Содержание
картины, биография художника, изобретения, смотреть фото работ
Леонардо да Винчи — яркий представитель Высокого Возрождения. Считается настоящим гением в самых разных областях. Являлся художником, скульптором, архитектором, учёным, изобретателем, писателем, музыкантом. Особенно прославился, как художник, подаривший миру шедевры живописи мирового значения.
Как художника, Леонардо да Винчи знают даже те, кто не особо увлекается живописью. В большей мере его знают по трём самым знаменитым произведениям: «Мона Лиза (Джоконда)», «Тайная вечеря» и «Витрувианский человек». «Мона Лиза» — стала настоящим символом мировой живописи, «Тайная вечеря» — одним из самых лучших произведений христианской тематики всех времён и народов, «Витрувианский человек» стал символом человека, человеческого тела.
Леонардо да Винчи биография
Леонардо ди Сер Пьеро да Винчи родился 15 апреля 1452 года в селении Анкино, около городка Винчи, Италия. Его отцом был нотариус Пьеро, мать — крестьянка Катерина. На протяжении трёх лет жил с матерью, но потом перешёл на воспитание к отцу.
Существует легенда, согласно которой, отец Леонардо получил просьбу от крестьянина расписать щит. Вместо того, чтобы найти художника для росписи, он отдал щит сыну. Будущий художник подошёл к делу с фантазией и решил изобразить на щите горгону Медузу. Чтобы сделать её по-настоящему пугающей, он срисовывал различные части ящериц, змей, кузнечиков, гусениц, летучих мышей и других животных. В итоге получилось жуткое создание, которое испугало самого отца. Тому самому крестьянину он отдал другой щит, купленный у старьёвщика, а щит, расписанный сыном, продал за сто дукатов. Однако на этом легенда не заканчивается.
Правда это или неправда — достоверно неизвестно, но, согласно легенде, тот самый щит попал к семье Медичи. Долгое время он хранил семью, а когда был утерян, восставший народ изгнал Медичи из города. Спустя годы, итальянский кардинал Франческо Дель Монте заказал такой же щит у художника Караваджо. Данная картина сохранилась, однако неизвестно, является ли она копией щита да Винчи.
Мадонна Литта
В 1466 году Леонардо поступает подмастерьем в мастерскую скульптора и живописца эпохи Возрождения Андреа дель Верроккьо. Он стал первым учителем прославленного художника. Также среди учеников Верроккьо — Сандро Боттичелли, Пьетро Перуджино, Лоренцо ди Креди, Аньоло ди Поло. Тогда же Леонардо стал изучать различные науки — химию, металлургию, черчение и др. Одновременно занимался рисованием, скульптурой, моделированием, постижением наук. В 1473-м стал мастером объединения художников Гильдии Святого Луки.
Леонардо да Винчи был трудолюбивым художником. В конце концов он превзошёл своего учителя. Произошло это так. Верроккьо получил заказ на создание картины «Крещение Христа». На картине должны были располагаться два ангела. Одного ангела Верроккьо написал сам, а написание второго поручил своему ученику. Какого же было его недоумение, когда он понял, что ангел да Винчи нарисован более профессионально. После этого, как гласит история, Верроккьо больше не возвращался к живописи.
Леонардо да Винчи скончался 2 мая 1519 года в замке Кло-Люсе, Франция. Великому мастеру, который оставил о себе бессмертную память и великое наследие, было 67 лет. Могила гения находится в замке Амбуаз
Роберт Уоллэйс «Мир Леонардо»
Немало книг написано о Леонардо да Винчи и еще будет написано, потому что люди великие манят нас своей необычностью, привлекают гением ума. Но порой совсем не обязательно выискивать самую толстую и длинную книгу, чтобы узнать о жизни да Винчи.
Роберт Уоллэйс, в отличии от других биографов, пишет только самое важное, выдает главные вехи, дирижирует фактами. Приложив огромное количество иллюстраций к тексту, он не только рассказывает нам о жизни Леонардо, но и предоставляет возможность, устроившись удобно в кресле, рассмотреть картины, наброски и другие работы гения. А это, надо сказать, очень важный аспект, особенно в биографии Леонардо да Винчи.
«Эта красота, к которой стремится изболевшаяся душа, весь опыт мира собран здесь и воплощен в форму женщины… ( о «Моне Лизе»)»
Леонардо да Винчи интересные факты
У Леонардо не было фамилии. «да Винчи» — это указание, что он родом из городка «Винчи». Полное имя звучит: Леонардо ди Сер Пьеро да Винчи, что в переводе означает — Леонардо сын господина Пьеро из Винчи.
Великий художник никогда не был женат. Никаких достоверных сведений о его любовных романах нет. Существует версия, что у него была связь с Чечилией Галлерани, которая позировала художнику для картины «Дама с горностаем». По другим предположениям, у него никогда не было романов и любовных похождений, так как всё, что его интересовало, — это искусство и наука.
Дама с горностаем
Леонардо да Винчи был вегетарианцем. По некоторым сведениям, он отказался от употребления мяса ещё в детстве, считая, что человек не должен истреблять других животных.
Есть сомнения в том, что известный автопортрет Леонардо действительно является автопортретом. По предположениям искусствоведов, на том самом портрете изображена голова апостола для «Тайной вечери», и на самом деле он так и не создал ни одного изображения самого себя.
Леонардо да Винчи был признанным кулинаром и мастером сервировки. Свои фирменные блюда он представлял на придворных пирах на протяжении 13-ти лет. Чтобы сделать труд поваров легче, он даже придумал ряд специальных приспособлений.
Изобретения по подводным погружениям, подводным приборам и дыхательным аппаратам для плавания под водой легли в основу современного подводного снаряжения и аппаратов.
Леонардо да Винчи был амбидекстром, то есть не был правшой или левшой — одинаково хорошо работал обеими руками.
Джорджо Вазари «Жизнеописание Леонардо да Винчи»
Джорджо Вазари положил начало современному искусствознанию. Живописец, архитектор и писатель, он подарил миру жизнеописания многих знаменитых художников эпохи Возрождения. Почти современник Леонардо да Винчи он смог написать потрясающий текст не только о работах великого художника, но и раскрыл вехи его биографии, включив в свою книгу много интересных историй из жизни живописца и изобретателя. Он был вдохновлен личностью да Винчи и не раз в тексте вы встретите восторженное мнение автора о главном герое жизнеописания. Если вы всерьез решили изучить биографию Леонардо да Винчи, то мимо этой книги не стоит проходить.
«И вот благодаря совершенству произведений этого божественного художника слава его разрослась настолько, что все, кто ценил искусство, более того, даже весь город, мечтали о том, чтобы он оставил им какую-нибудь о себе память»
Леонардо да Винчи картины с названиями
Благовещение
Богоматерь с Младенцем и святой Анной
Богоматерь с Младенцем, святой Анной и Иоанном Крестителем
Голова девушки
Женский портрет в профиль
Иоанн Креститель
Крещение
Мадонна Бенуа
Мадонна в скалах
Мадонна с гвоздикой
Поклонение волхвов
Портрет Джиневры де Бенчи
Портрет музыканта
Прекрасная Ферроньера
Святой Иероним
Спаситель мира
Туринский автопортрет
Матвей Гуковский «Леонардо да Винчи. Творческая биография»
Не будем утверждать, что знаем точно, но, наверное, очень малое количество ученых биографов посвятило тридцать лет изучению жизни Леонардо да Винчи прежде, чем браться за перо. Однако вот в чем мы уверены — Матвей Гуковский именно из таких. Он хотел, чтобы интерес к да Винчи не угасал, наоборот, поэтому книгу свою старался сделать понятной не только для историков, энтузиастов и поклонников Леонардо да Винчи, но и для широкого круга читателей. Если вы только начинаете перебирать списки и топы в желании найти то самое произведение, которое познакомит вас с Леонардо, то можем вас только поздравить. Именно сейчас вы его нашли. Без сомнений открывайте «Леонардо да Винчи. Творческая биография», чтобы пройти по строкам полного жизненного пути великого живописца и изобретателя.
«Как всегда, он хотел быть самостоятельным и оригинальным во всем: в технике, в композиции, в фигурах картины»
Леонардо да Винчи «Дневник Леонардо да Винчи»
Невозможно узнать о жизни, творчестве человека только по чужим словам. Как бы скрупулезно биографы не изучали Леонардо да Винчи, как бы долго не перебирали сохранившиеся исторические факты, они все равно вкладывают свой взгляд на его уже почти полумефическую фигуру.
Мы знаем, что Леонардо был великим живописцем, изобретателем опередившим время, блестящим умом своего времени, но какие свои мысли он считал нужным записать? В этой книге вы найдете переведенные части дневников Леонардо да Винчи, который писал об анатомии, механике, выражал на бумаге свой взгляд на многие темы. Если вы еще не читали «Дневник Леонардо да Винчи», то настоятельно рекомендуем ознакомиться и подробно рассмотреть рисунки Леонардо, которых в книге более 1000 штук. Приятного чтения!
«Живопись превосходит все творения человеческие по тонкости размышлений, к ней относящихся»
Уолтер Айзексон «Леонардо да Винчи»
Уолтеру Айзексону не привыкать писать о гениях, он на них специализируется: Эйнштейн, Джобс, и в этот раз он обратил внимание на Леонардо да Винчи. И книга его не о жизненном пути, это скорее фон, Азейксон обращает внимание читателя на другое — на гений да Винчи, на его редкий пытливый ум.
Уолтера не интересует земная биография Леонардо, он пишет о творческом пути да Винчи. Здесь вы не найдете никаких жизненных перипетий, художественных домыслов, только факты, выдержки из дневников, описание этапов работы над великими произведениями и проектами, рассказ о великой любознательности и, что самое интересное, попытки копнуть глубже и дать анализ личности Леонардо да Винчи.
«Он никогда не заканчивал ни одну работу, которую начал, потому что, настолько возвышенной был его идея искусства, он видел недостатки даже в вещах, которые другие считали чудом»
Поделиться с друзьями:
Валериан Маркаров «Гении тоже люди… Леонардо да Винчи»
Одно из самых необычных произведений о Леонардо да Винчи. Валерий Маркаров полностью окунет вас в эпоху Возрождения, воссоздает перед вами то время во всем его величии. Он показывает быт, рассказывает о нравах, и в книге его вы прочитаете про поступки людей той эпохи и познакомитесь не только с да Винчи, но и с Макиавелли, Чезаре Борджиа и Савонаролле.
Да, Маркаров отошел от привычного нам жанра биографии, включил художественную нотку, поэтому здесь не только фактические сведения представляют ценность, но и возможность, взглядом стороннего наблюдателя, посмотреть на Леонардо да Винчи во всей красе. Подсмотреть личные переживания художника и изобретателя, и его мысли и чувства. Это прекрасный роман о жизни да Винчи, от которого невозможно оторваться.
«–Жалок тот ученик, который не превзойдет учителя,– сказал Леонардо тихим голосом»
Картины Леонардо да Винчи с названиями, описаниями, фото, самые известные
Леонардо да Винчи стал основоположником нового стиля. Благодаря уникальному методу люди на полотнах выглядели словно живые. Его картины завораживают взгляды и поражают красотой не одно поколение.
Практически каждое полотно окутано тайной. Великие умы стараются разгадать скрытые послания и определить значение символов. За свою жизнь да Винчи создал немало шедевров. Несколько полотен были утрачены в далеком прошлом. Самые известные из них хранятся в крупнейших музеях.
Происхождение художника и начало творчества
Леонардо появился на свет 15 апреля 1452 г. в небольшой деревне, рядом с г. Винчи. Мать художника Катерина да Винчи – простая крестьянка, а отец Пьеро да Винчи принадлежал к знатному роду Бартоломео.
Пьеро владел нотариальной конторой и с подросткового возраста, стремился привлечь его к семейному делу, но парень не проявлял интерес. Мысли Леонардо уже тогда были заняты искусством.
Едва ему исполнилось 14 лет, как он пошел учиться в мастерскую Андреа дель Верроккьо. Леонардо с большим усердием учил технические науки, философию, занимался черчением, скульптурой и рисованием.
Учитель разглядел талант юного да Винчи и взял его в подмастерья. Его главная обязанность – смешивание красок. Гениальные способности подтвердились, как только он написал ангела на картине своего учителя «Крещение».
В 20 лет Леонардо да Винчи приняли в Гильдию Св. Луки. Он открыл свою мастерскую. Первые работы да Винчи («Благовещенье», «Вид долины Арно» и «Портрет Дженевры Бенчи») произвели впечатление на мастеров Гильдии. Полотна «Мадонна Бенуа» (1478 г.) и «Поклонение волхвов» (1481-1482 гг.) признаны шедеврами.
Покровителем молодого таланта в 1482 г. становится Людовик Сфорц, по приглашению которого Леонардо да Винчи переезжает в Милан. С этого момента и началась плодотворная веха.
Самые известные картины Леонардо да Винчи
На протяжении жизни гением создано около 30 картин работ. Каждая из них – уникальный шедевр, внесенный в список культурного наследия. Самые знаменитые входят в ТОП-15 лучших картин Леонардо да Винчи.
«Спаситель мира»
Некоторые искусствоведы полагают, что полотно написано учеником мастера или тем, кто пытался подражать его стилю. Однако на авторство Леонардо указывает ряд фактов.
На картине изображен Иисус. В руках он держит хрустальную сферу, символизирующую величие Господа и мироздание в целом. Искусно украшено голубое одеяние основной фигуры. Каштановые волосы обрамляют слегка размытые черты лица. Загадочно и отражение в сфере, ведь Леонардо был прекрасно знаком с законами физики и осознанно нарушил их в своем произведении.
Полный анализ картины
Картина «Спаситель мира» Леонардо да Винчи
«Мона Лиза»
Одно из самых знаменитых и загадочных творений было написано в начале XVI столетия. На нем изображена таинственная женщина. Согласно одной из версий, для Леонардо позировала Лиза дель Джокондо. На ней надето темно-зеленое платье, лицо обволакивают темные волосы, а на губах играет, едва заметная, улыбка. Именно она придает портрету чувство таинства.
Полный анализ картины
Картина «Мона Лиза» Леонардо да Винчи
Свое пристанище полотно нашло в Лувре. В 1911 г. была предпринята попытка кражи картины. Вором оказался Винченцо Перуджия. На родине итальянца приняли за героя, но наказание он все же понес. Полотно вернули в Париж, где оно хранится и по сей день.
«Витрувианский человек»
Рисунок был выполнен при помощи пера и туши. Он основывался на работе архитектора Витрувия. Научный труд Леонардо получил особое признание. Создавая его, он изучал пропорции человека, при этом применив идею универсальной симметрии и теорию золотого сечения. Автор соединил изображение и собственные наблюдения.
Рисунок считается не менее узнаваемым произведением мастера. Он используется, как пример симметрии тела человека.
«Иоанн креститель»
Последнее полотно, написанное художником в 1513 г. Оно создано в технике сфумато. Плавные светотеневые переходы создают необычный эффект: центральная фигура словно выходит из мрака. Иоанн Креститель изображен в полуобнаженном виде. На женственном лице загадочная улыбка, а палец правой руки поднят вверх.
Шедевр известного художника несколько раз менял владельца. Последним из них стал Людовик XIV (1162 г.), королю преподнес в дар картину Эверхард Ябах. С того времени она так и осталась в Лувре.
«Дама с горностаем»
Полотно было закончено к концу XV столетия. Да Винчи изобразил возлюбленную своего покровителя герцога Миланского. Очаровательная женщина была его любовницей, наделенной от рождения красотой.
Женщина одета в простое платье. Оно демонстрирует, что Чечилия Галлерани не была из богатой семьи. Белая шубка из горностая символизирует чистоту. Такой ход бросает вызов сомнительной репутации возлюбленной герцога. Бытует мнение, что именно в изображении зверька зашифровано имя женщины, которая держит его на руках.
«Мадонна Литта»
Предположительно, художник писал картину с 1481 по 1495 гг. «Мадонна с младенцем на руках» изображена согласно церковным канонам. Преобладание лазурно-синего цвета в одежде Мадонны символизирует святость и чистоту, а алый цвет платья – грядущие мучения Иисуса Христа. Маленький птенец в руках, доверчиво прижимающего к матери малыша, олицетворяет человеческие души.
Полный анализ картины
Картина «Мадонна Литта» Леонардо да Винчи
До середины XVIII в. картина называлась «Мадонна с младенцем». После того как владельцами шедевра стали представители семейства графов Литта, ее переименовали. Она украшает залы Эрмитажа с 1865 г.
«Портрет Джиневры де Бенчи»
Одна из ранних работ художника. На полотне первый план занимает изображение флорентийской аристократки. Лицо Джиневры де Бенчи не выражает ничего, кроме строгости и стойкости. Окружает портрет можжевельник. Он представляет собой символ целомудрия. Такое решение было довольно удивительным. В ту эпоху женщин обычно писали в домах. На фоне Леонардо изобразил небольшой пейзаж.
Большую роль на полотне играют глубокие глаза Джиневры. Они отражают мудрость женщины, на которой нет богатых одежд или дорогих украшений.
«Мадонна в скалах»
Существуют 2 версии картины, которые практически идентичны. Леонардо писал ее на заказ, но так сильно изменил изначальную задумку, что ему было отказано в оплате. Спустя столетия одна из работ была помещена в Лувр, а другая нашла пристанище в Национальной галерее английской столицы.
На переднем плане изображена фигура Девы Марии, слева от нее – архангел Уриил. Внимание привлекают также изображение Иисуса в младенчестве и совсем юного Иоанна Крестителя. Люди связаны между собой жестами, только в глазах архангела отображается внеземная скорбь.
«Мадонна с веретеном»
Работа над картиной была начата в XVI столетии. Большинство ученых придерживаются мнения о том, что дописали полотно ученики мастера. За основу взят сюжет из апокрифических Евангелия.
Полотно отображает страдания, которые придется вынести совсем юному Христу. Мадонна держит его на руках, а мальчик тянется к веретену, которое по форме схоже с крестом для распятия. Он уже принял свою тяжкую судьбу, а нежно изображенная рука матери пытается уберечь его от испытаний.
«Леда и лебедь»
В основу написания картины лёг сюжет античного мифа о любви повелителя молний и простой смертной женщины. Леда была супругой правителя Спарты, пока не стала одной из многочисленных возлюбленных Зевса. Он обратился лебедем и навестил молодую красавицу во время купания в реке. Леонардо удалось подчеркнуть любовь между двумя различными созданиями.
Оригинал картины был утерян. Ученые считают, что творение намеренно уничтожили.
«Автопортрет»
Написанный красным мелом рисунок создавался, когда художнику было около 60 лет. Изображенный на портрете мужчина кажется гораздо старше. Такой эффект лицу придают длинные распущенные волосы и борода. Авторство Леонардо подтверждают свойственные его руке тонкие линии и особое выделение теней при помощи штриховки.
Автопортрет дает примерное представление о внешности мастера, но некоторые ученые имеют иной взгляд. Они считают, что в работе представлен другой человек, а рисунок был простым наброском.
«Мадонна Бенуа»
На полотне представлена женщина, на коленях которой сидит ребенок. В руке Мадонна держит крестоносное растение, символизирующее дальнейшую судьбу мальчика. Единственным проблеском света служат лучи, проникающие в комнату сквозь крохотное окно. Этого достаточно, чтобы фигуры матери и сына были отчетливыми.
Картина оказала огромное влияние на других творцов, которые использовали полотно в качестве примера.
«Благовещение»
Сцена из Евангелия нашла отображение в творчестве художника. Основное действие происходит на террасе здания. У главного входа расположилась Богородица, которой отдана правая часть полотна. Слева изображен небесный посланник – архангел Гавриил. Он сообщает женщине о том, что скоро она родит сына, которого назовут Иисус.
Особое внимание уделено не только фигурам людей, но и пейзажу. Архангел сидит на зеленеющей лужайке. В руке он держит лилию, символизирующую чистую неприкосновенную красоту. Позади виднеются величественные горы и стройные высокие деревья, верхушки которых покрывает легкий туман.
«Портрет музыканта»
Молодой человек крепко сжимает в руках листок с нотами, откуда и пошло название картины. В его четко очерченных чертах лица читается холод и уверенность. Кудрявые каштановые волосы лишь подчеркивают остроту.
Эта картина единственная представляет портрет мужчины. Некоторые искусствоведы считали, что Леонардо изобразил своего друга, миланского герцога, но, впоследствии, было принято считать картину олицетворением красоты искусства через простого музыканта.
«Тайная вечеря»
Самая известная из работ великого художника украшает заднюю стену трапезной монастыря Санта-Мария-делле-Грацие. На фреске, размером 460×880 см, изображена последняя трапеза Иисуса Христа в окружении учеников. Художнику удалось передать душевное состояние каждого из апостолов, которое они испытали, услышав пророчество учителя о предательстве одного из них.
Полный анализ картины
Картина-фреска «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи
Иуда хотя и сидит за общим столом, но находится в тени. Самая таинственная фигура на мозаике – апостол, сидящий по правую руку от Иисуса. По мнению многих экспертов, это Мария Магдалена. Художник считал ее супругой Христа, а не просто любовницей.
Мона Лиза
70
Мадонна в скалах
57
Автопортрет
56
Портрет Джиневры де Бенчи
54
Мадонна Литта
52
Иоанн креститель
51
Мадонна с веретеном
51
Спаситель мира
49
Леда и лебедь
49
Тайная вечеря
49
Дама с горностаем
48
Благовещение
41
Портрет музыканта
40
Витрувианский человек
36
Мадонна Бенуа
32
Вопросы по теме
У людей, впервые познакомившихся с работами знаменитого художника, невольно всплывают вопросы, касающихся начала творческой деятельности да Винчи и стоимости его шедевров.
Какая самая дорогая картина у Леонардо да Винчи?
Одно из величайших творений итальянского гения – «Спаситель мира» было выставлено на торги в аукционном зале «Рокфеллер-центр» (Нью-Йорк) в 2017 г. Более 1 тыс. известных коллекционеров, ценителей творчества да Винчи и богатейших людей планеты соревновались за право обладать картиной. Спустя несколько часов, работа была продана за 450 млн. долларов. Имя счастливца не разглашалось, но, из неофициальных источников, владельцем стал наследный принц Саудовской Аравиии.
Сколько всего картин написал художник?
На счету Леонардо да Винчи около 30 работ. Из них законченных картин. Дошедшие до наших дней всего 14. Авторство шедевров не вызывает сомнения, и доказано самыми знаменитыми искусствоведами разных эпох.
Точно известно, что художником были написаны еще 2 картины. Об этом свидетельствуют найденные наброски. Эскизы, сделанные Леонардо да Винчи, а также копии картин его учеников: «Леда и лебедь» и «Лобзания святых Младенцев» считаются утраченными — об их судьбе так и не сказано ни одной записи.
Какой была первая картина Леонардо да Винчи?
Художник написал «Благовещение», проходя обучение в мастерской Верроккьо. Предположительно картина создавалась в период с 1472 г. по 1475 г. До 1867 г. она считалась работой Гирландайо и только после того, как оказалась в музее Уффици, было установлено авторство Леонардо да Винчи. Неопровержимым доказательством стал набросок руки ангела, который долгое время хранился в запасниках Картинной галереи Крайст-Черч.
V&A · Записные книжки Леонардо да Винчи
Леонардо да Винчи (1452–1519) — итальянский архитектор эпохи Возрождения, музыкант, изобретатель, инженер, скульптор и художник. Он широко считается одним из величайших художников всех времен и, возможно, самым разносторонне талантливым человеком из когда-либо живших. Его записные книжки содержат диаграммы, рисунки, личные заметки и наблюдения, дающие уникальное представление о том, как он видел мир. Пять из этих невероятных объектов находятся в нашей коллекции.
Леонардо, кажется, начал записывать свои мысли в блокноты с середины 1480-х годов, когда он работал военным и морским инженером у герцога Миланского. Ни один из предшественников, современников или последователей Леонардо не использовал бумагу так, как это делал он — на одном листе содержится непредсказуемый набор идей и изобретений — труды как дизайнера, так и ученого.
Блокноты содержат тщательные наброски и диаграммы, снабженные примечаниями итальянского зеркального письма XVI века, которое читается наоборот и справа налево. Зеркальное письмо вызвало много спекуляций. Пытался ли Леонардо сделать так, чтобы только он мог расшифровать свои записи? Или это было просто потому, что он был левшой и, возможно, ему было легче писать справа налево? Мастера письма в то время продемонстрировали бы зеркальное письмо, и его формы букв на самом деле довольно обычные: он использовал тот же шрифт, что и его отец, нотариус. Любопытное зеркальное письмо Леонардо можно расшифровать, как только глаз привыкнет к стилю.
Кодекс Форстера III (лист 33, оборотная сторона, Леонардо да Винчи, конец 15 – начало 16 века, Италия. MSL/1876/Forster/141/III. © Музей Виктории и Альберта, Лондон
Леонардо, вероятно, работал на отдельных листах бумаги (купленных в одном из многочисленных магазинов канцтоваров Милана), которые он носил с собой, чтобы записывать свои наблюдения. Его бумаги на каком-то этапе были свернуты в буклеты, а затем переплетены, возможно, в собственности испанского скульптора Помпео Леони (1533–1608). Пять записных книжек в коллекции Виктории и Альберта объединены в три кодекса (переплетенная книга, состоящая из нескольких страниц), называемых Кодексами Форстера, в честь Джона Форстера, который завещал их музею в 1876 году. Кодексы не связаны в каком-либо логическом порядке и только один, Codex Forster I.1, содержит какие-либо указания на то, когда он был сделан.
Три тома Кодекса Форстера, Леонардо да Винчи, конец 15 – начало 16 века, Италия. Музей №. MSL/1876/Форстер/141. © Музей Виктории и Альберта, Лондон
Вы можете детально изучить все три наших кодекса Форстера, перейдя по ссылкам в каждом разделе кодекса
Кодекс Форстера I [содержащий Кодекс Форстера I.
1 и I.2]
Codex Forster I.1 (до листа 40, Флоренция, 1505 г.)0022 Libro titolato de strasformatione и датирует его июль 1505 года. Это показывает, что он был начат, когда он был во Флоренции, сразу после того, как он взялся за создание своей знаменитой фрески Битва при Ангиаре i в Палаццо делла Синьория, в центре правительства города. В примечаниях рассматриваются измерения твердых тел и проблемы связи изменений формы с изменениями объема — раздел математики, известный сегодня как топология.
Codex Forster I.2 (из листа 41, Милан, ок. 1487–1499 гг.)0)
Самая ранняя из записных книжек Виктории и Альберта, она была составлена примерно в 1487–1490 годах, когда Леонардо был слугой герцога Сфорца в Милане. Надписи на нескольких листах этой записной книжки выходят за пределы внутренних полей, что позволяет предположить, что Леонардо написал их до того, как листы были сложены в буклет, сохранившийся до наших дней. Он содержит примечания и схемы устройств, относящихся к гидротехнике, а также к перемещению и подъему воды. Леонардо был известен разработкой сложных устройств для развлечения гостей при дворе и в дворянских домах, особенно водяных часов и фонтанов. Один проект для французского губернатора Милана был тщательно автоматизирован, с механическим человеком в качестве звонаря.
(Слева) Кодекс Форстера I (лицевая сторона листа 7) и (справа) Кодекс Форстера I (оборотная сторона листа 43), Леонардо да Винчи, конец 15 – начало 16 века, Италия. Музей №. MSL/1876/Форстер/141/I. © Музей Виктории и Альберта, Лондон
Вы можете ознакомиться с полным Кодексом Форстера I в мельчайших подробностях в нашей программе просмотра страниц, перейдя по ссылке ниже.
Исследуйте Кодекс Форстера I
Кодекс Форстера II [содержит Кодекс Форстера II.1 и II.2]
Codex Forster II.1 (до листа 63, Милан, около 1495 г.)
Эта записная книжка была составлена около 1495 г. Она содержит заметки по теории пропорций и упоминает работы коллеги Леонардо в Милане, известного математика по имени Лука. Паччоли (умер около 1514 г.). Он также содержит много разного материала: колокола и ударный механизм, портрет генерала францисканского ордена Франческо Нанни-Самсона и отрывок, в котором обсуждаются позы группы за столом, возможно, относящийся к работе Леонардо над фреска «Тайная вечеря» в Санта-Мария-делле-Грацие в Милане, начатая около 149 г.5.
Кодекс Форстера II.2 (из листа 64, Милан, 1495–1497 гг.)
Кодекс Форстера II.2, составленный примерно между 1495 и 1497 годами, содержит обширные примечания по теории весов, тяги, напряжений и противовесов. Он также содержит исследование арбалета (ужасающее оружие, несколько раз объявленное вне закона Папой) и замечание, высмеивающее тех, кто думал, что вечный двигатель возможен.
(Слева) Кодекс Форстера II (оборотная сторона листа 10) и (справа) Кодекс Форстера II (оборотная сторона листа 75), Леонардо да Винчи, конец 15 века, Италия. Музей №. MSL/1876/Форстер/141/II. © Музей Виктории и Альберта, Лондон
Некоторые из идей, записанных на странице ниже, исследуют вечное движение — концепцию гипотетической машины, которая после активации будет работать вечно, подобно колесу, которое никогда не перестанет вращаться. Леонардо провел несколько тщательных исследований вечного двигателя, но в конце концов отверг эту теорию.
Кодекс Форстера II (лист 91, оборотная сторона), Леонардо да Винчи, конец 15 – начало 16 века, Италия. Музей №. MSL/1876/Форстер/141/II. © Музей Виктории и Альберта, Лондон
Вы можете ознакомиться с полным Кодексом Форстера II в мельчайших подробностях в нашей программе просмотра страниц, перейдя по ссылке ниже.
Исследуйте Кодекс Форстер II
Кодекс Форстер III
Это самый разный блокнот. Заметки по геометрии, весам и гидравлике перемежаются набросками ног лошади (возможно, связанными с работой Леонардо над конной статуей основателя династии Сфорца), рисунками шляп и одежды, которые могли быть идеями для костюмов на балах, и рассказ об анатомии головы человека. Леонардо часто делал рисунки в разрезе как людей, так и животных, способствуя анатомическим и физиологическим открытиям.
(Слева) Кодекс Форстера III (лицевая сторона листа 23) и (справа) Кодекс Форстера III (лицевая сторона листа 9), Леонардо да Винчи, конец 15 века, Италия. Музей №. MSL/1876/Форстер/141/III. © Музей Виктории и Альберта, Лондон
Вы можете ознакомиться с полным Кодексом Форстера III в мельчайших подробностях в нашей программе просмотра страниц, перейдя по ссылке ниже.
Исследуйте Кодекс Форстера III
Эти пять тетрадей, объединенных в три тома, находятся в коллекции Национальной художественной библиотеки
Один в настоящее время выставлен в галереях Средневековья и Возрождения, комната 64
.
Картины, рисунки, цитаты, факты и биография
Леонардо да Винчи был истинным гением, который украшал этот мир своим присутствием с 15 апреля 1452 года по 2 мая 1519 года. Он входит в число самых влиятельных художников в истории, оставив
значительное наследие не только в области искусства, но и в науке, причем каждая дисциплина формировала его мастерство в другой. Да Винчи жил в золотой век творчества среди таких современников, как
Рафаэля и Микеланджело, и вкладывал свой уникальный гений практически во все, к чему прикасался. Подобно Афинам эпохи Перикла, Италия эпохи Возрождения является вершиной в истории человечества. Сегодня,
нет лучшего имени, чем Леонардо да Винчи, символизирующего эпоху Возрождения.
Ранние годы: с 1452 по 1476
Леонардо да Винчи родился в тосканской деревушке недалеко от Винчи. Он начал девятилетнее ученичество в возрасте 14 лет у Андреа дель Верроккьо, популярного скульптора, художника и ювелира, который был
важной фигурой в мире искусства того времени. В мастерской Верроккьо во Флоренции молодой Леонардо, вероятно, встречался с такими мастерами, как Сандро Боттичелли.
работая вместе с другими учениками Доменико Гирландайо, Пьетро Перуджино и Лоренцо ди Креди.
Верроккьо, изучивший свое ремесло у мастера Донателло, был официально признанным скульптором семьи Медичи, правившей Италией во времена
эта эпоха. Под опекой Верроккьо да Винчи, вероятно, перешел от выполнения различных черных работ в студии к смешиванию красок и подготовке поверхностей. Затем он закончил бы
изучение и копирование произведений своего мастера. Наконец, он помогал бы Вероккьо вместе с другими учениками в создании произведений мастера.
Леонардо да Винчи не только развил свои навыки в рисовании, живописи и скульптуре во время своего ученичества, но и через других, работающих в студии и рядом с ней, он приобрел знания в таких разнообразных
таких областях, как механика, столярное дело, металлургия, архитектурное проектирование и химия. В 1473 году, когда он прошел более половины своего обучения у Вероккьо, он закончил
Пейзажный рисунок для Санта-Мария-делла-Неве, изображение долины реки Арно пером и тушью. Это самая ранняя работа
явно приписывается Леонардо да Винчи.
Рисунки Леонардо да Винчи станут неотъемлемой частью его наследия. Да Винчи много делал набросков, планируя изобретения, исследуя анатомию человека, рисуя пейзажи и набрасывая планы на будущее.
такие картины, как «Дева в скалах» и его единственная сохранившаяся фреска «Тайная вечеря».
Простота — высшая степень изысканности». — Леонардо да Винчи
Большая часть других его творческих работ во время работы с Верроккьо была приписана мастеру студии, хотя картины были совместными усилиями. В разные годы историки
внимательно изучил такие шедевры Вероккьо, как «Крещение Христа» и «Благовещение», чтобы оценить, какие
конкретные фигуры, за которые отвечал Леонардо да Винчи. В «Крещении Христа», датируемом 1475 годом, эксперты предполагают, что один из ангелов — работа да Винчи, а в «Благовещении»
созданные в тот же период времени, эксперты обнаруживают работу кисти начинающего художника в крыльях ангела и на заднем плане. На самом деле историки просвечивали «Благовещение» до
окончательно отличить более тяжелые мазки кисти Верроккьо краской на основе свинца от более легких мазков да Винчи краской на водной основе.
Несмотря на то, что с 1472 года художник был членом флорентийской гильдии художников, он продолжал учиться у Верроккьо в качестве ассистента до 1476 года.
замечательная живучесть и анатомическая правильность картин и рисунков Леонардо да Винчи.
Средние годы: 1477-1499
Покинув мастерскую Верроккьо, чтобы основать собственную, Леонардо да Винчи начал закладывать основу для своего творческого наследия. Подобно своим современникам, он сосредоточился на религиозных темах, но также
заказы на портреты по мере их появления. В течение следующих пяти лет или около того он создал несколько известных картин, в том числе «Мадонна с гвоздикой»,
Джиневра де Бенчи, Мадонна Бенуа, Поклонение волхвов и
Святой Иероним в пустыне. Последние две части незакончены.
Леонардо да Винчи получил заказ на картину «Поклонение волхвов» от старейшин церкви Флоренции, которые планировали использовать ее в качестве запрестольного образа. Это произведение является исторически значимым в силу
инновации, сделанные да Винчи, были уникальными среди художественных условностей 1480-х годов. Он поместил Богородицу и младенца Христа в центр сцены, тогда как предыдущие художники поместили их в одну сторону.
Да Винчи улучшил стандартную практику перспективы, внося изменения в четкость и цвет по мере того, как объекты становились все более отдаленными. К сожалению, он не выполнил поручение из-за
лучшее предложение от герцога Миланского стать художником-резидентом при его дворе.
Находясь в Милане, художник использовал свои разнообразные интересы и знания для создания декораций и военных эскизов для герцога, а также картин. В начале своего пребывания при дворе да Винчи
произвел свою первую версию « Девы в скалах» , шестифутового запрестольного образа, также называемого «Мадонна в скалах». На этой картине, которая
датируется 1483 годом, художник экспериментирует с смешиванием краев объектов в нечетком свете, чтобы создать своего рода дымчатый эффект, известный как сфумато, технику, которую художник продолжал развивать.
в своих будущих произведениях.
Возможно, именно из-за его желания отточить эту технику другая сохранившаяся картина, написанная им в Милане, «Тайная вечеря», настолько испортилась.
быстро. Леонардо да Винчи использовал масляную краску на гипсе для этой сцены Иисуса и его апостолов за столом, потому что его обычные краски для фресок на водной основе было трудно смешать для сфумато.
эффекта, которого он добивался. Всего за несколько десятилетий большая часть картины отслоилась от стены в монастыре Санта-Мария-дель-Грацие. Полотно Леонардо да Винчи
«Тайная вечеря», которая сейчас висит в Лувре, в значительной степени является репродукцией неудавшейся фрески.
Живопись — это поэзия, которую скорее видят, чем чувствуют, а поэзия — это живопись, которую скорее чувствуют, чем видят».
— Леонардо да Винчи
Поздние годы: 1500-1519
После французского вторжения в Милан художник вернулся домой через Венецию и Мантую во Флоренцию. Его репутация предшествовала ему, и его хвалили старые друзья и подающие надежды художники, очарованные
своими новшествами в искусстве. В этот последний период своей жизни Леонардо да Винчи написал больше картин, чем до сих пор. Переехав во Флоренцию в 1500 году, художник сделал
предварительный прогресс в работе над его картиной «Богоматерь с младенцем и святой Анной», которую он откладывал незаконченной, чтобы не завершить ее в ближайшее время.
еще 10 лет.
Леонардо начал создавать свою самую известную и тиражируемую работу «Мона Лиза» пару лет спустя, когда он получил заказ от Франческо дель Джокондо на картину.
его жена. Точная дата завершения «Моны Лизы» до сих пор остается под вопросом, но многие историки сходятся во мнении, что Леонардо да Винчи начал работу над шедевром в 1503 году.
Леонардо да Винчи также принял заказ на роспись, которая будет установлена в Зале 500 в Палаццо Веккьо во Флоренции. Сюжетом была сцена битвы при Ангиари,
а на картине было изображено сплетение мускулистых лошадей и воинов. Однако ей суждено было остаться незавершенной. Современный мастер Микеланджело получил
заказ нарисовать битву при Кашине на противоположной стене, также работа, оставшаяся незавершенной. Ничего из батальной сцены Леонардо да Винчи не сохранилось,
за исключением копии художника Питера Пауля Рубенса и собственных предварительных эскизов Леонардо.
Примерно в этот же период художник создал свой второй вариант картины «Богоматерь в скалах», которая, вероятно, была заказом для установки в капелле миланской церкви св.
Сан Франческо Маджоре. Основные различия между двумя версиями заключаются в выборе цвета, освещения и деталей композиции.
Самое благородное удовольствие — это радость понимания. — Леонардо да Винчи
Леонардо да Винчи вернулся в Милан в 1506 году, чтобы принять официальный заказ на конную статую. В течение этого семилетнего пребывания в городе художник создал множество
рисунки на самые разные темы, от анатомии человека до ботаники, а также эскизы изобретений в области оружия и исследования птиц в полете. Последнее привело бы к его исследовательскому
чертежи человеческого летательного аппарата. Все его рисунки того времени отражали интерес да Винчи к тому, как все устроено и работает.
После отъезда из Милана в 1513 году Леонардо провел некоторое время в Риме. В октябре 1515 года король Франции Франциск I отбил Милан. Монарх присвоил ему звание главного архитектора,
художник и механик короля. В 1516 году он поступил на службу к Франциску, а затем отправился в свое последнее место жительства возле двора Фонтенбло французского короля Франциска I. Многие историки считают
Леонардо завершил свою последнюю картину «Святой Иоанн Креститель» в своем сельском доме в Клу, Франция. Этот шедевр демонстрирует его совершенство сфумато.
техника. Леонардо умер в Кло-Люсе 2 мая 1519 года.в возрасте 67 лет. Причиной, как правило, считается повторный инсульт. Франциск I стал его близким другом. Записано, что король держал
Голова Леонардо в его руках, когда он умирал, хотя эта история, любимая французами и изображенная на романтических картинах Энгра, может быть скорее легендой, чем фактом.
Он был похоронен в часовне Сен-Юбер, Амбуаз, Франция.
Могила Леонардо да Винчи: Часовня Святого Юбера |
Влияние Леонардо да Винчи
В работах, созданных его собственным кругом сверстников, влияние работ Леонардо да Винчи очевидно. Рафаэль и даже
когда-то соперник Микеланджело перенял ту же фирменную технику да Винчи для создания столь же активных, анатомически реалистичных фигур.
Его новаторский отход от художественных стандартов своего времени будет направлять последующие поколения художников. Хотя Леонардо да Винчи рисовал обычные религиозные сцены своей эпохи, такие как
Волхвы и Мадонна с младенцем, его уникальное расположение ключевых фигур, его авторские приемы и его улучшения перспективы были ранее неслыханными. В
Тайная вечеря, то, как он изолировал Христа в эпицентре сцены и сделал каждого апостола отдельным существом, но в то же время объединил их всех.
в данный момент — это гениальный ход, который последующие художники на протяжении всей истории стремились воспроизвести.
По сей день любители искусства во всем мире считают культовую «Мона Лизу» одной из величайших картин всех времен.