Содержание
Испытания термоядерной бомбы в СССР 30 октября 1961 года
https://ria.ru/20211030/ispytaniya-1756661562.html
Испытания термоядерной бомбы в СССР 30 октября 1961 года
Испытания термоядерной бомбы в СССР 30 октября 1961 года — РИА Новости, 30.10.2021
Испытания термоядерной бомбы в СССР 30 октября 1961 года
30 октября 1961 года в СССР прошли испытания самой мощной в мире термоядерной бомбы (устаревшее название – водородная бомба), принцип действия которой основан… РИА Новости, 30.10.2021
2021-10-30T03:29
2021-10-30T03:29
2021-10-30T03:29
справки
андрей сахаров
ссср
никита хрущев
россия
/html/head/meta[@name=’og:title’]/@content
/html/head/meta[@name=’og:description’]/@content
https://cdnn21.img.ria.ru/images/120376/64/1203766430_260:566:2894:2048_1920x0_80_0_0_d4594ad190b1be1eda330c22341f2d7d.jpg
30 октября 1961 года в СССР прошли испытания самой мощной в мире термоядерной бомбы (устаревшее название – водородная бомба), принцип действия которой основан на использовании энергии, выделяющейся при реакции термоядерного синтеза легких ядер. Поражающими факторами при ее взрыве являются ударная волна, световое излучение, проникающая радиация и радиоактивное заражение. Бомбу создала в середине 1950-х годов группа физиков под руководством академика Игоря Курчатова. В группу разработчиков входили Андрей Сахаров, Виктор Адамский, Юрий Бабаев, Юрий Трунов и Юрий Смирнов. У бомбы, помимо официального обозначения АН602, было еще кодовое «Ваня» или «Иван», а также есть широко распространенные неофициальные названия – «Царь-бомба» и «Кузькина мать». Название «Царь-бомба» подчеркивает, что это самое мощное оружие в истории. Название «Кузькина мать», как считается, появилось под впечатлением от известных слов советского лидера Никиты Хрущева, который в 1959 году заявил вице-президенту США Ричарду Никсону: «В нашем распоряжении имеются средства, которые будут иметь для вас тяжелые последствия. Мы вам покажем кузькину мать!». Решение о разработке и изготовлении авиабомбы-гиганта с термоядерным зарядом не менее 100 мегатонн тротилового эквивалента было принято правительством СССР в ноябре 1955 года. 12 марта 1956 года ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли проект постановления о подготовке и проведении ее испытания. Изначально эта разработка была поручена новому ядерному центру на Урале НИИ-1011 (ныне Российский Федеральный Ядерный Центр – Всероссийский научно-исследовательский институт технической физики имени академика Е.И. Забабахина, РФЯЦ – ВНИИТФ), где она получила обозначение «изделие 202» и велась с конца 1955 года по 1958 год. Поначалу планировалось создать бомбу весом 40 тонн, но конструкторы бомбардировщика Ту-95, который должен был доставлять бомбу до места сброса, отвергли эту идею сразу. Самолет с такой нагрузкой просто не смог бы долететь до полигона. Заданная масса «супербомбы» была уменьшена. Тем не менее, большие габариты и огромная мощность бомбы (первоначально планировалась длина восемь метров, диаметр два метра при массе 26 тонн) потребовали существенных доработок Ту-95. В результате получился, по сути дела, новый, а не просто доработанный вариант старого самолета, получивший обозначение Ту-95-202 (Ту-95В). Бомбардировщик Ту-95-202 был оборудован двумя дополнительными пультами управления: один – для управления автоматикой «изделия», другой – для управления его системой обогрева. Очень сложной оказалась проблема подвески авиабомбы, так как из-за своих габаритов она не помещалась в бомбовый отсек самолета. Для ее подвески было сконструировано специальное устройство, обеспечивавшее подъем «изделия» к фюзеляжу и закрепление его на трех синхронно управляемых замках. В самолете заменили все электрические разъемы, крылья и фюзеляж покрыли светоотражающей краской.Для обеспечения безопасности бомбардировщика-носителя московские конструкторы парашютно-десантной техники разработали специальную систему из шести парашютов (площадь самого большого равнялась 1,6 тысячи квадратных метров), задерживающую взрыв. Они выбрасывались из хвостовой части корпуса бомбы один за другим и замедляли снижение бомбы, так что самолет успевал к моменту взрыва отойти на безопасное расстояние. К 1959 году носитель супербомбы был создан, но в связи с некоторым потеплением отношений между СССР и США до практических испытаний дело не дошло. Ту-95-202 сначала использовался как учебный на аэродроме в городе Энгельсе (Саратовская область), а затем был списан за ненадобностью. В 1960 году разработку супербомбы продолжил КБ-11 (ныне Российский федеральный ядерный центр – Всероссийский научно-исследовательский институт экспериментальной физики, РФЯЦ-ВНИИЭФ), где термоядерному заряду было присвоено обозначение «изделие 602». В 1961 году, с началом нового витка «холодной войны», испытания «супербомбы» вновь стали актуальными. После принятия в июле 1961 года правительством СССР постановления о возобновлении испытаний ядерного заряда началась авральная работа в КБ-11. В конструкции самой супербомбы и ее заряда было применено большое число серьезных новшеств. АН602 поначалу задумывалась как трехступенчатая конструкция: ядерный заряд первой ступени (мощностью 1,5 мегатонны) инициировал термоядерную реакцию во второй ступени (мощностью 50 мегатонн), а она, в свою очередь, запускала реакцию деления ядер урана-238, составлявшего основу третьей ступени (ее вклад также должен был составить 50 мегатонн). В итоге суммарная мощность АН602 составляла бы чуть больше 100 мегатонн. Но от такого варианта пришлось отказаться из-за очень высокого уровня радиоактивного загрязнения, к которому привело бы деление ядер урана-238. В итоге урановые компоненты третьей ступени заменили на их эквивалент из свинца, что уменьшало расчетную мощность бомбы наполовину.Самолет-носитель из списанных возвратили в строй. На нем срочно заменили все разъемы в системе электроавтоматики сброса, сняли створки грузоотсека, т.к. реальная бомба по габаритам и массе оказалась несколько больше макета (длина бомбы – 8,5 метра, ее масса – 24 тонны, парашютной системы – 800 килограмм). Особое внимание было уделено специальной подготовке экипажа самолета-носителя. Никто не мог дать летчикам гарантию благополучного возвращения после сброса бомбы. Специалисты опасались, что после взрыва может возникнуть неконтролируемая термоядерная реакция в атмосфере. О предстоящих испытаниях бомбы объявил Никита Хрущев в своем докладе 17 октября 1961 года на XXII съезде КПСС. Руководила испытаниями Государственная комиссия. 30 октября 1961 года Ту-95В с бомбой на борту, взлетев с аэродрома «Оленья» в Мурманской области, взял курс на полигон, находящийся на архипелаге Новая Земля в Северном Ледовитом океане. Впереди по его курсу, на расстоянии 15-20 километров, летел самолет-лаборатория Ту-16, в задачи которого входила регистрация различных параметров взрыва. Время полета самолетов до точки сбрасывания бомбы составило чуть больше двух часов. Весь ход полета и сам взрыв снимались с борта Ту-95В, с сопровождавшего Ту-16 и с различных точек на Земле. В 11 часов 30 минут с высоты 10500 метров бомба была сброшена на полигон. По истечении нескольких секунд, у нее сработала каскадная парашютная система. Сначала вытянулся самый маленький, площадью не более квадратного метра парашют. За ним второй – в пять с половиной метров, потом три парашюта по 42 метра и лишь затем основной, площадью около 1600 квадратных метров. Громадная бомба начала плавно снижаться на цель. На 188-й секунде после отделения по команде барометрических датчиков она взорвалась на высоте 4000 метров. Огненный шар при взрыве составил примерно 4,6 километра. Световая вспышка, длившаяся более 70 секунд, была настолько яркой, что, несмотря на сплошную облачность, была видна даже на тысячекилометровом удалении. Клубящийся гигантский гриб поднялся до высоты 67 километров. Порожденная взрывом сейсмическая волна трижды обогнула земной шар, ее удар ощущался на расстоянии тысячи километров от Новой Земли. В брошенном поселке, расположенном на расстоянии 400 километров от эпицентра, были вырваны деревья, выбиты стекла и снесены крыши домов. Звук взрыва слышали на расстоянии 800 километров, а сопровождавшая его ионизация атмосферы породила помехи радиосвязи на расстоянии сотен километров от полигона в течение около 40 минут. На это время была потеряна связь с Ту-95В и Ту-16. Что случилось с самолетами и экипажами, никто не знал. Через какое-то время оба самолета вернулись на базу, на фюзеляже Ту-95В виднелись подпалы. Оказалось, что ударная волна воздействовала на самолеты многократно, начиная с удаления от места взрыва на 115 километров для носителя и 250 километров – для лаборатории. Экипаж Ту-95В получил некоторую дозу радиации. При этом радиоактивное загрязнение полигона на Новой Земле оказалось на удивление малым – испытатели появились на нем спустя два часа после взрыва. Проведенные после испытания замеры показали, что оно практически не представляло опасности ни для участников испытаний, ни для жителей населенных пунктов, прилегавших к полигону, ни для промысловых районов рыбного лова.Полная энергия взрыва составляла от 57 до 58,6 мегатонн в тротиловом эквиваленте, что совпало с ожидаемым по расчетам значением. Это в десять раз больше суммарной мощности всех взрывов за время Второй мировой войны, включая американскую атомную бомбардировку японских городов Хиросимы и Нагасаки.Стало ясно, что работы по супербомбе завершились полным успехом, и что теоретически возможно создавать термоядерные заряды сколь угодно большой мощности (практически же их мощность ограничена значением, при котором начинаются необратимые тектонические разрушения на Земле). Основной целью, которая ставилась и была достигнута этим испытанием, стала демонстрация возможности создания СССР неограниченных по мощности термоядерных зарядов. Данное событие сыграло ключевую роль в установлении ядерного паритета в мире и предотвращении использования атомного оружия.»Царь-бомба» внесена в Книгу рекордов Гиннесса как самое мощное термоядерное устройство, прошедшее испытание. Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников
ссср
россия
РИА Новости
1
5
4.7
96
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
2021
РИА Новости
1
5
4.7
96
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
Новости
ru-RU
https://ria.ru/docs/about/copyright.html
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/
РИА Новости
1
5
4.7
96
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og. xn--p1ai/awards/
1920
1080
true
1920
1440
true
https://cdnn21.img.ria.ru/images/120376/64/1203766430_0:0:2732:2048_1920x0_80_0_0_d52be55f5846248d71b78133a8d76b21.jpg
1920
1920
true
РИА Новости
1
5
4.7
96
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
РИА Новости
1
5
4.7
96
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
справки, андрей сахаров, ссср, никита хрущев, россия
Справки, Андрей Сахаров, СССР, Никита Хрущев, Россия
30 октября 1961 года в СССР прошли испытания самой мощной в мире термоядерной бомбы (устаревшее название – водородная бомба), принцип действия которой основан на использовании энергии, выделяющейся при реакции термоядерного синтеза легких ядер.
Поражающими факторами при ее взрыве являются ударная волна, световое излучение, проникающая радиация и радиоактивное заражение.
Бомбу создала в середине 1950-х годов группа физиков под руководством академика Игоря Курчатова. В группу разработчиков входили Андрей Сахаров, Виктор Адамский, Юрий Бабаев, Юрий Трунов и Юрий Смирнов.
У бомбы, помимо официального обозначения АН602, было еще кодовое «Ваня» или «Иван», а также есть широко распространенные неофициальные названия – «Царь-бомба» и «Кузькина мать». Название «Царь-бомба» подчеркивает, что это самое мощное оружие в истории. Название «Кузькина мать», как считается, появилось под впечатлением от известных слов советского лидера Никиты Хрущева, который в 1959 году заявил вице-президенту США Ричарду Никсону: «В нашем распоряжении имеются средства, которые будут иметь для вас тяжелые последствия. Мы вам покажем кузькину мать!».
Решение о разработке и изготовлении авиабомбы-гиганта с термоядерным зарядом не менее 100 мегатонн тротилового эквивалента было принято правительством СССР в ноябре 1955 года. 12 марта 1956 года ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли проект постановления о подготовке и проведении ее испытания.
Изначально эта разработка была поручена новому ядерному центру на Урале НИИ-1011 (ныне Российский Федеральный Ядерный Центр – Всероссийский научно-исследовательский институт технической физики имени академика Е.И. Забабахина, РФЯЦ – ВНИИТФ), где она получила обозначение «изделие 202» и велась с конца 1955 года по 1958 год.
Поначалу планировалось создать бомбу весом 40 тонн, но конструкторы бомбардировщика Ту-95, который должен был доставлять бомбу до места сброса, отвергли эту идею сразу. Самолет с такой нагрузкой просто не смог бы долететь до полигона. Заданная масса «супербомбы» была уменьшена.
Тем не менее, большие габариты и огромная мощность бомбы (первоначально планировалась длина восемь метров, диаметр два метра при массе 26 тонн) потребовали существенных доработок Ту-95. В результате получился, по сути дела, новый, а не просто доработанный вариант старого самолета, получивший обозначение Ту-95-202 (Ту-95В). Бомбардировщик Ту-95-202 был оборудован двумя дополнительными пультами управления: один – для управления автоматикой «изделия», другой – для управления его системой обогрева. Очень сложной оказалась проблема подвески авиабомбы, так как из-за своих габаритов она не помещалась в бомбовый отсек самолета. Для ее подвески было сконструировано специальное устройство, обеспечивавшее подъем «изделия» к фюзеляжу и закрепление его на трех синхронно управляемых замках.
В самолете заменили все электрические разъемы, крылья и фюзеляж покрыли светоотражающей краской.
Для обеспечения безопасности бомбардировщика-носителя московские конструкторы парашютно-десантной техники разработали специальную систему из шести парашютов (площадь самого большого равнялась 1,6 тысячи квадратных метров), задерживающую взрыв. Они выбрасывались из хвостовой части корпуса бомбы один за другим и замедляли снижение бомбы, так что самолет успевал к моменту взрыва отойти на безопасное расстояние.
К 1959 году носитель супербомбы был создан, но в связи с некоторым потеплением отношений между СССР и США до практических испытаний дело не дошло. Ту-95-202 сначала использовался как учебный на аэродроме в городе Энгельсе (Саратовская область), а затем был списан за ненадобностью.
В 1960 году разработку супербомбы продолжил КБ-11 (ныне Российский федеральный ядерный центр – Всероссийский научно-исследовательский институт экспериментальной физики, РФЯЦ-ВНИИЭФ), где термоядерному заряду было присвоено обозначение «изделие 602».
В 1961 году, с началом нового витка «холодной войны», испытания «супербомбы» вновь стали актуальными. После принятия в июле 1961 года правительством СССР постановления о возобновлении испытаний ядерного заряда началась авральная работа в КБ-11. В конструкции самой супербомбы и ее заряда было применено большое число серьезных новшеств. АН602 поначалу задумывалась как трехступенчатая конструкция: ядерный заряд первой ступени (мощностью 1,5 мегатонны) инициировал термоядерную реакцию во второй ступени (мощностью 50 мегатонн), а она, в свою очередь, запускала реакцию деления ядер урана-238, составлявшего основу третьей ступени (ее вклад также должен был составить 50 мегатонн). В итоге суммарная мощность АН602 составляла бы чуть больше 100 мегатонн. Но от такого варианта пришлось отказаться из-за очень высокого уровня радиоактивного загрязнения, к которому привело бы деление ядер урана-238. В итоге урановые компоненты третьей ступени заменили на их эквивалент из свинца, что уменьшало расчетную мощность бомбы наполовину.
Самолет-носитель из списанных возвратили в строй. На нем срочно заменили все разъемы в системе электроавтоматики сброса, сняли створки грузоотсека, т.к. реальная бомба по габаритам и массе оказалась несколько больше макета (длина бомбы – 8,5 метра, ее масса – 24 тонны, парашютной системы – 800 килограмм).
Особое внимание было уделено специальной подготовке экипажа самолета-носителя. Никто не мог дать летчикам гарантию благополучного возвращения после сброса бомбы.
Специалисты опасались, что после взрыва может возникнуть неконтролируемая термоядерная реакция в атмосфере.
О предстоящих испытаниях бомбы объявил Никита Хрущев в своем докладе 17 октября 1961 года на XXII съезде КПСС. Руководила испытаниями Государственная комиссия.
30 октября 1961 года Ту-95В с бомбой на борту, взлетев с аэродрома «Оленья» в Мурманской области, взял курс на полигон, находящийся на архипелаге Новая Земля в Северном Ледовитом океане. Впереди по его курсу, на расстоянии 15-20 километров, летел самолет-лаборатория Ту-16, в задачи которого входила регистрация различных параметров взрыва. Время полета самолетов до точки сбрасывания бомбы составило чуть больше двух часов. Весь ход полета и сам взрыв снимались с борта Ту-95В, с сопровождавшего Ту-16 и с различных точек на Земле.
В 11 часов 30 минут с высоты 10500 метров бомба была сброшена на полигон. По истечении нескольких секунд, у нее сработала каскадная парашютная система. Сначала вытянулся самый маленький, площадью не более квадратного метра парашют. За ним второй – в пять с половиной метров, потом три парашюта по 42 метра и лишь затем основной, площадью около 1600 квадратных метров. Громадная бомба начала плавно снижаться на цель.
На 188-й секунде после отделения по команде барометрических датчиков она взорвалась на высоте 4000 метров. Огненный шар при взрыве составил примерно 4,6 километра. Световая вспышка, длившаяся более 70 секунд, была настолько яркой, что, несмотря на сплошную облачность, была видна даже на тысячекилометровом удалении.
Клубящийся гигантский гриб поднялся до высоты 67 километров. Порожденная взрывом сейсмическая волна трижды обогнула земной шар, ее удар ощущался на расстоянии тысячи километров от Новой Земли. В брошенном поселке, расположенном на расстоянии 400 километров от эпицентра, были вырваны деревья, выбиты стекла и снесены крыши домов.
Звук взрыва слышали на расстоянии 800 километров, а сопровождавшая его ионизация атмосферы породила помехи радиосвязи на расстоянии сотен километров от полигона в течение около 40 минут. На это время была потеряна связь с Ту-95В и Ту-16. Что случилось с самолетами и экипажами, никто не знал. Через какое-то время оба самолета вернулись на базу, на фюзеляже Ту-95В виднелись подпалы. Оказалось, что ударная волна воздействовала на самолеты многократно, начиная с удаления от места взрыва на 115 километров для носителя и 250 километров – для лаборатории. Экипаж Ту-95В получил некоторую дозу радиации. При этом радиоактивное загрязнение полигона на Новой Земле оказалось на удивление малым – испытатели появились на нем спустя два часа после взрыва. Проведенные после испытания замеры показали, что оно практически не представляло опасности ни для участников испытаний, ни для жителей населенных пунктов, прилегавших к полигону, ни для промысловых районов рыбного лова.
Полная энергия взрыва составляла от 57 до 58,6 мегатонн в тротиловом эквиваленте, что совпало с ожидаемым по расчетам значением. Это в десять раз больше суммарной мощности всех взрывов за время Второй мировой войны, включая американскую атомную бомбардировку японских городов Хиросимы и Нагасаки.
Стало ясно, что работы по супербомбе завершились полным успехом, и что теоретически возможно создавать термоядерные заряды сколь угодно большой мощности (практически же их мощность ограничена значением, при котором начинаются необратимые тектонические разрушения на Земле).
Основной целью, которая ставилась и была достигнута этим испытанием, стала демонстрация возможности создания СССР неограниченных по мощности термоядерных зарядов. Данное событие сыграло ключевую роль в установлении ядерного паритета в мире и предотвращении использования атомного оружия.
«Царь-бомба» внесена в Книгу рекордов Гиннесса как самое мощное термоядерное устройство, прошедшее испытание.
Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников
Как взрывали Царь-бомбу? | Читать статьи по истории РФ для школьников и студентов
История создания ядерного полигона на Новой Земле
Сегодня в России существует единственный полигон, связанный с испытаниями ядерного оружия, хотя ядерных взрывов на нем не производили уже больше тридцати лет. Он носит название Центрального полигона Российской Федерации и находится в подчинении 12-го Главного управления Минобороны, отвечающего за спецбоеприпасы. Расположен этот полигон на одном из самых северных архипелагов Европы – Новой Земле. А его история началась 31 июля 1954 года, когда Совет Министров СССР принял закрытое постановление №1559-699. Этим документом предусматривалось создание на Новой Земле «объекта 700» – нового полигона для испытаний ядерного оружия во всех средах: на земле, над землей, под землей, над водой и под водой.
Безальтернативный полигон
О необходимости поиска нового полигона для испытаний ядерного оружия руководство СССР задумалось еще в 1953 году, практически одновременно с тем, как под Семипалатинском прошли испытания первой советской водородной бомбы – изделия РДС-6с мощностью 400 килотонн. Соображения были простыми: площадка под Семипалатинском располагалась в окружении достаточно населенных территорий, и повышение мощности испытываемых зарядов неизбежно вело к повышению негативных последствий для населения. Кроме того, сухопутный полигон позволял проводить испытания не во всех средах.
Поэтому в 1953 году руководство Минобороны по команде сверху сформировало специальную комиссию, главной задачей которой был выбор новой, дополнительной площадки для проведения ядерных испытаний. Требования были жесткими: удаленность от крупных населенных территорий и коммуникаций, а также от возможных линий воздушного и морского транспорта, плюс возможность организации ядерных взрывов в воздухе и под водой. Возглавил комиссию командующий Беломорской военной флотилией контр-адмирал Николай Сергеев. Этот выбор со всей очевидностью свидетельствовал, что иного варианта, кроме поиска удаленных архипелагов в акватории Северного Ледовитого океана, у советских военных нет. Балтика, Черное море и Каспий были слишком «населенными», а Тихий океан к тому времени воспринимался как ядерный полигон США.
При этом место нового полигона должно было находиться не слишком далеко от обладающих развитой инфраструктурой портов и оставаться доступным в течение всего года, а не только во время летней навигации. По этим причинам отпали, например, Новосибирские острова и архипелаг Северная земля. Шпицберген находился в распоряжении не только СССР, но и Норвегии, которая наверняка не дала бы согласия на организацию полигона в важном для нее регионе добычи каменного угля.
Была идея провести разовое испытание близ Кольского полуострова – на острове Нокуев, но против этого выступил главком ВМФ адмирал флота Николай Кузнецов. После этого выбор фактически свелся к одному-единственному архипелагу – Новой Земле. Она отвечала всем критериям военных: население не больше 400 человек, удобная транспортная доступность из северных портов – Архангельска и Мурманска, отсутствие развитой промышленности (а значит, расходов, связанных с ее потерей) и удаленность от международных воздушных и морских линий. Рассмотрев на специальном заседании выводы, представленные комиссией контр-адмирала Николая Сергеева, правительство СССР приняло решение создавать новый ядерный полигон на Новой Земле.
Как бомба, только торпеда
Как и все объекты подобного рода, Новоземельский полигон получил условное наименование «объект 700». В соответствии с этим индексом было дано название и строительной организации, которой поручили возведение всей необходимой инфраструктуры новой испытательной площадки: «Спецстрой-700». В его состав вошли тринадцать строительных батальонов, которые прибыли на Новую Землю летом 1954 года. А 17 сентября того же года Генеральный штаб ВМФ СССР издал директиву о формировании управления полигона, так что с той поры эта дата отмечается как день рождения полигона. Новый объект подчинили созданному 5 апреля 1954 года 6-му Управлению ВМФ, которое руководило системой обеспечения флота ядерным оружием. Начальником Управления стал контр-адмирал Петр Фомин. А первым начальником Новоземельского полигона назначили опытного подводника Героя Советского Союза капитана первого ранга Валентина Старикова.
Строительство нового полигона шло в большой спешке. Прошло уже шесть лет с тех пор, как США провели на атолле Бикини надводный и подводный ядерные взрывы, и существовал немалый риск, что американский флот первым получит морское ядерное оружие – глубинные бомбы и торпеды. Советские специалисты приступили к созданию собственной торпеды с ядерным зарядом сразу после того, как выбрали место для нового полигона. Получившуюся у них торпеду Т-5 нужно было где-то испытывать.
Первые испытания, во время которых в Советском Союзе был впервые произведен подводный ядерный взрыв, прошли на Новой Земле 21 сентября 1955 года. Местом для них выбрали так называемую «зону А» – Черную Губу. В ней разместили десять кораблей: четыре подводные лодки в подводном положении и на перископной глубине, четверку эсминцев и два тральщика. Корабли стояли на расстоянии от 300 до 1800 метров от тральщика Т-293, с борта которого специальными лебедками ядерный заряд опустили на глубину в 12 метров. В восемь часов утра прогремел взрыв, поднявший характерный гриб и погнавший от эпицентра большие кольцевые волны. Однако из кораблей, участвовавших в испытании, затонул только один – эсминец «Реут», стоявший ближе всего к тральщику Т-293. Остальные получили повреждения разной степени тяжести, но остались на плаву.
Второй подводный ядерный взрыв на полигоне Новая Земля произвели 10 октября 1957 года, и это были уже государственные испытания торпеды Т-5. Она была выпущена подводной лодкой С-144 с расстояния в 10 км, а ее специальная боевая часть сработала на глубине 35 метров. Мощность взрыва составила 10 килотонн, и из десяти кораблей-мишеней шесть были потоплены на месте. Через год после этого торпеду Т-5 приняли на вооружение, но прослужила она недолго: проще и лучше оказалось выпускать специальные боевые части для обычных торпед, которые отличались куда большей надежностью.
Цель для Царь-бомбы
Кроме зоны А, где проводились подводные испытания ядерного оружия, на Новой Земле существовали еще две зоны полигона: В – для подземных взрывов, расположенная на гористом южном берегу пролива Маточкин Шар, и С – на полуострове Сухой Нос (остров Северный), где проводились воздушные испытания.
В зоне В подорвали в общей сложности 42 подземных ядерных заряда. Во время двух таких испытаний произошли ЧП, которые дорого обошлись участникам эксперимента. После того как сработал ядерный заряд, радиоактивные газы прошли по тектоническим трещинам и вырвались на поверхность, вызвав радиоактивное заражение поверхности, при котором мощность экспозиционной дозы (интенсивность излучения) составила несколько сот рентген в час.
Зона В стала основной рабочей зоной полигона на Новой Земле в августе 1963 года, после того как Советский Союз и Соединенные Штаты подписали договор о запрещении ядерных испытаний в трех средах. Согласно этому документу, обе страны брали на себя обязательства не испытывать ядерное оружие в атмосфере, космическом пространстве и под водой. О подземных испытаниях в документе не говорилось, и они продолжились – в основном на Семипалатинском полигоне, но и на Новой Земле тоже проводились подземные взрывы в интересах советского флота.
А «воздушная» зона С стала местом испытания 30 октября 1961 года самой мощной термоядерной бомбы, когда-либо созданной и взорванной на Земле. Это была знаменитая Царь-бомба: согласно проекту, она должна была иметь мощность в 100 мегатонн (примерно пять с половиной тысяч бомб, сброшенных на Хиросиму). Но испытывать ядерный заряд такой колоссальной мощности руководство СССР не рискнуло, и в итоге была подорвана бомба половинной мощности. Сброшенная со специально модифицированного для доставки Царь-бомбы бомбардировщика Ту-95, она взорвалась в 11. 33 утра по московскому времени на высоте 4 километра над целью – зоной С. Ядерный гриб достиг высоты в 67 км, а взрывная волна трижды обогнула земной шар.
Испытания ядерного заряда такой колоссальной мощности не только стали причиной отказа обеих супердержав от дальнейшей «гонки мегатонн». Они же послужили основным поводом к заключению договора о запрещении ядерных испытаний в трех средах. После Царь-бомбы воздушные испытания на Новой Земле продолжались до 25 декабря 1962 года, и затем прекратились.
Самый главный полигон
Последнее ядерное испытание на Новой Земле прошло 24 октября 1990 года. Всего за 35 лет здесь провели 132 взрыва: 84 воздушных, 42 подземных, три подводных, два надводных и один наземный. Для сравнения: на Семипалатинском полигоне за сорок три года провели 468 испытаний. Но на долю Новоземельского полигона пришлось 94% суммарной мощности всех ядерных испытательных взрывов за счет одной-единственной Царь-бомбы.
После развала СССР полигон на Новой Земле остался единственным сохранившимся в системе ядерных полигонов Минобороны. Потому он и называется сегодня Центральный полигон Министерства обороны России. Никаких ядерных взрывов здесь больше не проводят, но и сказать, что здесь не ведут работ, связанных с ядерным оружием, было бы неверно. На Новой Земле проводятся так называемые подкритические взрывные испытания, главная цель которых – исследование надежности ядерных зарядов, стоящих на вооружении российской армии и флота, и получение данных, которые могут использоваться при проектировании новых спецбоеприпасов. Без таких испытаний, которые проводят все страны-обладатели ядерного оружия, невозможно его хранение и содержание. При этом все условия Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний полностью соблюдаются. И еще один факт: может показаться удивительным, но сегодня уровень радиации на Новой Земле ниже, чем в большинстве крупных промышленных центров России и мира.
1952 — Атолл Эниветок, Маршалловы острова
|