Содержание
создан материал для космических самолетов будущего
9 августа, 2022 16:05
Источник:
Известия
Ученые МАИ разрабатывают новый композитный материал, устойчивый к сверхвысоким температурам. Он будет применяться для строительства многоразовых космических самолетов нового поколения. По своим характеристикам он обгонит современные материалы, не говоря уже о тех, что в свое время применялись на знаменитых «Буранах» и «Спейс шаттлах», — будет способен выдержать температуру до 2000 °С в течение 20 минут. Первые испытания полученных образцов показали их эффективность. Эксперты отметили, что разработка таких материалов стала мировым трендом, однако с момента создания до применения может уйти до десяти лет.
Поделиться
Будет жарко
Во время полетов на высоких и сверхвысоких скоростях набегающий поток воздуха сильно нагревает летательные аппараты. Без дополнительной защиты это чревато быстрой коррозией и деградацией деталей.
Чтобы решить эту проблему, научная группа НИО-9 МАИ создает особо жаропрочный композиционный материал, способный выдерживать температуру до 2000 °С. Он будет востребован при создании космических самолетов. Их прототипами в свое время были знаменитый «Буран» или «Спейс шаттл». Такие аппараты могут доставлять на орбитальные станции людей и грузы, а также выводить на околоземную орбиту самые разные устройства.
Подобные космические самолеты должны быть многоразовыми. И если вывод на орбиту дело относительно простое, то при возвращении на обшивку ложится большая нагрузка. Трение об атмосферу разогревает ее до огромных температур.
Ранее применяемые в авиастроении композиционные материалы, устойчивые к высоким температурам, состояли из углеродных волокон и матрицы на основе либо особого углерода, либо карбида кремния. Однако первые из них не могут работать в воздухе из-за окисления углерода, которое начинается при температурах 400–450 °С и увеличивается с их ростом. Вторые работоспособны вплоть до 1700–1750 °С, но ресурс их очень низок из-за того же процесса окисления.
Для защиты от разрушения под каждый конкретный материал обычно дополнительно разрабатывается жаростойкое защитное покрытие. На том же «Буране» для этого применялось особая стекловидная пленка, и аппарат выдерживал температуру до 1600 °С.
— Наша научная группа пришла к идее создания углерод-керамического композиционного материала, не содержащего соединений на основе кремния, — рассказал «Известиям» член научной группы Игорь Сукманов. — В качестве матрицы, скрепляющей углеродные волокна, используются карбиды и бориды (соединения металлов с углеродом и бором. — Известия) ряда металлов — гафния, ниобия и титана. При высокотемпературном окислении таких композитов на поверхности будет формироваться защитный слой. Он обеспечит снижение скорости окисления углеродных волокон.
Авторы работы ожидают, что работоспособность полученных материалов составит не менее 15–20 минут при температурах на поверхности до 2000–2200 °C.
Крещение огнем
Опытные образцы уже прошли первые огневые газодинамические испытания, сообщил «Известиям» руководитель научной группы, доцент кафедры 903 «Перспективные материалы и технологии аэрокосмического назначения» МАИ Алексея Астапов.
— По результатам испытаний мы будем вносить корректировки в фазовый состав композита и режимы технологических процессов его получения. Новые, уже скорректированные образцы также испытаем, — рассказал он.
Подобные материалы могут применяться при создании космических возвращаемых аппаратов нового поколения. На данный момент создание потомков «Бурана» находится на стадии обсуждения, рассказали разработчики.
Нагрев поверхности космического аппарата при входе в атмосферу зависит от его траектории, отметил заместитель гендиректора компании «Итекма» (российский производитель и разработчик композиционных материалов) Вадим Микрин.
— Космические корабли «Буран» и «Спейс шаттл» входили в атмосферу по траектории, при которой температура их поверхности была порядка 1600 °C, их защищали с помощью керамических плиток, — пояснил эксперт. — Космические корабли самолетного типа для космических туристов типа SpaceShipTwo компании Virgin Galactic не нагреваются настолько сильно, так как не поднимаются на высокую орбиту.
Для них, по словам Вадима Микрина, достаточно использования полимерных высокотемпературных композитов с температурой эксплуатации до 400–450 °C.
До МКС такие самолеты обычно не летают, но теоретически задача выполнима, считает Игорь Сукманов.
— Не исключается возможность применения такого рода композитов и в стратегических маневренных летательных аппаратах будущего, — отметил Алексей Астапов. — Причем не только в качестве конструкционного материала для горячих деталей планеров, но и в качестве теплозащитного материала для элементов проточных трактов двигательных установок этих аппаратов.
Руководитель исследования добавил, что при этом управление теплопроводностью композитов в относительно широком диапазоне возможно за счет варьирования пористости создаваемой структуры, что достигается изменением ряда параметров режимов на стадиях технологического передела.
Заведующий лабораторией «Материалы для применения в экстремальных условиях» Центра компетенций НТИ «Цифровое материаловедение» МГТУ им. Баумана Вячеслав Селезнев добавил, что сегодня сертификация материалов, которые могут использоваться в космосе, занимает до 10 лет.
Проект выполняется при поддержке Российского научного фонда.
Теги
Президентская программа, Инженерные науки, Молодежные группы
дорога в будущее, часть 3. Аналитика портала «Вместе с Россией»
Николай Сергеев: Русский космос: дорога в будущее, часть 3. 26.04.2022 00:00
Многоразовый космический корабль «Орёл»
Успешное освоение космоса невозможно без надёжных многоразовых космических кораблей. В настоящее время основу российской пилотируемой программы составляет техника, разработанная ещё в Советском Союзе на заре космической эры. Уже много десятилетий эксплуатируются корабли и ракеты-носители семейств «Союз» и «Протон». Они многократно модернизировались, показали высокую степень надежности в эксплуатации, но время этих космических старожилов уже завершается. Для дальнейшего освоения космического пространства требуется техника нового уровня.
Еще в 2009 году в Российской Федерации начались работы по созданию многоразового пилотируемого космического корабля нового поколения, получившего наименование «Орёл». Опытно-конструкторские работы проводит Ракетно-космическая корпорация (РКК) «Энергия» имени С.П. Королева. Новый космический корабль «Орёл» будет летать к Луне, к новой российской орбитальной станции РОСС и на геостационарную орбиту. На околоземной геостационарной орбите работают спутники связи и аппараты для телекоммуникации и ретрансляции. Её высота — около 36 тысяч километров.
Российский многоразовый космический корабль «Орел»
В настоящее время космический корабль «Орёл» проходит динамические и статические испытания, в ходе которых осуществляется проверка ряда используемых новейших технологий и материалов, производится тестирование «Орла» на предмет безопасности экипажа.
В конце 2022 года и в течение 2023 года будут проходить испытания системы аварийного спасения и мягкой посадки корабля.
Целью создания нового космического корабля является обеспечение технологической независимости Российской Федерации, доступа России в космос с российской территории, доставка людей и грузов на околоземные и окололунные орбитальные станции, посадка на Луну и обеспечение исследований и освоения этого естественного спутника Земли.
В отличие от кораблей семейства «Союз», корабль «Орёл» обладает большей вместимостью (6 чел.): помимо экипажа, на борт может быть взято полтонны груза. Корабль сможет 30 суток находиться в автономном полете и год в составе орбитального комплекса (станция плюс корабль), что открывает дополнительные возможности для проведения самых сложных научных исследований. Для этих целей корабль будет оснащён современным бортовым отказоустойчивым вычислительным комплексом, а также новой системой управления движением и ориентацией.
Главное достоинство нового корабля — многоразовость. На «Орле» можно будет слетать в космос несколько раз. 10 полетов на околоземную орбиту. Не менее 10 кратковременных полетов к Луне. При длительной лунной экспедиции со стыковкой с окололунной орбитальной станцией возможности корабля предусматривают три полёта. При этом важнейшим свойством «Орла» является способность корабля к мягкой посадке на Землю с последующим новым полётом в космос.
Посадка многоразового космического корабля «Орел»
В кораблях семейства «Союз» космонавты возвращаются на Землю в спускаемом аппарате, посадка которого производится с помощью специальной парашютной системы. Остальная часть корабля сгорает при входе в плотные слои атмосферы. Для посадки многоразовых космических челноков (американская программа «Спейс шаттл» и советская «Буран») требуются специально оборудованные аэродромы со взлетно-посадочной полосой длиной 4 километра. В этом отношении «Орёл» выгодно отличается от своих предшественников.
Корабль будет оснащён твердотопливной посадочной двигательной установкой с регулированием тяги, способной гасить вертикальную и горизонтальную составляющие скорости. Кроме того, будет использоваться трехкупольная парашютная система, которая совместно с посадочными двигателями (будут срабатывать на высоте от 50 до 100 метров) обеспечит плавное торможение и снижение корабля. Посадка будет производиться на три опоры, способные вертикально удерживать корабль даже при самом сильном ветре.
В 2024 году намечается первый испытательный полет «Орла» без экипажа. Всего пройдёт два запуска без космонавтов. Затем, перед выходом России из программы МКС, предполагается пилотируемый запуск «Орла» к Международной космической станции.
В 2028 году должен состояться полет «Орла» вокруг Луны. Интересно, что в качестве «пассажиров» отправятся путешествовать вокруг Луны на борту корабля «Орёл» специально подготовленные мыши-космонавты.
Тогда же, в 2028 году, лётные испытания корабля предполагается завершить и перейти к его лётной эксплуатации. В 2029 году состоится пилотируемый облёт на «Орле» Луны, а в 2030-м — высадка российских космонавтов на её поверхность.
Понятно, что указанные сроки могут уточняться, но направление развития пилотируемой отечественной космонавтики остаётся неизменным.
Российская орбитальная служебная станция — РОСС
12 апреля 2021 года, в День космонавтики, на совещании у президента Владимира Путина было принято решение об отказе от использования МКС и создании российской орбитальной станции. Помимо того, как сообщил заместитель главы правительства Российской Федерации Юрий Борисов, для полётов в дальний космос будет создаваться транспортно-энергетический комплекс с ядерной энергодвигательной установкой, которая разрабатывается в России с 2010 года.
Одновременно на совещании у президента были одобрены планы пилотируемых полетов на Луну, а также миссии на Марс.
Российская орбитальной служебная станция (РОСС) призвана стать базовым звеном нового этапа развития отечественной космонавтики. Основу станции РОСС составят Научно-энергетический модуль (НЭМ) и Узловой модуль «Причал» (УМ), имеющий шесть стыковочных узлов.
НЭМ предназначен для проведения научных исследований, обеспечения электроэнергией и дополнительными средствами управления. При этом НЭМ предполагается оснастить цифровой системой управления (разработка РКК «Энергия»), бортовой вычислительной машиной нового поколения (разработка НИИ «Аргон»), навигационной аппаратурой системы ГЛОНАСС, широкополосной системой связи с использованием многоцелевой космической системы ретрансляции «Луч».
Как сообщил 29 марта 2022 года глава Роскосмоса Дмитрий Рогозин, перед РКК «Энергия» поставлена задача обеспечить готовность Научно-энергетического модуля в 2025 году.
Российская орбитальная служебная станция — РОСС
Новая орбитальная станция РОСС будет состоять из 7 модулей и центрифуги короткого радиуса (устройство для создания искусственного тяготения) с экипажем 3-5 человек. РОСС будет иметь открытую архитектуру, т.е. возможность увеличивать количество модулей станции и неограниченный срок существования за счет заменяемости модулей.
Станция РОСС будет находиться на т.н. высокоширотной орбите, которая позволяет постоянно (в отличие от МКС) держать в поле зрения станции территорию Российской Федерации и Республики Беларусь. С другой стороны, находясь на высокоширотной орбите станция, а, следовательно, и космонавты, будет подвергаться более высокому уровню воздействия космической радиации.
Чтобы избежать длительного воздействия радиации на экипаж, новая станция будет не обитаемой, а посещаемой, то есть часть времени РОСС станет работать в беспилотном режиме. Станция РОСС будет представлять собой роботизированный комплекс, работа которого в отсутствие экипажа станет управляться искусственным интеллектом. Также новая отечественная орбитальная станция будет являться частью инфраструктуры для осуществления полётов на Луну и станет решать задачи по разработке технологий в интересах лунной программы.
Развертывание Российской орбитальной служебной станции начнется в 2026 году с базового модуля НЭМ.
Окончание следует
Космос как ярмарка тщеславия или политика будущего? — Клуб «Валдай»
Мораль и право
Космос как ярмарка тщеславия или политика будущего?
© РИА Новости
2021 год стал реальным прорывом в коммерческих полётах в космос. Какой на этом фоне должна быть оптимальная стратегия по освоению космоса дальше? Какие цели ставить – и нужно ли России ставить новые амбициозные цели для космоса? Над этими вопросами предлагает задуматься Олег Барабанов, программный директор Валдайского клуба.
Освоение космоса стало уже привычным для человечества. 2021 год стал знаковым в этом отношении. 12 апреля исполнилось 60 лет со дня полёта Юрия Гагарина – первого полёта человека в космос. Это событие, заметим, важно не только само по себе, но и как важнейшая доминанта политики исторической памяти в современной России. Сейчас, в ноябре, исполняется 21 год со дня первой «номерной» постоянной экспедиции на Международную космическую станцию. Теперь, впрочем, говорят о её скором закрытии и переходе к чему-то новому. Так что здесь круглых юбилеев на действующей станции, возможно, уже не будет.
Помимо этих исторических дат, 2021 год стал реальным прорывом в частных, коммерческих полётах в космос. Здесь, с одной стороны, мы наблюдали подобие «гонки вооружений» между несколькими западными миллиардерами (Илон Маск, Джефф Безос, Ричард Брэнсон), каждый из которых активно продвигал свои проекты. С другой стороны, это гонка превратилась практически в ярмарку тщеславия по поводу того, кто из них первым запустит свой частный экипаж. Стоило только Джеффу Безосу анонсировать первый пилотируемый суборбитальный полёт своего космического корабля New Shepard на 20 июля 2021 года, как Ричард Брэнсон объявил, что его суборбитальный космоплан (spaceplane) Virgin Galactic Unity – полетит с частными de facto пассажирами раньше – 11 июля. Оба полёта прошли в намеченный срок, и т. о. Брэнсон стал первым.
Здесь надо отметить, что Virgin Galactic уже запускала раньше свои космопланы, но только с пилотами, управляющими ими (один раз, в 2019 году, помимо пилотов de facto пассажиром была начальница Virgin Galactic, отвечающая за «работу с астронавтами»). Сейчас же впервые, помимо двух пилотов, в космоплане Брэнсона было четверо de facto пассажиров – все начальники Virgin Galactic (хотя de jure все они выполняли некие функции по изучению космоплана в полёте). Смотря на то, как во время прямой трансляции вся четвёрка радостно кувыркалась в невесомости в те несколько минут, когда космоплан был вне зоны притяжения Земли, невольно думаешь о том, что, видимо, в этом и заключались их уставные задачи в полёте.
Вопрос этот, впрочем, весьма важен. Государственный регулятор в США – Федеральная авиационная администрация (Federal Aviation Administration) – присваивает уже пару десятилетий официальное звание «Коммерческого астронавта» (Commercial Astronaut) – за полёты в космос, не связанные с государственными программами НАСА. Но ранее это звание присуждалось пилотам космопланов, которые выполняли реальную работу по управлению ими. Будут ли присуждать это звание пассажирам, пока вопрос. Поэтому определение для каждого de facto пассажира неких полётных заданий, хотя и вызывает иронию, имеет свои резоны. Хотя, понятно, что эти резоны – тоже из ярмарки тщеславия. Пока же и Virgin Galactic Брэнсона, и Blue Origin Безоса выдали свои корпоративные знаки астронавтов всем летавшим.
Россия и глобальные риски
Космическое право. Version 2.0?
Эмиль Сайфуллин
На наших глазах происходит создание новой версии международного космического права, и причиной тому является начавшаяся гонка за обладание космическими ресурсами. О том, какие риски в себе несёт этот процесс, кто является главным выгодоприобретателем и каковы должны быть действия России, пишет Эмиль Сайфуллин, сотрудник Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ, эксперт РСМД.
Мнения экспертов
Безос, впрочем, хотя и полетел вторым, но, в отличие от Брэнсона, превысил международную границу космоса в 100 километров, определяемую Международной авиационной федерацией (Fédération Aéronautique Internationale, FAI). Брэнсон же на своём космоплане не достиг этой высоты, а преодолел только границу в 50 миль (80 километров), определяемую как границу космоса только в США и НАСА. Кроме того, если de facto пассажиры Брэнсона, как было отмечено все были высокопоставленными начальниками его компании, то Безос поступил иначе. Он взял в полёт своего брата, одно место продал на аукционе за 28 миллионов долларов (потом была смутная и недосказанная история, как победитель аукциона решил перенести свой полёт и вместо него полетел 18-летний голландский студент, ставший самым молодым в истории человеком в космосе; из пресс-релизов непонятно, впрочем, платил ли за этот полёт его отец). Но самым позитивным в выборе Безосом экипажа стало предложение им четвёртого места 82-летней американской лётчице Уолли Функ (Wally Funk), которая на рубеже 1950-60-хх гг. входила в контрольную женскую группу лётчиц, которую в ходе предполётных испытаний НАСА сопоставляли с мужчинами-кандидатами в космический полёт. Никто из этих женщин тогда не полетел (кроме Функ, к 2021 году была в живых ещё только одна участница тех испытаний), и сейчас этот жест Безоса совершенно оправданно стал восстановлением исторической справедливости и символическим преодолением дискриминации женщин в космосе. Так что по составу de facto пассажиров Безос выглядел позитивней Брэнсона. В октябре 2021 года Безос отправил свой корабль New Shepard во второй полёт с de facto пассажирами («богатыми и знаменитыми»). Брэнсон же объявил глобальную бесплатную лотерею, победитель которой получит два места на будущий полёт. И эта лотерея, судя по социальным сетям, довольно популярная в мире, может перенести PR-позитив уже в пользу Брэнсона.
Но осенью 2021 года и Брэнсона, и Безоса вновь обогнал Илон Маск. Надо отметить, что его космический корабль Crew Dragon, в отличие от кораблей Безоса и Брэнсона, способен выполнять орбитальный полёт и с 2020 года уже используется по доставке экипажей на Международную космическую станцию. Но в сентябре 2021 года корабль Маска впервые был использован для полностью частного орбитального полёта на трое суток, который возглавлял миллиардер Джаред Айзекман (Jared Isaacman) и никто из четырёх участников которого не проходил до объявления состава тренировок по подготовке к космическому полёту. Разница между тремя минутами и тремя днями в невесомости вполне очевидна, и сейчас пальма первенства в частных полётах, несомненно, принадлежит Маску.
Общая мораль из всего вышеизложенного такова. С одной стороны, хорошо, когда в мире находятся миллиардеры, которые строят космические корабли, а не покупают яхты и футбольные клубы. Это, несомненно, двигает вперёд и космическую индустрию, и глобальный общественный интерес к космосу. С другой стороны, ярмарка тщеславия вокруг этой новой космической гонки тоже вполне очевидна. К тому же гонка частных полётов снизила тот героический ореол, который традиционно сложился вокруг космонавтов, – что это абсолютно особые сверхлюди, прошедшие годы тяжелейших тренировок и выдержавшие огонь и воду. Теперь же ясно, что если у тебя есть уйма денег или если тебе повезёт (в лотерею или по тем или иным гуманитарным причинам), то космос тебе открыт и безо всякой спецподготовки. Ореол Гагарина на фоне этого, согласимся, меркнет.
Да, космические туристы были и раньше. Роскосмос в 2001–2009 годах отправлял в космос семерых человек за деньги (одного – дважды). Летали в космос по политическим причинам и высокопоставленные чиновники (американский сенатор или российский бывший помощник президента). Однако так или иначе все они проходили стандартную (надеемся) предполётную подготовку. Но сейчас надо отметить, что частный космос становится принципиально более открытым. Понятно, что пока за огромные деньги, но с течением времени ситуация будет меняться. В этом контексте следует воспринимать и то, что осенью 2021 года Россия отправила в космос актрису и кинорежиссёра для съёмок фильма. Впрочем, и первые лётчики самолётов, и первые машинисты паровозов тоже воспринимались чуть ли не сказочными героями. И позволить себе авиаполёты в качестве пассажира могли тоже только очень богатые. А затем авиация стала массовой. 2021 год стал рубежом для того, чтобы массовым в конце концов стал и космос. И ведь никто сейчас не ведёт списков полетавших на самолётах. Таких многие миллионы, если не миллиарды. И списки астронавтов (в контексте вышеизложенных усилий попасть в официальный список коммерческих астронавтов) тоже в один прекрасный день могут перестать заполняться.
В этом контексте немаловажен вопрос, каковой должна быть оптимальная стратегия по освоению космоса дальше. Какие цели ставить? Возобновление пилотируемых полётов на Луну? Пилотируемый полёт на Марс? Несомненно, это продвинет технический прогресс вперёд. Несомненно, это будет стоить очень дорого. И несомненно, что это снова станет ярмаркой тщеславия. В этом контексте не так уж и банален вопрос, а нужно ли России ставить новые амбициозные цели для космоса. Эта дилемма – технический прогресс и национальная гордость vs дороговизна и ярмарка тщеславия – не так проста для однозначного ответа. Будет ли первым человеком на Марсе россиянин или иностранец – так ли это важно для нашего общества? Гагарин в политике исторической памяти оказался очень важен. Но значим ли этот фактор сейчас для Марса?
В этом контексте выбора будущих стратегий не следует также отрицать и того, на наш взгляд, покровительственно-снисходительного отношения к современным космическим проектам крупных развивающихся стран (в первую очередь, Китая и Индии), которое порой можно наблюдать у нас в России. При всей значимости и масштабности китайской космической программы, все в России понимают, что то, что китайцы делали в космосе в 2000–2010-х годах, мы, в советский период, уже давно прошли в 1960–1970-е годы. Первый пилотируемый полёт, первая космическая станция, первая женщина на орбите – все эти современные успехи китайского освоения космоса – для постсоветского наблюдателя кажутся лишь не более чем воспроизведением нашей программы 50-летней давности. А то, что китайские космические корабли внешне удивительно похожи на советские, а также тот факт, что сразу несколько российских граждан были осуждены за государственную измену за передачу космических технологий китайцам, позволяет для многих относиться к китайской космической программе как к запоздавшему на 50 лет простому копированию советских проектов. То же относится к китайскому и индийскому освоению Луны – их луноходы, пусть по-другому и называемые, пытались с разной степенью успеха бороздить в последние годы её просторы. Но наш советский луноход бороздил их ещё 50 лет назад – в 1970 г. Поэтому пусть копируют и бороздят, ничего особенного.
Вопрос лишь в том, что начав свои космические программы на 50 лет позже нас, эти и другие страны могут быстро догнать нас и выйти вперёд. Будет ли это восприниматься нами только лишь как ярмарка тщеславия? Что-то мне говорит, что нет. Эпоха Международной космической станции через несколько лет, по всей видимости, закончится. Начнётся эпоха новых проектов. Американцы вместе с рядом других стран уже формируют новое космическое соглашение «Артемида» (Artemis), направленное на свободу будущей коммерческой эксплуатации ресурсов Луны и других космических тел. О юридической амбивалентности этого соглашения уже писали
эксперты Валдайского клуба. Будет ли Россия включаться в эту новую космическую гонку, повторим, очень дорогую и, несомненно, тщеславную. Или же всё, что у нас останется – это память о Гагарине?
Будущее космоса в международной политике. Экспертная дискуссия
27.10.2021
Данный текст отражает личное мнение автора, которое может не совпадать с позицией Клуба, если явно не указано иное.
космос
космическая гонка
конкуренция
Распечатать
Опубликовать в блоге
Опубликовать в блоге
В клубе «Валдай» состоится экспертная дискуссия, посвящённая президентским выборам в Бразилии
03. 10.2022
Валдайский клуб обсудит новую модель отношений России и Турции в условиях кризиса международного порядка
03.10.2022
Стратегическое партнёрство России и Китая в условиях европейского кризиса
06.09.2022
О работе Клуба «Валдай» в соцсетях и видеохостингах
14.03.2022
«Мать-защитница» и слабость политического класса: как поведут себя «правые» во главе Италии?
05.10.2022
Выборы в Италии: можно ли голосовать не так, как надо
05.10.2022
Следующий российский космический корабль: альтернатива НАСА CEV
План России предусматривает доставку шестиместного космического корабля «Клипер» к МКС с помощью буксира «Паром».
(Изображение предоставлено РКК «Энергия».)
В то время как НАСА готовится снова отправить людей на поверхность Луны, Россия также разрабатывает свои собственные планы будущих пилотируемых космических полетов.
Российский проект «Клиппер» по разработке шестиместного космического корабля для доставки астронавтов на околоземную орбиту и, возможно, за ее пределы, в некотором смысле является ответом Российского Федерального космического агентства на пилотируемый исследовательский корабль НАСА (CEV).
«Мы начинаем проектировать эту новую транспортную систему для поддержки Международной космической станции (МКС) после ее завершения», — сказал Николай Севастьянов, президент российского аэрокосмического подрядчика РКК-Энергия, во время недавней космической конференции, на которой программа была обсуждалось.
Согласно проектам РКК-Энергия, крылатый пилотируемый корабль «Клиппер» должен стартовать на российской ракете-носителе «Союз-2-3» и стать сердцем потенциального корабля, направляющегося на Луну или Марс. Отдельные грузовые отсеки также могли запускаться на отдельной ракете «Союз». И корабль Clipper, и грузовые отсеки будут отбуксированы на МКС.
Внешнее участие в проекте Европейского космического агентства (ЕКА) приостановлено после того, как на этой неделе министры ЕКА решили не финансировать двухлетнее исследование «Клипер» с Федеральным космическим агентством стоимостью 59,8 млн долларов (51 млн евро).
В прошлом месяце, однако, представители Федерального космического агентства заявили, что они ожидают, что в 2006 году российское правительство инвестирует в Федеральное космическое агентство до 795 миллионов долларов (23 миллиарда рублей), из которых будут получать средства программа Clipper и другие программы. По словам официальных лиц ЕКА, японские космические чиновники также обсуждают, присоединиться ли к работе над Clipper.
Хотя у ЕКА в настоящее время нет планов присоединиться к российской программе Clipper, представители агентства заявили, что такой альтернативный доступ к МКС будет ценным инструментом. Космические челноки НАСА и российские корабли «Союз» в настоящее время являются единственными космическими кораблями, способными доставлять людей на станцию.
«Наличие более чем одной транспортной системы обеспечивает надежность, которая имеет большое преимущество перед зависимостью от одной системы», — сказал Алан Тиркеттл, глава Управления пилотируемых космических полетов, микрогравитации и исследований ЕКА, который подробно описал Clipper во время ноябрьской конференции. «Мы хотели бы получить независимый способ получить доступ к Международной космической станции (МКС)».
Тиркеттл сообщил SPACE.com , что если официальные лица ЕКА позже решат присоединиться к программе Clipper, участие позволит европейским астронавтам гарантированный доступ на МКС вместо того, чтобы требовать покупки или обмена места на борту корабля «Союз».
Многоцелевая система
Подобно нынешнему космическому видению НАСА, которое разделяет экипажи астронавтов и груз на две ракеты-носителя, которые сближаются на орбите, российская программа Clipper также разделена на работу с двумя ракетами.
Но вместо двух разных пусковых установок, необходимых для текущего плана НАСА по исследованию Луны, представители России и ЕКА рассчитывают запустить экипаж и груз на различных вариантах ракеты «Союз 2-3».
«Это действительно сквозная космическая система, а не просто транспортное средство», — сказал Тиркеттл, добавив, что текущие планы предусматривают запуски «Клипера» с ветеранской стартовой платформы на космодроме Байконур в Казахстане или европейского Гвианского космического центра в Куру. Французская Гвиана.
По данным ЕКА и РКК-Энергия, «Клипер» не сможет самостоятельно добраться до МКС.
Вместо этого планируется, что космический буксир «Паром» спустится с космической станции, зафиксирует корабль с экипажем, а затем отбуксирует его к причалу на российском сегменте МКС.
Косм платформе, сказал Тиркеттл.
Российские космические чиновники надеются, что Clipper снизит стоимость полета на МКС и уменьшит нагрузку на пассажиров за счет снижения перегрузки во время запуска, чтобы стимулировать космический туризм и исследования.
«Если мы выполним эти требования, то на МКС смогут попасть не только профессиональные космонавты и астронавты различных космических агентств, но и исследователи», — сказал Севастьянов. «Только настоящие исследователи смогут проводить космические эксперименты с должной точностью».
«Клипер» будет иметь своего рода теплозащитный экран для защиты во время огненного входа в атмосферу во время спуска, но окончательное решение еще предстоит принять, заявили российские космические чиновники.
— Это не будет система тепловой защиты, которую мы использовали на корабле «Союз», — сказал Севастьянов. «Мы собираемся принять [будущее] решение, использовать плитку или нет».
Нынешние космические корабли «Союз-ТМА» используют абляционное покрытие для отражения обжигающего тепла при входе в атмосферу, в то время как шаттлы НАСА облицованы термостойкой плиткой и армированными углерод-углеродными панелями.
Стремление выше
В то время как самым большим преимуществом планируемой Россией системы Clipper будет доставка людей на орбиту, российские космические чиновники надеются, что этот аппарат может оказаться более гибким для более высоких исследовательских миссий.
«Клиппер также может поддерживать исследование Луны», — сказал Тиркеттл, добавив, что пилотируемый корабль может соединиться с лунным посадочным модулем и грузовым кораблем на околоземной орбите, как и в плане CEV НАСА. «Концепция может быть даже направлена на то, чтобы пойти гораздо дальше».
В одной из концепций РКК-Энергия Клипер образует хаб, окруженный солнечными батареями, двигательными установками и другим оборудованием, предназначенным для полета на Луну или межпланетного полета.
«Мы начинаем смотреть на Луну как на источник топлива», — сказал Севастьянов, имея в виду, почему люди должны выходить в космос. «Возможно, сейчас это научная фантастика, но нам нужно начать двигаться в этом направлении».
Присоединяйтесь к нашим космическим форумам, чтобы продолжать обсуждать последние миссии, ночное небо и многое другое! А если у вас есть новость, исправление или комментарий, сообщите нам об этом по адресу: [email protected].
Тарик является главным редактором Space. com и присоединился к команде в 2001 году, сначала в качестве стажера и штатного писателя, а затем в качестве редактора. Он освещает полеты человека в космос, исследования и космическую науку, а также наблюдение за небом и развлечения. Он стал управляющим редактором Space.com в 2009 году и главным редактором в 2019 году.. До прихода в Space.com Тарик был штатным репортером The Los Angeles Times, освещая вопросы образования и жизни города в Ла-Хабре, Фуллертоне и Хантингтон-Бич. Он также является разведчиком-орлом (да, у него есть значок за заслуги перед космическими исследованиями) и четыре раза ездил в космический лагерь в детстве и пятый раз во взрослом возрасте. Он имеет степень журналиста Университета Южной Калифорнии и Нью-Йоркского университета. Чтобы увидеть его последний проект, вы можете следить за Тариком в Твиттере.
|
|
Астрономия: приквел к полету в космос На протяжении многих веков идея космических путешествий формировалась вместе с улучшением понимания человечеством Вселенной. Прежде чем летательные аппараты смогли попытаться избежать земного притяжения, поколения астрономов строили реалистичную сцену для исследования космоса, а их инструменты служили самыми ранними инструментами космических исследований. | |
После тысячелетий мечтаний, столетий научных исследований и десятилетий инженерных экспериментов космическая эра началась в 1957 с запуском первого искусственного спутника Земли. Спутник: Советский спутник проекта | Спутник-2: Миссия Лайки | Спутник-3: Многоцелевая орбитальная научная лаборатория | |
Горячий Белка и Стрелка Миссия Восток Валентина Терешкова Восход Восход-2 Союз 7К-Л1 (Зонд) Союз-1 ЛК Авиакатастрофа «Союз-11» Щит-2 Буран БТС-002 ГЛИ Мир Клипер Паром Федерация ОПСЕК Надувные лодки ВШОС ТГК ПГ Стыковка Окололунная станция РОС LOS на базе NEM Инсайдерский контент
| Советский Союз был пионером в освоении космоса, отправив первых пилотируемых ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРОЕКТЫ
Многоразовый
Союз
7К-ОК: Оригинальный Союз
Миссия на Марс: российские планы пилотируемой экспедиции на Красную планету (1960-е-1990-е годы) Первые космические станции (серия «Салют», 1969-1985 )
Программа военной космической станции «Алмаз»:
Сухогруз «Прогресс» серии
ЛКС: Владимира Челомея Спиральный орбитальный аппарат | Техническое описание спирали Буран: Программа многоразового корабля «Энергия-Буран» (1974-1993)
Космическая станция «Мир»: Космический самолет «Клипер»: исследование многоразового орбитального корабля на замену «Союз » (2000–2006 гг. ) Доработка ТКС: Предложения по доработке КА ТКС предприятия Хруничева (2005-2009) ПОЛЕТ СЕГОДНЯ Международный Хронология МКС
Серия Российский сегмент МКС
Американский сегмент МКС
Европейский сегмент МКС
ПЛАНЫ НА БУДУЩЕЕ Стратегия пилотируемой космонавтики России на 2010-е годы
Будущие модули российского сегмента МКС:
Автомобиль грузовой повышенной грузоподъемности ТГК ПГ
Российская орбитальная станция, РОС, проект на смену МКС
Российская боевая машина нового поколения ПТК Орел (ранее Федерация): ПТК Орел исполнение:
ПТК Орел История развития:
НОВИНКА, 17 декабря: Вариант ПТК-М (ИНСАЙДЕРСКОЕ СОДЕРЖИМОЕ)
Извлекаемое сухогрузное судно «Прогресс» Орбитальный буксир «Паром» Российская лунная орбитальная станция, ЛОС
Миссии к точкам Лагранжа Vision for Space Exploration, VSE: программа НАСА по пилотируемой лунной базе, в которой могут участвовать международные партнеры, в том числе Россия
Предлунные шлюзы (также известные как Международная пилотируемая платформа) История:
Модули и основные компоненты:
Системы и операции:
Российский комплекс спуска и подъема Луны, ЛВПК
Лунный транспортный корабль «Ривок» (ИНСАЙДЕРСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ) Россия рассматривает возможность сотрудничества с Китаем в области пилотируемых космических полетов (ИНСАЙДЕРСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ)
|
ПЛАНЕТАРНЫЙ КА | |
Горячий Лунные миссии Луна-9 Луна-Ресурс Луна-Грунт Лунный Полигон 5М Фобос (Фобос) Фобос-Грунт Лаплас Апофис Интергелио-Зонд Возврат образца Марса Экспедиция-М Венера-Д в 2021 году | ВНУТРИ ГЛУБОКИЙ КОСМОС Как Российская программа беспилотных освоений планет на 2013 год Российская программа беспилотных освоений планет в 2014 году ПОЛЕТЫ РОБОТОВ НА ЛУНУ Исторические миссии: Луна-1 Луна-9 Луна-10 Луна-13 Луна-24 Планы на будущее: Луна-Глоб (Происхождение проекта) Луна-Ресурс (Происхождение проекта)
Переосмысление лунных планов России в 2012 году
Луна-Грунт
Лунный Полигон ПОЛЕТЫ РОБОТОВ НА МАРС ИСТОРИЧЕСКИЕ МИССИИ: Зонд-2 Марс-69 Проект возврата образцов 5M Mars
Фобос (Фобос) Марс-96 Фобос-Грунт (Фобос-Грунт) ВЫЛЕТ СЕГОДНЯ: Домашняя страница ExoMars
ПЛАНЫ НА БУДУЩЕЕ: Миссия марсохода «ЭкзоМарс»
Фобос-Грунт-2 (Бумеранг) Марс-NET Возврат образца Марса
ПОЛЕТЫ РОБОТОВ НА ВЕНЕРУ Исторические миссии: Венера-7 Венера-72 №671 (Космос-482) Венера-9 Планы на будущее: Венера-Д
РОБОТОЛОГИЧЕСКИЕ МИССИИ ЗА МАССА И ВЕНЕРУ Исторические миссии: 3МВ (Зонд) пр. Планы на будущее: Миссия «Интергелио-Зонд» по исследованию нашего Солнца Солнечно-парусный полет «Солнечный Парус» Миссия Лаплас к Юпитеру и его спутникам Миссии на Меркурий Миссии к кометам и астероидам
|
Горячий ММКК Инсайдерский контент ЭКС (Тундра) Барс-М
Персона Гео-ИК-2 ГЛОНАСС-К | ВОЕННЫЕ СПУТНИКИ Подавляющее большинство
Серия
|
Горячий Resurs-P Kanopus series
Elektro-L
Luch-5A | БИЗНЕС В КОСМОСЕ: прикладные и коммерческие спутники Хотя Спутники дистанционного зондирования: Состояние спутниковых систем ДЗЗ в 2019 году (ИНСАЙДЕРСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ)
Связь
|
НАУЧНЫЙ КОСМИЧЕСКИЙ КОРАБЛЬ | |
Горячий VOZVRAT-MKA BION Платформа KARAT SPEKTR-RG SPEKTR-uft | КОСМИЧЕСКИЕ ЛАБОРАТОРИИ: Научные спутники самый первый спутник, запущенный СССР в 1957 году, помог продвинуться Спутник для картирования звездного неба Astrometria АВОС Домашняя страница проекта Бион
Астрономический спутник COROT Космос-1 Материаловедческий спутник «Фотон» Фотон-М4 спутник Гайя Домашняя страница платформы Карат (МКА-ФКИ)
Компас Коронас-Фотон Ломоносов (он же Михайло Ломоносов) Платформа навигатора Обсерватория Спектр-Р (Радиоастрон)
Спектр-РГ (Рентген) Рентгеновская обсерватория
Проект Проект Ультрафиолетовая обсерватория «Спектр-УФ» Орбитальная обсерватория «Спектр-М» (Миллиметрон) Зонд ВКЗ Возврат-МКА
|
Россия планирует покинуть Международную космическую станцию после 2024 года : NPR
Россия планирует покинуть Международную космическую станцию после 2024 года НАСА и другие международные партнеры надеются сохранить работу космической станции до 2030 года. сосредоточится на строительстве собственного орбитального аванпоста.
Пространство
Ассошиэйтед Пресс
Командир американского космического корабля «Шаттл» Терренс Уилкатт (справа) и командир «Мира» Анатолий Соловьев обнимаются после открытия люков между космическим шаттлом «Индевор» и российской космической станцией «Мир» в субботу, 24 января 1998 г., на этом телевизионном изображении.
НАСА через AP
скрыть заголовок
переключить заголовок
НАСА через AP
Командир американского космического корабля «Шаттл» Терренс Уилкатт (справа) и командир «Мира» Анатолий Соловьев обнимаются после открытия люков между космическим челноком «Индевор» и российской космической станцией «Мир», суббота, 24 января 1998 г. , на этом телевизионном изображении
НАСА через AP
МОСКВА — Россия выйдет из Международной космической станции после 2024 года и сосредоточится на строительстве собственного орбитального аванпоста, заявил во вторник новый космический руководитель страны на фоне высокой напряженности между Москвой и Западом из-за боевых действий на Украине.
Юрий Борисов, назначенный в этом месяце руководителем государственного космического агентства «Роскосмос», заявил во время встречи с президентом Владимиром Путиным, что Россия выполнит свои обязательства перед своими партнерами до того, как уйдет.
«Принято решение покинуть станцию после 2024 года», — сказал Борисов, добавив: «Я думаю, что к тому времени мы начнем формировать российскую орбитальную станцию».
Заявление Борисова подтвердило предыдущие заявления российских космических властей о намерении Москвы покинуть космическую станцию после 2024 года, когда истечет срок действия действующих международных договоренностей о ее эксплуатации.
НАСА и другие международные партнеры надеются, что космическая станция будет работать до 2030 года, в то время как русские неохотно берут на себя обязательства после 2024 года.
НАСА не предоставило немедленных комментариев.
Члены экипажа Международной космической станции американский астронавт Джозеф Акаба (слева) и российские космонавты Геннадий Падалка и Сергей Ревин сидят в капсуле «Союз» вскоре после приземления недалеко от города Аркалык на севере Казахстана 17 сентября 2012 года.
г.
Шамиль Жуматов/AP
скрыть заголовок
переключить заголовок
Шамиль Жуматов/AP
Члены экипажа Международной космической станции Американский астронавт Джозеф Акаба (слева) и российские космонавты Геннадий Падалка и Сергей Ревин сидят в капсуле «Союз» вскоре после приземления недалеко от города Аркалык на севере Казахстана, 17 сентября 2012 года.
Шамиль Жуматов/AP
Космическая станция находится в совместном управлении космических агентств России, США, Европы, Японии и Канады. Первая часть была выведена на орбиту в 1998 году, и аванпост постоянно обитали в течение почти 22 лет. Он используется для проведения научных исследований в условиях невесомости и проверки оборудования для будущих космических путешествий.
Обычно экипаж состоит из семи человек, которые проводят месяцы на борту станции, находящейся на расстоянии около 250 миль от Земли. Сейчас на борту трое россиян, трое американцев и один итальянец.
Комплекс длиной примерно с футбольное поле состоит из двух основных секций, одной из которых управляет Россия, другой — США и другие страны. Не сразу было ясно, что нужно будет сделать с российской стороной комплекса, чтобы продолжать безопасно эксплуатировать космическую станцию после ухода Москвы.
Заявление России наверняка вызовет слухи о том, что оно является частью маневра Москвы, направленного на снятие западных санкций в связи с конфликтом на Украине.
Предшественник Борисова Дмитрий Рогозин в прошлом месяце заявил, что Москва может принять участие в переговорах о возможном продлении работы станции только в том случае, если США снимут санкции против российской космической отрасли.
Поскольку компания Илона Маска SpaceX теперь доставляет астронавтов НАСА на космическую станцию и обратно, Российское космическое агентство потеряло важный источник дохода. В течение многих лет НАСА платило десятки миллионов долларов за место за поездку на станцию и обратно на борту российских ракет.
Несмотря на напряженность вокруг Украины, НАСА и Роскосмос в начале этого месяца заключили соглашение о том, что астронавты продолжат летать на российских ракетах, а российские космонавты будут доставляться на космическую станцию с помощью SpaceX, начиная с этой осени. Но полеты не будут связаны с обменом денег.
Соглашение гарантирует, что на космической станции всегда будет по крайней мере один американец и один русский на борту, чтобы обеспечить бесперебойную работу обеих сторон аванпоста, по словам НАСА и российских официальных лиц.