Кому не нашлось работы на земле: Вопросы-шутки | Методическая разработка (4 класс):

Содержание

«Выбор богов» за 10 минут. Краткое содержание романа Саймака

Основные события романа разворачиваются на Американском континенте в восьмом тысячелетии нашей эры. На Земле обитают немногочисленные племена индейцев, несколько тысяч роботов, созданных ещё в начале третьего тысячелетия, и двое пожилых людей — Джейсон Уитни и его жена Марта. Все они пережили в 2135 г. ничем не объяснимое явление, заключавшееся в мгновенном исчезновении с лица Земли подавляющего числа её обитателей. С того самого момента процесс старения людей практически остановился. Ориентировочная продолжительность их жизни увеличилась до восьми тысяч лет, причём теперь они никогда не болеют. В момент исчезновения людей на Земле осталось шестьдесят семь человек белой расы: те, что были приглашены на совершеннолетие двух близнецов, Джона и Джейсона Уитни, в большой сельский дом; индейцев с озера Лич осталось, вероятно, не менее трёх сотен. Временами до живущих в доме доносились слухи об уцелевших где-то ещё горстках людей, однако их поиски оканчивались безрезультатно. Все роботы, которые к тому времени были созданы, в основном для выполнения домашней и тяжёлой физической работы, тоже остались на планете. С течением лет некоторые поселились в Доме, вместе с людьми, а те, кому не нашлось работы, ушли, но временами возвращались обратно. Они хотели было служить индейцам, но те наотрез отказались. Техникой, оставшейся от людей, обитатели Дома пользоваться не могли, и со временем она пришла в негодность. Поэтому они перешли к простой сельской жизни, основные тяготы которой легли на плечи исполнительных роботов. Единственное, что они успели сделать, пока ещё машины были в исправности, так это совершить дальние поездки, чтобы собрать всеобъемлющую библиотеку и хотя бы некоторые произведения искусства.

Реклама:

Через некоторое время после этого к хозяину Дома, деду Джейсона и Джона Уитни, пришли четыре робота: Езекия, Никомедус, Ионафан и Авен-Езер. Они попросили у него разрешения поселиться в монастыре, расположенном неподалёку, и посвятить все своё время изучению христианства, на что Уитни и дал им своё согласие.

Через несколько веков у людей, живущих в Доме, стали проявляться фантастические парапсихологические способности. Они обнаруживали, что в мгновение ока могут телепортироваться в любую часть галактики. В скором времени почти все они совершили хотя бы по одному путешествию к звёздам, на другие планеты. Никогда не путешествовали лишь Джейсон Уитни со своей женой Мартой да его дед, который почти все годы (за исключением первых пятидесяти) после исчезновения людей аккуратно вёл журнал, внося в него записи жизни его семьи и знакомых. К тому времени, как умер дед Джейсона, сам Джейсон остался в Доме вдвоём с женой. Остальные же иногда наведывались к ним в гости, но в основном жили на других планетах. Так, в 6135 г. их знакомый Роберт принёс с собой с какой-то планеты ростки «музыкальных деревьев». Потом деревья разрослись в настоящую рощу и каждый вечер давали музыкальные концерты.

Реклама:

Марта, обладающая более выраженными, чем у мужа, телепатическими способностями, ежедневно сплетничает со знакомыми, теперь живущими на разных планетах, и всегда делится с Джейсоном ворохом новостей. Джейсон продолжает вести журнал, начатый его дедом. В тот день, с которого начинаются события романа, к хозяину Дома приходит его старинный друг, индеец Красное Облако. Его племя неделю назад вернулось после шести лет кочевья по дальним районам континента. Индеец сообщает Джейсону, что один человек из его племени обнаружил в лесу инопланетянина, и просит друга пойти в лес и поговорить с пришельцем, поскольку индейцы не умеют общаться телепатически. Кроме того, он просит у Джейсона позволения для своей далёкой праправнучки, девятнадцатилетней красавицы по имени Вечерняя Звезда, читать книги, хранящиеся в Доме, поскольку она обладает такой жаждой знаний, какой ни у кого из своего народа он прежде не видывал. Джейсон охотно соглашается и приглашает Вечернюю Звезду пожить у них с Мартой.

Вечерняя Звезда обладает необычной для индейцев способностью разговаривать с деревьями и в особенности со старым белым дубом. В то самое утро, когда Красное Облако беседует о ней со своим другом, девушка идёт к дубу, чтобы с ним пообщаться. Дуб благословляет её, подняв свои ветви, словно огромные руки, над ee головой. После беседы с Дубом, девушка возвращается домой, но по дороге встречает незнакомого белого человека в одной лишь набедренной повязке, с луком и стрелами за спиной, биноклем и ожерельем из медвежьих когтей на шее. Он видел её около Дуба и чувствовал, что она с деревом разговаривает и оно ей отвечает. В последнее время, сообщает он ей, с ним происходит что-то странное. Он теперь может убивать медведей без стрел, одним лишь усилием воли, чувствовать боль находящихся рядом существ и устранять её. Зовут этого молодого человека Дэвид Хант. Он пришёл с Запада в надежде найти большой Дом, о котором столько слышал. Народ же его почти весь уплыл по морю, в страхе скрываясь от Чёрного Ходуна — привидения, которое стало являться его народу и пугать его ещё со времён Исчезновения Людей. Он был единственным, кто решил не поддаваться их безумию и не плыть по воде.

Реклама:

После встречи с Красным Облаком Джейсон отправляется в лес, чтобы увидеть пришельца. Тот похож на клубок червей, все время находящихся в движении. Он прибыл на Землю, услышав от одного из путешествующих среди звёзд о том, что у людей, насколько он понял, существует душа. Он хочет подробнее узнать о том, что она из себя представляет и возможно ли её приобрести. Джейсон обещает проконсультироваться по этому вопросу с Эзекией, а пришелец остаётся ждать его в лесу.

Вернувшись домой, Джейсон узнает, что вернулся его брат Джон, покинувший их одним из первых и до сих пор не возвращавшийся. Джон рассказывает о том, что он путешествовал дальше всех и проник почти в центр галактики. Ему трудно рассказывать о том, с чем он там соприкоснулся, поскольку в языке людей просто нет слов для обозначения этого понятия. Условно он называет то, что он почувствовал, Принципом. Он подобрался к нему так близко, как только мог выдержать его мозг, ибо от Принципа веет злом, но на самом деле это не зло, а нечеловеческое безразличие. У него нет ни единого чувства, ни единого побуждения или цели, нет мыслительного процесса, который мог бы быть приравнен к деятельности человеческого мозга. В сравнении с ним паук является кровным братом человека, и его разум находится на одном уровне с человеческим. Однако этот Принцип знает все, что только можно знать, и знание это леденяще верно. Оно выражается в столь запутанной терминологии, что люди никогда не смогли бы даже приблизительно понять самый простейший из терминов. Джон называет это знание нечеловеческим, ибо способность никогда не ошибаться, быть всегда совершенно правым и делает его таковым.

Реклама:

На обратном пути к Земле Джон случайно попал на одну из тех планет, куда была пять тысяч лет назад перенесена вся человеческая раса. Джон смог узнать, что всего таких планет три, они находятся недалеко друг от друга и между ними налажено регулярное сообщение. За пять тысячелетий люди сумели добиться небывалого развития техники. Не так давно они смогли определить и местонахождение Земли, своей утерянной родины, и год назад выслали туда разведывательный корабль. В ближайшие дни он должен достичь своей цели. Джейсона беспокоит будущее индейских племён, которые, как и много тысячелетий назад, могут быть загнаны в резервации. Его волнует также, что станет с роботами, как отнесутся к ним Люди и как воспримут возвращение Людей сами роботы.

Тысячи роботов, не занятые в обслуживании Джейсона и Марты, уже несколько веков возводят некое сооружение, о предназначении которого людям неизвестно. На следующий день после разговора с Джоном Джейсон, Красный Огонь и несколько индейцев плывут по реке до этого сооружения. Встретивший их робот, Стэнли, показывает им творение роботов, которое они называют Проектом. Это огромный биолого-механический компьютер или, точнее, робот размером с многоэтажное здание, который принимает команды откуда-то из центра галактики и руководит деятельностью создавших его роботов. По мнению Стэнли, большинство его собратьев уже не захотят прислуживать людям, поскольку научились служить себе. Джейсон понимает необходимость развития их сообщества по ими самими избранному пути, и поэтому, когда прилетает разведывательная экспедиция, посланная с космического корабля Людей, он пытается убедить в правильности своей точки зрения прилетевших в модуле Гаррисона и Рэйнолдса. Те желают, чтобы Джейсон и Марта научили их телепортации, однако Джейсон убеждает их в том, что эта способность не может стать достоянием технологической цивилизации, ей невозможно обучить. Если Люди откажутся от своей техники, то, возможно, через пару тысяч лет эта способность у них и откроется. В дополнение к доводам Джейсона Стэнли приносит экспедиции приказ, полученный Проектом от Принципа и гласящий, что Земля является частью эксперимента и вмешательство в ход её развития запрещено. Вновь прибывшим приходится подчиниться.

В тот же день Дэвид Хант, встретив в лесу червеобразного пришельца и услышав его немой крик боли, воспользовавшись своими недавно обнаруженными способностями, излечивает его. А Вечерняя Звезда в тот же миг впервые ощущает в себе всеобщие знания обо всем, что происходит в Мире.

Завидев возле модуля Чёрного Ходуна, Дэвид находит в себе мужество не бежать от него и силой воли заставляет его исчезнуть, подобно тому как убивал одним взглядом медведей.

Реклама:

По мнению Джейсона, Дэвид дал инопланетянину душу, ибо душа, на его взгляд, — это не что иное, как состояние ума. Эзекия же, глубоко озабоченный, рассуждает над словами Джейсона и гонит от себя прочь мысли об инопланетянине и его душе. Он сам всегда считал гордыней и святотатством даже вероятность того, что и в нем может когда-нибудь зародиться душа. Он никогда не допустит и мысли о том, что Принцип может быть тем самым Богом, который всегда виделся ему в облике доброго старого джентльмена с длинной седой бородой.

Пересказала Е. В. Сёмина.
Источник: Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры. Зарубежная литература XX века / Ред. и сост. В. И. Новиков. — М. : Олимп : ACT, 1997.

Отмена крепостного права

19 февраля (3 марта по новому стилю) 1861 года, днем теплым, русская история разделилась на «до» и «после»: государь и император Всероссийский Александр II, царь Польский, великий князь Финляндский, высочайшим манифестом даровал свободу крестьянству своей необъятной державы. Решение, давшееся с трудом, вызревало пять десятилетий — со времени победы над Наполеоном. Его последствия едва умещаются в одной фразе: освобождение миллионов людей от личной зависимости, ослабление существовавших веками сословных перегородок, быстрый демографический рост, перенаселение, кризис на селе, ожесточение крестьян, подъем революционного движения, появление народничества, «охота» на царя и выстрелы в него, контрреформы, переезды, переделы, мятежи, амнистии, тайные общества и бурный экономический рост, складывание основ правового государства, дарование гражданских прав, дыхание революции… Шансы загубленные и шансы использованные. Новая эра никогда не виданного в истории России культурного разнообразия — но одновременно накала страстей, политических поворотов, взаимных обвинений, противоречий и споров, цензуры и ответной, не менее односторонней пропаганды правых и левых. Все они исказили наше представление об освобождении от крепостного права. Оценивать его стали не по достоинству, а узко, в зависимости от политических убеждений, заполнив прошлое мифами и легендами.

Первый пункт расхождений: прежде чем отменить крепостное право, его нужно ввести. Или нет? Может быть, русские не были свободными никогда?

Были — и с этого стоит начать историю крепостного права. В хронологической линии русской истории крепостная эпоха занимает два с половиной столетия, начинаясь в конце XVI века и завершаясь в 1861 году. При въедливом подходе ее можно еще более сократить, взяв за отправную точку 1649 год, когда по Соборному уложению царя Алексея Михайловича крепостная неволя впервые приобретает твердо оговоренный юридический статус. К этому времени крепостными было и большинство европейцев, но их путь в несвободу начался раньше и быстрее подошел к концу. 

Двум столетиям крепостной неволи предшествовали века свободной и полусвободной деревни, населенной крестьянами-общинниками и смердами. Вопреки неблагозвучию, это слово означало вольного человека, состоявшего в особой, до конца не проясненной в источниках, связи с князем. Если смерд умирал без наследников, его имущество забирал князь. Если умирал общинник, оно доставалось свободной общине.

Не знавшая неволи деревня соседствовала в Древней Руси с зажиточной вотчиной. Ее знатные владельцы селили у себя холопов — сельских рабов, захваченных в ходе войн. Смерд тоже мог стать холопом, если совершил убийство, либо за долги.

Свободная деревня и вотчина соседствовали, но не сливались. А когда, около XIV века, этот процесс все же начался, то шел медленно, зато подстегнуть его могли войны. Победители объявляли себя собственниками всей земли, занятой крестьянами, — не покушаясь при этом на их волю. Крестьян облагали налогами за пользование пашней — натуральным в форме оброка и трудовым, известным как барщина. Свобода постепенно подходила к концу.

Объединение России в XV веке сопровождалось превращением в арендаторов подавляющего большинства российских крестьян. Не существовавшие ранее правовые отношения связывали их отныне с владельцами поместий. Этим словом обозначались наделы земли, которые московские великие князья нарезали на присоединенных территориях своим воинам. Первых помещиков легко переводили с одного поместья в другое, не закрепляя те в собственности и не превращая никого в сельских хозяев. По сути дела, государство не нашло способа расплатиться с воинами за ратный труд и возложило эту обязанность на крестьян. О личной зависимости от барина при этом речи не шло.

Никто так не виноват перед крестьянами, как самые богатые из помещиков, владельцы крепостных театров, гаремов из крестьянок — и тысяч душ. Эти, конечно, и закрепостили всех?

Реальность гораздо сложнее. Владельцы вотчин и так располагали принудительным — холопским трудом, а кроме того, не были стеснены в деньгах. Проживание под их покровительством в полусвободной деревне сулило более обеспеченную и безопасную жизнь. В XVI веке вотчинники становятся соперниками и конкурентами помещиков: собранные специально команды перемещались по Руси, переманивая свободных крестьян у беднейшего дворянства и уговаривая переезжать в благоустроенные владения богачей. Способов помешать этому у небогатых помещиков не находилось.

Неустойчивое природное равновесие в старой России сменялось неурожаями и голодом. В такие годы крестьяне особенно часто уходили к богатым землевладельцам — обрабатывать их угодья. Помещики, отдававшие силы войсковой службе, по возвращении домой обнаруживали себя на грани разорения. В конце столетия они смогли убедить московских царей прикрепить крестьян к земле, запретив любые переходы, всеми силами указывая на последствия промедления: разорение большинства воинов-дворян и подрыв всей войсковой системы, основанной на наследственной службе и воспитании профессионального воина с детства.

Что в этом было от правды? Во всяком случае примеры социальной деградации дворян в старой России были налицо. Часть из них, чтобы прокормить себя, вынуждена была возвратиться к землепашеству. Таких стали называть однодворцами. Эти несостоявшиеся дворяне пополнили число государственных крестьян. Другие дворяне сумели защититься от разорения — их оборона приняла форму крепостного права.

Иван Грозный виновен в гибели нескольких тысяч своих подданных. И крепостное право тоже он ввел?

Так могли думать в XIX веке, когда к Ивану уже относились скверно, а многие исторические подробности еще не были известны. Действительность гораздо запутаннее: указа о введении крепостного права в распоряжении историков до сих пор нет. Злополучный документ мог погибнуть в пожарах XVII века или никогда не увидеть свет. Допустимо предположение, что закрепощение произошло в стыдливой манере — через серию дополнявших друг друга указов. Судя по сохранившимся документам, Иван IV не был  причастен к большинству из них. Распоряжения о сыске беглых относятся к 90-м годам XVI века, когда московский трон занимал сын Ивана Федор I, пользовавшийся советами своего шурина и будущего преемника — Бориса Годунова. Царя-закрепостителя нужно искать среди этих двоих. 

Так или иначе, но закрепостили всех?

По крайней мере, следует уточнить, что подразумевать под этим словом. В старой России крепостные крестьяне делились на государственных и частных. К помещикам, или частным владельцам, в неволю попала только половина крестьян. Вторая находилась в собственности государства. Помимо него, в роли земле- и душевладельцев выступали монастыри православной церкви.

На протяжении веков русской истории соотношение между государственными, монастырскими и частновладельческими крестьянами претерпевало изменения. В начале XIX века доля частных крестьян колебалась между 45 и 50% от проживавших в империи, а затем еще более пошла на спад. Согласно последней переписи населения, перед реформой в зависимости от барина находилось только 34% населения империи. Государственных крестьян, имевших дело с наемными управителями, но не с хозяевами, насчитывалось больше — около 37%

Огромные территории Сибири и Дальнего Востока никогда не знали крепостного права, и это не исключение. До конца XVIII века его не было де-юре и на Украине.

Юридическая зависимость от барина была особенно тягостна для тех частновладельческих крестьян, кто вынужден был проводить часть своего времени обрабатывая его пашню, а в остальное время всегда находился у хозяина под рукой. Этих крестьян называли барщинными. Такое соседство открывало возможности для самых тяжелых злоупотреблений.

Другие, переведенные на оброк, могли не встречать своего господина продолжительное время. Оброк в Российской империи сводился к постоянной финансовой выплате, тяжесть которой один человек нес в пользу другого. Как оброчный крестьянин зарабатывал деньги, помещик оставлял на его усмотрение. Этот налог можно сопоставить с отчислениями по ипотеке или алиментам. Оставаясь крепостными, крестьяне разбредались из деревень — устраивались на подсобные работы в городе с целью заработать денег для помещика и заплатить ему.

На Русском Севере отходников насчитывалось около четверти. Остальные оброчные крепостные при желании тоже могли уйти на заработки — не встретив особенных препятствий. Хотя у этих крестьян и имелся владелец, но они не были так уж обязаны постоянно иметь дело с ним.

Настоящим бедствием крепостное право было для барщинных крестьян, долю которых определяют в 12–15% населения Российской империи. Эти землепашцы не только вынуждены были находиться в селах неотлучно, но и в силу этого целиком зависели в своей повседневности от помещиков. Страдания именно этих крепостных легли в основу крестьянских песен о неволе, горечь которых подпитывали личные унижения, не исключая причиненных по личной жестокости, сексуальной невоздержанности или даже ради развлечения. Страх крестьян перед своим господином усиливала опасность быть отправленными в Сибирь до конца своих дней — этим дисциплинирующим правом сельского хозяина наделяли законы империи.

Но более типичны для старой России были не лобовые столкновения, затрагивавшие человеческое достоинство, а конфликты между барином-доброхотом и крестьянским миром по вопросу об использовании земли. На попытки вмешаться в свой труд, навязав новые формы земледелия, в том числе полезные (например, возделывание картофеля), крестьяне отвечали вспышками коллективной ярости. Отношения между барином и крестьянами не сводились к примитивной эксплуатации, но часто принимали усложненную форму взаимонепонимания сторон, усугубленного разницей в образовательном уровне, ценностях и образе жизни.


Крепостное право и рабство — это одно и то же?

История обвинений в рабовладении, выдвигавшихся против крепостников, восходит к случаю в библиотеке Лейпцигского университета, где впечатлительному студенту из России Александру Радищеву попало на глаза сочинение Гийома Рейналя «Философическая и политическая история европейских поселений и коммерции в Индиях», содержащее описание рабовладения на островах Карибского моря. Сходство между положением афрокарибских невольников и русских крепостных показалось Радищеву настолько разительным, что он сделал все от него зависевшее, чтобы донести эту параллель до российской общественности. Итог усилий Радищева — сочинение «Путешествие из Петербурга в Москву» чудом прошло цензуру. Последовал конфликт с властями Российской империи и пожизненная ссылка, завершившаяся через несколько лет помилованием при Павле I.

Радищеву возражали многие. Ценивший полемиста Пушкин посвятил опровержению его представлений зеркальное «Путешествие из Москвы в Петербург». Разница между крепостным правом и рабовладением, по мнению Пушкина и его единомышленников, сводилась к трем обстоятельствам — двум бытовым и одному юридическому.  

В повседневной жизни, в отличие от невольников, крестьяне жили в собственных домах, полностью отдельно от хозяина, располагали имуществом, пусть юридических прав на него и не имели. В этом отношении разница с плантационными рабами, содержавшимися в бараках, бросалась в глаза. Различие шло дальше этого. Крестьяне трудились самостоятельно без надсмотрщиков и противились вмешательству барина в свой аграрный цикл. Это не имело ничего общего с плантацией.

Юридическая разница относилась к вопросу о купле и продаже. Крестьян нельзя было продавать без земли как товар. И в то же время этот запрет действовал не всегда: его ввел император Николай I в 1827 году, а до него указ, воспрещавший продажу крепостных с аукциона за долги без земли, действовал при Екатерине II, хотя соблюдался не всегда. При консервативном императоре Павле крестьян продавали, как и в начале XVIII века. Правовое положение крестьян не было неизменным на протяжении всего существования Российской империи, то приближаясь к рабскому, то удаляясь от него.

Церковь боролась против КП или, по крайней мере, по-христиански осуждала его? — Увы, это не всегда было так.

Еще законодательный сборник XI века «Русская правда» упоминает о чернеческих холопах — сельских рабах, принадлежавших монастырям. Ничего удивительного нет в том, что середину XVIII века православные обители встретили в качестве коллективных владельцев многих тысяч крепостных душ. Проведенная в те же годы секуляризация — отъем церковной собственности в пользу казны — привела к смене собственника для миллиона землепашцев. Этих зависимых людей стали называть экономическими крестьянами и приписали к числу государственных.

Расставание с ними не прошло для церкви бесследно. Охлаждение между православным клиром и государством вылилось в серьезный разлад. Лидер церковной оппозиции митрополит Арсений (Мацеевич), настаивавший на сохранении прежней собственности в ее полноте, по желанию императрицы был помещен в тюрьму. Ему приписывают полную досады фразу: из-за отъема земли людям церкви не на что стало сварить пива.

Россия сильно отстала от стран Запада — ведь крепостное право там к середине XIX века уже давно успели отменить?

Отмена крепостного права в Западной Европе — затяжной процесс, ставший необратимым после Великой французской революции конца XVIII века. Притягательность ее идеалов получила весомое подкрепление силой оружия. В результате завоеваний Наполеона крепостничество перестало существовать в подчинявшихся власти императора германоязычных государствах. Около того же времени крепостное право отменили и в Пруссии.

Тем не менее в центре и на востоке Европы с неволей еще не было покончено. В Австрийской империи (она включала Австрию, Венгрию, Чехию, Словакию, Хорватию, часть Италии, Польши и Украины) черту под его существованием подвела только революция 1848 года.

На западе Старого Света, где крепостного права не существовало, законным продолжали считать рабовладение. В колониях Британской империи оно продержалось до 1834 года, Франции — до 1848-го, Нидерландов — до 1863-го, Португалии — до 1869-го, Испании — до 1886-го. Пусть и вынесенная за пределы континента, прямая нерыночная эксплуатация не удивляла западных европейцев. Она не противоречила их собственному праву.


Но все же в Европе свободным крестьянам жилось много лучше, чем крепостным в России? Это ведь нельзя отрицать?

Можно. По крайней мере, именно так поступили два путешественника по России времен Александра I и Николая I — британцы Джон Кокрейн и Роберт Бремнер.

Кокрейн сравнил Российскую империю 1820-х годов и свою родину:

«Безо всяких колебаний… говорю я, что положение здешнего крестьянства куда лучше состояния этого класса в Ирландии. Здесь в каждой деревне можно найти хорошие, удобные бревенчатые дома, огромные стада разбросаны по необъятным пастбищам, и целый лес дров можно приобрести за гроши. Русский крестьянин может разбогатеть обыкновенным усердием и бережливостью, особенно в деревнях, расположенных между столицами».

Бремнер, писавший в 1830-е, внес в эту картину нюансы:

«В целом… по крайней мере что касается просто пищи и жилья, русскому крестьянину не так плохо, как беднейшим средь нас. Он может быть груб и темен, подвергаться дурному обращению со стороны вышестоящих, несдержан в своих привычках и грязен телом, однако он никогда не знает нищеты, в которой прозябает ирландский крестьянин. Быть может, пища его груба, но она изобильна. Быть может, хижина его бесхитростна, но она суха и тепла. Мы склонны воображать себе, что если уж наши крестьяне нищенствуют, то мы можем по крайней мере тешить себя уверенностью, что они живут во много большем довольстве, чем крестьяне в чужих землях. Но сие есть грубейшее заблуждение. Не только в одной Ирландии, но и в тех частях Великобритании, которые, считается, избавлены от ирландской нищеты, мы были свидетелями убогости, по сравнению с которой условия русского мужика есть роскошь, живет ли он средь городской скученности или в сквернейших деревушках захолустья. Есть области Шотландии, где народ ютится в домах, которые русский крестьянин сочтет негодными для своей скотины...»

И все же это не значило, что у Бремнера не нашлось претензий к крепостному праву.

«Пусть, однако, не думают, что раз мы признаем жизнь русского крестьянина во многих отношениях более сносной, чем у некоторых из наших собственных крестьян, мы посему считаем его долю в целом более завидной, чем удел крестьянина в свободной стране вроде нашей. Дистанция между ними огромна, неизмерима, однако выражена быть может двумя словами: у английского крестьянина есть права, а у русского нет никаких!»


Дворяне пострадали от отмены крепостного права?

Одно из главных заблуждений, касающихся крепостного права, затрагивает дворян. Накануне реформ общая численность российского благородного сословия достигла миллиона человек. Однако в огромном большинстве его представители не имели никакого отношения к крепостничеству. 400 тысяч россиян располагали только личным дворянством, полученным за успехи на службе. Ненаследственному дворянству законы Российской империи запрещали иметь крепостных.

Из оставшихся 600 тысяч половина приходилась на Польшу, входившую в те времена в состав Российской империи. Потомственных дворян в остальной части России насчитывалось 300 тысяч.

Более двух третей из них не имели крепостных по причине бурного демографического роста: среди дворян в начале XIX века его темпы в два раза превысили общие показатели по стране. Это вело к обеднению главного сословия империи, представители которого вынуждены были полагаться только на собственный труд. Тип такого дворянина хорошо известен: его представляет современник крепостной реформы Ф.М. Достоевский.

Всего крепостников Россия насчитывала 90 тысяч, но только 20 тысяч из них могли жить целиком за счет сельского труда, поскольку располагали более чем ста душами. Для этой части дворян отмена крепостного права могла показаться ударом. Но нужно принять в расчет, что многие из них, получив хорошее европейское образование, уже долгое время смотрели на крепостное право с отвращением.

И все же его отмена означала и постепенное завершение многовековой эпохи, когда в русской истории преобладали крепостные магнаты Трубецкие, Долгорукие, Шереметевы и Голицыны. В этом отношении был прав Александр Дюма — старший.


После отмены крепостного права крестьянам при всех недостатках стало жить заметно лучше, чем до нее?

Реформа дала крестьянам свободу, но забрала свободные деньги — их пришлось выплачивать государству и помещикам как выкуп за землю. Положение бывших крепостных можно сравнить с очень тяжелой ипотекой — тем более тягостной, что в деревне продолжился бурный демографический рост: крестьяне вынуждены были одновременно кормить детей и выплачивать долг. Закономерно, что они ощутили себя заметно беднее, чем были ранее. Россия вошла в полосу затяжного аграрного кризиса, чреватого вспышками насилия. 

Крепостная реформа провалилась, и это стало прологом к революции?

В основе своей аграрный вопрос все-таки удалось решить до 1917 года. Власти империи обратили силы к разрешению болезненной ситуации, чреватой социальным взрывом. В 1907 году выплаты крестьян за землю прекратились по всей империи. Под действием экономических причин смягчились и диспропорции с распределением земли на селе. 

Перед Февральской революцией 89% аграрных земель уже были крестьянскими. Напуганные волнениями (нападениями на усадьбы, грабежами) в 1905 году, дворяне сочли за лучшее продавать пашни и избавляться от имений, оставляя за собой в основном луга и выпасы, которые можно было сдавать в аренду. Помещичье землевладение на нечерноземном севере России перед революцией практически сошло на нет.

Незаживающие раны крепостного права все же не зарубцевались, а раздражение, граничившее с озлоблением, нашло выход в погромах помещичьих усадеб между февралем и октябрем 1917-го и дальше в ходе Гражданской войны. Старую Россию постиг крах, когда с ее корабля уже был виден берег.

При подготовке текста были использованы источники: Большая российская энциклопедия; The Economic Effects of the Abolition of Serfdom: Evidence from the Russian Empire. Andrei Markevich and Ekaterina Zhuravskaya // American Economic Review. 2018; Пайпс Р. Россия при старом режиме, Пушкин А.С. Cобрание сочинений: в десяти томах / Под ред. Д.Д. Благого и др. Т. 6. Критика и публицистика. М.: Государственное издательство художественной литературы, 1962; Радищев А.Н. Путешествие из Петербурга в Москву. СПб.: Азбука, 2018; Федоров В.А. Падение крепостного права в России: Документы и материалы. Вып. 1: Социально-экономические предпосылки и подготовка крестьянской реформы. М., 1966; Кабузан В.М. Государственные крестьяне России в XVIII — 50-х годах XIX века. Численность, состав и размещение // История СССР. 1988. № 1; freetheslaves.net; Костюшко И.И. Аграрная реформа 1848 г. в Австрии. М.: Институт славяноведения и балканистики РАН, 1993; Ляшенко Л.М. Александр II, или История трех одиночеств. М.: Молодая гвардия, 2003; Александр Дюма (отец). Собрание сочинений / Сост. В. Бережков и др. Т. 73. Путевые впечатления в России. Ч. 1. М.: Арт-Бизнес-Центр, 2010; Алан Вудс. Ленин и Троцкий. Путь к власти. М.: Родина, 2020

Над проектом работали:

{{role.role}}:
{{role.fio}}

© ТАСС, 2021

ТАСС информационное агентство (свидетельство о регистрации СМИ №03247 выдано 2 апреля 1999 г. Государственным комитетом Российской Федерации по печати). Отдельные публикации могут содержать информацию, не предназначенную для пользователей до 16 лет.

Поделиться

Поделиться

Рекордно низкое количество рабочих потеряли работу в апреле

«Высокие цифры»: Романс разбивает отчет о занятости за апрель

01:48

— Источник:
CNNBusiness

Экономика
16 видео

«Сильные цифры»: Романс разбирает отчет о занятости за апрель

01:48

Сейчас играет

— Источник:
CNNБизнес

Мужчины уходят с рынка труда. Вот почему

02:55

Сейчас играет

— Источник:
CNNБизнес

Экономика так плоха, как кажется? Возможно, нет

Генеральный директор Bank of America прогнозирует «мягкую рецессию» в следующем году

04:22

Сейчас играет

— Источник:
CNNБизнес

Некоторые американцы вынуждены выбирать между оплатой продуктов и отоплением дома

02:57

Сейчас играет

— Источник:
CNN

Репортер CNN показывает, что рост потребительских цен означает для инфляции

02:50

Сейчас играет

— Источник:
CNN

Генеральный директор сети продуктовых магазинов о ценах на продукты: «Мой хрустальный шар разбит»

Рынок труда силен, но показывает «значительные трещины»

02:35

Сейчас играет

— Источник:
CNNБизнес

Что означает последнее историческое повышение процентной ставки ФРС

01:49

Сейчас играет

— Источник:
CNNБизнес

Пауэлл из ФРС: «Приближается время смягчения повышения ставок»

02:26

Сейчас играет

— Источник:
Си-Эн-Эн Бизнес

Звезда «Акулы» делает предсказание об экономике

02:20

Сейчас играет

— Источник:
Си-Эн-Эн Бизнес

«Рецессия в значительной степени предрешена:» экономист объясняет

Пенсионер об инфляции: все растет, кроме наших доходов

03:23

Сейчас играет

— Источник:
Си-Эн-Эн

Узнайте, когда Ларри Саммерс думает, что США войдут в рецессию

03:17

Сейчас играет

— Источник:
CNN

Люди в маленьком городке шатались после закрытия фабрики. Услышьте, как они планируют голосовать

03:01

Сейчас играет

— Источник:
CNN

Вот что значит для вас сильный доллар США


Нью-Йорк
Си-Эн-Эн

Министерство труда сообщило в среду, что количество уволенных или сокращенных рабочих достигло самого низкого уровня за всю историю наблюдений.

Исследование вакансий и текучести кадров показало, что только 1,25 миллиона человек потеряли работу в апреле, побив предыдущий рекордный минимум в 1,26 миллиона человек, зафиксированный в декабре.

Поскольку количество вакансий все еще приближается к рекордному уровню, а на каждого безработного, ищущего работу, приходится почти две вакансии, работодатели отчаянно пытаются удержать своих работников.

Тот же отчет показал, что количество вакансий немного снизилось до 11,4 млн по сравнению с пересмотренным значением в 11,9 млн в марте, что было рекордно высоким показателем. Число рабочих, уволившихся с работы в апреле, практически не изменилось по сравнению с мартом и составило 4,4 миллиона, что лишь немного ниже рекордных 4,5 миллиона, уволившихся в ноябре.

Количество людей, уволившихся с работы, не обязательно означает, что они покинули рынок труда. Подавляющее большинство, вероятно, уволились, чтобы найти новую работу. Но это часто создает новую вакансию у их бывшего работодателя, когда они уходят.

Тем не менее, количество взрослых в рабочей силе США ниже, чем было до начала пандемии. Отдельное чтение Министерства труда показало, что в апреле работало или искало работу почти на 600 000 человек меньше, чем в конце 2019 года.

Отчасти это может быть связано с людьми, которые вышли на пенсию во время пандемии и решили не возвращаться к работе по состоянию здоровья или по другим причинам. Некоторые из них могут быть людьми, умершими во время пандемии — по оценкам Центров по контролю и профилактике заболеваний, около 250 000 из 1 миллиона смертей в США от Covid-19были люди в возрасте от 18 до 64 лет.

Некоторые из них могут быть родителями, которые не смогли найти уход за детьми, от которого они зависели до пандемии. И частью ее могут быть просто люди, которые переоценили свои приоритеты во время пандемии и решили, что не хотят продолжать работать, по крайней мере, в той сфере, в которой они работали ранее.

Поскольку стало так трудно найти работников для заполнения вакансий, работодатели практически перестали увольнять или увольнять людей.

Департамент труда отслеживает вакансии и количество работников, уволенных или уволенных с работы, с конца 2000 года. До конца 2017 года количество вакансий всегда было меньше, чем количество безработных, ищущих работу. В среднем за эти 17 лет на каждую вакансию приходилось около двух человек, ищущих работу.

Но с начала 2018 года баланс по большей части изменился, причем количество вакансий чаще всего превышает количество безработных, ищущих работу.

После восстановления найма в середине 2020 года соотношение вакансий и числа ищущих работу все больше менялось в пользу ищущих работу. Отчет за среду показал, что на каждого безработного, ищущего работу, приходится рекордное количество вакансий — 1,92.

Как миллионы безработных американцев могут позволить себе бросить работу


Нью-Йорк
Си-Эн-Эн Бизнес

cms.cnn.com/_components/paragraph/instances/paragraph_681BBEFB-7C87-1F7F-FA3D-B96DFCB62F52@published» data-editable=»text» data-component-name=»paragraph»>
Один из самых коварных мифов этого года заключался в том, что молодые люди не хотели работать, потому что они прекрасно справлялись с государственной помощью. У людей было тоже много денег, пошло повествование.

Единственная проблема в том, что цифры этого не подтверждают.

Вместо этого ранний выход на пенсию — будь то вызванный пандемией или ставший возможным по иным причинам — играет большую роль на развивающемся рынке труда Америки.

cms.cnn.com/_components/paragraph/instances/paragraph_E706FDB3-5FC8-4EB5-FE29-B96E94E2B3EE@published» data-editable=»text» data-component-name=»paragraph»>
За последние два года люди уволились с работы по множеству причин — увольнения, проблемы со здоровьем, потребности в уходе за детьми и любое количество личных проблем, возникших в результате сбоев, вызванных пандемией. Но среди тех, кто уехал и не может или не хочет возвращаться, подавляющее большинство — пожилые американцы, которые ускорили свой выход на пенсию.

Ранее в этом месяце главный экономист ADP Нела Ричардсон заявила, что сильный фондовый рынок наряду с растущими ценами на жилье «предоставил некоторые возможности для людей с более высокими доходами. Мы уже видели, как большая часть рабочей силы бумеров уходит на пенсию. И сейчас они в лучшем положении».

Оценивая восстановление рабочих мест, экономисты отметили, что, хотя уровень безработицы снизился, уровень участия в рабочей силе не улучшился такими же темпами. Но Джаред Бернстайн, член Совета экономических консультантов президента Джо Байдена, сказал, что как только работники «не в зрелом возрасте» — те, кому за 55 — исключаются из показателей, появляется гораздо более четкая картина того, как идет восстановление рынка труда, потому что он лишает рассказ о выходе на пенсию.

В прошлом месяце было еще 3,6 миллиона американцев, которые покинули рынок труда и заявили, что не хотят работать, по сравнению с ноябрем 2019 года, говорит Аарон Соджорнер, экономист по вопросам труда и профессор Школы менеджмента Карлсона Университета Миннесоты.

Пожилые американцы в возрасте 55 лет и старше составили колоссальные 90% этого прироста.

«Я думаю, что во многих нарративах работники зрелого возраста представляются пропавшими без вести, но на самом деле это гораздо старше», — сказал Соджорнер CNN Business.

Часто оплакиваемая нехватка рабочей силы стала стенографией сложной реальности рабочей силы эпохи пандемии.

американцы увольняются с работы в рекордных количествах — более 4 миллионов ежемесячно, начиная с июля, — но большая часть этого увольнения происходит среди молодых людей, которые уходят на другую работу или более высокооплачиваемую. Они не уходят из рабочей силы полностью.

«Отчасти это связано с недостатком качества работы, — говорит Соджорнер. «Это немного загадка, почему работодатели не повышают заработную плату и не улучшают условия труда достаточно быстро, чтобы привлечь людей обратно. Они говорят, что хотят нанять людей — существует 11 миллионов вакансий, — но они не создают вакансии, которые люди хотят».

Председатель Федеральной резервной системы Джером Пауэлл подчеркнул этот вопрос во время пресс-конференции в среду.

«В основе всего этого лежит демографическая тенденция… Вопрос о том, сколько мы можем вернуть, — хороший вопрос, и что мы можем сделать, так это попытаться создать условия», которые позволят людям вернуться, — сказал он.

Безусловно, некоторые компании повышают заработную плату, чтобы привлечь и удержать персонал. Некоторые предприятия также предлагают бонусы за подписку, чтобы привлечь сотрудников. Но экономисты не уверены, останутся ли эти стимулы надолго и останутся ли они улучшить условия для работников в долгосрочной перспективе.

«Я могу хотеть 65-дюймовый телевизор за 50 долларов, но это не означает, что телевизоров не хватает, это означает, что я не хочу платить достаточно, чтобы кто-то продал мне телевизор», — сказал Соджорнер.

По данным исследователей из Goldman Sachs, почти 70% из 5 миллионов человек, покинувших рынок труда во время пандемии, старше 90 155  55, и многие из них не собираются возвращаться.

Исследователи пишут, что выход на пенсию, как правило, «более липкий», чем другие увольнения рабочей силы. Тем не менее, они ожидают, что улучшение ситуации с вирусом и усиление вакцинации позволят пожилым работникам вернуться на рынок труда.

В обычное время пенсионеры часто возвращаются на работу. Но, согласно исследованию Федерального резервного банка Канзас-Сити, уровень «непенсионеров» значительно снизился во время пандемии, что усугубило нехватку рабочих.

Есть некоторые ранние признаки того, что пожилые люди возвращаются на работу, поскольку уровень вакцинации растет, а работодатели предлагают более высокую заработную плату.