Какой должно быть школа будущего. Какая школа будет в будущем


Какими будут школы и вузы будущего? — Российская газета

В России 96 процентов молодых людей используют интернет для учебы. При этом 85 процентов школьников отмечают, что мобильные устройства в их классе по-прежнему запрещены. Кто лучше научит - педагог или гаджет? Какими будут школы и вузы будущего? Заменят ли хорошую лекцию дистанционные курсы и проектные кластеры? Об этом шла речь на форсайт-сессии конгресса "Инновационная практика: наука плюс бизнес", который прошел в МГУ им. Ломоносова.

- Мы хотим понять, в чем суть образовательных технологий, кто будет проводником инноваций в школах и вузах и какие компетенции нужно развивать, - рассуждает помощник президента РФ, председатель попечительского совета Российского научного фонда Андрей Фурсенко. - Можно ли отказаться от начитывания лекций, которые давным-давно есть в Интернете? Этот вопрос я задал многим уважаемым профессорам ведущих российских вузов. Все они хором начинали объяснять, что хотят видеть глаза студентов. Что они там увидят?

Форсайт-сессия стала мощным "мозговым штурмом", где ведущие эксперты из МГУ, МГПУ, МФТИ, Московского, Томского политехнических университетов напрямую общались с крупнейшими работодателями. "Роскосмос", "Русгидро", "Росэлектроника", "РЖД", "Газпром"... И каждой компании нужен свой "набор" знаний и навыков. А те, в свою очередь, меняются каждые несколько лет. Как получить суперспециалиста будущего? Научить учиться, ставить цели, искать информацию? Универсального рецепта пока нет ни у кого.

- Мы много работаем с детьми и видим, что если в начальной школе ребята еще хотят придумывать нестандартные решения поставленной задачи, то к четвертому классу большинство уже делает только то и только так, как ему сказали, и не выходит за рамки данных учителем установок. К вузу ситуация только усугубляется, - говорит директор Корпоративного университета "РусГидро" Елена Аксенова.

В вузах должен появиться менеджер, который по запросу собирает компетенции, курсы и программы, как модули или кубики "Лего"

Чтобы "не убивать" в молодом человеке творческий потенциал шаблонными схемами, во всем мире вводится проектное обучение, причем не формально, а тотально. В Голландии студенту дается задача - разработать прототип двигателя, и он выбирает для себя необходимые дисциплины: физику, математику, материаловедение... По такому же пути пошли финны, и Россия делает первые шаги.

- У нас есть дисциплина - "проектная деятельность", которая дается пяти тысячам студентов всех направлений, от экономистов до транспортников, - говорит проректор по учебной работе Московского политехнического университета Дмитрий Земцов. - К примеру, наши ребята сейчас разрабатывают коптер-платформу для сельскохозяйственных работ: дозаправка, смена батарей, обслуживание. И в этом проекте участвуют не только айтишники, но и инженеры, биотехнологи, маркетологи.

Форсайт-сессия конгресса стала мощным "мозговым штурмом", где ведущие эксперты из МГУ, МГПУ, МФТИ, Московского, Томского политехнических университетов напрямую общались с крупнейшими работодателями. Как научить учиться, ставить цели, искать информацию? Универсального рецепта пока нет. Фото: Артем Геодакян/ТАСС

Электрический мотоцикл, космический спутник, беспилотники и нейроинтерфейсы, - чтобы студенты смогли "взорвать" рынок, начинать проектную работу нужно еще в школе и бить "по всем фронтам". Детские технопарки, научные лагеря, кружки робототехники и программирования, - вот точки роста юных инноваторов.

Будущее, считают эксперты, - за смешанным обучением, когда одновременно используются и обычные занятия, и дистанционные, игровые, проектные формы. Вот только на кого учить? Над этим ломают голову и вузы и работодатели. Если спрогнозировать спрос на специалистов на ближайшие пять лет еще реально, то 10-летняя перспектива уже вызывает большие сложности.

- Мы пока плохо представляем, какие образовательные технологии будут нужны в будущем, - считает исполнительный директор по персоналу и социальной политике "Роскосмоса" Алла Вучкович. - "Роскосмос" участвовал в составлении справочника новых профессий. Их, связанных с космосом, там примерно 40. И значительная часть так или иначе состоит из присущих другим отраслям компетенций. Инженер-космодорожник, космобиолог и космогеолог, менеджер космотуризма... Все эти конвергентные профессии появятся после 2020 года. Но образовательные программы для них хорошо бы подготовить заранее. Для этого, по словам Аллы Вучкович, в вузах должна появиться новая должность - менеджер, который собирает компетенции, курсы и программы, как модули или кубики "Лего", по запросу работодателя.

Что-то подобное уже начал реализовывать Томский политех, внедрив концепцию распределенного образования. К примеру, нужен специалист наивысшего уровня в области "биотехмед". Не всегда все учителя по этим трем направлениям работают в одном вузе. Проектный офис поможет студенту найти лучшего наставника, который может работать в Томске, Москве, Берлине, Оксфорде.

А теперь спустимся из космоса на Землю. По данным Союза машиностроителей России, 30 процентов всех безработных - это молодые люди в возрасте до 29 лет. Две трети учащихся ссузов и вузов ни разу не были ни на одном предприятии и имеют слабое представление о будущей профессии. Более 70 процентов работодателей признают, что у вчерашних выпускников нет реальных практических навыков, они оторваны от конкретного производства и не могут эффективно использовать свои знания.

- Половина молодых специалистов в первые два года работы уходят из специальности, - говорит заместитель генерального директора статс-секретарь "Росэлектроники" Арсений Брыкин. - Чтобы восстановить связь "школа-вуз-предприятие", мы продвигаем федеральную программу "Работай в России". Каждый год проводим "Неделю без турникетов" - экскурсии для школьников, формируем базовые кафедры вузов непосредственно на производстве, развиваем многоуровневую программу стажировок.

И все-таки, по каким критериям продвинутый работодатель оценивает выпускника? Среди новых и модных - эмоциональный интеллект (способность понимать свои и чужие эмоции и управлять ими для решения практических задач), hard skills ("твердые" профессиональные навыки в совершенно конкретной среде) и soft skills ("мягкие" универсальные социальные навыки, к примеру, умение брать на себя ответственность), энергетический потенциал, способность к decision making (принятие решений) и time management (управление временем). В каком вузе всем этим премудростям можно научиться? Вопрос пока открыт.

rg.ru

Какой должна быть школа будущего

Школьное образование — это не просто передача знаний от учителя к ученику. С первого класса и до вручения аттестата ребенок должен не только осваивать краткий курс различных наук, но и учиться работать в команде, социализироваться и развиваться как личность. Мир меняется, а успевает ли школа за этими изменениями? Какой должна быть школа будущего, способная обеспечить ребенку условия для развития? За ответами на эти вопросы «О!» обратился к Марку Сартану, генеральному директору Центра разработки образовательных систем «Умная школа».

Марк Сартан, генеральный директор Центра разработки образовательных систем «Умная школа»

Марк Сартан, генеральный директор Центра разработки образовательных систем «Умная школа»

Школа начинается со здания

В советское время возводились типовые здания школ, соответствовавшие задачам советского образования: научить всех детей одному и тому же. Похожие классы по всему этажу, на каждом этаже одинаковая планировка, одни и те же здания на всем пространстве нашей необъятной родины. Нуждам современного образования такие строения больше не отвечают. К сожалению, новые здания российских школ чаще всего повторяют старые модели.

Школьная архитектура должна помогать в достижении образовательных целей и разрабатываться в соответствии с ними. Если мы хотим, чтобы школьное образование не сводилось к преподаванию различных предметов, а формировало личность и ее компетенции, то в здании должны быть универсальные кабинеты, а не только классы физики, географии и так далее. Классы должны быть не столько для изучения отдельных предметов, сколько для разных форм работы: групповой, индивидуальной, фронтальной.

В поездках по разным странам я видел такие школьные здания, которые соответствовали современным образовательным целям. Например, это «Айб» в Армении, школы в Финляндии.

Но главное в образовательном процессе, безусловно, не строения, а то, что происходит в их станах.

Школа — это не только классы

Идеальная школа не обособлена от мира, а наоборот, открыта ему. Именно поэтому в ней должны быть не только классы. Я считаю, что в школьном комплексе нужно в образовательных целях организовывать производство продукции, которая пользуется спросом. Это может быть теплица, мастерская — мебельная, художественная, какая угодно, в зависимости от образовательной программы. В школе должна быть возможность для художественного творчества, ведь это одна из линий развития ребенка.

Проектировщики современных школ задвигают библиотеки в подвалы, на верхние этажи, считая, что бумажные книги устарели. В каком-то смысле они правы. Но если смотреть на библиотеку как на центр обеспечения информации, а не как на просто книгохранилище, то она сразу оказывается в самом центре школы. Именно там все участники образовательных отношений — дети, родители, учителя — смогут черпать информацию для своей работы.

Сидеть за партами можно по-разному

Большую часть работы в школе дети выполняют сидя, но это не значит, что парты в три ряда с рассадкой по двое — единственный вариант. Он подходит, когда в классе ведется фронтальная работа: учитель говорит, а ученики слушают и записывают. Если предполагается дискуссия или групповая работа, у детей должна быть возможность сидеть, стоять, ходить по классу. Более того, класс должен быть приспособлен для одновременного решения разных задач: одни дети выполняют индивидуальные задания, у других групповой проект, третьи в этот момент отдыхают. Без мобильной мебели и соответствующего зонирования здесь не обойтись

Чему должна учить школа

Образование не может ориентироваться только на предметы. Ученик должен состояться как личность, уметь многое, что не укладывается в рамки одного предмета, и обладать знаниями из разных отраслей. Задача идеальной школы не просто передача знаний. Хотя бы потому, что знания устаревают, и либо их через 5−10 лет уже не хватит, либо они будут невостребованы. Сегодня многие умные люди говорят, что школа должна научить учиться.

Реальной школе не хватает полноты образовательного результата. Не хватает акцентов на том, что находится за пределами учебных дисциплин. Например, я считаю, что школа уделяет недостаточно внимания образно-художественному восприятию мира. Эта функция возложена на литературу, но ее уроки все чаще походят на литературоведение. Мировая художественная культура преподается не везде, а там, где ее изучают, она часто сводится к истории искусств. То есть опять художественная, образная составляющая вымывается. В образовательном процессе есть серьезный перекос в естественно-научную область.

Иностранные языки у нас преподаются по большей части как лингвистические дисциплины. Учат много лет, а потом не могут ни читать, ни разговаривать. А ведь язык — это средство коммуникации. Именно на этом стоит сделать акцент.

Я бы также отметил, что современной школе не хватает командных видов спорта. Физкультура больше нацелена на индивидуальное развитие, а могла бы учить работе в группе.

Задачи школы будущего

Сегодня неопределенность будущего гораздо острее, чем полвека назад. Планировать на многие годы вперед стало трудно, потому что вымирают целые профессии, очень быстро появляются новые. С каким багажом должен выходить из школы выпускник?

Мы попытались найти ответ на этот вопрос. С российским бизнесменом и благотоворителем Альбертом Авдоляном, который финансирует проект, мы определили главный образовательный результат «Умной школы»: нужно научить детей ответственно распоряжаться собственной жизнью. Потому что это позволит им принимать серьезные решения, как бы их жизнь ни сложилась и каким бы ни было будущее. Задача школы — воспитывать созидателей, которые осознают полноту своей ответственности, умеют развиваться и взаимодействовать с другими.

Отцы и дети

Современные родители, которые привыкли помогать детям с домашними заданиями, нередко жалуются, что не справляются с такой задачей. Но это мало о чем говорит: родители учились в другое время и по другим программам. Да и неправильно брать на себя функции своих детей и учиться вместо них. Другое дело, если с домашней работой не может справиться и ребенок: тогда это проблема подбора нагрузки и необходимость коррекции учебного плана, что в компетенции школы

Чтобы ребенок действительно учился, а не просто присутствовал на занятиях, школа и родители должны сотрудничать. Семья — заказчик образования, и она имеет право знать, что происходит в школе, требовать соблюдения образовательных стандартов. А вот непосредственно вмешиваться в учебный процесс родители не должны.

Школа и воспитание

Сегодня образование — это обучение плюс воспитание. Этот факт никем не оспаривается, он записан во всех нормативных документах и законе об образовании. Нельзя сказать, что современная школа не воспитывает. Она без этого жить не может, и не должна. Но часто воспитание сводится к поучению. Это не работает, и тому яркий пример как советская система образования, так и дореволюционная гимназия. В 1920-х церкви по всему СССР были разрушены комсомольцами, которые еще в царской России изучали закон Божий. А в конце ХХ века капитализм с его дикими вариациями построили выпускники советских ВУЗов, которые все сдали научный коммунизм.

Воспитывает не слово, а образ жизни. Если мы в школе говорим: «Будь честным и верным коллективу», а жизнь показывает, как нечестные побеждают, как индивидуализм важнее коллективизма, какое же тут воспитание?

Как воспитывать человека, которому в школе говорят одно, в семье он видит другое, а в жизни вообще третье? Только собственным образом жизни родителей и учителей.

Каким должен быть педагог

От хорошего учителя в наше время требуется не только быть специалистом в своем предмете и уметь найти подход к ребенку. Педагог должен уметь организовывать учебный процесс так, чтобы каждый ученик мог найти в нем себя.

От педагога не требуется суперспособности вести детей за собой. Прошло уже время вождей. Надо переходить с унификации на индивидуализацию. Мы постепенно отказываемся от идеи «Слушайте меня, дети, я знаю, что вам нужно» и приходим к другой мысли: «Я могу помочь определиться с тем, что вам надо». Дети разные, у них разная жизнь впереди, разные образовательные маршруты.

Кто может стать таким педагогом? Тот, кто способен учиться, и от возраста это не зависит. Современная образовательная система пока не очень справляется с подготовкой новых специалистов, но ситуация меняется. Мир стал сложным, в нем появился сложный человек, и он требует сложных решений.

Читайте также:

Что такое дислексия и как с ней справляться

Личный опыт: мои дети учатся в Голландии

Личный опыт: мой сын — на домашнем обучении

Беседовала: Оксана Дьяченко

Фото: Pressmaster/Vasilyev Alexandr/Ruslan Guzov/Shutterstock.com

www.kanal-o.ru

Школа будущего, какая она?

Задумывались ли вы когда-нибудь о том, как будет выглядеть школа будущего? Нет? А мы попробовали представить себе такую школу...

Читайте также:

Как выучить иностранный язык самостоятельно

Где учиться дешевле?

10 причин «забить» на работу

Компьютеры. Конечно же, все школы будут полностью компьютеризированы. Причем в довольно скором времени. Правда, все компьютерные классы будут проходить у старшего поколения, ведь если дети с первого класса засядут за машины, то они даже писать не научатся от руки.

Оценки. Их, наверняка, станет больше. Возможно, будет введена 100-бальная система оценок. Ведь чем больше отметок, тем школьникам легче учиться, учителям учить, а родителям видеть, как учатся их дети. В данный момент та же "пятёрка" может быть у разных детей разная - у кого-то с натяжкой, у кого-то наоборот очень хорошая, твёрдая. Классные журналы в будущем тоже исчерпают себя и уйдут в небытие. Компьютеры и Интернет будут заменять бумажные документы.

Интерьер. Когда давным-давно по всей России стали образовываться учебные заведения, то они были больше похожи на тюрьмы. Тем более, в те времена люди ещё не понимали, зачем нужно учиться. В общем, школы выглядели так: пол, стены, потолок, столы, стулья и всё. Но с каждым годом школы становились всё более обустроенными. Так что, скорее всего, в будущем понятие "Школа - это второй дом" будет полностью оправданным. Наверняка голые стены будут оклеены обоями, повсюду будут стоять мягкие диваны и кресла. Остается надеяться, что в будущем дети не будут сходить с ума и перестанут сбивать всё живое на своём пути.

Учителя и ученики. В школе никогда не будут преподавать низкоквалифицорованные люди. Все учителя будут проходить тщательное собеседование. Ну а ученики, как были все разными, так такими же навсегда и останутся. Кто-то будет учиться лучше, кто-то хуже, кто-то будет принимать участие в развлекательных школьных мероприятиях (а таких мероприятий в будущем будет ещё больше чем сейчас!), а кто-то, наоборот, в научных конференциях.

Развлечения. Уже сейчас многие школы практикуют совместные поездки, походы, экскурсионные туры. В будущем их должно стать больше и они должны входить в обязательную программу обучения. Таким образом, качество образования тоже улучшается. В каждой школе будет спортивный клуб с секциями. Также в комплексе будут проходить соревнования (между школ или между классами).

Как вы видите себе школу будущего? Что будет в ней такого, чего не было в школьные годы у вас?

Татьяна, 19: В мои годы не было возможности доступа в Интернет во время уроков информатики. Какой-никакой, а все же отдых. Еще, мне кажется, что не должно быть ЕГЭ. Так, как выпускалась из школы я – намного продуктивнее и полезнее. Я сдавала обычные экзамены – письменные и устные. Уроки физкультуры не должны быть обязательными, особенно – в старших классах.

Маргарита, 18: Было бы продуктивнее ввести лекционно-семинарскую систему. Но подход к каждому ученику, тем не менее, должен быть индивидуальным. В моей старой школе все непрофильные предметы, которые были мне абсолютно неинтересны, были обязательны для посещения. Я считаю, что это неправильно. Обучение не должно навязываться школьнику и вызывать негативные эмоции. Что касается самоуправления, школьные выезды должны организовываться чаще.

Алексей, 23: С оптимистической точки зрения, школа будущего сохранит советскую систему "насыщения учеников знаниями", при этом начнёт давать главное - навыки применимые в жизни. Умение общаться, самостоятельно добывать информацию, критически мыслить и всячески стремиться к развитию и самосовершенствованию. Надеюсь, что школа вернёт общечеловеческие ценности, а этика и эстетика будут её краеугольным камнем.

Но реально, я очень боюсь полной деградации нашего образования. В данный момент в нашем образовании всё больше американизма. А подписанное в 1999 году Болонское соглашение может загубить то, что уже есть. Людям не наученным мыслить самостоятельно, хотят дать право выбора - учить или не учить математику, физику, химию, историю. Всё это приведет к деградации общества - отсутствия у выпускников кругозора и элементарных знаний. В 21 веке школа уже забыла, что такое нравственность и мораль, и меня сильно коробит, когда я вижу 6-классниц в стрингах и мини-юбках, а 8-классниц обсуждающих у подъезда очередной минет.

Татьяна, 22: Школа будущего мне представляется так: техника, техника и еще раз техника, хорошо это или плохо, не берусь судить, думаю, учителей все -таки техника или компьютеры-роботы заменять не должны, живое общение лучше всего. Хотелось бы, чтобы в школе будущего была шире программа. Например, танцы для девочек стали бы обязательными, а также этикет и др. В общем, предметов, которые бы пригодились на практике в жизни должно быть больше.

Маша Шибанова

Читать эту статью на английском: School of the Future, what is it?

www.yoki.ru

Какой должно быть школа будущего.

Модернизация и инновационное развитие - единственный путь, который позволит России стать конкурентным обществом в мире 21-го века, обеспечить достойную жизнь всем нашим гражданам. В условиях решения этих стратегических задач важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Все эти навыки формируются с детства. Школа является критически важным элементом в этом процессе. Главные задачи современной школы - раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации.

Школа будущего

Какими характеристиками должна обладать школа в 21-м веке?

Новая школа - это институт, соответствующий целям опережающего развития. В школе будет обеспечено изучение не только достижений прошлого, но и технологий, которые пригодятся в будущем. Ребята будут вовлечены в исследовательские проекты и творческие занятия, чтобы научиться изобретать, понимать и осваивать новое, выражать собственные мысли, принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности.Новая школа - это школа для всех. В любой школе будет обеспечиваться успешная социализация детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Будут учитываться возрастные особенности школьников, по-разному организовано обучение на начальной, основной и старшей ступени.Новая школа - это новые учителя, открытые ко всему новому, понимающие детскую психологию и особенности развития школьников, хорошо знающие свой предмет. Задача учителя - помочь ребятам найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми. Чуткие, внимательные и восприимчивые к интересам школьников, открытые ко всему новому учителя - ключевая особенность школы будущего. В такой школе изменится роль директора, повысится степень его свободы и уровень ответственности.Новая школа - это центр взаимодействия как с родителями и местным сообществом, так и с учреждениями культуры, здравоохранения, спорта, досуга, другими организациями социальной сферы. Школы как центры досуга будут открыты в будние и воскресные дни, а школьные праздники, концерты, спектакли, спортивные мероприятия будут местом семейного отдыха.Новая школа - это современная инфраструктура. Школы станут современными зданиями - школами нашей мечты, с оригинальными архитектурными и дизайнерскими решениями, с добротной и функциональной школьной архитектурой - столовой с вкусной и здоровой едой, медиатекой и библиотекой, высокотехнологичным учебным оборудованием, широкополосным Интернетом, грамотными учебниками и интерактивными учебными пособиями, условиями для занятий спортом и творчеством.Новая школа - это современная система оценки качества образования, которая должна обеспечивать нас достоверной информацией о том, как работают и отдельные образовательные учреждения, и система образования в целом.

Основные направления развития общего образования

Переход на новые образовательные стандарты

От стандартов, содержащих подробный перечень тем по каждому предмету, обязательных для изучения каждым учеником, будет осуществлен переход на новые стандарты - требования о том, какими должны быть школьные программы, какие результаты должны продемонстрировать дети, какие условия должны быть созданы в школе для достижения этих результатов.В любой образовательной программе будет две части: обязательная и та, которая формируется школой. Чем старше ступень, тем больше возможности выбора. Новый стандарт предусматривает внеаудиторную занятость - кружки, спортивные секции, различного рода творческие занятия.Результат образования - это не только знания по конкретным дисциплинам, но и умение применять их в повседневной жизни, использовать в дальнейшем обучении. Ученик должен обладать целостным социально-ориентированным взглядом на мир в его единстве и разнообразии природы, народов, культур, религий. Это возможно лишь в результате объединения усилий учителей разных предметов.В школе должны быть созданы кадровые, материально-технические и другие условия, обеспечивающие развитие образовательной инфраструктуры в соответствии с требованиями времени. Финансовое обеспечение будет построено на принципах нормативно-подушевого финансирования ("деньги следуют за учеником"), переход на которое планируется завершить во всех субъектах Российской Федерации в ближайшие три года. При этом средства будут поступать и в муниципалитеты, и в каждую школу по нормативу независимо от форм собственности.Чтобы работа по стандартам была эффективной, предстоит развивать систему оценки качества образования. Нужна независимая проверка знаний школьников, в том числе - при их переходе из 4-го в 5-й и из 9-го в 10-й классы. Механизмы независимой оценки могут создаваться силами профессионально-педагогических союзов и ассоциаций. Россия будет продолжать участвовать в международных сравнительных исследованиях качества образования, создавать методики сопоставления качества образования в различных муниципалитетах и регионах.Уже в 2010 году мы введем новые требования к качеству образования, расширив список документов, характеризующих успехи каждого школьника. Единый государственный экзамен должен оставаться основным, но не единственным способом проверки качества образования. Кроме того, мы введём мониторинг и комплексную оценку академических достижений ученика, его компетенций и способностей. Программы обучения старшеклассников будут увязаны с дальнейшим выбором специальности.

Развитие системы поддержки талантливых детей

В ближайшие годы в России будет выстроена разветвленная система поиска, поддержки и сопровождения талантливых детей.

Необходимо развивать творческую среду для выявления особо одаренных ребят в каждой общеобразовательной школе. Старшеклассникам нужно предоставить возможность обучения в заочных, очно-заочных и дистанционных школах, позволяющих им независимо от места проживания осваивать программы профильной подготовки. Требуется развивать систему олимпиад и конкурсов школьников, практику дополнительного образования, отработать механизмы учета индивидуальных достижений обучающихся при приеме в вузы.Одновременно следует развивать систему поддержки сформировавшихся талантливых детей. Это, прежде всего, образовательные учреждения круглосуточного пребывания. Следует распространять имеющийся опыт деятельности физико-математических школ и интернатов при ряде университетов России. Для ребят, проявивших свои таланты в различных областях деятельности, будут организованы слеты, летние и зимние школы, конференции, семинары и другие мероприятия, поддерживающие сформировавшуюся одаренность.Работа с одаренными детьми должна быть экономически целесообразной. Норматив подушевого финансирования следует определять в соответствии с особенностями школьников, а не только образовательного учреждения. Учитель, благодаря которому школьник добился высоких результатов, должен получать значительные стимулирующие выплаты.

Совершенствование учительского корпуса

Необходимо внедрить систему моральных и материальных стимулов поддержки отечественного учительства. А главное - привлечь к учительской профессии молодых талантливых людей.Система моральной поддержки - это уже сложившиеся конкурсы педагогов ("Учитель года", "Воспитать человека", "Сердце отдаю детям" и др.), масштабный и действенный механизм поддержки лучших учителей в рамках приоритетного национального проекта "Образование". Такая практика будет расширяться на уровне субъектов Российской Федерации. Повышению престижа профессии будут способствовать мероприятия, которые планируется провести в связи с объявлением 2010 года в России Годом Учителя.Система материальной поддержки - это не только дальнейшее увеличение фондов оплаты труда, но и создание такого механизма оплаты труда, который позволит стимулировать лучших учителей вне зависимости от стажа их работы, а значит привлекать в школу молодых преподавателей. Как показывает опыт региональных пилотных проектов, зарплата может и должна зависеть от качества и результатов педагогической деятельности, оцененных с участием школьных советов, а комплекс современных финансово-экономических механизмов реально приводит к росту оплаты труда учителей. Работа по введению новых систем оплаты труда должна быть также завершена во всех субъектах Российской Федерации в течение ближайших трех лет.Еще одним стимулом должна стать аттестация педагогических и управленческих кадров - периодическое подтверждение квалификации педагога, её соответствия задачам, стоящим перед школой. Принципиально обновлены квалификационные требования и квалификационные характеристики учителей, центральное место в них занимают профессиональные педагогические компетентности. Не должно быть никаких бюрократических препятствий для учителей, в том числе молодых, желающих подтвердить высокий уровень квалификации ранее установленных сроков.Предстоит серьезно модернизировать систему педагогического образования. Педагогические вузы должны быть постепенно преобразованы либо в крупные базовые центры подготовки учителей, либо в факультеты классических университетов.Не реже одного раза в пять лет учителя и директора школ повышают квалификацию. Соответствующие программы должны гибко изменяться в зависимости от интересов педагогов, а значит - от образовательных потребностей детей. Средства на повышение квалификации нужно предоставлять коллективам школ также на принципах подушевого финансирования, чтобы педагоги могли выбирать и программы, и образовательные учреждения, в числе которых - не только институты повышения квалификации, но и, к примеру, педагогические, классические университеты. Необходимо сформировать в регионах банки данных организаций, предлагающих соответствующие образовательные программы. При этом директора и лучшие учителя должны иметь возможность обучаться в других регионах, чтобы иметь представление об инновационном опыте соседей.В системе педагогического образования, переподготовки и повышения квалификации следует распространять опыт лучших учителей. Педагогическая практика студентов профильных вузов и стажировки уже работающих педагогов должны проходить на базе школ, успешно реализовавших свои инновационные программы, прежде всего, в рамках приоритетного национального проекта "Образование".Отдельная задача - привлечение в школу учителей, не имеющих базового педагогического образования. Пройдя психолого-педагогическую подготовку, освоив новые образовательные технологии, они смогут продемонстрировать детям - в первую очередь, старшеклассникам, выбравшим профиль обучения, свой богатый профессиональный опыт.

Изменение школьной инфраструктуры

Облик школ должен значительно измениться. Мы получим реальную отдачу, если школа станет центром творчества и информации, насыщенной интеллектуальной и спортивной жизни. В каждом образовательном учреждении должна быть создана универсальная безбарьерная среда, позволяющая обеспечить полноценную интеграцию детей-инвалидов. В 2010 году будет принята пятилетняя государственная программа "Доступная среда", направленная на решение этой проблемы.С помощью архитектурного конкурса будут выбраны новые проекты строительства и реконструкции школьных зданий, которые начнут использоваться повсеместно с 2011 года: нужно сконструировать "умное", современное здание.Предстоит обновить нормы проектирования и строительства школьных зданий и сооружений, санитарные правила и нормативы питания, требования к организации медицинского обслуживания учеников и к обеспечению школьной безопасности. Системы отопления и кондиционирования зданий должны обеспечивать необходимую температуру в любое время года. Школы должны быть обеспечены питьевой водой и душевыми. В сельских школах необходимо отработать эффективные механизмы подвоза учащихся, в том числе требования к школьным автобусам. Обслуживанием школьной инфраструктуры могут на конкурсной основе заниматься малые и средние предприятия. Это касается, в первую очередь, организации школьного питания, коммунального обслуживания, ремонтных и строительных работ. От строителей и обслуживающих организаций мы будем требовать неукоснительное обеспечение безопасности школьных зданий - нельзя допускать проведение занятий в аварийных, ветхих, приспособленных помещениях, представляющих угрозу для жизни и здоровья детей. Другое требование - внедрять современные дизайнерские решения, обеспечивающие комфортную школьную среду. Архитектура школьного пространства должна позволять эффективно организовывать проектную деятельность, занятия в малых группах, самые разные формы работы с детьми.

Сохранение и укрепление здоровья школьников

Дети проводят в школе значительную часть дня, и сохранение, укрепление их физического, психического здоровья - дело не только семьи, но и педагогов. Здоровье человека - важный показатель его личного успеха. Если у молодёжи появится привычка к занятиям спортом, будут решены и такие острые проблемы, как наркомания, алкоголизм, детская безнадзорность.Сбалансированное горячее питание, медицинское обслуживание, включающее своевременную диспансеризацию, спортивные занятия, в том числе внеурочные, реализация профилактических программ, обсуждение с детьми вопросов здорового образа жизни - все это будет влиять на улучшение их здоровья. Кроме того, должен быть осуществлен переход от обязательных для всех мероприятий к индивидуальным программам развития здоровья школьников. В 2010 году будет введен новый норматив занятий физкультурой - не менее трёх часов в неделю с учётом индивидуальных особенностей детей.Именно индивидуальный подход предполагает использование современных образовательных технологий и создание образовательных программ, которые вызовут у ребенка интерес к учебе. Практика индивидуального обучения с учетом возрастных особенностей, изучение предметов по выбору, общее снижение аудиторной нагрузки в форме классических учебных занятий позитивно скажутся на здоровье школьников. Но здесь нужны не только меры со стороны взрослых. Намного важнее пробудить в детях желание заботиться о своем здоровье, основанное на их заинтересованности в учебе, выборе курсов, адекватных индивидуальным интересам и склонностям. Насыщенная, интересная и увлекательная школьная жизнь станет важнейшим условием сохранения и укрепления здоровья.

Расширение самостоятельности школ

Школа должна стать более самостоятельной как в составлении индивидуальных образовательных программ, так и в расходовании финансовых средств. С 2010 года самостоятельность получат школы, ставшие победителями конкурсов приоритетного национального проекта "Образование", и школы, преобразованные в автономные учреждения. Требуемая отчётность таких школ будет резко сокращена в обмен на открытость информации о результатах работы. С их директорами будут заключены контракты, предусматривающие особые условия труда с учетом качества работы.Мы законодательно закрепим равенство государственных и частных общеобразовательных учреждений, предоставив семьям более широкие возможности выбора школы. Целесообразно также развитие концессионных механизмов для привлечения к управлению школами частных инвесторов.Ученикам будет предоставлен доступ к урокам лучших преподавателей с использованием технологий дистанционного образования, в том числе в рамках дополнительного образования. Это особенно важно для малокомплектных школ, для удалённых школ, в целом для российской провинции.Ключевыми механизмами реализации инициативы должны стать как проектные, так и программные методы работы. Направления деятельности будут осуществляться в рамках приоритетного национального проекта "Образование", Федеральной целевой программы развития образования и Федеральной целевой программы Научные и научно-педагогические кадры инновационной России. От того, как будет устроена школьная действительность, какой будет система отношений школы и общества, насколько интеллектуальным и современным мы сможем сделать общее образование, зависит благосостояние наших детей, внуков, всех будущих поколений. Именно поэтому инициатива "Наша новая школа" должна стать делом всего нашего общества.

infourok.ru

Сочинение на тему Школа будущего

Сейчас моя школа обыкновенная, но в будущем она станет другой. Я думаю, что в ней появятся специальные двери, чтобы проходить, по специальным ключам; электронные учебники и тетради. Кабинеты будут с новым оборудованием. Учителей не будет, а будут голограммы Вместо обычных столов, будут летающие столы, а портфелей не будет, будут маленькие сумочки для планшетов . Ручки будут специальные для планшетов.

Игровые телефоны будут большие, с играми для мозга. Форма будет свободная, и можно надевать разную одежду.Спортзалы будут оборудованы специальными тренажерами, для детей разного возраста.

На территории школы появятся площадки для детей разного возраста. Школа с уличной стороны будет выглядеть по-другому, там будет нарисована природа с животными и детьми. Такой я вижу свою школу через много лет.В моем представлении, дети станут счастливыми в школе будущего.

Сочинение 2

Школа будущего – это такая школа, которая ждёт нас через несколько десятилетий. Скорее всего концепция школы не изменится, ученики будут учить материал, сдавть экзамены, поступать в вузы, но то как будет выглядеть сама школа – это уже совсем другой вопрос. Весь современный мир становится всё более и более компьютезированным и технологичным. Даже сейчас в школах происходят многие изменения, которые ещё пол века назад будоражили бы умы учащихся: электронные дневники, компьютерные классы, в каждом классе проекторы, все экзамены сдаются под камерами в онлайн режиме, вся система образования из консерваторской переходит в систему образования будущего.

Скорее всего каждые десять лет эти изменения будут становиться всё заметнее. Я пошёл в первый класс школы в 2009 году и даже тогда, девять лет назад не было всех этих устройств. Сейчас же они есть абсолютно в любой, даже самой небольшой школе.

Также надо заметить, что меняется формат экзаменов. Ещё наши родители вытягивали билет сдавая экзамен и вот теперь через небольшой промежуток времени, появились столь практичные задания в форме тестов. Теперь поступление в институты стало более открытым и честным.Также не стоит забывать о учителях. Я думаю, что совсем скоро их заменят компьютеры, а потом и роботы в которых будут встроенные специальные датчики. Скорее всего уже наши дети не смогут писать мелом на такой родной зелёной доске, я думаю, что вместо них будут использоваться интерактивные доски абсолютно повсеместно.

Но я считаю, что самое важное абсолютно в любом случае – оставаться хорошим, прилежным, усидчивым учеником.  Только в этом случае ты получишь качественное образование, вне зависимости от того, кто тебя обучает: робот или обычный учитель. Только когда ты полюбишь школу, вне зависимости от того технологичная она или нет, тебе будет нравиться обучение. А вообще, с очень большой вероятностью школа всё таки изменится и я надеюсь, что в лучшую сторону. Но всё таки повторюсь, что не важно как выглядит сама школа, а важно качество твоих знаний, которые тебе предстоит пронести через всю жизнь.  Ведь именно от них зависит, насколько лёгкий или тяжёлый будет твой жизненный путь.

Другие сочинения:

Несколько интересных сочинений

sochinite.ru

Какой быть школе в будущем

Уклад и среда школы

Тезис:

Школа будущего - это в первую очередь детско-взрослая образовательная общность, имеющая социокультурную миссию. От мощности и целей образовательной общности в целом зависят возможности каждого ребенка. Миссии школы должен соответствовать уклад.

Современный быстро меняющийся мир требует от человека не набора застывших знаний и умений, а способности мышления, понимания, рефлексии, действия, коммуникации, воображения. Уклад школы будущего не может и дальше базироваться на классно-урочной системе, нужны такие новые формы деятельности, как исследовательская, проектная, управленческая, конструкторская, игровая.

Школа будущего должна быть открыта для родителей, социума, представителей внеобразовательных сфер. Для того чтобы уже в школе учащиеся имели образцы настоящей, преобразующей мир взрослой жизни, необходимо взаимодействие детей и взрослых - представителей науки, бизнеса, искусства, финансовой системы, а также новые формы: детско-взрослые производства, банк, театр, конструкторское бюро и так далее.

Принципиален для школы будущего вопрос взаимопонимания и взаимодействия всех членов детско-взрослой общности. Для этого должны быть созданы такие формы коммуникации, при которых каждый мог бы быть услышанным и понятым.

Мнения

Школьники Западного округа:

- Школа будущего - это школа, которая дает полноценные знания и растит успешную личность. Успешным может быть человек, который умеет грамотно строить общение с различными группами людей. У нас в Западном округе есть опыт взаимодействия в работе над социальными проектами. Социальные проекты позволяют нам реализовать себя и попробовать в разных ролях. Такой опыт необходим каждому.

- Мы считаем, что должны быть военно-патриотические связи не только с ветеранами, но и с ныне действующими военными.

- Мы думаем, что школа будущего должна воспитывать лидеров, которые могли бы организовать любое мероприятие, нести ответственность не только за себя, но и за людей, которых они организовали.

- Уклад школы не должен замыкаться на отношениях «учитель - ученик», школа не должна замыкаться в своих стенах.

- В школе будущего должны быть творческие учителя, должна осуществляться совместная деятельность учеников, родителей и учителей, должны быть интересные досуговые программы.

- В школе будущего должно быть комфортно как ученику, так и учителям.

Содержание образования

в школе будущего

Тезис:

Основные направления изменения содержания образования в школе будущего видятся такими:

- должны быть разработаны формы индивидуализации обучения - созданы условия для освоения разных содержаний для разных учащихся;

- должно быть введено деятельностное содержание образования - исследовательская, проектная, конструкторская и менеджерская практическая деятельность и обучение;

- должен быть введен в содержание образования компетентностный подход, основанный на способностях, содержанием в нем становятся коммуникативные способности понимания, ориентировка в типах занятости, самоопределение, умение работать в проблемных и задачных ситуациях;

- в системе образования должно быть пространство обсуждения новых знаний, перспективных тенденций развития производства, организационных реформ и всех вопросов, связанных с будущим;

- должна пройти переорганизация учебных предметов на основе интеграции и метапредметов без потери качества освоения предметных дисциплин, главная задача интеграции - воспроизводство знаний и развитие рефлексивного мышления;

- содержание образования должно рассматриваться исходя из вопросов обновления знаний, поисковых и иных сетевых технологий, анимации и иных форм представления знаний, освоения методов работы с большими объемами данных.

Мнения

Школьники Северного округа:

- Школа будущего должна учить и давать знания, которые можно использовать в любой момент жизни. Имея такие знания, мы сможем приобрести позже настоящие большие знания.

- Мне кажется, что нам нужна эпистематека - хранилище знаний, мы хотели бы через интернет иметь возможность получать информацию о новейших знаниях, перспективных, развивающих.

- Нам нужно напрямую общаться с учеными, которые решают глобальные проблемы, использовать в полной мере возможности современных компьютеров.

- Школа будущего должна учить тому, что будет в ХХII веке.

- В школе будущего должна быть проектная деятельность, развивающая такие важные качества, как ответственность, проектное мышление и так далее.

- Школа будущего должна учить, как развивать собственное мышление. Развивая собственное мышление, мы сможем достойно встретить все жизненные ситуации, находить новые способы решения проблем и вычленять наиболее рациональные идеи.

- Нам кажется очень важной работа в открытых зонах.

- Интересно было бы в школе будущего выдвигать свои собственные гипотезы и версии по поводу развития, установить диалоги с учеными, с их помощью находить ответы на важные вопросы.

Школьники Южного округа:

- Важным качеством школы будущего должно стать то, что она не будет ограничивать выпускников только получением знаний. Например, в нашей теперешней школе есть возможность не только получить хорошие знания, но и вести исследовательскую деятельность в разных областях - и в гуманитарной, и в естественно-научной. Это позволяет нам попробовать себя в качестве настоящих ученых, повысить уровень собственных знаний и узнать много интересного, выбрать профиль обучения и сменить его в случае, если он не будет подходить.

- Во время наших летних экспедиций мы получаем возможность расширить свой кругозор, выбрать для себя интересующую нас область, может быть, даже не связанную с учебной.

- Мы думаем, что в школе будущего будут такие виды спорта, как шахматы.

- Школа будущего должна помогать ученику выбрать профессиональный профиль и обучить культуре выбора.

Школьники Северо-Восточного округа:

- Способности - суть индивидуальность, многие ученики исходя из своих интересов учатся в учреждениях дополнительного образования, поэтому нам кажется, что в школе будущего нужно развивать эти способности внутри школы.

- Имеет смысл перенять опыт западного образования, где ученики сами выбирают себе профильные предметы, это помогло бы определиться в будущем с выбором профессии и высшего образования.

- Школа - это маленькая жизнь, она должна развивать те способности, которые пригодятся в большой жизни.

- Школа должна дарить тепло и радость ученикам и учителям.

- В школе будущего должно развиваться как приоритетное направление воспитание лидерства, чтобы ученики не стеснялись выступать перед публикой, не бояться высказывать свое мнение.

- Самое главное - участие учеников в общественной работе, это поможет им раскрепощаться и развиваться как личностям, общаться не только со сверстниками, одноклассниками, но и с учителями, чувствовать себя увереннее, понять, на что ты способен.

Информатизация

Тезис:

Информационная среда должна сопровождать учащегося в школе и вне школы (тут нужно использовать мобильные и домашние средства информационных технологий), обеспечивать аудиовизуальную поддержку учебного процесса, в том числе дополнительного образования, театра и так далее.

Электронные информационные технологии должны использоваться для ввода информации, фиксации объектов и процессов, обработки информации, передачи информации и так далее.

Деятельностные технологии моделирования, проектирования и управления осваиваются учащимся в конструктивной материально и информационной среде, соединяющей наглядность и деятельность.

Среда вне школы должна стать источником задач, решаемых учащимися, инструментом и источником информации для решения этих задач и местом реализации этих решений.

Мнения

Школьники Зеленограда:

- Наш город по праву считается городом высоких технологий, в наших школах активно используются информационные технологии, у нас есть свои школьные сайты, мы занимаемся разработкой различных медиапроектов. В школе будущего должно быть широкое информационное пространство, внедрение информационных технологий в образовательный процесс, доступ в интернет с любого рабочего места.

- У нас в школе есть свое телевидение, свой радиоузел, это должно быть в каждой школе, у каждой школы должны быть свои газеты.

- В школе будущего должны быть учебники на цифровых носителях, чтобы можно было когда угодно обратиться к любому учебному ресурсу.

- Школа будущего должна стать школой информатизации.

- Мы живем в Москве, но не секрет, что есть школы, которые оснащены учебным оборудованием, вопрос в том, насколько эффективно оно используется и используется ли вообще, насколько школы оснащены современными программами.

- Зачем тогда учителя, если у нас есть новые компьютерные технологии?

Прорывные проекты

Тезис:

Школа будущего должна предоставить ребенку плацдармы, где он мог бы применять те знания, которые у него есть, с тем, чтобы порождать принципиально новые знания, двигающие вперед и науку, и общественную практику в целом.

Вокруг школы будущего должна быть выращена специальная образовательная среда, включающая в себя детско-взрослые научно-образовательные производства, инвестиционный банк, киностудию и телевизионную студию, рекламное агентство, укомплектованные детско-взрослые исследовательские лаборатории и так далее.

Мнения

Школьники Северо-Западного округа:

- Школа будущего уже есть в нашем округе - это Школа генеральных конструкторов. Наша работа интересна науке, образованию, промышленности, ведь сегодня все заинтересованы в том, чтобы будущие профессии были связаны с разработкой передовых технологий.

- Мы занимаемся прорывными проектами по реальному проектированию, мы учимся проектировать реальные вещи для самолетостроения, микроэлектроники, ядерной энергетики и так далее.

- Школа будущего должна стать школой реальных дел на благо округа и города.

- Главную задачу школы будущего мы видим в ознакомлении школьников с передовыми технологиями.

- Как будущим ученым, хотелось бы узнать, какими направлениями нужно заниматься уже сейчас.

- Школа будущего должна знакомить нас с передовыми банковскими, рекламными технологиями, технологиями в культуре и других сферах жизни.

- Эксперимент по интеграции науки, образования, промышленности, который идет в нашем округе, - это и есть шаг в будущее.

Школьники Юго-Западного округа:

- У нас прорывной проект - «Ярмарка идей на Юго-Западе», который уже давно стал смотром социальных проектов, выполненных молодыми людьми.

Мировоззрение, способности, компетенции

Задание на дом:

Мы предлагаем всем заинтересованным в проекте «Строим школу будущего» старшеклассникам ответить на такие вопросы:

1. Какие самые главные ценности обязательно должны быть у учащегося школы будущего?

2. Должны ли изменяться те ценности, которые есть сегодня у учащихся моего класса или школы?

3. На какие культурные образцы, на каких героев мы сегодня ориентируемся и на какие должны ориентироваться в жизни?

4. Какую роль играют в нашей жизни традиционные российские ценности, и должны ли они сохраняться в современных условиях?

5. Чем взгляды на жизнь сегодняшнего поколения школьников отличаются от взглядов поколения их родителей?

6. Должны ли мы уметь вести конструктивный разговор с людьми - носителями иного мировоззрения, другой национальности, другого вероисповедания, принадлежащим к разным социальным слоям, разным поколениям?

7. Какие жизненные цели сейчас главные для нас, и позволяет ли школа начать их реализовывать?

8. Каких способностей мне не хватает сегодня для того, чтобы эффективно участвовать в социальной жизни?

9. Какие способности должны развиваться у учащихся школы будущего помимо того, что есть сейчас у меня?

10. Что должны уметь понимать ученик школы будущего и учитель школы будущего, какие задачи они должны уметь решать, с какими ситуациями справляться?

11. В чем сегодня чувствуется острый дефицит с точки зрения моей подготовленности к выбору профессии, к работе, к общению с разными категориями людей?

Ответы на вопрос мы ждем по адресу: [email protected]

Подведение итогов конференции

Организаторы дали пять минут на того, чтобы ребята смогли высказать свое мнение и подвести итоги дискуссии. Для этого были определены лидеры, которым доверили это важное дело. Итак, выводы были такими:

В школе будущего мы видим активное развитие кружков для общения, профильного обучения. Немалую роль будет играть самоуправление, множество проблем в школьной жизни будут решать старшеклассники и сам школьный коллектив.

В школе будущего, конечно же, упор должен быть сделан на образовании путем внедрения современных технологий и современных методов обучения. Таких, как введение игровых форм обучения для учеников младших классов, отведение времени на уроках для самообразования, то есть для исследования, анализирования и использования получаемой информации. Проектная деятельность должна стать в школе будущего одной из самых важных.

В школе будущего ученики должны готовиться как взрослые лидеры, ученики должны сами организовывать все мероприятия, беря на себя роль взрослых людей. В результате после окончания школы дети быстро вольются во взрослую жизнь и добьются в ней наибольшего успеха.

В школе будущего должны воспитывать не только лидерские качества, но и дух коллективизма. Мероприятия должны быть организованы не только внутри школы, они должны объединять и школьников Москвы, и других регионов России, было бы великолепно, если бы еще и разных стран.

В школе будущего должно быть международное взаимодействие. Для этого нужно расширить изучение иностранных языков - не только английский, немецкий и французский, дети должны изучать еще и итальянский, испанский, китайский, японский языки, культуру этих стран и народов.

В школе будущего должна быть тесной взаимосвязь учеников, учителей и родителей. Для развития этой взаимосвязи нужно иметь совет школы, в рамках которого они могли бы обсуждать все проблемы школы. Самое важное, чтобы в процессе этого общения были сделаны выводы и найдены решения проблем с учетом мнения учеников.

www.ug.ru

5 критериев, которым должна отвечать школа будущего

Об идеальной школе будущего мечтают все: учителя, родители и, конечно же, сами дети. И хотя все предсказуемо расходятся в деталях, общее направление движения можно определить уже сейчас. «Мел» собрал мнения экспертов о том, чему и как должна учить школа будущего.

Рассылка «Мела»

Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу

1. Развивать индивидуальность

Рустам Байбурин

заместитель директора Лицея НИУ ВШЭ по развитию

Сегодняшней школе становится всё сложнее выдерживать конкуренцию с альтернативными формами образования. Школа уже давно не единственный источник знаний. Поэтому возможным вариантом сохранения школы как института станет её постепенное превращение в своеобразный «центр управления полётами», где школьнику в первую очередь помогают двигаться в индивидуальном темпе и с привлечением тех образовательных ресурсов, которые необходимы для запланированной цели развития.

Должна произойти децентрация, и выиграют школы, которые перестанут противопоставлять себя другим образовательным возможностям, а будут с ними кооперироваться для лучших результатов своих выпускников. В классической школе школьник был объектом образовательной деятельности. Над ним совершали педагогические действия. В школе будущего, хотелось бы на это надеяться, школьник станет субъектом. Тем, кто имеет позицию по поводу своего развития, выступает его заказчиком (в хорошем смысле слова) и сам предпринимает для этого необходимые шаги.

Ирина Лермонтова

эксперт по психологии лидерства, генеральный директор Центра развития глобальных компетенций «Нова Класс»

Школа будущего должна оценивать не только знания в чистом виде, но и личный прогресс, развивать и поощрять умение ребенка самостоятельно учиться — ставить собственные учебные цели и планировать их достижение, отвечать за собственные результаты, критически мыслить, сотрудничать, проявлять гибкость и креативность, анализировать собственные учебные стратегии, быть настойчивым, не бояться ошибок и извлекать из них полезный опыт.

Высший балл: ключевые учебные навыки

2. Учить общаться и сотрудничать

Татьяна Бусаргина

директор StudyLab

Обязательно должно быть больше коммуникаций между самими детьми. Когда весь класс рассажен по двое и повернут лицом к учителю, социализации почти никакой не происходит. В школе должны учить, в первую очередь: коммуникационным навыкам, правильным ценностям, умению искать новые решения. Последнее очень важно, так как общество меняется, и ему нужны новые идеи. Школа должна учить ребенка быть личностью, быть собой, у него должна быть вера в собственные силы. Нужно больше изучать потребности детей, ведь все они чрезвычайно разные. Поэтому нет единого метода обучения: нужно понимать, как детям лучше работается в зависимости от определенных обстоятельств — в группе или парами.

Иван Коломоец

основатель Uchi.ru

Социализация — вот чему необходимо уделить большое внимание. В современной российской школе в течение урока ученики практически не взаимодействуют между собой — социализация происходит на перемене в то время, когда дети предоставлены сами себе. И ни для кого не секрет, что в большинстве школ учатся дети из разных социальных слоев, и зачастую процессы социализации происходят не самыми гуманными способами.

3. Быть правильно технологичной

Марат Зиганов

научный руководитель холдинга «Ломоносовская школа»

Непонимающий современные технологии и методики учитель становится тормозом в образовательном процессе. Но учителей нельзя всегда во всем винить: в силу определенных обстоятельств (возраст, к примеру), они в основном консервативные личности. Если они не понимают, не принимают нововведения, то в школах не будет развития. Однако хуже, когда начинается профанация: когда благие идеи подменяются. Это как купить «Ягуар» и перевозить с его помощью рис из одного магазина в другой. В общем, учителя надо учить, его надо учить учиться. Ведь с него все идет. У нас сейчас кризис компетенций. Чтобы его не было, нужно иметь инструменты, а также знать, как ими пользоваться. Нужно, чтобы в школу шли молодые учителя, у которых есть желание и запал.

Иван Коломоец

основатель Uchi.ru

Классическая школа, в которой учился я и большинство моих ровесников была спроектирована в эпоху индустриализации и поэтому чем-то напоминала завод. В классической школе царила жесткая дисциплина — четкое время для каждого урока и перемен, четкая продолжительность каждого учебного дня, плановая система и работа в строгом соответствии с указаниями педагога. Школа будущего, в моем представлении, должна быть похожа не на завод, а на современную IT-компанию. Навряд ли можно считать электронные учебники полноценной технологией будущего. Это неэффективное использование достижений науки в образовании. Необходимо создавать принципиально иные, интерактивные продукты и системы, которые смогут обеспечить полноценное взаимодействие с учеником, вовлечь его в образовательный процесс и выстроить индивидуальную траекторию с учетом всех особенностей личности.

4. Предоставлять выбор

Рустам Байбурин

заместитель директора Лицея НИУ ВШЭ по развитию

Гораздо больше времени стоит уделяться образовательным пробам, служащим опорой для прокладывания своего образовательного маршрута. Учить должны универсальным умениям, которые будут востребованы вне зависимости от выбранной профессии. Должны учить не бояться изменений в жизни, управлять ими, чувствовать себя уверенно, поскольку живём в эпоху перемен.

Методики, позволяющие школьнику больше степеней свободы и пространства для манёвра (выбрать дату сдачи контрольной работы, возможность тренировки и самооценки перед этим, выбрать уровень «пятёрки», обсудить с преподавателем темы, которые было бы интересно изучать). Также достаточное количество времени должно отводиться рефлексии опыта, получаемого школьниками, для того, чтобы своевременно корректировать свой образовательный маршрут. Рефлексии тоже нужно учиться (и педагогам, и школьникам).

5. Ориентироваться на настоящее

Марат Зиганов

научный руководитель, учредитель Холдинга «Ломоносовская школа», «Президентская школа», д. п. н.

У ребенка нет понимания, что такое жизнь. Условия изменились: сейчас успех не определяется просто объемом знаний, а в большей степени — комфортным состоянием души и мозгов. А этого уже не так просто достичь. Его нужно кропотливо создавать. Ребенок должен осознавать свое движение по траектории собственного развития. В России система образования должна быть такой, чтобы дети занимались деятельностью, чтобы у них было понимание своих образовательных траекторий. Для этого знание ни в коем случае не должно быть оторвано от действительности, обучение должно быть более практико-ориентированным. Так и детям интереснее, и учителям легче.

Татьяна Бусаргина

директор StudyLab

В процессе обучения ребенок должен четко понимать, что, как и зачем делается. Чтобы школа не была оторвана от действительности. И здесь могут помочь не только сами преподаватели, но и родители, а самое главное — практики. Это могут быть представители профессий, люди, которые могут поделиться своими историями успеха. Сейчас у нас как: мы долго учимся теории, а потом также долго — практике. А жизнь ведь изменчива, нужно постоянно обновлять свой багаж умений. Сейчас очень часто ребенку твердят, что образование для будущего, а оно для настоящего ведь. Ребенок не должен жить завтрашним днем, он должен применять свое образование, понимать для чего оно ему в целом, сейчас.

mel.fm


Читайте также
  • Гиперскоростная звезда – более 1.000.000 миль в час
    Гиперскоростная звезда – более 1.000.000 миль в час
  • Астрономы обнаружили самую большую спиральную галактику
    Астрономы обнаружили самую большую спиральную галактику
  • Млечный путь содержит десятки миллиардов планет, схожих с Землей
    Млечный путь содержит десятки миллиардов планет, схожих с Землей
  • Млечный путь разорвал своего спутника на четыре отдельных хвоста
    Млечный путь разорвал своего спутника на четыре отдельных хвоста
  • Найден источник водородных газов для нашей Галактики
    Найден источник водородных газов для нашей Галактики