Какой космонавт высадился первым на луну: 50 лет назад человек сделал первый шаг по Луне. Настоящее Время объясняет, почему правда о высадке интереснее конспирологии

Содержание

как астронавтам удалось то, чего не смогла самая совершенная на тот момент техника

20 июля 1969 года посадочный модуль «Орел», на борту которого были астронавты Нил Армстронг и Эдвин Олдрин, впервые в истории доставил людей на Луну. Правила жизни рассказывает, почему в космической гонке 1960-х победить помогла не автоматика, а пресловутый человеческий фактор, позволивший совершить историческую высадку, едва не сорванную ошибками техники.

Александр Березин

Теги:

космос

луна

Часто можно услышать, что человек на борту космического корабля — кто-то вроде свадебного генерала. Якобы всю работу за него делают автоматы, а сам он работает простым символом престижа пославшей его страны.

Валентина Понамарева, входившая в советский женский отряд космонавтов, так вспоминала отношение к космонавтам на заре космической эры: «Человек на борту вроде и необязателен, считаться с его запросами и требованиями поэтому особенно не стоит, нужно только обеспечить ему условия существования и, по мере возможности, безопасность. Пусть себе сидит там, на борту, только пусть ничего не трогает!». Это не преувеличение: конструкторам казалось, что управление космической техникой слишком сложное, требует слишком быстрой реакции, и поэтому доступно только автоматам. Были подозрения, что космонавты могут вести себя неадекватно: даже в первом полете Гагарин мог взять на себя управление, только введя специальный пароль (тот должен был подтвердить его вменяемость).

Однако в реальности человеческий фактор, который конструктора трактовали в негативном ключе, позволил миссии «Аполлон-11» состояться, а ноге Нила Армстронга — коснуться поверхности Луны.

Превышение скорости и нервный компьютер

16 июля 1969 года с Земли на ракете «Сатурн-5» стартовала миссия «Аполлон-11». Через трое суток пилотируемый корабль «Колумбия», на борту которого находились Нил Армстронг, Эдвин Олдрин и Майкл Коллинз, был доставлен третьей ступенью к Луне. На окололунной орбите, во время нахождения над обратной стороной Луны, от него отстыковался 15-тонный лунный посадочный модуль «Орел». Коллинз остался в «Колумбии», а Армстронг и Олдрин — на «Орле», который 20 июля 1969 года попытался сесть на поверхность Луны.

В 17.44 по Гринвичу, «Орел» начал снижение к лунной поверхности, причем с самого начала процессом управляла именно автоматика. Почти сразу Армстронг и Олдрин обнаружили, что те элементы лунной поверхности (горы и прочее), над которыми они должны были пройти по заранее утвержденной программе полета в строго заданный момент времени, видны в иллюминаторы на 2-3 секунды раньше, чем должны бы. Тут же они сообщили в центр управления полетами о замеченной аномалии. Получилось, что «Орел» по какой-то причине двигался слишком быстро. Расчеты показывали, что сесть в районе Моря Спокойствия все равно выйдет, но на километры западнее намеченной точки.

Почему автоматика оказалась неточной — до сих пор не вполне ясно. Одна из версий — «масконы» у поверхности Луны, концентрации плотных пород, делающие лунное притяжение над некоторыми точками поверхности чуть сильнее, чем над другими. На самом деле, причин может быть много, вплоть до неточного управления тягой двигателей. Автоматика не безупречна не то что в 1969, но и полвека спустя (достаточно вспомнить недавнее крушение израильского посадочного аппарата «Берешит» при посадке на Селену в апреле этого года).

Через пять минут после начала снижения к проблеме «превышения скорости» добавилась еще одна. Бортовой компьютер «Орла» начал непрерывно бомбардировать астронавтов сообщениями об ошибках. Надо понимать, что его сообщения об «ошибке 1201» и «ошибке 1202» вообще ничего не говорили экипажу: в ходе наземных тренировок все не отработать, и астронавты просто не могли знать, что означает каждая из возможных ошибок компьютера. Центр управления быстро проконсультировался в теми, кто программировал компьютер на предмет того, можно ли продолжать снижение, или «Орлу» надо возвращаться к «Колумбии». В этом случае никакой исторической высадки, конечно, не было бы, но не было бы и риска угробить экипаж лунного модуля.

Специалисты поняли смысл сообщений об ошибках: компьютер рапортовал, что не успевает обрабатывать все свои задачи в реальном времени, и поэтому отменял второстепенные. Другое дело, что с Земли на самом деле было невозможно понять, насколько именно компьютер не справляется с задачами и насколько отмена второстепенных задач может поставить под угрозу успешность прилунения. Поэтому когда Стив Бэйлс ответил, что посадку можно продолжать, он до некоторой степени рисковал.

Посадка

Представим себя на месте астронавтов Армстронга и Олдрина. Горы несутся в иллюминаторе быстрее положенного, высадка будет не пойми где, а тут еще и компьютер жалуется, что ему нехорошо. Обстановка нервная, но тут же к ней добавилась еще одна неприятная деталь. Выглянув в иллюминатор снова Армстронг увидел, что модуль снижается над местность, усеянной крупными валунами 2-3 метра в диаметре. Достаточно взглянуть на хрупкие ноги модуля, чтобы понять: они не были предназначены для посадки на такую поверхность.

Если бы модуль повалился на бок, он не мог бы взлететь с поверхности вверх: трение о реголит уничтожило бы его. Поднять 15-тонную железяку, лежащую на боку, вручную, без инструментов и в тогда еще несовершенных скафандрах было бы очень сложно. Да и не факт, что приземление на бок прошло бы без травм для самих астронавтов. Еще один корабль и модуль никак не смогли бы подоспеть к Луне вовремя. Да и в любом случае, на лунных модулях просто не было места для эвакуации двойного экипажа. При посадке «на автомате» двоих астронавтов в лучшем случае ждала бы смерть после полного расхода запаса воздуха.

Надо было уже что-то решать, и в 200 метрах над лунной поверхностью Армстронг активировал ручное управление. Ранее у него уже был опыт управления «неправильными» летательными аппаратами. Во время войны в Корее ему приходилось быть пилотом поврежденного боевого самолета, а на борту космического корабля «Джемини» он смог вручную погасить другой сбой автоматики, вызвавший неконтролируемое вращение аппарата с перегрузками в 3,5 g. Между прочим, именно это спасло экипаж корабля от гибели.

Армстронг уменьшил угол траектории «Орла» относительно поверхности с 18 до 5 градусов, то есть резко замедлил снижение в надежде перелетать поле с валунами. Точный размер поля был ему не очень ясен, потому что горизонт на Луне визуально много ближе, чем на Земле, и даже с 200 метров видно не так уже и далеко. Перелетев попавшийся на пути кратер, Армстронг нашел подходящее место для посадки. Однако чтобы быстро потерять высоту, ему нужно было тормозить двигателями — и он вынужден был потратить на этот процесс немало топлива. Остававшийся на борту запас был равен чуть более, чем минуте полета до прилунения. Посадка осложнилась тем, что газы от горящего топлива подняли облако пыли с лунной поверхности, но пилот ориентировался на верхушки крупных валунов, чтобы понять, насколько быстро он снижается. Несмотря на все трудности, посадка прошла идеально мягко. В 20.17 по Гринвичу «Орел» сел с 98 килограммами топлива в посадочной ступени.

Человек на Луне: непредвиденные сложности, большая научная отдача

Следует понимать, что в спешке лунной гонки не все было в достаточной мере испытано на Земле, а в ряде случаев оборудование астронавтов еще и не слишком удачно спроектировали. Поэтому американские скафандры плохо гнулись в коленях, что принуждало астронавтом передвигаться подпрыгиваниями и не очень далеко от корабля. Перчатки скафандра сгибались очень тяжело, отчего после работы в них у астронавтов синели ногти (от запекшейся крови, выступавшей от длительных усилий при сгибании кистей). Тем не менее, уже первая лунная экспедиция собрала 21,7 килограмма лунных пород для доставки на Землю. К слову, это больше, чем привезли на нашу планету все автоматы, высадившиеся на Луне (те собрали менее килограмма). Даже если взять пробы, доставленные с астероидов, роботы все еще не догнали первую же высадку людей на Луне по массе собранного внеземного грунта.

Научные результаты от одной первой миссии были очень серьезными. До того полета считалось, что Луна сформировалась «по-холодному», от слипания частиц протопланетного диска, без серии крупных столкновений. Образцы же свежедоставленного лунного грунта были очень древними (до 4,5 миллиардов лет, древнейшие из доступных людям), но при этом несли следы формирования при полном расплавлении. Такие высокие температуры были возможны, только если Луна образовалась совсем иначе, «по-горячему», в ходе столкновения крупных небесных тел. При этом происходит мощное выделение тепловой энергии, способное расплавить даже довольно крупное небесное тело, или, по крайней мере. значительную его часть.

В последующих экспедициях на Луну астронавтам дали луномобили, в которых они за считанные сутки проезжали десятки километров за экспедицию. Это помогло им собрать образцы из самых разных мест, что дало земной науке более полное представление о разнообразии состава лунной поверхности. «Луноход-2» — рекордсмен в беспилотных заездах по Луне: он смог за всю карьеру проехать 40 километров, примерно столько же одолел марсоход «Оппортьюнити» за полтора десятка лет на Марсе. При этом ни один планетоход не может доставить грунт на Землю, а спускаемые аппараты, которые на подобную доставку были рассчитаны (как советская «Луна-24»), могли взять пробу грунта только прямо под местом посадки. Само собой, в разных местах породы разные, и поэтому широта данных по образцам автоматов куда меньше, чем по тем, что астронавты брали в самых разных местах.

В наше время и научные достижения первых пилотируемых экспедиций на Луну, и сама сложность первой высадки во многом забыты: прошло 50 лет, да и NASA не особенно любит рассказывать про шалившую автоматику и синие ногти первых астронавтов. Тем не менее, и то, и другое более чем достойно памяти.  

Установка из 1960-х про роль человека в космосе — «Пусть себе сидит там, на борту, только пусть ничего не трогает!» — была опровергнута в первой лунной экспедиции. Человек в ней оказался сообразительнее и точнее автомата, и именно ему, а не дистанционно управляемым планетоходам принадлежит первая роль в изучении геологии Луны. 

Украинец, который проложил путь к Луне

12 апреля — Всемирный день авиации и космонавтики

09 апреля, 09:53

Поделиться:

Украина никогда не имела космодромов и не отправляла в полет космические корабли. Но наше государство — космическое: оно производит лучшие в мире ракеты-носители, которые выводят на орбиту искусственные спутники, а его сыновья вписали свои имена золотыми буквами в историю покорения космоса. Юрий Кондратюк — один из них.

«ДА ЭТО ЖЕ САША ШАРГЕЙ…»

Новость о том, что американский астронавт Нил Армстронг высадился на поверхности Луны, наделала в Москве много переполоха: Кремль считал, что первым там побывает советский человек. ..

А когда один из авторов проекта «Аполлон» признался, что их полет осуществлялся по «улиточной трассе», заимствованной из небольшой книжечки механика элеватора Юрия Кондратюка, переполох перерос в скандал: Советский Союз в глубокой тайне готовил свой лунный проект, в котором главная роль отводилась еще одному гениальному украинцу — Сергею Королеву. Естественно, что КГБ сразу начал расследование: кто и как помог проклятым американцам нас опередить? Следы привели в Полтаву, где кагэбистские ищейки нашли старого учителя Владимира Оголивца.

«Да это же наш гимназист — Саша Шаргей!» — воскликнул тот, когда ему предъявили фото «элеваторника».

«ХОДИЛ В ОДНОМ САПОГЕ И ОДНОМ БОТИНКЕ…»

Саша Шаргей родился в 1897 году. В Полтаве. Еще находясь в материнском лоне, попал в Лукьяновскую тюрьму, за участие в антиправительственной демонстрации. Оттуда она вышла с тяжелым психическим заболеванием и вскоре ушла из жизни. В 1910 году, когда мальчику исполнилось 13 лет, он потерял и отца. Поэтому его воспитывали дедушка и бабушка — Яким Никитич и Екатерина Кирилловна. После окончания гимназии с серебряной медалью поступил в Петроградский политехнический институт.

В годы Первой мировой войны студента Шаргея мобилизовали в войска. Во время его пребывания на фронте в Российской империи произошел октябрьский переворот, и к власти пришли большевики. Узнав об этом, Александр… убегает из армии, вернувшись в Киев! И вскоре его снова мобилизуют. На этот раз он становится солдатом Добровольческой армии генерала Деникина. И он не желает принимать участие в братоубийственной войне и при первой же возможности дезертирует. Добравшись до городка Смела, что на Черкасчине, там поселился.

МОНЕТА, ВЫПУЩЕННАЯ В ЧЕСТЬ ЮРИЯ КОНДРАТЮКА

Жизнь была трудная. Поэтому в поисках лучшей судьбы часто переезжал с места на место и брался за любую работу: работал грузчиком и смазчиком на железной дороге, механиком на мельнице и масляной, кочегарил на сахарном заводе и элеваторе. Местная жительница Варвара Шпак позже будет вспоминать его такими словами: «Он очень беден был. Ходил в одном сапоге и одном ботинке…».

С МЫСЛЯМИ О ВСЕЛЕННОЙ

Они увлекли Александра еще во время учебы в гимназии. Поэтому завел тетрадь, в которой записывал свои первые расчеты и мысли, которые касались полетов в просторы Вселенной. Например, в своей первой книге «Тем, кто будет читать, чтобы строить», написал: «Прежде всего, чтобы вопрос этого труда сам по себе не пугал вас и не отвлекал от мысли о возможности осуществления, все время твердо помните, что с теоретической стороны полет на ракете в мировое пространство ничего невероятного собой не представляет».

В этой работе он вывел основное уравнение движения ракеты, привел схему и описание четырехступенчатой ракеты, камеры сгорания ракетного двигателя, параболоидного сопла и многое другое. А также предложил использовать сопротивление атмосферы для торможения ракеты во время ее спуска, а для посадки на нее человека и возвращения на корабль применить компактный взлетно-посадочный модуль, что и было реализовано американским агентством NASA в программе «Apollo».

Он также предлагал использовать гравитационное поле небесных тел для дополнительного разгона или торможения космического аппарата для полетов в Солнечной системе, рассмотреть возможность использования солнечной энергии для питания бортовых систем космических аппаратов и размещения на околоземной орбите больших зеркал для освещения поверхности Земли.

Когда знакомишься с этими предложениями, задаешься вопросом: как они могли родиться в голове юноши почти 100 лет назад? Ведь старый экземпляр журнала «Вестник воздухоплавания» со статьей Константина Циолковского о полетах в космос попал в его руки значительно позже!.. Впоследствии Александр подготовил к печати еще одну книгу — «Завоевание межпланетных пространств», напечатав ее за свой счет. Имела она только 73 страницы, но принесла автору мировую славу. Ведь в ней он предложил последовательность первых этапов освоения космического пространства и развил некоторые идеи, сформулированные в первой книге.

Кондратюк писал также о возможности спуска корабля на крыльях и разработал схему «космического челнока», предвидя, что во время первого полета на Луну экипаж космического корабля будет состоять из трех человек, двое из которых с помощью специального модуля доберутся до лунной поверхности, а третий останется в корабле на окололунной орбите. Эту идею и воплотили в жизнь почти через 40 лет американцы.

ЧТОБЫ ОСТАТЬСЯ В ЖИВЫХ…

Александр понимал: в любой момент его как бывшего белогвардейца могут арестовать. Понимала это и Елена Киреева — дальняя родственница, которая проживала в Киеве и очень благосклонно относилась к нему. В 1921 году умер ее знакомый студент Юрий Кондратюк. Несмотря на то, что он был младше Саши всего на 3 года и имел с ним сходство, метрику умершего она передала Александру. Поэтому на военный учет он становился уже как Юрий Васильевич Кондратюк, 1900 года рождения, сын преподавателя гимназии с Волыни, родители которого погибли в вихре гражданской войны…

НОВОСИБИРСКОЕ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОЕ БЮРО №14 — ТАК НАЗЫВАЕМАЯ «ШАРАШКА», ГДЕ РАБОТАЛИ ОСУЖДЕННЫЕ ИЗ ЧИСЛА ИНЖЕНЕРОВ И ДРУГИХ ТЕХНИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ, СОБСТВЕННО И ЮРИЙ КОНДРАТЮК

 

Сотрудники КГБ — после полета американцев на Луну — нашли ее. Женщина, смертельно больная раком, не открыла им всей правды, поделившись ею только со своей дочерью. И долго молчала, но незадолго до смерти, в 1977 году, все же дала письменные показания работникам ЦК КПУ: «Я считаю, что причиной смены фамилии В. Г. Шаргеем было желание избежать серьезных последствий, связанных с его службой в белой армии».

НА ВОЛОСКЕ ОТ ГИБЕЛИ

Длительное время Кондратюк работал на юге Украины, Кубани, Северном Кавказе. Впоследствии, в 1923 году, получил приглашение в Новосибирск для работы в «Хлебопродукте» — организации, в которую входило немало элеваторов. Там он построил свой знаменитый элеватор «Мастодонт» — огромное зернохранилище на 13 тысяч тонн, которое современники называли техническим чудом. По принципу «русской избы» — без гвоздей! Такое новаторство в промышленном строительстве обернулось для него 2 томами уголовного дела. Обвинение стандартное для тех времен — вредительство. Статья 58-7. Его каждую ночь допрашивали, подвергая жестоким пыткам и пытаясь получить не только признание в собственном «вредительстве в пользу империалистов», а и на руководителей «Хлебопродукта». Однако Юрий мужественно держался: следователи не услышали из его уст ни одной фамилии «врага народа». Из камеры он выйдет без 11 зубов, но фальшивых обвинений не подпишет. Да и это не спасет от 3 лет концлагерей.

Жена его коллеги, который тоже попал в застенки, Ольга Горчакова, во время содержания их в тюрьме неоднократно ездила в Москву, «за правдой». И произошло чудо: вместо концлагеря Кондратюк попадает в Новосибирское специализированное Бюро № 14 — так называемую «шарашку», где работали осужденные из числа инженеров и других технических работников. Там случайно ознакомился с условиями конкурса, объявленного Наркоматом тяжелой промышленности на проектирование Крымской ветроэлектростанции. Сделав эскизы, соответствующие расчеты, отправил их специалистам. Каким-то чудом они попадают на глаза Серго Орджоникидзе — народного комиссара тяжелой промышленности. И при его содействии Кондратюка привлекают к реализации необычного проекта. И когда Орджоникидзе застрелился, его свернули, обвинив Юрия Васильевича в гигантомании и авантюризме. Отозвав в Москву, предложили проектировать ветродвигатели для колхозных ферм…

Один из известных ученых, Веточкин, который лично знал Юрия Васильевича и его возможности как ученого, возбудил ходатайство о присвоении ему звания доктора технических наук. Но младший брат Цюрупы, который руководил в то время «Теплоэнергостроем», был против: «Мы не знаем никаких его научных заслуг. В общественной жизни участия не принимал, политическое лицо не обнаружено».

Находясь как-то в Москве, Кондратюк встретился с Сергеем Королевым, и тот, сразу разглядев в нем незаурядные способности, пригласил к сотрудничеству. Но мужчина знал, что работа над военными проектами предусматривает строгий контроль со стороны «органов». И отказался, опасаясь, что тщательная проверка вскроет факт подделки документов и белогвардейское прошлое…

В июне 1941 года Юрий Васильевич ушел на фронт. Добровольцем. Воевал в составе 2-го стрелкового полка 21-й Московской дивизии народного ополчения. 23 февраля 1942 года погиб на окраине одного из сел Орловской области.

ПАМЯТЬ О ШАРГЕЕ-КОНДРАТЮКЕ

Слава к Шаргею-Кондратюку пришла уже после его смерти и смерти государства, которого он так боялся — Советского Союза. В Киеве его именем названа улица, в Полтаве открыт памятник, его имя присвоено Полтавскому национальному техническому университету.

Выпущена также юбилейная монета и две почтовые марки. Американцы, которые считают Кондратюка родоначальником космической эры, на мысе Канаверал установили ему памятник. В молодости он мечтал, что его нога первой ступит на Луну. Этому не суждено было сбыться. Но именем гениального украинца те же американцы назвали кратер на обратной стороне Луны и малую планету Солнечной системы, а также трассу, двигаясь по которой они и попали на Луну.

Выпуск газеты №:

№65, (2020)

Section

История и Я

20 июля 1969 года: первые шаги на Луне | Человеческий мир

Мир смотрел по телевизору, как Нил Армстронг из Аполлона-11 сделал первые человеческие шаги на поверхности Луны 20 июля 1969 года. Это был первый раз, когда люди ступили на другой мир, когда он ступил на лунную поверхность, сказал Армстронг: «Это один маленький шаг для человека и гигантский скачок для человечества».

«Орел» приземлился и ступил на Луну

20 июля 1969 года астронавты «Аполлона-11» Базз Олдрин и Нил Армстронг посадили свой лунный модуль на широкий темный лунный лавовый поток, называемый Морем Спокойствия. А шесть часов спустя Нил Армстронг стал первым человеком, ступившим на поверхность мира за пределами Земли.

В видео ниже вы можете услышать волнение в голосе Армстронга в связи с успешной посадкой Орла на поверхность Луны, когда он говорит:

База Спокойствия здесь. Орел приземлился.

Мы возвращаемся на Луну. Читайте о миссии Артемиды.

Первые шаги на Луне оставляют следы человека на Луне.

В общей сложности Армстронг и Олдрин провели на поверхности Луны 21 1/2 часа. Кроме того, они собрали 47,5 фунтов (21,5 кг) лунных пород для возвращения на Землю. А затем они стартовали в своем модуле с поверхности Луны, чтобы встретиться с Майклом Коллинзом в командном модуле, летящем по орбите над головой.

Наконец, они благополучно вернулись на Землю и приземлились в Тихом океане 24 июля 1969 года. 16 сентября 1969 года. На борту находились астронавты Нил А. Армстронг, Майкл Коллинз и Эдвин Э. «Базз» Олдрин-младший. Ракета была 111 метров (363 фута) в высоту, что примерно равно высоте 36-этажного дома. Узнайте больше о ракете Сатурн V. Аполлон-11 облетел Землю 1 1/2 раза. Через двенадцать минут после запуска он отделился от «Сатурн-5», поскольку двигательный маневр отправил его на путь к Луне. Между тем, вот вид на Землю с Аполлона-11, вскоре после того, как он покинул околоземную орбиту.

«Аполлон-11»: наблюдение из центра управления полетами

Счастливые официальные лица миссии «Аполлон-11» в Центре управления запуском после успешного старта «Аполлон-11» 16 июля 1969 года. Это знаменитый немецкий инженер-ракетчик Вернер фон Браун, четвертый слева (с биноклем). Узнайте больше о Вернере фон Брауне.

О, какой вид для астронавтов Аполлона-11

Ранее Базз Олдрин смотрит в телекамеру во время 3-го эфира из космоса на пути к Луне. Земля, увиденная астронавтами Аполлона-11 на пути к Луне. это изображение командного модуля Колумбии на лунной орбите. Тем временем Колумбия оставалась на лунной орбите с Майклом Коллинзом на борту во время спуска и посадки Орла.

Лунный модуль и Сатурн V

Вот лунный модуль Аполлона-11, транспортное средство, которое доставит Нила Армстронга и Базза Олдрина на поверхность Луны. Он назывался «Орел». Также на этом фото показан модуль в посадочной конфигурации, сфотографированный на лунной орбите из командного модуля, который получил название «Колумбия». Астронавт Майкл Коллинз, один на борту «Колумбии», осмотрел «Орел», совершавший пируэт перед ним, чтобы убедиться, что корабль не поврежден. Положение командного модуля «Аполлон» на «Сатурн-5» при запуске. Лунный модуль — корабль, который спустился на поверхность Луны — расположен чуть ниже командного модуля на этой диаграмме.

В настоящее время в разработке находятся 2 ракеты-носителя большой грузоподъемности, каждая из которых может быть использована для полетов на Луну. Читайте о SLS против Starship.

Опасения по поводу поверхности для следов на Луне

Сначала космические инженеры опасались, что лунный реголит , мелкая почва, покрывающая Луну, будет мягкой, как зыбучий песок. Были некоторые опасения, что лунный модуль «Орел» затонет после приземления. Отсюда комментарий Армстронга о глубине подушечек ног в лунном грунте, когда он спускался по лестнице, прежде чем ступить на Луну.

Базз Олдрин спускается по ступеням лестницы лунного модуля, становясь вторым человеком, ступившим на Луну. Армстронг и Олдрин начинают работу на Луне. Включая развертывание флага США, проведение нескольких научных экспериментов и сбор лунных камней. Вот Базз Олдрин, который пилотировал лунный модуль Eagle на поверхности Луны с помощью LR-3, отражающей решетки, предназначенной для отражения лазерных лучей, выпущенных с Земли, обратно. на Землю. Этот эксперимент помог уточнить наши знания о расстоянии до Луны и форме ее орбиты вокруг Земли. Наконец, лунный модуль Eagle на поверхности Луны.

Удержание форта с прекрасным видом

Нил Армстронг в лунном модуле Орел вскоре после его исторической первой прогулки по Луне, когда он стал первым человеком, ступившим на мир, кроме Земли. Майкл Коллинз сделал эту фотографию лунного модуля с Армстронгом и Олдрин внутри — и с Землей на расстоянии — когда модуль поднимался с поверхности Луны, чтобы присоединиться к командному модулю. Лунный модуль состыковался с орбитальным командным модулем, и вскоре после этого астронавты отправились обратно на Землю.

Приводнение и празднование успешного возвращения

В те дни посадок на взлетно-посадочную полосу не было. Приводнение трех астронавтов произошло в Тихом океане. Здесь они ждут вертолета с авианосца «Хорнет». Празднование в Центре управления полетами по случаю успешного завершения «Аполлона-11». известный как Каньон Героев.

Большое количество лунных камней доставлено на Землю

Астронавты Аполлона доставили на Землю первые лунные камни. Вот образец номер 10046.

Взгляните на место посадки Аполлона-11, как оно выглядит сегодня, в этом видео:

Итог: на этой неделе исполняется 53 года со дня исторической высадки человечества на Луну Аполлона и первых шагов человека на Луне. История в картинках, здесь.

Взгляните на приземление Аполлона-11 в видео и реальном звуке на этом крутом сайте.

Не верите? Посмотрите это видео: почему посадку Аполлона на Луну нельзя было сфальсифицировать.

Полная хронология Аполлона-11 от НАСА

Мы возвращаемся на Луну. Читайте о миссии Артемиды.

Дебора Берд

Просмотр статей

Об авторе:

Дебора Берд создала серию радиопрограмм EarthSky в 1991 году и основала EarthSky. org в 1994 году. Сегодня она является главным редактором этого веб-сайта. Она получила множество наград от вещательного и научного сообществ, в том числе астероид под названием 3505 Берд в ее честь. Научный коммуникатор и педагог с 1976 года, Берд верит в науку как в силу добра в мире и жизненно важный инструмент для 21-го века. «Быть ​​редактором EarthSky — это все равно, что организовывать большую глобальную вечеринку для крутых любителей природы», — говорит она.

Лучшие книги о программе «Аполлон» и высадке на Луну | Наука

Астронавт Аполлона-11 Базз Олдрин работает на развернутом комплексе пассивных сейсмических экспериментов 20 июля 1969 года. Слева от флага США на заднем плане видна телевизионная камера поверхности Луны.
НАСА / Нил Армстронг

Космическая программа США до и во время Аполлона, включая первую высадку человечества на Луну 20 июля 19 года.69, во время Аполлона-11, является одной из самых популярных тем в истории. Много чернил было вылито на самые волнующие моменты лунных полетов, на качество и характер астронавтов, на политические силы, отправившие человечество на Луну, на технические детали космических полетов и практически на каждое слово и поступок любого близкого человека. Программа «Аполлон» и высадка на Луну. Но, пожалуй, самые важные и приятные истории об Аполлоне содержатся в книгах. Вот некоторые из лучших.

Несение огня: путешествие космонавта

Несение огня: путешествия астронавта рассказывает о пике стремления НАСА к посадке на Луну до конца 1960-х годов. Майкл Коллинз, пилот командного модуля «Аполлона-11», не так известен, как его товарищи по команде Нил Армстронг и Базз Олдрин, которые гуляли по Луне, пока он вращался вокруг нее, но Коллинз пишет с красноречием и юмором, которые отражают как глубину, так и абсолютную удивительность. полета на Луну. «По прошествии 50 лет это остается самой написанной автобиографией астронавтов всех времен», — говорит Майкл Нойфельд, старший куратор отдела истории космоса Смитсоновского национального музея авиации и космонавтики, директором которого когда-то был Коллинз. «Это элегантное размышление о карьере Коллинза в ВВС и его времени в качестве астронавта, включая Аполлон-11».

Аполлон: Гонка на Луну

История путешествия на Луну начинается не с Аполлона, Нила Армстронга и даже не с президента Джона Ф. Кеннеди. Прежде чем кто-либо из людей смог отправиться в другой мир почти на четверть миллиона миль, космические полеты программы «Меркурий» доставили первых американцев в космос, а программа «Джемини» проверила многие технологии, необходимые для полета на Луну, такие как стыковка двух космических кораблей вместе и ползание. из космического корабля только в скафандре. Аполлон: Гонка на Луну Чарльза Мюррея и Кэтрин Блай Кокс рассказывает эту историю прежде всего через призму менеджеров НАСА, ученых и инженеров, которые сделали возможной высадку на Луну. «Мюррей и Кокс обеспечивают инженерное представление программ «Меркурий», «Джемини» и «Аполлон» с уровня земли, — говорит Нойфельд. «[Их книга] рисует яркую картину того, как ведущие инженеры и менеджеры НАСА создавали программу с первых дней существования Меркурия до посадки Аполлона-17».

Человек на Луне: путешествия астронавтов Аполлона

В то время как Аполлон: Гонка на Луну рассказывает историю Аполлона глазами руководителей НАСА, Человек на Луне: Путешествие астронавтов Аполлона Эндрю Чайкина в основном фокусируется на опыте астронавтов. На основе интервью с 23 из 24 человек, летавших на Луну, а также других видных сотрудников НАСА и архивных материалов, Человек на Луне — один из наиболее полных и хорошо изученных отчетов о программе «Аполлон». От воодушевления при запуске ракеты «Сатурн-5» до драмы «Аполлона-13», который был вынужден совершить аварийный полет обратно на Землю после того, как через два дня после начала миссии взорвался кислородный баллон, Чайкин передает волнение и напряжение головокружительной гонки. на лунную поверхность. «Я был здесь. Чайкин забрал меня обратно», — сказал Джин Сернан, командир «Аполлона-17» и последний человек, побывавший на Луне.

Первый человек: жизнь Нила А. Армстронга

Редко — практически неслыханно — можно найти человека, который заявил бы, что Нил Армстронг не был идеальным кандидатом на роль первого человека на Луне. В первую очередь инженер, Армстронг славился техническими ноу-хау и умением спокойно решать проблемы, но он также был скрытным и тихим человеком. «Я был и всегда буду белым носочком, карманным защитником, занудным инженером», — сказал Армстронг в 2000 году группе студентов, собравшихся в Стата-центре Массачусетского технологического института для прохождения инженерного курса, посвященного полетам.

В Первый человек: жизнь Нила А. Армстронга Джеймс Р. Хансен раскрывает личную сторону самого известного астронавта в мире. Основываясь на более чем 50 часах интервью с самим Армстронгом, а также обсуждениях с его семьей и личных документах, Хансен рассказывает невероятную историю жизни и работы Армстронга. От боевых вылетов над Северной Кореей в качестве пилота ВМС до экспериментальных полетов на ракетоплане Х-15 (по-прежнему самый быстрый пилотируемый самолет из когда-либо летающих), до первой стыковки двух космических кораблей на орбите (и аварийной ситуации, из-за которой его космический корабль опасный поворот), жизнь Армстронга — и личные жертвы, которые он принес — могли бы стать захватывающей историей, даже если бы он не был первым человеком, ступившим на Луну.

«Для биографий астронавтов, написанных другими, Первый человек является золотым стандартом», — говорит Нойфельд. «Хансен сочетает строгие научные исследования с плавным и интересным стилем письма».

Неудача — не вариант: управление полетами от Меркурия до Аполлона-13 и далее

Пока астронавты летали в космос, Центр управления полетами внимательно следил за ними с земли. Координируя свои действия с радиостанциями в Калифорнии, Испании и Австралии для обеспечения круглосуточной связи и телеметрических данных во время миссий «Аполлон», «Хьюстон» — так астронавты называли Центр управления полетами — почти так же известен, как любой из людей, летавших на Луну. и Джин Кранц был одним из самых влиятельных людей в этой комнате.

В своих мемуарах « Неудача — не вариант: управление полетами от Меркурия до Аполлона-13 и далее » Кранц описывает свою роль во многих самых известных космических полетах в истории. Крис Крафт, первый ведущий руководитель полетов НАСА, назначил Кранца офицером процедур управления полетами, и Кранц помогал с первыми запусками Алана Шепарда (первого американца в космосе) и Джона Гленна (первого американца на орбите Земли). Во время программы «Джемини», когда космическая гонка была в самом разгаре, Крафт стал полагаться на Кранца как на руководителя полета, а во время «Джемини-4» «он просто сказал: «Ты главный» и ушел».

Кранц позже занял пост ведущего руководителя полетов, роль, которую он сохранил во время Аполлона-11, когда Армстронг и Олдрин приземлились на Луне. Он также был ведущим руководителем полетов Аполлона-13, благополучно направляя поврежденный космический корабль обратно на Землю после того, как кислородный баллон взорвался во время полета на Луну, что вынудило экипаж совершить вращение вокруг Луны и вернуться на Землю без посадки на Луну. В эти и другие моменты, когда астронавты творили историю и избегали катастроф, Кранц отвечал за управление полетами на земле.

Фон Браун: Мечтатель космоса, инженер войны

Вернер фон Браун, несомненно, был одной из самых влиятельных фигур в истории аэрокосмической и ракетной техники. Он не только руководил командой из тысяч инженеров, которые построили лунную ракету «Сатурн V» для «Аполлона» — самой большой и самой мощной ракеты в мире до или после, — но он также был главным конструктором «Фау-2», первого в мире баллистической ракеты большой дальности и с тех пор послужила источником вдохновения для разработки практически каждой ракеты на жидком топливе.

Но фон Браун также печально известен своим пребыванием в нацистской партии. Одаренный инженер провел свою раннюю карьеру, создавая Фау-2 для немецких вооруженных сил, которые нацисты использовали для бомбардировок Англии и Бельгии. Принудительный труд концентрационных лагерей также использовался для создания Фау-2 в ужасных условиях, о чем фон Браун знал.

После захвата союзными войсками фон Браун был перемещен в Соединенные Штаты вместе с более чем 1500 другими немецкими инженерами и учеными в рамках операции «Скрепка». Его отправили в арсенал Армии США Редстоун в Алабаме для создания ракет, и в конечном итоге он стал не только директором Центра космических полетов Маршалла НАСА, но и главным сторонником пилотируемой миссии на Луну и известным общественным деятелем.

На протяжении большей части его жизни в США история фон Брауна с нацистами преуменьшалась или игнорировалась. Историю его жизни трудно рассказать не только из-за моральных соображений, но и потому, что любому биографу пришлось бы обращаться как к американским, так и к немецким источникам, чтобы вести хронику жизни фон Брауна до, во время и после Второй мировой войны. Книга Майкла Нойфельда « фон Браун: Мечтатель космоса, инженер войны » является наиболее полной и авторитетной биографией фон Брауна на сегодняшний день, избегая как прославления, так и поношения, поскольку в ней исследуется одна из самых выдающихся фигур в истории космических полетов.

Мы не могли потерпеть неудачу: первые афроамериканцы в космической программе

В 1960-х годах, когда Движение за гражданские права боролось с угнетением и несправедливостью сегрегации и Джимом Кроу, НАСА, как и многие учреждения, также боролось с разнообразием. Многие афроамериканские лидеры считали космическую программу ошибочным использованием национальных ресурсов, поскольку чернокожие общины по всей стране боролись за экономическое равенство.

Однако так же, как федеральное правительство стало инструментом для обеспечения соблюдения законодательства о гражданских правах, НАСА, само федеральное агентство, также увидело некоторые признаки прогресса. Мы не могли потерпеть неудачу: первые афроамериканцы в космической программе Ричарда Пола и Стивена Мосса рассказывает о жизни и работе десяти первых чернокожих ученых и инженеров, которые работали в НАСА.

Одна из самых выдающихся личностей, ученый и математик Клайд Фостер, работал под руководством фон Брауна в Редстоунском арсенале, а затем в Центре космических полетов им. Маршалла, рассчитывая траектории для полетов ракет. Затем Фостер убедил фон Брауна поддержать создание программы информатики в Алабамском университете A&M, исторически сложившемся колледже для чернокожих, а затем стал директором офиса равных возможностей трудоустройства в Маршалле, где он помог сотням афроамериканцев получить работу в НАСА.

Наследие Аполлона: перспективы высадки на Луну

Через пятьдесят лет после высадки на Луну историки и любители космоса могут по-новому взглянуть на наследие программы «Аполлон» — подобно тому, как астронавты смотрят на Землю с Луны и впервые видят ее как маленькую, красивую и тонкий мир. В

В Наследие Аполлона: перспективы высадки на Луну Роджер Лауниус, бывший главный историк НАСА и старший сотрудник Смитсоновского национального музея авиации и космонавтики, исследует широкий спектр реакций на программу Аполлон на протяжении многих лет. В зависимости от того, кого вы спросите, программа «Аполлон» была примером американской исключительности и мастерства или пустой тратой национальных ресурсов, которые можно было бы использовать для решения земных проблем. Некоторые говорят, что научные и технологические достижения Аполлона стоили затраченных усилий, в то время как другие отрицают, что высадка на Луну вообще имела место. Apollo’s Legacy сочетает в себе перспективы высадки на Луну с важными моментами в истории космической программы, чтобы рассказать новую историю об одном из самых освещаемых событий в истории.

Восход Земли: как человек впервые увидел Землю

«Мы проделали весь этот путь, чтобы исследовать Луну, и самое главное, мы открыли Землю». Так сказал астронавт Аполлона-8 Уильям Андерс, впервые в истории пролетев около 240 000 миль вокруг Луны. Андерс также взял ставшую культовой 9-ку.0033 Восход Земли изображение, когда он и его товарищи по команде кружили вокруг Луны и наблюдали, как Земля поднимается над горизонтом.

Восход Земли: как человек впервые увидел Землю Роберта Пула, бывшего редактора Смитсоновского института , исследует значение этой фотографии и других изображений Земли, сделанных из космоса. Книга, наполненная красивыми фотографиями и историями о полетах на Луну, раскрывает влияние программы «Аполлон» на все, от защиты окружающей среды до религии и науки. «История Пула — это одно из древних и академических представлений о Луне и Земле, а также о том, как астронавты фотографируют, как  Восход Земли от Аполлона-8 стал основным средством, с помощью которого люди осуществили мечты о путешествиях на Луну и осознали научную реальность системы Земля-Луна», — говорит Дженнифер Левассер, куратор истории космоса Смитсоновского национального музея авиации и космонавтики. отделение.

Джон Ф. Кеннеди и гонка на Луну

Во время встречи с администратором НАСА Джеймсом Уэббом и другими официальными лицами в 1962 году президент Кеннеди недвусмысленно заявил им, что приоритетом для НАСА является опережение русских на Луне. «Иначе мы не должны тратить такие деньги, потому что меня не очень интересует космос». Возможно, будет трудно согласовать это утверждение с тем же человеком, который всего пару месяцев назад провозгласил в Университете Райса: «Луна и планеты есть, и есть новые надежды на знание и мир. И поэтому, отправляясь в плавание, мы просим у Бога благословения на самое рискованное, опасное и величайшее приключение, в которое когда-либо вступал человек».

Но правда в том, что отношения Кеннеди с космической программой США были сложными, как показывает Джон Ф. Кеннеди и Гонка на Луну Джона М. Логсдона. Его решение оказать поддержку НАСА было во многом политическим шагом, а не подлинным энтузиазмом в отношении исследования космоса или науки. «Логсдон — ведущий специалист по принятию президентом решений в отношении НАСА и гражданской космической программы, — говорит Нойфельд. «Эта книга — его окончательное заявление о том, как и почему Кеннеди принял решение об Аполлоне».

Аполлон в эпоху Водолея

Независимо от того, считает ли кто-нибудь программу «Аполлон» достойным начинанием, ее влияние на несколько сфер политики и культуры неоспоримо, от защиты окружающей среды до гражданских прав и антивоенных движений. Как показывает книга Нила М. Махера « Аполлон в эпоху Водолея », первый выход с орбиты Земли — и до сих пор единственный раз — оказал глубокое влияние на то, как миллионы людей рассматривали планету. Насколько нам известно, мы одиноки во Вселенной — по крайней мере, невероятно изолированы от любой другой жизни — и для многих эта реальность стала очевидной благодаря Аполлону. «История Махера связана с отношением экологического движения к исследованию космоса, — говорит Левассер. «Он показывает, как фотографии астронавтов и программа пилотируемых космических полетов НАСА стали мотивацией для более активного участия в защите окружающей среды Земли, а знаковые изображения, сделанные астронавтами, стали символами политических и социальных движений последних нескольких десятилетий».

Цифровой Аполлон: человек и машина в космическом полете

Программа «Аполлон» пришлась на период становления технического прогресса, когда ракеты, способные выводить полезные нагрузки на орбиту, были разработаны чуть более десяти лет назад, а компьютеры, как правило, все еще были размером с целую комнату (и гораздо менее мощными, чем компьютеры). современный смартфон). Тем не менее, управляющий компьютер Аполлона имел решающее значение для навигации на Луну и приземления (хотя в каждой из шести посадок астронавты брали на себя ручное управление для окончательного спуска и приземления).

Цифровой Аполлон Дэвида А. Минделла исследует отношения между людьми и компьютерами во время Аполлона и то, как эти отношения сформировали будущие технологии. Например, гонка на Луну повлияла на разработку самолетов с дистанционным управлением или самолетов, использующих электронный интерфейс и компьютеры управления полетом. « Digital Apollo впервые раскрывает детали того, как цифровые компьютеры работали в тандеме с экипажами миссий «Аполлон», чтобы безопасно приземлиться на Луну и вернуться на Землю», — говорится в описании не только роли компьютеров. в навигации космического корабля, но и новаторское использование компьютеров в качестве цифровых контроллеров в реальном времени — впервые в аэрокосмической отрасли».