Ка 62 новый российский вертолет: Ка-62: из военных в гражданские

Новый российский вертолет Ка-62

Новый средний многоцелевой вертолёт Ка-62 построен по международным нормам годности, конструкция которого вобрала в себя все перспективные достижения в мировой практике вертолётостроения и отвечает всем требованиям лётной безопасности.

Эта машина предназначена для выполнения полётов в любых метеорологических условиях и обеспечивает перевозку людей и грузов, скорую медицинскую помощь, проведения спасательных операций и наблюдения для нефтегазовой области. В силу своей автономности и способности работы при низких температурах Ка-62 будет незаменимым для работ по освоению арктического шельфа.

Начальные этапы проекта и второе рождение

В начале 80-х годов прошлого века, у ВС СССР появилась потребность в перспективном военно-транспортном вертолёте небольших размеров и пассажировместимостью до 15 человек (десантников). Разработкой опытного проекта с 1984 года занялось ОКБ Камова, к тому времени известное многолетним опытом разработки и внедрения соосных схем несущих винтов в свои машины.

Боевому вертолёту был присвоен индекс Ка-60 и прозвище «Касатка». Эта была первая модель «Камова» с одним несущим винтом. Конец 90-х ознаменовался плохим финансированием предприятий ВПК и было решено создать гражданскую версию машины под индексом Ка-62. По мнению руководства ОКБ, это должно было привлечь к проекту частных инвесторов.

Гражданский вертолёт конструировали с учётом наработок, применяемых в военно-транспортном прототипе.

Созданные в 1988 году авиадвигатели РД-600В (вертолётный вариант), отлично подходили для Ка-62. Однако, новые моторы требовали постоянных доработок и на текущий период (2018 год) так не получили широко применения.

Особое внимание сосредоточили на интерьере, эргономике и безопасности людей. Изначально планировалось создать пассажирскую и грузовую версию Ка-62, а затем расширить модельный ряд спасательной и медицинской машинами. Первый опытный вертолёт Ка-62 был представлен широкой публике на авиасалоне МАКС-95 в г. Жуковский. Это был макет, не имеющий возможности летать.

Несмотря на ожидание руководства конструкторского бюро, потенциальные инвесторы не проявили интерес к гражданской версии вертолёта. В результате проект машины лёг «под сукно» на долгие 15 лет. Лишь в 2012 году почитатели авиации увидели обновлённую модель Ка-62. Представление опытного образца произошло на Международной выставке вертолетной индустрии Heli Russia 2012 в г. Москве. Внешний вид вертолёта остался неизменным.

Модернизации подверглась техническая часть, а именно:

  • машину оснастили французскими моторами Turbomeca Ardiden 3G;
  • отечественную трансмиссию заменили австрийской, марки Zoerkler;
  • прототип оборудовали новой системой шасси, позволяющей приземляться на корабль.

Импортная силовая установка Ardiden 3G показала превосходные характеристики на испытаниях. Помимо неприхотливости в техобслуживании и исключительной надёжности, российских конструкторов удивил пониженный расход топлива. Кроме этого, французские двигатели повысили скоростные качества вертолёта и увеличили практический потолок. Согласно замыслу авиаинженеров, эксплуатация Ка-62 возможна в различных климатических зонах, с температурными пределами +/- 50°C и в плохих погодных условиях.

Машина может содержаться вне ангара, быть практичной на грунтовых аэродромах и нефтяных платформах. Вертолёту Ка-62 под силу перевозить до 14 пассажиров, которыми могут стать вахтовики или VIP-персонал. Также возможна эвакуация раненых, доставка больных и перевозка груза от 2 000 до 2 500 кг. Производство новых машин Ка-62 запланировано на им. Н. И. Сазыкина, где происходит сборка корпусов и оснащение силовой установкой. Изготовлением винтов занимается .

Ка-62: новый российский вертолёт

Новая модель российского летательного аппарата — это всегда событие. В нынешнем году пришло пополнение в парк винтокрылых машин: 25 мая совершил свой первый полет многофункциональный вертолет Ка-62, который предназначен для гражданских эксплуатантов, но может использоваться и для военных нужд. эта вполне современная разработка стала развитием идей, появившихся еще в эпоху СССР.

В 1981 году решением Комиссии Президиума Совета министров СССР по военно-промышленным вопросам был дан старт разработке легкого разведывательного вертолета максимальной взлетной массой 2,22,5 т, оснащенного газотурбинным двигателем ТВ-0100 мощностью 690 л. с. Проект получил сначала название В-60, а затем Ка-60.

Однако требования военных постоянно менялись. Три года спустя ЦК и Совмин заказали ОКБ им. Н. И. Камова разработку более мощного армейского многоцелевого вертолета в варианте разведчика-целеуказателя Ка-60Р, оснащенного двумя двигателями РД-600 рыбинского НПО «Сатурн». Кроме задач разведки машине предписывались функции борьбы с бронированной техникой, подавление укрепленных огневых точек, доставка и эвакуация разведывательно-диверсионных групп в количестве 45 человек. В 1989 году наконец появился макет вертолета, в котором воплотились основные черты будущего Ка-60 и последующего Ка-62 — вместительный фюзеляж, трехопорное шасси и рулевой винт, заключенный в кольцеобразный обтекатель. Уже тогда новую машину проектировали с использованием прогрессивных технологий в области авиастроения: особенно это касалось применения полимерных композиционных материалов. Конструкторы уделили много внимания аварийной устойчивости, удобству и безопасности пассажиров и экипажа. В апреле 1990 года Макетная комиссия Министерства обороны СССР одобрила концепцию легкого многоцелевого вертолета в варианте разведчика-целеуказателя Ка-60Р.

Ка-62: новый российский вертолёт / Фото: www.popmech.ru

В новой реальности

А потом наступили 1990-е, когда на закупку нового вооружения и НИОКР в оборонной сфере денег в стране не оказалось. В попытке переориентироваться на гражданского заказчика генеральный конструктор «Камова» Сергей Михеев принял решение создать на базе военных наработок гражданскую версию вертолета — Ка-62. Предполагалось, что он будет перевозить 10 пассажиров или 1450 кг груза. Проект получил правительственное одобрение, но денег на разработку все равно не хватило. Только в 2010-м холдинг «Вертолеты России» принял решение о создании Ка-62, но уже в более тяжелом варианте: 15 пассажиров или 2,2 т груза. Тут и выяснилось, что за прошедшие годы многие кооперационные цепочки распались, и в номенклатуре комплектующих российского производства возникли большие пробелы.

После почти двухлетних поисков был заключен контракт с французской компанией Turbomeсa на поставку двигателей Ardiden 3G мощностью до 1775 л. с. В итоге состав комплектующих изделий и производственная кооперация изменились коренным образом. Головным изготовителем стала Арсеньевская авиационная им. Н. И. Сазыкина, поставщиком агрегатов трансмиссии — австрийская компания Zoerkler, комплекса базового оборудования (КБО) — ЗАО «Транзас — Авиация», шасси — АО «Авиаагрегат», поглощающих энергию удара кресел — АО «НПП «Звезда»» и ООО «Аэро Стайл».

Читайте также:  Лук или арбалет — что лучше для охоты по дальности, точности, удобству, мощности стрельбы: сравнение, отличия, фото

Вертолет Ка-62.
Источник: © РИА Новости / Пресс-служба Вертолеты России

Совсем другая машина

Вертолет Ка-62 сохраняет концепцию Ка-60 — многоцелевого вертолета классической схемы с рулевым винтом в кольцевом канале. Машина имеет аналогичную Ка-60 схему планера. Широко используются полимерные композиционные материалы, транспортная кабина объемна, имеет широкие двери, удобные для выхода пассажиров и погрузки.

Однако конструктивно Ка-62 — это совершенно другая машина. От предшественника ее отличают стойкое к столкновению с птицами лобовое остекление, убирающееся в полете шасси, пятилопастный несущий винт (у Ка-60 четыре лопасти), силовая установка с двухканальным цифровым регулятором с полной ответственностью (FADEC). Впервые в мировом вертолетостроении на Ка-62 установлена система управления общевертолетным оборудованием (СУОВО). Система обеспечивает автоматическое распределение электропитания и управление коммутацией бортовых потребителей с защитой от перегрузки. Еще одна новинка — интегрированный пилотажно-навигационный комплекс базового оборудования КБО-62 с открытой архитектурой, реализующий принцип «стеклянной кабины».

Ка-62 спроектирован с учетом международных требований к безопасности полетов. Машина может продолжать полет или совершить безопасную посадку даже с одним работающим двигателем. От травм пилота и пассажиров в случае жесткой посадки оберегает энергопоглощающая конструкция шасси и кресел. Ка-62 оборудован устойчивой к авариям топливной системой, а рулевой винт в кольце защищен от случайных повреждений. Снизить уровень шума удалось за счет специального расположения лопастей рулевого винта, а также придания законцовкам лопастей несущего винта особого аэродинамического профиля.

Золотая середина

В российском вертолетостроении Ка-62 может занять свою нишу между вертолетами легкого класса типа «Ансат» и Ка-226 и средними вертолетами типа Ми-8. Известно, что наш классический Ми-8 грузоподъемностью 4 т часто возит грузы массой менее 2 т, а это увеличение эксплуатационных расходов. И именно в этих случаях Ми-8 может быть заменен вертолетом Ка-62, который требует меньших затрат на обслуживание и имеет меньший расход топлива.

На вертолете Ка-62 применен 12-лопастной рулевой винт в кольце, который более безопасен, чем традиционный 3-лопастной. Лопасти несущего винта выполнены из композитов.

К основным сферам применения Ка-62 относятся транспортировка грузов или 12−15 пассажиров на расстояние до 700 км, спасательные операции, а также работы в нефтегазовой области. Высокий уровень энерговооруженности вертолета позволяет обеспечить его эксплуатацию в широком диапазоне температур и высот. Ка-62 может летать в жарком климате, осуществлять поисково-спасательные и эвакуационные работы в горных районах и совершать полеты над обширными водными поверхностями. Просторная комфортная кабина позволит использовать Ка-62 в качестве корпоративного воздушного транспорта.

А если в бой?

Ка-62 может также оказаться востребованным для нужд Министерства обороны. Но если наличие в конструкции иностранных комплектующих для отечественных гражданских эксплуатантов малосущественно, то военных заказчиков такая ситуация вряд ли устроит.

Однако, если силовые структуры будут заинтересованы в закупках Ка-62, проблема импортозамещения вполне решаема. В частности, в настоящее время рассматривается возможность локализации производства в России двигателя Ardiden 3G и агрегатов трансмиссии. Кроме того, на вертолете могут быть установлены российские трансмиссии и двигатель. Ведутся работы по созданию ряда отечественных систем и агрегатов, например авариестойких топливных систем, аналогичных установленным на гражданские вертолеты Ка-62, Ми-38, «Ансат». В прошлом году отечественный аналог топливной системы прошел предварительные испытания на сброс: топливные баки, заполненные на три четверти, вместе с ограждающей конструкцией фюзеляжа были сброшены с высоты 15 м. Испытания прошли успешно: утечек после сброса обнаружено не было. Таким образом, хоть международная кооперация в авиастроении является скорее правилом, чем исключением, при необходимости наша промышленность готова получить новые задачи и решить их.

Олег Макаров

Описание конструкции

Как отмечалось выше, Ка-62 создан по несвойственной для ОКБ «Камова» схеме. Новый российский вертолёт оснащен одним несущим и одним курсовым винтами. Для эффективности и повышенной безопасности, винт курсовой устойчивости помещён в закрытый корпус – фенестрон.

Так как машина дорабатывается в 21 веке, в конструкции используются композитные материалы, составляющие 60 % от общей массы вертолёта.

Планер вертолёта имеет обтекаемую форму, что повышает характеристики аэродинамики. Наружное покрытие сделано из композитных материалов. Передняя часть машины оборудована кабиной для двоих пилотов. В центральной части предусмотрен грузопассажирский салон.

Силовая двухмоторная установка размещена сверху. К хвостовой части планера крепится оперение с курсовым винтом. Остекление кабины панорамное, что обеспечивает экипажу превосходный обзор. Рассаживание лётчиков в машине, осуществляется через открывающиеся наружу двери. Посадка пассажиров предусмотрена через сдвижную дверь, установленную по центру салона.

Хвостовая балка оборудована вертикальным неуправляемым стабилизатором трапециевидной формы.

Винт курсовой устойчивости размещён в профилированном кольцевом канале, интегрированном в вертикальный стабилизатор. Последний, оснащён верхним двухкилевым горизонтальным стабилизатором.

На вертолёте Ка-62 применена трёхопорная схема шасси: две передних стойки и одна задняя. После взлёта машины, передние опоры убираются в боковые выдающиеся ниши. Задняя стойка складывается в отсек, находящийся в хвостовой балке. Все опоры оборудованы амортизаторами, обеспечивающими мягкую посадку. Стоит отметить, что при необходимости приводнения, шасси вертолёта возможно оснастить баллонетами.

Вертолёт Ка-62 оснащается двумя газотурбинными моторами Turbomeca Ardiden 3G.

Они расположены в закрытых корпусах, которые находятся за вертикальной осью несущего винта. Управление каждым мотором происходит по цифровой системе в двухканальном режиме. Машина оборудована четырьмя ударопрочными топливными баками, которые размещены под днищем грузопассажирского салона. Максимальная вместимость горючей смеси составляет 1100 литров.

Схема трансмиссии состоит из основного редуктора с двумя ступенями и одноступенчатой передачи для винта курсовой устойчивости. В конструкции вертолёта Ка-62 не обошлось без гидравлики. Система разделена на две самостоятельные подсистемы. Первая отвечает за действие рулевых приводов. Вторая задействована в механизме складывания шасси.

Ка-62 снабжается навигационно-пилотажным комплексом КБО-62.

Полная информация о работе всех систем машины отображается на жидкокристаллических дисплеях, заменяющих пилотам панель приборов.

Технические характеристики

В то время, пока российский проект отлёживался в закромах конструкторов, у него появился достойный конкурент – европейский вертолёт Agusta Westland AW139. Эта машина создана инженерами из Италии и Великобритании. При этом, производство зарубежных моделей происходит на совместном предприятии ЗАО «Хели Верт» и ОАО «Вертолёты России» в Томилино.

Минобороны РФ планировало закупить 35 машин AW139. Однако цена оказалась высокой и от покупки решили отказаться. Предлагаем ознакомиться с основными характеристиками конкурентов.

ХарактеристикиКа-62AgustaWestland AW139
Экипаж (чел)1-21-2
Вместимость пассажиров (чел)12-1512-15
Длина (мм)13 50016 660
Высота (мм)4 8704 980
Диаметр несущего винта (мм)13 80013 800
Количество лопастей винта (шт)4 — несущий 12 — рулевой4 – несущий 4 – рулевой
Предельный взлётный вес (кг)6 5006 800
АвиадвигателиTurbomecaArdiden 3G х 2 шт.Pratt & Whitney Canada PT6C-67C х 2шт.
Мощность авиадвигателя (л/с)1 776 х 21679 х 2
Предельная скорость (км/ч)308310
Крейсерская скорость (км/ч)290306
Предельная дальность (км)7701 250
Практический потолок (м)5 7006 069
Статический потолок (м)3 3003 536

Как видно характеристики Ка-62 и AW139 довольно схожи. Более того, внешний вид машин является однородным. Единственное, что бросается в глаза – у «иностранца» классическая схема шасси (одно переднее и два задних колеса) и рулевой винт открытого типа.

Возможное боевое применение

Так как машина Ка-62 это последователь военного вертолёта Ка-60, возникает вопрос – а возможно ли использовать гражданскую версию в военных целях? Министерство обороны отвечает на это утвердительным – да, возможно. Всё-таки машина создавалась на основе боевой «Касатки». А что касается множества иностранных комплектующих, то в скором будущем большинство производств будет локализовано в РФ или заменено узлами отечественной разработки.

По последней информации на 2020 год, опытный вертолёт Ка-62 находится на испытаниях. Впереди у машины прохождение сертификации и подготовка к серийному производству, которые запланированы на 2020 год. В целом авиаконструкторам удалось создать именно ту модель, которая планировалась изначально.

Новый российский вертолет имеет низкие шумовые показатели, благодаря аэродинамическому корпусу и спрятанному в кольцевой канал рулевому винту.

Небольшая высота машины Ка-62 позволяет перевозить его в транспортных самолётах ИЛ-76. Все внедрённые идеи соответствуют современному авиастроению. У создателей присутствует убеждение, что спрос на многоцелевой вертолёт Ка-62 – непременно появится со стороны отечественных и зарубежных покупателей.

Совсем другая машина

Вертолет Ка-62 сохраняет концепцию Ка-60 — многоцелевого вертолета классической схемы с рулевым винтом в кольцевом канале. Машина имеет аналогичную Ка-60 схему планера. Широко используются полимерные композиционные материалы, транспортная кабина объемна, имеет широкие двери, удобные для выхода пассажиров и погрузки.

Однако конструктивно Ка-62 — это совершенно другая машина. От предшественника ее отличают стойкое к столкновению с птицами лобовое остекление, убирающееся в полете шасси, пятилопастный несущий винт (у Ка-60 четыре лопасти), силовая установка с двухканальным цифровым регулятором с полной ответственностью (FADEC). Впервые в мировом вертолетостроении на Ка-62 установлена система управления общевертолетным оборудованием (СУОВО). Система обеспечивает автоматическое распределение электропитания и управление коммутацией бортовых потребителей с защитой от перегрузки. Еще одна новинка — интегрированный пилотажно-навигационный комплекс базового оборудования КБО-62 с открытой архитектурой, реализующий принцип «стеклянной кабины».

Ка-62 спроектирован с учетом международных требований к безопасности полетов. Машина может продолжать полет или совершить безопасную посадку даже с одним работающим двигателем. От травм пилота и пассажиров в случае жесткой посадки оберегает энергопоглощающая конструкция шасси и кресел. Ка-62 оборудован устойчивой к авариям топливной системой, а рулевой винт в кольце защищен от случайных повреждений. Снизить уровень шума удалось за счет специального расположения лопастей рулевого винта, а также придания законцовкам лопастей несущего винта особого аэродинамического профиля.

Вертолет Ка-62 наконец-то сертифицирован | Жуковские вести

Домой Авиация Вертолет Ка-62 наконец-то сертифицирован

В начале нынешнего декабря Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация) выдало холдингу «Вертолеты России» сертификат типа на новый отечественный вертолет Ка-62

Многоцелевой транспортный вертолет средней грузоподъемности Ка-62 разрабатывается с середины 80-х годов прошлого столетия. Это последний «новый» отечественный вертолет, доставшийся в наследство от авиапромышленности СССР.

Прототип современной версии винтокрылой машины Ка-62 впервые встал на винт (режим висения) в апреле 2016 г. Первый полноценный испытательный полет по кругу вертолет Ка-62 совершил в мае 2017 г. на Летно-испытательной станции Арсеньевского авиазавода «Прогресс».

В программе летных испытаний вертолета Ка-62 принимали участие три опытных образца, которые выполнили 434 полета общей продолжительностью около 700 часов. Специалисты Национального центра вертолетостроения (НЦВ) им. М.Л. Миля и Н.И. Камова, расположенного в Томилино, в ходе летных и наземных испытаний выполнили оценку общей работоспособности вертолета и проверку работы основных систем электроснабжения, бортового оборудования и силовой установки, которая состоит из двух турбовальных двигателей (ТВД) Ardiden 3G максимальной взлетной мощностью 1680 л.с. и максимальной продолжительной мощностью – 1420 л.с. (каждый) производства французской компании «Сафран» (Safran Helicopter Engines).

По сообщению пресс-службы холдинга «Вертолеты России», в 2022-2024 гг. планируется провести работы над расширением эксплуатационных возможностей вертолета за счет сертификации дополнительного оборудования: внешней подвески, бортовой лебедки, медицинского модуля, противообледенительной системы. Для снятия ограничений необходимо испытать вертолет в условиях жары и низких температур, высокогорья и др.

В настоящее время на Дальнем Востоке на Арсеньевском авиазаводе «Прогресс» строится первый серийный Ка-62. В 2022 г. запланировано начать полномасштабное серийное производство и первые поставки машины российским заказчикам.

На МАКС-2021 холдинг «Вертолеты России» подписал договор с группой «Газпромбанк Лизинг» о взаимодействии при организации поставок в рамках договоров финансовой аренды первых трех серийных вертолетов Ка-62, как было сказано в пресс-релизе, «в интересах эксплуатантов на Дальнем Востоке». Стартовым заказчиком на Ка-62 является администрация Приморского края. Изготовление первой партии из шести машин начато в апреле 2019 г. при поддержке федерального Фонда развития промышленности. Востребованность машины Ка-62 на рынке можно будет выяснить только через несколько лет после начала эксплуатации вертолета в авиакомпаниях, а пока это «кот в мешке».

Досье ЖВ

Многоцелевой транспортный вертолет средней грузоподъемности Ка-62 разрабатывается с середины 80-х годов прошлого столетия. Дальность полета Ка-62 составляет 700 км, максимальная скорость – 310 км/ч, крейсерская скорость полета – 290 км/ч. Максимальная взлетная масса вертолета – 6,8 т, вместимость – 15 пассажиров. Ка-62 также может перевозить 2 т груза внутри кабины и до 2,5 т на внешней подвеске. В зависимости от требований заказчика вертолет может оснащаться спасательной лебедкой и медицинским модулем.

Ка-62 – многоцелевой вертолет средней грузоподъемности, спроектированный и построенный с применением последних мировых достижений в вертолетостроении. По утверждению разработчиков, нынешняя модель Ка-62 отвечает российским и международным нормам летной годности, стандартам надежности и безопасности выполнения грузовых и пассажирских перевозок. В конструкции Ка-62 активно используются полимерные композиционные материалы (до 60% по массе). По утверждению разработчиков, это позволило снизить расход топлива, увеличить скорость и грузоподъемность машины.

Поддержи Жуковские вести!

Подробнее о поддержке можно прочитать тут

Юрий Пономарев

Обозреватель. Ведущий рубрик «Авиация», «Чтобы помнили»

Погода в городе

enter location

-5.7
°
C

-3.7
°

-6.2
°

Многоцелевой вертолет Камов Ка-60 | Military-Today.com

Страна происхождения Россия
Поступил на службу
Экипаж 2

Размеры и вес
Длина 13,46 м
Диаметр несущего винта

13,8
м

Высота

4. 6
м

Вес (пустой) 3,5 т
Масса (максимальная взлетная) 6,5 т
Двигатели и характеристики
Двигатели 2 турбовальных двигателя Сатурн РД-600В
Мощность двигателя 2 х 1 500 л.с.
Максимальная скорость 300 км/ч
Крейсерская скорость 270 км/ч
Сервисный потолок 5,15 км
Парящий потолок 2,6 км
Диапазон 720 км
Дальность (с дополнительными топливными баками) 1 180 км
Переправа 1 080 км
Выносливость 4 часа 20 минут
Полезная нагрузка
Пассажиры 14 солдат или 6 носилок
Грузоподъемность (внутренняя) 2 т
Грузоподъемность (внешняя нагрузка) 2,7 т
Вооружение
Пулеметы Подставки с пулеметами
Другое Блоки с неуправляемыми ракетами

 

Камов
Ка-60 — российский многоцелевой вертолет. Его прозвали Касатка ( Убийца
Кит
). Он был разработан, чтобы заменить Ми-4 и взять на себя некоторые роли от Ми-4.
почтенный

Ми-8 и взять на себя некоторые его роли. В 1980-х годов Ми-8 был
Самый массовый транспортный вертолет на вооружении СССР. Однако в
во многих случаях Ми-8 был слишком велик для своей роли и летал
наполовину загружен. Так Ка-60 был рассчитан примерно на половину нагрузки
Ми-8. Разработка нового вертолета началась в 1983 году. Оба
ОКБ Камова и Миля выступили со своими предложениями. В 1984 году КБ Камова выиграло проект и разработку
Ка-60 началось. Однако разработка была очень долгой из-за различных
причины, в том числе распад Советского Союза, технические проблемы и финансирование
проблемы. Первый прототип был построен в 1997. Это было впервые
публично обнародован в 1998 году и совершил свой первый полет в том же
год. Второй прототип совершил первый полет в 2007 году. Всего 2
опытные образцы Ка-60 когда-либо были изготовлены. В 2010 году один из
прототипы разбились. Это фактически остановило программу
оригинальный Ка-60. В исходном виде этот вертолет не получил
производственные заказы.

Существовал
некоторые проблемы развития. Ка-60 имел традиционную компоновку с
большой несущий винт и хвостовой винт. Однако конструкторское бюро Камова
специализируется на морских вертолетах с соосными несущими винтами противоположного вращения.
у которого не было хвостового винта. Так что Ка-60 не был их типовым проектом.
Типичные камовские вертолеты с подобными

Ка-25,

Противолодочные вертолеты Ка-27 или

Вертолеты дальнего радиолокационного обнаружения Ка-31 зависли большую часть времени.
время их полета. Типичный армейский служебный вертолет зависает только в воздухе.
около 1% времени полета. Итак, конфигурация с соосными роторами
от него отказались в пользу традиционного.

Ка-60
мог перевозить 14 десантников. Аварийная вместимость составляла 16 военнослужащих. Для медицинских
эвакуационных миссий он мог нести 6 носилок и 3 медицинских
обслуживающий персонал Этот вертолет мог перевозить 2 т груза внутри или 2,7 т снаружи.

Этот
вертолет мог быть оснащен различным вооружением, в том числе контейнерами с
пулеметы и неуправляемые ракеты, установленные на съемных внешних
узлы подвески. Этим оружием можно ослабить оборону противника.
перед высадкой войск.

Ка-60
был оснащен двигателями «Сатурн» РД-600В, развивающими по 1 500 л.с. каждый.
Разработка этих двигателей началась в 1989 году. Однако с этими двигателями возникли проблемы. Первый прототип
Ка-60 имел
4-лопастной несущий винт. Второй прототип имел 5-лопастной несущий винт.

Варианты

Ка-60У был
Предлагаемый вариант обучения.

Ка-60К был
предлагаемый морской вариант.

Ка-60Р был
предложил разведывательный вариант.

Ка-62 это
гражданская версия с измененной кабиной, большими окнами, новыми двигателями,
5-лопастной несущий винт и новая авионика. Насколько были проблемы
с сатруновскими двигателями РД-600В Ка-60 разработчики искали
для новых двигателей. В 2011 году было подписано соглашение с Turbomeca (сейчас
Safran Helicopter Engines) использовать их турбовальные двигатели Ardiden 3G,
развивая 1 751 л.с. Вертолет также был оснащен новыми
коробка передач. Грузоподъемность гражданского вертолета была снижена до
2 т внутри и 2,5 т снаружи. Минобороны России планировало получить
вертолеты Ка-62. Планировалась первая партия из 16 вертолетов.
Однако производство вертолета для России со многими западными
компонентов, включая двигатели и авионику, было маловероятно из-за
санкции, введенные против России. Ка-62 до сих пор разрабатывается.
третий прототип Ка-62 поднялся в воздух в 2019 году.

Ка-64 был
предложен гражданский экспортный вариант Ка-62.

Ка-60 «Касатка» / Ка-62

Камовский Ка-60 «Касатка» (косатка, а не ласточка) был самым первым вертолетом компании «Камов», построенным по «классической» схеме. Все предыдущие камовские вертолеты были соосно-винтовой схемы. Изделие В-60, или Ка-60, или Касатка — проект среднего многоцелевого вертолета, предназначенный как для обучения пилотов ВВС России, так и для ведения воздушной разведки, эвакуации раненых с поля боя, перевозки пассажиров (десантников) и грузов , а также для отдачи указаний вертолетам в воздухе.

Разработчики бюро перешли на одновинтовую конструкцию изделия В-60, чтобы добиться максимального увеличения скорости полета вертолета при той же силовой установке. Прототипы вертолетов оснащены четырехлопастным НВ, а на серийные машины планировалось установить пятилопастный несущий винт с шумопонижающими законцовками. Примечательно, что Ка-60 (Б-60) оснащен убирающимися шасси и имеет радиопоглощающее покрытие фюзеляжа, что в свою очередь способствует снижению узнаваемости вертолета РЛС противника.

Разработанный как разведывательный и легкий транспортный вертолет, «Касатка» впервые поднялась в воздух 24 декабря 1998 года, но из-за проблем с двигателями РД-600В программа была остановлена. В апреле 2011 года было подписано соглашение с французской компанией Turbomeca об использовании турбовального двигателя Turbomeca Ardiden 3G мощностью 1306 кВт (1751 л.с.) для доработанного Ка-62. Летом 2010 года Минобороны РФ принимает решение о прекращении финансирования программы вертолета Ка-60. Тем не менее Минобороны России в будущем планирует закупить военизированную версию вертолета Ка-62 для нужд Вооруженных Сил РФ.

Одновинтовой многоцелевой армейский вертолет Ка-60 предназначен для замены существующих российских военных легких транспортных вертолетов, таких как Ми-8. Морская версия для корабельных операций Ка-60К также планируется в качестве замены загоризонтного вертолета целеуказания ВМФ России Ка-25Т Гормон-Б.

Гражданский вариант Ка-62 разработан на базе Ка-60 и отличается высокой топливной экономичностью и безопасностью полета. Ка-64 представлял собой гражданскую версию Ка-60, которая должна была разрабатываться совместно с компанией Augusta с использованием зарубежных двигателей. Этот эскизный проект был завершен в 1996 и впоследствии приостановлено.

Первый опытный образец среднего двухтурбинного вертолета Камов Ка-60 был официально выведен на заводе-изготовителе в Люберцах 29 июля 1998 г. Первый официальный полет армейского вертолета Ка-60 «Касатка» состоялся 24 декабря 1998 г. летно-испытательная станция фирмы «Камов». Самолет, созданный коллективом под руководством ведущего конструктора Вячеслава Крыгина, пилотировал летчик-испытатель Владимир Лавров. Хотя Минобороны России срочно требуется 300 Ка-60 для замены Ми-8, финансовый кризис в России в конце 1990-е годы поставили под сомнение крупносерийное производство нового вертолета.

В конце 2006 года Улан-Удэнский авиазавод готовил свои производственные мощности к выпуску нового многоцелевого вертолета Ка-62 и его военной модификации Ка-60. Генеральный директор завода Леонид Белых сказал: «Мы оформляем необходимые документы и разворачиваем активную фазу подготовки производства нового вертолета». Он добавил, что проект Ка-62 включен в Программу развития коммерческой авиации, действующую до 2015 года, а значит, завод, скорее всего, получит господдержку. «Ждем официальных инвестиций. Как только они поступят, механизм заработает», — сказал он. По его словам, его завод будет выпускать весь модельный ряд вертолетов этого семейства, в том числе и военный Ка-60.

Он добавил, что помощь в создании Ка-62 окажет Арсеньевский авиационный завод «Прогресс», имеющий большой опыт сборки ударных вертолетов Ка-50 и Ка-52. «Арсеньевский завод, скорее всего, будет строить фюзеляжи, а мы будем заниматься всем остальным, в том числе сборкой», — сказал он. По предварительным данным, инвестиции, необходимые для запуска производства Ка-62 на Улан-Удэнском заводе, составляют 150 млн долларов. Генеральный директор Объединенной оборонной корпорации «Оборонпром» Денис Мантуров сообщил, что уже выделено 60 миллионов долларов. По состоянию на конец 2007 года ожидалось, что первый серийный Ка-62 будет выкатан из сборочных цехов Улан-Удэ через два-три года. К 2010 г. ожидался выпуск порядка 30-40 самолетов в год.

В 2007 году «Оборонпром» инициировал проект по лицензионной сборке 6,5-тонного итало-британского вертолета Agusta Westland AW139. AW139 действительно конкурирует с российскими проектами Камов Ка-60 и Ка-62. Однако из-за отсутствия полномасштабного финансирования этих российских вертолетов и отсутствия двигателей для них «Оборонпрому» проще получить лицензию на производство AW139. Соглашение с Agusta Westland включает права «Оборонпрома» на доработку AW139 для российских условий эксплуатации. Поиск международного партнера для сборки 6,5-тонного вертолета был вызван проблемами с собственным российским Ка-62.

Силовой установкой вертолета служила РКБМ модульной конструкции нового поколения с турбовальными двигателями РД-600В мощностью 956 кВт (1282 л.с.) каждый, разработанная Рыбинским моторостроительным конструкторским бюро во главе с генеральным конструктором А. Новиковым. На встрече с «Оборонпромом» в октябре 2006 г. было отмечено, что двигатель РД-600, разработанный НПО «Сатурн» для Ка-62, не соответствует техническим условиям по удельному расходу топлива, массе и другим параметрам. В дальнейшем российское моторостроительное предприятие «Климов» вело работы по силовой установке для Ка-60 и Ка-62.

Ка-60 «Касатка» предназначался для перевозки десанта, доставки вооружения и боеприпасов в район боевых действий, эвакуации раненых, охраны и патрулирования хозяйственных зон при базировании на кораблях, проведения поисково-спасательных работ, подготовки экипажей. Многоцелевой легкий вертолет может выполнять функции разведывательно-десантного самолета и использоваться в программах подготовки войск. Предназначен для перевозки вооружения и боеприпасов на театры боевых действий, эвакуации раненых военнослужащих, охраны и патрулирования отдельных районов, проведения поисково-спасательных работ. С некоторыми доработками он также может использоваться для радиоэлектронного подавления и VIP-поездок, пожарными, а также в операциях повышенной безопасности и автономной навигации.

Вертолет Ка-60 выполнен по одновинтовой схеме с пятилопастным несущим винтом диаметром 13,5 м. Лопасть из полимерного композита крепится к ступице с помощью торсиона. Планер отличается совершенными аэродинамическими обводами, большими дверными проемами по обеим сторонам фюзеляжа, убирающимся трехопорным энергопоглощающим шасси и многолопастным (11 лопастей) рулевым винтом в хвостовом кольце. Сиденья экипажа и десанта энергопоглощающие. Командир самолета находится на правом сиденье. В состав силовой установки вертолета входят двигатели модульной конструкции нового поколения, разработанные Рыбинским моторостроительным бюро, которым руководит генеральный конструктор А. Новиков.

Особое внимание уделено средствам повышения боевой живучести вертолета. Все основные системы и агрегаты Ка-60 дублированы и разделены. Лопасти несущего винта с несколькими отверстиями от попаданий автомата остаются работоспособными. Звенья системы управления и валы трансмиссии выдерживают попадание 12,7-мм пуль. Композитные полимерные материалы, составляющие около 60% веса конструкции вертолета, также способствуют повышению живучести вертолета, более стойкого к боевым повреждениям. Пенополиуретан, которым заполнены баки, предотвращает опасность взрыва топлива. Более высокая живучесть вертолета на поле боя достигается также меньшей оптической, ИК и радиолокационной заметностями.

Состав бортового радиоэлектронного оборудования зависит от варианта применения вертолета. Базовым комплектом для всех модификаций является транспортно-десантный вертолет. Этот комплекс обеспечивает выполнение боевых задач днем ​​и ночью, в условиях ПВП и ППП.

Первый летный экземпляр Ка-60 (бортовой номер 601) был построен на опытном производстве разработчика (ОАО «Камов»)[8] . Совершил первый полет 10 декабря 1998 года. Второй Ка-60 (бортовой номер 602) начал строиться на Луховицком машиностроительном заводе, входящем в состав МАПО Российской авиастроительной корпорации «МиГ», где планировалось запустить в серийное производство производство вертолетов Ка-60/62. Однако в первую очередь из-за отсутствия государственного финансирования вертолет там не был достроен. Его доработка и подготовка к летным испытаниям впоследствии производилась на опытном производстве ОАО «Камов». Испытания второй машины начались в 2007 г.

23 июня 2010 г. во время контрольного полета вертолета после полугодового простоя второй Ка-60 (бортовой номер 602) был уничтожен при вынужденной посадке между городами Дзержинский и Котельники Люберецкого района Московской области.