Космические катастрофы и аварии: Космические катастрофы и резонансы Солнечной системы — Русское Космическое Общество

Содержание

Космические катастрофы и резонансы Солнечной системы — Русское Космическое Общество

1. Введение

Вся жизнь природы и общества пронизана многомерными взаимопроникающими периодами и циклами. Они составляют основу разнообразных календарных и хронометрических шкал, используемых человеком в своей деятельности. Часто такие шкалы являются лишь приблизительными, поисковыми и вступают в противоречие друг с другом. Особую роль в согласовании хронометрических эталонов играют астрономические циклы [9].

Анализ дат самых разнообразных событий показывает, что они группируются в некие перенасыщенные узлы, после чего наступает пауза, иногда довольно значительная по времени. Явно существуют какие-то особенно любимые катастрофическими событиями календарные даты солнечного и лунного календарей.

Во многих случаях тому имеются очевидные объяснения, например, максимальным приливам в новолуние и полнолуние, когда Солнце, Земля и Луна выстраиваются в линию. Понятна природа равноденственных бурь, связанных с сезонными глобальными перестройками атмосферных и океанических процессов. Но чаще связи не так очевидны, а прогноз соответствующих явлений крайне желателен, чтобы избежать излишних жертв, политических осложнений и других неприятных последствий [3, 4].

Создавая «новую отрасль знания» историометрию, А.Л. Чижевский определял, что «первой и основной измерительной единицей исторического времени является один цикл солнцедеятельности, равный в среднем арифметическом 11 годам» [1]. Представим, что пятна и другие признаки солнечной активности отсутствовали бы.

Какая иная единица времени тогда бы стала основной в нашей общественной и личной жизни?

Нам представляется, что таковыми могли бы быть резонансные периоды взаимных положений планет Земной группы. Главным из них является Пентастра (32 года), а также ее пятые доли — Квинты (6.4 года) [4].

2. Пять критических периодов года

Рассмотрим некоторые самые катастрофические события, о которых каждый узнает еще в детстве из книг, кинофильмов, рассказов очевидцев [5].

Картина Карла Брюллова «Последний день Помпеи» переносит нас в страшный день 4 августа 79 г., когда извержение Везувия уничтожило города Геркуланум, Стабию и Помпеи. После этого долгие столетия Везувий не повторял таких опустошений вплоть до 1794 г. Роковым оказалось летнее солнцестояние, – 12 и 15 июня произошли землетрясения, а затем извержение вулкана, продолжавшееся 10 дней подряд.

Чудовищное извержение вулкана Тамбора в Индонезии 5-12 апреля 1815 выбросило в атмосферу около 100 кубических километров распыленных горных пород. Катастрофа 26-27 августа 1883 уничтожила вулканический остров Кракатау. Сильнейшее извержение произошло на Камчатке 22 октября 1955, когда проснулась сопка Безымянная. Взрывы продолжались весь ноябрь, а потом затихли. Но 30 марта 1956 гигантский взрыв выбросил тучи пепла на высоту 40 км!

Сильнейшие землетрясения разрушили столицу Португалии Лиссабон 1 ноября 1755 и столицу Японии Токио 1 сентября 1923. Подземные толчки, цунами, ураганные ветры и ливни погубили около 200 000 жителей Мессины и других итальянских городов и селений 28 декабря 1908. Грандиозный снегопад 26 декабря 1947 завалил Нью-Йорк сугробами восьмиметровой высоты. Уже в XXI веке 26 декабря 2004 жуткое землетрясение у берегов Суматры и вызванное им цунами погубили сотни тысяч людей по берегам Индийского океана. И вторая столь же разрушительная катастрофа нового века произошла на стыке лет. 12 января 2010 землетрясение на Гаити погубило до 300 000 человек.

Социальные и технические катастрофы также концентрируются близ кризисных максимумов числа природных бедствий.

Поистине жутким рекордсменом является 27 марта [2]. В 1968 – гибель Ю.А. Гагарина и В.С. Серегина, а ровно за четверть века до этого погиб при испытании первого советского ракетного самолета БИ-1 Г.Я. Бахчиванджи. В Книге рекордов Гиннеса есть раздел «Бедствия и катастрофы с максимальным количеством жертв». В паре десятков дат 27 марта встречается трижды!

1977 год – 583 жизни уносит самая чудовищная авиакатастрофа в истории – столкновение двух “Боингов-747” на острове Тенериф,

1980 – два печальных рекорда рокового «тридевятого» марта:

23 погибших при аварии на нефтедобывающей платформе в Северном море и 23 жертвы падения лифта в шахте в ЮАР.

27 марта 1964 – землетрясение «Страстной пятницы» на Аляске.

29 марта 1912 – последняя запись в антарктическом дневнике Р. Скотта.

29 марта 1000 года – сильное землетрясение на всем земном шаре.

Начало апреля – трагедии «Титаника», «Трешера», «Комсомольца», смерть Авраама Линкольна, Патриарха Тихона, Франклина Рузвельта, Мартина Лютера Кинга, трагедия Тбилиси в 1989 и Донецка 1998… XXI век добавил новые пожары, взрывы, войны, наводнения, оползни, тайфуны.

Вот только весна 2010:

21 марта началось извержение вулкана Эйяфьядлайёкюдль в Исландии и выброс пепла, который нарушил авиасообщение в Северной Европе.

29 марта погиб 41 человек при взрывах в московском метро.

10 апреля авиакатастрофа в Смоленске. Гибель 96 человек, среди них президент Польши Лех Качиньски.

14 апреля гибель тысяч людей при землетрясении в Китае.

20 апреля взрыв нефтяной платформы в Мексиканском заливе.

Обнаруживаются ПЯТЬ концентраций катастрофических событий в году: около 6 января, 6 апреля, 21 июня, 24 августа, 25 октября. Интересно, что четыре попадают на периоды церковных постов – Рождественский, Великий, Петров и Успенский. На пятый же приходится пресловутый Хеллоуин.

Люди, как правило, хорошо запоминают опасные точки и целые зоны Пространства, будь это ненадежная ступенька лестницы, скользкий участок дороги или зона обитания злой собаки. Опасны и огромные территории полярных пустынь, высоких гор, джунглей и т.д.

Течение Времени имеет свои особо напряженные узловые точки и периоды.

Пространство и Время в единое слиты,

И как на дороге есть битые плиты,

Так Времени круг каждый год каждый раз

Цепляет своими ухабами нас.

На особую роль пентагональной симметрии в астрономии и планетологии неоднократно обращали внимание Геннадий Николаевич Каттерфельд (1927-2013) [6] и Кирилл Павлович Бутусов (1929-2012) [8], активно работавшие в Комиссии планетологии СССР и Международной Ассоциации Планетологов [7], которая образована именно в критическую дату 23 августа 1968 в Праге.

В те роковые дни пятиконечные символы на танках стран Варшавского договора были замазаны, однако никак не спрячешь ПЯТЬ УЗЛОВ природных и техногенных катастроф, военно-политических кризисов, максимальных вспышек агрессии, вероломства и величайших проявлений героизма, мужества, патриотизма на полях сражений,.

1. Новогодний узел. Военные кризисы новейшего времени – в Афганистане и Чечне (начаты до Православного Рождества), прорыв блокады Ленинграда (1943), освобождение Новгорода и разгром фашистов под Ленинградом (1944) (начало операций после Рождества). На шахте «Центральная» (Воркута) при пожаре и взрывах погибли 27 горняков (1998). Отставка Б.Н. Ельцина. В этом узле величайшие трагедии космической программы США, унесшие жизни 17 астронавтов: пожар при наземном испытании «Аполлона-1» (27.01.1967), взрыв при взлете «Челленджера» (28.01.1986) и разрушение при посадке «Колумбии» (1.02.2003).

2. Узел Марса (март назван в честь бога войны). Ледовое побоище (1242), Русские войска вступают в Париж (1814), сожжение Москвы ордой Девлет-Гирея (1571), начало (1861) и конец (1865) гражданской войны в США, гибель адмирала С.О. Макарова при взрыве броненосца «Петропавловск» в (1904), отставка В.С. Черномырдина (1998), натовские бомбардировки Белграда (1999), избрание В.В. Путина президентом РФ (2000), на шахте «Тайжина» (Кузбасс) при взрыве метана погибли 47 горняков (2004), авария на шахте «Ульяновская» (Кузбасс), 110 погибших (2007).

3. Солнцестояние. Полтавская битва (1709), Наполеон вторгается в Россию (1812), битва при Ватерлоо (1815), капитуляция Франции (1940) и тяжелое отступление Красной Армии (1941), начало войны в Корее (1950), «Шестидневная» арабо-израильская война (1967). Гибель экипажа «Союза-11» при возвращении на Землю (30.06.1971).

4. Конец лета. Варфоломеевская ночь (1572), Куликовская битва (1380), Бородино (1812), победа на Халхин-Голе, пакт Молотова — Риббентропа, начало Второй мировой войны (1939), ГКЧП (1991), гибель “Курска” (2000), обрушение Всемирного торгового центра в Нью-Йорке (2001), авария на Саяно-Шушенской ГЭС (2009).

5. Октябрьский узел. Трафальгарская битва (1805), Октябрьский переворот (1917), революция в Германии (1918), начало наступления франкистов на Мадрид (1936), Венгерская революция (1956). Крупнейшая катастрофа на Байконуре, при взрыве ракеты «Р-16» погибли десятки человек, включая маршала М.И. Неделина (24.10.1960).

На эти же узловые периоды приходятся окна стартов космических аппаратов к Венере и Марсу, когда обеспечиваются оптимальные по энергетическим затратам условия перелета к этим планетам.

«Времен года» на самом деле пять. Конечно, не случайно такое разделение на пять узлов, начинающих пять сезонных периодов, столь непохожих друг на друга по условиям температуры, осадков, состояния дорог, обилия или недостатка продовольствия. Характерно, что в Китае издревле принято деление года на пять сезонов. Пять сезонов выделяют синоптики и для Петербургского климата.

Но если в Южном Китае на два сезона растягивается лето, то в Санкт-Петербурге ключевые даты знаменуют начало около 6 апреля — весны, 21 июня — лета, 24 августа — осени, 25 октября — предзимья и 6 января — зимы.

Весьма значимы обсуждаемые точки и в общем астрономическом смысле. Например, именно в конце августа происходят Великие противостояния Марса, а Солнце бывает в направлении ярчайшей звезды созвездия Льва — РЕГУЛА, издавна почитаемой звездочетами царской, регулятором, определяющим регулярность, то есть правильность, равномерность, планомерность явлений и событий. Наконец, новейшая астрономия обнаружила, что именно к созвездию Льва направлен вектор абсолютной скорости всей Солнечной системы в пространстве Метагалактики.

Новогодний узел потрясений отмечен минимальным расстоянием от Земли до Солнца, которое в эти дни находится в направлении центра Галактики.

3. КВИНТА, ПЕНТАСТРА, БЕРОС и РОСС –

важнейшие периоды резонансной ритмики Солнечной системы

Основные единицы измерения промежутков времени сутки, месяц, год сформировались в глубокой древности на основе осознания человеком ритмики природных систем. С расширением сферы интересов человечества на космическое пространство аналогичные единицы определяются и все чаще используются для других небесных тел. В наши дни понятия солнечных и звездных суток для Марса, Венеры, Луны, других планет, как и понятия об их сезонных и климатических ритмах, все активнее используются как в специальных [7], так и в массовых изданиях и телепрограммах.

Значительно сложнее выделение многолетних циклических процессов. Но все-таки некоторые из них были открыты древними цивилизациями и легли в основу календарных систем разных народов. Причем небесная – Солнечная, Лунная, планетная, звездная – основа этих систем очень хорошо осознавалась нашими предками [5].

В Петербурге – Ленинграде никогда не прерывалась традиция Русского Космизма, далеко выходя за рамки астрономии и космонавтики. Нами в рамках Комиссии планетологии СССР исследовались циклы продолжительностью от нескольких десятков до тысяч лет в конфигурациях планет и социуме. Четко обозначилась роль гармоник 32-летнего цикла, связанного с движением планет земной группы, в ритмике индивидуальной человеческой жизни и в синхронизации глобальных социальных, климатических и геологических процессов [3, 6].

О 32-летнем цикле хорошо знали и древние, положив его в основу славянской, авестийской и других календарных систем. Мы лишь ввели новые обозначения, показали действие цикла в ХХ веке и дали некоторые прогнозы. В 1997 г. был сформулирован Закон отложенного возмездия и указаны ежегодные критические периоды, в которых концентрируется большинство катастроф [3, 7].

Главный период повторения конфигураций планет во внутренней части Солнечной системы с высокой точностью содержит целое число планетных обращений вокруг Солнца:

ПЕНТАСТРА = 32 года = 52 обращения Венеры = 17 обращений Марса.

Таким образом, этот цикл был бы удобен для календарных целей и гипотетической цивилизации марсиан и для будущих преобразователей природы Венеры!

Пентастрой – т.е. пятиконечной звездой он назван потому, что делится на 5 коротких периодов (квинт), через которые повторяются соединения планет. В наше время соответствующие критические даты приходятся на 15 января, 27 марта, 15 июня, 23 августа и 5 ноября (плюс-минус две недели).

КВИНТА = 6,4 года = 1/5 Пентастры

«Возмездие», как эхо и как реакция природной или социальной среды, случается, как правило, через целое число квинт после события. «За такое РАСПИСАНИЕ природных, техногенных, социальных и личных катастроф в значительной степени несут ответственность резонансные свойства Солнечной системы, а именно солнечный и планетный циклы ее активности»[7].

Существует ли подобная закономерность для более протяженных периодов, характерных для обращения вокруг Солнца планет-гигантов? Древние звездочеты выделяли несколько циклов разной длительности, например, 60-летний цикл использован в календарях стран Восточной Азии, 1461-летний цикл применялся в календаре Древнего Египта. Более двух тысяч лет известен планетный цикл, который мы в честь халдейского астронома называем БЕРОС = 178 лет [9].

Многие современные исследователи изучают связь биосферных, геофизических и геологических циклов с вариациями положения центра масс Солнечной системы, выделяя особую значимость 2403-летнего цикла и резонансов Юпитер – Сатурн (890 лет) и Уран – Нептун (4300 лет) [8, 10]. Эти работы дополняют наш вывод о существовании важнейшего цикла в 4448 лет, который был назван РОСС (Резонанс Орбит Солнечной Системы) [3].

РОСС = 25 БЕРОС = 375 обращений Юпитера =

= 151 обращений Сатурна = 53 обращений Урана =

= 27 обращений Нептуна = 18 обращений Плутона = 4448 лет

Показательно, что периоды обращения обнаруженных в последнее время транснептуновых объектов Варуны и Хаумеи (278 лет) и Эриды (556 лет) тоже укладываются в указанный ряд целочисленных соотношений:

РОСС = 16 обращений Варуны или Хаумеи = 8 обращений Эриды

Упомянем некоторые наиболее тесные гелиоцентрические группировки планет-гигантов, особенно заметно смещающие центр масс Солнечной системы: 14979, 10352, 7949, 5367, 3322, 3143, 919 годы до н.э.

1306, 3530, 5614, 5754, 5934, 10561 н.э.

«Парад планет» 1306 года — наилучший историометрический репер для сравнения и уточнения различных природных шкал времени, привязки и проверки археологических датировок и сравнения летописных и других исторических сведений. Не исключено, что и тесная конфигурация планет около 3143 года до н.э. каким-то образом связана с Нуль-пунктом долгой шкалы Календаря майя 13 августа 3113 года до н.э.

Но и это еще не все. Движение дальних и ближних к Солнцу планет тоже синхронизировано: РОСС = 139 ПЕНТАСТР

Обратим внимание, что РОСС составляет ровно 400 циклов Солнечной активности. Правда, если считать по 11,12 года, что оправдывало себя в XIX веке, но не соответствует среднему периоду активности Солнца за XX век.

Присвоение Церере статуса карликовой планеты позволяет усилить «пролеты резонансного моста» от планет-гигантов к планетам земной группы. В частности, нами для построения согласованных резонансных комбинаций была использована следующая цепочка соотношений, где во второй строке указано число обращений планет вокруг Солнца за 83 года:

УРАН — ЮПИТЕР – ЦЕРЕРА – МАРС – ЗЕМЛЯ – ВЕНЕРА

1 7 18 44 83 135

Успешный поиск экзопланет и обнаружение планетных систем у других звезд выдвинуло задачу анализа полноты текущей информации о составе этих систем. Одним из способов уточнения статуса кандидатов в экзопланеты и прогноза открытия новых экзопланет является анализ соизмеримостей движения уже обнаруженных членов экзопланетных систем. Например, в экзопланетной системе HR 8799 обнаружен резонанс частот трех планет, подобный Пентастре. В 2015 г. мы предположили существование четвертой планеты (“Экзовенеры”) и соответствующее резонансное соотношение, подобное имеющемуся в Солнечной системе [10].

b : c : d : (e) = 7 : 17 : 32 : (52) = Церера : Марс : Земля : (Венера).

Экзопланета действительно вскоре была обнаружена! Правда, параметры ее орбиты определяются неуверенно. Вместо прогнозируемого нами числа 52 пока получается диапазон от 64 до 71.

Литература:

1.Чижевский А.Л. Физические факторы исторического процесса. – Калуга. 1924. – 72с.

2.Смирнов С.С. Триумф и трагедии восхождения к звездам. Роковое Тридевятое марта [о гибели 27 марта 1968 Ю.А. Гагарина и В.С. Серегина]. – СПб. – 1997. – «Планетарий» – № 4,

3. Смирнов С.С., Каттерфельд Г.Н. Отложенное возмездие. Проявление планетного цикла в историометрии и судьбах людей. — В сб. «Per Aspera ad Astra». К 40-летию космической эры. – СПб.: 1997.

4.Смирнов С.С. Планетные конфигурации и их проявления в историометрии и социологии. — Вопросы истории и теории. Выпуск XIV. СПб филиал ИИЕТ РАН, 1998, с. 46

5.Смирнов С.С. Возмездие «по-астрономически» или Пять аномалий ежегодного круга событий. – СПб: 1998 – «Аномалия» – № 21. Ноябрь

6.Смирнов С.С. Императивная метрика Урании// В кн.: Каттерфельд Г.Н. «Отложенное возмездие. Проявление солнечного и планетного циклов в историометрии и судьбах людей», Второе издание, посвященное А.Л. Чижевскому и С.С. Смирнову. – СПб.: «Орион», 1999. – с. 9-22, 25, 64-70. (Переведена на сербский язык: Белград, 2001).

7.Астро-геологи и планетологи СССР. Энциклопедия/ Ред. Г.Н. Каттерфельд. – СПб.: Изд-во «Правда», 2003. – с. 14-17, 109

8.Бутусов К.П. Резонанс волн биений и закон планетных периодов. – СПб.: Копи-Парк, 2005. – 84с.

9.Смирнов С.С. Роль астрономических циклов в геокультурном пространстве-времени // Время. Ландшафт. Культура / Материалы научно-практического семинара «Этнокультурная география и семиотика географического пространства». Вып. 1. — СПб.: Астерион, 2010. – с. 103.

10.Смирнов С.С. Карликовые планеты и резонансная структура Солнечной системы // Известия ГАО в Пулкове. 2016 –№ 223. с. 253-257.

космические катастрофы и резонансы солнечной системы, смирнов сергей сергеевич, астрономия

7 громких аварий и катастроф в истории космических полетов

В ходе космических полетов и ракетных запусков порой случались и трагедии со смертями астронавтов

Алина Вишневская

Редактор новостей

История покорения космоса состоит не только из побед, но и имеет трагическую сторону. Дорога в космос не обошлась и без аварий и катастроф.

Новини.LIVЕ рассказывает о 7 космических авариях и катастрофах.

Читайте также:

Читайте также: Какие звуки услышали космонавты NASA и невероятно испугались

«Аполлон-12»: удары молнии

Во время старта Аполлона-12, который состоялся 14 ноября 1969 года, в верхнюю часть шаттла попали два удара молнии. Первый удар был даже виден зрителям, что вызвало ажиотаж и обеспокоенность относительно безопасности миссии. Убедившись, что аппарат не получил повреждений, он все же отправился на Луну.

Однако еще одна неприятность произошла с космическим корабелем во время возвращения на Землю. Когда он «приводнился» в океане, сильная волна ударила по корпусу, раскачивая аппарат. 16-миллиметровая пленочная камера, которая была закреплена на голове астронавта Алана Бина, сорвалась и сделала ему порез длиной 1,25 см над бровью. Астронавту быстро оказали медицинскую помощь.

Испытательный проект «Аполлон-Союз»: утечка ядовитого газа

Это первый совместный космический полет США и Советского Союза, состоявшийся в июле 1975 года. Сама миссия прошла практически безупречно. Инцидент произошел во время входа в атмосферу Земли. Из-за неисправности системы управления реакцией, которая контролирует высоту, в кабину «Аполлона» с американскими астронавтами попал ядовитый четиреокись азота.

После приземления космического корабля кабину проветрили и никто из космонавтов не пострадал. В больнице у них обнаружили химически вызванную форму пневмонии, но все выздоровели в течение нескольких недель.

Катастрофа космического корабля «Челленджер»

28 января 1986 года – одна из самых трагических страниц в истории космических полетов. Космический корабль с полным экипажем на борту взорвался в воздухе через минуту после старта.

Из-за неисправности уплотнительных колец космического корабля, разделяющих его ракетные ускорители, возник пожар. Шаттл начал быстро распадаться.

В результате катастрофы погиб весь экипаж, а также школьная учительница Криста Маколифф, находившаяся на борту, чтобы вести занятия и проводить эксперименты в космосе.

Запуск шаттла не транслировался по телевидению, но взрыв и его разрушение были видны зрителям Земли. Он осуществлялся при -3 градуса и существовало опасение о влиянии низкой температуры на уплотнительные кольца. Однако миссию не перенесли.

После этого была временно приостановлена программа космических шаттлов, а для определения причины и виновников в катастрофе создана специальная комиссия.

«Союз-1»: отказ парашюта

24 апреля 1967 года во время посадки разбился от удара о землю советский корабль «Союз-1», который пилотировал Владимир Комаров.

Его космический корабль должен был выйти на орбиту Земли, а затем встретиться с «Союзом 2». В конце концов «Союз-1» должен был достичь Луны. Однако Комаров столкнулся с проблемами в конструкции своего космического корабля и миссию прервали, а астронавт начал подготовку к своему возвращению на Землю.

Парашюты на «Союзе-1» не раскрылись должным образом, что сделало невозможным замедление космического корабля после входа в атмосферу. Он упал на Землю, в результате чего погиб космонавт Владимир Комаров.

«Мир-18»: травмирование глаз астронавта

Во время миссии на космическую станцию «Мир» 1995 года астронавт Норман Тагард делал упражнения с помощью тренажера для выполнения глубоких сгибаний в коленях. В процессе один из ремней, который прикреплялся к ступне для создания сопротивления, оторвался от его ноги. Он взлетел вверх и попал астронавту в глаз.

Сперва Тагард страдал от боли и не мог смотреть на свет. После применения стероидных глазных капель его глаз начал заживать, и все вернулось к норме.

Катастрофа космического корабля «Колумбия»

Трагедия произошла 1 февраля 2003 года. Космический корабль сгорел при входе в атмосферу с полным экипажем на борту.

Аварию вызвало повреждение теплоизоляционного слоя на крыле аппарата. Большой кусок пены упал на левое крыло шаттла и образовал дыру. Технический персонал проигнорировал неисправность, посчитав, что беспокоиться не о чем.

Но когда «Колумбия» попыталась войти в атмосферу, газы и дым попали в левое крыло через отверстие. Затем оторвалось крыло, что привело к распаду остального шаттла через 7 минут после приземления. В результате аварии погиб весь экипаж из 6 американских и одного израильского астронавтов.

«Экспедиция 36 МКС»: утечка воды в скафандре космонавта

Инцидент произошел 16 июля 2013 года с итальянским астронавтом Европейского космического агентства Лука Пармитано. Его выход в открытый космос в рамках 36-й экспедиции на МКС пришлось экстренно прервать из-за того, что в шлеме скафандра оказалась вода.

Так, вода оказалась вокруг всей его головы и астронавт не мог слышать или говорить. Жидкость поступала не из емкости с питьевой водой в шлеме, а из-за утечки в системе жидкого хладагента. Поэтому пить ее было не самым безопасным способом.

Учитывая опасную ситуацию, выход Пармитано в открытый космос был прерван, а сам астронавт вернулся на МКС совершенно невредимым.

Другие новости о космосе

  • В течение 2021 года астрономы обнаружили вокруг далеких звезд десятки различных экзопланет. Их открыли благодаря новейшим наземным и космическим обсерваториям.
  • Китай выложил в интернет фотографии «Красной планеты», сделаны зондом «Тяньвэнь-1» и марсоходом «Чжуронг». На них четко можно рассмотреть ледяную поверхность, а также в целом рельеф планеты.
  • космос

Мгновенные новости в нашем Telegram

Подписаться

Космические катастрофы –

Космические катастрофы – это сбои в технологии, проектировании и управлении, приводящие к трагическим человеческим жертвам. В то время как несчастные случаи со смертельным исходом, такие как катастрофа в Колумбии, взрыв «Челленджера» и трагический полет «Союза-11», вызывают драматические реакции, можно не меньшему научиться из беспилотных сбоев и потенциальных промахов, которые подчеркивают конструктивные и эксплуатационные недостатки дальше от общественного внимания, потому что когда космическая авария не уносит жизни, это скорее вопрос удачи, чем готовности.

Этот раздел журнала «Космическая безопасность» посвящен эпизодам, которые, как нам хотелось бы, никогда не происходили, черным страницам истории космических полетов, авариям и катастрофам, которые напомнили нам, насколько опасным может быть полет в космос.

Взрыв «Челленджера» через 73 секунды полета, Кредиты: НАСА

Жертвы космических катастроф

Катастрофы в космосе происходили с момента изобретения полетов на ракетах в начале 20 го века. Хотя неудачи случались как в пилотируемых, так и в беспилотных полетах, миссии с человеческими жертвами всегда оказывают максимальное влияние на правительство и общественность.

За всю историю полетов человека в космос несчастные случаи унесли жизни 21 человека:

– Гас Гриссом, Эд Уайт и Роджер Чаффи в пожаре Аполлона-1;

– Владимир Комаров при отказе парашюта корабля «Союз-1»;

— Георгий Добровольский, Владислав Волков и Виктор Пацаев в аварии с декомпрессией корабля «Союз-11»;

— Фрэнсис Р. Скоби, Майкл Дж. Смит, Рональд Макнейр, Эллисон Онидзука, Джудит Резник, Грег Джарвис, Криста Маколифф в катастрофе космического корабля «Челленджер»;

— Рик Д. Муж, Уильям К. МакКул, Майкл П. Андерсон, Калпана Чавла, Дэвид М. Браун, Лорел Кларк, Илан Рамон, в катастрофе Колумбии.

Из них в космосе погибли только трое: Добровольский, Волков и Пацаев, экипаж корабля «Союз-11», задохнувшиеся из-за потери давления в кабине.

Пожар на Аполлоне-1 произошел на земле во время испытаний, но его можно считать настоящей космической аварией, поскольку его причины коренятся в неудачной конструкции космического корабля, неадекватных процедурах безопасности и контроле качества при производстве.

Комаров погиб в единственной в истории космонавтики катастрофе с парашютом со смертельным исходом. У «Аполлона-15» произошел отказ парашюта при возвращении с миссии на Луну, но избыточная конструкция капсулы «Аполлон» позволила экипажу безопасно приводниться только с двумя из трех парашютов.

Экипаж «Челленджера» — единственный, кто погиб в аварии при запуске. В ходе российской космической программы катастрофически закончились два пилотируемых запуска: «Союз Т-10-1», взорвавшийся на площадке, и «Союз-18-1», взорвавшийся на высоте 149 м.км за нарушение разделения. Однако в обоих случаях экипаж был доставлен в спасательные средства капсулы «Союз».

Экипаж корабля «Колумбия» погиб во время входа в атмосферу, одного из самых критических этапов космического полета. Российская космическая программа столкнулась с аномалиями при входе в атмосферу в нескольких полетах, в первую очередь на кораблях Гагарина «Восток-1» и «Союз-5», в обоих из которых не удалось должным образом отделить служебный модуль. Однако в обоих случаях тепло при входе в атмосферу в конечном итоге разорвало соединения, а гравитация помогла переориентировать капсулу, которая перешла в баллистический режим входа в атмосферу.

Пожар Аполлона-1

27 января 1961 года НАСА провело плановые наземные испытания командного модуля Аполлона-1. Трое астронавтов, Гас Гриссом, Эд Уайт и Роджер Чаффи, готовились к первому полету программы «Аполлон», который должен был проверить командно-служебный модуль «Аполлон».

Пока астронавты внутри капсулы проводили испытание, в командном модуле вспыхнул пожар, в результате чего загорелась атмосфера чистого кислорода под высоким давлением. Астронавт попытался сбежать, соблюдая неадекватные меры безопасности, но внутреннее отверстие запечатало их внутри капсулы, убив всех троих.

Это были первые потери людей в космической программе НАСА. Комиссия по расследованию обнаружила, что чистая кислородная атмосфера командного модуля в сочетании с присутствием горючих материалов представляла очень высокий риск, который НАСА не учло.

Электрическая искра вызвала пожар, и атмосфера высокого давления не позволила космонавтам быстро открыть люк. Кроме того, соображения безопасности основывались на космической среде, а не на наземных испытаниях. НАСА выбрало атмосферу чистого кислорода для командного модуля по целому ряду причин дизайна и эффективности. Но после аварии были внесены изменения в состав атмосферы модуля, материалы, люк и скафандры.

Прочтите наш раздел о пожаре космического корабля «Аполлон-1»

Космический корабль «Аполлон-1» близится к завершению разборки. Где-то в конце марта 1967 года. Фото: НАСА.

Отказ парашюта корабля «Союз-1»

В разгар космической гонки, через несколько месяцев после «Аполлона-1», Советы были полны решимости вернуть себе лидерство. Они хотели извлечь выгоду из предполагаемого ослабления Соединенных Штатов из-за пожара «Аполлона-1».

Их новый космический корабль «Союз» представлял собой усовершенствованную трехместную капсулу, полностью маневренную, способную автоматически стыковаться в космосе и спроектированную так, чтобы выдерживать вход в атмосферу с лунной траектории.

К сожалению, космический корабль не был готов к полету человека. Ни один из трех предыдущих беспилотных испытаний не увенчался успехом, а о множестве нерешенных проблем знали и инженеры, и космонавты. Но снова давление со стороны советского правительства с целью победить американцев привело к компромиссам в отношении испытаний и безопасности.

Предположительно исторический полет корабля «Союз-1» стартовал 23 апреля 1967 года с космонавтом Владимиром Комаревым на борту. Капсула «Союз» столкнулась с целым рядом проблем сразу после запуска: невозможность развернуть солнечную батарею, проблемы с ориентацией, даже проблемы со связью. Миссия была прервана, и Комаров совершил опасный ручной вход в атмосферу, зная, что его шансы добраться до Земли невелики. Он чудом выжил при входе в атмосферу, но парашют не раскрылся. С развернутым только тормозным парашютом космический корабль врезался в землю на огромной скорости, мгновенно убив космонавта на борту.

В результате аварии «Союз» был модифицирован, что сделало его самым надежным космическим кораблем. Но это также привело к тому, что Советы проиграли гонку на Луну.

– Прочтите наш раздел о Союзе-1.

Одно из немногих изображений места крушения корабля «Союз-1», когда-либо опубликованных в постсоветскую эпоху. Где-то посреди этой горящей массы искореженного металла лежали останки первого человека, погибшего во время космического полета. Кредиты: Роскосмос.

Декомпрессионная авария корабля «Союз-11»

После успешной высадки Америки на Луну русские стремились изобразить свою космическую программу как достижение успеха в новой области. 19 апреля 1971 года они запустили первую в мире космическую станцию ​​«Салют-1».

07 июня 1971 года «Союз-11» доставил на станцию ​​Георгия Добровольского, Владислава Волкова и Виктора Пацаева. Миссия, состоящая из научных экспериментов и наблюдений, триумфально выполнялась более трех недель, что стало новым рекордом. Трое космонавтов на родине превратились в знаменитостей и героев.

29 июня «Союз-11» вышел из «Салюта-1» в обратный путь. Идеальная посадка последовала за номинальной процедурой входа в атмосферу, но космонавты не реагировали на управление полетом. Наземная команда, надеясь на отказ панели связи, открыла люк. Внутри капсулы трое космонавтов были неподвижны и не реагировали. Врачи безуспешно пытались их оживить, но космонавты были мертвы уже 30 минут.

В то время как страна находилась в состоянии шока, расследование показало, что в спускаемом модуле «Союз» произошла разгерметизация при разделении приборного и орбитального модулей. Неисправный уравнительный клапан открылся, когда корабль все еще находился на большой высоте. Космонавты, не одетые в скафандры, не успели вовремя среагировать и задохнулись.

Решение о посадке космонавтов без скафандров было принято еще во время первого полета втроем на капсуле «Восход-1». В то время скафандры не были вариантом в тесноте первых космических кораблей. С «Союзом» скафандр просто считался излишним, если только миссия не включала планирование выхода в открытый космос.

Уроки, извлеченные из самопожертвования экипажа «Союза-11», принесли пользу каждому космонавту и астронавту, летавшим на кораблях «Союз» с тех пор.

Авария привела к тому, что Советский Союз изменил конструкцию капсулы «Союз», чтобы в ней находились только два космонавта в легком герметичном скафандре во время запуска, стыковки, расстыковки, входа в атмосферу и приземления. «Союз» вновь приобретет трехместность только в 1980 с модернизированным Союзом-Т.

– Прочтите наш раздел о Союзе 11.

[cleveryoutube video=”DdhwbvKMe3I” vidstyle=”1″ pic=”” afterpic=”” width=”” quality=”inherit” starttime=”” endtime=” ” caption=”Видео спасателей, предлагающих первую помощь бородатому Георгию Добровольскому. Мало ли они знали в то время, что все трое были мертвы слишком долго, чтобы реанимация могла иметь какой-либо положительный эффект. ” showexpander=”off” выравнивание=”left” newser=”” margin=”true”]

Катастрофа космического корабля «Челленджер»

28 января 1986 года семь астронавтов погибли, когда «Челленджер» разбился через 73 секунды после старта.

Последующее расследование установило, что авария была вызвана дефектной конструкцией монтажного соединения твердотопливного ускорителя, из-за которой горячие газы пробили уплотнительное кольцо и разрушили внешний бак в полете.

Однако самое тревожное осознание пришло, когда выяснилось, что руководству НАСА было известно об этой проблеме, и что в предыдущих полетах наблюдались несмертельные эрозии уплотнительных колец. За день до полета руководство НАСА отклонило попытку Мортона Тиокола, разработчика твердотопливных ускорителей, отложить полет.

Бюджетные соображения и соображения по связям с общественностью более чем сыграли свою роль, вынудив НАСА запуститься с далеко не оптимальной готовностью. После аварии были даны рекомендации по изменению конструкции полевого стыка бустерной установки, а также были внедрены новые процедуры и процессы для предотвращения узких мест связи, вызвавших аварию.

. Прочтите наш раздел о катастрофе космического корабля «Челленджер».

Экипаж космического корабля «Шаттл» STS-51-L. В заднем ряду слева направо: Эллисон С. Онидзука, Шэрон Криста Маколифф, Грег Джарвис и Джуди Резник. В первом ряду слева направо: Майкл Дж. Смит, Дик Скоби и Рон Макнейр. Кредиты: НАСА

Катастрофа «Колумбии»

16 января 2003 года, когда программа «Шаттл» действовала более двух десятилетий, «Колумбия» сгорела при входе в атмосферу, в результате чего погибли все семь астронавтов на борту.

Техническая причина была выяснена в неисправной конструкции внешнего бака, который имел тенденцию сбрасывать пеноблоки при всплытии. Через два дня после запуска, во время обычного просмотра видеозаписей запуска, был замечен особенно сильный удар пены. Как и в случае с «Челленджером» и уплотнительными кольцами, выбросы пены и удары пены наблюдались во время многочисленных полетов, но руководство НАСА успокоилось по этому поводу, попав в ловушку, думая, что ничего не произойдет, потому что ничего не происходило в прошлом. Однако в случае с Columbia из-за удара пеной образовалась дыра в армированной углеродно-углеродной панели левого крыла. Отверстие позволяло проникать горячему воздуху во время входа в атмосферу, ослабляя структурную целостность транспортного средства и вызывая его окончательную гибель.

Организационные факторы аварии были поразительно похожи на «Челленджер». Правила техники безопасности ухудшились, внутренняя связь стала неэффективной, а администрация стала неадекватной. Независимая комиссия по расследованию пришла к выводу, что НАСА больше не может безопасно запускать программу «Шаттл», и попросила закрыть ее.

До окончания программы «Шаттл» в 2011 году аварий больше не было. Но на сегодняшний день НАСА не вернуло себе возможность автономно запускать астронавтов в космос.

. Прочтите наш раздел о катастрофе космического корабля «Колумбия».

. блок пены в армированную углеродно-углеродную модель крыла космического корабля «Шаттл» доказал , что удар пены был наиболее вероятной причиной катастрофы «Колумбии». showexpander=»off»align=»left»newser=»» margin=»true»]

Неделинская катастрофа

Неделинская катастрофа — катастрофа на стартовой площадке, произошедшая 24 октября 1960 года. В этой аварии погибло более 150 человек, многие получили тяжелые ранения. Хотя эта авария произошла за пределами пилотируемой космической программы, ее причины, последствия и извлеченные уроки имеют универсальное применение даже за пределами космического сектора.

Авария получила свое название от маршала Митрофана Неделина, ее главного виновника. Неделин был командующим Ракетными войсками стратегического назначения СССР и, как таковой, отвечал за разработку межконтинентальной баллистической ракеты Р-16. Ракета была очень важна для Советского Союза, и Неделин хотел ускорить ее разработку, чтобы завоевать политический престиж.

Ракета Р-16 заправлялась высокотоксичным и едким гиперголическим НДМГ в качестве топлива и насыщенным раствором четырехокиси азота в азотной кислоте в качестве окислителя.

Этот выбор топлива был идеальным для межконтинентальной баллистической ракеты, которую нужно было хранить в шахтах, готовых к запуску в течение нескольких минут — США использовали подобное топливо для своей ракетной программы «Титан». Риски, связанные с топливом, были известны и учтены в требованиях безопасности процедур запуска, но настойчивость Неделина в ускорении испытаний создала чрезвычайное давление на график запуска, в результате чего процедуры безопасности были проигнорированы или полностью проигнорированы.

В день запуска было несколько проблем, которые инженеры исправили. Короткое замыкание привело к преждевременному воспламенению второй ступени, что привело к детонации топливного бака первой ступени. В результате взрыва погибло более 150 инженеров, техников и военнослужащих, участвовавших в испытаниях, в том числе сам маршал Неделин. Авария была скрыта, и о ней стало известно на Западе только 16 апреля 1989 года.

Эта разрушительная авария показала, насколько опасно позволять политическому давлению преобладать над соображениями безопасности, повторяющейся темой последующих катастроф.

– Прочтите наш раздел о Неделинской Катастрофе.

Взрыв топливной системы первой ступени Р-16 вызвал сильный пожар (Источник: СССР).

Общие причины космических катастроф

У всех космических происшествий есть некоторые общие черты: дефектная конструкция, самоуспокоенность в отношении существующих мер безопасности и неудача в управлении.

Неисправная конструкция является основной причиной большинства космических аварий. Природа дефекта настолько поразительна, что задним числом кажется очевидной. Использование атмосферы чистого кислорода 17 фунтов на квадратный дюйм во время наземных испытаний в случае Аполлона-1, несовершенные герметизирующие свойства уплотнительных колец твердотопливного ракетного ускорителя шаттла «Челленджер» — оба примера этого.

Но дефектную конструкцию можно выявить и исправить до того, как она приведет к аварии, благодаря контролю качества и анализу параметров полета при испытаниях и эксплуатации любой космической техники. Вот где самоуспокоенность вступает в игру. Катастрофическим авариям со сложными системами всегда предшествуют так называемые предвестники аварии, которые принимают форму параметров, выходящих за пределы допуска. Люди, ответственные за эти системы, привыкают к мысли, что ничего плохого никогда не произойдет, потому что ничего плохого еще не произошло. Обычная проверка видеозаписей злополучного запуска Columbia, проведенная всего через несколько часов после запуска, выявила удар пены. Центр управления полетами отклонил забастовку, потому что это явление уже наблюдалось ранее. Комиссия по расследованию авиационных происшествий Колумбийского университета действительно обнаружила, что при каждом запуске шаттла происходило определенное выделение пены из внешнего бака; и даже несмотря на то, что были установлены точные требования к допуску на такое осыпание пены, допуск был просто увеличен для соответствия измерениям.

Требуется серьезная ошибка руководства, чтобы сложная организация привыкла к предупреждающим сигналам дефектного дизайна. Эта неудача часто является следствием необходимости не отставать от нереалистичных графиков или бюджетов. Когда космический шаттл был впервые представлен, руководство НАСА заявило, что его надежность составляет 1 аварию на 100 000 полетов. После аварии с Челленджером выяснилось, что инженерное сообщество считало надежность гораздо более реалистичной — 1 из 100 полетов. Инженерное сообщество знало о потенциальных проблемах с уплотнительными кольцами, но их предупреждения не были доведены до сведения руководства, а даже если и сообщались, их систематически игнорировали. Каждая космическая катастрофа представляет собой аналогичный набор условий.

Обломки шаттла «Колумбия». — Кредиты НАСА.

Чему мы можем научиться у них?

В идеальном мире безопасность предотвратила бы космические аварии. Поскольку этого не произошло, у нас есть моральное обязательство исследовать причины и научиться их предотвращать.

Людям, занимающимся проектированием и эксплуатацией космических аппаратов, следует подробно изучить отчеты об авариях, посмотреть видеозаписи взрыва шаттла «Челленджер», послушать запись экипажа «Аполлона-1» во время пожара, унесшего их жизни. Как размышляет советский конструктор ракет Борис Черток, рассказывая о катастрофе Неделина, «в той или иной степени уроки прошлого оставались актуальными на протяжении почти полувека». Если мы вернемся к ним, эти уроки могут продолжать спасать положение в будущем.

Можно многое сказать о космических авариях, которые произошли, а также о тех, которые до сих пор остаются нереализованными, потому что пришло время отказаться от фаталистической идеи о том, что это просто несчастные случаи в по своей сути опасной деятельности, такой как космический полет. Повышение безопасности может быть достигнуто наряду с улучшением технических характеристик, как, например, в гражданской авиации и автомобильных гонках. Анализ того, как человек может умереть в космосе, на планете или на стартовой площадке, может дать больше понимания того, как избежать такой участи. И хотя риск, связанный с космическим полетом, нельзя свести к нулю, мы можем и должны сделать все возможное, чтобы понять и смягчить такой риск, чтобы предотвратить очередную трагическую космическую катастрофу.

– Рамасами Венугопал.

5 космических происшествий и катастроф, о которых вы должны знать

Принцесса Скотт
Наука

Сегодня человечество уже так много узнало о тайне мироздания. Успешные космические исследования привели к открытиям космоса.

В предыдущие десятилетия человечество смогло отправить в космос многочисленные космические корабли и спутники. Такие агентства, как НАСА, успешно отправили человека на орбиту Земли и даже на Луну.

Но прежде чем человечество добилось тех успехов, которые оно имеет сейчас в освоении космоса, было пережито немало неудач. В этой статье давайте рассмотрим незабываемые космические аварии и катастрофы.

(Фото: НАСА через Getty Images)
Знаменитая МКС — это научная лаборатория, расположенная на низкой околоземной орбите. Предполагалось, что он будет выведен из эксплуатации в 2024 году, но Белый дом одобрил продление эксплуатации до 2030 года. НАСА делится своими планами закрытия на эту дату.

1. Авария «Аполлона-1»

Вероятно, одной из катастроф, связанных с освоением космоса, которая навсегда останется в истории, является авария «Аполлона-1». Эта роковая авария в истории космических полетов США произошла 27 января 1967 года. Произошло это во время подготовки к первому пилотируемому полету космической программы «Аполлон», согласно Истории.

Во время имитации запуска на базе ВВС на мысе Канаверал во Флориде произошел внезапный пожар, вспыхнувший в командном модуле Аполлона 204. В результате аварии погибли астронавты Вирджил «Гас» Гриссом, Эдвард Уайт и Роджер Чаффи из-за удушья.

2. Катастрофа космического корабля «Челленджер»

Катастрофа космического корабля «Челленджер» произошла 28 января 1986 года. По данным Britannica, эта катастрофа считается одной из самых разрушительных в истории освоения космоса.

Все астронавты на борту погибли, в том числе гражданский Криста Маколифф, участница проекта НАСА «Учитель в космосе». Маколифф должен был вести занятия и проводить эксперименты в космосе.

Из-за катастрофы программа космических челноков была временно приостановлена. Комиссия Роджерса также была создана для того, чтобы выявить причину и виновника катастрофы.

Читайте также: Страшная авария на Международной космической станции: полная информация о осечке российского модуля, наблюдайте за расстыковкой старого космического корабля

3.

Авария на корабле «Союз-1»

Авария на корабле «Союз-1» произошла всего через три месяца после пожара на корабле «Аполлон-1», 24 апреля. , 1967 год. Авария произошла, когда «Союз-1», первый советский космический корабль, предназначенный для достижения Луны, врезался в Землю, в результате чего погиб российский космонавт Владимир Комаров.

Во время полета «Союз-1» все еще находился в экспериментальной стадии. Проблемы у корабля начались, как только он вышел на орбиту.

Когда команда прервала миссию, она столкнулась с трудностями при входе в атмосферу Земли, и парашюты не раскрылись должным образом, что привело к сильному падению.

4. Катастрофа космического корабля «Колумбия»

Одним из самых травмирующих происшествий, связанных с освоением космоса, стал распад космического корабля «Колумбия» 1 февраля 2003 г.

Большой кусок пенопласта, предназначенный для поглощения и изолировать топливный бак шаттла, упал на левое крыло шаттла и образовал дыру.

Когда «Колумбия» попыталась вернуться после миссии, газы и дым проходят через левое крыло через дыру. Крыло в конце концов отламывается, а остальная часть шаттла распадается, согласно Британнике.

В авиакатастрофе погиб весь экипаж в составе шести американских астронавтов и первого израильского астронавта. Программа космических челноков НАСА в очередной раз была приостановлена ​​из-за катастрофы.

5. Катастрофа корабля «Союз-11»

Из-за космической гонки между США и Россией 19 апреля русские создали первую в мире космическую станцию ​​«Салют-1».71. На «Союз-11» отправили трех космонавтов. 

Предполагаемая успешная миссия обернулась трагедией, когда наземная команда открыла люк, вернувшийся на Землю. Ко всеобщему ужасу, все трое космонавтов не реагируют.

Случилось так, что в кабине разгерметизировалось и космонавты, не одетые в скафандры, задохнулись.

Статья по теме: Авария на МКС: взорвалась российская противоспутниковая ракета; Астронавты нашли приют в SpaceX Crew Dragon

© iTech Post, 2022. Все права защищены. Не воспроизводить без разрешения.

Теги
Космические аварии
Катастрофы космических полетов
Космическая гонка

Подпишитесь на информационный бюллетень iTechPost

Получайте самые популярные истории iTechPost в еженедельном бюллетене

  • Майкрософт

    Корпорация Microsoft является американской

  • Слабый

    Slack — это место, где происходит работа.