Содержание
Краткая история Земли – гид на ПостНауке
Гид
Как появилась планета Земля
Сохранить гид
21956
Партнер гида
О гиде
Как развивалась история Земли, как появились вулканы и океаны
биология геология Естественные науки
Поделиться
Научный консультант гида
ПостНаука
команда ПостНауки
Содержание
01
Как появилась Земля?
Мультфильм о появлении нашей планеты и ее спутника
02
Как движутся континенты?
Мультфильм о тектонике литосферных плит
03
Почему на Земле тает лед?
Мультфильм о глобальном потеплении
tv
04
Почему извергаются вулканы?
Мультфильм о вулканах и их влиянии на историю
05
Как появились океаны?
Мультфильм о появлении воды на Земле и формировании океанов
Видео
06
Откуда взялись полезные ископаемые?
Мультфильм об алмазах, каменном угле и других полезных ископаемых
07
Планета Земля: как занять свое место под Солнцем
Когда появились планеты Солнечной системы, почему состав Луны похож на состав земной коры и возможна ли жизнь на других планетах
Журнал
08
Земля уходит из-под ног: тектоника литосферных плит
Почему движутся материки, можно ли измерить их скорость и как изменяется магнитное поле Земли
Журнал
09
Земля в иллюминаторе: тест об истории нашей планеты
Земля в иллюминаторе: тест об истории нашей планеты
Игры
Следите за прогрессом
Сохраните гид в личном кабинете, чтобы отслеживать прохождение
Сохранить гид
Издательство Яндекса
Издательство Яндекса — программа развития и поддержки просветительских проектов в цифровой среде.
Другие гиды и курсы ПостНауки
Гормоны
Маленькие управленцы большой жизни
20 материалов
Навыки цифрового мира
Как мы будем думать в будущем?
12 материалов
Маленький гид по большим данным
Как развиваются технологии больших данных и машинного обучения
12 материалов
Энергия атома
Маленький атом — источник огромной энергии
15 материалов
Музейные приключения
Расписание подмосковных приключений
Смотреть
Как-то раз друзья, всматриваясь в бескрайнее звездное небо, обсуждали дальние планеты и космические полеты, как вдруг Муфта воскликнул: «А вы знаете, что Луна всегда смотрит на нас одним и тем же боком! А что с другой стороны? Вот бы нам исколесить Луну на нашем фургончике … но ведь там нет ни воздуха, ни заправок». Искорки проблеснули в глазах Полботинка: «Нужен космический фургончик, а чтобы узнать, как его сделать, мы отправимся в музей космонавтики и пригласим с собой всех юных космонавтов!» Подробнее…
15 | января, | вс. | 11:00 |
Стоимость участия – 2300 р., по клубной карте – 2200 р., абонементу – 1850 р.абонементу – 1850 р.
Главный архивариус, рассматривая газетные вырезки, обнаружил статью об удивительном произведении изобразительного искусства. Восхищенный журналист писал: «На этой картине настоящее чудо, спокойное и величественное, оно очаровывает и завораживает… — это же настоящий шедевр!» К сожалению, статья была вырезана неаккуратно, и название картины не сохранилось, осталась лишь одна подсказка — Третьяковская галерея. Главный архивариус отправляется разрешить эту загадку и приглашает с собой всех ребят!
15 | января, | вс. | 16:00 |
Стоимость участия – 2600 р., по клубной карте – 2500 р., абонементу – 1850 р.абонементу – 1850 р.
Как-то раз Полботинка решил разгадать загадки нашей планеты. Что такое живая и неживая природа, и может ли живая природа превратиться в неживую? Как по-научному называются камни, и можно ли их съесть? Как Земля выглядит из космоса и на что похожи вулканы? Для того чтобы во всем разобраться и раскрыть все тайны, Полботинка отправляется в научную экспедицию и приглашает с собой всех юных геологов! Подробнее…
22 | января, | вс. | 16:30 |
Стоимость участия – 2300 р. , по клубной карте – 2200 р., абонементу – 1850 р.абонементу – 1850 р.
Главный исследователь как-то раз обнаружил на дальней полке своей научной библиотеки старинную книгу. На одной из страниц этой книги был изображен настоящий дракон. Конечно, все знают, что волшебных животных в природе не существует, но… из текста исследователь выяснил, что люди в древности часто принимали необычных зверей за волшебных. Живет ли где-то дракон или это выдумка? Ответ главный исследователь отправляется искать в Дарвиновский музей и приглашает с собой всех исследователей!
29 | января, | вс. | 10:15 |
Стоимость участия – 2300 р., по клубной карте – 2200 р., абонементу – 1850 р.абонементу – 1850 р.
Веселый лягушонок Квак однажды грелся на солнышке, как вдруг появился Жаб. «Оказывается, все животные приходятся нам родственниками!» — запыхавшись, крикнул он. «Все? И даже зубастые хищники? Ты перегрелся…» — ответил Квак. Успокоившись, Жаб объяснил, что на дальней полянке учитель биологии рассказывал ученикам о каком-то волшебном дереве, которое объединяет всех животных. Чтобы разгадать эту тайну, друзья отправляются в Дарвиновский музей и приглашают с собой всех ребят! Подробнее…
5 | февраля, | вс. | 10:15 |
Стоимость участия – 2300 р., по клубной карте – 2200 р., абонементу – 1850 р.абонементу – 1850 р.
Однажды Полботинка отправился на научную лекцию. Седой профессор рассказывал о солнечной системе, нашей планете и минералах, из которых она состоит. Вдруг в окне он увидел старушку, которая никак не могла перейти дорогу. Полботинка, поспешил на помощь пожилой женщине, последние слова профессора, которые он услышал были: «… а теперь о бомбах…» Проводив старушку до дома и вернувшись обратно, он оказался перед закрытыми дверьми. Что же это за такая бомба? Полботинка отправляется в Геологический музей и приглашает с собой всех ребят! Подробнее…
5 | февраля, | вс. | 15:30 |
Стоимость участия – 2300 р., по клубной карте – 2200 р., абонементу – 1850 р.абонементу – 1850 р.
Главный исследователь взял в руки папку с газетными вырезками интервью известных автомобильных конструкторов. Каждый из них рассказывал о своём автомобиле, его характеристике. Оказалось, что все машины разные… «А ведь я, оказывается, ничего не понимаю в автомобилях! — вырвалось у Главного исследователя, — поэтому я отправлюсь в музей ретроавтомобилей и приглашаю с собой всех юных знатоков машин!»
12 | февраля, | вс. | 11:00 |
Стоимость участия – 2300 р. , по клубной карте – 2200 р., абонементу – 1850 р.абонементу – 1850 р.
Архивариус, большой любитель путешествий, задумался однажды о космическом приключении. Как выглядит Земля из космоса? Какой она формы, цвета и почему так выглядит? Кто первым отправился в космический полет? Для того, чтобы во всем разобраться и раскрыть все тайны Архивариус отправляется в научную экспедицию и приглашает с собой всех юных космонавтов! Подробнее…
19 | февраля, | вс. | 11:00 |
Стоимость участия – 2300 р., по клубной карте – 2200 р., абонементу – 1850 р.абонементу – 1850 р.
Главный архивариус обнаружил в архиве путевой журнал летающей тарелки инопланетян. Из него он узнал, что для изучения нас, землян, пришельцы приземлились у Третьяковской галереи. «Оказывается, искусство землян – это не только картины и скульптуры, но и что-то совсем необычное. ..» — на этом запись в журнале обрывалась, и дальше ничего нельзя было разобрать. Что же такое увидели инопланетяне? Главный архивариус отправляется разрешить эту загадку и приглашает с собой всех ребят!
26 | февраля, | вс. | 11:00 |
Стоимость участия – 2600 р., по клубной карте – 2500 р., абонементу – 1850 р.абонементу – 1850 р.
Прыгая по большой тропинке, Квак обнаружил следы удивительного животного. Жаб, его друг, рассказал, что слышал от профессора на поляне что животные нашей планеты очень разные. Некоторые живут семьями, а некоторые нет. Кто-то заботиться о потомстве… Для того, чтобы разобраться в многообразии животных и раскрыть все тайны Квак отправляется в научную экспедицию и приглашает с собой всех юных биологов! Подробнее…
19 | марта, | вс. | 10:15 |
Стоимость участия – 2300 р., по клубной карте – 2200 р., абонементу – 1850 р.абонементу – 1850 р.
В архиве, где хранится множество древних документов, главный архивариус нашел описание удивительных портретов: невероятной глубины глаза и пронзительный взгляд…этими портретами должны были любоваться боги Египта! Что же это за портреты? Главный архивариус отправляется на поиски ответа в музей изобразительных искусств и приглашает с собой всех юных исследователей!
25 | декабря, | вс. | 15:45 |
Стоимость участия – 2600 р., по клубной карте – 2500 р., абонементу – 1850 р.абонементу – 1850 р.
В архиве, где хранится бесчисленное количество древних документов обо всем на свете, главный архивариус нашел рассказ о храбром мальчике-пастухе. Он единственный, кто смог защитить свой народ от страшного великана по имени Голиаф. Как же звали этого героя? Главный архивариус отправляется на поиски ответа в музей изобразительных искусcтв и приглашает всех исследователей присоединиться!
Стоимость участия – 2600 р., по клубной карте – 2500 р., абонементу – 1850 р.абонементу – 1850 р.
Маленькая озорная мышка Анжелина мечтает стать великой балериной. Перелистывая страницы любимой книги об актрисах, в своих фантазиях она уже видит себя блистающей на сцене. Из этой же книги она узнала, что знаменитой актрисе Ермоловой поклонники часто преподносили подарки со специальными именными знаками. Что же это за знаки? Анжелина приглашает всех исследователей помочь ей найти разгадку в доме-музее Ермоловой!
Стоимость участия – 2300 р., по клубной карте – 2200 р., абонементу – 1850 р.абонементу – 1850 р.
Квак и Жаб наводили дома порядок, как вдруг, им попался необычный клочок: белый и пушистый, с чешуйками по бокам. Квак решил, что это шерсть животного, а Жаб утверждал, что это растение. Оказывается, он слышал легенду о шерстяном кусте. Чтобы раскрыть эту тайну, друзья отправляются в биологический музей и приглашают с собой всех юных исследователей!
Стоимость участия – 2300 р., по клубной карте – 2200 р., абонементу – 1850 р.абонементу – 1850 р.
После того как первый землянин побывал в космосе, все человечество увлеклось мечтой о покорении околоземного пространства: полетами на другие планеты и даже в другие галактики… Главный исследователь космоса рассматривал свое досье, как вдруг на глаза ему попались фотографии маленьких странных летательных объектов. Что же это? Ответ главный исследователь отправляется искать в музей космонавтики и приглашает с собой всех исследователей!
Стоимость участия – 2300 р., по клубной карте – 2200 р., абонементу – 1850 р.абонементу – 1850 р.
Главный исследователь Земли получил письмо от ученых, обнаруживших удивительный минерал. Снаружи он похож на обычный булыжник, зато внутри поражает своим великолепием. Что же это такое? На научном совете выяснилось, что разгадку этой тайны можно найти в музее истории Земли, и потому главный исследователь приглашает всех юных геологов в научную экспедицию!
Стоимость участия – 2300 р. , по клубной карте – 2200 р., абонементу – 1850 р.абонементу – 1850 р.
На совете искусствоведов главный исследователь обсуждал с коллегами героев разных эпох, изображенных на полотнах. Каждый герой удивлял своими нечеловеческими возможностями. Вдруг старейший искусствовед вспомнил об одной картине, на которой также изображен герой, но все же это не человек. Что же это за герой? К сожалению, название картины коллега вспомнить не смог. Главный искусствовед отправляется за ответом в Третьяковскую галерею и приглашает с собой всех исследователей!
Стоимость участия – 2600 р., по клубной карте – 2500 р., абонементу – 1850 р.абонементу – 1850 р.
Планетарная эволюция раскрывает изменчивую историю
Похоже, природа любит формировать экзопланеты — планеты за пределами нашей Солнечной системы. За последние 20 лет ученые поняли, что экзопланеты гораздо чаще встречаются в нашем уголке космоса и во Вселенной в целом, чем считалось ранее.
Чтобы углубить наше понимание формирования планет, ученые должны найти и наблюдать за формированием множества таких систем. Но наблюдение за эволюцией планеты в режиме реального времени заняло бы миллионы лет. Вместо этого астрономы заглядывают в определенные области пространства, собирая воедино, как пазл, различные подсказки, которые они наблюдают, и моделируя результаты в лаборатории.
Наиболее широко распространенная модель образования планет, известная как небулярная гипотеза, начинается с вращающегося диска газа и пыли, оставшегося после рождения ближайшей звезды. В какой-то момент времени гравитация побеждает давление, поддерживающее эту космическую пыль, которая затем начинает вращаться, быстро разрушаясь под действием собственной гравитации.
Усиливает малейшее вращение, подобно тому, как фигурист вращается быстрее, когда рисует руками. Это вызывает образование протопланетного диска, окружающего молодую звезду, который затем становится горнилом для формирования планетной системы.
Хотя астрономам теперь хорошо известно, как зарождаются планеты, точные химические процессы, разворачивающиеся при формировании нового мира, остаются неясными.
Где появляются планеты?
»
Мы обнаружили, что органическое содержимое, которое сегодня можно увидеть в кометах нашей Солнечной системы, вероятно, возникло 4,5 миллиарда лет назад, когда Солнечная система находилась на самых ранних стадиях своей эволюции.
Йес Кристиан Йоргенсен, координатор проекта S4F
Астрономы, изучающие процессы формирования звезд и планет, заметили, что регионы, в которых возникают планеты, обладают сложным химическим составом.
«Мы обнаружили большие органические молекулы, которые потенциально могут быть строительными блоками для жизни в регионах, где планеты формируются вокруг молодых звезд», — сказал Джес Кристиан Йоргенсен, глава исследовательской группы S4F.
Используя телескоп Atacama Large Millimeter Array (ALMA) в Чили, ученые определили конкретные длины волн света, излучаемого молекулами. Они обнаружили, что в плотных холодных регионах, где облако пыли схлопывается в звезду, на поверхности мелких частиц пыли образуются молекулы. Лед, найденный в этих холодных регионах, заставляет их замерзать и слипаться, образуя более сложные типы органических молекул.
«Мы обнаружили, что органическое содержимое, которое сегодня можно увидеть в кометах нашей собственной Солнечной системы, вероятно, возникло 4,5 миллиарда лет назад, когда Солнечная система находилась на самых ранних стадиях своей эволюции», — сказал Йоргенсен.
Это означает, что значительная часть химических процессов, происходящих на самых ранних стадиях звездообразования, была унаследована протопланетным диском, вращающимся диском из плотного газа, окружающим молодую новообразованную звезду, и образовавшимися внутри него телами. «Степень наследования была очень неожиданной», — прокомментировал Йоргенсен. Интересно, что такой же органический состав был обнаружен и в других регионах галактики, где физические условия существенно отличаются.
‘В течение следующих 5–10 лет мы приступим к выполнению задачи по тщательному описанию атмосфер, чтобы выяснить, как их химический состав соотносится с веществом, присутствующим на планетах, которые мы наблюдаем сегодня. Это также поможет определить, уникальна ли наша Солнечная система и может ли жизнь появиться где-то еще во Вселенной», — пояснил Йоргенсен.
Луна — ключ к разгадке
Хотя большинство ученых считают, что экзопланеты размером с Землю формировались постепенно в течение миллионов лет из массы газа и пыли, многие связанные с этим процессы до сих пор мало изучены.
Наша собственная Луна может дать некоторые ответы. В недавнем исследовании исследователи обнаружили, что он подвергся плавлению и испарению, что объясняет, почему важные химические элементы, известные как летучие вещества, были значительно истощены.
«Летучие элементы играют важную роль в планетах земной группы, включая их способность развиваться и поддерживать жизнь, а также геохимические свойства, которые делают каждую планету уникальной», — сказал Фредерик Муанье, профессор Института физики земного шара в Париже при Университете Парижа. Париж.
Муанье и его команда в рамках проекта PRISTINE измерили концентрацию изотопов, различных форм одного и того же элемента, для летучих элементов, таких как цинк, медь, галлий, рубидий и калий, которые присутствуют на Луне в гораздо меньших количествах по сравнению с Землей. .
Эти изменения в концентрациях элементов могли бы пролить больше света на то, как образовалась система Земля-Луна, но точный механизм был предметом давних споров. Исследования еще не объяснили модель истощения некоторых летучих элементов на Земле и Луне и избыток других — до сих пор.
Кажется, когда Луна только сформировалась, она была почти полностью расплавлена и вращалась очень близко к Земле. Исследование группы впервые показало, что в этом расплавленном состоянии происходило испарение летучих элементов «планетарного масштаба».
“
Потери летучих веществ в результате испарения из магматического океана теперь являются новой моделью для объяснения образования и состава Луны и планет.
Фредерик Муанье, координатор проекта PRISTINE
‘Эта стадия полностью расплавленного небесного объекта называется океаном магмы. Мы показали, что на этой стадии летучие элементы испаряются. Потеря летучих веществ в результате испарения из магматического океана теперь является новой моделью для объяснения образования и состава Луны и планет», — сказал Муанье.
Новые применения за пределами астрономии
Учёных, изучающих сложные химические процессы, сформировавшие наш космос, несомненно, ждут захватывающие времена. Дальнейшее моделирование и экспериментальная деятельность в лаборатории помогут лучше понять, как определенные факторы, такие как температура, давление и исходный химический состав планеты, влияют на скорость испарения летучих элементов.
“
Мы участвуем в разработке новой области под названием «изотопная металломика», которая измеряет состав стабильных изотопов в организме человека.
Фредерик Муанье, координатор проекта PRISTINE
Исследования Муанье также имеют более широкое значение для других областей. Его методы изучения формирования планет теперь применяются к тому, как человеческое тело перерабатывает определенные металлы.
«Мы поняли, что изменения в изотопном составе таких элементов, как цинк и медь, могут служить биомаркерами для диагностики таких состояний, как болезнь Альцгеймера, которая влияет на баланс металлов в организме. Мы являемся частью развития новой области под названием «изотопная металломика», которая измеряет состав стабильных изотопов в организме человека», — заключил Муанье.
Исследование, описанное в этой статье, финансировалось Европейским исследовательским советом ЕС. Если вам понравилась эта статья, поделитесь ею в социальных сетях.
История планеты Земля — чудо науки
Как люди реконструируют и датируют события планетарной истории Земли?
К-2 | 3-5 | 6-8 | 9-12 |
---|---|---|---|
Модели движения Солнца, Луны и звезд, наблюдаемые с Земли, можно наблюдать, описывать и предсказывать. | Некоторые события на Земле происходят очень быстро; другие могут происходить очень медленно. | Слои горных пород и летопись окаменелостей могут быть использованы в качестве доказательств для организации относительного возникновения основных исторических событий в истории Земли. | Горная летопись, возникшая в результате тектонических и других геолого-геофизических процессов, а также объекты из Солнечной системы, может служить свидетельством ранней истории Земли и относительного возраста основных геологических образований |
Конечные точки диапазона оценок для ESS1.C
из A Framework for K-12 Science Education: Practices, Cross-cutting Concepts, and Core Ideas (стр. 178–179)
К концу 2 класса. Некоторые события на Земле происходят циклично, как день и ночь, а другие имеют начало и конец, как извержение вулкана. Некоторые события, такие как землетрясение, происходят очень быстро; другие, такие как формирование Гранд-Каньона, происходят очень медленно, в течение периода времени, намного большего, чем можно наблюдать.
К концу 5 класса. Со временем Земля изменилась. Понимание того, как формы рельефа развиваются, выветриваются (разбиваются на более мелкие части) и разрушаются (переносятся в другое место), может помочь сделать вывод об истории текущего ландшафта. Локальные, региональные и глобальные модели горных пород выявляют изменения с течением времени из-за земных сил, таких как землетрясения. Присутствие и расположение определенных типов ископаемых указывает на порядок, в котором формировались слои горных пород. Образцы годичных колец деревьев и ледяных кернов ледников могут помочь восстановить недавнюю климатическую историю Земли.
К концу 8 класса. Геологическая временная шкала, интерпретированная по пластам горных пород, позволяет систематизировать историю Земли. Основные исторические события включают формирование горных цепей и океанических бассейнов, эволюцию и вымирание отдельных живых организмов, извержения вулканов, периоды массивного оледенения и развитие водоразделов и рек в результате оледенения и водной эрозии. Анализ пластов горных пород и летопись окаменелостей дает только относительные даты, а не абсолютную шкалу.
К концу 12 класса. Время жизни радиоактивного распада и содержание изотопов в горных породах позволяют датировать горные породы и, таким образом, устанавливать шкалу геологического времени. Континентальные породы, возраст которых может превышать 4 миллиарда лет, как правило, намного старше пород на дне океана, которым менее 200 миллионов лет. Тектонические процессы постоянно создают новое морское дно океана в хребтах и разрушают старое морское дно в траншеях. Хотя активные геологические процессы, такие как тектоника плит (ссылка на ESS2.B) и эрозия, уничтожили или изменили большую часть самых ранних горных пород на Земле, другие объекты Солнечной системы, такие как лунные породы, астероиды и метеориты, мало изменились за миллиарды лет. Изучение этих объектов может предоставить информацию о формировании Земли и ранней истории.
Введение в ESS1.C
из A Framework for K-12 Science Education: Practices, Crosscutting Concepts, and Core Ideas (стр. 177-178)
Геологи используют структуру, последовательность и свойства горных пород, отложения и окаменелости, а также расположение нынешних и прошлых океанских бассейнов, озер и рек, чтобы реконструировать события планетарной истории Земли. Например, слои горных пород показывают последовательность геологических событий, а наличие и количество радиоактивных элементов в горных породах позволяет определить их возраст.
Анализ горных пород и летопись окаменелостей используются для установления относительного возраста. В ненарушенном столбе горных пород самые молодые породы находятся вверху, а самые старые — внизу. Слои горных пород иногда перестраивались тектоническими силами; перестройки можно увидеть или сделать вывод, например, из перевернутых последовательностей ископаемых типов. Образцы керна, полученные в результате бурения, показывают, что породы континентов (возраст некоторых из них достигает 4 миллиардов лет и более) намного старше, чем породы на дне океана (менее 200 миллионов лет), где тектонические процессы постоянно создают новые породы и разрушают старые. . Горная летопись показывает, что события на Земле могут быть катастрофическими, происходящими в течение нескольких часов или лет, или постепенными, происходящими в течение тысяч или миллионов лет. Записи окаменелостей и других горных пород также показывают прошлые периоды массовых вымираний и обширной вулканической активности. Хотя активные геологические процессы, такие как тектоника плит (ссылка на ESS2.B) и эрозия, уничтожили или изменили большую часть самых ранних горных пород на Земле, некоторые другие объекты Солнечной системы, такие как астероиды и метеориты, мало изменились. более миллиардов лет. Изучение этих объектов может помочь ученым определить возраст и историю Солнечной системы, включая формирование планеты Земля. Изучение других планет и их спутников, многие из которых проявляют такие особенности, как вулканизм и метеоритные удары, подобные тем, которые обнаружены на Земле, также помогают пролить свет на аспекты истории и изменений Земли.
Геологическая шкала времени организует историю Земли в виде все более длинных временных интервалов эр, периодов и эпох. Основные исторические события включают образование горных цепей и океанических бассейнов, вулканическую деятельность, эволюцию и вымирание живых организмов, периоды массивного оледенения, развитие водоразделов и рек.