Идея о шарообразности земли появилась в: Идея шарообразности Земли. История естествознания в эпоху эллинизма и Римской империи

Идея шарообразности Земли. История естествознания в эпоху эллинизма и Римской империи

Идея шарообразности Земли

Следует указать на одно обстоятельство, имевшее первостепенное значение для становления географической науки. Согласно представлениям Гекатея, Геродота и других ученых VI–V вв., вся ойкумена представлялась в виде диска или плоской лепешки, на которой континенты (Европа, Азия и Ливия), моря, реки и горы располагались достаточно произвольным образом. У Гекатея этот диск считался окруженным мощной круговой рекой — Океаном (представление, идущее еще от Гомера и Гесиода). Геродот ставит под сомнение существование Океана, и количество описываемых им географических объектов существенно увеличивается, но общая схема ойкумены остается у него прежней. От представления о шарообразности Земли эти ученые стояли еще очень далеко.

Идея шарообразности Земли зародилась, по-видимому, в пифагорейской школе, а потом и за ее пределами, среди ученых, занимающихся астрономией. Эта идея уже четко формулируется Платоном[125], причем можно думать, что Платон, сначала общавшийся с Архитом, а потом с Теэтетом и Эвдоксом, заимствовал ее у них. Но у Платона еще нет попыток обоснования шарообразной формы Земли или оценок ее размеров. Все это мы впервые находим у Аристотеля (этим вопросам посвящена последняя глава второй книги трактата «О небе»)[126]. Помимо физических соображений, состоящих в том, что все тяжелые тела, стремящиеся к центру космоса, располагаются равномерно вокруг этого центра, Аристотель указывает на


следующие эмпирические факты, свидетельствующие в пользу шарообразности Земли. Во-первых, это тот факт, что во время лунных затмений граница между освещенной и затемненной стороной Луны имеет всегда дугообразный характер. Во-вторых, это хорошо известный факт смещения небесного свода при передвижении из одного места на поверхности Земли в другое. «Так, — пишет Аристотель, — некоторые звезды, видимые в Египте и в районе Кипра, не видны в северных странах, а звезды, которые в северных странах видны постоянно, в указанных областях заходят»[127]. То, что такие изменения небосвода происходят при небольших перемещениях по поверхности Земли, указывает, по мнению Аристотеля, на сравнительно небольшие размеры земного шара. Далее Аристотель ссылается на некоторых математиков, не называемых им по имени, которые оценивали длину окружности Земли в 400 тыс. стадиев.

Можно считать несомненным, что не только определение окружности Земли, но и аргументы в пользу ее шарообразности (за исключением чисто физических) были заимствованы Аристотелем у кого-то из математиков. У кого же именно? По-видимому, у Эвдокса или у кого-нибудь из его школы (Каллиппа?). Но как раз Эвдокс был тем ученым, который, будучи привержен идее шарообразности Земли, постарался обосновать эту идею с помощью астрономических наблюдений. Страбон свидетельствует о том, что Эвдокс наблюдал с о-ва Книд звезду Канопус (а созвездия Киля)[128], которая впоследствии была использована Посидонием для определения размеров земного шара. Естественно предположить, что наблюдения Канопуса Эвдоксом служили той же цели.

К сожалению, о достижениях Эвдокса в области географии мы можем только гадать, потому что его сочинения до нас не дошли (хотя Страбон неоднократно ссылается на его труд, в котором, помимо прочего, содержалось подробное описание Греции)[129].

Но есть одна вещь, которую мы можем приписать Эвдоксу с довольно высокой степенью вероятности. Это учение о зонах (или поясах), излагаемое Аристотелем в «Метеорологике»[130]. Аристотель выделяет на земном шаре пять климатических зон: две полярные (арктическую и антарктическую), две умеренные (в северном и соответственно южном полушарии) и одну экваториальную.

Экваториальная зона отделена от умеренных зон тропиками, а умеренные зоны отграничены от полярных полярными кругами. По мнению Аристотеля, только умеренные зоны пригодны для обитания людей:, в полярных зонах люди не селятся из-за холода, а в экваториальной — из-за жары. Мы живем в северном умеренном поясе; в южном умеренном поясе тоже могут жить люди, только y нас с ними нет никакой связи, поэтому о них мы ничего не знаем.  Учение о земных зонах не было, по всей видимости, изобретением Аристотеля. Ему предшествовало предоставление о небесных кругах, которое было отчетливо осознано греческими астрономами по крайней мере в V в. Понятие небесных тропиков было теснейшим образом связано с понятием эклиптики; между тем источники сообщают, что афинский астроном второй половины V в. Эйнопид не только имел представление об эклиптике, но, возможно, пытался измерить угол наклона плоскости эклиптики к плоскости экватора[131]. О Полярном круге, который в то время отождествлялся с кругом не заходящих за горизонт звезд, было известно уже давно. И вот, когда утвердилась идея шарообразности Земли, эти круги были спроектированы на земной шар, выделив на нем несколько поясов, которые естественным образом стали рассматриваться в качестве климатических зон. Подобная проекция небесных кругов на Землю явилась, по всей видимости, заслугой Эвдокса.

Здесь следует сделать такое замечание. Экватор и тропики были теми кругами, которые могли быть определены на земном шаре достаточно точно. Так, тропик Рака (северный тропик) был кругом, на котором вертикальные предметы не отбрасывают тени в момент летнего солнцестояния, поскольку солнце стоит в это время прямо над головой. Соответственно, на тропике Козерога (южном тропике) солнце стоит над головой во время зимнего солнцестояния. Иначе обстояло дело с полярными кругами, если определять их как круги звезд, всегда находящихся над горизонтом. Эти круги зависят от положения наблюдателя. Для Аристотеля, находившегося в Греции, Северный полярный круг проходил где-то через центральные области современной России. Севернее этих областей, по мнению Аристотеля, лежали необитаемые холодные страны.

Таким образом, говорит Аристотель, нелепо изображать обитаемую землю (ойкумену) в виде круглого диска. Ойкумена ограничена по высоте — с севера и с юга. Если же идти по ней с запада на восток, то при условии, что нам не помешают морские пространства, мы придем в ту же точку только с другой стороны. Таким образом, ойкумена это не диск, не овал, не прямоугольник (как полагал историк IV в. Эфор), но, скорее, замкнутая лента, на которой суша чередуется с морями. Если же учитывать только известную нам часть ойкумены (от Индии до Геракловых Столпов с востока на запад и от Меотиды до Эфиопии с севера на юг), то окажется, что ее длина относится к ширине примерно как пять к трем.

В «Метеорологике» разбираются многие вопросы, имеющие прямое отношение к физической географии. Так, Аристотель делает ряд глубоких замечаний о круговороте воды в природе, о периодической смене суши и моря, об изменении течения рек. Объяснения же многих других явлений кажутся нам теперь смехотворно наивными.

Описательной географии Аристотель уделяет мало места: эта наука его, по-видимому, вообще не интересовала. Об Океане он почти ничего не говорит и не упоминает о таком явлении, как приливы и отливы (вероятно, оно осталось ему совершенно неизвестным). Утверждая, что самые большие реки стекают с самых высоких гор, Аристотель приводит в подтверждение этого несколько примеров. В целом же географические пассажи, встречающиеся в «Метеорологике», содержат мало конкретных сведений, которые обнаруживали бы сколько-нибудь существенный прогресс по сравнению с Геродотом.

Как рождается идея

Как рождается идея
26 марта, 12:24Я имею в виду не ИДЕЮ, а штуку вполне узкую и конкретную: идею романа, идею персонажа. В основе каждого сочинения всегда есть некая соринка, которую занесло ветром автору в глаз. Автор моргает, глаз чешется и слезится. Потекла слеза, капнула на

Идея местничества

Идея местничества
Из того же местнического счета открывается и идея местничества, строго консервативная и аристократическая. Позднейшие поколения родословных людей должны были размещаться на службе и за столом государя, как размещались первые поколения. Отношения

Идея власти

Идея власти
Так рано зародилось в голове Ивана политическое размышление — занятие, которого не знали его московские предки ни среди детских игр, ни в деловых заботах зрелого возраста. Кажется, это занятие шло втихомолку, тайком от окружающих, которые долго не

Глава 3. Идея

Глава 3. Идея
Сила, способная вывести страну из кризиса, может возникнуть в результате объединения разрозненных частей в целое. Для этого нужно привести в движение социальные энергии. Это, в свою очередь, требует цельного мировоззрения, дающего объяснение происходящим

Стержневая идея

Стержневая идея
Стержнем христианства для Иоанна была идея любви и жизни, которые, в конечном итоге, представляют собой одно и то же. Его догматика сводится к одному–единственному утверждению: Бог прежде возлюбил нас; а его этика — к одному–единственному увещанию:

ИДЕЯ МОНАРХИИ

ИДЕЯ МОНАРХИИ
Основная, самая основная идея русской монархии ярче и короче всего выражена А. С. Пушкиным — уже почти перед концом его жизни:«Должен быть один человек, стоящий выше всего, выш е даже закона».В этой формулировке «один человек», Человек с какой-т о очень большой

LVI. Основание общественного порядка у балтийских славян: система дробления земли на волости (жупы), их связь с городами. — Дробление Стодорской земли (Бранденбургии) в Х в. — Дробление земли Бодрицкой

LVI. Основание общественного порядка у балтийских славян: система дробления земли на волости (жупы), их связь с городами. — Дробление Стодорской земли (Бранденбургии) в Х в. — Дробление земли Бодрицкой
Мы изучили в главных чертах, насколько позволяли указания современных

Идея «воли»

Идея «воли»
«Глубокое невежество подавляющего большинства русского провинциального дворянства первой четверти XIX века, его упорное нежелание принимать активное личное участие в хозяйственной, общественной и культурной жизни своего уезда, своей губернии и своего

«Великая идея»

«Великая идея»
Зрелость и компетентность страны, которые, казалось, смогла доказать олимпиада-1896, через год были грубо растоптаны. Породил «великую идею» греческий национализм. Когда Афины заявляли о себе как о европейской столице, группа греческих офицеров начала

Фантастическая идея

Фантастическая идея
Тут и проявились вновь его склонности к авантюрам и немалые научные знания. Красин был горячим поклонником фантаста, ученого и социал-демократа Богданова, который вполне серьезно считал, что бессмертия можно добиться на самом деле. Он утверждал:

2. Идея войны и идея договора

2. Идея войны и идея договора
Феодализм оставил обществам, которые пришли ему на смену, рыцарство, превратившееся в знать. В силу своего происхождения эта знать гордится своим воинским предназначением, символизирует которое право на ношение шпаги. Знать особенно дорожит

Русская идея

Русская идея
Сопряжение духовности и коллективизма проявляется в русской идее в стремлении к абсолютной справедливости. В книге, посвященной исследованию ценностей русского народа, отечественный исследователь Н. А. Бенедиктов отмечает:
«Социологические исследования

Ключевая идея

Ключевая идея
9. У всех возможных патриотических альтер-кандидатов, несмотря на их таланты, теоретические заслуги и деловые качества, жизненный опыт и потенциальную гениальность, есть принципиальнейший недостаток — они нуждаются в проверке их способности быть

Развитие астрономии в античности — часть II

РАЗВИТИЕ АСТРОНОМИИ В АНТИЧНОСТИ — ЧАСТЬ II

                                                 (Начало статьи «Астрономия, география и феномен науки»)       

 

В Древнем Вавилоне считалась аксиомой, что является большим островом круглой формы со всех сторон, омываемым безбрежным мировым океаном. Небесный свод с закрепленными на нем планетами и звездами нависает над всем пространством в виде твердой оболочке, а солнце ежедневно путешествует между телами.

Известно, что еще 18 столетий до н.э. Вавилонским ученым удалось установить даты солнечных и лунных затмений. Очевидно, что без знания основных элементов тригонометрии, им не удалось бы этого сделать. Из этого можно судить о высоком уровне развития астрономии и математики в Вавилоне.

В Древней Греции человеческий разум впервые осознал свою силу и люди стали заниматься наукой не только потому, что это нужно, но и потому, что это интересно, ощутили «радость познания», по выражению Аристотеля. Первые ученые стали называться философами, т.е. «любителями мудрости», и в греческом обществе возникла потребность в учителях мудрости, для удовлетворения которой появилась профессия ученого и учителя.

Академия Платона и лицей Аристотеля были первыми в мире учебно-научными учреждениями, предшественниками современной высшей школы. Постепенно в Древней Греции появились специалисты и более узкого профиля: инженеры, врачи, астрономы, математики, географы и историки, а также научные учреждения типа Александрийского музея, предшественника современных научно-исследовательских институтов. Вместе с тем здесь зародилась научная информация в виде научных сочинений, лекций, диспутов и переписки ученых.

Итак, в Древней Греции возникли систематические научные исследования, научное преподавание, появились специалисты-ученые и научная информация.

Предшественники Аристотеля, древнегреческие ученые мыслители – Гераклит, Демокрит и Пифагор использовали научные методы для определения движения пространственных объектов. Греческий мыслитель Гераклит Эфесский (ок. 544-470 гг до н.э.) опираясь на логику утверждал, что с течением времени мир всесторонне развивается.

По мнению Демокрита, (ок. 460-370 гг. до н.э.) Вселенная состоит из бесчисленных миров, созданных сталкивающимися между собой атомами. Многие из этих миров только в процессе рождения, другие развиваются, а некоторые разрушаются. Демокрит считал, что Млечный путь состоит из скопления миллиардов звезд, из-за чего, во Вселенной, хоть и не часто, происходят катастрофы.1

            
  Гераклит Эфесский (ок. 544-470 д.н.э.)                                 Демокрит (ок. 460-370 д.н.э.)                                     

Греческие мыслители, создавшие первые естественнонаучные теории о происхождении и строении мира, сначала представляли Землю в виде круглого или овального диска, плавающего на поверхности безграничного океана. Но уже в V в. до н.э. Парменид выдвинул чисто умозрительное предположение о шарообразности Земля. Убедительные доказательства этой гипотезы были приведены в сочинениях великого ученого древности Аристотеля, который отмечал, что математики, вычислявшие длину земной окружности, считают ее величину равной 400 тыс. стадиев (т. е. примерно в 60 тыс. км.).

С малых лет воспитанием и обучением будущего великого греческого ученого Пифагора (ок. 580-500 до н.э.) занимались, такие выдающиеся личности, как Гермодамасть, философы Ферекид и основатель первой философской школы Фалес.

Именно в Египте, получавший начальное образование Фалес для определения циклов солнечных и лунных затмений стал изучать геометрию. Он на глаз мог, точно определить расстояние от судна в море до берега.

Знание математики и астрономии, приобретенные им в Египте, получили впоследствии широкое распространение в Греции. В Милете ученик Фалеса (640-556 до н.э.) известный географ и астроном Анаксимандр (ок. 610-546 гг. до н.э.) передал свои знания Пифагору.

      
           Анаксимандр (VI век д.н.э..)                                    Фалес Милетский (640-556 д.н.э.)

Кстати, хочу отметить, что именно Анаксимандр создал первую в истории астрономии геоцентрическую модель Вселенной с орбитами светил вокруг солнца, что позволяло понять геометрию движений Солнца, Луны и звезд. Ввел в употребление глобус. Как считается, он также составил первую карту Земли (которая до нас не дошла, но может быть восстановлена по описаниям древних авторов) с указанием сторон света.1

По утверждению Эратосфена, создателем первого изображения Земли был Анаксимандр один из первых древнегреческих философов-материалистов. В V в. до н.э. картографические изображения Земли перестают быть в Греции единичными явлениями. Историк Геродот (ок. 484-425 гг. до н.э.) в своем труде, посвященном истории греко-персидских войн, прямо говорит о множестве изображений обитаемой Земли (которые греки называли «обходом Земли») и описывает одно из них, которое Аристагор, тиран Милета, брал с собой около 500 г. до н. э. в Спарту, где он пытался склонить царя Клеомена к участию в восстании малоазиатских греков против персидского господства. Аристагор «беседовал с Клеоменом с медной доской в руках; на доске вырезаны были обход всей Земли, все моря и все реки». В комедии «Облака» (423 г. до н. э.) знаменитого афинского драматурга и поэта Аристофана уже говорится о карте вселенной в школе Сократа, о том, как изображены на ней города, области и острова Греции.

Почти одновременно с материалистическими представлениями ионийцев возникло идеалистическое направление в философии, развитое Пифагором (ок. 580-500 гг до н.э.) и его учениками. Личность Пифагора окутана туманом легенд, и многие историки науки и философии считали самого Пифагора мифической личностью. Однако именно о нем сохранилось достаточное количество сведений биографического характера. Пифагор происходил из аристократического рода, ведущего свою родословную от мифического Геракла. Уроженец острова Самос, он принимал участие в политической борьбе аристократов и демократии на стороне аристократии и вынужден был бежать в Италию, где основал тайный союз. В политической борьбе союз был разгромлен, а Пифагор, по одним сведениям, был убит, по другим — умер в новом изгнании. Однако пифагорейская школа продолжала существовать и после смерти учителя. С ней связаны имена знаменитого философа Сократа (кон. V – нач. IV в. до н.э.) и астронома Аристарха Самосского, жившего в конце IV и первой половине III в. до н.э.

Пифагор (ок. 580-500 д.н.э.)


Пифагор, совершивший в то время странствие по острову Лесбос, Финикии, Египту и Вавилону получил доступ в хранилища исторических документов.

12 лет он прожил в Вавилоне, жадно впитывая речи халдейских жрецов-нумерологов, научивших его, помимо всего прочего методике глубокого усвоения знаний. Благодаря этой методике ему удалось полностью овладеть знаниями по астрономии, астрологии, медицине и математике.1 Впоследствии формирование нумерологии как науки связывают с его именем.

Он вместе со своими учениками, пифагорийцами, не сколько решал прикладные задачи, сколько исследовал математические закономерности, концепции или общие принципы, лежащие в основе мироздания. Примерами тому являются пресловутые «Пифагоровы штаны» (теорема Пифагора) и таблица умножения. Пожалуй, важнейшим выводом Пифагора был тот, что всю Вселенную можно выразить через числа. В городе Кротоне на острове Сицилия он открывает свою школу, где впервые озвучивает свою мысль о том, что Земля имеет форму шара. Считая число 10 идеальным, он объявляет, что на небе должно быть десять планет, хотя в то время за исключением Земли были известны только Солнце, Луна и еще пять планет.

Пифагор утверждал, что Земля имеет форму шара без всякой опоры висящего в пространстве. Аристотель (384-322 гг. до н.э.)  в произведении «О небе» указал длину земной окружности, отметив, что ее радиус, по современным мерам измерение равен 10000 км. По его мнению, земля, вода, воздух и огонь состоят из вечного, жизни проницаемой материи – эфира.

Греки были убеждены, что обитают на острове, омываемым вечно циркулирующими океаническими волнами.1

Аргументы против идеи движения Земли имеются в произведениях Аристотеля и Птолемея. Так в своем трактате «О небе» Аристотель обосновывает  неподвижность Земли тем, что на вращающейся Земле брошенные вертикально вверх тела, не могли бы упасть в ту же точку, из которой началось их движение, поверхность Земли сдвигалась бы под брошенным телом. При условии вращения Земли вокруг своей оси, ветры, дующие в обратную сторону, сдули бы все предметы в западном направлении.2

Нет никаких сомнений в том, что все эти гипотезы и научные доказательства мудрецов Древности по астрономии и строению Земли, значительно облегчили работу ученых будущего. До нашего времени дошли несколько трудов Аристарха Самосского (ок. 320-230 гг до н.э.). В одном из этих манускриптов им был определен размер угла между Солнцем и Луной. Также он попытался установить расстояние от Земли до Солнца и Луны. Согласно его расчетам Расстояние от Земли до Луны равнялось 19 земным радиусам. Расстояние до Солнца в 19 раз больше. С учетом подобного значительного удаления Солнца от Земли ученый пришел к выводу о том, что «…неподвижные звезды и Солнце не меняют своего расположения в пространстве, а Земля постоянно вращается вокруг Солнца». В последствии и Архимед высказывался по поводу этой гипотезы. Из этого следует, что идея об обращении Земли вокруг Солнца была выдвинута Аристархом, за долго до Николая Коперника. Однако польский ученый привел научные доказательства этой идеи.

       
     Аристарх Самосский проводит опыт                         Платон и Аристотель «Афинская школа»

Однако для дальнейшего научного прогресса потребовалось существенное пополнение знаний по математике, астрономии и географии. В эволюции этих областей знаний  незаменимую роль в истории человечества сыграли такие видные личности, как Аристотель, Гиппарх, Птолемей, Эвклид, Архимед и Эратосфен. В ту эпоху даже самые незначительные научные достижения воспринимались, как великие открытия.

В V–IV вв. до н.э. античная география добилась удивительных успехов. Величайшими ее достижениями были учение о шарообразности Земли и теория единства Мирового Океана. Идею о сферичности нашей планеты первым выдвинул философ Парменид из города Элеи (VI в. до н.э.), однако это был чисто умозрительный вывод.

Астроному, философу и географу Эвдоксу Книдскому (408-353 гг до н. э.), как считает А. Б. Дитмар, принадлежит вероятно, первая попытка научного доказательства шаровидности Земли.1 Возможно, Эвдокс ввел в научный обиход термин «горизонт» и первый стал определять географическую широту местности. Ему же согласно мнению ряда истории-географов мы обязаны, первым, правда сильно завышенным определением длины окружности нашей планеты – 400 тыс. стадиев, т.е. 63-70 тыс. км, в зависимости от того, какую длину стадия принять (157,5 или 176 км). Аргументы Эвдокса – круглая Земная тень на Луне при ее затмении, расширение кругозора при подъеме на гору, изменение звездной панорамы относительно горизонта придвижении наблюдателя к югу или северу использовал Аристотель из Стагиры (ок. 384-322 до н.э.) для обоснования вывода о том, что Земля – шар.

 

                        (продолжение статьи – «Революционные открытии античных ученых»)


 

                                                                          Писатель-исследователь Рамиз Дениз

                                                                    Президентский стипендиат по литературе,

                                                                    лауреат премии «Золотой перо».

 

email: [email protected],

          [email protected]


 


       1 Д. К. Самин. Сто великих ученых. Москва, «Вече», 2002. стр.8

        1 Н. А. Кун. Легенды и сказания Древней Греции и Древнего Рима. Москва, «Правда», 1990. стр.25

       2  Д. К. Самин. Сто великих научных открытий. Москва, «Вече», 2002. стр. 257

18982

Формирование Вселенной I – Планета Земля

Возраст от 11 до 16 лет

Статья Джилл Ховард

Опубликовано в 2007 г. Пересмотрено в 2011 г.
форма и структура Вселенной, в которой мы живем. Земля плоская?
или круглый? Планеты вращаются вокруг Земли или Солнца? какая
форма их орбит? Где находятся звезды по отношению к
планеты? Математика всегда играла решающую роль в этом стремлении.
Это все очень хорошо, глядя на звезды, но вам нужно
математические теории и системы, чтобы понять все это. Довольно
история астрономии касается использования самых основных форм
— круги, сферы и т. д. — и все же люди сильно расходятся во мнениях
из-за нашей неспособности на самом деле увидеть, какой формы вещи.
Это первая статья из серии статей о том, как астрономы
веками пытались визуализировать окружающий нас космос.

Пифагор, как и многие древние греки, считал, что круги и
сферы были самой совершенной формы и поэтому земля
и все небесные объекты должны быть сферическими. Так что его модель была
исходя из эстетических соображений — он считал, что самое красивое
и «гармоничная» форма должна быть истинной формой земли. Он сделал
не пытался доказать это, потому что просто казалось естественным, что
мир должен быть геометрически совершенным. Если бы вы могли представить себе
если бы мир был любой другой формой, которую вы считаете красивой, что бы
быть? Как вы могли проверить, была ли это правильная форма?
не объезжая весь мир и не глядя на него
из космоса? Взгляните на некоторые различные формы земли здесь
. Чтобы узнать больше о Пифагоре, см. наши предыдущие статьи здесь
и тут
.

Аристотель тоже считал, что мир сферический, но использовал
наблюдения, чтобы доказать, что это было правдой. Он указывал, что когда
Земля отбрасывает тень на Луну во время лунного затмения,
тень всегда круглая. Можете ли вы подумать, почему это доказывает, что
Земля была сферой? Попробуйте визуализировать, как будет выглядеть тень
если бы Земля была плоским диском. Что будет с тенью, если
вы наклоняли или вращали диск в разные стороны? Ты мог
даже попробуй это с лампой в затемненной комнате и немного по другому
фигуры, изображающие землю.

Как видите, единственная форма, которая всегда
круглая тень — это сфера. Еще Аристотель заметил, что люди
мог видеть разные звезды и созвездия в зависимости от того, как далеко
к северу или к югу они были, так что это также предполагало, что земля была
сферический.

Если вы смотрели фильм Пираты Карибского моря: на мировом уровне
конец, где корабль падает с края мира над
гигантский водопад, то вы узнаете, что многие люди привыкли
думать, что земля была плоской. Хотя астрономы знали, что это
круглый, это не убедило многих простых людей, которые были
боится заплыть слишком далеко и впасть в забвение. Не могли бы вы
подумайте о некоторых причинах, по которым идея о плоской Земле казалась такой
правдоподобно для стольких людей?

Сегодня мы знаем, что Земля сферическая, потому что мы
способен очень точно измерить ее кривизну и даже увидеть ее с
пространство. Однако мы также знаем, что это не идеальная сфера, и
это было предсказано Исааком Ньютоном как следствие его теории
гравитации. На самом деле земля немного выпирает вокруг
средней и немного более плоской на северном и южном полюсах.
 

Следующая часть этой серии статей
Создавая Вселенную II — Солнечная система, где мы будем
глядя на то, как астрономы на протяжении веков визуализировали и моделировали
другие планеты и объекты, окружающие Землю.
 

Откуда мы знаем, что Земля не плоская?

Один из самых популярных вопросов, которые нам задают посетители мобильного планетария после шоу? «Откуда мы знаем, что Земля не плоская?»

Многие чувствуют себя немного глупо, задавая этот вопрос, поскольку тот факт, что наша планета круглая, был одной из первых вещей, которые мы все узнали в школе. Но я считаю, что мы, как преподаватели, должны чувствовать себя счастливыми, когда наши учащиеся высказывают свои сомнения и задают вопросы «почему» в отношении фундаментальных фактов. Мы не хотим, чтобы дети просто принимали и запоминали научные понятия, мы хотим, чтобы они сомневались в них, мы хотим, чтобы они требовали доказательств. Это способ взращивания научного ума. В конце концов, мы можем совершенно ошибаться в отношении всего порядка вещей во Вселенной.

Проблема в том, что там, где мы живем, мы получаем очень искаженную картину Мира. Когда мы смотрим вокруг, все, что мы видим, это плоская земля, неподвижная Земля с Солнцем и планетами, вращающимися вокруг нее. Потребовалось много времени, годы наблюдений и множество новаторских идей, чтобы дать нам современный взгляд на Вселенную. А сферическая форма Земли была одной из первых загадок, которые человечество разгадало.

Кто первым заметил, что Земля имеет 9-й виток0040

Все ранние культуры, казалось, разделяли веру в Плоскую Землю. Мы знаем мифы о Земле в форме тарелки, плавающей в океане или удерживаемой слонами, стоящими на черепахе. Китайцы считали, что Земля плоская и квадратная и окружена небесами.

Постепенно представление о плоской Земле уступило место сферической Земле.

Сейчас уже невозможно сказать, кто первый указал на это. Пифагору, известному греческому эрудиту, обычно приписывают открытие сферической формы Земли, хотя вполне вероятно, что эта идея была известна за некоторое время до него.

Более ста лет спустя другой греческий ученый, Аристотель, наконец предоставил нам наблюдательное доказательство того, что Земля имеет сферическую форму! Вы можете прочитать перевод его оригинального текста здесь http://www.sacred-texts.com/cla/ari/oth/oth36.htm.

Прошел еще один век, прежде чем кто-то измерил размер сферы! Эратосфен, еще один гениальный грек, довольно точно измерил окружность Земли, используя только простую геометрию.

В конце концов сэр Исаак Ньютон понял, что Земля не идеальная сфера, а слегка сжатая! Эта форма теперь называется сплюснутым сфероидом.

Итак… как доказать, что наша планета сферическая

Кажется, самый простой способ — подняться в космос и хорошенько все разглядеть.

Советский космонавт Алексей Леонов, первый человек, вышедший в открытый космос, описал свой опыт так: «Земля была абсолютно круглой. Кажется, я никогда не знал, что означает слово «круглый», пока не увидел Землю из космоса».

Но если вы не проходите обучение космонавтам, вам, скорее всего, понадобится план Б.

Смело выбирайте из списка или придумывайте свои!

  1. Корабли. (Это одна из первых забавных вещей, которые я узнал в школе) Наблюдайте, как корабль покидает порт и направляется в открытое море. Вы увидите, как корабль не только становится меньше, но и «погружается в воду», скрываясь за горизонтом (начиная с нижней части).
  2. Путь Магеллана. Отправляйтесь в кругосветное путешествие и вернитесь в ту же точку, откуда стартовали. Для этого даже есть термин кругосветка! Хотя очень надеюсь, что вам повезет больше.