Какой космический аппарат достиг впервые поверхности другой планеты: «Венера-3» — первый космический аппарат на другой планете

Содержание

История изучения Венеры | Большой новосибирский планетарий

АКАЦУКИ

Автоматическая межпланетная станция Японского агентства аэрокосмических исследований 7 декабря 2015 года успешно вышла на орбиту Венеры, работая до сих пор. Получены первые снимки Венеры в инфракрасном диапазоне, где подробно видны плотные облака из серной кислоты и дугообразная их структура, протянувшиеся от одного полюса Венеры до другого.

ВЕНЕРА — ЭКСПРЕСС

Зонд Европейского космического агентства достиг Венеры 11 апреля 2006 года и закончил свою миссию в 2015 году. Он изучал планету с орбиты, вращаясь по ней с периодом в 24 часа. Впервые были сделаны фотографии южного полюса Венеры и исследована венерианская атмосфера от верхних слоев и фактически до самой поверхности.

ВЕНЕРА-15 и 16

10 октября 1983 года аппараты выведены на орбиту Венеры, функционируя как единая космическая система. Проведена радиолокационная съёмка и картирование Венеры, обнаружены новые типы поверхностных структур и многочисленные результаты тектонической активности Венеры. По результатам съёмки были построены карты северного полушария Венеры — издан Атлас Венеры.

ВЕНЕРА — 13

1 марта 1982 года спускаемый аппарат совершил мягкую посадку на поверхность Венеры и действовал в течение рекордных 127 минут. В результате переданы первые цветные изображения поверхности. В месте посадки обнаружены скальные породы, окружённые тёмной мелкозернистой почвой. Впервые химический состав образцов грунта исследовался рентгеновским флуоресцентным спектрометром.

ВЕНЕРА-9

22 октября 1975 года совершена посадка на поверхность Венеры. Связь со спускаемым аппаратом поддерживалась 53 минуты. Были получены первые в мире панорамные изображения планеты и впервые проведены измерения скорости ветра на поверхности планеты. Удалось вычислить кислотные облака, бром и прочие токсичные химикаты.

ВЕНЕРА-8

22 июля 1972 года станция достигла окрестностей планеты Венера и впервые в мире спускаемый аппарат совершил мягкую посадку на её поверхность. Ему удалось проработать на поверхности 50 минут. Посадка состоялась на освещённой стороне на расстоянии 500 км от утреннего терминатора. Впервые проведено исследование грунта другой планеты.

ВЕНЕРА-7

15 декабря 1970 года спускаемый аппарат станции «Венера-7» впервые в мире достиг поверхности планеты Венера. Аппарат совершил посадку на ночной стороне планеты и 23 минуты передавал данные с её поверхности. Это первое успешное приземление на Венеру. По результатам измерений были рассчитаны значения давления и температуры на поверхности планеты Венера.

Венера-5

16 мая 1969 года 16 мая 1969 года автоматическая межпланетная станция по доставке в атмосферу Венеры спускаемого аппарата достигла окрестностей планеты. Спускаемый аппарат рассчитывался на работу при температуре 290°C и давлении до 25 атмосфер. Во время спуска проводились измерения температуры, давления, освещенности и химического состава атмосферы.
по доставке в атмосферу Венеры спускаемого аппарата достигла окрестностей планеты. Спускаемый аппарат рассчитывался на работу при температуре 290°C и давлении до 25 атмосфер. Во время спуска проводились измерения температуры, давления, освещенности и химического состава атмосферы.

ВЕНЕРА — 4

18 октября 1967 года автоматическая межпланетная станция вошла в атмосферу Венеры и была готова провести научные эксперименты по изучению физических параметров и химического состава атмосферы планеты. Учёные не знали, что атмосфера настолько толстая, и поэтому батарея космического аппарата разрядилась на высоте около 25 км над поверхностью планеты.

ВЕНЕРА-3

Автоматическая межпланетная станция, предназначенная для исследования планеты Венера, стала первым земным аппаратом, достигшим поверхности другой планеты и вошедшим в её атмосферу. Он совершил аварийную посадку 1 марта 1966 года и был полностью разрушен в верхних слоях атмосферы, так как не был предназначен для работы в столь жёстких условиях.

МИХАИЛ ЛОМОНОСОВ

6 июня 1761 года русский астроном первым открыл наличие атмосферы у планеты Венеры, воспользовавшись обыкновенной подзорной трубой с закопченным стеклом, при наблюдении редкого астрономического явления — прохождения Венеры по диску Солнца. В момент приближения к солнечному диску вокруг Венеры образовался светящийся ободок, а её диск как бы затуманился.

ГАЛИЛЕО ГАЛИЛЕЙ

Венера, как самый яркий объект на ночном небе после Солнца и Луны, была известна человечеству, как только мы впервые подняли свой взор в небо. Но её плодотворное изучение началось с изобретения телескопа. Итальянский учёный Галилео Галилей стал первым человеком, посмотревшим на Венеру в телескоп в 1610 году и зафиксировавшим её фазы.

55 лет назад. Впервые на другой планете: maysuryan — LiveJournal

55 лет назад. Впервые на другой планете: maysuryan — LiveJournal

?

Categories:

  • История
  • Космос
  • Cancel

Рисунок А. Крылова. Советские сувениры входят в моду. Март 1966. (Изображены Луна и Венера с советскими вымпелами)

1 марта 1966 года земной аппарат впервые в истории достиг поверхности другой планеты. Этим аппаратом стала советская автоматическая межпланетная станция «Венера-3». Она доставила на Венеру вымпел с изображением земного шара, и медаль, на одной стороне которой был изображён герб СССР, на другой — планеты Солнечной системы. Впервые таким образом человечество коснулось другой планеты… Тогда СССР был первым… В наше время это звучит немного грустно.

Космический вымпел и медаль, доставленные на Венеру автоматической межпланетной станцией «Венера-3»

Марка по случаю успешного полёта «Венеры-3» и значок по случаю 10-летия этого события

Tags: Даты, История, космос, красные даты

Subscribe

  • Публикация 14 октября. «НЕ СТАНУТ ЛИ КАРИКАТУРИСТЫ БЕЗРАБОТНЫМИ?»

    «НЕ СТАНУТ ЛИ КАРИКАТУРИСТЫ БЕЗРАБОТНЫМИ?» К годовщине Октябрьского пленума ЦК КПСС (4) История СССР, как в капле воды, отразилась и в истории…

  • День в истории. Выстрел в Бандеру

    Cоветский плакат «Змея из схрона». Художник Александр Козюренко (1892—1959), стихи Семёна Гадяцкого. Львов, 1945 год. Стихи (в переводе с…

  • Что писал 7 лет назад. Те-кого-нельзя-называть

    7 лет назад, 15 октября 2015 года, писал: «Прошу как-нибудь на слово поверить, что ни малейших симпатий ни к халифатчикам, ни к правосекам…

  • Публикация 14 октября.

    «УВАЖИТЕЛЬНОЕ ОТНОШЕНИЕ К КАДРАМ». К годовщине Октябрьского пленума ЦК КПСС

    «УВАЖИТЕЛЬНОЕ ОТНОШЕНИЕ К КАДРАМ». К годовщине Октябрьского пленума ЦК КПСС Завершая тему годовщины Октября 1964-го, конечно, надо сказать: что…

  • Публикация 14 октября. «ИЗВИНИТЕ, ЭТО ШУТКА». К годовщине Октябрьского пленума ЦК КПСС

    «ИЗВИНИТЕ, ЭТО ШУТКА». К годовщине Октябрьского пленума ЦК КПСС (3) Любопытно сравнить, как постепенно изменялась атмосфера публичных церемоний в…

  • Публикация 14 октября. ЖЕСТЫ ЭПОХИ. К годовщине Октябрьского пленума ЦК КПСС

    ЖЕСТЫ ЭПОХИ. К годовщине Октябрьского пленума ЦК КПСС 14 октября 1964 года сменились две последние длительные эпохи в истории СССР: Октябрьский…

  • Публикация 14 октября. Годовщина апостола нигилизма

    День в истории. Годовщина апостола нигилизма 14 (2) октября 1840 года родился Дмитрий Иванович Писарев (1840—1868), один из столпов…

  • Коротко.

    Почему никого нельзя «поддерживать»?

    Мао Цзэдун и Чан Кайши, сентябрь 1945 года. Жмут друг другу руки, поскольку у них есть общий враг — Японская империя. «Вместе бьют, врозь идут».…

  • Что писал 13 лет назад. Зачем нашей элите нужен генерал Власов?

    Что писал 13 лет назад, 14 октября 2009 года: Листовка РОА («Русской освободительной армии») генерала Власова. «В связи с нашумевшим призывом…

Photo

Hint http://pics.livejournal.com/igrick/pic/000r1edq

  • 115 comments
    • 115 comments
    • Публикация 14 октября. «НЕ СТАНУТ ЛИ КАРИКАТУРИСТЫ БЕЗРАБОТНЫМИ?»

      «НЕ СТАНУТ ЛИ КАРИКАТУРИСТЫ БЕЗРАБОТНЫМИ?» К годовщине Октябрьского пленума ЦК КПСС (4) История СССР, как в капле воды, отразилась и в истории…

    • День в истории. Выстрел в Бандеру

      Cоветский плакат «Змея из схрона». Художник Александр Козюренко (1892—1959), стихи Семёна Гадяцкого. Львов, 1945 год. Стихи (в переводе с…

    • Что писал 7 лет назад. Те-кого-нельзя-называть

      7 лет назад, 15 октября 2015 года, писал: «Прошу как-нибудь на слово поверить, что ни малейших симпатий ни к халифатчикам, ни к правосекам…

    • Публикация 14 октября. «УВАЖИТЕЛЬНОЕ ОТНОШЕНИЕ К КАДРАМ». К годовщине Октябрьского пленума ЦК КПСС

      «УВАЖИТЕЛЬНОЕ ОТНОШЕНИЕ К КАДРАМ». К годовщине Октябрьского пленума ЦК КПСС Завершая тему годовщины Октября 1964-го, конечно, надо сказать: что…

    • Публикация 14 октября. «ИЗВИНИТЕ, ЭТО ШУТКА». К годовщине Октябрьского пленума ЦК КПСС

      «ИЗВИНИТЕ, ЭТО ШУТКА». К годовщине Октябрьского пленума ЦК КПСС (3) Любопытно сравнить, как постепенно изменялась атмосфера публичных церемоний в…

    • Публикация 14 октября. ЖЕСТЫ ЭПОХИ. К годовщине Октябрьского пленума ЦК КПСС

      ЖЕСТЫ ЭПОХИ. К годовщине Октябрьского пленума ЦК КПСС 14 октября 1964 года сменились две последние длительные эпохи в истории СССР: Октябрьский…

    • Публикация 14 октября.

      Годовщина апостола нигилизма

      День в истории. Годовщина апостола нигилизма 14 (2) октября 1840 года родился Дмитрий Иванович Писарев (1840—1868), один из столпов…

    • Коротко. Почему никого нельзя «поддерживать»?

      Мао Цзэдун и Чан Кайши, сентябрь 1945 года. Жмут друг другу руки, поскольку у них есть общий враг — Японская империя. «Вместе бьют, врозь идут».…

    • Что писал 13 лет назад. Зачем нашей элите нужен генерал Власов?

      Что писал 13 лет назад, 14 октября 2009 года: Листовка РОА («Русской освободительной армии») генерала Власова. «В связи с нашумевшим призывом…

    ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ВЕНЕРЫ | Наука и жизнь

    Космический аппарат «Венера-2». <…>

    Космический аппарат «Венера-9». <…>

    Спускаемый аппарат «Венеры-9». <. ..>

    Открыть в полном размере

    Наша страна начала изучать Венеру в 1961 году и за двадцать с лишним лет направила к ней шестнадцать космических аппаратов, выполнивших научные исследования вблизи планеты и на ее поверхности.


    Аппарат «Венера-1» массой 643,5 кг запущен 12 февраля 1961 года и 20 мая вышел на орбиту искусственного спутника с перигелием 106 млн км и афелием 151 млн км.


    Аппарат «Венера-2» массой 963 кг запущен 12 ноября 1965 года, 27 февраля 1966 года прошел на расстоянии 24 тыс. км от поверхности планеты и вышел на орбиту с параметрами около 107 млн км в перигелии и 179 млн км в афелии.


    Аппарат «Венера-3» массой 960 кг запущен 16 ноября 1965 года с задачей достичь поверхности планеты. Спускаемый аппарат — шар диаметром 0,9 м с теплозащитой — при помощи парашютов опустился на поверхность Венеры 1 марта 1966 года, осуществив первый в мире перелет на другую планету.


    Аппарат «Венера-4» массой 1106 кг запущен 12 июня 1967 года. 18 октября 1967 вошел в атмосферу Венеры, где от него отделился спускаемый аппарат диаметром около метра, массой 383 кг и впервые произвел плавный спуск в атмосфере другой планеты. Во время спуска на парашютах аппарат полтора часа передавал сведения о составе атмосферы, ее температуре, давлении и плотности.


    Аппараты «Венера-5» и «Венера-6» массой по 1130 кг были запущены 5 и 10 января 1969 года. Спускаемые аппараты совершили плавную посадку на «ночной» стороне планеты 16 и 17 мая 1969 года, передав сведения о нижних слоях ее атмосферы.


    Аппарат «Венера-7» массой 1180 кг запущен 17 августа 1970 года, достиг Венеры 15 декабря 1970 года. Спускаемый аппарат массой около 500 кг с теплозащитой, рассчитанной на температуру 530°С, впервые передал научные данные с поверхности другой планеты.


    Аппарат «Венера-8» массой 1184 кг запущен 27 марта 1972 года. 22 июля 1972 года спускаемый аппарат массой 495 кг опустился на дневную сторону Венеры и в течение 50 минут передавал сведения о силе ветра, освещенности, характеристиках поверхности.


    Аппараты «Венера-9» и «Венера-10» массой 4936 и 5033 кг соответственно были запущены 8 и 14 июня 1975 года. Спускаемые аппараты диаметром 2,4 м и массой по 1560 кг совершили мягкую посадку на планету 22 и 25 октября 1975 года. Аппараты «Венера» перешли на орбиты искусственных спутников и служили ретрансляторами для передачи радиосигналов от спускаемых аппаратов к Земле.


    Аппараты «Венера-11» и «Венера-12» , по конструкции аналогичные «Венере-9» и «Венере-10», имели массу соответственно 4450 и 4461 кг, были запущены 9 и 14 сентября 1978 года. За двое суток до подлета к планете от них отделились спускаемые аппараты, которые произвели мягкую посадку 21 («В-12») и 25 («В-11») декабря 1978 года на расстоянии 800 км один от другого. Космические аппараты были переведены на пролетные траектории и стали обращаться вокруг Солнца по гелиоцентрической орбите, ретранслируя сигналы с поверхности Венеры на Землю и проводя исследования солнечного ветра, гамма-всплесков космического происхождения, с высокой точностью регистрируя их источники.


    Аппараты «Венера-13» и «Венера-14» , по конструкции и назначению одинаковые с «Венерой-11» и «Венерой-12», массой соответственно 4363 и 4363,5 кг, были запущены 30 октября и 4 ноября 1981 года. Они несли посадочные аппараты массой по 760 кг (с теплозащитным кожухом — 1645 кг), которые совершили мягкую посадку на Венеру 1 и 5 марта 1982 года. Аппараты сделали цветные панорамные снимки места посадки, с помощью грунтозаборного устройства взяли пробы материала поверхности и впервые провели его химический анализ в экспресс-лаборатории. Сами «Венеры» после отделения спускаемых аппаратов вышли на гелиоцентрическую орбиту для выполнения тех же задач, что и аппараты в прошлых экспедициях.


    Аппараты «Венера-15» и «Венера-16» массой 5250 и 5300 кг соответственно запущены 2 и 7 июня 1983 года. Они предназначались для исследования Венеры с орбиты искусственного спутника и были выведены на нее 10 и 14 октября 1983 года.


    «Наука и жизнь» об исследовании Венеры:


    На Венере — советская станция. — 1967, №10, с.74.


    Феоктистов К. Космические корабли. — 1967, №10, с. 40.


    Основные этапы исследования Луны и Венеры советскими автоматическими станциями . — 1971,
    № 4, с. 5.


    «Венера-8» завершила полет. — 1972, № 12, с. 54.


    К утренней звезде (о станциях «Венера-11» и «Венера-12»). — 1979, № 2, с.15.


    Сворень Р. Под облаками — горы (о станциях «Венера-15» и «Венера-16»). — 1984, № 4, с.29.


    Базиловский А. Геологические исследования Венеры. — 1985, № 2, с. 29.

    Первый космический корабль на орбите другой планеты

    Глаз для i #439

    Дети

    Ганеш А.С.

    30 мая 2021 г., 00:13 по восточному стандартному времени

    Обновлено:
    10 ноября 2021 г., 12:15 IST

    Ганеш AS

    30 мая 2021 г., 00:13 по восточному стандартному времени

    Обновлено:
    10 ноября 2021 г., 12:15 IST

    30 мая 1971 года «Маринер-9» стартовал с мыса Канаверал во Флориде.

    Чуть более пяти месяцев спустя он вышел на орбиту вокруг Марса, став тем самым первым космическим кораблем, когда-либо вращавшимся вокруг планеты, отличной от нашей Земли. А.С.Ганеш смотрит на Mariner 9миссия…

    Космический корабль НАСА «Маринер-9».

    30 мая 1971 года «Маринер-9» стартовал с мыса Канаверал во Флориде. Чуть более пяти месяцев спустя он вышел на орбиту вокруг Марса, став тем самым первым космическим кораблем, когда-либо вращавшимся вокруг планеты, отличной от нашей Земли. А.С.Ганеш смотрит на миссию Mariner 9…

    Соревнование 20-го века между бывшим Советским Союзом и США, чтобы продемонстрировать большее космическое мастерство, часто называют космической гонкой. Хотя гонка на Луну лучше всего захватывает наше воображение, она не знаменует собой ни начало, ни конец битвы между этими двумя противниками времен холодной войны. Гонка к нашей соседней планете Марс стала приоритетной после того, как люди ступили на Луну, и даже стала свидетелем того, что можно было бы назвать фотофинишем в космологическом масштабе.

    Пары для безопасности

    На начальных этапах исследования планет обе эти сверхдержавы обычно запускали пары космических кораблей. Идея такой реализации заключалась в том, чтобы гарантировать, что один из них служил резервной копией для другого, даже если один из них полностью не справился со своей задачей.

    В 1965 году США добились своего первого успеха в отношении Марса, когда Маринер-4 пролетел мимо Марса, сделав первые снимки планеты крупным планом. Учитывая, что этот успех последовал сразу после провала его близнеца Mariner 3, идея запуска в паре казалась хорошей.

    К 1969 году НАСА продолжило свои достижения, когда «Маринер-6» и «7-й» пролетели над Марсом несколько дней друг за другом, а «Маринер-7» даже сделал снимок Фобоса, одного из двух естественных спутников Марса.

    Необходимость выхода на орбиту

    Хотя эти полеты, несомненно, были успешными, для лучшего понимания планеты требовались долгосрочные наблюдения. Чтобы добиться этого, ученые сосредоточили свое внимание на космических кораблях, которые могли бы вращаться вокруг Марса и, таким образом, документировать и измерять различные характеристики планеты.

    Помня об этой цели, НАСА увеличило вес Mariners 8 и 9, так как они несли больше инструментов для проведения измерений и топлива для более длительного срока службы. «Маринер-8» был запущен 9 мая 1971 года, но миссия продлилась всего шесть минут, так как проблема с главным двигателем привела к тому, что космический корабль разбился о воду.

    Гонка к красной планете

    Второй из идентичных космических кораблей, «Маринер-9», успешно стартовал с мыса Канаверал, штат Флорида, 30 мая. Но прошло три недели между неудачей «Маринера-8» и успехом «Маринера-9»., Советский Союз успешно запустил пару своих космических кораблей — «Марс-2» 19 мая и «Марс-3» 28 мая. Борьба за то, чтобы стать первым космическим кораблем на орбите Марса, буквально превратилась в гонку.

    Несмотря на то, что он стартовал немного позже, именно «Маринер-9» впервые достиг Марса 14 ноября после 167-дневного полета в космосе. Запустив свой главный двигатель на 915,6 секунды, Mariner 9 вышел на орбиту вокруг Марса, тем самым став первым рукотворным объектом, вышедшим на орбиту вокруг другой планеты. Выведение на орбиту Марса-2 и Марса-3 завершилось 27 ноября и 2 декабря соответственно.

    Глобальная пыльная буря

    Пока три космических корабля были готовы к выполнению своих следующих обязанностей, у Марса были другие идеи. Когда прибыли эти наблюдатели, планету охватила мощная глобальная пыльная буря, которая скрыла все, кроме пиков самых больших марсианских образований. Только изображения, сделанные после того, как буря утихла, показали красную планету в захватывающих деталях.

    Несмотря на то, что «Марс-2» и «Марс-3» смогли отправить лишь минимальное количество пригодных для использования изображений, «Маринер-9»сделал исключительно хорошо. К февралю 1972 года удалось идентифицировать около 20 вулканов, в том числе то, что позже было названо горой Олимп, высота которой превышает 21 км. Также была выявлена ​​еще одна крупная поверхность — система каньонов длиной более 4000 км и шириной 200 км. Каньон был назван Valles Marineris в честь Mariner 9, первооткрывателя космического корабля.

    Грандиозный успех

    НАСА объявило, что 11 февраля 1972 года «Маринер-9» достиг всех своих целей, но космический корабль продолжал отправлять полезную информацию. Приступив к основной миссии по нанесению на карту 70% марсианской поверхности, Mariner 9намного превосходил его.

    Ко времени последнего контакта 27 октября 1972 года «Маринер-9» передал 54 миллиарда битов научных данных, в том числе более 7300 фотографий, некоторые из которых принадлежали спутникам Марса Фобосу и Деймосу. На этих изображениях нанесено на карту 85% поверхности Марса с разрешением 1-2 км. Огромный успех Mariner 9 проложил путь спускаемым аппаратам, которые с тех пор отправились на Марс.


    Наш код редакционных ценностей

    Венера | Факты, размер, поверхность, цвет, изображения и температура

    Популярные вопросы

    Венера похожа на Землю?

    Венера и Земля имеют сходство в их массах, размерах, плотности и относительном расположении в Солнечной системе. Поскольку они, предположительно, образовались в солнечной туманности из одних и тех же скалистых планетарных строительных блоков, они, вероятно, имеют сходный общий химический состав. За это сходство Венеру называют близнецом Земли.

    Как далеко Венера от Солнца?

    Венера вращается вокруг Солнца на среднем расстоянии 108 миллионов км (67 миллионов миль), что примерно в 0,7 раза больше расстояния Земли от Солнца.

    Как выглядит Венера?

    При наблюдении в телескоп Венера предстает перед наблюдателем блестящим желто-белым безликим лицом. Его затемненный вид возникает из-за того, что поверхность скрыта от глаз сплошным и постоянным покровом облаков, которые трудно увидеть в видимом свете.

    Насколько велика Венера?

    Средний радиус Венеры составляет 6 051,8 км (3 760,4 мили), или около 95 процентов от земного на экваторе, а ее масса составляет 4,87 × 1024 кг, или 81,5 процента от массы Земли.

    Из чего сделана Венера?

    Венера имеет самую массивную атмосферу из всех планет земной группы. Его газовая оболочка состоит более чем на 96 процентов из углекислого газа и на 3,5 процента из молекулярного азота. Присутствуют следовые количества других газов, включая окись углерода, двуокись серы, водяной пар, аргон и гелий.

    Сводка

    Прочтите краткий обзор этой темы

    Венера , вторая планета от Солнца и шестая в Солнечной системе по размеру и массе. Ни одна планета не приближается к Земле ближе, чем Венера; в ближайшем окружении это самое близкое к Земле крупное тело, кроме Луны. Поскольку орбита Венеры ближе к Солнцу, чем к Земле, планета всегда находится примерно в том же направлении на небе, что и Солнце, и ее можно увидеть только в часы, близкие к восходу или закату. Когда она видна, это самая яркая планета на небе. Венера обозначена символом ♀.

    Венера была одной из пяти планет — наряду с Меркурием, Марсом, Юпитером и Сатурном — известных в древние времена, и ее движения наблюдались и изучались на протяжении столетий до изобретения передовых астрономических инструментов. Его появление было зарегистрировано вавилонянами, которые отождествляли его с богиней Иштар около 3000 г. до н.э., и оно также широко упоминается в астрономических записях других древних цивилизаций, в том числе Китая, Центральной Америки, Египта и Греции. Как и планета Меркурий, Венера была известна в Древней Греции под двумя разными именами — Фосфор (9).0105 см. Люцифер), когда он появился как утренняя звезда, и Геспер, когда он появился как вечерняя звезда. Его современное название происходит от римской богини любви и красоты (греческий эквивалент — Афродита), возможно, из-за светящегося драгоценного камня планеты.

    Венеру называют близнецом Земли из-за сходства их масс, размеров и плотностей, а также из-за сходного относительного расположения в Солнечной системе. Поскольку они, предположительно, образовались в солнечной туманности из одних и тех же скалистых планетарных строительных блоков, они также, вероятно, имеют схожий общий химический состав. Ранние телескопические наблюдения за планетой выявили вечную завесу из облаков, что наводило на мысль о наличии существенной атмосферы и привело к популярным предположениям о том, что Венера была теплым и влажным миром, возможно, похожим на Землю в доисторический период ее болотистых каменноугольных лесов и изобилия жизни. Однако теперь ученые знают, что Венера и Земля эволюционировали в условиях поверхности, которые вряд ли могут быть более разными. Венера чрезвычайно горячая, сухая и в других отношениях настолько неприступная, что маловероятно, что жизнь, как она понимается на Земле, могла там развиться. Одна из основных целей ученых при изучении Венеры — понять, как возникли ее суровые условия, что может дать важные уроки о причинах изменения окружающей среды на Земле.

    Планетарные данные Венеры
    *Время, необходимое планете, чтобы вернуться в то же положение на небе относительно Солнца, которое видно с Земли.
    среднее расстояние от Солнца 108 209 475 км (0,72 а.е.)
    эксцентриситет орбиты 0,007
    наклон орбиты к эклиптике 3,4°
    Венерианский год (звездный период обращения) 224,7 земных дня
    максимальная визуальная величина −4,6
    средний синодический период* 584 земных дня
    средняя орбитальная скорость 35 км/сек
    радиус (средний) 6051,8 км
    площадь поверхности 4,6 × 10 8 км 2
    масса 4,87 × 10 24 кг
    средняя плотность 5,24 г/см 3
    средняя сила тяжести на поверхности 887 см/сек 2
    скорость убегания 10,4 км/сек
    период вращения (венерианские звездные сутки) 243 земных дня (ретроградный)
    Венерианские средние солнечные сутки 116,8 земных суток
    наклон экватора к орбите 177,3°
    состав атмосферы углекислый газ, 96%; молекулярный азот, 3,5%; вода 0,02%; следовые количества окиси углерода, молекулярного кислорода, двуокиси серы, хлористого водорода и других газов.
    средняя температура поверхности 737 К (867 ° F, 464 ° С)
    поверхностное давление на среднем радиусе 95 бар
    средняя видимая температура облаков около 230 К (-46 ° F, -43 ° C)
    количество известных лун никто

    При наблюдении в телескоп Венера представляет наблюдателю блестящее желто-белое лицо, практически лишенное черт лица. Его затемненный вид является результатом того, что поверхность планеты скрыта от глаз сплошным и постоянным покровом облаков. Особенности в облаках трудно увидеть в видимом свете. При наблюдении в ультрафиолетовом диапазоне на облаках видны характерные темные отметины со сложными закрученными узорами вблизи экватора и глобальными яркими и темными полосами, имеющими форму буквы V и обращенными к западу. Из-за всеохватывающих облаков мало что было известно о поверхности, атмосфере и эволюции Венеры до начала XIX века.60-х годов, когда были проведены первые радиолокационные наблюдения и космические корабли совершили первые облеты планеты.

    Викторина «Британника»

    Планеты и Луна Земли

    Какая связь между далекими планетами и предполагаемой внеземной жизнью? Какая самая горячая планета нашей Солнечной системы? Наденьте свои мыслительные кепки и пристегните ремни безопасности и проверьте свои знания в области астрономии в этой викторине.

    Венера вращается вокруг Солнца на среднем расстоянии 108 миллионов км (67 миллионов миль), что примерно в 0,7 раза больше расстояния Земли от Солнца. У него наименьший эксцентриситет орбиты среди всех планет с отклонением от идеального круга всего около 1 части на 150. Следовательно, его расстояния в перигелии и афелии (т. Е. Когда он находится ближе всего и дальше всего от Солнца соответственно) мало меняются. со среднего расстояния. Период ее обращения, то есть продолжительность венерианского года, составляет 224,7 земных дня. Поскольку Венера и Земля вращаются вокруг Солнца, расстояние между ними варьируется от минимума примерно в 42 миллиона км (26 миллионов миль) до максимума примерно в 257 миллионов км (160 миллионов миль).

    Поскольку орбита Венеры находится внутри орбиты Земли, планета имеет фазы, подобные фазам Луны, если смотреть с Земли. Фактически открытие этих фаз итальянским ученым Галилеем в 1610 году было одним из самых важных в истории астрономии. Во времена Галилея господствовавшая модель Вселенной основывалась на утверждении греческого астронома Птолемея почти 15 веков назад, что все небесные тела вращаются вокруг Земли ( см. система Птолемея). Наблюдение за фазами Венеры не соответствовало этой точке зрения, но согласовывалось с идеей польского астронома Николая Коперника о том, что Солнечная система находится в центре Солнца. Наблюдение Галилея за фазами Венеры предоставило первое прямое наблюдательное свидетельство теории Коперника.

    Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту.
    Подписаться сейчас

    Вращение Венеры вокруг своей оси необычно как по направлению, так и по скорости. Солнце и большинство планет Солнечной системы вращаются против часовой стрелки, если смотреть сверху на их северные полюса; это направление называется прямым, или проградным. Венера, однако, вращается в противоположном, или ретроградном, направлении. Если бы не облака планеты, наблюдатель на поверхности Венеры увидел бы, что Солнце восходит на западе и заходит на востоке. Венера вращается очень медленно, ей требуется около 243 земных суток, чтобы совершить один оборот относительно звезд — продолжительность ее звездных суток. Вращение Венеры и периоды обращения Венеры почти синхронизированы с орбитой Земли, так что, когда две планеты находятся на максимальном сближении, Венера обращена к Земле почти одной и той же стороной. Причины этого сложны и связаны с гравитационным взаимодействием Венеры, Земли и Солнца, а также с влиянием массивной вращающейся атмосферы Венеры. Поскольку ось вращения Венеры наклонена всего на 3° по отношению к плоскости ее орбиты, на планете нет заметных времен года. Кроме того, период вращения Венеры замедлился на 6,5 минут между двумя сериями измерений, проведенных в 1990–92 и 2006–08. У астрономов пока нет удовлетворительного объяснения необычных характеристик вращения Венеры. Наиболее часто упоминаемая идея заключается в том, что, когда Венера формировалась в результате аккреции планетарных строительных блоков (планетезималей), одно из крупнейших из этих тел столкнулось с прото-Венерой таким образом, что опрокинуло ее и, возможно, замедлило ее вращение. также.

    Средний радиус Венеры составляет 6 051,8 км (3 760,4 мили), или около 95 процентов радиуса Земли на экваторе, а ее масса составляет 4,87 × 10 24 кг, или 81,5% от массы Земли. Сходство с Землей по размеру и массе дает сходство по плотности — 5,24 грамма на кубический сантиметр для Венеры по сравнению с 5,52 для Земли. Они также приводят к сопоставимой гравитации на поверхности — люди, стоящие на Венере, будут иметь почти 90 процентов своего веса на Земле. Венера более сферическая, чем большинство планет. Вращение планеты обычно вызывает вздутие на экваторе и небольшое сплющивание на полюсах, но очень медленное вращение Венеры позволяет ей сохранять свою сферическую форму.

    «Венера-7: первая посадка на другую планету»

    Летом 1990 года мне довелось осмотреть большую выставку советской космической техники в Бостонском музее науки (см. « Советская космическая выставка в Бостонском музее науки»). Музей науки — июль 1990 г. »). Среди дисплеев «Фобоса», «Веги» и других впечатляющих аппаратных средств планетарной миссии был спрятан сравнительно небольшой овальный зонд, выкрашенный в белый цвет с красными буквами «CCCP» (кириллица, обозначающая СССР). На выставке была представлена ​​инженерная модель «Венеры-7», совершившей первую посадку на поверхность другой планеты 15 декабря 19 года.70 (почти за 20 лет до этой выставки). Эта историческая посадка, ставшая кульминацией более чем десятилетней работы советских инженеров и ученых, стала началом полутора десятилетий все более амбициозных (и в значительной степени успешных) миссий по изучению нашей родственной планеты Венеры.

    Модель спускаемого аппарата «Венеры-7», приземлившегося на Венеру в декабре 1970 года. (A.J. LePage)

     

    На пути к успеху, спотыкаясь энтузиазма». Советская программа «Венера» по исследованию Венеры, вероятно, является одним из лучших примеров этой максимы. Вскоре после начала космической эры ОКБ-1 (аббревиатура от ОКБ-1) под руководством легендарного советского инженера-космонавта Сергея Королева, построившее спутник, уже приступило к работе над зондами для достижения Венеры и Земли. Ракета-носитель «Молния», которая отправит их в путь. Пара зондов 1VA Venus была запущена 19 февраля.61, но только один, впоследствии известный как «Венера-1», был успешно отправлен на пути к Венере. К сожалению, «Венера-1» замолчала через несколько дней после запуска (см. «

    Венера-1: первая попытка миссии на Венеру »).

    Из пары космических кораблей 1ВА, запущенных к Венере в 1961 году, только «Венера-1» выжила, но в первые две недели полета вышла из строя. (НАСА)

    Не теряя ни секунды, сотрудники ОКБ-1 извлекли уроки из своих ошибок и спроектировали усовершенствованный космический аппарат серии 2МВ для следующего стартового окна с Венеры. К сожалению, советские амбиции были сорваны, когда пара посадочных модулей 2МВ-1 «Венера» и пролетный зонд 2МВ-2 оказались на околоземной орбите из-за отказов спасательной ступени блока «Молния Блок Л» после запуска в августе и сентябре 1919 года.62. В очередной раз советские инженеры улучшили конструкцию 2МВ, чтобы создать более мощные планетарные зонды 3МВ. Пара посадочных модулей 3МВ-1 была запущена в марте и апреле 1964 года, но только один, Зонд-1, пережил запуск, но в итоге менее чем через два месяца вышел из строя из-за серии отказов систем (см. « Зонд-1: Первый посадочный модуль, отправленный на Венеру»). «). Из трех усовершенствованных космических аппаратов 3МВ, запущенных к Венере 19 ноября.65, только «Венера-2» и «Венера-3» (пролетный зонд и посадочный модуль соответственно) покинули Землю только для того, чтобы потерпеть неудачу за несколько дней до их встречи с нашей родственной планетой (см. « Венера 2 и 3: Прикосновение к лицу Венеры »).

    Вид на 3МВ-3 под названием «Венера-3» с прикрепленным внизу сферическим посадочным модулем.

    К моменту неудач «Венеры-2» и «Венеры-3» ответственность за разработку и строительство автоматических лунных и планетарных космических кораблей была передана новому независимому конструкторскому бюро «НПО Лавочкина» под руководством главного конструктора Георгия Бабакина, которое было известно своими тщательными испытаниями. и качество его исполнения. Инженеры Лавочкина полностью перепроектировали посадочный модуль 3МВ и его космический корабль-носитель, чтобы создать гораздо более мощный космический корабль 1В. Пока только «Венера-4» пережила запуск 19 июня.67 космический корабль успешно развернул свой посадочный модуль, который затем произвел первые измерения атмосферы Венеры на месте во время 93-минутного спуска. Первоначально считалось, что он замолчал, когда он ударился о поверхность Венеры, но позже было установлено, что вместо этого он потерпел структурное разрушение на высоте 26 километров, когда давление превысило 18 бар (один бар примерно равен атмосферному давлению на поверхности Земли). ). Поверхностные условия Венеры оказались гораздо более неблагоприятными, чем предполагали советские ученые и инженеры при проектировании спускаемого аппарата (см.0101 «Венера-4: Зондирование атмосферы Венеры »). Имея достаточно времени для незначительной модернизации посадочных модулей 2V к следующему запуску в январе 1969 года, посадочные модули «Венеры-5» и «Венеры-6» смогли глубже проникнуть в атмосферу Венеры, опираясь на данные «Венеры-4», но все же потерпели неудачу. десятки километров над поверхностью (см. « Венера 5 и 6: Погружение к поверхности Венеры »).

    «Венера-4» готовится к запуску.

     

    Космический аппарат 3V «Венера» ​​

    Лучше поняв истинную природу условий на поверхности Венеры, инженеры и ученые НПО имени Лавочкина приступили к созданию гораздо более прочного посадочного модуля 3V «Венера» ​​для предстоящей миссии V-70. Как и более ранние посадочные модули, посадочный модуль 3V представлял собой сфероид диаметром около метра со смещенным центром тяжести, который удерживал тупой конец направленным вперед во время входа без необходимости в системе управления ориентацией. Под абляционным теплозащитным экраном и слоями улучшенной теплоизоляции находился новый сферический титановый сосуд высокого давления, в котором размещались жизненно важные системы спускаемого аппарата. Давая себе максимально возможный запас прочности, новый посадочный модуль 3V был способен выдерживать давление 180 бар и температуру до 540°C в течение до 9 часов.0 минут.

    СССР Схема посадочного модуля Венера 3В. С нижней этикетки и по часовой стрелке это демпфер, корпус давления, приборный коммутатор, изоляция, внутренний теплозащитный экран, верхний выпуск, парашют, антенна, вентилятор, радио, передатчик и адаптер космического корабля. Нажмите на изображение, чтобы увеличить. (Роскосмос)

    В спускаемый аппарат 3В внесены и другие изменения. Размер парашюта был уменьшен с 15 квадратных метров, использовавшихся на Венере 5 и 6, до 2,5 квадратных метров. Несмотря на меньший размер фонаря, который не мог выдержать температуру до 520°C, он все же позволял безопасно приземлиться, учитывая новые оценки состояния поверхности. Для дальнейшего ускорения спуска на поверхность стропы кожуха парашюта были обернуты шнуром, препятствующим его полному раскрытию, площадью 1,8 квадратных метра. Шнур был разработан таким образом, чтобы расстегнуть стропы кожуха, чтобы позволить полностью раскрыть парашют, когда температура превысит примерно 200 ° C. Теперь ожидалось, что спуск займет около часа по сравнению с расчетным сроком службы посадочного модуля в 9 часов.0 минут.

    Из-за увеличенной массы более надежного посадочного модуля 3V он нес меньший набор инструментов по сравнению с его предшественниками. В дополнение к денситометру посадочный модуль 3V нес термометры сопротивления, способные измерять температуру в диапазоне от 25 ° C до 540 ° C, а также набор анероидных манометров для измерения давления от 0,5 до 150 бар. Телеметрическая система, которая должна была передавать данные непосредственно на Землю со скоростью один бит в секунду, теперь использовала термостабилизированный кварцевый осциллятор, так что скорость спускаемого посадочного модуля по линии визирования можно было измерять с точностью ±1,5 метра в секунду. второй. Поскольку Земля находится всего в 10,3 ° от местной вертикали в ожидаемом месте посадки, измерения доплеровской скорости были относительно нечувствительны к горизонтальному ветру, обеспечивая точность единичного измерения всего около ± 8 метров в секунду. Однако интеграция измерений доплеровской скорости предоставила бы независимые средства реконструкции почти вертикального спуска посадочного модуля 3V, дополняющие данные радиовысотомера посадочного модуля. Поскольку теперь ожидалось, что посадочный модуль 3V достигнет поверхности, на нем также был установлен гамма-спектрометр для измерения концентрации радиоактивного калия, урана и тория, чтобы определить состав поверхностных материалов. Общая масса посадочного модуля 3V увеличилась до 49 т.0 кг — на 85 кг тяжелее, чем предыдущий посадочный модуль 2V.

    Носитель 3V для посадочного модуля мало чем отличался от своих непосредственных предшественников, за исключением постепенных улучшений его различных систем, основанных на наземных испытаниях и летном опыте. Около 3,5 метров в высоту, включая посадочный модуль, ядро ​​​​носителя состояло из цилиндра диаметром 1,1 метра и примерно такой же высоты. В этом герметичном отсеке размещались различные системы авианосца, а их температура поддерживалась в пределах от 15°C до 25°C с помощью принудительной газовой системы. Круглый излучатель для этой системы был установлен на стороне космического корабля, обращенной к Солнцу, и служил концентратором для зонтичной развертываемой антенны с высоким коэффициентом усиления диаметром 2,3 метра, используемой для поддержки дальнего диапазона УВЧ нисходящего и восходящего каналов. Система термоконтроля также использовалась для предварительного охлаждения посадочного модуля до температуры -8 ° C перед развертыванием, чтобы максимально увеличить срок его службы в горячей атмосфере Венеры.

    Космический корабль «Венера-3В» готовится к запуску. (Роскосмос)

    В верхней части этого отсека была установлена ​​двигательная установка, состоящая из двигателя КДУ-414 с наддувом и его топливных баков. Эта система будет использоваться для выполнения пары поправок на полпути (одна вскоре после выхода из Земли, а другая до встречи с Венерой), чтобы точно настроить его траекторию. По бокам основного отсека находилась пара развертываемых солнечных панелей размахом более четырех метров и площадью 2,5 квадратных метра, которые обеспечивали электроэнергией системы космического корабля. Чтобы вместить более тяжелый посадочный модуль, на носителе 3V было меньше научных приборов для экономии массы. На этот раз с собой был только детектор заряженных частиц солнечного ветра. В целом модернизированный космический корабль 3В имел стартовую массу 1180 кг. Это было на 50 кг тяжелее, чем «Венера-5» и «Венера-6», но все еще соответствовало грузоподъемности ракеты 8К78М «Молния» для этого стартового окна «Венера».

     

    Миссия V-70

    Как и в предыдущих миссиях V-67 и V-69, советская миссия V-70 на Венеру должна была запустить пару усовершенствованных космических аппаратов 3V к Венере во время запуска в августе 1970 года. окно. Первый, 3В № 630, успешно стартовал с площадки в районе 31/6 космодрома Байконур в 8:38:22 по московскому времени (05:38:22 по Гринвичу) 15 августа 1970 года. Первые три ступени 8К78М «Молния» успешно вывела спасательную ступень «Блок Л» и ее полезную нагрузку 3В на временную околоземную парковочную орбиту размером 182 на 202 км с наклонением 51,7°. После выхода на орбиту для достижения оптимальной точки впрыска маршевый двигатель Блока Л загорелся в 07:59.GMT и отправил то, что теперь называлось «Венера-7», на солнечную орбиту размером 0,69 на 1,01 а.е., которая должна была достичь Венеры 15 декабря после прохождения 120 дней.

    Запуск «Венеры-7» 15 августа 1970 г.

    Второй космический корабль «3В» № 631 стартовал в 8:06:09 по московскому времени (05:06:09 по Гринвичу) 22 августа и во временный парковочная орбита. Из-за неисправности трансформатора в энергосистеме Блока Л двигатель ступени запустился с опозданием и проработал всего 25 секунд вместо положенных 244 секунд. Значительный поджог застрял в том, что теперь называлось Космос 359.на орбите 208 на 890 километров с наклонением 51,1 °, которая распалась 6 ноября. «Венера-7» была сама по себе.

    «Венера-7» быстро вошла в свой распорядок четырехмесячного круиза к Венере. Космический корабль совершил свой первый маневр на полпути 17 октября, когда он находился на расстоянии 17 миллионов километров от Земли. Вторая коррекция 17 ноября на расстоянии 31 миллион километров еще более точно настроила траекторию до точки у ночного экватора примерно в 2000 километрах от терминатора.

    10 декабря «Венера-7» обнаружила солнечную вспышку, предоставив важную информацию об этом событии с уникальной точки зрения в пяти днях от Венеры. 12 декабря, когда «Венера-7» находилась примерно в 1,3 миллиона километров от Венеры, космическому кораблю было приказано зарядить батареи посадочного модуля и охладить его до -8 ° C для подготовки к посадке. После того, как он достиг Венеры, наземные диспетчеры провели 124 сеанса связи с космическим кораблем. Авианосец автоматически выпустил свой посадочный модуль в 04:58:44 по Гринвичу 15 декабря, когда космический корабль потерял связь с Землей при столкновении с верхними слоями атмосферы Венеры. Спускаемый аппарат вошел в атмосферу на высоте 135 км со скоростью 11,5 км/с под углом от 60° до 70° к местной горизонтали. В то время как носитель сгорел, посадочный модуль испытал пиковую тормозную нагрузку в 350 г, поскольку температура теплозащитного экрана подскочила до 11 000 ° C.

    К моменту снижения «Венеры-7» до высоты 54 км со скоростью 200 м/с спускаемый аппарат раскрыл парашют, почувствовав, что атмосферное давление достигло 0,7 бар. Сразу после раскрытия парашюта «Венера-7» начала передавать данные на Землю, начиная с 04:59:28 по Гринвичу. В 05:08:41 по Гринвичу шнур, удерживающий стропы парашюта, не выдержал температуры окружающей среды 325°C, что позволило полностью раскрыть купол. Это быстро снизило скорость снижения с 27 до 19метров в секунду. Что-то пошло не так в 05:15:46 по Гринвичу, когда неожиданно лопнул парашют, что привело к резкому скачку скорости спуска с 15 до 26 метров в секунду.

    График зависимости температуры и скорости спуска от времени приема Земли (по московскому времени). Чтобы преобразовать время космического корабля (GMT), вычтите 3 часа, 3 минуты и 22 секунды. Нажмите на изображение, чтобы увеличить. (Авдуевский и др. .)

    По мере того, как «Венера-7» продолжала свой быстрый спуск, данные доплеровского слежения показали, что она начала раскачиваться вперед и назад с периодом около 30 секунд, поскольку парашют продолжал распадаться. Поврежденный фонарь, наконец, рухнул на расчетной высоте 3 км, и посадочный модуль находился в свободном падении в течение следующих трех минут. «Венера-7» столкнулась с поверхностью со скоростью 16,5 метра в секунду (что эквивалентно падению пятиэтажного дома здесь, на Земле) в 05:34:10 по Гринвичу на территории, которая сегодня известна как Навка-Планиция, на 5° южной широты. 351° в.д. Сигнал посадочного модуля был потерян при столкновении, а через секунду ненадолго восстановился, прежде чем исчезнуть в шуме. Теперь выяснилось, что «Венера-7» рухнула при ударе.

    Когда инженеры и ученые миссии V-70 просматривали данные о спуске с «Венеры-7», они обнаружили, что коммутатор (электромеханическое устройство, которое неоднократно переключало вход системы телеметрии с одного прибора на другой) вышел из строя. Единственными данными, переданными во время сокращенного 35-минутного спуска, были показания температуры — к счастью, очень полезный набор данных, который позволил определить свойства атмосферы. Данные доплеровской скорости также показали, что верхние слои атмосферы быстро двигались в обратном направлении, что согласуется с наземными наблюдениями за слабыми облачными элементами планеты. На более низких высотах скорость ветра упала до менее 2,5 метров в секунду.

    График зависимости атмосферного давления от высоты, основанный на измерениях с Венеры 4 и Венеры 7. Нажмите на изображение, чтобы увеличить его. (Авдуевский и др. .)

    Хотя изначально опасались, что «Венера-7» не смогла приземлиться, в течение следующих нескольких дней, когда обрабатывались радиопередачи посадочного модуля, было обнаружено, что посадочный модуль действительно продолжал передавать данные с поверхности в течение 23 минут. Судя по всему, посадочный модуль «Венеры-7» отскочил от удара и опустился на поверхность Венеры с наклоном около 50°. Вместо того, чтобы находиться почти прямо над посадочным модулем, Земля теперь находилась в одном из боковых лепестков его антенны, в результате чего мощность сигнала составляла всего 1% от ожидаемой. С последними данными посадочного модуля «Венера-7», переданными примерно в 05:57:08 по Гринвичу, было обнаружено, что температура поверхности Венеры составляет 474 ° ± 20 ° C. Экстраполируя более ранние результаты с «Венеры 4, 5 и 6». , было подсчитано, что поверхностное давление 90±15 бар.

    Впервые в истории космический корабль передал данные с поверхности другой планеты. Советская пресса приветствовала это историческое достижение 18 декабря, когда стало ясно, что миссия V-70 увенчалась успехом. Когда условия на поверхности Венеры, наконец, были определены с помощью измерений на месте, усилия НПО Лавочкина были направлены на анализ неудач полета «Венеры-7» с целью создания улучшенного посадочного модуля для ожидаемого запуска следующей миссии «Венера» в марте 19 года.