Содержание
Многоразовая российская ракета будет приземляться как самолет
В рамках совместного проекта Фонда перспективных исследований (ФПИ) корпорации «Роскосмос» и Объединенной авиастроительной корпорации уже завершен аванпроект возвращаемого ракетного блока. Судя по сообщениям специалистов, выглядеть это будет примерно так: на высоте 59-66 километров предусматривается отделение первой ступени ракеты-носителя и ее возвращение в район старта с посадкой на обычную взлетно-посадочную полосу. В базовой конструкции возвращаемого блока будут применены поворотное прямоугольное крыло большого размаха и классическое хвостовое оперение. При возвратном полете к месту старта используется модифицированный серийный турбореактивный двигатель.
Разрабатываемая ракетно-космическая система будет выводить на солнечно-синхронную орбиту до 600 килограммов полезной нагрузки. Предварительные расчеты показывают: стоимость вывода обещает быть в полтора-два раза ниже, чем у обычных ракет подобного класса. Каждый управляемый блок рассчитан на 50 полетов без замены маршевых двигателей, работающих на криогенном топливе «жидкий кислород — сжиженный метан». Запускать ракеты планируется с мобильных комплексов.
При проектировании использован технологический задел проекта многоразового ускорителя «Байкал». По словам руководителя проектной группы ФПИ Бориса Сатовского, в рамках проведенного аванпроекта проанализирован большой объем информации и накопленный научно-технический задел по возвращаемым ступеням. Проведено сравнение нескольких альтернативных аэродинамических компоновок и произведены расчеты газодинамики и теплообмена изделия на возвратной траектории. Инженерно-конструкторские проработки показали достаточную технологическую готовность к созданию демонстратора.
Напомним: еще в середине апреля в одном из интервью Дмитрий Рогозин, который в настоящее время возглавил «Роскосмос», а тогда был в ранге вице-премьера, курирующего ракетно-космическую отрасль, заявил, что российские возвращаемые ракеты должны принципиально отличаться от возвращаемых ракет Space X из-за географических особенностей России.
Каждый управляемый блок новой ракеты рассчитан на 50 полетов без замены маршевых двигателей
«Мы же не можем, как Илон Маск, возвращать нашу ракету — они стартуют с мыса Канаверал и подгоняют морскую платформу в ту точку, в которую должна сесть первая ступень. Рули управления наверху, а она садится на двигатель. Мы-то где будем сажать ее? В Якутии? Это невозможно физически, из-за географических особенностей. Если мы хотим перейти к возвращаемым ступеням, то она должна у нас из вертикальной переложиться в горизонт и на двигателе с крылышками, которые должны раскрыться, самолетным образом вернуться на ближайший аэродром, но это уже совмещение с авиацией», — сказал тогда Дмитрий Рогозин.
О том же говорят и многие наши конструкторы. Главная мысль:
такой способ спасения первых ступеней ракеты, как у Space X, — не для России. Там есть плавучая платформа, которая может подстроиться под любое наклонение. Ступень должна возвращаться к месту старта, то есть откуда взлетела, туда и вернулась. Надо либо ее подхватывать на вертолете, либо применять в ней самолетную схему.
Надо сказать, что в России уже велись работы по созданию многоразовых космических комплексов. Так, первая ступень ракеты-носителя «Энергия» (проект «Энергия-Буран») должна была после запуска возвращаться на Землю с помощью парашютов и твердотопливной двигательной установки мягкой посадки. Но проект закрыли. В 2003 году Центр им. Хруничева продемонстрировал полноразмерный макет многоразового ракетного блока «Байкал» для первой ступени ракеты-носителя из семейства «Ангара». Как поясняли тогда эксперты, блок после отделения от второй ступени носителя должен был возвращаться на аэродром «по-самолетному».
В том же «Хруничеве» позже разрабатывался аналогичный проект для ракеты-носителя тяжелого класса («Многоразовая ракетно-космическая система», МРКС). Пять лет назад по заказу Центра им. Хруничева в Центральном аэрогидродинамическом институте имени Жуковского (ЦАГИ) проводились исследования посадочных характеристик возвращаемой ступени.
В США «частники» вовсю испытывают ракеты со стартом и последующей посадкой. Так, компания Blue Origin провела испытания одноступенчатой ракеты легкого класса, а Space X уже несколько раз удалось посадить первую ступень двухступенчатого носителя среднего класса Falcon 9. Без неудач, конечно, не обходится. У того же Маска при запуске сверхтяжелой Falcon Heavy центральный разгонный блок на плавучую платформу посадить не удалось, зато два боковых не просто вернулись, а синхронно «сели» на расстоянии каких-то метров друг от друга.
На планерных слетах в Коктебеле друзья Королева шептались: а не пошатнулся ли в уме наш Серега?
Факт остается фактом: многие спецы и у нас, и за рубежом считают, что повторное использование элемента ракеты позволит серьезно сократить стоимость коммерческих запусков. Ведь первая ступень ракеты — самая дорогая в производстве. Цена ее маршевых двигателей колеблется от 10 до 70 миллионов долларов.
Впрочем, у специалистов до сих пор нет единого мнения об экономической целесообразности «многоразовости». Многие считают, что с технической точки зрения решение, бесспорно, интересное, но если говорить о практической стороне, то это слишком затратно. На сегодняшний день важнее снижать стоимость ракеты-носителя и стоимость самой пусковой услуги.
«Если говорить о многоразовости, то в ракете максимально интересная вещь для возвращения — это двигатель, очень дорогой и сложный элемент, — сказал в одном из интервью «РГ» президент РКК «Энергия» Владимир Солнцев. — Поэтому целесообразно как раз его пытаться сделать многоразовым. Наши заделы позволяют такую задачу реализовать, ведь двигатели «Энергомаша», которые используются для ракет, — многоразовые. Например, РД-171 испытывался на 25-кратное использование. На Земле его 25 раз успешно запускали, останавливали и снова запускали».
Человечество обязательно придет к тому, что космос будет «многоразовым». Но прежде инженерам и конструкторам нужно пройти свой путь познаний техники и тех воздействий, которым ее подвергают.
Кстати
Мало кто знает, но у советского «Бурана» было много противников, в том числе среди конструкторов. Константин Феоктистов, сам ставший космонавтом, якобы прямо заявлял: многоразовость — это блеф. А Василий Мишин, говорят, именовал «Буран» не иначе как «Бурьяном». Почему? Как рассказал один из создателей нашего челнока, в прошлом — начальник отдела НПО «Энергия» Валерий Бурдаков, их незаслуженно обидели, отстранив от многоразовой тематики. А первым задумался над проектом орбитального корабля самолетной схемы Сергей Королев.
— Вот что я слышал от самого Сергея Павловича, — поделился Валерий Бурдаков. — В 1929 году планерист-паритель Королев вынашивал идею поднять планер на 6 км, а потом, с герметичной кабиной, в стратосферу. С этой идеей он поехать в Калугу к Циолковскому, чтобы подписать письмо о целесообразности такого полета. Но Циолковский раскритиковал идею. Друг Королева авиаконструктор Олег Антонов рассказывал, как на планерных слетах в Коктебеле многие шептались: а не пошатнулся ли в уме их Серега? Мол, летает на планере-бесхвостке и говорит, что он лучше всех подходит для установки на нем ЖРД. ..
«Штатная посадка Starship»: SpaceX Маска успешно приземлила ракету для полетов на Марс и Луну
- Миллиардеры
- Сергей Мингазов
Редакция Forbes
После серии высотных испытательных полетов, закончившихся взрывами, новый прототип звездолета приземлился на техасской стартовой площадке целым и невредимым
Прототип космического корабля, который SpaceX Илона Маска планирует отправить на Луну и Марс, приземлился в целости и сохранности на посадочной площадке в Южном Техасе в среду. Это было пятое высотное летное испытание Starship, который в нескольких предыдущих испытательных полетах взорвался либо во время, либо после посадки, передает The New York Times.
«Мы приземлились, Starship приземлился», — сказал инженер SpaceX Джон Инспрукер во время прямой видеотрансляции запуска SN15. После того, как ракета приземлилась, из ее основания продолжало появляться пламя от использования топлива, объяснил Инспрукер происходящее. Сразу по завершении трансляции основатель SpaceХ Илон Маск отреагировал на успешную посадку прототипа ракеты твитом: «Штатная посадка Starship!» Двигатели Raptor снова загорелись, когда машина выполнила маневр сальто непосредственно перед приземлением для штатной посадки на площадку, сообщила позже SpaceХ.
«Марс, мы идем!»: Маск назвал успешными испытания взорвавшегося при посадке космического корабля Starship
Starship стартовал с полигона в районе Бока-Чика (штат Техас) в 01:24 мск. Starship — модель космического корабля, предназначенного для полетов за пределы земной орбиты. NASA заключило с SpaceX контракт на строительство версии космического корабля, который доставит астронавтов на поверхность Луны в конце этого десятилетия. Как и во время предыдущих высотных испытательных полетов, звездолет привели в действие три двигателя Raptor, каждый из которых выключался последовательно до того, как корабль достигал заданной высоты, сообщила компания, — примерно 10 км от земли.
Илон Маск заявил о возможном пуске ракеты к Марсу в 2024 году
SN15 выполнил перенос топлива во внутренние коллекторные баки, в которых находится посадочное топливо, перед переориентацией на повторный вход и управляемый аэродинамический спуск. Спуск под активным аэродинамическим управлением осуществлялся независимым движением двух передних и двух кормовых закрылков на корабле. Все четыре закрылка приводились в действие бортовым компьютером для контроля положения Starship во время полета и обеспечили точную посадку в заданном месте. Испытательные полеты направлены на «улучшение понимания и разработку полностью многоразовой транспортной системы, предназначенной для перевозки как экипажа, так и грузов в длительных межпланетных полетах», говорится в сообщении.
May 5, 2021
Starship — это комплекс, состоящий из космического корабля и супертяжелой ракеты. Они представляют собой «полностью поддерживающую многоразовое использование систему транспортировки», разработанную для перевозки как людей, так и грузов «на орбиту Земли, Луну, Марс и еще дальше». Starship будет обладать «самой мощной в мире ракетой-носителем из когда-либо разработанных», подчеркивала компания. Он предназначен для перевозки около 100 людей и 91 тонны груза в будущих миссиях на Луну и Марс.
Сергей Мингазов
Редакция Forbes
#Илон Маск
#SpaceX
#Starship
#космический корабль
#полет на Марс
Рассылка Forbes
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях
SpaceX запускает 53 спутника Starlink, приземляет ракету в море (видео)
SpaceX запустила еще одну большую партию своих широкополосных спутников Starlink и посадила ракету на корабль в море в четверг вечером (27 октября).
Ракета Falcon 9 с 53 спутниками Starlink стартовала с базы космических сил Ванденберг в Калифорнии в четверг в 21:14. EDT (18:14 по местному калифорнийскому времени; 01:14 по Гринвичу, 28 октября).
Первая ступень Falcon 9 вернулась на Землю и совершила точную посадку менее чем через девять минут после запуска на беспилотный корабль SpaceX «Конечно, я все еще люблю тебя», который находился в Тихом океане. 9
Ракета SpaceX Falcon 9 запускает 53 интернет-спутника Starlink с калифорнийской базы космических сил Ванденберг 27 октября 2022 года. (Изображение предоставлено SpaceX)
восьмой старт и посадка для этого конкретного ускорителя, в соответствии с описанием миссии SpaceX (открывается в новой вкладке). Ракета ранее помогла запустить спутник наблюдения Земли Sentinel-6 Michael Freilich в ноябре 2020 года, зонд НАСА DART для уничтожения астероидов в ноябре 2021 года и пять других миссий Starlink.
Тем временем верхняя ступень Falcon 9 продолжала свой путь к низкой околоземной орбите, в конечном итоге развернув 53 Starlinks через 15,5 минут после запуска, как и планировалось.
Истории по теме:
SpaceX запустила более 3500 спутников для Starlink, своей интернет-мегагруппы, которая уже обслуживает клиентов по всему миру.
Многие из этих космических кораблей поднялись в воздух в этом году. В 2022 году SpaceX выполнила 49 орбитальных миссий, и почти две трети из них доставили большие партии Starlink в небо.
Примечание редактора: Эта история была обновлена, чтобы исправить время запуска SpaceX Starlink. Он также был обновлен в 21:49. EDT 27 октября с новостями об успешном запуске, посадке ракеты и развертывании спутника.
Майк Уолл является автором книги « Out There » (Grand Central Publishing, 2018; иллюстрировано Карлом Тейтом) о поисках инопланетной жизни. Подпишитесь на него в Твиттере @michaeldwall (открывается в новой вкладке) . Следите за нами в Твиттере @Spacedotcom (открывается в новой вкладке) или Facebook (открывается в новой вкладке) .
Присоединяйтесь к нашим космическим форумам, чтобы продолжать обсуждать последние миссии, ночное небо и многое другое! А если у вас есть новость, исправление или комментарий, сообщите нам об этом по адресу: [email protected].
Майкл Уолл — старший космический писатель Space. com (открывается в новой вкладке) , присоединился к команде в 2010 году. В основном он освещает экзопланеты, космические полеты и военный космос, но, как известно, увлекается космическим искусством. Его книга о поисках инопланетной жизни «Out There» была опубликована 13 ноября 2018 года. Прежде чем стать научным писателем, Майкл работал герпетологом и биологом дикой природы. У него есть докторская степень. по эволюционной биологии Сиднейского университета, Австралия, степень бакалавра Аризонского университета и диплом о высшем образовании в области научного письма Калифорнийского университета в Санта-Круз. Чтобы узнать, какой у него последний проект, вы можете подписаться на Майкла в Твиттере.
SpaceX запустила телекоммуникационный спутник и посадила ракету на корабль в море
SpaceX запустила спутник связи и посадила ракету на корабль в море рано утром в субботу (15 октября), всего через несколько часов после того, как четыре астронавта доставили домой с Международной космической станции.
Ракета Falcon 9 со спутником Eutelsat Hotbird 13F стартовала со станции космических сил на мысе Канаверал во Флориде в субботу в 1:22 утра по восточному поясному времени (05:22 по Гринвичу), в самом конце почти двухчасового окна миссии.
Первая ступень Falcon 9 вернулась на Землю менее чем через девять минут после запуска и приземлилась на беспилотный корабль SpaceX Just Read the Introduction, который находился в Атлантическом океане у побережья Флориды.
По теме: 8 способов, которыми SpaceX изменила космические полеты этот конкретный первый этап, согласно описанию миссии SpaceX (открывается в новой вкладке). Ракета-носитель также помогла запустить грузовую миссию CRS-24 SpaceX на Международную космическую станцию в декабре 2021 года и одну партию интернет-спутников компании Starlink.
Тем временем верхняя ступень Falcon 9 продолжала доставлять Hotbird 13F на орбиту. Спутник, который был построен компанией Airbus Defense and Space и будет эксплуатироваться французской компанией Eutelsat, был развернут по графику примерно через 36 минут после старта.
Истории по теме:
Hotbird 13F выходит на геостационарную орбиту на высоте около 22 300 миль (35 900 километров) над Землей. По данным Eutelsat, космический корабль и его близнец Hotbird G должны заменить три других космических корабля Hotbird, которые в настоящее время транслируют 1000 телевизионных каналов в более чем 160 миллионов домов в Европе, Северной Африке и на Ближнем Востоке. Hotbird G также будет летать на Falcon 9на орбиту, возможно, уже в следующем месяце.
Старт в субботу утром состоялся менее чем через девять часов после того, как астронавт SpaceX Crew-4 вернулся на Землю с космической станции. Капсула Crew-4 Dragon, названная Freedom, приводнилась у берегов Джексонвилля, штат Флорида, в пятницу (14 октября) в 16:55. по восточноевропейскому времени (20:55 по Гринвичу).
Примечание редактора: Эта история была обновлена в 2:15 утра по восточному поясному времени 15 октября новостями об успешном запуске, посадке ракеты и развертывании спутника.
Майк Уолл является автором книги « Out There » (Grand Central Publishing, 2018; иллюстрировано Карлом Тейтом) о поисках инопланетной жизни. Подпишитесь на него в Твиттере @michaeldwall (откроется в новой вкладке) . Следите за нами в Твиттере @Spacedotcom (открывается в новой вкладке) или Facebook (открывается в новой вкладке) .
Присоединяйтесь к нашим космическим форумам, чтобы продолжать обсуждать последние миссии, ночное небо и многое другое! А если у вас есть новость, исправление или комментарий, сообщите нам об этом по адресу: [email protected].
Майкл Уолл — старший космический писатель Space.com (открывается в новой вкладке) , присоединился к команде в 2010 году. В основном он освещает экзопланеты, космические полеты и военный космос, но, как известно, увлекается космическим искусством. Его книга о поисках инопланетной жизни «Out There» была опубликована 13 ноября 2018 года.