Содержание
Что наобещал Маск на конгрессе в Мексике
Илон Маск рассказал землянам, как намерен спасти их, переселив на Марс и построив для этого целый флот гигантских ракет. Правда, сам он лететь в никуда боится. Население затаив дыхание ловило каждое слово Маска, за долгожданным выступлением кумира миллионов следила и «Газета.Ru».
Основатель компании SpaceX Илон Маск на Международном астронавтическом конгрессе в мексиканской Гвадалахаре рассказал о планах компании SpaceX по колонизации Марса и превращению человечества в мультипланетную цивилизацию.
«Марсианское» выступление Маска давно ожидалось и широко анонсировалось: ученые, журналисты да и просто поклонники бизнесмена гадали, о каких новых прожектах он расскажет и не умерит ли свои амбиции по освоению Солнечной системы, особенно после недавнего взрыва ракеты Falcon.
Оказывается, для полноценного освоения Марса амбициозному предпринимателю потребуется всего лишь тысяча космических кораблей, способных перевозить около ста человек.
Маск полетит за Марс
Илон Маск собрался лететь за Марс
«Вау, ракета SpaceX взорвалась!»
Ракета Falcon взорвалась перед стартом на мысе Канаверал
Взорвать Марс и остановить Землю
Смогут ли украинские ученые добыть энергию, замедлив Землю?
Ранее Маск неоднократно делал заявления, что считает единственным шансом на выживание человечества превращение его в мультипланетную цивилизацию. Для этого необходимо колонизировать Солнечную систему, причем начать нужно именно с Марса. Как пояснил Илон Маск в своем выступлении, условия на Венере и Меркурии слишком суровые, спутники планет-гигантов находятся слишком далеко, а на Луне нет необходимого количества ресурсов. На сегодняшний день Марс — это единственный кандидат на первое внеземное поселение людей. Цель SpaceX — это создание на Красной планете полностью автономного поселения людей.
По оценкам экспертов, на сегодняшний день стоимость отправки одного человека на Марс приближается к $10 млрд. Маск считает, что полноценная колонизация станет возможна при стоимости полета в один конец в несколько сотен тысяч долларов, что сравнимо со стоимостью типичного частного жилого дома в США.
«Билет должен стоить пару сотен тысяч долларов», — уточнил Маск.
Для подобного удешевления полетов человечеству необходимо решить множество проблем, связанных с доставкой грузов на Красную планету. Это возможность дозаправки в космосе, перерабатываемость и пополнение ресурсов, а также создание топлива на самом Марсе. Также Маск подчеркнул, что все элементы марсианской экспансии должны быть многоразовыми. «Боинг-747 стоит около $90 млн, однако мы покупаем на него билет и летим, потому что «Боинг» может летать много раз, — пояснил предприниматель свою основную идею. — Если ракету делать не многоразовую, то стоимость запуска сразу возрастает в пять раз».
Пока план по созданию поселения выглядит следующим образом. После завершения основных работ по усовершенствованию ракет-носителей Falcon 9 и Falcon Heavy компания займется проектированием и разработкой новой сверхтяжелой ракеты, условно названной Mars Vehicle. Это будет двухступенчатая ракета.
В качестве топлива и окислителя ракета-носитель будет использовать пару «метан – кислород», так как метан возможно производить на Марсе и его не так сложно хранить, как другие виды топлива.
Первая ступень будет производиться из композитного углеродного волокна. Высота ее составит 77 м, диаметр — 12 м. Это на 2 м больше, чем основание знаменитой ракеты «Сатурн-5», доставившей астронавтов на Луну. Mars Vehicle будет способен поднять 550 тонн полезной нагрузки против 135 тонн у «Сатурна-5». В качестве двигателя ракета-носитель будет использовать новейшие двигатели Raptor. Маск подчеркивает, что на данный момент это самый мощный ракетный двигатель, превосходящий по тяге двигатель Falcon 9 Merlin в три раза. На первой ступени будет установлено 42 таких двигателя, семь из которых, центральных, будут иметь управляемый вектор тяги для маневрирования.
Кстати, 26 сентября 2016 года были проведены первые стендовые испытания Raptor. Испытания прошли успешно.
close
100%
Второй же ступенью марсианской ракеты будет тот самый космический корабль, что доставит колонистов на Красную планету. Пока условно корабль называется Interplanetary Transport System (Межпланетная транспортная система). Он будет иметь высоту 49,5 м, диаметр 17 м и массу около 150 тонн. Планируется, что космический корабль сможет перевозить около ста человек в достаточно комфортных условиях. «Планировка как на лайнере. Скучно на борту не будет», — пояснил Илон Маск.
По проекту сначала Mars Vehicle доставляет межпланетный корабль на промежуточную орбиту. Затем первая ступень спускается обратно на стартовую площадку и производит повторный старт с топливным баком, который предназначается для заправки марсианского челнока на земной орбите. Возможно, что подобных заправочных рейсов потребуется несколько. После этого межпланетный транспорт может отправляться к Красной планете.
При приземлении аппарат не использует парашюты, а садится на собственных двигателях. Это делает возможным его использование почти на любых телах Солнечной системы. Межпланетный транспорт — это многоразовый корабль, который будет совершать регулярные рейсы между Землей и Марсом.
По оценкам SpaceX, достаточно около 7% первоначального запаса топлива, чтобы челнок смог вернуться обратно с Марса.
Не только «Протоны» падают
Космонавты на МКС не останутся без еды, несмотря на аварию Falcon 9
«Реноме «Протонов», конечно, подпорчено»
Чем обернется для России потеря ракет «Протон» и «Союз»
Ракета приводнилась как топор
Запущенная в США с пятой попытки ракета приводнилась на баржу в Атлантике
Маск считает, что со временем стоимость подобных перелетов будет снижаться, а время в пути — сокращаться. Среднее время перелета между планетами Илон Маск оценивает в 115 суток, а в дальнейшем возможно его сокращение до 88 суток. Запуски межпланетных транспортеров планируется осуществлять в периоды противостояния Земли и Марса. По словам Маска, для создания полностью автономного марсианского поселения потребуется около 1 тыс. межпланетных кораблей, каждый из которых должен будет совершить 10–15 рейсов. Всего корабли должны будут перевезти около 1 млн человек.
На реализацию проекта по переселению 1 млн человек на Марс, по оценкам SpaceX, должно уйти от 40 до 100 лет.
Илон Маск оценивает уровень необходимых инвестиций в $2 млрд в год. Деньги планируется собирать за счет спонсорских и партнерских программ, а также краудфандингом.
Однако Маск замечает, что Interplanetary Transport System может летать гораздо дальше Марса. Теоретически такие транспортеры могли бы добраться до астероидов, спутников планет-гигантов и даже до Плутона. Все, что для этого нужно сделать, это создать сеть космической дозаправки. Фактически, поэтапно пополняя запасы топлива на космических «заправочных станциях», межпланетный транспорт может долететь куда угодно, поясняет Маск.
Также Илон Маск напомнил, что в планах SpaceX на 2018 год — запуск совместной с NASA беспилотной миссии Red Dragon с последующей посадкой на поверхность Марса. Red Dragon — это модифицированная версия корабля Dragon V2. Старт планируют осуществить с помощью ракеты-носителя Falcon Heavy.
После презентации основателю SpaceX было задано множество вопросов о месте сборки ракет, возможности работы в SpaceX, радиации и даже способах очистки марсианских пустынь от продуктов человеческой жизнедеятельности.
Представителя NASA интересовало, откуда будут производиться запуски и где будут собираться такие большие ракеты, ведь доставить такую махину грузовым транспортом не представляется возможным. Маск ответил, что первые запуски будут осуществляться с площадки 39А, а собираться ракета будет на месте старта из комплектующих.
Девушку Анастасию из России интересовало, как можно получить работу в компании Маска. Но оказалось, что тут серьезные барьеры ставит американское законодательство и министерство обороны.
На вопрос о том, будет ли этот перелет в один конец, Маск привел пример с первыми колонистами в Америке. Многие из них остались на континенте, но некоторые вернулись в Старый Свет. У любого марсианского колониста должна быть возможность вернуться на Землю.
Нужно лишь оплатить стоимость обратного билета.
Никакой специальной подготовки будущим колонистам не потребуется. Условия на борту будут весьма комфортными. Относительно опасности межпланетной радиации Маск пояснил, что занимается разработкой инженерной стороны вопроса перелета. Возможно, к моменту ее завершения появятся новые технологии защиты. Тем более что опасность представляет в основном радиация во время солнечных выбросов. В любом случае 100 дней перелета дадут несмертельную дозу облучения, считает предприниматель.
Несмотря на всеобщее обожание, к концу встречи умные вопросы технологического характера стали иссякать. Так, одна девушка спросила, может ли подняться на сцену и расцеловать Маска, другой гость Астронавтического конгресса почему-то решил задать вопрос о беспилотных автобусах. «Сегодня я отвечаю только на вопросы про космос», — отшутился предприниматель, отказавшись и целоваться на сцене.
В своем выступлении Маск подчеркнул, что важно заниматься популяризацией Марса. Возможно, это бы подтолкнуло мировое сообщество к конкуренции и сотрудничеству. На вопрос о личном участии в переселении на Марс Илон Маск ответил, что первые перелеты будут связаны с повышенным риском для участников.
Он не хотел бы подвергать свою жизнь такой опасности, так как боится оставить компанию без руководства.
Маск осознает всю опасность первых перелетов на Марс. «Вы готовы умереть? Тогда вы кандидат на отправку. Вероятность погибнуть высока для первой миссии», — пояснил бизнесмен, не сказав, где и как вообще предполагается выживать первым колонистам на Марсе. Напомним, что после пожара на стартовом комплексе компания SpaceX обещает возобновить полеты своих ракет уже в ноябре 2016 года.
Редактор журнала «Новости космонавтики» Игорь Лисов прокомментировал «Газете.Ru» планы Илона Маска: «Ничто из сказанного Маском не противоречит законам физики и, следовательно, в принципе, осуществимо. Однако нужно понимать, что с технической точки зрения речь идет о масштабировании вчетверо не успешной американской РН Saturn V, а советской Н-1 с ее 30 двигателями на первой ступени, которая потерпела четыре аварии в четырех пусках. И нужно понимать, что, например, гениальный С.П. Королев так и не сумел сделать скачок от успешно летающей «семерки» до Н-1.
Поэтому неочевидно, что Маск с его королёвской убежденностью и способностью мотивировать людей и несомненными достижениями (самая дешевая на Западе пусковая система, регулярное спасение первой ступени) сможет сделать следующий огромный шаг.
Серьезнейшими техническими проблемами, от которых зависит реализация проекта, являются также ракетная посадка монструозной первой ступени и промышленная добыча на Марсе кислорода и метана из местных ресурсов. Что же касается организационно-финансовой стороны, то бизнес-империя Маска находится, мягко говоря, в сложном положении. Его Tesla принесла в 2015 году убыток в $888 млн, а SpaceX здорово подорвала себе репутацию двумя резонансными авариями, каждая из которых имела причину в системе наддува кислородного бака второй ступени.
Ну и, наконец, совершенно неочевидно наличие платежеспособного спроса на марсианский транспортер Маска. Аналогия с заселением Америки или Австралии европейцами не работает: туда ехали разорившиеся крестьяне и торговцы, угнетаемые религиозные меньшинства и каторжники, которые предпочли ссылку виселице, причем ехали в страну, где есть свободная земля для обработки и все необходимые ресурсы. Откуда Маск собирается взять миллион человек, желающих заплатить по $200 тыс. за то, чтобы навсегда покинуть Землю и закончить свои дни на непригодном для жизни Марсе, строя новую высокотехническую цивилизацию, непонятно. Или, быть может, он что-то знает про близкое будущее?
За что Илона Маска назвали ковидиотом № 1
Основатель, гендиректор Tesla и SpaceX Илон Маск / Reuters
Не успел Илон Маск 14 июля впервые отметиться в топ-10 богатейших людей мира по версии Forbes, заняв 9-е место с состоянием $69,1 млрд, как через неделю оказался уже на 5-м месте. Еще в середине марта он был 31-м в списке, его состояние с тех пор почти утроилось.
Капитал Маска растет вместе с акциями Tesla, которые с начала года подорожали более чем в вдвое (у него их 21%). Теперь Маск стоит около $74 млрд. И жизнь у него бьет ключом, невзирая на пандемию.
Бизнесмен распродает недвижимость, у него родился сын, американские космонавты впервые за долгие годы полетели на МКС на американском, а не российском корабле, а для SpaceX проблемой стал не коронавирус, а возмущенные астрономы. А еще SpaceX и NASA могут снять в космосе боевик с Томом Крузом.
/twitter.com/elonmusk
Малыш X Æ A-Xii Musk
5 мая у Маска и певицы Граймс (Клэр Элис Буше) родился сын. Это первый ребенок Граймс, а у Маска уже есть пятеро детей от первого брака (еще один умер от синдрома внезапной детской смерти). Новорожденного назвали X Æ A-12 Musk. Как объяснила Граймс, Х – переменная, обозначающая неизвестное число. Æ – так на эльфийском языке пишется сочетание букв Ai, что по-японски значит «любовь», а еще сокращение от искусственного интеллекта (artificial intelligence). A-12 – так назывался самолет-разведчик Lockheed, предшественник их любимого самолета SR-71: «Никакого оружия, никакой защиты, только скорость. Хорош в битве, но безвредный». Кроме того, A – первая буква любимой песни Граймс Archangel. Кто ее исполняет, она не уточнила. Не смогли родители и объяснить, как произносится X Æ A-12.
Зарегистрировать такое имя власти Калифорнии не позволили: местные законы не допускают цифр в имени. Тогда родители заменили арабскую 12 на буквенное обозначение, теперь малыш зовется X Æ A-Xii. Вчера Маск опубликовал еще одно его фото в Twitter.
Его сопровождает подпись «Ребенок еще не может держать ложку», сделанная на… немецком языке. Возможно, потому, что Tesla готовится в 2021 г. открыть завод в Берлине, предполагают пользователи в комментариях.
Газета New York Post назвала Маска «ковидиотом № 1», собрав его твиты о пандемии. Например, 6 марта: «Коронавирусная паника – это глупость». Или 17 марта: «Дети, по существу, иммунны [к коронавирусу]» (на самом деле это не так). Или 20 марта: «Судя по нынешнему тренду, к концу апреля в США количество новых случаев заражения будет близко к нулю». Идею самоизоляции он называет фашизмом, призывает «освободить Америку» и «вернуть людям свободу». Но в то же время пандемия помогла его компании SolarCity избежать штрафных санкций в $41,2 млн.
Первые миллионы Маска
Маск встает в семь утра, а ложится в час ночи, трудится обычно по 85–100 часов в неделю. Если на Tesla или SpaceX трудности, по нескольку дней может не выходить из цеха, там и ночуя. У него нет кабинета – его стол ставится поближе к месту, где сейчас проблема. Дневной график Маска расписан на пятиминутные отрезки. В прошлом году он признавался, что в 48-й день рождения будет не праздновать, а работать над проблемами логистики. Первая жена Маска жаловалась, что с ним невозможно поговорить: у него никогда нет времени.
Но Маск уверяет, что это не самая тяжелая работа в его жизни. Ужаснее всего было на лесопилке в Канаде: выбрасывать лопатой мульчу и раскаленный песок из котла, где готовилась древесная пульпа. Пробираться к котлу нужно было через узкий тоннель. Работники менялись каждые 15 минут, чтобы избежать гипертермии. Зато платили $18 в час – в 1989 г. это были хорошие деньги.
Маск появился на свет 28 июня 1971 г. в Претории (ЮАР). Подростком он мечтал перебраться в США и работать в IT. Первым шагом стал переезд в 17 лет на родину матери, в Канаду. Там приходилось постоянно искать подработку – то убирать урожай на ферме, то помогать на лесопилке.
В конце концов он смог поступить в Университет Пенсильвании в США, где даже получал небольшую стипендию. Кроме того, по выходным они с другом открывали у себя в квартире подпольный бар, за право входа в который надо было заплатить $5. Докторскую Маск решил писать в Стэнфорде. Но бросил занятия ради стартапа Zip2 по созданию программного обеспечения. В 1999 г. Zip2 была продана за $307 млн, из которых Маску досталось $22 млн. Их он вложил в проект, из которого вырос платежный сервис PayPal. Когда в 2002 г. он был продан eBay, на руках у Маска оказалось $180 млн.
На эти деньги в 2002 г. был основан SpaceX, а в 2003 г. Маск стал соучредителем Tesla Motors (с февраля 2017 г. – Tesla), в 2008 г. он возглавил компанию. Он рассказывал, что по понедельникам и пятницам обычно работает в SpaceX, по вторникам, средам и четвергам – в Tesla. Где-то полдня в неделю выкраивает для работы в некоммерческом фонде по развитию искусственного интеллекта OpenAI. По воскресеньям он дома, а субботы проводит с детьми (у него пятеро детей от первого брака, распавшегося в 2008 г.) или работает над космическими программами. Еще ему надо уделять внимание компании SolarCity, цель которой – электрифицировать здания с помощью солнечных батарей. А также The Boring Company, которая строит тоннели и рассчитывает когда-нибудь запустить Hyperloop – скоростное сообщение по вакуумным трубам, и стартапу Neuralink, разрабатывающему чип для вживления в мозг человека.
Как коронавирус чуть не подкосил Tesla
Tesla бросила вызов властям, 16 марта отказавшись по их рекомендации закрыть завод в Калифорнии, во Фримонте. Правда, гендиректор Маск написал работникам письмо: если они заболели или просто боятся заразиться, могут, не опасаясь санкций со стороны компании, остаться дома. Но уже через два дня власти объявили, что завод Tesla все-таки приостановит работу с 23-го числа. Однако часть людей продолжила трудиться на удаленке и даже в цехах в критически важных производственных процессах.
7 апреля Маск написал еще одно письмо сотрудникам. Он уволил внештатных работников, отправил многих штатных в неоплачиваемый отпуск с сохранением медицинских льгот, а остальным сократил зарплату: на 20–30% руководителям и на 10% – остальным. Следом компания отправила инструкции, как подать заявление на получение пособия по безработице. Маск обещал, что для большинства американских сотрудников пособие будет примерно равно зарплате. Сотрудникам Tesla в других странах обещано, что сокращения и понижение зарплаты пройдут «в соответствии с законами их страны».
Маск рассчитывал возобновить производство автомобилей Tesla 4 мая, но это не удалось. Губернатор Калифорнии обещал смягчить карантин и разрешить работу «ряда ритейловых, производственных и логистических компаний». Что это за компании, он не уточнил. Tesla предупредила сотрудников, что им, возможно, придется дожидаться конца мая.
Однако 9 мая появилось известие, что компания «начала процесс возобновления деятельности» (заявление с планом по мерам безопасности опубликовано на сайте Tesla). В тот же день Маск заявил в Twitter, что намерен немедленно перенести штаб-квартиру Tesla из Калифорнии в Техас или Неваду. Бизнесмен пообещал обжаловать требования властей округа Аламида, которые следуют указаниям санитарного врача округа, чьи действия незаконны, «потому что его никто не выбирал». По словам Маска, если компания и останется, то это будет зависеть от того, «как в будущем будут обходиться с Tesla».
Иск был подан, но отозван, так как 13 мая власти дали добро на возобновление работы. Маск все равно его открыл бы, несмотря на запрет, а Трамп написал в Twitter, что на все 100% поддерживает Маска. Впрочем, власти Калифорнии нашли способ отомстить: лишили SpaceX субсидий штата.
Tesla бьет рекорды
Презентуя 29 апреля квартальную отчетность Tesla, Маск назвал самоизоляцию «насильным заточением людей по домам» вопреки конституционным правам: «Не для того люди приезжали в Америку и строили эту страну. Какого хрена?» В тот же день в заочный спор с Маском вступил основатель Facebook Марк Цукерберг. Он боится, что слишком быстрое смягчение карантинных мер грозит новыми вспышками инфекции.
Обе компании базируются в Калифорнии. Но аудитория Facebook растет благодаря засевшим по домам людям (правда, доходы от рекламы несколько снизились). А вот новые машины на закрытом заводе не появятся.
В I квартале Tesla поставила 88 400 машин, что на 8500 больше, чем ожидали опрошенные компанией FactSet аналитики, и на 25 400 больше, чем за тот же период годом раньше. Не закройся завод в Калифорнии и не случись приостановки в январе – феврале производства в Шанхае, Tesla поставила бы 95 528 машин, прикинули аналитики.
В I квартале Tesla выпустила свой новейший автомобиль — кроссовер Model Y. Но отказалась раскрыть, сколько их было произведено /Tesla
Аналитики прогнозировали в I квартале убыток, а Tesla получила прибыль в $227 млн при выручке в $5,99 млрд. Прибыльной компания становится третий раз подряд и впервые – в I квартале года, традиционно нелегком для автопроизводителей. Цель Tesla в 2020 г. – продать более 500 000 электромобилей. Маск обещал в мае или в ближайшие три месяца раскрыть место, где будет построен новый завод Tesla для выпуска электропикапа Cybertruck. Несмотря на пандемию, он по-прежнему обещает доставить покупателям первые пикапы до конца 2021 г.
Результаты за II квартал Tesla должна опубликовать 22 мая.
Компания уже сообщила, что поставила 90 650 машин – еще больше, чем в I квартале. Tesla уже успела стать самым дорогим автопроизводителем мира, 11 июня обогнав Toyota по капитализации, хотя та производит в 25 раз больше автомобилей. Рынок уже обсуждает, когда Tesla включат в индекс S&P 500.
Как Маск не захотел получить $700 млн
Маск еще ни разу не получал зарплаты или бонусов за управление Tesla. Каждый год он пишет заявление об отказе от минимальной зарплаты – около $56 000 в год. Но у него есть 12 траншей опционов на покупку акций Tesla по $350,02 за штуку. Право на каждый из них он получает, когда компания достигает определенных результатов. Почти все условия для первого транша он выполнил, не хватало одного: средняя капитализация Tesla за шесть месяцев должна превысить $100 млрд.
27 апреля акции компании взлетели на 10%. Инвесторы оценили успешный I квартал и понадеялись, что завод в Калифорнии откроется в начале мая. Капитализация выросла до $145 млрд, а среднемесячный полугодовой показатель вплотную подошел к заветной сотне. И тут Маск всех удивил. «Цена акций Tesla слишком высока, на мой взгляд», – написал он 1 мая в Twitter, после чего котировки упали на 10,3%. Непонятно, зачем это было нужно Маску, но не помогло. Акции снова поползли вверх, и спустя три дня средняя капитализация за шесть месяцев составила $100,2 млрд. Обналичь Маск немедленно опцион, он получил бы около $700 млн.
Следующий опцион он может получить уже в конце июля. Для этого средняя капитализация за полгода должна составить $150 млрд, отмечает CNN. Если Маск достигнет всех 12 целей опционной программы, то только от Tesla получит не менее $55,8 млрд.
Как Маск раздавал ИВЛ
Чтобы не закрывать производство на своих заводах, Маск в марте обещал наладить на них производство аппаратов ИВЛ, используя в них детали машин и космических кораблей. 5 апреля Tesla обнародовала видео, как ее работники изготавливают компоненты для ИВЛ. Но в тот же день губернатор штата Нью-Йорк Эндрю Куомо заявил, что вовремя помочь больным Маск не сможет из-за цепочки поставок: «Вы не можете быстро начать производство, потому что есть детали, которые должны быть поставлены из других стран». А его помощница добавила, что в видео Tesla говорится о создании не всего аппарата ИВЛ, а только одной его части.
Тем не менее еще в марте мэр города Нью-Йорка Билл де Блазио и губернатор Калифорнии Гэвин Ньюсом попросили у Маска ИВЛ – и миллиардер обещал закупить их и подарить. С Нью-Йорком вышло неудобно. Туда пришли не ИВЛ для интенсивной терапии, стоящие по $50 000, а неинвазивные BiPAP стоимостью $800, используемые при апноэ. Маск в Twitter парировал, что «все больницы получили точные спецификации [этих приборов] перед поставкой и подтвердили, что они критически важны». Тем не менее он обещал дополнительно поставить ИВЛ производства Medtronic.
Хотя эти аппараты BiPAP, поставленные в больницы Нью-Йорка, сделаны не Tesla, компания наклеила на них свой логотип /NYC Health Hospitals / twitter
С Калифорнией тоже вышел скандал. 23 марта Ньюсом поблагодарил Tesla за поставку более 1000 ИВЛ. Через три недели его администрация сообщила CNN, что ни один из обещанных ИВЛ так и не был поставлен в больницы штата. Маск вышел из себя, написал гневный пост с цитатами благодарностей от медиков. Также он опубликовал список больниц, куда отправил закупленное оборудование. Согласно списку Tesla помогла 50 учреждениям здравоохранения, 10 из которых находятся в Калифорнии и получили 197 ИВЛ.
Жилье – только на Марсе!
1 мая Маск твитнул: «Я продаю почти все физическое имущество. У меня не будет своего дома». У него минимум пять домов в Лос-Анджелесе. Два из них, в престижном районе Бель-Эйр, 3 мая были выставлены на продажу на сайте Zillow.
Маск купил эти два дома в 2012–2013 гг. в общей сложности за $24 млн, а продает за $40 млн (в середине июня на один особняк нашелся покупатель, заплативший $29 млн). Один из них когда-то принадлежал актеру Джину Уайлдеру, и есть обязательное условие для покупателя: дом «не может быть снесен или потерять любую часть своей души».
Этот особняк в Бель-Эйр Илон Маск продал за $29 млн в июне /zillow.com
На многочисленные вопросы в комментариях, зачем он все распродает, Маск пояснил: «Свобода <…> Мне не нужны деньги. Хочу посвятить себя Марсу и Земле. Собственность тянет вниз».
Пандемия или нет, а его космическая программа развивается. 6 мая прототип корабля Starship под номером 4 (SN4) прошел огневое испытание. В его баки закачали жидкий азот под давлением (на этом этапе разрушились прототипы SN1 и SN3). На прототип установили один двигатель Raptor и включили его на четыре секунды. Испытание прошло успешно, следующие этапы – подскок на 150 м и 20 км.
Маск строит звездолет, рассчитанный на 100 пассажиров. Шесть двигателей Raptor должны оторвать его от поверхности Луны или Марса. Но, чтобы победить притяжение Земли, его нужно будет запускать с помощью гигантской ракеты Super Heavy. В начале мая Маск с гордостью написал в Twitter, что у нее будет «только» 31 двигатель Raptor, хотя раньше планировалось 37. Надо ли говорить, что и Super Heavy, и Starship будут многоразовыми?
Такой космический корабль должен будет доставить людей на Луну и Марс /Tesla
Почему Маска не любят астрономы
Как-то Маск заметил, что хотел бы умереть на Марсе, только не от удара о поверхность, а пожив в местной колонии. Но сейчас его самая дальняя от Земли цель – Луна. В конце апреля SpaceX стала одной из трех компаний, выбранных NASA для разработки системы посадки на спутник Земли. Она и конкуренты – Dynetics, возглавляемая бывшим директором NASA Дэвидом Кингом, и Blue Origin Джеффа Безоса – получат $135 млн, $253 млн и $579 млн соответственно. Американцы хотят к 2024 г. отправить космонавтов на Луну, затем запустить на ее орбиту станцию, а на поверхности создать постоянную базу. В последний раз астронавты высаживались на Луну в 1972 г.
30 мая состоялся первый в истории SpaceX пилотируемый полет. Впервые почти за 10 лет американские астронавты отправились к МКС на американском космическом корабле – Crew Dragon.
Пока Crew Dragon привозил на МКС только грузы и манекен /wikipedia
Не мешает коронавирус и запуску спутников сети Starlink. Она должна обеспечить всю Землю широкополосным доступом в интернет. Но против этого выступают астрономы. Еще в прошлом году они пожаловались, что спутники Starlink сильно отражают Солнце и мешают наблюдать за звездами. Фотографии с длительной выдержкой буквально исчерканы следами от Starlink, хотя их сейчас на орбите чуть более четырех сотен, а планируется нарастить группировку до 40 000. В конце апреля ученые высказали Маску в лицо свои претензии на заседании Национальной академии наук, инженерии и медицины (проходила она по Zoom). Маск пообещал снабдить следующие запуски специальными «солнцезащитными зонтиками». 11 июля в космос отправилась первая партия таких astronomer-friendly спутников.
Маск – гений пиара и мастер заворожить аудиторию грандиозными проектами. Астрономам он посулил создать обсерваторию на орбите намного выше, чем у Starlink. Не забыл он и про простых людей: 4 мая интернет-издание Deadline написало, что SpaceX и NASA работают над съемками боевика в космосе, главную роль в котором исполнит Том Круз.
Маск стремится удешевить запуски за счет повторного использования элементов ракет. То, что ракетные ускорители первой ступени садятся обратно на Землю, давно не новость. Но 20 июля впервые удалось поймать оба обтекателя – это защитная оболочка, сохраняющая полезную нагрузку при полете в атмосфере. Отработав свое, они спускаются на парашюте, и их ловят специальные корабли, над которыми растянута сеть. Ведь поднять обтекатель из океана непросто, а найти его в воде еще сложнее. Еще в 2018 г. SpaceX попыталась поймать обтекатель в сеть, но сделать это хотя бы с одним фрагментом из двух впервые получилось только в прошлом году. Повторное использование обтекателя позволяет экономить до $6 млн.
Кстати, при запуске 20 июля использовалась та же первая ступень, что отправила Crew Dragon на МКС. Между двумя ее использованиями прошел всего 51 день.
Сферический поезд в вакууме
Семь лет назад Маск наделал немало шума, рассказав об идее Hyperloop: поезд на магнитной подушке, двигающийся со скоростью более 1000 км/ч в трубе с вакуумом. Проект пытаются реализовать многие компании. В бизнес-империи Маска этим занимается The Boring Company. О ней мало что слышно. Она построила испытательную модель Hyperloop, но сейчас занимается просто Loop, другими словами – обычной подземкой, где в тоннеле нет вакуума.
В мае прошлого года она получила первый коммерческий заказ: связать части выставочного комплекса Las Vegas Convention Center. Нужно построить два тоннеля протяженностью 1,6 км каждый и три станции. Долгое время было непонятно, какой транспорт будет перевозить по ним до 4400 человек в час. Изначально речь шла об электробусах на 16 человек. Но последняя демонстрация проводилась с автомобилем Tesla Model X, оснащенным специальными приспособлениями для езды по рельсам, – в тоннелях будут ездить Tesla Model S, Model X и Model 3.
Этот электроавтобус на 16 человек – метро будущего в представлении Маска /Tesla
Подземная линия стоимостью $52,5 млн должна была начать работу еще в прошлом году. Но из-за поломки проходческого щита первый из двух тоннелей завершен только в феврале. Маск уверяет, что до конца года подземка будет открыта и The Boring Company займется другими проектами. Какими – непонятно. Раньше она собиралась строить Hyperloop между Нью-Йорком и Вашингтоном и две подземки Loop – в Лос-Анджелесе (от Восточного Голливуда до стадиона Доджер) и Чикаго (из центра до аэропорта О’Хара). Первый проект завис на стадии экологической экспертизы, второй так и не начался, а новый мэр Чикаго в отличие от предшественника не выказывает интереса к детищу Маска.
Воскрешение Элвиса Пресли
Маск и Цукерберг заочно пикировались не только по поводу вреда и пользы карантина. Один из споров шел об искусственном интеллекте (искин). Маск говорил о его опасности для человечества, а Цукерберг, чей Facebook активно использует искин, возражал.
Но у Маска тоже есть проекты с искином. В 2016 г. он запустил стартап Neuralink и вложил в него около 2/3 из $158 млн инвестиций. Цель – создать встраиваемый в мозг имплант, который позволит человеку напрямую общаться с искином. Прошлым летом Маск в общих чертах рассказал на презентации про микросхему размером 4 х 4 мм с 1024 электродами. Четыре такие микросхемы должны будут вживляться в мозг, шнур выходить за ухом, и через закрепленный на голове модуль Bluetooth человек будет общаться с компьютером.
В марте Маск осторожно пообещал, что скорее всего этим летом мир увидит новую «потрясающую» версию устройства. В конце 2020 г. он надеется провести испытания на людях. Микросхемы могут использоваться и в медицине – например, замещая утраченные из-за инсульта участки мозга. Маск обещает поделиться достижениями компании на второй за всю ее историю презентации – она назначена на 28 августа. Интернет-издание Futurism делится предположением, что, например, музыка будет транслироваться напрямую в мозг, минуя преддверно-улитковый нерв.
Илон Маск уверен, что такое дополнение к мозгам сделает людей лучше /Neuralink
Neuralink не балует подробностями о своей работе. Зато результаты работы другого проекта Маска, OpenAI, открыты для всех. OpenAI запущен в 2015 г. для развития искусственного интеллекта. В прошлом году искин научился писать фейковые новости. Теперь – песни. В него загрузили треки самых разных исполнителей: Элвиса Пресли, Фрэнка Синатры, AC/DC, Мадонны и даже саундтреки из «Улицы Сезам». 30 апреля стартап выложил 7116 композиций, которые искин написал сам – и музыку, и слова. Каждая сделана в стиле одного из известных исполнителей. Их можно послушать на https://jukebox.openai.com. В пресс-релизе шутливо отмечено, что прочитать его можно за 12 минут, а слушать придется 10 дней.
В мае OpenAI представила алгоритм GPT-3. Это еще не полноценный искусственный интеллект, но он много где может заменить людей – от приведенного выше примера с музыкой до написания текстов и программирования. На конференции Build 2020 в начале июля Microsoft и OpenAI показали совместный проект: человек пишет, что должна делать программа, а искин пишет код на Python.
Как пандемия избавила Маска от штрафа
Как-то Маск подумал, что можно бесплатно ставить на крыши домов солнечные панели и брать ежемесячно с жильцов за них плату, которая была бы меньше, чем их счет за электроэнергию. Потом возникла идея делать целые «солнечные крыши» – небольшие солнечные панели в форме черепицы. Но Маск был занят Tesla и SpaceX, так что воплощением идеи занялись его кузены Питер и Линдон Райвы. В 2006 г. они основали в Калифорнии компанию SolarCity. Маск вложил в нее $10 млн и возглавил совет директоров. К 2016 г. SolarCity оказалась на грани краха. Чтобы спасти ее, Маск вложил еще $10 млн и четыре месяца уламывал совет директоров Tesla поглотить компанию почти за $2,6 млрд без учета долга в $2,9 млрд. Теперь SolarCity – «дочка» Tesla.
За два года до этого компания занялась строительством завода Gigafactory 2 по производству солнечных батарей в Буффало (штат Нью-Йорк). Он стал главным элементом плана губернатора Эндрю Куомо по стимулированию экономики севера штата.
Государство выделило $350 млн на строительство Gigafactory 2 и еще $400 млн на закупку оборудования, нужного SolarCity. Завод передан компании в аренду на 10 лет всего за $1 в год. А компания, со своей стороны, обещала нанять в штате 1460 человек на высокотехнологичные рабочие места и 2000 установщиков солнечных панелей и способствовать появлению еще 1440 рабочих мест.
Солнечная крыша Tesla /Tesla
Завод так и не вышел на проектную мощность. К его продукции немало нареканий. В прошлом году Walmart подала в суд за то, что солнечные панели на крышах семи ее магазинов загорелись. Ритейлер требует возместить ущерб и демонтировать панели, установленные более чем в 240 его магазинах. В июне стало известно, что стороны заключили досудебное соглашение, но подробности его не раскрываются.
В августе прошлого года у SolarCity в штате Нью-Йорк было всего 636 сотрудников. По условиям контракта со штатом, если в апреле 2020 г. их количество не вырастет до 1460, компания должна выплатить штраф в $41,2 млн. Чиновники и так пошли навстречу Маску, без особой шумихи внеся в контракт поправки. Например, вместо «высокотехнологичных» теперь фигурируют любые рабочие места. В феврале SolarCity отчиталась, что нарастила штат до 1500 сотрудников. А в марте закрыла завод до тех пор, пока не закончится эпидемия.
Эксклюзив: SpaceX Маска заявляет, что больше не может платить за критически важные спутниковые услуги в Украине, просит Пентагон оплатить счет
Вашингтон
Си-Эн-Эн
—
С тех пор, как они впервые начали прибывать в Украину прошлой весной, спутниковые интернет-терминалы Starlink, созданные SpaceX Илона Маска, стали жизненно важным источником связи для украинских военных, позволяя им сражаться и оставаться на связи, даже когда сотовая связь и интернет-сети были уничтожены в ее стране. война с Россией.
На сегодняшний день Украине было передано около 20 000 спутников Starlink, и Маск в пятницу написал в Твиттере, что «операция обошлась SpaceX в 80 миллионов долларов и к концу года превысит 100 миллионов долларов».
Но эти благотворительные пожертвования могут подойти к концу, поскольку SpaceX предупредила Пентагон, что может прекратить финансирование службы в Украине, если только американские военные не будут выделять десятки миллионов долларов в месяц.
Документы, полученные CNN, показывают, что в прошлом месяце SpaceX Маска отправила письмо в Пентагон, в котором говорилось, что она больше не может продолжать финансировать службу Starlink, как раньше. В письме также содержится просьба к Пентагону взять на себя финансирование украинского правительства и военного использования Starlink, которое, по утверждению SpaceX, будет стоить более 120 миллионов долларов до конца года и может стоить около 400 миллионов долларов в течение следующих 12 месяцев.
«Мы не в состоянии в дальнейшем передавать терминалы в дар Украине или финансировать существующие терминалы в течение неопределенного периода времени», — написал директор SpaceX по государственным продажам в Пентагон в сентябрьском письме.
Среди документов SpaceX, отправленных в Пентагон и увиденных CNN, есть ранее не сообщавшийся прямой запрос, сделанный Маску в июле командующим украинскими вооруженными силами генералом Валерием Залужным, на еще почти 8000 терминалов Starlink.
В отдельном сопроводительном письме в Пентагон сторонний консультант, работающий на SpaceX, написал: «Здесь SpaceX сталкивается с ужасно трудными решениями. Я не думаю, что у них есть финансовая возможность предоставить какие-либо дополнительные терминалы или услуги по просьбе генерала Залужного».
Документы, о которых ранее не сообщалось, содержат редкую разбивку собственных внутренних номеров SpaceX в Starlink с подробным описанием затрат и платежей, связанных с тысячами терминалов в Украине. Они также пролили новый свет на закулисные переговоры, в результате которых Украине было предоставлено оборудование и услуги связи на миллионы долларов при небольших затратах для Киева.
Пентагон подтвердил, что получил корреспонденцию от SpaceX о финансировании продукта спутниковой связи Starlink в Украине, говорится в заявлении заместителя пресс-секретаря Пентагона Сабрины Сингх в пятницу.
Ранее в тот же день Сингх подтвердил, что Пентагон поддерживал связь со SpaceX, но не сказал, было ли это связано с финансированием продукта спутниковой связи Starlink.
В пятницу Маск сказал, что, попросив Пентагон оплатить счет за Starlink в Украине, он последовал совету украинского дипломата, который ранее в этом месяце ответил на мирный план Маска по Украине, до того, как письмо было отправлено в Пентагон: «Отвали».
Посол Украины в Германии Андрей Мельник ранее в этом месяце ответил на заявленный Маском мирный план для войны России на Украине, сказав: «Отвали, мой очень дипломатический ответ тебе, @elonmusk».
«Мы просто следуем его рекомендации», — сказал Маск в пятницу, отвечая на твит со ссылкой на репортаж CNN и комментарии Мельника, хотя письмо, отправленное SpaceX в Пентагон, было отправлено до обмена в Твиттере.
Письма приходят на фоне недавних сообщений о широкомасштабных перебоях в работе Starlink, когда украинские войска пытаются вернуть территорию, оккупированную Россией в восточной и южной частях страны.
Источники, знакомые с авариями, сказали, что они внезапно затронули всю линию фронта, как она была 30 сентября. «Это повлияло на все попытки украинцев прорваться через этот фронт», — сказал один человек, знакомый с авариями, который говорил с CNN на условиях анонимности. обсуждать деликатные разговоры. «Starlink — это основной способ связи подразделений на поле боя».
На этой фотографии, сделанной 25 сентября, видна антенна спутниковой широкополосной системы Starlink, подаренная американским миллиардером Илоном Маском в Изюме Харьковской области на фоне российского вторжения в Украину.
Ясуёси Чиба/AFP/Getty Images
По словам второго человека, украинские силы не были предупреждены, добавив, что теперь, когда Украина освобождает территорию, необходимо сделать запрос на включение услуг Starlink.
Financial Times впервые сообщила об отключениях, которые привели к «катастрофической» потере связи, заявил высокопоставленный украинский чиновник. В твите, отвечающем на статью, Маск не стал оспаривать отключение, заявив, что происходящее на поле боя засекречено.
Предложение SpaceX о прекращении финансирования Starlink также прозвучало на фоне растущего беспокойства в Украине по поводу лояльности Маска. Недавно Маск опубликовал в Твиттере спорный мирный план, согласно которому Украина должна отказаться от Крыма и взять под контроль восточные районы Луганской и Донецкой областей.
cnn.com/_components/paragraph/instances/paragraph_E73DDAD4-EF3D-BB11-BCE0-D10217860002@published» data-editable=»text» data-component-name=»paragraph»>После того, как президент Украины Владимир Зеленский поднял вопрос о том, на чьей стороне Маск, он ответил, что «по-прежнему очень поддерживает Украину», но опасается «массовой эскалации».
Маск также заявил в частном порядке в прошлом месяце, что Украина не хочет мирных переговоров прямо сейчас и что, если они согласятся с его планом, «Россия примет эти условия», по словам человека, который их слышал.
«Украина знает, что ее нынешнее правительство и усилия военного времени полностью зависят от Starlink», — сказал человек, знакомый с обсуждениями. «Решение о том, продолжать работу Starlink или нет, полностью зависит от одного человека. Это Илон Маск. Его не избирали, никто не решил дать ему эту власть. У него это есть благодаря технологиям и компании, которую он построил».
Во вторник Маск опроверг сообщение о том, что он напрямую говорил с Путиным об Украине. В четверг, когда украинский министр написал в Твиттере, что Starlink имеет важное значение для украинской инфраструктуры, Маск ответил: «Всегда пожалуйста. Рад поддержать Украину».
После семи месяцев войны трудно переоценить влияние Starlink на Украину. Правительство в Киеве, а также украинские войска, неправительственные организации и гражданские лица сделали ставку на маневренные, компактные и простые в использовании устройства, созданные SpaceX. Он используется не только для голосовой и электронной связи, но и для управления дронами и отправки видео для корректировки артиллерийского огня.
CNN видел, как его использовали на многих украинских базах.
Илон Маск делает паузу и смотрит вниз, когда говорит во время пресс-конференции на космической базе SpaceX недалеко от деревни Бока-Чика в Южном Техасе, 10 февраля 2022 года.
Джим Уотсон/AFP/Getty Images
«Starlink был абсолютно необходим, потому что русские нацелились на украинскую коммуникационную инфраструктуру», — сказал Дмитрий Альперович, соучредитель аналитического центра Silverado Policy Accelerator. «Без этого во многих случаях они действительно действовали бы вслепую».
Хотя Маск получил широкое признание и благодарность за то, что ответил на запросы об обслуживании Starlink в Украине прямо перед началом войны, в действительности подавляющее большинство из 20 000 терминалов получили полное или частичное финансирование из внешних источников, включая правительство США, Великобритания и Польша, согласно письму SpaceX в Пентагон.
Требование SpaceX о том, чтобы американские военные оплачивали счета, вызвало раздражение у высшего руководства Пентагона, и один высокопоставленный представитель министерства обороны сказал CNN, что SpaceX «имеет наглость выглядеть героями», в то время как другие платят так много, и теперь предъявляет им счет на десятки миллионов в месяц.
Согласно данным SpaceX, предоставленным Пентагону, около 85% из 20 000 терминалов в Украине были оплачены или частично оплачены такими странами, как США и Польша, или другими организациями. Эти организации также оплачивали около 30% подключения к Интернету, которое, по словам SpaceX, стоит 4500 долларов в месяц за единицу самого передового сервиса. (На выходных Маск написал в Твиттере, что в Украине около 25 000 терминалов.)
В своем июльском письме Маску главнокомандующий Украины генерал Залужний похвалил «исключительную полезность» подразделений Starlink и сказал, что военные развернули около 4000 терминалов. Однако в ходе боевых действий уничтожается около 500 терминалов в месяц, сказал Залужний, прежде чем запросить еще 6200 терминалов для украинских военных и спецслужб и 500 в месяц в будущем, чтобы компенсировать потери.
Министерство обороны Украины
Война России на Украине
В SpaceX заявили, что в ответ попросили Залужного вместо этого передать его запрос Министерству обороны.
8 сентября старший директор по государственным продажам SpaceX написал Пентагону, что затраты стали слишком высокими и приближаются к 100 миллионам долларов. Чиновник попросил Министерство обороны принять новый запрос Украины, а также текущие расходы на обслуживание на общую сумму 124 миллиона долларов на оставшуюся часть 2022 года.
Эти расходы, по словам высокопоставленного представителя министерства обороны, составят почти 380 миллионов долларов за полный год.
SpaceX отклонил неоднократные просьбы прокомментировать как сбои, так и их недавний запрос в Пентагон. Адвокат Маска не ответил на запрос о комментарии. Представитель министерства обороны Боб Дичи сказал CNN: «Министерство продолжает работать с промышленностью над поиском решений для вооруженных сил Украины, поскольку они отражают жестокую и неспровоцированную агрессию России. На данный момент нам больше нечего добавить».
Ранняя поддержка Starlink со стороны США поступала через Агентство США по международному развитию (USAID), которое, по данным Washington Post, потратило около 3 миллионов долларов на оборудование и услуги в Украине. Крупнейшим поставщиком терминалов, согласно вновь полученным документам, является Польша с оплатой почти 9000 отдельных терминалов.
Пентагон США в здании Вашингтона, округ Колумбия, вид сверху
Иван Чолаков/iStockphoto/Getty Images
США предоставили почти 1700 терминалов. Другие участники включают Великобританию, НПО и краудфандинг.
Однако гораздо более дорогостоящей частью является постоянное подключение. SpaceX заявляет, что оплатила около 70% услуг, предоставляемых Украине, и утверждает, что предложила самый высокий уровень — 4500 долларов в месяц — для всех терминалов в Украине, несмотря на то, что большинство подписалось только на более дешевую услугу в 500 долларов в месяц.
Сами терминалы стоят 1500 и 2500 долларов за две модели, отправленные в Украину, говорится в документах, в то время как потребительские модели на сайте Starlink намного дешевле, а обслуживание в Украине стоит всего 60 долларов в месяц.
Это всего лишь 1,3% от ставки за услуги, которую SpaceX заявляет, что Пентагон должен начать платить.
«Можно сказать, что он пытается получить деньги от правительства или просто пытается сказать: «Я больше не хочу быть частью этого», — сказал человек, знакомый с запросами Украины на Starlink. Учитывая недавние сбои и репутацию Маска как непредсказуемого человека, «на украинской стороне очень накаляются чувства», — сказал этот человек.
Маск является крупнейшим акционером частной компании SpaceX. В мае SpaceX сообщила, что ее оценка выросла до 127 миллиардов долларов, а в этом году она привлекла 2 миллиарда долларов, сообщает CNBC.
На прошлой неделе Маск столкнулся с шквалом критики в Твиттере, в том числе со стороны президента Украины Владимира Зеленского, после того, как в серии твитов представил свой мирный план по прекращению войны. Это будет включать в себя передачу Крыма России и повторные референдумы, на этот раз под контролем Организации Объединенных Наций, в четырех регионах, недавно незаконно аннексированных Россией.
Это перекликается с комментариями, которые он сделал в прошлом месяце на эксклюзивной закрытой конференции в Аспене, штат Колорадо, под названием «Выходные».
«Пришло время сделать это. Они не хотят этого делать, это точно. Но сейчас самое время это сделать», — сказал он, по словам человека, находившегося в комнате. «Каждый хочет искать мира, когда проигрывает, но не хочет искать мира, когда выигрывает. На данный момент.»
Чего Илон Маск не знает о мире
Светлана Морец
Самый богатый человек мира должен посетить Украину, чтобы лично убедиться в ставках
Кредит: Getty Images
Размер текста
Маленький
Середина
Большой
Межстрочный интервал
Компактный
Обычный
Просторный
Комментарии
Делиться
Поделиться
Светлана Моренец
Чего Илон Маск не понимает в мире
Нельзя недооценивать силу одного человека. Они могут отнимать жизни людей, как это делает Владимир Путин, или спасать их, как это сделал Илон Маск на Украине. Через два дня после путинского вторжения министр Украины по вопросам цифровой трансформации Михаил Федоров отметил Маска в Твиттере и попросил его помочь Киеву со Starlink. Узлы связи были одной из первых целей для российских ракет. «Пока вы пытаетесь колонизировать Марс, Россия пытается оккупировать Украину! Пока ваши ракеты успешно приземляются из космоса, российские ракеты атакуют украинское гражданское население!» — написал Федоров. Ответ был немедленным. Маск написал в Твиттере: «Сервис Starlink теперь активен в Украине. Другие терминалы в пути».
Это было ошеломляюще и преображающе. Киев получил первые 500 устройств Starlink — спутниковые антенны и роутеры, настроенные на прием сигнала из космоса, — за считанные дни. Сегодня в Украине около 20 000 устройств Starlink и 50 аккумуляторов Tesla Powerwall, которые обеспечивают связь правительства и военных на самых опасных участках линии фронта. Правительство США могло заплатить за это, но Маск был героем — человеком, который протягивал руку помощи в самые тяжелые времена.
На прошлой неделе ситуация изменилась: Маск начал дискуссию в стиле Макрона в Твиттере о том, какие территории Украина должна отдать России, чтобы достичь мирного решения (опросы показывают, что 87% украинцев считают, что ответ на этот вопрос равен нулю). Весь мир осудил как фарс бутафорские «референдумы», последовавшие за аннексией областей Украины — 18% территории страны. Но Маск провел в Твиттере опрос о предложенном им «мирном» плане:
Украина-Россия Мир:
— Повторные выборы присоединенных регионов под наблюдением ООН. Россия уходит, если на то будет воля народа.
– Крым формально в составе России, как и был с 1783 года (до ошибки Хрущева).
– Водоснабжение Крыма обеспечено.
– Украина остается нейтральной.
— Илон Маск (@elonmusk) 3 октября 2022 г.
Возможно, Маск сможет приехать в Киев и лично убедиться, насколько высоки ставки
Самый популярный
Наи Захария
Кембриджский университет слеп к реальности в гендерных дебатах
После 2,7 млн голосов в его опросе пользователи Twitter разделились примерно на 40/60 — большинство ответило «нет» предложениям Маска. Но украинцы были в шоке: вот Маск предлагает вознаградить Путина за агрессию. Даже Макрон не зашел так далеко. Владимир Зеленский спросил людей, какой Маск им больше нравится: тот, кто поддерживает Украину, или тот, кто поддерживает Россию.
Если бы мирное соглашение было хотя бы отдаленно правдоподобным, оно имело бы некоторую поддержку в Украине. В феврале Зеленский предлагал Киеву нейтралитет, чтобы остановить войну. Его проигнорировали — Россия потребовала «демилитаризовать и денацифицировать Украину». Все в моей стране верят, что Путин не остановится, получив несколько кусочков Украины — ему нужно все это. Мы на собственном горьком опыте убедились, что только изгнание российских войск поможет.
Тысячи комментариев мировых политиков и украинцев не остановили дискуссию, вчера Маск опубликовал карту результатов парламентских выборов 2012 года, на которых восточные и южные регионы Украины проголосовали за пророссийского президента Виктора Януковича и его партия. Конечно, такие выборы были до революции Майдана и российской агрессии: с тех пор общественное мнение трансформировалось. Во-вторых, на начало 2014 года опрос показал, что только 24% жителей Луганской области и 33% жителей Донецкой области хотели присоединиться к России.
Но как только Путин начал бомбить мирных жителей, чтобы «защитить их от киевских нацистов» и сжигать их города дотла, этот процент упал до 3%. Теперь украинцы не хотят ничего общего с Россией — последний опрос показал, что поддержка вступления в НАТО (83%) и ЕС (86%) на данный момент является самой высокой за всю историю независимости Украины.
Последствия заявлений Маска могут быть больше, чем кажется сейчас: наш бывший спаситель Starlink каким-то образом стал самым громким голосом, призывающим к умиротворению. Украинская армия, наконец, начала одерживать крупные победы на передовой. Это контрнаступление стало возможным не только благодаря храбрости украинских воинов, но и благодаря поддержке Запада. Чем больше мировые лидеры считают победу Украины необязательной, тем меньше шансов на ее достижение Киевом.
Есть фотография, которая преследует меня уже несколько дней (слишком ужасная, чтобы публиковать здесь, но она есть в соцсетях), сделанная на братской могиле в близ освобожденного Изюма. Вот почему украинцы воюют: мы знаем альтернативу. Возможно, Маск сможет приехать в Киев и лично убедиться, насколько высоки ставки и почему сделка, которую он предлагает в Твиттере, никогда не приведет к прочному миру.