюмы химзащиты, повсюду – колбы с загадочными кристаллами, стоят старые телефоны. А в другом зале с потолка свисают огромные корни. Самые знаменитые (и недоступные) – кремлевские подземные ходы, по легенде составляющие целую систему ходов с выходами по всему городу.

Интересные места Москвы подземный город

Интересные места Москвы подземный город

Только небольшая часть подземного города изучена и доступна любопытствующим. Но и этого достаточно, чтобы прикоснуться к самой большой тайне столицы и полюбить ее заново.

Похожие статьи

begin-journey.ru

Тайны подземной Москвы

Никому из москвичей никогда не приходилось видеть, каким путем руководители страны попадали на трибуны Мавзолея во время парадов и демонстраций. И это неудивительно. Ведь путь туда лежит по комфортабельному тоннелю, соединяющему Кремль с усыпальницей Ленина и многими другими городскими объектами. По сути, подземная Москва похожа на «дырявый» голландский сыр — вся изрезана потайными ходами...

Историческая справка: Осваивать Москву подземную начала еще бабка Ивана Грозного,, знаменитая византийская принцесса Софья Палеолог. Выйдя замуж за российского царя, она привезла с собой в приданое двуглавого орла — герб Византии, который с тех самых пор стал государственным гербом России, и свою личную библиотеку. А чтобы сохранить бесценные свитки, выписала из Европы Аристотеля Фиораванти, крупнейшего специалиста по подземным сооружениям, и велела ему построить под Москвой трехъярусный белокаменный «сейф».

Иван Грозный, под стать бабке, стал большим поклонником подземной романтики. При нем работала уже целая армия землекопов. От Кремля потянулась паутина ходов в сторону будущего Земляного вала, в отдаленную лесную чащу — ныне Красные ворота, к будущей Мясницкой улице...

Позже от этой галереи была проложена целая сеть ответвлений под башню Меншикова, под «масонские дома», под целую россыпь строений в треугольнике Хохловка — Солянка — Воронцове поле, под бывший дом князя Пожарского, под бывший дом Тайной канцелярии...

Один из выходов подземного лабиринта времен Ивана Грозного существует и сегодня и находится в подвале дома на углу улицы Герцена и площади Восстания.

Первое наше столкновение с проблемой существования подземного московского царства произошло совершенно случайно.

В озере одного из столичных парков внезапно погибла вся рыба. В дирекции парка возмущенно сообщили: «Опять хулиганит подземный завод, расположенный под парком. От его аварийных выбросов не то что рыба, скоро вообще пол-Москвы загнется...»

Второй подобный объект всплыл тоже неожиданно. На вопрос, почему при острой нехватке места под жилье огромный пустырь застраивался металлическими гаражами, архитекторы пояснили: «Там нельзя строить ничего массивного — провалится в подземный цех...»

И тогда возникла естественная задача: узнать, что же скрывается под столичными мостовыми, кроме знаменитого на весь мир Московского метро? В поисках информации мы познакомились со сталкерами — группой молодых кладоискателей, которые на свой страх и риск прочесывают московские подземелья в надежде найти старинные монеты, иконы, книги...

Именно от них мы и узнали много интересных фактов о тайном чреве Москвы.

Эти совсем еще молодые ребята считают себя последователями малоизвестного в России ученого историка и археолога Стеллецкого и используют в своих поисках его разработки. Более сорока лет своей жизни отдал Игнатий Яковлевич Стеллецкий поиску «библиотеки Софьи Палеолог», или, как ее чаще называют, «библиотеки Ивана Грозного». 

Еще в начале века он обследовал многие подземные ходы Кремля. А после революции обратился в ГПУ за разрешением на поиск новых подземелий. Такое разрешение ему было предоставлено, но при условии, что он нигде и никогда не огласит результаты своих исследований без особого на то разрешения. Стеллецкий согласился на этот кабальный договор.

Он работал вместе со строителями метрополитена, изучая все подземные коридоры, попадавшиеся на пути прокладки трасс метро. И все его записи и дневники неизменно ложились в сейф службы госбезопасности... Ведь при советской власти подземное царство Ивана Грозного было взято под опеку Бункерным управлением КГБ.

По крупицам собирали сталкеры сведения, касающиеся старинных потайных ходов. Попутно узнавали и о так называемых «новостройках».  Сотрудники Большого театра рассказали им о широком тоннеле, ведущем к Кремлю.

Как известно, Сталин любил проводить в Большом театре партконференции. Во время этих мероприятий весь реквизит (стенды, лозунги и прочее) доставлялся в театр на грузовике по подземному ходу. Прикинув, где примерно должен пролегать этот путь, сталкеры и попытались проникнуть в него из коммуникационных тоннелей. Но не сумели, так как их остановили наглухо задраенные металлические двери.

Зато в подземный гараж здания бывшего СЭВа они проникли с легкостью. Помогла «маленькая хитрость»: отжимаешь контактный ролик сигнализации, фиксируешь его чем-нибудь — и проходи через любую дверь. В принципе тот, кто не боится сойти в «мир подземелья», может попасть по канализационным, кабельным и прочим ходам в подвал практически любого здания Москвы.

Но надо сказать, что это весьма небезопасно. Сталкеры рассказывают:

«Заселено чрево Москвы достаточно густо. Во-первых, его облюбовали бомжи. Во-вторых, там любят устраивать склады для нелегальной продукции мафиозные группировки. И, не дай бог, попасться им на глаза! В-третьих, в тоннелях обитают одичавшие собаки, которые охотятся на крыс, друг на друга и вообще на все живое, что встречается на их пути. Ну и в-четвертых, если ненароком попасть в «закрытую зону» подземелья, то есть риск нарваться на пулю охранника. Ведь там, под землей, чего-чего, а «секретных объектов» хватает».

...Неприметный люк на дне фонтана, прямо за спиной памятника в самом центре столицы, скрывает одну из главнейших тайн страны. Удивительно, но этот вход никем не охраняется. Наверное, потому, что далеко не каждый, смельчак рискнет спуститься в кромешную темноту тридцатиэтажной бездны по осклизлым и ржавым скобам узенькой металлической лестницы.

И все же такие люди нашлись. Они и рассказали, что там скрывается вход в загадочную систему «Метро-2», линии которого не обозначены ни на одной схеме. Откуда и куда идут составы с притушенными огнями — можно только догадываться.

Владимир Гоник, шесть лет проработавший врачом в системе Министерства обороны, утверждает, что эти ветки обслуживают грандиозный по величине правительственный бункер, сооруженный на случай ядерной войны.

Как он узнал об этом? Дело в том, что его пациентами были люди, выполнявшие особые задания, подвергавшиеся повышенным физическим и психическим нагрузкам, — летчики, подводники, нелегалы, работавшие за границей...

Время от времени к нему попадали люди с удивительно бледной кожей, словно бы годами не видевшие солнца. По крохам собиралась им из их отдельных фраз и коротких ответов информация, которая в конечном итоге сложилась в достаточно целостную картину.

Если верить словам Тоника, то на юге столицы глубоко под землей сокрыто циклопическое сооружение, способное на долгие годы дать прибежище десяти тысячам человек. Специальная охрана и обслуживающий персонал в идеальном порядке содержат там подземные «улицы», «дома», кинотеатры, спортзалы с бассейнами...

В одной из московских газет писали, что Борис Ельцин был просто потрясен, посетив некий подземный город, расположенный под огромным пустырем около проспекта Вернадского. Этот рассказ удивительным образом совпадает не только с информацией Тоника, но и с картой, опубликованной в ежегодном издании министерства обороны США «Советские Вооруженные Силы. 1991 год». 

Там изображены три специальные линии метро, связывающие подземный пункт под Кремлем е загородными и городскими бункерами. Юго-западная подземная ветка проходит мимо проспекта Вернадского и ведет к правительственному аэродрому Внуково (27 километров от Москвы), южная линия заканчивается в 60 километрах от города в убежище Генерального штаба и руководства страны, восточная подземка тянется на 25 километров к комплексу командования ПВО.

А в американском сборнике «Советские Вооруженные Силы» за 1988 год приводится даже схема этажей и помещений подземного бункера для советского руководства.

Но бункерное управление госбезопасности тщательно хранит секреты подземелий от своих соотечественников. И вот тому доказательство. После провала путча бывший первый секретарь Московского горкома партии Прокофьев скрылся из здания ЦК КПСС через один из таких потайных ходов, и его не смогли задержать, так как даже те, кому это было поручено, не знали секретов Бункерного управления.

Впрочем, в последнее время занавес тайны, скрывавший московские подземелья, под ветром перемен начал приоткрываться. По данным, просочившимся в печать, уже можно судить, что в Москве сегодня действует не менее пятнадцати крупных подземных заводов, соединенных между собой многокилометровыми тоннелями.

Журналистов уже допустили в бункер штаба управления пожарной охраны под Смоленской площадью, подземное здание ИТАР — ТАСС под одним из вокзалов, бункер штаба гражданской обороны под улицей Тверской...

С неохотой распахнулись и створки тяжелых дверей сооружений типа «А». Огромные противоядерные бомбоубежища для гражданского населения, начали появляться сравнительно недавно — с 1984 года. Сейчас их насчитывается около сотни, и, что естественно в наше время, они не простаивают в ожидании неведомой войны, а исправно служат бизнесу. 

«В одних устроены подземные стоянки для машин, — рассказывает начальник инженерно-технического отдела штаба гражданской обороны Москвы В. Лукшин, — в других разместились спортзалы, магазины, склады... Без работы не остался ни один квадратный метр. И даже есть очередь на использование еще строящихся объектов».

Здесь подземной жизни не скроешь — все на виду. Но «подземный город для правительства» по-прежнему остается тайной за семью печатями. И это понятно: если подземное царство существует, то служить оно может десяти тысячам «избранных» только при условии, что о нем не будут знать миллионы «рядовых»!

Ирина Царева, из книги "Непознанное, отвергнутое или сокрытое"

Вы можете прочитать другие новости на эту тему:

paranormal-news.ru


Читайте также
  • Гиперскоростная звезда – более 1.000.000 миль в час
    Гиперскоростная звезда – более 1.000.000 миль в час
  • Астрономы обнаружили самую большую спиральную галактику
    Астрономы обнаружили самую большую спиральную галактику
  • Млечный путь содержит десятки миллиардов планет, схожих с Землей
    Млечный путь содержит десятки миллиардов планет, схожих с Землей
  • Млечный путь разорвал своего спутника на четыре отдельных хвоста
    Млечный путь разорвал своего спутника на четыре отдельных хвоста
  • Найден источник водородных газов для нашей Галактики
    Найден источник водородных газов для нашей Галактики