Катастрофы в космосе: Катастрофы в космонавтике

Катастрофы в космонавтике

Максим Борисов
«Троицкий вариант» №21(265), 23 октября 2018 года

Как известно, жертв на пути в космос не удалось избежать ни нам, ни американцам.

Катастрофа с максимальным числом жертв при подготовке к старту ракеты случилась на Байконуре 24 октября 1960 года. Тогда готовились к первому испытательному пуску межконтинентальной баллистической ракеты Р-16. За 30 минут до запланированного старта произошел несанкционированный запуск двигателя второй ступени, разрушение баков первой ступени и возгорание компонентов ракетного топлива. В пожаре только по официальным данным погибло 74 человека, а позже от ожогов и ран скончались еще четверо (есть данные и о 92−126 погибших). Одной из жертв этой трагедии стал главнокомандующий ракетными войсками стратегического назначения Митрофан Неделин (поэтому на Западе это событие известно как «Катастрофа Неделина»). Данные об этой катастрофе в нашей стране были засекречены, и первые упоминания о ней в советских СМИ появились лишь в перестройку, в 1989 году. Основная причина трагедии — грубые нарушения правил техники безопасности при подготовке к пуску (в том числе и самим Неделиным), стремление успеть осуществить запуск к приближавшемуся празднику — годовщине Великой Октябрьской социалистической революции.

В советской прессе до 1985 года не было также сведений о самой первой жертве отряда космонавтов. Валентин Бондаренко погиб 23 марта 1961 года во время тренировок в сурдокамере научного института. Ему было всего 24 года. Когда Бондаренко отцеплял от себя медицинские датчики, то обтер тело ваткой, смоченной спиртом, и выбросил ее. Ватка случайно попала на электронагреватель, и камера, насыщенная кислородом, вспыхнула. Загорелась одежда. Дверь камеры не удавалось открыть в течение нескольких минут. От шока и ожогов Бондаренко скончался. После этого случая было принято решение отказаться от проектирования космических аппаратов с обогащенной кислородом атмосферой. Но сам инцидент был скрыт советским правительством. Если бы не эта секретность, то, возможно, удалось бы избежать гибели троих американских астронавтов при аналогичных обстоятельствах. ..

23 апреля 1967 года при возвращении на Землю произошел отказ парашютной системы корабля «Союз-1», в результате чего погиб космонавт Владимир Комаров. Это был первый пилотируемый испытательный полет «Союза». Корабль был еще очень «сырым», запуски в беспилотном режиме заканчивались неудачами. 28 ноября 1966 года запуск первого автоматического «Союза-1» (который позже в сообщении ТАСС был переименован в «Космос-133») закончился аварийным сходом с орбиты. 14 декабря 1966 года пуск «Союза-2» также окончился аварийно, да еще и с разрушением стартового стола (открытой информации об этом «Союзе-2» не было). Несмотря на всё это, советское политическое руководство настояло на срочной организации нового космического достижения к 1 мая. Ракету спешно готовили к старту, первые проверки выявили более сотни неполадок.

Корабль вышел на орбиту, но проблем обнаружилось столько, что его пришлось срочно сажать (в энциклопедиях советского времени написано, что программа полета была выполнена успешно). По одной из версий, причиной катастрофы явилась технологическая небрежность некоего монтажника. Чтобы добраться до одного из агрегатов, рабочий просверлил отверстие в теплозащитном экране, а затем забил в него стальную болванку. При входе спускаемого аппарата в плотные слои атмосферы болванка расплавилась, струя воздуха проникла в парашютный отсек и сдавила контейнер с парашютом, который не смог выйти полностью. Комаров выпустил запасной парашют. Тот вышел нормально, но капсула начала кувыркаться, первый парашют захлестнул стропы второго и погасил его. Владимир Комаров погиб при ударе спускаемого аппарата о землю.

Минавиапром, ответственный за парашютную систему, предложил свою версию ее отказа. При спуске на нерасчетной высоте в разреженной атмосфере произошел отстрел крышки стакана, в котором были уложены парашюты. Возник перепад давлений в стакане, вмонтированном в сферу спускаемого аппарата, вследствие этого — деформация этого стакана, защемившего основной парашют (вытяжной меньшего размера раскрылся), что привело к баллистическому спуску аппарата и большой скорости при встрече с землей.

Космонавты Георгий Добровольский, Владислав Волков и Виктор Пацаев погибли 30 июня 1971 года при возвращении с первой орбитальной станции «Салют-1», тоже при спуске, из-за разгерметизации спускаемого аппарата космического корабля «Союз-11». На космодроме перед стартом основной экипаж (Алексей Леонов, Валерий Кубасов и Пётр Колодин) был заменен дублирующим (Добровольский, Волков, Пацаев). Трагедии могло не быть, если бы не политические амбиции. Поскольку американцы уже летали на Луну на трехместных кораблях Apollo, требовалось, чтобы и у нас летало не менее трех космонавтов. Если бы экипаж состоял из двух человек, они могли быть в скафандрах. Но три скафандра не проходили ни по весу, ни по габаритам. И тогда было решено лететь в одних спортивных костюмах.

За шесть лет до того, 12 октября 1964 года, Владимир Комаров, Константин Феоктистов и Борис Егоров уже отправлялись в полет на «Восходе» в тесной кабине, изначально рассчитанной на одного человека (точно в такой летал и Гагарин). Из нее в целях экономии пространства убрали единственное кресло для катапультирования, а сами космонавты летели не в защитных скафандрах, а налегке — в спортивных костюмах. Но тогда пронесло.

Спуск «Союза-11» проходил нормально до высоты 150 км и момента обязательного перед входом в атмосферу разделения корабля на три части (при этом от спускаемого аппарата кабины отходят бытовой и приборный отсеки). В момент разделения, когда корабль находился в космосе, неожиданно открылся клапан дыхательной вентиляции, соединяющий кабину с наружной средой, который должен был сработать гораздо позже, у самой земли. Почему открылся? По признанию специалистов, это точно не установлено до сих пор. Скорее всего — из-за ударных нагрузок во время разрыва пироболтов при разделении отсеков корабля (два пироболта находились недалеко от клапана дыхательной вентиляции, микровзрыв мог привести в движение запирающий шток, из-за чего и открылась «форточка»). Давление в спускаемом аппарате падало столь стремительно, что космонавты потеряли сознание, прежде чем смогли отстегнуть ремни и вручную закрыть дырку размером с пятикопеечную монету (впрочем, есть свидетельства, что Добровольский успел-таки освободиться от «сбруи», но не более того). У погибших были обнаружены следы кровоизлияния в мозг, кровь в легких, повреждение барабанных перепонок, выделение азота из крови. Трагедия поставила под сомнение надежность советской космической техники и на два года прервала программу пилотируемых полетов. После гибели Добровольского, Волкова и Пацаева космонавты стали летать только в специальных костюмах. Были срочно предприняты кардинальные меры, гарантирующие безопасность людей в случае разгерметизации спускаемого аппарата.

5 апреля 1975 года произошла авария третьей ступени ракеты-носителя корабля «Союз-18/1». К счастью, система спасения сработала безупречно. С перегрузкой в 22 g она оторвала космический корабль от ракеты и отбросила его по баллистической траектории. Спускаемый аппарат с космонавтами совершил суборбитальный космический полет. Посадка произошла в труднодоступных районах Алтая на краю обрыва и лишь благодаря случаю закончилась благополучно. Космонавты Василий Лазарев и Олег Макаров остались живы.

26 сентября 1983 года при старте космического корабля Союз-Т10 загорелась ракета-носитель. Автоматическая система спасения не сработала. Через двенадцать секунд после появления пламени стартовый персонал нажал кнопки катапультирования (запустить этот процесс можно только при условии, что два человека нажмут каждый свою кнопку: первый — ответственный за ракету, второй — за корабль. Эти двое и спасли экипаж, одновременно нажав кнопки пуска системы спасения). Капсула с космонавтами Владимиром Титовым и Геннадием Стрекаловым была отстрелена от ракеты с перегрузкой в 15−18 g и благополучно опустилась в стороне от стартового комплекса, на расстоянии 4 км от ракеты, которая взорвалась менее, чем через две секунды после отделения капсулы. За тот сентябрьский старт летчики-космонавты не получили ни наград, ни очередных званий. Официальная советская пресса этот эпизод проигнорировала.

В постсоветское время, несмотря на плачевное состояние российской космической индустрии, человеческих жертв не было. Впрочем, и летали в космос меньше. Была череда различных технических неполадок, которые уже не были столь надежно спрятаны от публики и журналистов, как раньше. Вопреки высокомерию американцев (чего только стоят кадры из блокбастера «Армагеддон», где русский космонавт, затерянный на «Мире» и похожий на бомжа, поросший щетиной и непрерывно прикладывающийся к бутылке, с помощью монтировки и такой-то матери чинит сложный буржуазный агрегат) космонавтам на орбите каким-то чудом удавалось справиться с одряхлевшей техникой. Вероятно, сказываются многолетние «тренировки», к которым безалаберное государство и неистребимая бюрократическая система приучает не только каждого нашего космонавта, но и любого гражданина. Ну и всяческая смекалка и дополнительные средства спасения, которыми наши инженеры снабжают космические корабли, не особо надеясь на то, что какой-нибудь очередной механик не просверлит очередное лишнее отверстие в обшивке.

NASA за всю историю полетов потеряло 16 астронавтов. 27 января 1967 года (за девятнадцать лет до катастрофы Challenger) трое из них (В. Гриссом, Э. Уайт и Р. Чаффи) погибли во время наземного испытания корабля Apollo-1 на стартовой площадке. От случайной искры в атмосфере, обогащенной кислородом, вспыхнул пожар. Ни астронавты, ни наземные службы ничего не успели предпринять. От обнаружения пожара до потери экипажем сознания не прошло и сорока секунд. Все трое погибли от ожогов и от удушья.

Наполнен драматическими происшествиями был несостоявшийся полет к Луне американского космического корабля Apollo-13. К счастью, он обошелся без человеческих жертв. Apollo-13 стартовал 11 апреля 1970 года с тремя астронавтами на борту (Дж. Ловелл, Дж. Суиджеpт, Ф. Хейс). 14 апреля, когда корабль находился на расстоянии 330 тыс. км от Земли, произошел взрыв кислородных резервуаров. Apollo-13 остался практически без освещения и водоснабжения. Были повреждены два из трех генераторов, вырабатывавших электроэнергию. Отключив все системы командного модуля, астронавты перебрались в автономный лунный модуль и использовали его двигатели для коррекции траектории полета (коррекцию пришлось проводить несколько раз). Модуль был спроектирован и рассчитан на 45-часовой срок службы, потребовалось увеличить этот срок вдвое. Экипаж начал экономить воду. Серьезной проблемой стало удаление из атмосферы лунного модуля углекислоты. Астронавты отсоединили от своих скафандров два шланга, один из которых протянули от вентилятора в лунной кабине к входу поглотителя в отсеке экипажа, а второй — от выхода поглотителя в лунную кабину. Температура упала до нуля, и на стенах выступил иней, что едва не стало причиной замыкания. Заряда химических батарей едва хватило на запуск важнейших систем модуля. Экипажу только чудом удалось приводниться в Тихом океане.

В июле 1975 года едва не закончился гибелью экипажа полет по программе «Союз — Apollo» (Т. Стаффорд, Д. Слейтон и В. Бранд). При посадке Apollo на высоте 15 км над поверхностью океана сработал клапан выравнивания давления. Экипаж практически потерял сознание, но командиру корабля, опытному Стаффорду, удалось расстегнуть ремни и раздать кислородные маски экипажу. В этот момент капсула упала в океан, и только благодаря четкому действию водолазов космонавты были извлечены живыми.

28 января 1986 года случилась одна из величайших трагедий в истории американской астронавтики — гибель шаттла Challenger. Challenger был вторым построенным американским шаттлом (первым была Columbia). К тому моменту было осуществлено уже 24 успешных запусков «челноков». Старт откладывался из-за неполадок в герметической системе люка. Их устранили — и полет, казалось, проходил в штатном режиме. Корабль набрал скорость 3 тыс. км/ч, но на 73-й секунде произошел взрыв. Погибли семь американских астронавтов.

Наиболее вероятной причиной гибели Challenger считаются заморозки на космодроме в ночь перед стартом. Из-за этого соединительные конструкции — уплотнители на двигателях шаттла — обледенели и потеряли эластичность. В результате через уплотнители прорывалось пламя, которое в конечном счете и привело к взрыву топливного бака, разгерметизации шаттла и гибели всего его экипажа. Во время расследования выяснилось также, что некоторые другие конструкции шаттла ненадежны, в результате чего космические «челноки» долго дорабатывались. .. И до 2003 года, т. е. в течение последующих 16 лет, с ними почти не случалось опасных инцидентов.

Исключением стало разве что 23 июля 1999 года, когда через пять секунд после старта американского корабля Columbia из-за короткого замыкания вышли из строя электронные блоки управления сразу двух из трех основных двигателей корабля. От аварии экипаж спасли хладнокровие первой женщины-командира шаттлов Айлен Коллинз и многократное резервирование всех основных систем космического аппарата.

Наконец, всем нам, живущим в XXI веке, памятна трагедия шаттла Columbia, погибшего буквально за 15 минут до посадки. Как уже было сказано, это самый старый американский «челнок», впервые отправившийся в космос 12 апреля 1981 года. Последний его старт, состоявшийся 16 января 2003 года, много раз откладывался из-за технических неполадок. Главной целью 16-дневного полета стало проведение научных исследований в специальном модуле. Ни стыковки с МКС, ни полета к орбитальному телескопу «Хаббл» в программе полета предусмотрено не было, только непрерывные, в две смены, научные эксперименты, проводимые силами семи членов экипажа. Часть этих экспериментов проводилось по заказу военного ведомства.

Полет Columbia называли самым неординарным космическим полетом NASA за последнее время. Старт Columbia переносился несколько раз (он должен был стартовать еще в августе 2002 года, следующая дата старта назначалась на ноябрь). Во время старта 16 января были предприняты беспрецедентные меры безопасности в связи с тем, что на борту «челнока» находился первый израильский астронавт, Илан Рамон, один из лучших в Израиле боевых пилотов. В небо на всякий случай были подняты истребители. Морские корабли держали под охраной акваторию.

К сожалению, с обеспечением безопасности полета с технической точки зрения было всё не так благополучно. Накануне обсуждался вопрос о наличии в Columbia микротрещин. В системе охлаждения корабля были также обнаружены неполадки, но это обстоятельство было признано безопасным для членов экипажа. Но во время самого старта кусок изоляционного материала вылетел из обшивки топливного бака и попал на крыло, повредив его, чем обрек весь экипаж на гибель при возвращении на Землю.

На основе обзоров [1, 2] в «Гранях.ру» (2003).

самые страшные катастрофы в истории человечества

Тысячи лет человечество с тоской смотрит на звезды. Далекие и неприступные, они всегда манили людей. И только в XX веке люди вышли на широкую дорогу в космос. Самые отважные, самые дерзкие смогли осуществить давнюю мечту человечества – сделать первые шаги к далеким звездам. Но любое новое требует жертв. Так и дорога в космос не обошлась без человеческих трагедий. Отважным покорителям космического пространства, погибшим на пути к звездам, устанавливают памятники. Их именами называют улицы и проспекты. Но мало кто знает, что самый маленький, и в то же время самый величественный мемориал погибшим космонавтам установлен на Луне. Это маленькая фигурка космонавта, лежащая в лунной пыли.

«Вот такие мемориальные комплексы являются общечеловеческими. Например, экипаж во время полета на Луну установил памятник всем погибшим астронавтам. На нем в том числе имена Юрия Гагарина и Владимира Комарова. Это маленькая фигурка погибшего астронавта – 10 сантиметров из алюминия», – рассказывает заслуженный испытатель космической техники Александр Емельянов.

В американской астронавтике есть черная неделя. Катастрофы, произошедшие в последние дни января – начале февраля с промежутком в несколько лет позволяют говорить о «черной», трагической неделе в истории американской космонавтики. Так, 26 января 1967 года погиб первый экипаж, который дожжен был лететь к Луне. «Апполон -1» загорелся во время подготовки к старту.

«Погиб первый экипаж. К сожалению, в той трагедии погиб «Леонов американского общества» – человек, который первым выходил в открытый космос из американцев – Эдвард Уайт», – пояснил Емельянов.

Дело в том, что на американских «Апполонах» использовалась только кислородная атмосфера, и при любой искре вспыхивал пожар.

«Если посмотреть на исторические кадры корабля, то видно, что члены «Аполлона» несут чемоданчики с системой дыхания. Они подключены заранее к тому, чем дышат внутри закрытого скафандра при пониженном давлении. И всю дорогу они дышат потом этим же кислородом, находясь в предгазовой атмосфере», – рассказывает ученый секретарь БГТУ «Военмех» им. Д.Ф.Устинова Михаил Охочинский.

28 января 1986 года на мысе Канаверал собрались родные и близкие экипажа шаттла «Челленджер». Под аплодисменты мощная ракета оторвалась от земли. Но на 73 секунде корабль взорвался. Запуск транслировали в прямом эфире, миллионы американцев наблюдали трагедию. Погибло семь человек, среди них была и учительница Криста МакОлифф, она собиралась давать уроки из космоса. Причиной аварии была некачественная резиновая прокладка, которая не вынесла перепада температур на старте.

«Когда готовился «Челленджер», несколько дней из-за разных неполадок аппарат стоял на старте, соответственно температура «гуляла». И перед стартом упала ниже критической, поэтому разработчики двигателя долго убеждали всех, что надо старт отменить, так как может произойти авария. Со стороны NASA сказали, что это невозможно: нового полета придется ждать очень долго. К тому моменту разрешение использовать часть приборов закончит свой срок, потребуется проводить новые тестирования, и старт сдвинется на полгода – это миллиардные потери. Поэтому убедили разработчиков, что нужно разрешить старт, они и разрешили. Через 50 секунд заметили течь, через 70 – прогорел бак водорода и произошел взрыв», – сказал Охочинский.

1 февраля 2003 года опять же на проклятой «черной неделе» через 17 лет после трагедии с «Челленджером» американская космическая программа понесла еще одну потерю. При посадке на землю космический челнок «Колумбия» разрушился при входе в плотные слои атмосферы. Погибли семеро астронавтов. Расследование показало, что причиной гибели стали отколовшиеся обломки термозащитной пены, повредившие изоляционное покрытие шаттла. В обшивке образовалась дыра диаметром около 20 сантиметров, что впоследствии привело к полному разрушению корабля.

«У «Колумбии» оторвался кусок термозащиты. Набегающим воздухом этот кусок вбило в крыло корабля, и в том месте образовалось отверстие. Две недели «Колумбия» спокойно летала в космосе. При возвращении в отверстие начала проникать плазма, она выжигала все на своем пути, и корабль разлетелся на кусочки», – прокомментировал Емельянов.

В Советском Союзе тоже есть свои «черные» страницы в истории космонавтики. 23 апреля 1967 года в СССР был запущен первый корабль новой серии «СОЮЗ-1». Пилотировал его летчик Владимир Комаров. Надо отметить, что все пробные испытания «Союзов» заканчивались авариями. И здесь полет начался с неполадок: не раскрылась солнечная батарея. Полет пришлось прервать досрочно, а Комарову был дан приказ возвращаться. Но на заключительном этапе приземления не сработала парашютная система. Аппарат на скорости 50 метров в секунду врезался в землю. Пилот погиб.

«Это классическая авария. Не учли условия, которые можно было учесть. После этого появилась специальная запись-технология, что необходимо, если не пришла крышка, вставить заглушку. Не было раньше такого», – сказал Михаил Охочинский

Это была первая жертва покорения космоса. Через четыре года при посадке погиб экипаж космического корабля «Союз-11»: Добровольский, Волков, Пацаев. Корабли типа «Союз» не были приспособлены для полета трех человек, поэтому экипаж был без скафандров. Это и привело к трагедии. Причиной смерти стала разгерметизация космического корабля при посадке на большой высоте, отчего давление резко понизилось до недопустимого уровня.

«Космонавтика – это передний край науки, поэтому здесь неизбежны потери и аварии. Задача инженеров – минимизировать количество таки аварий. Наличие системы аварийного спасения на ракетах говорит о том, что мы готовимся к авариям, чтобы предотвратить тяжелые последствия», – сказал Александр Емельянов.

Как и все новое, космос требует жертв. 18 марта 1980 года произошла самая масштабная катастрофа на космодроме Плесецк. К беспилотному полету готовилась ракета «Восток- 2 М». Шла заправка различным топливом – керосином, жидким кислородом, азотом. На последнем этапе заправка осуществлялась перекисью водорода.

«Перекисный материал наиболее тяжелый материал, который есть в ракетной технике. Был такой конструктор Хоум Браун, он старался не работать с перекисью, потому что продукты часто взрывались. Перекись – это капризный продукт», – добавил командир Гагринского старта, ветеран космодрома «Байконур» Владимир Тихомиров.

Произошло возгорание, в результате которого взорвались 300 тонн топлива. Начался сильный пожар, погибло 44 человека. Еще четверо скончались от полученных ожогов. Старт выгорел полностью. Правительственная комиссия изучила все возможные версии и пришла к самому удобному выводу, что в трагедии виноват человеческий фактор.

Наверное, многие видели, как ракета, стоящая на старте окутана белым облаком. Это испаряется жидкий кислород и его надо постоянно пополнять. Поэтому к ракете пристыкованы шланги. И первая версия аварии была такой, что во время заправки была утечка кислорода, которую устранили привычным способом. В результате произошло возгорание.

«Конечно, магистрали изнашиваются и начинают протекать. В штатной ситуации надо остановить работу, заменить кусок магистрали – это задержка на сутки-двое и невыполнение работы. Поэтому придумали маленькие хитрости: если взять мокрую тряпку и обмотать шланг с жидким кислородом или азотом, тряпка моментально замерзает, обхватывает магистраль и становится заглушкой, течь прекращается», – прокомментировал Емельянов.

Еще через год аналогичная аварийная ситуация возникла при запуске очередной ракеты. Но ее быстро смогли устранить. Тогда и выяснилось, что боевой расчет не виноват. Оказалось, что причиной возгорания была неисправность в топливном фильтре. На заводе, где изготавливают фильтры, применили неправильный припой, который начинал взаимодействовать с перекисью водорода, что и привело к взрыву бака с перекисью, а дальше – к взрыву ракеты.

«Эта авария произошла, потому что она должна была произойти. Производители решили уменьшить стоимость технологических процессов. Появилась партия пропаянных таким образом конструкций – это классическое нарушение технологии, которое может сработать», – сказал Охочинский.

Космонавты и все, кто связан с космической отраслью, люди очень суеверные. Существует легенда, что ракета не взлетит или взорвется, если с ней не проведут некие магические процедуры. Космонавты, когда улетают в космос, должны обязательно помочиться на колесо автобуса и получить пинок от руководителя полетов. А вот в беспилотной космонавтике есть другая традиция. На космодроме в Плесецке перед запуском ракеты-носителя на ней обязательно пишут «Таня». Говорят, это имя вывел на первой ракете влюбленный в Таню офицер. Дело в том, что люди, связанные с космосом, работают на грани человеческих возможностей. Ракета несет с собой до тысячи тон топлива – по мощи это близко к ядерному взрыву. Представьте себе, что на старте стоит килотонна взрывчатки! Поэтому каждая мелочь учитывается.

«Работа с такой техникой сродни шаманству. Когда все идет правильно, человек снова идет по тому же следу, чтобы все получилось. В Плесецке есть такая же традиция – на каждой ракете пишут слово «Таня», – сказал Емельянов.

Конечно, в трагедии в Плесецке 18 марта была выявлена технологическая причина аварии. Но все равно по космодрому пошли слухи, что на ракете забыли написать имя «Таня», поэтому ракета взорвалась.

«Авария случилась за два часа до старта, а слово пишут за 40-50 минут», – добавил Емельянов.

Не надо думать, что аварии с человеческими жертвами происходят только в России и в США. Дорога в космос усыпана обломками ракет. Аварии происходят по всему миру, у всех стран, кто занят космосом. В 1997 году была большая катастрофа в Китае на ракете с европейским спутником. Ракета упала на жилой поселок, по официальной версии, пострадало более 100 человек. Всего в мире на дороге в космос погибло более 350 человек. В Плесецке и на Байконуре на местах аварий установлены мемориалы, в память о людях, отдавших жизнь на пути к звездам.

Смотрите программу «Секретные материалы» на телеканале «МИР» по субботам в 7:20.

5 самых страшных космических катастроф в истории

Эти трагические катастрофы оставили наследие, которое сегодня делает космические полеты намного безопаснее.

Общеизвестно, что космос опасен и к нему трудно подготовиться. Как однажды заметил Ричард Брэнсон, говоря о своем проекте Virgin Galactic, это буквально « — это ракетостроения».

К сожалению, желание человечества исследовать за пределами Земли и понять вселенную привело к нескольким катастрофам на протяжении легендарной истории космических путешествий.

Вот некоторые из самых страшных катастроф, а также небольшая информация о смельчаках, отправившихся в космос во имя расширения нашего научного понимания космоса.

СВЯЗАННЫЕ: ИЗ ЭТОГО МИРА: 5 ПРИЧИН, ПОЧЕМУ ИССЛЕДОВАНИЕ КОСМОСА ВАЖНО

1. Космическая катастрофа Колумбии 2003 года

-вход, убив всех семерых астронавтов на борту. Инцидент напрямую привел к выводу из эксплуатации флота космических шаттлов НАСА в 2011 году и отсутствию у него по-настоящему амбициозных миссий в последние годы, поскольку НАСА в настоящее время работает над преемником в рамках проекта «Артемида».

Расследование показало, что проблема возникла во время запуска «Колумбии» с Земли 16 дней назад. Небольшой кусок изоляционной пены оторвался от топливного бака во время запуска и пробил небольшую дыру в левом крыле шаттла.

Во время предыдущих запусков шаттлов пена отделялась без происшествий, что заставило представителей НАСА поверить в то, что это не проблема. Однако в этом случае небольшая дыра в крыле привела к разгерметизации и, в конечном итоге, к разрушению корабля из-за того, что атмосферные газы попали в шаттл, когда он быстро возвращался в атмосферу.

Обломки корабля Колумбия, который развалился при входе в атмосферу, Источник: NASA/Wikimedia Commons

НАСА подверглось пристальному вниманию со стороны Конгресса и прессы в связи с тем, что они знали о проблеме с пеной. Как сказала Памела А. Мелрой, руководитель расследования крушения, «экипаж делал все, чему они были обучены, и они делали все правильно», когда произошла катастрофа.

2. Крушение космического корабля «Челленджер» 1986 года

Десятая миссия космического корабля «Челленджер» закончилась трагедией. Шаттл, на борту которого находились семь астронавтов, в том числе Криста Маколифф, учительница средней школы, выбранная в рамках новой программы НАСА «Учитель в космосе», развалился на части через 73 секунды после запуска с мыса Канаверал. Затем он упал в Атлантический океан с высоты примерно 50 000 футов.

Самые популярные

Расследование после инцидента показало, что НАСА знало, что низкие температуры могут повредить резиновые уплотнительные кольца космического корабля, предназначенные для разделения ракетных ускорителей и предотвращения утечек топлива, а также предотвращения их герметизации.

Космический шаттл «Челленджер» вскоре после запуска. Источник: NASA/Wikimedia Commons

[см. также]

Инженер Боб Эбелинг, работавший на шаттле Challenger, на самом деле отчаянно пытался предупредить, что данных о том, как поведут себя резиновые уплотнительные кольца, недостаточно. температурах ниже 54 °F (12 °C) и что запуск следует отложить. Его просьба осталась без внимания. Сообщается, что после одной особенно разочаровывающей встречи с официальными лицами НАСА Эбелинг вернулся домой и сказал своей жене, что шаттл «Челленджер» взорвется.

НАСА решило продолжить запуск, несмотря на эти предупреждения, что вызвало всеобщее возмущение и временную приостановку программы космических челноков.

3. Катастрофа корабля «Союз-2» и ее последствия

В результате этой катастрофы в космосе погибли только 3 человека. После успешной посадки на Луну миссии «Аполлон» Советский Союз стремился оставить свой след в своей космической программе и превзойти своих американских коллег. В апреле 1971 года они, безусловно, оставили свой след, запустив первую в мире космическую станцию ​​«Салют-1».

Два месяца спустя трое космонавтов удостоились звания героев в России, взлетев на ракете «Союз-11», пристыковав к «Салюту-1» и проведя на борту три недели, проводя научные наблюдения.

Все шло по плану до обратного полета 30 июня. Космический корабль совершил нормальный вход в атмосферу и идеально приземлился. Однако, когда наземные оперативники открыли люк, все трое космонавтов не реагировали.

Фотография космического корабля «Салют-1» с пристыкованным кораблем «Союз-10», Источник: Wikimedia Commons/ЦКБЭМ

«Союз-11» совершил автоматическую посадку. Во время спуска открылся неисправный вентиляционный клапан, что привело к разгерметизации кабины. Ни у одного из космонавтов не было скафандров, а это означает, что у них быстро закончился кислород, и они, вероятно, задохнулись примерно за 30 минут до приземления.

В наследство от катастрофы корабля «Союз-11» для космонавтов и астронавтов стало обязательным носить скафандры на всех этапах полета, где может произойти разгерметизация.

4. Трагедия «Союза-1», которой можно было избежать

Владимир Комаров — одна из поистине трагических фигур космической гонки, разгоревшейся между США и Россией в 50-е годы. При обратном спуске на Землю парашютная система космического корабля «Союз-1» вышла из строя, в результате чего один из членов экипажа, Владимир Комаров, рухнул на землю в огненном шаре.

Что делает эту историю такой трагичной, так это то, что Комаров знал, что миссия скомпрометирована. Фактически, в его последней записанной передаче с корабля он кричал и проклинал свое начальство, которое, по его словам, «убило» его.

Владимир Комаров, фигура в центре трагического инцидента с Союзом I, Источник: Wikimedia Common/Public domain

Как указывает NPR , дорогой друг и коллега Коларова, герой советской космонавтики Юрий Гагарин, проинспектировал космический корабль с другими техниками, и они обнаружили 203 структурные проблемы.

Несмотря на просьбы отложить полет в космос, Леонид Брежнев, лидер Советского Союза того времени, продвинул планы вперед — полет в космос был, по сути, трюком в ознаменование 50-летия коммунистической революции и не мог быть отложен. К сожалению, и Коларов, и Гагарин просились лететь. Каждый хотел спасти другого от верной смерти.

Перед полетом Коларов сообщил, что он попросил похоронить его в открытом гробу, чтобы советское руководство могло увидеть, что оно с ним сделало. Он получил свое желание.

5. Недостатки конструкции Аполлона-1 привели к катастрофе

Космическая программа «Аполлон» чуть не закончилась, так и не начавшись. К сожалению, в другом примере гонки за славой, а не безопасности, экипаж и технические специалисты «Аполлона-1» указали на несколько недостатков, прежде чем пожар охватил кабину экипажа миссии, в результате чего погибли три астронавта на борту.

Несмотря на то, что авария произошла во время имитации запуска на базе ВВС на мысе Канаверал во Флориде, НАСА официально назначило миссию «Аполлон-1» после аварии.

Случайная искра вызвала пожар в среде чистого кислорода внутри модуля Аполлона 204, убив астронавтов Вирджила «Гаса» Гриссома, Эдварда Уайта и Роджера Чаффи от удушья. Из-за недостатков конструкции двери люка она была громоздкой и медленно открывалась, а значит, вовремя вытащить космонавтов было невозможно.

Экипаж Аполлона-1 выразил обеспокоенность по поводу технических проблем. Они даже представили эту пародию на портрет своего экипажа менеджеру ASPO Джозефу Ши 19 августа 1966 года, Источник : Wikimedia Commons/NASA

Инженеры выражали свою обеспокоенность проблемами космического корабля «Аполлон-1» на нескольких этапах подготовки. Несмотря на это, сжатые сроки и желание прослыть страной-первопроходцем привели к тому, что дополнительные меры безопасности были отменены в пользу более быстрого окна запуска.

К счастью, эти трагические события привели к более безопасным космическим путешествиям. Тем не менее, мы не можем не чувствовать, что некоторые из уроков, а именно замедление производства и графиков запуска, когда возникают проблемы с безопасностью, сегодня сознательно игнорируются некоторыми предприятиями. За будущее безопасных и успешных аэрокосмических путешествий, где безопасность тех, кто находится на борту, является главным приоритетом.

Для вас

Наука

Во-первых, новые исследования переворачивают с ног на голову традиционные методы вторичной переработки путем достижения «замкнутого цикла» химической переработки полициануратов (PCN), класса высокоэффективных инженерных пластиков.

Саде Агард | 06.10.2022

наукаЭта термоядерная установка становится самым горячим местом в Солнечной системе при включении

Саде Агард| 10.10.2022

инновацииХватит лития: 4 способа хранения возобновляемой энергии в будущем

Ameya Paleja| 17.10.2022

More Stories

наука
Сегодня на Землю обрушилась вспышка на Солнце, вызвавшая отключение радиосвязи в Австралии и Новой Зеландии

Ameya Paleja| 07.11.2022

культура
Как ИИ и RFID могут решить проблему потери багажа в аэропортах

Дина Тереза| 28. 07.2022

инновации
Инженеры разработали революционный метод получения газообразного водорода в одностадийном процессе

Дина Тереза| 03.11.2022

10 самых страшных катастроф в истории космических путешествий

Вишакха Саксена : Ракета SpaceX взорвалась на стартовой площадке в четверг, уничтожив ракету и спутник, который она должна была запустить в субботу.

Это не первая авария на SpaceX Илона Маска, которая за 14 лет работы добилась многих успехов. Космические путешествия требуют невероятно сложного оборудования, а враждебная космическая среда представляет большой риск для людей, путешествующих.

реклама

И ученые остро осознают такую ​​непредсказуемость. 20 июля 1969 года, когда «Аполлон-11» НАСА приземлился на Луне, тогдашний американский президент Ричард Никсон подготовил речь на случай непредвиденных обстоятельств, если Нил Армстронг и Базз Олдрин умрут там. «Судьба распорядилась так, что люди, отправившиеся на Луну для мирных исследований, останутся на Луне, чтобы покоиться с миром», — гласило предисловие.

К счастью для человечества, Никсону никогда не приходилось использовать речь на случай непредвиденных обстоятельств. Но были и другие миссии, которым не так повезло.

2014: Космический корабль Virgin Galactic Two

31 октября 2014 года SpaceShip Two компании Virgin Galactic выполнил запланированное отделение от своего носителя WhiteKnightTwo.

Через девять секунд после, казалось бы, идеального взлета пара хвостовых балок неожиданно развернулась. Ракета продолжала разгоняться, но сила ускорения в сочетании с сопротивлением стрелы сломала самолет в воздухе. В авиакатастрофе выжил только один из двух пилотов.

Авария расследуется Национальным советом по транспорту и безопасности (NTSB).

1957: Vanguard TV3

6 декабря 1957 года США предприняли первую попытку запустить спутник на орбиту — и с треском провалились. Всего через две секунды после отрыва от стартовой площадки ракета потеряла тягу и снова пошла вниз, разорвав и взорвав топливные баки.

Ему удалось достичь высоты всего в четыре фута.

Авангард был попыткой ВМС США противостоять советскому запуску спутника всего за два месяца до этого. Причина аварии так и не была полностью установлена.

1967: X-15 Flight 191

X-15 Flight 191, также известный как X-15 Flight 3-65-97, был испытательным полетом североамериканского экспериментального самолета X-15 — a гиперзвуковой ракетный летательный аппарат, эксплуатируемый ВВС США и НАСА для высотных исследований.

15 ноября 1967 года Майкл Дж. Адамс отстыковал свой X-15 от крыла базового корабля на высоте 45 000 футов над штатом Невада. Несмотря на некоторые электрические помехи, самолет достиг максимальной высоты 266 000 футов. Теперь задача Адама состояла в том, чтобы выполнить запланированный маневр с раскачиванием крыла, чтобы камера на корабле могла сканировать горизонт. В середине маневра X-15 начал сильно трястись, что вынудило Адамса отказаться от движения и сосредоточиться на спуске.

реклама

На высоте 230 000 футов самолет вошел в штопор со скоростью 5 Маха, вызванный быстрым ростом динамического давления. Крайние силы разбили самолет на высоте 65 000 футов, убив Адамса. Он был награжден крыльями астронавта ВВС США посмертно.

Майкл Джей Адамс стоит рядом со своим X-15. (Изображение: Wikimedia Commons)

Животные в космосе

Путешествие животных в космос привело к значительному повышению безопасности людей. Плодовые мушки, мыши, хомяки, морские свинки, кролики, кошки, собаки, лягушки, золотые рыбки и обезьяны — все они добрались до космоса.

Первыми животными, отправленными в космос, были плодовые мушки на борту американской ракеты Фау-2, и они вернулись живыми. Но Альберт I, первая обезьяна, которую попытались отправить в космос, не смог пережить даже запуск. В 1949 году вторая обезьяна Альберт II успешно достигла космоса, но погибла, когда парашют на его спасательной капсуле не выдержал при входе в атмосферу.

Русские предпочитали отправлять в космос собак, так как считали собак менее вертлявыми. 3 ноября 1957 года Лайка — бездомная собака из Москвы — стала одним из первых животных, достигших космоса, и первым животным, совершившим полет на орбиту Земли. Поскольку в то время было очень мало известно о влиянии космических путешествий на живых существ, выжить Лайки не ожидалось. Лайка умерла через несколько часов после запуска от перегрева, возможно, из-за отказа центрального маршевого двигателя.

ads

Первоначально советское правительство утверждало, что Лайка умерла, когда у нее закончился кислород на шестой день, и что она была подвергнута эвтаназии до истощения кислорода. Истинная причина и время ее смерти стали известны только в 2002 году.

Не менее 10 других собак были запущены на орбиту до того, как Юрий Гагарин стал первым человеком в космосе.

1960: Неделинская катастрофа

24 октября 19 октября на стартовой площадке космодрома Байконур взорвалась советская ракета Р-16.60. Ракета взорвалась случайно, испепелив не менее 72 ключевых военнослужащих и технических специалистов.

Главный маршал Митрофан Иванович Неделин, руководитель ракетной программы России, погиб на стартовой площадке. Конструктора Р-16 Михаила Янгеля тем временем спас перекур.

Последующие расследования показали, что Неделин оказал давление на своих сотрудников, чтобы дата запуска совпала с годовщиной русской революции — шаг, который, вероятно, имел неприятные последствия.

Советское правительство не признавало катастрофу в Неделине до 1989 года, когда тогдашний премьер-министр России Никита Хрущев потребовал держать ее в секрете.

1967: Аполлон-1

Аполлон-1 должен был стать первой пилотируемой миссией Аполлона НАСА, но трагедия во время тренировочного занятия на короткое время приостановила планы американцев по посадке на Луну.

27 января 1967 года командный пилот Вирджил Айвен «Гас» Гриссом, старший пилот Эдвард Хиггинс Уайт II и пилот Роджер Брюс Чаффи вошли в свой командный модуль и почти сразу же столкнулись с проблемами. Гриссом сообщил о странном кислом запахе внутри своего костюма, столкнулся с некоторыми трудностями при общении, а живой микрофон отказывался выключаться. При решении каждой ситуации проводился обратный отсчет, но через полчаса удалось достичь Т минус 10 минут.

Минуту спустя один из астронавтов закричал: «Пожар, я чувствую запах огня», и сразу после этого другой астронавт сказал: «Пожар в кабине». Все три члена экипажа погибли от удушья угарным газом в течение 17 секунд после первого сообщения о пожаре. Все трое также получили посмертные термические ожоги третьей степени.

Причина пожара остается загадкой.

1967: Союз-1

23 апреля 1967 года полковник Владимир Комаров стал первым космонавтом на борту корабля «Союз-1», предназначенного для проверки систем космического корабля в условиях космического полета. Через девять минут после взлета «Союз» вышел на орбиту и сразу же столкнулся с проблемами.

Во время второго витка солнечная панель, питающая половину самолета, не открылась. К пятому витку Комаров бил и пинал борт космического корабля, выбивая панель. На 13-м витке мощность «Союза» стала критически низкой. Командный пункт решил отправить «Союз-2» с экипажем из трех человек в качестве спасательной миссии, но был остановлен грозой, обрушившейся на стартовую площадку.

«Союз-1» теперь предоставлен самому себе. На своем 19-м витке Комаров попытался совершить опасный вход в атмосферу, к которому он даже не был подготовлен, и все равно ему это удалось. «Союз-1» благополучно вошел в атмосферу, но не смог затормозить.

Комаров активировал основной парашют, но он не раскрылся неправильно. Когда он попытался использовать запасной парашют, он тоже вышел из строя после того, как его зацепил неисправный основной парашют, что привело к падению самолета с полной силой. Отслеживаемые сообщения показывают, что Комаров был жив и находился в сознании вплоть до момента удара.

1971: Союз-11

7 июня 1971 года российский самолет «Союз-11» совершил первую посадку на первую в мире космическую станцию ​​«Салют-1». по человеческим жертвам в космосе.

После успешного 22-дневного пребывания на станции 30 июня самолет вылетел с экипажем из трех человек: Георгия Добровольского, Виктора Пацаева и Владислава Волкова.

Когда самолет покинул орбиту и направился к траектории снижения, за тридцать минут до посадки сработал критический клапан. Давление в капсуле резко упало, и весь кислород экипажа вышел в космос. Астронавты пострадали от высотной декомпрессии и умерли менее чем за минуту.

Вскрытие показало, что в течение этой минуты у экипажа были кровоизлияния в мозг, подкожное кровотечение, повреждение барабанных перепонок, кровотечение из среднего уха. Трое мужчин могли бы выжить, если бы им были предоставлены скафандры.

2003: космический шаттл «Колумбия»

16 января 2003 г. космический шаттл «Колумбия» покинул Землю для выполнения 28-й миссии с астронавтами Риком Д. Лорел Б. Кларк и Илан Рамон. За 15 дней, 22 часа, 20 минут и 32 секунды обращения вокруг Земли экипаж провел 80 научных экспериментов.

1 февраля «Колумбия» начала снижаться, но всего через 16 минут после приземления внезапно разрушилась. Все семь космонавтов на борту погибли, а обломки самолета разлетелись над восточным Техасом. Поисковики нашли части человеческого тела, в том числе руки, ноги, туловище, череп и сердце, а также части шаттла. НАСА предупредило общественность не прикасаться к мусору, предположительно содержащему опасные химические вещества. Но некоторые техасцы проигнорировали их предупреждения и попытались продать обломки на eBay по цене от 10 000 долларов.

Расследование показало, что кусок пенопласта оторвался во время запуска «Колумбии» и повредил систему тепловой защиты на левом крыле. При входе в атмосферу поврежденное крыло медленно перегревалось и разваливалось, что привело к потере управления и разрушению шаттла.

1986 год: космический шаттл «Челленджер»

28 января 1986 года из Космического центра Кеннеди стартовал космический челнок «Челленджер» с космонавтами Грегом Джарвисом, Кристой Маколифф, Рональдом Макнейром, Эллисон Рейзуник, Джудит Онизуник. и Дик Скоби.

Но всего через 72 секунды после запуска космический корабль разрушился над Атлантическим океаном, убив всех членов экипажа в самой ужасной космической катастрофе.

Механическая прокладка, вышедшая из строя при взлете, вызвала взрыв. Последним сообщением от экипажа было «о-о» от пилота Майкла Дж. Смита всего за полсекунды до взрыва.

Согласно отчету об аварии, причину смерти космонавтов на борту установить не удалось. В нем говорилось, что «силы, которым подвергся экипаж во время разрушения орбитального корабля, вероятно, были недостаточными, чтобы вызвать смерть или серьезные травмы».