Содержание
Оружие: Наука и техника: Lenta.ru
Российский истребитель пятого поколения Су-57 — один из самых высокотехнологичных и грозных самолетов в мире. При его создании использовали весь накопленный советской авиационной промышленностью опыт, в результате чего получился самолет, по ряду характеристик не имеющий аналогов в мире. Встреча с ним в качестве противника ничего хорошего другому самолету, включая американский истребитель F-22, не сулит. О старых и новых поколениях российских истребителей, а также их задачах и возможностях в конфликтах прошлого, настоящего и будущего в рамках проекта «Оружие России» рассказывает «Лента.ру».
Невидимый бой
Конец дня, зашло солнце, пара истребителей Су-57 поднялась в воздух. Обычный облет — такой же, как вчера. Но вдруг радар одного из Су-57 за сотню километров обнаружил вражеский истребитель и передал его координаты в пункт управления войсками. К наблюдению за самолетом противника подключились наземные радиолокационные станции (РЛС) и спутники.
Пилотам Су-57 дана команда направить к самолету противника ведомые беспилотники. Один из них, подлетев к нему на несколько десятков километров, зафиксировал пуск ракеты класса «воздух — поверхность» и тут же направил данные об этом ведущему истребителю. Через него эту информацию передали наземным системам противоракетной обороны (ПРО), которые успешно перехватили вражескую ракету. Пилот Су-57 уничтожил противника, и для этого ему даже не пришлось заходить во вражеское воздушное пространство.
Примерно таким образом может выглядеть применение истребителя пятого поколения в потенциальном конфликте будущего. Превращаясь в малозаметный вооруженный высокопроизводительный компьютер, этот самолет способен действовать с минимальным риском для пилота, практически не оставляя шансов менее технологичному противнику.
Благодаря интеграции с наземными и спутниковыми системами экипаж современного истребителя не только получает максимум возможной информации практически в режиме реального времени, но и управляет рядом сложнейших электронных систем, вооружений и целой армией беспилотников.
Задачи, которые ранее решали несколько самолетов, сейчас под силу одному истребителю пятого поколения
Разработка и производство такого самолета требует развитой авиастроительной отрасли, поэтому позволить себе его могут лишь несколько стран в мире. Помимо России, США и Китая, уже располагающих истребителями пятого поколения, потенциально возможностями создания подобной техники обладают Франция, Япония, Южная Корея и Великобритания.
Тем не менее именно российский Су-57, американские F-22 и F-35, а также китайские J-20 и J-31 оказались впереди всех, задавая тренды развития мировой истребительной авиации (ИА) на десятилетия вперед.
Первые истребители
Истребители в России появились во время Первой мировой войны, когда в составе Императорского военно-воздушного флота (ВВФ) для обороны самых важных пунктов страны были сформированы первые авиаотряды. В основном они состояли из тех же самолетов, что использовались для разведки, но штурман брал с собой не фотокамеру, а пушечные ядра, металлические бруски или гири. Все это использовалось для уничтожения вражеских самолетов: пилот подлетал к противнику сверху, а штурман сбрасывал на него груз. Вскоре после этого штурманы стали брать с собой ручные пулеметы и пистолеты.
Русская школа воздушного боя получила всемирное признание
Для эффективной борьбы в небе важнейшую роль играет не только умение точно стрелять, но и мастерски маневрировать — и в этом российским асам не было равных.
Петр Нестеров внес огромный вклад в теорию и практику боевого маневрирования. Он первым, еще в августе 1914 года, придумал закрепить в задней части самолета нож, которым планировал разрезать оболочку дирижаблей противника, и прикрепил к хвосту летательного аппарата длинный трос с грузом, которым надеялся сбить винт вражеского самолета, пролетая перед его носом.
В начале Первой мировой войны воздушные бои проходили без пулеметов: командование считало авиацию средством разведки, а не наступления, поэтому пилоты сражались с помощью револьверов и карабинов
В такой ситуации самым эффективным способом уничтожения врага был таран, и Петр Нестеров первым исполнил этот опасный маневр при попытке сбить австрийский аэроплан, ежедневно круживший над позициями российских войск. Российскому летчику удалось уничтожить самолет врага ценой своей жизни.
Первый таран без фатальных последствий для пилота исполнил Александр Казаков в марте 1915 года, спустя семь месяцев после гибели Петра Нестерова. Лишь после этого самолеты начали оснащать оружием, и подобные приемы воздушного боя ушли в прошлое.
«Что было делать? Два фронта, 40 тысяч глаз, русских и немецких, смотрят на нас из окопов. Уйти, не сделав ничего, находясь в нескольких метрах от противника, испытать позор? — вспоминал Казаков. — Проклятая «кошка» зацепилась и болтается под днищем самолета… Тогда я решил ударить «альбатрос» колесами по фюзеляжу. Недолго думая дал руль вниз… Что-то рвануло, толкнуло, засвистело. В локоть ударил кусок крыла моего «морана». «Альбатрос» наклонился сначала на один бок, потом сложил крылья и полетел камнем вниз… Я выключил мотор — одной лопасти на моем винте не было. На планировании потерял ориентировку и только по разрывам шрапнелей догадался, где русский фронт. Садился парашютируя, но на земле перевернулся. Оказывается, удар колесами был настолько силен, что шасси поломалось…»
30 000
вылетов совершила авиация Императорского ВВФ до революции 1917 года
Летчики играли на фронтах Первой мировой немаловажную роль. В стране было 15 истребительных авиаотрядов, куда входили 502 самолета и 443 летчика.
С 1924 года уже в СССР началось строительство первых советских истребителей И-1 и И-2, а с 1926-го стартовало серийное производство И-2бис, так как первые модели имели слишком много недостатков. Конечно, и модернизированная версия считалась по меркам того времени отсталой, но других самолетов у страны в тот момент не было.
«Самолет И-2бис, имея малую скорость, скороподъемность, потолок и слабую маневренность, не может быть признан современным истребителем. По сравнению с И-2 он уступает по своим летным данным, но конструктивные и эксплуатационные улучшения делают самолет И-2бис более желательным», — говорилось в заключении по итогам военных испытаний И-2бис.
Всего в 1926-1929 годах было выпущено 211 единиц различных вариантов И-2бис.
Скачок в развитии советских истребителей произошел с переходом от И-2бис на самолет смешанной деревянно-металлической конструкции И-3. Первый советский цельнометаллический истребитель — И-4 — поднялся в воздух в 1927 году и считался настоящим прорывом для своего времени.
Тем не менее он получился достаточно дорогим, поэтому первым советским массовым истребителем стал компромиссный И-5. Его созданием занимались конструкторы Дмитрий Григорович и Николай Поликарпов в КБ, которое организовали в Бутырской тюрьме. За такие заслуги смертный приговор Поликарпову заменили на десять лет лагерей, а впоследствии наказание и вовсе сделали условным. Но клеймо «врага народа» за ним закрепилось до самой смерти.
Сомневающимся говорили: «Поликарпов — конченый человек, он же поп, крест носит, его все равно скоро расстреляют. Кто вас тогда защитит?»
из воспоминаний современников
Впрочем, И-5 стал основой ВВС Красной армии и использовался вплоть до начала 1940 годов, пока ему на смену не пришли И-15 и И-16, тоже сконструированные Поликарповым. Последний стал первым в мире серийным истребителем-монопланом с убираемыми шасси. Преимуществом И-16 была высокая скорость, биплана И-15 — большая маневренность. На поле боя маневренный биплан и быстрый моноплан дополняли друг друга и давали наилучший результат.
Нулевое поколение
К середине 30-х Николай Поликарпов уже получил неофициальный титул короля истребителей, так как на протяжении почти десяти лет советскую истребительную авиацию вооружали исключительно его машинами. Первые версии И-15 воевали в небе Испании, Монголии и Китая, но уже тогда уступали по скорости немецким монопланам. А вот третья модификация И-15 — И-153 «Чайка» — считается лучшим бипланом в мире и успешно участвовала во множестве конфликтов того времени благодаря усиленной конструкции, двигателю на 1100 лошадиных сил и новому вооружению.
За счет этого «Чайка» смогла проявить себя в легендарных боях на реке Халхин-Гол. Тогда японские летчики приняли их за И-15 и понесли серьезные потери. В ходе Советско-финской войны несколько И-153 стали финскими трофеями и использовались ВВС страны вплоть до 1942 года. Но уже тогда было понятно, что для истребителя важнее скорость, поэтому время бипланов подошло к концу.
Моноплан И-16 также начал терять свою актуальность, и в 1940 году ему на смену пришли сразу три новых истребителя Як-1, ЛаГГ-3 и МиГ-3. Все они были одноместными скоростными монопланами с двигателями водяного охлаждения. Уже тогда МиГ-3 демонстрировал рекордную для своего времени скорость 640 километров в час на высоте более 7000 метров.
МиГ-3 оказался самой удачной из этих трех машин, и к началу войны их произвели значительно больше, чем ЛаГГ-3 и Як-1. Учитывая особенности самолета, он применялся как высотный ночной истребитель в системе ПВО, где его большой потолок и скорость на высотах были решающими. Так, он активно применялся во время защиты Москвы и других важных городов. На фронтах МиГ-3 успешно уничтожал истребители-бомбардировщики врага.
Советские истребители оказались одними из самых боеспособных в мире. От немецких и американских самолетов их отличало оптимальное сочетание простоты конструкции, легкости в управлении и высокой надежности.
С завершением Великой Отечественной войны закончилась эпоха поршневых самолетов, на смену которым пришла реактивная авиация.
Первый советский турбореактивный двигатель РД-1 был создан Архипом Люлькой еще в 1940 году. Обладая приемлемой мощностью и сравнительно небольшим расходом топлива, он был, однако, недостаточно надежным. Ситуация улучшилась, когда СССР получил доступ к немецким технологиям: 24 апреля 1946 года в Советском Союзе сразу в один день впервые поднялись в воздух два новых истребителя — МиГ-9 и Як-15. Первый получил пару силовых агрегатов BMW-003 (РД-20), второй — один Jumo-004 (РД-10).
В том же году в конструкторском бюро Павла Сухого был создан истребитель Су-9, напоминавший первый в мире серийный турбореактивный самолет — немецкий Messerschmitt Me-262. Су-9 первым в СССР получил катапультируемое кресло, бустерное устройство, необходимое для уменьшения усилий при управлении самолетом, и тормозной парашют.
Преодоление скорости звука стало важнейшей задачей для авиации
Дальнейшие разработки привели инженеров и летчиков к новой преграде. Многие пилоты того времени рассказывали, что с достижением скорости 1000 километров в час они словно упираются в невидимую стену. На тот момент у конструкторов не было представлений о том, как поведет себя самолет при достижении скорости звука, поэтому все открытия происходили методом проб и ошибок. Так, выяснилось, что при достижении этого звукового барьера падает подъемная сила, появляется вибрация, повышается лобовое сопротивление.
«Сэр, наши самолеты уже сейчас очень требовательны в управлении. Если появятся машины с еще большими скоростями, мы не сможем летать на них. На прошлой неделе я на своем «Мустанге» спикировал на Me-109. Мой самолет затрясся, словно пневматический молоток, и перестал слушаться рулей. Я никак не мог вывести его из пике. Всего в трехстах метрах от земли я с трудом выровнял машину», — отчитывался о действии волнового кризиса летчик ВВС США перед генералом Арнольдом еще в годы Второй мировой войны.
Многие попытки превысить скорость звука закончились трагически, поэтому хватало тех, кто считал, что звуковой барьер преодолеть невозможно. Однако уже в 1947 году американский летчик-испытатель Чак Йегер на экспериментальном самолете Bell X-1 набрал скорость пикирования выше 1200 километров в час. 26 декабря 1948 года советский пилот Иван Федоров смог преодолеть звуковой барьер на Ла-176.
Этот истребитель оснащался разработанным Владимиром Климовым силовым агрегатом ВК-1 с тягой 2700 килограмм-сил — советским вариантом британского турбореактивного двигателя Rolls-Royce Nene. Этот силовой агрегат впоследствии получил истребитель первого поколения МиГ-15 — наиболее массовый реактивный боевой самолет в истории мировой авиации.
От МиГ-15 до Су-35
Истребители первого поколения, в отличие от машин нулевого, могли развивать околозвуковую скорость и были вооружены первыми неуправляемыми ракетами. Машины второго поколения, появившиеся в конце 1950-х — начале 1960-х годов, развивали сверхзвуковую скорость, имели стреловидное крыло, радары для обнаружения целей, турбореактивные двигатели с форсажем и управляемые ракеты. Первым в истории российской авиации серийным сверхзвуковым истребителем и представителем второго поколения стал МиГ-19.
В период с середины 1950-х до начала 1980-х господство в воздухе занимали истребители третьего поколения, среди которых одним из лучших стал советский МиГ-25. Этот самолет отличала не только огромная скорость в 2,83 числа Маха, но и большая высота полета, выводящая его из зоны поражения большинства современных истребителей четвертого поколения. Это обстоятельство позволило еще в 1970-х на основе МиГ-25 создать сверхзвуковой высотный всепогодный истребитель-перехватчик дальнего радиуса действия МиГ-31 — первый советский боевой самолет четвертого поколения.
Другие советские машины этого же поколения — Су-27 и МиГ-29 — выделяют не только отличные показатели маневренности и скорости, но и современные авионика и радары. А такие российские истребители, как МиГ-35 и Су-35, и вовсе вплотную приблизились к самолетам пятого поколения: они могут выходить на сверхзвуковую крейсерскую скорость. Впрочем, по ряду требований (вроде малозаметности для радаров в сантиметровом диапазоне длин волн) они не могут относиться к пятому поколению.
Шах и мат
К работам над истребителями пятого поколения приступили еще в конце XX века. В США первые такие самолеты — F-22 — начали разрабатывать в 1986-м и завершили только в 2001-м. Но за четыре года до этого в воздух поднялась российская машина — экспериментальный палубный истребитель Су-47. А в феврале 2000 года — снова раньше американцев — опытно-экспериментальный самолет МиГ 1.44.
Тем не менее в России отказались от дальнейшего развития этих машин, спроектированных еще в 1980-х годах в пользу современного и технологичного Перспективного авиационного комплекса фронтовой авиации (ПАК ФА), как до августа 2017-го назывался Су-57.
Первый полет этого истребителя состоялся 29 января 2010 года в Комсомольске-на-Амуре. По сравнению с машинами предыдущих поколений, Су-57 сочетает в себе функции ударного самолета и истребителя. Российская машина имеет распределенные по всей поверхности самолета активные фазированные антенные решетки (АФАР), обеспечивающие круговой обзор. Этим может похвастаться лишь истребитель F-35, но не F-22. С другой стороны, оба американских самолета уступают в маневренности Су-57, а F-35 и вовсе не способен к продолжительному полету на сверхзвуковой крейсерской скорости.
В остальном Су-57 — типичный тяжелый истребитель пятого поколения. Благодаря геометрии корпуса, внутрифюзеляжному вооружению и радиопоглощающему покрытию самолет малозаметен в радиолокационном и инфракрасном диапазонах. Истребитель также оснащен комплексом глубоко интегрированной авионики, обладающей высоким уровнем автоматизации управления и интеллектуальной поддержки экипажа. Это снижает нагрузку на летчика и позволяет ему концентрироваться на выполнении тактических задач. За счет бортового оборудования Су-57 может в режиме реального времени обмениваться данными как с наземными системами управления, так и внутри авиационной группы, а также решать задачи автономно.
В августе 2019 года в воздух поднялся первый российский тяжелый ударный беспилотный летательный аппарат (БПЛА) С-70 «Охотник», который должен расширить возможности Су-57.
В первую очередь «Охотник» сможет взять на себя целеуказание и тем самым позволит Су-57 поражать противника, не заходя в зону действия противовоздушной обороны (ПВО). Для взаимодействия с ударным звеном из двух-четырех беспилотников предполагается задействовать разрабатываемый двухместный вариант Су-57, в котором один из членов экипажа будет отвечать исключительно за работу С-70 «Охотник». Этот БПЛА выполнен по схеме «летающее крыло» и, как и Су-57, изготовлен с использованием стелс-технологий.
Су-57 — тяжелый двухдвигательный истребитель, и прогресс отечественной боевой авиации пятого поколения этим направлением не исчерпывается. Так, новый российский легкий тактический самолет Checkmate («Шах и мат»), образец которого был презентован в ходе Международного авиационно-космического салона 2021 года (МАКС-2021), получил один силовой агрегат.
Скорость легкого истребителя пятого поколения составит 1900 километров в час, дальность — около 3000 километров. Истребитель сможет переносить более семи тонн различных видов вооружения — управляемые ракеты, авиабомбы и пушку. Бортовое оборудование самолета со встроенным радаром с АФАР позволит атаковать шесть и отслеживать до тридцати воздушных целей. Поскольку Checkmate создается на основе задела от Су-57, то с последним у него ожидается унификация как по авионике, так и по вооружению. Первый полет Checkmate намечен на 2023 год.
Однодвигательный стелс-самолет создается прежде всего для экспорта, делая доступной истребительную авиацию пятого поколения для развивающихся стран. В США предполагают, что санкции здесь не станут помехой, так как основными покупателями могут выступить Индия, Вьетнам и Аргентина, которые не ввели ограничений против России. К тому же, как рассказывают разработчики, в самолете предусмотрено использование только отечественных комплектующих.
Преимущество Checkmate состоит в применении в его конструкции комплектующих только российского производства, в то время как большинство иностранных боевых самолетов создаются в кооперации, что значительно ограничивает их экспорт
Главными конкурентами нового российского самолета пятого поколения станут французские (Rafale) и шведские (Gripen) истребители четвертого поколения, а также американский самолет F-35. В отличие от западных самолетов, стоимость которых оценивается в 60-90 миллионов долларов, российский истребитель зарубежным заказчикам обойдется в разы дешевле — в 25-30 миллионов. Разработчики Checkmate уверены, что спрос на новый истребитель на международном рынке составит 300 самолетов на 15 лет. Ведущими покупателями истребителя могут выступить арабские страны, Индия и государства Юго-Восточной Азии.
Темная лошадка
Тактико-технические характеристики и модернизационный потенциал Су-57 получают высокие оценки в зарубежных СМИ. «Ожидается, что более поздние серийные модели смогут использовать возможности шестого поколения с рядом новых технологий, которые в настоящее время разрабатываются для них», — пишет американский журнал Military Watch. Издание подчеркивает, что интеллектуальное обеспечение самолета уже сейчас снижает нагрузку на пилота, позволяя ему максимально сосредоточиться на поиске и уничтожении целей.
Разбирая критику российского Су-57, издание The Drive признало этот истребитель «темной лошадкой» и «недооцененным самолетом», который от западных аналогов отличается повышенной маневренностью. Также американские специалисты обратили внимание на защиту истребителя. За счет радаров и антенных решеток вокруг истребителя образуется «умная обшивка», и «у самолета есть все шансы слиться с подстилающей поверхностью».
В США Су-57 называют темной лошадкой
В журнале The National Interest, в свою очередь, отметили широкий спектр ракетного вооружения, которое способен переносить российский истребитель. Так, издание опасается, что с обретением гиперзвукового оружия Су-57 получит «новый уровень скорости и смертоносности».
Авторитетный сайт 19FortyFive, посвященный военному делу, признает, что российский Су-57 крупнее, тяжелее и быстрее американского F-35: первый самолет может нанести удар по второму и успеть быстро скрыться. Американское издание напоминает, что и по дальности полета Су-57 более чем в два раза превосходит F-35. Если сравнивать Су-57 и F-22, становится понятно, что эти тяжелые истребители пятого поколения похожи друг на друга, но Су-57 при этом попросту современнее. Кроме того, F-22 сняли с производства еще в 2011 году, и российский самолет более чем вдвое превосходит американский по дальности полета.
Оценивая возможность использования Су-57 в связке с ведомым С-70 «Охотник», издание выражает уверенность, что американским военным тактикам придется внимательно изучить перспективы вероятной встречи с этим истребителем и сопровождающим его беспилотником где-нибудь в небе недалеко от Аляски. Иначе их ожидает предсказуемо печальный сценарий: Су-57 поднимается в воздух, получает сигнал радара и обрушивает всю свою технологическую мощь на вражеский самолет, у которого нет никаких шансов выстоять в такой схватке. Как минимум — по причине заметного отставания боевых возможностей: равных российскому истребителю на вооружении у конкурентов пока нет.
Россия получит 50 истребителей пятого поколения
https://inosmi.ru/20220917/su-57-256140971.html
Россия получит 50 истребителей пятого поколения
Россия получит 50 истребителей пятого поколения
Россия получит 50 истребителей пятого поколения
50 истребителей пятого поколения Су-57 поступят на вооружение российских ВКС с шестилетней задержкой, в 2026 году, сообщает MWM. Автор отмечает, что отставание… | 17.09.2022, ИноСМИ
2022-09-17T00:02
2022-09-17T00:02
2022-09-17T00:02
военное дело
military watch magazine
су-57
су-27
россия
/html/head/meta[@name=’og:title’]/@content
/html/head/meta[@name=’og:description’]/@content
https://cdnn1.inosmi.ru/img/07e6/05/1b/254309488_0:238:3071:1965_1920x0_80_0_0_7e903247b088e96e45195906e478ad94.jpg
Российские ВКС получили шесть истребителей пятого поколения Су-57 серийного производства. Первые машины были поставлены в войска в декабре 2020 года, но сборочные линии на заводе в Комсомольске-на-Амуре продолжают расширять, чтобы нарастить производство. Хотя парк Су-57 невелик, эти самолеты уже применялись в бою, в том числе опытные образцы, производившие пуски крылатых ракет по позициям исламистов в Сирии. А недавно машины серийного производства произвели пуски различных ракет без захода в зону поражения ПВО на Украине. Перед ними стояла задача по нанесению ударов и подавлению средств противовоздушной обороны. Это первый истребитель пятого поколения, применивший в бою ракеты, запускаемые вне зоны ПВО противника. Тем не менее, программа по созданию Су-57 существенно отстает от графика. Первоначально его принятие на вооружение было запланировано на 2015 год, а 50 машин должны были построить в 2020 году. После этого планировалось приступить к производству истребителей на экспорт. К 2025 году парк должен был увеличиться до 200 самолетов.Разница между первоначальными планами по производству Су-57 и сегодняшними значительная. Теперь к концу 2024 года парк этих истребителей должен составить 22 машины, а к концу 2027 года — 76. Получается, что в 2024-2027 годах ВКС России будут получать в среднем по 18 истребителей в год. На сегодня это самые высокие темпы производства среди российских истребителей, но часть из них могли построить ранее. При таких темпах производства ВКС после 2027 году смогут получать по 14-18 истребителей в год, в зависимости от экспортного спроса. А экспорт в 2030-х годах ожидается существенный. Согласно текущим оценкам, парк Су-57 в составе российских ВКС достигнет 50 единиц только в 2026 году. Такого рода отставание не является беспрецедентным для программ истребителей пятого поколения. У американских F-22 и F-35 были аналогичные задержки. А вот китайская программа по созданию J-20 осуществляется даже с небольшим опережением, и первые самолеты были поставлены в войска в 2016 году. Аналогичные надежды в российских ВВС возлагали на истребители пятого поколения МиГ 1.42, намереваясь поставить в войска примерно 50 самолетов к 2005 году, а то и ранее.Главная проблема, возникшая из-за задержек со строительством Су-57, состоит в том, что когда эти самолеты появятся в войсках в значительном количестве, Китай и США могут уже начать поставки истребителей шестого поколения. Эти машины могут поступить на вооружение где-то в 2030 году. Но есть и второстепенная проблема. Значительную часть унаследованного от Советского Союза российского истребительного парка в составе МиГ-29 и Су-27 уже заменили на истребители Су-35, Су-30СМ/СМ2 и Су-30М2, которые являются модифицированными вариантами Су-27. Поэтому для новых подразделений Су-57 осталось меньше места. Су-57 является прямым преемником советского тяжелого истребителя завоевания превосходства в воздухе Су-27 четвертого поколения, который начал поступать на вооружение в 1985 году. Поэтому производственный цикл у Су-57 и его модификаций может стать таким же длительным, и этот самолет вберет в себя множество технологий шестого поколения и сохранит свою актуальность на долгое время, в то время как новые американские и китайские программы будут лидировать.
/20220912/mig-256067541.html
россия
ИноСМИ
+7 495 645 66 01
ФГУП МИА «Россия сегодня»
2022
ИноСМИ
+7 495 645 66 01
ФГУП МИА «Россия сегодня»
Новости
ru-RU
https://inosmi.ru/docs/about/copyright.html
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/
ИноСМИ
+7 495 645 66 01
ФГУП МИА «Россия сегодня»
1920
1080
true
1920
1440
true
https://cdnn1. inosmi.ru/img/07e6/05/1b/254309488_340:0:3071:2048_1920x0_80_0_0_184ddd785d49d2d2a2a6c4b3551a647a.jpg
1920
1920
true
ИноСМИ
+7 495 645 66 01
ФГУП МИА «Россия сегодня»
ИноСМИ
+7 495 645 66 01
ФГУП МИА «Россия сегодня»
военное дело, military watch magazine, су-57, су-27, россия
истребителей пятого поколения — гонка вооружений Китая, России, Индии и США.
Представлены истребители-невидимки. Новые технологии означают новые возможности.
Истребители пятого поколения — самые технологически совершенные из когда-либо созданных реактивных самолетов. Они были разработаны для работы с помощью цифровых программ и беспроводной связи для противодействия угрозам, которым они противостоят на поле боя. Сложная авионика, технологии малозаметности и сверхманевренность — вот лишь некоторые преимущества перед старыми реактивными самолетами, которые дают им господство в небе. Быть невидимым для врагов является приоритетом для инженеров, но это также чрезвычайно сложная задача для них. Стелс-технология — это сложный и продвинутый набор методов, которые делают самолет (или любое другое транспортное средство) менее заметным для радаров противника и, следовательно, снижают вероятность его обнаружения. Соответствующий дизайн, гладкие поверхности, электронные средства противодействия и многое другое — это определенные вопросы, с которыми приходится иметь дело авиастроительным компаниям. Каждый истребитель требует соответствующего сочетания этих методов. Особенности конструкции Stealth обеспечивают сложную форму всей конструкции. Гладкие поверхности уменьшают отражение радара, а выхлопные сопла особой формы уменьшают ИК-излучение. Также двигатели расположены в корпусе самолета, чтобы максимально скрыть тепловую сигнатуру. Также необходимо разработать специальные радары, поскольку враги могут обнаруживать собственные радиолокационные излучения самолета. Все эти аспекты должны учитываться инженерами, что делает проектирование чрезвычайно сложным и дорогим. Именно поэтому лишь несколько стран решили заняться разработкой истребителей пятого поколения.
Lockheed F-22 Raptor и F-35 Lighting II – достойные преемники сегодняшних королей неба?
Два истребителя F-35A Lightning II – дальний испытательный полет
В середине 1980-х годов ВВС США приступили к реализации программы Advanced Tactical Fighter. С тех пор были разработаны два истребителя завоевания превосходства в воздухе для замены F-15 Eagle и F-16 Fighting Falcon. В 2005 году ВВС США представили первый истребитель пятого поколения Lockheed Martin F-22 Raptor. Это сверхзвуковой высокоманевренный истребитель для завоевания превосходства в воздухе, оснащенный современным вооружением и электроникой. Он имеет суперкрейсерскую скорость 1,8 Маха, что означает полет на скорости 1,8 Маха без использования форсажных камер.
https://youtu.be/CneqtCyA6zg
F-22 никогда не продавался за границу. Несмотря на то, что это было дорого, США позволили Lockheed Martin построить еще один истребитель пятого поколения — F-35 Lightning II. Самолет похож на F-22 по малозаметности и современному вооружению, но строился в трех разных вариантах, поскольку планировалось использовать его как в морской пехоте, так и в ВВС и ВМФ и поэтому требовалось наличие STOVL и Особенности вертикального взлета и посадки. Оснащение и характеристики могут быть изменены в зависимости от задачи, например, если цель не требует стелс-технологии, можно загрузить внешние пилоны для вооружения или топлива (что увеличивает не только боевую нагрузку, но и радиолокационную заметность). Этот истребитель стал чрезвычайно дорогим, потому что построить самолет пятого поколения, способный выполнять вертикальный взлет и посадку, оказалось чрезвычайно сложно. В настоящее время проект обошелся налогоплательщикам США более чем в 1 триллион долларов, и, таким образом, это самая дорогая авиационная программа за всю историю.
Сухой Т-50 ПАК ФА — Российский ответ F-22 Raptor
ПАК ФА Прототип
Сухой ПАК ФА « Перспективный авиационный комплекс «Бронтовой» 00029 Перспективный авиационный комплекс «Бронтовой»
0 Фронтовой авиации» — двухмоторный многоцелевой истребитель разработки Сухого. Его планируется ввести к 2016 году. Самолет, как и «Раптор», оснащен современным вооружением, стелс-технологиями и имеет сверхкрейсерскую скорость 1,6 Маха. Поскольку это еще не было раскрыто, об этом ходит очень много спекуляций и много пропаганды. Например, Владимир Путин заявил, что: «Эта машина будет превосходить нашего основного конкурента F-22 по маневренности, вооружению и дальности полета», которые вы можете интерпретировать как угодно. Но многие считают его лучшим истребителем в мире, когда он поступает на вооружение ВВС России. Основными моментами, которые многие считают лучшими с ПАК ФА, чем с Раптором, являются его IRST, его двигатели и его система трехмерного вектора тяги (Raptor не имеет IRST и имеет только 2D TV). Двигатель, который в настоящее время разрабатывается компанией «Сатурн» и считается «истребительным двигателем пятого поколения», будет поставлен в ближайшие годы, и, как и любой другой чрезвычайно дорогой проект, по этому поводу было много спекуляций. Индия также в настоящее время разрабатывает истребитель пятого поколения, который, как ожидается, будет представлен в 2022 году, а именно HAL FGFA, который представляет собой модернизированную версию ПАК ФА. Утверждается, что он должен иметь 43 улучшения по сравнению с ПАК ФА, в том числе малозаметность, суперкрейсер, усовершенствованные датчики, сетевое взаимодействие и боевую авионику.
https://youtu.be/CYAw-FhTxHw
Chengdu J-20 и Shenyang J-31 Gyrfalcon — китайские истребители-невидимки.
Китайский Chengdu J-20 на земле
О Chengdu J-20 известно немногое. Почти каждая информация является скорее предположением, чем фактом. Говорят, что русские и индийцы пригласили Китай присоединиться к их программе ПАК ФА, но китайцы отказались, заявив, что у них есть идея получше. «Идеей», которую они имели в виду, мог быть J-20.
https://youtu.be/GbwdWmnsp5Y
Проект был начат в 90-х годах, и ожидается, что он будет введен в эксплуатацию где-то между 2017 и 2019 годами. Первый полет был проведен в январе 2011 года и показал самолет только снаружи. Изучив фотографии, видео и некоторую информацию из СМИ, мы можем выяснить некоторую расплывчатую информацию о характеристиках и технологиях, используемых в новом китайском самолете. В основном предполагается, что это реактивный истребитель пятого поколения с технологией малозаметности, сверхманевренностью, сложной авионикой, а после фотографий, опубликованных в 2013 году, на одном из оружейных отсеков мы знаем, что он оснащен направляющими для запуска ракет. Год спустя был представлен прототип с новым стелс-покрытием и воздухозаборниками, а также системой, которая, как полагают, является электронно-оптической системой наведения. Используемые материалы и технологии малоизвестны, поэтому трудно понять, насколько они продвинуты и незаметны. Недавно мы видели второй китайский истребитель-невидимку, Shenyang J-31, но вдаваться в технические характеристики этого самолета довольно бессмысленно, поскольку он все еще находится на очень ранней стадии разработки.
Истребитель пятого поколения — знак силы.
Японский Mitsubishi ATD-X, южнокорейский KF-X и индийско-российский FGFA Проекты истребителя пятого поколения — каждый из них находится на разной стадии разработки, и мы действительно мало о них знаем. Однако он наглядно показывает, насколько все еще важно господство в воздухе для самых могущественных стран мира и сколько ресурсов они тратят на эти проекты. Ближайшие годы будут удивительными, поскольку об этих секретных разработках будет известно все больше и больше подробностей.
Дополнительное чтение:
F-22 Raptor против Eurofighter Typhoon
Истребители 5-го поколения слишком дороги?
F-35 — крупнейший авиационный проект
Источники:
- Официальный сайт F-22 Raptor
- Официальный сайт Lockheed Martin о F-35 Lighting II
- Официальный сайт ВВС США о программе Joint Strike Fighter
- Предварительная оценка Chengdu J-20
- Информация о танке Т-50 ПАК ФА
- «Секреты будущей авиации» в формате HD — обязательно к просмотру!
- Путин назвал ПАК ФА лучшим
- Defense-aerospace. com
Видео
Что на самом деле имеется в виду, когда мы говорим «истребитель пятого поколения»?
Когда дело доходит до истребителей, современный мир в настоящее время переживает переходный период. Проверенные в боях истребители, которые мы узнали и полюбили за эти годы, подходят к концу своего эксплуатационного срока, и хотя для многих из них проводятся программы обновления, технологические успехи были достигнуты за годы, прошедшие с тех пор, как эти платформы впервые поднялись в небо. наконец-то сделали возможным эксплуатировать целое новое поколение самолетов, более компетентных и способных, чем все, что было до них.
По крайней мере, такова идея.
Эти новые самолеты относятся к «пятому поколению» классов истребителей, находящихся на вооружении лучших вооруженных сил мира. Однако что именно отличает их от таких самолетов, как F/A-18 Super Hornet или F-15 Strike Eagle? В какой точке новый дизайн перестанет быть усовершенствованием предыдущего поколения и станет новым поколением?
Что ж, ответ немного сложнее, чем вы думаете. Точно так же, как границы между поколением X, миллениалом и любыми другими именами поколений наносятся на людей определенных возрастных групп, границы того, где заканчивается одно поколение и начинается следующее, начинают стираться по мере того, как они сближаются. Нет никаких сомнений в том, что F-16 Fighting Falcon является истребителем четвертого поколения, но существуют разумные дебаты по поводу текущей итерации китайской версии J-20, несмотря на то, что он считается самолетом следующего поколения. Есть некоторые общепринятые условия, которым должен соответствовать самолет, чтобы считаться частью «5-го поколения», но что, если самолет соответствует 9?0023 большинство из них? Или обещает встретить все из них позже в течение срока службы?
Причина, по которой есть место для обсуждения, заключается в том, что эти термины не совсем официальные — они больше похожи на общее понимание в авиационном сообществе. По самой своей природе это понимание является предметом некоторых споров и дискуссий, что делает классификацию бойцов по поколениям немного более субъективной, чем может показаться. Даже организации, которые устанавливают жесткие и верные критерии для каждого поколения, делают это только ради простоты — вы не можете заставить другие компании (или нации) принять ваши условия разделения поколений, если они не согласны.
Некоторые компании и публикации даже установили свои собственные критерии для каждого поколения самолетов, и, хотя они не все согласны, существует ряд аспектов каждого поколения, которые широко признаны в качестве общепринятых стандартов.
Истребители четвертого поколения считаются истребителями, способными поддерживать сверхзвуковые скорости, использующими некоторые вариации технологии дистанционного управления, улучшенную авионику и ограниченные, если таковые имеются, возможности малозаметности. Самолеты четвертого поколения разрабатывались без учета малозаметности, но некоторые из них немного уменьшили свою радиолокационную сигнатуру с помощью таких вещей, как радиопоглощающие покрытия. 900:05 F-16 ВВС США над Ираком | Wikimedia Commons
По мнению большинства, именно малозаметность в первую очередь отличает истребители пятого поколения от их предшественников. В отличие от реактивных самолетов четвертого поколения, которым в качестве задним числом были предоставлены некоторые ограниченные возможности малозаметности, уклонение от обнаружения является неотъемлемой частью конструкции истребителей пятого поколения. Американские F-22 и F-35, главные истребители 5-го поколения на планете в настоящее время, были специально созданы для работы в оспариваемом воздушном пространстве, ограничивая средства обнаружения, доступные противникам — это означает не только радиолокационные сигнатуры, но и снижение ИК-излучения. при разработке самолета необходимо было учитывать сигнатуры и способы связи. В результате этого акцента на малозаметность большинство истребителей пятого поколения используют внутренние отсеки для вооружения, чтобы гарантировать, что боеприпасы не повлияют на обнаруживаемость самолета.
F-22 Raptor демонстрирует внутренний отсек вооружения | ВВС США
Самолеты пятого поколения должны обладать высокой маневренностью, но, конечно, это субъективная оценка — F-35 считается самым малозаметным истребителем на планете, но его легко переиграть длинный список самолетов четвертого поколения.