Изобретения и картины леонардо да винчи: ТОП-20 великих изобретений Леонардо да Винчи и что за ними скрывается на самом деле

удивительные картины и шокирующие изобретения – ПОРОГИ

15 апреля исполняется 563 года со дня рождения великого итальянского художника, ученого, изобретателя – Леонардо да Винчи. Да Винчи известен прежде всего как художник, но на самом деле  он отдавал изобразительному искусству не очень много времени и работал медленно. Поэтому его художественное наследие не велико, а до нашего времени сохранилось еще меньше работ. «Пороги» подобрали несколько самых удивительных и загадочных работ великого итальянца.

Тайная вечеря

Создавая фреску «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи очень долго искал идеальные модели. Иисус должен воплощать Добро, а Иуда, решивший предать его на этой трапезе, — Зло.Леонардо много раз прерывал работу, отправляясь на поиски натурщиков. Однажды, слушая церковный хор, он увидел в одном из юных певчих совершенный образ Христа и, пригласив его в свою мастерскую, сделал с него несколько набросков. Прошло три года. «Тайная вечеря» была почти завершена, однако Леонардо так и не нашел подходящего натурщика для Иуды. Кардинал, отвечавший за роспись собора, торопил художника. И вот после долгих поисков художник увидел валявшегося в сточной канаве человека — молодого, но преждевременно одряхлевшего и пьяного. Художник приказал своим помощникам доставить его прямо в собор. Человек толком не понимал, что происходит, и где он находится, а Леонардо запечатлевал на холсте лицо человека, погрязшего в грехах. Когда он окончил работу, нищий, который к этому времени уже немного пришел в себя, подошел к полотну и вскричал:— Я уже видел эту картину раньше!
— Когда? — удивился да Винчи.
— Три года назад, еще до того, как я все потерял. В ту пору, когда я пел в хоре, и жизнь моя была полна мечтаний, какой-то художник написал с меня Христа.

Мона Лиза

«Мона Лиза» («Джоконда») является, пожалуй, самым загадочным образцом живописи в мире. До сих пор картина порождает множество вопросов. Так, доподлинно неизвестно, кого именно да Винчи изобразил на своем полотне. Считается, что на картине изображена знатная флорентийка Лиза Герардини. Одна из самых невероятных теорий гласит, что картина является автопортретом самого да Винчи.

Поклонение волхвов

Этот алтарный образ был заказан Леонардо Да Винчи (1452-1519) канониками монастыря Сан Донато в Скопето, но остался незаконченным то ли потому, что художник уехал в Милан, то ли из-за того, что он просто оставил этот замысел. Но картина выглядит завершенной и несет в себе все особенности тогдашней живописи мастера.

Мадонна с гвоздикой

Мадонна дель Гарофано, или дель Фьори («с гвоздикой» или «с цветкoм») написана в ранний период творчества, когда ещё было сильно влияние работ учителя Верроккио и работ старых голландских мастеров, расценена, как первая независимая работаИзображение Мадонны и младенца Иисуса, ясно показывают преданность методам, принятым в мастерской Верроккио. Такие Мадонны, предназначенные для внутреннего использования и частного поклонения, были широко распросранены в 15-ом столетии во Флоренции.

Дама с горностаем

 В середине 1480-х годов Леонардо написал картину «Дама с горностаем» (Краковский музей), которая, возможно, является портретом фаворитки Лодовико Сфорца Чечилии Галлерани. Контуры фигуры женщины со зверьком очерчены изгибами линий, которые повторяются во всей композиции, и это, в сочетании с приглушенными красками и нежным оттенком кожи, создает впечатление идеальной грации и красоты.

Леонардо да Винчи был не только великим художником-живописцем, но и гениальным ученым, занимавшимся математикой, механикой, физикой, астрономией, геологией, ботаникой, анатомией и физиологией человека и животных. В его рукописях встречаются рисунки летательных машин, парашюта и вертолета, новых конструкций и винторезных станков, печатающих, деревообрабатывающих и других машин, отличающиеся точностью анатомические рисунки, мысли, относящиеся к математике, оптике, космологии (идея физической однородности вселенной) и другим наукам.

Витрувианский человек  – рисунок, сделанный Леонардо Да Винчи примерно в 1490-92 годах, как иллюстрация для книги, посвященной трудам Витрувия. На нем изображена фигура обнаженного мужчины в двух наложенных одна на другую позициях: с разведенными в стороны руками, описывающими круг и квадрат. Рисунок и пояснения к нему иногда называют «каноническими пропорциями».

Автомобиль. Среди всех изобретений Леонардо да Винчи прежде всего следует отметить автомобиль. Самодвижущаяся повозка да Винчи была трехколесной и приводилась в движение заводным пружинным механизмом. Два задних колеса были независимы друг от друга, а их вращение производилось сложной системой шестеренок. Кроме переднего колеса, было еще одно — маленькое, поворотное, которое размещалось на деревянном рычаге.Предполагается, что эта идея родилась у Леонардо в далеком 1478 году. Но лишь в 1752 году русский механик-самоучка, крестьянин Леонтий Шамшуренков смог собрать «самобеглую коляску», приводимую в движение силой двух человек, а действующие паровые автомобили появились несколькими десятилетиями позже — в Англии и Франции.

 

Парашют. Да Винчи, будучи очарованным идеей летающего человека, задумал свой парашют как средство для дрейфа по воздуху. Его пирамидальная структура была драпирована тканью. Как писал да Винчи в своих заметках, такое устройство позволило бы человеку «упасть с любой высоты без каких-либо травм и повреждений». Естествоиспытатели двадцать первого века, реализовавшие замысел да Винчи, признали, что он работает в точности, как тот предсказывал.
Плод во чреве матери. Один из самых знаменитых анатомических рисунков Леонардо — плод в чреве матери. Ошибочный в некоторых деталях, в других — особенно в изображении положения плода и пуповины, — он совершенно точен и выполнен настолько профессионально, что и в наши дни используется в качестве иллюстрации в медицинских учебниках.

Позвоночник. Считается, что на этом рисунке да Винчи первым в истории точно проиллюстрировал позвоночник. Леонардо первый определил точное число позвонков и первый наиболее точно воспроизвел форму позвоночного столба. Отдельно изображены шейный отдел позвоночника, первый шейный позвонок – атлант (atlas), второй – осевой (axis) и третий. Схематично представлен спинной мозг, а также один из нервов каудальной группы. Леонардо да Винчи также первым предположил, что мышцы шеи удерживают шейный отдел позвоночника наподобие канатов, удерживающих мачту корабля.

 Подготовила: Алина Булава 

Принципы Леонардо Да Винчи: как развить креативность?

Содержание статьи

Леонардо Да Винчи — известный живописец, изобретатель, математик, писатель, картограф, архитектор. Работы выдающегося мастера эпохи Высокого Возрождения известны практически каждому, несмотря на то, что прошло больше 500 лет. Его изобретения и творчество смогли изменить мир, чего только стоят картины «Тайная вечеря» и «Мона Лиза». Несомненно, Леонардо Да Винчи был гением, но в то же время он был простым человеком. В этой статье мы рассмотрим 7 принципов, которым следовал великий гений для создания картин и уникальных изобретений.

 Любознательность

Каждый человек по-своему любопытен. В большей мере стремление узнать обо всем присуще детям. Они задают много вопросов «Почему небо голубое?», «Почему зимой идет снег?», «Почему собаки лают?» и др. Именно так они познают окружающий мир. Но с возрастом уровень любопытства снижается: на многие вопросы ответы уже найдены, а на изучение других неизвестных явлений уже нет времени. Чтобы разрабатывать уникальные идеи, важно развивать любознательность, постоянно изучать что-то новое, задавать вопросы, которые будут служить своеобразным топливом для творчества. О том, как найти новое увлечение и раскрыть свои сильные стороны, можно узнать из бесплатного онлайн-курса «Найди свой талант».

Нестандартное мышления

На протяжении всей жизни человек формирует для себя определенные принципы, мнение и отношение к окружающему миру. С одной стороны, это правильно, с другой — личность начинает мыслить шаблонно и принимать только то, что соответствует его мировоззрению. Следовательно, другие точки зрения человеком автоматически отвергаются. Чтобы развить независимое мышление, необходимо рассматривать любые проблемы/вопросы/ситуации с разных сторон, для этого — читайте больше книг, анализируйте информацию, расширяйте кругозор. Такой подход позволит быть объективным и нетривиальным.

Развитие восприятия

Скорость жизни сильно увеличилась, люди стали менее восприимчивы к окружающему миру, все больше заняты работой и повседневными делами. Времени на созерцание моментов и  изучение произведений искусств практически не хватает. Однако внимание к мелочам является ключевым аспектом в творчестве. Креативному человеку просто необходимо совершенствовать свое восприятие: слушать музыку, посещать выставки, смотреть фильмы, пробовать различные блюда и др.

Выход из зоны комфорта

Все новое и неизведанное вызывает у человека страх, поэтому он боится совершать непривычные действия и выходить из зоны комфорта. Но как раз непривычные обстоятельства открывают широкие горизонты для творчества. Стремление к неизвестности и познанию того, что человек ранее не знал, помогает стать по-настоящему креативной личностью.

Поддержание хорошей физической формы

Леонардо Да Винчи был не только умен, но и имел хорошую физическую форму, занимался фехтованием и был отличным наездником. Когнитивные процессы потребляют более 20% энергии всего организма, поэтому важно восполнять энергетический ресурс для создания новых изобретений. Занятия спортом укрепляют тело и делают его сильнее, а значит, также помогают повысить творческий потенциал.

 Интеллектуальная карта

Это схематическое изображение системного мышления. Когда мы долго о чем-то думаем, в голове появляется множество мыслей, взаимосвязь которых сложно уловить. Но если их выписать на бумагу и структурировать, то творческое решение придет само по себе. Недаром этот способ применяют для стратегического планирования или мозгового штурма. О том, как построить интеллект-карту, можно узнать из нашей прошлой статьи.

Воображение и логика

Чтобы быстро и легко создавать творческие идеи, человек должен развивать логическое и креативное мышление. Лучше всего в этом поможет рисование на бумаге: изобразите свои мысли в виде фигуры, силуэта или любого другого рисунка. Проанализируйте получившуюся картину, уберите или добавьте детали. Подумайте, какие ассоциации она у вас вызывает и как ее можно применить в жизни.

Ошибочно полагать, что творческое мышление является даром и им обладают только избранные. Каждый человек может развить навык креативности и разрабатывать уникальные решения. Пройдите марафон изменений «Лидеры меняют мир», чтобы убедиться в этом. Вы сможете прокачать 12 основных компетенций, в том числе креативность. Начать можно в любое время, участие бесплатное.

Леонардо да Винчи | Биография, искусство, картины, Мона Лиза, рисунки, изобретения, достижения и факты

Леонардо да Винчи: автопортрет

Смотреть все медиа

Дата рождения:
15 апреля 1452 г.
Италия
Умер:
2 мая 1519 г. (67 лет)
Франция
Известные работы:
«Битва при Ангиари»
«Последний ужин»
«Леда»
«Мона Лиза»
«Портрет Джиневры де Бенчи»
«Св. Джером”
«Мадонна Бенуа»
«Дева скал»
«Трактат о живописи»
«Богоматерь с младенцем и святой Анной»
Механизм/стиль:
Раннее Возрождение
эпоха Возрождения
Предметы изучения:
картина
перспектива
пропорция
анатомия
механика

Просмотреть весь связанный контент →

Популярные вопросы

Чем известен Леонардо да Винчи?

Леонардо да Винчи был художником и инженером, наиболее известным своими картинами, особенно Мона Лиза (ок. 1503–1519) и Тайная вечеря (1495–1498). Его рисунок Витрувианского человека (ок. 1490 г.) также стал культурной иконой. Леонардо иногда считают изобретателем танка, вертолета, парашюта и летательного аппарата, среди других транспортных средств и устройств, но более поздние ученые оспаривают такие утверждения. Тем не менее, записные книжки Леонардо свидетельствуют об остром уме, и его вклад в искусство, включая методы изображения пространства, трехмерных объектов и человеческой фигуры, невозможно переоценить.

Подробнее читайте ниже:
Искусство и достижения: Леонардо как художник-ученый

Мона Лиза

Узнайте больше о знаменитом портрете Леонардо да Винчи, Мона Лиза .

Тайная вечеря

Узнайте больше о знаменитой настенной живописи Леонардо да Винчи, Тайная вечеря .

Сколько существует картин Леонардо да Винчи?

Общий объем работ Леонардо да Винчи в живописи действительно довольно невелик; сохранилось менее 20 картин, которые можно определенно отнести к нему, и некоторые из них незакончены. Две из его самых важных работ — Battle of Anghiari и Leda , ни один из них не завершен, они сохранились только в копиях.

Подробнее ниже:
Искусство и достижения: Живопись и графика

10 известных произведений Леонардо да Винчи

Узнайте, какие из сохранившихся произведений Леонардо да Винчи являются самыми известными.

Каким был Леонардо да Винчи?

Леонардо да Винчи был описан как человек с добрым, но сдержанным характером и элегантной осанкой. Он был известен своей привередливостью в уходе за собой, аккуратной и подстриженной бородой в более позднем возрасте и одевался в яркую одежду в стиле, отвергающем современные обычаи. Писатель 16-го века Джорджо Вазари указывал, что Леонардо мало заботился о деньгах, но был очень щедр по отношению к своим друзьям и помощникам. У него был чрезвычайно пытливый ум, и он прилагал огромные усилия, чтобы стать эрудированным в языках, естественных науках, математике, философии и истории, среди других предметов. Записи в его записных книжках предполагают, что он мог быть вегетарианцем, а также есть предположения, что он мог быть гомосексуалистом.

Подробнее читайте ниже:
Искусство и достижения: Леонардо как художник-ученый

Джорджио Вазари

Узнайте больше о Джорджо Вазари, авторе 16-го века, который написал серию биографий о художниках эпохи Возрождения, включая Леонардо да Винчи.

Какой была семья Леонардо да Винчи?

Родители Леонардо да Винчи не были женаты на момент его рождения недалеко от небольшой деревни Винчи в регионе Тоскана. Его отец, сер Пьеро, был флорентийским нотариусом и землевладельцем, а мать, Катерина, была молодой крестьянкой, которая вскоре после этого вышла замуж за ремесленника. Леонардо вырос в поместье семьи своего отца, где к нему относились как к «законнорожденному» сыну и он получил обычное для того времени начальное образование: чтение, письмо и арифметику. Леонардо никогда не был женат, но у него было много близких отношений с другими художниками и интеллектуалами, а также со своими помощниками.

Подробнее читайте ниже:
Жизнь и творчество

Тоскана

Узнайте больше о Тоскане, регионе, где родился и вырос Леонардо да Винчи.

У кого учился Леонардо?

Когда Леонардо было около 15 лет, его отец, пользовавшийся высокой репутацией во флорентийском обществе, отдал его в ученики к художнику Андреа дель Верроккьо. В знаменитой мастерской Верроккьо Леонардо получил многогранное образование, включавшее живопись и скульптуру, а также технические и механические искусства. Он также работал в соседней мастерской художника Антонио Поллайуоло, скульптора, художника, гравера и ювелира, который часто работал со своим братом Пьеро. В 1472 г. Леонардо был принят в гильдию живописцев Флоренции, но оставался в мастерской своего учителя еще пять лет, после чего работал во Флоренции самостоятельно до 1481 г.

Подробнее читайте ниже:
Жизнь и творчество

Андреа дель Верроккьо

Узнайте больше о художнике эпохи Возрождения Андреа дель Верроккьо, в мастерской которого Леонардо учился.

Братья Поллайоло

Узнайте больше о художнике эпохи Возрождения Антонио Поллайоло и его брате Пьеро, в мастерской которого Леонардо да Винчи работал молодым подмастерьем.

Сводка

Прочтите краткий обзор этой темы

Леонардо да Винчи , (итал. «Леонардо из Винчи») (род. 15 апреля 1452 г., Анкиано, недалеко от Винчи, Флорентийская республика [Италия] — умер 2 мая 1519 г., Cloux [теперь Clos-Lucé], Франция), итальянский художник, рисовальщик, скульптор, архитектор и инженер, чье мастерство и интеллект, возможно, больше, чем у любого другого деятеля, олицетворяли гуманистический идеал эпохи Возрождения. Его Тайная вечеря (1495–1498) и Мона Лиза (ок. 1503–1519) являются одними из самых популярных и влиятельных картин эпохи Возрождения. Его записные книжки раскрывают дух научного поиска и механическую изобретательность, опередившие свое время на столетия.

Исследуйте жизнь итальянского художника, архитектора, инженера и гуманиста Леонардо да Винчи.

Просмотреть все видео к этой статье. во многом на его безграничном стремлении к знаниям, которое руководило всем его мышлением и поведением. Художник по характеру и способностям, он считал свои глаза главным путем к познанию; Для Леонардо зрение было высшим чувством человека, потому что оно одно сообщало факты опыта немедленно, правильно и достоверно. Отсюда каждое воспринятое явление становилось предметом познания, и saper vedere («умение видеть») стало главной темой его исследований. Он применял свое творчество во всех областях, где используется графическое изображение: он был художником, скульптором, архитектором и инженером. Но он пошел даже дальше этого. Он использовал свой превосходный интеллект, необычайную наблюдательность и мастерство в искусстве рисования для изучения самой природы, направление исследований, которое позволило процветать его двойным занятиям искусством и наукой.

Жизнь и творчество

Ранний период: Флоренция

Родители Леонардо не были женаты на момент его рождения. Его отец, сер Пьеро, был флорентийским нотариусом и землевладельцем, а мать, Катерина, была молодой крестьянкой, которая вскоре после этого вышла замуж за ремесленника. Леонардо вырос в поместье семьи своего отца, где с ним обращались как с «законнорожденным» сыном, и он получил обычное для того времени начальное образование: чтение, письмо и арифметику. Леонардо серьезно не изучал латынь, ключевой язык традиционного обучения, до тех пор, пока гораздо позже он не приобрел практические знания о нем самостоятельно. Он также не занимался высшей математикой — высшей геометрией и арифметикой — до 30 лет, когда начал изучать ее с прилежным упорством.

Художественные наклонности Леонардо, должно быть, проявились рано. Когда ему было около 15 лет, его отец, пользовавшийся высокой репутацией во флорентийском обществе, отдал его в ученики к художнику Андреа дель Верроккьо. В знаменитой мастерской Верроккьо Леонардо получил многогранное образование, включавшее живопись и скульптуру, а также технические и механические искусства. Он также работал в соседней мастерской художника Антонио Поллайуоло. В 1472 году Леонардо был принят в гильдию художников Флоренции, но оставался в мастерской своего учителя еще пять лет, после чего работал во Флоренции самостоятельно до 1481 года. Сохранилось великое множество великолепных рисунков пером и карандашом того периода. , в том числе множество технических зарисовок, например, насосов, боевого оружия, механических устройств, которые свидетельствуют о интересе Леонардо к техническим вопросам и его знании даже в начале его карьеры.

Первый миланский период (1482–1499)

В 1482 году Леонардо переехал в Милан, чтобы работать на службе у городского герцога — неожиданный шаг, если учесть, что 30-летний художник только что получил свои первые крупные заказы от его родной город Флоренция: незаконченное панно «Поклонение волхвов» для монастыря Сан-Донато-а-Скопето и алтарная картина для капеллы св. Бернара в Палаццо делла Синьория, которая так и не была начата. То, что он отказался от обоих проектов, кажется, указывает на то, что у него были более серьезные причины покинуть Флоренцию. Может быть, довольно утонченный дух неоплатонизма, царивший во Флоренции Медичи, шел вразрез с ориентированным на опыт умом Леонардо и привлекала его более строгая, академическая атмосфера Милана. Более того, его, несомненно, привлекал блестящий двор герцога Людовико Сфорца и ожидавшие его там важные проекты.

Леонардо провел 17 лет в Милане, до падения Людовико от власти в 1499 году. Он числился в реестре королевского двора как pictor et ingeniarius ducalis («художник и инженер герцога»). Изящный, но сдержанный характер Леонардо и элегантная осанка были хорошо приняты в придворных кругах. Пользуясь большим уважением, он был постоянно занят как живописец и скульптор, а также как оформитель придворных празднеств. С ним также часто консультировались в качестве технического советника в области архитектуры, укреплений и военных вопросов, и он работал инженером-гидравликом и механиком. Как и на протяжении всей своей жизни, Леонардо ставил перед собой безграничные цели; если проследить контуры его творчества за этот период или за его жизнь в целом, то так и хочется назвать это грандиозной «неоконченной симфонией».

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту.
Подписаться сейчас

Как художник Леонардо выполнил шесть работ за 17 лет в Милане. (Согласно современным источникам, Леонардо было поручено создать еще три картины, но эти работы с тех пор исчезли или так и не были выполнены.) Примерно с 1483 по 1486 год он работал над алтарной картиной «Мадонна в скалах» , проектом, который привело к 10-летнему судебному разбирательству между Братством Непорочного Зачатия, которое заказало его, и Леонардо; по неопределенным причинам этот юридический спор побудил Леонардо создать еще одну версию работы примерно в 1508 году. В этот первый миланский период он также создал одну из своих самых известных работ — монументальную настенную роспись 9. 0045 Тайная вечеря (1495–98) в трапезной монастыря Санта-Мария-делле-Грацие (для более подробного анализа этого произведения см. ниже Тайная вечеря ). Также следует отметить декоративную роспись потолка (1498 г.), которую он сделал для Зала делле Ассэ в миланском замке Сфорцеско.

В этот период Леонардо работал над грандиозным скульптурным проектом, который, видимо, и был причиной его приглашения в Милан: монументальная конная статуя из бронзы, воздвигнутая в честь Франческо Сфорца, основателя династии Сфорца. Леонардо посвятил этой задаче 12 лет — с перерывами. В 1493 глиняная модель лошади была выставлена ​​на всеобщее обозрение по случаю бракосочетания императора Максимилиана с Бьянкой Марией Сфорца, и были сделаны приготовления для отливки колоссальной фигуры, которая должна была быть 16 футов (5 метров) в высоту. Но из-за неминуемой опасности войны металл, готовый к заливке, вместо этого использовали для изготовления пушек, в результате чего проект был остановлен. Падение Людовико в 1499 году решило судьбу этого неудавшегося предприятия, которое, возможно, было самой грандиозной концепцией памятника в 15 веке. Последовавшая война превратила глиняную модель в груду руин.

Как мастер-художник, Леонардо содержал обширную мастерскую в Милане, нанимая учеников и студентов. Среди учеников Леонардо в это время были Джованни Антонио Больтраффио, Амброджо де Предис, Бернардино де Конти, Франческо Наполетано, Андреа Солари, Марко д’Оджионо и Салаи. Роль большинства этих соратников неясна, что приводит к вопросу о так называемых апокрифических произведениях Леонардо, над которыми мастер сотрудничал со своими помощниками. Ученые не смогли прийти к единому мнению об атрибуции этих работ.

Тайная жизнь Леонардо да Винчи

Новая биография воспевает научные открытия великого художника. Иллюстрация Тамары Шопсин; гравюра из Hulton Archive / Getty

Во Флоренции эпохи Возрождения ряд специальных ящиков, расставленных по всему городу, позволял гражданам анонимно доносить на различные моральные преступления — например, в 1461 году художник-монах Филиппо Липпи был обвинен в отцовстве ребенка с монахиней. Но преступлением, которое правительство действительно пыталось обуздать, была содомия, настолько широко распространенная, что на современном немецком сленге гомосексуал стал называться гомосексуалистом.0045 Флоренцер . Общий характер правонарушения не отменял угрозы тяжких последствий. В 1476 году Леонардо да Винчи, на пороге своего двадцать четвертого дня рождения, был назван одним из четырех человек, которые практиковали «такие злодеяния» с семнадцатилетним учеником местного ювелира. Мало кто сомневается, что Леонардо был арестован. Хотя любое время, которое он мог провести в тюрьме, было недолгим, и дело было прекращено, через два месяца из-за отсутствия подтверждающих свидетелей у него было достаточно времени, чтобы обдумать возможные юридические наказания: крупный штраф, публичное унижение, ссылка, сожжение. на костре. Неизвестно, повлиял ли этот опыт на привычку художника, позже названную отличительной чертой его характера, покупать птиц в клетках на рынке только для того, чтобы выпустить их на волю. Но это, кажется, связано с рисунками, которые он сделал в течение следующих нескольких лет, двух фантастических изобретений: машина, которая, как он объяснил, предназначалась для «открытия тюрьмы изнутри», а другая — для отрывания решеток от окон.

Эти рисунки являются частью огромной сокровищницы текстов и изображений, насчитывающей более семи тысяч сохранившихся страниц, ныне разбросанных по нескольким странам и известных под общим названием «записные книжки Леонардо» — именно так они и были. Личные записные книжки всех размеров, некоторые из которых использовались для быстрых зарисовок и наблюдений на месте, другие использовались для долгосрочных, точных исследований в области геологии, ботаники и анатомии человека, чтобы указать лишь некоторые области, в которых он позировал. фундаментальные вопросы, и получил ответы, которые часто опережали свое время на сотни лет. Почему небо синее? Как работает сердце? Какова разница в давлении воздуха над и под птичьим крылом и как это знание может помочь человеку создать летательный аппарат? Музыка, военное дело, астрономия. Окаменелости и сомнения, которые они вызывают в библейской истории сотворения. «Опишите, — инструктирует он себя, — что такое чихание, что такое зевота, падучая болезнь, судороги, паралич, озноб, потливость, утомление, голод, сон, жажда, похоть». Он намеревался опубликовать, но так и не дошел до этого; всегда было что-то еще, чтобы учиться. В последующие века не менее половины страниц были утеряны. Что сохранилось, так это беспрецедентный отчет о человеческом разуме в действии, столь же бесстрашном и упорном, сколь и блестящем. И все же, несмотря на случайные заметки — список покупок, книгу, которую нужно взять напрокат, — эти записные книжки никоим образом не были дневником или личным дневником; в них нет ничего от самоисследования Августина или Торо. Охваченный жаждой знаний, Леонардо рассказал нам о мире больше, чем кажется возможным, и почти ничего о себе.

Его биографы с трудом, одновременно изголодавшись и перегружены, должны построить человека на основе впечатляющих свидетельств этого бестелесного разума. Картины предлагают немного больше на пути знаний. Споры продолжаются даже о личности женщины, известной как Мона Лиза, или о том, почему Леонардо никогда не доставлял портрет мужу, который его заказал, если действительно его заказал ее муж. Наше глубочайшее представление об этом самом известном художнике по-прежнему подвержено изменениям. Систематическая публикация записных книжек, начавшаяся в конце девятнадцатого века, изменила наше понимание его целей от искусства к науке и подняла вопросы о том, как согласовать легендарное миролюбие его натуры с его замыслами изобретательных смертоносных военных машин. Совсем недавно сенсационное представление, лежащее в основе мегапродаваемой книги Дэна Брауна «Код да Винчи» — что один из апостолов, изображенных в «Тайной вечере» Леонардо, на самом деле и явно является женщиной, — связывает его с нашим нынешним озабоченность гендерной изменчивостью. И это чувство связи не является полностью навязанным. Работы Леонардо действительно демонстрируют поразительную фиксацию на андрогинности, термин, часто используемый в отношении его фигур, — фиксацию, которую невозможно игнорировать после повторного открытия в 1990-х годах давно утерянного порнографического рисунка. Нет ли в Леонардо ничего, чего нельзя было бы найти, если начать искать? Кем он будет для нас сегодня?

Уолтер Айзексон в начале своей новой биографии «Леонардо да Винчи» (Саймон и Шустер) описывает свою тему как «совершенного новатора истории», что вполне логично, поскольку у Исааксона, похоже, возникла идея написать свою книгу. книга Стива Джобса, предмет его предыдущей биографии. Как мы узнаем, Леонардо был героем Джобса. Исааксон видит особое родство между мужчинами, потому что оба работали на стыке «искусства и науки, гуманитарных наук и технологий» — как и предыдущие испытуемые Исааксона, Бенджамин Франклин и Альберт Эйнштейн. Несмотря на все незнакомые проблемы, которые эта книга представляет с точки зрения истории и культуры, Исааксон работает над знакомой темой. Как всегда, он пишет с сильным синтетическим интеллектом в огромном диапазоне; результатом является ценное введение в сложный предмет. Он сразу же заявляет, что берет записные книжки, а не картины, в качестве отправной точки, и неудивительно, что ему есть что сказать, когда он замедляет темп и переходит к (все еще краткому) обсуждению оптики. скажем, или аортальный клапан. Самая продолжительная и захватывающая глава в основном посвящена исследованиям воды Леонардо — вихрям, наводнениям, образованию облаков — и зависит от одной из оставшихся полных тетрадей — Лестерского кодекса. Кодекс в настоящее время принадлежит Биллу Гейтсу, который (как не указывает Исааксон) использовал некоторые из своих оцифрованных страниц в качестве экранной заставки в операционной системе Microsoft.

Леонардо Айзексона — сравнительно современная фигура, не просто «человек», как любит указывать автор, а беспечный социальный неудачник: «незаконнорожденный, гей, вегетарианец, левша, легко отвлекающийся и временами еретик». Достаточно верно, хотя Исааксон иногда напрягает отношение. Его Леонардо повезло, что он родился незаконнорожденным, потому что он не должен был следовать за своим отцом в нотариальном бизнесе, и повезло также, что он получил лишь минимальное образование в области математики и письма, а не изучал латинские авторы, зарезервированные для юноши более высокого ранга. Не сдерживаемый властью, он был свободен мыслить творчески. Что касается того, что его легко отвлечь, Айзексон предупреждает, что молодой Леонардо сегодня вполне может лечиться лекарствами из-за своих творческих побуждений. За тщательным исследованием скрывается исследование творчества: как его определить, как его достичь. Ответ Айзексона, повторяемый как мантра, заключается именно в леонардовском (или джобсианском) отказе отличать искусство от науки, наблюдение от воображения и достигать «комбинаторного творчества». И эта цель не только прерогатива гения; мы все можем приблизиться к этому.

«Мне бы не хотелось думать, что существует национальная дискуссия, в которой я не участвую».

Самый современный, хотя иногда и вызывающий тревогу, аспект книги — это то, что она оформлена как руководство по самопомощи в духе «Как Леонардо может изменить вашу жизнь». Исааксон объясняет, что, работая над книгой, он научился быть более наблюдательным, и уважать его добрые намерения нетрудно — он упоминает солнечный свет, водовороты — пока не пишет: «Когда я увидел намек на улыбку натолкнувшись на чьи-то уста, я пытался проникнуть в ее внутренние тайны». Остается надеяться, что она вытряхнула его из этого. К счастью, в книге есть несколько четких и захватывающих страниц о знаменитой загадочной улыбке «Моны Лизы», особенно в связи с исследованиями Леонардо мышц губ, которые он препарировал и рисовал попеременно с кожей и без нее. Самое главное, Исааксон рассказывает мощную историю волнующего ума и жизни, которая вознаграждает, даже если не ставит вас на путь к просветлению.

Более того, он приносит новости. Через пятьсот шестьдесят пять лет после рождения Леонардо, в 1452 году, мы наконец-то знаем, кем была его мать. Ее имя, Катерина, раньше было всем, что у нас было, хотя предполагалось, что она была из более низкого положения, чем отец Леонардо, Пьеро, который покинул крошечный тосканский городок Винчи, чтобы суетиться во Флоренции примерно в то время, когда родился его сын, и женился очень респектабельная женщина в течение года. Спекуляции о Катерине были безудержными. «Становление Леонардо» Майка Лэнкфорда (Мелвилл Хаус) основано на теории о том, что она была рабыней, возможно, североафриканского происхождения, тем самым добавляя «смешанную расу» и «кросс-культурность» к репутации художника двадцать первого века. Исааксон, тем не менее, передает результаты новой работы по документальному исследованию, «Мона Лиза: люди и живопись» Мартина Кемпа и Джузеппе Палланти (Оксфорд), в которой Катерина представлена ​​как шестнадцатилетняя сирота из соседней деревушки. быстро вышла замуж за местного фермера, чтобы избежать неловких ситуаций. Но остается много вопросов. Мальчик когда-нибудь жил с матерью? Кого он любил, и кто любил его? Быть незаконнорожденным не было позором; хотя статус имел юридические ограничения, крещение Леонардо было хорошо посещаемым событием, и он, кажется, вырос в основном в семье своего отца, в то время как Катерина (у которой вскоре появились другие дети) жила недалеко от него. Тем не менее, он был деревенским парнем с небольшими перспективами. Будучи левшой, он писал с трудом, разве что в обратном порядке, справа налево, каждую букву на странице задом наперёд — может быть, это была уловка, которой он научился сам, чтобы не размазывать чернила или чтобы хранить секреты, но привычка, которой никто не научился. вроде заморочился исправлять. Все, что он мог делать, это рисовать.

Он переехал во Флоренцию, чтобы жить со своим отцом, примерно в возрасте двенадцати лет, вскоре после смерти жены Пьеро и их единственного ребенка. Точный год неизвестен, как и год спустя, когда он стал учеником в мастерской Верроккьо, ведущего художника и клиента своего отца. Город, должно быть, был откровением для Леонардо: невероятно богатый, с многочисленными палаццо, построенными недавно доминирующим бизнес-классом, комната за комнатой, которые должны быть заполнены искусством. Резчиков по дереву в городе было больше, чем мясников, а улицы представляли собой живую галерею работ Донателло, Гиберти и Брунеллески — только что ушедшего революционного поколения. Верроккьо дал практическое образование не только в живописи и скульптуре, но и в металлообработке и инженерии. А Леонардо даже в подростковом возрасте производил сильное впечатление. Сообщается, что он был мальчиком (а позже и мужчиной) исключительной красоты и грации, и историки искусства предположили, что он мог позировать изящному кудрявому бронзовому Давиду Верроккьо, которого Исааксон описал как «слегка женоподобного и поразительно красивого мальчика». лет четырнадцати», чье лицо носит намек на улыбку. Идентификация привлекательна (если не установленный факт, который в конечном итоге предполагает Исааксон). Однако наиболее захватывающим является то, как Леонардо превратил это слегка мальчишеское обаяние в сияюще чистый, но чувственный идеал мужской красоты.

У него была близость к ангелам. На картине Верроккьо «Крещение Христа» выносливый курносый ангел Мастера, кажется, в изумлении смотрит на восторженное существо рядом с ним, одно из самых ранних произведений Леонардо, благородный профиль которого ниспадает каскадом золотых кудрей. Разделение между ними является как техническим, так и творческим: Леонардо использовал масляную краску, а не старомодную темперу на яичной основе, и наносил ее несколькими тонкими слоями, каждый из которых представлял собой люминесцентную вуаль, так что его ангел казался смоделированным в свете. Джорджо Вазари, написавший первые авторитетные биографии художников эпохи Возрождения в 1550 году, утверждал, что Верроккьо бросил рисовать, когда увидел, что сделал его ученик, — преувеличение, призванное подчеркнуть беспрецедентную природу гения Леонардо и поколения, которое он представил.

Однако репутация Леонардо, в отличие от репутации Микеланджело и Рафаэля после него, росла медленно. Похоже, он не был обычно амбициозен: он оставался с Верроккьо примерно десять лет, намного дольше обычного срока, работая и живя с Мастером. Другой ангел, написанный им в этот период, часть «Благовещения», находящегося сейчас в Уффици, отличался скрупулезно натуралистичными птичьими крыльями. Хотя через некоторое время они были грубо закрашены, их можно разглядеть, короткие и крепкие: настоящие крылья, дающие полет фантазии. Очевидно, мысли Леонардо уже блуждали за пределами студии.

Он все еще жил с Вероккьо, когда в 1476 году его обвинили в содомии. Как только он был оправдан, он уехал из города на год, чтобы работать над проектом в Пистойе. Некоторые предполагают, что обвинения привели к разрыву с его отцом, который к настоящему времени снова женился и имел несколько законных сыновей. Другие задавались вопросом, не способствовали ли эти обвинения (было второе, вскоре после первого) очевидной немилости самого важного покровителя Флоренции, Лоренцо Медичи. Хотя Леонардо уже создал свой первый бесспорный шедевр — поэтический портрет дочери местного банкира Джиневры де Бенчи, который теперь является сокровищем Национальной галереи в Вашингтоне, — и по возвращении во Флоренцию основал собственную студию, его звали заметно отсутствует в списке лучших художников города, который Лоренцо предоставил Папе в 1481 году. (Боттичелли, Перуджино и Гирландайо были среди тех, кто вырезал и был нанят для росписи стен недавно построенной Сикстинской капеллы. ) Но были и другие возможные причины упущения. Леонардо никогда не рисовал фресками, прочной техникой, предпочитаемой для настенных росписей. И он уже был известен тем, что оставлял вещи незавершенными. Действительно, к 1483 году он отказался от двух важных поручений и уехал в Милан. Ему было тридцать лет, и он мало что сделал. В длинном и подробном письме, которое читается как заявление о приеме на работу, он предложил свои услуги местному правителю Людовико Сфорца в качестве военного инженера. В качестве кажущейся запоздалой мысли он упомянул, что также может рисовать.

Колесница с огромными вращающимися лезвиями, разрезающая людей пополам или отрезающая им ноги, оставляя куски разбросанными; ружья с несколькими стволами, расположенными наподобие органных труб для увеличения скорости и интенсивности стрельбы; колоссальный ракетный арбалет. Леонардо сделал много таких пугающих рисунков, находясь на службе у Людовико, который получил титул герцога Миланского только после того, как несколько лет спустя отравил своего племянника, но эффективно выполнял эту роль на протяжении семнадцати лет, которые Леонардо провел в городе. Отчасти потому, что притязания Людовико были шаткими, Милан часто подвергался осаде соперничающих держав, и Леонардо предложил ему навыки — «У меня есть методы разрушения любой крепости или редута, даже если они основаны на твердой скале», — которые кажутся одновременно хитроумными и фантастическими. , скорее как рисунки. Он никогда раньше не демонстрировал никаких военных навыков, и его намерения в этих рисунках остаются предметом споров. Был ли он неземным провидцем или бессовестным изобретателем? Исааксон хочет, чтобы было и то, и другое: «Я считаю, что его предложение было серьезным», — пишет он о грозном арбалете, указывая примерно на тридцать подготовительных рисунков, но тем не менее он полагает, что этот проект был «скорее плодом воображения, чем выдумкой». Причина в том, что это не сработало бы — и не сработало, даже когда современные инженеры построили его для телевидения в 2002 году. Этот аргумент затуманивает вопрос о намерениях, но предполагает сложности, связанные с вынесением каких-либо моральных суждений о человеке.

Это была новая жизнь в Милане, чего, возможно, и хотел Леонардо. Его не привлекали к работе по военным вопросам, да и вообще к каким-либо крупным проектам, в течение многих лет — его первой работой было устранение проблемы с водопроводом, — но он доказал свою ценность, организовав сложные театрализованные представления, которые были визитной карточкой режима Людовико, театральные представления. Форма семейной пропаганды. Однако такого рода работы были эфемерными и почти ничего не оставили после себя, к огромному сожалению историков искусства, которые часто беспокоились, что он напрасно тратит свое время. И все же Леонардо, кажется, был доволен. Его устраивала гедонистическая придворная жизнь: он стал чем-то вроде денди, одеваясь в розовое и пурпурное, атлас и бархат, его руки пахли лавандой. Он написал портреты любовниц Людовико, которыми восхищались, и открыл мастерскую, которая выпускала религиозные картины для богатой клиентуры. Ему нравилось общество коллег по широко распространенным дисциплинам, от архитектуры до математики. Даже сырая ломбардская погода, кажется, подходила ему; его сине-серые туманы, так отличающиеся от тосканского солнечного света, становятся погодой его картин. И именно в Милане он начал вести тетради. Кеннет Кларк, чья книга о Леонардо, написанная в 1930-е годы, до сих пор остается незаменимой, отмечает, что размах его деятельности заставил его записывать свои идеи своим странным письмом справа налево и комментировать свои рисунки, начиная с с простыми механизмами и заканчивая миром.

«Вор, лжец, упрямый, жадный»: этими четырьмя раздраженными словами, написанными в 1491 году, после десятилетнего пребывания в Милане, Леонардо описал фигуру, с которой у него были самые прочные отношения в его жизни. Джан Джакомо Капротти было десять лет, когда он пришел в мастерскую в прошлом году. Бедного мальчика необыкновенной красоты, его привели в качестве слуги, вероятно, также в качестве модели, и чтобы выучить его на художника — позже он сделал скромную карьеру — и пробыл там двадцать восемь лет. Он, кажется, напоминал одного из ангелов Леонардо. Вазари писал о его красоте и особенно о его «прекрасных вьющихся волосах, которые обожал Леонардо». Однако, поскольку с самого начала у него была привычка воровать кошельки, серебряные перья и все остальное, что попадалось ему в руки, Леонардо дал ему прозвище Салаи — более или менее Маленький Дьявол, — и именно так он был известен истории.

Кажется справедливым предположить, что они стали любовниками, когда Салаи был подростком. Другой из первых биографов Леонардо, Джованни Паоло Ломаццо, писавший примерно в 1560 году, придумал диалог между Леонардо и греческим скульптором Фидием, в котором Леонардо отвечает на вопрос, играли ли он и Салаи когда-либо в «ту «заднюю игру», которую так любят флорентийцы. много» с бурным утвердительным: «Много раз!» В качестве объяснения он вспоминает красоту Салаи, «особенно лет пятнадцати». Современные ученые идентифицировали ряд рисунков предположительно Салаи, в основном в более позднем возрасте, когда волосы еще вьются, но подбородок слаб, а плоть уже несколько дряблая. Однако если он не произвел на нас полного впечатления, то он продолжал производить впечатление на Леонардо, чей самый трогательный портрет изображает взрослеющего человека, легко, почти рассеянно нарисованного вокруг рисунка человеческого сердца.

Именно тогда, когда он делал заметки о полёте птиц, и особенно красного коршуна с раздвоенным хвостом, он вспомнил о своём раннем опыте и записал в блокнотах единственный отрывок о своём детстве. Игнорированный до тех пор, пока Фрейд не написал об этом небольшую книгу в 1910 году, отрывок до сих пор привлекает внимание. В этом воспоминании — или, как предположил Фрейд, в этой фантазии — воздушный змей слетел на художника в колыбели, «и открыл мне рот своим хвостом, и несколько раз ударил меня своим хвостом в мои губы». Фрейд извинился за то, что указал, что фантазия «соответствует идее фелляции», что читатели вполне могут счесть серьезным оскорблением художника, хотя «традиция на самом деле представляет Леонардо как человека с гомосексуальными чувствами». Чувства, которые, по мнению Фрейда, не имели сексуального выхода: само существование тетрадей, по его мнению, свидетельствовало о перенаправлении сексуальной энергии Леонардо на его навязчивые исследования. Сам Леонардо не был чужд таких мыслей, написав в одной из тетрадей: «Интеллектуальная страсть вытесняет чувственность». Невозможно узнать, имел ли он в виду опыт дня или всей жизни, но нетрудно представить, что он сделал бы с утверждением Фрейда о том, что он никогда не испытывал сексуальной страсти.

«Какой сорт лучше всего подходит для того, чтобы сидеть без дела и в конце концов сгнить, потому что ты даже не любишь яблоки, ты просто хотел сделать что-то «падшее»?»

Исследование Фрейда было дискредитировано по многим пунктам, самым важным из которых является его теория о том, что «психический генезис гомосексуализма» лежит в эротической привязанности мальчика к слишком любящей матери. Отталкиваясь от этой теории в обратном направлении, он пришел к выводу, что «бедная, покинутая» Катерина должна была жить одна со своим сыном, по крайней мере, первые три года его жизни. Удивительно, но самый замечательный из современных биографов Леонардо — Серж Брамли, писавший в 1988, и Чарльз Николл с богатыми нюансами, написанный в 2004 году, — хотя и вряд ли некритичный по отношению к анализу Фрейда, он считает, что его мысли об отношениях художника с его матерью имеют непреходящую ценность. Исааксон почти освежает своим резким неприятием не только Фрейда, но и любых попыток психоанализа человека, жившего пятьсот лет назад (хотя иногда он нарушает собственное правило). По его мнению, птица, хвост и все остальное отражают не что иное, как интерес Леонардо к полету. Правда это или нет — кто может сказать? — хорошо иметь обширную биографию, которая (наконец-то) предполагает отсутствие необходимости объяснять сексуальность художника.

Задолго до Фрейда критики отмечали, что Леонардо рисовал фигуры, демонстрирующие то, что Фрейд называл «блаженным союзом мужской и женской природы». Восхитительный ангел в каждой из двух версий «Мадонны в скалах», заказанных в Милане, является явным потомком ранних флорентийских ангелов и сбивает с толку любую попытку присвоить этой фигуре местоимение, возможно, также передающее теологический идеал. как личное. На самом деле на подготовительном рисунке обеих фигур изображена женщина. (Микеланджело довольно навязчиво избегал пола: его мускулистые женские фигуры — Ливийская Сивилла на Сикстинском потолке, Ночь в капелле Медичи — были явно смоделированы по образцу мужчин, о чем свидетельствуют рисунки.) На более откровенно эротической территории Леонардо Картина с изображением Иоанна Крестителя общеизвестно эпиценна (Исааксон пишет о ее «непослушности»), и некоторые видели в ней идеализированный Салаи. Еще более странно, что есть сходство между этим святым Иоанном и женщиной на картине, которую часто называют «Обнаженной Моной Лизой», которая сидит с обнаженной грудью на фоне туманного пейзажа, повернувшись, чтобы посмотреть зрителю в глаза. Существует по крайней мере восемь копий этого мягко улыбающегося полуобнаженного портрета в подчеркнуто леонардовском стиле, и на законченном рисунке могут быть видны собственные исправления Мастера. Очевидно, его студия питала аппетит не только к Мадоннам.

Но никто не был готов к появлению в 1991 году в Нью-Йорке рисунка бескрылого ангела с пустыми глазами, верного, но рассеянного кузена этих других фигур, на котором изображена женская грудь и огромная эрекция, лишь слегка размытая там, где попытки стереть ее не увенчались успехом. Веселая карикатура? Гермафродитная порнография? Исааксон предлагает и то, и другое, но даже толстый том, посвященный рисунку, отредактированный ведущим специалистом по Леонардо Карло Педретти, не может дать никаких ответов. Одна история гласит, что рисунок был частью секретного хранилища непристойных материалов Леонардо, хранившегося в Королевской коллекции в Виндзорском замке. Работы якобы были украдены в девятнадцатом веке, что вызвало не судебное преследование, а облегчение.

Честолюбие Леонардо часто мешало ему завершить что-то или разрушало то, что он завершил. Бронзовая лошадь, которую он спроектировал для Людовико, была настолько огромной, что отлить ее оказалось невозможно; В конце концов Людовико отправил необработанную бронзу в соседнее государство для изготовления пушек, готовясь к угрозе нападения французов. Возможно, это был страх Людовико, что французы ускользнут с «Тайной вечерей», что заставило Леонардо написать картину прямо на стене трапезной Санта-Мария-делле-Грацие, церкви, которую Людовико выбрал для своей могилы. Опять же, масштаб был огромным — двадцать девять футов в ширину, пятнадцать футов в высоту — и Леонардо был в затруднительном положении относительно техники. Он любил работать медленно, переосмысливать, добавлять слой за слоем, что было невозможно с фреской, которая быстро высыхала и приклеивалась к стене. Тем не менее, он не был уверен, как сделать так, чтобы его любимый материал — масляная краска — успешно склеивался. Экспериментируя, он состряпал смесь масла и темперы, и где-то около 149 г.5, он пошел на работу. Используя все, что он узнал за годы учебы об анатомии, перспективе, свете, цвете и физических проявлениях человеческих эмоций, он нарисовал один из самых знаменитых шедевров в мире, завершенный к началу 1498 года и отслоившийся от стены к 1517 году. Леонардо тогда был жив и знал бы.

Французы не смогли сорвать картину со стены, это правда, хотя серьезно задумались почти сразу же, как только взяли город штурмом, в 1499 году, изгнав Людовико. Однако более успешными они были с художником. Вскоре Леонардо установил теплые отношения с оккупационными войсками Людовика XII, заработав неуказанные «обязательства перед Его Величеством королем Франции». Только угроза возвращения Людовико заставила его покинуть город и вернуться во Флоренцию, где он познакомился с еще большим мастером Realpolitik, Никколо Макиавелли. В то время Макиавелли был посланником Флорентийской республики, ведя переговоры, чтобы удержать печально известного военачальника Чезаре Борджиа от нападения на город. Кажется, именно под покровительством Макиавелли в 1502 году Леонардо стал военным инженером Борджиа. Он осматривал крепости, составлял карты и проектировал оружие — возможно, он также действовал в качестве шпиона Флоренции, — пока Борджиа завоевывал города в центральной Италии, ведя бойню, которая потрясла даже Макиавелли. Леонардо продержался на этой должности восемь месяцев.

Вернувшись во Флоренцию, где распространилась слава о «Тайной вечере», его встретили как великого мастера, вернувшегося домой. Толпы стекались, чтобы увидеть новую выставленную работу; он отказывался от комиссионных от титулованных и богатых. Но он принял заказ на патриотическую батальную сцену на стене Зала Большого городского совета и завершил подготовительную карикатуру, которая была одной из самых сильных работ, которые он когда-либо делал. «Битва при Ангиари» рассматривалась и как памятник военным страстям, и как страстное антивоенное высказывание: лица мужчин жестоко перекошены, лошади рвут друг друга в плоть, одна лошадь кричит от боли, как что-то из «Герники» эпохи Возрождения. ». Однако, как только он готовился к работе над самой картиной, городское правительство поручило Микеланджело расписать еще одну стену в той же комнате, преднамеренно спровоцировав соревнование между двумя величайшими художниками Флоренции.

Микеланджело ненавидел Леонардо. Из их работы ясно, почему они могли не поладить. Жесткая линия Микеланджело, даже в живописи, была скульптурной и сознательно противоречила той смягченной атмосфере, которую преследовал Леонардо. Но неприязнь была и личной. Микеланджело, которому тогда было за двадцать, был грубым, трудолюбивым, неухоженным и, по его собственным словам, соблюдал целомудрие из-за того, что, по-видимому, было его строго подавленным и одухотворенным гомосексуализмом. В какой-то момент он оскорбил Леонардо на улице, насмехаясь над бронзовой лошадью, которая осталась незавершенной, в результате чего, как сообщается, Леонардо остался стоять с красным лицом. Свидетель этого инцидента счел нужным отметить, что Леонардо, всегда прекрасный в своей внешности, ходил по Флоренции в розово-розовой тунике, и невозможно устоять перед выводом, как раздражал Микеланджело, должно быть, пожилого художника с его павлиньим одеянием и его надушенный воздух и то, что теперь составляло свиту роскошно одетых помощников.

Леонардо, казалось, был рад подлить масла в огонь. За несколько месяцев до того, как Микеланджело было поручено рисовать вместе с Леонардо, в начале 1504 года, состоялось собрание, чтобы просмотреть его почти законченную статую Давида и решить, где в городе она будет стоять. Присутствовали все видные художники города — Боттичелли, Перуджино, Филиппино Липпи (сын художника-монаха и монахини), — но один Леонардо возражал против открытой наготы фигуры и заявил о необходимости «приличного украшения». Крошечный набросок, который он сделал на месте, показывает статую с оскорбительным членом, аккуратно скрытым тем, что Исааксон описывает как «бронзовый лист».