Содержание
Часть мозга продолжает жить после смерти: учёные обнаружили клетки-зомби
24 марта 2021
13:33
Ольга Мурая
Некоторые процессы в мозге не завершаются даже после его смерти.
Фото Pixabay.
Глиальные клетки продолжают расти после смерти мозга.
Фото Dr. Jeffrey Loeb/UIC.
Доктор Джеффри Лёб является директором Нейрорепозитория Иллинойсского университета.
Фото Jenny Fontaine/UIC.
Некоторые клетки в мозге продолжают функционировать даже после смерти человека. Учёные выяснили, что они увеличивают свою активность, будто бы пытаясь спасти то, что осталось от окружающих тканей.
Мы привыкли думать, что после смерти тела все системы в организме прекращают работу. Останавливается сердце, не двигаются лёгкие, кровь и кислород перестают поступать в органы… Однако некоторые клетки в мозге не просто продолжают выполнять свои функции после смерти организма: экспрессия (активность) их генов в мёртвых тканях заметно увеличивается.
Удивительное открытие сделали учёные из Иллинойсского университета в Чикаго. Во многом это случилось благодаря тому, что в университете есть свой биорепозиторий (хранилище) тканей человеческого мозга. Образцы поступают туда вскоре после смерти или операции по удалению тканей у человека с неким неврологическим заболеванием.
Это своего рода банк мозга, который позволяет учёным исследовать нервную систему людей с шизофренией, эпилепсией, болезнью Альцгеймера и многими другими заболеваниями и нарушениями.
Доктор Джеффри Лёб является директором Нейрорепозитория Иллинойсского университета.
Фото Jenny Fontaine/UIC.
Исследователи, изучившие образцы, заметили важные различия между «свежими» тканями, полученными сразу после операции, и теми, что провели в репозитории больше 12 часов. Учёные увидели, что в более старых образцах эскпрессия некоторых генов была выше, и решили изучить эту особенность поподробнее.
«Мы решили симулировать смерть этих тканей и проследить за экспрессией всех генов в них, начиная с 0 и до 24 часов после смерти. Для этого мы оставили большое количество недавно собранного материала при комнатной температуре, чтобы воссоздать этот посмертный интервал», – объясняет соавтор исследования доктор Джеффри Лёб (Jeffrey Loeb).
Большая часть генов в этих тканях никак не изменила свою работу за эти 24 часа. При этом гены, присутствующие в нейронах, начали быстро деградировать уже в первые часы после смерти. И, наконец, «гены-зомби» заметно увеличили свою активность в посмертный период. Учёные выяснили, что эти гены связаны с глиальными клетками, выполняющими защитную функцию в мозге.
Такую удивительную активность на самом деле легко объяснить. Глиальные клетки, или нейроглия, включаются в работу при травмах мозга или, к примеру, во время инсульта. Они «подчищают» мозг от омертвевших клеток, и несомненно смерть мозга или хирургическое вмешательство – это их «звёздный час».
Эксперимент показал, что нейроглия продолжает расти и протягивать свои «отростки» к окружающим её клеткам ещё много часов после смерти тканей. Однако через 24 часа активность глиальных клеток замирает, и они сливаются с окружающей их мёртвой тканью.
Глиальные клетки продолжают расти после смерти мозга.
Фото Dr. Jeffrey Loeb/UIC.
Что даёт это любопытное открытие в практическом плане? Как считают авторы работы, оно должно изменить подход к изучению нервной ткани человека. Ведь оказалось, что процессы жизнедеятельности в мозге не останавливаются после смерти: они изменяются и меняют саму ткань.
Однако теперь у учёных есть точная информация о том, как гены и клетки тканей мозга ведут себя в первые часы после смерти, что позволит точнее интерпретировать результаты посмертных исследований.
Новая работа американских учёных была опубликована в издании Scientific Reports.
Напомним, ранее Вести.Ru писали о том, что учёные смогли восстановить функции мозга после его смерти. Также мы сообщали о создании самого подробного перечня нейронов коры головного мозга.
наука
смерть/кончина
головной мозг
нейробиология
люди
новости
Ранее по теме
Как избавиться от навязчивой мелодии, застрявшей в голове?
В мозге людей с мигренью впервые замечены странные пустоты
Уровень владения языком можно определить по движению глаз
Всего один звук спасает людей от ночных кошмаров
Ток и свет: в России опробовали способ восстановления клеток мозга
Клетки мозга сыграли в популярную видеоигру прямо в пробирке
«Когда умирает мозг», ты отправляешься по «Шоссе в никуда»
Интернет — лавка диковинок. Здесь найдешь и сокровища, и мусор, и лес обезьяньих лапок, исполняющих желания. Специально к грайндхаусному сеансу номеров DARKER: октябрь — хорроры 80-х, ноябрь — хорроры 90-х, отыскался фильм «Мертвый мозг» (Brain Dead, 1990). Маленький шедевр, который соединил традиции кино сразу двух десятилетий и уже поэтому достоин отдельной статьи.
Бабочки в черепе
«Мертвый мозг» снял в 1989 году 27-летний режиссер из Чикаго Адам Саймон. Фильм вышел в январе 1990-го. И, несмотря на то, что множество деталей наследуют фильмам Брайана Юзны и Стюарта Гордона, он почти ни на что не похож. В первый момент интригует постер фильма. Будто портрет Роберта Инглунда на приеме у косметолога. Но, нажимая play, вы оказываетесь в лабиринте, узор которого повторяет извилины головного мозга.
Ученый Рекс Мартин (Билл Пулман) картографирует человеческий мозг. Его исследования находятся на передовом крае науки. Он чувствует, что близок к фундаментальному прорыву в понимании того, что такое личность. Однако никак не может его совершить. Лаборатория находится под угрозой расформирования, а бывший сокурсник (Билл Пэкстон), преуспевший в мире бизнеса, предлагает поменять науку на выгодный корпоративный контракт. Однако прежде просит о помощи: проникнуть в мозг бывшего коллеги, гениального математика, который сошел с ума в самый неподходящий момент — в чертогах разума осталась формула, которая озолотит его работодателей.
Пожалуй, любой из этих линий хватило бы на полноценный сюжет. Но Саймон набил фильм под завязку играми разума, раздвоением личности, черепно-мозговыми травмами, разрушительным либидо и подменой действительности как способом убежать от объективной реальности.
Кинодвойник появляется
Фильм основан на оригинальном сценарии Чарльза Бомонта, автора классических эпизодов «Сумеречной зоны», и фильме «Шоковый коридор» 1963 года (реж. Сэмюэл Фуллер) — детективной истории о журналисте, который притворился безумцем, чтобы расследовать убийство в психиатрической лечебнице. Но и без того сложно устроенную историю о многомерной психической реальности Саймон превращает в запутанный макабр о расслоении личности вследствие психотравмы. Впрочем, и здесь найдется место для детектива, триллера, кровавого хоррора и вирда о доппельгангерах.
Просматривая «Мертвый мозг» сцену за сценой, испытываешь почти болезненное узнавание. В 1990 году не вышло ни одного похожего фильма. Потому что кое-что очень похожее… вышло в 1997 году! «Шоссе в никуда» Дэвида Линча также рассказывает кровавую детективную драму о том, как человек отрицает реальность из-за экстремального опыта.
Впрочем, чтобы не быть голословными, рассмотрим несколько слайдов. Позвольте и нам примерить лабораторный халат.
Начиная с визуальной эстетики и заканчивая темами, которыми оперируют оба фильма, между «Мертвый мозг» и «Шоссе в никуда» совпадений так много, что теория вероятностей танцует джигу. Ах да, главные роли в обоих фильмах исполнил Билл Пулман. Но это даже не все странности, которые, как это бывает с настоящим искусством, перетекли в реальность. Однако об этом позже.
В чем же отличия? Их, конечно же, много. И в первую очередь в техническом плане: другое качество съемки, монтажа, цветокоррекции и скорости подачи информации. «Шоссе в никуда» гораздо ближе к современному кинематографу в концептуальном и техническом плане, чем «Мертвый мозг». Фильм 1990 года, действительно, смотрится диковинкой из антикварной лавки. По самим цветам и тому, как актеры ведут себя в кадре, вы наверняка отнесете его к 1980-м.
Наверное, в этом и заключается особая прелесть совместного просмотра этих фильмов. Они как братья, которых разделяет поколение. Но, как бы ни пытались они отличаться внешне, «целлулоид не водица», если перефразировать поговорку.
Апофения на марше
Апофения (от др.-греч. ἀποφαίνω «высказываю суждение, делаю явным») — способность видеть взаимосвязь в случайных или бессмысленных данных. В крайнем проявлении может сопутствовать шизофрении. Тогда, подобно математику Джону Нэшу, мы разгадаем шпионский шифр на передовице ежедневной газеты. В более здоровом состоянии ума станем сторонниками теории заговоров. Например, что птицы — дроны правительства. Или же начнем выискивать очевидные связи между двумя фильмами.
Чтобы не скатиться в разоблачения и сэкономить на пробковой доске, на которую так удобно прикреплять доказательства и протягивать красную нить, мы попросили самого Адама Саймона объясниться.
Саймон говорит
Что вы думаете обо всех этих совпадениях?
Они связаны с самой сутью историй, которые мы рассказали. Историй, в которых сон как реальность, а реальность как сон. И ставят под сомнение онтологическую природу реальности. В литературе, философии и духовных трудах всех цивилизаций существует долгая традиция подобных сказаний. Кроме прочего, я подозреваю, что на нас с Линчем повлияла параноидальная американская культура середины ХХ века: от Филипа К. Дика до «Сумеречной зоны».
Но кроме них есть и другой тип историй. Связанных не столько с реальностью и сном, но с жизнью и смертью. Истории, которые рассказывают о моменте умирания. Самый известный пример из американской литературы «Случай на мосту через Совиный ручей» Амброза Бирса, естественно.
Эта традиция столь глубоко простирается в прошлое и так укоренилась в настоящем, что вы могли бы составить триаду фильмов: «Мертвый мозг», «Шоссе в никуда» и «Лестница Иакова». Как и в случае с «Шоссе», с «Лестницей», у «Мозга» есть свои будоражащие случайные и неслучайные связи.
Я утвердил Тима Роббинса на главную роль в «Мертвый мозг». Но освободил, чтобы он смог сыграть в «Лестнице Иакова». Я знаю, что продюсеры читали мой сценарий. А я читал блестящий сценарий «Лестницы Иакова»! И знаете, «Лестница» вышла со сценами, которых не было в сценарии, но которые воспроизводят сцены из сценария «Мозга». Увы, у меня не было средств, чтобы их снять.
Все три фильма заходят на территорию того, что тибетцы называют Бардо — путешествие души из мира живых в мир мертвых. Похожие представления существуют и в других религиях: у египтян, иудеев, в гностицизме и т. д.
Может быть, мистер Линч смотрел ваш фильм?
Про это мне не известно. Но Пулман мог обсуждать с ним. Однако, пожалуйста, не ошибайтесь: Линч гораздо сильнее повлиял на меня, чем я мог бы на него. Он гений. Я же был молодым подмастерьем.
Что вас вдохновило снять такие странноватые фильмы, как «Мертвый мозг» и «Эксперимент «Карнозавр»» (1993)?
В первую очередь, дань уважения Чарльзу Бомонту (скончался 21 февраля 1967. — Прим.), автору оригинального сценария и многих классических фантастических рассказов, а также эпизодов культового телесериала «Сумеречная зона». А ведь он еще и написал сценарии к классическим фильмам Роджера Кормана. Я хотел оправдать его ожидания!
Кроме того, я вырос на галлюцинаторном бульварном чтиве и фильмах. От Лавкрафта до Вулрича с Диком. Я влюбился в странные нуары, хорроры и жанровый кинематограф. Хотел почтить Сэма Фуллера, Эдгара Ульмера и Вэла Льютона. При сотрудничестве с Роджером Корманом главной целью было воспользоваться небольшим бюджетом и независимостью, которую он давал нам, чтобы экспериментировать, получать удовольствие и делать сумасшедшие и необычные вещи, которые нельзя представить в «нормальном» голливудском фильме.
Идея об Авторе как уникальном, гениальном и романтическом творце родилась из фундаментального непонимания того, чем заняты художники и рассказчики. Сюжеты и образы живут снаружи. Они не приходят откуда-то из глубины. Скорее из Великого разговора между всеми рассказанными прежде историями. Все мы плаваем в океане историй. Поэтому иногда между произведениями образуются нечаянные связи.
Мы рассказываем сказки. И каждый рассказ отличается от другого. Но сказки жили до нас и будут жить после. Романтично настроенные критики ХХ века слишком сконцентрировались на идеале художника-индивидуалиста. И меньше думают об общих традициях, которыми мы все пользуемся. Тем не менее Дэвид Линч — один из немногих гениев-одиночек.
Кинодвойник удаляется
Британский писатель и критик Ким Ньюман, хорошо знакомый нашим читателям по антологиям хоррора и авторскому циклу о Дракуле, сделал Саймона персонажем своей книги. Режиссер-недотепа из «Джонни Алукард» противостоит студийному боссу, которого заслуженно за глаза называют монстром. Ньюман же придумал и «игру» «Найди Саймона» (The game of Simon-spotting) — появление в фильмах комичного персонажа-режиссера с узнаваемыми чертами и характерным блеском в глазах.
Настоящее искусство — настоящая магия. Ньюман уверен, что Адам Кешер из «Малхолланд Драйв» — старый добрый Саймон. Мы же уверены, что нечаянные связи между всеми этими фильмами — старая добрая магия.
Тоска по утраченному
Демон ностальгии пожрал наши души. Кажется, что последние годы популярная культура не способна породить ничего оригинального, волнующего и вдохновляющего. Череда ремейков, ребутов и переосмыслений вызывает сожаление по утраченной творческой свободе. Слишком легко все списать на просто ворчание — раньше было лучше. Естественно, в воспоминаниях цвета ярче. Но от неприятной правды не отвернуться.
Господин Саймон последний раз сидел в режиссерском кресле 20 лет назад. Снял документальный фильм «Американский кошмар» о творчестве Джорджа Ромеро, Джона Карпентера, Тоуба Хупера и Уэса Крэйвена. Критики в целом приняли его благосклонно, хотя и почувствовали, что над ними как-то подшутили. Как-то странно и непонятно. А в глазах режиссера блеснули знакомые искорки.
Последние годы Саймон успешно выступает в качестве продюсера и сценариста. Он запустил телесериал «Салем» и совсем недавно выпустил с Брэнноном Брагой адаптацию «Книг крови» Клайва Баркера. Увы, фильм получился отнюдь не кормановским, когда можно «получать удовольствие и делать сумасшедшие вещи, которые нельзя представить в «нормальном» голливудском фильме».
* * *
Сьюзен Зонтаг в знаменитом эссе «Против интерпретации» написала: «Функция критики — показать, что делает произведение таким, каково оно есть, а не объяснить, что оно значит». Легко поддаться искушению объяснить символизм занавесей в Черном вигваме. Как и «пришпилить» острой метафорой бабочек, вылетающих из черепной коробки Билла Пулмана после аутотрепанации. Бабочки на кровоточащей крышке черепа — это просто красиво.
Смерть мозга — NHS
Смерть мозга (также известная как смерть ствола мозга) — это когда у человека, находящегося на аппарате искусственного жизнеобеспечения, больше нет никаких функций мозга. Это означает, что они не придут в сознание и не смогут дышать без поддержки.
Человек со смертью мозга юридически признается мертвым. У них нет шансов на выздоровление, потому что их организм не в состоянии выжить без искусственного жизнеобеспечения.
Смерть мозга — законная смерть
Если у кого-то умер мозг, повреждение необратимо и, согласно законам Великобритании, человек умер.
Если вам говорят, что у кого-то смерть мозга, это может сбить с толку, потому что его аппарат жизнеобеспечения будет поддерживать его сердцебиение, а его грудная клетка будет подниматься и опускаться при каждом вдохе от аппарата ИВЛ.
Но они больше никогда не придут в сознание и не начнут дышать самостоятельно. Они уже умерли.
Ствол головного мозга
Ствол головного мозга — это нижняя часть головного мозга, соединенная со спинным мозгом (частью центральной нервной системы в позвоночнике).
Ствол головного мозга отвечает за регулирование большинства автоматических функций организма, необходимых для жизни.
К ним относятся:
- дыхание
- сердцебиение
- артериальное давление
- глотание
функции, такие как сознание, осознание и движение.
После смерти мозга человек не может оставаться в сознании.
Причины смерти мозга
Смерть мозга может произойти, когда прекращается поступление крови или кислорода в мозг.
Это может быть вызвано:
- остановкой сердца – когда сердце перестает биться и мозг испытывает недостаток кислорода
- сердечный приступ – когда кровоснабжение сердца внезапно блокируется
- инсульт – когда кровь подача к мозгу заблокирована или прервана
- сгусток крови — закупорка кровеносного сосуда, которая нарушает или блокирует кровоток вокруг тела
Смерть мозга также может быть вызвана: например энцефалит
Смерть мозга отличается от вегетативного состояния
выйти из вегетативного состояния, но смерть мозга необратима.
Кто-то в вегетативном состоянии все еще имеет функционирующий ствол мозга, что означает:
- может существовать некоторая форма сознания
- обычно возможно дыхание без посторонней помощи
- шанс на выздоровление незначителен, поскольку основные функции ствола мозга могут оставаться незатронутыми
Кто-то в вегетативном состоянии бодрствует, но не проявляет никаких признаков сознания. Например, они могут открывать глаза, но не реагировать на окружающую обстановку.
В редких случаях человек в вегетативном состоянии может проявлять некоторую реакцию, которую можно обнаружить с помощью сканирования мозга, но не может взаимодействовать с окружающей средой.
Тесты для подтверждения смерти мозга
Хотя и редко, но некоторые вещи могут создать впечатление, что у кого-то умер мозг.
К ним относятся передозировки лекарств (особенно барбитуратов) и тяжелая гипотермия.
Проводится ряд тестов для проверки смерти мозга, например, свет фонариком в оба глаза, чтобы увидеть, реагируют ли они на свет.
Узнайте больше о диагностике смерти мозга
Донорство органов
После смерти мозга органы человека могут быть использованы для трансплантации, что часто может спасти жизнь другим людям.
В тех случаях, когда умерший человек не ясно выразил свое желание, принятие решения о пожертвовании своих органов может быть трудным решением для партнеров и родственников.
Персонал больницы знает об этих трудностях и постарается решить проблему деликатно и вдумчиво.
Узнайте больше о донорстве органов в NHS Blood and Transplant
Последняя проверка страницы: 08 сентября 2022 г.
Следующая проверка должна быть завершена: 08 сентября 2025 г.
Повторение жизни: что происходит в нашем мозгу, когда мы умираем? — Новости науки и исследований
Автор: Мариам Кларк, научный обозреватель во время сновидений, воспоминаний и медитации. Теперь исследование, опубликованное в Frontiers, дает новое представление о возможной организационной роли мозга во время смерти и предлагает объяснение ярких воспоминаний о жизни в предсмертных переживаниях.
Представьте, что вы заново проживаете всю свою жизнь за считанные секунды. Подобно вспышке молнии, вы находитесь вне своего тела, наблюдая памятные моменты, которые вы пережили. Этот процесс, известный как «воспоминание о жизни», может быть похож на предсмертный опыт. Что происходит внутри вашего мозга во время этих переживаний и после смерти — вот вопросы, которые веками ставили в тупик нейробиологов. Тем не менее, новое исследование, опубликованное в Frontiers in Aging Neuroscience , предполагает, что ваш мозг может оставаться активным и скоординированным во время и даже после перехода к смерти и быть запрограммированным на организацию всего испытания.
Когда у 87-летнего пациента развилась эпилепсия, д-р Рауль Висенте из Тартуского университета, Эстония, и его коллеги использовали непрерывную электроэнцефалографию (ЭЭГ) для выявления приступов и лечения пациента. Во время этих записей у пациента случился сердечный приступ, и он скончался. Это неожиданное событие позволило ученым впервые зафиксировать активность умирающего человеческого мозга.
► Читать оригинал статьи
► Скачать оригинал статьи (pdf)
Полученные данные бросают вызов нашему пониманию того, когда именно заканчивается жизнь. — сказал д-р Аджмал Земмар, нейрохирург из Университета Луисвилля, США, который организовал исследование.
«Непосредственно перед и после того, как сердце перестало работать, мы наблюдали изменения в определенном диапазоне нейронных колебаний, так называемых гамма-колебаниях, а также в других, таких как дельта-, тета-, альфа- и бета-колебания».
Мозговые колебания (более известные как «мозговые волны») представляют собой паттерны ритмической мозговой активности, обычно присутствующие в мозгу живого человека. Различные типы колебаний, в том числе гамма, участвуют в высококогнитивных функциях, таких как концентрация, сновидение, медитация, поиск в памяти, обработка информации и сознательное восприятие, точно так же, как и те, которые связаны с воспоминаниями.
«Посредством генерации колебаний, связанных с поиском памяти, мозг может воспроизводить последние воспоминания о важных жизненных событиях непосредственно перед смертью, подобных тем, о которых сообщают в околосмертных переживаниях», — предположил Земмар. «Эти результаты бросают вызов нашему пониманию того, когда именно заканчивается жизнь, и вызывают важные последующие вопросы, например, связанные со сроками донорства органов».
Источник надежды
Хотя это исследование является первым в своем роде исследованием, в котором измеряется активность мозга живых людей в процессе умирания, подобные изменения в гамма-колебаниях ранее наблюдались у крыс, содержащихся в контролируемых условиях. Это означает, что, возможно, во время смерти мозг организует и выполняет биологический ответ, который сохраняется у разных видов.