Катер ракета на подводных крыльях: Судно «Ракета» на подводных крыльях, фото, скорость, круизы по рекам

Судно «Ракета» на подводных крыльях, фото, скорость, круизы по рекам

Абсолютный чемпион

Конструкторы и судостроители первого пассажирского теплохода на подводных крыльях «Ракета-1» на площади перед экспериментальным цехом завода «Красное Сормово». Июнь,1957 год. Фото © Музей речного флота / nn.ru

Свой первый рейс в составе Волжского объединённого речного пароходства «Ракета-1» совершила 25 августа 1957 года. Для первой поездки выбрали 420-километровый маршрут от Горького (Нижнего Новгорода) до Казани, который «Ракета» прошла за рекордные семь часов. Средняя скорость при этом составляла 60 км/ч, что в два–три раза быстрее любого речного судна, существовавшего на тот момент. На некоторых участках катер разгоняли быстрее — до 70 км/ч.

Транспортная доступность: 66 районов Москвы получили новые станции метро и МЦК

Звёзды за штурвалом и заслуженное золото

Капитан «Ракеты» Герой Советского Союза Михаил Девятаев. Фото © Национальная оборона

На одном из испытаний «Ракеты» в качестве гостя присутствовал конструктор космической техники Сергей Королёв. Несколько раз ходовые испытания выполнял Герой Советского Союза лётчик Михаил Девятаев, известный на весь мир тем, что в годы ВОВ смог сбежать из немецкого плена, угнав вражеский бомбардировщик. Девятаев и Королёв по достоинству оценили машину. Оценили её и западные коллеги. «Ракета» получила золотую медаль на выставке в Брюсселе за выдающуюся скорость и мореходные качества.

Подводные крылья — ноу-хау

«Ракета-1». Цех опытного производства ЦКБ. Фото © Из собрания Алексея Бердникова / fleetphoto.ru

Главная изюминка «Ракеты» — подводные крылья. Их разработал инженер-конструктор Ростислав Алексеев, ещё в 1941 году написавший диссертацию «Глиссер на подводных крыльях». Конструкция подводных крыльев оказалась в техническом отношении более сложной, чем конструкция авиакрыла. Судно, построенное по такому принципу, оснащалось носовым и кормовым крыльями, которые крепятся к корпусу разборными стойками. Так называемое фланцевое (фланец — стальной диск или стальное кольцо со сквозным центральным отверстием для прохождения внутреннего потока среды. — Прим. Лайфа) соединение стоек допускает использование клиньев для изменения угла атаки крыла. За счёт этого «Ракета» умела «взлетать» над поверхностью воды как истребитель. Интересно, что первоначально ноу-хау предназначалось для боевых катеров, но в 50-х годах прошлого столетия оно нашло применение в гражданском речном транспорте.

Очень мощный двигатель

Фото © Национальная оборона

Впечатляла и мощность «Ракеты», в полной мере раскрывавшая смысл названия. Силовая установка крылатого судна строилась на базе 12-цилиндровых V-образных дизелей М50-6 мощностью 1000 л.с. с 1700 оборотами в минуту. Впоследствии на «Ракету» стали устанавливать двигатели М50Ф-3 мощностью 1200 л.с. с 1850 оборотами в минуту. Вспомогательные системы комплектовались ещё одним дизелем — 2Ч8 мощностью в 10 л.с. при 1500 оборотах в минуту. В результате судно могло выходить на пиковую мощность и максимальную скорость за несколько секунд.

В Петербурге построят уникальную «ферму» для трамваев

Система охлаждения

При таких мощностях «Ракета» не перегревалась благодаря охлаждению выхлопной системы с помощью речной воды. Выхлопные трубопроводы располагались с двух сторон, была предусмотрена возможность переключения выхлопов. Это делалось во избежание задымления причала. Эта особенность стала одной из ключевых, за что «Ракету» активно покупали западные страны.

Первый во всём

«Ракета» стала пионером среди советских крылатых судов. После неё в 1964 году появились «Буревестник» и «Чайка», способные разгоняться до скорости в 90 км/ч и выше, «Метеор» — со скоростью 75–77 км/ч и «Комета» — со скоростью в 55–57 км/ч, а также катер «Вихрь» — со скоростью 50 км/ч. Даже после того, как это судно сняли с эксплуатации, «Ракету» не пустили на металлолом, а стали использовать образцы для украшения парков, пирсов и набережных. Все уникальные катеры, созданные после «Ракеты», были разработаны в одном и том же отделе — «Судна на подводных крыльях» — (СПК) при заводе «Красное Сормово», куда в 1942 году и был принят на работу создатель машин, конструктор Ростислав Алексеев.

Речные круизы не только по Волге

Её Величество королева Великобритании Елизавета II выходит из «Ракеты» после прогулки по Темзе. Фото © Национальная оборона

Через несколько лет после начала серийного производства появилась более скоростная версия речного катера. При мощности двигателя в одну тысячу лошадиных сил новая модификация «Ракеты» получила увеличенные топливные баки. Это решение позволило расширить географию применения: теперь катер мог проходить не 400, а 600 и даже 650 километров по рекам на полных баках.

Преемники «Ракеты»

«ВАЛДАЙ 45Р». Фото © АО «ЦКБ по СПК им. Р.Е.Алексеева»

В день 65-летия «Ракеты» в Нижнем Новгороде была открыта тематическая выставка, посвящённая экспериментальному судну, и в центре внимания оказались сотрудники ЦКБ по судам на подводных крыльях имени Ростислава Алексеева. Они, как и их предшественники, занимаются разработкой таких машин.

На сегодняшний день в ЦКБ разработано свыше 70 проектов, построено порядка четырёх тысяч судов, из которых 1,5 тысячи куплены зарубежными компаниями и частными клиентами. В 2018 году было введено в эксплуатацию судно «Валдай». У него обширная география использования: два катера работают в Якутии, столько же  — в Ханты-Мансийске и Самаре, три  —  в Чувашской Республике. Также пять судов «Валдай» перевозят пассажиров в Нижегородской области.

Путин на катере обошёл парадную линию кораблей в Кронштадте

Фото © Shutterstock

Почему «Ракета» получилась такой быстрой?

За счёт крыльев

За счёт двигателя

Свой вариант в комментарии

Сергей Андреев

  • Статьи
  • катера
  • общественныйтранспорт
  • Наука и Технологии

Комментариев: 0

Для комментирования авторизуйтесь!

Катера на подводных крыльях

Высшие чиновники на Западе хорошо знали о любви генерального секретаря ЦК КПСС к хорошим автомобилям. Поэтому партийный гараж скоро пополнялся скоростными иномарками. Леонид Ильич в свою очередь в долгу не оставался и за технику благодарил техникой. Главы других стран получали в подарок от Брежнева катера на подводных крыльях. Генсек знал, что скоростные суда Алексеева почитают во всем мире. «TechInsider» побывала в Нижнем Новгороде, на родине российских крылатых судов.

Николай Корзинов

Советский Союз — популярная тема для обсуждений. Ведь из былого можно вытянуть и много плохо, и много хорошего. Если у бывших граждан СССР спросить о самых приятных моментах из жизни того времени, многие вспомнят о захватывающей поездке на скоростном судне на подводных крыльях, за которым закрепилось имя «Ракета». Название первой серийной модели, разработанной в Горьком, так подходило судам на подводных крыльях, что вскоре стало нарицательным. И хотя последующие модели теплоходов имели другие имена: «Метеор», «Спутник», «Чайка», — их продолжали по старинке называть «ракетами».

Показательно, что первый рейс «Ракеты» отделяют от другого знаменательного события в истории нашей страны — запуска первого искусственного спутника Земли — менее двух месяцев. Причем, если попробовать провести параллели, между этими двумя достижениями можно найти много схожего. И в этом нет ничего удивительного: нашей стране в тот момент крупно повезло. Разработку космических ракет и водных «Ракет» возглавили две харизматичные личности — Сергей Павлович Королев и Ростислав Евгеньевич Алексеев.

Один под черным парусом

О молодости Алексеева рассказывают любопытную историю. Будучи студентом кораблестроительного факультета Горьковского индустриального института, он увлекался парусным спортом. Причем не просто ходил под парусом, но сам конструировал и строил яхты, готовил их к соревнованиям. С деньгами было туговато, поэтому к одной из гонок Алексеев сшил парус из лоскутов, а чтобы придать яхте солидности, выкрасил парус в черный цвет. Это было ошибкой: жюри заявило, что пираты, мол, в гонках не участвуют, и не допустило экипаж Алексеева к соревнованиям. Но Ростислав не растерялся: когда другие стартовали, он ушел за ними вдогонку, а на финиш пришел первым. Не получив никаких наград, Алексеев возвращался с гонки победителем. А вскоре действительно им стал. Окружающие поражались, как спокойно и настойчиво он шел к достижению своих целей.

Из окон здания ЦКБ по судам на подводных крыльях им. Р.Е. Алексеева открывается прекрасный вид на Волгу. Когда-то здешние инженеры отвлекались от работы, увидев в окнах суда, построенные по их проектам. Сегодня это сложней: на дворе конец октября (не сезон!), да и крылатых судов поубавилось на Волге. Взлетевшие за последнее десятилетие цены на дизельное топливо сильно увеличили стоимость их эксплуатации. Так что во время нашего приезда из окон предприятия можно было увидеть только водоизмещающие суда, медленно проходящие по Волге. Вероятно, почти так же река выглядела в 1943 году, когда неподалеку отсюда, прямо у берега, стояла избушка на понтонах. Каждый вечер после тяжелого рабочего дня в нее приходили два человека и засиживались до поздней ночи. Здесь они мастерили свой первый катер на подводных крыльях. Одним из молодых людей был Алексеев, другим — его помощник Саша Некоркин. Всего за несколько месяцев катер был построен и успешно испытан, и хотя до серийных «Ракет» еще было далеко, Ростислав Алексеев почувствовал, что наконец приблизился к осуществлению студенческой мечты. Ростислав мечтал построить судно, которое изменит представления о водной скорости.

Жажда скорости

Рассказывают, что идею судна на подводных крыльях молодому конструктору подсказали документы ЦАГИ, в которых рассматривались принципы работы крыла в воде. Изучив их, Ростислав понял, что если подводными крыльями приподнять корпус судна над водой, то удастся, во-первых, заметно снизить сопротивление движению, а во-вторых, уменьшить влияние волн. Реализовав эту идею в металле, можно было создать судно, способное развивать впечатляющую скорость даже при скромном по судостроительным меркам двигателе. Выходила двойная экономия — топлива и времени.

Увлекшись этой идеей, кораблестроитель посвятил свою дипломную работу проекту судна на подводных крыльях. Но тут как раз началась война, и судостроительный завод «Красное Сормово», на который был распределен Алексеев, перешел на выпуск танков. Так что строительством скоростных судов пришлось заниматься исключительно в свободное время, которого было крайне мало. Но инженеру улыбнулась удача. Узнав о том, что его талантливый работник посвятил свой диплом оригинальной идее, главный конструктор завода предложил Алексееву заниматься проектом скоростного судна два часа в день.

Хотя первый катер на подводных крыльях ходил по воде на высокой скорости, Алексеев быстро понял, что конструктивно это тупиковая модель. Дело в том, что катер требовал управления по углу атаки подводных крыльев. Такая особенность сильно усложняла конструкцию судна и требовала специальной подготовки водителя. Алексеев не знал, что на Западе на тот момент уже существовало несколько моделей судов на подводных крыльях. Но это ему не помешало — скорее, даже помогло. Алексеев изобрел свою собственную оригинальную конструкцию подводных крыльев — малопогруженные саморегулирующиеся, которые, как впоследствии выяснилось, оптимально подходили для движения по рекам. Вскоре за рубежом принцип работы таких крыльев станут называть эффектом Алексеева.

Крылья трех видов

В то время как Алексеев экспериментировал со своими первыми судами, на Западе доминировали модели на V-образных, пересекающих поверхность воды подводных крыльях. Консоли таких крыльев в крейсерском режиме выступали из воды. С ростом скорости судна подъемная сила крыльев увеличивалась, но регулировать угол атаки не требовалось. При увеличении подъемной силы судно вместе с крыльями приподнималось из воды, при этом площадь погруженной части крыла уменьшалась, и в результате подъемная сила уравнивалась с весом судна. Недостаток подобной схемы — сравнительно низкое гидродинамическое качество крыльев, которое вызвано дополнительным сопротивлением от пересечения крылом поверхности воды. К тому же схема с частично погруженными крыльями, как правило, имеет большую осадку.

Не зная о зарубежных разработках Ростислав Алексеев придумал свою конструкцию, тоже самостабилизирующуюся. Как известно, подъемная сила возникает вследствие разности давлений на нижней и верхней поверхностях крыла — из-за разных скоростей обтекания. На верхней поверхности крыла создается разрежение, на нижней же давление повышено. Однако по мере уменьшения глубины давление на верхней поверхности повышается, так как в пограничной зоне происходит подтормаживание частиц жидкости, в результате подъемная сила уменьшается и судно стабилизируется. Предложенная Алексеевым схема оказалась оптимальной для речного транспорта — его суда имели более высокое, по сравнению с зарубежными аналогами, гидродинамическое качество и меньшую осадку, что при движении по рекам было большим преимуществом.

Существует и третья схема — с полностью погруженными подводными крыльями, которая применяется главным образом на морских судах. Морское волнение практически не влияет на их движение. Однако подобная схема не самостабилизирующаяся, и чтобы уравновесить вес судна и подъемную силу при разных скоростях, необходимо изменять угол атаки крыла. Именно из-за сложности автоматизации этого процесса суда с полностью погруженными подводными крыльями перестали быть экзотикой лишь после появления эффективных автоматических систем управления.

Не случайно малопогруженные крылья появились именно в России — иностранные изобретатели работали в основном над морскими скоростными судами. В Советском же Союзе задачи были другие: огромная страна испытывала серьезный недостаток в шоссейных дорогах, и появление речного скоростного транспорта могло решить множество проблем. Заслуга Алексеев в том, что он чрезвычайно быстро понял, какая конструкция будет оптимальной для России, и смог за считанные годы связать города на реках скоростным транспортом.

Триумф водной ракеты

Все свободное время Алексеев посвящал экспериментам с подводными крыльями. В 1946 году он строит свой второй катер, развивавший 87 км/ч! Гидродинамическое качество на этой скорости у аппарата Алексеева составляло 10 (против 5 у глиссеров). Год спустя разработан очередной проект. В нем применена простая схема с двумя малопогруженными подводными крыльями, которая впоследствии использовалась на серийных речных судах конструктора. К 1950 году Алексеев был уже готов приступить к строительству первых в мире серийных судов на малопогруженных подводных крыльях, что в конце концов и привело к появлению первого в нашей стране пассажирского судна на подводных крыльях «Ракета-1». Когда 25 августа 1957 года это судно преодолело 420 км — расстояние от Горького до Казани — за семь часов, многие специалисты отказывались в это верить. Еще больше все удивились цене билетов на «Ракеты»: она оказалась лишь немного выше, чем на обычное водоизмещающее судно. Популярность «Ракет» росла, а заводы наращивали темпы выпуска таких судов. Стало понятно, что идея Ростислава Алексеева, от которой многие профессора и специалисты некогда рекомендовали ему отказаться, оказалась именно тем, что так давно нужно было стране.

Конструкторы Алексеева тем временем не почивали на лаврах. Почти каждый год они представляли новый тип судна. В 1958 году был построен первый «Метеор» — судно с вдвое большей пассажировместимостью, чем у «Ракеты» (120 человек). Оно столь высоко зарекомендовало себя, что выпускается и по сей день! Покорив реки, Ростислав Алексеев решил войти в море. В 1961 году начались регулярные морские рейсы теплохода «Комета». На этом судне Алексеев применил уже другую схему крыльевого устройства — с частично погруженными крыльями, — которая лучше подходила для движения по морю.

Самое красивое судно

Конструктор мечтал о том, чтобы его суда развивали все бЧльшие скорости. Этому мешала существовавшая тогда разобщенность между судостроительной и авиационной промышленностью — порой приходилось подстраиваться под то, что уже имелось в судостроительной отрасли, тогда как существовали более удачные авиационные решения. Часто, однако, выручал авторитет Алексеева — так, главный конструктор смог договориться, чтобы списанные с самолетов газотурбинные двигатели поставлялись на его предприятие. После соответствующей доработки они могли еще многие годы служить на его судах.

Именно благодаря использованию авиационных двигателей Алексееву удалось разработать газотурбоход «Буревестник» — пожалуй, самое красивое в нашей стране судно. Достоинство использования газотурбинных двигателей заключалось в комбинации их малого веса и высокой мощности, которая была так желанна для судов на подводных крыльях. Применение дизельных двигателей мешало судам Алексеевым развить высокие скорости, ведь для их достижения требовалась большая мощность, что в свою очередь приводило к заметному увеличению массы силового агрегата и требовало большего запаса топлива.

На «Буревестнике» конструктор отказался не только от дизельного двигателя, но и от гребного винта, поскольку на высоких скоростях его КПД был недостаточно высоким. Вместо него было установлено два водомета. Используя эти решения, удалось поднять скорость хода до 95 км/ч!

С каждым годом на реках и морях Советского Союза появлялось все больше судов Алексеева, а вскоре все чаще стали поступать заказы из-за рубежа. Постоянные усовершенствования крылатых судов привели к тому, что они стали доступней зарубежных аналогов и при этом дешевле в эксплуатации. Даже американцы приобретали катера Алексеева, чтобы использовать их в Нью-Йорке, и это при том, что в США тогда выпускали собственные аппараты на подводных крыльях. До сих пор около 70% судов на подводных крыльях за рубежом — российские, конструкции Алексеева. Стоит отметить и то, что скоростные суда приносили государству очень неплохой доход: как за счет эксплуатации их на родине, так и от продажи за рубеж. Если советские автомобили часто продавали за рубеж по цене ниже себестоимости (стране нужна была валюта), то суда Алексеева всегда приносили прибыль.

Крылья в погонах

Не могли не обратить внимания на успех скоростных судов Алексеева и военные. Так что вскоре специалистам Алексеева была поручена разработка целого набора грандиозных проектов. Поскольку такие разработки были засекречены, узнать подробности о них непросто. «TechInsider», например, выведала, что в начале 1960-х годов в Горьком разрабатывали проект танка на подводных крыльях. Он не только носился по воде, обгоняя катера, но и был способен метко стрелять с воды прямо при движении. Увы, найти специалистов, работавших над этим удивительным проектом, нам не удалось.

Любопытны пограничные катера «Антарес» с водоизмещением 220 т, которых на рубеже 1970−1980-х годов было построено 12 штук. Каждый из них приводился в движение от двух газотурбинных двигателей мощностью по 7350 кВт и легко развивал скорость в 60 узлов! Это был один из самых интересных проектов последнего времени. В 1980 году Ростислава Евгеньевича не стало, и с его смертью триумфальное шествие наших скоростных судов как будто приостановилось. Свою роль в этом деле сыграл рост цен на топливо, в результате чего себестоимость поездок на таких судах сильно возросла. Окрыленность оказалась нерентабельной. Из-за падения спроса были отменены многие регулярные рейсы, а «ракеты» стали реже встречаться на наших реках.

Но век судов на подводных крыльях не закончился. В ЦКБ им. Алексеева продолжается работа: дизайнеры трудятся над новым обликом крылатых судов, повышают уровень их комфортабельности, а конструкторы прорабатывают возможности применения новых движителей. Например, на смену гребному винту, который применяется на большинстве аппаратов Алексеева, вскоре может прийти очень эффективный водомет, кстати, тоже разработанный в России. Преемники Алексеева верят, что крылатые суда себя еще покажут. Конечно, вряд ли они будут применяться так же широко, как в Советском Союзе, — вдоль рек появились дороги, да и цены на топливо не упадут. Но, с другой стороны, время тоже не дешевеет, а платежеспособность населения растет. Так что вполне возможно, что такие суда появятся, например, на Олимпийских играх в Сочи. Россияне смогут вспомнить юность, а иностранцы — прокатиться на машинах, которые однажды изменили представления о скорости на воде…

ВМС США представили новый катер на подводных крыльях, первый за несколько десятилетий

ВМС США, по крайней мере, испытали небольшой катер на подводных крыльях на базе высокоскоростного штурмового корабля VT Halter Marine Mk Mod 2, предшественника специального боевого штурмового корабля-невидимки оперативное судно или CCA. Это открытие произошло более чем через 25 лет после того, как служба вывела из эксплуатации свои шесть ракетных катеров Pegasus , последних действующих судов на подводных крыльях.

О существовании конструкции на подводных крыльях впервые стало известно из видеоролика, который Центр надводных боевых действий ВМС, подразделение Carderock или NSWC Carderock, разместил на YouTube 12 марта 2019 г.. Ролик, показывающий маленькую лодку, движущуюся на высокой скорости, является частью большого монтажа клипов о работе центра, прикрепленного к рекламному ролику ВМФ «Forged by the Sea».

  • US Special Operation Command Command Command Command’s Mothershing упаковывает стелс -скоростные лодки

    от Tyler Rogoway

    , размещенных в зоне военных действий

  • Командос Ride Black Hawk Helo Helo и Stealth Boats во время тени в Miami Port

    на Tyler Rogow и STEADSTAL Джозеф Тревитик

    Опубликовано в зоне военных действий

  • Специальные операторы США, добавляющие самоубийственные беспилотники в их скрытные скоростные лодки

    Джозефа Тревитка

    Опубликованы в зоне военных действий

  • Специальные операционные команды Edulice Mothership — STEAL Speedboats

  • . Тайлер Рогоуэй

    Опубликовано в Зона боевых действий

  • Коммандос летают на вертолетах Black Hawk и стелс-катерах во время темных учений в порту 9 Майами0005

    Авторы: Тайлер Рогоуэй и Джозеф Тревитик.

    Опубликовано в Зоне военных действий. если не прямое преобразование одного из этих высокоскоростных кораблей для специальных операций на подводных крыльях. Стандартный Mk Mod 2 High Speed ​​Assault Craft имеет длину чуть менее 40 футов с корпусом, в основном сделанным из кевлара, и парой высокопроизводительных двигателей.

    Судно на подводных крыльях видно на видео ниже примерно в 2:27 во время выполнения, если оно не перенаправляет вас автоматически.

    Компания Carderock, расположенная в штате Мэриленд вдоль реки Потомак, специализируется на различных областях проектирования кораблей, в том числе на корпусе, радаре и других видах снижения заметности. Работа центра включала экспериментальные корабли, такие как Advanced Electric Ship Demonstrator (AESD), также известный как Sea Jet , который представляет собой функциональную четвертьмасштабную модель DDG-1000 9.0003 Zumwalt — эсминец-невидимка. Полное видео также включает в себя кадры испытаний других малогабаритных моделей кораблей и подводных лодок, в том числе эксперименты с формой корпуса, аналогичной корпусу экспериментальной лодки-невидимки M80 Stiletto.

    Мы не знаем, сколько производных Mk Mod 2 на подводных крыльях есть или было у ВМФ, и является ли это или было частью более обширной программы по разработке нового катера для специальных операций. На момент написания статьи Кардерок еще не ответил на The War Zone 9.Вопросы 0004 об этом дизайне. Композитный боевой корабль

    Mk Mod 2. , Ebay

    Военно-морской флот, по-видимому, в значительной степени заменил Mk Mod 2 в боевых единицах более новой CCA, которая представляет собой скрытую 41-футовую лодку с корпусом из композитного материала и двумя двигателями, о которых вы можете прочитать более подробно. здесь. Служба приобрела эти лодки у US Marine, Inc. в качестве продолжения более раннего High Speed ​​Assault Craft. VT Halter Marine и U.S. Marine сотрудничали в проектах в течение 19-го века.80-х годов, в том числе Mk V Special Operations Craft (SOC), прежде чем разойтись. В 2014 году вышедший из употребления и изношенный Mk Mod 2 даже продали на eBay.

    A Combatant Craft Assault (CCA)., USN

    Однако некоторые из Mk Mod 2 все еще находятся в эксплуатации, и они все еще доступны для учебных целей. Лодки совсем недавно появились на учениях у побережья Майами, штат Флорида, о которых Зона боевых действий впервые сообщила, и, по-видимому, в них участвовали члены Группы реагирования на критические инциденты (CIRG) Федерального бюро расследований.

    Если Mk Mod 2 действительно в значительной степени или полностью выведены из строя, они станут идеальной платформой для экспериментальных проектов. Скоростной штурмовой катер на подводных крыльях определенно может дать определенные преимущества спецназовцам ВМФ.

    Стандартный Mk Mod 2 в порту Майами во время учений в декабре 2018 г., Оуэн из Майами

    Суда на подводных крыльях используют крыловидные конструкции под корпусом, чтобы поднять корпус из воды и «летать» над ним. Это уменьшает сопротивление, которое в противном случае испытали бы корабли, если бы им пришлось рассекать воду во время традиционного «корпусного» плавания.

    В результате суда на подводных крыльях обычно быстрее и часто имеют лучшую топливную экономичность, чем традиционные конструкции аналогичного размера. Они также могут обеспечить дополнительную устойчивость даже в более бурных морских условиях, поскольку они плывут над волнами, а не разбиваются о них. Это также в значительной степени устраняет прыжки, характерные для многих других конструкций высокоскоростных лодок, таких как сам CCA, которые могут быть чрезвычайно тяжелыми для экипажа и пассажиров, особенно во время длительных миссий. Такое же возвышенное положение может обеспечить дополнительную защиту от мелководных мин и других опасностей.

    Существуют две основные категории конструкции этих кораблей, одна из которых включает в себя то, что известно как подводная лодка, а другая использует так называемую полностью подводную крышу. Проникновение в поверхность относится к тому факту, что эти конструкции обычно имеют фольгу, которая частично остается над водой.

    Проникновение в поверхность является более простой из двух основных конфигураций и чаще встречается на коммерческих подводных крыльях, но все же может создавать значительное сопротивление из-за размера крыльев. Полностью погруженные фольги обычно меньше по размеру и обладают улучшенными характеристиками.

    Очень простой обзор двух разных основных категорий судов на подводных крыльях., Wikimedia

    В 1960-х и 1970-х годах ВМС активно экспериментировали с рядом конструкций судов на подводных крыльях, проникающих сквозь поверхность, и полностью погруженных в воду. Служба даже отправила два прототипа канонерской лодки с полностью погруженными крыльями, USS Flagstaff производства Grumman и USS Tucumcari производства Boeing, для испытаний во время войны во Вьетнаме.

    Военно-морской флот также имел ряд экспериментальных судов на подводных крыльях, в основном с полностью погруженными крыльями, в том числе USS 9.0003 Плейнвью . Lockheed сдала этот корабль в 1969 году, который на тот момент был самым большим судном на подводных крыльях в мире водоизмещением более 300 тонн. Flagstaff , Tucumcari и Plainview , среди прочего, показаны на видео ниже.

    Хотя мы не знаем технических характеристик стандартного Mk Mod 2, модифицированная модель Carderock на подводных крыльях, которая представляет собой полностью погруженную конструкцию, может иметь значительно лучшую скорость и дальность полета, чем его традиционный аналог, а также улучшенные возможности на открытый океан. Согласно официальному брифингу, задачи ВМС для новых CCA включают ввод и вывод специальных операторов, а также проведение скрытых миссий по наблюдению за побережьем. Они также использовались в качестве скрытых платформ для доставки команд на борт более крупных кораблей. В последние годы существующие малозаметные скоростные катера появились на Ближнем Востоке, у берегов Африканского Рога и в Тихоокеанском регионе.

    Обладая большей скоростью и дальностью полета, быстроходный штурмовой корабль на подводных крыльях может быть более гибким, особенно во время срочных операций по эвакуации. CCA также работают с базовых кораблей, таких как скрытный M / V Ocean Trader , который вместо этого может использовать суда на подводных крыльях для запуска миссий из точки, удаленной от берега, что потенциально снижает вероятность обнаружения и риск контратаки.

    Как только судно приблизится к берегу, экипаж сможет вернуться к работе с корпусом и сократить последнее расстояние в низкопрофильном режиме с уменьшенной заметностью. Они также могут оставаться в конфигурации с фольгой, чтобы лучше ориентироваться в мелководных прибрежных средах или там, где может быть повышенная угроза мин или других опасностей.

    Но есть и потенциальные недостатки. Пробивающие поверхность суда на подводных крыльях обычно являются «самовосстанавливающимися», что означает, что корабль будет оставаться устойчивым, даже если произойдет внезапная потеря скорости и подъемной силы, что приведет к своего рода «аварийной посадке». Напротив, полностью погруженные подводные лодки требуют постоянного внимания со стороны экипажа, обычно с помощью сложной компьютеризированной системы управления, для поддержания устойчивости.

    Кроме того, полностью погруженные суда на подводных крыльях часто имеют два набора двигательных установок, один для работы на корпусе и на крыльях, что может сделать их еще более сложными и трудоемкими в обслуживании. Обычно это включает пропеллеры или водометы в основании основного крыла в дополнение к традиционной силовой установке.

    Суда на подводных крыльях иногда могут иметь проблемы с работой в мелководных гаванях и прибрежных зонах в корпусном режиме. Конструкции часто включают механизмы для подъема крыльев из воды во время работы на корпусе, что еще больше увеличивает общую сложность. Даже с убирающимся крылом сбрасывание с воздуха производной CCA на подводных крыльях, на что способна лодка в ее нынешнем виде, вероятно, будет проблемой.

    USS Flagstaff с рапирами в походном положении, Национальный музей ВМС США

    В результате все это делает суда на подводных крыльях более дорогими. Связанные с этим затраты сделали строительство судов на подводных крыльях больше определенного размера в значительной степени непрактичным. Как было отмечено в случае с Plainview , даже более крупные военные образцы экспоненциально меньше, чем традиционные боевые корабли, как правило, размером с обычные канонерские и ракетные катера.

    Эти реалии повлияли на большую часть предыдущего опыта ВМФ с судами на подводных крыльях. Сервис оперативно отозвал Flagstaff и Tucumcari из Южного Вьетнама, потому что они были слишком сложны для обслуживания там.

    В 1972 году Tucumcari врезался в коралловый риф у побережья Пуэрто-Рико во время испытаний, оторвав основные крылья и ранив нескольких членов экипажа. Корабль так сильно застрял в рифе, что спасатели пытались освободить его, используя взрывчатку, чтобы разрушить коралл, но это только еще больше повредило корабль. ВМФ официально вычеркнул корабль из бокса в 1973 и продал его на металлолом.

    Корабль USS Tucumcari, выброшенный на коралловый риф у побережья Пуэрто-Рико в 1972 г., USN

    Flagstaff прослужил дольше, в том числе в аренде Береговой охраны США, но в 1978 г. отправился на свалку. Plainview в том же году постигла та же участь.

    Эти корабли действительно послужили ступенькой к планам ВМФ по созданию более сильных сил на подводных крыльях. В конце 1960-х годов она объединилась со своими партнерами по НАТО в Германии и Италии для разработки ракетного катера на подводных крыльях. Служба предусматривала бросок кораблей для поражения советских надводных кораблей в Северном и Балтийском морях противокорабельными ракетами «Гарпун».

    Компания Boeing получила окончательный контракт на разработку того, что стало моделью Pegasus класса . Эти корабли водоизмещением около 237 тонн, каждый из них имел 76-мм орудие и мог нести до восьми гарпунов. Вместо этого немецкие образцы должны были быть оснащены противокорабельной ракетой Exocet французской разработки.

    Но Германия и Италия в конце концов вышли из программы, а другие потенциальные партнеры, в том числе Великобритания и Канада, отказались присоединиться к усилиям. ВМС, которые планировали закупить целых 30 новых Pegasus — кораблей класса Boeing, в итоге закуплено всего шесть.

    Первый в своем классе USS Pegasus ., USN

    Pegasus и ее сестры вместо этого отправились в Ки-Уэст, где они в основном проводили свою службу в поисках наркоторговцев в Карибском море. Корабли, которые могли развивать максимальную скорость до 55 миль в час и иметь дальность полета не менее 750 миль, хорошо подходили для преследования скоростных катеров контрабандистов. В 1993 году ВМФ списал все шесть ракетных катеров на подводных крыльях, первый из которых вступил в строй в 1993 году. 77.

    Теперь, более чем два десятилетия спустя, производная Carderock Mk Mod 2 на подводных крыльях может быть признаком возрождения интереса к концепции судов на подводных крыльях в военно-морском флоте в целом.

    Все шесть ракетных катеров на подводных крыльях класса Pegasus плавают в строю перед их выводом из эксплуатации в 1993 году., USN

    Примечание автора: NSWC Carderock удалил оригинальное видео по неизвестным причинам, и теперь его копия находится на своем месте в этой истории. .

    Связаться с автором: [email protected]

    Судно на подводных крыльях класса Pegasus | Military Wiki

    Все шесть представителей класса Pegasus вооруженных судов на подводных крыльях.

    Pegasus класса подводных крыльев были серией быстроходных патрульных катеров, используемых ВМС США. Они находились на вооружении с 1977 по 1993 год. Эти суда на подводных крыльях носили обозначение «PHM», что означает «Патруль, Ракета на подводных крыльях». Суда проекта Pegasus проекта изначально предназначались для операций НАТО в Северном и Балтийском морях. Впоследствии участие других военно-морских сил НАТО, включая Германию и Италию, было прекращено, и ВМС США закупили шесть PHM, которые очень успешно проводили прибрежные операции, такие как пресечение наркотиков и прибрежное патрулирование в Карибском бассейне.

    Содержание

    • 1 История
    • 2 Список судов
    • 3 См. также
    • 4 Каталожные номера
    • 5 Внешние ссылки

    История

    В конце 1960-х годов НАТО разработала потребность в небольшом, быстроходном военном корабле для противодействия большому количеству ракетных катеров Варшавского договора, таких как ракетные катера класса «Комар» и «Оса», решив, что подводные крылья будут лучшим способом удовлетворить это требование. В 1970 году адмирал Элмо Зумвальт, новый командующий военно-морскими операциями (CNO), стремясь экономически эффективным образом увеличить количество надводных кораблей ВМФ, привлек Соединенные Штаты к программе НАТО по созданию корабля на подводных крыльях. ВМС США предложили проект PHM в качестве стандарта НАТО, причем эту программу возглавлял ВМС США, и в 1919 году был размещен заказ на два прототипа.72. [1] Итальянский Marina Militare и немецкий Bundesmarine подписали письма о намерениях участвовать в программе, а другие военно-морские силы НАТО, включая Королевский флот и вооруженные силы Канады, изучают проект. [2] ВМС США планировали закупить до 30 PHM, из которых 10 закупит Германия и четыре Италия. [2] [3] [4]

    После ухода Зумвальта на пенсию военно-морской флот решил направить большую часть денег на PHM в более крупные суда. Это задержало продолжающееся строительство Pegasus , а остальные корабли не были запущены. В конце концов Конгресс вынудил флот достроить корабли. Трудности в реализации проекта вынудили другие задействованные военно-морские силы прекратить свое участие.

    Корабли класса Pegasus были оснащены двумя дизельными двигателями Mercedes-Benz с двойным турбонаддувом мощностью 800 лошадиных сил (600 кВт), когда они находились на воде с использованием водометных струй, что давало им скорость 12 узлов. На крыльях корабли приводились в движение газовой турбиной General Electric LM2500 и очень большим водометом, обеспечивающим скорость более 48 узлов.

    Корабли Pegasus были хорошо вооружены для своих размеров, несли две четырехстоечные противокорабельные ракеты RGM-84 Harpoon и 76-мм орудие Oto Melara. Гарпуны, в частности, были способны топить гораздо более крупные корабли на расстоянии более 60 морских миль (110 км). Немецкая версия должна была нести MM38 Exocet.

    Так как Pegasus был построен за несколько лет до остальной части серии, есть некоторые небольшие отличия, такие как система управления огнем.

    Все шесть судов были построены компанией Боинг в Сиэтле на заводе Рентон в южной части озера Вашингтон. Они были размещены в NAS Key West.

    Впервые эта технология была применена на военном корабле USS Tucumcari (PGH-2), где она успешно работала во Вьетнаме, но в конечном итоге сел на мель у Пуэрто-Рико. Он был признан более совершенным, чем Grumman Flagstaff , который был построен в то же время по тем же требованиям. Основная технология, также используемая в паромах Boeing Jetfoil, использовала подводные летающие крылья с водометным двигателем.

    Корабли были выведены из эксплуатации, потому что они не были сочтены экономически эффективными для своей миссии на флоте, выполняющей преимущественно наступательные задачи, а не прибрежное патрулирование. USS Aries PHM-5 Hydrofoil Memorial, Inc. получила Aries для восстановления в качестве мемориала, расположенного на Гранд-Ривер в Брансуике, штат Миссури, на 39 ° 25’15 «N 93 ° 7’47» W  /  39,42083 ° N 93,12972 ° Вт / 39,42083; -93.12972. Все остальные PHM этого класса были списаны, за исключением Gemini , который был переоборудован в яхту.

    Список кораблей

    • Pegasus  (PHM-1) (9 июля 1977 г. – 30 июля 1993 г.), ранее Delphinus
    • Геркулес (PHM-2) (18 декабря 1982 г. — 30 июля 1993 г.)
    • Телец (PHM-3) (10 октября 1981 г. — 30 июля 1993 г.)
    • Aquila (PHM-4) (26 июня 1982 г. — 30 июля 1993 г.)
    • Овен (PHM-5) (18 сентября 1982 г. — 30 июля 1993 г.)
    • Близнецы  (PHM-6) (13, 19 ноября82–30 июля 1993 г.)

    См. также

    • Боинг на подводных крыльях
    • USS  High Point  (PCH-1)
    • Военный корабль США Флагстафф (PGH-1)
    • Военный корабль США Тукумкари (PGH-2)
    • USS Plainview (AGEH-1)
    • HMS Speedy (P296), противоминный корабль Jetfoil Королевского флота.

    Ссылки

    1. ↑ Дженкинс 2000, с. 1–2.
    2. 2,0 2,1 Макливи 1975, стр. 279–280.
    3. ↑ Дженкинс 2000, с. 2.
    4. ↑ Гардинер и Чамбли 1995, с. 625.
    • Гардинер, Роберт и Стивен Чамбли. Все боевые корабли Конвея 1947–1995 . Аннаполис, Мэриленд, США: Издательство военно-морского института, 1995. ISBN 1-55750-132-7.
    • Макливи, Рой. Поверхностные скиммеры Jane’s: суда на воздушной подушке и суда на подводных крыльях 1975–76 .