Hd 131399ab: Наблюдения планеты HD 131399Ab с приемником SPHERE

Экзогигант в тройной системе оказался фоновой звездой

16:38

25.04.22

4.4

Астрономия

Научные закрытия

Александр Войтюк

Астрономы отозвали статью об открытии кандидата в экзогиганта, обращающегося вокруг одной из звезд тройной системы HD 131399, который был обнаружен 5 лет назад. Оказалось, что это быстро движущаяся по Млечному пути карликовая звезда, которая физически никак не связана с HD 131399. Сообщение об этом опубликовано на сайте журнала Science.

Поиски и исследование свойств экзопланет в системах, содержащих две и более звезды, крайне важны для проверки моделей формирования и динамики подобных объектов, так как кратных звезд в Млечном Пути очень много. Интерес для ученых представляют как случаи, где планета обращается вокруг одной из звезд системы, так и планеты с кратной орбитой.

HD 131399 представляет собой молодую (возрастом примерно 16 миллионов ​​лет) тройную звездную систему, которая входит в OB-ассоциации Скорпиона-Центавра и находится на расстоянии около 320 световых лет от Солнца. Система состоит из звезды А-типа и тесной пары из звезд G- и К-типов, расположенных на расстоянии более 300 астрономических единиц от нее. В 2016 году астрономы из Аризонского университета объявили, что при помощи инструмента SPHERE комплекса телескопов VLT получили прямое изображение экзогиганта HD 131399 Ab, который находится на широкой орбите вокруг основной звезды системы.

Однако в 2017 году другая группа астрономов во главе с Эриком Нильсеном (Eric L. Nielsen) из Стэнфордского университета сообщила, что повторный анализ данных SPHERE, а также данных наблюдений обсерваторий Кека и «Джемини» выявил, что характер движения HD 131399 Ab не соответствует экзопланете, физически связанной со звездой, и не соответствует неподвижной фоновой звезде на бесконечно большом расстоянии. Ученые предположили, что HD 131399 Ab на самом деле является фоновой карликовой звездой K или M-типа, которая обладает относительно высокой собственной скоростью движения.

В 2022 году астрономы во главе с Кевином Вагнером (Kevin Wagner) из Аризонского университета в США, которые первоначально обнаружили кандидата в экзопланету HD 131399 Ab, опубликовали результаты обзора 84 звезд А-типа при помощи приемника SPHERE, задачей которого была оценка частоты появления планет-гигантов на широких орбитах у таких светил. Система HD 131399 была одной из целей наблюдений. Благодаря тому, что данные, собранные астрономами, охватывали больший временной период, чем в первоначальном исследовании, ученые смогли уточнить параметры движения HD 131399 Ab и убедились, что они не соответствуют телу, физически связанному со звездой, а параллакс звезды HD 131399A, по крайней мере, в несколько раз больше, чем у кандидата в экзопланету, что указывает на то, что они находятся на существенно разных расстояниях от Солнца. В итоге астрономы пришли к выводу, что HD 131399 Ab действительно является фоновым источником излучения, а не экзопланетой, и отозвали статью об ее открытии из журнала.

Ранее мы рассказывали о том, как астрономы отыскали первого кандидата в экзопланеты с кратной орбитой в тройной системе звезд.

Александр Войтюк

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

13:15

29.10.22

4.6

Астрономия

Два мощных марсотрясения связали с падениями крупных метеоритов

Они создали кратеры диаметром более ста метров

Читать дальше

Астрономы впервые открыли «тройной» Татуин — РИА Новости, 07. 07.2016

Астрономы впервые открыли «тройной» Татуин

Планетологи впервые обнаружили планету, которая вращается сразу вокруг трех светил, что делает ее своеобразным «тройным» аналогом Татуина, родины Люка Скайуокера из «Звездных Войн».

2016-07-07T21:00

2016-07-07T21:28

/html/head/meta[@name=’og:title’]/@content

/html/head/meta[@name=’og:description’]/@content

сша

чили

2016

Новости

ru-RU

https://ria.ru/docs/about/copyright. html

ФГУП МИА «Россия сегодня»

космос — риа наука, сша, чили, европейская южная обсерватория, экзопланета

Наука, Космос — РИА Наука, США, Чили, Европейская южная обсерватория, экзопланета

МОСКВА, 7 июл – РИА Новости. Планетологи впервые обнаружили планету, которая вращается сразу вокруг трех светил, что делает ее своеобразным «тройным» аналогом Татуина, родины Люка Скайуокера из «Звездных Войн», говорится в статье, опубликованной в журнале Science.

Так называемые «татуины» – планеты, вращающиеся вокруг двух звезд – являются относительной редкостью. С момента открытия первой такой планеты, найденной телескопом «Кеплер» в 2011 году, было найдено всего 10 «татуинов» в восьми звездных системах. Ученые связывают их редкость с тем, что такие планеты крайне сложно видеть при помощи имеющихся сегодня телескопов.

«Примерно половину года на этой планете, который длится 550 земных лет, на ее небосводе видны сразу три звезды. Два менее ярких светила всегда расположены близко друг к другу, а третья звезда то сближается, то удаляется от них. В то время, когда эти звезды расположены вместе, они порождают уникальные тройные закаты и рассветы, а в других случаях закат одного светила сопровождается восходом другого. В это время день длится на этой планете 140 лет», — заявил Кевин Вагнер (Kevin Wagner) из университета Аризоны в Тусоне (США).

Вагнер и его коллеги открыли пример крайне необычного «татуина», который можно выделить в отдельный класс экзопланет, наблюдая за целым выводком молодых звезд на стыке созвездий Скорпиона, Центавра и Волка при помощи телескопа VLT, установленного в обсерватории Параналь в Чили и инструмента SPHERE, способного видеть тепловую «тень» планет.

26 декабря 2015, 09:24

Ученые нашли рекордно далекий от звезды «Татуин» в созвездии ЛебедяПланетологи обнаружили у двойной звезды KOI-2939 в созвездии Лебедя планету, удаленную от светила на рекордно далекое расстояние – год на ней длится 1100 дней, что делает ее самым далеким «татуином» из всех известных экзопланет такого рода.

Ученых интересовали две вещи – то, как часто встречаются «татуины» и можно ли их увидеть напрямую при помощи оптических телескопов, в чем часто сомневаются многие другие планетологи. Наблюдая за примерно сотней молодых звезд в так называемой ассоциации Sco OB2, чей возраст не превышает 16 миллионов лет, планетологи нашли крайне необычный ответ на оба этих вопроса.

Плодом их поисков стала звездная система HD 131399 – семья из трех молодых звезд, удаленная от нас на 319 световых лет. Более крупная звезда в этой системе почти в два раза тяжелее Солнца, а меньшие светила, вращающиеся вокруг него на расстоянии примерно в 6 раз большем, чем Плутон вокруг Солнца, несколько уступают ему в массе.

Вокруг большей звезды, на расстоянии в 80 астрономических единиц, средних дистанций между Землей и Солнцем, вращается крупная планета-«татуин» HD 131399Ab, чья масса примерно в четыре раза больше, чем у Юпитера. Жизнь на ее поверхности или на ее спутниках вряд ли возможна – благодаря свечению трех звезд, ее средняя температура превышает адские 850 градусов Кельвина (576 градусов Цельсия).

30 марта 2015, 10:43

Ученые: «татуины»-земли могут часто встречаться в нашей ГалактикеПланеты, вращающиеся вокруг двух светил, могут быть не только газовыми гигантами, непригодными к жизни, но и двойниками, уменьшенными или увеличенными копиями Земли, которых должно быть достаточно много в Млечном Пути.

Открытие планеты в такой конфигурации звезд и в таком месте стали полной неожиданностью для ученых – по их словам, малейшие сдвиги ее орбиты в сторону большей звезды или пары меньших светил дестабилизировали бы ее, и HD 131399Ab была бы давно выброшена из системы.

«Пока не понятно, как эта планета оказалась на столь далекой орбите в этой экстремальной звездной системе, и мы пока не можем сказать, как ее открытие меняет наши общие представления о планетных системах, существующих во Вселенной. С другой стороны, ее открытие показывает, что разнообразие их «видового состава» заметно выше, чем считали многие коллеги. «Татуины» еще слабо изучены, и можно сказать, что их может быть столько же, сколько и планет у одиноких звезд», — заключает Вагнер.

Экзопланета HD 131399 Ab оказалась фоновой звездой, новое исследование обнаружило

cADI PSF-вычитанные изображения HD 131399 Ab, полученные с помощью GPI в ​​2017 г. в диапазонах J (вверху слева), H (вверху справа и внизу слева) и K1 (внизу справа). К изображениям применялся двухпиксельный фильтр нижних частот для подавления дробового шума. Шкалы интенсивности являются линейными, разными на каждом изображении и выбраны для насыщения PSF HD 131399 Ab. Центральная звезда численно замаскирована, а ее положение отмечено белым крестом. Предоставлено: Нильсен и др., 2017 г.

(Phys.org). Новое исследование, проведенное международной группой астрономов, предполагает, что недавно обнаруженный инопланетный мир, обозначенный как HD 131399 Ab, может быть вовсе не планетой, а фоновой звездой. Исследователи представили доказательства, подтверждающие их гипотезу, в статье, опубликованной в Интернете 19 мая в репозитории препринтов arXiv.

HD 131399 Ab был обнаружен в июле 2016 года с помощью устройства формирования изображений SPHERE на Очень большом телескопе Европейской южной обсерватории (ESO) в Чили. Расположенный примерно в 316 световых годах от Земли, объект первоначально был классифицирован как экзопланета, вращающаяся вокруг своей родительской звезды HD 13139.9 A каждые 550 лет на расстоянии около 80 а.е. от хозяина. Звезда входит в тройную систему HD 131399 в созвездии Центавра.

Повторный анализ имеющихся данных SPHERE, а также новые фотометрические и спектроскопические наблюдения, проведенные с использованием двух других инструментов, заставили исследователей подвергнуть сомнению наши текущие знания о HD 131399 Ab. Группа под руководством Эрика Нильсена из Института SETI повторно исследовала этот объект с помощью устройства формирования изображения Gemini Planet Imager (GPI), установленного на Южном телескопе Gemini в Чили, устройства формирования изображений ближнего инфракрасного диапазона NIRC2, установленного на телескопе Keck II на Гавайях, а также прибора SPHERE. для получения цветов, спектров и астрометрии для HD 131399 Аб.

«Анализ данных показывает неожиданные спектроскопические и астрометрические результаты, которые мотивировали повторный анализ некоторых из уже опубликованных данных, полученных с помощью VLT/SPHERE», — написали астрономы в статье.

После обнаружения HD 131399 Ab была классифицирована как молодая и массивная планета. Астрономы обнаружили, что HD 131399 Ab имеет возраст около 16 миллионов лет и массу примерно в четыре массы Юпитера. Новое исследование, основанное на данных, собранных в 2017 году, представляет гипотезу о том, что объект является карликовой звездой класса K или M.

Анализируя космическую скорость HD 131399 Ab, исследователи исключили возможность того, что объект является связанной планетой. По мнению авторов статьи, вероятность того, что HD 131399 Ab является фоновым объектом, примерно в 43 000 раз выше, чем вероятность того, что это связанная планета.

Команда также исключила другие гипотезы, такие как возможность того, что HD 131399 Ab является планетой или объектом планетарной массы в процессе выброса из системы.

«Мы отмечаем, что это очень маловероятно априори, поскольку вероятность наблюдения звезды возрастом 16 млн лет в тот момент, когда она выбрасывает свою планету, очень мала», — пишут исследователи.

По мнению группы, наиболее правдоподобной гипотезой является то, что HD 131399 Ab является фоновой звездой. Они обнаружили, что спектры и величины объекта, полученные с помощью GPI, и пересмотренные данные SPHERE в основном согласуются с карликом K или M, наиболее вероятными кандидатами на роль фонового объекта.

«По сравнению с предсказанными фоновыми объектами, взятыми из галактической модели, мы обнаружили, что это собственное движение высокое, но согласуется с верхними 4 процентами самых быстро движущихся фоновых звезд. Из нашего анализа мы заключаем, что HD 131399 Ab — фоновый карлик K или M», — заключили авторы.

Дополнительная информация:
Доказательства того, что планета HD 131399 Ab, полученная прямым изображением, является фоновой звездой, arXiv:1705.06851 [astro-ph.EP] arxiv.org/abs/1705.06851

Abstract

Мы представляем доказательства того, что недавно открытая планета HD 131399 Ab, полученная прямым изображением, является фоновой звездой с ненулевым собственным движением. На основе новых фотометрических и спектроскопических данных JHK1L, полученных с помощью Gemini Planet Imager, VLT/SPHERE и Keck/NIRC2, а также повторного анализа данных открытия, полученных с помощью VLT/SPHERE, мы получаем цвета, спектры и астрометрию для HD 13139. 9 Аб. Более широкий охват длин волн и более высокое качество данных позволяют нам повторно исследовать его состояние. Его спектральное распределение энергии в ближнем инфракрасном диапазоне исключает спектральные типы позже L0 и согласуется с карликом K или M, которые являются наиболее вероятными кандидатами на фоновый объект в этом направлении при наблюдаемой видимой величине. Если бы это был физически связанный объект, проекционная скорость HD 131399 Ab превышала бы скорость убегания, учитывая массу и расстояние до HD 131399 A. Мы показываем, что HD 131399 Ab также не следует ожидаемому пути неподвижной фоновой звезды на бесконечном расстоянии. Решая собственное движение и параллакс, необходимые для объяснения относительного движения HD 131399 Ab, мы находим собственное движение 12,3 мсек. дуги в год. По сравнению с предсказанными фоновыми объектами, взятыми из галактической модели, мы находим это собственное движение высоким, но согласующимся с 4% самых быстро движущихся фоновых звезд. Из нашего анализа мы заключаем, что HD 131399 Ab является фоновым карликом K или M.