Содержание
Земле угрожают астероиды-убийцы. Как их остановить?
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
В космосе существует множество объектов, потенциально способных уничтожить нашу цивилизацию, пишет Big Think. Помешать им довольно сложно, однако ученые работают над этим. Так, в рамках миссии НАСА DART прошел эксперимент по изменению траектории астероида.
Итан Сигель (Ethan Siegel)
26 сентября 2022 миссия НАСА под названием DART (Double Asteroid Redirection Test) совершит столкновение с астероидом Диморф. (Столкновение зонда с астероидом прошло успешно – прим. ИноСМИ)
© NASA/Johns Hopkins APLНа этой картинке изображена нынешняя орбита астероида Диморф, который вращается вокруг более крупного астероида под названием Дидим, а также траектория космического аппарата НАСА DART и предполагаемая новая орбита, которая получится в результате столкновения. В том случае, если это столкновение не будет абсолютно неупругим, на что указывают данные моделирования и расчеты, новая орбита может сильно отличаться от предварительных расчетов.
© NASA/Johns Hopkins APL
На этой картинке изображена нынешняя орбита астероида Диморф, который вращается вокруг более крупного астероида под названием Дидим, а также траектория космического аппарата НАСА DART и предполагаемая новая орбита, которая получится в результате столкновения. В том случае, если это столкновение не будет абсолютно неупругим, на что указывают данные моделирования и расчеты, новая орбита может сильно отличаться от предварительных расчетов.
Этот астероид диаметром в 170 метров представляет собой идеальную тестовую площадку для испытания технологий изменения траектории движения космических объектов.
© NASA / Johns Hopkins APLНа этой картинке показаны различные земные объекты, чтобы вы могли сравнить их размеры с размерами космического аппарата DART, астероида Диморф, в который он врежется, и астероидом Дидим, вокруг которого вращается Диморф. Хотя существует около 25 миллионов астероидов диаметром сто и более метров, ни один из когда-либо врезавшихся в Землю не превышал 80 метров в диаметре.
© NASA / Johns Hopkins APL
На этой картинке показаны различные земные объекты, чтобы вы могли сравнить их размеры с размерами космического аппарата DART, астероида Диморф, в который он врежется, и астероидом Дидим, вокруг которого вращается Диморф. Хотя существует около 25 миллионов астероидов диаметром сто и более метров, ни один из когда-либо врезавшихся в Землю не превышал 80 метров в диаметре.
Всего существует около ста тысяч космических тел, потенциально способных уничтожить цивилизацию, но Земле угрожают более 25 миллионов объектов размером с Диморфа.
Многие из них уже являются околоземными астероидами. Большинству других столкнуться с Землей мешает воздействие Юпитера.
В то время как околоземные астероиды уже представляют потенциальную опасность для нашей планеты, большинство далеких астероидов пребывают под сильным влиянием Юпитера. Нестандартное гравитационное взаимодействие, вероятность которого всегда присутствует, может превратить любой из этих объектов в потенциальную угрозу, способную пересечь орбиту Земли.
Эти космические тела движутся очень быстро – со скоростью 72 тысячи километров в час относительно нас.
Учитывая массу объектов и скорость их движения, воздействие таких столкновений будет равносильно взрывам мощностью более десяти мегатонн.
© Grahampurse/Wikimedia CommonsКратер Бэрринджера или Аризонский кратер представляет собой весьма впечатляющую воронку, расположенную в пустыне Аризоны, диаметром более мили. Хотя этот кратер появился десятки тысяч лет назад, он образовался в результате падения относительно небольшого космического объекта диаметром всего около 50 метров – это в три раза меньше диаметра астероида, с которым столкнется аппарат DART. Хотя такие объекты, способные уничтожить целый город, опасны, один астероид диаметром в три раза больше уничтожит всё в радиусе десятков или даже сотен миль, как это произошло в случае с Тунгусским метеоритом.
© Grahampurse/Wikimedia Commons
Кратер Бэрринджера или Аризонский кратер представляет собой весьма впечатляющую воронку, расположенную в пустыне Аризоны, диаметром более мили. Хотя этот кратер появился десятки тысяч лет назад, он образовался в результате падения относительно небольшого космического объекта диаметром всего около 50 метров – это в три раза меньше диаметра астероида, с которым столкнется аппарат DART. Хотя такие объекты, способные уничтожить целый город, опасны, один астероид диаметром в три раза больше уничтожит всё в радиусе десятков или даже сотен миль, как это произошло в случае с Тунгусским метеоритом.
Усилия по перенаправлению астероидов могут помочь предотвратить подобные катастрофы, однако в процессе их реализации человечество сталкивается с множеством вызовов.
© Planetary Science, NASA/JPL-CaltechНа этой диаграмме отображены данные, собранные в период с 1994 по 2013 год, о небольших астероидах, попавших в земную атмосферу и превратившихся в очень яркие метеоры, называемые «болидами» или «файерболами». Размеры оранжевых точек (дневные столкновения) и синих точек (ночные столкновения) соответствуют количеству оптической излучаемой энергии от ударов, измеряемой в миллиардах джоулей. Самый мощный удар за этот период нанес Челябинский метеорит, который в диаметре был всего 20 метров.
© Planetary Science, NASA/JPL-Caltech
На этой диаграмме отображены данные, собранные в период с 1994 по 2013 год, о небольших астероидах, попавших в земную атмосферу и превратившихся в очень яркие метеоры, называемые «болидами» или «файерболами». Размеры оранжевых точек (дневные столкновения) и синих точек (ночные столкновения) соответствуют количеству оптической излучаемой энергии от ударов, измеряемой в миллиардах джоулей. Самый мощный удар за этот период нанес Челябинский метеорит, который в диаметре был всего 20 метров.
1. Раннее обнаружение
К настоящему моменту ученые выявили почти 30 тысяч потенциально опасных астероидов, и примерно треть из них имеет диаметр более 140 метров. Однако ученым еще только предстоит выявить и описать подавляющее большинство потенциально опасных астероидов, в том числе околоземных.
Раннее обнаружение и описание потенциально опасных космических объектов играет ключевую роль.
© NASA/JPL-CaltechЦелью миссии NEO Surveyor является обнаружение и классификация большинства потенциально опасных околоземных объектов. В рамках этой программы, направленной на защиту планеты, необходимо выявить все пересекающие Землю астероиды диаметром более 140 метров. Эта миссия имеет высокий приоритет, однако ее успех зависит от полноценного финансирования.
© NASA/JPL-Caltech
Целью миссии NEO Surveyor является обнаружение и классификация большинства потенциально опасных околоземных объектов. В рамках этой программы, направленной на защиту планеты, необходимо выявить все пересекающие Землю астероиды диаметром более 140 метров. Эта миссия имеет высокий приоритет, однако ее успех зависит от полноценного финансирования.
Новые низкоорбитальные спутники Земли сильно мешают выполнению этой и без того непомерно трудной задачи.
© Todd Mason, Mason Productions Inc./LSST CorporationВ ближайшем будущем заработает Обсерватория имени Веры Рубин, в которой будет находиться Большой синоптический обзорный телескоп. Именно эта обсерватория станет главным инструментом человечества для определения орбит потенциально опасных объектов. Хотя одной из ее основных научных целей является выявление и описание потенциально опасных астероидов, эта программа сталкивается с серьезными препятствиями из-за огромного числа новых низкоорбитальных спутников. С 2019 года был запущено более 50% всех низкоорбитальных спутников.
© Todd Mason, Mason Productions Inc./LSST Corporation
В ближайшем будущем заработает Обсерватория имени Веры Рубин, в которой будет находиться Большой синоптический обзорный телескоп. Именно эта обсерватория станет главным инструментом человечества для определения орбит потенциально опасных объектов. Хотя одной из ее основных научных целей является выявление и описание потенциально опасных астероидов, эта программа сталкивается с серьезными препятствиями из-за огромного числа новых низкоорбитальных спутников. С 2019 года был запущено более 50% всех низкоорбитальных спутников.
2. Перехват астероида
© SpaceX/rawpixelНа этом изображении показан параболический след, оставленный ракетой после запуска. Если мы сможем вычислить потенциально опасный объект, который должен столкнуться с Землей, способность как можно быстрее его перехватить станет ключевым условием для смягчения любого ущерба, поскольку, чем раньше мы приступим к принятию мер по изменению его траектории, тем эффективнее они окажутся.
© SpaceX/rawpixel
На этом изображении показан параболический след, оставленный ракетой после запуска. Если мы сможем вычислить потенциально опасный объект, который должен столкнуться с Землей, способность как можно быстрее его перехватить станет ключевым условием для смягчения любого ущерба, поскольку, чем раньше мы приступим к принятию мер по изменению его траектории, тем эффективнее они окажутся.
Очень важно вмешаться как можно раньше.
© ESA/Rosetta/MPS/UPD/LAM/IAA/SSO/INTA/UPM/DASP/IDAКосмический аппарат «Розетта» Европейского космического агентства неоднократно делал снимки кометы 67P/Чурюмова-Герасименко. Ученым удалось рассмотреть ее неправильную форму, поверхность, выделяющую газ, изучить её активность. Однако попытка посадить на нее аппарат «Фила» потерпела неудачу. Только две миссии в истории закончились успешной мягкой посадкой на комету или астероид, а ведь именно этот шаг необходим для многих разрабатываемых стратегий по изменению траектории потенциально опасного космического объекта.
© ESA/Rosetta/MPS/UPD/LAM/IAA/SSO/INTA/UPM/DASP/IDA
Космический аппарат «Розетта» Европейского космического агентства неоднократно делал снимки кометы 67P/Чурюмова-Герасименко. Ученым удалось рассмотреть ее неправильную форму, поверхность, выделяющую газ, изучить её активность. Однако попытка посадить на нее аппарат «Фила» потерпела неудачу. Только две миссии в истории закончились успешной мягкой посадкой на комету или астероид, а ведь именно этот шаг необходим для многих разрабатываемых стратегий по изменению траектории потенциально опасного космического объекта.
Небольшие изменения траектории на раннем этапе так же эффективны, как и существенные изменения на позднем этапе.
© Paul Stephen Carlin, NASA/JPLКосмический аппарат Deep Impact демонстрирует вспышку, которая произошла, когда комета Темпеля 1 столкнулась с ударным зондом. Кадры были сделаны с помощью установленной на аппарате камеры с высоким разрешением – съемка велась в течение примерно 40 секунд. Черные полосы по бокам – это результат стабилизации изображения. Небольшое изменение импульса в результате этого удара не оказало существенного влияния на траекторию движения кометы Темпеля 1.
© Paul Stephen Carlin, NASA/JPL
Космический аппарат Deep Impact демонстрирует вспышку, которая произошла, когда комета Темпеля 1 столкнулась с ударным зондом. Кадры были сделаны с помощью установленной на аппарате камеры с высоким разрешением – съемка велась в течение примерно 40 секунд. Черные полосы по бокам – это результат стабилизации изображения. Небольшое изменение импульса в результате этого удара не оказало существенного влияния на траекторию движения кометы Темпеля 1.
3. Передача импульса.
© Peter Jenniskens and Ian WebsterХвост из обломков астероида (3200) Фаэтон создает поток Геминиды. Хотя сам Фаэтон не кажется особенно похожим на комету, то, что он проходит очень близко к Солнцу, порождает эффектный метеорный поток, который мы наблюдаем каждый декабрь вот уже более 150 лет. Его относительная «юность» указывает на гравитационное столкновение, изменившее орбиту родительского тела незадолго до прибытия Геминид. Но еще одно такое столкновение – и он начнет угрожать существованию человечества на Земле.
© Peter Jenniskens and Ian Webster
Хвост из обломков астероида (3200) Фаэтон создает поток Геминиды. Хотя сам Фаэтон не кажется особенно похожим на комету, то, что он проходит очень близко к Солнцу, порождает эффектный метеорный поток, который мы наблюдаем каждый декабрь вот уже более 150 лет. Его относительная «юность» указывает на гравитационное столкновение, изменившее орбиту родительского тела незадолго до прибытия Геминид. Но еще одно такое столкновение – и он начнет угрожать существованию человечества на Земле.
Это самая серьезная проблема из всех, потому что каждое из возможных ее решений заключает в себе существенные недостатки.
© NASA/Johns Hopkins Applied Physics LabЭта схема движения космического аппарата DART показывает его столкновение с астероидом Диморфом, спутником Дидима. После этого удара данные наблюдений, полученные с наземных оптических телескопов и планетарного радара, в свою очередь, позволят зафиксировать изменение орбиты спутника. Это позволит определить, насколько эффективным может быть небольшой ударный аппарат для изменения траектории движения астероида в нужном направлении.
© NASA/Johns Hopkins Applied Physics Lab
Эта схема движения космического аппарата DART показывает его столкновение с астероидом Диморфом, спутником Дидима. После этого удара данные наблюдений, полученные с наземных оптических телескопов и планетарного радара, в свою очередь, позволят зафиксировать изменение орбиты спутника. Это позволит определить, насколько эффективным может быть небольшой ударный аппарат для изменения траектории движения астероида в нужном направлении.
Воздействия, подобные тому, которое окажет аппарат DART на астероид Диморф, могут отколоть лишь кусок космического объекта, не сумев при этом изменить траекторию движения основной его части.
© NASA’s Goddard Space Flight Center / Conceptual Image Lab / Scientific Visualization StudioПоказанный на этом изображении астероид Бенну имеет поверхность, типичную для большинства астероидов диаметром менее одного километра: он выглядит как груда подвижных обломков. Взрыв на поверхности или в глубине такого космического объекта может просто подбросить эти обломки и создать множество фрагментов, которые затем столкнутся с Землей. Это приведет примерно к таким же разрушениям, как и от столкновения с самим астероидом, и помешать этому мы не сможем.
© NASA’s Goddard Space Flight Center / Conceptual Image Lab / Scientific Visualization Studio
Показанный на этом изображении астероид Бенну имеет поверхность, типичную для большинства астероидов диаметром менее одного километра: он выглядит как груда подвижных обломков. Взрыв на поверхности или в глубине такого космического объекта может просто подбросить эти обломки и создать множество фрагментов, которые затем столкнутся с Землей. Это приведет примерно к таким же разрушениям, как и от столкновения с самим астероидом, и помешать этому мы не сможем.
Взрывы могут привести к формированию множества объектов, что только усугубит проблему.
© NASA/JPL-CaltechВзрыв ядерной бомбы рядом с приближающимся астероидом или прямо у его поверхности не просто придаст ему импульс, изменив его траекторию. Такой взрыв может разнести космическое тело на части и облучить обломки. В результате мы получим множество осколков и большое количество ядерных отходов, которые затем упадут на Землю, принеся разрушения и радиоактивное загрязнение одновременно.
© NASA/JPL-Caltech
Взрыв ядерной бомбы рядом с приближающимся астероидом или прямо у его поверхности не просто придаст ему импульс, изменив его траекторию. Такой взрыв может разнести космическое тело на части и облучить обломки. В результате мы получим множество осколков и большое количество ядерных отходов, которые затем упадут на Землю, принеся разрушения и радиоактивное загрязнение одновременно.
Ядерные удары могут отколоть куски астероида и создать множество радиоактивных обломков, которые направятся к Земле.
© NASA/JPLИонный двигатель NEXIS от Лаборатории реактивного движения НАСА является прототипом двигателя с долгой тягой, который может перемещать объекты большой массы в течение длительного времени. Если у нас будет достаточно времени, подобный двигатель (или целая серия двигателей) сумеет спасти Землю от потенциально опасного удара.
© NASA/JPL
Ионный двигатель NEXIS от Лаборатории реактивного движения НАСА является прототипом двигателя с долгой тягой, который может перемещать объекты большой массы в течение длительного времени. Если у нас будет достаточно времени, подобный двигатель (или целая серия двигателей) сумеет спасти Землю от потенциально опасного удара.
Применение двигателей с долгой тягой – это самая надежная стратегия при условии, что мы располагаем достаточным количеством времени.
© NASA/JPL-CaltechЭто изображение показывает карту положения известных околоземных объектов (ОСЗ) в определенные моменты времени за последние 20 лет. Она заканчивается картой всех известных астероидов по состоянию на январь 2018 года. Крайне важно признать, что наиболее опасные астероиды из всех, то есть те астероиды, которые наиболее часто пересекают орбиту Земли, в большинстве своем вообще не описаны. Хотя Юпитер поглощает множество астероидов и комет, он также может менять их траектории, потенциально подвергая Землю еще большей опасности.
© NASA/JPL-Caltech
Это изображение показывает карту положения известных околоземных объектов (ОСЗ) в определенные моменты времени за последние 20 лет. Она заканчивается картой всех известных астероидов по состоянию на январь 2018 года. Крайне важно признать, что наиболее опасные астероиды из всех, то есть те астероиды, которые наиболее часто пересекают орбиту Земли, в большинстве своем вообще не описаны. Хотя Юпитер поглощает множество астероидов и комет, он также может менять их траектории, потенциально подвергая Землю еще большей опасности.
В отсутствие проверенного технологического решения нам останется только надеяться, что удача будет сопутствовать нам и дальше.
© NASA/Don DavisКомета Бернардинелли-Бернштейна – крупнейшая из когда-либо обнаруженных – имеет ядро диаметром около 119 километров. Если бы такой космический объект столкнулся с Землей, энергия воздействия на нашу планету была бы в тысячи или даже десятки тысяч раз больше энергии того столкновения, которое привело к Мел-палеогеновому вымиранию 65 миллионов лет назад.
© NASA/Don Davis
Комета Бернардинелли-Бернштейна – крупнейшая из когда-либо обнаруженных – имеет ядро диаметром около 119 километров. Если бы такой космический объект столкнулся с Землей, энергия воздействия на нашу планету была бы в тысячи или даже десятки тысяч раз больше энергии того столкновения, которое привело к Мел-палеогеновому вымиранию 65 миллионов лет назад.
11 по-настоящему космических фильмов – Афиша-Кино
4 апреля 2022
Евгений Ткачёв, планета Земля, Солнечная система
4 апреля 2022
Мы не можем жить без космоса: к выходу в повторный прокат «Салюта-7» Клима Шипенко и «Аполлона-10½» Ричарда Линклейтера на «Нетфликсе» «Афиша» собрала подборку захватывающих фильмов, в которых герои стремятся к звездам.
2001 год: Космическая одиссея
Приключение, Фантастика
Великий сайфай Стэнли Кубрика
В 2001 году космический корабль Discovery с капитаном Дейвом Боуманом (Кир Дулли) летит к Юпитеру, чтобы разгадать тайну черного монолита, на заре цивилизации сделавшего из обезьяны человека, — но тут управляющий кораблем искусственный интеллект HAL 9000 сходит с ума. Удивительно, но самый человечный персонаж в эпохальном сайфае Кубрика как раз манерный и болтливый HAL, которого кинокритик Полин Кейл считала андрогином — и была недалека от истины: поскольку циклопического вида компьютер изначально был женского пола (и носил имя Афина), то он сохранил некоторые женские характеристики. Также совершенно неспроста HAL горит красным огоньком. В фильме превалируют три цвета: белый, черный и красный. Белый символизирует стерильное и по большей части безжизненное пространство, которое люди создали для своего комфорта; черный (монолит и космос) — смерть и непостижимую тайну, а красный — жизнь. Впрочем, не менее важную, чем цветовая палитра, роль в фильме играет классическая музыка. «Одиссея» открывается симфонической поэмой «Так говорил Заратустра» Рихарда Штрауса, название которой отсылает к философскому трактату Фридриха Ницше, посвященному рождению сверхчеловека. И это очень символично, потому что в «Одиссее» как раз представлен ницшеанский взгляд на историю и цивилизацию — в финале младенец в космическом пузыре, несомненно, знаменует собой новый виток человеческой эволюции. Но об этом не так-то просто догадаться. Кубрик намеренно отказался от закадровых пояснений, сделав ставку на онейрические и метафизические аспекты. В «Одиссее» наука органично соседствует с труднообъяснимыми и сверхъестественными явлениями, а сам режиссер в интервью журналу Playboy говорил, что в картине постарался отыскать «научное определение Бога». И, кажется, мерное дыхание астронавтов в скафандрах, монолит (облик которого, по мнению арт-критиков, был вдохновлен картиной художника Жоржа Ятридеса), а также световое шоу в финале, как ничто больше, приближает нас к нему.
Подробнее о фильме
Молчаливое бегство
Фантастика, Драма
Печальная семидесятническая фантастика про экозащиту и роботов, которые становятся для астронавта лучшими друзьями
В не столь уж отдаленном будущем грузовой флот землян бороздит космические просторы около Сатурна. Внутри кораблей, похожих на геодезические купола, люди заняты восстановлением растительной и животной жизни, после того как на Земле была уничтожена вся флора и фауна. Впрочем, подлинных энтузиастов среди членов экипажей не так уж много — по сути, только один Фримен Лоуэлл (Брюс Дерн), который отказался уничтожить свою теплицу ядерным зарядом, после того как поступил приказ свернуть программу и возвращаться домой. Вместо этого Фримен в компании роботов Хьюи и Дьюи (Луи не повезло — он улетел в открытый космос) бросился наутек. Это во всех смыслах удивительное кино — плод совместных усилий специалиста по визуальным эффектам Дугласа Трамболла (для которого фильм стал режиссерским дебютом) и интересного дуэта сценаристов: Майкла Чимино («Охотник на оленей») и Стивена Бокко, создателя сериалов «Блюз Хилл-стрит» и «Полиция Нью-Йорка». «Бегство» — очень печальная фантастика, которая за 7 лет до «Чужого» убедительно поведала о том, что в космосе никто не услышит ни твоего шепота, ни крика, ничего. Этим космическим одиночеством очень тяготится Фримен, ведь каким бы безумным экозащитником он ни был, он вовсе не социопат. Поэтому астронавт заводит дружбу с роботами, перепрограммирует их и учит играть в покер. Как показывает фильм (среди прямых наследников которого, например, «Луна 2112»), человек способен проникнуться эмпатией ко всему: и к листочку, и к жестянке, а в глубоком молчании космоса скрыты великая скорбь и тоска, сходные по силе с ядерным взрывом.
Подробнее о фильме
Темная звезда
Триллер, Фантастика
Космический дебют Джона Карпентера
Дипломная работа Джона Карпентера, которая затем переросла в его полнометражный дебют. По сюжету четыре бравых, но заросших астронавта (один из которых, автор сценария, а затем и «Чужого» Дэн О’Баннон) уничтожают нестабильные планеты, хотя им давно это смертельно надоело. Есть и пятый член экипажа, капитан Пауэлл, который погиб, был заморожен, но поскольку его мозг в анабиозе что-то соображает, то командир еще может дать дельный совет. Позднее Карпентер не раз обратится к жанру научно-фантастической сатиры, однако, уже не покидая пределов Земли, что, право слово, жаль. «Темная звезда» — незабываемый межгалактический трип, навеянный, разумеется, «Космической одиссеей» Стэнли Кубрика. Но если у Кубрика во главу угла был поставлен холодный формализм, у Карпентера — задушевный анархизм. Это страшно смешное, страшно увлекательное и страшно раздолбайское кино. Через пару десятков лет весь этот анархизм выльется в то, что Змей Плисcкин в «Побеге из Лос-Анджелеса» отключит от системы жизнеобеспечения уже саму Землю.
Подробнее о фильме
Парни что надо
Исторический, Приключение, Драма
Фантастическая картина, основанная на реальных событиях
Трехчасовое полотно Филипа Кауфмана, рассказывающее про американскую космическую программу и предваряющее события «Человека на Луне». Так, вслед за Советами США намерены отправить астронавтов на околоземную орбиту. Для этого отбирается несколько кандидатов, которых играют сплошь голливудские звезды (Эд Харрис, Скотт Гленн, Деннис Куэйд, Фред Уорд, Лэнс Хенриксен и др.), и только один из лучших пилотов, Чарлз Йегер (Сэм Шепард), остается за бортом. Фильм снят по одноименной книге Тома Вульфа — иконы «новой журналистики». И, как это часто бывает с фильмом, основанном на каком-нибудь въедливом нон-фикшене, «Парни что надо» — избыточное, неровное, немножко пунктирное (и это при объемном хронометраже) кино. Однако, несмотря на его документальную дотошность, это все-таки невероятное приключение, в котором есть по-настоящему волшебные моменты, наподобие эпизода, когда герой Эда Харриса облетает орбиту, а вокруг него кружится то, что он принял за светлячков.
Подробнее о фильме
Пекло
Приключение, Триллер, Фантастика
Ветхозаветный сурвайвал-хоррор в космосе
В будущем Солнце начало гаснуть. Чтобы добавить огоньку, человечество отправило к нему корабль «Икар-1» с астробомбой на борту, но он пропал (что тут скажешь, как корабль назовешь, так он и полетит). И вот спустя восемь лет к звезде движется «Икар-2» с интернациональным составом и астрофизиком Кейпой (Киллиан Мерфи), который единственный знает, как устроить большой взрыв. Про Дэнни Бойла важно знать, что он из набожной семьи, собирался стать священником (но передумал) и для него хороший режиссер ничем не отличается от хорошего проповедника. Собственно, «Пекло» — это его проповедь, а поскольку телевидение научило Бойла быть доступным, то это крайне доходчивое нравоучение по сценарию писателя Алекса Гарленда («Из машины», «Аннигиляция»). Для Бойла Солнце — это уснувшее ветхозаветное божество. Одни хотят его разбудить, чтобы оно продолжило давать жизнь. Другие полагают, что если Бог решил убить людей, то это его право и не стоит ему мешать. Так или иначе, всех одолевает сакральный страх перед светилом, особенно когда дела принимают по-настоящему серьезный оборот. Спокоен разве что только астрофизик Кейпа, который на самом деле никакой не астрофизик, а пророк — причем, в отличие от слетевшего с катушек капитана «Икара-2», настоящий. Он понимает, что ему отведена важная роль в пробуждении грозного божества, а значит, он не может облажаться, даже если все кругом горит огнем.
Подробнее о фильме
Гравитация
Триллер, Фантастика, Драма
Захватывающий космический аттракцион Альфонсо Куарона
Несколько астронавтов на орбите попадают под метеоритный дождь. В живых остаются только Райан Стоун (Сандра Баллок) и Мэтт Ковальски (Джордж Клуни). Теперь им как-то предстоит выжить в открытом космосе и вопреки всему постараться вернуться домой. Как известно, в космосе никто не услышит твоего крика: причина тому — отсутствие атмосферы, там просто нечему проводить звук, поэтому обстрел метеоритами орбитальной станции проходит в величественном молчании. Вообще в фильме много торжественного величия: оно появляется автоматически, когда перед маленьким человеком открывается бездна, полная звезд. В такой ситуации, конечно, всегда есть, о чем пофилософствовать, но все же не надо лукавить: прежде всего, «Гравитация» — это превосходный аттракцион, космический сурвайвал-хоррор, а уж потом драма. То есть в первую очередь героиня пытается выжить и только потом — разобраться с призраками прошлого, которые нигде не дадут человеку покоя, даже в вакууме. Очевидно, что космос — идеальное место для того, чтобы научиться отпускать, ведь там людей уже не держат земные оковы, которые зовутся притяжением. Однако по-настоящему переродиться, по Куарону, можно только на Земле. Сейчас, задним числом (после «И твою маму тоже» и «Ромы») понимаешь, что для режиссера незатейливой, даже можно сказать прямолинейной метафорой этого очищения становится вода. Его героини неизменно оказываются на берегу, где они из одного состояния переходят в качественно иное.
Подробнее о фильме
Космическая станция 76
Фантастика, Трагикомедия
Звездная трагикомедия, как будто бы из времен Нового Голливуда
Сайфай, проходящий по ведомству ретрофутуризма: в этой вселенной люди еще в 70-е переместились жить на космические станции, так как Земля стала больше не пригодной для жизни. На одну из таких станций прибывает новая помощница капитана Джессика (Лив Тайлер), которая чувствует себя несчастной, потому что не может иметь детей. Как вскоре выяснится, не только она одна подвержена меланхолии: у каждого из членов экипажа есть повод для грусти. Капитан Гленн (Патрик Уилсон) — скрытый гей, который переживает из-за отъезда возлюбленного и пытается покончить с собой (каждый раз безуспешно). У одной семейной пары (Мэтт Бомер и Мариса Колан) уже давно не было секса, и они вместе только из-за дочери Саншайн (Кайли Роджерс). У другой семейной пары (Джерри О’Коннелл и Кали Роча) недавно родился ребенок — и тоже все не слава богу. Все друг другу изменяют. В 70-е такую трепетную мелодраму мог бы запросто поставить великий Хэл Эшби («Шампунь», «Последний наряд»), но этого не случилось, поэтому в наше время ее снял режиссер Джек Плотник. Стоит сказать, что он не только мастерски стилизовал эпоху с ее расклешеванной модой, смешными усами и архаичными теперь уже гаджетами, но и виртуозно передал ее дух. Главные герои никуда не спешат (а куда спешить в космосе?) и последовательно выясняют отношения друг с другом. Кульминация конфликта, как это часто бывает в подобных ситуациях, случится на прощальной вечеринке — впрочем, для всех, кому этого покажется мало, режиссер нагнетает саспенс с помощью астероида, летящего прямиком на станцию. Это очень ламповый, не амбициозный и расслабленный дебют, в котором люди также проникновенно курят в космосе, как в «Темной звезде» и «Чужом», однако за полтора часа Плотник успеет передать привет не только Тарковскому (ведь «Солярис» тоже, по сути, был семейной драмой), но и Кубрику (папу Лив Тайлер играет Кир Дулли — тот самый астронавт Дейв Боуман из «Космической одиссеи»).
Подробнее о фильме
Интерстеллар
Детектив, Приключение, Фантастика
«Космическая одиссея» Кристофера Нолана
Земля умирает — и человечество снаряжает межзвездную экспедицию к другим мирам, чтобы найти себе новый дом. В этой экспедиции принимает участие несколько специалистов, среди которых доктор Брэнд (Энн Хэтэуэй) и пилот Купер (Мэттью МакКонахи), который пообещал своей дочке Мерф (Макензи Фой, Джессика Честенй и Эллен Берстин) вернуться, но он еще не знает, насколько долгим будет его путь домой. Как и любой большой режиссер, Кристофер Нолан, конечно же, мечтает стать новым Кубриком, но к этой мечте он парадоксальным образом приблизился не в «Интерстелларе», а в «Дюнкерке», когда призвал на помощь четыре стихии (огонь, воду, землю и воздух) и три таймлайна. «Интерстеллар» не стал новой «Космической одиссеей», потому что он для этого недостаточно формалистский — и недостаточно сложный, несмотря на наличие пятимерных существ и трехмерного пространства в пятимерном измерении. Это не интеллектуальная модернистская история о рождении сверхчеловека, как было у Кубрика (хотя намек на это есть), а понятная всем мейнстримная семейная драма, строящаяся на том, что человек тогда делает правильный выбор, когда руководствуется любовью и зовом сердца. Именно эта приземленность не позволяет «Интерстеллару» по-настоящему воспарить и при всей лихости представления прикоснуться к звездам.
Подробнее о фильме
Человек на Луне
Биография, Исторический, Драма
Режиссер «Ла-Ла Ленда» высаживает Райана Гослинга на Луне
Лучший фильм Дэмиена Шазелла («Одержимость», «Ла-Ла Ленд») на сегодняшний день. Кино, снятое не для прославления американской космической программы (когда астронавты высадятся на Луне, режиссер тактично не вывесит американский флаг), а для того, чтобы поведать историю про невосполнимую утрату и большой побег. То есть это не духоподъемный байопик про астронавта и не ода НАСА, а семейная драма. Райан Гослинг играет астронавта Нила Армстронга — первого человека, ступившего на поверхность Луны, у которого от рака мозга умирает дочь, и это меняет все: жизнь потухает в глазах у астронавта. В итоге, чтобы попасть на небеса, ему приходится метафорически умереть на Земле. Герой забивает на семью (чудесная Клэр Фой и пара сыновей) и все силы отдает полету на Луну. Нил как бы бежит от семьи — но что ему нужно на Луне? Кажется, он отправляется туда, чтобы найти там свою умершую дочку, — а не найдя, хоронит. Это кино про космическое одиночество, про то, что там, возможно, никого и ничего нет, поэтому надо ценить тех близких людей, что остались на Земле. В этом смысле очень показательна финальная сцена, когда Клэр Фой садится напротив Гослинга — и их разделяет стеклянная перегородка: между ними все еще стена, но теперь они хотя бы видят друг друга. После премьеры на Венецианском фестивале кое-кто поспешил обвинить Шазелла в том, что это студийный проект, в котором не чувствуется его авторского почерка. Но как же так? Это самый настоящий Шазелл, просто разросшийся до космических масштабов. Такое кино мог снять только он, потому что помимо излюбленного приема режиссера (отправить зрителя в нокаут в третьем акте) кинематографу этого постановщика свойственен момент встречи двух близких людей после долгого расставания — и то, какими глазами они друг на друга посмотрят. Это было и в «Одержимости», и в «Ла-Ла Ленде». В «Человеке на Луне» Шазелл идет дальше и снимает про невстречу близких людей. Оттого его финал выглядит еще горше: в космосе никто не увидит твоих слез, пора возвращаться домой.
Подробнее о фильме
Восход Эдерлези
Фантастика, Мелодрама
Эротический сайфай с порномоделью Стоей
Сербский фильм, на котором можно улететь. Это как бы сайфай, но фантастика здесь лишь антураж и повод поговорить на вечную тему: снятся ли андроидам электроовцы? По сюжету в отдаленном будущем астронавт и альфа-самец Милютин (Себастьян Кавацца) летит к альфе Центавра, чтобы там насаждать идеологию чучхе, в то время как его в полете сопровождает обворожительный андроид Нимани (Джессика Стоядинович, она же порномодель Стоя). Именно модель, а не актриса — это принципиальный момент. В порноиндустории девушек называют моделями и разве что только не маркируют как модели киборгов. Оно и понятно: порно — вещь сугубо объективистская, поэтому внутри фильма, сделанного с оглядкой на софт-порно 1960-х («Барабарелла» и иже с ней), Нимани долгое время остается объектом. В субъекта она начинает превращаться, когда Милютин решает наделить ее свободой воли, и вот какой парадокс: чем ближе герои становятся друг к другу, тем меньше у них возникает телесного контакта. «Эдерлези» не претендует на подробное и серьезное исследование взаимоотношений людей и машин (как, например, «Мир Дикого Запада» или анимешный «Призрак в доспехах»), скорее это такая необязательная виньетка, периодически превращающаяся в киноинсталляцию (режиссер Лазар Бодрожа пришел в кино из мира современного искусства). Но вместе с тем это по-своему забавный, трогательный и искренний полуторачасовой космический трип, в котором киборг и человек пристально вглядываются друг в друга.
Подробнее о фильме
К звездам
Триллер, Фантастика
Брэд Питт отправляется в космическое сердце тьмы
Вследствие космического излучения астронавт Рой Макбрайд (Брэд Питт) падает с орбитального лифта, но не сгорает в нижних слоях атмосферы (видимо, эта проблема в будущем как-то решена), а приходит к вышестоящему начальству, которое заявляет ему, что виновник этого излучения — отец Роя, Клиффорд Макбрайд (Томми Ли Джонс), который, судя по всему, сошел с ума от одиночества на исследовательской станции рядом с Нептуном, занимавшейся поисками внеземной жизни, поэтому Рою надо слетать туда и поговорить с папой. «К звездам» настолько бесцеремонно берет зачин у конрандовского «Сердца тьмы» (и его киновоплощения «Апокалипсис сегодня»), что даже странно, что корабль, на котором Рой плывет среди звезд, зовется не «Ностромо», а «Цефей» — по имени эфиопского царя, который, согласно древнегреческой легенде, превратился в созвездие Северного полушария. Для Роя отец тоже давно слился со звездами, поэтому, когда он отправляется на поиски Клиффа, то мы понимаем, что он отправляется не только на поиски отца, но и на встречу со своим Создателем. «Отец, почему ты меня оставил?» — вопрошает главный герой, и это его почти религиозное отношение к родителю превращает космическую одиссею в межзвездную мистерию. Такое кино (с большим количеством пространных закадровых монологов и поэтическим монтажом) снял бы Терренс Малик, если бы покинул пределы Солнечной системы, но за него это сделал Джеймс Грей — один из самых недооцененных современных американских режиссеров, который, очевидно, устал быть новым Скорсезе и стал новым Копполой. «К звездам» — очень меланхоличный, обволакивающий фильм про пуповину семейных отношений, которая тут получит материальное воплощение в виде фала — страховочного троса космонавтов. Но еще это, как и «Затерянный город Z», настоящее приключенческое кино с погоней на Луне, перестрелкой с пиратами и путешествием по подземельям Марса. Как и майор Перси Фосетт, майор Рой Макбрайд бежит от своей жены (Лив Тайлер) — только не в джунгли, а в космос, где его ожидают чудеса похлеще Эльдорадо. И хочется, чтобы эта его одиссея, как и кино, никогда не заканчивалась.
Подробнее о фильме
Как люди думали, что Земля выглядела до того, как мы увидели ее на самом деле?
Представьте Землю. Не слишком сложно, не так ли? Большой синий шар, немного облаков, немного земли, вы знаете, как это выглядит. Но нам повезло. Большинство из нас всю свою жизнь видели настоящие фотографии Земли. Так как же люди представляли себе Землю до того, как мы смогли отправиться в космос и посмотреть на нее? Раньше я никогда об этом не задумывался, но как только я задумался, я должен был знать ответ. И, скажу честно, правда меня удивила.
Рад Быть Сферой
Вернемся к началу. Я не собираюсь тратить много времени на разговоры о плоской Земле. Да, многие самые ранние попытки составить карту мира предполагали плоскую Землю, но еще в третьем веке до нашей эры картографы поняли, что Земля представляет собой шар. Платон знал, что это сфера, Овидий знал, что это сфера, и мы знаем, что это сфера, так что не будем валять дурака.
На самом деле, ранние предсказания того, как может выглядеть Земля, были… в основном неверными. Платон представлял его в виде шара, покрытого «лоскутным одеялом». Довольно близко, если вы спросите меня. Овидий назвал его сферой, «уравновешенной в окружающем воздухе и уравновешенной собственным весом». В этом утверждении нет лжи. Оказывается, на самом деле было не так уж сложно догадаться, как выглядит Земля.
Буквально за тысячи лет до того, как мы смогли подняться и увидеть своими глазами, люди добились успеха. Но Платон и Овидий не были обычными мальчиками. Они могли философствовать о Земле — большинству людей нужны были наглядные пособия. Вот где все становится… отрывочным.
Повозка перед земным шаром
Хотя философы, поэты и ученые проделали неплохую работу, предсказывая, как будет выглядеть Земля, потребовалось некоторое время, прежде чем кто-либо действительно смог создать ее приличное изображение. Карты досовременного мира выглядят почти неузнаваемо на континентах, которые мы знаем сейчас. Даже самые подробные карты, такие как потрясающая карта Фра Мауро 1450 года, почти не похожи на реальный мир.
Wikimedia Commons
Карта Фра Мауро, 1450 г., изображающая известный мир в то время, с видом на юг.
Но картографам не понадобился космический полет, чтобы понять это правильно. К концу 16 века карты мира стали выглядеть… довольно близко к тому, что мы имеем сейчас. По мере того как исследователи открывали обширные уголки земного шара, они заполняли края карты до тех пор, пока, даже не видя ее, у нас не появилось чертовски хорошее представление о том, как может выглядеть Земля.
Довольно хорошая догадка
В 19 веке в области астрономии произошли улучшения. С помощью современных телескопов астрономы теперь могли видеть наши соседние планеты во всех ранее невозможных деталях. Очевидно, это вызывало вопрос: как бы выглядела Земля, если бы у нас была такая же перспектива? Примерно в то же время ранние представления о планете Земля начали появляться в книгах по астрономии.
Признаюсь, когда я начинал свое исследование, я ожидал найти несколько дурацких дизайнов, над которыми можно будет оглянуться и посмеяться. Не случилось. Эти ранние иллюстрации Планеты Земля очень похожи… совсем как Планета Земля. К тому времени у нас были в основном точные карты мира и глобусы, поэтому все, что вам действительно нужно было сделать, это представить глобус на вашем столе, висящим в небе, и все готово.
Archive.org
Изображение Земли с внеземного тела, представленное в книге по астрономии конца XIX века.
Единственная вещь, которую почти все эти ранние изображения не учитывали, — это облачный покров, но это уже становится придиркой. До космического полета ученые в значительной степени знали, чего ожидать, когда мы, наконец, сфотографируем планету Земля. Но если вы тогда не читали астрономических книг, вы, вероятно, не тратили много времени на размышления о том, как выглядела наша планета. Чтобы большая часть мира начала удерживать в голове образ Земли, им нужно было увидеть ее своими глазами.
Фотография стоит тысячи слов
Первые два десятилетия фотографирования Земли, к сожалению, были довольно разочаровывающими, поэтому я собираюсь пробежаться по ним. Зернистое черно-белое изображение небольшой части Земли. Неровная панорама из нескольких небольших изображений, совмещенных вместе, показывающих примерно 1/10 окружности Земли. Даже первые фотографии всей планеты довольно зернистые, черно-белые, и почти невозможно разглядеть детали. Увлекательно, да, но не из тех вещей, которые заставят вас пересмотреть свое существование. Не волнуйтесь, это придет.
Wikimedia Commons
Первое изображение Земли, сделанное из космоса, 1946 год. Новаторство? Да. Внушает благоговейный трепет? Не совсем.
Космическая гонка и миссии Аполлон наконец дали нам то, чего мы ждали тысячелетия: мы увидели Землю такой, какая она есть на самом деле. Астронавт Уильям Андерс из миссии «Аполлон-8» предоставил нам первое действительно высококачественное полноцветное изображение Земли. Он также сделал легендарную фотографию «Восход Земли», на которой Земля наполовину в тени, выходящая из черной бездны космоса.
Для людей во всем мире «Восход Земли» был экзистенциальным моментом, которого они никогда не испытывали. Чтобы увидеть, как Земля висит, как луна, в нашем собственном небе. Чтобы увидеть ночь такой, какая она есть на самом деле: всего лишь тень над половиной планеты. Астрономы веками знали, что Земля будет выглядеть именно так, но увидеть ее на фотографии, сделанной камерой, которую вы или я могли бы взять с собой в отпуск, — это было другое дело.
Wikimedia Commons
Восход Земли, сделанный астронавтом Уильямом Андерсом в 1968 с лунной орбиты.
С 1960-х годов не было слишком много фотографий Земли, которые казались такими же революционными, как эти первые высококачественные изображения. Знаменитая фотография «Голубой мрамор», сделанная в 1972 году, вероятно, является самой известной фотографией Земли, когда-либо сделанной, но она не выглядит на или иначе, чем более ранние изображения. На самом деле, есть только одна другая фотография Земли, которую я бы назвал столь же знаковой или влиятельной, как те ранние фотографии Аполлона. Вы, наверное, слышали о нем — он называется «Бледно-голубая точка».
Бледно-голубая точка
Космический корабль «Вояджер» в настоящее время является самым удаленным от Земли искусственным объектом, находящимся на расстоянии около 22,8 миллиарда километров от Земли. Еще в 1990 году, когда до нее было всего около 6 миллиардов километров, Карл Саган попросил НАСА заставить «Вояджер» повернуть камеру и сделать быстрый снимок Земли. Результатом стала «Бледно-голубая точка». На фото Земля — всего лишь крохотное голубое пятнышко, едва заметное.
Wikimedia Commons
В бледно-голубой точке вся Земля в центре справа занимает менее одного пикселя.
«Бледно-голубая точка» вызвала совершенно новый экзистенциальный кризис. Одно дело видеть, как вся Земля висит в космосе. Видеть его таким маленьким, таким далеким, таким… незначительным? Это совершенно новая игра. Саган усугубил эти страхи, написав: «Эта точка бледного света бросает вызов нашим позам, нашей воображаемой собственной важности, заблуждению о том, что мы занимаем какое-то привилегированное положение во Вселенной».
Здесь я вынужден не согласиться с Карлом. Тысячи и тысячи людей смотрели на Бледно-голубую точку, читали слова Сагана и чувствовали сокрушительное ничтожество. В конце концов, мы всего лишь крохотное, бесконечно маленькое пятнышко в невообразимо огромной вселенной. Но незначительно? Не имеет большого значения? Это совершенно нелепо, если вы спросите меня.
Нет места лучше Земли
Астрономы десятилетиями исследовали звезды в поисках признаков жизни. Мы открыли тысячи планет, миллионы звезд и искали абсолютно любые признаки другой планеты, подобной нашей. Никаких не предвидится. В то время как закон чисел говорит, что существует , вероятно, других планет, на которых обитает жизнь, если мы что-то и знаем, так это то, что таких планет , а не обычных.
Из тысяч, миллионов, миллиардов, триллионов других камней во Вселенной ни в одном из них до сих пор не обнаружено ничего столь же интересного, как бактерии, не говоря уже о тараканах, или секвойях, или, что самое интересное, : Ты. Земля и жизнь, которая на ней обитает, на сегодняшний день самая важная вещь, которую мы когда-либо обнаруживали на просторах космоса.
Так что, если вы посмотрите на «Восход Земли», или «Голубой мрамор», или «Бледно-голубую точку», и вы почувствуете себя маленьким, это нормально. Ты маленький. Действительно, на самом деле маленькие. Но если вы считаете себя ничтожным , то здесь я не согласен. Мы никогда не находили ничего более захватывающего, яркого и важного, чем планета Земля.
А теперь еще раз представьте Землю. То же, что и раньше: большой синий шар, немного облаков, немного земли. Но на этот раз помните: есть только одна, и пока что это величайшая вещь во вселенной. Так что нам лучше позаботиться об этой чертовой штуке.
Источники : 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11
Хотите, чтобы мы писали факты по теме? Мы всегда ждем ваших отзывов! Пожалуйста, свяжитесь с нами, чтобы сообщить нам, что вам интересно прочитать. Ваши предложения могут быть как общими, так и конкретными, как вам нравится, от «Жизни» до «Компактных автомобилей и грузовиков» и до «Подвида водосвинки, называемого Hydrochoerus Isthmius». Мы привлечем к этому наших авторов, потому что мы хотим создавать статьи на темы, которые вас интересуют. Пожалуйста, отправьте отзыв по адресу [email protected]. Спасибо за ваше время!
Вы сомневаетесь в достоверности только что прочитанного? В Factinate мы стараемся делать все правильно. Наше доверие — это двигатель нашего успеха с турбонаддувом. Мы хотим, чтобы наши читатели доверяли нам. Нашим редакторам поручено тщательно проверять факты, в том числе находить не менее трех ссылок на каждый факт. Однако, несмотря на все наши усилия, мы иногда промахиваемся. Когда мы это делаем, мы полагаемся на то, что наши лояльные, полезные читатели укажут, как мы можем добиться большего успеха. Пожалуйста, дайте нам знать, если опубликованный нами факт является неточным (или даже если вы просто подозреваете, что он неточен), написав нам по адресу [email protected]. Спасибо за вашу помощь!
Взгляд на Землю глазами астронавта
Миссии Аполлона на Луну дали людям совершенно новый взгляд на Землю и ее естественный спутник. Описания астронавтами светящегося бело-голубого шара, висящего в космической пустоте и контрастирующего с безлюдной серой Луной, теперь были сценами, которые можно было увидеть в печати и на телевизионных экранах по всему миру. Эти изображения сыграли свою роль в переосмыслении научного и культурного понимания Земли, предполагая необходимость более внимательного изучения Земли.
В течение десятилетий после окончания программы «Аполлон», начиная с миссий «Скайлэб» в 1970-х, затем миссий «Спейс шаттл», а теперь и Международной космической станции, орбитальные местоположения были предоставлены для деятельности астронавтов, в том числе для наблюдения за чудесами нашей родной планеты. Наше «зрение», то есть наши возможности с камерами и другими технологиями, постепенно улучшалось. То, что можно узнать из наблюдений человеческим глазом, а также наблюдений с помощью камер, объективов или спутников, дает новые идеи. Эти идеи в значительной степени поддерживают и улучшают то, что мы узнаем из дистанционно управляемых спутников. Например, повторяющиеся виды одних и тех же мест на протяжении десятилетий свидетельствуют о влиянии человека на планету, а впечатления астронавтов, сопровождающие эти фотографии, добавляют слоев эмоций и интерпретаций, которые невозможно получить с помощью спутниковых снимков. Мы полагаемся на астронавтов, которые служат нам визуальными суррогатами, ежедневно сообщая нам о том, как выглядит жизнь на Земле.
Фотография Нового Орлеана, штат Луизиана, сделанная астронавтом на борту Аполлона-7 в 1968 году.
Фотография Нового Орлеана, штат Луизиана, сделанная астронавтами на борту космического корабля «Шаттл» «Челленджер» STS-51B в 1985 году.
Возьмем один город в качестве примера того, как вид Земли из космоса может изменить точку зрения человека. Немногие города в Соединенных Штатах так же любимы, как Новый Орлеан, штат Луизиана. Дом джаза, празднования Марди Гра и Мекка южной креольской кухни, город привлекает поселенцев и гостей уже более двухсот лет. Город привлекает многих своим характером, музыкой, едой и ночной жизнью. Он также привлек внимание астронавтов на орбите Земли еще во время миссии «Аполлон-7» в 1919 г.68 (сверху слева). Несмотря на то, что до получения изображений прямо над головой без облаков и использования мощных объективов оставалось несколько десятилетий, впечатление от города Полумесяца как от плоского и уязвимого места неоспоримо. Фотографии, сделанные астронавтами Аполлона и Шаттла, могут не дать много научной информации, но они закладывают основу для будущего анализа и служат напоминанием о том, как все выглядело в прошлом, до того, как произошла катастрофа.
Новый Орлеан, штат Луизиана, с Международной космической станции, 8 сентября 2005 г.
Новый Орлеан, штат Луизиана, с Международной космической станции, 28 апреля 2022 г.
Ураган «Катрина» обрушился на город Новый Орлеан летом 2005 года. В результате наводнения многие остались без крова, погибли или стали перемещенными лицами. Собственный космический центр НАСА «Стеннис» (где были собраны внешние баки космического корабля «Шаттл») находится на окраине города, а это означает, что НАСА было кровно заинтересовано в том, чтобы увидеть, насколько сильно шторм повредил этот район. Центр уже служил убежищем для перемещенных лиц, поэтому обзор его стабильности подтвердил их способность продолжать помогать сообществу.
Из-за пролетного маршрута космической станции командиру 11-й экспедиции Сергею Крикалеву и бортинженеру Джону Филлипсу потребовалась почти неделя после шторма, чтобы увидеть ущерб, нанесенный городу. Обычно яркие участки улиц и зданий были затемнены, показывая, где затопление затопило всю территорию или просто уничтожило вещи (см. Левое изображение выше). Увеличение первого изображения с помощью онлайн-инструментов НАСА позволяет понять, насколько ужасной была жизнь в городе осенью 2005 года (рекомендую искать с помощью Gateway to Astronaut Photography of Earth). Для сравнения, глядя на изображение, сделанное весной 2022 года (правое изображение вверху), сделанное почти семнадцать лет спустя, этот вид с высоты 250 миль выглядит совершенно иначе. Хотя самих людей не видно, их след на Земле более чем очевиден.
Новый Орлеан в 2005 году после урагана Катрина, вид с Международной космической станции.
Новые инструменты, такие как цифровые камеры, мощные объективы, передача цифровых файлов из космоса, онлайн-архив фотографий и даже социальные сети, помогают сделать наш мир более четким. Хотя Крикалёв и Филлипс, возможно, давали НАСА комментарии о Катрине с помощью видео или во время интервью, эти комментарии нелегко найти в Интернете. Сообщать о таких наблюдениях стало проще со временем и более широким доступом к Интернету, хотя до первого твита из космоса прошло еще четыре года. У астронавтов на самом деле нет такого стабильного доступа в Интернет через Wi-Fi, к которому мы привыкли в наших собственных домах, из-за того, как быстро они перемещаются по Земле.
Астронавт Дон Петтит работает над фотопроектом в куполе Международной космической станции в 2012 году.
Дом астронавтов в космосе, Международная космическая станция, служит испытательным полигоном для новых технологических разработок, научных открытий, образовательных программ и впечатляющих видов Земли. Одним из самых популярных мест для просмотра Земли является купол, классическая особенность многих куполообразных крыш на Земле, который на МКС направлен в сторону Земли. Купол, добавленный в 2010 году, предлагает панорамный вид и место для нескольких членов экипажа, чтобы наблюдать за внешней работой станции или прохождением Земли внизу. Многие отмечают, что это их любимое место на станции, предлагающее мирное пространство, которое заставляет их чувствовать себя связанными с жизнью на Земле.