Содержание
Через Мильнера к звездам: миллиардер хочет построить межгалактический корабль
- Технологии
- Дмитрий Филонов
Автор
Фото Евгения Басырова для Forbes
Участник списка Forbes Юрий Мильнер инвестирует $100 млн в освоение космоса
Венчурный инвестор намерен инвестировать $100 млн в проект по созданию космического корабля. Нынешний проект, получивший название Breakthrough Starshot, станет уже второй инвестицией Мильнера в изучение космоса. Летом 2015 года он пообещал вложить $100 млн в поиск внеземных цивилизаций. Оба проекта миллиардер развивает при поддержке физика Стивена Хокинга.
«Все представляют себе путешествие в космосе как полет на огромном космическом корабле. Что-то вроде «Звездных войн». Но так это не работает. У нас нет технологий, чтобы двигать корабль с такой массой. Даже построить такую конструкцию стоит несколько триллионов долларов», — рассказывает в интервью Forbes Юрий Мильнер. Он надеется создать космический корабль весом всего несколько грамм. Такой аппарат сможет развивать скорость до 20% от скорости света (300 000 км/сек), что позволит долететь до ближайшей к Земле звездной системы Альфа Центавра за 20 лет.
Полеты под парусом
Зачем это нужно? Астрономы полагают, что в звездной системе Альфа Центавра может быть планета, на которой потенциально может существовать жизнь. Однако достоверно проверить это пока невозможно — скорости существующих космических аппаратов недостаточно, чтобы в разумные сроки преодолеть 40 трлн км (4,37 световых лет) до Альфа Центавра.
quote_block node/256411Научных открытий при создании аппарата в рамках проекта Breakthrough Starshot не планируется — вся необходимая научная база уже существует. Например, приводиться в движение аппарат будет солнечным парусом, с Земли лазер будет направлять в него поток фотонов, которые передают парусу импульс. Концепцию солнечного паруса придумали в России. Ее описал в 1920-е годы Фридрих Цандер, которого считают одним из пионеров ракетостроения. Затем его идею развивал Константин Циолковский. Компоненты для самого аппарата тоже уже существуют. Почему никто до сих пор не создал миниатюрный космический аппарат?
“Идея сама по себе не нова: если сделать парус и к нему прикрепить космический корабль, то можно совершать полеты. Но все упиралось в размеры и параметры”, — говорит бизнесмен. Как объясняет Мильнер, создание подобного аппарата теперь возможно, благодаря значительному развитию технологий, не связанных с космосом: например, компоненты в микроэлектронике стали значительно меньше и дешевле. В этом среди прочего есть и заслуга индустрии мобильных устройств. «Главное, что мы теперь можем говорить о вменяемом бюджете. Это немаловажно», — говорит бизнесмен. По его словам, размеры лазерной установки для такого полета теперь можно уменьшить до 1 км, а разработки в области наноматериалов позволяют создать световой парус толщиной несколько сотен атомов и весом несколько грамм. Со временем, как надеется Мильнер, подобные космические аппараты по цене будут сравнимы с обычным смартфоном, а отдельный запуск будет стоит несколько сотен тысяч долларов.
Правда, пока до полета еще далеко. «Я надеюсь, что нам удастся реализовать этот проект в течение жизни одного поколения», — говорит Мильнер. Четкого плана у Breakthrough Starshot пока нет, слишком много неизвестных. Для начала необходимо спроектировать сам космический аппарат. «По сути, это инженерная задача», — говорит Мильнер. Затем необходимо построить наземную световую систему (лазерную установку): она должна находиться в горной местности на высоте несколько тысяч метров, чтобы минимизировать влажность в атмосфере и другие атмосферные эффекты. Причем необходимо будет решить проблему генерации и хранения нескольких гигаватт-часов энергии, необходимых для каждого запуска. “Таких установок сейчас нет, но это вполне вменяемые размеры и масштабы”, — объясняет бизнесмен.
Дожить до старта
Нынешний проект Мильнера отличается от проекта поиска внеземной цивилизации одной принципиальной вещью: если другие цивилизации ученые ищут в пассивном режиме, лишь «слушая космос», то здесь поиск будет активным. “Этот проект не может не быть международным. Здесь же идет речь о запуске чего-то на другую звезду, к другим мирам. И это такая вещь, которая невозможна без международного обсуждения и поддержки”, — рассуждает Мильнер. Руководить проектом будет бывший глава научно-исследовательского центра NASA Ames Research Center Пит Ворден. Также в нем примет участие российский физик, бывший директор Института космических исследований АН СССР Роальд Сагдеев. Правда, команды инженеров у проекта пока нет — по словам Мильнера, сейчас Breakthrough Starshot находится на слишком ранней стадии.
На первом этапе Мильнер планирует финансировать деятельность сторонних исследователей. «Мы готовы рассматривать заявки. Некоторым ученым сами предложим финансирование, мы знаем несколько неплохих команд», — говорит миллиардер. По его словам, они не против сотрудничать с NASA, Европейским космическим агентством или с Роскосмосом. У NASA, кстати, есть схожий проект вместе с DARPA — «Через 100 лет к звездам», в рамках которого проектируется пилотируемый космический корабль для полетов в дальний космос. При этом Мильнер хочет сделать все результаты своего проекта полностью открытыми, чтобы другие ученые могли ими пользоваться. В ближайшее время будут опубликованы и данные по первому космическому проекту Мильнера.
В XX веке было несколько проектов, которые ставили перед собой задачу создать аппарат для полетов к соседним звездам. Почему Мильнер уверен, что именно его проект будет успешен? “Все, в том числе и я, думали, что такие полеты — вопрос далекого будущего. Но я вместе с несколькими учеными провел исследования и понял, что все не так печально. На самом деле речь идет не о сотнях, а десятках лет”, — говорит Мильнер. При этом миллиардер старается придать публичность своим научным проектам. Например, в совет директоров Breakthrough Starshot войдет основатель соцсети Facebook Марк Цукерберг. Он уже участвовал в проектах Мильнера — вместе они вручают научную премию Breakthrough Prize. Бизнесмен не исключает, что в дальнейшем к его проекту могут присоединиться и другие инвесторы. Например, сооснователь Google Сергей Брин, он тоже участвует в Breakthrough Prize. “Если все пойдет успешно, то нам могут потребоваться дополнительные средства”, — говорит Мильнер. Доживем ли мы до полета его космического корабля к Альфа Центавра? Мильнер отшучивается, что медицина сейчас тоже очень быстро развивается.
Кроме Мильнера в освоение космоса вкладывают и другие крупные бизнесмены. Кого привлекают инвестиции в безвоздушное пространство — в фотогалерее Forbes.
Дмитрий Филонов
Автор
#Breakthrough
#космос
#Мильнер
#Хокинг
Рассылка Forbes
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях
ПОЛЕТ К ЗВЕЗДАМ. Траектория жизни. Между вчера и завтра
ПОЛЕТ К ЗВЕЗДАМ
С самого начала было ясно, что пространство Солнечной системы, ее планеты находятся в пределах досягаемости космических аппаратов и кораблей, которые могут быть созданы при современном уровне техники и знаний, и, следовательно, люди смогут если не высадиться, то, во всяком случае, добраться или дотянуться до любой из ее планет.
Но одновременно стало проясняться, что дома, в Солнечной системе, мы сможем получить данные о планетах, астероидах, кометах, об их особенностях, возможно, об их происхождении, но не больше. Скорее всего, в Солнечной системе вообще ничего неожиданного, принципиально нового мы не узнаем. Маловероятно, чтобы по данным, полученным в путешествиях по нашей Солнечной системе, мы сможем существенно продвинуться вперед в понимании мира, в котором мы живем.
Естественно, мысль обращается к звездам. Ведь раньше подразумевалось, что полеты около Земли, полеты к другим планетам нашей солнечной системы не являются конечной целью. Проложить дорогу к звездам представлялось главной задачей. Недаром, хотя и несколько преждевременно, американцы назвали своих космонавтов астронавтами, то есть звездоплавателями.
Это рождало мысли о звездных кораблях, и поэтому возникло само название «космический корабль». Мы, создатели, назвали его космолетом. Королев не принял это название. Сейчас уж и не припомню, когда и кто из нас предложил назвать нашу будущую машину кораблем. Но хорошо помню, как однажды мне показали фотомонтаж, перепечатанный из какого-то иностранного журнала: каравелла на фоне туманности Конская Голова, улетающая на всех парусах вдаль! Корабль! Это как раз то, что отвечало нашим устремлениям.
Рано или поздно человеческая мысль должна была вернуться к звездным кораблям. Какими они должны быть? Какие проблемы нужно решить, чтобы звездные полеты стали реальностью?
Если говорить об автоматических космических аппаратах, направляемых к ближайшим звездам, то в принципе эта задача не представляется неразрешимой.
Но размышления и простые оценки параметров кораблей для полетов людей к звездам показывают, что, пытаясь решить задачу осуществления звездных полетов, мы сталкиваемся с принципиальными трудностями.
Первая проблема — время. Даже если бы мы умудрились построить звездный корабль, который сможет летать со скоростью, близкой к скорости света, время путешествий только по нашей Галактике будет исчисляться тысячелетиями и десятками тысячелетий, так как диаметр ее составляет около 100 000 световых лет. А полеты за пределы галактики потребуют во много раз больше времени. Так что ограничимся при рассмотрении задачи путешествий к звездам только нашей Галактикой.
Представим, что наука сумеет замораживать космонавтов на какое-то количество лет, с тем чтобы они «ожили», прибыв к цели назначения, или отправлять в путешествие человеческие зародыши. И даже если решить эту проблему не только технически, но и в моральном плане, то ведь после путешествия они вернутся в совершенно чужой для них мир. Достаточно вспомнить об изменениях, произошедших за последние 200 лет (а здесь речь идет о десятках тысячелетий!), и становится ясно, что после возвращения космонавты окажутся в совершенно незнакомом мире: полет к звездам практически всегда будет полетом в одну сторону. Для окружающих, родных, друзей космических путешественников это будет чем-то вроде проводов родного человека в последний путь.
Вторая проблема — опасный поток частиц, газа и пыли. Пространство между звездами не пустое. Везде есть остатки газа, пыли, потоки частиц. При попытке движения со скоростью, достаточно близкой к скорости света, они создадут поток частиц высокой энергии, который будет воздействовать на корабль и от которого практически невозможно будет защититься.
Третья проблема — энергетика. Если в ракетном двигателе корабля использовать наиболее эффективную термоядерную реакцию, то для путешествия в оба конца со скоростью, близкой к скорости света, даже при идеальной конструкции ракетной системы, требуется отношение начальной массы к конечной не менее, чем десять в тридцатой степени, что представляется нереализуемым.
Что же касается создания фотонного двигателя для звездного корабля, использующего аннигиляцию материи, то здесь пока маячат сплошные проблемы (хранение гигантских запасов антивещества, защита конструкции корабля и зеркала фотонного двигателя от выделяемой энергии и от той части антивещества, которая не подвергнется аннигиляции в двигателе, и прочее), и не видно решения ни одной из них.
Но предположим даже, что нам удастся сделать фотонный двигатель. Попробуем представить себе галактический фотонный корабль, способный летать со скоростью, достаточно близкой к скорости света, чтобы снять проблемы времени. Собственное время полета космонавтов туда и обратно в путешествии на расстояние порядка половины диаметра нашей Галактики при оптимальном графике полета (непрерывный разгон, а затем непрерывное торможение) составит (по часам на корабле) около 42 лет при полете с ускорением (разгона или торможения), равным земному ускорению силы тяжести. По часам на Земле при этом пройдет около 100 000 лет.
Предположим, что нам удалось получить идеальный процесс в фотонном двигателе, сделать идеальную конструкцию с нулевой массой баков (чего, конечно, быть не может, но это только означает, что на самом деле результаты будут значительно хуже), и попробуем оценить некоторые параметры такого идеального корабля для полета примерно на половину диаметра Галактики. Оказывается, что отношение начальной массы корабля к конечной составит порядка десяти в девятнадцатой степени! Это означает, что при массе жилых и рабочих помещений и оборудования (то есть всего того, что везет корабль), равной всего 100 тоннам, стартовая масса окажется больше массы Луны. Причем половина этой массы — антивещество. Откуда его взять? Как передавать на него усилие для разгона?
Из сегодняшних представлений о мире складывается впечатление, что решить проблему транспортировки материальных тел на галактические расстояния со скоростями, близкими к скорости света, нельзя, бессмысленно ломиться через пространство и время с помощью механической конструкции.
Нужно найти способ межзвездных путешествий, не связанный с необходимостью транспортировки материального тела. Эта идея давно используется в фантастической литературе (что само по себе не должно смущать, так как не раз глобальные научные цели впервые формулировались в сказках, в фантастической литературе) — идея о путешествиях разумных существ в виде пакета информации.
Электромагнитные волны распространяются практически без потерь во всей наблюдаемой Вселенной. Возможно, здесь и кроется ключ к разгадке тайны межзвездных перелетов.
Если не впадать в мистику, то следует признать, что личность современного человека нельзя отделить от тела. Но можно представить себе специально сконструированного индивидуума, у которого личность может отделяться от тела, аналогично тому, как математическое обеспечение может быть отделено от конструкции современных электронных вычислительных машин.
Личность — это индивидуальный комплекс особенностей данного человека в его восприятии внешнего мира, в его алгоритмах обработки информации и реакциях на принимаемую информацию, в его воображении, симпатиях и антипатиях, в его знаниях.
Если пакет информации, являющийся полным описанием личности, может быть переписан с ее полей оперативных операций и запоминающих устройств, то этот пакет информации может быть и передан по линии связи на приемную станцию назначения и там переписан в стандартный материальный носитель (или выбираемый по прейскуранту, или…), в котором путешественник уже на месте сможет жить, действовать, перемещаться, удовлетворять свое любопытство.
Во время передачи пакета информации личности такой индивидуум не живет. Чтобы он мог существовать, действовать, его личность (пакет информации) должна быть размещена в материальном носителе. Его личность, если угодно — его дух, может существовать только на материальных полях операций и запоминающих устройств.
Такой способ решения задачи полета к звездам стал бы реализацией не только сюжетов современной фантастики, но и древних мифов, сказок, преданий о вознесении на небо и о свержении в ад, о летающей посуде и о мирах, где люди то появляются, то исчезают, о переселении душ. Возможно, тогда разрешились бы философские споры о человеке, о бренности его телесной оболочки и сути бытия. Что есть человек? Что есть истина?
Интересно, что выдающиеся философы в разные исторические периоды, от античности до нашего времени, путем логического анализа (основанного, кстати, не на знании) приходили к вполне современным представлениям о соотношении между внутренней сущностью и телом человека. Жизнь человека — это жизнь его души, это бьющаяся в беспомощных усилиях мысль о себе (что есть я?), о мире вне себя и в себе, эстетическое наслаждение красотой и отторжение примитива и неправды, это свобода мысли и анализа. Мы здесь, мы живем, пока способны размышлять, оценивать, перерабатывать информацию и генерировать ее. Остальное во мне, тело мое — для обслуживания.
Наш мозг — поле математических операций с символами, числами, понятиями, правилами и алгоритмами. Эти операции обеспечивают синтез поступающей информации и ее анализ. Сложившиеся в конкретном человеке алгоритмы обработки, анализа и оценки информации определяют его эстетику и самовосприятие, его ощущение собственного существования. Конечно, эти операции выполняются по определенным для данного человека правилам. Эти правила постепенно формируются в мозге индивидуума (в результате его опыта получения и переработки информации, опыта собственной деятельности и ее оценки) и записываются на полях математических операций и на запоминающих устройствах его мозга. Причем с течением жизни эти правила могут совершенствоваться, меняться (как меняется сам человек со временем), портиться. Записанные на материальном носителе, они как бы становятся материальными. Но сами эти операции, мысли, переживания есть нечто такое, чего нельзя увидеть, «пощупать». Человек во все времена пытался материализовать это нечто в виде звуков, слов, красок. Но всегда попытка самовыражения оказывалась лишь тенью, слабым эхом этого нечто.
Тело — это обслуживающие системы поля математических операций (питание, очистка, перемещения, средства связи с внешним миром и тому подобное). Но подавляющее большинство людей, почти все и почти всегда, не различали свое «я» и свое тело. И всегда стремились получше устроить свое тело.
В этом есть логика: без питания умирает головной мозг, распадается поле операций, исчезает личность. В здоровом теле «компьютер» работает с меньшим количеством сбоев, с большей скоростью (за счет параллельно идущих операций, и вообще за счет лучших алгоритмов), обеспечивает большую внутреннюю устойчивость к внешним угрозам и осложнениям. И главное — обеспечивает ясность мышления.
Может быть, поэтому стремление ублажить свое тело из поколения в поколение оставалось главной движущей силой человеческого рода. Оно определяло и грабительские походы, и создание новых технологий, и стремление к лучшей организации жизни общества (в том числе и методом «ограбим богатых», замаскированным лозунгом «долой эксплуатацию»). Дома, автомобили, самолеты, газ, электричество, вычислительная техника родились из этого стремления. Стремление обеспечить максимум удобств телесной оболочке было и остается до сих пор главным движителем в жизни людей.
А ведь на самом деле это вторично. Наше «я», наша индивидуальность, наша суть, наше бытие — это не материальная оболочка. И нет ничего противоречащего нашему восприятию мира, в мысли о принципиальной возможности разделения индивидуальности и ее материального носителя.
Поэтому с инженерной точки зрения представляется возможным сконструировать такого человека, душа которого может отделяться от тела, а возможно, и сконструировать мир, где человек практически мгновенно (скажем, в пределах Солнечной системы) может перемещаться с одной планеты на другую.
Допустимо ли создавать такое существо? Имеем ли мы на это право? Какие стимулы жизни мы можем предложить ему? Именно в этих вопросах главная проблема.
Мы, скорее всего, продукт органической эволюции. В нас глубоко заложен инстинкт жизни, инстинкт продолжения рода. Когда с возрастом, здоровьем, условиями жизни умирает этот инстинкт, у человека пропадает желание жить. А какой же стимул жизни мы сможем предложить нашему творению? Любопытство? Желание быть полезным людям, создавшим его тело (бренное и сменяемое) и воспитавшим его личность и душу? Желание выявиться в исследованиях мира, в сверхдальних путешествиях, в создании приемопередающих станций для путешествий, в строительстве космических околозвездных баз?
Убедительны ли эти стимулы? Откуда ему взять привязанность и любовь к ближним? Как воспитать его, чтобы он не оказался монстром с нелепыми и бессмысленными устремлениями к власти, к возможности давать указания, воспитывать и слыть благодетелем? Или наоборот, чтобы он не оказался инфантильным безынициативным существом, равнодушным к миру, к ближним и к самому себе?
И конечно, на пути создания подобного существа встают громадные технические проблемы. Как мы мыслим? Как создаются стереотипы наших реакций, поведения, оценок, как рождается наша индивидуальность? Скорее всего, алгоритмы восприятия окружающего мира, анализа, мышления возникают в каждом человеке заново и, в той или иной степени, по-иному. Их характер определяется генами, средой, структурой общества, радостями и огорчениями его детства. В обществе рабов вырастают рабы, в обществе свободных людей — независимые, уважающие собственное достоинство индивидуальности. С этой точки зрения, очень опасны стандартизированные приемы воспитания: ясли, детские сады, школы. Это самое страшное, что можно сделать для своего будущего. Человечество может быть сильно только разнообразием, индивидуальностями. Конечно, некоторые основы заветы, заповеди — должны быть общими для всех: люби ближнего своего, не укради, не убей, не пожелай… Но формировать человека по стандарту — готовить собственную гибель.
Как, не разобравшись во всех этих вещах, приступать к созданию искусственного интеллекта? Нас ждут на этой дороге неизбежные трагические ошибки и неудачи. Но эта идея уже вошла в сознание самых любопытных и предприимчивых. Надо полагать — это дело будет развиваться.
Появятся и более понятные трудности.
Если «передавать личность» на галактические расстояния, то придется создавать антенны с размерами порядка километров и передатчики с мощностью порядка сотен миллионов киловатт. Но для реализации такого способа галактических путешествий необходимо не только создать нового космического человека, у которого личность может быть отделена от тела, от материального носителя и в виде пакета информации передана через канал связи, но и создать приемные и передающие станции (например, в радиодиапазоне), развезти их (например, с помощью автоматических космических аппаратов) к возможным пунктам назначения (расположенным, как правило, невдалеке от какой-либо звезды для обеспечения приемопередающих станций энергией). При этом можно развозить приемопередающие станции, а можно только технологию, минимальный набор инструментов и роботов для изготовления их на месте назначения.
Но доставка станций со скоростями порядка сотен и даже тысяч километров в секунду к звездам, находящимся от нас на расстояниях десятков световых лет, потребует тысячелетий и десятков тысячелетий. За это время может быть утерян интерес к самому предприятию.
Тем не менее этот путь лежит в рамках возможного.
Можно представить и другой путь осуществления звездных путешествий космическим человеком: через выход на связь с другими цивилизациями.
Собственно в налаживании обмена информацией во время путешествия будет участвовать все человечество. Информация, полученная из другого мира о нем, о его обитателях, их жизни, и переданная информация туда о нашей жизни и будет путешествием всего человечества к звездам.
И снова возникает тот же вечный вопрос: как выйти на связь с другими цивилизациями?
Логичный путь: заявить о себе, создать и включить маяк, получить запрос и вступить в связь. Если исходить из идеи создания импульсного радиомаяка, излучающего во все стороны (например, вдоль плоскости Галактики), получающего энергию от Солнца с помощью солнечных батарей мощностью миллиард киловатт (оценка проведена применительно к маяку с полосой частот всего 100 герц), то от абонентов, ищущих маяки, потребуется создание приемных антенн с диаметрами от 1 до 10–20 километров для поиска на расстояниях, соответственно, от одной до пятидесяти тысяч световых лет. Мощность в миллиард киловатт можно получить от солнечных батарей с размерами порядка 100 на 100 километров. Гигантские размеры, но вполне обозримые. Конструкцию таких солнечных батарей можно представить в виде ферменной платформы с натянутыми на ней пленочными солнечными батареями.
Если говорить о связи с цивилизациями, удаленными от нас на тысячи или десятки тысяч лет, то сроки выхода на связь с другими цивилизациями будут, соответственно, тысячи и десятки тысяч лет. Уже не миллионы, но все равно очень долго.
Может ли быть более короткий путь? Возможно. Если какие-то другие цивилизации избрали этот путь налаживания связей в нашей Галактике, то они могли уже создать и включить свои маяки. Значит, нам надо искать эти маяки, строить приемные антенны, способные принять сигналы галактических маяков. Радиотелескопы с антеннами, размеры которых измеряются километрами, уже в ближайшие десятилетия можно строить на околоземных орбитах и на орбитах спутников Солнца.
Время выхода на прием сигналов других цивилизаций будет определяться временем создания больших космических радиотелескопов и временем поиска сигналов маяков. Но где искать? Может быть, вблизи центра Галактики, может быть, вдоль средних линий спиральных рукавов Галактики, может быть в шаровых звездных скоплениях, поблизости от галактической плоскости. Или около звезд с планетными системами. Так или иначе, но это уже десятилетия, а не тысячи и не миллионы лет.
Нет ли более простого выхода на связь с другими цивилизациями?
Предположим, что представители других цивилизаций уже были (или есть?) на Земле или в Солнечной системе. Как их найти, каковы могут быть следы их деятельности? Где могут располагаться их приемопередающие станции?
Тут можно выделить два направления поиска.
Сами космические существа, какими они могут быть? Размеры, особенности их жизни. Им, наверное, не нужна атмосфера и органика для питания, а космос — это их естественная среда обитания? Как их найти? Почему они не выходят на контакт с нами? Поиски ответов на эти вопросы и есть первое направление.
Второе направление связано с поисками их средств связи, поисками станций приема и отправки путешественников.
Размышления о проблеме полетов к звездам позволяют выделить несколько перспективных направлений работ: создание все более и более крупных радиотелескопов, разработка космических роботов, разработка конструкции и идеологии маяков, чтобы найти наиболее эффективный метод их поиска, исследование возможности создания и разработка искусственного интеллекта, поиск каналов связи других цивилизаций в Солнечной системе. Эти направления вполне увязываются с современными нуждами человечества.
Работы по искусственному интеллекту сопряжены с решением задачи создания достаточно эффективных роботов, которые могли бы заменить людей в опасных производствах, избавить их от труда в шахтах, от рутинной работы, которые помогли бы нам в освоении подводного мира, в строительстве. Создание больших радиотелескопов позволит вести наиболее эффективные исследования Вселенной и на ее границах, и в центре Галактики.
Цель таких размышлений на уровне фантастики — заглянуть вперед, чтобы выбрать дальние перспективы, которые стоят перед нами, чтобы определить направления поиска, сверить их с актуальными проблемами экологии и экономики, обустройства жизни людей на Земле, с интересными на сегодня задачами исследований Вселенной, и из этого анализа выявить направления работ, на которые стоит тратить общие средства, энергию и интеллект людей. Это стоит делать для того, чтобы взвешенно и разумно принимать решения о выборе.
А какие идеи, цели оставим потомкам мы? Не подпускать близко к власти тиранов, авантюристов и просто проходимцев? Но это было понятно людям еще в древние времена. Правда, реализовать это понимание, как правило, не удавалось. Идея чистой земли — без зловонных мертвых рек, без пустынь (вместо лесов), без радиационных проплешин на живом теле планеты? Это осознали люди еще в конце XIX века. Может быть, наш завет потомкам — полеты к звездам и поиски связи с другими цивилизациями? Эти идеи родились в фантастической литературе XX века. Разобраться, а как же все-таки устроен наш мир, наша Вселенная — этим озабочено человечество много веков. А может, все уже завещано нам, и наша задача — попытаться на своем временном витке развития человечества воплотить поставленные перед землянами цели?
ЗВЁЗДАМ
ЗВЁЗДАМ
Уж к ночлегу птицы
Крыльями прохлопали.
Дремлют клумб кошницы,
Спят листы на тополе.
Замерли фонтана
Струи серебристые.
Сладок вздох тумана…
Звезды, звезды чистые!
Думы ли напрасные,
Горе ли жестокое, –
К вам стремлю, прекрасные,
Сердце одинокое.
В вас мое
…Ad astra (к звездам)
…Ad astra (к звездам)
Наша страна – теперь только Россия – очень изменилась за последние годы. Подавляющее большинство политиков, как везде во все времена, стремится к личной власти и, как всегда, – для блага народа. О чем-то в этой книге уже сказано раньше, но для полноты
9. Через тернии — к звёздам
9. Через тернии — к звёздам
Однажды у меня возникла мысль найти галактический центр нашей галактики. Мне без труда удалось обнаружить этот центр, но он был окружён силовой защитой, которая не позволяла приблизиться к нему любому желающему. Подобный подход вполне понятен.
ДОРОГА К ЗВЕЗДАМ
ДОРОГА К ЗВЕЗДАМ
Закрой коран! Свободно оглянись
И думай сам! Добром всегда делись,
Зла никогда не помни! А чтоб сердцем
Возвыситься, к поверженным нагнись!
Омар Хайям
Вражда между Улугбеком и дервишами усиливалась с каждым годом. Но пока она оставалась скрытой, словно
Глава девятая. ЧЕРЕЗ ТЕРНИИ К ЗВЕЗДАМ
Глава девятая. ЧЕРЕЗ ТЕРНИИ К ЗВЕЗДАМ
Елена Петровна Блаватская еще в России поняла, что язык правды — язык мертвый, вроде санскрита или латыни, и общаются на нем немногие, избранные. А она хотела, чтобы ее услышал весь мир. Разумеется, она предвидела, что общение,
ТАК ПОДНИМАЮТСЯ К ЗВЕЗДАМ
ТАК ПОДНИМАЮТСЯ К ЗВЕЗДАМ
Многолюдная Севилья встретила Хуану, Диего, сенью Марту, Алонсо и увязавшегося за ними Педро — мальчика-модель, как его звали в доме, энергичным ритмом жизни. Путь компании лежал к Альказару. Несколько дней тому назад Диего попросил у графа
Глава 1 Путь к звездам
Глава 1
Путь к звездам
В киевском Дворце спорта было пустынно. В вестибюле я увидела наполовину знакомую парочку. Известная мне «половина» называлась Геннадий Карпоносов. С ним – уже после окончания своей спортивной карьеры – мне довелось однажды поехать в греческую
ДОРОГА К ЗВЕЗДАМ
ДОРОГА К ЗВЕЗДАМ
«Сила отдачи — вот что освободит нас от земного плена», — решил, наконец, Циолковский. И впервые в истории он предложил для полета в мировое пространство ракету. Каждый, кто хоть раз в жизни стрелял из ружья или пистолета, знает: в момент выстрела оружие
ПОЛЕТ К ЗВЕЗДАМ
ПОЛЕТ К ЗВЕЗДАМ
С самого начала было ясно, что пространство Солнечной системы, ее планеты находятся в пределах досягаемости космических аппаратов и кораблей, которые могут быть созданы при современном уровне техники и знаний, и, следовательно, люди смогут если не
К звездам
К звездам
В научной фантастике есть один популярный герметичный сюжет, к которому в свое время обращались такие классики жанра, как Саймак или Хайнлайн. Затерянный в космосе звездолет отправлен в длительное путешествие. Сменяются поколения, и первоначальная цель полета
Часть 1 Барьеры на пути к звездам
Часть 1
Барьеры на пути к звездам
Глава 1
Испытание водой
Вечером 23 февраля 1914 года в одном неказистом доме на окраине Харькова раздался крик новорожденного. Тихая бездонная ночь за окном поглотила этот одиночный крик, не предвещая никому ничего сверхъестественного,
Полет закончен. «Полет» продолжается
Полет закончен. «Полет» продолжается
И вот всё минуло, заслонилось, ушло в зыбучий песок, но мы по привычке выделяли еще в газетах французские новости.Разъяснялся статус ордена Почётного Легиона в связи с награждением космонавтов. Сообщалось о русском кладбище в
Через тернии к звездам
Через тернии к звездам
Хорошо нам, таким православным и во-церковленным, рассуждать сегодня о том, правильно пел о Боге и вере Высоцкий, или нет. Как мог, так и пел, слава Богу, что хоть так, может быть, порой и ошибаясь, но искренне и честно выражая свое понимание этих
Сквозь тернии к звездам
Сквозь тернии к звездам
Однако ближе других подошел к идее использования реактивного двигателя для целей полета человека народоволец Николай Иванович Кибальчич (1854…1881 гг.) [36]] *. Приговоренный к смертной казни за участие в покушении на Александра II, заточенный в тюремную
Феникс | Память Альфа | Фэндом
Множественные реальности
(охватывает информацию из нескольких альтернативных линий времени)
Феникс
Принадлежность:
Земля
Тип:
Прототип варп-корабля
Активный:
2063
Экипаж:
3 (1 пилот, 2 члена экипажа)
Скорость:
Деформация 1 (скорость света)
Запуск Феникса
Графика, изображающая поперечное сечение Phoenix 9. 0004
Дополнительные значения слова «Феникс» см. в разделе «Феникс».
» Разве это не удивительно? Этот корабль когда-то был ядерной ракетой!»
«Историческая ирония в том, что доктор Кокрейн использовал инструмент массового уничтожения, чтобы открыть эру мира.
Варп-корабль Phoenix был первым искусственным пилотируемым космическим кораблем, достигшим скорости света с помощью варп-двигателя, который был построен в середине 21 века. «Феникс » запомнился как корабль, спровоцировавший Первый контакт Земли с вулканцами.
Содержание
- 1 История
- 2 Наследие
- 3 Приложения
- 3.1 См. также
- 3.2 Исходная информация
- 3.3 Внешние ссылки
История
Доктор Зефрам Кокрейн, изобретатель варп-двигателя, построил этот варп-корабль внутри ракетного комплекса в Бозмане, штат Монтана. Корабль изначально представлял собой ядерную ракету ВВС США с титановым корпусом. Лили Слоан потребовалось шесть месяцев, чтобы раздобыть достаточно титана, чтобы построить четырехметровую кабину 9-го.0007 Феникс . Доктор Кокрейн был пилотом, а Лили Слоан изначально должна была стать одним из вторых пилотов. Тем не менее, Уильям Райкер и Джорди Ла Форж (оба с USS Enterprise -E из 2373) служили в качестве экипажа.
4 апреля 2063 года, менее чем за сорок восемь часов до запуска, группа боргов из 24-го века попыталась уничтожить Phoenix . Им удалось нанести значительные повреждения различным участкам фюзеляжа и системе первичного интеркулера. Дроссельный узел был поврежден, из-за утечки опасного уровня тета-излучения. Были перепады температуры в топливном коллекторе, нужно было реконструировать камеру смешения, а поврежденный варп-плазмопровод требовал замены. Все повреждения были устранены к старту с помощью экипажа из 9 человек.0007 Энтерпрайз , преследовавший Борга из будущего.
5 апреля, около 11 часов утра, был запущен Phoenix . На первой ступени корабля использовались традиционные химические двигатели. Выключение и отделение первой ступени произведено на орбите. Гондолы были расширены, варп-ядро и инжекторы плазмы были подключены к сети, а гондолы были заряжены. На разгон до критической скорости ушло несколько секунд. Затем корабль достиг скорости света. ( Звездный путь: Первый контакт ; ВОЙ: «Год ада»)
На дисплее компьютера внутри Phoenix варп-двигатель называется «генератор космического варпа».
В зеркальной вселенной Phoenix был известен как первый терранский варп-корабль. (ЛОР: «In a Mirror, Darkly», вступительные титры )
Наследие
Первый полет Phoenix привлек внимание проходящего вулканского корабля T’Plana-Hath , в результате чего вулканцы решают установить Первый контакт. День первого контакта ежегодно отмечался в ознаменование этого первого контакта между людьми и вулканцами. (ВОЙ: «Усадьба»)
Модель Phoenix хранилась в старых покоях Трэвиса Мейвезера на борту ECS Horizon . (ENT: «Горизонт») Адмирал Максвелл Форрест держал аналогичную модель в своем офисе на Земле. (ЛОР: «Пространство», «Дом»)
Фотография и чертеж Phoenix 9.0008 были выставлены в Клубе 602 на Земле. Обе картины также украшали стену офиса адмирала Форреста на Земле в 2154 году. (ЛОР: «Первый полет», «Дом»).
Чертеж подписан «Зефрам Кокрейн – Лилли Слоун (так в оригинале) 2059», что позволяет предположить, что Phoenix был разработан как минимум за четыре года до запуска. [1]
В 2259 году альтернативной реальности модель Phoenix была включена в историческую выставку миниатюрных космических и летательных аппаратов в офисе адмирала Александра Маркуса на Земле. ( Звездный путь: Возмездие )
Ремесленный магазин реквизита и моделей Quantum Mechanix, QMx FX Cinema Arts, попросили проиллюстрировать историю космических полетов моделями для Star Trek Into Darkness . Phoenix был включен в построенные модели, которых всего было четырнадцать. На сайте организации была фотография Phoenix модели . [2]
К 24 веку Phoenix был экспонатом Смитсоновского музея авиации и космонавтики. Жан-Люк Пикард много раз видел экспонат в детстве, но ему ни разу не разрешили к нему прикоснуться. Чертежи Phoenix были доступны на звездолетах Федерации. ( Звездный путь: Первый контакт ; КАРТИНКА: «Звездочет», памятная табличка )
Таблички «Линейные корабли» были разработаны Джеффри Манделем, а изображения кораблей и дизайн постамента — Джоном Ивзом. [3]
В 2374 году изображение Phoenix , обозначенное как «варп-корабль Phoenix », появилось на дисплее компьютера библиотеки USS Defiant . (ДС9: «Поощряйте смелых»)
В следующем году тот же графический дисплей появился на экране компьютера библиотеки USS Voyager , который просматривал Первый после того, как Седьмая из Девяти активировала лингвистическую базу данных дрона и позволила ему усваивать информацию. (ВОЙ: «Дрон»)
Модель Phoenix была выставлена в баре на Звездной базе 25 в 2381 году.
Phoenix Искусство наряду с Enterprise (XCV 330)
Модель Phoenix
A. Phoenix , показанная на Starbase 25
, изображенная на Starfleet Academy Academy In 2401
9999999999999999999999999999999
.
- Bonaventure
Исходная информация
Феникс был « назван в честь бессмертной птицы из египетской мифологии, которая периодически сгорала в огне, а затем возрождалась из пепла заново. 139))
Phoenix описан практически во всех неканонических справочных источниках как прототип варп-двигателя. Однако диалог в «Звездный путь: первый контакт » и последующих эпизодах оставляет место для беспилотного испытания прототипа варп-двигателя до запуска Phoenix , как описано в Star Trek: The Next Generation Technical Manual . Если такое испытание и имело место, то оно должно было состояться в 2063 году, поскольку именно в этом году доктор Кокрейн испытал свой первый варп-двигатель. Кокрейн описал запуск как свой «первый варп-полет», а Кэтрин Джейнвей включила доктора Кокрейн в свой список легендарных пилотов. Можно с уверенностью предположить, что это был по крайней мере первый пилотируемый варп-корабль Земли. (ЛОР: «Регенерация»; ВОЙ: «Дружба первая», «Порог»; Звездный путь: Первый контакт )
Для справочника Star Trek Chronology Майкл и Дениз Окуда вместе с Риком Штернбахом придумали, как, по их мнению, мог бы выглядеть Phoenix . Модель этой конструкции была даже построена для проекта, построенного Грегом Джином. Это была модель Bonaventure (C1-21). ( Star Trek: The Official Starships Collection , выпуск 64, стр. 12)
В какой-то момент во время написания «Первый контакт » сценаристы фильма задумались о том, что может привести в действие реакционную камеру материи-антиматерии на борту 9-го корабля. 0007 Феникс вместо кристаллов дилития. Соавтор сценария Рональд Д. Мур позже вспоминал: « Мы говорили о том, что это произошло от чего-то модифицированного из термоядерной боеголовки — что это каким-то образом запустило реакцию деления. стр. 46)
Задание на разработку Phoenix было дано концепт-художнику Джону Ивзу. Задача сразу поставила перед ним несколько проблем; он должен был разработать конфигурацию, которую можно было бы убедительно изобразить как первое в мире судно со скоростью, превышающей скорость света, которая выглядела бы так, как будто она была спроектирована в настоящем, но также предполагала бы дизайн корабля Звездного флота из будущего. ( Star Trek: The Official Starships Collection , выпуск 64, с. 10)
Ивз знал, что «Феникс» дополнительно придется адаптировать из ракеты «Титан». Поскольку списанная ракета «Титан II» действительно была обнаружена производственным персоналом, Ивз начал процесс проектирования с изучения ракеты. Первым эскизом, который он сделал для Phoenix , был носовой обтекатель, одна из нескольких частей настоящей ракеты, которые были разобраны. После того, как кинокомпания заполнила другие части, которые отсутствовали во внешней части ракеты (чтобы ее можно было использовать в качестве 9-го0007 Phoenix «ракета-носитель»), был построен носовой обтекатель Phoenix . « Мы построили конус, чтобы пройти над существующим, или, по крайней мере, тем, что от него осталось, », — вспоминал Ивз. » На самом деле я сделал новый конус длиннее исходного и придал ему изгиб наружу, а также добавил четыре ребра, идущие от более широкого основания прямо к носу. » Ивз хотел, чтобы капсула выглядела так, как ее создатели изначально использовала существующую технологию, которая оказалась доступной, но также постепенно добавляла дополнительные биты, когда это требовалось. После того, как он впоследствии добавил «пузырьковое» окно, чтобы экипаж мог смотреть вокруг, его дизайн носового обтекателя был одобрен. Карниз также спроектировал интерьер конуса, создав концептуальный эскиз этой области, датированный 19 марта.96. ( Star Trek: The Official Starships Collection , выпуск 64, стр. 10, 11-12 и 13)
После того, как дизайн носового обтекателя, разработанный Ивсом, был одобрен, Клит Ф. Сетроне построил модель обтекателя, используя эскизы, демонстрирующие вид сверху, сбоку и в три четверти, а также фактические характеристики исходного носового обтекателя. . Между тем было очевидно, что Phoenix должен был существенно изменить форму после своего запуска. ( Звездный путь: Официальная коллекция кораблей , выпуск 64, с. 12)
Первоначально художественный отдел Первый контакт начал играть с идеей, чтобы Феникс , изображенный в фильме, соответствовал дизайну из Хронология Звездного пути , построенного несколькими годами ранее. Но, после некоторых размышлений, , — продолжил Ивз, — (продюсер визуальных эффектов) Питер Лауритсон решил, что будет трудно вписать этот корабль в довольно тесное место. они сделали, было красиво, но в конце концов мы согласились, что это просто не сработает.0008» ( Звездный путь: Официальная коллекция кораблей , выпуск 64, стр. 12)
Вернувшись к чертежной доске, Джон Ивз сосредоточился на том, чтобы точно определить, какого размера будет Phoenix , как корабль, который в сценарии First Contact описан как имеющий гондолы, поместится внутри ракеты и как, вырвавшись из своей ракеты-носителя, он впоследствии превратился в корабль, способный к варп-двигателю. Я взял [реальные] чертежи ракеты и попытался вычислить, какой должна быть хорошая длина ракеты по сравнению с твердотопливной базой. Оттуда я вытащил Феникс придумал идею и попытался выяснить детали. «Карниз» получил конструкцию, очень похожую на ту, что использовалась в конечном итоге, с большими двигателями на днище корабля, а также прочным фюзеляжем с открытым каркасом и гондолами, которые складывались из бортов ракеты во время полета. Художник-постановщик Герман Циммерман придерживался мнения, что корабль должен выглядеть так, как если бы он был построен из частей, которые были утилизированы, в результате чего части корабля выглядят практически как скелет. Наконец, Ивз работал как над более длинной, так и над более короткой версией Феникс . ( Star Trek: The Official Starships Collection , выпуск 64, стр. 12-13)
Джон Ивз предпринял сознательное усилие, чтобы сделать гондолы Phoenix как можно больше. Пока он работал над двумя размерами корабля, он сосредоточился именно на варп-двигателе. На его конструкцию повлияло то, что он посмотрел документальный фильм об атомной бомбе, в котором показано, что одна из первых атомных бомб имела кольцо спусковых крючков, которые все должны были активироваться одновременно, чтобы срабатывал спусковой механизм. Я подумал, что было бы здорово, если бы эта предпосылка лежала в основе этого юнита — чтобы все эти триггеры сработали, чтобы активировалось действие варпа. «Единственное, что после этого оставалось сделать, это придать форму гондолам, чтобы они выглядели похожими на гондолы USS Enterprise класса «Конституция» , в попытке создать визуальную связь между периодами времени. ( Star Trek : The Official Starships Collection , выпуск 64, стр. 13)
После того, как проекты были представлены Герману Циммерману и продюсеру Рику Берману, последний член производственного персонала выбрал более короткую версию Феникс . Он также переместил гондолы немного вперед, чтобы придать кораблю более сбалансированный (хотя и механически сложный) дизайн. ( Star Trek: The Official Starships Collection , выпуск 64, стр. 13)
Метод возвращения Феникса на Землю в целости и сохранности проиллюстрирован художником в Звездный путь: Искусство Джона Ивза . Карниз изображает схему полета, которая показывает посадку Phoenix с помощью конфигурации входа в атмосферу с оперением и парашютов.
Кадры Phoenix из First Contact были повторно использованы в начальных титрах для Star Trek: Enterprise .
Внешние ссылки
- Phoenix на StarTrek.com, официальном веб-сайте Star Trek
- Phoenix в Memory Beta, вики для лицензированных Star Trek работает
Ракетчики говорят, что мы никогда не достигнем звезд препятствовать тому, чтобы излучение двигателей наносило вред чувствительному оборудованию или людям.
В конце ракеты большой сверхпроводящий магнит будет направлять поток частиц, образующихся при аннигиляции водорода и антиводорода. По словам Фрисби, нельзя использовать обычную насадку, даже если она сделана из экзотических материалов, потому что она не выдерживает воздействия высокоэнергетических частиц. Тяжелый щит защитит остальную часть корабля от радиации, вызванной реакцией.
Следующим в очереди будет большой радиатор для рассеивания всего тепла, производимого двигателем, за которым следуют отсеки для хранения водорода и антиводорода. Поскольку антиводород был бы уничтожен, если бы коснулся стенок любого сосуда, конструкция Фрисби хранит два компонента в виде льда при температуре на один градус выше абсолютного нуля.
Системы, необходимые для запуска космического корабля, идут после топливных баков, за которыми следует полезная нагрузка. В целом космический корабль будет напоминать большую иглу массой 80 миллионов метрических тонн, а также по 40 миллионов метрических тонн водорода и антиводорода. Для сравнения, космический шаттл весит всего 2000 метрических тонн.
«Межзвездные миссии большие», — сказал Фрисби, отчасти из-за огромного количества энергии (и, следовательно, топлива), необходимого для того, чтобы двигаться достаточно быстро, чтобы совершить путешествие за какое-то разумное время. «Каждый раз, когда вы пытаетесь довести что-то до скорости света, Ньютон по-прежнему остается Богом».
С этим топливом потребуется почти 40 лет, чтобы преодолеть расстояние в 4,3 световых года до ближайшего соседа Земли, Альфы Центури, сказал он.
На Земле
Даже улучшить доступ людей к ближнему космосу непросто.
Ученые почти отказались от идей ракет, которые могут выходить на орбиту с помощью одной ступени. Вместо этого частные космические предприятия сосредоточились на облегчении полезной нагрузки и ракеты, а также на повышении надежности. Если космический туризм войдет в моду, то провайдеры запусков смогут извлечь выгоду из эффекта масштаба.
Но альтернативные двигательные установки? Их не так много в воображении людей, но большинство из них не выдерживают испытания реальностью, заявил участникам конференции Маркус Янг, исследователь из группы перспективных проектов Исследовательской лаборатории ВВС США. Янг и его команда изучили идеи ракет-носителей, которые можно было бы реализовать в ближайшие 15–50 лет, и обнаружили, что большинство из них не работают.
Космический лифт? Даже если инженерия имеет смысл, дизайн требует прорыва в материаловедении для создания достаточно длинных и прочных кабелей. Рельсовые пушки? Транспортное средство должно было бы сбить 100-километровую трассу с силой в 50 раз превышающей силу тяжести, чтобы выйти на орбиту. Атомная энергия? Радиоактивность ограничит его использование за пределами земной атмосферы, а политика определенно токсична.
«Есть много идей, о которых вы сначала говорите: «Эй, это может сработать», — сказал Янг. «Но после небольшого исследования вы быстро обнаружите, что это не так».