Характеристики f 35: Пентагон заказал 375 истребителей F-35 за 30 миллиардов долларов

F-35 оказался дозвуковым самолетом — Газета.Ru

Пентагону придется эксплуатировать перспективный F-35 с некоторыми ограничениями на сверхзвуковых режимах полета истребителя. С недостатками американской машины (подлинными и мнимыми) разбирался военный обозреватель «Газеты.Ru» Михаил Ходаренок.

Если истребителю F-35 потребуется осуществлять полет на сверхзвуковых скоростях, то это может привести к повреждению хвостовой части истребителя, пишет Defense News. Однако эту проблему не стоит исправлять радикальным образом, она будет разрешена путем изменения рабочих параметров, говорится в заявлении офиса управления программой F-35.

Об этом недостатке истребителя издание Defense News сообщало еще в 2019 году.

Это означает, что на очень больших высотах полета версии F-35 ВМС США и Корпуса морской пехоты США могут летать на сверхзвуковых скоростях только в течение коротких периодов времени, прежде чем возникнет опасность структурных повреждений корпуса и утрата малой радиолокационной заметности.

Это может сделать невозможным сверхзвуковой перехват истребителем F-35C, разработанным специально для ВМС США, пишет Defense News.

«Этот вопрос был закрыт 17 декабря 2019 года без дальнейших действий и согласия со стороны служб США», — говорится в заявлении офиса управления программой F-35. Отчет о недостатках был закрыт по категории «нет планов по исправлению», которая используется командой F-35, когда полное устранение отмеченного недостатка не оправдывает предполагаемую стоимость этого мероприятия.

«В этом случае решение потребовало бы длительной разработки и летных испытаний материала покрытия, которое смогло бы выдерживать условия полета на сверхзвуковых скоростях в течение неограниченного времени, удовлетворяя при этом весовым ограничениям и другим требованиям к управляющим поверхностям. Вместо этого проблема решается процедурно путем введения ограничения по времени для высокоскоростного полета», — утверждается в заявлении офиса управления программой F-35.

По словам представителя офиса, вариант «C», эксплуатируемый на авианосцах, и вариант «B» с коротким взлетом и вертикальной посадкой смогут выполнять все свои учебные и боевые задачи без устранения этого недостатка.

Потенциальный ущерб от устойчивых высоких скоростей полета может повлиять не только на планер F-35 и покрытие, обеспечивающее его малую радиолокационную заметность, но также на множество антенн, расположенных в задней части самолета, которые в настоящее время уязвимы, отмечает Defense News.

Любые недостатки F-35, отмеченные в западных СМИ, вызывают достаточно бурное обсуждение российских экспертов.

К примеру, по поводу последней публикации Defense News по F-35 появилось много выводов, что F-35 «может развалиться», «пилотам новейших F-35 запретили разгон до сверхзвука», «повышенная уязвимость перед авиацией противника и низкая боевая эффективность».

Заметим, офис управления программой F-35 говорил все же о другом. А выводы, что «самый современный истребитель ВВС США лишился одного из главных преимуществу возможности сверхзвукового перехвата воздушных целей», тоже не до конца обоснованы, поскольку задачи, которые решатся истребителями 5-го поколения, в корне отличаются от целей предыдущих боевых машин.

Как ранее писала «Газета.Ru», в современных и перспективных самолетах вообще нет никакого смысла анализировать и сравнивать скорость. Она, по большому счету, никого теперь не интересует, как и высота полета. Сегодня самолеты-истребители уже не гоняются друг за другом, как в воздушных боях Первой и Второй мировых войн. К тому же 90% всех боевых задач выполняются на дозвуковых скоростях. И весьма трудно представить, как на сверхзвуковой скорости открыть люки внутренних оружейных отсеков (а именно это отличительная особенность истребителей 5-го поколения) и произвести пуск управляемой ракеты.

По словам аналитика из Hudson Institute, экс-офицера ВМС США Брайана Кларка, «полет на сверхзвуковых скоростях в значительной степени нивелирует все основные преимущества F-35. Сверхзвук сводит практически к нулю малую радиолокационную и тепловую заметность самолета, быстро сжигает топливо, и в этом случае теряются все преимущества однодвигательной схемы и значительных по объему топливных баков. Помимо всего прочего, сильно нагревается обшивка самолета».

При этом вывод, что F-35 лишился преимущества перед российскими ЗРК С-400 «Триумф», также не до конца корректен.

На самом деле предположение, что F-35 на сверхзвуковой скорости может уйти от ракеты С-400, неверно, поскольку какой бы ни был сверхзвук у истребителя, от современной зенитной управляемой ракеты, скорость которой достигает 2 км в секунду и более, ему не уйти. Увернуться с помощью противоракетного маневра от ЗУР, которая осуществляет эволюции с 30-кратными перегрузками, тоже не получится.

Противоборство авиации с современными зенитными ракетными системами заключается вовсе не в сравнении скоростей ЗУР и самолета. Здесь на первый план выходят возможности РЭБ и дальнобойность авиационных средств поражения. Огромное значение имеет и малая радиолокационная заметность самолета.

Ряд экспертов считают, что основное преимущество российского Су-57 перед F-35 — его маневренность. Это также не совсем верно. В определенных обстоятельствах маневренность истребителя имеет значение, хотя уже и далеко не такое решающее, как в прежние времена. В настоящее время маневренность не является критически важной характеристикой современного самолета 5-го поколения.

Как ранее писала «Газета.Ru», основное в F-35 — отнюдь не его летно-технические характеристики как самолета, хотя и они, несомненно, важны. Главное — способность этого самолета интегрироваться с большими и сверхбольшими боевыми системами — с самолетами ДРЛО, наземными пунктами управления, авианосцами, зенитными ракетными системами и пр.

Второе ключевое отличие F-35 от предыдущих самолетов — его малозаметность. В воздушных и противовоздушных боях будущего она будет играть важнейшую роль.

Наконец, обязательно следует сказать и о системе ALIS (Autonomics Logistics and Information System) — это революция в военном деле. Это первая в мире система централизованного ежедневного контроля за техническим состоянием самолетов F-35 в режиме реального времени. В истребителях предыдущих поколений эти функции ежедневно выполняли несколько разных систем. ALIS позволяет контролировать каждый F-35, всех эксплуатантов, независимо от региона, где находится машина, и при необходимости ограничивать самолету спектр выполняемых боевых задач.

Если потребуется — США ограничат своего союзника с помощью нажатия одной кнопки.

Наконец, самое главное — сейчас нельзя сказать, правильно ли американцы поставили именно на все это. Только в будущем на эти вопросы можно будет получить достоверные ответы. Так что F-35 — это концептуальная заявка на исторически обозримый срок.

Что касается числа уже изготовленных самолетов с той и другой стороны. Счет поставленных заказчикам F-35 пошел уже на шестую сотню. 22 августа 2018 года был подписан контракт на поставку первых двух Су-57 со сроком действия на 2018-2020 годы. В 2020 году планируется поставка в войска первых 13 истребителей Су-57. Сравнение пока что не в пользу России.

Истребитель F-35 — четвертый американский самолет с малой радиолокационной заметностью. Ранее ВВС США были поставлены истребитель F-117, стратегический бомбардировщик В-2, истребитель F-22. Наш Су-57 — первый отечественный самолет, изготовленный по технологии стелс.

На F-35 ставится двигатель компании Pratt & Whitney F135. Он является технологическим развитием двигателя F119, установленного на F-22. Наше «изделие 30» (двигатель 5-го поколения для Су-57) пока только на подходе.

Безусловно, отечественное вооружение нуждается в разумной рекламе. Но главное при этом — чтобы при сравнении отечественных образцов ВВТ с аналогичными зарубежными экземплярами нашим экспертам не изменяло чувство меры, здравого смысла и собственного достоинства.

Михаил Ходаренок — военный обозреватель «Газеты.Ru». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции «Газеты.Ru».

Биография автора:

Михаил Михайлович Ходаренок — полковник в отставке.
Окончил Минское высшее инженерное зенитное ракетное училище (1976),
Военную командную академию ПВО (1986).
Командир зенитного ракетного дивизиона С-75 (1980–1983).
Заместитель командира зенитного ракетного полка (1986–1988).
Старший офицер Главного штаба Войск ПВО (1988–1992).
Офицер главного оперативного управления Генерального штаба (1992–2000).
Выпускник Военной академии Генерального штаба Вооруженных сил России (1998).
Обозреватель «Независимой газеты» (2000–2003), главный редактор газеты «Военно-промышленный курьер» (2010–2015).

Странное поведение истребителя F-35: почему пилотам становится плохо?

В 2017 году многострадальный истребитель-бомбардировщик пятого поколения F-35 опять оказался в центре скандала. ВВС США отрапортовали о необъяснимых случаях ухудшения самочувствия пилотов в ходе испытаний за последние несколько месяцев.

Александр Пономарёв

F-35 Joint Strike Fighter является самой дорогой военной программой в мире — её общая стоимость превышает триллион долларов. При этом, на момент ее старта истребитель имел несколько сотен критических недостатков и не был готов к боевым испытаниям до 2019 года. В начале 2017 года истребитель-бомбардировщик пятого поколения F-35 подверг разгромной критике в своём ежегодном докладе директор управления по эксплуатационным испытаниям и проверкам Министерства обороны США Майкл Гилмор. Военные обнаружили в самолёте 276 уязвимостей, которые относятся к работе операционной системы версии 3F, более половины из которых остались и в обновлённой версии программного обеспечения 3FR6.

В дополнение к трём сотням уже известных ошибок, найденным в истребителе-бомбардировщике, Пентагон продолжал находить новые, причём с завидной регулярностью. Если точнее, то их число варьировалось в среднем по 20 недостатков в месяц, и предпосылок для их окончания на тот момент не наблюдалось. С эксплуатационными качествами F-35 тоже беда. Самолёт не соответствовал требованиям к истребителю пятого поколения из-за невозможности полёта на сверхзвуковой скорости без использования форсажа, низкой тяговооружённости, высокой ЭПР, а также низкой живучести и манёвренности. Но самое интересное, что чёткого плана действий, как решить все эти проблемы, у разработчиков самолёта на тот момент не было.

Американские военные также выявили целый комплекс проблем, связанных с боевым применением F-35, среди которых — невозможность использовать встроенную авиапушку без существенной модификации самолёта, ограниченные возможности при поражении наземных движущихся целей, неэффективная система ночного видения, неудовлетворительные характеристики сенсоров авионики и многое другое. А затем к техническим проблемам истребителя добавились и так называемые «физиологические эпизоды» с пилотами – то есть резкое ухудшение их здоровья в ходе испытательных полётов на F-35.

В октябре 2017 года американцы зарегистрировали уже 29 подобных инцидентов. Пять из десяти «физиологических эпизодов» произошло между 2 мая и 8 июня на базе ВВС США «Люк» в штате Аризона. В результате полёты истребителя F-35 на авиабазе были приостановлены, а после их возобновления было зарегистрировано ещё три похожих случая». В течение нескольких месяцев с пилотами работали военные эксперты, но причина возникновения данной проблемы оставались для американцев загадкой. Симптомы похожи на кислородное голодание, но могут свидетельствовать и о повышении уровня углекислого газа в крови.

В качестве вероятных причин «физиологических эпизодов» специалисты также называли нарушение потребления кислорода тканями организма, декомпрессионную болезнь и обезвоживание. Система кислородного питания на самолётах оказалась полностью исправна, поэтому эксперты искали любые другие факторы, которые потенциально могли оказать влияние на дыхание пилотов. Чаще всего на необъяснимое ухудшение самочувствия жаловались пилоты модификации F-35A: с версией F-35C случилось лишь пять эпизодов, а с F-35B – всего четыре. Тем не менее, некоторые лётчики из-за этого категорически отказывались выполнять испытательные полёты на F-35. 

Пять самых важных фактов об истребителе F-35

Когда в 1995 году администрация Клинтона впервые придумала концепцию «совместного ударного истребителя», это было идеальным решением множества военных задач.

Основная идея заключалась в создании семейства тактических самолетов с высокой живучестью, которые могли бы использовать общие технологии для выполнения дюжины различных миссий для трех военных служб США.

ВВС будут использовать его для замены истребителей F-16 холодной войны в воздушном бою, бомбардировке наземных целей и непосредственной авиационной поддержке войск.

Военно-морской флот будет использовать его для увеличения дальности поражения палубной авиации.

Версия F-35 для ВВС, получившая обозначение F-35A.

Википедия

Морские пехотинцы использовали бы его, чтобы приземлиться на десять центов в любом месте, где велась экспедиционная война.

И все, включая союзников, будут использовать его для сбора огромного количества разведывательных данных, которыми можно безопасно делиться с партнерами по коалиции в будущих конфликтах.

С самого начала были те, кто думал, что совместный ударный истребитель был несбыточной мечтой — проектом, который ожидал слишком многого от одного самолета и, скорее всего, потерпит крах из-за роста затрат.

Программа, вероятно, никогда бы не стартовала, если бы военные угрозы достигли апогея. Но Советский Союз распался, а Китай был второстепенным с 3% мирового ВВП, поэтому администрация Клинтона решила рискнуть.

ЕЩЕ ДЛЯ ВАС

Сегодня эта игра окупилась.

Сотни самолетов, получивших обозначение F-35, находятся на вооружении десяти военных служб по всему миру. На это ушло больше времени, чем планировалось изначально, но в итоге объединенный ударный истребитель достиг поставленных целей по живучести и универсальности.

Это делает его одним из величайших инженерных достижений поколения после холодной войны — свидетельством дисциплины и мастерства американской аэрокосмической промышленности.

Однако, если вы не внимательно следите за программой F-35, вы, вероятно, не знаете большей части этого. Президент Трамп вступил в должность, плохо разбираясь в F-35, и лишь постепенно пришел к пониманию того, почему он так важен для объединенных сил.

Будем надеяться, что администрация Байдена продемонстрирует более плавную кривую обучения. Однако на всякий случай стоит в сотый раз повторить, что делает F-35 уникальным.

Действительно невидим для врагов. Когда F-35 участвует в учениях, он обычно поражает самолеты противника со скоростью лучше, чем 20 к 1. То же самое он сделал бы и в военное время против российских или китайских истребителей, потому что он был разработан, чтобы поглощать или отражать энергию радара, поэтому пилоты противника не могут его увидеть, пока их не сбьют.

Кроме того, F-35 оснащен усовершенствованной системой постановки помех, которая обманывает или подавляет радары противника как в воздухе, так и на земле. Радары противника могут обнаружить что-то на расстоянии, но они не могут его отследить или нацелить. Кроме того, мощный турбовентиляторный двигатель F-35 маскирует и рассеивает тепло до того, как ракеты с тепловым наведением смогут прицелиться.

Это больше, чем истребитель. F-35 — не только самый живучий из когда-либо построенных боевых самолетов, но и самый универсальный. В роли истребителя он может очищать небо от вражеских самолетов, которые угрожают силам США. В своей ударной роли он может точно уничтожить огромное количество целей на земле (или на море) с помощью дюжины различных умных бомб и ракет.

Но это только начало. Бортовые датчики F-35 могут собирать и обмениваться информацией из различных источников по всему спектру. Его система помех и боеприпасы класса «воздух-воздух» делают его превосходным эскортом менее живучих самолетов. Его вариант с вертикальным взлетом и посадкой может приземлиться в любом месте, где это необходимо морским пехотинцам, а его вариант для ВВС может нести ядерное оружие для обеспечения регионального сдерживания.

Стоимость каждого самолета неуклонно снижается. Как и планировалось правительством, стоимость производства каждого F-35 неуклонно снижалась с каждой новой производственной партией. На самом деле, он падал быстрее, чем ожидали оценщики Пентагона. В размере 78 миллионов долларов цена варианта ВВС последней партии аналогична цене F-16, который заменит новый самолет, хотя он гораздо более эффективен. Это также намного ниже прейскурантной цены коммерческих авиалайнеров.

Стоимость содержания F-35 в боевой готовности также снижается. Стоимость летного часа для каждого самолета снизилась на 40% с 2015 года, и ожидается дальнейшая экономия по мере совершенствования процедур технического обслуживания. Генеральный подрядчик Lockheed MartinLMT
ЛМТ
ЛМТ
(сотрудник моего аналитического центра) предложил пакет материально-технического обеспечения, основанный на характеристиках, в котором он взял бы на себя большую часть финансового риска, связанного с обеспечением боевой готовности истребителей.

Многие союзники США приняли участие в программе. 900:36 Большинство наиболее важных союзников Америки решили заменить свои истребители времен холодной войны на F-35. К ним относятся Австралия, Бельгия, Дания, Израиль, Италия, Япония, Нидерланды, Норвегия, Южная Корея и Великобритания. Некоторые из этих стран помогли оплатить разработку самолета, а теперь участвуют в его производстве.

Союзники предпочитают F-35 за его цену и характеристики, а также потому, что боевые действия коалиции разворачиваются более гладко, когда участники имеют одинаковые возможности. «Взаимная совместимость» столь многих дружественных ВВС, управляющих одним и тем же живучим, универсальным истребителем, облегчит задачу реализации сложных военных планов в будущем.

Внутреннее экономическое влияние огромно. В Техасе собран планер F-35. Его двигатели производятся в Коннектикуте. Его система помех производится в Нью-Гемпшире. В общей сложности в программе участвует 1800 поставщиков из США, обеспечивающих более четверти миллиона рабочих мест. Ежегодный экономический эффект программы в США оценивается в 49 миллиардов долларов.

Дополнительные поставщики находятся в союзных странах. Будь то дома или за границей, обширный масштаб программы F-35, в рамках которой, вероятно, будет доставлено более 3000 самолетов, оказывает значительное влияние на сообщества. Хотя национальная безопасность является единственным основанием для строительства самолета, он помогает платить за дома и школы в тысячах населенных пунктов и вносит значительный вклад в торговый баланс США. Благодаря F-35 Америка будет доминировать на мировом рынке тактических самолетов до середины века.

Компании, занимающиеся созданием F-35, вносят свой вклад в мой аналитический центр.

Как F-35 преодолевает грань между провалом и успехом

В последние месяцы множество негативных отзывов в прессе о F-35 Joint Strike Fighter компании Lockheed Martin, который давно вызывает проблемы, снова заставили называть самолет 5-го поколения провалом в культурном отношении в моде. От открытых заявлений о финансовых проблемах самолета до недавно объявленных технических проблем, вызывающих «стратегические паузы» в разработке, и даже явного недоверия к самолету, исходящего от высшего руководства ВВС, программа Joint Strike Fighter еще не сталкивалась с таким тяжелая битва со времен Пентагона 9Сначала 0039 решил, что ему нужен единственный самолет, который мог бы парить, как «Харриер», летать на сверхзвуке, как «Игл», пробираться сквозь оборону, как «Ночной ястреб», и приземляться на авианосцы, как «Супер Хорнет».

Из-за всей этой негативной прессы некоторые склонны просто отвергнуть программу F-35 как вопиющее фиаско с приобретением и ничего больше. В конце концов, самолеты и не могут быть запущены в серийное производство из-за огромного перечня проблем, сотни поставленных самолетов могут никогда не стать боеспособными, а ВВС даже не уверены, что смогут себе это позволить. управлять флотом, ориентированным на F-35… Со всем этим, собранным в колонке «минусы», легко понять, почему некоторые люди никогда не преодолевают эти минусы с самого начала.

Оценка ценности F-35: концепция против реальности

Boeing X-32 (слева) и Lockheed X-35 конкурировали за контракт Министерства обороны США на производство Joint Strike Fighter (JSF) в 1997 г. (фото / Boeing)

По правде говоря, F-35 не является концептом — это самолет — и это важное отличие. Концепции обычно можно аккуратно разместить под правильным или неправильным ; хороший или плохой . Реальные вещи, по большому счету, не так легко организовать, и часто (когда речь идет о новых технологиях) являются в такой же степени продуктом своих проблем, как и их первоначальный замысел. Каждая новаторская военная авиационная программа сталкивалась с неудачами, и, хотя ни одна авиационная программа не имеет когда-либо стоил столько, сколько F-35 обещает за свою жизнь, то, что стоил , не отрицает реальных возможностей, которые истребитель предлагает. Позвольте мне прояснить: это не аргумент в пользу программы F-35 и даже не обязательно для того, чтобы этот самолет сохранял свою похвальную позицию в списке приоритетов ВВС. Это просто объективное наблюдение о том, на что способен этот боец.

Опять же, как концепцию, мы можем аккуратно зарегистрировать намерение, стоящее за F-35, в категории «хорошая идея», а исполнение, стоящее за платой за него, в категории «плохая идея», но с точки зрения этой конкретной самолет состоит из гаек и болтов, эти различия не так важны, как для более широкого обсуждения. Мы можем либо сделать значительный скачок в возможностях, предлагаемых F-35, и найти способ втиснуть его в прагматичную модель расходов по мере продвижения вперед… либо нет. Уроки, извлеченные из фиаско с приобретением F-35, безусловно, должны пролить свет на то, как Америка закупает свои следующие истребители (или что-то в этом роде), но с точки зрения самого F-35 только путешествие во времени может решить большую часть этих прошлых головных болей… и путешествия во времени. — это одна из вещей, которую Lockheed Martin еще предстоит реализовать.

Итак, давайте отвлечемся от эмоций, связанных с обменом долларов, оцениваемых в триллионов, забудем о разочаровании, которое мы испытали, поскольку программа F-35 томится из-за задержек, и посмотрим на этот истребитель с точки зрения того, для чего он был предназначен. быть, что это такое, и что это может быть в ближайшие годы. В конце концов, прошлые неудачи в одном столбце не обязательно означают будущие неудачи в другом.

F-35 может быть ужасной историей в бухгалтерском учете, но это также огромный успех с точки зрения его спусковых крючков.

Просьба о невозможном

Демонстрационный образец истребителя X-35 Joint Strike Fighter (фото ВВС США) истребитель с коротким взлетом и вертикальной посадкой, который мог бы действовать в современную эпоху.

Вскоре Пентагон обратил внимание на другие разрабатываемые программы истребителей и выдвинул теорию: если Америка сможет найти один самолет , который сможет заменить целый ряд стареющих платформ, это сократит стоимость приобретения, упростит техническое обслуживание и обучение эксплуатации, устранит многие логистические проблемы, связанные с эксплуатацией большого количества самолетов в отдаленных театрах военных действий, делают рабочий день намного проще и дешевле. Оглядываясь назад, конечно, эти цели были не просто наивными, они, возможно, были первой серьезной проблемой программы.

Lockheed Martin, та же фирма, которая разработала первый в мире действующий самолет-невидимку F-117 Nighthawk и первый в мире действующий истребитель-невидимку F-22 Raptor, в конечном счете превзошла Boeing в контракте на Joint Strike Fighter, спасибо к их послужному списку в области малозаметности и впечатляющих демонстраторов технологий.

Lockheed F-117 Nighthawk (вверху) и F-22 Raptor (внизу). (Фото ВВС США).В 90-е годы это было сродни заявлению Кеннеди о том, что Америка отправит человека на Луну в течение следующего десятилетия. На бумаге это была хорошая идея… но никто не знал, как воплотить ее на самом деле.

«Если бы вы вернулись в 2000 год и кто-то сказал: «Я могу построить малозаметный самолет с возможностью вертикального взлета и посадки и способный развивать сверхзвуковую скорость», большинство людей в отрасли сказали бы, что это невозможно. », — сказал Том Бербедж, генеральный менеджер Lockheed по программе с 2000 по 2013 год.0039 Нью-Йорк Таймс .

«Технология объединения всего этого в единую платформу в то время была за пределами досягаемости промышленности».

(Lockheed Martin)

Но у денег есть свойство превращать невозможное в неправдоподобное… и, в конце концов, обыденное . «Сатурн-5», сдержавший обещание Кеннеди о Луне, был самой сложной и мощной машиной, когда-либо созданной человеком, и к «Аполлону-13» — всего лишь третьей миссии НАСА на Луну — американцы уже считали путешествие ракеты через космос слишком скучным. смотреть (по крайней мере, пока все не пошло не так). Точно так же создание сверхзвукового истребителя-невидимки, который может зависать над десантными кораблями, звучало совершенно безумно, то есть до тех пор, пока это не стало скучным.

Сделать невозможное обыденным стоит больших денег

Чтобы удовлетворить разрозненные потребности одного самолета, который мог бы заменить по крайней мере пять самолетов в нескольких вооруженных силах, Lockheed Martin решила разработать три итерации своего нового истребителя.

F-35A ближе всего к тому, что можно было бы считать традиционным многоцелевым истребителем, предназначенным для взлета и посадки на хорошо ухоженных взлетно-посадочных полосах, которые можно найти на военных объектах по всему миру. Второй, получивший название F-35B, будет включать в себя направленное реактивное сопло и скрытый вентилятор, чтобы обеспечить самолету достаточную подъемную силу для зависания и вертикальной посадки для использования на борту десантных кораблей морской пехоты или на строгих, наспех расчищенных взлетно-посадочных полосах. Наконец, авианосный вариант, получивший название F-35C, мог похвастаться большим размахом крыльев, необходимым для посадки на авианосец с более низкой скоростью, а также усиленным фюзеляжем, способным выдерживать невероятные нагрузки, связанные с эксплуатацией на борту авианосца.

(Фото ВВС США, сделанное летчиком 1-го класса Закари Руфусом)

План состоял в том, чтобы оставить как можно больше во всех трех итерациях идентичными, чтобы детали, производство, обучение и техническое обслуживание могли быть достаточно схожими независимо от операционной. Этот план почти сразу оказался бы невыполнимым.

«Оказывается, когда вы объединяете требования трех служб, вы получаете F-35, самолет, который во многих отношениях не оптимален для того, чего действительно хочет каждая из служб», — Тодд Харрисон. — сказал эксперт по аэрокосмической отрасли Центра стратегических и международных исследований.

Команда конструкторов Lockheed Martin начала с самой простой версии: F-35A, удобного для взлетно-посадочной полосы. Как только дизайн их удовлетворил, они перешли к F-35B, внутренний вентилятор которого нужно было разместить прямо в середине фюзеляжа самолета. Как только они начали работу над F-35B, стало ясно, что просто скопировать и вставить дизайн F-35A не получится. На самом деле они были настолько далеки от истины, что потребовались бы дополнительные 18 месяцев и 6,2 миллиарда долларов только для того, чтобы понять, как заставить F-35B работать — что-то, что, как вы могли подумать, могло появиться до заключения контракта.

(Lockheed Martin)

Это был первый, но, конечно, не последний раз, когда подобная проблема мешала развитию F-35. В какой-то степени эти неудачи можно объяснить плохим планированием, но также важно помнить, что программа F-35 была направлена ​​на то, чего не делала ни одна другая программа истребителей. Открытие и эффективность не всегда идут рука об руку — и, чтобы быть ясным, у Lockheed Martin не было реального стимула заставлять Joint Strike Fighter работать в рамках бюджета.

Параллельное развитие : Два самых грязных слова в авиации

(Lockheed Martin)

Соединенные Штаты знали, что то, что они просили Lockheed Martin предоставить, будет непростым. Все программы самолетов-невидимок, от F-117 до сегодняшнего B-21 Raider, столкнулись с трудным балансом между ценой и возможностями, но с столькими яйцами в корзине F-35 ставки быстро взлетели. С высокотехнологичными истребителями 4-го поколения, такими как российский Су-35 и китайский J-10, которые уже летали, и их собственными программами истребителей-невидимок, разрабатываемыми к 2000-м годам, у Америки были проблемы. Динамо F-22 для воздушных боев было отменено в 2011 году после того, как было построено всего 186 самолетов, что сделало F-35 единственной официально зарегистрированной программой истребителей в стране. Этот новый самолет должен быть лучше, чем все, что есть сегодня в небе и на десятилетия вперед… и нужно было начать это делать немедленно.

Чтобы сделать это возможным, Пентагон считал, что лучшим подходом будет «параллельная разработка» или просто «параллелизм». Предпосылка параллелизма проста: вы начинаете производство нового самолета после того, как проект утвержден, а затем возвращаетесь и вносите изменения, поскольку тестирование выявляет любые проблемы, которые, возможно, необходимо решить. На бумаге это выглядело как способ начать развертывание этих новых, высокоэффективных истребителей, обучение пилотов и обслуживающего персонала, разработку тактики и ввод истребителя будущего в эксплуатацию по мере его взросления. В действительности, однако, это означало построить F-35 до того, как они были полностью испытаны, а затем потратить миллиардов , чтобы вернуться и починить старые форсунки после завершения испытаний.

Первый F-35B, построенный на заводе окончательной сборки и проверки (FACO) в Камери, Италия, выкатывается 5 мая. (Фото Aeronautica Militare)

Выпуск за выпуском всплывали на поверхность. К 2017 году они стали настолько серьезными, что ВВС начали рассматривать возможность отказа от первых 108 F-35A, которые они получили (и 21,4 миллиарда долларов, которые они потратили на них) просто потому, что ремонт будет слишком дорогим. . К концу 2020 года Lockheed Martin снова отложила полномасштабное производство, при этом осталось решить длинный список проблем.

И на фоне всех этих расходов возникло еще одно финансовое препятствие: огромные затраты на эксплуатацию F-35. В то время как первоклассный, но явно не малозаметный F-15EX может стоить до 28 000 долларов в час, F-35 стоит не менее 44 000 долларов в час… и каждый планер F-35 рассчитан только на полеты. менее трети от общего количества часов, которое может F-15EX. Другими словами, F-35 был невероятно дорогим в разработке и обещает оставаться невероятно дорогим в эксплуатации. В результате ВВС теперь рассматривают возможность добавления еще одного, более дешевого истребителя, несмотря на то, что планируют заказать в общей сложности более 2000 F-35 за весь срок службы. Дело в том, что реактивный самолет слишком дорог для некоторых работ.

(Lockheed Martin)

«Я хочу ограничить использование нами этих самолетов», — сказал начальник штаба ВВС генерал Чарльз К. Браун-младший о F-35.

«Вы не ездите на своем Феррари на работу каждый день, вы ездите на нем только по воскресеньям. Это наш «высококлассный» [истребитель], мы хотим быть уверены, что не используем все это для боя с низким уровнем… Мы не хотим сжигать возможности сейчас и хотели бы иметь их позже».

Итак… F-35 провалился?

Не так быстро. Легко спускаться по спирали кроличьей норы приобретения, пока вы не начнете трясти кулаком в небо, и если вы дочитали до этого момента только эту статью или аналогичные статьи, имеет смысл, что вы чувствовали бы себя в безопасности, смешивая F- 35 с летающими авианосцами и ракетами с голубиным наведением как еще одна ошибка на счету дяди Сэма… но в этих точках обзора отсутствует одна невероятно важная часть контекста: Мнение боевых истребителей, которые летают на них .

Что касается ответственных расходов, вы, вероятно, услышите только программу F-35, защищаемую официальными лицами ВВС и сотрудниками Lockheed Martin, но с точки зрения просто возможности , вы можете найти много людей, восхваляющих F-35.

«Мой ведомый был совершенно новым пилотом F-35A, семь или восемь полетов не прошли обучение», — сказал полковник Джошуа Вуд, командир 388-й оперативной группы, о полетах на F-35 в ходе крупномасштабных учений ВВС «Красный флаг». . «Он берет радио и говорит опытному пилоту с 3000-часовым налетом на очень способном самолете четвертого поколения: «Эй, приятель, тебе нужно развернуться. Ты скоро умрешь. У тебя угроза из носа’» 9.0003

По словам Вуда, тот самый «новенький» пилот совершит три убийства этих вражеских пилотов всего за следующие часов.

(Lockheed Martin)

Эти истории, как правило, не получают такого широкого распространения, как плохие новости, по нескольким важным причинам. Во-первых, плохие новости продаются, и люди с большей вероятностью нажмут на статью, посвященную дорогостоящему американскому провалу, чем на историю тактического успеха. Второй вариант немного более тонкий: хотя мы склонны думать об операциях истребителей с точки зрения сцен, которые мы видели в фильме «Лучший стрелок», F-35 не просто действует в этих терминах.

Совместный ударный истребитель F-35 медленнее, чем F-15, не может летать так же высоко, как F-14, давно списанный с вооружения, имеет меньше боеприпасов, чем F/A-18, и не может сравниться с ним для F-16 в акробатических соревнованиях. С точки зрения почти всех вещей, которые, по нашему мнению, должны делать истребители , F-35 хуже, чем старые реактивные самолеты, на которых летали наши родители в 1970-х… не только про стелс .

Слияние данных, а не скрытность, — самое мощное оружие F-35

(Lockheed Martin)

Да, F-35 может летать быстрее скорости звука, доставлять свою полезную нагрузку к ничего не подозревающим целям в хорошо защищенном воздушном пространстве, а затем вертикально приземляться на палубу вертолетоносца… но все это просто часть того, что делает его особенным. Многие утверждают, что наиболее важной частью является не его способность избегать обнаружения или даже доставлять боеприпасы: это способность F-35 впитывать информацию и обрабатывать ее во что-то, что наши огромные обезьяньи мозги могут использовать в бою.

Несмотря на свою браваду, летчики-истребители сделаны из тех же кишок и воды, что и все мы, и это действительно делает их работу намного сложнее, чем думает большинство людей. Мало того, что требуется невероятная физическая выносливость, чтобы справляться с трудностями полета в боевой обстановке, но также требуется огромное количество умственных способностей и сосредоточенности.

Пилоты, управляющие даже лучшими истребителями 4-го поколения, должны распределять свое внимание между 20 циферблатами и индикаторами в своих кабинах, не сводя глаз с горизонта и неба вокруг себя, высматривая вражеские самолеты или ракеты класса «земля-воздух». , среди прочего.

Некоторые люди разбивают свою машину, потому что меняют радиостанцию. Представьте, что вы следите за всеми этими и плохими парнями, стреляющими в вас. (Кабина F-111 Aardvark, любезно предоставлено ВВС США)

Поскольку каждый из этих циферблатов, датчиков и экранов питается независимыми потоками данных, пилот должен сканировать их все, небо и затем объедините всю эту информацию в его или ее голове… даже если два датчика дают противоречивую информацию. И это при условии, что все эти датчики могут помочь в воздушном бою.

«То, что я показывал в своей кабине, было тем, что было на моем собственном радаре, и тем, что я слышал в своей гарнитуре, и все», — сказал бывший начальник штаба ВВС генерал Дэйв Голдфейн в 2019 году. Гольдфейн летал на F-16 и F-117 в качестве пилота. «Моя работа заключалась в том, чтобы мысленно понять, в этом трехмерном виде с высоты птичьего полета, что происходит на сотнях миль боевого пространства».

F-35 с невероятно дорогими кастомными шлемами и мощными бортовыми компьютерами получает всю эту информацию, а затем добавляет еще , собирая данные с других самолетов, наземных объектов, спутников и даже кораблей ВМФ. Компьютеры хранят и сортируют всю эту информацию, а затем переводят поток в единый удобный поток прямо на глазах у пилота. Вместо того, чтобы пытаться управлять дюжиной датчиков и своим видом на противника, пилоты F-35 видят всю необходимую им информацию прямо в поле зрения, предлагая информацию о вражеских целях, дружественных средствах и целях миссии с первого взгляда, но это не все, на что способен этот летающий суперкомпьютер.

«Командир миссии сейчас выруливает, он еще даже не взлетел и уже получает информацию о том, что происходит в космосе и в киберпространстве», — сказал Голдфьен. «Как только вы пилотируете этот самолет, он уже начинает плавиться и собираться».

Объединение данных F-35 дает его пилотам лучшую ситуационную осведомленность, чем любой другой тактический самолет до него, но эта ценность возрастает по мере того, как данные распределяются между другими самолетами и средствами. Доказано, что из одного F-35 в строю 9 ведомых 4-го поколения0039 more смертельны благодаря такому глубокому пониманию боевого пространства. В результате многие пилоты стали называть F-35 «защитником в небе». Конечно, он тоже на поле, но его революционные возможности делают его лидирующей платформой. Пилоты F-35 даже успешно поражали цели, используя оружие из наземных транспортных средств , передавая информацию о целях в режиме реального времени.

Возможности F-35 по объединению данных могут привлечь меньше внимания, чем его малозаметность, но правда в том, что малозаметность — это концепция, которой уже 50 лет (с большим количеством текущих приложений), а объединение данных — 9 лет. 0039 будущее .

Каково будущее F-35… и каким

должно быть ?

(Lockheed Martin)

Вполне возможно, что ВВС США разрабатывают истребитель «5-го поколения минус», который дешевле и менее скрытен, чем F-35, но более боеспособен в оспариваемом воздушном пространстве, чем F-16, но это не Это не значит, что F-35 просто отправят на пастбище.

Когда-то программа F-35 рассматривалась как будущая рабочая лошадка американской и союзной авиации, но стала жертвой своих высоких устремлений, достигнув набора возможностей Lockheed Martin и выпустив несколько больше, чем уже раздувшаяся Америка. оборонный бюджет мог справиться. Возможно, в долгосрочной перспективе мы не увидим 2000 F-35, летающих под знаменами Америки, но, может быть, нам и не нужно этого, чтобы добиться успеха. 900:03 Капитан ВВС США Кристин «Бео» Вулф, командир и пилот демонстрационной группы F-35A Lightning II, взлетает с базы Национальной гвардии ВВС Селфридж на авиашоу London SkyDrive 2020 в Канаде, 12 сентября 2020 г. , город Харрисон, штат Мичиган. T (фото ВВС США, сделанное капитаном Кипом Самнером)

Lockheed Martin вызвала некоторую критику в 2019 году, когда они заявили Японии, что могут построить новый истребитель-невидимку, который объединяет возможности F-35 и F-22, пока все идет. по более низкой цене, по-видимому, признавая финансовую безответственность программы F-35 на сегодняшний день. Однако есть и другой способ взглянуть на это утверждение: Первое действие всегда будет стоить больше, чем второе . Со временем эта передовая технология становится все более распространенной и менее дорогой, а затем ее место занимает новая дорогая технология. Мы должны ожидать, что следующий истребитель-невидимка будет стоить либо на целую кучу меньше, либо сделает на целую кучу дороже. Такова природа войны и технологий.

Этот следующий истребитель, а также другие, такие как NGAD, выиграют от дорогостоящих ошибок, допущенных при разработке F-35, а также от невероятных уроков, извлеченных из авионики, защищенных сетей и работы в оспариваемом воздушном пространстве.