Содержание
Земля в иллюминаторе видна…
Космический корабль является сложной инженерной системой, включающей в себя множество различных приборов, блоков, конструкций, кабелей, проводов, назначение которых не совсем понятно простому человеку… Это не относится, пожалуй, к иллюминаторам, наличие и назначение которых в космическом корабле не вызывает вопросов, ведь в них смотрели герои научно-фантастических рассказов Герберта Уэлса и Жюля Верна задолго до начала освоения человеком космического пространства, создания и запуска космических кораблей.
Кабина космического корабля ‘Буран’
Иллюминаторы являются одновременно конструктивным элементом оболочки космического аппарата и оптическим устройством. С одной стороны, они служат для защиты приборов и экипажа от воздействия внешней среды, с другой — обеспечивают возможность работы различной оптической аппаратуры и визуальное наблюдение.
Стекло разрушается не так как другие материалы. При разрушении появляется трещина, а прочность стекла зависит, главным образом, от состояния его поверхности. Для улучшения светопропускания стекла космических кораблей просветляются многослойным просветляющим покрытием. В их состав могут входить окись олова или индия. Такие покрытия увеличивают светопропускание на 10-12% и наносятся методом реактивного катодного распыления. В полете иллюминаторы могут загрязняться и с наружной стороны. Разработчики межпланетных космических станций из НПО имени C.А. Лавочкина рассказывают, что при полете космического аппарата к одной из комет в ее составе было обнаружены два ядра. Это было признано важным научным открытием. Потом выяснилось, что второе ядро появилось вследствие запотевания иллюминатора, приведшего к эффекту оптической призмы.1
К стеклам иллюминаторов предъявляют особые требования — они не должны изменять светопропускания при воздействии на них ионизирующего излучения от фоновой космической радиации и космических излучений, в том числе — в результате вспышек на Солнце. Поглощение излучения стеклом может привести к образованию так называемых «центров окраски», то есть к уменьшению исходного светопропускания. Люминесценция стекла создает дополнительный фон, что понижает контрастность изображения, увеличивает отношение шума к сигналу и может сделать невозможным нормальное функционирование аппаратуры, поэтому стекла, применяемые в оптических иллюминаторах, должны обладать, наряду с высокой радиационно-оптической устойчивостью, низким уровнем люминесценции.
Среди факторов космического полета одним из наиболее опасных для иллюминаторов является микрометеорное воздействие. Оно приводит к быстрому падению прочности стекла, ухудшаются его оптические характеристики. Уже после первого года полета на внешних поверхностях долговременных орбитальных станций были обнаружены кратеры и царапины, достигающие полутора миллиметров. Если большую часть поверхности можно заэкранировать от метеорных и техногенных частиц, то иллюминаторы так не защитишь. В определенной степени спасают бленды, устанавливаемые иногда на иллюминаторы, через которые работают, например, бортовые фотоаппараты. Наиболее радикальное и надежное решение — прикрыть снаружи иллюминаторы космического корабля управляемыми крышками. Такое решение было применено, в частности, на советской орбитальной станции второго поколения «Салют-7». Проблемами микрометеоритного воздействия на элементы конструкции космических аппаратов, в том числе и на иллюминаторы, активно занимался и занимается до сих пор профессор Самарского государственного аэрокосмического университета имени академика С.П. Королева Л.Г. Лукашев.
В еще более тяжелых условиях работают иллюминаторы спускаемых аппаратов. При спуске в атмосфере они оказываются в облаке высокотемпературной плазмы. Кроме давления изнутри отсека на иллюминатор при спуске действует внешнее давление, а потом следует приземление — часто на снег, иногда в воду. При этом стекло резко охлаждается и в этом случае вопросам прочности уделяют особое внимание.
При создании в СССР первых космических кораблей разработка иллюминаторов была поручена ряду научно-исследовательских организаций, в том числе Государственному специальному проектно-конструкторскому бюро по авиационному остеклению (ГСПКБ), переименованному в 1963 г. в Научно-исследовательский институт технического стекла (НИТС). В производстве «окон во Вселенную» принимали также участие Государственный оптический институт им. С.И. Вавилова, Научно-исследовательский институт резинотехнической промышленности, Красногорский механический завод и ряд других предприятий и организаций. Большой вклад в варку стекол различных марок, изготовление иллюминаторов и уникальных длиннофокусных объективов с большой апертурой внес подмосковный Лыткаринский завод оптического стекла.
Письмо директора ГСПКБ М.Л. Львовского главному конструктору ОКБ-1 С.П. Королеву
о ходе работ по разработке иллюминаторов для объекта «Е-2» (автоматическая лунная станция).
Филиал РГАНТД. Ф.Р-286. Оп.1-8. Д.18. Л.7
Задача оказалась крайне сложной. В свое время производство самолетных фонарей в стране осваивали долго и трудно — стекло быстро теряло прозрачность, покрывалось трещинами.
Помимо обеспечения прозрачности запросы авиационной промышленности в конце 1940 гг. заставили разработать бронестекла, т.к. после Великой Отечественной войны рост скоростей реактивной авиации привел не только к возрастанию требований к прочности, но и к необходимости сохранения свойств остекления при аэродинамическом нагреве. Для космических проектов стекло, которое применялось для фонарей и иллюминаторов самолетов, не годилось — в космическом пространстве не те температуры и нагрузки.
Первые космические иллюминаторы были разработаны в нашей стране на основании Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР № 569-264 от 22 мая 1959 г., предусматривавшего начало подготовки к пилотируемым полетам человека.
Данное постановление и другие директивные указания вышестоящих организаций нашли отражение в документах ГСПКБ за 1959-1980 гг., которые находятся на постоянном хранении в филиале федерального казенного учреждения «Российский государственный архив научно-технической документации» (филиал РГАНТД).
Одним из первых документов является приказ Государственной плановой комиссии № 1138 от 7 июля 1959 г. «О разработке объекта «Восток», в котором руководству ГСПКБ предлагается в короткие сроки обеспечить выполнение работ по разработке стекол, методов их крепления и испытаний согласно постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22 мая 1959 г. № 596-264.2
Бюро получило задание на создание иллюминаторов для возвратного контейнера космического корабля «Восток» и сразу приступило к его разработке. В письме от 4 ноября 1960 г. начальнику Управления авиационной промышленности А.А. Рюмину начальник ГСПКБ М. Л. Львовский докладывает: «В августе 1960 г. бюро изготовило и успешно испытало совместно с ОКБ-1 иллюминаторы, разработанные из нового вида стекла, обладающего защитными свойствами при температуре наружной поверхности до 1100ºС. Прошу разрешения на премирование работников бюро, в том числе В.И. Александрова и В.Д. Корнеева, принимавших непосредственное участие в данной разработке».3
19 апреля 1961 г., уже после совершения Ю.А. Гагариным первого полета на космическом корабле «Восток», М.Л. Львовский в письме к заместителю главного конструктора ОКБ-1 К.Д. Бушуеву пишет: «Совместно в Вами ГСПКБ выполнило порученное ему задание – выдало и отработало рекомендации по конструкции и методам испытаний, обеспечивающих надежную работу иллюминаторов в объекте типа «Восток». В связи с признанием ЦК КПСС и Советом Министров СССР необходимости наградить участников создания космического корабля спутника «Восток» и обеспечения первого в мире успешного полета человека в космос, просим Вашего подтверждения о выполнении ГСПКБ порученного задания и согласия с представлением к награждению сотрудников бюро, принимавших непосредственное участие в выполнении разработки иллюминаторов». 4
Кроме остекления кабин космических кораблей и спускаемых аппаратов ГСПКБ занимался разработкой полимерных материалов для остекления кабин боевых сверхзвуковых самолетов; изысканием прочных и эластичных силикатных клеев для склейки блистеров из органического стекла, которое использовалось в оптических прицелах самолетов и систем самонаведения ракет; полимерных склеивающих материалов для шлемов, противогазов, скафандров летчиков и космонавтов; безосколочных изделий и др. В связи с увеличением комплекса задач, поставленных перед бюро его руководитель С.М. Бреховских в 1963 г. просит разрешить Совет Министров СССР произвести расширение площадей, отведенных институту, а также увеличить сумму ассигнований на постройку Обнинского экспериментального завода (п/я 3841), на котором планировался выпуск малых серий прозрачных элементов летательных аппаратов на базе полимеров в сочетании со стеклом и ситаллами.5
С. М. Бреховских
В дальнейшие годы ГСПКБ были выполнены работы по разработке остекления космического комплекса «Союз», экспериментального пилотируемого орбитального самолета «Спираль», космических аппаратов «Космос-186», «Космос-188», остекления скафандра космонавта для выхода на поверхность Луны.6
Одними из первых разработчиков космического остекления были сотрудники ГСПКБ С.М. Бреховских, В.И. Александров, Х.Е. Серебрянникова, Ю.И. Нечаев, Л.А. Калашникова, Ф.Т. Воробьёв и другие, внесшие большой вклад в развитие современной космической науки. Кроме того, на постоянном хранении в филиале РГАНТД имеется более 30 заявочных материалов на изобретения новых видов стекла С.М. Бреховских, на 18 из которых автору выданы авторские свидетельства и патенты.7
«Простота иллюминатора — это кажущееся явление. Некоторые оптики говорят, что создание плоского иллюминатора — задача более сложная, чем изготовление сферической линзы, поскольку построить механизм «точной бесконечности» существенно сложнее, чем механизм с конечным радиусом, то есть поверхности сферической. И, тем не менее, никогда никаких проблем с иллюминаторами не было», — наверное, это лучшая из оценок для узла космического корабля, особенно если она прозвучала из уст Г.Е. Фомина, в недавнем прошлом первого заместителя Генерального конструктора ГНПРКЦ «ЦСКБ — Прогресс».8
1 По материалам сайта Известия Науки [электронный ресурс] (дата обращения 08.04.2015 г.)
2 Филиал РГАНТД. Ф.Р-286. Оп.1-6. Д.7. Л.93
3 Там же. Д.15. Л.58
4 Там же. Д.25. Л.15
5 Там же. Д.63. Л.35-38
6 Там же. Д. 79, 110, 123,163
7 Там же. Ф.Р-1. Оп.27-5. Д.118; Оп.43-5. Д.2931; Оп.55-5. Д.146; Оп.60-5. Д.2069 и др.
8 По материалам сайта Известия Науки [электронный ресурс] (дата обращения 08.04.2015 г.)
Гл. специалист Л.Е. Антонова
Почему в самолетах иллюминаторы овальной формы?
Это вопрос безопасности или дань красоте? И ждут ли нас какие-то другие изменения в дизайне самолетов?
Отвечает Наталия Русских
ассистент кафедры «Проектирование и прочность авиационно-ракетных и космических изделий» МАИ
Любые углы, а в особенности прямые и острые, а также сварные швы, отверстия и все прочие необходимые особенности конструкции, нарушающие непрерывность материала, выполняют роль концентраторов напряжений. То есть становятся тем слабым местом конструкции, в котором в первую очередь начнут образовываться трещины.
При циклическом нагружении (а каждый полет самолета как раз и является таким циклом) именно эти концентраторы напряжений являются основными факторами, снижающими прочность всей конструкции. Из углов прямоугольного иллюминатора начнут расходиться трещины. И это может привести к потере самолета.
На заре пассажирского реактивного самолетостроения британская компания De Havilland создала лайнер под названием «Комета», совершенно уникальный для 1950-х годов по своим скоростным и техническим характеристикам. Но уже в 1954 году две «Кометы» развалились прямо в воздухе, унеся жизни 56 человек.
Фото: aviation-images.com/Mary Evans Picture Library/East News
В связи с трагедиями начались дополнительные испытания выпущенных самолетов, которые показали, что при циклическом давлении на кабину фюзеляж в конце концов лопается, а трещины образуются именно в прямых углах иллюминаторов.
Уже разработана концепция самолета, у которого не будет ни одного иллюминатора, а вместо них на внешней стороне фюзеляжа будут установлены камеры, транслирующие изображение за бортом на панорамные дисплеи внутри
С тех пор авиаконструкторы отказались от попыток создать самолет с квадратными иллюминаторами. Сегодня их форма варьируется от круглой до овальной. Также появляются проекты пассажирских самолетов вовсе без иллюминаторов.
Например, французская компания Technicon Design разработала концепцию самолета, у которого не будет ни одного иллюминатора, а вместо них на внешней стороне фюзеляжа будут установлены камеры, транслирующие изображение за бортом на панорамные дисплеи внутри.
Возможно, подобные технологии со временем действительно будут внедрены в пассажирское самолетостроение, ну а пока у нас есть возможность любоваться видами Земли сквозь овальные иллюминаторы.
На сайте могут быть использованы материалы интернет-ресурсов Facebook и Instagram, владельцем которых является компания Meta Platforms Inc. , запрещённая на территории Российской Федерации.
самолет
путешествие
факт
интересно
Вопрос: что это?
Вопрос: что это?
Подсказка: назначение — бытовое, время — с XV века до наших дней
4 октября 2022
27 797
Вопрос: что это?
Вопрос: что это?
Подсказка: место — Нидерланды, США, а также северные регионы Европы, время — с XVII до начала XX века
Юлия Скопич
1 октября 2022
62 849
Вопрос: что это?
Вопрос: что это?
И для чего эти точки, похожие на бисер? Подсказка: не для красоты
Юлия Скопич
19 января 2022
Сбежал с трапа: в Домодедово нашли кота, скрывавшегося месяц в аэропорту
15 декабря 2022
В России сделают платежную «Карту туриста»
15 декабря 2022
Йода, Горыныч и «Смешарики»: москвичи продолжают снежный флешмоб
15 декабря 2022
В Приморье обнаружили двух тигрят-сирот
15 декабря 2022
Топ-10 самых маленьких животных: размером с ноготь, палец и ладонь
Сколько ног у сороконожки?
10 самых больших самолетов в мире
Новые Атлантиды
Почему слоны боятся мышей
Самые большие растения в мире: топ-10
Что такое вечная мерзлота и вечная ли она на самом деле
Защитите окна от птиц | The Humane Society of the United States
Вы можете запретить птицам летать в окна
Делиться
Однажды услышав его, вы никогда не забудете этот звук — тошнотворный «стук» птицы, ударяющейся о стекло. Затем вы выходите на улицу, страшась вида прекрасного крылатого существа, неподвижно лежащего на земле под окном. Вы не знаете, чем им помочь. И ты хочешь, чтобы это больше никогда не повторилось. Вы можете.
Прежде всего нужно понять, почему птицы залетают в окна: обычно это происходит потому, что когда они смотрят в окно, то видят отражение неба или деревьев, а не оконное стекло. Они думают, что следуют прямой траектории полета. Эта ошибка может быть смертельной; по крайней мере половина птиц, попавших в окна, умирает от полученных травм или потому, что другое животное убило их, когда они были оглушены и не могли убежать или защитить себя.
Убедитесь, что вы готовы предотвратить следующее столкновение.
Сделать окна видимыми для птиц
Сменить вещи снаружи
- Оконная сетка или световая сетка: Прикрепите ее на расстоянии не менее 2-3 дюймов от окна. Когда экран или сетка натянуты, птицы будут отскакивать (представьте себе батут), не попадаясь.
- Ленты: Прикрепите полоски диаграммной ленты снаружи окна — либо 1/4-дюймовые вертикальные белые полоски (на расстоянии 4 дюйма друг от друга), либо 1/8-дюймовые горизонтальные черные полосы (на расстоянии в один дюйм друг от друга).
- Внешние ставни: Закрывайте их, когда окна не используются.
- Наружные солнцезащитные козырьки или навесы: Устраняют или минимизируют отражение и прозрачность.
- Мыльные или красочные узоры: Нарисуйте узоры на внешней стороне окон мыльной или темперной краской (которую можно стереть губкой, но она не смоется дождем). Вы можете найти трафареты и темперные краски в магазинах товаров для творчества и рукоделия.
- Наклейки и колокольчики: Расположите их близко друг к другу так, чтобы промежутки между ними были не более 4 дюймов в ширину и 2 дюйма в высоту. Вы можете найти наклейки в магазинах товаров для творчества и рукоделия.
- Переместите кормушки и ванночки: Разместите кормушки и ванночки для птиц либо в пределах 3 футов (слишком близко, чтобы столкновение могло привести к летальному исходу) от окон, либо на расстоянии более 30 футов (птицы с большей вероятностью узнают, что окна являются частью окна). дом).
- Противомоскитные сетки круглый год: Если у вас современные окна с двойным остеклением, вы можете оставлять сетки открытыми круглый год, чтобы обеспечить амортизацию, если птица ударит в окно.
- Побелка: Если в вашем сарае или подвале есть окна, рассмотрите возможность их побелки.
Наклейки на окна на Amazon.com
Изменить вещи внутри
- Вертикальные жалюзи: Держите их наполовину (или больше) закрытыми.
- Шторы и шторы: Если вы не смотрите в окно или не хотите впускать дневной свет, держите их закрытыми.
- Освещение: Ночью выключайте свет или закрывайте шторы или жалюзи.
- Защитите ваши окна от птиц: Существуют привлекательные и экономичные методы, которые могут вам помочь.
Думайте о безопасности птиц при строительстве или реконструкции
- Окна из фриттированного стекла: Близко расположенные точки непрозрачного стекла, сплавленные на внешней поверхности, делают их хорошо видимыми для птиц, но вы все равно можете видеть сквозь них.
- Угловое стекло: Если вы расположите окна вниз (на 20 градусов), стекло не будет отражать небо и деревья.
- Стекло, отражающее УФ-излучение: Стекло, отражающее УФ-излучение, такое как Ornilux, видимое для птиц и прозрачное для человека
- Окна с гравировкой или пескоструйной обработкой: На стекле можно выгравировать или нанести пескоструйную обработку любого рисунка. (Это наиболее эффективно, если области, на которых нет рисунка, не более 4 дюймов в ширину или более 2 дюймов в высоту.
Как помочь птице, залетевшей в окно
- Аккуратно накройте и поймайте птицу полотенцем и поместите ее в бумажный пакет или картонную коробку (с отверстиями для воздуха), которая будет надежно закрыта.
- Держите птицу в тихом, теплом, темном месте, вдали от активности.
- Проверяйте состояние птицы каждые 30 минут, но не прикасайтесь к ней.
- Если кажется, что птица поправилась, вынесите контейнер на улицу и откройте его. Затем отойдите, оставайтесь в тишине и посмотрите, улетает ли птица. Если она не улетает, осторожно верните ее внутрь.
- Если птица не выздоравливает в течение нескольких часов, но все еще дышит, обратитесь к реабилитологу.
Ресурсы
Другие сайты
- Лаборатория орнитологии Корнелла
- Американская служба охраны птиц
- Проект Осведомленности о Фатальном Свете
- Национальное общество Одюбона
Продукты
- The Bird Screen Company (экраны)
- Спасатели для птиц Acopian (шнурки для подвешивания и инструкция по сборке)
- Стекло для защиты от птиц Ornilux (стекло с УФ-отражающим покрытием)
- Magnatag Visible Systems (картографическая лента)
Определение и значение иллюминатора — Merriam-Webster
иллюминатор
ˈpȯrt-ˌhōl
1
: отверстие (например, окно) с крышкой или крышкой, особенно на борту корабля или самолета
2
: отверстие, через которое можно стрелять : запись порта 2 смысл 2
Примеры предложений
Недавние примеры в Интернете
В ресторане г-н Джиба выпрыгнул из иллюминатор и погрузился в океан.
— Элиан Пельтье, New York Times , 25 сентября 2022 г.
В ресторане Джиба выпрыгнул из иллюминатора и нырнул в океан.
— Элиан Пельтье, BostonGlobe.com , 25 сентября 2022 г.
Глядя в иллюминатор , Пиккард и Кипфер стали первыми людьми, увидевшими кривизну Земли.
— Бен Тауб, 9 лет0161 The New Yorker , 3 октября 2022 г.
По словам Уолша, Пикар включил внешнее освещение и вгляделся в темноту через единственный иллюминатор — толстый стеклянный конус диаметром в четверть дюйма.
— Бен Тауб, The New Yorker , 3 октября 2022 г.
Изучая его, ученые открыли иллюминатор в судах, подобных тем, которые использовались для перевозки пленной Аханты на Багамы.
— Шон Кингсли, 9 лет. 0161 Smithsonian Magazine , 3 октября 2022 г.
Нед Райт, космолог из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе, говорит, что это похоже на добавление телескопа к телескопу, открывающее иллюминатор в очень далекую вселенную.
— Los Angeles Times , 12 июля 2022 г.
Лоуренс Фишберн с неуверенным видом машет рукой через иллюминатор космического корабля вместе с Кейси Аффлек в этом эксклюзивном первом кадре из психологического триллера «Рогатка».
— Алекс Ритман, 9 лет.0161 The Hollywood Reporter , 17 мая 2022 г.
Помимо цветов и художественных работ, Westport не особо изменил интерьер, за исключением набора из трех дверей в салоне, которые были спроектированы так, чтобы они выглядели как океанский лайнер 1930-х годов, с круглым иллюминатором .
—Майкл Вердон, Robb Report , 13 мая 2022 г.
Узнать больше
Эти примеры предложений автоматически выбираются из различных онлайн-источников новостей, чтобы отразить текущее использование слова «иллюминатор». Мнения, выраженные в примерах, не отражают точку зрения Merriam-Webster или ее редакторов. Отправьте нам отзыв.
История слов
Этимология
запись порта 2
Первое известное использование
1569, в значении, определенном в смысле 1
Путешественник во времени
Первое известное использование иллюминатора было
в 1569 г.
Посмотреть другие слова того же года
Словарные статьи Рядом с
иллюминатор
Портеус
иллюминатор
Порт-Гурон
Посмотреть другие записи поблизости
Процитировать эту запись
«Иллюминатор.»
Словарь Merriam-Webster.com , Merriam-Webster, https://www.merriam-webster.com/dictionary/porthole. По состоянию на 15 декабря 2022 г.
существительное
иллюминатор
ˈpōrt-ˌhōl
ˈpȯrt-
1
: отверстие в борту корабля или самолета
2
: отверстие для стрельбы
Еще от Merriam-Webster на
иллюминатор
Нглиш: перевод иллюминатора для говорящих на испанском языке
Последнее обновление: