Содержание
Чем отличаются расы и есть ли между ними на самом деле отличия
Как свидетельствует наука, все ныне живущие на Земле люди – потомки очень небольшой, всего в несколько тысяч особей, популяции. Правда, за десятки тысяч лет люди стали различаться по внешнему виду настолько сильно, что, однажды встретившись, они с трудом узнавали друг в друге себе подобных. Если вообще узнавали. Разберемся, чем же отличаются расы друг от друга и как они появились.
Олег Макаров
Люди с разным цветом кожи, с иным строением лиц, непохожим телосложением контактировали друг с другом издревле, и уже тогда возникали ситуации, когда имевшие один облик устанавливали господство над обладателями другого. Разветвленная система каст в Индии развилась из четырех варн — древнеиндийских сословий брахманов, кшатриев, вайшьев и шудр. «Варна» — санскритское слово, обозначающее «цвет», и это не случайно. Вторгшиеся во II тысячелетии до н.э. в Индостан белокожие носители индоевропейских диалектов завоевали земли, населенные темнокожими людьми, и подчинили их себе, обратили в низшее сословие.
В эпоху Великих географических открытий и в последовавшую за ней эпоху колониальных захватов рванувшая вперед в технологическом отношении цивилизация белого человека принялась покорять «туземцев» — коренных жителей Америки, черных африканцев, индийцев, полинезийцев. The White Man’s Burden («Бремя белого человека») — так называлось знаменитое стихотворение Редьярда Киплинга, которое стало концентрированным выражением отношения образованного европейца к «темным сынам Земли». В те времена казалось вполне естественным очевидное превосходство белых над черными, желтыми, краснокожими.
Что хранит в себе промилле?
XX век стал не только веком крушения колониальных империй, поражения нацизма и борьбы американских темнокожих за гражданские права, но и временем революционных открытий в биологии, которые наконец-то прояснили механизм эволюции, а заодно и поставили на новом уровне вопросы о сходствах и различиях между представителями разных рас. Речь идет прежде всего об открытии генов и ДНК. С одной стороны, в результате этих открытий удалось выяснить, что геном всех людей на Земле — пигмеев, китайцев, норвежцев, папуасов — идентичен на 99,9%, а все различия между отдельными особями, этносами и расовыми группами приходятся на 0,1%. С другой стороны, появился соблазн выяснить, не прописаны ли в одном промилле генома некие существенные различия между отдельными этносами и, разумеется, расами. Причем речь шла не только о разнообразии фенотипа, но и о возможных различиях в интеллекте, способностях к обучению и развитию.
Интересно, что одно из самых нашумевших высказываний на эту тему принадлежало Джеймсу Дьюи Уотсону — американскому молекулярному биологу и одному из первооткрывателей ДНК. В частности, он сказал, что настроен весьма мрачно в отношении перспектив Африки, так как «вся наша (имелась в виду американская — О.М.) социальная политика основывается на факте, что их (африканцев — O.M.) интеллект такой же, как и у нас, в то время как все тесты показывают, что это не так». За эти высказывания Нобелевский лауреат подвергся остракизму и вынужден был неоднократно извиниться, однако дебаты вокруг интеллектуальных различий представителей разных рас время от времени все равно возникают.
Разбрелись и изменились
Но прежде чем рассуждать о тех или иных расовых различиях, стоит сначала задать вопрос: а есть ли вообще расы в биологическом смысле? С одной стороны, ответ кажется очевидным. Ну кто же не отличит конголезца от норвежца? С другой стороны, за все то время, когда наука заинтересовалась вопросами расовых различий, было предложено огромное количество расовых классификаций с числом рас от двух до пятнадцати и более, так что окончательной ясности в этом вопросе нет до сих пор. Первыми появились так называемые типологические концепции. Антропологи пытались выделить характерные признаки расы — форму носа, толщину губ, разрез глаз, а принадлежность к расе индивида определялась наличием или выраженностью отдельных признаков. К числу этих показателей относился, в частности, «черепной указатель» — отношение максимальной ширины мозговой коробки к ее максимальной длине.
Еще в XIX веке ученые пытались каталогизировать определяющие признаки той или иной расы. И хотя типологические концепции расы, приверженцами которых были антропологи прошлого, уступили место популяционным, работа этих исследователей не пропала даром.
С развитием биологической науки произошел переход от типологических концепций (наследием которых осталась каталогизация расовых признаков) к популяционным. В наше время расы рассматриваются как совокупность популяций, имеющих общее происхождение и, как следствие, набор общих фенотипических признаков.
Когда появились современные расы?
Современные расы, во всяком случае европеоидная и монголоидная, а также входящие в их состав малые расы имеют достаточно недавнее происхождение. Как известно, неафриканское человечество происходит от небольшой группы людей, вышедших примерно 40−50 тысяч лет назад из Африки. Вскоре эта группа расселилась по огромной территории, и бывшие ее части надолго изолировались друг от друга. В условиях изоляции эти новые, еще более мелкие популяции подвергались действию отбора.
Например, в северных широтах, где мало солнца, отбор поддержал мутации, уменьшающие выработку меланина и осветляющие кожу у потомков темнокожих африканцев. В горах дыхательная и кровеносная системы адаптировались к недостатку кислорода в воздухе. Причем, как считает известный российский антрополог Станислав Дробышевский, далеко не все эти мутации носили, подобно осветлению кожи, адаптивный характер.
Они меняли облик людей, но закреплялись не благодаря отбору (ибо не давали никаких эволюционных преимуществ), а из-за малочисленности популяции и близкородственного скрещивания. К таким неадаптивным Дробышевский относит мутации, порождающие светлый цвет волос или эпикантус — глазную кожную складку у монголоидных народов. Распространенное мнение о том, что эпикантус якобы был поддержан отбором как защита роговицы от пыльных бурь, антрополог считает неверным, так как монголоиды возникли не в «пыльных» краях, и, напротив, обитатели пустынь вроде бедуинов вполне обошлись без эпикантуса.
В дальнейшем возникший в небольшой изолированной популяции набор фенотипических признаков по тем или иным причинам распространялся на обширных территориях, давая начало расе. Причем возникших таким образом расовых типов могло быть значительно больше, чем выделяется наукой в наше время. Просто его носителям, что называется, повезло в меньшей степени.
Не пчелы и не шимпанзе
Вроде бы все ясно: человечество расселялось по миру, родственные ветви расходились все дальше и дальше, появились расовые различия. Однако вопрос о том, существуют ли расы в биологическом смысле, остается предметом острых дискуссий. Дело в том, что понятие «раса», с одной стороны, обросло разного рода социально-историческими ассоциациями, а с другой, оно используется в биологии не только в отношении людей. Выделяются расы у шимпанзе, медоносных пчел и даже растений. В этом случае расами называют системы популяций в пределах одного вида, имеющие генетические и морфологические отличия от других подобных систем. При этом расообразование считается этапом возникновения новых видов.
Получается, что если расы есть и у людей, то между ними (расами) должны существовать серьезные генетические и морфологические различия, которые и определяют принадлежность к расе. Однако в современной антропологии, особенно западной, превалирует подход, утверждающий, что понятие расы у людей не может определяться биологически в том смысле, в каком это делается в отношении животных и растений.
Во-первых, потому что генетические различия среди людей (те самые 0,1% генома) значительно меньше, чем расовые различия у тех же шимпанзе. Во-вторых, потому что представление о расогенезе как о древе, ветви которого разошлись раз и навсегда, неверно. Ветви эти многократно переплетались, что показывают исследования Y-хромосомных и митохондриальных гаплогрупп, наследуемых, соответственно, по мужской и женской линии. Например, Y-хромосомная гаплогруппа R1b наиболее распространена в Западной Европе, но также встречается практически по всему Старому Свету, включая Центральную Африку.
Биологические отличия между расами
Таким образом, считают сторонники данной точки зрения, различия между расами — это различия в частоте аллелей, то есть в присутствии одного варианта гена у большего или меньшего числа членов популяции. Причем никаких резких перепадов частот аллелей нет — между расовыми типами существуют переходные формы, в которых частота аллелей изменяется по градиенту, клинально.
Кроме того, в современном динамичном мире происходят многочисленные миграции, заключаются межрасовые браки, и значительная часть населения Земли не может причислить себя к какой-то одной расе. В данной трактовке раса — это не что-то раз и навсегда отделившееся и генетически обособившееся, а некий «стоп-кадр», произвольно сделанный в непрерывном эволюционном процессе, то есть категория не столько биологическая, сколько социоисторическая.
С другой стороны, известно исследование, проведенное интернациональным коллективом при участии российского исследователя профессора Л. А.Животовского. Учеными было отобрано более тысячи представителей различных этносов и рас из разных уголков мира. Исследовалось около 400 признаков (микросателлитных маркеров) ДНК из так называемых молчащих участков, то есть не ассоциированных ни с какими фенотипическими чертами.
Эксперимент проводился вслепую: полученный у участников опыта генетический материал сортировался по расам и регионам исключительно на основе знаний о принадлежности того или иного мутировавшего сателлитного маркера. Далее на полученную карту наложили данные о реальных людях — «владельцах» ДНК, и выяснилось, что «молчащие» участки весьма красноречиво и достаточно точно указывают на расу и место происхождения каждого индивида. Таким образом, несмотря на «путешествия» по миру отдельных гаплогрупп, геном хранит память о древних ветвях разделившегося на расы человечества.
Результаты этого исследования если и противоречат пониманию расы как чистой социально-исторической условности, то никоим образом не отменяют того факта, что расогенез не привел к появлению среди людей рас-субвидов, которые могли бы в конце концов подвигнуть род людской к распаду на отдельные виды. Напротив, мы, скорее, удаляемся от такой перспективы.
Чем раса отличается от этичности?
Последний момент, который мы должны прояснить — это отличие между расой и этничностью. Расу и этническую принадлежность, как правило, неправильно понимают, поскольку большинство людей часто не вписываются в четкие категории, которые предлагают оба эти понятия. Не обязательно существуют какие-либо тесты или научная основа, чтобы определить, чем отличаются между собой люди одной расы или этничности.
Раса обычно связана с биологической природой и с физическими характеристиками, такими как текстура волос или цвет кожи. Она охватывает относительно узкий диапазон вариантов. Тем не менее, людей со схожим цветом лица/текстурой волос можно отнести к разным расам, и определение этого понятия в Соединенных Штатах со временем изменились.
В то время как некоторые могут считаться представителями определенной расы, например, чернокожие, люди могут больше отождествлять себя со своей индивидуальной этнической принадлежностью, в отличие от расы. Это может относиться к любому представителю любой расы.
Этническая принадлежность — это более широкий термин, чем раса. Этот термин используется для классификации групп людей в соответствии с их культурным самовыражением и идентификацией. Общие черты, такие как расовое, национальное, племенное, религиозное, языковое или культурное происхождение, могут использоваться для описания чьей-либо этнической принадлежности. Кто-то может сказать, что принадлежит к «черной» расе, но их этническая принадлежность может быть итальянской, или кто-то может сказать, что принадлежит к «белой» расе, а их этническая принадлежность — ирландская.
«Главная ошибка — считать, что расы очень сильно различаются»: колонка Станислава Дробышевского
Станислав Дробышевский
Антрополог, кандидат биологических наук, доцент кафедры антропологии биологического факультета МГУ им. Ломоносова, научный редактор научно‑просветительского портала Antropogenez.ru.
Что такое раса
Люди в разных частях планеты друг от друга отличаются. Причём далеко не только цветом кожи, но и массой других показателей. Различия можно разделить на две категории: биологические и социальные.
Социальные — это язык, религия, образ жизни, песни и пляски, способ одеваться, обустраивать жилище и так далее. Совокупность всех социальных факторов называется этносом. Самый главный определитель этничности — самоопределение: к какому этносу человек считает себя принадлежащим, к такому он и относится. (Важно ещё, согласны ли с этим другие представители этноса, но это уже другой вопрос.)
Биологическая часть — это наши гены и то, как они реализуются в конкретной окружающей среде. Биологические признаки могут быть врождёнными и приобретёнными. Например, отверстие в ухе от серьги — это биологический признак, но от генов это не зависит никак: у новорождённого никогда не будет отверстия, сколько бы его родители ни дырявили себе уши. Небольшая часть врождённых биологических признаков относится к расовым особенностям.
Стоит понимать, что не все врождённые биологические признаки — расовые. У каждого человека одна голова, две руки и одна селезёнка. Это генетические признаки, но не расовые, потому что популяции в этом плане не отличаются.
Расой называется совокупность расовых признаков и их изменчивость в данной популяции. Эти особенности сложились исторически на определённой территории и отличают конкретную группу людей от соседних.
Расовые генетические признаки занимают всего лишь тысячные доли процентов от всего генома. От шимпанзе мы отличаемся всего на 2% генов, а расы друг от друга — намного меньше.
Как проявляются расовые различия
Генетика проявляется неоднозначно, на это влияет и окружающая среда. Возьмём тот же цвет кожи. Есть гены, которые его определяют, но есть ещё и внешние условия. Светлокожий человек может загореть, а темнокожий — побледнеть. Однако то, насколько можно побледнеть и потемнеть, тоже определено генетически. Сколько бы я ни загорал, у меня не получится достичь цвета кожи человека из Центральной Африки. И сколько бы житель центральной Африки ни бледнел, ему не побледнеть до моего состояния.
Для большинства расовых признаков различия даже между самыми крайними вариантами мизерные. Например, по размерам головы и лица самые большие различия между расами — 1–2 миллиметра. Два брата могут больше отличаться, чем кто‑то из них — от представителей другой расы.
Но есть тонкость: раса определяется сочетанием признаков не конкретного человека, а именно популяции. Описывая расу, мы не говорим, что у неё цвет кожи и размер головы такие‑то. Мы говорим, что цвет кожи — от такого‑то до такого‑то, с таким средним значением, а размеры головы — от такого‑то минимума до такого‑то максимума.
Главная ошибка — считать, что расы очень сильно различаются. Это совсем не так.
На что ещё влияет раса, кроме внешности
Внешние признаки легко определять, однако изучать их как расовые не очень правильно — они очень сильно зависят от среды. В идеале нужно смотреть на геном, но учёные пока не знают, какие именно части генома определяют расу.
Тем не менее расовые особенности сказываются и на физиологии. Скажем, цвет кожи зависит от выработки меланина, при этом родственные молекулы меланина участвуют в том числе и в нервной деятельности. Есть лекарства, которые действуют на людей одной расы и не действуют на представителей другой. Склонность к определённым болезням и устойчивость к инфекциям тоже различаются между расами.
Камень преткновения — вопрос об уровне интеллекта. Чтобы интеллектуальные способности засчитать за расовый признак, надо доказать, что они точно зависят от генетики и чётко различаются у разных рас.
Теоретически естественный отбор по интеллекту у наших предков должен был присутствовать. Но проблема в том, что это надо доказать, а у нас пока не существует единой меры для уровня интеллекта.
Конечно, на уровне популяции различия в умственных способностях определённо есть. Всегда можно найти группу людей, в которой в среднем уровень интеллекта будет выше или ниже, чем в соседней группе. Вопрос, насколько эти различия будут весомыми.
Кроме того, средний уровень интеллекта в группе считать бессмысленно — это как средняя температура по больнице. Существует очень большой индивидуальный разброс: в любой группе людей мы найдём полного дурака, нечто среднее и гения.
Как происходило разделение на расы
Расселение из Африки
Вид Homo sapiens появился в Африке, и хотя это наверняка были чернокожие, широконосые, курчавые и толстогубые люди, их нельзя назвать негроидами в современном варианте.
Примерно 55 тысяч лет назад люди стали переселяться. По пути они смешивались с неандертальцами и денисовцами и расселялись по планете: довольно быстро добрались до Австралии и обеих Америк.
Реконструкция ранних миграций человека / wikimedia.org
Люди попали в совершенно новые условия: в холода Евразии, Северной Америки и Гренландии, в горы, пустыни и леса. Контакты между группами, которые обосновались на разных материках, практически исчезли. И в каждой из этих популяций шла своя микроэволюция. Это и было расообразование.
Однако древние люди, которые жили охотой и собирательством, не образовывали стабильные расовые комплексы. Они жили маленькими группами и выбирали партнёров среди тех, кто живёт подальше, чтобы избежать близкородственного скрещивания.
Более‑менее устойчивые расы могли складываться только в условиях изоляции: на Андаманских островах, в Австралии, Южной Африке. Но в основном это была расовая нестабильность — верхнепалеолитический полиморфизм, как эти процессы назвал великий советский антрополог Виктор Валерианович Бунак.
Роль производящего хозяйства
Примерно 10 тысяч лет назад в некоторых частях планеты люди начали разводить овец, коз, коров, свиней и растить пшеницу, рожь, чечевицу, сою — что у кого было.
Популяции, которые перешли на сельское хозяйство, резко выросли в численности. Выращивание еды — трудоёмкое занятие, но, в отличие от охоты и собирательства, гарантирующее пропитание: можно запасти зерно в яме‑хранилище и есть его всю зиму.
Увеличившиеся группы людей снова стали расселяться. Первыми этим занялись жители Ближнего Востока — территории нынешних Израиля, Иордании, Сирии, Турции, Ирана, Ирака. Они двигались в сторону Северной Африки, Северной Индии и Европы. По пути эти предки европеоидов вытесняли аборигенов — охотников и собирателей — и частично с ними смешивались. В разных областях этот процент вытеснения и смешения был неодинаковым. Например, земледельцы выгнали из Южной Европы 90% местных охотников и собирателей. Так что современное население этого региона — потомки тех самых переселенцев с Ближнего Востока.
На Севере коровы и свиньи не выживали, зерно плохо росло, потому что породы и сорта были ещё не приспособлены к холодному климату. Так что миграция земледельцев в этом направлении шла медленно — по мере возникновения адаптированных к суровым условиям сортов и пород. 90% современного населения Скандинавии — это потомки охотников и собирателей из Центральной Европы, которые под натиском земледельцев переселились на Север.
Похожие истории произошли в Азии и Африке. Но в некоторых местах глобальное расселение не могло происходить по географическим причинам. Например, в Америке земледелие возникало дважды или даже больше: в Центральной, Южной Америке и, может быть, ещё в Северной. Между этими очагами развития хозяйства есть географические барьеры, и хотя популяции в разных частях Америки достигли высокого уровня развития, они не могли расселиться далеко. Поэтому североамериканское и южноамериканское население не унифицировалось в расовом отношении так, как это было в Евразии и Африке, и американоидная индейская раса очень неоднородна.
Метисация
Метисация — это получение потомства от смешения разных этносов и рас. Этот эффект расообразования существовал во все времена, ещё с эпохи австралопитеков. Но чем ближе к современности, тем больше перемещаются люди и тем большее значение принимает метисация. Её эффект зависит от количества и пропорций скрещивающихся популяций. Например, в Северной Америке соотношение было 2 на 98, где 2 — индейцы, а 98 — европеоиды. То есть метисация практически никак не повлияла на население: индейцев было слишком мало и их быстро истребили. А в центральной Южной Америке прибывшие европейцы активно брали в жёны коренных жительниц. Поэтому смешение португальцев и индейцев было в пропорции практически 50 на 50, и так получились современные латиноамериканцы.
Метисация и в настоящее время создаёт новые расы прямо на глазах. Генетика — хитрая наука, в которой всё происходит не очень линейно. Поэтому когда смешиваются разные группы, их расовые признаки не усредняются — в результате получается что‑то новое, иногда даже превосходящее по выраженности родительские варианты. Как правило, в первых поколениях метисов наблюдается сильное разнообразие. А через некоторое время результат может «устаканиться» — и так получится новая раса.
Почему расы меняются
Любая раса меняется. Если современных европеоидов сравнить с теми, что были в XIV веке, то между ними будут различия. Многие признаки успевают поменяться по самым разным причинам.
1. Адаптация
Некоторые признаки меняются потому, что в данных конкретных условиях они полезны или вредны. Один и тот же цвет кожи в разных условиях не одинаково полезен. В солнечном климате близко к экватору много ультрафиолета, который в больших количествах способен повредить ДНК и вызвать мутации. Частота рака кожи у светлокожих людей в тропических странах в тысячи раз больше, чем у темнокожих, поэтому тёмный цвет оказывается полезным. Меланин защищает глубокие слои кожи от ультрафиолета, и никаких мутаций не происходит.
Однако же в северных условиях тёмный цвет кожи может быть вреден, потому что некоторое количество ультрафиолета нам нужно, чтобы в организме выделялся витамин D. Это значит, что в северных странах иметь светлую кожу выгоднее. Но, например, эскимосы живут там, где полгода — ночь, а полгода — день. К тому же они постоянно в тёплой одежде. Тогда вообще непонятно, какой цвет кожи выгоднее. В таких условиях он может быть любым, а витамин D можно получать с едой: например, из рыбы или оленины. (Кстати, в тропиках витамин D получают из личинок и древесных жуков.)
Таких адаптивных признаков у человека не очень много. Например, широкий нос, толстые губы, длинная ротовая полость, узкий длинный череп — это признаки, свойственные жителям тропиков, с ними организм легче охлаждается. На севере — наоборот: узкий нос, короткие челюсти, тонкие губы и более коренастое сложение, чтобы не терять тепло и быстро согреваться.
2. Половой отбор
Это отбор по внешним параметрам, которые нравятся или не нравятся партнёрам и партнёршам. Один из немногих таких признаков, которые можно отнести ещё и к расовым, — рост бороды и усов. Есть расы, у которых он сильный (айны, европеоиды), слабый (монголоиды) и средний (негроиды). Это говорит о том, что женщинам‑предкам айнов и европеоидов бородатые мужчины нравились, а женщинам‑предкам японцев и китайцев — нет.
3. Эффекты основателя и бутылочного горлышка
Эффект основателя возникает, когда маленькая группа отделяется от большой и переселяется на новую территорию. В такой ситуации конкретные черты отдельного человека становятся очень весомыми: индивидуальные признаки тех, кто переехал, — основателей — передаются их потомкам.
Эффект бутылочного горлышка влияет так же, только возникает при катаклизмах. Была большая группа людей, потом с ними случилось что‑то нехорошее: голод, эпидемия, война. Большая часть погибла, а те, кто по случайности остались в живых, понесли свои признаки дальше.
Большинство населения планеты во все времена жило маленькими группками и переселялось так же. Поэтому эти эффекты — основателя и бутылочного горлышка — всегда значительно влияли на нашу эволюцию.
Сколько рас существует в мире
Это зависит от того, что считать расами. Разделение на большие расы проходят в школе: это европеоиды, монголоиды, негроиды, американоиды и австралоиды. Есть малочисленные расы, которые тем не менее значительно отличаются от остальных, и их может быть до 200. К ним относят, например, курильскую расу (айнов) и южноафриканских бушменов.
Также существует сложность в изученности материала. Например, в Индонезии несколько сотен островов, и на каждом острове может быть своя раса, но их практически не изучали. Если бы мы исследовали всю Индонезию, Центральную и Южную Америку, Центральную Африку, то мы бы обнаружили ещё n‑ое количество рас, о которых сейчас ничего не известно, потому что антропологи до них просто не добрались.
Классификация человеческих рас по В. В. Бунаку / Большая российская энциклопедия
Главная проблема с подсчётом рас в том, что у них нет чётких границ. На эту тему есть чудесная история, которая описана у Миклухо‑Маклая. Некий итальянец, вдохновлённый примером русского этнографа и антрополога, решил переселиться на остров в Меланезии, к папуасам. Местные жители его тут же ограбили, избили и хотели убить. В итоге он выжил, потому что его спас и приютил у себя добрый старичок. Итальянец прожил на этом острове несколько лет и, конечно, слегка одичал.
Однажды к острову прибыл европейский корабль. Папуасы с радостью отправились к нему на лодках и начали торговать. Моряки с корабля обратили внимание, что один человек в лодке ведёт себя иначе, чем остальные: ничем не торгует и только смотрит жалобно. Оказалось, что это тот самый итальянец, который просто боялся подать голос, чтобы не рассердить папуасов. Моряки в итоге подняли его на борт и спасли.
Фишка этой истории в том, что европейцы по внешнему виду не могли отличить итальянца от папуасов, когда он сидел голый в такой же лодке, как и они.
Границ между расами по сути нет, промежуточных популяций очень много. Где проводить черту и сколько их может быть, скажем, между европеоидами и монголоидами? Можно одну выделить, а можно три или 25. Сколько границ придумаем, столько их и будет, потому что можно от деревни к деревне ехать и наблюдать изменения.
Что наука говорит о смешении рас
Всё, о чём мы говорили до этого, относится не к современности, а к эпохам, когда люди в основном жили маленькими группами. Сейчас же 70% людей на планете населяют большие города. И одна из главных проблем расоведения — существование современных метапопуляций. Дело в том, что население большого города нельзя назвать популяцией. Кто‑то приезжает, кто‑то уезжает, кто‑то вроде бы здесь живёт, но брак заключать не будет — потому что приехал на заработки, а в родной стране уже есть семья. Поэтому совершенно непонятно, как анализировать расовый состав современных городов.
Это движение к новому образу жизни происходит последние пару столетий. Какие у него будут последствия в расовом отношении — непонятно. Есть теория, что все люди смешаются до однородности и станут одинаковыми. Я в это не верю, потому что условия на планете разные, транспорт до сих пор не идеальный, к тому же существует социальная изоляция: религиозная, политическая, языковая.
Чтобы все равномерно смешались, нужен одинаковый климат, возможность попасть в любую точку Земли в любой момент и полное взаимопонимание.
Я считаю, что будут возникать новые варианты рас. Какие‑то будут появляться, какие‑то — растворяться в других. Тем печальнее, что сейчас это мало изучается, хотя появилось множество современных методов исследования, включая генетику. Но на Западе расоведение запрещено по причинам политкорректности, а у российских учёных нет финансовых возможностей кататься по всему миру. Но мы стараемся.
Как исчезают расы
Есть замечательный остров Тасмания, он находится немного южнее Австралии. Туда древние люди попали около 20 000 лет назад. Почти 18 000 лет остров был в изоляции даже от Австралии, которая сама была в изоляции от всего остального мира. И на Тасмании возникла тасманийская раса.
Группа тасманийцев / kulturologia.ru
В XIX веке на остров приплыли англичане. В те времена они использовали новые открытые земли двумя способами: чтобы ссылать туда заключённых или выращивать овец. Тасмания в принципе отлично подходила и для того и для другого, но для овец всё-таки больше. И за каких‑то 30 лет англичане практически полностью истребили тасманийцев, раса исчезла. Чистый пример геноцида.
Есть другой вариант, когда одна раса растворяется в другой. Например, айны прекрасно жили на Курильских островах, пока с юга, с территории Кореи, не пришли японцы и не стали их вытеснять. К XVIII–XIX векам на большей части территории Японии от айнов ничего не осталось, хотя есть мнение, что они повлияли на культуру: в японских топонимах есть заимствования из айнского языка.
Частично айны растворились в русских, частично — в японцах. Хотя ещё существуют айнские поселения, шансов сохранить этнос нет никаких. Он постепенно исчезает, и единственное, что пока держит его на плаву — расовые предубеждения японцев, которые не очень охотно смешиваются с айнами.
Читайте также 🧐
- 12 человек, которые влюбят вас в науку
- 7 интересных фактов о наследственности
- Почему наш мозг делит людей на своих и чужих
Расовые и этнические категории и определения для программ NIH по разнообразию и для других целей отчетности
Расовые и этнические категории и определения для программ NIH по разнообразию и для других целей отчетности
Номер уведомления: NOT-OD-15-089
Основные даты
Дата выпуска: 8 апреля 2015 г.
Связанные объявления
NOT-OD-15-053
Выдано
Национальные институты здоровья (NIH)
Цель
12 января 2015 г. было опубликовано обновленное заявление о разнообразии, в котором описывается интерес NIH к разнообразию рабочей силы, финансируемой NIH. См. НОТ-ОД-15-053. После публикации мы получили несколько запросов об определениях, применимых к каждой из расовых и этнических категорий. Целью настоящего Уведомления является определение изменений OMB к Стандартам классификации федеральных данных о расе и этнической принадлежности, в которых содержатся рекомендации по таким вопросам. См. https://obamawhitehouse.archives.gov/omb/fedreg_1997стандартов. Ожидается, что в этом Уведомлении будут даны полезные определения для лиц, занимающихся самоидентификацией, для исследователей и администраторов, собирающих и сообщающих расовые и этнические данные для целей участия в программе (т. е. план набора для повышения разнообразия).
Срок реализации
Настоящее Уведомление вступает в силу с даты его выпуска.
Разнообразие в программах NIH
NIH поощряет вузы к диверсификации контингента студентов и преподавателей для расширения участия лиц из групп, признанных недопредставленными на национальном уровне в области биомедицинских, клинических, поведенческих и социальных наук. К этим группам относятся: лица из недостаточно представленных расовых и этнических групп, лица с ограниченными возможностями, лица из неблагополучных семей и женщины, занимающие руководящие должности в области биомедицинских дисциплин. Подробнее см. по адресу: https://grants.nih.gov/grants/guide/notice-files/NOT-OD-15-053.html. В этом Уведомлении разъясняются определения для каждой расовой и этнической группы, как это отражено в изменениях Управления управления и бюджета (OMB) к Стандартам классификации федеральных данных о расе и этнической принадлежности.
Расовые и этнические категории
В 1997 году Административно-бюджетное управление (OMB) выпустило поправки к Стандартам классификации федеральных данных о расе и этнической принадлежности. См. https://obamawhitehouse.archives.gov/omb/fedreg_1997standards. Эти стандарты обычно используются для сбора федеральных данных не только при переписи населения, проводимой раз в десять лет, но и при обследованиях домохозяйств, по административным формам (например, при регистрации в школе и заявлениях на получение ипотечного кредита), а также в медицинских и клинических исследованиях. Пересмотренные стандарты содержат пять минимальных категорий для расы: американские индейцы или коренные жители Аляски, азиаты, чернокожие или афроамериканцы, коренные жители Гавайев или других островов Тихого океана и белые. Есть две категории этнической принадлежности: «латиноамериканец или латиноамериканец» и «не латиноамериканец или латиноамериканец».
Определения расовых и этнических категорий
Изменения к Директиве OMB 15 определяют каждую расовую и этническую категорию следующим образом:
- Американские индейцы или коренные жители Аляски. Лицо, происходящее из любого из коренных народов Северной и Южной Америки (включая Центральную Америку) и сохраняющее принадлежность к племени или общине.
- Азиат. Лицо, происходящее из любого из коренных народов Дальнего Востока, Юго-Восточной Азии или Индийского субконтинента, включая, например, Камбоджу, Китай, Индию, Японию, Корею, Малайзию, Пакистан, Филиппинские острова, Таиланд и Вьетнам. .
- Черный или афроамериканец. Лицо, происходящее из любой из черных расовых групп Африки. Такие термины, как «гаитянин» или «негр», могут использоваться в дополнение к «черный или афроамериканец».
- Латиноамериканец или латиноамериканец. Лицо кубинской, мексиканской, пуэрториканской, южно- или центральноамериканской или другой испанской культуры или происхождения, независимо от расы. Термин «испанское происхождение» может использоваться в дополнение к термину «латиноамериканец или латиноамериканец».
- Коренной житель Гавайских островов или других островов Тихого океана. Лицо, происходящее из любого из коренных народов Гавайев, Гуама, Самоа или других островов Тихого океана.
- Белый. Лицо, происходящее из любого из коренных народов Европы, Ближнего Востока или Северной Африки.
Категории и определения обеспечивают общий язык для обеспечения единообразия и сопоставимости данных о расе и этнической принадлежности. Кроме того, федеральные агентства обязаны постоянно контролировать работу своих процессов проверки и награждения для выявления и надлежащего устранения любых случаев реального или кажущегося неравенства. Все анализы, проведенные в отношении расы и этнической принадлежности, сообщают об агрегированных статистических данных и не идентифицируют отдельных лиц.
NIH собирает расовые и этнические данные в формах записи на прием и в других форматах (сертификационные письма, учебные таблицы и т. д.). См., например, Раздел G. 110, Процесс подачи заявки, Связанные ресурсы, Сбор информации, https://grants.nih.gov/grants/collection-of-personal-demographic-data.htm. Отказ от предоставления расовой и этнической информации не влияет на рассмотрение заявки; однако программы NIH, предназначенные для расширения участия лиц, которые, как было установлено, недостаточно представлены в науках, связанных со здоровьем, на национальном уровне (см. данные на http://www.nsf.gov/statistics/showpub.cfm?TopID=2&SubID). = 27, а также отчет «Женщины, меньшинства и лица с ограниченными возможностями в науке и технике») требуют такой информации.
Справки
Пожалуйста, направляйте все запросы по адресу:
Лиза Эванс, JD
Сотрудник по разнообразию научных кадров
Офис заочных программ
Электронная почта: [email protected]
В чем разница между расой и этнической принадлежностью?
Раса и этническая принадлежность — это термины, которые используются для описания человеческого разнообразия.
(Изображение предоставлено ViewApart через Getty Images)
Раса и этническая принадлежность — термины, которые иногда используются небрежно, почти взаимозаменяемо. Но раса и этническая принадлежность — не одно и то же.
Оба термина используются для описания личности человека, но по-разному — если они связаны — способами. Идентичность может напомнить вопросы о цвете кожи, национальности, языке, религии, культурных традициях или происхождении семьи. И раса, и этническая принадлежность охватывают многие из этих дескрипторов. «Раса» и «этническая принадлежность» использовались и продолжают использоваться как способы описания человеческого разнообразия», — сказала Нина Яблонски, антрополог и палеобиолог из Университета штата Пенсильвания, известная своими исследованиями эволюции цвета кожи человека. . «Раса понимается большинством людей как смесь физических, поведенческих и культурных признаков. Этническая принадлежность признает различия между людьми в основном на основе языка и общих черт.0082 культура ».
Родственный: Почему некоторые люди стали белыми? с другой стороны, обычно понимается как нечто, что мы приобретаем или приписываем себе, основываясь на таких факторах, как место, где мы живем, или культура, которую мы разделяем с другими.
разрушать сами основы, на которых они построены, потому что вопрос расы и этнической принадлежности на самом деле обнажает серьезные и постоянные недостатки в том, как мы определяем эти две черты, недостатки, которые — особенно когда дело доходит до расы — придали им огромное социальное влияние. по истории человечества.
Что такое раса?
Различия во внешности человека не приравниваются к генетическим различиям. (Изображение предоставлено Hill Street Studios через Getty Images)
(открывается в новой вкладке)
Идея «расы» возникла у антропологов и философов 18-го века, которые использовали географическое положение и фенотипические черты, такие как цвет кожи, чтобы распределить людей по различные расовые группы, согласно Britannica (открывается в новой вкладке). Это не только укрепило представление о том, что существуют отдельные расовые «типы», но и подкрепило идею о том, что эти различия имеют биологическую основу.
Этот ошибочный принцип заложил основу для веры в то, что одни расы превосходят другие, что белые европейцы использовали для оправдания работорговли и колониализма, укрепляя глобальный дисбаланс сил, как сообщил заслуженный профессор Кейптаунского университета Тим Кроу по адресу . Беседа (откроется в новой вкладке). «Мы не можем понять расы и расизм вне контекста истории и, что более важно, экономики. Потому что движущей силой треугольной торговли [которая включала рабство] был капитализм и накопление богатства», — сказала Джейн О. Ифеквунигве, медицинский антрополог из Центра геномики, расы, идентичности, различий (GRID) Исследовательского института социальных наук (SSRI) Университета Дьюка. Она также является заместителем директора Центра правды, расового исцеления и трансформации (9).0082 TRHT ) в Дьюке. Центр является частью движения в Соединенных Штатах, члены которого проводят мероприятия и дискуссии с общественностью, чтобы бросить вызов историческому и современному расизму.
Последствия этой истории преобладают сегодня — даже в нынешних определениях расы, где все еще существует базовое предположение, что такие черты, как цвет кожи или структура волос, имеют биологические, генетические основы, которые полностью уникальны для разных расовых групп, согласно Стэнфорду (opens в новой вкладке). Тем не менее, научной основы для этого предположения просто нет.
«Если вы возьмете группу из 1000 человек из признанных «рас» современных людей, вы обнаружите множество вариаций внутри каждой группы», — сказал Яблонски в интервью Live Science. Но, пояснила она, «количество генетических вариаций внутри любой из этих групп больше , чем средняя разница между любыми двумя [расовыми] группами». Более того, «нет генов, уникальных для какой-либо конкретной «расы», — сказала она.
Родственный: Что такое гены?
Ученые обнаружили, что количество генетических вариаций внутри любой расовой группы больше, чем средняя разница между любыми двумя группами. (Изображение предоставлено JGI/Jamie Grill через Getty Images)
(открывается в новой вкладке)
Другими словами, если вы сравните геномы людей из разных частей мира, не будет генетических вариантов, которые встречаются у всех членов одной расовой группе, но не в другой. Этот вывод был сделан в много (откроется в новой вкладке) разные (открывается в новой вкладке) исследования (открывается в новой вкладке). Европейцы и азиаты, например, имеют почти одинаковых набора генетических вариаций . Как ранее описал Яблонски, изобретенные нами расовые группы на самом деле генетически больше похожи друг на друга, чем различны — это означает, что нет способа окончательно разделить людей на расы в соответствии с их биологией.
Собственная работа Яблонски о цвете кожи, опубликованная в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences в 2010 году, демонстрирует это. «Наше исследование показало, что один и тот же или похожий цвет кожи — как светлый, так и темный — несколько раз эволюционировал в одинаковых солнечных условиях в нашей истории», — сказала она. «Классификация людей по цвету кожи могла бы дать интересную группу людей, основанную на том, что их предки подвергались воздействию аналогичного уровня солнечной радиации. Другими словами, это было бы абсурдно». Она имеет в виду, что в качестве инструмента для разделения людей на отдельные расовые категории цвет кожи, который развивался по всему спектру, включает в себя так много вариаций в рамках различных «групп» цвета кожи, что в принципе бесполезен.0082 сказала она во время TED Talk в 2009 году.
Мы обычно идентифицируем расу друг друга как «черную», «белую» или «азиатскую» на основе визуальных сигналов. Но самое главное, это те ценности, которые люди решили приписать друг другу или самим себе. Проблема возникает, когда мы смешиваем эту социальную привычку с научной истиной, потому что в геномах людей нет ничего, что можно было бы использовать для разделения их по таким четким расовым признакам.
Короче говоря, различия во внешности человека не приравниваются к генетическим различиям. «Расы были созданы натуралистами и философами 18 века. Они не являются естественными группами», — подчеркнул Яблонски.
Что такое этническая принадлежность?
Реакция посетителя во время церемонии у Мемориала геноцида Гисози, Кигали, Руанда, 7 апреля 2022 года. Мемориал установлен в память о геноциде 1994 года, в ходе которого были убиты 800 000 человек, в основном тутси, а также умеренные хуту. (Изображение предоставлено SIMON WOHLFAHRT/AFP через Getty Images)
(открывается в новой вкладке)
Это также раскрывает основное различие между расой и этнической принадлежностью: в то время как раса приписывается людям на основе физических черт, чаще выбирается этническая принадлежность. индивидуумом. И поскольку он охватывает все, от языка до национальности, культуры и религии, он может позволить людям принять несколько идентичностей. Например, кто-то может идентифицировать себя как американца азиатского происхождения, британского сомалийца или еврея-ашкенази, опираясь на различные аспекты приписываемой им расовой идентичности, культуры, происхождения и религии.
Этническая принадлежность использовалась для угнетения различных групп , как это происходило во время Холокоста или в рамках межэтнического конфликта геноцида в Руанде, где этническая принадлежность использовалась для оправдания массовых убийств. Тем не менее, этническая принадлежность также может быть благом для людей, которые чувствуют себя изолированными от той или иной расовой группы, потому что она предлагает определенную степень свободы воли, сказал Ифеквунигве. «Именно здесь вопрос этнической принадлежности становится действительно интересным, потому что он дает людям доступ к множественности», — сказала она. (Тем не менее, людям может быть трудно заявить о такой множественной идентичности, например, в случае многорасовой принадлежности, которая часто официально не признается.)
Этническая принадлежность и раса также неразрывно связаны — не только потому, что чья-то приписываемая раса может быть частью выбранной им этнической принадлежности, но и из-за других социальных факторов. «Если вы занимаете положение меньшинства [в обществе], чаще всего вас подвергают расовой дискриминации до того, как вам разрешат доступ к вашей этнической идентичности», — сказал Ифеквунигве. «Вот что происходит, когда многие африканские иммигранты приезжают в Соединенные Штаты и вдруг осознают, что, находясь в своих родных странах, они были сенегальцами, кенийцами или нигерийцами, но приезжают в США — и они чернокожие». По ее словам, даже при выборе этнической принадлежности «раса всегда скрывается на заднем плане».
Такого рода проблемы объясняют растущее стремление признать расу, как и этническую принадлежность, культурной и социальной концепцией, согласно проекту RACE .
Но на самом деле все не так просто.
Влияние расы и этнической принадлежности
Восприятие расы и этнической принадлежности может даже повлиять на то, как мы формируем нашу собственную идентичность. (Изображение предоставлено Mireya Acierto через Getty Images)
(открывается в новой вкладке)
Раса и этническая принадлежность могут быть в значительной степени абстрактными понятиями, но это не отменяет их подлинного, реального влияния. Эти конструкции обладают «огромной силой с точки зрения того, как работает общество», — сказал Ифеквунигве. Определение людей по расе, в частности, укоренилось в том, как устроены общества, как они функционируют и как они понимают своих граждан: учтите тот факт, что Бюро переписи населения США официально признает пять различных расовых групп, согласно Бюро переписи населения США (открывается в новой вкладке).
Наследие расовых категорий также сформировало общество таким образом, что это привело к совершенно разным социально-экономическим реалиям для разных групп. Это отражено, например, в более высоком уровне бедности для групп меньшинств, более плохом доступе к образованию и здравоохранению и большей подверженности преступности, экологической несправедливости и других социальных болезни Более того, расовая принадлежность по-прежнему используется некоторыми в качестве мотива для продолжающейся дискриминации других групп, которые считаются «низшими».0082 Южный юридический центр по борьбе с бедностью (открывается в новой вкладке) объяснил.
«Мы не просто построили эти [расовые] категории; мы построили эти категории иерархически», — сказал Ифеквунигве. «Понимание того, что раса — это социальная конструкция, — это только начало. Она продолжает определять доступ людей к возможностям, привилегиям, а также во многих случаях к средствам к существованию, если мы посмотрим на последствия для здоровья», — сказала она. Одним из реальных примеров неравенства в отношении здоровья являются Соединенные Штаты, где данные показывают, что афроамериканские женщины более чем в два раза чаще умирают при родах по сравнению с белыми женщинами, сообщило Бюро переписи населения.
Восприятие расы влияет даже на то, как мы конструируем нашу собственную идентичность, хотя это не всегда плохо. Чувство расовой идентичности в группах меньшинств может способствовать гордости , взаимной поддержке и осведомленности . Даже в политическом плане использование расы для измерения уровня неравенства среди населения может быть информативным, помогая определить, какие группы нуждаются в большей поддержке из-за социально-экономической ситуации, в которой они находятся. Согласно веб-сайту Бюро переписи населения США объясняет , что наличие данных о расовой принадлежности людей, о которых они сообщают, «имеет решающее значение для принятия политических решений, особенно в отношении гражданских прав».
Все это рисует сложную картину, которая может заставить нас задуматься о том, как мы должны относиться к идее расы и этнической принадлежности. Простых ответов нет, но ясно одно: хотя оба они изображаются как способ понять человеческое разнообразие, на самом деле они также обладают силой как агенты разделения, которые не отражают никаких научных истин.
Наука показывает нам, что во всех категориях, которые люди создают для себя, у нас больше общего, чем нет. Настоящая задача на будущее будет состоять в том, чтобы увидеть это, а не только наши «различия».
Дополнительные ресурсы
Для более глубокого понимания того, как правительство США классифицирует расу и этническую принадлежность, прочтите « Research to Improve Data on Race and Ethnicity », в котором прослеживается, как бюро переписи с пониманием индивидами собственной идентичности. (Подсказка: обычно это сложно.) Беспристрастный исследовательский центр Pew Research Center имеет целевую страницу для своих исследования и данные опросов, связанные с расой и этнической принадлежностью (открывается в новой вкладке), которые затрагивают такие разные темы, как иммиграция, здравоохранение и образование.
Как легко себе представить, для такой актуальной темы написано множество книг о проблемах расы и этнической принадлежности. « Superior: The Return of Race Science » (Beacon Press, 2019) Анжелы Сайни Бикон отслеживает историю научного расизма и то, как дискредитированные идеи до сих пор влияют на научные области. Генетика и неурегулированное прошлое: столкновение между ДНК, расой и историей (открывается в новой вкладке)» (Rutgers University Press, 2013) представляет собой научный взгляд на то, как область генетики усложнила то, как мы говорим о генетике и В книге Изабель Вилкерсон « Caste: The Origins of our Discontents » (Random House, 2020) исследуется, как раса и этническая принадлежность используются для разделения людей на иерархии.0003
» На тему расы (откроется в новой вкладке).» Бюро переписи населения США. 3 декабря 2021 г.
« Расизм и здоровье. (открывается в новой вкладке)» Центры по контролю и профилактике заболеваний. 24 ноября 2021 г.
« Во что нам всем обходится расизм (откроется в новой вкладке)». Финансы и развитие, Международный валютный фонд. Осень 2020.
(2014, 31 июля). Новая афроамериканская идентичность: Гарлемский ренессанс . Смитсоновский институт. https://nmaahc.si.edu/explore/stories/new-african-american-identity-harlem-renaissance (открывается в новой вкладке)
Робертс, Фрэнк Леон. (2018, 13 июля). Как Black Lives Matter изменили то, как американцы борются за свободу . ACLU. https://www.aclu.org/blog/racial-justice/race-and-criminal-justice/how-black-lives-matter-changed-way-americans-fight (открывается в новой вкладке)
Белый националист . Южный юридический центр по борьбе с бедностью. https://www.splcenter.org/fighting-hate/extremist-files/ideology/white-nationalist (открывается в новой вкладке)
Ньюкирк II, Ванн Р. (2018, 28 февраля). EPA Трампа пришло к выводу, что экологический расизм реален . Атлантический океан. https://www.theatlantic.com/politics/archive/2018/02/the-trump-administration-finds-that-environmental-racism-is-real/554315/ (открывается в новой вкладке)
Американский психологический Ассоциация. Этнические и расовые меньшинства и социально-экономический статус . https://www.apa.org/pi/ses/resources/publications/minorities (открывается в новой вкладке)
(2019, 10 июня). Этническая чистка . Исторический канал. https://www.history.com/topics/holocaust/ethnic-cleansing
Смедли, Одри, История идеи расы . Британика. По состоянию на 9 апреля 2022 г. https://www.britannica.com/topic/race-human/Scientific-classifications-of-race (открывается в новой вкладке)
Яблонски, Нина и Чаплин, Джордж. (2010, 5 мая). Пигментация кожи человека как адаптация к УФ-излучению . ПНАС. https://www.pnas.org/doi/10.1073/pnas.0914628107 (открывается в новой вкладке)
Первоначально опубликовано в Live Science 8 февраля 2020 г.