Содержание
Михаил Ребров — Космические катастрофы. Странички из секретного досье читать онлайн
12 3 4 5 6 7 …59
Ребров М.Ф
Космические катастрофы. Странички из секретного досье
Космос известный и неизвестный
(Предваряя эту книгу)
Время неумолимо. Мальчишки, родившиеся памятной весной 1961-го, в год старта Юрия Гагарина, не только выросли и повзрослели, но и сами стали отцами. Космическая эра, ведущая летоисчисление от запуска нашего первого спутника, тоже взрослеет. И если оглянуться назад, мысленно пролистать страницы «звездной» летописи, они напомнят о дерзновенных научных и технических замыслах и казавшихся фантастическими свершениях. Но не только о них.
Долгие годы космос был как бы двуликим — известным и неизвестным. О первом мы узнавали из бодрых и восторженных сообщений ТАСС. Было в этой информации много интересных подробностей и деталей, но была и недосказанность, «белые пятна». В ту пору они не бросались в глаза, уже сам факт потрясал наше воображение своей грандиозностью, величием. И все мы испытывали гордость за нашу страну, за наших ученых, конструкторов, космонавтов. Впрочем, не только мы, весь мир восхищался содеянным в космосе.
Были и злобствующие. Им хотелось ослабить и приглушить восторги, уменьшить симпатии к нам. Они распускали нелепые слухи, ставили под сомнение наши достижения, искажали правду. Что-то у них получалось, чего-то они достигали. И что обидно: помогали им те самые «белые пятна». И вообще складывалась любопытная ситуация: за рубежом вроде бы знали о наших космических делах больше, чем мы.
Однако парадокс, на мой взгляд, в ином: мы преднамеренно и жестоко скрывали свои срывы и неудачи. Полагали, что умолчание поднимет авторитет и самой космонавтики, и людей ее творящих. Но формула «пусть потомки сами разберутся» современниками не воспринималась. Они хотят знать всю правду сегодня, сейчас. Обещание вечного завтра их не устраивает. Тем более, что сокрытые факты полны героизма, мужества, воли, адской силы духа и удивительных человеческих судеб. Свидетельством тому аварии на космических кораблях и орбитальных станциях, трудные старты и приземления, трагедии и катастрофы. При всем при этом вершились подвиги, а нам они преподносились столь упрощенными и обыденными, что кое-кто ставил под сомнение заслуженность наград героями.
Да простят мне читатели это «затянутое» вступление, но именно такие мысли обуревали, когда садился за написание этой книги. В чем-то она исповедь знающего правду, откровение после долгих лет молчания и снятия запретов, журналистский долг перед друзьями-космонавтами, живыми и ушедшими, с которыми многое пройдено и пережито.
Судьба подарила мне знакомство с многими из тех, кто создавал ракетно-космическую технику, был организатором наших космических программ, готовил к полетам экипажи «Востоков», «Восходов» и «Союзов», экспедиции на орбитальные станции «Салют» и «Мир», рейсы «Бурана», да и с самими участниками. этих стартов. Довелось побывать на космодромах Байконур и мыс Канаверал, в подмосковном и евпаторийском центрах управления, в американском ЦУПе в Хьюстоне, стать свидетелем экстремальных ситуаций. Были и откровенные доверительные беседы, и туманные, уклончивые суждения с непременными оговорками: «Об этом писать преждевременно».
Что стало тому причиной? Кто поощрял умалчивание, а попросту — лицемерие и ложь? Секретность? Да, в первую очередь секретность. Но не только она. Секретность — это уже следствие, а первопричина в том, что тогдашнему руководству хотелось видеть все происходящее сквозь розовые очки. И тут же в низшем звене «уловили и усвоили», что по возможности не следует огорчать начальство сообщениями о неудачах. Ложная секретность была не столь нужна, сколь удобна. За витиеватыми формулировками официальных сообщений удавалось скрыть недоработки, расхлябанность, некомпетентность, а то и дурь. Можно утешаться, что этот порок — дитя своего времени, застойного или волюнтаристского. Только утешение это слабое.
Одна неправда, как всегда бывает, уже помимо нашей воли рождает другую. А главное — мы очень много теряли от умалчивания или заведомого вранья. «Надо ли ворошить «прошлое?» — восклицают «молчальники». Надо. Ведь речь идет, повторю, о судьбах людей. К тому же прошлое, настоящее и будущее — сообщающиеся сосуды.
В этой связи хочется провести параллели и напомнить драматическую историю с американским кораблем «Аполлон-13». Это был апрель 1970-го. Трое астронавтов — Дж. Ловелл, Дж. Суиджерт и Ф.Хейс, — благополучно стартовав с космодрома на мысе Канаверал, вышли на околоземную орбиту. И тут корабль потерпел аварию. Запланированный полет к Луне стал невозможным. Более того, возникла реальная опасность гибели экипажа. Американские средства массовой информации незамедлительно оповестили об этом страну. Реакция была впечатляющей: из всех штатов шли предложения помощи, поступило множество взволнованных откликов и деловых предложений. Вся страна, сплотившись и ощутив тревогу, думала, как спасти своих сограждан. Великолепно сработали все наземные службы, обеспечивавшие полет. Большое мужество, выдержку и высокий профессионализм проявили сами астронавты. В результате общих усилий катастрофа была предотвращена, и корабль «Аполлон-13» благополучно возвратился на Землю. Конечно же, это была неудача. Но вместе с тем и яркий пример того, как при праве на информацию серьезный срыв может работать в интересах дела.
Не скрывали американцы и истинных причин катастрофы «Челленджера», когда при взрыве многоразового «Шаттла» погибли семь человек. И это не убавило уважения к космической державе.
Впрочем и наша история знает поучительные примеры. Вспомним челюскинскую эпопею, дрейф папанинцев, дальние перелеты наших отважных летчиков. Вся страна с напряжением следила за ходом событий, жадно ловилось каждое сообщение, болью сжимались сердца и взрослых, и детей, когда вести были тревожными. А сколько радости и гордости испытывали все и каждый, когда узнавали: «Спасены! Долетели! Слава героям!». А разве не было этого всенародного сопереживания, когда в годы войны мы оставляли врагу после упорных, ожесточенных и кровопролитных боев наши города. Сводки Совинформбюро несли горькие вести, но они нас не сломили. Ибо есть в характере русских чувство единения, сопричастности, сопереживания, готовности на любые жертвы, если речь идет об интересах страны, судьбе народа, отдельных людей.
В этой книге сделана попытка разорвать круг молчания и рассказать о неизвестном космосе, ибо и сегодня люди уходят на рабочие орбиты, туда, где много неожиданного, где опасность и риск всегда рядом.
Автор.
I. Как оно было…
Читать дальше
12 3 4 5 6 7 …59
вероятность и возможные последствия . Космос [Все о звёздах, планетах, космических странниках]
Как часто могут случаться столкновения с катастрофическими последствиями? Поскольку число астероидов и комет тем больше, чем меньше их масса, реже всего должны происходить катастрофы глобального масштаба. Понятно, что при столкновении небесного тела с Землёй первый удар принимает на себя атмосфера. Дальнейшее зависит от скорости встречи, от угла входа падающего тела в атмосферу, от его массы и состава.
Метеорит поперечником до 10 м, скорее всего, настолько затормозится в воздухе, что просто выпадет на земную поверхность, не вызвав значительных разрушений. Падение космических «пришельцев» диаметром около 50 м уже приведёт к катастрофическим последствиям масштаба знаменитого тунгусского события 1908 г. Это будет катастрофа локального характера.
Каменистые тела поперечником около 150 м на высотах 5–10 км подвергнутся взрывному дроблению. Взрывная волна вызовет разрушение в радиусе до нескольких десятков километров. Тугоплавкие тела размером несколько сот метров пробьют воздух без заметного торможения и почти в целости врежутся в Землю. Практически вся их энергия движения обрушится на земную поверхность. Это приведёт к взрыву и выбросу массы вещества, в сто и более раз превышающей массу упавшего тела. Если с Землёй встретится рыхлое ядро кометы тех же размеров, то взрыв может произойти над поверхностью Земли.
Воздушный взрыв космических тел может привести к большим катастрофическим последствиям, чем их непосредственное столкновение с земной поверхностью. Расчеты показали, что высоты, на которых формируются условия для взрыва космических тел, сравнительно невелики и составляют для льда 10–30 км, для железа и базальта — 3–1 5 км. При падении тела поперечником 250 м выделится энергия, эквивалентная 1000 Мт, что приведёт к разрушениям на площади в миллион гектаров. Такие события могут происходить раз в 10 000 лет. Со стометровыми космическими объектами Земля сталкивается в два раза чаще — каждые 5000 лет.
Каждый миллион лет Земля может 1–2 раза столкнуться с телом диаметром около 1 км, что породит бедствие регионального масштаба. Геологические данные позволяют сделать вывод, что каждые 1 5–20 млн. лет Земля сталкивалась с космическими телами поперечником более 1,5 км. По современным представлениям, вероятность повторения подобных событий в будущем с такой периодичностью сохраняется.
Есть некоторая пороговая величина космического «ударника», больше которой на Земле с неизбежностью произойдёт глобальная экологическая катастрофа. Её возможный сценарий описан учёными. Анализ последствий ядерных испытаний показывает, что подобная катастрофа могла бы наступить при взрывах с энергией 105–106 Мт. Подобные же последствия может вызвать столкновение Земли с телом поперечником 1,5–2 км на скорости 20 км/с либо поперечником в 1 км при скорости 42 км/с. Столкновение нашей планеты с объектом большего размера может вызвать глобальную катастрофу. В этом случае от самого взрыва погибнут миллионы людей, обширные лесные районы будут охвачены пожарами, образуется огромная озоновая дыра, что вызовет повышение фона ионизирующего излучения и сопутствующие этому заболевания.
Такие значительные изменения природных условий на планете обязательно приведут к глобальному экологическому кризису, что критически повлияет на биосферу и драматически скажется на дальнейшей судьбе цивилизации.
Так могло выглядеть катастрофическое столкновение Земли (на ранних этапах её образования) с космическим телом поперечником в сотни километров
Падение на Землю гигантского астероида в представлении художника
Голубой росчерк оставил на снимке, сделанном 5 марта 1998 г. , сближающийся с Землёй астероид
Вероятность такой катастрофы статистически очень мала — она может случаться в среднем один раз за сто миллионов лет. Масштабы катастрофы могут зависеть и от места падения «ударника». Скажем, если достаточно крупное тело упадёт в океан, то возникшее цунами и наводнения приведут к разрушениям на огромных территориях. Трудно вообразить, но расчеты свидетельствуют: если на поверхность океана, имеющего глубину 4–5 км, обрушится астероид поперечником 10 км, то образуется вал высотой 4–5 км. Эта водяная гряда, «разбегаясь», сохранит подобную высоту в акватории радиусом до 25 км. При размере «ударника» в 2 км от места катастрофы помчится километровый вал.
Удаляясь от места удара, круговая волна будет терять высоту обратно пропорционально своему радиусу. Например, в случае падения астероида диаметром 2 км даже на удалении от точки удара на 2000 км высота цунами составит 10 м. Помимо разрушительных последствий надо учитывать возникающие геофизические эффекты и физико-химические процессы в атмосфере Земли.
В Институте физики Земли учёные провели анализ и расчёты последствий падений астероидов. Они пришли к выводу, что в некоторых случаях удары астероидов приходились на геологически напряжённые области. В результате высвобождалась сейсмическая энергия, что вызывало взрыв на порядок более мощный. В этом случае геологические слои ведут себя подобно закалённому стеклу, которое, как известно, может взорваться от слабого, но резкого удара.
А представьте себе, что даже относительно небольшой космический объект врежется в атомную электростанцию! Это может привести ко второму Чернобылю. Не меньшую по масштабам катастрофу может вызвать попадание «ударника» в сооружения химического комбината или в хранилище отравляющих веществ.
Так что очень важно выяснить частоту «обстрела» Земли метеороидами, подобными Сихотэ-Алинскому метеориту. Эту задачу в последние годы успешно решает система американских спутников, запущенных на геостационарную орбиту. Первоначально система создавалась, чтобы контролировать ядерные взрывы и запуски ракет. Но уже давно она приобрела новое назначение. В 1995–1998 г. спутники ежегодно фиксируют около 30 ярких вспышек суперболидов.
Вот несколько примеров. 1 октября 1990 г. была зарегистрирована яркая вспышка над Тихим океаном с энергией 19–106 МДж, что в несколько раз больше энергии атомных взрывов в Хиросиме и Нагасаки. Тщательный анализ спутниковых данных показал, что вспышка над Тихим океаном была вызвана не испытанием ядерного оружия, а разрушением в атмосфере Земли крупного космического тела. Вторжение самого крупного из замеченных со спутника метеорных тел наблюдалось 1 февраля 1994 г. над Маршалловыми островами. В тот день метеороид вошел в атмосферу со скоростью 24 км/с. Анализ данных показал, что суперболид за время полёта дважды испытал разрушение — на высотах 34 и 21 км. Масса «пришельца» была оценена в 400–500 т (примерно как у Сихотэ-Алинского метеорита), а энергия — около 170–106 МДж. Но начальная скорость метеороида была почти в 2 раза больше, чем при падении метеорита в отрогах Сихотэ-Алиня. Поэтому он разрушился на большей высоте. Такие крупные метеориты, по-видимому, вторгаются в земную атмосферу раз в один-два года. Большинство из них не достигает поверхности Земли, поскольку железные метеорные тела среди них довольно редки. Их, напомним, всего около 5% от общего числа выпадающих метеоритов.
В последнее время многие специалисты ищут разные подходы к оценке вероятности космических катастроф того или иного масштаба.
На основе изучения притока космического вещества, начиная с микронных размеров и заканчивая объектами поперечником до 100 км, а также исследуя пространственное расположение орбит 600 АСЗ, были сделаны важные выводы. Пространственная плотность околоземных астероидов меняется в течение года в зависимости от расположения Земли на её орбите. Оказалось, что в сентябре-октябре населенность околоземного пространства сближающимися объектами на 30–50% выше, чем в другие месяцы. Соответственно именно в это время года выше вероятность столкновения Земли с опасными объектами. Это же время наиболее благоприятно для открытия неизвестных пока АСЗ. Причём при обследовании участков небесной сферы, противоположных Солнцу, вероятность обнаружения опасных объектов в 3–5 раз выше, чем в среднем по всем направлениям.
Интересно, что страховые компании США, ссылаясь на данные американских специалистов, в своей политике и практике исходят из того, что у отдельного человека риск пострадать от космической катастрофы не меньше, чем погибнуть в авиакатастрофе. Наши представления о сроках и вероятности космической угрозы корректируются по мере открытия и исследования новых опасных объектов.
События, не имеющие последствий (белая зона)
0
Вероятность столкновения в ближайшие десятилетия равна нулю. К этой же категории событий относятся столкновения с объектами, которые не смогут достигнуть поверхности Земли, сгорев в её атмосфере
События, заслуживающие внимания (зеленая зона)
1
Вероятность столкновения крайне низка, порядка вероятности случайного столкновения Земли с объектом такого же размера (необходимо слежение, но скорее всего подобные тела в ближайшие десятилетия с Землёй не встретятся)
События, вызывающие беспокойство (желтая зона)
2
Близкий, но не являющийся чем-то необычным пролёт. Столкновение очень маловероятно.
3
Близко пролетающее тело, вероятность столкновения 1% или выше. Столкновение может вызвать только локальные разрушения
4
Близкий пролёт с вероятностью столкновения 1% и более. Столкновение способно вызвать региональные разрушения
Явно угрожающие события (оранжевая зона)
5
Близкий пролёт, который может с существенной вероятностью вызвать столкновение, приводящее к региональной катастрофе
6
Близкий пролёт, который может с существенной вероятностью вызвать столкновение, приводящее к катастрофе с вероятными глобальными последствиями
7
Близкий пролет, который может с существенной вероятностью вызвать столкновение, приводящее к катастрофе с неизбежными глобальными последствиями.
Неизбежное столкновение (красная зона)
8
Столкновение, приводящее к локальным разрушениям. Такие столкновения с Землёй происходят от одного раза в 50 лет до одного раза в 1 000 лет
9
Столкновение, приводящее к региональным разрушениям. Такие столкновения с Землёй происходят от одного раза в 1 0 000 лет до одного раза в 1 00 000 лет
10
Столкновение, приводящее к глобальной катастрофе с изменением климата. Такие события случаются один раз в 1 00 000 лет и реже
За неделю до наступления нового тысячелетия на расстоянии, всего в два раза превышающем радиус лунной орбиты, мимо нас промчалось небесное тело размером около 50 м. Из-за малых размеров его удалось заметить лишь вблизи земного шара. Попади такой «камешек» в Землю — и мы стали бы свидетелями (если не участниками) локальной катастрофы. Хотя по оценкам специалистов, подобное может случаться на земном шаре раз в 100–200 лет (по другим данным — раз в тысячу лет).
Watch Space Disasters — Season 1
Prime Video
- Home
- Store
- Channels
- Categories
- Included with Prime
- Amazon Originals
- Movies
- TV
- Kids
- Sports
- Боевик и приключения
- Аниме
- Черные голоса
- Комедия
- Документальный
- Драма
- Fantasy
- Foreign
- Hispanic & Latino voices
- Horror
- LGBTQ
- Military and war
- Musicals
- Mystery and thriller
- Romance
- Science fiction
- Coming of age
- Новые выпуски
- Победители конкурса
- Описание аудио
- Рекомендуемые предложения
- Watch Party
Top categories
Жанры
Other categories
- Мои материалы
- Deals
- Settings
- Getting Started
- Help
- Home
- Store
- Channels
- Categories
- My Stuff
- Deals
- Settings
- Getting Started
- Help
Season 1
2020TV-PG
Станьте свидетелем самых страшных катастроф космических кораблей в истории и узнайте, как они привели к улучшениям, которые помогли нам достичь больших высот.
1,99 долл. США в месяц в течение 2 мес. и 9,99 долл. США в месяц после этого
Смотреть с Paramount+
Начать подписку
Добавить в список наблюдения
Добавить в
Список просмотра
Смотреть эпизод 3 7 1020 Вечеринка и общаться с другими
Похожие
Подробности
Сортировать по
- Номер серии
- Новые серии
- Доступно для просмотра
- 1
5 1
50003
14 сентября 2020 г.
44min
TV-PG
Субтитры
Субтитры
Английский [CC]
Аудио-языки
Аудио-языки
Английский и на земле — поскольку это раздвинуло границы исследования космоса.
Смотреть с Paramount+
Дополнительные варианты покупки
Смотреть и общаться с другими
Смотреть вечеринку
2. Ошибка при повторном входе
21 сентября 2020 г.
44min
TV-PG
Subtitles
Субтитры
Английский [CC]
Audio Languages
Audio Languages
English
с Skylab Shll To Disaster и Slapeble Disaster и Slapebly Disaster и Slapebly Dasaster
English
. трагедии, взгляните на проблемы и опасности повторного входа.
Смотреть с Paramount+
Дополнительные варианты покупки
Смотреть и общаться с другими
Watch Party
3. Исправление на лету
28 сентября 2020 г.
44min
TV-PG
Subtitles
Субтитры
Английский [CC]
Audio Languages
Audio. благодаря сообразительности и стальным нервам.
Смотрите с Paramount+
Дополнительные варианты покупки
Смотрите и общайтесь с другими
Watch Party
4. Человеческий фактор
5 октября 2020 г.
44min
TV-PG
Субтитры
Субтитры
Английский [CC]
Аудио-языки
Audio Languages
Английский
. туалет может стать большой чрезвычайной ситуацией, когда они происходят в космосе.
Смотрите с Paramount+
Дополнительные варианты покупки
Смотрите и общайтесь с другими
Смотрите вечеринку
5. Когда непогода
15 ноября 2020 г.
44min
TV-PG
Субтитры
Субтитры
Английский [CC]
Аудио-языки
Audio Languages
9000.
от X-Clase Solar Lames Lights Lights
9000. ударов по Земле, посмотрите, как погода представляет собой постоянную угрозу для НАСА.
Смотреть с Paramount+
Дополнительные варианты покупки
Смотреть и общаться с другими
Watch Party
6. Ошибка запуска
22 ноября 2020 г.
44MIN
TV-PG
Субтитры
Субтитры
Английский [CC]
Audio Languages
Audio Languages
English
от America’s Vanguard Vanguard in Eusters 9000. наблюдать за более чем 60-летними неудачами космических полетов на стартовой площадке.
Смотрите с Paramount+
Дополнительные варианты покупки
Смотрите и общайтесь с другими
Watch Party
- Producers
- Smithsonian Channel
- Season year
- 2020
- Purchase rights
- Stream instantly Details
- Format
- Prime Video (streaming online video)
- Devices
- Available to watch на поддерживаемых устройствах
4,0 из 5 звезд
13 глобальных оценок
5 звезд
49%
49% от обзоров состоит из 5 звезд
4 Звезд
24%
24% обзоров имеют 4 звезды
3 Звезды
17%
17% от обзоров имеют 3 звезды
1 Star
11%
11% обзоров состо
- Самые свежие
9000
2 Star
0%
0% от обзоров состоит из 2 звезд
Лучшие отзывы из США
P. BerryОставлено в США 2 июля 2021 г.
5,0 из 5 звезд
Прекрасная реконструкция исторических событий в космосе
4
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3 Видимо собран из активного видео, записанного в то время и умело смонтированного, чтобы получилась понятная и захватывающая история-приключение.
Gerry F. Рассмотрено в США 14 февраля 2021 г.
5.0 из 5 звезд
Потрясающая серия
Для тех, кто интересуется НАСА и космическими путешествиями, это просто потрясающе. Несколько грустных историй, но их важно знать, чтобы оценить достижения в освоении космоса. Большой документальный сериал
Посмотреть все обзорыLink ArrowLink Arrow
Катастрофа в космосе
Искусство Гэри Ханны
Катастрофа в космосе
Невероятная правдивая история о трех астронавтах, борющихся за выживание в 240 000 миль от Земли.
Это было 11 апреля 1970 года, в Космическом центре Кеннеди во Флориде. Трое астронавтов были привязаны к своему маленькому космическому кораблю «Аполлон-13».
Аполлон-13 находился на вершине ракеты высотой 360 футов, начиненной миллионами фунтов топлива. Когда топливо воспламенится, ракета отправит Аполлон-13 в космос.
Отсчет начался.
Пять, четыре, три, два, один . . .
Ракета с ревом взлетела в небо. Он пронесся по воздуху со скоростью 24 000 миль в час — в 14 раз больше скорости пули.
Кожа на лицах астронавтов растянулась. Казалось, что с их черепов вот-вот сорвется кожа. Мужчинам казалось, что их кости вот-вот разобьются.
Но это было нормально. На самом деле, запуск был почти идеальным. Командир Джим Ловелл и офицеры Фред Хейз и Джек Свигерт направлялись на Луну.
Это было 11 апреля 1970 года, Космический центр Кеннеди во Флориде. Трое астронавтов были привязаны к своему маленькому космическому кораблю под названием «Аполлон-13».0003
Аполлон-13 находился на вершине ракеты высотой 360 футов. Ракета была заправлена миллионами фунтов топлива. Когда топливо воспламенится, ракета отправит Аполлон-13 в космос.
Отсчет начался.
Пять. Четыре. Три. Два. Один . . .
Ракета с ревом взлетела в небо. Он несся по воздуху со скоростью 24 000 миль в час.
Кожа на лицах космонавтов растянулась. Казалось, что с их черепов вот-вот сорвется кожа. Мужчинам казалось, что их кости вот-вот разобьются.
Но это было нормально. На самом деле, запуск был почти идеальным. Команду возглавлял командир Джим Ловелл. Офицерами были Фред Хейз и Джек Свигерт. Они были на пути к Луне.
Это было 11 апреля 1970 года, в Космическом центре Кеннеди во Флориде. Трое астронавтов были привязаны к своему маленькому космическому кораблю «Аполлон-13».
Аполлон-13 находился на вершине ракеты высотой 360 футов, начиненной миллионами фунтов топлива. Когда топливо воспламенится, ракета отправит Аполлон-13 в космос.
Начался обратный отсчет.
Пять, четыре, три, два, один. . .
С ревом ракета взлетела в небо и пронеслась по воздуху со скоростью 24 000 миль в час — в 14 раз больше скорости пули.
Кожа на лицах космонавтов растянулась. Казалось, что кожа вот-вот сорвется с их черепов, а кости вот-вот разобьются.
Но это было нормально. Действительно, запуск прошел практически идеально. Командир Джим Ловелл и офицеры Фред Хейз и Джек Свигерт направлялись на Луну.
Никаких признаков неисправности
Астронавты устремились к Луне. Их работа заключалась в сборе образцов песчаной грязи и камней возрастом 4 миллиарда лет. Путешествие в 240 000 миль займет три дня.
Аполлон-13 состоял из трех модулей (см. стр. 24). Командный модуль размером с автомобиль в середине назывался Odyssey . Здесь жили и спали мужчины.
Лунный модуль, или LM, был прикреплен к Odyssey одним концом. Это был меньший космический корабль, построенный для перевозки людей из Одиссея до Луны и обратно.
На другом конце находился служебный модуль, в котором находилась большая часть корабельных электрических и кислородных баллонов.
Астронавты были забиты в Odyssey . Они ели мешочки с сушеной пищей, смешанной с водой. Не было ни душа, ни умывальника, ни туалета.
И не было силы тяжести, чтобы что-то удерживать. Мужчины плыли в комбинезонах. Они выглядели как большая рыба, застрявшая в маленьком аквариуме.
Но астронавты никогда не жаловались. Им выпала честь лететь этим рейсом.
Зачем эти люди летели на Луну? У них была работа. Они собирали образцы песчаной грязи. Они собирали камни возрастом 4 миллиарда лет. Это было путешествие в 240 000 миль. Поездка займет три дня.
Аполлон-13 состоял из трех модулей (см. стр. 24). Там был командный модуль размером с автомобиль. Это было в середине. Он назывался Одиссея . Мужчины жили и спали там.
Также был лунный модуль, или ЛМ. Он был привязан к Одиссей на одном конце. Это был небольшой космический корабль. Он был построен, чтобы доставить людей из Одиссея
на Луну и обратно.
На другом конце был служебный модуль. В нем находилась большая часть электроэнергии корабля. Там же находились кислородные баллоны.
Астронавты были забиты в Odyssey . Они ели сушеный корм, смешанный с водой. Не было ни душа, ни умывальника, ни туалета. Не было гравитации. Мужчины плавали вокруг. Они были похожи на больших рыб в маленьком аквариуме.
Но астронавты не жаловались. Им выпала честь лететь этим рейсом.
Астронавты устремились к Луне. Их работа заключалась в сборе образцов песчаной грязи и камней возрастом 4 миллиарда лет. Путешествие в 240 000 миль займет три дня.
Apollo 13 состоял из трех модулей (см. стр. 24). Командный модуль размером с автомобиль в середине, названный Odyssey , был местом, где космонавты жили и спали.
Лунный модуль, или ЛМ, крепился к Odyssey на одном конце. Это был небольшой космический корабль, построенный для доставки людей из Одиссея на Луну и обратно.
На другом конце находился служебный модуль, в котором находилась большая часть корабельных электрических и кислородных баллонов.
Астронавты были забиты в Odyssey . Они ели мешочки с сушеной едой, которую готовили, добавляя теплую воду и вымешивая в течение трех минут. Они обходились без душа, умывальников и туалетов, и не было силы тяжести, которая удерживала бы что-либо. Плавающие в комбинезонах астронавты выглядели как большие рыбы, застрявшие в крошечном аквариуме.
Но астронавты никогда не жаловались, потому что им выпала честь участвовать в этой миссии.
ОСТАНОВИТЕСЬ И ПОДУМАЙТЕ: Какие три модуля были у Аполлона-13?
ОСТАНОВИТЕСЬ И ПОДУМАЙТЕ: Каковы были три модуля Аполлона-13?
ОСТАНОВИТЕСЬ И ПОДУМАЙТЕ: Каковы были три модуля Аполлона-13?
Катастрофа
13 апреля Ловелл, Хейз и Свигерт готовились к высадке на Луну.
Астронавты находились в постоянном контакте с группой инженеров Центра управления полетами в Хьюстоне, штат Техас. Центр управления полетами попросил их проверить кислородные баллоны «Аполлона-13».
Свигерт щелкнул выключателем. Раздался громкий хлопок. Космический корабль стонал и трясся. «Хьюстон, у нас возникла проблема, — сказал Ловелл.
На самом деле это была катастрофа.
Поначалу никто не понял, что произошло. Ловелл подумал, что их сбил метеорит. Но это был взрыв в кислородном баллоне.
Корабль сильно поврежден. Через несколько часов у Odyssey закончатся кислород и энергия. Люди больше не могли продолжать полет на Луну. Вместо этого им нужно найти дорогу домой.
Астронавты на борту «Аполлона-13» потратили тысячи часов на подготовку к этому полету. Они знали правило номер один на случай чрезвычайной ситуации: сосредоточьтесь на проблеме. Паника не приближает вас к решению. И вот они приступили к работе.
13 апреля Ловелл, Хейз и Свигерт готовились к высадке на Луну.
Астронавты находились в постоянном контакте с группой инженеров Центра управления полетами в Хьюстоне, штат Техас. Команда попросила астронавтов проверить кислородные баллоны корабля. Суайгерт щелкнул выключателем. Раздался громкий хлопок. Космический корабль стонал и трясся. «Хьюстон, у нас возникла проблема, — сказал Ловелл.
На самом деле это была катастрофа.
Никто не знал, что произошло. Ловелл подумал, что в них попал космический камень. Но это был взрыв в кислородном баллоне. Через несколько часов у Odyssey закончится кислород. Это не имело бы силы. Люди не могли отправиться на Луну. Вместо этого им нужно найти дорогу домой.
Астронавты Аполлона-13 тренировались тысячи часов. Они не паниковали. Вместо этого им пришлось работать над поиском решения.
13 апреля Ловелл, Хейз и Свигерт начали подготовку к высадке на Луну.
Астронавты находились в постоянном контакте с группой инженеров Центра управления полетами в Хьюстоне, штат Техас. Центр управления полетами попросил их проверить кислородные баллоны «Аполлона-13».
Свигерт щелкнул выключателем. Раздался громкий хлопок, космический корабль застонал и затрясся.
– Хьюстон, у нас возникла проблема, – сказал Ловелл.
На самом деле это была катастрофа.
Поначалу никто не знал, что произошло. Ловелл думал, что их сбил метеорит, но на самом деле это был взрыв кислородного баллона.
Корабль серьезно поврежден. Через несколько часов у Odyssey закончатся кислород и энергия. Люди больше не могли летать на Луну; им нужно будет найти дорогу домой.
Астронавты на борту «Аполлона-13» потратили тысячи часов на подготовку к этому путешествию. Они знали правило номер один на случай чрезвычайной ситуации: сосредоточьтесь на проблеме. Паника не приближает вас к решению, поэтому они взялись за дело.
ПАУЗА И ПОДУМАЙТЕ: Почему астронавты были в опасности?
ОСТАНОВИТЕСЬ И ПОДУМИТЕ: Почему астронавты оказались в опасности?
ОСТАНОВИТЕСЬ И ПОДУМИТЕ: Почему астронавты оказались в опасности?
Сканирование неба
В Центре управления полетами в Хьюстоне руководитель полетов Джин Кранц собрал своих инженеров. Команда Кранца и астронавты пришли к одной и той же идее: использовать LM в качестве спасательной шлюпки.
У LM была собственная энергия, кислород и вода. В нем астронавты будут в безопасности, пока не сблизятся с Землей. Но тогда им пришлось бы карабкаться обратно в Одиссея , когда они проходили через атмосферу Земли.
Во время этой части пути корабль нагревался до 5000 градусов. ЖМ сразу сгорит при такой температуре. Но Odyssey имел теплозащитный экран для защиты космонавтов.
Астронавты подготовились к четырехдневному путешествию на Землю. Людям нужно было экономить энергию в LM, поэтому они отключили отопление. На улице было 280 градусов ниже нуля. Мужчины дрожали в своих скафандрах.
Люди на Земле сканировали небо, гадая, доберутся ли астронавты домой.
В Центре управления полетами руководитель полетов Джин Кранц собрал своих инженеров. Команда Кранца и астронавты согласовали план. Астронавты использовали LM в качестве спасательной шлюпки.
У LM была собственная энергия, кислород и вода. В нем люди будут в безопасности, пока не приблизятся к Земле. Но им придется вернуться в Одиссею , когда они будут проходить через атмосферу Земли.
Корабль нагреется до 5000 градусов. ЛМ сгорит. Но у Odyssey был теплозащитный экран для защиты людей.
Обратный путь на Землю займет четыре дня. Чтобы сэкономить энергию, мужчины отключили отопление. На улице было 280 градусов ниже нуля. Они дрожали в скафандрах.
Люди на Земле сканировали небо. Они задавались вопросом, доберутся ли космонавты домой.
В Центре управления полетами в Хьюстоне руководитель полетов Джин Кранц собрал своих инженеров. Команда Кранца и астронавты пришли к одной и той же идее: использовать LM в качестве спасательной шлюпки.
У LM была собственная энергия, кислород и вода, и астронавты в нем были в безопасности, пока не приблизились к Земле. Но тогда им придется вернуться в Одиссею, когда они будут проходить через атмосферу Земли.
Во время этой части пути корабль нагревался до 5000 градусов. LM мгновенно сгорит при такой температуре, но Odyssey имел теплозащитный экран для защиты астронавтов.
Астронавты подготовились к четырехдневному путешествию на Землю. Им нужно было сохранить энергию в LM, поэтому они отключили тепло. На улице было 280 градусов ниже нуля, и люди в скафандрах дрожали.
Люди на Земле сканировали небо, гадая, доберутся ли астронавты домой.
ПАУЗА И ПОДУМАЙТЕ: Как люди планировали благополучно вернуться на Землю?
ПАУЗА И ПОДУМАЙТЕ: Как люди планировали благополучно вернуться на Землю?
ПАУЗА И ПОДУМАЙТЕ: Как люди планировали благополучно вернуться на Землю?
Свободное падение на Землю
Утром 17 апреля астронавты готовились к последнему погружению корабля.
901:20 Они забрались в Одиссей . Но они не знали, повредил ли взрыв парашюты, необходимые для благополучного приземления.
А теплозащитный экран? Если бы это не сработало, корабль сгорел бы. — Джентльмены, — сказал Ловелл. — Я предлагаю вам приготовиться к поездке.
Мужчины затянули ремни безопасности перед свободным падением на Землю со скоростью 25 000 миль в час. Через окна все, что они могли видеть, было огненно-красным.
На четыре минуты, Одиссея и Центр управления полетами не смогут разговаривать друг с другом.
Центр управления полетами был битком набит людьми. В комнате было совершенно тихо.
Утро 17 апреля. Космонавты поднялись в Одиссей . Никто точно не знал, что произойдет. Парашюты, необходимые для благополучного приземления, могли быть повреждены.
А теплозащитный экран? Если бы это не сработало, корабль сгорел бы. — Джентльмены, — сказал Ловелл. — Я предлагаю вам приготовиться к поездке.
Мужчины затянули ремни безопасности. Это будет свободное падение на Землю со скоростью 25 000 миль в час.
В течение четырех минут Odyssey и Центр управления полетами не смогут разговаривать друг с другом.
Центр управления полетами был битком набит людьми. В комнате было тихо.
Утром 17 апреля астронавты приготовились к последнему погружению корабля.
Они забрались в Odyssey , но не знали, повредил ли взрыв парашюты, необходимые для благополучного приземления.
А как насчет теплозащитного экрана? Если бы это не сработало, корабль сгорел бы. «Господа, — сказал Ловелл, — предлагаю вам приготовиться к поездке».
Мужчины затянули ремни безопасности перед свободным падением на Землю со скоростью 25 000 миль в час. Через окна все, что они могли видеть, было огненно-красным.
В течение четырех минут Odyssey и Центр управления полетами не смогут связаться друг с другом.
Хотя в Центре управления полетами было полно людей, в комнате царила полная тишина. Никто не говорил.
ОСТАНОВИТЕСЬ И ПОДУМИТЕ: Что нужно Аполлону-13, чтобы безопасно приземлиться на Землю?
ОСТАНОВИТЕСЬ И ПОДУМИТЕ: Что нужно Аполлону-13, чтобы безопасно приземлиться на Землю?
ОСТАНОВИТЕСЬ И ПОДУМИТЕ: Что нужно Аполлону-13, чтобы безопасно приземлиться на Землю?
Снова дома
Минуты тянулись с мучительной медлительностью. Одна минута. Пара минут. Три минуты. Четыре минуты. . .
Джо Кервин из НАСА пытался установить контакт. Ответа не последовало.
– Попробуй еще раз, – рявкнул Кранц.
Пока ничего.
Пять минут.
Некоторые инженеры сдерживали слезы.
Затем по рации протрещал голос.
– Хорошо, Джо, – сказал Свигерт.
В Центре управления полетами радость и облегчение наполнили комнату. Кранц сжал кулак.
Внутри Odyssey астронавты наблюдали за небом за окнами. Он превратился из гневно-красного в нежно-розовый и, наконец, в синий.
Поп!
парашютов Odyssey раскрыты.
Корабль, похожий на перышко, поплыл к Земле. Он приземлился в теплых водах Тихого океана.
Миссия Аполлона-13 завершена. Это была неудачная миссия, которая войдет в историю как один из величайших успехов НАСА.
Ловелл посмотрел на Хейза и Свигерт. «Ребята, — сказал он, — мы дома».
В Хьюстоне минуты тянулись с мучительной медлительностью. Одна минута. Пара минут. Три минуты. Четыре минуты. . .
Джо Кервин из НАСА пытался установить контакт. Ответа не последовало.
– Попробуй еще раз, – рявкнул Кранц.
Пока ничего.
Пять минут.
Некоторые инженеры сдерживали слезы.
Затем по рации протрещал голос.
– Хорошо, Джо, – сказал Свигерт.
В Центре управления полетами радость и облегчение наполнили комнату. Кранц сжал кулак.
парашютов Odyssey раскрыты.
Корабль, похожий на перышко, поплыл к Земле. Он приземлился в теплых водах Тихого океана.
Миссия Аполлона-13 завершена. Это была провальная миссия. Но это войдет в историю как один из величайших успехов НАСА.
Ловелл посмотрел на Хейза и Свигерт. «Ребята, — сказал он, — мы дома».
Минуты тянулись с мучительной медлительностью. Одна минута, потом две, потом три. Четыре минуты. . .
Джо Кервин из НАСА пытался связаться, но не получил ответа.
– Попробуй еще раз, – рявкнул Кранц.
Пока ничего.
Пять минут.
Некоторые инженеры сдерживали слезы.
Затем по рации протрещал голос.
– Хорошо, Джо, – сказал Свигерт.
В Центре управления полетами радость и облегчение наполнили комнату, и Кранц потряс кулаком.
Внутри Одиссея 904:66 астронавты наблюдали, как небо за окнами менялось от гневно-красного до нежно-розового и, наконец, до голубого.
Поп!
парашютов Odyssey раскрыты.
Корабль поплыл к Земле, словно перышко, и приземлился в теплых водах Тихого океана.
Миссия Аполлона-13 завершена. Это была неудачная миссия, которая войдет в историю как один из величайших успехов НАСА.
Ловелл посмотрел на Хейза и Свигерт. «Ребята, — сказал он, — мы дома».
ПАУЗА И ПОДУМАЙТЕ: Почему неудачная миссия считалась успешной?
ПАУЗА И ПОДУМАЙТЕ: Почему неудачная миссия считалась успешной?
ПАУЗА И ПОДУМАЙТЕ: Почему неудачная миссия считалась успешной?
Беттманн / Getty Images
Приземление
Астронавты Аполлона-13 садятся на плот сразу после приземления в Тихом океане. Посмотрите, какой маленький командный модуль!
Вы только что прочитали «Катастрофу в космосе». Теперь выполните это задание, чтобы лучше понять статью.
Подсказка : Текстовые доказательства означают детали в истории, которые поддерживают ответ или показывают, что он верен.
Что делать: Используйте текстовые доказательства или сведения из статьи, чтобы ответить на приведенные ниже вопросы. Мы сделали первый для вас.
Вы только что прочитали «Катастрофу в космосе». Теперь выполните это задание, чтобы лучше понять статью.
Подсказка : Текстовые доказательства означают детали в истории, которые поддерживают ответ или показывают, что он верен.
Что делать: Используйте текстовые доказательства или подробности из статьи, чтобы ответить на вопросы ниже. Мы сделали первый для вас.
Вы только что прочитали «Катастрофу в космосе». Теперь выполните это задание, чтобы лучше понять статью.
Подсказка : Текстовые доказательства означают детали в истории, которые поддерживают ответ или показывают, что он верен.
Что делать: Используйте текстовые доказательства или подробности из статьи, чтобы ответить на вопросы ниже. Мы сделали первый для вас.
Каково было космонавтам находиться внутри Одиссеи?
ПОДСКАЗКА: Ответ ищите в разделе «Нет признаков неисправности».
Ответ: Одиссея была переполнена, не было ни туалетов, ни умывальников, ни душевых.
Каково было космонавтам находиться внутри Odyssey?
ПОДСКАЗКА: Найдите ответ в разделе «Нет признаков неисправности».
Ответ: Одиссея была переполнена, не было ни туалетов, ни умывальников, ни душевых.
Каково было космонавтам находиться внутри Одиссеи?
ПОДСКАЗКА: Найдите ответ в разделе «Нет признаков неисправности».
Ответ: Одиссея была переполнена, не было ни туалетов, ни умывальников, ни душевых.
Сколько времени астронавты готовились к миссии Аполлон-13?
ПОДСКАЗКА: Ищите ответ в разделе «Катастрофа».
Сколько времени астронавты готовились к миссии Аполлон-13?
ПОДСКАЗКА: Ищите ответ в разделе «Катастрофа».
Сколько времени астронавты готовились к миссии Аполлон-13?
ПОДСКАЗКА: Ищите ответ в разделе «Катастрофа».
Мужчины чувствовали себя комфортно в LM? Почему или почему нет?
ПОДСКАЗКА: Ищите ответ в разделе «Сканирование неба».
Мужчины чувствовали себя комфортно в LM? Почему или почему нет?
ПОДСКАЗКА: Ищите ответ в разделе «Сканирование неба».